Какой размер штор на окно 3 метра. Правильный размер окна. Конструктивные особенности окон
Вы приняли решение самостоятельно сшить шторы в комнату? Тогда вам потребуются их точные размеры. И сегодня мы поговорим о том, как правильно их получить. Как рассчитать ширину штор, их длину, учесть дополнительные нюансы. Дело это вовсе не сложное, и начинающим дизайнерам пугаться совершенно нечего.
Как измерить высоту?
Высота изделия определяется путем измерения расстояния между полом и крючками карниза. Сделайте не меньше трех замеров в разных местах, чтобы исключить кривизну как пола, так и потолка. Если получившиеся цифры совпадают, то ваш потолок, как и пол, достаточно ровный. Если размеры различаются, отметьте каждый результат. Придется вести расчёт раздельно для каждого из измерений.
От зафиксированного размера отнимите величину расстояния между нижним краем шторы и поверхностью пола. Оставшийся результат и составит искомую высоту шторного полотна.
Теперь о ширине
Такое дело, требует очень точного снятия мерок. Допустив погрешность в пару сантиметров, вы можете совершенно все испортить. Если вы решились на пошив штор в специализированном салоне, то знайте: за правильность предоставленных размеров вам предстоит поручиться собственной подписью. А ваша задача - проверить, чтобы оформляющий заказ сотрудник правильно записал указанные вами мерки в бланк с данными.
Если размер готового изделия вас не устроит, то поменять "габариты" можно будет лишь путем оформления нового заказа за отдельную плату.
Нестандартные варианты
Чтобы избежать подобных досадных недоразумений, следует усвоить пару несложных правил, по которым снимаются подобные мерки. Прежде всего, начать нужно с Без этого вы не получите ни одного точного размера. Если выбранная вами модель штор обладает переменной высотой (типа фасона "арка"), отмечать следует не менее двух высот - верхнего подъема и нижнего края. Желательно добавить к ним несколько промежуточных измерений.
Бывает, что карнизы над окнами устанавливаются наклонно. Такой вариант можно встретить в загородных домах, или когда шьются шторы в комнату мансардного типа, а также при оформлении лестниц. В этом случае потребуются величины высот по верхнему и нижнему уровням каждого из карнизов, а также их длины по прямой и в горизонтальной проекции. В случае, когда карниз изогнут в виде арки, потребуется изготовить для него отдельное лекало.
Отправляемся за тканью
Следующий шаг при самостоятельном пошиве штор - расчёт необходимого количества ткани. Прежде всего, определитесь с выбором материала и уточните конкретную его ширину. Придя в магазин, вы обнаружите, что тюль для штор, как и существуют шириной от 1,4 до 1,6 метров (в среднем полтора метра). Другой вариант - высота от 2,7 до 3,2 м (в среднем 2,8 м).
При раскрое второй формат более экономичен, поэтому дизайнеры в большинстве своем выбирают именно его. К тому же большинство пышных и объемных элементов не получится выкроить из ткани при недостаточной ее ширине. Поэтому в наших расчётах будем ориентироваться на высоту около 2,8 м.
Ориентируемся на карниз
Главная мерка, которая понадобится нам при определении количества ткани, - ширина нашего карниза. Если облюбованный материал обладает крупным рисунком и высокой плотностью, вполне достаточно ширины, в полтора раза превышающей размер карниза. То есть его длину мы умножаем на 1,5.
Так, при трехметровом карнизе нам потребуется четыре с половиной метра ткани. Данный вариант - наиболее экономичный, но, к сожалению, не самый красивый и эстетичный. Гораздо элегантнее смотрятся шторы, оформленные складками виде банта или красиво собранные, при этом применяется специальная шторная тесьма.
Если вы хотите объемные шторы
Минимум ткани, при котором возможна бантовая складка, - две ширины карниза. Но эффектнее всего вид окажется, если ширина его будет превышена в 2,5-2,7 раз. Соответственно, в приведённом выше примере (ширине карниза - 3 метра) нам потребуется около 8 метров ткани.
Если в ваших планах сборка ткани, для чего понадобится шторная тесьма, количество материала на нее уточните у консультанта в магазине. Но во всех случаях помните, что потребуется еще около 20 сантиметров для подгибания боковых швов, которые следует прибавить к просчитанному метражу.
Другие варианты штор
По приведённой выше схеме мы рассчитываем метраж ткани для пошива обычной теневой портьеры и внутренней тюлевой занавеси. Если нашим проектом предусмотрены ламбрекены, то каждый из его элементов потребует дополнительного расхода материала, который следует рассчитать отдельно и затем всё сложить.
Задача эта в данном случае достаточно сложная - как сшить шторы. Выкройки готовых изделий со всеми приведенными расчетами, предусмотренными для выбранной модели, пожалуй, станут оптимальным ее решением. Другой вариант - обратиться к специалисту-дизайнеру.
Намного проще те варианты штор, где подобных сложностей не предусмотрено. Например, когда выбранная модель относится к римским шторам или японским шторам-панелям. Если собирать свое изделие в складки мы не планируем, то берем одну ширину (либо высоту, когда речь идет о ткани шириной полтора метра) и увеличиваем на припуск для боковых швов.
О чем еще не забыть
Учесть здесь понадобится лишь один важный нюанс. В случае, когда выбранная ткань отличается ярким крупным принтом, при полутораметровой ширине понадобится подгонять рисунок аналогично наклейке обоев. В этом случае предстоит закупить дополнительное количество ткани.
Если нашей моделью предусмотрен с основой из клеевой ткани, то размер его в готовом виде с добавленными припусками для швов увеличивается на 20 или 30 см для посадки шторной ткани на клеевую.
Как рассчитать ширину штор и их длину при выбранном фасоне
Разумеется, прежде чем отмерять ткань, следует определиться с размером самого изделия. Штора может быть как до самого пола (не доходить до его поверхности примерно на 13 мм) или вровень с подоконником, а также ниже его уровня сантиметров на 8. Пока в наши измерения мы не включаем припуски на подгибку внизу и кулиску по верхнему краю.
Как рассчитать ширину штор? Ее определяем, как уже было сказано, ориентируясь на крайние боковые точки карниза. Следует предусмотреть небольшой припуск для захода одного полотна на другое в центре. Когда окно расположено в углу комнаты, при замере ширины придётся учитывать величину от угла до его края. Если это расстояние совсем маленькое (не более 20 см), то места для того, чтобы нормально раздвинуть шторы, явно недостаточно. Следует рассмотреть вариант с перебросом обоих полотен на другую сторону.
Понятие коэффициента пышности
Размеры штор в расправленном виде - еще не все. Подумайте над пышностью вашего будущего изделия. Она зависит от плотности выбранной ткани и фасона находящейся вверху кулиски. Если предполагаются узкие глубокие складки, на них уйдет от 3 до 3,5 величины ширины окна.
В целом ориентируйтесь на следующие цифры: коэффициент пышности для тканей плотного типа равен 2:1, в тканях со средней плотностью он чуть больше - 2,5:1. Ну а самые легкие ткани следует выбирать с коэффициентом 3:1, то есть брать ширину шторы в три раза большую, чем размер карниза.
Узор на ткани и кулиска
При определении необходимого количества ткани следует обязательно учесть повторы имеющегося на ней рисунка, фасон верхней кулиски и все необходимые припуски для подгибов. Величина узора зависит от его повторяемости и лежит в границах между соседними одинаковыми элементами. Она может быть указана на талоне, содержащем описание ткани. Если же такой информации нет, высчитать величину узора можно самостоятельно.
Для получения размера каждого из полотнищ к требуемой его длине следует прибавить по одной величине узора. Не забудьте про предусмотренную по верхнему краю изделия кулиску. Ширина ее может варьироваться в пределах от 2,5 до 20 см. Данную величину нужно увеличить вдвое и прибавить к рассчитанной длине нашего полотна.
Например, при десятисантиметровой ширине кулиски общий следует увеличить на 20 см. Для выкраиваемой отдельно кулиски ее длину следует взять равной суммарной ширине всего изделия с добавлением на подгиб не менее 15 сантиметров.
Как видите, самостоятельный пошив штор несложного фасона, включая все необходимые измерения, подбор ткани с расчетом ее нужного количества и учет некоторых необходимых нюансов - дело совершенно не трудное, доступное и начинающей портнихе. Надеемся, наша статья помогла читателю немного сориентироваться в данном вопросе. Желаем всем успеха в освоении этого интересного и полезного занятия!
ШИФР УЧАСТНИКА
ЗАДАНИЯ
ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 2016 / 2017 УЧЕБНОМ ГОДУ11 класс.
Вопрос 1.
Какое противоречие можно усмотреть в слове ЖЕНИТЬБА с точки зрения его правописания?
Вопрос 2.
Запишите предложения, раскрывая скобки. Каким орфографическим правиломвы руководствовались, записывая предложения. Сформулируйте его.
1. Нельзя жить (в)(пол)сердца и работать (в)(пол)(силы).
2. Окно было (в)(пол)(метра) шириной.
3. Жарко было от русской печки (в)(пол)(избы).
Вопрос 3.
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.А) Мать любила и гордилась своим сыном. Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января. В) Мемориальный памятник установлен на площади. Г) С ним произошел неприятный инцидент.
Вопрос 4.
Укажите, чем, кроме состава, отличаются фразеологизмы, характеризующие
человека: божья коровка, птичка божья, божий одуванчик? А что у них общее?
Вопрос 5.
А.С.Пушкин в своих заметках «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения» писал:Шпионы подобны букве Ъ. Они нужны в некоторых только случаях, но и тутможно без них обойтиться, а они привыкли всюду соваться».
Вопросы и задания.
1. Какие случаи употребления ъ имел в виду поэт? Приведите примеры.
2. Как обошлись с буквой-«шпионом» Советское правительство и революционные рабочие и матросы в 1917-1918 годах?
Вопрос 6.
В 1985г. весь мир отмечал 800-летие «Слова о полку Игореве». Какое значение слова «СЛОВО» в названии этого произведения древнерусской литературы? Какой словарь может помочь нам найти правильный ответ?
Ответ.
Слово-разговор, беседа; речь, проповедь, сказание. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.-СПб., 1912-1915-Т.IV. – С.251.)Оценка.
Максимальный балл-10
Вопрос 7.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.
Вопрос 8.
Одинаково ли синтаксическое строение предложений каждой пары?
I. (1) Полезно читать книги. (2) Читать книги полезно.
II . (3) Люблю грозу в начале мая. (4) /«Ты любишь рано вставать?»/ –
«Люблю».
III. (5) С утра мелкий дождь. (6) Дождь с утра мелкий.
Вопрос 9.
Из какого словаря взяты следующие пары слов? Каковы принципы их выбора ирасположения? Для чего предназначены такие словари? Известны ли вам подобные словари?
1) ЯСНЫЙ - ТЕМНЫЙ (день). Ясный - мутный (взгляд, взор). Ясный -
туманный (пересказ).
2) ХОРОШИЙ - ПЛОХОЙ. ХОРОШИЙ - ДУРНОЙ. ХОРОШИЙ -
НЕХОРОШИЙ. ХОРОШИЙ - ХУДОЙ (разг.).
3) БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ. БЕЛО - ЧЕРНО.
БЕЛИЗНА - ЧЕРНОТА.
белеть(ся) - чернеть(ся) (см.).
белить - чернить (см.).
набело - начерно (см.).
обелять - очернять (см.).
обеление - очернение (см.).
Вопрос 10.
Лингвист М.Н. Петерсон в работах 20-х годов делил изменяемые самостоятельныеслова на «падежные», «родовые» и «личные».
1. Соотнесите приведённые ниже слова с одной из групп.
Ножницы, пять, знаете, добр, ходил, говорю, брошен, ты, кто, вдвоём, какой-то, где-то, чтобы, храбрый, Господи, бегающий, первый, этот, домой, идём.2. Какие слова нельзя соотнести ни с одной из выделенных групп? Почему? К
каким частям речи относятся данные слова?
Приложенные файлы
Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к
Выведоша новгородьци изъ Пльскова. Ярослава Ярославiча i посадиша его на столэ. а Василья выгнаша вонъ. i то слышавъ Олександръ отьць Васильевъ. поiде ратью к Новyгородy. iдyщю Олександрy съ многыми полкы. i с новоторжьци. срэте и ратишка с перевэтомь: постyпаи княже. братъ твоi Ярославъ побэглъ.
1. Сопоставьте три формы дательного падежа - Новугороду ,iдущю Олександру .
В чем различие их употреблений?
2. В каком значении употреблено слово столъ ? Как бы Вы объяснили появление этого значения?
3. К какой части речи относится форма срэте ? Как она связана с названием
праздника Сретение ? О т в е т.
Вызвали новгородцы из Пскова Ярослава Ярославича и посадили его на (новгородский) княжеский престол, а Василия прогнали вон. Услышав об этом, Александр, отец Василия, пошел войной к Новгороду. Когда Александр шел с многочисленными войсками и с новоторжцами, его встретил солдатик с изменническим доносом: «Иди вперед, князь, твой брат Ярослав уже убежал».
1. В сочетании к Новугороду Дат. пад. имеет значение направления движения, он оформляет обстоятельство места.Iдущю Олександру съ многыми полкы - так называемый оборот «Дательный самостоятельный», в которомОлександру выполняет роль логического подлежащего,iдущю – логического сказуемого.
2. В значении ‘престол, княжеский стол’. Это производное от глагола стлати , обозначало сиденье, трон.
3. Это глагол в форме 3-го лица, ед. ч. прошедшего времени (аориста). Значение ‘встретить’.Сретение - производное от этого глагола имя существительное, обозначает встречу.
Итого: 10 баллов.
Задания для проведения Олимпиады в 11 классе
Вопрос № 1
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.
В о п р о с.
Прочитайте отрывок из стихотворения В. Ф. Ходасевича (1886-1939) «Обезьяна».
1. В выделенной его части подчеркните все буквы, на месте которых в современном русском литературном языке возможно произношение звука [ы].
2. В другой части стихотворения найдите слово, в котором В.Ф.Ходасевич и его современники могли произносить звук [ы], а сейчас абсолютное большинство говорящих по-русски вследствие влияния орфографии на орфоэпию произносит совсем другой гласный. Опишите соответствующую позицию.
3. Приведите три примера слов, в которых произношение [ы] в той же позиции сейчас сохраняется в произношении большинства носителей русского языка несмотря на влияние орфографии.
Была жара. Леса горели. Нудно | И мнилось - хор светил и волн морских, |
|||||
Ветров и сфер мне музыкой органной |
||||||
Ворвался в уши, загремел, как прежде, |
||||||
В иные, незапамятные дни. |
||||||
И серб ушел, постукивая в бубен. |
||||||
Присев ему на левое плечо, |
||||||
Покачивалась мерно обезьяна, |
||||||
Огромное малиновое солнце, |
||||||
И пыльные листы сирени | Лишенное лучей, |
|||||
Жевала жадно... | В опаловом дыму висело. Изливался |
|||||
Тот нищий зверь мне в сердце оживил, | Безгромный зной на чахлую пшеницу. |
|||||
И в этот миг мне жизнь явилась полной, | В тот день была объявлена война. |
|||||
Была жара. Леса горели. Нудно | И мнилось - хор светил и волн морских, | |||||
Тянулось время. На соседней даче | Ветров и сфер мне музыкой органной | |||||
Кричал петух. Я вышел за калитку. | Ворвался в уши , загремел, как прежде, | |||||
Там, прислонясь к забору, на скамейке | В ины е, незапамятны е дни. | |||||
Дремал бродячий серб, худой и черный. | серб ушел, постукивая в бубен. | |||||
Серебряный тяжелый крест висел | Присев ему на левое плечо, | |||||
На груди полуголой. Капли пота | Покачивалась мерно обезьяна, | |||||
По ней катились. Выше, на заборе, | Как на слоне индийский магараджа. | |||||
Сидела обезьяна в красной юбке | Огромное малиновое солнце, | |||||
И пыльны е листы сирени | Лишенное лучей, | |||||
Же | В опаловом ды му висело. Изливался | |||||
вала жадно... |
||||||
Тот нищий зверь мне в сердце ожи вил, | Безгромны й зной на чахлую пше ницу. | |||||
И в этот миг мне жи знь явилась полной, | В тот день бы ла объявлена война | |||||
2. Это слово жара , в котором в соответствии с нормами старомосковского прозношения в первом предударном слоге после твёрдых шипящих согласных на месте буквыа произосился звук [ы]: [жырá].
3. Подобное произношение может сохраняться сейчас в словах жалеть, к
сожалению, лошадей, ржаной, жасмин.
О ц е н к а.
0,5 балла за каждый верно найденный звук; минус 0,5 балла за каждый неверно указнный звук (максимально 8 баллов). 2 балла за слово жара. По 1 баллу за каждый пример.
Итого: максимум – 13 баллов.
Вопрос № 2
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.
В о п р о с.
Запишите предложения, раскрывая скобки. Каким орфографическим правилом вы руководствовались, записывая предложения. Сформулируйте его.
1. Нельзя жить (в)(пол)сердца и работать (в)(пол)(силы).
2. Окно было (в)(пол)(метра) шириной.
3. Жарко было от русской печки (в)(пол)(избы).
Приведенные примеры иллюстрируют различие между наречиями, начинающимися с ВПОЛ- и сочетаниями предлога В с существительным с ПОЛ. Правило предписывает учитывать синтаксическую позицию слов: наречие занимает позицию обстоятельства, существительные именной части сказуемого или несогласованного определения. Существительные с ПОЛ пишутся слитно перед согласной и через дефис перед гласной буквой.
Верное написание: вполсердца, вполсилы, в полметра, в пол-избы.
О ц е н к а.
4 балла за правильное написание слов (по 1 баллу за каждое слово), 4 балла за правильную формулировку правила о противопоставлении наречий и существительных и 2 балла за правило о ПОЛ.
Итого: максимум 10 баллов.
современного русского литературного языка.
В о п р о с.
В словаре В. И. Даля мы находим следующую рекомендацию: Не пинай свиньи: свороб выступит. Что означаетсвороб ? Как вы понимаете смысл данной пословицы?
1. Свороб того же корня, что и глаголсвербить ‘чесаться, зудеть’. Словосвороб , соответственно, представляет собой отглагольное существительное с чередованием в корне е/о, что может означать как процесс, так и результат глагольного действия. Стало быть,свороб - это или чесотка как процесс, либо нечто, что могло бы быть её результатом - т.е. рана, раздражение и т.д. Именно последнее значение предполагается семантикой управляющего глаголавыступит .
2. Таким образом, общий смысл пословицы - предостерегающий: не связывайся с дурным, одно лишь общение с ним может изрядно навредить.
О ц е н к а.
5 баллов за этимологию слова свороб; 2 балла за указание на значение процесса / результата; 3 балла за понимание предостерегающего смысла текста.
Итого: максимум 10 баллов.
Вопрос № 4
Участники должны показать элементарную осведомленность в
происхождении и истории слов.
В о п р о с.
Что означает слово хобот в следующих предложениях:
1. Коркодилъ, род змиев, живет же и на сусе и в воде: глава василискова, хребет аки гребень; хоботъ змиевъ (XVII в.)
2. Когда змей своимъ страшнымъ хоботомъ старался меня ударить, то она [лошадь] прыгнувъ на оной топтала [его] своими ногами. Я очень скоро отрубилъ не только все шесть [его] головъ, но и страшный егохоботъ , въ которомъ онъ имелъ большую силу (XVIII в.)
3. Идти-то мне было версту не целу, а я изъ за ево какойхобот далъ. (Архангельский областной словарь).
Слово ХОБОТ в 1 и 2 примерах означает ‘хвост’, в 3 примере – ‘крюк, дуга, окружный путь’.
Исконно ХОБОТОМ называли нечто ‘отвислое, дугообразное, изогнутое’ , чем можно было что-либо схватить, цапнуть, укусить (ср.хабить ‘хапать, хватать, захватывать’).
В русском языке в прямом значении сохранились оба эти смысла (‘y слонов - мясистый нос, представляющий собою длинный трубообразный отросок’, ‘орган хватания и защиты в виде длинного придатка в передней части тела животных’); в приведенных примерах 1 и 2 также можно отметить идею ‘хватания’, так как крокодил
и шестиголовый змей могли использовать свои хвосты для защиты и нападения.
В переносных же значениях, которые активно использовались в русских диалектах (пример 3), часто представлена только идея дугообразности и изогнутости. (Сравни в русских диалектах: ХОБОТ ‘изгиб, дуга, кривой, изогнутый мыс, коса’; ‘вихор’, ‘согнутое дерево’, ‘крюк, окружный путь’, ‘хвост’, ‘шланг’, ср. также в чешском и словацком языках: chobot ‘бухта, залив’).
Таким образом, в представленных примерах значения слова ХОБОТ объединяет идея дугообразности и изогнутости .
См.: М.Фасмер, т. IV, П.Черных, т. II, О.Трубачев, ЭССЯ, т.8, Словарь В.И.Даля, т.IV, Словарь И.Срезневского, т. IV.
О ц е н к а.
1 балл за каждый пример. Итого: 3 балла. + 3 балла за объяснение. Итого: максимум 6 баллов.
10 КЛАСС Вопрос 1 Разговорным вариантом какого сочетания является форма чой-то в названии спектакля театра «Школа современной пьесы» «А чой-то ты во фраке?» (по рассказу А.Чехова «Предложение», режиссер И. Райхельгауз). Обоснуйте свой ответ. Укажите, какое нетипичное для русского языка сочетание звуков устраняется в таком произношении? Каким способом то же самое сочетание устраняется, например, в просторечном произношении слов океан и какао?
11 КЛАСС Вопрос 1 Прочитайте отрывок из стихотворения В. Ф.Ходасевича () «Обезьяна». 1. В выделенной его части подчеркните все буквы, на месте которых в современном русском литературном языке возможно произношение звука [ы]. 2. В другой части стихотворения найдите слово, в котором В.Ф.Ходасевич и его современники могли произносить звук [ы], а сейчас абсолютное большинство говорящих по-русски вследствие влияния орфографии на орфоэпию произносит совсем другой гласный. Опишите соответствующую позицию. 3. Приведите три примера слов, в которых произношение [ы] в той же позиции сейчас сохраняется в произношении большинства носителей русского языка, несмотря на влияние орфографии.
10 КЛАСС Вопрос 2 Чем объясняется разница в написании следующих слов, заимствованных из английского языка, где все они пишутся с двойными согласными? Блогер (blogger), спамер (spammer), рэпер (rapper), триммер (trimmer), диггер (digger), стоппер (stopper – "опорный полузащитник", футб.), глиссер (glisser), пропеллер, бестселлер, сеттер. Почему в слове программер/програмер (programmer) возможно колебание и написание этого слова до сих пор не кодифицировано? Написание слова рэпер кодифицировано совсем недавно (в Русском орфографическом словаре под ред. В. В. Лопатина). Традиционно в русском языке не только после мягких, но и после твердых согласных в заимствованных словах пишется буква е (каре, пюре, ретро, рейх). На основании какой закономерности в слове рэпер принято написание э, если известно, что оно встречается ещё в словах сэр, мэр, мэтр?
11 КЛАСС Вопрос 2 Запишите предложения, раскрывая скобки. Каким орфографическим правилом вы руководствовались, записывая предложения. Сформулируйте его и обоснуйте с исторической точки зрения. 1. Нельзя жить (в)(пол)сердца и работать (в)(пол)(силы). 2. Окно было (в)(пол)(метра) шириной. 3. Жарко было от русской печки (в)(пол)(избы).
11 КЛАСС: Вопрос 4 Что означает слово хобот в следующих предложениях: 1. Коркодилъ, род змиев, живет же и на сусе и в воде: глава василискова, хребет аки гребень; хоботъ змиевъ (XVII в.) 2. Когда змей своимъ страшнымъ хоботомъ старался меня ударить, то она [лошадь] прыгнувъ на оной топтала [его] своими ногами. Я очень скоро отрубилъ не только все шесть [его] головъ, но и страшный его хоботъ, въ которомъ онъ имелъ большую силу (XVIII в.) 3. Идти-то мне было версту не целу, а я изъ за ево какой хобот далъ (Архангельский областной словарь).
10 КЛАСС Вопрос 6 Сравните выделенные формы глагола и определите их грамматическое значение в данных предложениях: 1. Позабудь и думать об этом. 2. Барин твой приказал мне отнести его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то живет (А.С. Пушкин). 3. Ну, ударь теперь мороз – озими все пропадут (Л.Н.Толстой). 4. И будь не я, коптел бы ты в Твери (А.С.Грибоедов). 5. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь (Н.В.Гоголь).
11 КЛАСС Вопрос 6 Прочитайте текст: «…Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу. Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими еще значительнейшими. Но всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное…». Какие грамматические особенности можно заметить в данном тексте? Какова художественная роль этих особенностей?
10 КЛАСС Вопрос 7 Одинакова или различна синтаксическая характеристика данных предложений? Каким членом предложения является слово видно в каждом из них? Свой ответ мотивируйте. 1. Из Москвы видно всё наше государство. 2. С этой высоты видно вокруг километров на двадцать. 3. Из Москвы, как с большой горы, всё видно.
11 КЛАСС Вопрос 7 Одинаково ли синтаксическое строение предложений каждой пары? Проанализируйте синтаксическое строение предложений. I. (1) Полезно читать книги. (2) Читать книги полезно. II. (3) Люблю грозу в начале мая. (4) /«Ты любишь рано вставать?»/ – «Люблю». III. (5) С утра мелкий дождь. (6) Дождь с утра мелкий.
10 КЛАСС Вопрос 8 Из какого словаря взяты следующие пары слов? Каковы принципы их выбора и расположения? Для чего предназначены такие словари? Укажите известные вам подобные словари. 1) ИНДЕЙСКИЙ. Относящийся к индейцам, принадлежащий им. Индейский: ~ий костюм, лук; ~ая лодка; ~ие племена; ~ая община. Гарт сидел в сухом саду и мастерил индейские луки для жадных и неспокойных ребят. К. Паустовский. Чёрное море. ИНДИЙСКИЙ. Относящийся к Индии, к индийцам, принадлежащий им. Индийский: ~ий танец; ~ая музыка, архитектура; ~ие обычаи, языки, города; ~ий порт; ~ая ткань. Руки у него были такие белые и красивые, и утирал он их таким богатым золотисто-пёстрым индийским фуляром! И. Тургенев. Вешние воды. Сравните: индейский костюм - костюм индейца; индийский костюм - костюм индийца.
10 КЛАСС Вопрос 8 2) ИНЖЕНЕРНЫЙ. Технический; связанный с деятельностью инженеров. Инженерный: ~ый факультет; ~ая профессия; ~ое дело; ~ые задачи. ИНЖЕНЕРСКИЙ. Относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему. Инженерский: ~ий диплом, дом, сын; ~ий труд, глаз; ~ие обязанности, традиции, слова. Сравните: инженерная мысль - техническая мысль; инженерская мысль - мысль инженера.
11 КЛАСС: Вопрос 8 Из какого словаря взяты следующие пары слов? Каковы принципы их выбора и расположения? Для чего предназначены такие словари? Укажите известные вам подобные словари. 1) ЯСНЫЙ ТЕМНЫЙ (день). Ясный мутный (взгляд, взор). Ясный туманный (пересказ). 2) ХОРОШИЙ ПЛОХОЙ. ХОРОШИЙ ДУРНОЙ. ХОРОШИЙ НЕХОРОШИЙ. ХОРОШИЙ ХУДОЙ (разг.). 3) БЕЛЫЙ ЧЕРНЫЙ. БЕЛО ЧЕРНО. БЕЛИЗНА ЧЕРНОТА. белеть(ся) чернеть(ся) (см.). белить чернить (см.). набело начерно (см.). обелять очернять (см.). обеление очернение (см.).
10 КЛАСС Вопрос 9 Укажите, какие ошибки допущены в приведенных примерах, опишите их и предложите исправленный вариант. 1. В нашем магазине снижены цены на ноги и головы. 2. В вашем доме до устранения ремонтных работ будет отключена горячая вода. 3. Сумка упала под рельсы проезжающего поезда. 4. Просьба при входе в кафедру одевать сменную обувь. 5. Прибывшая бригада «скорой помощи» с переломами и тяжелой травмой головы госпитализировала пострадавшего мотоциклиста.
11 КЛАСС Вопрос 9 Укажите, какие ошибки допущены в приведенных примерах, опишите их и предложите исправленный вариант. 1. Многие ответили, что культура и цивилизация очень влияют на наши этнические нормы. 2. Любовь это одно из чудес света, нерукотворное человеком. 3. Описание березы проходит с высокой художественной точностью. 4. Пушкина и Есенина можно назвать литературными братьями по разуму. 5. Тем не менее все поэты сопоставляют человека в слиянии с природой.
10 КЛАСС Вопрос 10 Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему. 1. Сопоставьте три формы дательного падежа - Новугороду, iдущю Олександру. В чем различие их употреблений? 2. В каком значении употреблено слово столъ? Как бы Вы объяснили появление этого значения? 3. К какой части речи относится форма? Как она связана с названием праздника Сретение?
11 КЛАСС Вопрос 10 Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему. 1.Произведите морфологический разбор слова Олгови в сочетании Олгови внуци. 2.Какого числа словоформа князьею? Определите род и склонение этого слова. 3.Выпишите типичные для летописных сообщений устойчивые глагольные сочетания. Кратко поясните их значения.