Калмыцкие казаки: Хурулы Области войска Донского. Бузавы
Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века.
Становление официальных вассально-служебных отношений с Российским государством и военной службы калмыков достаточно чётко зафиксировано в граматах и договорах калмыцких тайшей с царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в 1618, 1623, 1630-1632ᴦ.ᴦ. В 40 - 50-х годах XVII столетия из монгольских степей в Поволжье и на левобережье Задонья перекочевали племена ойратов (монголов, не принявших ислам, а исповедовавших разновидность буддизма – ламаизм), получившие название калмыков. Первоначально они часто вступали в столкновения с ногайцами и донскими казаками из-за территории и скота͵ затем стали налаживать связи и дипломатические контакты. В 1648 году между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз против крымских татар.
Размещено на реф.рф
Уже в 1651ᴦ. отряд калмыков переправился через Дон, двинувшись в набег на владения крымского хана, упредив готовившийся татарами поход против донцов. В феврале 1661 года в донскую столицу Черкасск с дипломатической миссией от предводителя калмыков Дайчин-Тайши прибыл посол Баатыр Янгильдеев. Обменявшись подарками с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, послы провели переговоры по поводу совместных действий против крымских татар и ногайцев. Весной того же года с ответным визитом в кочевья Дайчин-Тайши отправилось донское посольство во главе с Федором Буданом и Степаном Разиным. Заключенный ими договор был выгоден не только донским казакам, но Российскогому государству, ибо отныне калмыки из силы враждебной превращались в союзников России. Царь Алексей Михайлович в 1663 году одобрил союз донцов с калмыками, разрешив последним кочевать в юго-восточных пределах казачьей земли: по рекам Маныч, Сал, Иловля, Бузулук и Хопер.
Размещено на реф.рф
Для дипломатических приемов калмыков правительство вместе с казачьим жалованьем стало ежегодно присылать по двести ведер водки.
Зимой 1663 года соединенный отряд донских казаков и калмыков совершил поход против татар, к Крымскому перешейку. Донских казаков возглавлял молодой Степан Разин, а калмыков - Шогаша Мерген и Шербет Бакши. В сражении у Молочных Вод они нанесли поражение сильному татарскому отряду во главе с Сафар Казы-агой.
Несмотря на то, что калмыки (в отличие от казаков) не являлись православными, а исповедовали ламаизм, разновидность буддизма (это учение проповедовало терпимость к другим религиям), они довольно быстро вписались в культурную донскую среду, став союзниками донских казаков в борьбе против Блистательной Порты и Крымского ханства.
С приходом к власти авторитетного степного политика Аюки-хана, число донских калмыков значительно увеличилось. Этот правитель вел двойственную политику по отношению к Дону и России. ʼʼНе распространяясь здесь о тонкой политике Аюки-хана, - писал дореволюционный донской историк И.И. Попов, - можно только заметить, что данный хан, ...несмотря на то, что считался русским подданным, был самым могущественным и самостоятельным из всех повелителей калмыков, так как во всех своих делах всегда поступал только по своей воле. Ловкими интригами и изворотливостью Аюка-хан сумел быть любезным и русским государям, несмотря на то, что грабил русские города и села, и крымскому хану, и Константинополю, и всем другим окружавшим его правителям, даже Богдо-хану китайскому и Далай-ламе тибетскому, от которого он, первый изо всех калмыцких повелителей, получил высокий титул хана. При всех своих сношениях с разными государями, Аюка-хан соблюдал только свои собственные выгодыʼʼ.
Авторитарный способ правления этого хана приводил к тому, что многие калмыцкие родовые вожди уходили от него на Дон, к казакам. Так, в 1686 году 200 калмыцких семейств попросили убежища у донцов и были приняты ими ʼʼв казачье сословиеʼʼ. Четыре года спустя в Черкасск прибыло 600 калмыцких воинов во главе с Батур Черкесом, получив разрешение казачьего Круга кочевать между Доном и Донцом.
После смерти Аюки-хана в 1722 году, среди калмыцких вождей началась борьба за власть, на вершину которой поочередно входили Церен-Дондук, а затем Дондук-Омбо. С последним успешные дипломатические переговоры провел войсковой атаман Данила Ефремов. Это было время, когда Российская империя готовилась к решающим схваткам с Турцией и Крымом, когда фельдмаршал Миних сконцентрировал на Дону армию для похода под Азов, а затем и в Крым.
Русскому правительству необходимо было знать, чью сторону примет в предстоящей войне калмыцкий правитель Дондук-Омбо, несколько десятков тысяч конницы которого являлись грозной по тем временам силой. Проявив незаурядные дипломатические способности, Данила Ефремов сумел склонить калмыцкого правителя к союзу с Россией. За успешно проведенную миссию Данила Ефремов указом императрицы Анны Иоанновны от 17 марта 1738 года был назначен Донским Войсковым атаманом. И в последующее время дальновидный Ефремов поддерживал добрые отношения с калмыками, принимая их вождей-тайш у себя в Черкасском городке и в загородной даче на хуторе Красном.
После смерти Дондук-Омбо, его внук, Цэбэк-Дорджи, ʼʼоткочевал с 33.000 дымовых отверстий(юрт-кибиток) народа из России в Китайʼʼ. Оставшиеся в России калмыки, ввиду своей немногочисленности и слабости, подвергавшиеся нападениям воинственных соседей (киргизов, горских и других народов), обратились к имперскому правительству и донским казакам с просьбой о причислении их к казачьему сословию. В 1794 году на это было получено высочайшее разрешение, и калмыки поселились между Доном, Донцом и под Черкасском. Обладая всеми казачьими правами, они имели право свободно исповедовать буддизм - традиционную религию своих предков. Из сильных, годных к военной службе калмыков, формировались сотни, включаемые в состав донских полков. За службу калмыки получали хлебное и денежное жалованье. Калмыки, по физическим данным годные к военной службе, но желавшие работать скотоводами и табунщиками, могли откупиться от военной службы, внеся определенную сумму в Войсковое правление для снаряжения вместо них на службу казаков.
Неспособные по физическим данным к военной службе калмыки составляли команды таранников - рабочих на войсковых рыбоспетных заводах, где обрабатывалось большое количество рыбы-тарани.
Представители донских калмыков (а также татар) служили ординарцами у наследника престола великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла Первого. Так, в конце апреля 1777 года ʼʼпо его светлости князя Григория Александровича Потемкина приказанию для бытия в ʼʼординарстве при его высочестве великом князе Павле Петровиче, отправить с полковником Петром Яновым... двух татар и двух калмыков, каждого с парою лошадьми; калмыки татар с сагайдаками и дротиками, а находящемуся в Москве старшине Ивану Платову грамотою велеть на кошт войсковой справить калмыкамлубя и лабашки и по две пары сапогʼʼ.
В 1798 году калмыки были подчинены Войсковому гражданскому правительству, а с 1803 года ими управляли специальные ʼʼприставы над калмыкамиʼʼ, обязательно имевшие офицерские чины. Для большего контроля над неспокойным калмыцким воинством в начале правления атамана М.Платова их переселили на левобережье Дона, предписав ʼʼвесной кочевать от реки Кагальника до Сала, летом по обеим Куберле и Гашуну, осенью в окрестностях Манычских соленых озер, а зимой по самой Манычиʼʼ.
Наконец, в 1806 году все калмыцкие кочевья были разделены окончательно на три базовых улуса: Верхний, Средний и Нижний, управлявшихся начальником - зайсангом, часто совмещавшим светскую и духовную власть. Калмыки Верхнего улуса кочевали по реке Сал и левым его притокам, границы Среднего улуса лежали по обеим сторонам Маныча, а Нижнего - по рекам Эльбузд (Ельбузд), Ея, и Кугей Ея. Определение за ними прав и обязанностей казачества и условий службы сами донские калмыки определили названием – ʼʼбузаавʼʼ, в смысле, вручили ружьё (оружие)ʼʼ
Улусы, в свою очередь, делились на 13 сотен-аймаков: Харьковскую, Беляевскую, Балдырскую, Эркетинскую, Чунусовскую, Бембекинскую, Гелингякинскую, Кювютскую, Бурульскую, Бакшинскую, Бултуковскую, Батлаевскую и Намвровскую. Сотни же делились на хотоны.
В начале 19 века большая часть дербентовских калмыков откочевала в астраханские степи. В Войске Донском остались только калмыки Нижнего улуса. В 1801 году их насчитывалось 2262 души мужского пола. В 1803 к ним присоединились около 400 чугуевских и доломановских калмыков, переселившихся в область Войска Донского.
В 1806 году был образован Калмыцкий округ из кочевавших в задонских степях калмыков. Земельная площадь, определенная под их станицы, была окружена с севера и запада казачьими и крестьянскими землями 1 и 2 Донских округов; с юга – землей, отведенной для частного конезаводства; с востока – землями калмыков Астраханской губернии. В этом же году им были дарованы все права и привелегииказачьего войскового сословия. Данные акты сами калмыки определили как обретение нового почётного статуса казачества – ʼʼбузаавʼʼ (вручили ружьё , определили на государственную военную службу)
Донские калмыки-бузаавы принимали активное участие в составе сотен-аймаков и казачьих полков войне 1812 года. В авангарде казачьих полков под командованием М.И. Платова в марте 1814 года они вошли в Париж, поразив французов своим экзотическим обликом.
Отбывая за пределами Донского края нелегкую службу наравне с казаками, донские калмыки сложили об этом цикл народных песен. Вот одна из них, записанная донским дореволюционным историком И. И. Поповым:
ʼʼКак переправишься через Гашун,
Вспоминается своя земля и ее воды.
Как едем верхом рядами,
Чернеется впереди деревянный лагерь,
Три выстроенные рядами лагеря
Чернеются в голубоватой дымке.
Как переедем Куберле,
Дадим отдых себе и коням.
Когда переправимся через Маныч,
Заструится пот со лба.
Нас родившие отцы и матери!
Живите счастливо по законам веры.
Город Новочеркасск
Хоть и красив, но очень труден.
Выступая из Новочеркасска,
Садимся на огневую машину.
На берегу Черного моря
Стоял я на карауле;
На берегу Белого моря.
Стоял я на часах.
Долго длится зимняя ночь
И прохладна серая шинельʼʼ.
Об эпохальных событиях борьбы сНаполеоном у калмыковтак же сохранилось несколько песен.
ʼʼНа трех Манычских курганах
Собирал войско генерал Матвей,
А собранных генералом Матвеем
Инспектировал Андрей Митрич,
Отправлял на службу сотник Аля.
Как отправил нас на службу сотник Аля,
Мы ехали, печалясь о домашних.
Воду Старого Дона переехали мы с помощью наших верных коней,
А через воду Молодого Дона переправились
мы силой молитвы.
Может ли вода глубочайшей реки
Иссякнуть, входя в сыпучие пески?
Сияние восходящего солнца
Можно ли затмить ладонью руки?
Точно так же и услышав тот прекрасный приказ (о походе),
Наши сердца исполнились удовлетворениемʼʼ.
По ʼʼПоложению об управлении Войском Донскимʼʼ 1835 года,официально подтверждалось, что калмыки, наравне с казаками, теперь несли воинскую повинность. В 1859 году калмыков насчитывалось уже 21 090 душ обоего пола.
В 1882 году общее число калмыков, по отчёту органов внутренних дел ОВД, достигло 28 659 человек. Калмыки, после создания Сальского округа в 1884ᴦ. и перехода на осёдлый образ ведения хозяйства и быта͵ проживали компактно в 13 станицах на территории Сальского округа, 1 и 2-го Донского. В составе казачьих полков они отлично служили весь XIX век и до начала XX века. Отличились донские калмыки и в других войнах, которые вела Российская империя в XIX - начале XX веков (до 1917 года).
Перед революцией 1917 года на территории Области Войска Донского проживало 30.200 душ калмыков. Казаки-калмыки приняли активное участие в событиях революции и гражданской войны 1917 -1920ᴦ.ᴦ. В основном калмыцкие сотни служили в составе контрреволюционной Донской армии, отдельных карательных подразделениях, в связи с этим большая часть их эмигрировала из Крыма вместе с казаками в 1920году.
Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века." 2017, 2018.
Казаки-калмыки Сальского округа Области Войска Донского в 1-ю мировую войну.
Как известно, калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России.
В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру.
В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.
Корнет Лейб-гвардии Казачьего полка Очир-Гаря Шарапов, 1861 г.
В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.
Корнет Токи Дакугинов. 1912 год. Станица Платовская
В 1856 году в Калмыцком округе было 13 станиц, в которых проживало 20635 человек (10098 мужчин, 10537 женщин). Лошадей числилось 31455 голов, КРС - 63766 и овец 62297 голов.
Корнет Токи Дакугинов. Станица Платовская
В 1862 году для донских калмыков ввели станичное управление, подчиненное Донскому Войску. По административному устройству калмыцкое кочевье делилось на три улуса, а 13 сотен были преобразованы в станицы.
В 1891 году по положению земельный пай на одного мужчину составлял 15 десятин, остальные земли принадлежали станичному обществу, которое при призыве казака-калмыка на военную службу обеспечивало его конем, оружием и одеждой. С 1 сентября 1891 года донские калмыки в правовом отношении были приравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества. При этом прежние сотни были переименованы в станицы: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский.
Астраханский губернатор И.Н. Соколовский с калмыцкой знатью. 1909 год
В 1898 году донские калмыки имели окружную школу и семь станичных начальных школ. По данным на 1913 год, на территории Сальского округа без учета работающих в других округах и конных заводах проживало 30178 человек. В округе было 13 станиц и 19 калмыцких хуторов. После окончания Гражданской войны в 1920 году здесь проживало всего 10750 калмыков, т. е. население сократилось в три раза. Такое резкое сокращение численности калмыков, проживающих на Дону, за период с 1897 по 1920 годы (за 23 года) объясняется потерями казаков-калмыков на полях сражений в русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1920 гг.) и Гражданской (1918-1920 гг.) войнах.
Подъесаул Церен Дживинов - полный Георгиевский кавалер. Казачья сотня под его командованием захватила в плен 800 австрийцев во время Первой мировой войны.
Казак Потаповской станицы Всевеликого войска Донского Бадма Мартушкин
Полковник Батор Мангатов, командир 19-го Донского казачьего полка.
Полковник, князь Данзан Тундутов-Дондуков, атаман Астраханского казачьего войска.
Офицеры Белой Добровольческой армии: полковник Гавриил Тепкин, Уланов, князь Тундутов.
Казаки 80-го Джунгарского полка под Ростовом. 1918 год.
Наран Уланов. Станица Ново-Алексеевская. Область Войска Донского
Имкенов??
Атаман донских казаков, генерал Багаевский инспектирует разрушенный большевиками калмыцкий хурул на дону. 1918 год
Казак Мушка Кутинов
Донские калмыки. 1922 год
Атаман донских казаков, генерал Багаевский на аудиенции у ламы донских калмыков. 1918 год
Атаман донских казаков генерал Багаевский на пороге калмыцкого хурула. 1918 год
Донские казаки и калмыки сходят на берег. Начало эмиграции. Остров Лемнос. Греция
В Турции с Британской армией. 1921 год Д. Уланов
Лагерь Кабакджа. Турция. 1921 год
В эмиграции.
Санжа Балданов (слева), Санжа Таргиров (справа) В эмиграции.
Константинополь. Турция. Российские белоэмигранты.
Донские калмычки в эмиграции. Турция. Снимок преположительно сделан в 1921-1923 гг.
Офицеры Белой армии в Галлиполи. Турция
Эвакуированные донские калмыки и их потомки 35 лет спустя, в DP Dom, Нью-Джерси, США
После окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР началась работа по переселению оставшихся калмыков из Донской области на территории Калмыцкого автономного округа. Предполагалось переселить 13 тысяч человек в Больше-Дербетовский улус (ныне Городовиковский район). По состоянию на 1 января 1925 года, переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области.
Председатель Больше-Дербетовского улусного исполкома Харти Бадиевич Кануков в своем докладе "О переселении донских калмыков по состоянию на 1 января 1926 года" отмечал, что за три года переселилось 15171 человек из всех 13 станиц Сальского округа.
29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение "О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа". По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в т. ч. калмыков 5 тысяч человек. Районный административный центр находился в станице Кутейниковской, просуществовавшей с 6 ноября 1929 года до даты депортации калмыцкого народа в Сибирь.
После возвращения из ссылки уроженцы Калмыцкого района Ростовской области в Кутейниковской соорудили памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В заложенной капсуле значатся имена более 800 воинов-калмыков, уроженцев Ростовской области, погибших за честь и независимость нашей Родины.
Кто такие донские казаки?
Донское казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Республики Калмыкии).
Большинство современных российских историков считает донское казачество этносоциальной общностью, имевшей двойную природу. С одной стороны, оно представляло собой субэтнос по отношению к великорусскому этносу, с другой, - являлось военно-служилым сословием, что было зафиксировано в «Полном собрании законов Российской империи».
В разное время в придонских степях обитали племена меотов, скифов, сарматов. В устье Дона в 4-3 вв. до н.э. была греческая колония Танаис (на месте современного Азова), а в 1-3 вв. н.э.—два меото-скифских поселения, упоминаемые Птолемеем под названиями Панардис и Патарва. В начале 1-го тысячелетия н.э. в районе нижнего течения Дона кочевали гунны и болгары; после их ухода на Дону возникли поселения восточных славян (актов). В 7-9 вв. Нижний и Средний Дон находились под властью хазар, позднее создавших здесь свое государство—Хазарский каганат, которое в 954 было разгромлено киевским князем Святославом Игоревичем. В 10-12 вв. на месте Азова существовало славянское поселение (основано в 965 или 966), входившее в состав древнерусского Тмутараканского княжества. Не исключаю, что там жили казаки, но точно это никто не знает. В 11 в. в низовья Дона из Заволжья пришли половцы. В 13 в. через устье Дона проходил Великий торговый путь в Китай, и в том же веке район Нижнего Дона оказался под властью монголо-татар (Золотой Орды).
В 1265 была учреждена Сарайская христианская епархия, которая охватывала население территории между Волгой и Днепром, не обращая внимания ни на какое иго. То есть можно предположить, что христиане там были уже тогда, при этом Дон как торговый путь продолжал функционировать. В 1354 по берегам Дона прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). А еще известно, что Донские казаки в 1380 преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Но жили они не оседло. Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520, а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546. Именно в это время казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые "зимовища и юрты". И образовывает свою государственность. Если бы не Иван Грозный, в существовании казацкой национальности никто бы не сомневался.
Когда образовалось Донское казачество?
Недостаток летописных источников, как российских, так и зарубежных, не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества как самостоятельной вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и свои особенности. Некоторые авторы находят отправные моменты истории Донского казачества даже в эпоху амазонок.
Но большинство склоняются к тому, что процесс формирования казачества на Дону проходил параллельно с процессом христианизации Киевской Руси. Так, в 1265 г., т.е. еще во времена владычества на Руси татаро-монголов, была учреждена так называемая Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огромной территории между Волгой и Днепром, а значит и Подонья. Именно по берегам Дона в 1354 г. прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже от 1360 г. имеется исторический документ - послание "ко всем христианам, обретающимся в пределах Черленаго Яру и по караулом возле Хопор и Дону".
Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520 г., а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546 г. Именно в это время казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые "зимовища и юрты", т.е. поселения, в которых можно было перезимовать в "Диком поле", как тогда называли глухие, малообжитые придонские степи.
Естественно, что землянки и шалаши со временем сменились огороженными поселениями, т.е. городками, вокруг которых стоял острый частокол, сдерживающий внезапные набеги кочевников или разбойников. Позднее такие места стали называть "станицами", от слова "стан", стоянка.
О первых казачьих городках писал ногайский князь Юсуф в 1549 г. московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия донских казаков во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами с одной стороны и турками с другой. В 1552 г. в лице Ермака и его дружины казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее и Сибирского.
“Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского.
С этого времени Донские казаки постоянно взаимодействуют с царской властью и православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с единородной по языку, вере и быту” Кстати, о слове “атаман”. Оно не всегда писалось через “а”: “...всю Малую Русь в казаки превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесы именовались...”.
Случайно ли совпадения имени создателя Оттоманской империи и казачьего
чина: “...Отоман той бысть уже султан у турков...”?
Воспитание казака
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственник. Крёстного подбирал отец - это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка - жить недалеко от крестника (крестницы).
После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть - добрый будет казак, если же расплачется - есть над чем задуматься.
Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени обучения-воспитания казака. Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков было принято так: сначала казачонка ставили в определённые условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.
При подобном подходе нарабатывалась и скорость мышления, и адекватная реакция на внезапно изменившуюся обстановку и появление чего-то нового. Всё это постоянно ускорялось во времени.
Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.
Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.
Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней - это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период.
Следующий круг начинался с того же, но на новом качественном уровне.
Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие.
В зависимости от возраста одна из этих категорий была главенствующей, а остальные, как бы сопутствующие.
Знаю, что физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых семьях от 7 лет) и до 12 лет.
(Современным детям наверное стоит пару-тройку лет накинуть. Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям).
До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.
В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь - личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.
А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…
И ответы старших на них: лампас - это символ казака, шашка это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь - это друг и товарищ казака, кресты и медали - это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.
А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.
А ещё песни, которые казаки и казачьи постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.
А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут - кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.
Всё это перед глазами мальца-казачонка. Всё это формирует в нём причастность именно к этой группе людей. К СВОИМ.
В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»
И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.
Ну и, ко всему прочему, игру на улице со сверстниками. Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.
С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.
Вообще, нагайка предмет очень символичный для казаков и очень древний . С ней связана и легенда о Егории Храбром, и ещё более древние легенды о змееборцах. Кстати, казаки раньше никогда не выясняли отношения между собой кулаками. Говорят, боялись поубивать друг друга. А вот нагайками частенько охаживали друг друга в пылу спора.
С этого же времени казачонка начинали приглашать на «беседы».
Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»
Существовало множество игр-упражнений для развития казачат. Упражнения естественно не в том виде, в каком мы их понимаем. Это скорее упражнения-тесты. Они выявляли наличие того или иного качества либо навыка у казачат. И казачата делали эти тесты-игры, соревнуясь между собой (играя). И в эти игры казаки играли чуть ли не всю свою жизнь.
В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию - шашке (кинжалу).
Про Спас (казачью систему выживания) скажу словами одного из казаков.
Казаки народ родовой с твёрдыми правилами поведения, как в семье, так и в обществе.
Начало вхождения ребёнка-казака в Спас начиналось с его крещения. В этот момент у него появлялись его духовные родители - крестный и крестная!
По мере возрастания задачи Спаса усложнялись, но основным направлением воспитания молодого казака или казачки было не физическим, а духовным. Только через понятие духовности молодые казаки снова и снова возвращались к физическому развитию. Без молитвы и понятий Бога жизнь казаков как раньше, так и сейчас не ставилась.
В самом Спасе приёмов как таковых нет, нет и весовых категорий.
Пословица - «Казак не тот, кто победил, а тот, кто вывернулся - спасся!»
Именно Спасся!..
То есть «Спас».
В Спасе, когда человек уже готов к первому уровню есть только два принципиальных действия соединяющиеся в одно:
1) очень быстрое мышление на принятие единственно-правильного решения;
2) очень быстрое действие на выполнение единственно-правильного решения, для противника порой даже не заметного.
При достижении второго и третьего уровней Спаса у молодого казака развивают интуицию. Это шестое чувство воина есть практически самое главное. Оно помогает казаку-человеку как в мирской битве, так и в духовной. Он всегда отличает подлеца от честного человека. Настоящая схватка всегда скоротечна, но подготовка к ней долгая. Подготовленный человек выигрывает её ещё до схватки!..
Первое, что необходимо в воспитании неказачьего молодого поколения, это воспитание умения управления собственным страхом. Человек изжить страх не может, так как он необходим для сохранения его жизни. Но управлять страхом можно.
Основной критерий человека, занимающегося Спасом, это нравственность. Вначале это не ощущается, но с увеличением скорости мышления данный критерий непросто ощущается. Он начинает присутствовать сначала на каждой тренировке, а затем и в самой жизни человека. Человек начинает понимать, что он ведомое существо в данной системе мироздания. Что без диалога с Богом в другие уровни Спаса он не сможет войти, если его моральный образ низок. Тот, кто пытается применить тут хитрость быстро убеждается в этих предупреждениях. Эти люди начинают приобретать сначала небольшие, а затем всё серьёзнее травмы. Вплоть до разрыва мышц.
Одни, поняв происходящее, начинают другую жизнь, где Спас становится одним из показателей правильности поведения. Другие же просто прекращают заниматься Спасом. Им становится понятно - на чьей они стороне.
О роли отца и роли крёстного в воспитании.
С 8 лет главная роль принадлежала крёстному. Именно он по большому счёту обучал мальца казачьей науке. Но кровный отец был как бы руководителем этого процесса. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына.
Пример процесса обучения видения летящей пули:
Проводится на изгибе реки, стрелок (крёстный) находится в 80-100 шагах от казака с сыном,
В 10-15 шагах от наблюдающих за выстрелом находится мишень,
По сигналу отца крёстный производит выстрел в мишень, казачонок должен заметить пролетающую пулю.
С 12 до 16 лет - ещё один цикл в воспитании казака. И опять же он начинался и заканчивался обрядами в урочище.
С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача - смотреть и запоминать.
И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание - в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.).
И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Правда есть одно уточнение: «матёрый» казак появлялся в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях.
А что мог из себя представлять такой казак, лучше описать художественно:
«…Из леса вышли в рассыпную австрийцы. Человек тридцать. Винтовки на перевес. Офицер с обнажённым палашом верхом на коне. На поляне по колено трава, начинающая желтеть от знойного августовского солнца. Австрийцы отошли от опушки леса шагов на пятьдесят.
Вдруг произошло непонятное. Из под коня вылетело что-то необычное чёрно-зелёного оттенка, вышибло офицера из седла, провернулось волчком над упавшим, поблёскивая то ли клыками, то ли зубами, и врезалось в гущу оцепеневших солдат. Разобрать что это было невозможно, потому что это нечто всё время двигалось и вертелось вьюном в невообразимых плоскостях.
Находящиеся с краю австрийцы начали приходить в себя и изготавливаться для стрельбы, забыв, что это не спасёт их товарищей, так как вертящаяся масса была в самом центре подразделения, оставляя за собой переломленные и окровавленные тела австрийских солдат.
Но вдруг с левого фланга метнулся ещё один неясный силуэт. Он пронёсся перед изготовившимися к стрельбе настолько быстро, что никто не смог уловить его очертания. Да и вообще не смог больше ничего увидеть в этой жизни, потому что силуэт двигался грохоча и огрызаясь огнём.
Больше всех повезло четверым солдатам. Они, толкаемые своим страхом вовремя уронили свои винтовки, и теперь наблюдали страшную картину: в центре лежали вповалку, как после смерча полтора десятка человек со страшными колото-резанными ранами; ещё человек семь бездыханно лежали со стороны леса с огнестрельными ранами; а по бокам уцелевшей четвёрки застыли двое - причина всего произошедшего. Одеты оба были в низкие чёрные бараньи шапки с защитным верхом, в гимнастёрки и шаровары того же цвета и невиданные солдатами ранее сапоги с шерстяной ступнёй и голенищем из тонкой кожи. В руках у одного было два длинных кинжала, у другого - два револьвера.
А лица этих неизвестных… Глаза - у обоих на выкате - не выражали ни злости, ни ненависти. Солдаты прочитали в них только одно - это пришла смерть, ведомая самим Всевышним.
После всего этого послушнее военнопленных, чем эти четверо не смог бы, наверное, никто найти на всём русско-германском фронте…»
Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях, и я так подозреваю к 1914 году оставались очень немногие семьи где всё это жило. Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса - как их самих учили, так и они учат. Предки завещали!
Вот примерно всё, что могу сказать по этому вопросу. Я попробовал описать общую канву воспитания казака. Остальное, как говорится, нюансы. У кого есть что добавить - будет очень хорошо. Потому что пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру. И первым делом необходимо восстановить культуру воспитания казачат. Потому как они - будущее казачества. И что мы в них заложим, то и получится потом.
Как говорил один старик-казак «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»
Казаки, проживающие на территории Республики Калмыкия, являясь составной частью российского казачества, имея общую историческую судьбу с казаками других субъектов Российской Федерации, в то же время обладают рядом специфических особенностей. Велика история калмыцкого казачества.
Ранние архивные документы свидетельствуют, что калмыки появились на Дону по просьбе донских казаков о совместной борьбе с крымцами.
Так в 1642 году донские казаки обратились к своим соседям, калмыкам, с предложением совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом.
В 1669 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Выбив вместе с казаками турков из Азова, эти калмыки обратно не вернулись, остались кочевать под Черкасском.
В 1710 году по просьбе Петра 1 Аюка-хан прислал на Дон 10 тысяч калмыков во главе с торгутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.
В 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и подчинены Управлению войскового казачества.
В 1771 году в уходе калмыков с Волги в Джунгарию донские калмыки участия не приняли.
С 1 сентября 1862 года донские калмыки в правовом отношении приравнены с казачеством Дона. При этом прежние сотни переименованы в станицы: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Эркетинская, Чоносовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский, Эльмутянский.
Неувядаемой славой покрыли себя казаки-калмыки Астраханского, Донского, Запорожского, Терского, Кубанского, Оренбургского, Уральского войск защищая и расширяя границы Российского государства. За многовековую историю, подтверждаемую письменными источниками, братство русских и калмыцких казаков, проверенное в боях и походах сформировало их самобытную культуру. Уважительное отношение к религиям друг друга создало особую культурно-этническую общность - калмыцкое казачество. 12 октября 1951 года, более 60 лет назад в стихотворении «Покров» «певец донского казачества» - Николай Николаевич Туроверов, написал своему другу Бадьме Нарановичу Уланову:
У нас ведь есть глагол: казаковать,
Что значит: никогда не измениться,
И тайной музыкой казачьих рек,
И песнями ветров над нами
Мы крещены из века в век,
Из года в год мы рождены родными!
Казаки-калмыки никогда не знали крепостничества. Отсюда их первое и главное достоинство: чувство внутренней свободы. Вместе с тем, органичной чертой казака всегда была присущая ему приверженность к порядку обусловленная высоким уровнем организованности казачьих образований. Гармоничное сочетание этих двух начал и делало казаков самой верной опорой и надежным оплотом российской государственности.
Главной функцией и важнейшей сферой деятельности калмыцких казаков на протяжении веков была военная государственная служба. Именно она определила во многом их культурное своеобразие.
Но в связи историческими событиями 20-го века: гражданской войной, вынужденно эмиграцией, последующими репрессиями и террором в связи с «ликвидацией казачества как класса», выселением в Сибирь, 13 летней ссылкой калмыцкое казачество стало на грань исчезновения.
Это можно подтвердить статистической хронологией:
В 1897 году по Всероссийской переписи населения Российской империи на Дону проживало 32283 калмыка обеих полов.
По переписи населения 1920 года на Дону проживало всего 10 750 калмыков, то есть население сократилось в три раза.
В 1922-1925 годах, в связи с образованием Калмыцкой Автономной области в составе РСФСР за три года, из всех станиц округа переселилось 15 171 человек.
29 ноября 1929 года Постановлением Северокавказского Крайкома образован Калмыцкий национальный район в составе Сальского округа с центром в поселке Зимовники. 1 апреля 1932 года в районе проживало 5000 человек калмыцкой национальности.
После возвращения из Сибири казаки - калмыки, уроженцы Калмыцкого района Ростовской области переехали в КАССР для возрождения своей восстановленной Республики.
В настоящее время самобытность казаков подвергается разрушительному влиянию общих процессов глобализации, неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни и нуждается в новых методах сохранения и развитии нашего этноса.
Особенность Республики Калмыкия как региона исторического проживания казаков заключается в том, что земли проживания калмыцких казаков в современный период расположены анклавами в районах республики и в городе Элиста. В результате миграционных процессов происходят существенные изменения в характере потомков казаков на территории Республики Калмыкия. С одной стороны в связи с уходом в мир иной наших уважаемых стариков их дети теряют свои корни, с другой казачья молодежь, расселяясь за пределами своих исторических территорий проживания, не интересуется и забывает свою культуру и традиции.
В ноябре 1989 года в Республике Калмыкия прошел 1-й круг казаков Республики Калмыкия. На нем был избран первый атаман, возрожденного калмыцкого казачества, Дженгуров Максим Габунович, Правление казаков Калмыкии. Этот год считается годом начала возрождения казачества в Республики Калмыкия.
Ощутимый шаг был сделан в 1994 году. Указом Президента Республики Калмыкия от 6 июня 1994 года № 107 был организован Государственный комитет по делам казачества и утверждено временное Положение о Госкомитете.
С 1998 года деятельность Госкомитета регламентировалась Положением о Госкомитете по делам казачества РК, утвержденным указом Президента РК от 21 апреля 1998 года № 74.
Госкомитет являлся исполнительным органом государственной власти Республики Калмыкии.
Основными функциями Госкомитета являлись:
- разработка единой государственной политики возрождения, становления и развития казачества на территории республики, традиционных форм его самоуправления, исходя из исторических традиций и современных потребностей государства и создания условий для ее реализации;
- координация деятельности созданных и создаваемых на территории республики казачьих общин, входящих структурными подразделениями в казачье войско Калмыкии, по подготовке и привлечению их членов к государственной службе и включению их в госреестр, координация этой деятельности;
- разработка и реализация программ государственной поддержки казачества.
Много хорошего и положительного было сделано для возрождения казачества казаками Калмыкии: атаманами Хахуловым, Шовуновым, Аниновым казаками Саргиновым, Бадугиновым, Джелачиновым, Куваковым, Намсиновым, Бурхиновым, Логачевым и многими другими, которых уже нет среди нас, но их имена золотыми буквами будут вписаны в историю возрождения калмыцкого казачества.
Но из-за нерациональных, а подчас преступных решений некоторых руководителей Казачьего войска Калмыкии Указом Президента РК от 10 января 2003 года № 15 «О вопросах исполнительной власти Республики Калмыкии» Госкомитет по делам казачества РК был упразднен.
В 2007 году Указом Президента Российской Федерации, на основании решения Большого круга казаков 2006 года, казачьи общества Республики Калмыкия, для выстраивания вертикали казачьих войск, вошли округом в состав войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».
2 июля 2008 года Президентом Российской Федерации Д.Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», №1355. Основной целью концепции является активное привлечение российского казачества к государственной и муниципальной службе. Для её реализации создан Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, который сегодня возглавляет Полномочный представитель Президента Российской Федерации по Центральному Федеральному округу - Беглов Александр Дмитриевич.
Реализация данной концепции на сегодняшний день Калмыцкий казачий округ видит в выполнении следующих первостепенных задач:
1. разработать краткосрочную и долгосрочную региональные социально -значимые целевые программы развития казачества;
2. создать законодательную базу в отношении деятельности казачьих обществ в Республике Калмыкия;
3. организовать методические и информационные механизмы привлечения казачества к государственной и иной службе;
4. закрепить население (молодежь) в сельской местности, путем объединения в казачьи крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства с предоставлением для обработки земельные участки сельскохозяйственного назначения со льготными условиями;
5. войти казачьими обществами в республиканские, федеральные и иные целевые программы и гранты;
6. привлечь казачьи общества к военно-патриотическому воспитанию детей и подростков, в том числе создание условий активного взаимодействия с допризывной молодежью в целях подготовки их к службе в армии;
7. приложить все усилия для организации Президентского казачьего кадетского корпуса с федеральным финансированием на базе Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования имени Б.Б. Городовикова, а также продолжать создавать казачьи классы с региональным этнокультурным компонентом в образовательных учреждениях Республики Калмыкия;
8. сохранять самобытную этно - культуру казаков Калмыкии;
9. популяризировать исторические, культурные и духовные традиции казачества.
ПОДВИГ УРЯДНИКА
С казачьей конницей, составлявшей четвертую часть русской кавалерии в первую мировую войну, старались избегать прямых встреч как австро-германские, так и венгерские гусары и драгуны. Казаки превосходили их и в искусстве верховой езды, и во владении холодным оружием. Как-то казачий разъезд во главе с сотником Николаем Мангатовым истребил немецкое подразделение, в три раза превосходившее по численности. «У немцев казаков нет, и не будет, - говорил после боя своим казакам Мангатов. - Казаками рождаются, только у нас, в России. Вот как Бургудуков - Георгиевский кавалер…».
В этом 2012 году первому кавалеру двух Георгиевских крестов 3 и 4-й степени первой мировой войны казаку-калмыку из станицы Кутейниковской (Кевюдовской) Сальского округа области Войска Донского уряднику Середе Бургудукову исполняется 124 года со дня рождения. Награды, по данным волгоградского краеведа Е. Макацкого, он удостоен за спасение жизни командиру полка 24 августа 1914 года в бою в Восточной Пруссии у местечка Франполен. А 3 июня 1915 года, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, вынес с поля раненого хорунжего Филимонова, «чем предотвратил его пленение». За этот подвиг Бургудуков приказом командующего 5-й армии был награжден еще одним Георгиевским крестом, теперь уже 3-й степени.
Племянница Середы Намсыновича Бургудукова Зинаида Бадминовна Астралинова была наслышана о героическом дяде от своей тети. «Он родился в 1888 году, рано потерял отца и вынужден был уйти за Дон в поисках заработка, - говорит она. - Нанялся в табунщики, научился хорошо говорить по-русски. И как все задонские калмыки-табунщики, в совершенстве овладел искусством метания аркана, укрощения неуков (невыезженных лошадей), джигитовки. В конце 1910 года ушел на действительную военную службу и, пройдя курс обучения в полковой школе, получил назначение в 6-ю отдельную казачью сотню, дислоцировавшую в городе Богородске Московской губернии. Единственный в сотне азиат, сами понимаете, не мог не привлекать внимания жителей этого городка. Всем принимавшим его за китайца, он без устали рассказывал, что является уроженцем сальских степей, что в Донской области. «Может, слышали, есть такой народ - калмыки, буддийской веры, - говорил он. - Ну, а я крещенный. Так называемый «задонский калмык». Если б не гражданская война, жить бы ему… Казаки избрали его в 1917 году председателем полкового комитета, затем комиссаром полка. «Вернувшись с фронта убежденным сторонником социалистов, дядя принял участие в установлении советской власти в станице Кутейниковская, - продолжает рассказывать Зинаида Бадминовна. - В конце февраля 1918 года в станицу ворвалась группа казаков из отряда генерала Попова. Кутейниковцы доставали оружие, садились на лошадей со словами: «Нам с «красными» не по пути. Коммуну, общие дома не хотим». Вскоре к Перфилову, командиру группы привели связанного комиссара, моего дядю. Расстреляли его за речкой Куберле (Кеврля) на территории станицы Иловайской (Зюнгарской).
Фото 1. Урядник 19 Донского казачьего полка Середа Намысович Бургудуков. ст. Кутейниковская
Фото 2. Донской казак, калмык Саранг Ремилев и терский казак Михаил Баранцев 1930-е, (Бельгия)
В самом деле, революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война оказались трагическими событиями в судьбе нескольких миллионов россиян, называвших себя казаками. Ряд станиц принципиально отказались участвовать в происходившем и как было заявлено в наказе делегатам войскового круга «впредь до выяснения дела о гражданской войне оставаться нейтральным». Однако оставаться нейтральным, не вмешиваться в начавшуюся в стране гражданскую войну казакам все же не удалось. Противоборствующие силы в тот период о казаках забыть никак не могли. Тысячи и десятки тысяч вооруженных, обученных военному делу людей, представляли собой силу, не учитывать которую было невозможно. Острое противостояние «красных» и «белых» в итоге дошло до казачьих областей, в первую очередь это произошло на Юге и на Урале. Силой обстоятельств казачество было обречено на участие в братоубийственной войне. Принято считать, что уничтожение казачества началось с того момента, когда большевикам удалось организовать раскол внутри сословия: бывшее прежде единым казачество разделилось на «своих» и «чужих».
Период с 1917 по 1930 годы действительно был трагичен для казаков-калмыков, около тридцати тысяч сгинуло их в этот период ликвидации казачества. Вспоминая Середу Бургудукова, первого казака-калмыка, кому в первой мировой войне была вручена такая высокая награда как Георгиевский крест, мы не ставили задачу расставить политические акценты. Для нас, его потомков, важно другое: чтобы казаки калмыцкого казачьего округа, жители Республики Калмыкия всегда бережно хранят память о воинах всех поколений и никогда не разделяя их по политическим и иным взглядам, только в единстве наша сила.
Проводимый ежегодно с 18 сентября 2009 года, при содействии Министерства образования, культуры и науки РК, фестиваль казачьей культуры «В семье единой» стал традиционным в Республике Калмыкия. Основными задачами проведения фестиваля являются:
Возрождение калмыцкой национальной культуры;
Патриотического воспитания личности и развития ее самосознания;
Укрепление солидарности, дружбы и единства культур наций и народностей Российской Федерации.
Сохранение и возрождение калмыцкой казачьей национальной музыкальной культуры является актуальной задачей, тесно взаимосвязанной с формированием межнационального самосознания, духовым развитием и взаимным уважение народов Российской Федерации.
На II республиканском фестивале казачьей культуры «В семье единой», который прошел 12 декабря 2010 года, состоялось торжественное освящение знамени Калмыцкого казачьего округа ВКО «Всевеликое Войско Донское» архиепископом Элистинским и Калмыцким владыкой Зосимой и калмыцкими буддийскими ламами.
По заказу Калмыцкого казачьего округа знамя было изготовлено в г.Москве в ЗАО «Флаги мирового класса» при помощи и содействии заместителя генерального директора, потомственного казака, нашего земляка Сармуткина Вячеслава Валерьевича.
На оборотной стороне знамени Калмыцкого казачьего округа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 года N 168 "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" вышит герб войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».
На лицевой стороне цветовой фон повторяет триколор исторического флага Всевеликого войска Донского. Параграф №46 Основных законов Всевеликого войска Донского принятого Большим войсковым кругом 15 сентября 1918 года был утвержден: «Донской флаг состоит из трех продольных полос равной ширены: синий, желтый и алой, означающих национальные цвета издревле живущих на Донской земле трех национальностей: донских казаков, калмыков и русских крестьян» .
Поэтому на желтой полосе, которая символизирует калмыков мы восстановили изображение бога войны Дайчи-Тенгри - покровителя монголов в сражении и дарующий им победы.
В 1998 г. дизайнер Жозефина Буль (г. Москва) реконструировала и подарила знамя Дайчи-Тенгри по описанию автора Г.Н. Прозрителева в книге «Военное прошлое наших калмыков».(г. Ставрополь, 1912 г.), которое хранится сейчас в краеведческом музее им. Пальмова в г. Элиста.
Г.Н. Прозрителев писал в своей книге, что эта реликвия хранится в Хошеутовском хуруле, в начале XVII века калмыки под этим знаменем пришли в Россию, и с ним участвовали во всех войнах в составе российской армии. 2-й калмыцкий полк под командованием Серебджаба Тюменя выступил в поход под старинным военным калмыцким знаменем с изображением бога войны Дайчи-Тенгри . Оно было изготовлено из шелка палевого цвета, размером в длину 1,5 аршин, в ширину - 2 аршина. Края и середина знамени были украшены красной шелковой лентой шириной 10 см. В середине знамени был изображен бог войны Дайчи-Тенгри , покровитель воинов в сражении и дарующий им победы, верхом на скачущем коне. Его лицо спокойно и бесстрастно, так как он знает, что победа уже предопределена и он победит. В левой руке всадника находилось развернутое знамя, означающее знак Победоносца. Звери и птицы вокруг символизировали власть, силу и могущество его на небе и земле. Красные ветки у головы и ног коня символизировали быстрый, огненный бег, а бич в правой руке всадника указывал путь коню. За годы Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии 1813-1814 гг., это знамя было пробито картечью в шести местах. После Великой октябрьской революции данное знамя было утрачено.
Изготовив данное знамя, мы хотим восстановить историческую память знамени, под которым калмыцкий народ на протяжение трехсот лет участвовал в становлении государственности, сохранении и расширении границ Российской империи.
Относится к 1670 году. В 1694 году на донских калмыков был распространён статус казаков, выделили земли в сальских и манычских степях. Массовый приход калмыков на Дон происходил на добровольных началах, что было для тех веков редкостью. Местная войсковая старшина всегда с охотой принимала себе на службу «...добрых конников, храбростью отличных, к службе всегда готовых и ревностных и так необходимых для хозяев пастухов и коновалов, войску весьма полезных».
В 1806 году образовали Калмыцкий округ, ранее он назывался Кочевьем донских калмыков.В отношениях калмыков и Донских казаков были сложности, но связывающего элемента было намного больше, чем противоречий. Ещё в 1682 году войсковой атаман Фрол Минаев писал в Москву, «что с калмыками донские казаки живут нынче в миру и задоров меж них никаких нет».
Казаки поняли, что «учение ламаитов чуждо проповеди вражды и ненависти к последователям других религий, а калмыки сами по себе народ мягкий, чуждый фанатизма и нетерпимости». Это позволило калмыкам достаточно быстро, хотя и не без конфликтов и столкновений, вписаться в казачье сообщество. Поспособствовала и буддийская этика, которая призывала к смирению, к непротивлению злу, полагая, что зло в душе, обида умножают зло в мире.
Калмыков и донских казаков объединяло врождённое чувство гордости, они ценили достойное мнение о себе, о своей семье. Современник отмечал: «Калмыки никогда не нищенствуют, даже находясь в крайней бедности».
Повседневные контакты, заинтересованность в эффективном ведении хозяйства, развитие бытовых, межсемейных связей постепенно устраняли бывшие противостояния. Примером может служить усыновление атаманом хутора Иловлиновского станицы Атаманской Иваном Тимофеевичем Колесовым. Когда младенец-калмык из соседнего хутора остался без родителей, атаман взял его в свою семью, воспитал, дал имя Николай Колесов.
В связи с переходом на оседлый образ жизни калмыки давали хуторам новые наименования. Свидетельством уважения к религии стало возникновение названий хуторов — Хурульный (было три таких хутора).
На территории современного Дубовского района Ростовской области кочевали казачьи сотни Балдрская, Эркетеневская и Чунусовская. Сначала у них были хурульские кибитки.
В Балдрской сотне хурул был основан в 1804 году.
В юрте станицы Потаповской имелось пять калмыцких хурулов, в самой станице действовал калмыцкий храм, который носил тибетское название «Банчей-чойлин», а в просторечии назывался «Балдыр-хурул».
Хурул ст. Потаповской
Фото из кн.: Богачёв В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск. 1919 г.
Эркетеневский храм был утверждён правительством к постройке в 1842 году, а до этой даты эркетеневцы построили маленькую кумирню, величиною около двух с половиной сажень, затем деревянный хурул. Организатором строительства нового хурула был Бакша Дамбо (Домбо-Даши) Ульянов. В возрасте 13 лет он прибыл в станицу Эркетинскую и поступил в духовную школу при хуруле. Затем служил в хуруле станицы Власовской. В 1886 году стал штатным войсковым гелюнгом Потаповской станицы, открыл при хуруле школу, а также небольшую больницу, где лечил методами тибетской медицины. В 1889-1891 годах в междуречье Дона и Волги разразилась эпидемия холеры, уносившая жизни целых поселений. Д. Ульянов врачевал людей и добивался несомненных успехов. Однако, по мнению недальновидных чиновников, врачевал незаконно, за что судили, но оправдали из-за успешности своего лечения и по показаниям пациентов.
Станицу Потаповскую разделили на две станицы — Потаповскую и Эркетинскую. Д. Ульянов совершил поездку в Петербург, где представил новый проект Эркетинского храма, Император его утвердил. Хурул был сооружён из кирпича, печи, стены и пол выложили белой кафельной плиткой, на стенах плитка с этюдами из буддийской символики. Это был не отдельно стоящий храм, а целый комплекс построек, включавших лечебный корпус, школу, столовую, жилище бакши, гелюнгов. В лечебном помещении стояли ванны, посылали в дальний путь повозки, на волах везли лечебную грязь, которую доставляли из Маныческо-Грузской санитарной станции «Вагнеровская». Уцелело одно из зданий, сейчас это жилой дом. А в 60-е годы XX века здесь находилась Эркетиновская начальная школа. Стены классов были отделаны кафельной плиткой, потолок — в лепнине, печь также покрыта кафелем.
Хурулы ст. Эркетинской, начало XX в.
Фото из кн. «Физическое и статистическое описание кочевий донских калмыков» / Сост. Н. Маслаковец. Новочеркасск, 1872
Д. Ульянов был похоронен в станице Эркетинской. В 70-е годы вели оросительный канал, местные жители станицы Андреевской обратились с просьбой к калмыцкому руководству перенести прах в Калмыкию.
Гелюнгом хурула станицы Эркетеневской был Лиджа Сармаданович Бакинов. В конце 20-х годов гелюнг долго скрывался от властей, приходил ночью к своей невестке, вдове младшего брата, за продуктами. На ночь не оставался, забирал сумку и уходил. Потом пропал. Видимо, служитель хурула уцелеть не смог.
Гелюнг Эркеневского хурула Лиджа Сармаданович Бакинов
Фото из архива Н.Ц. Худжиновой
Всего на Дону насчитывалось 14 хурулов со штатом 653 духовных лица.
В целях хозяйственного обустройства их поддержала местная власть. Высшее духовенство (бакши, гелюнги) освобождалось от службы, им выделялись земельные наделы. В станице Чунусовской 200 десятин было отдано хурульному духовенству. Более 30 лиц, принадлежащих к калмыцкому духовенству, сдавали свои паи в аренду.
Главами донского духовенства были ламы. В 1896 году институт ламы упразднили, заместителем верховного Ламы, главным духовным лицом считался Бакша-гелюнг. В калмыцких сотнях избирали три кандидата, одного из них в этом звании утверждал Наказный Донской Атаман.
Когда калмыки ходатайствовали Императору с просьбой о дозволении звания Ламы, Войсковой Атаман Н.И. Святополк-Мирский вызвал к себе всех хурульных бакшей, поставил в одну шеренгу и кричал на них: «Желаете иметь религиозного главу!? Ваш духовный, религиозный глава — окружной начальник!» Лишь в 1903 году калмыцкий народ добился права иметь высшего духовного главу, «Ламу все Донских казаков».
Калмыцкое Духовенство первоначально располагалось в Ильинской слободе, его возглавляли Бакши донских калмыков Д.Г. Гонджинов, Д. Микулинов, А. Чубанов. В станицах хурулы возглавляли: в Эркетинской бакша Б. Ушанов, гелюнг Башинов Нурзун Лиджиевич (калмыки его чаще звали Нурзун-гелюнг), в Чунусовской Н. Цебеков и старший хурульский гелюнг Э. Хохлов. Бакша хурула станицы Чунусовской Н. Цебеков умер в эмиграции.
Гелюнг Эркетеневского хурула, участник разведывательной экспедиции в Тибет в 1904 г. Бадма Чубарович Ушанов
Фото предоставлено А.А. Назаровым
Видным представителем духовенства был М.Б. Борманжинов. Его избрали бакшой Денисовского хурула, а в 1903 году Ламой все Донских калмыков. Менько Бакеревич был очень образованным человеком и крепким сельским хозяином, на отдельном зимовнике вёл дело в широких размерах, кроме паевой земли арендовал войсковой земельный участок, засевал около 400 десятин. Он перевёл на калмыцкий язык священные буддийские тексты.
После кончины в марте 1919 года ламы Менько Борманжинова обязанности багши-ламы донских калмыков исполнял Шургучи Нимгиров, он эмигрировал с частями белой армии в Турцию. Простые монахи-гелюнги оказались в числе эмигрантов, часть из них в начале 20-х годов вернулась в Россию.
Пытались обратить калмыков в православную веру, закрыли четыре хурула, в том числе и Эркетинский. Но калмыки не могли смириться с таким положением дел, ходатайствовали о восстановлении храмов. Областная Канцелярия рассмотрела вопрос и в 1897 году упразднённые хурулы открыли вновь.
Буддийская и православная конфессии сотрудничали. В 1875 году слободу Ильинскую посетил архиепископ Донской владыка Платон. Близ реки Большой Гашун его встретили заседатель калмыцкого правления П.О. Дудкин и калмыцкое духовенство.
Однако в отношениях представителей православия и буддизма было не всё так просто. Соперничество направлений в теологии заставляло вести борьбу. В начале XX века Иеромонах Гурий писал: «Прежде калмыцкое духовенство пользовалось громадным значением у калмыков, каждое слово гелюнга имело силу. Ныне замечается упадок почтения и уважения к своему духовенству, благодаря его распущенности и беззастенчивой эксплуатации тёмного народа».
Ему вторил другой современник, преподаватель Воронежской семинарии Александр Крылов: «Нравственно и умственно цивилизирующего влияния на народ со стороны жрецов ждать нельзя; потому что жрецы составляют высшую касту народа, так сказать — аристократию, которая держит народ в почтительном отдалении, и служит для него разве примером праздности, пьянства, бродяжничества и т.п., только ничуть не примером каких-либо добродетелей».
На этих примерах можно видеть уровень конкуренции идейных направлений.
Был создан Донской епархиальный комитет Православного миссионерского общества, призванный организовать миссионерскую деятельность среди калмыков. Крещёным калмыкам давали льготы от уплаты податей. Начинали сооружать православные храмы в калмыцких станицах. Для подготовки миссионеров в 1880 году в архиерейском доме слободы Ильинки открыли общину-приют для детей калмыков. Но реальных сдвигов не получилось, православные храмы и приют вскоре были закрыты.
Хурулы были центром воспитания защитников державы. В Государственном архиве Ростовской области хранится «Дело о постановке в буддийских храмах поминальных досок для увековечивания памяти воинских чинов-калмыков, погибших в войну с Японией». Департамент Духовных Дел Министерства внутренних дел разработал эскиз поминальной доски, текст и язык подписей. Надпись «За веру, Царя и Отечество» производилась на калмыцком языке, имена убитых и умерших на русском языке. Доски установили во всех хурулах калмыцких станиц Сальского округа.
В ходе Гражданской войны и в 20-е годы все хурулы подверглись разрушению. Граббевский хурул сгорел от пулемётного огня, сокровища храма были уничтожены пожаром. Служители — кто убит, кто эвакуировался за рубеж.
По прибытию красных в станицу Потаповскую были расстреляны бакша хурула Санджи (Джимба) Шагашов, гелюнги братья Яков и Намджал Бурвиновы. Хурул в 20-е годы, после уезда калмыцкого населения, пошёл на слом.
Хурул в станице Власовской сжёг местный учитель.
Судьба Беляевского хурула тоже была трагичной. Белые убили семью Абрама Давыдова, иногороднего хутора Троилинского. Он сжёг хурул. По воспоминаниям старожилов, красные использовали этот пожар как ориентир для ведения артиллерийского огня по станице Беляевской со стороны возвышенности Ергени.
В 20-е годы молебенная часть Эркетинского хурула сгорела, а лечебная осталась, в 70-е годы стены ещё стояли. Строительные материалы пошли на сооружение нового школьного здания в станице Новониколаевской.
Чунусовский хурул в те же годы разобрали на строительные материалы.
Судьба разметала служителей храмов по разным странам и городам. Бакша Граббевской станицы, бакша все Донских калмыков Зодба Бурульдинов был погребён в США, на казачьем Свято-Владимирском кладбище в городке Кесвилл штата Нью-Джерси. Там же похоронен А.И. Деникин, упокоились Терский атаман К.К. Агоев, Походный атаман генерал-майор П.Х. Попов. Здесь же могила полковника Всевеликого Войска Донского Леонтия Константиновича Дронова.
Спустя долгие годы, уже в начале XXI века, приехал из Элисты в станицу Эркетиновскую А.А. Назаров, потомок казаков-калмыков Зартыновых, Цебековых. На месте хурула — одни развалины. Лишь кое-где видны остатки кирпичной кладки, фундамента калмыцкого храма… Рядом стоит дом, в нём ранее было жильё служителей, здесь по праздникам проводились торжественные обеды.
Потомки казаков-калмыков объединились в землячество. Договорились увековечить место, где стоял Эркетеневский хурул. В июне 2013 года в станице Эркетиновской состоялось открытие Памятного знака. По калмыцкому обычаю в основание плиты положили остатки кладки старинного здания хурула. Атаман Э.Н. Манжиков и председатель Совета Эркетинских казаков-калмыков А.А. Назаров открыли памятник.
Церемония открытия Памятного знака на месте Эркетеневского хурула, 2013
Прозвучала буддийская молитва. По калмыцкому обычаю территорию хурула обошли под водительством лам.
На территории Дубовского района Ростовской области остались населённые пункты, где ранее проживали калмыки — станица Эркетиновская, хутора Адьянов, Новосальский, Холостонур. Седой ковыль горестно склоняется над останками бывших станиц Потаповской и Чунусовской, хуторов Болдырского и Худжуртинского. От их сооружений не осталось и следа
СЛАБОЕ ЗВЕНО
Важнейший геостратегический участок Евразии - низовье Волги и территория Северного Прикаспия - всегда был объектом беспокойства царского правительства. С приходом калмыков в середине XVII века на южные рубежи России набеги со стороны крымских татар резко сократились. По подсчётам западного исследователя Алана Фишера, количество угнанных в рабство людей с исконно русских земель, в том числе из пределов тогдашней Москвы, Тулы, Рязани и других, составило на протяжении XIV –XVII веков около 3-х миллионов человек.
Если учесть, что население России в XVII веке насчитывало около 10,5 млн. человек, то это колоссальная цифра. Начиная со второй четверти XVIII века «южная проблема» приобретает новую актуальность. Находившиеся в Астрахани армейские части были не в состоянии прикрыть обширные степные пространства от набегов казахов и «закубанских татар», грабивших русских поселенцев и российских подданных - калмыков и ногайцев.
Хотя с 30-х годов XVIII века казахи считались русскими подданными, однако, учитывая их «легкомысленные предерзости» , приходилось постоянно «иметь предосторожность и неусыпный и беспрерывный всегда разъезд» . Они угоняли скот, грабили солепромыслы и рыболовные ватаги, а людей, захваченных в плен, продавали на невольничьих рынках Средней Азии.
К примеру, в 1722 году на невольничьем рынке в Бухаре находилось свыше 5 000 русских пленников. Даже в середине XIX века на рынке в Хиве ежегодно продавалось до 500 русских, попавших туда не без помощи казахов.
ПО УКАЗУ ЕЛИЗАВЕТЫ
В связи с окончанием устройства Царицынской укреплённой линии в 1720 году, на охрану её были переселены 1057 семей с Дона, образовавших в 1737 году Волжское войско. Почти одновременно началась организация Астраханского казачьего войска. В 1727 году из городовых казаков Астрахани и крещёных калмыков была укомплектована трёхсотенная команда для отбывания службы на линии от Астрахани до Царицына.
В декабре 1736 г. астраханский вице-губернатор Ф. Соймонов доносил коллегии иностранных дел следующее: «... известно, что здесь за расходами регулярных (войск) малое число, а нерегулярных не имеется... не употребить ли здесь имеющихся крещеных калмык, купя им от казны лошадей и военное оружие, до 300 человек...» .
В самом начале 1737 г. было решено организовать казачье население Астрахани. Указом Военной Коллегии было приказано сформировать Астраханскую казачью команду из 100 человек казаков и 200 новокрещённых калмыков. 4 января 1737 г. Сенат издаёт указ коллегии иностранных дел: «...для охраны калмыцких улусов от намеренного каракалпацкого нападения употребить ныне в службу имеющихся при Астрахани крещеных калмык до трехсот человек. И для лучшей их к тому охоты и чтобы ревностнее служили, для их скудности, дать им в награждение по усмотрению, без излишества, также и лошадей и ружья купить из казны по рассмотрению же и на окое все деньги держать из астраханских доходов...» .
В состав этой казачьей команды входили, большей частью, крещённые калмыки Аха-Цатанова рода «которые будучи отягощены подводной гоньбою, впоследствии разбежались, из их числа осталось только сто одиннадцать человек, к которым, для укомплектования положенного пятисотенного количества человек, приказано было набрать в Астрахани и Красном Яру казаков из разночинцев, прежних стрелецких и казачьих детей, а так же из Донских верховых казаков и новокрещенных татар и калмыков» .
К середине 1737 г. состав Астраханского пятисотенного казачьего полка стабилизировался. Функции полка были обширны: часть его посылалась в качестве курьеров в Царицын, Кизляр, на Кавказ и в Крым. Остальные содержали по Волге разъезды и форпосты, которые направлялись к Каспийскому морю для предотвращения набегов со стороны казахов.
Часть казаков–калмыков охраняли рыбные и соляные промыслы, дороги от Астрахани до Кизляра. Так же в их службу входила обязанность сопровождать почтовый транспорт. Постепенно побережье от Астрахани до Чёрного Яра стало застраиваться станицами Астраханского казачьего полка. Вместе с казаками в эти станицы стали селиться калмыки, постепенно переходившие к осёдлости.
УСПЕХИ В ЗЕМЛЕДЕЛИИ
В 50-60-е годы XVIII века были построены станицы Лебяжинская, Сероглазовская, Замьяновская (по имени калмыцкого владельца Замьяна) и другие – всего 10 станиц. Во всех новых поселениях предполагалось, по- мимо казаков, поселить и калмыков. Тем более, что в 1763 г. старшина Замьян изъявил желание поселиться с подвластными ему людьми в городке на Волге. Ему было отведено место в урочище Крымский затон. Здесь же поселили и русских казаков, чтобы они обучили калмыков навыкам оседлой жизни.
С переводом казаков Волжского войска в 1770-1774 гг. на Терек (шла русско-турецкая война), функции Астраханского полка расширились. В него более активно стали привлекаться новые партии калмыков, и к 70-м годам их число достигло 600 человек. В период службы в этом полку некоторым калмыкам удалось продвинуться по служебной лестнице.
Так, в его списках за 1764 год числился на должности хорунжего калмык Андрей Ажгил, начавший службу ещё в 1745 году. Здесь же в должностях урядника и капрала служили его соплеменники Николай Михайлов и Алексей Фёдоров. В списках чинов полка за 1765 год появился ещё один калмык – Николай Уржин.
В 60–е годы XVIII века полк находился на Башмачаговской заставе. Астраханское войско было подчинено гражданским губернским властям, поскольку его служба носила в основном полицейские функции. Первые успехи астраханских калмыков-казаков в земледелии навели астраханского губернатора А. Бекетова на идею превратить всех калмыков–кочевников в осёдлое население.
Но его предложение не нашло поддержки в царском правительстве. Только через столетие этот план стал воплощаться благодаря решительным действиям атамана Гулькевича. В 1872 году для калмыков в станицах были отведены дворовые места, и основная масса новоиспечённых калмыков–казаков была вынуждена занять их.
В связи с этим им предоставили льготы от службы на один год, в течение которого они должны были устроить новую жизнь. В станицах Грачёвской, Дурновской, Красноярской, Косикинской, Замьяновской, Лебяжинской, Михайловской и Сероглазинской 738 душ калмыков обзавелись деревянными и турлужными (стены состоят из деревянного каркаса с горизонтально прибитыми к его стойкам жердями диаметром 6 см и заполнения глиносоломой) домами, а в тёплое время всё-таки продолжали жить в кибитках.
К началу XX века калмыки– казаки Астраханского казачьего войска окончательно стали заниматься земледельческим трудом и освоились с осёдлостью.
НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ
С начала XIX века вновь активизируется приём калмыков в астраханские казаки. Положение от 7 мая 1817 г. разрешало приумножать образуемое Астраханское казачье войско путём приписки к нему крещеных калмыков и татар. Активизируется переход в казачество, как простолюдинов, так и представителей светской аристократии Калмыцкой степи.
В декабре 1843 г. капитан Д. Тундутов обратился к астраханскому военному губернатору генерал-лейтенанту И. Тимирязеву с просьбой причислить его к Астраханскому казачьему войску с правом управлять подвластным ему улусом. 25 марта 1844 г. просьба Тундутова была удовлетворена. По Положению об управлении калмыцким народом 1847 года, калмыки, принадлежавшие владельцам, могли вступать в Казачье войско с их согласия, казенные калмыки - по предъявлению квитанции об отсутствии долгов. Калмыки-казаки получали пяти- летнюю льготу по исправлению повинностей казаков.
В начале XX в. калмыки-казаки проживали в Красноярской, Дурновской, Лебяженской, Замьяновской, Сероглазинской, Косикинской, Михайловской, Грачевской станицах. До революции главное управление Войска находилось в Астрахани. В административном отношении оно делилось на два отдела (правление 1-го было в Енотаевске, 2-го - в Камышине), должность Наказного Атамана выполнял астраханский военный губернатор.
Населяли казаки 18 станиц, калмыки–казаки проживали в половине из них. Всего к 1911 г. в станицах Астраханского казачьего войска проживало 738 калмыков. Главным занятием казаков низовых станиц было скотоводство, затем рыболовство. Верховые станицы занимались земледелием. Перед революцией коренных казаков было около 50-ти тысяч. Строевая форма была такой же, что и у донцов, с той лишь разницей, что погоны и лампасы были жёлтого цвета.
Из наших современников наиболее известными потомками астраханских калмыков–казаков можно назвать заслуженного тренера России Церена Балзанова (1937-2005) и учёного–историка профессора Михаила Иванова (1926-1998).