Что такое синонимы и паронимы. Омонимы синонимы антонимы паронимы типология и выразительные возможности
Цель : сформировать знания о системных отношениях в лексике: омонимах, синонимах, антонимах и их типах; знания, умения и навыки функционально-стилистического использования омонимов, синонимов и антонимов.
1. В чем сущность лексической омонимии?
2. Чем отличаются омонимы лексические от других видов омонимии – омоформов, омофонов, омографов? Каковы стилистические возможности омонимии?
3. Каковы причины возникновения омонимии?
4. Чем отличается омонимия от полисемии?
5. Что такое лексические синонимы? Назовите их типы.
6. Как пополняются синонимические ресурсы языка?
7. В чем заключается стилистическая роль синонимов?
8. В чем сущность лексической синонимии?
9. Каковы структурные типы антонимов?
10. Каковы возможности стилистического использования антонимов?
11. Что такое паронимы?
Практические задания для самостоятельной работы (омонимы)
Задание 1. Ознакомьтесь с определениями омонимов, принадлежащих разным лингвистам, и укажите общие признаки, по которым эти определения могут быть объединены.
1. «Омонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по своему значению…» (Р.А. Будагов).
2. «Омонимами называются слова, отличающиеся по значению, но одинаковые по звучанию и написанию…» (Л.Л. Введенская, И.И. Щеболева).
3. «Слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу, называются омонимами…» (А.В. Калинин).
Задание 2. Ознакомьтесь с «Предисловием» к «Словарю омонимов русского языка» О.С. Ахмановой (М., 1986) и подготовьте тезисы устного сообщения о теоретических установках автора словаря.
Задание 3. Из словаря Ожегова и словаря Ахмановой выпишите словарные статьи к словам бухта, вышка, выдаваться, занос, плита . Сопоставьте и объясните, что положено в основу толкования значения слов.
Задание 4. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.
1) Муза мне чаек мешает,
Помогает и мешает (Вознесенский).
2) А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга? (Лермонтов)
3) Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав (Пушкин).
4) Сбежал с горы и замер в чаще.
Кругом мелькают фонари…
Как бьется сердце – злей и чаще!…
Меня проищут до зари (Блок).
5) Ноги давит узкий хром –
В день обмозолишься и станешь хром (Маяковский).
6) …Ваши принципы просты:
Вы очень любите остроты,
Но Вы боитесь остроты (Безыменский).
7) Область рифм моя стихия
И легко пишу стихи я (Минаев).
Задание 5. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся и составьте с ними словосочетания или предложения.
Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду.
Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.
Задание 6. Пользуясь этимологическим словарем, объясните причины возникновения названных омонимов:
ласка – ласка рысь – рысь
брак – брак кран – кран
завод – завод клуб – клуб
лира – лира брань – брань
Задание 7. В отрывках из произведений А.С. Пушкина укажите, где использована многозначность, а где омонимия слова свет .
1) Ой вы, гости–господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
2) И в молчаливом кабинете,
Забыв на время все на свете,
Осталась наконец одна.
3) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
4) Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
5) Прости, веселая природа,
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…
Задания для самостоятельной работы (синонимы )
Задание 1. Знакомьтесь с определениями синонимов; в чем их сходство, а в чем различие?
1. «Синонимами считаются слова, которые имеют одно и то же
лексическое значение, различаясь лишь оттенками значения, экспрессивной окраски и принадлежностью к тому или иному стилистическому слою языка, и которые имеют хотя бы частично совпадающую сочетаемость, так как только в этом случае они способны замещать друг друга в реальных контекстах» (З.Е. Александрова).
2. «Анализ конкретного материала позволяет принять за основу синонимии близость значений, выражающих одно понятие в целостной совокупности его признаков» (А.А. Брагина).
3. «Синонимы – это близкие по значению, но разнозвучащие слова, выражающие оттенки одного понятия…» (Р.А. Будагов).
4 .«Синонимы – слова, идентичные или сходные по значению, способные заменить друг друга в том или ином контексте» (Л.А. Булаховский).
5. «Синонимы – слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения» (Т.Г.
Винокур).Задание 2. Пользуясь словарями синонимов (а также толковыми), подберите синонимы ко всем значениям приводимых слов.
Волнение, воспитанник, большой, быстрый, бранить, жечь.
Задание 3. Определите типы синонимов:
Лик, лицо, морда, гармония, созвучие, строй, согласие; брести, плестись, тащиться, тянуться; инструкция, руководство, наставление, работа, труд; орфография, правописание; лгун, лжец, обманщик, врун, брехун.
Задание 4. Сгруппируйте слова в синонимические ряды, выделяя доминанту.
I. Баталия, бездна, битва, бой, крепость, мануфактура, обилие, масса, материал, материя, множество, побоище, обилие, пропасть, сеча, твердыня, прорва, сражение, ткань, тьма, укрепление, уйма, цитадель.
II. Энергичный, слабый, смелый, активный, заносчивый, деятельный, безвольный, храбрый, высокомерный, инициативный, мягкотелый, бесхарактерный, мужественный, предприимчивый, слабовольный, надменный, отважный, гордый, бесстрашный.
Задание 5. Выделите доминанту синонимического ряда:
1) худощавый, тощий, сухой, худой, поджарый;
2) болезнь, недуг, заболевание, недомогание, нездоровье, немощь, хворь;
3) весьма, очень, сильно, крайне.
Задание 6 . К каждому существительному подберите определение из группы прилагательных – синонимов:
1) язык, растение, мода, книги, гость, товар, обычай, обувь: заграничный, иностранный, зарубежный, чужеземный, заморский;
2) ответ, ветер, разговор, ребенок, интерес: резвый, бойкий, шустрый, порывистый, живой.
Задание 7. Для толкования каждого из значений многозначного слова
подберите наиболее подходящий синоним из слов, приведенных в скобках .
Вредная привычка, вредная девчонка (упрямая, опасная); узкая талия, узкая комната (тонкая, тесная); жестокий человек, жестокий мороз (безжалостный, сильный); открыть воду, открыть окно, открыть глаза, открыть шею (разомкнуть, пустить, обнажить, распахнуть).
Задание 8 . Подберите к приводимым словам стилистические синонимы.
Архитектор ваятель, вояка, высотник, деньги, перерыв, письмо, поездка; нелюбимый, преждевременный, скупой.
Задание 9 . Замените иноязычные слова русскими синонимами.
Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.
Практические задания для самостоятельной работы (антонимы)
Задание 1 . Ознакомьтесь с определениями антонимов, что в них общего?
1. «Антонимами… обычно называют слова с противоположными по отношению друг к другу значениями» (Р.А. Будагов. Введение в науку о языке).
2. «Антонимы – это слова с противоположными значениями, относящиеся к одному и тому же ряду явлений объективной действительности» (Л.Л. Введенская).
3. «Антонимами называются слова с противоположными значениями» (Е.М. Галкина – Федорук).
4. «Антонимы являются словами разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия» (Н.М. Шанский).
Задание 2 . Подберите антонимы к прямым значениям следующих слов
Определите структурный тип каждой пары.
Утро, всегда, твердый, воля, день, бедность, друг, высокий, потомки, мало,
плюс, лето, рано, победа, загадка, ночной, направо, свет, зажигать, строить, много, жизнь, соблюдать, утренний, женатый, черный, занято, радоваться, входить, правда, встреча.
Задание 3 . Найдите слова – антонимы и распределите их попарно.
Загадывать, обогащать, правый, потом, безобразный, кочевой, молодой,
праздничный, осуждение, старый, отгадывать, левый, теперь, оседлый, обеднять, красивый, будничный, одобрение.
Задание 4 . Подберите антонимы к выделенным словам.
Черный цвет, черные дни, черное дело. Живая рыба, живые цветы, живой рассказ. Чистая одежда, чистая тетрадь. Свежая газета, свежая рыба, свежие цветы, свежее белье.
Задание 5 . Подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность .
Близкий, легкий, тупой, краткий, полный, теплый.
Задание 6 . Выделите в пословицах антонимические пары.
Легко подружиться, тяжело разлучиться. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый осудит, умный рассудит. Мир строит, а война разрушает. Молодое растет – старое старится. Утро вечера мудренее. Сытый голодного не разумеет. Лето припасает – зима поедает.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Не дорого начало, а дорог конец.Задание 7 . Подберите пословицы, в которых встречаются данные ниже языковые и речевые антонимы.
Журавль – синица; труд – лень; дело – потеха; свет – тьма; речь – молчание; ученье – неученье.
Задание 8 . Найдите в тексте языковые и контекстуальные антонимы, каковы их стилистические функции?
1) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (Пушкин).
2) Я все былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах (Лермонтов).
3) В толпе друг друга мы узнали;
Сошлись и разойдемся вновь.
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали (Лермонтов).
4) Час разлуки, час свиданья –
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль (Лермонтов).
5) Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет… (Пушкин)
Задание 9 . Определите сущность оксюморона в данных фразах.
1) Горькая радость. 2) Молчанье гроз. 3) Сладкая полынь. 4) … Ну так! Я празден, я без дела. А ты бездельник деловой (Пушкин). 5) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (Лермонтов). 6) Будь счастлива несчастием моим (Лермонтов). 7) От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала (Ахматова). 8) … Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, сей труп живой (Пушкин).
Практические задания для самостоятельной работы (паронимы)
Задание 1 . Ознакомьтесь с определением паронимов, что в них общего?
1. «Паронимы… слова, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут либо ошибочно, либо каламбурно использоваться в речи (О.С. Ахманова).
2. «К омонимам близки паронимы, представляющие собой разные по значению слова, со сходным, хотя и не тождественным произношением» (А.Н. Гвоздев).
3. «Паронимы… чаще однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).
Задание 2 . К паронимам подберите из данных в скобках ключевые
слова – существительные.
Практичный – практический (занятие, человек); керосиновый – керосинный (лавка, лампа); черепаший – черепаховый (гребень, корм); сытный – сытый (обед, человек); надеть – одеть (ребенка, пальто).
Задание 3 . Объясните значение сходных по звучанию слов в словосочетаниях .
Геройский поступок – героическая поэзия; освоить производство – усвоить знания; организаторские способности – организационный комитет; желанный гость – желательный результат; пользоваться признанием – выразить признательность; хищнический образ жизни – хищные звери; явный заговор – явственные очертания.
Задание 4 . Определите значение каждого из слов – паронимов и составьте с ними словосочетания.
Праздничность – праздность; духовный – душевный; одинарный – ординарный; действенный – девственный; жилищный – жилой; ледовый – ледяной; поступок – проступок; деловитый – деловой.
Задание 5 . Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
1) Директор магазина безответно относился к своим обязанностям. 2) Ревизия обнаружила фактор хищения. 3) Это очень экономичный человек. 4) Старые партизаны вспоминали бывшие времена.
Литература:
1. Введенская Л.А. и др.
Русское слово: Факультатив. курс «Лексика и фразеология русс. яз.»: Пос. для уч-ся. – М.: Просвещение, 1991. – С. 18 – 58.2. Гужва Ф.К., Иванова А.Н. Лексика и фразеология русского языка. Уч. пос. - К.: Рад. шк., 1982. - С. 46 – 73.
3. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М.: МГУ, 1977. - С. 38 – 59.
4. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку - М.: Высш. шк., 1991. - С. 5 – 62.
Дополнительная литература:
1. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
2. Петрова М. А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. Уч. пос. – М.: Высш. шк., - 1986. – С. 17 – 28.
3. Современный русский язык. Лексикология и фразеология / Под ред. Л. А. Лисиченко. – К.: ИСИО, 1993. - С. 36 – 57.
4. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: Просвещение, 1977. – С. 183 – 231.
5. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М.: Высш. шк., 1990. – С. 68 – 152.
Омонимы
Омонимы - слова одинаковые по звучанию и разные по значению. Лексические омонимы объединяются в ряды. Они принадлежат к одной части речи. От лексических омонимов отличаются относительные омонимы (омоформы, омофоны и омографы). При омонимии между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют. Поэтому столкновения омонимов всегда неожиданны, что создают большие стилистические возможности для их обыгрывания. Кроме того, употребление омонимов в одной фразе, подчёркивая значения созвучных слов, придаёт речи экспрессию (миру нужен мир). На омонимах строятся шутки и каламбуры. Каламбуром называется стилистическая фигура, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов. В каламбурах совмещаются прямое и переносное значение слов, в результате чего происходит неожиданный смысловой сдвиг. Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее. Писатель обращает внимание на обыгрываемое слово.
Паронимы
Паронимы - это слова близкие по звучанию, но не совпадающие по значению. Паронимический ряд состоит из однокорневых паронимов, возникших в результате словообразовательных процессов. Умелое использование паронимов позволяет автору точно и правильно выразить мысль. В тексте встречается скрытое и открытое использование паронимов. При скрытом использовании паронимов мы видим только одни из паронимов. Такое использование называется использованием для комического эффекта. При открытом использование паронимов автор ставит их рядом, обращает внимание на смысл различий. При этом они выполняют разные стилистические функции. Яркий стилистический эффект даёт противопоставление паронимов. Употребление паронимов может быть использовано для выделения соответственных понятий. Употребление в тексте нескольких паронимов называется паронимией.
Умелое употребление паронимов помогает писателю правильно и точно выразить мысль, именно паронимы раскрывают большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.
Иной характер носит открытое использование паронимов, когда писатель ставит их рядом, показывая их смысловые отличия при кажущемся подобии. В этом случае паронимы выполняют различные стилистические функции, выступая как средство усиления действенности речи.
Столкновение паронимов используется для выделения соответствующих понятий, например: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность.
Сочетание паронимов в таких случаях создает тавтологический и звуковой повтор, что способствует их усилению, например: Нет, умереть. Никогда не родиться бы лучше, Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой О чернобровых красавцах - Ох, и поют же Нынче солдатки! О господи боже ты мой! Такой же стилистический эффект порождает сочетание неродственных сходно звучных слов, близких в семантическом отношении: Очищали, причащали, покорив и покарав, Тех, что стены защищали, В те же стены вмуровав (Ф. Искандер.Завоеватель).
Употребление паронимов может быть средством уточнения мысли: Все те же ль вы, другие ль девы, Сменив, не заменили Вас?Иногда автору достаточно обратить внимание на различную лексическую сочетаемость паронимов, чтобы уточнить их значение: Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают.
Возможно сопоставление паронимов, если автор хочет показать тонкие смысловые различия между ними: Я не люблю пластику кистей у танцовщиц. Она манерна… в ней больше красивости, чем красоты(Стан.). Сопоставляются не только паронимы, а и не родственные, но сходные в звучании слова: Запел и запил от любви к науке; Перестройка грозит перерасти в перестрелку; одни воюют, другие - воруют(из газ). Она вся в белом, белом, белом, а я - в былом(из песни). Чем неожиданнее сопоставление, тем ярче звуковая окраска слова, придающая высказыванию особую экспрессию.
Например: Не надо делить Европу на НАТО и НЕ-НАТО!
Поэты любят сближать самые «неподходящие» слова, удивляя нас своей фантазией: Бедный мастер! Закинь карандаш, отползи поскорее к затону, отрасти себе жабры и хвост, ибо путь от Платона к планктону и от Фидия к мидии- прост.
Яркий стилистический эффект рождает противопоставление паронимов: Меня тревожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому.Обычно в этом случае паронимы соединены противительным союзом союзам и одно из созвучных слов дается с отрицанием: Я жить хотел быстрее всех. Я жаждал дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, а не преуспеянье?!
Противопоставляются и неродственные созвучные слова: Не фирма, а форма; Теперь он увлекся не спортом, а спиртом(«ЛГ»). Кажущаяся нелогичность сближения похожих слов придает особую действенность высказыванию.
Паронимы и еще чаще созвучные неродственные слова используются в каламбурах: Памятник первоопечатнику. Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом(«ЛГ»); К столу скликает «Вдова Клико». При этом одному из созвучных слов часто присваивается необычное значение на основе ложной этимологизации. Одно из обыгрываемых слов может в тексте отсутствовать, но мы его обязательно вспоминаем под влиянием звуковых ассоциаций: содрание сочинений, притворные актеры, червь самомнения, освежеватель старинных романсов, тела давно минувших дней, (идиозная фигура, деревенская поза, известный дублицист, кропал без вести, в перекосном смысле, талантовы муки, пленэное заседание, водная лекция.
В поэтической речи парономазия питает звукопись. Употребление созвучных слов создает яркую перекличку звуков, делая слова более «выпуклыми», значительными: Пощадят ли площади меня?; Белою магией магния Мастерство поэтов сказывается не в игре созвучия, а в смысловом сближении разнокоренных слов на основе их образного переосмысления.
Сам термин «парадигма» (paradigma) в переводе с греческого означает «образец, пример». В языкознании он используется в нескольких значениях: во-первых, языковые единицы, отличающиеся в широком значении друг от друга, в то же время, объединяющиеся по общим признакам. Во-вторых, модели (образцы) и схемы создания таких групп. По системе групп языковых единиц парадигма делится на лексическая, морфологическая, синтаксическая, лексическая и словообразовательная.
Парадигматика – отрасль языка, которая исследует вертикальные отношения единиц языка в системе языка. Лексическая парадигматика рассматривает лексические единицы, т.е. разные смысловые отношения, которые бывают между лексемами. Например, некоторые слова близки по значению, некоторые значения слов неблизкие, а некоторые противоположные, т.е. парадигму лексических единиц, состоящих в антонимических или синонимических отношениях.
Парадигматические отношения – это такие отношения слов, когда они рассматриваются как одновременно сосуществующие в языке, в словаре, в его запасе. В парадигматике слова связаны друг с другом отношениями сходства и различия. Так, различают отношения: а) сходства в плане содержания (ПС) - синонимы; б) сходства в плане выражения (ПВ) - омонимы; в) неполного (частичного) сходства как в ПС, так и в ПВ - паронимы; г) включения – лексико-семантические, или тематические поля; д) противопоставления – антонимы.
Таким образом, вышеперечисленные отношения являются разновидностями парадигматических отношений и составляют лексическую парадигму. У всех слов присутствует общая сема: «имеющий отношение к …». Семная структура слова – основа парадигматических отношений.
Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Примеры синонимов в русском языке: кавалерия - конница, смелый - храбрый . Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.
Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов, их разделяют на несколько групп.
Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (молодость - юность, красный - багровый - алый ).
Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются стилистическими . К ним относятся: 1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи [ср.: жить (межст.) - проживать (офиц.-дел.), новобрачные (офиц.) - молодые (разг.) ]; 2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки [ср.: (разг.) толковый (с положительной окраской) - башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул - ляпнул - брякнул - отколол - отмочил - выдал ]. Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.
Синонимы, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими . Например: И я пойду, пойду опять. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать (Пол.); А я пойду шататься, - я ни за что теперь не засну (Л); И страна березового ситца не заманит шляться босиком! (Ес.) – все эти синонимы имеют общее значение «ходить без определенной цели», но они отличаются семантическими оттенками: слово блуждать имеет дополнительное значение «плутать, терять дорогу»; в слове шататься есть оттенок «ходить без всякого дела»; глагол шляться подчеркивает неповиновение, непослушание. Кроме того, приведенные синонимы отличаются и стилистической окраской: бродить - стилистически нейтральное слово, блуждать имеет более книжную окраску, шататься и шляться - просторечные, причем последнее грубое.
Важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения. Так возникают ряды синонимов, позволяющих с предельной точностью детализировать описание явлений действительности.
Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантически слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла; работа с синонимами отражает творческую позицию писателя, его отношение к изображаемому. Изучить варианты стилистической правки художественных текстов можно по авторским черновикам и разным редакциям. Интересны синонимические замены М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». В повести «Княжна Мери»: Я стоял сзади одной толстой (пышной) дамы, осененной розовыми перьями. Употребив определение «толстая » вместо «пышная », писатель подчеркнул свое презрительно-ироническое отношение к представительнице «водяного общества».
Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения . Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль (Он словно потерялся немного, словно сробел. - Т.). Один из синонимов в таких случаях может сопровождаться словами, подчеркивающими его значение (Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых. - С.-Ц. ).
Синонимы используются и в функции разъяснения [Я употребляю его (слово «обыденный») в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный. - Т. ]. При употреблении специальной лексики, иноязычных слов, архаизмов, которые могут быть непонятны читателю, писатели часто поясняют их синонимами (Началась анархия, то есть безначалие. - С.-Щ. ).
Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых ими понятий ; в этом случае автор обращает внимание на различия в их семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать. - Ч. ).
В особых случаях синонимы выполняют функцию противопоставления (Он, собственно, не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. - Купр. ).
Важнейшая стилистическая функция синонимов - функция замещения , когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках... Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах. - Т. ).
Антонимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать .
Антонимы объединяются в пары по контрасту. При изучении антонимических отношений между словами необходимо учитывать, что у многозначных слов в антонимические отношения иногда могут вступать отдельные их значения. Например, слово день в значении «часть суток» имеет антоним ночь , а в значении «сутки, дата» вовсе не имеет антонимов. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Однако многозначное слово может иметь и один антоним, который тоже выступает в нескольких значениях. Например: верхний в значении «находящийся наверху, выше прочих» имеет антоним нижний в значении «расположенный внизу» (верхняя - нижняя ступенька).
В современной науке явление антонимии рассматривается как особая дополнительная характеристика лексического значения слова. Однако в речи могут противопоставляться любые слова, иногда даже очень близкие по значению. Например, у Пушкина: Ученых много, умных мало, знакомых тьма, а друга нет. Такое сопоставление слов в контексте не делает их антонимами. В речи часто противопоставляются слова, связанные в сознании говорящих ассоциацией по смежности понятий (родители и дети, брат и сестра, луна и солнце, волки и овцы). В таких случаях иногда говорят о констектуальных антонимах, но этот термин критикуют, так как антонимия предполагает регулярность противопоставления слов с противоположными значениями.
Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма ; Мягко стелет, да жестко спать . Классические примеры использования антитезы дает русская художественная литература: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен (П.).
Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое) – яркого стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов. Сочетание антонимов в «чистом виде» в оксюмороне встречается редко [«Начало конца» (заголовок статьи), «Плохой хороший человек» (название кинофильма), В разгар периода застоя… (из газ.)]. В большинстве случаев слова, имеющие противоположное значение, соединяются как определяемое и определяющее [«Крупные мелочи», «Дорогая дешевизна», «Неудобные удобства» (заголовки)], поэтому их нельзя считать антонимами в точном значении термина (антонимы должны принадлежать одной части речи). Яркие оксюмороны создали русские поэты [Люблю я пышное природы увяданье (П.); - Мама! Ваш сын прекрасно болен! (Маяк.)].
На антонимах строятся каламбуры : Где начало того конца, которым оканчивается начало? (К.П.) Было так поздно, что стало уже рано (Солж.). В таких случаях игра слов возникает благодаря употреблению многозначных слов, которые выступают как антонимы не во всех значениях (ср.:Молодая была уже не молода. - И. и П.).
Омонимия (от гр. homos - одинаковый, ónyma - имя), т.е. совпадение в звучании и написании слов, различных по значению, внешне напоминает многозначность. Например: брак в значении «супружество» и брак - «испорченная продукция». Омонимия - это случайное совпадение слов, в то время как полисемия - наличие у слова разных исторически связанных значений.
Однако другая часть лингвистов проводит границу между полисемией и омонимией по-иному. А именно, если большинство людей видит в двух совпадающих словах общий оттенок смысла (как говорят лингвисты, «общий семантический элемент»), то это - полисемия, а если не видит, то это - омонимия, даже если слова имеют общее происхождение. Например, в словах «коса» (инструмент) и «коса» (причёска) замечаемым большинством людей общим семантическим элементом является «нечто длинное и тонкое».
Омонимы - слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению. Омофоны (фонетические омонимы) - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению (луг - лук). Омографы (графические омонимы) - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению (кружки - кружки, попадают - попадают, сорок - сорок и т.п.). Омоформы (грамматические омонимы) - это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени – лечу.
Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись ), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя ). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.
Можно выделить:
1) паронимы, имеющие разные приставки (опечатки - отпечатки );
2) паронимы, отличающиеся суффиксами (безответный - безответственный, существо - сущность );
3) паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой - производную с приставкой (рост - возраст ), с суффиксом (тормоз - торможение ), с приставкой и суффиксом ().
Большинство паронимов близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками (длинный - длительный, желанный - желательный, гривастый - гривистый, жизненный - житейский, дипломатичный - дипломатический ). Значительно меньше паронимов, резко отличающихся по смыслу (гнездо - гнездовье, дефектный - дефективный ). Особую группу образуют паронимы, которые при большом семантическом сходстве различаются лексической сочетаемостью (постройка - строение, наследие - наследство, выполнять - исполнять). Паронимы могут отличаться стилистической окраской, сферой употребления [ср.: пошив (спец.) - шитье (межст.); работать (общеупотр.) - сработать (простореч.) и (спец.) ].
Изучение паронимов ставит вопрос об их отношении к омонимам, синонимам и антонимам. Еще Ш. Балли указывал на близость паронимии и омонимии, определяя паронимы как псевдоомонимы. Однако омонимы и паронимы только похожи друг на друга, но при омонимии наблюдается полное совпадение разных по значению слов, а при паронимии - лишь их подобие, так как они обязательно чем-нибудь отличаются в словообразовании. К тому же в основе слов-паронимов лежит корневой, этимологический признак, а в основе слов-омонимов - только случайное совпадение в написании и произношении.
Паронимы отличаются и от синонимов . При паронимии расхождение в значениях созвучных слов обычна настолько значительно, что замена одного слова другими невозможна. Синонимы же, хотя и могут отличаться оттенками в значениях, предоставляя автору право широкого выбора наиболее подходящего по смыслу слова, обычно допускают взаимозаменяемость.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение. Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности. Грамматическое значение слова – это общее значение слов, как частей речи.
Омонимы Омонимы Полные Полные Частичные Частичные Слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах. Слова, разные по значению, совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах. Многозначные слова Омонимы Слова, имеющие несколько лексических значений, т.е все их значения, связаны между собой по смыслу. Ручка(двери)- ручка(человека) Зерно(пшеницы)-зерно(истины) слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Разновидности омонимов: Омонимы появляются в результате заимствования из других языков. Различия многозначных слов и омонимов Например: балка (брус) - заимствовано из немецкого языка и балка(овраг) - исконно русское слово.
Художественный прием, основанный на явлении омонимии называется каламбур. ОМОФОРМЫ ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельной формы слов: Лечу(от лечить – лечу (от летать) ОМОФОНЫ ОМОФОНЫ – так называемые фонетические омонимы (совпадающие по звучанию, но различные по нависанию) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. ОМОГРАФЫ ОМОГРАФЫ – слова пишутся одинаково, но произносятся по- разному, в зависимости от ударения Пое́м – поё́́м Атлас - атлас́с
Проверь себя! Красивый – прекрасный, замечательный, изумительный Дружба – сотрудничество, товарищество Смеяться – хохотать, веселиться, прыскать Множество – большое количество Дефект – изъян Воспоминания – ностальгия Осторожность – предусмотрительность Защитник – заступник Торжественность – пафосность Преимущество – приоритет Победить – одержать победу Близкий – родной Группа синонимов образует синонимический ряд.
Градация: В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: (Чак.) В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)
Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре называют паронимами. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Ошибки бывают часто связаны с неправильным пониманием смысла приставок, суффиксов, которые могут не только придавать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Самолюбие – себялюбие, союзник - сообщник ПАРОНИМЫ
Антонимы Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой - считай волком. На Руси не все караси - есть и ерши. Широко используются писателями и поэтами, как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон. Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка - Русь. В названиях многих произведений используется антитеза: Преступление и наказание Ф. Достоевского, «Война и мир» Л. Толстого Оксюморон - это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда.
Работа с учебником Упражнение 25 (письменно) Упражнение 25 (письменно) Существительное ПрилагательноеГлагол Наречие Радость – грусть Друг – враг Зло – добро Тьма – свет Земля – небо Начало - конец Смелый – трусливый Горький – сладкий Горячий – холодный Узкий – широкий Больной – здоровый Длинный – короткий Чистый - грязный Найти – потерять Говорить – молчать Любить – ненавидеть Смеяться – грустить Вспомнить - забыть Много – мало Вверху - внизу
Итоги урока Что нового вы узнали на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Какие виды работы на уроке вам понравились больше? Какие виды работы на уроке вам понравились больше? Что осталось вами непонятым? Что осталось вами непонятым? Что еще вы бы хотели узнать? Что еще вы бы хотели узнать? Оцените свои знания по теме. Оцените свои знания по теме.
Домашнее задание Выучить определение омонимов, синонимов, паронимов, антонимов, градации, антитезы, оксюморона. Выучить определение омонимов, синонимов, паронимов, антонимов, градации, антитезы, оксюморона. Подобрать фразеологизмы о труде и учебе. Подобрать фразеологизмы о труде и учебе. Сделать обзор существующих словарей. Сделать обзор существующих словарей. Индивидуальное задание: Сделать обзор электронных словарей онлайн (ссылка на сайте)
Общеславянские слова – унаследованы от древнерусского языка, существовавшего до V-VI вв. нашей эры. К ним относятся названия лиц по родству; занятий и орудий труда; жилища одежды домашней утвари. Восточнославянские – возникли в XI – XIV вв. Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков. Собственно русские слова – появились с XIV в. К ним относятся все слова, за исключением заимствований иноязычных. Старославянские - слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В IX в. Этот язык был письменным языком некоторых стран, а в конце X в. распространился на Руси. Диалектизмы характерны для речи населения какой либо области, района. Есть, например, слова, употребляемые жителями северных областей. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ
Отличие историзмов от архаизмов – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Примеры: боярин, вече, опричник и т.д. – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Примеры: брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щёки и т.д.
СЛОВАРИ Грамматические Филологические -двуязычные - орфографические - орфографические - орфоэпические - орфоэпические -этимологические -этимологические -исторические -исторические -фразеологические -фразеологические -иностранных слов -терминологические -терминологические-диалектные -словари языка писателей -словари речевых -словари речевых неправильностей и трудностей неправильностей и трудностей
СЛОВАРИ Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: -синонимов -синонимов -антонимов -антонимов -паронимов -паронимов Но самые давние словари – это ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ. В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по по общим свойствам вещей или понятий: Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство»
Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый - отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.
Роль синонимов в тексте Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют: - уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными , вычурными ,невероятными . (И. Е. Репин); - выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это - моя родина , моя родная земля , мое отечество , - и в жизни нет горячее , глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой); - обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно былоочаровывать , пленять , сводить с ума . (А. П. Чехов); Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я люблю их, мое сердце их жаждет . (Ф. М. Достоевский); - более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцемсмущения , стыдливости , застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров) |
Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.
Роль антонимов в тексте Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют: - уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее: Богатство и бедность , старость и молодость ,красота и безобрази е - это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М. И. Цветаева); Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н. Толстой); - дать более полную характеристику какого-либо явления; - выразить авторскую оценку обозначаемого: В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры , с другой - ручеек литературы подлинно художественной . (Из газет); - усилить передаваемое содержание: Так, бросаем то в жар , то в холод , то в свет , то в темень , в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить , Которое усталоненавидеть . (Н. А. Некрасов) |
На использовании антонимов основан специальный стилистический прием - антитеза .
Омонимы (слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения: брак - изъян и брак - женитьба, брань - ругань и брань - война, лавка - скамья и лавка - магазин, крутой берег и крутой кипяток, снять фильм - снять шляпу), а также омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию: компания - кампания, обижать - обежать, придел - предел, седеть - сидеть ), омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению: мукá - мýка , сéло - селó , домá - дóма ) и омоформы (слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах: мой дом - мой руки, три товарища - пятно три тщательно) широко используются в тексте для создания его выразительности.
Для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):
«Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте
...» И его уволили
. (Э. Кроткий)
Паронимы , т. е. слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения(индивидуальность - индивидуализм, дымный - дымовой, шумный - шумливый, плата - выплата), обладают большой выразительной силой.
Для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения автора:
Для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта:
Его называют мэтром
, какой же это мэтр
, это сантиметр! (К. Чуковский)
Комментарий. Здесь происходит обыгрывание паронимов: мэтр - метр .
Внимание! Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.
Упр. 42. Подумайте, почему В. М. Шукшин из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал выделенный.
Теперь
(ныне, нынче, сегодня, сейчас, в настоящее время) много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных
(родня, родственники), я вижу на одном кресте: «Ермолай...вич Емельянов».
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю - стою над могилой, думаю
(мыслить, размышлять, рассуждать, раздумывать).
И дума
(мысль, размышление, раздумье, помысел) моя о нем - простая
(бесхитростная, незамысловатая, немудреная, обыкновенная).
Вечный был труженик, добрый
(добродушный, добросердечный, отзывчивый, сердечный, золотое сердце) и честный человек.
Упр. 43. Спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту.
У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни - это совсем не так мало, как может (6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый, любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все (9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, - и вы (11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.
Авторский вариант: 1 - плохая, 2 - записывать, 3 - как правило, 4 - теряются, 5 - исчезают, 6 - показаться, 7 - любой, 8 - свой, 9 - встречи, 10 - события, 11 - убедитесь, 12 - восстановить.
Упр. 44. Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте.
1) Облетела листва.
Сразу стало светлей
Между голых, нагих, обнаженных ветвей.
Пурпур с золотом - вся мишура облетела.
Обнажается дерева черное тело. (Б. А. Слуцкий)
2) Облачные белые одежды
Распахнув недрогнувшей рукой,
В первый раз
Не с верой,
А с надеждой
На небо взирает род людской.
Не глядит, не смотрит, а взирает,
Как его ракеты озаряют,
Вырывают из кромешной мглы
Неба захолустные углы. (Б. А. Слуцкий)
Упр. 45. Найдите в тексте синонимы. Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно.
1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. Мастер не спешит к концу... (Л. А. Озеров)
2) И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой... (Ф. И. Тютчев)
3) Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится. (Н. В. Гоголь)
4) Больше б мог, да было к спеху,
Тем, однако, дорожи,
Что, случалось, врал для смеху,
Никогда не лгал для лжи. (А. Т. Твардовский)
Упр. 46. Укажите в данных стихотворениях М. Ю. Лермонтова антонимы. Определите, с какой целью они используются автором.
1) Ах, если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки, -
Пусть истину скрывает ложь:
Что ж делать - все мы человеки.
2) Таит молодое чело
По воле - и радость и горе,
В глазах - как на небе светло,
В душе ее тёмно, как в море.
3) В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись - и разойдемся вновь,
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.
Упр. 47. Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.
1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила - там и слабость, где слабость - сила, радость - горе, легкость - трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов) 2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и безжалостна - смотря по настроению. (А. П. Чехов) 3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И. А. Бунин) 4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность - трудом, скуку - радостью, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов)
5) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
Упр. 48. Найдите в текстах омонимы, омофоны, омоформы и омографы. Определите их стилистические функции.
1) Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала.
Речка в облачной опушке,
И черты ее не четки.
Сосны на лесной опушке
Дождика перебирают четки. (Я. Козловский)
2) Вечеру дали
Бочку чернил.
Синие дали
Вечер чернил. (Я. Козловский)
3) Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем,
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы. (С. Шевцов)
4) Любил студентов засыпать
Да, видно, оттого,
Что те любили засыпать
На лекциях его. (С. Я. Маршак)
5) Сев в такси,
Спросила такса:
- За проезд какая такса? (Я. Козловский)
Упр. 49. Укажите, на каких языковых явлениях основана выразительность предложений.
1) Классиков нужно не только почитать, но и почитывать. 2) Истина рождается в споре, а не в ссоре. 3) Мы не хотим сделать гуманитарные науки, в частности стилистику, строго научной дисциплиной. Но не забудем: мудреность еще не мудрость, а от «синусов» филология, может быть, вправе ждать чудес, но никак не чудачеств. (Ю. Стрелков) 4) Голос Маяковского: шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм). (И. Северянин)
Упр. 50. Определите, какие лексические средства создают выразительность газетных заголовков.
Падение идолов или кризис идеалов?
Чрезвычайные мэры.
Путч коммунизма.
Дипломированные созерцатели и грамотные созидатели.
Похожая информация.