Постдипломное образование врачей дистанционно. Медицинское последипломное образование. Дополнительные виды усовершенствования
Российская медицинская академия последипломного oбразования (РМАПО) осуществляет следующие виды последипломного обучения на бюджетной основе:
- усовершенствование кадров практического здравоохранения (общее и тематическое);
- профессиональная переподготовка специалистов (специализация);
- обучение в клинической ординатуре
- подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
- подготовка к сдаче квалификационного экзамена на сертификат специалиста;
- подготовка на аттестационных циклах для аттестации на высшую, первую и вторую квалификационные категории;
- обучение в форме стажировки на рабочем месте;
- плановые выездные циклы - сертификационные, общего и тематического усовершенствования.
Последипломное обучение на циклах усовершенствования, профессиональной переподготовки проводится на бюджетной основе*:
- по заявкам /ходатайствам/ руководителей органов и учреждений здравоохранения РФ и личным заявлениям граждан;
- для работающих в ЛПУ, не относящихся к системе Минздрава РФ, или в коммерческих структурах - по заявкам руководителей ЛПУ /коммерческих структур/ или по личным заявлениям граждан на платной основе;
- для граждан зарубежных государств - по заявкам руководителей органов /учреждений/ здравоохранения или личным заявлениям граждан зарубежных государств
- на платной основе.
ИСТОРИЯ АКАДЕМИИ
Вопрос об организации в Москве Института для повышения квалификации врачей был решен в 1928 г. Коллегией Наркомздрава. В подготовленном проекте были сформулированы основные задачи института: усовершенствование и специализация врачей, подготовка научных кадров, подготовка организаторов здравоохранения и больничных администраторов. Институт планировался головным и должен был принять на себя руководство учебно-методической деятельностью всех институтов усовершенствования и возглавить научные работы по проблемам усовершенствования медицинских кадров. Проект был одобрен Наркомздравом РСФСР и принят к исполнению.
В соответствии с Решением Правительства Российской Федерации Центральный институт усовершенствования врачей был открыт 1 декабря 1930 года. Обязанности первого директора института были возложены на профессора Данишевского Григория Михайловича, который в то время работал директором Центрального научно-исследовательского института курортологии и одновременно руководил в Наркомздраве медицинским образованием. Первое организаццонное собрание профессоров института состоялось 20 декабря 1930 г.. В этом собрании приняли участие известные ученые, основатели будущих кафедр института: Авербах М.И. (кафедра глазных болезней), Киреев М.П. (кафедра инфекционных болезней), Лурия Р.А. (первая терапевтическая кафедра), Маргулис М.С. (кафедра нервных болезней), Розанов В.Н. (кафедра хирургии), Сысин А.Н. (кафедра коммунальной гигиены), Талалаев В.Т. (кафедра патоанатомии) .
18 февраля 1931 г. Наркомздравом был утвержден Устав института, которым институт определялся как головное учреждение в государственной системе усовершенствования врачей. За институтом закрепилось название — Центральный институт усовершенствования и специализации врачей и организаторов здравоохранения. С первых дней организации института проводилась работа по формированию кафедр, созданию материально-технической базы, планированию и организации учебной и научной работы. В течение первого года работы в институте было создано 25 кафедр, в том числе: две кафедры внутренних болезней, хирургии, патанатомии, нервных болезней, бактериологии и эпидемиологии, оториноларингологии, курортологии и бальнеологии, туберкулеза, оперативной хирургии и топанатомии, кожно-венерических болезней, общей и специальной санитарии, организации советского здравоохранения, глазных болезней, ортопедии и травматологии, профессиональной патологии, урологии, психопрофилактики и психиатрии, стоматологии и одонтологии, физкультуры, неотложной хирургии, диалектического материализма, бактериологии, промышленной гигиены, военной санитарии.
В качестве основных клинических баз института были определены: Московская городская клиническая больница им. С.П.Боткина, Центральная больница Наркомата путей сообщения, Центральный туберкулезный институт АМН СССР, Московский областной туберкулезный институт, Центральный институт курортологии, клиника лечебного питания Государственного института питания, Институт неотложной помощи им. Склифосовского, институт онкологии, Институт общей и коммунальной гигиены, Институт эпидемиологии и микробиологии и ряд других научных и лечебных учреждений. ЦИУ было также передано большинство разнозненных курсов усовершенствования врачей, проводимых различными НИИ и крупными лечебными учреждениями Москвы.
В 1932 г. были открыты кафедры: инфекционных болезней, педиатрии, физиотерапии, акушерства и гинекологии, здравпунктов, социального страхования, пищевой санитарии и гигиены, рентгенологии, диэтики, челюстно-лицевой хирургии, стоматологии, детского раннего возраста, судебной медицины. В 1935 г. в ЦИУ было 58 кафедр и самостоятельных доцентур. За первые пять лет было выпущено 14664 врача и организаторов здравоохранения; из них 20% были подготовлены на выездных циклах. В марте 1936 г. были организованы методические комиссии по хирургическому, терапевтическому и санитарно-гигиеническому секторам, которые в дальнейшем были реорганизованы в отделения, а затем в деканаты. 1936 г. характеризуется благоприятными сдвигами во всех областях деятельности института. В этом году принято в эксплуатацию новое здание на Беговой улице, получены помещения на улице Баррикадной. А здание, полученное на Садово-Кудринской и в настоящее время является нашим главным административным зданием.
Важный импульс получили научные исследования. В мае 1936 г. была проведена первая научно-практическая конференция (по проблемам клиники и аллергии), прошедшая с большим успехом. В резолюции конференции ее участники обращались к научным сотрудникам и преподавателям всех ГИДУВов с призывом активно осуществлять подготовку научных кадров. С января 1938 г. ЦИУ разрешена защита кандидатских диссертаций на советах факультетов. В 1939 г. назначена постоянно действующая комиссия для подготовки к изданию первого сборника научных трудов ЦИУ. Открылись периферические кафедры ЦИУ на базе научных и крупных лечебно-профилактических учреждений страны, был организован отдельный курортный факультет. Предвоенное время характерно для ЦИУ интенсивной работой по воспитанию и подбору кадров, укреплению трудовой дисциплины. В этом направлении значительно прослеживаются и особенности того времени. За относительно короткий период сменились пять директоров (Гроссман Я.Л., Гинзбург Б.С., Беленький С.Ю., Металликов М.С., Шумаров С.Я.) пока директором не была назначена Лебедева Вера Павловна, проработавшая в этой должности свыше 20 лет.
В 1939 г. начались военные действия на финском фронте, что отразилось на тематике циклов и в целом на всей деятельности ЦИУ — руководители кафедр выполняют ответственное задание Правительства по организации высококвалифицированной помощи бойцам Красной Армии. С 1941 г. вся жизнь института была подчинена требованиям военного времени. Однако полного свертывания деятельности ЦИУ и полной эвакуации не было. В выпускниках института остро нуждался фронт и военные госпитали и поэтому уже в 1942 г. была восстановлена учебно-научная часть института и ряд кафедр хирургического профиля, восстановлена работа Ученого Совета. За все годы Великой Отечественной войны ЦИУ подготовил для фронта и тыла более 25 тысяч квалифицированных медицинских специалистов. С окончанием войны институт приступил к решению мирных задач; фронтовые кафедры были ликвидированы.С 1947 г. началась систематическая работа по повышению квалификации иностранных врачей.
Институт приступил к редакционно-издательской деятельности; фонд библиотеки составил более 75 тысяч названий научных и учебных книг; проведена 3-я научная конференция сотрудников ЦИУ; началась подготовка специалистов здравоохранения с высшим не медицинским образованием (биологи и физики).В 1955 г. институт торжественно отметил 25-летний юбилей — за это время в ЦИУ повысили квалификацию более 80 тысяч врачей. В 1959 г. директором ЦИУ назначается Ковригииа Мария Дмитриевна, которая более четверти века возглавляла институт. В составе 14 кафедр и ЦНИЛ был организован медико-биологический факультет.
Одним из важнейших направления — НИР стали научные исследования по проблеме — Научные основы усовершенствования врачей. Вскоре к этим исследованиям присоединились все учебные подразделения института, начали успешно развиваться межинститутское и международное сотрудничество. В начале 60-х годов институт становится авторитетным учреждением подготовки научных кадров для здравоохранения многих стран Азии, Африки, Латинской Америки. С 1963 г. стали регулярно функционировать Московские международные курсы больничных администраторов ВОЗ. Свыше 25 лет практиковалась и принесла институту заслуженную славу подготовка усовершенствования врачей по открытой системе телевидения.
В ноябре 1967 г. институт был удостоен высшей награды — ордена Ленина и сокращенно стал называться ЦОЛИУВ. В 1980 г. за достигнутые успехе в деле повышения квалификации врачей и за международное сотрудничество в последипломной подготовке медицинских кадров институт был награжден почетным знаком "Золотой Меркурий". В 1985 г. ректором ЦОЛИУВ назначается профессор Кашкин Кирилл Павлович. В 1988 г. ректором избран профессор Гаврюшов Виктор Васильевич Несмотря на сложности переходного периода к 1990 г., ЦОЛИУВ продолжал оставаться самым авторитетным образовательным учреждением страны в области последипломного образования медицинских специалистов. В 1994 г. на базе ЦОЛИУВ создана Российская медицинская академия последипломного образования, сокрашенно — РМАПО. В том же году ректором академии была избрана профессор Мошетова Лариса Константиновна, ныне академик РАМН.
РМАПО СЕГОДНЯ
Сегодня академия является крупнейшим учебно-научным и методическим центром последипломной подготовки кадров здравоохранения Российской Федерации.
В академии функционирует 7 факультетов: хирургический, терапевтический, педиатрический, медико-биологический, медико-профилактический, организации национального и международного здравоохранения, стоматологический; 118 кафедр, научно-исследовательский центр, центр непрерывного образования и аттестации кадров здравоохранения, радиологическая клиника, инфармационно-вычислительный центр, фундаментальная библиотека и другие подразделения. В академии работает более 2-х тысяч сотрудников, в том числе 25 академиков и членов-корреспондентов РАМН, 220 профессоров и докторов наук, более 550 кандидатов наук. Академия успешно прошла очередную аттестацию и была аккредитована. Проводится последипломное обучение — повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка врачей и средних медработников по всем врачебным и сестринским специальностям.
В академии осуществляется и послевузовское обучение по всем врачебным специальностям. Проводится подготовка и повышении квалификации парамедицинских специалистов (инженеры, химики, физики, экономисты и др.). Как головное учреждение, академия оказывает методическую помощь всем образовательным учреждениям последипломного медицинского образования страны. На базе академии функционирует Центральная аттестационная комиссия Минздрава РФ.
Ежегодный выпуск специалистов здравоохранения устойчиво превышает 25 тысяч человек, значительную часть которых представляют руководители кадров здравоохранения и профессорско-преподавательский состав медвузов и институтов усовершенствования врачей. В клиническую базу академии входят 54 ведущих московских клиник и институтов,среди которых: Городская клиническая больница им. С.П.Боткина, детские больницы — Тушинская и Св.Владимира, Кардиологический научный центр РАМН, Онкологический научный центр им.Н.Н.Блохина, Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева, Научно-исследовательский институт Скорой помощи им. Н.В.Склифосовского и другие крупные учреждения. Научно-исследовательская деятельность академии по-прежнему концентрируется на узловых проблемах медицинской науки. Особое внимание уделяется разработке научных основ усовершенствования врачей.
В настоящее время РМАПО сотрудничает с Всемирной организацией здравоохранения, Европейским комитетом здоровья, Международным комитетом Красного Креста, рядом международных ассоциаций и компаний, научных организаций и учебных заведений. В академии функционирует 6 центров, сотрудничающих с ВОЗ.
Учиться — всё равно, что грести против течения:
только перестанешь — и тебя гонит назад.
Китайская поговорка.
Последипломное обучения врачей зародилось в 30-е годы XIX века, когда университеты Москвы, Казани и Киева стали практиковать обучение врачей с целью повышения их квалификации, также применялись стажировки врачей в зарубежных клиниках. В 1885 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире клинический институт для усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования.
Медицинское последипломное образование превратилось в единую государственную систему в нашей стране в 1964 году. В 1965 году все институты усовершенствования врачей были переданы Минздраву СССР, а в 1968 году была введена интернатура.
Поиск оптимальной модели врачебной подготовки привёл в конце 90-х годов ХХ века к признанию необходимости непрерывного медицинского последипломного образования, что выразилось в изменении парадигмы от «образование на всю жизнь » на «образование через всю жизнь ».
Медицинское последипломное образование можно разделить на несколько видов:
- Получение основной специальности (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура).
- Повышение квалификации (усовершенствование).
- Профессиональная переподготовка.
- Самообразование.
Получение основной специальности
Федеральным законом от 22.08.1996 № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими редакциями) определено, что для лиц, завершивших обучение в медицинском высшем учебном заведении, основанием для занятия ими должностей является годичная последипломная подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Интернатуру не проходят выпускники, поступившие в клиническую ординатуру или аспирантуру. Более того, не по всем специальностям предусмотрено прохождение интернатуры. Например, получить основную специальность «Психиатрия » можно как через прохождение интернатуры, так и через обучение в клинической ординатуре. А вот для специальности «Психиатрия-наркология » интернатура не предусмотрена, только — клиническая ординатура (см. приказы в подразделе «Допуск к медицинской деятельности », иллюстрирующие медицинское последипломное образование).
Полный перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка через интернатуру, изложен в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.05.05 № 2374-ВС «О подготовке специалистов в интернатуре ».
Повышение квалификации
Медицинское последипломное образование в виде повышения квалификации (усовершенствование) — это обновление теоретических и практических знаний по уже приобретённой специальности.
Постановлением Правительства РФ № 610 от 26.06.95 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов» утверждено, что последипломное образование в виде повышения квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет .
Медицинское последипломное образование на данном уровне проходит в виде циклов общего или тематического усовершенствования и подтверждается документами:
- удостоверением о повышении квалификации — для врачей, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объёме от 72 до 100 часов;
- свидетельством о повышении квалификации — для слушателей, прошедших длительное обучение по программе в объёме свыше 100 часов.
Профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка специалистов является ещё одним видом медицинского последипломного образования и проводится на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям.
Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки должен составлять более 500 часов. В конце обучения пишется дипломная работа и сдаётся государственный итоговый экзамен. Взамен вручается диплом о профессиональной переподготовке , который удостоверяет право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определённой сфере.
Самообразование
Перманентное самообразование является ключевым моментом медицинского последипломного образования. Именно регулярные самостоятельные усилия (в идеале — ежедневные), а не прохождение раз в пятилетку циклов усовершенствования, служат залогом профессиональной компетентности.
Более того, в некоторых дисциплинах, например, в таких, как внутренние болезни, невозможно оказывать качественную медицинскую помощь, не будучи в курсе последних достижений медицинских знаний.
Медицинские вузы России
Перечень учреждений, в которых есть факультеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки, содержится в файле Медвузы России . Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов.
Список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения, изложен в отдельном файле (уточните данный список по месту обучения).
Послевузовская подготовка врачебных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в РГМУ проводится на факультете постдипломного образования в клинической ординатуре, аспирантуре и докторантуре. Истоки подготовки в стенах вуза молодых квалифицированных кадров уходят в далекое прошлое – на медицинские факультеты сначала МВЖК, а затем 2-го МГУ. Еще в 1913 г было утверждено «Положение об оставлении при МВЖК для усовершенствования в научных познаниях лиц женского пола, окончивших названные курсы». Срок дополнительного обучения 2 года, а ряду слушательницам предоставлялись стипендии из средств курсов.
В бытность мед. факультета 2-го МГУ вокруг него формируется целая сеть научно-исследовательских институтов, которые оказали значительное влияние на становление отечественных научных разработок по многим направлениям исследований. Вполне естественно, что создаваемые научные учреждения нуждались в квалифицированных кадрах и новых методах их подготовки. 30 июня 1925 г. Президиум Коллегии Наркомпроса РСФСР утвердил «Положение о порядке подготовки научных работников», в соответствии с которым началось обучение научных кадров страны через аспирантуру вузов. Срок работы аспиранта исчислялся 3 годами. 12 сентября 1925 г. Государственным ученым советом был утвержден список первых аспирантов 2-го МГУ, в том числе на мед.факе. К следующему 1927 г. на медфаке уже обучалось 44 штатных и сверхштатных аспирантов. В 1925 г. была открыта также клиническая ординатура, мед.факультету было выделено 58 штатных и 19 сверхштатных мест. Можно сказать, что медфак 2-го МГУ был научно-педагогической базой-лабораторией опыта по совершенствованию высшего медицинского образования.
Когда мед.факультет реорганизуется в самостоятельный 2-ой Мединститут, процесс подготовки и усовершенствования знаний кадров медицинских работников получает дальнейшее развитие. На июль 1940 г. в институте числилось 155 аспирантов. К началу 70-х гг в стенах института работало 320 аспирантов и 300 ординаторов на 47 кафедрах.
В разное время руководителями отдела аспирантуры и ординатуры нашего института были: О.В. Гринина, Т.В. Журавлева, Г.А. Пашинян, Н.А. Чечков, Н.П. Оленина, Н.А. Зыбина, Н.И. Фрумкина. Первым деканом был избран профессор В.Г. Владимиров. С 1989 г. деканом факультета является профессор, заслуженный врач России О.Д. Мишнев. В настоящее время в отделе аспирантуры трудятся: зав. отделом, проф. М.И. Савина и старший методист Ю.А. Егорова; в отделе ординатуры – зав. отделом М.В. Вирясова и старшие методисты Н.П. Оленина, Н.А. Кузнецова.
Правом поступления в клиническую ординатуру РГМУ из числа выпускников пользуются лица, имеющие хорошую успеваемость, выдержавшие гос. экзамены и прошедшие государственное распределение на кафедры. Сегодня обучение проводится на 83 кафедрах по 48 специальностям, согласно «Номенклатуры врачебных специальностей».
Все кафедры раз в 5 лет пересматривают программы обучения в ординатуре на основе «Макета государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки». В программы 2-х годичного обучения входят:
Для ординаторов 1-го года – фундаментальная подготовка в виде лекций по микробиологии, пат. анатомии, пат.физиологии, иммунологии, клинической биохимии;
Для ординаторов 2-го года – семинарские занятия по фтизиатрии (2 нед.); лекционный курс по смежным дисциплинам: клинической фармакологии, медицинской этике, семейной психотерапии, организации здравоохранения, страховой медицине.
Отдел клинической ординатуры организует работу кафедр института. Проводятся совещания, где заслушивают сообщения ответственных за работу с ординаторами сотрудников кафедр о методах контроля и подготовки клинических ординаторов, анализируются индивидуальные планы, обсуждается тематика лекций и семинарских занятий, составляются планы унифицированных зачетов по специальностям и т.д.
Итогом завершения клинической ординатуры является государственный квалификационный экзамен, по результатам которого ординаторы получают сертификат специалиста и удостоверение об окончании ординатуры.
Подготовка в аспирантуре РГМУ ведется по 64 направлениям согласно действующей номенклатуры специальностей научных работников. Учебные планы и программы обучения аспирантов разрабатываются и пересматриваются кафедральными коллективами совместно с работниками деканата.
Основу обучения аспирантов составляют: расширенная теоретическая, медико-биологическая и клиническая подготовка на кафедрах и клинических базах университета. На основании типовых программ разработаны оригинальные программы по истории и философии науки, иностранным языкам, информатике, основам интеллектуальной собственности, педагогике и психологии, биомедицинской этике.
РГМУ выполняет головные функции по подготовке врачебных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для ВУЗов и органов здравоохранения страны. Результатом этого направления деятельности является подготовка кадров для регионов России: Тульской, Владимирской областей, республик Северного Кавказа и др. Целевые аспиранты составляют до 40 %. Наряду с очной формой обучения, имеется заочная. Доля заочных аспирантов - 30 %.
Уровень подготовки аспирантов определяется высоким научным потенциалом вуза, существованием крупных научных и клинических школ, руководимых академиками, чл.-корр. РАМН и профессорами - В.С.Савельевым, Ю.Ф.Исаковым, Г.М.Савельевой, Е.И.Гусевым, А.П.Нестеровым, Ю.К.Скрипкиным, Ю.П.Лисицыным и др.
Имеется преемственность в обучении - доля выпускников РГМУ, окончивших клиническую ординатуру и прошедших годичную стажировку, от общего числа поступивших в аспирантуру составляет до 60 %.
Подготовка научных кадров через стажировку. Стажеры-исследователи на рабочих местах под руководством научных сотрудников и профессоров РГМУ осваивают современные технологии и выполняют фрагменты комплексных научных исследований и диссертационные работы.
Ежегодно сотрудниками деканата организуется сессия экзаменов кандидатского минимума, позволяющая оценить уровень знаний и степень готовности к защите диссертаций не только аспирантов, но и соискателей, выполняющих свои научные работы в университете.
С 1988 г. в вузе работает докторантура как высшая ступень профессионального медицинского образования. Подготовка в докторантуре утверждается планами Минздрава России. За этот период в докторантуру было зачислено свыше 100 чел., из них 85 % из регионов России. Подготовка докторантов осуществляется в научных школах, руководимых ведущими учеными–медиками России, по 17 специальностям.
Основная цель подготовки докторанта - работа над докторской диссертацией. Докторант должен соответствовать критериям научно-педагогического работника и врача высшей квалификации. Оценкой выполнения плана является положительное заключение кафедры (отдела, лаборатории). Защита диссертаций, как правило, проходит после окончания обучения в докторантуре. Многие бывшие докторанты работают профессорами, зав. кафедрами ВУЗов РФ и стран СНГ.
В настоящее время в аспирантуре и клинической ординатуре постоянно обучается до 1500 клинических ординаторов, стажеров, аспирантов и докторантов по теоретическим и клиническим специальностям.
Декан постдипломного образования, проф.О.Д.Мишнев
Институт профессионального образования ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) создан с 1 декабря 2013 года на основании решения Ученого совета Университета (протокол № 8 от 14 ноября 2013 года) в целях организации деятельности по повышению квалификации и профессиональной переподготовки медицинских кадров (приказ Ректора Университета от 4 декабря 2013 года № 896/Р). В его состав вошли: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов; инновационных образовательных технологий); кафедры, реализующие программы ДПО; отдел аспирантуры; отдел ординатуры.
Директором института профессионального образования назначена - профессор, доктор медицинских наук .
В настоящее время в состав Института профессионального образования входят: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов); кафедры, реализующие программы ДПО.
Институт профессионального образования осуществляет подготовку специалистов практически по всем врачебным специальностям. На его базе ежегодно повышают квалификацию более 15 тысяч работников практического здравоохранения. Кроме обучения слушателей, профессорско-преподавательский состав осуществляет подготовку специалистов в ординатуре, аспирантуре и докторантуре. К преподавательской деятельности привлечены высококвалифицированные специалисты, имеющие ученую степень кандидата или доктора медицинских наук. Обучение проводится более чем по 50 врачебным специальностям.
Кафедры института профессионального образования располагаются не только на базах Клинического центра Университета, но и на клинических базах ведущих Научно-исследовательских институтов, научных центров РАН, крупных городских клинических больниц, поликлиник, роддомов и диспансеров. Это дает возможность преподавателям помимо проведения теоретических занятий, демонстрировать современные диагностические и лечебные методики и знакомить слушателей с последними достижениями медицинской науки и практики.
Обучение медицинских работников проводится с использованием симуляторов и тренажеров, что позволяет проводить отработку практических навыков на более высоком уровне.
Институт профессионального образования активно участвует в организации и проведении обучения с применением дистанционных образовательных технологий, а также обучении с применением образовательного сертификата, онлайн-курсов.
С их помощью проходят обучение врачи Астрахани, Ярославля, Ростова, Тулы, Липецка, Белгорода, Пензы, Брянска, Таймыра, Якутска, Ингушетии и ряда других городов Российской Федерации.
Институт профессионального образования активно участвует в пилотных проектах, реализуемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, Департаментом здравоохранения города Москвы:
Пилотный проект по подготовке врачей общей практики для медицинских учреждений г. Москвы по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»
Пилотный проект «О присвоении статуса «Московский врач» по специальностям «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Психиатрия», «Рентгенология», «Гастроэнтерология», «Клиническая фармакология», «Судебно-медицинская экспертиза», а с 01 апреля 2019 года - «Клиническая лабораторная диагностика» на базе Методического центра аккредитации специалистов.
Институт профессионального образования организует и постоянно проводит специальный экзамен для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ, а также экзамена по допуску к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
УЧЕБНАЯ РАБОТА
Все виды обучения проводятся согласно Унифицированной программе последипломной подготовки врачей клинической лабораторной диагностики.
Ежегодно кафедра готовит 800 - 1000 специалистов клинической лабораторной диагностики. Преподавание ведется на современном методическом уровне с использованием компьютерных технологий. Кафедра оснащена современной диагностической и учебной аппаратурой, учебными пособиями, представление материала проводится с микроскопов через аналоговые и цифровые камеры и мультимедийные проекторы. Для выездных циклов используется комплект переносного компьютера с мультимедийным проектором, портативный оверхет и слайд-проектор. База данных на переносном компьютере включает несколько тысяч изображений при различных патологических состояниях.
На кафедре создан компьютерный класс для коллективных и индивидуальных занятий. В компьютерном классе курсантам предоставляется возможность работы с обширным архивом изображений цитологических, гематологических, общеклинических препаратов, имеются программы автоматизации рабочего места врача клинической лабораторной диагностики, программы внутрилабораторного контроля качества, обучающие и тестирующие программы по различным разделам специальности, информация о лабораторном оборудовании, расходных материалах, официальные документы.
Основными формами преподавания на очной части циклов усовершенствования являются лекционный курс, семинары, практические занятия, посещение КДЛ ведущих центров, зачеты.
Лекционный курс охватывает наиболее значимые вопросы клинической лабораторной диагностики: патогенез заболеваний, их клинико-лабораторные проявления, диагностическое значение лабораторных показателей, аналитические аспекты лабораторных исследований. Основные положения лекционного курса с клиническими примерами изложены в учебных пособиях, выпускаемых кафедрой.
Семинары проводятся в форме активного диалога с курсантами, разбираются конкретные вопросы диагностической и аналитической составляющих специальности, решаются ситуационные задачи, разбираются истории болезни
Практические занятия - основа освоения лабораторных методов исследования. Кафедра оснащена бинокулярными микроскопами фирмы Цейс, Оптон и другими. Кафедра располагает обширным парком лабораторного оборудования, которое используется в учебном процессе.
Зачеты этапные проводятся в виде собеседований, выполнения практических задач, решения тестовых заданий.
Сертификационный экзамен проводится согласно действующим нормативным документам. Курсантам, успешно сдавшим экзамен, выдается сертификат государственного образца.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
На кафедре клинической лабораторной диагностики РМАПО проводится стажировка преподавателей и сотрудников профильных кафедр клинической лабораторной диагностики регионов России, принимаются сертификационные экзамены. На кафедре постоянно проводятся:
- Профессиональная переподготовка (специализация) ведется в течение 4 месяцев по основным разделам клинической лабораторной диагностики. По окончании выдается диплом и сертификат специалиста по клинической лабораторной диагностике.
- Интернатура по клинической лабораторной диагностике проводится в течение 1 года для выпускников медицинских институтов.
- Ординатура по клинической лабораторной диагностике - обучение очное в течение 2 лет как по линии РМАПО, так и целевая по направлениям местных органов здравоохранения. Обучение рассчитано на подготовку руководителей клинико-диагностических лабораторий.
- Аспирантура очная и заочная. Готовятся научные сотрудники и преподаватели профильных кафедр клинической лабораторной диагностики. При направлении специалистов в целевую аспирантуру учитываются пожелания местных органов здравоохранения по тематике предлагаемой диссертационной работы.
- Докторантура - готовятся руководители службы и заведующие кафедрами клинической лабораторной диагностики.
- Иностранные специалисты - обучаются на циклах усовершенствования, профессиональной переподготовки, в ординатуре и аспирантуре на контрактной основе.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Кафедра имеет возможность организовать обучение для небольших групп специалистов по углубленной программе на профильных краткосрочных циклах:
ДЕКАДНИКИ (10-14 дней)
- Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций
- Проточная цитометрия в онкогематологии
- Избранные разделы цитологической диагностики
- Иммуноферменный анализ в КДЛ
- ПЦР (полимеразная цепная реакция) в КДЛ
ТРЕНИНГ НА ПРИБОРАХ (5-6 дней)
- Биохимические анализаторы
- Гематологические анализаторы
- Иммуноферментные анализаторы
- Проточные цитометры
- Коагулометры
- Системы электрофореза
- Системы видеоизображений с микроскопов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Кафедра ведет обширную методическую работу по подготовке учебных программ по специальности, учебных пособий, тестов, экспертизе и рецензировании, участвует в подготовке приказов, указаний, информационных писем, выпускаемых Министерства здравоохранения России. Эти документы готовятся совместно с Научно-методическим центром МЗ РФ и профильными кафедрами РМАПО и других ГИДУВов и ФУВов
НАУЧНАЯ РАБОТА
НИР - одна из основных сфер деятельности кафедры. Научные исследования проводятся совместно с клиническими подразделениями РМАПО, НИИ, базовыми клиниками. Основные научные направления:
- Исследования гемопоэза при опухолевых и реактивных процессах
- Исследование особенностей иммуфенотипа опухолевых клеток при лимфопролиферативных заболеваний
- Молекулярные методы лабораторной диагностики
- Цитологическая и молекулярная диагностика заболеваний шейки матки и папилломавирусной инфекции. В рамках международного сотрудничества по гранту INCO-COPERNICUS проводятся цитологические и молекулярно-биологические исследования по диагностике папилломавирусной инфекции, дисплазии и рака шейки матки, что позволяет снизить заболеваемость и смертность женщин.
- Диагностика бактериальных вагинозов
- Характеристика липидного статуса у больных кардиологического, эндокринного, хирургического профиля. На основе результатов оценки липидного обмена при заболеваниях сердечно-сосудистой, эндокринной, ЖКТ формируется прогностическое заключение.
- Комплексные исследования сосудисто-тромбоцитарного, плазменного, фибринолитического, антикоагулянтного звеньев гемостаза у пациентов терапевтического и хирургического профиля при лечении с использованием лекарственных препаратов.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
На кафедре реализуется принцип единства учебного и научного процессов. Результаты научных исследований активно используются в преподавании. Сотрудники кафедры участвуют в научных конгрессах, конференциях, симпозиумах в России и за рубежом, выступают с докладами, лекциями. Профессор С.А.Луговская - руководитель московского общества клинической лабораторной диагностики. Профессор И.П.Шабалова - член редколлегии журнала Acta cytopatology.
Российские научно-практические конференции для главных специалистов организует кафедра, приглашая на них заинтересованных специалистов. На конференциях присутствуют от 400 до 600 специалистов из регионов России. Обсуждаются вопросы развития службы, заслушиваются пленарные доклады, проводятся секции, круглые столы, встречи с представителями Минздрава.
Выставки лабораторного оборудования организуются при конференциях, в них принимают участие ведущие производители и поставщики лабораторного оборудования. На заседаниях проходят презентации фирм и симпозиумы, организуемые спонсорами конференций. Возможность непосредственного общения специалистов лабораторной службы с представителями фирм - отличительная особенность выставок при конференциях. На выставках имеют возможность представить продукцию не только крупные фирмы, но и производители, которые начинают работать в области лабораторной диагностики. На кафедре развернуты постоянно действующие стенды лабораторного оборудования, реактивов нескольких фирм.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ РАБОТА
Лечебная работа выполняется в основном на клинической базе - ГКБ им. С.П.Боткина. Высококвалифицированные специалисты кафедры проводят:
- имунофенотипирование с целью дифференциальной диагностики лимфопролиферативных заболеваний
- исследование липидного статуса, типирование дислипопротеинемий
- консультирование гематологических, общеклинических, цитологических препаратов.
- цитохимические исследования
- другие виды лабораторных исследований
Диагностические лабораторные исследования проводятся совместно с Медицинским центром «Профи-клиник», клинико-диагностическая лаборатория которого используется в качестве учебно-испытательной базы кафедры. Эта база сертифицирована Росздравом в качестве испытательной лаборатории для проведения приемо-технических, периодических и клинических испытаний реактивов и расходных материалов медицинского назначения, используемых в клинико-диагностических лабораториях.
Диссертационный совет Д208.071.04 по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” был отрыт в РМАПО в 1997 г. Он принимает к защите докторские и кандидатские диссертации по специальностям 14.00.46 - клиническая лабораторная диагностика и 14.00.36 - аллергология и иммунология. В состав Совета входят преподаватели кафедры. Профессор В.В.Долгов - заместитель председателя, профессор В.Т.Морозова - ученый секретарь, профессора С.А.Луговская и И.П.Шабалова - члены Совета.
Испытания приборов, реактивов, контрольных материалов, предназначенных для КДЛ, проходят постоянно на кафедре. Мнение кафедры высоко ценится в Росздаве. Результаты испытаний оформляются протоколом, сообщаются курсантам циклов усовершенствования и могут публиковаться в журнале “Лаборатория” и представляться на конференциях.
Консультирование является одной из основных форм деятельности кафедры. Консультирование проводится на сервере http://www.clinlab.ru .
Федеральная система внешней оценки качества. Сотрудники кафедры участвуют в работе ФСВОК, в частности, доцент И.П.Шабалова и ассистенты Т.В.Джангирова и К.Т.Касоян ведут программу по контролю качества цитологических исследований, доцент И.И.Миронова и ассистент Л.А.Романова готовят материалы для программ “микроскопия осадка мочи”, “микроскопия кала” и других.
СОТРУДНИЧЕСТВО
Сотрудничество с профильными кафедрами клинической лабораторной диагностики - приоритетное направление деятельности кафедры. Сотрудничество предусматривает подготовку преподавателей для более, чем 40 кафедр ГИДУВов и ФУВов, разработку программ, учебных планов, квалификационных тестов и выполнение других комплексных заданий, обмен учебно-методическими материалами, информационную поддержку.
Сотрудничество с курсом лабораторной диагностики медико-биологического факультета РГМУ. Кафедра сотрудничает с образованным на МБФ РГМУ при кафедре биофизики курсом лабораторной диагностики: для студентов МБФ поводятся лекционные занятия, для студентов 6 курса организовано 2 спецкурса “клиническая лабораторная диагностика” и “Клиническая биофизика”. Студенты выполняют дипломные работы на кафедре и имеют предпочтение при поступлении в ординатуру.
Сотрудничество с лабораторной службой регионов России. В поездках по территории России сотрудники кафедры знакомятся с состоянием лабораторной службы на местах. Это помогает правильно проводить учебный процесс, передавать передовой опыт другим, вносить коррективы в работу конкретных КДЛ, рекомендовать им современные методы и оборудование, помогать специалистам в работе с местными органами здравоохранения. Ежегодно сотрудники кафедры участвуют в 20-30 регионарных конференциях, симпозиумаж, школах или посещают КДЛ в период выездных циклов.
Международное сотрудничество осуществляется кафедрой в первую очередь по профессиональной линии с лабораторными службами стран Содружества. Кафедра принимает на усовершенствование и на рабочие места специалистов бывших республик Союза. Кафедрой организовывались выездные циклы в Узбекистан, Казахстан. Профессор В.Т.Моозова - Председатель Союза научных обществ клинической лабораторной диагностики стран Содружества.
Сотрудничество с фирмами осуществляется на взаимовыгодных и партнерских отношениях. Кафедра - организация, способная компетентно представить лабораторные приборы и реактивы, ознакомить профессиональную аудиторию не только с оборудованием фирм, но провести всесторонний анализ работы с поставщиками, дать сравнительные характеристики, согласовать желания потребителей с возможностями предлагаемого оборудования и реактивов. Высокий профессионализм сотрудников кафедры, оснащенность кафедры современным учебно-диагностическим оборудованием - основа сотрудничества с фирмами.
ДОЛГОВ Владимир Владимирович
|
|
Морозова Виктория Тазаретовна
|
|
Луговская Светлана Алексеевна
|
|
Шабалова Ирина Петровна
Профессор, д.м.н. Врач по специальности «лечебное дело», окончила ординатуру на кафедре. Работала научным сотрудником в Онкологическом НИИ им. Герцена, в Онкологическои НИ центре им академика Н.Н.Блохина, на кафедре с 1990 г. Докторскую диссертацию по специальности клиническая лабораторная диагностика на тему «Интерактивные программы и молекулярные исследования для оптимизации цитологической диагностики» защитила в 2002 г. Автор «Цитологического атласа» в разделах «диагностика заболеваний молочной железы» и «Диагностика заболеваний шейки матки», а также нескольких монографий и уч. пособий. Под руководством И.П.Шабаловой созданы уникальные электронные учебники-справочники для цитологов по разным локализациям патологического процесса. Ею впервые удалось перевести подготовку цитологов на электронные носители. Она руководитель нескольких кандидатских диссертаций, возглавляла московское общество специалистов клинической лабораторной диагностики, член диссертационного совета, ряда редколлегий журналов. Основные научные интересы сосредоточены в области цитологии, цитохимии, иммуноцитохимии. Консультант в нескольких клинико-диагностических лабораториях ЛПУ Москвы |
|
Авдеева Нина Алексеевна - доцент, к.м.н., врач высшей категории. Пришла на кафедру из КДЛ военного госпиталя им. Н.Н. Бурденко в 1980 г, организовала цикл «Лабораторная диагностика неотложных состояний». Курирует наиболее ответственный цикл «Актуальные вопросы лабораторной службы …» для главных специалистов. Область интересов клиническая биохимия, гемостазиология, неотложные состояния, КОС. Участник создания Типовой программы, Квалификационных тестов, Квалификационных характеристик. Автор кн. «Коагулологические синдромы». |
|
Шевченко Нина Григорьевна - доцент, канд. мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1966 г., после окончания клинической ординатуры, аспирантуры. Хранит и развивает традиции преподавания клинической биохимии, вопросы гормональной регуляции метаболических процессов, контроль качества лабораторных исследований. Участвовала в создании Типовой программы для врачей КДЛ, Квалификационных требований и Квалификационных тестов. |
|
Миронова Ирина Ивановна - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1967 г. Уникальный специалист в области общеклинических исследований, ее монографии «Общеклинические исследования (моча, кал, ликвор, эякулят)», «Атлас осадков мочи» и другие стали настольными книгами специалистов лабораторной службы всей страны и ближнего зарубежья. Бессменный хозяйственный ассистент на кафедре. |
|
Почтарь Маргарита Евгеньевна - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1993 г. Заведующая учебной частью кафедры. Помимо кафедры работает заведующей гематологическим отделением КДЛ ГКБ им. С.П.Боткина. Автор книг «Гематологический атлас», «Лабораторная гематология», «Цитохимическая диагностика …», «Ретикулоциты» и других. Основные интересы связаны с лабораторной гематологией |
|
доцент Назарова Елена Константиновна.
Специализация - лаб. д-ка урогенитальных инфекций |
|
Щетникович Клавдия Александровна. - врач-педиатр по образованию, доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1978 г. после окончания клинической лрдинатуры. Ответственный куратор подготовки клинических ординаторов и интернов. Сфера интересов - клиническая биохимия, гемостаз, контроль качества лабораторных исследований, неотложные состояния. Организовала цикл «Лабораторная диагностика для врачей КДЛ в педиатрии». Участник создания Типовой программы, квалификационных тестов. |
|
Ройтман Александр Польевич - доцент, кандидат мед. наук, работает на кафедре с 1995 г. Окончил аспирантуру на кафедре. Совмещает на 0,5 ставки должности доцента в РГМУ, директора медцентра «Профи-клиник» и коммерческого директора ЗАО «Детстом 1». Руководитель нескольких кандидатских диссертаций, организатор нескольких научных конференций. Основные интересы - клиническая биохимия. |
|
ассистент Романова Людмила Андреевна - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1991 г. Автор книг «Общеклинические исследования (моча, кал, ликвор, эякулят)», «Атлас осадков мочи». Совмещает на 0,5 ставки должность доцента в РГМУ и работу врача общеклинического отделения КДЛ ГКБ им С.П.Боткина. Активно использует компьютерные технологии в учебном процессе. Основные интересы связаны с общеклиническими цитохимическими исследованиями. |
|
Ракова Наталия Геннадиевна ассистент, кандидат медицинских наук, - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1998 г.после окончания ординатуры и аспирантуры. Совмещает на 0,5 ставки должности доцента в РГМУ. Организатор и куратор циклов «ИФА в КДЛ» и «ПЦР в КДЛ». Автор книг «Иммуноферментный анализ в клинико-диагностических лабораториях» и «Лабораторная диагностика мужского бесплодия».Область интересов - молекулярная диагностика. |
|
ассистент Джангирова Татьяна Владимировна - ассистент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 2004 г. Окончила ординатуру на кафедре, имеет богатый опыт практической работы. Автор книг «Цитологический атлас», «Выпотные жидкости». Активно консультирует цитологические исследования в ряде КДЛ Москвы. Основные интересы в области морфологических исследований, особенно по цитологии |
|
ассистент Касоян Карине Тимуровна - ассистент, кандидат мед. наук, работает на кафедре с 2004 г. Окончила ординатуру и выполнила кандидатскую диссертацию на кафедре. Автор книги и электронного учебника «Цитологический атлас. Диагностика заболеваний шейки матки». Активно работает в области компьютерных технологий, преподает на кафедре «Медицинские компьютерные системы в МИФИ. |
Страница в разработке
№ п/п индекс | Наименование цикла и контингент курсантов | Вид обучения Форма обучения | Период проведения цикла | Число слушателей на цикле | Продолжитель-ость обучения (менс) | Число курсанто-месяцев |
---|---|---|---|---|---|---|
ПП (стажировка | ||||||
Клиническая лабораторная диагностика (Клиническая биохимия). | ||||||
Клиническая лабораторная диагностика. (Гематологические, общеклинические и цитологические исследования). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ||||||
ПЦР анализ в клинико-диагностических лабораториях. Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ||||||
Лабораторная диагностика Фельдшеры-лаборанты, медицинские технологи. | ||||||
Клиническая лабораторная диагностика (Исследование системы гемостаза). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ||||||
Клиническая лабораторная диагностика. (Актуальные вопросы клинич. лаб. диагностики и организация лабораторной службы). Главные специалисты и зав. КДЛ | ||||||
Вопросы подготовкиспециалистов клинической лабораторной диагностики Преподаватели кафедр КЛД | ||||||
Иммуно-ферментный анализ в КДЛ. Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ||||||
Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ||||||
Клиническая лабораторная диагностика. Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ОУ, выездной | |||||
Клиническая лабораторная диагностика. | ОУ (стажировка | |||||
Клиническая лабораторная диагностика. Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ОУ, выездной | |||||
Клиническая лабораторная диагностика (Клиническая биохимия). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ||||||
Клиническая лабораторная диагностика. (Гематологические, общеклинические исследования). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ||||||
Клиническая лабораторная диагностика (Высокие лабораторные технологии). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. | ||||||
Клиническая лабораторная диагностика. (Избранные разделы цитологической диагностики). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики. |
Министерство здравоохранения и социального развития
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра клинической лабораторной диагностики
ЦИКЛЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ РМАПО (Москва)
# | Наименование курса | Вид обучения | Срок обучения |
1 | Клиническая лабораторная диагностика (врачи - профессиональная переподготовка) | Очное | 4 месяца |
2 | Цитология (врачи - профессиональная переподготовка) | Очное | 4 месяца |
3 | Клиническая лабораторная диагностика биологи - общее усовершенствование | Очное | 500 уч. час |
4 | Избранные разделы цитологической диагностики (врачи КЛД) | Очное сертификат | 1 месяц |
5 | Контроль качества лабораторных исследований (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) | Очное ТУ | 12 дней |
6 | Клинико-лабораторное исследование эякулята (зав. КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) | Очное ТУ | 12 дней |
7 | Методы исследования системы гемостаза (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) | Очное ТУ | 12 дней |
8 | Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций (врачи клинич. лаб. диагностики) | Очное ТУ | 12 дней |
9 | Иммуноферменный анализ в КДЛ (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) | Очное ТУ | 12 дней |
10 | ПЦР в КДЛ (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) | Очное ТУ | 12 дней |
11 | Проточная цитометрия в диагностике гемобластозов (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) | Очное ТУ | 12 дней |
12 | Гематологические исследования в КДЛ (зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) | ОУ | 18 дней |
13 | Изосерологические методы исследований (врачи станций переливания крови | Очное ОУ Сертификат | 1 месяц |
14 | Клиническая лабораторная диагностика. Гематолог. и общеклинич. исследования (зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) | Очное ОУ Сертификат | 1 месяц |
15 | Клиническая лабораторная диагностика. Гематологические, общеклинические и цитологические исследования (зав.КДЛ и врачи клинич.лаб.диагностики) | Очное ОУ Сертификат | 2 месяца |
16 | Клиническая биохимия (зав. КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) | Очное ОУ Сертификат | 1 месяц |
17 | Высокотехнологичные лабораторные исследования / зав.КДЛ и специалисты клинич.лаб.диагностики/ | Очное ТУ | 12 дней |
18 | Лабораторные информационные системы (ЛИС) | Очное ТУ | 12 дней |
19 | Клиническая лабораторная диагностика (выездной цикл) - программа уточняется в соответствие с пожеланиями местных руководителей лабораторной службы | Очное ОУ Сертификат | 1 месяц |
20 | Интернатура по клинической лабораторной диагностике | Очная | 1 год |
21 | Ординатура по клинической лабораторной диагностике | Очная | 2 года |
Хозрасчетные циклы организуются по мере формирования малых групп. Все циклы длительностью более 100 учебных часов дают право сдавать сертификационный экзамен. По окончании более коротких циклов выдаются дипломы (свидетельства) государственного образца
ЦИКЛЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ РМАПО, ОРГАНИЗУЕМЫЕ НА ХОЗРАСЧЕТНОЙ ОСНОВЕ
(Москва)
# | Название | Вид и Форма обучения | Продолжительность обучения |
1 | Клиническая лабораторная диагностика (врачи и биологи, стажировка, профессиональная переподготовка, общее усовершенствование) | Очное ПП | в течение 4 месяцев |
2 | Лабораторная цитология | Очное СУ | месячный |
3 | Контроль качества лабораторных исследований | Очное ТУ | 2 недели |
4 | Клинико-лабораторное исследование эякулята /зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики/ | Очное ТУ | 2 недели |
5 | Методы исследования системы гемостаза / зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики / | Очное ТУ | 2 недели |
6 | Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций / врачи клинич. лаб. диагностики / | Очное ТУ | 2 недели |
7 | Иммуноферменный анализ в КДЛ / зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики / | Очное ТУ | 2 недели |
8 | Проточная цитофлуориметрия в диагностике гемобластозов | Очное ОУ | 2 недели |
9 | ПЦР в КДЛ /врачи и биологи клинич. лаб. диагностики/ | Очное ТУ | 2 недели |
10 | Клиническая лабораторная диагностика | Выездной СУ | месячный |
Хозрасчетные циклы организуются по мере формирования малых групп.
Все циклы длительностью 1 месяц и более дают право сдавать сертификационный экзамен. По окончании более коротких циклов выдаются дипломы (свидетельства) государственного образца.
Для включения в хозрасчетные циклы требуется заявка в форме гарантийного письма.
Циклы усовершенствования на хозрасчетной основе
Страница в разработке
История кафедры клинической лабораторной диагностики ведется с доцентского курса, который был организован Екатериной Андреевной Кост в 1925 г. в составе курсов усовершенствования Мосгорздрава на базе больницы имени С.П.Боткина.
Кост Екатерина Андреевна 1898 г.р., по окончании Медицинского факультета Московских высших женских курсов, работала врачом-интерном в Психиатрической клинике, в Госпитальной терапевтической клинике экстешом, интерном, ординатором, с 1921 г. ассистентом. В 1917 г. была призвана на военную службу, заведовала лабораторией 6-го Венерического Госпиталя. В 1920-192I гг. работала в клинике и заведовала лабораторией при больнице им. Семашко. С В 1922 г. организовала и заведовала лабораторией Туберкулезного отделения при Медведниковской больнице. В 1925г. перешла на работу в больницу им. С.П.Боткина заведующей больничными лабораториями. Работала в комиссиях мосздрава, наркомата Здравоохранения по организации лабораторного дела. Будучи ассистентом кафедры терапии написала монографию «Геморрагические диатезы», М., Медгиз. 1924 г., за которую получила степень кандидата медицинских наук. Создала кафедру клинической лабораторной диагностики в ЦИУ, которой руководила более 40 лет. |
|
В составе ЦИУВ кафедра клинической лабораторной диагностики организационно была оформлена в 1936 г. Кафедра всегда размещалась в больнице им. С.П. Боткина. Известно ее пребывание в туберкулезном бараке, затем во 2-ом хирургическом корпусе совместно с основной частью лаборатории больницы, в 1955 г. кафедра вместе с лабораторией была переведена в 28 корпус, где они занимали 1-ый и 2-ой этажи до 1989 г., а затем переместилась в 17 корпус, освободившийся после перевода неврологических отделений больницы в другие корпуса. | |
Стенко Мария Ивановна ассистент кафедры, преподавала гематологию, консультировала больных. Ее канд. диссертация посвящена морфологичес-кому исследованию раневого экссудата. Во время Великой Отечественной войны кафедра готовила врачей для лабораторий в тылу и для госпиталей (доценты Е.А. Кост и Варвара Николаевна Топарская, ассистенты Анна Моисеевна Гинсбург, М. И. Стенко). Е.А. Кост в составе бригады главного хирурга Совет-ской Армии Н.Н. Бурденко выезжала на фронт для оказания помощи лабораториям госпиталей. До 1956 г. на кафедре существовали циклы по лабораторной диагностике для военных врачей, которых готовили на должность начальника клинико-диагностической лаборатории окружных военных госпиталей. |
|
Занятия с военными врачами ведет Илья Савельевич Цыпкин | Практические занятия по клинической биохимии в послевоенный пеориод |
В послевоенное время на кафедру пришло поколение фронтовиков Мария Николаевна Шалфеева, Нина Ивановна Бокуняева, Илья Савельевич Цыпкин. Лекции по клинической биохимии читала доцент Варвара Николаевна Топарская, практикум вела ассистент Нина Алексеевна Наумова, позднее Галина И. Лихтер. Руководила кафедрой Е.А. Кост (на фото - в центре). В 60 гг. на смену поколения фронтовиков на кафедру пришли новые сотрудники. В 1960 г. пришел доцентом Григорий Григорьевич Газенко. Он исполнял обязанности заведующего учебной частью. На должность ассистента была зачислена Виктория Тазаретовна Морозова, прошедшая клиническую ординатуру (1955-1957 г.) на этой кафедре. По окончании аспирантуры Алла Сергеевна Циркина была оставлена на кафедре преподавать клиническую биохимию. В 1964 г. на кафедру зачислили Ромуальду Леонардовну Марцишевскую, окончившую клиническую ординатуру на этой же кафедре в 1961 г. С 1966 по 1976 гг кафедру возглавляла Елизавета Дмитриевна Пономарева, которая перешла с должности доцента кафедры терапии ЦОЛИУВ. В 1967 г. должность ассистента заняла Ирина Ивановна Миронова. Спустя некоторое время на должности ассистентов были зачислены к.м.н.Мария Андреевна Куклина. к.м.н. Лариса Иосифовна Кальнова и к.м.н. Нина Григорьевна Шевченко. |
|
60 годы Н.Г.Шевченко и В.Т.Морозова в кабинете М.М.Стенко | Циркина Алла Сергеева доцент в 80-90гг руководила отделением клинической биохимии |
1985 г. В первом ряду преподаватели кафедры И.И.Миронова, Н.Г.Шевченко, Р.Л.Марцишев-ская, В.Т.Морозова, А.С.Циркина, М.А.Куклина, Н.А.Авдеева, К.А.Щетникович, С.А.Луговская | |
В.Т.Морозова в 1976 г. прошла конкурс на заведование кафедрой. А.С. Циркина возглавила биохимическое отделение, на должность ассистента пришла Нина Алексеевна Авдеева (1980 г.). Обязанности заведующей учебной частью перешли к Р.Л. Марцишевской. По окончании клинической ординатуры на кафедре были оставлены три врача - Светлана Алексеевна Луговская, (аспирантура), Татьяна Николаевна Соболева и Клавдия Александровна Щетникович (старшие лаборанты). В 1989 г. В.Т.Морозовой для обеспечения возросших потребностей в подготовке врачей-лаборантов г. Москвы дополнительно удалось получить 5 ставок преподава-телей. Должность профессора занял д.м.н. Владимир Владимирович Долгов, пришед-ший с кафедры патофизиологии, доцентов - к.м.н. Сергей Сергеевич Раков, перешел с кафедры биохимии ЦОЛИУв, к.м.н. Елена Константиновна Назарова, перешла с ка-федры организации здравоохранения, к.м.н. Ирина Петровна Шабалова, пришедшая из ГКБ № 15, ассистента - Елена Олеговна Смолиговец, работавшая до того старшим лаборантом. В 90 гг на кафедру были приняты ассистентами Маргарита Евгеньевна Почтарь (училась в ординаторе на кафедре) Александр Польевич Ройтман (после аспи-рантуры), Наталья Геннадиевна Ракова (окончила ординатуру), Людмила Андреевна Романова (окончила интернатуру), в этом столетии - Татьяна Владимировна Джангирова (училась в ординаторе) и Карине Тимуровна Касоян (училась в ординаторе) . |
|
1990 г. Цикл «Лабораторная диагностика неотложных состояний. Преподаватели кафедры (первый ряд) В.В.Долгов, М.А.Куклина, В.Т.Морозова, И.И.Миронова, С.С.Раков, Н.А.Авдеева и К.А.Щетникович с курсантами |
В 1992 г возглавил кафедру профессор В.В.Долгов, а заслуженный деятель науки, д.м.н. В.Т.Морозова перешла на должность профессора кафедры. За последние 15 лет докторские диссертации по специальности клиническая лабораторная диагностика защитили С.А.Луговская, И.П.Шабалова (профессора), С.С.Раков. Кандидатские диссертации защитили М.Е.Почтарь, А.П.Ройтман, Н.Г.Ракова, Л.А.Романова (все доценты), Т.В.Джангирова, К.Т.Касоян (ассистенты кафедры). Готовят к защите диссертации аспиранты и старшие лаборанты кафедры В. Смирнова, М.Федорова, Е.Наумова, А.Бугров, В.Шутов, М.Тропская.
Адрес: 125101 Москва, 2-й Боткинский проезд, 5, больница им.С.П.Боткина, корпус 17, кафедра клинической лабораторной диагностики