Казанник чем занимается в настоящее время. Экс-генеральный прокурор рф казанник алексей иванович о ельцине и ельцинизме. Указ президента российской федерации
Это был совершенно осознанный поступок, - вспоминает Казанник . - Я набрал полтора миллиона голосов избирателей, а Ельцин - больше пяти с половиной. Значит, его политический рейтинг был почти в три раза выше. И справедливо было бы, чтобы в Верховном Совете был именно он.
После заседания меня догнал в переходе депутат Тельман Гдлян и говорит: «Ну и наворотил ты дел, юрист. Ты же ему политическую карьеру испортил. Ельцину Верховный Совет не нужен.
Нам нужен Ельцин на митинге - гонимый и плачущий. У нас народ гонимых и обиженных любит. Да он бы на следующих выборах невероятное количество голосов набрал. И стал бы главой государства…»
Кстати, после того как Борис Николаевич занял место Казанника, он просто подошел и пожал ему руку.
Больше мы с ним на съезде не встречались, - говорит Казанник.
А после экс-генпрокурор виделся с Ельциным не один раз.
Как-то даже Новый год вместе отмечали, - рассказал Алексей Иванович. - Мне позвонили - пригласили к Ельциным, прислали машину. Они тогда жили в центре на Тверской -Ямской. Обычная квартира рабочего человека. Чуть ли не голые стены и стеллажи, заставленные книгами.
Ельцин был очень демократичным. И это была не показная простота, а совершенно естественное поведение.
Борис Николаевич где-то задерживался… Мне Наина Иосифовна говорит: «Алексей Иванович, садитесь на диванчик. Только подушку подложите, а то он протерся - пружины выпирают…»
Вскоре подъехал Ельцин.
Обрадовался, что я уже на месте. Говорит: «Давай-ка мы с тобой, пока они там готовят, для начала закусим». Открыл банку сельди в масле, порезал редиску, огурчики, сало. Сало он, кстати, сам солил.
В 1993-м пути президента и генпрокурора разошлись.
Ельцин был руководитель-разрушитель, совершенно бескомпромиссный. На должности назначались люди, исходя из личной преданности ему. За время правления Бориса Николаевича сменилось несколько десятков членов правительства, министров и пятьсот членов аппарата. Люди просто не успевали пройти стадию ученичества и сделать что-то на своем месте. Но тем не менее Ельцин - выдающаяся личность своей эпохи. Я искренне соболезную его родным и близким. Он, единственный из бывших советских руководителей, сам добровольно отказался от власти. И так искренне покаялся перед всей страной. Сильнее всего в его телеобращении к народу тогда потрясла фраза: «Простите меня! Я не сделал всего, что обещал».
личное дело
В 1959 году уехал в Казахстан на строительство металлургического комбината. Работал там плотником.
В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского университета.
В 1989 - 1991 годах - народный депутат СССР .
В 1993 - 1994 годах - Генеральный прокурор России .
После этого был вице-губернатором Омской области, также преподавал в Омском государственном университете.
Сейчас преподает в Омском государственном университете им. Достоевского и Омском юридическом институте.
Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию. В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в г. Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом. С 1960 проходил срочную службу в армии в инженерных войсках. В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 - в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экономического права в качестве доцента кафедры трудового, экономического и сельскохозяйственного права (1975-1991). В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений. С 1991 до 1993 год - заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время - кафедра государственного и муниципального права).
Политическая деятельность
Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области). В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч. После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности». Алексей Иванович считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. В том же месяце избран российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР.
После ликвидации союзного парламента вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1992-1993 гг. был председателем Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ развития межнациональных отношений, а также экономического и социального возрождения сибирского казачества. Являлся автором идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района, поддержал передачу всех культовых сооружений области в собственность соответствующих конфессий. С февраля 1993 по февраль 1994 - член Президентского Совета, принимал участие в подготовке референдума 1993 года, как компетентный специалист участвовал в разработке соответствующих профилю деятельности глав проекта новой Конституции РФ. В период конституционного кризиса 1993 года полностью поддержал действия Президента в его противостоянии с Верховным Советом.
Генеральный прокурор России
В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России». 5 октября 1993 года, сразу после разгона Верховного Совета, был назначен Генеральным прокурором РФ согласно указу президента Б. Н. Ельцина. Сменил в этой должности В. Г. Степанкова, сотрудничавшего с Верховным Советом после указа о его роспуске. Назначен по рекомендации В. В. Илюшина, победившего в аппаратной борьбе с А. В. Коржаковым, предлагавшим на должность А. Н. Ильюшенко. На этом посту руководил завершением расследования уголовных дел, связанных с попытками путча в августе 1991 года и государственного переворота в октябре 1993 года. Подал в отставку с должности 26 февраля 1994 года после того, как проявил принципиальность и отказался (вопреки распоряжению Ельцина и беспрецедентному давлению со стороны его Администрации) препятствовать выполнению постановления Государственной Думы об амнистии участников событий 1991 и 1993 гг. Заявлял, что на протяжении всей работы в прокуратуре испытывал постоянное давление и вмешательство в расследование «политических дел сверху». Однако, воспользовавшись спором о разграничении конституционных полномочий между Президентом и Федеральным Собранием, объявил, что был принужден к отставке, и выразил желание продолжить работу, однако после месячных консультаций с сенаторами согласился сложить полномочия. Официально отправлен в отставку решением Совета Федерации 25 апреля 1994 года.
С февраля 1994 года занимался организацией Партии народной совести, реально существовавшей только в Омске. В числе возможных союзников своей партии называл блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» и петербургскую Региональную партию центра. В апреле 1995 года после учредительного съезда партии, как её председатель, заявил, что достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию широкого блока центристских сил с Партией самоуправления трудящихся С. Н. Фёдорова и Народной партии России Т. Х. Гдляна. В декабре 1995 года баллотировался кандидатом в депутаты Государственной Думы 2-го созыва от Партии самоуправления трудящихся (партия не преодолела пятипроцентный барьер).
Персональные данные
В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Координационная функция местных Советов депутатов трудящихся в современный период (на материалах Восточной Сибири)». Доктор юридических наук (1991 г., тема диссертации «Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР»). Научная проблематика работ А. И. Казанника крайне широка: в 1960-е гг. - советское государственное право, с 1970-х гг. - правовая охрана природы. Сегодня в круг его интересов входят проблемы научной организации управленческого труда и делопроизводства в государственных учреждениях.
Имеет звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (май 2006 г., «за заслуги в развитии юридической науки и подготовке юридических кадров»)
Женат, имеет двоих сыновей. Увлекается пешим туризмом, переплыл на байдарке оз. Байкал, чтением классической литературы.
Казанник Алексей Иванович родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию.
В 1959 году после окончания школы уехал по комсомольской путевке на строительство «Магнитки» в Казахстан. Там работал столяром в строительном управлении, плотником на строительстве металлургического комбината. После того, как в 1959 году стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен и сокращения трудовых расценок, укрепился в желании стать юристом.
В 1963 году, после возвращения из армии, где служил в инженерных войсках, поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета. Будучи аспирантом этого же вуза, работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран.
Позже перешел на преподавательскую работу на юридический факультет ОмГУ. Также являлся специалистом в области экологического права в качестве доцентра кафедры трудового, экологического и сельскохозяйственного права.
В 70-ых годах был лектором общества «Знание», выступал на предприятиях с лекциями, посвященными проблемам экологии.
В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганист, в одной из своих лекций дал отрицательную оценку этому событию, что стало причиной его отстранения от публичных выступлений.
С 1991 по 1993 г. - завкафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ.
В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Координационная функция местных Советов депутатов, трудящихся в современный период (на материалах Восточной Сибири»). Доктор юридических наук, тема диссертации - «Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР».
Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному округу №22 (омская и Тюменская области).
В предвыборной программе призвал отказаться от дорогостоящих проектов и программ уровня БАМа, высказался за сокращение Вооруженных сил, выступил за смягчение налоговой политик в аграрном секторе. Также призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением.
Избравшись народным депутатом, вошел в состав Межрегиональной депутатской группы. С 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу».
На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Совет Национальностей Верховного Совета выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Бориса Ельцина.
В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. Тогда же был делегирован Верховным советом РСФСР в качестве наблюдателя в Совет Республик Верховного Совета СССР.
После отзыва из союзного парламента в декабре 1991 года вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1991 -1993 годах был председателем комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. В этот период стал автором идеи создания в регионе Азовского немецкого национального района.
В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России».
5 октября 1993 года, сразу после разгона Съезда народных депутатов и Верховного совета, указом президента Бориса Ельцина был назначен в нарушении Конституции генеральным прокурором РФ. По действовавшей на тот момент Конституции сделать это мог только Верховный Совет.
На посту генпрокурора Казанник руковоил завершением расследования уголовных дел, связанных с событиями 19-21 августа 1991 года и с разгоном Съезда народных депутатов и Верховного Совета в октябре 93-его. Подал в отставку 26 февраля 1994 года после того, как отказался вопреки распоряжению Ельцина препятствовать выполнению постановления Госдумы об амнистии участников событий 1991 и 1993 г. Затем объявил, что его принуждали к отставке и выразил желание продолжить работу, но после консультаций с сенаторами согласился оставить пост. Официально ушел с поста генпрокурора 25 апреля 1994 года.
С этого момента начал заниматься организацией Партии народной совести, которая фактически существовала только в Омске.
В декабре 1995 года баллотировался в Госдуму как представитель Партии самоуправления трудящихся, но она не преодолела 5%-ый барьер.
В марте 1996 года был назначен заместителем губернатора Омской области, председателем комитета по делам национальной политики, религии и общественных объединений администрации Омской области.
В мае 2006 года Казаннику было присвоено звание «Заслуженный юрист РФ» ().
Семейное положение
Женат, двое сыновей. Один из них Дмитрий — старший прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следственного комитета прокуратуры Омской области.
казанник алексей иванович
(26.07.1941). Генеральный прокурор Российской Федерации с 05.10.1993 г. по 25.04.1994 г. Родился в селе Перепись Черниговской области Украинской ССР. Образование получил на юридическом факультете Иркутского государственного университета (1968) и в аспирантуре (1970). Доктор юридических наук, профессор. После окончания средней школы в 1959 г. по комсомольской путевке уехал в Темир-Тау, на строительство Казахстанской Магнитки. Работал плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 г. был очевидцем расправы с забастовавшими молодыми рабочими, что укрепило решимость стать юристом. Затем работал преподавателем, с 1975 г. доцентом, с 1991 г. заведующим кафедрой государственного права, управления и советского строительства Омского государственного университета. В 1979 г. в публичной лекции неодобрительно отозвался о вводе советских войск в Афганистан, за что едва не был уволен из университета. В КПСС не вступал, говорил, что марксизм-ленинизм чуждое для него мировоззрение. В 1989-1991 гг. народный депутат СССР. Получил широкую известность после того, как на I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В 1992-1993 гг. профессор Омского государственного университета, председатель Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. С февраля 1993 г. член Президентского совета. Принимал участие в подготовке референдума в апреле 1993 г., в разработке проекта Конституции Российской Федерации. В сентябре 1993 г. поддержал подписание Б. Н. Ельциным указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», которым распускались Съезд народных депутатов и Советы. В октябре 1993 г. был избран сопредседателем Омского регионального отделения движения «Выбор России». С 05.10.1993 г. Генеральный прокурор Российской Федерации. Сменил в этой должности В. Г. Степанкова. По его словам, Б. Н. Ельцин предлагал ему должность Генерального прокурора еще в 1990 г., до назначения В. Г. Степанкова. Отказался, сказав, что он ученый. Б. Н. Ельцин тогда обиделся. 04.10.1993 г. Б. Н. Ельцин позвонил ему в Омск: «Алексей Иванович, надо максимум гуманности, максимум справедливости, максимум законности. Работы теперь очень много. Короче говоря, вы - Генеральный прокурор». А. И. Казанник не без кокетства: «А вас не смущает, что у меня нет опыта?» Ему сказали: нет, это не смущает. Первым рейсом вылетел в Москву, где был доставлен прямо в Кремль. Назначен по рекомендации В. В. Илюшина, победившего в аппаратной борьбе с А. В. Коржаковым, который продвигал на эту должность своего протеже А. Н. Ильюшенко. В. В. Илюшин напомнил Б. Н. Ельцину о роли А. И. Казанника в его судьбе и что он пока не востребован как специалист. Получил прозвище «инопланетянин» за библейскую внешность. 23.11.1993 г. получил распоряжение Правительства РФ (№ 2105-р), разрешавшего «Генеральной прокуратуре РФ оказать работникам следственно-оперативных бригад по расследованию преступлений, совершенных 3-4 октября 1993 года материальную помощь в размере 3 месячных окладов. Минфину выделить в 1993 г. на эти цели из республиканского бюджета РФ 116,7 млн руб.». Во время работы над проектом новой Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., не согласился с главой о прокуратуре, лишавшей ее функции общего надзора. Направил письмо Б. Н. Ельцину с требованием сохранить «надзор за исполнением законов и указов президента», а также принять «меры по устранению нарушений законов и указов Президента Российской Федерации и привлечению виновных к ответственности». Б. Н. Ельцин написал резолюцию: «С. А. Филатову. Внести в проект Конституции». Позднее А. И. Казанник говорил, что испытывал в прокуратуре огромное давление, постоянное вмешательство сверху: «К тому же меня сначала воспринимали как человека президента, чем-то вроде палача с определенными установками» (Труд. 19.01.1996). 23.02.1994 г. Государственная дума приняла постановление «Об амнистии за некоторые преступления, совершенные в сфере политической и хозяйственной деятельности», которым предписывалось прекратить все дела в отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности в связи с событиями августа 1991 г. и осени 1993 г. Публично заявил о своем несогласии с этим постановлением: «Акт политической амнистии навсегда останется одной из позорных страниц в истории отечественного парламентаризма». Тем не менее отказался выполнить требование Б. Н. Ельцина о приостановке амнистии: «Прокурор не наделен полномочиями по приостановлению акта амнистии». По оценке Б. Н. Ельцина, «досрочно выпустил из тюрьмы организаторов путча и с треском хлопнул дверью». 26.02.1994 г., в субботу, во второй половине дня А. И. Казанник пришел в Кремль с несколькими экземплярами прошения об отставке. Один экземпляр оставил в приемной В. В. Илюшина. Затем зашел к Ю. М. Батурину, в кабинет которого пришли М. И. Барсуков, А. В. Коржаков и Г. А. Сатаров. Они пытались убедить Генерального прокурора в необходимости приостановления исполнения постановления Госдумы об амнистии до появления постановления о порядке ее применения. Условились, что А. И. Казанник подпишет письмо в Думу с просьбой принять дополнительные постановления о порядке реализации амнистий. Однако было уже поздно. Б. Н. Ельцин принял отставку А. И. Казанника и направил письмо в Совет федерации с просьбой утвердить его отставку. Однако тот уже пожалел о своем импульсивном решении и заявил, что его к этому вынудили. На заседании Совета федерации ему было предложено направить в верхнюю палату прошение об отставке. Сначала дал согласие, потом отказался. В Кремле опасались, что А. И. Казанник может официально заявить о своем намерении остаться на посту Генпрокурора. Министр внутренних дел В. Ф. Ерин отдал приказ милиции не пропускать А. И. Казанника в здание Генпрокуратуры. Попытки соединиться по телефону с Б. Н. Ельциным, С. А. Филатовым, В. Ф. Шумейко не увенчались успехом. 12.03.1994 г. президент направил в верхнюю палату парламента новое письмо, в котором отменялся первый пункт предшествующего указа о А. И. Казаннике. Поскольку А. И. Казанник был назначен Генпрокурором до принятия новой Конституции, по которой утверждение и освобождение Генерального прокурора производилось теперь с согласия Совета федерации, то, на взгляд президента, санкция верхней палаты на освобождение А. И. Казанника не требуется: президент назначил его своим указом, президент и снял своим указом. Но сенаторы усмотрели в действиях Б. Н. Ельцина посягательство на свои полномочия и потребовали от президента в недельный срок вновь внести предложения об отставке А. И. Казанника и о назначении его преемника А. Н. Ильюшенко. Одновременно заместители Генерального прокурора заявили, что, если Совет федерации освободит А. И. Казанника от должности, они уйдут в отставку. А. И. Казанник возвратился в Москву из Омска, куда он уехал после того, как подал прошение об отставке. По сведениям омской прессы, на родину, в скромную квартиру на окраине города, А. И. Казанник летел под чужим именем, в рабочей одежде. В салон самолета прошел через кабину пилотов. В Омске передвигался в сопровождении двух охранников из фирмы «Акция». 06.04.1994 г. после острых дебатов верхняя палата Федерального собрания отклонила предложение президента об отставке А. И. Казанника. Окрыленный поддержкой сенаторов, он заявил, что согласен вновь занять кабинет Генпрокурора. И только после упорных и длительных переговоров с ним и с сенаторами он согласился подать в Совет федерации официальное прошение об отставке, которое и было удовлетворено 25.04.1994 г. Очень просился в президентский дом на улице Осенней, куда заселились близкие Б. Н. Ельцину люди. Как утверждает А. В. Коржаков, уже и мебель стоимостью почти в 80 тысяч «у. е.» привез в одну из пустых квартир: «Но не распаковал, ждал решения президента. А тут случилась амнистия для участников событий 93-го года. Казанник повел себя в этой ситуации странно, в сущности, подвел президента, Ельцин ему в квартире отказал» (Коржаков А. В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М., 1997. С. 145). С 1994 г. работал над созданием Партии народной совести. В марте 1995 г. провел учредительный съезд и был избран председателем Партии народной совести, которая существует только в Омской области. С марта 1995 г. один из руководителей Партии самоуправления трудящихся, созданной директором МНТК «Микрохирургия глаза» С. Н. Федоровым. 02.09.1995 г. вошел под вторым номером в список кандидатов в депутаты Государственной думы Федерального собрания второго созыва от избирательного объединения «Партия самоуправления трудящихся», но оно не преодолело пятипроцентный барьер. С марта 1996 г. вновь председатель Комитета по делам национальностей, религии и общественных объединений администрации Омской области, затем заместитель главы администрации Омской области по этим вопросам. Женат, два сына. 12 апреля 1994 года- ГОСПОДИН Казанник, есть ли у нас сегодня генеральный прокурор России, и если да, то кто?
Де-юре есть генеральный прокурор Казанник Алексей Иванович, поскольку для оформления моей отставки требуется постановление Совета Федерации. Но я думаю, что оно будет принято без дискуссий. Что касается исполняющего обязанности, то если меня нет де-факто, то его нет ни де-юре, ни де-факто.
<...> президент Ельцин и его окружение при назначении Алексея Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора пошли на нарушение статьи 102 Конституции (пункт 1 "з" относит к ведению Совета Федерации назначение на должность и освобождение от должности генпрокурора РФ. - Олег Рубникович) и закона о Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
В последнее время все чаще можно слышать утверждения о том, что довольно большое влияние - и далеко не лучшее - на господина Ельцина оказывает его окружение. Насколько актуальны, по-вашему, эти разговоры?
Когда я был на расстоянии, в Омске, то читал в газетах "окружение президента", "коллективный Распутин" и так далее. Но мне это ничего не говорило, поскольку я считал и теперь считаю, что президент - глава государства - несет личную ответственность за все указы и распоряжения, которые он подписывает.
После же общения с его окружением я убедился, насколько я заблуждался. В администрации президента есть такие люди, которые могут подписать любой указ - о назначении-смещении должностных лиц страны, о ликвидации Министерства безопасности, о передаче Генпрокуратуре следственного изолятора в Лефортове. <...>
Все это просто удивительно. Для меня это было страшно необычно. В деятельность прокуратуры пытался вмешиваться не только Ельцин, но и его советники, помощники, вплоть до чиновников, которые считали себя вправе позвонить мне.
Не хотите ли вы назвать имена людей из окружения президента, которые пользуются особым авторитетом у господина Ельцина?
Вы знаете, в самой же администрации президента мне говорили, что если надо подписать какой-то указ без соответствующей разработки, то это сделает не первый помощник президента. Надо обратиться к начальнику его личной охраны Коржакову - он решит все проблемы.
- Интересно, а не жалеете ли вы сегодня о том, что некогда отдали свое место господину Ельцину?
Я об этом не жалею. Во-первых, у меня всегда было развито чувство справедливости, и я считал, что если за меня было подано полтора или два миллиона голосов в Омском национально-территориальном округе, а за Ельцина было подано шесть с половиной миллионов голосов, то надо формировать ВС по рейтингу. И я полагал, что будет выведен такой рейтинг: за кого больше проголосовало, тот и обладает приоритетным правом, поменьше - на втором месте... Я рассчитывал, что таким образом я попаду в Совет национальностей.
Не жалею я о своем решении и по другим мотивам. На тот период этот шаг был оправдан. Тогда стояла задача разрушить тоталитарную систему (или, как мягко ее называли, административно-командную). Я думаю, что Борис Николаевич выполнил эту задачу, но было бы очень здорово, чтобы он ушел в отставку в августе или сентябре 1991 года, после известных августовских событий.
Общаясь с ним, я убедился, что у него если и есть какой-то талант, то только разрушителя.