Когда начинается Петровский пост и что можно есть? Петровский пост для мирян
В православной церкви существует множество постов, но многодневных всего четыре и один из них назван в честь ближайших учеников Иисуса Петра и Павла.
Однако в названии упомянуто только имя первого апостола по той простой причине, что слишком неудобно и долго произносить полный вариант — Петропавловский пост или пост Петра и Павла. Частично этот вопрос решает одно из названий поста – Апостольский. Также он известен как Петровский пост.
Отказ от скоромной пищи, то есть мясных блюд и продуктов животного происхождения, в сочетании со смирением и молитвами, помогает христианам достичь главной цели – очиститься духовно и физически, подготовиться к церковному празднику, обрести душевное спокойствие и умиротворение.
От этого поста, как и от остальных, освобождаются верующие люди с проблемами со здоровьем, маленькие дети (вплоть до 7-летнего возраста), беременные и кормящие грудным молоком, путешественники, миряне.
История праздника
Согласно преданию, Петр и Павел, будучи учениками Христа, несли Слово Божье язычникам. Однако проповедям предшествовала тщательная подготовка по плотскому и духовному очищению – апостолы ограничивали себя в определенной пище и усердно молились. Их пример послужил основой для Петрова поста, который заканчивается праздником в честь этих святых.
До настоящего времени правила поста претерпели некоторые изменения. Изначально он был объединен с Успенским и был призван служить своего рода компенсацией для тех, кто не соблюдал Великий пост. То есть тот, кто не постился перед Пасхой, мог «наверстать упущенное» после этого великого церковного праздника.
Эти правила действовали в период 3-11 веков, а в дальнейшем его окончательно разделили на две части, что повлекло за собой и смещение дат. Со временем роль Петра и Павла в христианстве продолжала расти, поэтому к 15 веку Апостольский пост дополнил список важнейших событий в православном календаре, сегодня таких периодов всего четыре.
Каковы традиции Петрова поста
В отличие от Великого этот пост менее строгий и даже предусматривает некоторые послабления, которые не считаются грубым нарушением.
Главное, что требуется соблюдать по церковным предписаниям – молиться, подавать милостыню просящим, творить добрые дела, обуздать страсти, избавиться от пагубных мыслей и действий. Только при таких условиях возможно достижение желаемого очищения тела и души.
Какие послабления допускаются в Петров пост? В основном они связаны с меню. Например, в выходные дни разрешается рыба и даже немного вина. Исключение этих продуктов и сухоядение рекомендуется в каждый понедельник, среду, пятницу.
В остальные будние дни постящиеся могут вкушать горячие блюда с добавлением растительного масла, но без рыбы и/или мяса. Также «запретные» продукты допускаются в храмовые праздники, дни памяти святых.
Желательно на весь период поста отказаться от просмотра теле- и радиопередач, которые не несут в себе назидательный, просветительный, поучительный характер. Разговоры, в том числе по телефону «ни о чем» тоже не рекомендуются, все только по делу. Злоупотребление алкоголем, чревоугодие, посещение и/или участие в развлекательных мероприятиях, естественно, под запретом.
В это время следует максимально оградить себя от мирской и прочей суеты, всего непотребного и пустого, вражды и раздоров. Можно даже составить список с указанием всех ограничений, который постящийся готов возложить на себя, чтобы добиться желаемого результата.
Когда празднуется Петров пост в России в 2018 году
Несмотря на то, что этот пост напрямую связан с праздником в честь двух апостолов (12 июля), он относится к переходящим. Уже известно, когда он начнется в 2018 году – это будет начало Недели Всех Святых – 4 июня (понедельник).
Последним днем соответственно будет канун указанного праздника – 11 июля. Длительность поста тоже может меняться из года в год, так как связана с днем Пасхи: самый короткий срок – чуть больше недели, самый продолжительный – 6 недель.
Как поздравляют друг друга в этот день
Любой пост, особенно если он в числе четырех важнейших, для верующего человека является праздником. На такое отношение не влияют ни ограничения в пище, ни отказ от каких-либо удовольствий. Ведь благодаря ему происходят желаемые перемены в жизни постящегося.
Поэтому можно смело поздравлять с постом как с праздником. В тексте рекомендуется упоминание заслуг и примера апостолов, пожелание успешного воздержания, терпения и смирения.
Сегодня можно найти готовые поздравления таких поздравлений, в том числе в стихотворной форме. Такой вариант подходит для тех, у кого возникают трудности с выражением чувств и мыслей своими словами. Но слишком заострять на этом внимание не обязательно, каждому христианину достаточно нескольких искренних слов от сердца.
Православная религия подразумевает следование определенному своду правил, в которые входит и соблюдение поста. Это время, когда очищается не только организм, но и мысли. Именно исключение из рациона большого потребления пищи в определенный период приводит к духовному просветлению.
За один год православные люди несколько раз постятся. В этой статье речь пойдет о том, какой пост закончился 12 июля в 2017 году, когда он начинается и как следует его проводить. Что следует знать верующим об этом событии? Как правильно провести время православного поста?
Пятидесятница
В древние времена, когда Русь только приняла православие, Петров пост именовали Пятидесятницей. Все дело в том, что римский император и завоеватель Константин на территории Римской империи воздвиг и освятил храмы, посвященные памяти апостолов Иисуса - Петра и Павла. Торжество произошло 12 июля. Теперь эта дата имеет ключевое значение.
Дата Петрова поста следовала за праздником Святой Троицы. Его ранее именовали Пятидесятницей, потому как Троица выпадала на пятидесятый день после Христова Рождества.
История названия
Петров пост еще называют Апостольским, поскольку он посвящен двум апостолам Господним - Петру и Павлу. Они, как истинные христиане, проводили много времени в молитвах, игнорируя все тяжбы.
В простонародье Апостольский пост именуют "Петровкой", а еще "Петровкой-голодовкой". И такое название связано с тем, что пост приходится на раннее лето: запасы от прошлогоднего урожая практически иссякли, а до нового еще далеко.
Гипотезы о возникновении
Точно не известно, как возник Петров пост. Православные люди выдвигают пару версий о его происхождении:
- Первая версия гласит: Петров пост - это подражание всем апостолам Господним. Они большую часть жизни проводили в молитвах и соблюдении постов. И по прошествии праздника Святой Троицы они также какое-то время держали пост перед тем, как проповедовать Евангелие.
- Вторая версия утверждает, что Петров пост был создан для тех, кто в силу определенных обстоятельств не смог соблюдать Рождественский и Великий посты. Начиная с 12 июня и до 12 июля, когда заканчивается пост, православные выполняют все предписания и отдают почести Христу. Этот период может соблюдаться с некоторыми послаблениями в том случае, если есть проблемы со здоровьем.
Когда начинается и когда заканчивается пост?
Начало празднования Петровки выпадает на второй понедельник после Пятидесятницы. Что касается того, какого числа заканчивается пост, то эта дата обычно приходится на 12 июля. В 2017 году этот день выпал на 11 июля. Начало пришлось на 12 июня.
В 2018 году дата начала поста выпадет на 4 июня. Продолжительность его может варьироваться и составлять от 8 до 42 дней. В 2017 году длительность поста составила 30 дней, окончание совпало с праздником почитания апостолов Петра и Павла. Петр символизирует уверенность и сильную волю, а Павел - высокий интеллект и смекалку.
Соблюдение правил во время Петровки
Современные церковные предписания гласят о следующих правилах, которых необходимо придерживаться верующим во время Петрова поста:
- Не работать и отказаться от увеселений во время литургии и православного богослужения в церквях.
- Добросовестно трудиться в будние дни и отдыхать в выходные.
- Очистить свой разум от непотребных, легкомысленных желаний и помыслов.
- Не веселиться, не посещать развлекательных заведений.
- Воздерживаться от интимных связей.
- Не позволять таким эмоциям, как гнев, злость, агрессия, ревность, завладевать разумом и управлять чувствами.
- Большое количество времени предаваться молитвам, как в церкви, так и дома.
- Не укорачивать волосы.
- Отказаться от занятий рукоделием.
- Не давать и не брать в долг.
- В один из дней поста нужно отправиться на исповедь и причаститься.
- Пока длится время духовного и телесного очищения, строго воспрещается совершать разного рода магические ритуалы, гадания.
- Необходимо на время ограничить себя в азартных играх и распитии алкогольных напитков (исключение составляет красное вино).
- Как можно чаще стоит посещать церковь, почитать святых.
- В это время рекомендуется заниматься благоворительностью, оказывать помощь нуждающимся и просящим.
Пища, позволительная в пост
Пост - это время в ограничении себя в еде. Рацион сокращается, способствуя очищению организма и мыслей. Когда заканчивается Петровский пост, тогда все ограничения снимаются.
Итак, что же можно есть в этот период?
- Понедельник. В этот день принято употреблять в пищу горячие каши, приготовленные без масла, то есть на одной воде. Чтобы разбавить пресный вкус, в них позволительно добавлять сухофрукты, грибы, орехи, овощи и фрукты.
- Вторник, четверг, суббота. В эти дни можно есть рыбу и рыбные блюда. Разрешено использование растительного масла. Но, мясо, яйца и молочные продукты запрещены.
- Пятница. Этот день весьма скромен. Запрещено если не все, то многое: мясо, рыба, животные продукты, масло. Большинство верующих "очищаются" в этот день только хлебом и водой.
- Воскресенье. Если в пятницу запрещено есть большинство продуктов, то в воскресение можно компенсировать эти ограничения. Яйца и молочные продукты нельзя. Можно добавить в постное меню сухое красное вино в малых количествах. Нельзя употреблять другие алкогольные напитки. Стоит отметить, что красное вино предназначается употреблять как напиток для причащения.
Кому-то может показаться, что пост слишком ограничивает человеческие потребности в еде. Однако польза от такого рациона велика как для всего организма, так и для духовного просвещения. Церковь позволяет людям с серьезными заболеваниями и детям не придерживаться поста, поскольку это может нанести вред их здоровью.
Когда в июле пост заканчивается, можно смело возвращаться к привычному меню.
Связь Пасхи и Петрова поста
Почему при упоминании Апостольского поста вспоминают праздник Христова Воскресения?
Все дело в том, что дата Петрова поста высчитывается с учетом даты Светлой Пасхи. Так, например, в 2017 году Пасха отмечалась 16 апреля, а спустя девять воскресений наступил Петровский пост. Сам день почитания апостолов Петра и Павла не относится к посту, то есть не является его частью. Праздник наступает тогда, когда заканчивается пост в июле.
Что говорит церковь о свадьбах в пост?
Поскольку Апостольский пост приходится на лето - сезон большого количества свадеб, - то многих брачующихся интересует вопрос, можно ли в этот период праздновать свадьбы. Или же придется ожидать времени, когда заканчивается Петровский пост?
Православные люди, чтобы не разгневать Бога, знают, что свадьбы нельзя справлять во время постов. Свадьба подразумевает обильное угощение для гостей, а также моменты интимной близости между новобрачными. Игнорирование запрета может повлечь неблагоприятные последствия для супругов: их семейная жизнь может быть подвергнута различным испытаниям.
Петров пост также является тем временным промежутком, когда стоит отказаться от свадебного торжества. Однако церковь не выдвигает категорического запрета на проведение свадеб, но при этом устанавливает ряд определенных ограничений и правил.
Правла проведения свадеб в пост
Если все же православные решились отметить торжество бракосочетания, не дожидаясь времени, когда заканчивается Петров пост, они должны соблюсти некоторые правила:
- В числе приглашенных гостей могут оказаться и те, кто свято чтут предписания, соблюдаемые во время гастрономического ограничения. И разумеется, они будут поститься до момента, когда пост заканчивается. Чтобы постящиеся гости не чувствовали себя ущемленно, нужно заранее позаботиться о присутствии постной пищи на столе.
- В качестве алкогольных напитков на столах должно присутствовать красное вино, в идеале - кагор.
- Поскольку свадьба - это все-таки веселье, то без песен и конкурсов никак обойтись нельзя. Но помните, что все должно проходить сдержанно, умеренно. Песни и конкурсы не должны содержать сексуального подтекста. Это касается и одежды гостей: больше сдержанности и приличия в нарядах.
- Не следует употреблять чрезмерное количество алкоголя, чтобы не находиться в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Многие пары желают провести таинство венчания. Но делать это именно в Петров пост запрещается. Лучше дождаться момента, когда заканчивается Петров пост.
Заключение
Петров пост - один из немногих периодов в году, когда православные освобождают свое тело и разум от гнетущих мыслей и полностью очищаются. Тем, кто решит примкнуть к числу постящихся, стоит запомнить, что дата начала всегда разная. И стоит знать, какого числа заканчивается Петров пост - это всегда 12 (двенадцатое) июля.
Постом человек показывает своё произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница - и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл [поста] и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться . «В этот день, - будет думать такой человек, - Христос был распят. Ему не дали пить даже воды - Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки.
И погляди, многие мирские люди не могут выдержать пост в Великий Пяток. А вот на тротуаре, напротив какого-нибудь министерства, они могут сидеть, объявив голодовку протеста - от упрямства, настырности, - чтобы чего-то добиться. На это диавол им силы дает. То, что они делают, - это самоубийство. А другие, когда приходит Пасха, с радостью громко поют: «Христос Воскресе» , думая при этом о том, как они сейчас хорошо покушают. Такие люди похожи на иудеев, которые хотели сделать Христа царём за то, что Он накормил их в пустыне.
А помните, что говорит Пророк? «Проклят творяй дело Господне с небрежением» . Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело - если человек не постится, имея силы. Где тут найдёшь доброе расположение? А вот расстройство, огорчение того человека, который хочет, но не может подвизаться, восполняет многий подвиг, и сам он имеет мзду большую, чем тот, кто имеет силы и подвизается. Ведь тот, кто имеет силы и подвизается, чувствует и некое удовлетворение.
Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка . Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи.
Даже диких животных, зверей пост иногда приручает, смиряет. Погляди, ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых.
Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягнёнок. Зимой, когда выпало много снега, он спустился с гор и зашёл к нам во двор. Мы с братом вышли покормить скотину, и я держал в руках светильник. Увидев волка, брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал.
Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку - своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря . Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идёт насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды - потихоньку вся она утечет.
Паисий СВЯТОГОРЕЦ, «Пост с любочестием»
Петровский пост - один из самых значимых в православном календаре. В этом году он продлится с 15 июня по 11 июля включительно (12 июля - в день памяти святых апостолов Петра и Павла - он заканчивается).
Начало Петровскому посту положено в глубокой древности, он заповедуется уже в апостольских постановлениях. Наиболее часто начинает упоминаться с IV века.
В народе это время называется Петровками.
Петровский пост, как и другие постные дни календарного года, установлен не для изнурения и измождения плоти, а для достойного приготовления к празднику свв. апостолов Петра и Павла, которых - за их великие труды - называют «первоверховными».
Пост этот считается «нестрогим», так как в течение его можно есть рыбу и морепродукты. Исключение составляют понедельник, среда и пятница. Есть ещё так называемые «нерыбные» дни: 27 и 29 июня, 1, 6 и 8 июля.
Также во время этого поста нельзя есть яблоки.
В народе Петровский пост называли «петровка-голодовка», поскольку в начале лета от прошлогоднего урожая уже мало что осталось, а новый ещё только-только «нарождался». И всё-таки именно в эту пору появляются первые ягоды, грибы, совсем ещё молоденькие кабачки и много-много зелени.
На первый взгляд, кажется сложным готовить еду без привычных мяса, молока, жиров и яиц, но если проявить фантазию, то даже постный стол можно сделать вкусным и разнообразным. А главное - полезным для души и тела .
ПО МАТЕРИАЛАМ ПОРТАЛА.
В 2019 году на 24 июня приходится начало Петрова поста. Этот пост начинается обычно через неделю после дня Святой Троицы в понедельник.
Установление поста
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти". Но особенно этот пост утвердился, когда были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. 29 июня (по новому стилю - 12 июля) свершилось освящение константинопольского храма, и именно с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
Этот летний пост, который мы часто называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились"
"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, ...нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.
Петров пост всегда начинается с понедельника, через неделю после Троицы, поэтому каждый год дата его начала разная. Зато завершается пост всегда 12-го июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. Начиная с Петра и Павла, день убывает на 1 час, в народе по этому поводу говорили «Пётр и Павел час убавил».
Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа, постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.
Петровский пост - это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.
Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Для человека, для его нравственности важна воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь собственными эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему. Воспитанию воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности духу.
Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.
В честь таких святых во время богослужения совершается великое славословие. К ним относятся, например, преподобный Кирилл, игумен Белозерский (22 июня); святитель Иона, митрополит Московский (28 июня); апостол Иуда, брат Господень (2 июля). То же самое справедливо и для празднования Владимирской иконы Божией Матери (6 июля).
Что можно есть
Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.
В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги - рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку. Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи, да и любое постное блюдо становится с зеленью аппетитнее и вкуснее.
В Петров пост наиболее используемым продуктом является все-таки зелень. В жаркие дни приятно похлебать зеленые постные щи, холодную постную окрошку или ботвинью, а зелень приправ прекрасно разнообразит постную пищу.
Какого числа будет Петров пост в 2019 году? В 2019 году Петров пост длится с 24 июня по 11 июля.
В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.
Возникновение Петрова поста
Через 7 дней после праздника (Пятидесятницы) начинается , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.
Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.
В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.
Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.
Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.
Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).
Вопросы и ответы о Петровом посте
Какого числа Петров пост в 2019 году?
Когда был установлен Петров пост?
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.
О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.
Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.
Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.
Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?
День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).
Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.
“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.
Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.
Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.
При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.
Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.
Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.
Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.
Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?
По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).
Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).
Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.
Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.
Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.
Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).
Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).
В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.
Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).
Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.
Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.
Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.
По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.
Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.
Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).
Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.
Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.
Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Сколько длится Петров пост?
Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.
Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.
Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.
Петров пост: что можно есть?
Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.