Матушка Елизавета (Позднякова), игуменья Марфо-Мариинской обители милосердия: Люди истосковались по доброте. По заветам великой княгини

Страшное злодеяние: изгнание из Марфо-Мариинской Обители благочестивой Настоятельницы, подвижницы и духовной дочери самой Царственной Мученицы, ВК Елисаветы Романовой, яснее ясного показывает: как НА САМОМ ДЕЛЕ, а не на словах, почитаются сегодня в России Царственные Мученики.

Невесто Руси Краснейшая

Злодеяния, жестокость и обман во святой Обители

Обращение инженера Александра Клюсова по поводу нецелевого использования епископом РПЦ

МП Александром (Агриковым) пожертвований, собранных на Марфо-Мариинскую обитель

В 2004 г. фонд Андрея Первозванного перевозил мощи Святой Преподобномученицы Елисаветы.

Собрали пожертвования по всей России – хорошие средства для восстановления Марфо-Мариинской Обители Милосердия (ММОМ), которую основала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.

Настоятельницей Обители в тот момент была мать Елизавета (Крючкова). Я много раз бывал у них и на Службе, и в других помещениях Обители, и могу свидетельствовать о благодатном Православном духе, который пребывал там в это время. Но не хватало средств и помощников для активной реставрации Обители, деятельного участия отцов РПЦ МП. Поэтому матушка Настоятельница везде обращалась, просила помощи. И с великой надеждой ожидали прибытия мощей святой Царственной Мученицы из Иерусалима: «приедет – сама всё управит!..»

Однако вместо христианской помощи, я увидел ужасный обман и циничное отношение не только к духу милосердия святой Царственной Мученицы Елисаветы, но и к её мощам. Все деньги, собранные небесным участием и помощью Мученицы, возле её святых мощей, были отправлены в храм пророка Илии в Черкизово, в распоряжение настоятеля, викарного епископа Дмитровского Александра (Агрикова).

Его управляющий сказал мне в приватной беседе, что Патриарх Алексий Второй лично благословил Маслова Александра Васильевича , президента фонда, помогать епископу Александру. Из фонда приехал сотрудник Островский и начал работу с управляющим епископа, в то время Николаем Иосифовичем.

Сначала заменили отопление храма на более мощное, чтобы отапливать подсобные помещения и трапезную, а потом разобрали кровлю этого хозблока, надстроили второй этаж и сделали евроремонт: множество кабинетов, апартаменты епископа, отдельная трапезная на втором этаже для особых гостей, кожаные диваны, ковры, добротная мебель, оргтехника, штат сотрудников. Всё надо.

А Марфо-Мариинской Обители разве не надо было? Итого: с августа 2004 г. по август 2006 г. в Обитель Святой Елисаветы от фонда Андрея Первозванного не поступило ни рубля.

Дальше – больше. 2-го февраля 2006 г. указом Патриарха Алексия Второго отстраняется от должности настоятельницы ММОМ мать Елизавета. Сказали ей так: «Если уйдешь сама, будет тебе почёт, если не уйдёшь, то от тебя останется одна пыль».

На ёе место поставили мирскую женщину Н.А. Молибога в качестве и.о. начальницы Обители. По свидетельствам очевидцев эта дама очень плохо относится к детям в приюте, вплоть до удара головой об шкаф и вызова психиатрички (Шашковой Ксюши). А сама Обитель превращается в бизнес-проект.

Епископ Дмитровский Александр, обличивший мать Елизавету в «финансовых нарушениях», был поставлен патриархом на восстановление этой Обители. Дело идёт к созданию бизнес-музея, где будет пятизвездочная гостиница (или православный роддом), которые бы приносили хороший доход.

Ни о каком милосердии к страждущим нет и речи. Спешно идёт подготовка к 100-летнему юбилею основания Обители, которое состоится через год, в 2009 г. Далее затребуют мощи святой Елизаветы Федоровны – как основной элемент бизнес-музея, и начнут привлекать состоятельных туристов из-за границы.

Поругана память Святой Новомученицы, а что будет с её мощами?! Торговля святыней?!

Живые – пусть летят в шахту, а мертвые по духу будут по чужим костям в рай (земной) подниматься?

Ужасно неблагородно, недостойно, цинично и жестоко. Сказано: не давайте святыни псам . ВК Елизавета Федоровна не случайно просила быть похороненной на Святой земле, а не среди грешников в России, предчувствуя, какая грязная туча надвигается на Россию.

И спустя почти 90 лет после её мученической кончины, её снова кидают в шахту человеческих страстей, лукавых обманов и сребролюбивой корысти!

В России любят кидать честных людей. Поистине, сребролюбие – иудина страсть. Святая Царственная мученица Елисавета, основательница Марфо-Мариинской Обители Милосердия и Любви, оставила нишу в стене храма, для возможного места своего упокоения в том случае, если в Обители всё будет чисто, если в ней будет пребывать Святой Дух, если будет расцветать и благоухать дух честности, порядочности, христианского служения милосердия и любви к страждущим и скорбящим, дух кротости и смирения.

Недавно открылось её завещание с благоуханным Евангелием, это знак того, что Святая призывает нас жить по Евангелию, а не по мирскому разуму. Пусть покаются, очистятся, умоются святым покаянием те люди, которые циничным образом потратили милосердные пожертвования Святой Новомученицы Елисаветы на свои барские запросы и сотворили злодеяние, жестокость и обман в ея Святой обители!

« СНАЧАЛА ОНИ УНИЧТОЖИЛИ ПОЛИКЛИННИКУ СВ. ЕЛИСАВЕТЫ»

ИНТЕРВЬЮ «Портала-Кредо» с матушкой Елисаветой (Крючковой)

Бывшая настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия монахиня ЕЛИСАВЕТА (КРЮЧКОВА ): «Невероятная неблагодарность, невероятное стремление распрощаться с прошлым и всё начинать сначала: таков наш менталитет».

Бывшую настоятельницу Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве матушку Елисавету (Крючкову) удалось найти только по телефону. Несмотря на известные катаклизмы, происшедшие с нею и сестричеством милосердия, монахиня продолжает исправно ездить к своим подопечным – нуждающимся в помощи девочкам-сиротам и инвалидам.

Днём ухаживает за ними, возвращаясь к вечеру домой. И так – каждый день, без выходных, которых в служении милосердия, как известно, не бывает. Праздник теперь в бывшей Марфо-Мариинской Обители труда и милосердия, которая «возрождается» сегодня, 15 сентября, в виде декоративного проекта именитыми «акушерами». Здесь и священноначалие, и руководитель Российских железных дорог, и московский мэр, и именитые представители новой знати – нынешней кремлевской «семьи».

Портал– Credo . Ru : Матушка Елисавета, сегодня праздник по поводу открытия после реставрации Марфо-Мариинской Обители, которой Вы отдали много сил. Получили ли Вы приглашение на открытие?

: Не то, что не пригласили, но даже и не вспомнили, даже формально не обмолвились. Прямо «похоронили» нас с сёстрами.

– Но могло ли быть иначе? Ведь приглашение Вас на это открытие сразу обнаружило бы всю двусмысленность происходящего. С одной стороны, вот: Обитель открывают, с другой – а вот и «кости», на которых она восстанавливается…

Ну да, наверное. Больно смотреть, но что я могу сделать? Разве что сидеть и помалкивать… Как мне сказали, Обитель будут открывать, как бы «впервые после 1926 года». Так что нас вроде как погребли. Не было, мол, тут ничего, пустое место…

Точь в точь, как в старые времена, когда против советского локомотива в одиночку?

– Да. Но, к сожалению, таков наш нынешний менталитет. А может быть, такой он и всегда был?

Невероятная неблагодарность, невероятное стремление распрощаться с прошлым и все начинать сначала. Как детский поэт начала 90-х Григорий Остер иронично написал об этом: «Мы свой, мы новый мир построим, но жаль, что нечего ломать».

Помните, как сначала вытряхнули из Обители поликлинику св. Елисаветы? Не то, что в 24 часа: в два часа! Прямо на улицу. И чуть было не отобрали дорогущее современное оборудование. Каким-то чудом удалось этого избежать. Когда всё это началось, побежали в храм молиться, свечи поставили. И каким-то чудом получилось так, что оно осталось… Нашлись силы вытащить все это на улицу, потом как-то погрузить… Слава Богу!

– И как же Вы относитесь сегодня ко всей этой истории?

А что мне делать? Головой такой стены каменной было не прошибить. Вот, книжку, разве что, пишу. Появится возможность – издам. Чтобы хоть этот «миг между прошлым и будущим», как я его называю, всё-таки не пропал для Истории.

Беседовал: Михаил Ситников

ИЗГНАНИЕ МАТУШКИ ЕЛИСАВЕТЫ КРЮЧКОВОЙ

14. 02. 06. Н. Воронцов, Председатель ИППО (Иерусалим и Ближний Восток)

Матушку Елизавету (Крючкову) «освободили» от настоятельства, вверенной ей Той, невидимой рукой, Обители. Изгнание прибыло поспешно и «в сопровождении»: без возможности даже собрать личные вещи, келью взломали, сбросили все в мешки и неизвестно куда отправили; бесцеремонно удалили нескольких сестер; приютских чад объявили «бесхозными», и готовится перераспределение вторично осиротевших воспитанников в детдома; судьбу сестёр милосердия и медицинский учебный центр покрыли большим знаком вопроса.

Не зажили ещё раны недавнего прошлого, а в воздухе пахнет уже «историческим развитием», превращающим заветы в пепел.

Припомнилось, как «Совет рабочих и крестьян» в 1918-м году категорически отказал В.К. Елисавете Федоровне дать два часа времени для назначения заместительницы, прощания с сестрами и необходимые распоряжения. Как сначала удалили нескольких человек из монастырской больницы, как сирот распределили в детдома...

Совсем свежо в памяти прибытие в Россию и милионное поклонение мощам Свв. угодниц Божиих В.К. Елисаветы Федоровны и инокини Варвары. Событие важное, возможно, долгожданное. Но, к большому сожалению, воля убиенной В.К. Елисаветы Федоровны и её родных: не вскрывать её гроб, была уже в 1981-м году нарушена и попрана.

Не зачахли и живы в боголюбивых душах глубокие и осмысленные призывы припасть к мощам с покаянной молитвой, испрашивая прощения у убиенных за согрешивших предков. Уверен, что в массе своей благоговейные, памятью и сердцем богатые люди так и поступили. И как ни прискорбно осознавать, для некоторых дорога предков оказалась и «святее», и ближе, нежели прощённое поклонение, нежели заветы, воля и чаяния Преподобномученицы В. К. Елисаветы Федоровны.

Сложно разобраться «в деяниях и постановлениях в великих кулуарах» и «центре заговора». Кто решал, кто нашептывал, кто плел интриги, кто писал и стучал (по столу) – знают только осведомленные. Вспоминали ли в такие моменты и вслушивались ли в слова послания патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с прибытием мощей в Россию подстрекающие, «идеи» вынашивающие, заседавшие и решение принимавшие:

«Её жертвенное служение бедным, больным и сиротам, искренняя любовь к Богу и Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от церковного забытья с наделёнными властью – об особой ответственности перед Богом и своим народом».

По всей видимости не вспоминались «в тех кулуарах и закулисных салонах» ни у заговорщиков, ни у поспешно утверждавших решение «о освобождении от занимаемой должности» столь существенные и душеполезные слова о служении бедным, больным и сиротам и ответственности перед Богом и народом. Хотя, как мне грешному кажется, не должно было вспоминаться, полагалось бы помнить.

Подчистую забыли о подвижническом труде м. Елизаветы (Крючковой) в отстаивании Обители от десятков арендаторов, организации и создании Сестричества и патронажной службы в госпиталях, созданию скитов и самое главное – детском приюте.

В основу создания Марфо-Мариинской обители была заложена мысль, что ни один человек не может дать больше нежели имеет он сам.

Изгнанием Матушки Елизаветы (Крючковой) первоначальная основа грозит превратиться в царящий под «знаком закона» символ: и один человек может взять больше. Исходя из всего, в первую очередь позволю себе обратиться к растерянным от неожиданных событий насельницам обители и к детям приюта словами следовавшей в ссылку св. В.К. Елисаветы Феодоровны:
«Всегда будьте не только мои дети, но и послушные ученицы».

И без меня дано вам знать, что бывают люди в своем предназначении: назначенные. И есть призванные. Все, кто каким-либо образом соприкасался с Матушкой Елизаветой (Крючковой) свидетельствуют, что дана была ей дорога избранничества. В самом начале своего Служения она даже боялась и стеснялась, считая себя недостойной в преемстве, после Великой Матушки, просить её защиты. Обращалась к св. инокине Варваре, чтоб та поведала о просьбе Елисавете Федоровне.

Если бы по воле Господней, вопреки недостойному нашему пониманию, но чистым помыслам, суждено было быть происшедшему, о хотелось бы по возможности, и зараннее прося прощение, досточтимой и многоуважаемой Матушке Елизавете процитировать слова из письма В.К. Елисаветы Федоровны к гр. А. Олсуфьевой (апрель 1918):


«Великие» живут в Ваших апартаментах и Всевышний по Своей милости пощадил Вас, не дав Вам видеть, как ушло от Вас то, что было на этой земле Вашим любимым гнездом».

Приют превращён в колонию строгого режима

01 июня 2006, Обращение педагогов Москвы. Вера Павловна ДАВЫДОВА, Татьяна Сергеевна КОСТАРЕВА, Галина Анатольевна РУДЬ, Кристина Сергеевна ЗАКИРМАН.

15 лет назад при Марфо-Мариинской обители, что на Большой Ордынке, был создан приют для сирот и детей, лишённых родительского попечения. Руководителем приюта стала матушка Елизавета (в миру – Крючкова Мария Николаевна, выпускница МГУ, имеющая гуманитарное и психологическое образование). Все это время она оставалась настоятельницей Обители.

С дореволюционных времен это благотворительное учреждение заботилось о слабых и обездоленных.

Дети здесь были окружены постоянной заботой, вниманием, с ними индивидуально занимались, преодолевая проблемы в знаниях. Все воспитанники посещали школу, некоторые из них учились в педагогическом колледже № 1 им. Ушинского . Летом выезжали в оздоровительный лагерь в Севастополе.

Матушка Елизавета была замечательным воспитателем и организатором, сумела подобрать хороший педагогический коллектив. У ребят было счастливое детство, в противовес тому, что им пришлось пережить до приюта.

Однако по странным причинам матушка Елизавета была отстранена от своей деятельности. На смену ей пришла Наталья Анатольевна Молибога. Обращаясь с заявлением в газету «Правда», мы просим о моральной и юридической поддержке в борьбе за возвращение нормального детства для детей – воспитанников приюта.

С ТРЕВОГОЙ И БОЛЬЮ наблюдаем, как за четыре месяца Марфо-Мариинская обитель из родительского Дома для сирот с приходом нового «руководства» в лице г-жи Молибога превратилась в колонию строгого режима.

Постоянно меняющийся состав людей, работающих с детьми, даже с натяжкой нельзя назвать воспитателями. Крики, рукоприкладство, издевательства и психическое давление на детей – вот каковы будни обители сейчас. Так называемая начальница – г-жа Молибога – собственноручно оттаскала за волосы Светлану Ульянову. Досталось и Светлане Ивановой. До приступа истерии была доведена Ксения Шашкова. Эта девочка нуждается в особо внимательном отношении к здоровью, а проявленная к ней жестокость могла спровоцировать приступ астмы.

Наплевательское отношение к детям проявилось и в том, что двух девочек: Иру Ишакову и Аллу Полунину – перевели из благоустроенной кельи, где они прожили несколько лет, в 5-й корпус, менее благоустроенный и не соответствующий нормам проживания. Более того, этих девочек почему-то лишили питания (!). Детское питание обеспечивается в неполной мере. Хотелось бы узнать детское меню: заполненность холодильников и продуктовых складов. А также хотелось бы проверить наличие зимних детских вещей, которые исчезли.

Госпожа Молибога выделила отдельную комнату своей дочери, не имеющей к приюту никакого отношения, а помещение швейной мастерской сдала под студию звукозаписи. Сама мастерская была переведена в аварийное помещение бывшей поликлиники, зараженное стафилококком. В здании повышенная радиация, так как там находился рентгеновский кабинет, что опасно для проживания.

Новая начальница хочет срочно продать автобус, подаренный детям, и жилой комплекс в Севастополе, где лечились и отдыхали воспитанники приюта. Спонсоры, вложившие в этот комплекс свои средства, пытались протестовать против этой продажи, но она неумолима. Как же можно рушить все хорошее?

Создаётся впечатление, что от детей просто хотят избавиться. Всех старших воспитанников буквально гонят из обители, как только они сдадут экзамены, не заботясь о том, как сложится их дальнейшая жизнь. Молибога требовала от директора школы, где учатся девочки, выдачи документов до окончания учебного года. 14 мая 2006-го, не дав детям закончить учебный год, в спешном порядке были вывезены Виктория Пукова, Светлана Иванова, Дарья Вейндгарт. Их местонахождение до сих пор неизвестно и тщательно скрывается.

Сама г-жа Молибога панически боится контактов детей с родственниками. Видимо, она опасается, что ее патологическое отношение ко всему живому станет достоянием общественности. Некоммуникабельная, агрессивная, эта дама отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей?

Учитывая вышеизложенное, просим вас выяснить местонахождение младших детей, а также условия проживания и питания старших детей, их дальнейшую участь. Убедительно просим вас сообщить об этом нижеподписавшимся педагогам.

БРИЛЛИАНТ? ДА. КОТОРЫЙВЫ, ГОСПОДА, УКРАЛИ!

или ПРОТИВ ЛОМА У РУССКИХ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕТ ПРИЁМА

Выступление гл. редактора сайта «ЛУЧ», Ларисы Гумеровой , на Форуме Портала-Кредо статьи «Слово патриарха Алексия II после совершения чина Великого Освящения Покровского храма Марфо-Мариинской Обители. 17 сентября 2008 г., Москва.

17. 09. 08, Форум Портала-Кредо. ru Страшное злодеяние: изгнание из Марфо-Мариинской Обители благочестивой Настоятельницы, подвижницы Православия и духовной дочери самой Царственной Мученицы, ВК Елисаветы Романовой, яснее ясного показывает: как НА САМОМ ДЕЛЕ, а не на словах, почитаются сегодня в России Царственные Мученики.

Такой подлостью по отношению к матушке Елисавете (Крюковой) господин Путин и все иже с ним (отмороженная дама Молибога безусловно КГБэшница и исполняет его госзаказ) в очередной раз плюнули в лицо самой Елисавете Феодоровне.

Ещё вам мало? Мало измывались: гнали, убивали, расстреливали, взрывали, рубили, кислотой заливали, клеветали, замалчивали, предавали забвению?

Но всего оказывается мало. Теперь надо всех их верных – гнать, уничтожать, гнобить. А главное ещё и наживаться на народной любви, на святой памяти. И потом – в кайф, как Юровский со своей зондер командой, устраивать «празднички», наподобии той показухи, которую сотворили 15-го сентября.

Бриллиант? Да, согласны. Но только бриллиант, который вы –украли у Царственных Мучеников! Отняли у верующих и у народа России. Потому что в Обители сейчас царит дух антиХриста, а не Христа.

Это преступление ещё одним тяжким бременем ложится на весь русский народ, который до сих пор ничему не научился, ничего не извлёк из своей великой Истории и не выучил ни одного урока.

«Как легко в России быть сильным!» – читайте рассказ Чехова «Размазня», господа, и поражайтесь: до какой степени ничего в России с его времён не изменилось. Народ под пятой самодуров и не умеет постоять ни за себя, ни за свои духовные сокровища.

Прости, Матушка Елисавета Романова; простите, Царственные Мученики! простите нас, матушка Настоятельница! Низкий поклон за Ваш и сестёр подвиг возрождения Обители.

Позвольте в День памяти вмч. Елисаветы Романовой склониться перед Вами до земли и пожелать Чуда, крепкого здоровья, духовной радости, любви единомышленников, успехов в творчестве и трудах!

«Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное»

Позор всем, кто это сотворил. Бог да взыщет с вас за верных Своих!

................................................................................................

Кто «ликовствует»? Невежи и лизоблюды ликовствуют! Кому фуршетики и «панфары» дороже христианской правды.

Матушка Настоятельница – скорбит и плачет (см. интервью с ней на Портале); сёстры Обители и преподаватели раззорённого Колледжа – ужасаются происходящему; истерзанная отроковица, на которой явил Господь истинный их дух, как и её бабушка и братик, пребывают в гонениях; а все люди у кого есть глаза и сердце, всё видят, понимают и приносят покаяние за великий грех.

Тот, кто захватил Ново-Огарёво, обнёс каменными стенами и колючей проволокой, кто устроился в покоях Царственных мучеников, воображая себя «спасителем нации», тот сотворил это чудовищное злодеяние.

Против путинскогот лома у народа нашего приёма пока нет.

Будем надеяться на приход к власти в России человека с добрым сердцем и совестью, который от имени всей России покается перед Матушкой Настоятельницей, с поклоном попросит её вернуться в Обитель, чтобы снова всё в ней освятить и вернуть на круги своя.

Конечно, ни сад, ни деревья, посаженные руками святой мученицы Елисаветы, ни переход – всего этого

уже не вернуть, как увы, и многого другого. Но главное, что не взорвали и не уничтожили, как Ипатьевский дом.

Да будет нам по вере и по молитве нашей. Но почему молчат Романовы, Л. Миллер, Иерусалим, Лесна? Это не понятно.

Позвольте от имени православных Русского Зарубежья поздравить всех соотечественников, кому дорога Память Великой Матушки Елисаветы Романовой и всего славного рода Романовых, с днём ея Ангела и пожелать всего самого наилучшего!

Спасибо Порталу-Кредо и журналистам, что дозвонились до изгнанной Настоятельницы и взяли интервью. Спасибо Александру Валентиновичу Клюсову. Да благословит вас Бог за это великое праведное дело!

Торжество Православия. 2004 г., Бостон, США

С дочкой Машей, Богоявленский храм.

Кто получит премии за уничтожение Марфо-Мариинской обители?

http://www.evmini.net/


На первое сентября 2008 года надо подвести плачевные итоги так называемой «реставрации»:


Мемориальность Марфо-Мариинской обители полностью безвозвратно утрачена . Теперь это комплекс, который не имеет к святости никакого отношения.


Уничтоженный в августе 2007 года переход , по которому с сестрами обители Великая княгиня Елизавета Федоровна ходила в госпиталь, занимаясь делами милосердия, НЕ ВОССТАНОВЛЕН.


Полностью вырубленный сад , являвшийся образцом садово-паркового искусства утрачен и при современном руководстве вряд ли будет когда-то восстановлен.


Изувечен внешний вид второго перехода.


Прекрасно сохранившееся здание общежития сестер обители, доступное для реставрации, разобрано по кирпичикам, смонтирован новодел.


Аналогичная ситуация произошла и с покоями Елизаветы Федоровны.


Здание детского приюта, перестроенное по указу начальницы, выглядит мрачным, неуютным, полностью лишенным духа Обители.


Клиника Святой Елизаветы, отреставрированная раньше, подверглась подчищению (надо было спрятать следы, оставшиеся от уничтоженного перехода).


Храм Марфы и Марии – это заново отстроенное здание .


Купол Покровского Храма, хотя обещали, не был отреставрирован заново, и остался изуродованным .

Здание 36, принадлежащее городу, присоединено к обители, претерпевшее полную реконструкцию и пристройку 3 этажа имеет площадь 1200 кв. метров. Руководство Обители сообщает средствам массовой информации, что там будет Воскресная школа на 11 девочек. Не странно ли?


Нарушена граница межевания с домом 34-38


Мы видим, что в обители прошлаНЕ РЕСТАВРАЦИЯ, а КРУПНОМАСШТАБНАЯ СТРОЙКА , которая проходила с нарушениями закона , а те штрафы , которые были проплачены за уничтожение памятника Федерального значения никак не соответствуют масштабам загубленной святыни .
Примите поздравления с МАРФО-МАРИИНСКИМ НОВОДЕЛОМ

Обратите внимание: Обитель имеет здравницу в Севастополе, где сироты всегда отдыхали летом на море.Вот уже третье лето детей не вывозят к морю. Причина в том,что Н. Молибога не хочет тратить деньги на содержание сирот на юге,и вообще не хочет беспокоиться о детях.Ведь все лето на море укрепляет детский организм,но это не волнует начальницу. Для неё дети – лишь прикрытие своей бесконечной лжи и лицемерия. Вот подлинное лицо этой так называемой «благочестивой» мирянки. Состав детей постоянно меняется,в обители живут две маленькие девочки с матерями (одна работает в бухгалтерии, другая в торговой палатке). Как известно, рыба гниет с головы, а дети зовут Молибогу «рыбий глаз».

Про Молибогу могу сказать, что она доводит прихожанок до слез (при мне было пару раз), злобная и непочтительная в разговоре с батюшками, носит дорогущий костюм, страшно сказать, сколько он стоит, певчие девицы с первого курса медицинского колледжа стоят на клиросе в топах на бретельках с вырезами в мини-юбках в туфлях на бешеной платформе и накрашенные и в апостольниках... Сама Молибога очень злая, высокомерная, гневливая.

Хроника Марфо – Мариинской Обители.


Мнимые и истинные заслуги и.о начальницы Н. Молибоги.


1. Передача Покровского храма . Это событие, к которому Молибога не имеет никакого отношения.
В течение многих лет велась работа по освобождению храма мастерскими им. Грабаря.

Ещё в 2004 году был подписан документ о том, что Пасха 2006 года будет проводиться в Покровском
Храме. Работа по освобождению храма проводилось постепенно, на протяжении многих лет, и приход Н. Молибоги изменить ситуацию не мог. Так что открытие Покровского храма – это явно мнимая заслуга Молибоги.


2. Получение документов на Здравницу в Севастополе .

Документы на здравницу с первого дня прихода Молибоги находились в бухгалтерии Обители. В скандал, который раздула Молибога, были втянуты: юрист Патриархии К. Чернега, многие информационные агентства. На деле оказалось всё просто и вся Пиаркомпания Молибоги провалилась. Здравница была куплена Матушкой Елизаветой для отдыха детей на море. При новом руководстве здравница два года пустует. Так что, эта заслуга в отношении получения документов на Здравницу тоже мнимая.


3. Подаренный автобус. Автобус был подарен Обители при Матушке Елизавете. Обивку автобуса она выбирала лично. Так что, эта заслуга в отношении автобуса мнимая. Всё вышесказанное является мнимыми заслугами Молибоги, к которым она никакого отношения не имеет.


А теперь истинные заслуги Н. Молибоги,так называемой «благочестивой» мирянки .


1. По её личному распоряжению убиты собаки, много лет жившие при обители. 6 собак.

2. Самолично Молибога лишила питания двух девочек Обители, которые заканчивали 11 класс.


3. Лично Молибога оттаскала за волосы Иванову Светлану, ударила об шкаф головой Шашкову Ксению, занималась рукоприкладством по отношению к другим детям Обители.


4. Лично Молибого уничтожила фактически всю библиотеку Обители.


5. По её указанию были срублены деревья, которые были ещё при Елизавете Фёдоровне.


6. Лично Молибога разогнала детей старого набора. Дети оказывались в спецприёмниках- распределителях, у пьющих родителей+. Из 20 детей старого набора в Обители осталось 2 девочки.


7. Лично Молибога отправили сироту нового набора Бородулину Анастасию в приют «Текстильщики», из которого девочка и попала в Обитель. Вот та реальность, которая происходит сейчас в Марфо-Мариинской обители в Москве.

Вот история судьбы 11-ти летней девочки Бородулиной Насти , пробывшей в Обители около четырех месяцев. Н.Молибога взяла эту девочку в обитель, когда там совсем не было детей. 15 января 2007-го года девочка попала в Обитель, а в апреле 2007 была отчислена.

Бабушка Насти слышала раньше об Обители, как о месте, где о детях действительно заботятся, любят их. В реальности все оказалось по-другому.

Девочку систематически били, упрекали и постоянно грозили убрать из Обители. Требовали, чтобы бабушка-пенсионерка приносила и покупала девочке одежду. Когда бабушка передала для девочки лекарство, то Ольга Николаевна – горе педагог,не только не давала его Насте, а просто использовала его по своему усмотрению.

Когда бабушка потребовала вернуть лекарство,то оказалось что половина исчезла. Обитель Зла – проявила себя полностью. Настю монахиня Георгия обливала холодной водой из ведра, после чего девочка с высокой температурой оказалась в больнице.

Затем Настю вернули в Приёмник «Текстильщики», где она уже была избита так, что попала в травмопункт. Сейчас девочка находится у своей бабушки в Москве, без воздуха, получив незабываемую травму от Молибоги.


8. Лично Молибога не смогла отчитаться за миллион рублей, подаренных Обители Патриархом.


9. Лично Молибога превратила Обитель в настоящий торговый центр.


10. Лично Молибога не может наладить отношения с людьми. Именно поэтому студентки уходят на квартиры, лишь бы не жить в Обители.


Происходит массовый выезд из Обители инокинь и монахинь.


11. Созданный Молибогой психологический климат способствует тому, что в Обители никто
долго не задерживается.


12. Лично Молибога извратила святые заветы великой основательнице Обители Елизаветы Фёдоровны


В святом месте оказался безграмотный человек, с больной психикой, не умеющий ладить с людьми, никогда до Обители нигде не работавший, злобный, обиженный на весь мир и вымещающий свою патологическую злобу на беззащитных детях-сиротах, животных и на всех, кто хоть как-то от неё зависит.

Молибога подбирает в Обитель команду, которая по своему интеллектуальному уровню равна нулю.

Для Молибоги обитель-это решение своих личных финансовых проблем. Дочь Молибоги жила в обители в детском приюте на втором этаже; мать бесплатно всё лето отдыхала в скиту, сын работает в Обители, а вся выручка от всех продаж попадает лично в карман Молибоги.

Ни о какой духовности и милосердии в Обители не может быть и речи. Страсть к наживе, развившаяся на фоне нездоровой психики, превратила Обитель в коммерческий центр и извратила суть идеи создания Обители.

Злодеяния в Марфо-Мариинской Обители новым тяжким бременем ложатся на весь русский народ. Враги России знают, как ещё сильнее закабалить её в нераскаянных преступлениях и грехах, которые она совершает по своим, увы, традиционным, но не менне от того преступным: невежеству, наивности, равнодушию ко злу.

Святые Царственные Мученики и Новомученики Российские, молите Бога о покаянии и

прозрении России!

LUCH 2008

В Екатеринбурге побывала матушка Елизавета (Позднякова) - игуменья Марфо-Мариинской обители милосердия, духовная наследница святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, основавшей эту обитель в Москве более 100 лет назад. О том, как сегодня удается сохранить традиции, заложенные Елизаветой Федоровной, и возможно ли совмещать монашеское и социальное служение, матушка рассказала на встрече с сотрудниками екатеринбургской Православной Службы Милосердия.

Матушка Елизавета, как в Марфо-Мариинской обители сочетаются два служения Христу - деятельное и созерцательное?

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, когда создавала свою обитель, задавалась целью сочетать в ней два этих служения, но оказалось, что сделать это практически невозможно. Поэтому она их разделила так, что сестры, приходящие в Марфо-Мариинскую обитель, сначала должны были потрудиться как сестры милосердия и только потом могли принять постриг.

Также и сегодня в нашей обители осуществляется социальное служение и параллельно с ним проходит монашеская жизнь. Все наши насельницы живут по единому уставу, но у сестер милосердия есть небольшие послабления: например, они могут позднее прийти на молитвенное правило или уехать в отпуск. Но, в основном, они живут с монашествующими сестрами одной жизнью и сами стремятся к монашеству.

Среди сестер милосердия существует градация?

Да, и первая ступень - это сестры-помощницы или, как мы их называем между собой, «сестры сестричества». Это мирянки, которые живут со своими семьями и приходят в обитель оказывать необходимую помощь. В силу разных обстоятельств сегодня они не готовы или не могут оставить мир, прийти в монастырь или полностью отдаться служению милосердия, но желание такое у них есть. Принимаем мы их с условием, что у них нет детей моложе 18 лет и супруг не против их деятельности.

Также есть у нас сестры милосердия испытуемые и крестовые. Если сестра имеет желание на какое-то время выйти из мира, чтобы послужить ближним, но пока не знает, готова ли в будущем принять монашество, хочет себя таким образом испытать, она поступает в разряд сестер испытуемых. Живет в обители, выполняет все послушания как сестра милосердия, и мы на нее смотрим. Если все хорошо, то по чину, разработанному великой княгиней Елизаветой Федоровной и утвержденному Святейшим Синодом, она посвящается в так называемые «крестовые» сестры милосердия. Сейчас наши крестовые сестры не носят крестов наперсных, как это было при Елизавете Федоровне, но им в руку дается крест, как при монашеском пострижении - отсюда и название «крестовые».

Бывает ли, что сестра милосердия попробовала себя в этом статусе, но поняла, что это не ее путь?

Бывает, и мне кажется, это один из важнейших плодов нашего служения. Потому что большая беда, когда сестра приходит в монастырь и уже в постриге понимает, что это не ее путь. Поэтому чем дольше будет продолжаться испытание сестры, тем более осознанное, взвешенное решение она сможет принять. А возврат из разряда сестер милосердия не воспринимается как предательство или измена Христу - наоборот, сестры милосердия имеют полное право выйти из монастыря, если после испытания поймут, что это не их призвание.

В обитель обращаются люди на грани отчаянья, это и родители детей-инвалидов. Как вам удается их успокоить, поддержать?

У нас нет никакой специальной программы по примирению людей с жизнью. Мы просто иначе относимся к трудностям и стараемся научить этому отношению тех, кто к нам обращается. В самом начале мы думали, что наша задача в том, чтобы максимально реабилитировать детей, а потом осознали, что это позиция неверующего человека. Мне в этом помогла матушка Елизавета Федоровна.

В пояснительном слове на открытии Марфо-Мариинской обители она писала, что сестры призваны не накормить, одеть, обуть всех нуждающихся – это все равно невозможно, а помочь человеку настолько, чтобы тот смог увидеть за своим страданием Христа. То есть главная цель – привести человека ко Христу.

Люди считают, что если родился в семье ребенок-инвалид, значит, произошла ошибка, трагедия, катастрофа. Но Господь не совершает ошибок. Ребенок появился у конкретных родителей, в конкретной ситуации, для какой-то конкретной миссии - именно это мы и пытаемся донести до наших мам. И когда они находят веру, Христа, понимают смысл страданий, наконец, чувствуют нашу поддержку, все в их жизни кардинально меняется.

Накормить бездомного или помочь перейти дорогу слабовидящему человеку - это может каждый.

Как вы думаете, обязаны мы всегда и всем помогать?

Нас никто не просит помогать всему миру - Господь Сам промышляет обо всех. Но мы должны и обязаны помогать тем, кто рядом с нами. Вспомните, как неловко бывает подойти к страдающему человеку. Конечно, легче отвести глаза и пройти мимо, как мы проходим, например, мимо бездомного. Но если вы не хотите дать ему денег, то купите для него булочку в ближайшем киоске - это просто, и уже помощь. Или если вы видите, что знакомый или сослуживец чем-то расстроен, с ним что-то не так, не бойтесь подойти к нему и спросить в чем дело: конечно, он может ответить грубостью, но, возможно, вы станете для него лучиком света, который поможет ему справиться с ситуацией.

Нам часто страшно прикоснуться к чужому страданию, но в этом и заключается подвиг. Это и есть служение евангельской Марфы - не проходить мимо. Она выполняла то, что приписывал закон еврейским женщинам: служила своим гостям, старалась встретить Христа как можно лучше. А вот Мария поступила совершенно нетипично, ведь еврейские женщины в те времена не имели права сидеть вместе с мужчинами - это был стыд, позор! И невольный ропот Марфы в адрес сестры, в принципе, оправдан, потому что она тем самым избавляла Марию от неловкого положения. Марфе, наверное, тоже хотелось послушать Христа, но для нее тогда исполнить свою обязанность по отношению к своим близким было намного важнее.

Но Христос говорит в Евангелии: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея». Разве Он не осуждает Марфу?

Так кажется на первый взгляд. Святые отцы говорят, что Он не осудил Марфу и не осудил Марию, и два этих служения равнозначны. Служение Марфы - это деятельное служение Христу. То есть можно о многом заботиться, помогать детям, горы ради них свернуть, но это не служение Марфы, а просто какое-то социальное безумие. А служение Марфы - это когда мы все то же самое делаем ради Христа, а не фанатично воплощаем свои собственные идеи.

Когда к нам приходят новые добровольцы, заполняют анкеты, и мы всегда спрашиваем: «Где вы хотите служить?» Почти все выбирают детишек. Интересуемся, как они воспринимают свое служение, и обычно слышим в ответ: «Мы на все готовы для Христа». Для Христа? Тогда завтра идете к бабулям в богадельню. Возмущаются: «Нет! К бабулям не пойдем!» То есть они готовы служить Христу, но только в одном направлении. А так не бывает. Христу мы служим всей своей жизнью, помогая тем, кому нужно, тем, кого Христос ставит рядом с нами.

К слову, однажды я очень уставшая возвращалась после службы, и вдруг мне на глаза попалась открытая книга - это был сборник наставлений протоиерея Валентина Свенцицкого. Я прочитала слова, которые запомнились на всю жизнь: «Только в тех обстоятельствах, в которые поставил тебя Господь, и только рядом с теми людьми, с которыми свел тебя сегодня Господь, ты можешь спастись».

Или если вы видите, что знакомый или сослуживец чем-то расстроен, с ним что-то не так, не бойтесь подойти к нему и спросить, в чем дело: конечно, он может ответить грубостью, но, возможно, вы станете для него лучиком света, который поможет ему справиться с ситуацией.

Часто в социальном служении звучит тема эмоционального выгорания. Если это происходит с вашими сестрами, как вы поднимаете им моральный дух?

Я противник термина «эмоциональное выгорание». У нас сейчас существует очень много различных клише, которыми человек заслоняется от жизни: «профессиональное выгорание», «синдром хронической усталости», «нервный срыв», которые позволяют расслабиться и не предпринимать вообще никаких усилий.

Думаю, что в какие-то моменты человек может сильнее чувствовать тяжесть креста, который он взял на себя и пытается нести, но это не причина для остановки. Сестрам я не позволяю даже помышлять о каком-то там «выгорании»! Потому что если мы отпускаем вожжи, говорим себе: «Всё, я больше не могу», то падаем, и нас уже никто поднимать не будет. Мы должны сами подняться и идти дальше. Порой стоит себя немножко понудить, переступить через свои слабости, и тогда откроется второе дыхание, станет легче. Приложишь больше старания, и Господь силы даст. Нам, чтобы разобраться, есть у нас духовная проблема или просто накопилась усталость, которую нужно лечить небольшим отдыхом, лучше посоветоваться с духовником.

Сейчас, когда идет дискуссия о запрете абортов, слышим: «Посмотрите на брошенных детей, на детей-инвалидов - разве не лучше было их мамам решить вопрос кардинально, пока ребенок был еще в утробе?» Что вы могли бы им ответить?

На мой взгляд, те люди, которые так говорят, никогда не общались с такими детьми - мы же работаем с ними очень плотно. У нас есть детишки с синдромом Дауна, ДЦП и с другими патологиями, и мы видим, что они живут - другой, своей, полной жизнью. Например, у меня есть знакомая девочка, которая родилась без обеих рук, но она орудует ногами так ловко, что никакие руки ей в принципе не нужны. Такие детки хотят жить, любят жить, радуются каждому дню. Причем, радуются больше и чище, чем мы с вами.

Когда у меня возникают какие-то сложности, я всегда иду либо в наш приют, либо в детский сад, чтобы просто с детишками пообщаться. Их чистота порази- тельна! Они возвращают нас на правильный путь: ты на них смотришь и видишь маленькие светлые звездочки, которые делают тебя лучше. И совершенно не нужно пытаться этих детей осчастливить - в лучшем случае мы можем немножко помочь маме, которая, как правило, физически очень сильно устает. Но не мы делаем счастливыми этих детей, а они нас делают счастливыми.

Сейчас считается, что если человек не смог реализоваться в своем деле, то жизнь насмарку. Или наоборот, люди настолько «затормошенные», что у них уже сил ни на что не остается, в голове крутится только работа. Они идут к таким детям и обретают второе дыхание, причем такое сильное, что оно, как правило, не заканчивается, и силы появляются снова. Многие излечиваются от депрессии, черствости, ощущения ненужности как раз тем, что идут к тем, кому хуже. Поэтому очень важно самим общаться с этими детками, своим детям прививать ответственность за тех, кто рядом с нами и кому нужна помощь. И, конечно, всем сторонникам абортов я советую сходить в детский дом для детишек с особенностями и помочь там недельку-другую. Уверена, их отношение к этим детям очень быстро изменится.

Нам часто страшно прикоснуться к чужому страданию, но в этом и заключается подвиг. Это и есть служение евангельской Марфы - не проходить мимо.

Какую помощь может оказать человек, не имея денег?

Мне часто приходится слышать: «Я бы хотела заниматься благотворительностью. Как я могу помочь?» - «У вас много денег?» - «Нет у меня денег, поэтому я ничего и не делаю». - «Но если вы хотите, вы всегда можете помочь!»

Накормить бездомного или помочь перейти дорогу слабовидящему человеку - это может каждый. У нас живут девочки с тотальной слепотой. И мне так радостно, когда они приезжают откуда-то и рассказывают, что на переходе трое вызвались помочь им перейти дорогу и даже чуть не поссорились между собой. Людям хочется делать добрые дела. Мне кажется, сегодня в обществе как никогда нужна доброта, теплота, любовь - этого не хватает людям. Иногда смотришь на человека: успешный, все у него хорошо, а начинаешь с ним разговаривать - он рыдает. Потому что люди истосковались по человеческому отношению, когда тебя воспринимают не за твои заслуги, не за твои умственные способности, а просто по-доброму.

Мне кажется, нужно спешить делать добро и смотреть по сторонам - кто рядом с нами. И тогда не придется искать, где приложить свои силы, - все придет само собой.

В этом году Марфо-Мариинская обитель отмечает 25-летие возобновления сестринского служения. О том, каково это — помогать нуждающимся, как не сломаться, постоянно видя страдания больных детей, и о специфике монашеской жизни в центре Москвы рассказала журналисту РИА Новости Марии Шустровой настоятельница обители игумения Елисавета (Позднякова).

Матушка Елисавета, как давно вы трудитесь в Марфо-Мариинской обители? И почему выбрали для себя именно путь помощи нуждающимся?

— Я была назначена настоятельницей обители в феврале 2011 года. Считаю, что мое назначение было совершенно случайным. Прежняя настоятельница, на долю которой выпала полная реставрация ансамбля Марфо-Мариинской обители, по состоянию здоровья попросила патриарха освободить ее от управления. Поэтому поставили меня.

Свой путь мы не выбираем, Господь нам его дает. Еще в самом начале моего монашеского пути, когда я жила в общине в Самарской области, одним из моих послушаний была помощь нуждающимся. Я собирала посылки в тюрьмы, отвечала на письма заключенных. Мне также приходилось оказывать первую медицинскую помощь больным, которые приезжали к нам поклониться чудотворной иконе Божией Матери "Избавительница от бед страждущих".

Таких больных становилось все больше, появилась потребность получить какое-то специальное образование. Так я попала в Свято-Димитриевское училище сестер милосердия к нынешнему владыке Пантелеимону (председатель Синодального отдела по благотворительности — ред.). С этого времени и начался мой путь в направлении Марфо-Мариинской обители.

Не тяжело постоянно видеть страждущих, больных детей? Что помогает не сломаться и организовать работу таких проектов, как центр по реабилитации детей с ДЦП, детский сад для детей-инвалидов?

— Хотя профессиональное выгорание — довольно частое явление, но мне оно не очень понятно. Конечно, бывает тяжело, не все могут постоянно улыбаться и говорить, как они любят этих детей. Мне кажется, это и не нужно. Наше отношение к подопечным спокойное. Мы знаем их нужды, понимаем, чем мы можем им помочь. Это наша обычная жизнь, а не какой-то подвиг. Совершенно нет такого, что мы все терпим, сжав кулаки. Чаще всего эмоциональный отклик у людей появляется в первый раз, например, когда они видят ребенка с детским церебральным параличом.

Когда сравниваешь его со здоровым ребенком, конечно, возникает жалость, а некоторым хочется плакать. Но мы с этими детками общаемся постоянно, относимся к ним как к обычным ребятам. Да, с ограничениями, вызванными их заболеванием. Но если им помогать, организовать вокруг них среду, в которой у детей будет больше возможностей, то они мало чем отличаются от человека, сломавшего руку. Мы же не плачем над человеком, сломавшим руку или ногу.

Эти детки отличаются только тем, что они в течение всей своей жизни будут нуждаться в помощи. Тут уже вопрос к нашему обществу, готово ли оно на протяжении всей жизни этих людей эту помощь оказывать.

При Марфо-Мариинской обители действует детский дом для девочек. Как получилось, что теперь в нем воспитываются девочки с синдромом Дауна?

— Первый проект, который возродился вместе с Марфо-Мариинской обителью в 90-е годы — это детский дом для девочек. До 2015 года здесь жили обычные девочки. Но к 2015 году центр семейного устройства, подготавливающий приемных родителей к усыновлению и работающий с кровными родственниками, пристроил практически всех подопечных. Тогда перед нами встал вопрос, что делать дальше. И мы решили взять к себе детишек с синдромом Дауна.

Мы их тоже отдаем в приемные семьи. Недавно от нас ушли четыре девочки, надеемся, что скоро уйдет еще одна. Сейчас в детском доме живут 12 детей, девять из которых с синдромом Дауна.

- А много желающих усыновить такого ребенка?

— Людей, которые готовы усыновить необычного ребенка, немного, но они есть. Причем это, как правило, люди, которые изначально хотят усыновить ребенка с особенностями. Удивительно, но чаще всего это многодетные семьи. У некоторых уже есть пять-семь и даже больше детей.

В нашем обществе сейчас часто можно услышать, что мы от любви устаем. На самом деле это не так. Многодетные семьи это демонстрируют ярчайшим образом. Чем больше в семье детей, тем больше в семье любви. Может быть, ее не так заметно, как когда в семье один ребенок, и вокруг него все прыгают. В многодетной семье любовь качественно другая. Родители чаще всего понимают: их любви хватит еще на несколько человек. Тогда они решаются взять ребенка из детского дома, при этом им все равно, каким он будет.
Я знаю одну музыкальную семью. Точно не помню, но у них уже намного больше пяти детей. Они усыновили замечательного слепого мальчика, его все любят, и он оказался одаренным музыкально.

У Марфо-Мариинской обители есть еще несколько социальных проектов, направленных на помощь самым обездоленным.

— Еще один наш крупный проект — реабилитационный медицинский центр для детишек с ДЦП. Он был открыт в 2010 году. На сегодняшний день его посещают до 40 пациентов в день. Детки проходят там комплексную реабилитацию. Кроме того, на базе медицинского центра существует паллиативная выездная служба, оказывающая на дому помощь наиболее тяжелым подопечным.

Еще у нас есть несколько проектов, направленный на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Один из них — справочная служба милосердия. В нее поступают многочисленные звонки с просьбами о помощи. Либо наоборот, люди спрашивают, что куда принести, чем помочь. Эта же служба помогает вызвать на дом священника в случае необходимости.

Также при обители действует служба работы с просителем. Или, как мы говорим, служба работы со случаем. В эту службу приходят нуждающиеся с улицы. Как правило, эти люди не бездомные. Часто это пожилые люди и малоимущие, которым нужны вещи первой необходимости, лекарства, еда. Также к нам обращаются с просьбой оплатить какое-то дорогостоящее лечение. Все поступающие заявки проверяются, после этого принимается решение о размере оказываемой помощи.

- Возникают ли проблемы с финансированием проектов? Существует ли проблема нехватки рук?

— Нам всем всегда не хватает денег и людей. Но Господь нас не оставляет. Мы все время находимся на грани, когда понимаем, что дальше нам придется закрыть какой-то проект. Я уже давно перестала спрашивать у главного бухгалтера, есть ли у нас на что-то деньги: знаю, что их нет. Тем не менее, все как-то получается, находятся жертвователи.

Не могу сказать, что нам катастрофически не хватает рук. Около обители всегда много людей. Мы тесно сотрудничаем с волонтерами, они есть в каждом проекте.

В 2014 году Священный Синод постановил, что обитель будет преобразована в ставропигиальный женский монастырь. Почему было принято такое решение? Ведь основательница обители, преподобномученица Елисавета Феодоровна, не замышляла ее как монастырь.

— Изначально Великая княгиня рассматривала монашеский вариант обители, но поняла, что монахини не могут выходить на служение в мир, поэтому решила создать общину сестер милосердия. Елизавета Федоровна мечтала, чтобы в обители был монашеский скит, и даже купила в 1908 году для него землю. По замыслу, потрудившиеся сестры должны были принимать монашество и удаляться туда. К сожалению, создать этот скит великая княгиня так и не успела.

Сегодня времена сильно поменялись. Раньше, чтобы заниматься такого рода служением, нужно было оставить свои дела в миру. Частная благотворительность обычных людей не была распространена. Ей занимались состоятельные аристократы.

В наше время все иначе. Социальная деятельность Русской православной церкви теперь является прерогативой мирян. На приходах существуют различные сестричества, объединяющие мирянок, которые проживают дома, имеют семьи, но свободное время посвящают помощи нуждающимся. Теперь необязательно уходить из мира, чтобы заниматься делами милосердия.

Если в нашу обитель приходят сестры, то они, как правило, хотят быть монахинями. У нас есть и монашествующие, и сестры милосердия. Сестры милосердия, проживающие в обители, посвящены по тому чину, который был разработан еще при Елизавете Федоровне. А монашествующие сестры не принимают деятельного участия в социальной работе. Монашеская община — духовное основание этой обители, вся остальная деятельность строится вокруг нее.

- Не тяжело монахиням жить в монастыре, который находится в самом центре такого мегаполиса, как Москва?

— Монастыри на Руси, как правило, основывались около больших городов. Монастырь в городе и сегодня — совсем не диковинка. Конечно, сейчас города стали больше, многолюднее, шумнее. Тем не менее, это не противопоказание для жизни монастыря. Конечно, возникают дополнительные сложности. Если вы пройдетесь по московским обителям, то сразу заметите, что на их территории погружаетесь в атмосферу тишины и покоя.

Так и здесь всегда довольно тихо. Кто бы сюда ни приезжал, сколько бы людей здесь ни было, если обитель живет правильной жизнью, то все погружаются в эту атмосферу и не могут ее разрушить.

Возьмем, например, Троице-Сергиеву лавру. Сколько там автобусов, наших братьев-китайцев. Но они не могут разрушить атмосферу святого намоленного места, где во всем чувствуется присутствие преподобного Сергия. Так и в нашем монастыре.

Представления человека о жизни в монастыре складываются задолго до его вступления в братство, и чаще всего эти представления не соответствуют действительности. Вследствие этого в монастырь, кроме тех, кто пришел по призванию, приходят также и те, у кого не сложилась личная жизнь, у кого проблемы в семье, кому негде жить, кто самостоятельно не может устроиться в этой жизни. Обычно они не понимают главного: в монастырь нужно идти для того, чтобы отдать свою жизнь Христу - полностью, без остатка. И в этом весь смысл монашеской жизни - отказаться от всего обычного, земного ради того, чтобы быть с Богом. Важно, чтобы стремление к этому было свободным выбором каждого послушника.

Как к этому приблизиться? Первый урок, который должен усвоить новоначальный, - послушание. При этом свобода послушника не отнимается, он добровольно отказывается от нее. То есть свобода проявляется именно в том, что человек от нее отказывается. Если бы ее не было, то не от чего было бы отказываться. На какое-то время человек отказывается от своей свободы для того, чтобы побороть свои страсти, свое «я», эту свою свободу грешить. Это не есть какое-то ущемление свободы личности - наоборот, это реализация свободы в такой, наиболее радикальной, форме. Так же как человек, вступая в брак, сам отказывается от своей свободы ради семьи. Это его выбор. Можно провести параллель с коммерцией: когда у человека есть деньги, он их вкладывает куда-то - в какой-то банк или в дело - то есть он в этом смысле от них отказывается, у него больше их нет, он их отдал для того, чтобы приобрести прибыль, получить больше через некоторое время. Так и здесь. Человек эту свою свободу отдает, жертвует ею, для того чтобы приобрести гораздо большую, чтобы отдать душевное и приобрести духовное, получить настоящую свободу - свободу от страстей.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что истинный послушник стремится «…добровольно продать себя в рабство, чтобы в замену оного получить истинную свободу». Многие современные монахи этого не чувствуют, не понимают, и поэтому хотят чего-то мирского. Уйдя в монастырь, хотят с собой унести туда что-то из мира. «Отдавая свою волю и свое рассуждение во власть другого лица, хотя бы и священного, многие ощутили бы потерю почвы под собой, - пишет архимандрит Софроний. - Этот шаг показался бы им броском в темную пропасть, потерей своей личности, преданием себя в самое ужасное рабство, как бы самоуничтожением. Но тем, которые последовали верою учению Церкви и совершили такое отречение в духе этого учения, послушание открылось как невыразимо великий дар свыше. Послушника можно сравнить с орлом, который на сильных крыльях подымается в высоту и спокойно смотрит на отделяющее его от земли пространство, чувствуя свою безопасность, свое господство над высотой, которая для других и недоступна и смертельно страшна». Таким образом, условием приобретения настоящей, духовной свободы для монаха является отказ от своей свободы грешить. «Послушливый предался воле Божией, - говорит преподобный Силуан Афонский, - и за это даруется ему свобода и покой в Боге».

Теперь посмотрим на этот вопрос с другой стороны и обратим свое внимание к наставникам. По слову архимандрита Софрония, «послушание есть духовное таинство в Церкви, и потому отношения между старцем и послушником имеют священный характер». Для послушника это таинство состоит в стремлении научиться творить волю Божию, «…а для старца в том, чтобы молитвою и подвигом своей жизни привести послушника к познанию этого пути и воспитать в нем истинную свободу, без которой невозможно спасение». Правильные взаимоотношения между наставником и послушником имеют несколько необходимых условий, соблюдение которых позволяет выстроить эти отношения по принципу послушания.

Первое условие - это любовь. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15), - говорит Христос апостолам. Без взаимной любви наставника и ученика послушание невозможно.

Второе условие - уважение наставника к свободной воле послушника. Свободную волю Своих учеников уважал даже Христос, и в Евангелии мы видим неоднократные примеры того. Так, на Тайной Вечере Господь предостерегает двух учеников от падения, предупреждает их, однако не требует, чтобы они поступили так, как Он им скажет. Апостолу Петру Христос только говорит, что не пропоет петух, прежде чем он отречется, а Иуде неоднократно показывает, что знает о его планах, но когда после этого Иуда остается непоколебим, говорит ему: Что делаешь, делай скорее (Ин. 13:18-38).

По утверждению архимандрита Софрония (Сахарова), «человек, порабощающий своего брата-сочеловека или хотя бы посягающий на его свободу, тем самым неизбежно губит и свою свободу, потому что самый факт такого посягательства есть уже отпадение от той Божественной жизни-любви, к которой призван человек». Каждому дается своя мера, и наставник поступает неразумно, если требует с послушника больше, чем он на данный момент может выполнить. Главная задача наставника - вдохновлять послушников собственным примером и своей любовью, добрым словом. Наставник должен привить послушнику любовь к послушанию, чтобы он хотел это делать, чтобы он понимал необходимость послушания для своего спасения и сознательно отдавал себя в руки наставника. Могу привести пример из жизни нашей обители. Одной из наших особенностей является то, что до последнего времени на одном этаже с монашествующими сестрами у нас жили сестры милосердия, которые по уставу обители могут не посещать полунощницу. Вследствие этого, чтобы не поднимать их раньше времени, мы не могли завести будильщика, который будил бы сестер на полунощницу. Поэтому задача встать вовремя оставалась на совести каждой сестры. Опыт показал, что, несмотря на это, все монашествующие сестры просыпались сами и вовремя приходили на полунощницу, хотя никто специально их не будил.

Между монашеским обетом послушания и свободой личности не существует противоречия. Послушание является средством для достижения духовной свободы, и именно к исканию этой духовной свободы должна быть направлена свободная воля послушника. По слову архимандрита Софрония, «истинная свобода там, где Дух Господень, а потому и цель послушания, как и вообще христианской жизни, - стяжание Духа Святого»