Начертания различных видов шрифтов. Наиболее известная классификация шрифтов — по их анатомии

Большинство шрифтов конца XX века в основной массе или копируют, или варьируют старые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики.

В исторической классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа:

· Антиква.

Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст мало заметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.

· Египетские.

Египетские шрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (причем некоторые имеют форму брусочков, например, Мемфис, отсюда современное название шрифтов - брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек.

· Гротеск.

Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия (франц. Grotesque - причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.

Все типографские шрифты условно можно разделить на следующие категории:

· Текстовые.

Это шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей - от 0 до 12 пунктов.

· Титульные.

Это шрифты более крупных кеглей - от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые - как текстовые, вторые - как титульные.

· Акцидентные

Данные шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.

Классификация шрифтов по ГОСТу.

В государственном стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованны три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные - переходной, обыкновенные - классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые (например, гарнитура Центральная) вместе с другими «нарушителями» стандарта оказались за пределами классификации.

Гарнитуры - это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю. В ГОСТе насчитывается около 40 типографских шрифтов, а в практическом обиходе гораздо больше, что позволяет и индивидуализировать и разнообразить шрифтовое оформление периодических изданий. Таким образом, в соответствии с классификацией типографских шрифтов согласно ГОСТу, выделяют следующие группы:

· Группа рублёных шрифтов.

В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная,

· Букварная группа шрифтов.

Группа шрифтов с едва наметившимися засечками

Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например, Октябрьская.

· Группа медиевальных шрифтов.

Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.

· Группа обыкновенных шрифтов.

Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.

· Группа брусковых шрифтов.

Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.

· Группа новых малоконтрастных шрифтов.

Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.

· Группа дополнительных шрифтов.

В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

Классификация компьютерных шрифтов.

Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники, художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Но новые технологии потребовали и новых классификационных характеристик шрифтов, обусловленных системными и фирменными различиями компьютеров и той языковой средой, в которой они создавались. Ниже приводится следующая классификация шрифтов, принятая в семействе операционных систем Microsoft Windows:

· Roman - эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони).

· Swiss - группа рубленых шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и другие).

· Modern - группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер);

· Script - группа рукописных шрифтов;

· Decorative - группа декоративных шрифтов;

Однако, данная классификация носит довольно общий характер. Компьютерные шрифты классифицируются также по методам их цифрового описания. По этой классификации шрифты бывают растровыми, векторными и алгоритмическими.

· В растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра, по сути, являясь обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в программах с текстовым интерфейсом и в консоли. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.

· В векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет увеличить масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueType, OpenType.

· Алгоритмические шрифты используют специальные языки описания символов. Они содержат команды управления, описания переменных и массивов, ассортимент расчетных функций и функций обмена с внешней средой. Алгоритмические шрифты характеризуются наибольшим ассортиментом возможностей при формировании символов, а также гибкостью при определении графемы, а затем и других параметров (в том числе и дизайна). Недостаток их заключается в трудоёмкости построения шрифтов.

Классификация шрифтов по назначению.

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, рекламные, газетные, плакатно-афишные, декоративные, картографические.

Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном - другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.

Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым, но экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе. С производственно-технологической точки зрения среди требований к шрифтам относят точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине. Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. Исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен. Результаты исследований также показали, что текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50 процентов; курсив читать труднее, чем прямое начертание; очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты «старого стиля» удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля «модерн» лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.

До сих пор не обрела полной отчётливости, даже при их разделении на различные классы и категории, описанные в разное время преданными поклонниками искусства типографики. Одни могут подходить к классификации шрифтов индивидуально, другие - рассматривать её в виде общей структуры, я же искренне верю, что это различие подходов сохранится навсегда. Дело не в проведении классификации как таковой, главным объектом нашего интереса должна быть специфика работы дизайнеров над каждым отдельным неповторимым вариантом начертания.

Структура символа

Давайте начнём с рассмотрения структуры символа:

1. Строка основания - воображаемая линия, несущая на себе все символы, их "насест".

2. Линия прописных - воображаемая линия, проведённая по макушкам заглавных букв. Она может равняться высоте верхних выносных элементов строчных букв, но может и отличаться от неё, в зависимости от начертания.

3. Линия строчных - горизонтальная линия, прочерченная по макушкам большинства строчных букв, таких как “a”,”c”, “e”, “x”.

4. Подстрочный (нижний выносной) элемент - часть букв “g”, “j”, “p”, “q”, “y”, расположенная ниже строки основания.

5. Надстрочный (верхний выносной) элемент - противоположность подстрочного. Венчает строчные буквы “b”, “d”, “f”, “h”, “k”, “l”, “t”.

Все мы можем обсуждать классификации шрифтов с засечками или без. К сожалению, не слишком многие понимают подлинное различие между ними:

6. Засечка - дополнительный штрих в изображении буквы. Шрифт без засечек, как можно догадаться, их лишён; края его символов не имеют "ограничителей".

7. “x”-высота - высота строчной буквы “x”. На первый взгляд, это значение может показаться, как бы, лишним, однако, в CSS-программировании оно принято за единицу измерения (главным образом, потому, что у строчной буквы “x” нет ни верхних, ни нижних выносных элементов).


01. Шрифты "старого стиля" или "Альдине"

Эти шрифты были разработаны печатниками эпохи Возрождения, и содержат множество элементов, заимствованных из древнеримского письма. Ряд специалистов считают "старый стиль" синонимом "Альдине", другие причисляют "Альдине" к разновидностям "старого стиля" (вместе с гуманистическими шрифтами). Их отличительные характеристики: слабый/средний контраст между широкими и узкими штрихами, а также округлые, как правило, засечки. Отчётливость этих шрифтов в текстах для чтения великолепная.

Наиболее популярные шрифты этой группы: Garamond, Minion Pro, Palatino, Centaur и Bembo.


02. Шрифты промежуточного типа

Как следует из её названия, эта группа совмещает в себе элементы "старого стиля" и современных шрифтов. Шрифты этого типа характеризуются следующими отличиями: высота прописных букв равна высоте строчных с верхними выносными элементами, стыки штрихов покатые или плоские, осевые компоненты тоже слегка смещены или уплощены. Округлые засечки отчётливы более, чем у шрифтов "старого стиля", но менее, чем у современных.

Самый широкоиспользуемый шрифт данного семейства - однозначно, Times New Roman.


03. Современные или дидотовские шрифты

У этих шрифтов очень заметные особенности: тонкие горизонтальные и массивные вертикальные штрихи, резко контрастирующие между собой, а также лишённые округлости вертикально направленные засечки. Современные шрифты появились в восемнадцатом столетии, их разработчиками были семья французских печатников Дидо (Didot) и итальянский издатель Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni).

Наиболее значимые представители этой группы шрифтов: Century, Bodoni, Didot и Bookman.


04. Шрифты с прямыми засечками

Современные, "нового стиля" шрифты получили широкую известность, однако, шрифты данной группы имеют собственные яркие особенности. Прямоугольные и более крупные засечки; однородный по плотности элементов контур с обычно перпендикулярными ровным краям штрихов засечками. Пять отдельных подгрупп шрифтов: "египетские", "Кларендон", "итальянские", "латинские" и "этрусские".

Примеры шрифтов с прямыми засечками: Rockwell, Memphis, Figaro и Excelsior.


05. Шрифты без засечек

Этот вариант начертания был разработан в начале девятнадцатого века, но добиваться популярности ему пришлось ещё почти сто лет. Основная его особенность - полное отсутствие засечек. Эти шрифты впечатляют своей простотой и практичностью. Их считают наиболее обобщённой формой графического представления алфавита.

Самые значимые представители этой группы: Helvetica, Arial, Futura, Century Gothic и Gill Sans.


06. Готические рукописные шрифты

Они словно вышли из-под пера усердного каллиграфа где-нибудь в Европе времён Гутенберга, что помогает очень легко установить их происхождение. Готические рукописные шрифты отличаются изысканной витиеватостью букв и применяются, в основном, при оформлении дипломов, приглашений и прочих официальных бумаг/документов. Лучше всего использовать только их строчные символы, без заглавных букв. Другие названия шрифтов данной группы - Старинное английское письмо (Black Letter) или Староанглийская готика (Old English).

Наиболее известные среди этих шрифтов: Cloister Black Lite, Black Forest и Linotext.


07. Рукописные шрифты

Своим начертанием они имитируют письмо от руки. Смотрятся естественно, а их сильно закруглённые символы напоминают связную скоропись. Шрифты данной группы не отличаются хорошей разборчивостью.

Удачные образцы таких шрифтов: Rage Italic и Cristopherhand.


08. Декоративные или "галантерейные" шрифты

Декоративные шрифты легче сгруппировать. Их нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных категорий. Они предназначены, главным образом, для того, чтобы придавать надписям определённое настроение, помогать им выделяться своей оригинальностью, и именно поэтому применение таких шрифтов в печати и веб-среде весьма ограничено.


09. Значки или шрифты-комплекты типографских пометок

Кто-то здорово придумал взять и заменить буквенно-цифровой набор символов значками, рисунками, картинками, - так и появились орнаментальные символьные комплекты. Область их применения трудно чётко определить, но иногда они могут очень пригодиться, а бывают и весьма выразительными внешне.


Заключение

Не могу сказать, что предложенная в моей статье классификация шрифтов - единственно верная, но в её основу легли мои лучшие наработки за долгие годы практики; это всего лишь удачная возможность сравнить свойства различных шрифтов, а также, что важнее, выделить для себя те структурные элементы, наличие которых позволяет включить отдельную буковку в обширное семейство (шрифтов). Если ваша классификация лучше моей, я бы с удовольствием познакомился с ней через раздел комментариев.

На первый взгляд кажется, что за всю историю письменности придумано так много шрифтов, что разобраться в них просто невозможно. На самом деле все гораздо проще и все эти бесконечные вариации окружностей и палочек легко умещаются в стройную и простую систему.

Все шрифты делятся на четыре большие группы, как времена года или стороны света:

  • Антиква (с засечками)
  • Гротеск (без засечек)
  • Рукописные (имитирующие человеческий почерк)
  • Акцидентные (для заголовков и плакатов)

Антиква

Стиль: академический, классический, традиционный, консервативный, элегантный.
Применение: деловые газеты, научные статьи, книги, учебники, документация.

Если бы шрифты можно было бы сравнить с цивилизациями, антиква, несомненно, была бы представителем западной. Эти шрифты формальны, строги и имеют самую длинную историю. У них традиции и манеры. Особенность антиквы, как уже говорилось, засечки - накрахмаленные воротнички и манжеты букв, элементы, которые делают шрифт устойчивее, основательнее, аккуратнее. Антикве хорошо удается передавать смысл деловых документов, научных справочников и статей, больших объемных текстов. Бизнесмен с газетой скорее всего пробегает глазами антикву, студент, сдающий сессию, имеет дело с засечками.

Антиква старого стиля

Скругление засечек в местах примыкания к основному штриху и наклонная ось овальных элементов, умеренная контрастность.

Переходная антиква

Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля.

Антиква нового стиля

Отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками.

Брусковая антиква

Разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Как, например:

Гротеск

Стиль: современный, легкий, нейтральный, функциональный.
Применение: деловые, технические и электронные документы, учебная литература, архитектура, интернет и цифровые технологии.

Это, несомненно, шрифтовой север - минималистичный, четкий, функциональный и прямолинейный, как шкаф из Ikea, не терпящий никаких излишеств, как например засечки антиквы или росчерки рукописных шрифтов. Эти элементы, как атавизм, исчезли за ненадобностью. Гротескные шрифты - это новая история, конструктивизм и Баухаус, космос и компьютеры. Лента Фейсбука - гротескный Gotham. Компании Microsoft, Panasonic и даже NASA.

Старые гротески

Переходное звено в шрифтовой эволюции от антиквы до гротеска, буквы с небольшим контрастом. Примеры: Franklin Gothic, Akzidenze Grotesk

Новые гротески

Самые нейтральные, одноширинные шрифты почти без контраста. Примеры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica, Univers.

Гуманистические гротески

Имеют большую контрастность в толщине штрихов. И гуманистическими они названы не случайно, а потому что напоминают рукописные (пером). Примеры: Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.

Геометрические гротески

Как ясно из названия, строятся на основе геометрических форм. Пример: Futura, Geometria.

Рукописные шрифты

Стиль: поэтический, художественный, декоративный.

Применение: оформление приглашений, альбомов, изысканные заголовки, вывески, поздравительные открытки.

Представьте себе сосредоточенного китайского мастера, выводящего пером иероглифы. Да, рукописные шрифты прекрасны, непостоянны и изящны, как восток. Они кружат своими росчерками, как турецкие дервиши, и чаще похожи на арабскую вязь и иероглифы. В рукописных шрифтах слишком много непостоянства, поэтому они кажутся человечнее и могут служить классической поэзии (как, например, формальные) и современному уличному искусству (как неформальные). Но слишком много на них не прочитаешь - в больших объемах они становятся приторными, как халва. Рукописные шрифты легко отличить по окончанию sсript в названии.

Формальные рукописные

Неформальные рукописные

Не такие старомодные как формальные и в принципе, похожи на большинство почерков современного человека, не обладающего каллиграфическим навыком. Примеры: Mistral и Brush.

Акциндентные шрифты

Стиль: декоративный, народный, фантазийный.

Это все странные, стилизованные, художественные, дизайнерские и слегка ненормальные шрифты. Читать с их помощью большие объемы текста – получится едва ли. Они лишь могут обрамлять его, быть эдакой вишенкой на торте. Акцидентные не знают правил, их начертания ограничиваются только фантазией дизайнера. Их уместно сравнить с пестрым многообразием юга: экзотической флорой и фауной джунглей или магическими орнаментами африканских племен. Реклама, вывески, заголовки, логотипы, словом все, что умещается в двух-трех словах - вот ареал обитания этой группы.

Сегодняшняя статья является частью материала бесплатного e-mail курса по основам графического дизайна (доступ к которому в ближайшее время будет открыт) из раздела типографики. Знания, которые даются в ней, обязательны для изучения. Вначале может показаться, что пара новых слов-терминов мало на что может повлиять, но это в корне не так.

Знания о классификации шрифтов, их особенностях, эпохе создания и т.д. очень полезны (и даже незаменимы), когда речь идет о сочетании различных шрифтов в одной работе. Существует достаточно много вариантов разделения шрифтов по группам, но чтобы составить более менее общее представление, достаточно запомнить два основных.

Наиболее известная классификация шрифтов — по их анатомии:

С засечками (Антиквы, Serif)

На каждой букве в таких шрифтах присутствуют засечки (думаю, объяснять, что это такое, не стоит), что и стало основой бесхитростного названия данной группы. Они часто используются для сплошного текста в верстке печатных изданий; для набора подобного текста в web антиквы были признаны трудночитаемыми и уступили место гротескам. Антиквы отлично подходят для заголовков.

Шрифты с засечками бывают:

  • Старого стиля (Old Style)
    По названию нетрудно догадаться, что это одни из первых шрифтов. Их также называют гуманистической антиквой, истоки которой уходят в далекий XV век. Эти шрифты каллиграфичны и разрабатывались как имитация рукописного текста того времени. Основным их признаком является ярко выраженный наклон оси овалов, малая контрастность (разница в толщине основных и дополнительных штрихов), наклоненная ось строчной «е» и характерная капелька строчной «а». Высота строчных букв достаточно маленькая.Примеры гуманистической антиквы: Centaur, Adobe Jenson, Goudy Old Style, Guardi, Arno.
  • Гаральды (Old Style)
    Иначе их еще называют итало-французской антиквой старого стиля или Альдине. Начало развития этих шрифтов датируется примерно концом XV века. Контраст их символов выражен немного больше, наклон оси овала становится меньше и приближается к перпендикуляру. Ось строчной «е» параллельна базовой линии шрифта. Засечки — изящнее, буквы — пропорциональнее, а высота строчных букв — больше. Достаточно часто Гаральды не выделяют в отдельную группу, либо причисляют к переходной антикве.Представители этого типа шрифтов: Bembo, Dante, Adobe Garamond, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Caslon, Sabon, Palatino, Galliard.

  • Переходного стиля (Transitional Serif)
    Название говорит нам о шрифтах, которые являлись ступенью при переходе от антиквы старого стиля к новому стилю. Этот переход начался примерно в конце XVII века. Особенностью этого стиля является усиление контраста основных и дополнительных штрихов. Оси овалов становятся вертикальными или имеющими незначительный наклон, а засечки плавными.Таких шрифтов не так уж и много, наиболее известны Baskerville, Joanna, Melior, Clearface. Иногда в эту группу зачисляют гарнитуру Caslon, так как в этих шрифтах можно проследить признаки переходной антиквы, но обычно ее относят к антиквам старого стиля.

  • Нового стиля (Modern Serif)
    В середине XVIII века тенденция, характерная для переходной антиквы, нашла свое логическое завершение в лице новой антиквы. Как вы могли заметить, этому «новому» стилю уже более 250 лет, но такое название к этому виду антиквы прилипло довольно прочно.Контраст между основными и дополнительными штрихами (а также засечками) достигает в них своего апогея, иначе говоря становится «толщиной с волос» или hairline. Силуэт букв четкий и официальный. Антиква нового стиля очень хорошо подходит для заголовков и считается акцидентной (что это означает читайте далее). Следовательно не рекомендуется использовать ее для набора больших блоков текста.

    Самые яркие представители этого типа — Bodoni и Didot. Также сюда относятся Basilia, Aviano, Walbaum, Ambroise и Scotch Roman.

  • Брусковые (Slab Serif, Египетские)
    Этот тип шрифта отличить очень легко по необычной форме его засечек — они прямоугольные. Контраст выражен незначительно. Как обычно, существуют некоторые исключения из этого правила, в некоторых классификациях их считают отдельным типом антикв. Например, гарнитура Clarendon, которая выглядит более «легкой» за счет повышенного контраста и немного скругленных засечек.Примеры: Baltica, Bruskovaya, Grenader, Xenia.

Без засечек (Гротески, Sans Serif, Рубленные)

Время рождения гротесков — начало XIX века. Как снова нетрудно догадаться их основной отличительной особенностью является полное отсутствие засечек. Они подразделяются на геометрические (основываются на правильных фигурах, и толщина штрихов не изменяется, например, Helvetica) и гуманистические (имеют небольшой контраст между штрихами и более каллиграфичны по сравнению с геометрическими, например, Optima).

Гротески — это простота и практичность. К ним относят Helvetica, Arial, Futura, Century Gothic, Gill Sans и др. Как говорилось ранее, такие шрифты отлично подходят для написания сплошного текста, особенно для web-страниц.

Рукописные

Первые подобные шрифты были разработаны в VXII-XVIII веках. Некоторые из них основывались на почерке известных мастеров. Такие шрифты очень элегантны. Они не подходят для набора сплошного текста, но замечательно смотрятся в заголовках.

Второй распространенный вид классификации — по роли шрифта.

По этому критерию выделяют текстовые (или наборные), акцидентные (заголовочные, выделительные) и декоративные шрифты .

Текстовые шрифты предназначаются для набора сплошного текста (больших блоков), следовательно их самой важной характеристикой является удобочитаемость. При этом требуется не только обеспечивать легкость прочтения каждой отдельной буквы, но и легкость восприятия слов и фраз.

Акцидентные шрифты проектируются в расчете на использование крупных кеглей. Их второе название «заголовочные» дает отчетливо понять область применения таких шрифтов. Разборчивость в данном случае уходит на второй план (но остается важной), а на первый выходит привлечение внимания. При этом шрифт не должен быть слишком «агрессивным», чтобы полностью не отвлечь внимание от основного текста.

Роль декоративных шрифтов отчасти похожа на роль заголовочных — они должны привлечь внимание. Но если заголовочные привлекают внимание с целью дальнейшего прочтения текста, то декоративные шрифты должны отвлечь все внимание на себя. Это как театр одного актера.

Обязательно «попробуйте на вкус» каждый из видов шрифтов: почувствуйте их настроение, их выразительность и настрой, а также их сочетания друг с другом.