Музыкальные инструменты своими руками в детском саду. Делаем музыкальные инструменты из подручных вещей. «Литрофон», или «поющие бутылки»
татьяна елясина
Вместе с музыкальным руководителем Верой Викторовной Косоуровой и родителями мы решили сделать музыкальные шумовые инструменты для детского творчества. Что -то придумали сами, что-то из народных инструментов , какие-то идеи взяли на бескрайних просторах интернета, но делали все своими руками родители , воспитатели и дети.
И вот что у нас получилось.
Например, трещотка сделана из отработанного клейкого валика для одежды, в контейнеры от киндер сюрпризов насыпана крупа (рис и гречка, все заклеили, соединили и украсили.
Трещотка другого формата-из висюлек от светильника собрана и перевязана шнурками плюс палочка с деревянной бусиной. А у Вари нарукавники вязаные с колокольчиками- можно и дирижировать, и танцевать.
Металлофон из ключей разного формата (они прикреплены на вешалку при помощи колечек) и украшен обрезками бантов.
Вязаный маракас- внутри пластиковая бутылка с горохом. А трещотка вот из чего : нанизаны на палочку от детской кроватки детали от строителя и бубенцы от сломанного бубна.
А эти маракасы сделаны за 5 минут - пластиковые бутылки из-под соли, в них насыпали буквы из магнитной азбуки (кстати, очень удобно хранить, и польза) и каштаны, украсили обрезками мишуры (осталась после праздников) .А барабаны сделаны из пластиковых ведерок, украшены обрезками самоклеящейся пленки, на палочки от роллов надеты пластиковые шарики для сухого бассейна. Детям очень нравится играть в шумовом оркестре!
Публикации по теме:
Мастер-класс по изготовлению веерной трещотки. Этот мастер-класс будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям и родителям воспитанников.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ И РУКАМИ РОДИТЕЛЕЙ Родители принимают активное участие в жизни нашего детского сада. Во время.
У маленьких детей внимание как правило неустойчивое и дети любят заниматься тем, что им интересно. Поэтому на занятиях с детьми в учебный.
Мастер-класс для родителей «Музыкальные инструменты своими руками» Цель: заинтересовать родителей в изготовлении муз. инструментов и обучить использовать их в работе с детьми. Задачи: 1. Познакомить с разновидностями.
Мастер-класс "Музыкальные инструменты своими руками " для детей, воспитателей и родителей Подготовила Сабельфельд Анастасия Юрьевна МАДОУ.
Музыкальные инструменты для детей Музыкальные инструменты для детей Музыкальность – это свойство человека исторически обусловленное: люди постепенно привыкали различать.
Музыкальные инструменты своими рукамиВоспитатель: Маренкова Наталья Владимировна Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение.
Делать инструменты своими руками не так сложно, а ещё интереснее - придумывать новые. Вот инструменты из нашей домашней коллекции.
Палочки для барабанов:
А вот и сами самодельные барабаны :
Это шейкеры (шумелочки) :
Тон-блоки (сосульки) :
Струнка:
Просто "инструмент" . Дело было в деревне. Заняться было нечем. Решили "заняться музыкой". Здесь всё очень просто. На верёвочках висят бутылки с разным объёмом воды, поэтому и звуки получились разными. В ноты, конечно, не попала, но очень старалась.
"Почти бубенчики" . Не можем никак инструменту название подобрать. Бубен - слишком грозно. Бубенчики? Хммм... нет. В общем, это такое широкое колечко (10 см в диаметре), у которого "в животике" натянуты нитки с бубенцами. Нежно так звенит... Заготовок много, но раскрасила пока только две. Решила совместить приятное с полезным: сделать инструмент и погрузиться в красоту народных узоров. Проба пера, так сказать...
"Трещотка" или "дрынчалка"
. Не знаю, как это обозвать, но вот такой музыкальный инструмент у нас получился из цветных карандашей и ленточек. Играют на нём деревянной бамбуковой палочкой.
Тррррень сверху вниз или снизу вверх, как по зубцам рассчёски.
"Колобубики". Это дочка название придумала. А я даже не знаю, как их назвать. Звоночки? Трезвончики? Бубенчики? Короче говоря, колобубики и есть:))) Наверное, потому, что есть в них и колокольчики, и бубенчики. Основа - берёзовая палочка (15 см длиной и 1,5 см в диаметре). Мезенская роспись (акриловые краски + чёрная гелевая ручка + лак).
Ну и, наконец, моя любимая... музыка дождя (палка дождя, флейта дождя). Не удержалась и сделала для своей коллекции домашних инструментов.
А вот небольшой МК:
Материалы:
трубка (картонная, из растения, любая),
карандаш (дырочки рисовать),
шуруповёрт или дрель (дырочки сверлить),
зубочистки,
рис или любой другой наполнитель (корм для попугаев, зерно и т.д.),
кусачки (обламывать зубочистки),
материалы для декора (у меня аракал, шпагат и мешковина).
По спирали рисуем точечки на трубке. Сверлим отверстия шуруповёртом.
Вставляем зубочистки.
Внутри получается лабиринт из зубочисток.
Лишнее откусываем кусачками, закрываем один торец, засыпаем рис, закрываем другой торец.
Декорируем. Я оклеила трубку аракалом, а торцы закрыла мешковиной.
Вот и готов наш музыкальный интрумент.
Ирина ОЛЕХНОВИЧ
хатющенко ольга
Наверняка вы уже играете со своими малышами различные музыкальные игры , читаете им музыкальные сказки , слушаете красивую музыку . А пока малыш ещё не ходит в музыкальную школу и не играет там на настоящем музыкальном инструменте , вы можете дома сами сделать простые детские музыкальные инструменты своими руками из самых подручных материалов.
Конечно, сейчас в магазине огромный выбор игрушечных музыкальных инструментов , но процесс изготовления не оставит равнодушным ребёнка. К тому же, если вы замечали, дети с большим удовольствием любят играть на самодельном барабане из кастрюли, чем на готовом игрушечном. Так давайте проявим немножко фантазии и посмотрим, что же можно придумать.
Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера – своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.
Ребёнок так быстро растёт, развивается, а прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша.
Начать можно с самого простого – барабан.
Его можно сделать из баночки для майонеза. Обклеить баночку цветными картинками, сделать дырочки по бокам и продеть цветные верёвочки. Для барабанных палочек можно использовать любые палочки, или деревянные, или пластмассовые.
Возьмите чистые сухие банки из-под консервы и проделайте дырочки по бокам, вставьте бубенчики и украсьте цветными картинками.
Погремушки.
Для основы подойдут любые пластиковые бутылочки и металлические (из-под кофе, кетчупа, йогурта, а также материал – наполнение, который будет шуметь и привлекать внимание ребёнка. Подойдёт любая крупа, пуговки разных размеров, бисер.
Трещотки.
В деревянных пластинках проделать дырочки и продеть в них плотную тесьму, украсить пластинки цветными листочками.
Деревянная коробочка.
В деревянную коробочку без дна, проделать дырочку сверху и вдеть ленточку с бусинками. Украсить коробочку цветными картинками.
Я искренне убеждена, что в процессе изготовления инструмента у вас появится большое количество оригинальных идей. Постарайтесь организовать процесс конструирования таким образом, чтобы малыш принял в нём посильное участие. Желаю творческих успехов!
Детское музицирование открывает ребёнку волшебный мир музыкальных звуков, помогает окунуться в мелодичную красоту звучания инструментов, пробудить творческую инициативу. В малыше важно развивать всё ценное, чем так щедро одарила его природа, создавая благоприятную среду для формирования музыкальной культуры, основываясь на врождённых способностях ребёнка, раскрывая и совершенствуя заложенные в нём наклонности и задатки.
Цели проведения занятий о музыкальных инструментах в детском саду, конкретные задачи и приёмы
Эстетическое удовольствие, получаемое от игры на разнообразных инструментах, сопутствующие творческие и подвижные игры способствуют расширению набора музыкальных впечатлений, личностному развитию ребёнка, стимулируют творческую активность, развивают мышление, внимание, память и волевые качества. Именно поэтому так важно работу по музыкальному воспитанию проводить систематично и целенаправленно, внимательно изучая методы и приёмы обучения.
На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.
И. С. Бах
Цели и задачи занятий, методические приёмы, актуальные для разных групп
Цели: развитие музыкальных и творческих способностей, воспитание любви к музыке и художественного вкуса.
- развивать ритмический слух;
- знакомить с классификацией и звучанием музыкальных инструментов;
- обучать игре на простейших ударных, шумовых, струнно-щипковых инструментах.
Общие приёмы обучения:
- словесные:
- познавательная беседа;
- практические пояснения;
- наводящие и проблемные вопросы;
- загадки;
- стихотворения;
- наглядные:
- демонстрация и рассматривание инструментов;
- обсуждение тематических иллюстраций;
- показ способов и приёмов игры;
- практические:
- воспроизведение детьми приёмов игры на различных музыкальных инструментах;
- совершенствование приобретённых навыков;
- изготовление музыкальных инструментов и игровых пособий из подручного и бросового материала;
- игровые:
- дидактические игры;
- подвижные музыкальные игры.
Видео: игра «Весёлый бубен»
Занятие музыкой предполагает грамотное чередование фронтального, группового, индивидуального формата работы педагога с детьми. Такой подход позволяет детям глубже познакомиться с выразительными возможностями каждого инструмента, стимулирует интерес к музицированию, творческой импровизации, пробуждает вдохновение к сочинительству.
Методические приёмы работы с разными возрастными группами
Каждый возрастной период обладает своими особенностями и требует своего педагогического подхода. Отличаются также и методические рекомендации.
Возраст: 2–3 года (первая младшая группа)
Игровые приёмы: знакомство детей с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки, барабаны, кубики), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, позволяющие добиваться то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового, и дарит свои открытия. Так создаётся атмосфера непринуждённого радостного удивления и наслаждения от общения с музыкой. На следующем занятии общение с лесным другом продолжается, косолапый мишка предлагает потанцевать с ним под звуки бубна. Малыши с удовольствием будут подражать полюбившемуся герою, передвигаясь медленным шагом с ноги на ногу, ковыляя вперевалочку и стараясь соблюдать ритмический рисунок танцевальных движений. В игровых забавах дети также учатся:
- различать звучание разных музыкальных инструментов;
- определять звуки по высоте;
- развивать чувство ритма.
Возраст: 4 года
Малыши четвёртого года жизни дополнительно знакомятся с музыкальным молоточком и металлофоном, с радостью принимают участие в ритмических играх с инструментами. Например, малышам предлагают передать ускоряющийся или замедляющийся звук стука колёс движущегося поезда или цоканье копыт бегущей лошади. В игровых дидактических заданиях дети этого возраста без особых затруднений могут:
- воспроизводить быстрый и медленный звуковой ритм на одном инструменте (шустрый зайчик быстро скачет, большой неуклюжий слон медленно и тяжело шагает);
- различать высокое и низкое звучание колокольчика;
- передавать элементарный ритмический рисунок мелодии;
- узнавать известный им музыкальный инструмент по «голосу».
Дети среднего дошкольного возраста осваивают искусство игры на металлофоне
Возраст: 5 лет
Дети этого возраста осваивают искусство игры на металлофоне. Этот инструмент помогает развить музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память. Педагог уделяет большое внимание показу и синхронному объяснению правильного положения корпуса, движений рук. Первичное знакомство с техникой игры на металлофоне происходит на занятии, а тренировка и закрепление навыков продолжается во время индивидуального общения с детьми - например, когда ребёнка просят изобразить ритмический рисунок собственного имени с одновременным голосовым сопровождением. Для верного изображения ритма воспитатель предлагает сначала прохлопать, а затем воспроизвести ритмический рисунок на бубне или музыкальных молоточках. Большое значение приобретают воспроизведение мелодической линии, соблюдение темпа, слаженность движений.
Игра на струнно-щипковых инструментах к тому же развивает мелкую моторику
Возраст: 6 лет
Дети знакомятся с новыми и довольно сложными струнно-щипковыми (арфа, цитра, гусли) и клавишными (аккордеон, баян) инструментами. Освоение умения игры на цитре проводится в индивидуальной форме. Важнейшее значение приобретают дидактические игры музыкальной направленности, пробуждающие детскую фантазию и воображение и развивающие сенсорные способности. Во втором полугодии дети приступают к освоению музыкальной грамоты. Изучение нотного стана и названия нот проходит с помощью игровых ситуаций, вызывающих живой эмоциональный отклик и познавательный интерес; активно используются стихотворения, песенки, сказочные сюжеты.
Этапы знакомства с музыкальными инструментами
Приёмы игры:
- Младший дошкольный возраст:
- погремушка: удары инструментом по ладошке или твёрдой горизонтальной поверхности (стол, пол); встряхивание;
- бубен: инструмент фиксируется в одной руке, ладошкой или кулачком другой руки наносится удар; встряхивание;
- колокольчики: инструмент держат в вертикальном положении, наносят удар палочкой, толкают пальчиком или свободно потряхивают;
- барабан: синхронные, поочерёдные ритмичные удары палочками или дробь;
- деревянные ложки: приём «ладушки», удары «пяточкой» по «пяточке»;
- металлофон: уверенное вождение молоточком в воздухе, удар с отскоком по одной пластиночке.
- Средний дошкольный возраст:
- бубен: новый приём - удар подушечками пальцев;
- металлофон: отработка приёма глиссандо (медленное скольжение от звука к звуку);
- ложки: новый приём - «блинчики» (поочерёдные удары по «пяточке» левой ложки, затем по «пяточке» правой ложки).
- Старший дошкольный возраст:
- металлофон:
- свободно разворачивая кисть, исполнять приём «удар-отскок»;
- добиваться правильного движения молоточка вверх-вниз;
- учиться передавать звуковой ритмический рисунок с помощью выстукивания;
- ксилофон, румба: приём «Бурдон» (непрерывный звук);
- знакомство с приёмами игры на ударно-шумовых инструментах:
- колотушки,
- маракасы,
- кастаньеты,
- бубенцы.
- металлофон:
Видео: концертный номер (средний и старший дошкольный возраст)
Организация занятия по знакомству с музыкальными инструментами
Структура занятия:
- Вводная, мотивационная часть:
- музыкальное приветствие,
- просмотр презентационного ролика,
- познавательная беседа,
- обсуждение темы.
- Основная часть:
- творческие задания и упражнения,
- игра на детских музыкальных инструментах,
- музыкально-дидактические игры.
- Итоговая часть:
- итоговая беседа педагога с детьми,
- благодарность за активную работу и интерес, проявленный к занятию.
Интерес к музицированию помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе:
- стихотворения;
- загадки;
- игры;
- костюмированные представления;
- демонстрацию иллюстраций;
- прослушивание фрагмента музыкального произведения;
- просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей.
Таблица: идеи для вводной части занятия
Тема занятия | Содержание вводной части |
«Путешествие с Емелей в музыкальную сказочную страну» | Под звуки русской народной плясовой мелодии появляется Емеля. Емеля: Здравствуйте, ребята, я очень люблю на своей печке путешествовать по миру, предлагаю вам составить мне компанию и отправиться в далёкое путешествие! Воспитатель: Емеля, мы с удовольствием принимаем твоё приглашение, но сначала отгадай нашу загадку (читает загадку о ложке). Емеля: Это же ложка, ух ты, как это я сам не догадался? Верно, перед дальним волшебным путешествием не мешало бы основательно подкрепиться, а есть я люблю! Воспитатель: Емеля, это не просто ложка, а народный музыкальный инструмент. Емеля: Это как? По чайникам да кувшинам? Воспитатель: Нет, конечно, исполнитель ударяет ложку об ложку, вот так. Емеля: Это всё очень интересно, но какое это имеет отношение к нашим планам? Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашему гостю подсказку. (Дети исполняют народную мелодию на ложках) Емеля: Я понял, нас ожидает путешествие в удивительную страну русских народных инструментов! |
«Город музыкальных мастеров» | Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебное путешествие, малыши рассматривают карту сказочного королевства, находят на ней изображение музыкального ключа, который символизирует город мастеров музыкальных инструментов. Взмах волшебной палочки переносит детей в сказочную реальность. Воображение помогает представить город, в котором много красивых домов, но площадь города пуста, город безлюдный, будто заколдован. Нужно разгадать загадки, выполнить упражнения и догадаться, мастерами каких инструментов (ложки, бубен, погремушка и т. д.) являются жители. Затем исполнить мелодию, станцевать, спеть, тогда город оживёт, наполнится весёлым смехом, звучанием музыкальных инструментов, песнями и танцами. |
«В гости скрипку позовём» | На занятие приглашается учитель детской музыкальной школы по классу скрипки. В исполнении профессионального музыканта звучит пьеса, которая открывает знакомство с удивительно красивым инструментом. Рассказ учителя музыки сопровождается показом настоящего инструмента: «Посмотрите, какой у корпуса скрипки гибкий стан, тонкая, изящная талия. Часть инструмента, которая заканчивается завитком, называется гриф, на него натянуты струны, от соприкосновения со струнами получается звук. Красивое протяжное звучание скрипки зависит от смычка. Прикоснитесь к смычку, и вы убедитесь, что на трость натянут настоящий тончайший конский волос. Теперь зацепите струну пальцами и услышите глухой, короткий звук. Только смычок помогает скрипке по-настоящему запеть протяжным и нежным голосом. Попробуйте провести смычком по струне, слышите, скрипка будто заговорила». |
«Страна музыкальных инструментов» | Педагог рассказывает детям, что в распахнутое окно влетела ласточка и принесла письмо. Текст письма: «Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите слушать музыку, петь и танцевать. Королева нашей Страны музыкальных инструментов приглашает вас в гости. Девочка Флейточка». Дети решают принять приглашение и собираются отправиться в путь, но тут в комнату вбегает Буратино, поёт песенку и при этом сильно фальшивит. Воспитатель предлагает детям взять с собой Буратино, чтобы он научился петь и познакомился с музыкальными инструментами. Дети двигаются под музыку, отстукивая ритм с помощью погремушек. |
Видео: знакомство с музыкальными инструментами (НОД - направленная образовательная деятельность, средняя группа, автор И. В. Тярина)
Темы для развивающей беседы:
- «Можно ли прожить без музыки?»
- «Город клавишных инструментов»
- «В гостях у духовых инструментов»
- «Тайны и загадки русских народных инструментов»
Рассказы о разных инструментах для вводной части занятия по музыке
Можно также использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дополняя текст записями соответствующего инструмента и картинками:
- С первых мгновений жизни человека окружают звуки. В мире природы музыка повсюду. Прислушайтесь - и вы услышите мелодию пения птиц, шелест осенних листьев под ногами, раскатистый шум морской волны, тихое дуновение весеннего ветерка, стрекотание цикад в жаркий летний день. Нас повсюду окружает музыка, надо только научиться её слышать. Люди придумали множество разнообразных инструментов, изобрели специальное музыкальное письмо, с помощью нот научились записывать мелодии. Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру музыкальных инструментов.
В мире природы музыка звучит повсюду
- Ударные инструменты - громкая, шумная команда инструментов. Самый известный, мощный и важный её участник - это барабан. Ребята, как вы думаете, почему барабан имеет круглую форму, а не треугольную? (Только круг позволяет добиться необходимой силы натяжения кожи). С помощью палочек можно получить разные по силе звуки - от шороха лёгких шагов до грозного громыхания. Барабанная дробь - самый сложный исполнительский приём и требует настоящего виртуозного мастерства от музыканта.
Ударные инструменты - самая громкая, шумная, команда инструментов
- Семья духовых инструментов (медные) - возглавляет парадные шествия, являясь желанным участником торжественных событий: ликующие голоса блестящих красавцев (труба, флейта, саксофон) исполняют мелодии в честь победителей спортивных состязаний, приветствуют самых дорогих и важных гостей. Возможно, название связано с тем, что волшебные звуки, радующие слушателей, извлекут только те музыканты, которые вкладывают душу во время игры.
Семья духовых инструментов (медные) возглавляет парадные шествия, желанный участник торжественных событий
- Содружество струнных инструментов (скрипка, гитара, виолончель) – было всегда очень любимо даже самой требовательной и строгой публикой благодаря нежному и мягкому звучанию. Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев. Струнные инструменты занимают самые важные места в симфоническом оркестре - перед дирижёром и зрителями.
Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев
Видео: «Как звучат клавишно-духовые музыкальные инструменты» (мультфильм)
Музыкально-дидактические игры для младшей группы
Варианты игровых упражнений и заданий для малышей двух-четырёх лет:
- игра под фонограмму любой популярной детской песни, выстукивание «в такт»;
- звуковой аккомпанемент к стихотворениям;
- звуковые картины на предложенную тематику (например, изобразить явление природы - дождь, шум ветра, снегопад);
- сказочная история в звуке (звукоподражание сказочным героям).
«История бельчат»
Осенью бельчата бегали по лесным тропинкам, старательно собирая грибы и орешки на зиму (побарабанить пальчиками). Но вот на землю стали тихо опускаться пушистые белые снежинки (металлофон), постепенно они укутали озябшую землю красивым белоснежным покрывалом, на котором стали заметны следы шустрых бельчат (треугольник). В своих уютных и тёплых домиках на деревьях бельчата грызли орешки (ложки). Тепло их домиков хранил коврик из сухих листьев (шуршим шумовыми инструментами). А снаружи было холодно, дул ледяной ветер (флейта).
«На полянке»
На солнечную полянку прибежали погреться лесные животные - звучит разнохарактерная музыка, передающая образы животных: медленно переваливающегося медведя, быстро прыгающего зайчика, осторожно крадущейся лисички. Малышам нужно догадаться, кто есть кто и показать в движении и звуке.
Малышам нужно изобразить образ животного в движении и звуке
«Капельки и лучики»
Дети внимательно слушают музыку, изображающую шум дождя. Малышам нужно отстучать хлопками дождик, передать на музыкальном инструменте плавные движения ласковых солнечных лучиков. Дети самостоятельно выбирают подходящий инструмент, придумывают танцевальные движения.
«Музыкальные цветочки»
Игра на распознавание характера мелодии.
Картинки лежат на столе. Дети прослушивают фонограмму, по очереди определяют характер музыки, выбирают соответствующий цветок и показывают.
У каждого малыша один цветок, если звучит мелодия, совпадающая по настроению с выражением лица его цветка, то ребёнок поднимает свою карточку.
Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния
Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния:
- нежная, ласковая, спокойная, умиротворяющая;
- печальная, грустная, меланхоличная;
- задорная, радостная, озорная.
Игры для среднего и старшего школьного возраста
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут уже справиться с задачами посложнее.
«Ритмические орнаменты»
Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках. Дидактический материал: картинки с графическим изображением ритмического рисунка.
Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках
Детям предлагается прохлопать, воспроизвести на инструментах, показать с помощью голоса или пластики движений музыкальный рисунок, изображённый на карточке.
«Ритмический заборчик»
Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма. Педагог прохлопывает мелодии разных жанров (полька, вальс, марш) с акцентом на сильной доле, демонстрируя соответствующую карточку.
Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма
«Подбери картинку»
Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа. Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют темп (быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный) и выбирают картинку с изображением животного, характер и темперамент которого соответствует музыкальному темпу.
Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа
«Угадай музыкальный инструмент»
Звучат музыкальные фрагменты в исполнении музыкального инструмента, дети распознают его по звуку и указывают на соответствующую карточку.
Дети распознают инструмент по его звуку и указывают на соответствующую карточку
«Волшебный экран»
Игра расширяет музыкальный кругозор, развивает память и внимание. Дети должны узнать песенку, вспомнить название, подобрать картинку, изображающую эпизод из популярного мультфильма. По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку.
По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку
«Лото для маленьких музыкантов»
Игра тренирует способности звуковысотного слуха. В ней используются две группы карточек:
Ребёнок выбирает инструмент и исполняет мелодию восходящую, нисходящую или на одном звуке: вверх с первой по пятую, вниз с пятой по первую, на одной линейке.
«Четвёртый лишний»
Игра закрепляет знания об ударных, струнных, духовых и клавишных инструментах. Ребёнку предлагается лист с изображениями 4 музыкальных инструментов, где три относятся к одному типу, а четвёртый нет. Картинку, которая выпадает из логического ряда, ребёнок закрывает карточкой.
Скрипка не относится к группе клавишных
«Кубик-музыкант»
Для игры потребуется кубик большого размера, его можно изготовить из упаковочной коробки или из элемента модульного конструктора, на грани кубика приклеиваются изображения детских музыкальных инструментов. Кубик должен быть лёгким, привлекательным. Игроки под музыкальное сопровождение перебрасывают его по кругу, музыка останавливается, дети прекращают играть. Ребёнок, у которого в руках оказался кубик, называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию, повторяя ритмический рисунок за педагогом.
Ребёнок называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию
«Лесенка»
Предметы для игры: пятиступенчатая лесенка из элементов строительного конструктора, игрушки, детские музыкальные инструменты. Первый игрок наигрывает мелодию, второй игрок определяет направление звукового движения и перемещает игрушку на верхнюю ступеньку, нижнюю или оставляет на прежней ступеньке.
Игрок определяет направление звукового движения мелодии и перемещает игрушку по ступенькам
Видео: играем на музыкальных инструментах (старшая группа)
Таблица: загадки о музыкальных инструментах
Загадка | Ответ |
Вот клавиши, как на рояле, Но чтобы они заиграли, Чтобы песня была неплоха, Растягивать надо меха. | Аккордеон |
Три струны, играет звонко Инструмент тот - «треуголка». Поскорее узнавай-ка, Что же это? | Балалайка |
Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… | Барабан |
У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поёт - Если в руки попадёт. Сорок пуговиц на нём С перламутровым огнём. Весельчак, а не буян Голосистый наш… | Баян |
Звенит струна, поёт она, И песня всем её слышна. Шесть струн играют что угодно, А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовём… | Гитарой |
В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт-заливается. Как называется? | Дудочка |
Инструмент музыкальный, Он духовой, С тростью он одинарной, Красивый такой. И изящней его, Видно, в музыке нет. Всем понятно, о чём я? Это… | Кларнет |
За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких… | Ложках |
Он похож на погремушку, Только это не игрушка! | Маракас |
Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной, И поэтому купили Им большое… | Пианино |
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека, поёт про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, его играет… | Скрипка |
Сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их не пустяк, не безделка, В музыке тоже бывают… | Тарелки |
На концерте выступала Наша милая Татьяна, Как звезда, она играла Целый час на… | Фортепьяно |
Видео: музыкально-дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»
Алгоритм разработки проекта
Творческий проект по знакомству с музыкальными инструментами - комбинированный и расширенный вариант реализации познавательно-творческой деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (музыкальное развитие, художественная литература, рисование, аппликация, изготовление детских музыкальных инструментов, концертные выступления и т. д.), имеющих общую тему.
Виды проектов:
- краткосрочным - от одного занятия до одной недели;
- долгосрочным - от месяца до года.
Алгоритм разработки проекта:
- подготовительная работа;
- основная часть;
- итоговый этап.
Направления и формы реализации:
- интеллектуально-познавательное развитие:
- просветительские беседы с родителями и воспитанниками;
- викторины и музыкально-дидактические игры;
- домашние задания;
- демонстрационный материал и наглядные пособия (игры-презентации, информационные стенды, папки-передвижки, музыкальный музей или уголок, альбомы, выставка детских рисунков и т. д.);
- праздничные музыкально-театрализованные мероприятия;
- экскурсии, посещение музейных экспозиций и концертов;
- развивающие игры (музыкально-дидактические, артистические, ролевые).
- практическая деятельность по изготовлению музыкальных инструментов;
- словесные приёмы, направленные на активизацию внимания и развитие памяти (стихотворения, скороговорки, загадки, фольклорные материалы, сказки);
- костюмированное музыкальное развлечение, концерт, музыкальная гостиная (с участием музыкального работника).
Таблица: музыкальный проект «Русские чудо-инструменты»
Название | Русские чудо-инструменты |
Характеристика | Долгосрочный проект в подготовительной группе |
Цели | Создать условия для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения русских народных инструментов, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре. |
Задачи |
|
Участники |
|
Содержание | Этапы осуществления проекта:
|
Таблица: музыкальный проект «Русские народные инструменты», автор Е. А. Глушко
Название | Русские народные музыкальные инструменты, автор Е. А. Глушко |
Характеристика | Краткосрочный проект в старшей группе |
Цели | Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующим их музыкальному и общекультурному развитию. |
Задачи |
|
Участники |
|
Содержание | Этапы осуществления проекта:
|
Видео: День музыки в детском саду
Детские музыкальные инструменты своими руками
Такие поделки легко и просто изготавливать вместе с детьми.
Маракасы «Ёлочка» и «Цветочек», «Шумельчик» из коробочки
Материалы и инструменты:
- большая бутылка из-под детского шампанского,
- бутылочка поменьше из-под сока,
- коробочка,
- наборы цветной и гофрированной бумаги,
- лист бумаги стандартного формата,
- фломастеры,
- простой карандаш,
- ножницы,
- клей ПВА,
- крупа, горох, соль.
Для шумовых музыкальных инструментов нужны ёмкости, наполнитель и бумага для обклейки
Пошаговая инструкция:
- Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока.
Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока
- Нарезать из гофрированной бумаги ленточки двух цветов шириной 8 и 10 см, длина зависит от диаметра бутылок. Надрезать с одной стороны ленты полоски.
Нарезать из гофрированной бумаги полоски двух цветов шириной 8 и 10 см
- Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета.
Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета
- Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом.
Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом
- Обклеить корпус большой бутылки начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко.
Обклеить основную часть корпуса бутылки, начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко
- На бумаге формата А4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон).
На бумаге формата А-4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон)
- Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков.
Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков
- Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям.
Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям
- Разрисовать две заготовки цветными карандашами или фломастерами (по желанию).
Разрисовать две заготовки фломастерами или цветными карандашами
- Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать шумовой материал в бутылки.
Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать крупу в бутылки
- Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку; одну из тыльных сторон не заклеиваем, оставляем возможность для засыпания крупы в коробочку. Засыпать наполнитель в коробочку.
Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку
- Закрутить крышки, заделать коробочку: музыкальные игрушки готовы!
Музыкальные игрушки готовы
Инструкция:
- Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги.
- В боковые отверстия продеть яркие ленточки.
Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги, в боковые отверстия продеть яркие ленточки, инструмент готов