Кто такой Парацельс? Описание, биография, лечебная практика

Биография Парацельса говорит о том, что этот человек посвятил всю свою жизнь изучению тайн медицины и алхимии. Выдающийся средневековый доктор существенно опередил свое время и заметно повлиял на современное состояние медицины.

В статье:

Ученый и алхимик Парацельс - биография

Из биографии Парацельса известно, что настоящее имя ученого Средних веков звучало так - Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм . Ложная скромность при выборе псевдонима явно не мешала ему - он добавил к имени знаменитого древнегреческого врача Цельса приставку «пара». Это означает - «подобный Цельсу».

Парацельс

Будущий врач и алхимик родился 21 сентября 1493 года в городе Эг, который сейчас называется Айнзидельн. Его родители имели непосредственное отношение к медицине. Мать до замужества была надзирательницей в богадельне Бенедиктинского аббатства. После свадьбы она оставила эту должность, поскольку занимать ее не имела права замужняя женщина. Она стала медицинской сестрой в этой же богадельне.

Отец Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм происходил из обедневшего дворянского рода. Он был врачом, медицинским наукам обучил и сына. Именно отец стал первым учителем Парацельса. Преподавал он сыну и философию, которой тогда придавали немалую важность. Семья имела отличную библиотеку, несмотря на то. Вильгельсм стал примером для своего сына, и уже в 16 лет последний был знаком с хирургией, алхимией и терапией.

Обучение и странствия

В 16 лет Парацельс навсегда оставил родной дом и отправился на обучение в Базеле. Это учебное заведение сейчас считается старейшим в Швейцарии. После окончания университета будущий ученый становится учеником Иоганна Третемия. Его учитель был аббатом, но сейчас его считают одним из величайших астрологов, магов и алхимиков в мировой истории.

После обучения у аббата Иоганна Третемия Парацельс отправился в Италию для обучения в университете Феррары. После окончания очередного учебного курса он получил звание доктора медицины. В сумме, получение образования вне дома заняло у ученого около 7-10 лет.

С 1517 года средневековый алхимик и врач отправляется странствовать по миру с целью изучения алхимии, магии и медицины. Он около 10 лет посещал европейские университеты, участвовал в военных кампаниях в роли медика, побывал почти во всех странах Европы, по слухам, был и в Африке. Сведения алхимик собирал не только среди врачей и ученых того времени. Большая часть знаний была получена Парацельсом во время общения с пожилыми целительницами, палачами, цирюльниками, цыганами и евреями. Известно, что он не избегал общения с ведьмами, которыми часто объявляли повитух.

Такие источники не использовались другими врачами. Благодаря этому уникальная коллекция рецептов и медицинских знаний Парацельса, собранная по всему миру, сделала его известным врачом того времени. Так, например, книга о женских болезнях была написана после обмена опытом с . Женщины не желали доверять свои тайны врачам-мужчинам, предпочитая лечиться у женщин. Поэтому медицина ведьм и лечение женских болезней в целом были тайными знаниями, доступными узкому кругу людей.

Такие связи не могли остаться незамеченными. Критики часто обвиняли доктора в пьянстве, бродяжничестве и некомпетентности на основе репутации людей, с которыми был замечен ученый. В возрасте тридцати двух лет алхимик вернулся в Германию, где занялся врачебной практикой, применяя полученные в странствиях знания. После нескольких случаев излечения больных он сразу же прославился, а сплетни потеряли значение.

Карьера врача и алхимика

В 1526 году ученый Парацельс стал бюргером в Страсбурге, а в 1527 году перебрался в Базель. Там он получил должность городского врача, а также профессора физики, медицины и хирургии. Лекции в университете приносили высокие доходы, как и врачебная практика. Лекции по медицине знаменитый доктор читал на немецком языке, что стало вызовом всей системе образования, которая обязывала учить студентов только на латыни.

Однако такое своеволие простили гениальному врачу средневековья. Лекции Парацельса не были повторением материалов, собранных Гиппократом и Авиценной. Он делился знаниями, которые были собраны лично. Профессор пользовался уважением среди студентов, которые желали получить практические знания, а некоторые консервативные коллеги приходили в ужас от лекций новатора. Особенно когда узнавали об источниках, из которых была добыта информация.

В 1528 году стычки с коллегами привели к конфликту с властями города. Парацельс был отлучен от преподавания. После этого он снова отправился путешествовать, на этот раз только по Европе. Когда Парацельс побывал в Нюрнберге, он столкнулся с обвинениями в мошенничестве, которое исходило от его коллег-врачей.

Парацельс не стал терпеть оскорблений. Он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, которых оскорбившие его «специалисты» считали безнадежными. Совет поручил заняться лечением нескольких человек со слоновой болезнью. Парацельс справился с этим за короткий срок. Об этом имеются записи в городском архиве.

Следующие годы ученый Парацельс путешествовал, изучал медицину, алхимию и астрологию. Он занимался лечением людей и никогда не оставлял врачебной практики. После 1530 года ученый занялся алхимическими опытами и написанием трудов, которые пользуются популярностью даже в наше время.

Последние годы жизни

В конце 30-х годов ученый наконец осел в Зальцбурге, найдя заступника и покровителя в лице пригласившего его в этот город герцога Эрнса, которого также интересовали тайные знания. В Зальцбурге Парацельс смог полностью посвятить себя исследованиям, опытам и написанию книг. Он жил в доме на окраине города. В нем располагалась лаборатория, а также кабинет, в котором врач принимал больных.

24 сентября 1541 года величайший ученый умер после не слишком продолжительной болезни в небольшом гостиничном номере на набережной города. Парацельс ушел из этого мира всего в 48 лет. Его похоронили на местном кладбище.

Точная причина смерти гениального медика средневековья неизвестна. Наиболее правдивым вариантом современные ученые считают убийство из зависти. Эта версия выдвигалась и среди друзей Парацельса. У него было немало врагов среди врачей, которые завидовали его успеху и обширным знаниям. Считается, что кто-то из завистников нанял убийцу, который проломил череп доктора. Это привело к смерти только через несколько дней.

Гномы - Парацельс впервые ввел этот термин

Гномы Парацельса представляли собой подземных жителей. Существует версия, что это понятие появилось в результате неправильного перевода словосочетания «подземный житель» с греческого языка. Парацельс описывал гномов как человекоподобных жителей подземелий. Если верить его трактатам, гномы представляют собой элементалей земли.

Парацельс писал, что гном имеет рост в две пяди, что равняется сорока сантиметрам. Эти существа не слишком любят контактировать с представителями человеческой расы. Поскольку они являются элементалями стихии Земли, гномы могут передвигаться внутри земли так же свободно, как человек делает это по ее поверхности.

В 18 веке, уже после смерти Парацельса, гномы появляются в художественной литературе Европы. Как сказочный персонаж, гномы популярны и в наше время. В наше время высказывается версия о том, что исследователь алхимии и магии называл гномами пигмеев.

«Все есть яд и все есть лекарство» и другие цитаты Парацельса

До наших дней дошло несколько цитат Парацельса. Даже в наше время, спустя несколько сотен лет, они не считаются лишенными мудрости. Самая известная цитата Парацельса звучит так:

Все есть яд, и все есть лекарство.

Величайший лекарь своего времени имел в виду, что любое вещество может быть лекарством в определенной ситуации, если правильно соблюдать пропорции при приготовлении лекарства. Был он известен и своими резкими высказываниями о коллегах, которых считал недостойными звания врача:

Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак.

Парацельс редко стеснялся в выражении протеста против древней медицины. Во время работы преподавателем в университете он сжег научные труды, с которыми не был согласен. После этого он потерял работу.

Главной своей целью доктор ставил избавление людей от болезней:

Настоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!

Средневековый врач Парацельс - книги

Всего Парацельс написал 9 книг, но только 3 из них были выпущены при его жизни. Первая книга Парацельса называлась «Парагранум ». В ней автор раскрывал тайны каббалы. Изучением каббалистики он занимался еще во время обучения у аббата после получения первого высшего образования. Так Парацельс объяснял важность этой науки:

Вся физика, включая все ее частные науки: астрономию, астрологию, пиромантию, хаомантию, гидромантию, геомантию, алхимию… - все они матрицы благородной науки каббалистики.

«Парамирум » - следующая книга Парацельса, которая рассказывает о происхождении болезней и особенностях каждой из них. В ней он поделился всеми своими знаниями о природе человеческого организма и лечении различных заболеваний. Сейчас этот труд считают медико-философским.

Следующими книгами стали «Лабиринт заблуждающихся медиков » и «Хроника Картинии ». В первой книге Парацельс подробно описал свои взгляды, не слишком стесняясь в выражениях. Кроме этого, на закате жизни были созданы труды «Философия » и «Потаенная философия », а также «Великая астрономия ». В последней книге Парацельс описывает , в том числе и гномов.

Какой была медицина Парацельса

Парацельс сделал значимый вклад в медицину. Первые лекарства были изобретены именно алхимиками, и он стал одним из первых. Парацельс стал основателем ятрохимии – науки, которая соединила химию и медицину. Попросту говоря, он ставил своей основной целью изобретение и испытание рецептов лекарств. Только в 16 веке благодаря Парацельсу и его последователям возникло такое течение, которое долгое время относили к алхимии, а не медицине.

Парацельс учил, что все живые организмы состоят из химических веществ в определенной пропорции. Если эти пропорции нарушены, это приводит к болезни. Химическими средствами можно вернуть баланс веществ в организме человека. Интересный факт - название цинку дал именно Парацельс. Он стал первым врачом, который использовал золото, сурьму и ртуть в лечении больных.

Настоящее имя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм

Швейцарский врач и естествоиспытатель, философ, химик, фармацевт, астролог. Один из основателей я трохимии *. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, способствовал внедрению химических препаратов и преподаванию медицины на родном языке вместо латыни. Автор знаменитого труда «Большая хирургия». В его честь названа малая планета (астероид) номер 2239 и лунный кратер.

На большом камне над моги-лой Парацельса резчик высек: «Здесь похоронен Филипп Теоф-раст, превосходный Доктор Ме-дицины, который, обладая вол-шебным знанием, раны, проказу, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искус-ством излечивал и раздавал добро беднякам. В год 1541 на 24 сентяб-ря он сменил Жизнь на Смерть. На Вечный покой». А точнее ска-зать, на бессмертие, ведь даже сегодня страждущие молятся у его могилы в надежде на исцеление. Имя Парацельса вошло в анналы мировой ме-дицины, но при жизни он был не понят и гоним, его считали шарлатаном и слугой дьявола и все это только за то, что знал и понимал больше, а лечил лучше других. Но никакими сверхчеловеческими особенностями Парацельс не обладал, просто с ранних лет он привык полагаться на практику и опыт, а не на досужие размышления. Он был бунтарем в науке и даже принял имя, означающее «Про-тив Цельса», считая себя опровергателем медицинских воззрений автора древнеримского трактата «Аrtes» Авла Корнелия Цельса.

Настоящее имя швейцарского врача и естествоиспы-тателя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм. Он родился 10 ноября 1493 г. (по другим данным 14.11.1493, 17.12.1493 или 1.05.1494) в небольшой дере-вушке Мария-Эйнзидельн близ Цюриха и был единствен-ным сыном довольно известного и многоопытного врача, получившего медицинское образование в лучших универ-ситетах Европы. В своей небольшой лечебнице он зани-мался не только врачеванием, но и химическими опыта-ми. Так что Теофраст начиная с самого раннего возраста получал первые уроки и знания от отца. Где он получил первоначальное образование, неизвестно, но в годы юно-сти Парацельс работал на шахте лаборант-химиком, что позже легло в основу его поисков в области химии и ал-химии. А ведь в то время химия как отдельная специаль-ность не преподавалась даже в университетах: кое-какие теоретические знания рассматривались в курсе филосо-фии, а эксперименты велись только аптекарями и алхи-миками. В своих последующих трудах Теофраст тепло и с благодарностью вспоминал отца, который приохотил его к учению. По его примеру он начал изучать врачебное дело в Германии, а затем во Франции.

В годы учебы родным домом для Теофраста на какое- то время стала лаборатория. В ней он мог пропадать сут-ками, сменяя опыты с ретортами и колбами на практику на рудниках и горных заводах. Страстную любознатель-ность начинающего исследователя не останавливали ни пыль, ни грязь, ни копоть. Везде он трудился самоотвер-женно и впоследствии говорил о себе и своих учениках, что они «отдых в лаборатории находят, пальцы свои в угли и в отбросы, и всяческую грязь суют, а не в кольца золотые, и подобны кузнецам и угольщикам закопчен-ным». И может быть, поэтому в первую очередь в мастер-ство молодого врачевателя поверили рабочие люди.

В 1515 г., в 22-летнем возрасте, Теофраст получил в Ферраре (Италия) степень доктора медицины. Но объем полученных знаний не удовлетворял его. По словам Па--рацельса, он слушал лекции медицинских светил в круп-нейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабо-не, а потом отправился в Англию, затем через Литву по-пал в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. Какое-то время жил в Константинополе и, говорят, будто бы не-сколько лет провел в татарском плену. Арабские химики открывали ему секреты, неизвестные западной науке. Он путешествовал по свету, переходя пешком от деревни к деревне, и повсюду выспрашивал секреты искусства вра-чевания у докторов и повитух, цирюльников и банщиков, старых знахарок и травников, прилежно и старательно перенимая их опыт ухода за больными и применяемые средства. Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих странствий: служил лекарем в армии датского короля Кристиана II, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал для дальнейших исследований. Но где бы Теофраст ни был, повсюду он занимался главным делом своей жизни — ле-чил недуги людские, пытаясь суммировать обретаемый опыт, нащупывая всеобщие закономерности в лечении больных, намечал новые пути врачевания. Парацельс ве-рил только в опыт, наблюдение и эксперимент. «Не ти-тул, не ораторское искусство, не чтение книг создают вра-ча, — говорил он, — но единственно знание вещей и сил природы». По преданию, ему удалось вылечить восемна-дцать князей, от которых отступились все врачи.

В 1524 г. ученый решил, наконец, прекратить стран-ствия и поселиться в Зальцбурге. Однако уже через год ему пришлось срочно покинуть этот город, так как он, в силу своего неуемного характера и нетерпимости ко вся-кого рода мздоимству, встрял в тяжбу крестьян с местны-ми земельными князьками, что окончилось гневом город--ских властей. 1526 г. Теофраст провел в Страсбурге, а затем был приглашен на должность городского врача в круп-ный швейцарский торговый город Базель. Когда Пара- цельсу удалось вылечить одного богача, которому не смог-ли помочь лучшие лекари города, его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На пер-вой же лекции профессор перед глазами изумленных сту-дентов устроил небольшой костер, который он соорудил из сочинений корифеев Галена и Авиценны, и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние «мокротники», и стал читать лекции студентам- медикам на добротном и понятном им немецком языке вместо традиционной латыни. Причем занятия старался проводить у койки больного. То была неслыханная воль-ность! Именно тогда бунтарь принял имя Парацельс. Даже таким образом профессор боролся против догматической медицины Средневековья, тесно связанной с теологией.

Несмотря на все передовые взгляды и достижения в об-ласти медицины, Парацельса никогда не любили. У него был вспыльчивый и задиристый нрав, едкий язык, он презрительно относился к современникам и постоянно ходил напыщенным. Его возмущала алчность аптекарей, составлявших сложные, дорогие и мало помогающие ле-карства. А так как аптекари были связаны с практикую-щими врачами, то была уже двойная алчность. К тому же сам он применял простые, недорогие, но эффективные средства. У Парацельса появились враги среди медиков и богатых жителей Базеля. Хуже всего было то, что в 1528 г. он затеял процесс над влиятельным каноником из-за не-доплаты гонорара за лечение. Иск отклонили, а врач вы-нужден был тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Терпя лишения, он скитался в горных районах Ашенцелля, переходя из деревушки в деревушку, изредка врачуя крестьян.

В Кольмаре Теофрасту удалось излечить больных, ко-торых другие врачи считали безнадежными, и популяр-ность его возросла. Однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху не пришлись по нраву и здесь, тем более что Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков. Чело-век увлекающийся, пытливый, он проявлял интерес ко всему, где, как ему казалось, можно открыть что-то но-вое. Нередко он заблуждался, попадал в плен суеверных представлений, терпел неудачи, но продолжал поиски. Стали распространяться слухи о том, что ученый вступил в сношения с самим дьяволом. Положение усугублялось тем, что в Кольмаре продолжали сохранять свои позиции католики. Они-то ревностно следили за тем, чтобы никто не осмеливался выступать с суждениями, шедшими враз-рез с установившимися представлениями, и все искания Парацельса объявляли кощунственными.

Опасаясь обвинения в ереси и последующей распра-вы, он переехал в Нюрнберг. У Теофраста накопилось много тщательно записанных наблюдений и выводов. Он был необычайно работоспособен. Сохранились свидетель-ства о том, что ученый порой проводил за письменным столом по нескольку дней кряду, почти без сна. В Нюрн-берге ему удалось издать четыре книги, но это только под-стегнуло недовольство других медиков, и городской ма-гистрат запретил печатать его произведения. В них были приведены основные принципы его учения о болезнях и их причинах, общие принципы медицины и к тому же они были на немецком языке.

Крупнейшей заслугой Парацельса было то, что он офи-циально отрекся от древней медицины и вместо выду-манных средневековых снадобий применял целебные тра-вы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Ученый полагал, что человек со-стоит из души и тела, а тело, в свою очередь, состоит из различных элементов. Нарушение же взаимного равнове-сия этих элементов ведет к болезни. Задача врача — вы-яснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие при помощи оп-ределенных химических препаратов. Поэтому первооче-редной задачей химии Парацельс считал поиск веществ которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мы-шьяка, став одним из родоначальников ятрохимического направления в медицине, сменившего алхимию. «Настоя-щая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств», — утверждал ученый. Он вы-делял лекарства из растений и применял их в виде тинк-тур, экстрактов и эликсиров и развил новое для того време-ни представление о дозировке лекарств. В каждом средстве Парацельс находил активный ингредиент, который мож-но было извлечь, очистить и прописать в строго контро-лируемой дозе. «Все есть яд, и ничто не лишено ядовито-сти; одна только доза делает яд незаметным».

Центральное место в его системе лечения занимали ртуть и сера. Ученый предложил лечить сифилис малыми дозами ядовитых паров ртути, но редко кто ему верил. Лишь 400 лет спустя появилось новое лекарство от сифи-лиса на основе ядовитого мышьяка. Его настойка опия веками служила эффективным обезболивающим. Он изу-чал действие минеральных вод и применял их для лече-ния; некоторые из них были им открыты впервые (в Шварц-вальде, Чехии и др.). Кроме того, Парацельс усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воз-дух, покой, диету. И можно только недоумевать, как сло-ва ученого об анестезии с помощью «сладкого эфира» игно-рировались вплоть до 1846 года.

В отчаянии Парацельс бросил все и покинул Нюрнберг, направившись в Инсбрук. Здесь он надеялся заняться по-стоянной врачебной практикой, по которой изрядно ис-тосковался. Но бургомистр не поверил, что человек в обо-рванном платье и с грубыми, как у простого мужика, руками — врач, и велел самозванцу покинуть город. Узнав, что в Штерцинге разразилась эпидемия чумы, Парацельс пришел в этот город. Он обходил дома больных, приготов-лял свои лекарства и настойчиво пытался понять, в чем причины этого страшного заболевания, как можно пре-дотвратить эпидемии, какими средствами следует лечить. Парацельс имел репутацию целителя, приготовлявшего сна-добья из минералов, которые помогали, когда другие ле-карства пользы не приносили, а для исцеления чумных боль-ных давал пилюли, содержавшие крошечные порции их собственных экскрементов. Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынуж-ден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом, надеясь, что в каком-нибудь из них городские власти все- таки удостоят его вниманием. Но даже там, где власти были бы и не прочь пригласить Парацельса, решительно возра-жало католическое духовенство, да и протестанты всегда считали его нежелательным лицом.

По всей видимости, Парацельс был доктором, обладав-шим даром природного целительства. Он верил в натураль-ную магию и намного опередил свое время в убеждении, что при врачевании душу и тело человека надо лечить вме-сте, и что между природой (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) существует тесная связь, поэтому познание обоих есть неразрывное целое. Ученый говорил, что это «сила, которая приходит прямо от Бога», и когда она на-правлена на доктора, то вызывает у него способности к врачеванию. Сам Парацельс постоянно обращался к астро-логии и считал, что без понимания астральных влияний на человека врачу невозможно заниматься практикой. В среде астрологов, занимающихся магической астрологией, до сих пор популярна его книга «Оккультная философия».

Занимался ученый и демонологией, создал классифи-кацию злых демонов, причислив к ним астральных духов. Это, в частности, является одной из причин, по которой Парацельса часто называют магом, к тому же он жил во времена, когда наука и магия были тесно переплетены, а занятия наукой означали также изучение магии. Однако что касается гомункулуса, мини-человека, которого док-тор якобы создал в своей лаборатории, то это из области нереального. Зато существует много свидетельств, что из минералов и растений он извлек эссенцию — знамени-тый Алкахест, и этот эликсир жизни якобы был способен восстанавливать, растворять и наделять чудесными свой-ствами все что угодно. Но состав эссенции, как и лучших лекарств Парацельса, так и остался неизвестным.

Казалось, что вся жизнь ученого так и пройдет в стран-ствиях. И вдруг ему неожиданно вновь улыбнулось счастье. В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд «Боль-шая хирургия» (1536 г.). И эта книга сделала то, чего много лет добивался Парацельс: она заставила заговорить о нем как о выдающемся медике. Так, в частности, он придер-живался революционного взгляда на раны, утверждая, что они должны излечиваться сами, если обеспечить отток выделений и не допускать заражения. В отличие от ци-рюльников, пускавших кровь и лечивших раны варвар-ским способом — заливанием их кипящим «бальзамом» (маслом), а в случае неуспеха прибегавших к ампутации, Парацельс просто очищал и осушал раны, покрывал их чистыми повязками для «предохранения от внешних вра-гов», веря, что остальное довершит целительная сила орга-низма. Несмотря на высокий уровень успеха, до XIX века такой подход не прижился. И еще: Парацельс писал о болезнях рудокопов и литейщиков, т. е. был основопо-ложником медицины, занимающейся профзаболевания-ми... Он первым понял, что причина болезней шахтеров — пыль, а не подземные духи. Первым пришел к выводу, что базедову болезнь вызывает питьевая вода. И первым заявил, что сумасшествие — недуг, а не одержимость дья-волом, и потому пациенты требуют гуманного обращения...

Смерть ученого не означала конец. Признание при-шло поздно, возможно, слишком поздно, но оно пришло. А он и при жизни был уверен в своей избранности: «Мо-нархия над всеми искусствами была дарована мне, Парацельсу, принцу философии и медицины. Я был избран Богом, чтобы извести все фантазии надуманных и лжи-вых работ, обманчивых и самонадеянных слов, будь то слова Аристотеля, Галена, Авиценны или любого из их последователей».

Парацельс (лат. Paracelsus) (настоящее имя Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм), лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim) (родился в конце 1493 г. в г. Эйнзидельн, кантон Швиц, умер 24 сентября 1541 г. в Зальцбурге) — знаменитый алхимик, врач и оккультист. Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. В Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, Парацельс изучал древние тайные учения (каббалистику). Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

С 1517 г. Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию,Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену).

В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии. Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений — объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков). В 1534 году помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию.

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1565 г.). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1562 г.). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1553 г.) и «Хронику Каринтии» (1575 г.).

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1564 г.), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), «Великая астрономия» (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566). В 1541 г. Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер.



В статье «Парацельс: биография, интересные факты и видео» — кратко о жизни знаменитого швейцарского алхимика, врача, философа эпохи Возрождения.

Парацельс: биография кратко

Родился этот известный человек в октябре 1493 г. недалеко от Цюриха (Швейцария). Настоящее имя нашего героя звучит так: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, а Парацельс (Paracelsus) — это псевдоним.

Видимо, скромностью Филипп не страдал или был уверен в своих будущих успехах, когда назвал себя Парацельсом. Он прибавил приставку «пара», означающую «подобный», к имени известного римского философа-платоника Цельса (II век).

Отец Филиппа был хорошим врачом и происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать трудилась медсестрой в аббатстве. В семье медиков Филлипп получил прекрасное образование в сфере медицины и философии. Семья жила очень скромно, но имела хорошую библиотеку.

В 16 лет парень уже знал основы хирургии и алхимии. Вскоре Парацельс покидает отчий дом и отправляется в университет Базеля.

Затем он обрел ценные знания по астрологии, алхимии и магии у известного аббата Иоганна Тритемия. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре (Италия), где был удостоен степени доктора медицины.

Путешествия

Парацельс много странствовал, продолжая изучать медицину и алхимию. Он принимал участие в военных экспедициях, служил военным хирургом. Жажда знаний никогда не покидала его. Он собирал полезные сведения не только от ученых других стран, но и общаясь с цирюльниками, предсказателями, повитухами, пастухами и палачами.

После десяти лет странствий, с большим багажом опыта и знаний он вернулся в Базель, став городским врачом и профессором университета.

Его уникальные лекции привлекали множество слушателей. Парацельс критиковал схоластическую медицину и публично сжёг медицинский учебник античных ученых. Количество его противников среди аптекарей и врачей продолжало расти. Вскоре Парацельс покидает Базель, спасаясь от суда за вольнодумство.

Ему вновь пришлось скитаться по странам. Наконец, в Зальцбурге (Австрия) он нашел своего покровителя — архиепископа. Парацельс поселился в этом городе и провел последние годы жизни, скончавшись (предположительно от насильственной смерти) в возрасте 48 лет.

Вклад в медицину

  • Он заставлял своих студентов изучать течение болезней на практике, а не по книгам. Парацельс привёл студентов к постелям больных.
  • Сблизил химию с медициной. Является первым ятрохимиком (от греч. «ятро» — врач), то есть врачом, применяющем химию в своей врачебной деятельности.
  • Предложил алхимикам сосредоточить усилия на разработке новых лекарств, а хирургам больше думать не о повышении скорости болезненных операций, а о безболивающих средствах и обеззараживания ран.
  • Свое врачевание он основывал на алхимическом учении о трех основных веществах, которые входят в состав всех тел природы: ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти вещества находятся в равновесии. Если одно из них преобладает над другими или находится в недостаточном количестве, то возникают заболевания.
  • Ввёл в практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка.
  • Выделял лекарства из растений и применял их в виде вытяжек, экстрактов и эликсиров.
  • Развил представление о дозировке лекарств.
  • Использовал минеральные источники для лечебных целей.

Философия и астрономия

Парацельсом были написаны трактаты:

  • 1531 — «Великая астрономия»;
  • 1533 — «Потаенная философия»;
  • 1534 — «Философия»;
  • 1536 — «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Видео

В этом видео интересная и дополнительная информация по теме «Парацельс: биография»

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus)
(Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; von Hohenheim)

Знаменитый средневековый врач и алхимик Парацельс родился в городке Айнзидельн (кантон Швиц, Швейцария) в семье врача. По примеру своего отца Парацельс начал изучать медицину – в Германии, Франции и Италии. В 1515 г. он получил во Флоренции степень доктора медицины, после чего странствовал по Европе, продолжая изучать медицину и алхимию.

В 1526 г. Парацельс стал профессором университета и городским врачом в Базеле; в университете он читал лекции на немецком языке, а не на традиционной латыни, что тогда было неслыханной дерзостью. Лекции его привлекали множество слушателей и стали широко известными; в то же время Парацельс приобрёл множество врагов среди врачей и аптекарей, поскольку в своих лекциях он резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена; публично сжёг учебник медицины, написанный на основе представлений античных учёных. В 1528 г. Парацельсу пришлось покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Последние годы жизни он вновь скитался по городам Эльзаса, Баварии, Швейцарии, посетил даже Пруссию, Польшу и Литву, и, наконец, поселился в Зальцбурге, где нашел могущественного покровителя в лице архиепископа и пфальцграфа рейнского. Здесь он и умер в 1541 г. (по некоторым данным, насильственной смертью).

Парацельс решительно отверг учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, – химические процессы. Он различает четыре главные группы причин болезней, которые он называет entia : 1) ens astrale – космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale – причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni – ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis – наследственные аномалии; 3) ens spirituale – психические влияния и 4) ens Deale – Божье попущение.

Свою терапию Парацельс основывал на алхимическом учении о трёх принципах ; он учил, что в составе живого тела участвуют три вещественных начала, которые входят в состав всех тел природы (tria prima ): ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти начала находятся в равновесии; если же одно из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания.

Парацельс изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений, ввёл практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка; выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Он указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней (например, ртути против сифилиса). Парацельс сблизил химию и врачебную науку, поэтому учение Парацельса и его последователей называется иатрохимией : «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства».

Взгляды Парацельса и его практическая деятельность, однако, пронизаны средневековой мистикой. Его система представляет сочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями, облеченными в схоластико-кабалистическую форму. Парацельс не отрицал возможности изготовления философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула. Важнейшей частью своей медицины он считал учение об «архее» – высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.