Кем был таинственный Парацельс? Парацельс - биография, вклад в медицину. токсикологию и психотерапию
На могиле даже установили камень с пространной надписью:
«Здесь погребен Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24 день сентября Парацельс сменил жизнь на смерть».
Парацельс так бы и остался известным только историкам, ученым, да любителям старины, если бы не талантливые произведения братьев Вайнеров, Иеремия Парнова и снятые по ним фильмы. Естественно, что связанные сюжетом произведений, авторы не могли поведать обо всей богатой приключениями жизни легендарного медика и алхимика. Но интерес к этой неординарной личности они в обществе разбудили.
Будущий медик родился в конце 1493 года (обычно приводятся две даты — 10 ноября или 17 декабря) в швейцарском городке Айнзидельн в старинной, но обедневшей дворянской семье. При крещении он получил имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм
. Его отец занимался врачебной практикой, к работе врачом стал с детских лет готовить и сына. Мальчика медицина явно интересовала, занимался он ею с увлечением, хотя не был чужд и обычным детским проказам.
Фото:
Была и еще одна область, в которой Теофраст Гогенхайм преуспел в молодости. Как и большинство молодых дворян, он хорошо усвоил науку фехтования. Хотя рыцарские времена уже прошли, дуэли не были редкостью, да и разбойников на больших дорогах (а путешествовать будущий врач любил с детства) хватало. Так что шпага стала его постоянным спутником, как и инструменты .
Начальное медицинское образование он получил под руководством отца, а с основами философии и натуралистическими взглядами на окружающий мир его познакомил ученый-гуманист Иоганн Тритемий , бывший в тот период аббатом в Шпангейме. Образование Теофраст продолжил в итальянском городе Феррара , где ему была присвоена степень доктора медицины.
Когда он стал пользоваться прозвищем Парацельс, сказать трудно. Возможно, это имя он выбрал себе сам или же его дали коллеги по врачебному искусству, сравнив Гогенхайма с одним из основоположников медицины — древнеримским врачом Авлом Корнелием Цельсом . Официально этот псевдоним видимо впервые был обнародован в 1529 году, когда Теофраст стал так подписывать выпускаемые им астрологические календари. Впоследствии он стал пользоваться этим именем практически повсеместно, подписывая им свои произведения.
Фото:
Закончив образование и получив хорошие навыки , Парацельс не стал по примеру многих его однокашников по университету обзаводиться врачебной практикой и вести жизнь добропорядочного буржуа, а отправился путешествовать. Он ставил перед собой двоякую цель — увидеть новые страны и получить новые знания, которые из книг почерпнуть невозможно. Почти десять лет он путешествовал по Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку, слушая лекции в местных университетах, общаясь с профессиональными врачами, целителями и знатоками народной медицины, алхимиками, учеными. Служил военным врачом в армиях нескольких стран, получив прекрасную практику полевой хирургии. Спускался в рудники, пытаясь понять, как рождаются минералы, которые он стал использовать в качестве компонентов своих лекарств.
Интересы его были чрезвычайно широки, он не только как губка впитывал новые знания, но и сам делился секретами медицины, фармакологии, алхимии и астрологии. Есть сведения, что Парацельс добирался даже до Московии.
Немного остепенился он только в 1526 году, получил статус бюргера в , где занялся врачебной практикой. На следующий год Парацельс вынужден был перебрался в , где смог вылечить нескольких безнадежных (по мнению местных медиков) больных, стал городским врачом и начал преподавать медицину в местном университете. К неудовольствию коллег, он стал читать лекции не на общепринятой латыни, а на немецком языке. Идти на компромиссы Парацельс не хотел и, из-за конфликта с университетским руководством, местными городскими властями и коллегами по медицинской практике, снова вынужден был отправиться в путь, на этот раз в .
Не терпящий шарлатанов от медицины, неуживчивый по характеру и острый на язык, Парацельс редко где задерживался надолго. При этом серьезных покровителей, ценивших его как прекрасного медика и крупного ученого, у него хватало. Поражает его работоспособность. При постоянных переездах он умудрялся не только активно заниматься наукой и , но и практически каждый год писать крупные труды по медицине, фармакологии, алхимии, астрологии, философии.
Фото:
Несколько его трудов, увидевших свет, были запрещены по требованию профессоров медицины Лейпцигского университета, которые не смогли подняться до его понимания проблем медицины. Наконец ему удалось опубликовать в Ульме и Аугсбурге труд «Большая хирургия». Книга стала широко известной в медицинских кругах, заставив коллег по профессии воспринимать Парацельса как крупного хирурга.
Получивший признание медиков, Парацельс получил и больше возможности для плодотворной работы, но и это не избавило его от необходимости скитаться. Обычно ситуация развивалась по одинаковому сценарию. Прибыв в новое место, он начинал вылечивать больных, которых местные медики отчаялись поставить на ноги. Естественно, что вскоре возникал конфликт с местными врачами, начинавшими терять клиентуру. К тому же, Парацельс, не выбирая выражений, говорил все, что думает и о местных медиках, и об их методах лечения. Не стоит забывать, что у местных эскулапов был мощный союзник в лице церкви, которую не стоило труда убедить, что практикуемыми Парацельсом методами лечения давно следует заинтересоваться и инквизиции. Город приходилось в срочном порядке, а иногда и тайно, покидать.
В 1541 году Парацельс смог обосноваться в , где ему покровительствовал местный архиепископ, что обеспечивало защиту от обвинений в ереси. К этому времени его здоровье было серьезно подорвано, видимо, он понимал, что его земные дни сочтены. Несколько месяцев Парацельс занимался напряженным трудом, приводя в порядок и систематизируя свои записи. Вылечить себя он уже оказался не в состоянии, 24 сентября 1541 года великий медик скончался.
К сожалению, многие труды Парацельса были изданы только после смерти автора. Поистине, это был человек энциклопедически образованный, а главное, умеющий видеть новое, сопоставлять уже известное и делать выводы, которые зачастую не сразу становились понятны его современникам.
Фото: ru.wikipedia.org
В истории науки Парацельс больше известен как медик и . Его успехи в этих областях поистине впечатляют. Он умудрился погасить вспышку чумы в Штерцинге в 1534 году, прибегнув к собственным методам лечения, а ведь за это можно было и на костер инквизиции попасть. Объяснил природу и причины возникновения силикоза, которым традиционно страдали горняки. Разработал несколько высокоэффективных лекарственных препаратов, опираясь не только на гомеопатию, но и на успехи алхимии, главная задача которой, как он считал, «заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».
Некоторые его представления о природе болезней и общем строении человеческого тела выглядят сегодня, мягко выражаясь, наивными. Естественно, что давно устарели и многие его философские воззрения. Но это не умаляет его достижений в , а как медик он в свое время, пожалуй, просто не имел достойных конкурентов. На его книгах, переиздававшихся в течение нескольких столетий, учились поколения европейских врачей. Да и само имя Парацельс уже давно стало нарицательным, а значит дело, которому он посвятил свою недолгую, но яркую жизнь, продолжается его учениками и последователями.
П Парацельс как алхимик, философ и врач является одной из самых загадочных личностей древнего мира. Парацельса можно считать одним из основателей современной науки и медицины. Это человек который впервые вводит в медицину химические соединения и успешно ими пользуется.
Кто такой Парацельс?
Псевдоним Парацельс он придумал самостоятельно. В переводе с латыни псевдоним означает «превзошедший Цельса». Для справки: «Цельс – это древнеримский энциклопедист и знаток медицины, который жил в I веке до н. э.». Настоящее имя Парацельса звучит Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Он родился 24 октября 1493 года в городе Эг в семье людей тесно связанных с медициной. Именно по этому он и посвятил всю свою жизнь изучению медицины. В 16 лет он навсегда ушел из дома и посвятил всего себя обучению. Он обучался в Германии, Швейцарии и Италии, где и черпал по крупице свои знания в разных областях. Его самым именитым учителем был Иоганн Тритемий, который считался величайшим специалистом в области астрологии, алхимии и магии. В итоге он получает звание доктора медицинских наук. После получения звания доктора, он отправляется в путешествие по миру, где получает врачебную практику. Он занимал посты как городского врача, так и военного на полях боевых действий.
Философское учение Парацельса
Взгляды Парацельса очень многообразны. Некоторые считали Парацельса великим врачем и учёным, а другие считали его просто шарлотаном. Получив огромный опыт в медицинской практике, в 1527 году городской совет Базеля назначил его профессором физики, медицины и хирургии. Он читал лекции по медицине в Базельском университете. Его отличие от остальных преподавателей было в том, что он читал лекции студентам из своих личных наблюдений и опыта, а не повторяя слова Авиценны, Гиппократа и Галена. Его коллеги с призрением относились к учению такого рода, потому что они не были документально подкреплены. Сам Парацельс критично относился к представлениям древней медицины, считая ее очень несовершенной.
Он критиковал врачей не имеющих знаний по химии, потому что без знаний химии невозможно лечить людей. Он утверждал, что человек состоит из набора химических элементов, которые в человеческом организме находится в постоянном равновесии. При отклонении от равновесия, то есть если не хватает каких-либо элементов или наоборот их становится больше – возникают болезни. Придерживаясь этого знания, он успешно лечил на тот момент неизлечимые болезни. Ещё одним его учением было, то, что даже обыденные вещи могут быть смертельными, а яды в определенных дозировках целебными. Такие учения Парацельса, на сегодняшний день не выглядят столь безумными, как считали его коллеги в то время. И сегодня его можно считать настоящим родителем современной фармацевтики.
Как уже говорилось выше, Парацельс был очень успешен в разных науках, но его призванием считается медицина. Он говорил что настоящая цель алхимии не добыча золота, а лекарств. Что касается химии, он является человеком, который дал название такому элементу как цинк, использовав написание zincum. Что касается медицины, он успешно практиковал свои полученные навыки в лечении болезней. Благодаря своим опытам, он написал несколько книг. Одной из которых является собрание заметок о происхождении и протекании болезней, которое он назвал «Парамирум». Одним из главных его достижений является объяснении природы и причин такой болезни, как Силикоз. По его трудам была индефицирована такая болезнь как рак лёгких. Самое интересное то, что Парацельс знал как лечить очень много болезней, даже те которые считаются неизлечимыми до сих пор.
Мистическая сторона личности Парацельса
Мистическая сторона личности Парацельса затрагивает разные аспекты деятельности. Как уже говорилось выше, он добился больших успехов в медицине, так как лечил огромное количество болезней. Мистики считали, что Парацельс владел так называемой «Панацеей». Для справки:
Панацея – это лекарство от всех болезней.
Мистики предполагают, что с помощью Панацеи, он мог даже воскрешать мертвых. Парацельс большую часть жизни путешествовал и черпал знания у разного типа людей. В их число входили маги, колдуны, ведьмы, некроманты, великие учёные и обычные люди. Помимо этого круга, он общался и с обычными людьми, в число которых входили: пастухи, торговцы и просто бродяги. За такие поиски информации, он становился предметом насмешек своих коллег. Ван Гельмонт утверждает, что в 1521 году, Парацельс получил «Философский камень» от адепта по имени Соломон Трисмозин. Предполагается, что и «Панацею» передал ему именно этот человек. Смерть Парацельса 24 сентября 1541 года так же очень загадочна. Он, якобы, умер в номере гостиницы «Белая лошадь» после непродолжительной болезни. То есть, он всю жизнь лечил болезни, даже неизлечимые, а потом сам умер за несколько дней в отеле. Очень загадочно… не так ли? Причем, ему приписывают начало создания тайных обществ!
ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus ) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.
ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus ) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (17 декабря 1493, Эйнзидельн, кантон Швиц - 24 сентября 1541, Зальцбург), прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения.
Образование
Родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. Одним из наставников Парацельса был Иоганн Тритемий, известный своими выступлениями в защиту «натуральной магии». Университетское образование Парацельс получил в итальянском городе Феррара, здесь же был удостоен степени доктора медицины.
Странствия и преподавание
С 1517 Парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену). В 1526 приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 в результате конфликта с городскими властями Парацельс переехал в Кольмар.
Странствия и научные труды
В последующие годы Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1565). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней - трактат «Парамирум» (1562). В 1533 он остановился в городе своего детства Виллахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1553) и «Хронику Каринтии» (1575).
Последние годы
В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1564), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), «Великая астрономия» (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе - «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566). В 1541 Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер.
Натурфилософия
Сближая химию и медицину, Парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, а призвание алхимика находил не в добывании золота и серебра, но в изготовлении лекарств, дающих людям исцеление. Он учил, что живые организмы состоят из тех же веществ - ртути, серы, соли - которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них.
Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира словно, в грандиозной алхимической лаборатории, и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для Бога, а эти сущности - свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии.
Настоящее имя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм
Швейцарский врач и естествоиспытатель, философ, химик, фармацевт, астролог. Один из основателей я трохимии *. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, способствовал внедрению химических препаратов и преподаванию медицины на родном языке вместо латыни. Автор знаменитого труда «Большая хирургия». В его честь названа малая планета (астероид) номер 2239 и лунный кратер.
На большом камне над моги-лой Парацельса резчик высек: «Здесь похоронен Филипп Теоф-раст, превосходный Доктор Ме-дицины, который, обладая вол-шебным знанием, раны, проказу, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искус-ством излечивал и раздавал добро беднякам. В год 1541 на 24 сентяб-ря он сменил Жизнь на Смерть. На Вечный покой». А точнее ска-зать, на бессмертие, ведь даже сегодня страждущие молятся у его могилы в надежде на исцеление. Имя Парацельса вошло в анналы мировой ме-дицины, но при жизни он был не понят и гоним, его считали шарлатаном и слугой дьявола и все это только за то, что знал и понимал больше, а лечил лучше других. Но никакими сверхчеловеческими особенностями Парацельс не обладал, просто с ранних лет он привык полагаться на практику и опыт, а не на досужие размышления. Он был бунтарем в науке и даже принял имя, означающее «Про-тив Цельса», считая себя опровергателем медицинских воззрений автора древнеримского трактата «Аrtes» Авла Корнелия Цельса.
Настоящее имя швейцарского врача и естествоиспы-тателя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм. Он родился 10 ноября 1493 г. (по другим данным 14.11.1493, 17.12.1493 или 1.05.1494) в небольшой дере-вушке Мария-Эйнзидельн близ Цюриха и был единствен-ным сыном довольно известного и многоопытного врача, получившего медицинское образование в лучших универ-ситетах Европы. В своей небольшой лечебнице он зани-мался не только врачеванием, но и химическими опыта-ми. Так что Теофраст начиная с самого раннего возраста получал первые уроки и знания от отца. Где он получил первоначальное образование, неизвестно, но в годы юно-сти Парацельс работал на шахте лаборант-химиком, что позже легло в основу его поисков в области химии и ал-химии. А ведь в то время химия как отдельная специаль-ность не преподавалась даже в университетах: кое-какие теоретические знания рассматривались в курсе филосо-фии, а эксперименты велись только аптекарями и алхи-миками. В своих последующих трудах Теофраст тепло и с благодарностью вспоминал отца, который приохотил его к учению. По его примеру он начал изучать врачебное дело в Германии, а затем во Франции.
В годы учебы родным домом для Теофраста на какое- то время стала лаборатория. В ней он мог пропадать сут-ками, сменяя опыты с ретортами и колбами на практику на рудниках и горных заводах. Страстную любознатель-ность начинающего исследователя не останавливали ни пыль, ни грязь, ни копоть. Везде он трудился самоотвер-женно и впоследствии говорил о себе и своих учениках, что они «отдых в лаборатории находят, пальцы свои в угли и в отбросы, и всяческую грязь суют, а не в кольца золотые, и подобны кузнецам и угольщикам закопчен-ным». И может быть, поэтому в первую очередь в мастер-ство молодого врачевателя поверили рабочие люди.
В 1515 г., в 22-летнем возрасте, Теофраст получил в Ферраре (Италия) степень доктора медицины. Но объем полученных знаний не удовлетворял его. По словам Па--рацельса, он слушал лекции медицинских светил в круп-нейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабо-не, а потом отправился в Англию, затем через Литву по-пал в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. Какое-то время жил в Константинополе и, говорят, будто бы не-сколько лет провел в татарском плену. Арабские химики открывали ему секреты, неизвестные западной науке. Он путешествовал по свету, переходя пешком от деревни к деревне, и повсюду выспрашивал секреты искусства вра-чевания у докторов и повитух, цирюльников и банщиков, старых знахарок и травников, прилежно и старательно перенимая их опыт ухода за больными и применяемые средства. Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих странствий: служил лекарем в армии датского короля Кристиана II, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал для дальнейших исследований. Но где бы Теофраст ни был, повсюду он занимался главным делом своей жизни — ле-чил недуги людские, пытаясь суммировать обретаемый опыт, нащупывая всеобщие закономерности в лечении больных, намечал новые пути врачевания. Парацельс ве-рил только в опыт, наблюдение и эксперимент. «Не ти-тул, не ораторское искусство, не чтение книг создают вра-ча, — говорил он, — но единственно знание вещей и сил природы». По преданию, ему удалось вылечить восемна-дцать князей, от которых отступились все врачи.
В 1524 г. ученый решил, наконец, прекратить стран-ствия и поселиться в Зальцбурге. Однако уже через год ему пришлось срочно покинуть этот город, так как он, в силу своего неуемного характера и нетерпимости ко вся-кого рода мздоимству, встрял в тяжбу крестьян с местны-ми земельными князьками, что окончилось гневом город--ских властей. 1526 г. Теофраст провел в Страсбурге, а затем был приглашен на должность городского врача в круп-ный швейцарский торговый город Базель. Когда Пара- цельсу удалось вылечить одного богача, которому не смог-ли помочь лучшие лекари города, его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На пер-вой же лекции профессор перед глазами изумленных сту-дентов устроил небольшой костер, который он соорудил из сочинений корифеев Галена и Авиценны, и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние «мокротники», и стал читать лекции студентам- медикам на добротном и понятном им немецком языке вместо традиционной латыни. Причем занятия старался проводить у койки больного. То была неслыханная воль-ность! Именно тогда бунтарь принял имя Парацельс. Даже таким образом профессор боролся против догматической медицины Средневековья, тесно связанной с теологией.
Несмотря на все передовые взгляды и достижения в об-ласти медицины, Парацельса никогда не любили. У него был вспыльчивый и задиристый нрав, едкий язык, он презрительно относился к современникам и постоянно ходил напыщенным. Его возмущала алчность аптекарей, составлявших сложные, дорогие и мало помогающие ле-карства. А так как аптекари были связаны с практикую-щими врачами, то была уже двойная алчность. К тому же сам он применял простые, недорогие, но эффективные средства. У Парацельса появились враги среди медиков и богатых жителей Базеля. Хуже всего было то, что в 1528 г. он затеял процесс над влиятельным каноником из-за не-доплаты гонорара за лечение. Иск отклонили, а врач вы-нужден был тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Терпя лишения, он скитался в горных районах Ашенцелля, переходя из деревушки в деревушку, изредка врачуя крестьян.
В Кольмаре Теофрасту удалось излечить больных, ко-торых другие врачи считали безнадежными, и популяр-ность его возросла. Однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху не пришлись по нраву и здесь, тем более что Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков. Чело-век увлекающийся, пытливый, он проявлял интерес ко всему, где, как ему казалось, можно открыть что-то но-вое. Нередко он заблуждался, попадал в плен суеверных представлений, терпел неудачи, но продолжал поиски. Стали распространяться слухи о том, что ученый вступил в сношения с самим дьяволом. Положение усугублялось тем, что в Кольмаре продолжали сохранять свои позиции католики. Они-то ревностно следили за тем, чтобы никто не осмеливался выступать с суждениями, шедшими враз-рез с установившимися представлениями, и все искания Парацельса объявляли кощунственными.
Опасаясь обвинения в ереси и последующей распра-вы, он переехал в Нюрнберг. У Теофраста накопилось много тщательно записанных наблюдений и выводов. Он был необычайно работоспособен. Сохранились свидетель-ства о том, что ученый порой проводил за письменным столом по нескольку дней кряду, почти без сна. В Нюрн-берге ему удалось издать четыре книги, но это только под-стегнуло недовольство других медиков, и городской ма-гистрат запретил печатать его произведения. В них были приведены основные принципы его учения о болезнях и их причинах, общие принципы медицины и к тому же они были на немецком языке.
Крупнейшей заслугой Парацельса было то, что он офи-циально отрекся от древней медицины и вместо выду-манных средневековых снадобий применял целебные тра-вы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Ученый полагал, что человек со-стоит из души и тела, а тело, в свою очередь, состоит из различных элементов. Нарушение же взаимного равнове-сия этих элементов ведет к болезни. Задача врача — вы-яснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие при помощи оп-ределенных химических препаратов. Поэтому первооче-редной задачей химии Парацельс считал поиск веществ которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мы-шьяка, став одним из родоначальников ятрохимического направления в медицине, сменившего алхимию. «Настоя-щая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств», — утверждал ученый. Он вы-делял лекарства из растений и применял их в виде тинк-тур, экстрактов и эликсиров и развил новое для того време-ни представление о дозировке лекарств. В каждом средстве Парацельс находил активный ингредиент, который мож-но было извлечь, очистить и прописать в строго контро-лируемой дозе. «Все есть яд, и ничто не лишено ядовито-сти; одна только доза делает яд незаметным».
Центральное место в его системе лечения занимали ртуть и сера. Ученый предложил лечить сифилис малыми дозами ядовитых паров ртути, но редко кто ему верил. Лишь 400 лет спустя появилось новое лекарство от сифи-лиса на основе ядовитого мышьяка. Его настойка опия веками служила эффективным обезболивающим. Он изу-чал действие минеральных вод и применял их для лече-ния; некоторые из них были им открыты впервые (в Шварц-вальде, Чехии и др.). Кроме того, Парацельс усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воз-дух, покой, диету. И можно только недоумевать, как сло-ва ученого об анестезии с помощью «сладкого эфира» игно-рировались вплоть до 1846 года.
В отчаянии Парацельс бросил все и покинул Нюрнберг, направившись в Инсбрук. Здесь он надеялся заняться по-стоянной врачебной практикой, по которой изрядно ис-тосковался. Но бургомистр не поверил, что человек в обо-рванном платье и с грубыми, как у простого мужика, руками — врач, и велел самозванцу покинуть город. Узнав, что в Штерцинге разразилась эпидемия чумы, Парацельс пришел в этот город. Он обходил дома больных, приготов-лял свои лекарства и настойчиво пытался понять, в чем причины этого страшного заболевания, как можно пре-дотвратить эпидемии, какими средствами следует лечить. Парацельс имел репутацию целителя, приготовлявшего сна-добья из минералов, которые помогали, когда другие ле-карства пользы не приносили, а для исцеления чумных боль-ных давал пилюли, содержавшие крошечные порции их собственных экскрементов. Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынуж-ден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом, надеясь, что в каком-нибудь из них городские власти все- таки удостоят его вниманием. Но даже там, где власти были бы и не прочь пригласить Парацельса, решительно возра-жало католическое духовенство, да и протестанты всегда считали его нежелательным лицом.
По всей видимости, Парацельс был доктором, обладав-шим даром природного целительства. Он верил в натураль-ную магию и намного опередил свое время в убеждении, что при врачевании душу и тело человека надо лечить вме-сте, и что между природой (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) существует тесная связь, поэтому познание обоих есть неразрывное целое. Ученый говорил, что это «сила, которая приходит прямо от Бога», и когда она на-правлена на доктора, то вызывает у него способности к врачеванию. Сам Парацельс постоянно обращался к астро-логии и считал, что без понимания астральных влияний на человека врачу невозможно заниматься практикой. В среде астрологов, занимающихся магической астрологией, до сих пор популярна его книга «Оккультная философия».
Занимался ученый и демонологией, создал классифи-кацию злых демонов, причислив к ним астральных духов. Это, в частности, является одной из причин, по которой Парацельса часто называют магом, к тому же он жил во времена, когда наука и магия были тесно переплетены, а занятия наукой означали также изучение магии. Однако что касается гомункулуса, мини-человека, которого док-тор якобы создал в своей лаборатории, то это из области нереального. Зато существует много свидетельств, что из минералов и растений он извлек эссенцию — знамени-тый Алкахест, и этот эликсир жизни якобы был способен восстанавливать, растворять и наделять чудесными свой-ствами все что угодно. Но состав эссенции, как и лучших лекарств Парацельса, так и остался неизвестным.
Казалось, что вся жизнь ученого так и пройдет в стран-ствиях. И вдруг ему неожиданно вновь улыбнулось счастье. В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд «Боль-шая хирургия» (1536 г.). И эта книга сделала то, чего много лет добивался Парацельс: она заставила заговорить о нем как о выдающемся медике. Так, в частности, он придер-живался революционного взгляда на раны, утверждая, что они должны излечиваться сами, если обеспечить отток выделений и не допускать заражения. В отличие от ци-рюльников, пускавших кровь и лечивших раны варвар-ским способом — заливанием их кипящим «бальзамом» (маслом), а в случае неуспеха прибегавших к ампутации, Парацельс просто очищал и осушал раны, покрывал их чистыми повязками для «предохранения от внешних вра-гов», веря, что остальное довершит целительная сила орга-низма. Несмотря на высокий уровень успеха, до XIX века такой подход не прижился. И еще: Парацельс писал о болезнях рудокопов и литейщиков, т. е. был основопо-ложником медицины, занимающейся профзаболевания-ми... Он первым понял, что причина болезней шахтеров — пыль, а не подземные духи. Первым пришел к выводу, что базедову болезнь вызывает питьевая вода. И первым заявил, что сумасшествие — недуг, а не одержимость дья-волом, и потому пациенты требуют гуманного обращения...
Смерть ученого не означала конец. Признание при-шло поздно, возможно, слишком поздно, но оно пришло. А он и при жизни был уверен в своей избранности: «Мо-нархия над всеми искусствами была дарована мне, Парацельсу, принцу философии и медицины. Я был избран Богом, чтобы извести все фантазии надуманных и лжи-вых работ, обманчивых и самонадеянных слов, будь то слова Аристотеля, Галена, Авиценны или любого из их последователей».
Парацельс (лат. Paracelsus), настоящее имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim). Родился 21 сентября 1493 года в Эге, кантон Швиц - умер 24 сентября 1541 года в Зальцбурге. Знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки. Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.
Изобретённый им самим псевдоним Парацельс означает «превзошедший Цельса», древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э. Современники сравнивали деятельность Парацельса с деятельностью , так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики.
Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода.
Мать работала медсестрой в аббатстве.
Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги.
В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии.
В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет. После этого, в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.
С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).
По свидетельству Ван Гельмонта в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень . Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно - лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.
Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени.
В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги.
Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.
В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г. по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни.
Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.
В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.
Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений - объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков).
В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535).
После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хроника Картинии» (1535).
В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536).
После этого он побывал в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него собственный домик на окраине, кабинет и лаборатория.
24 сентября 1541 года, находясь в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь» на набережной Зальцбурга, он умер после непродолжительной болезни (в возрасте 48 лет и трёх дней). Был похоронен на кладбище городской церкви св. Себастьяна.
Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти.
Учение Парацельса:
Средневековой медицине, в основе которой лежали теории , и , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза»).
По мнению Парацельса, человек - это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.
Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Химическая псалтирь, или философские правила о Камне Мудрых», «Азот, или о древесине и нити жизни» и др. В одном из этих сочинений употребил термин гном.
Именно он дал название металлу цинку, использовав написание «zincum» или «zinken» в книге Liber Mineralium II. Это слово, вероятно, восходит к нем. Zinke, означающее «зубец» (кристаллиты металлического цинка похожи на иглы).