Медицинская гельминтология, что это такое? Историческая хроника гельминтологии

Прикладные проблемы охватывают: детальное изучение всех патологоморфологических и патологофизиологических процессов, связанных с заражением человека, полезных животных и растений различными гельминтами, в целях изыскания наиболее эффективных методов диагностики, профилактики и лечения вызываемых ими заболеваний, Основные разделы Г.: общая Г. (изучение Г., фауны, морфологии, систематики, биологических циклов и физиологии гельминтов); медицинская Г. (гельминтозы человека, меры борьбы с ними); ветеринарная Г. (гельминтозы домашних и промысловых животных, меры борьбы с ними); агрономическая Г., или Фитогельминтология (изучение влияния гельминтов на растение, разработка мероприятий по борьбе с фитогельминтами).

К. М. Рыжиков.

Научная работа по медицинской Г. тесно связана с практикой здравоохранения, чему способствует создание про министерстве здравоохранения СССР Комитета по борьбе с гельминтозами, куда входят научные и практические работники. На территории СССР ликвидированы некоторые гельминтозы (ришта), и снижена зараженность другими. Огромную роль в развитии медицинских Г. играют взаимно дополняющие друг друга школы, созданные К. И. Скрябиным, Е. Н. Павловским и В. А. Догилем. В СССР гельминтологи всех направлений объединены во Всесоюзное общество гельминтологов при АН СССР. Преподавание медицинской Г. ведется в медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей.

Н. Н. Плотников.

Н. В. Демидов.

  • 67. Класс Корненожки, особенности строения и важнейшие представители. Цикл развития дизентерийной амебы. Диагностика, профилактика и распространение амебиаза.
  • 68. Класс Жгутиковые, общая характеристика, адаптации к паразитизму. Важнейшие представители, имеющие медицинское значение.
  • 69. Трипаносомы и лейшмании, особенности их строения, циклы развития и способ заражения. Диагностика и профилактика трипаносомозов и лейшманиозов. Вопросы природной очаговости.
  • 70. Лямблии и трихомонады: особенности их строения, циклы развития. Способы заражения, диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых этими простейшими.
  • 71. Класс Споровики, адаптации к паразитизму. Малярийный плазмодий: особенности строения и цикл развития. Малярия: распространение, способ заражения, диагностика и профилактика.
  • 72. Класс Споровики. Токсоплазма, особенности строения, цикл развития и способы заражения. Диагностика и профилактика врожденного токсоплазмоза. Циркуляция возбудителя в природе.
  • 73. Класс Инфузории, общая характеристика. Балантидий, цикл развития и способ заражения. Диагностика и профилактика балантидиаза. Группы риска.
  • 74. Гельминтология, ее цели и задачи. Роль гельминтов в патологии человека. Гельминтозы жителей Европейского Севера.
  • I. Геогельминты.
  • II. Биогельминты.
  • III. Контактные гельминтозы.
  • 76. Тип Плоские черви, общая характеристика и систематика. Адаптации к паразитизму и медицинское значение. Представители, распространенные у жителей Европейского Севера.
  • 77. Класс Сосальщики, особенности строения, циклы развития и способы заражения, факторы передачи. Адаптации к паразитизму. Распространение трематодозов на Европейском Севере.
  • 78. Печеночный сосальщик: его строение, цикл развития и способ заражения. Распространение, диагностика и профилактика фасциолеза у человека. Понятие транзиторного носительства.
  • 79. Кошачий сосальщик, строение, цикл развития и способ заражения. Распространение, диагностика и профилактика описторхоза.
  • 80. Кровяные сосальщики (шистозомы): особенности строения, циклы развития, способы заражения. Распространение, диагностика и профилактика шистозоматозов.
  • 83. Карликовый цепень, особенности его строения, цикл развития, способ заражения, факторы передачи. Диагностика и профилактика гименолепидоза. Группы риска.
  • 88. Детская острица: особенности строения, цикл развития, способ заражения. Факторы, способствующие реаутоинвазии. Диагностика и профилактика энтеробиоза.
  • 90. Анкилостомиды (кривоголовка, некатор). Особенности строения, циклы развития, способы заражения. Группы риска. Диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых этими гельминтами.
  • 91. Угрица кишечная: особенности строения, цикл развития, способы заражения. Диагностика и профилактика стронгилоидоза.
  • 92. Тропические гельминтозы (дракункулез и филяритозы), их возбудители: особенно-сти строения, жизненные циклы и способы заражения. Диагностика и профилактика этих заболеваний.
  • 94. Арахноэнтомология, её цели и задачи. Общая характеристика членистоногих, их адаптации к паразитизму. Систематика и медицинское значение членистоногих.
  • 96. Класс Насекомые: общая характеристика, систематика, медицинское значение. Эпидемиологическая классификация насекомых с примерами.
  • 97. Бытовые насекомые, особенности их строения и развития. Медицинское значение и меры борьбы с ними.
  • 2.Механические переносчики
  • 98. Вши, особенности их строения и развития. Медицинское значение и меры борьбы с ними. Профилактика педикулеза.
  • 99. Блохи: особенности строения и развития. Медицинское значение и меры борьбы с ними.
  • 100. Тараканы и мухи – механические переносчики возбудителей заболеваний, особенности их строения и развития, меры борьбы.
  • 101. Гнус, его компоненты. Медицинское значение, меры борьбы и защиты от гнуса.
  • 102. Комары, особенности их строения и развития. Отличия обыкновенного и малярийного комаров, способы определения анофильности водоемов. Медицинское значение и меры борьбы с ними.
  • Гельминтология изучает:

      морфологию, физиологию, биохимию экологию гельминтов

      циклы развития гельминтов

      географическое распространение и положение в зоологической системе (общая гельминтология)

      клинические признаки гельминтоза

      патогенез гельминтоза

      разрабатывает методы их диагностики, лечение и меры профилактики.

    Цели :

      Выяснение видового состава гельминтов человека и животных;

      Девастация гельминтов, то есть полное искоренение наиболее патогенных их видов всеми разработанными методами воздействия на них.

    Задачи : резкое снижение заболеваемости населения фасциолёзом, аскаридатозами, эхинококкозом и другими заболеваниями, вызываемыми гельминтами

    Гельминтозы Европейского Севера : Широко распространены гельминтозы: эхинококкоз, дифиллоботриоз, трихинеллез и некоторые другие. На Северной Двине и в Карелии известны отдельные случаи описторхоза.

    75. Биологические основы эпидемиологии и профилактики гельминтозов. Эпидемиологическая классификация гельминтозов (К.И. Скрябин, Р.С. Шульц, В.С. Шульман). Понятие о дегельминтизации и девастации. Современные принципы профилактики и борьбы с гельминтозами.

    Эпидемиология – наука о закономерностях, лежащих в основе возникновения, распространения инфекционных болезней в человеческом коллективе и мерах профилактики, борьбы с ними.

    Предметом изучения Э. является заболеваемость – совокупность случаев болезни на определенной территории в определённое время среди определенного населения.

    Цель – выявление закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней и разработка мер профилактики и борьбы с ними.

    Объектом Э. инфекционных, болезней является эпидемиологический процесс, закономерности его развития и формы проявления.

    Эпидемиологическому надзору за гельминтозами свойственно специфичность жизненных циклов гельминтов значительно сложнее, чем у микробов и простейших и увеличение количества видов связаны с обязательной сменной стадии развития и средой обитания на протяжении жизни особи. Поэтому для оценки риска заражения гельминтозами необходимо помимо материалов о заболевании людей, дополнительно привлекать сведения о наличии промежуточных и окончательных хозяев, их пораженность гельминтами и данные относительно контаминации объектов окружающей среды. Очень часто характер возникновение постоянных очагов гельминтозов на одной и той же территории, обусловленное количеством общих хозяев возбудителей. Данное обстоятельство указывает на необходимость комплексного подхода к эпидемиологическому надзору за био- и геогельминтами.

    Профилактика: мероприятия по снижению пораженности гельминтозами проводятся в соотвтсвии с их биологическими характеристиками, а также с особенностями каждого населенного пункта. Работа проводится по определенному плану, составленному на основе действующих нормативных документов. Борьба с гельминтозами в обязательном порядке предусматривает комплексное участие медицинских работников, ветеринарной службы, работников коммунального хозяйства, просвещения и образования, администрации предприятия.

    В 1931 году Скрябин и Шульц выделили группы биогельминтов и геогельминтов, позднее Шульман выделил контактные гельминтозы.

    Критерии:

      тип жизненного цикла (со сменой или без смены хозяев).

      особенности развития ранних фаз гельминта (личинки, яйца).

      механизм передачи.

    Гельминтология тесно связана со многими другими биологическими науками, медициной, ветеринарией, она решает теоретические и прикладные проблемы.

    Ввиду разнообразной локализации глистов с патологиями, вызываемыми ими, часто имеют дело терапевты, педиатры, невропатологи, дерматологи, офтальмологи и хирурги.

    Особенности гельминтов

    1. от пары недель (при энтеробиозе);
    2. до нескольких десятилетий (при шистосомозе).

    Степень тяжести инвазии зависит от численности глистов, попавших в организм, индивидуальной чувствительности. Глисты обитают практически во всех органах, и попадают в организм различными путями, давая разные симптомы.

    В таких случаях речь идет об экзотической или атипичной локализации червей. Заболевания будут протекать намного тяжелее, их удается диагностировать с большим трудом.

    Плоские черви

    Плоскость тела у глистов полностью отсутствует, а внутренние органы погружены в паренхиму – соединительную ткань.

    Некоторые глисты могут поселяться в легких, а другие в кровеносных сосудах:

    1. малого таза;
    2. брюшной полости.

    После проникновения в организм глисты мигрируют по сосудам, а также непосредственно по пространству между внутренними органами, по полости тела.

    В целях диагностики трематодозов гельминтология предлагает применять методы обнаружения яиц в фекалиях, мокроте и моче, в зависимости от расположения глистов. Дополнительно может понадобиться провести аллергическую пробу.

    Так как класс сосальщики, обитающие в человеческом организме, могут поражать и других млекопитающих, соответствующие трематодозы принято относить к зоонозным патологиям. Поэтому полностью их ликвидировать невозможно.

    Отталкиваясь от особенностей цикла развития сосальщиков, их разделяют на такие группы:

    Принимая во внимание биологию ленточных червей, которые имеют медицинское значение, следует разделить их на несколько групп.

    Существуют глисты, использующие человека в качестве окончательного хозяина, обитающие в организме человека как в промежуточном хозяине, бывают также гельминты, у которых весь жизненный цикл происходит в организме человека.

    В соответствии с этим различны как пути заражения глистами, их патогенное воздействие, так и диагностика, лечение и профилактика.

    Однако на интенсивности размножения это никак не отражается, поскольку плодовитость ленточных червей огромна.

    Видео в этой статье раскрывает способы заражения ленточными червями.

    Cтраница 1


    Гельминтология - это многотомная, захватывающая поэма о подрывной, диверсионной деятельности грандиозного мира гельминтов, систематически и планомерно подтачивающих здоровье людей и снижающих продуктивность животноводства.  

    Меня гельминтология увлекает потому, что каждая отдельная фаза ее исторического развития, каждое отдельное направление, даже отдельный фрагмент этой науки таит в себе огромные теоретические ценности и дает ярко ощутимую практическую эффективность.  

    Всесоюзному институту гельминтологии (ВИГИС) и учреждены четыре стипендии его имени.  

    Первые лекции по гельминтологии медицинским врачам прочитаны К. И. Скрябиным на Украине. В этом же году начала работать, как уже сказано, медицинская гельминтологическая экспедиция в Донбассе под руководством Константина Ивановича.  

    Расцвет этой отрасли гельминтологии может наступать лишь тогда, - писал он, - когда - будет производиться планомерное обследование гельминтофауны отдельных районов, областей, губерний, уездов и пр... Эти высказывания послужили научным обоснованием огромной последующей работы по изучению гельминтофауны СССР - организации по инициативе Константина Ивановича многочисленных экспедиций в различные районы нашей страны. Благодаря этой работе территория СССР, несмотря на огромные пространства, обследована в гельминтофаунистическом отношении лучше, чем любой другой страны.  

    Свое воззрение на гельминтологию я еще в августе 1942 г. отобразил в следующих, по форме пусть пышных, выражениях, которые, однако, в точности соответствуют фактической сущности этой многогранной дисциплины.  

    Подготовку ветеринарных специалистов по гельминтологии, помимо ВИГИСа, в научно-исследовательских и учебных ветеринарных институтах ведут член-корреспондент ВАСХНИЛ И. В. Орлов, профессора П. А. Величкин, Т. Е. Бурделев (Москва), профессор Р. С. Шульц (Алма-Ата), член-корреспондент АН УзССР И. Иргашев, профессор В. М. Садыков (Самарканд), доктора ветеринарных наук В. Ю. Мицкевич (Ленинград), В. Г. Эвранова (Казань), М. Д. Клесов (Харьков), X.  

    Еще в первые годы становления гельминтологии в нашей стране Константин Иванович отмечал большое научно-практическое значение работ в области гельминтогеографии, опровергая существовавшее тогда представление о том, будто принципы зоогеографии в гельминтологии не могут найти приложения. Сторонники такого мнения считали, что внешние условия среды не влияют на жизнь гельминта, поскольку он обитает в организме хозяина, где температурные условия, химизм и другие факторы сравнительно стабильны.  

    Резко иаменился и характер преподавания гельминтологии. Вместо отрывочных, случайных и нередко противоречивых сведений, которые студенты получали от преподавателей различных кафедр, теперь появилось систематическое научно обоснованное учение о всем многообразии гельминтов, об их взаимоотношениях с внешней средой и о мерах борьбы с ними. Высшие ветеринарные учебные заведения стали выпускать ветврачей, широко использующих в своей практической работе современные методы борьбы с инвазионными болезнями.  

    Создание и развитие в нашей стране гельминтологии как самостоятельной научной дисциплины безраздельно связано с творческой научной и организационной деятельностью выдающегося советского ученого, академика Константина Ивановича Скрябина.  

    Скрябина не ограничивалась только по вопросам гельминтологии.  

    Гельминтолог

    Необычное место обитания гельминтов может приводить к тяжелой патологии: проникновению аскарид из кишечника в желчный пузырь, дыхательные пути и даже в кровеносные сосуды!

    Глисты влияют на организм ребенка несколькими путями: они могут просто механически повреждать органы и ткани, оказывать аллергическое и токсическое воздействие продуктами своей жизнедеятельности, а при гибели гельминта - продуктами распада, способствуют проникновению в организм микробной флоры, как бы открывают ворота для инфекции.

    Гельминты оказывают на организм ребенка патологическое влияние в зависимости от характера питания: власоглав поглощает красную кровь, широкий лентец потребляет большое количество питательных веществ и витаминов из организма ребенка, «крадет» пищевые ресурсы хозяина.

    Заражение глистами снижает иммунитет, аллергизирует организм, у ребенка часто отмечаются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и нервной системы: появляются головные боли, повышается раздражительность, замедляется умственное развитие, часто обнаруживаются аллергические реакции не только на коже, но и в легких. Анализ крови показывает на аллергизацию организма. Наиболее частыми жалобами у детей при глистах являются боли в животе, снижение аппетита. Ребенок становится раздражительным, быстро устает, у него снижается память, падает успеваемость в школе. При этом не всегда удается заметить отхождение червей. Самыми распространенными гельминтами являются круглые черви (нематоды). Текст статьи составлен на основе материалов Интернета.

    "Добавление от команды id 115 ЛОТО"

    Разделы гельминтологии

    История развития

    Основатели школы гельминтологии

    Значительные работы в области гельминтологии проводятся в США (А. Фостер, Х. У. Мантер, Р. Рауш и др.), Канаде (Т. У. Камерон и др.), Мексике (К. Е. Кобаллеро и др.), Бразилии (Л. Травассос и др.), Великобритании (Р. Т. Лейпер и др.), Франции (Р. Дольфюс, А. Шабо и др.), Польше (В. Стефаньский, В. Михайлов и др.), Чехословакии (Я. Говорка, Б. Ришави и др.), Индии (Г. Тапар и др.) и Японии (С. Ямагути и др.).

    Материал взят из большой советской энциклопедии Рубрикон