Обряд миропомазания. Что происходит во время таинства миропомазания


Миропомазание - таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.

Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин.

При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги - с произношением слов: "Печать дара Духа Святого, аминь".

Совершительные слова таинства Печать дара Духа Святого указывают на значение его и действия его. Оно является:

а) завершительным актом присоединения к Церкви , утверждением, или печатью присоединения,

б) печатью благодатных сил , даруемых в нем для укрепления и возрастания в жизни духовной.

Апостол Павел говорит: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши" (2 Кор. 1, 21-22).

Благодатные, дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, например, пророкам, апостолам, царям).

Эти дары Святого Духа первоначально подавались в первенствующей Церкви через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.

Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Освящать святое миро могут только епископы.

Св. отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с миропомазанием. Hrisma, hristos значит помазание, помазанник. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: "Сделавшись причастниками Христу, вы достойно именуетесь христианами, т.е. помазанными, и о вас Бог сказал: «не прикасайтесь помазанным Моим» (Пс. 104, 15).

Присоединение к Православию

Также совершается это таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения.

В Православии существует три чина их присоединения к Церкви:

1. Через Таинство Крещения.

2. Через Таинство Миропомазания.

3. Через Таинство Покаяния.

При определении того, каким чином следует присоединять к Православию инославного, имеют значение критерии степени сохранности веры в том исповедании, к которому он принадлежал.

Второй чин, который предполагает присоединение к Православию через Миропомазание , совершается над протестантами, имеющими правильное Крещение, но не миропомазанными, а также над армянами и католиками, над которыми не было совершено это Таинство.

Протестанты не только не признают Таинства Миропомазания, но и не имеют непрерывного иерархического преемства, которое Православная Церковь признает необходимым условием правильности совершения Таинств (правила Второго, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов). Что касается католиков и армян, то они получают правильное Миропомазание, а потому чрез это Таинство принимаются только те из них, которые не были миропомазаны. Чин принятия в Православную Церковь лиц указанных исповеданий состоит из оглашения и самого Миропомазания.

Через Миропомазание присоединяются к Православной Церкви и немногочисленные "древние" еретики: македониане, новациане, ариане и аполинариане.

О таинствах. Таинство Миропомазания

Понятие о Таинстве

Миропомазание есть таинство, в котором верующие,

при помазании святым Миром частей тела

во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, возращающие и

укрепляющие к жизни духовной

(Православный катехизис).

Сообщение благодатных даров Святого Духа новокрещенным, подаваемое теперь в Миропомазании, первоначально в апостольское время совершалось чрез молитву и возложение рук. Но с умножением верующих и крестившихся эта внешняя первоначальная форма таинства (руковозложение) была заменена уже при апостолах и их преемниках помазанием Миром (1 Ин. 3, 20, 27; 1 Кор. 1, 27).

В III и IV веках чин Миропомазания достиг своего полного развития и слагался уже из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром - с произнесением известных слов, руковозложение, - главным образом в Западной Церкви, - соединенное с молитвой и крестным знамением; крестное знамение называлось печатью в отношении к Миропомазанию.

В IV веке таинство совершалось чрез помазание Миром непосредственно после Крещения (Лаодикийский Собор, 48 пр.). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (Второй Вселенский Собор; Трулльский Собор, 7 пр.; Кирилл Иерусалимский, 95 пр.). Самое помазание совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви Дионисия Ареопагита, блж. Августина, свт. Амвросия и др.

Обрядовая сторона таинства Миропомазания состоит из двух частей: из освящения Мира и собственно помазания.

ОСВЯЩЕНИЕ МИРА

Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. В настоящее время Миро освящается через год в Москве патриархом.

В состав Мира, кроме воды, елея и вина, входит в определенных дозах до 30, а иногда и более, различных благовонных веществ: благовонные масла (бергамотовое, гвоздичное, померанцевое и др.), различные ладаны (росный, простой белый и черный и др.) и корни (фиалковый, имбирный, кардамонный и др.), благовонные цветы (розовые и др.) и травы и многое другое. Разнообразие благовонных веществ символически указывает на обилие и разнообразие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых в Миропомазании.

Предварительное приготовление всех благовонных веществ и прочих составляющих - начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице. Открытое и торжественное мироварение бывает на Страстной седмице, начиная с Великого Понедельника. Утром этого дня приготовленное вещество мира, равно как и все принадлежности мироварения, архиерей (в Москве патриарх) окропляет святой водою (для этого на месте совершается водоосвящение) и сам возжигает под котлами огонь, который и поддерживается потом во время мироварения священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие.

В Великую Среду в приготовленное миро кладут ароматы. Затем миро разливается в 12 сосудов. В Великий Четверг, пред чтением часов, священнослужители переносят эти сосуды в алтарь и поставляют на приготовленных местах около жертвенника. На жертвеннике же поставляется сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Во время великого входа священники, сослужащие патриарху, предносят пред Дарами сосуды с Миром (освященным и еще не освященным) и поставляют их вокруг престола. Алавастр с преждеосвященным Миром поставляется на престоле. После освящения Святых Даров, после слов: «И да будут милости...», - патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд, читая особую молитву, в которой испрашивает у Господа наития Святого Духа на Миро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования.

В следующей молитве патриарх приносит благодарение Богу за освящение Мира. Затем он благословляет еще раз трижды каждый сосуд и закрывает их. Освященное таким образом Миро после литургии переносится в особое хранилище при пении 44-го псалма. Здесь в каждый сосуд освященного Мира вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного Мира, а сам алавастр дополняется вновь освященным Миром. Из Московской Патриархии освященное Миро рассылается епархиальным архиереям.

В приходских храмах полученное от епископа Миро хранится в алтаре на престоле в специальном ящике, называемом мирницей, в которой полагается сосуд со святым Миром, а также сосуд с освященным елеем (с соответствующей надписью: «Святое Миро» и «Святой елей»), ножницы, губка и две кисточки для помазания - одна Миром, другая - елеем.

МИРОПОМАЗАНИЕ

Помазание Миром совершается священником непосредственно за Крещением. В обрядовой стороне этого священнодействия везде выражается мысль о тесной внутренней связи его с Крещением.1

После молитвы: «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю», служащей переходом от совершения таинства Крещения к совершению таинства Миропомазания, священник помазует новокрещенного Миром крестообразно на челе, очах (веках), ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, произнося при каждом помазании слова совершительной молитвы таинства:

«ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО, АМИНЬ».

Этим видимым действием освящаются невидимо Святым Духом мысли, чувства и все действия жизни человека.

После помазания Миром священник с восприемниками и крещаемым совершают

троекратное хождение вокруг купели со свечами при пении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».

Круг есть символ вечности, поэтому кругообразное обхождение со свечами выражает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, Светом мира (Ин. 8, 12), а также радость новопросвещенного и всей Церкви о совершающемся таинстве духовного рождения нового сына Церкви. (Обхождение начинается с правой стороны - как вокруг храма).

Чтение Апостола и Евангелия. После обхождения вокруг купели и пения прокимна читается Апостол и Евангелие, которые одинаково относятся к крещению и к миропомазанию, указывая на внутреннюю связь между ними.

Апостол объясняет цель и плоды крещения как образа погребения и воскресения Господа и начинается словами: «Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся» (Рим. 6, 3-11). Евангелие повествует о явлении воскресшего Иисуса Христа ученикам на Галилейской горе и повелении Его учить «вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мк. 28, 16-20). Это первое из воскресных утренних Евангелий.

После чтения Евангелия бывает ектения: «Помилуй нас, Боже», в которой прилагаются прошения о восприемнике и новопросвещенном, после которой по Уставу положено совершать отпуст.

В самом чинопоследовании таинств Крещения и Миропомазания, на связь их с литургией указывает: начальный возглас крещения «Благословенно Царство», великая (мирная) ектения, пение прокимна, чтение Апостола и Евангелия.

Омовение. В настоящее время, по чиноположению Православной Церкви, после ектении «Помилуй нас, Боже» отпуста не бывает, а священник совершает подряд еще два действия: омовение и пострижение власов.

В древней Церкви эти два действия совершались на восьмой день после крещения и миропомазания. В продолжение предшествовавших семи дней новокрещенные тщательно сохраняли на себе елей и святое Миро, полученные в двух таинствах, и потому не омывались, равно и не снимали белых одежд, полученных в крещении. Все это время они проводили в посте и молитве, удалялись от мирских удовольствий и развлечений. Воспоминание о такой практике древней Церкви сохранилось в нашем Требнике, относящем омовение на восьмой день.

Омовение совершается по следующему чину: священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, соделать его непобедимым подвижником и сподобить его вечной жизни.

Потом «разрешает, - сказано в Требнике, - пояс отрочате и пелены» и, соединив края их, омочает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего».

Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова:

«Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Как в предыдущих, так и в последующих словах указывается на преемственное совершение таинств, которых удостоился новокрещенный, а именно, слова:

оправдался еси - указывает на прощение грехов;

крестился еси - на освящение души и тела в водах крещения;

просветился - вместе с тем и на просвещение души верою в этом таинстве;

миропомазался - на таинство Миропомазания;

освятился - относится к таинству Евхаристии, которой сподоблялись новокрещенные в древней Церкви в течение семи дней;

омылся - относится к настоящему обряду омовения.

Пострижение власов совершается вслед за омовением. Оно предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божие на новокрещенного и на главу его, да преуспев в возрасте, «сединами старости славу Богу возслет» и увидит благая Иерусалимова.

Затем крестовидно постригает волосы на голове новокрещенного, произнося:

«Постригается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (певцы - «Аминь»).

Пострижение волос на голове означает подчинение новокрещенного Иисусу Христу и посвящение его на служение Богу.

Пострижение волос на голове совершается обыкновенно в том порядке, в каком благословляется голова: сперва постригается затылок, потом - передняя часть головы, далее правая и левая ее стороны.

За пострижением волос следует краткая ектения: «Помилуй нас, Боже», - о восприемнике и новокрещенном. А затем бывает отпуст с крестом, где обыкновенно поминается святой, в честь которого дано имя крещенному. После отпуста дается крест для целования сперва новокрещенному, потом восприемникам.

Воцерковление

Воцерковление есть введение новокрещенного человека в церковное общество и причисление к нему. По своему происхождению воцерковление имеет еще значение дозволения входить в храм.

Чин воцерковления младенца совершается на 40-й день по рождении над уже крещенным младенцем.

Этот чин следует обычно сразу после чтения «Молитв жене родильнице в 40-й день» («сороковой молитвы»). После чтения последней (4-й) молитвы священник, взяв младенца на руки, творит им образ креста, - сперва пред вратами храма (в притворе), - произнося слова:

«Воцерковляется раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Входя в храм, произносит:

«Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему».

Посреди же церкви снова творит образ креста со словами:

«Воцерковляется раб Божий...» и после них говорит:

«Посреде церкве воспоет Тя».

Наконец, перед царскими вратами в третий раз священник, творя младенцем образ креста, произносит те же слова: «Воцерковляется раб Божий». И если младенец мужского пола, то вносит его в алтарь, обнося вокруг престола чрез горнее место, и после поднесения его (приложив) к местным иконам, отдает в руки принесшим его. Если же младенец женского пола, то в алтарь не вносится, а только пред царские врата. Воцерковление священник заключает молитвой Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши...» и отпустом с крестом.

ЧИН ПРИНЯТИЯ В ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ ЛЮТЕРАН, КАЛЬВИНИСТОВ и других ПОСРЕДСТВОМ МИРОПОМАЗАНИЯ,

А ТАКЖЕ АРМЯН И КАТОЛИКОВ, НАД КОТОРЫМИ НЕ СОВЕРШЕНО ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Лица указанных вероисповеданий (протестанты, католики, армяне) имеют вообще правильное крещение. Но протестанты (лютеране, кальвинисты и проч.) не признают таинства Миропомазания и не имеют правильного иерархического преемства, которое Православная Церковь признает необходимым условием правильности совершения таинств (Второй Вселенский Собор, Седьмой Вселенский Собор, Шестой Вселенский Собор, 95 пр.); потому все они принимаются в Православную Церковь чрез Миропомазание. Что касается католиков и армян, то они получают правильное Миропомазание в своих обществах, а потому чрез Миропомазание принимаются только те из них, которые не были миропомазаны в своих обществах.

Чин принятия в Православную Церковь лиц указанных исповеданий состоит из оглашения и самого Миропомазания. Вначале они исповедуются у священника (но разрешительная молитва при этом не читается), затем над ними в притворе храма совершается оглашение: они произносят отрицания от прежних заблуждений. Отрицания произносятся или в общих выражениях, или с особым изложением неправого учения своего вероисповедания.

После совершения отрицания присоединяющийся исповедует догматы православной веры, читает Символ веры и затем вводится священником из притвора в храм со словами: «Вниди в Церковь Божию и отрини вся неправости и заблуждения». В это время поется 66-й псалом. Присоединяемый приводится к аналою, на котором лежит Евангелие; здесь он преклоняет колена пред Евангелием, и священник читает молитву «Господи Боже Вседержителю», в которой молит Господа, чтобы даровано было просвещенному нелицемерно, невозвратно и нелестно соединиться Святой Соборной Церкви.

После молитвы присоединяемый, встав с колен, произносит обещание содержать и исповедовать православную веру до конца жизни целу и невредиму, в уверение чего целует Евангелие и крест. Священник присоединяемому, преклонившему колена, читает разрешительную молитву (особого содержания) и приступает к совершению самого таинства Миропомазания (см. Большой Требник, гл. 106).

После возгласа: «Благословенно Царство» поется «Царю Небесный» и произносится великая ектения с особыми прошениями о благодатных дарах помазания святым Миром.

Вслед за ектенией священник читает молитву: «Благословен еси, Господи» (та же, что и для младенцев пред помазанием Миром) и совершает само помазание по обычному чину. После этого он возлагает крест на миропомазанного и читает молитву «Господи Боже наш», в которой просит:

«Ты, Владыко всех, истинную веру в нем (сподобившемся помазания) соблюди, воспитай его в правде и истине, и всеми даровании украси».

По прочтении молитвы совершается по обычному чину омовение и читается священником тайная молитва (на главопреклонение): «Одеявыйся в Тя, Христа и Бога нашего». После возгласа: «Яко Твое есть еже миловати», произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», - с особыми прошениями о новопросвещенном.

И бывает отпуст с крестом.

Примечание.

В случае тяжелой болезни и смертной опасности лица из инославия, изъявившие искреннее желание перейти в Православие, принимаются в Церковь без особого предварительного чина, чрез одно только миропомазание, и притом только на одном челе. При этом священник должен только прочитать над больным следующие две молитвы, положенные в чине присоединения: 1) «Господи Боже Вседержителю, едине Святе и во святых почиваяй» и 2) разрешительную: «Господь и Бог наш Иисус Христос ключи Царствия Небеснаго», и затем после миропомазания приобщает его Святых Таин по обычаю (Указ Святейшего Синода 1800 года от 20 февраля).



Литургика: Таинства и обряды


20 / 02 / 2006

Таинство Миропомазания

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Миропомáзание (греч. Миро - благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.

Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения.

1. Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в несколько лет.

2. Помазание освященным Миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения.

Несмотря на видимую разделенность этих священнодействий во времени и месте их совершения, между ними существует та же внутренняя органическая связь, что и между двумя частями Таинства Евхаристии: преложением Святых Даров и причащением ими православных христиан.

Цель совершения Таинства

Необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы - «дар Святого Духа». Как сказал в этот день апостол Петр народу: «Да крестится каждый из вас <…> и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2; 38). В этом Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» (1 Пет. 2; 9) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа. Благодатью, даруемой в Таинстве Миропомазания , в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему «успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному. Именно поэтому дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании , должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. Это и есть, по слову преподобного Серафима Саровского, то «стяжание Святого Духа, которое и является истинной целью христианской жизни. Данный нам туне Божественный Дух, освящая наши усилия, приносит в нас плод. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5; 22-25).

Все Таинства Православной Церкви имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует тем дарам, которые он в них получает. Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в Таинстве Крещения.


История установления Таинства и развитие его чинопоследования


Как и остальные Таинства Христовой Церкви, Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это Таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме - через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса. Но по мере увеличения числа крестившихся эта внешняя форма Таинства (руковозложение) была заменена помазанием Миром определенных частей тела. Благодаря этому, необходимость личного участия апостолов в совершении Таинства отпала и они смогли полностью отдаться своей главной, заповеданной им Христом цели. Таинство же Миропомазания стали совершать поставленные апостолами епископы и пресвитеры.


В древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с Крещением одно целое. В это время два Таинства только начинают отделяться друг от друга. Но уже в III и IV веках чин Миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром (с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» ), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью (греч. - сфрагис). Приготовление и освящение Мира Святое Миро - благовонный состав, насчитывающий, по разным источникам, от 35 до 75 элементов, среди которых: елей, белое виноградное вино, стиракса; ладаны - росный, простой белый и черный; мастика, сандарак, розовые цветы, трава базилика; корни - фиалковый, белый, имбирный, калганный, кардамонный; масло мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин (скипидар) венецианский; благовонные масла - бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, маиоранное, померанцевое и мускатное жидкое; смирна, толченый мрамор и др. Обилие составляющих миро элементов символизирует многообразие христианских добродетелей. (Примечание: происхождение некоторых перечисленных и не перечисленных составляющих святого Мира сегодня неизвестно. Тем не менее чин мироварения, совершаемый в Русской Православной Церкви, подразумевает использование максимально приближенного к древним образцам состава компонентов.)


Мироварение


Варили и освящали Миро для совершения Таинства только сами апостолы, а несколько позже право мироварения было дано поставленным ими епископам. Те в свою очередь стали рассылать сваренное Миро священникам, использовавшим его при совершении Таинства Миропомазания . Миро стали приготовлять по образцу того благовонного состава, которым в ветхозаветную эпоху помазывались цари и пророки, а также священники для Иерусалимского Храма. В Русской Церкви были традиционные места приготовления святого Мира. С XV до XVIII века - Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (в частности, Крестовая палата). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. В синодальный период вторым, помимо Кремлевских палат, местом освящения Мира стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в 1917 году освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. С тех пор местом приготовления святого Мира стал Малый собор Донского монастыря. Освящение Мира совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. В современной практике правом приготовления Мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх либо митрополит).

В России чин мироварения совершает Патриарх Московский и всея Руси и затем раздает освященное Миро на приходы Русской Православной Церкви. Таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто через Таинство Миропомазания становится членом Церкви.

Святое Миро в России приготовляется и освящается приблизительно раз в два года. Предварительное приготовление всех составляющих начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице. В среду на Крестопоклонной седмице совершается малое водоосвящение, и все приготовленные для мироварения вещества кропятся этой водой. Часть чистого оливкового масла смешивается с белым виноградным вином, и эта смесь варится в котлах. Затем благовонные вещества мелко толкутся, заливаются сваренной смесью елея и вина и настаиваются две недели.

Утром Великого Понедельника Патриарх окропляет святой водой, освящаемой тут же, все приготовленные на Крестопоклонной седмице компоненты Мира и принадлежности мироварения (серебряные котлы и сосуды). Он сам с помощью трикирия зажигает под котлами огонь, который поддерживается священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие. В Великую Среду в приготовленное Миро кладут ароматы, и оно разливается в 12 сосудов.


Освящение Мира


В Великий Четверг, перед чтением Часов Патриарх со всем духовенством торжественно идет в мироварную палату, чтобы забрать приготовленные сосуды с Миром и перенести их в соборный алтарь, на жертвенник. Там же ставится сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Его привозят из Крестового храма Московской Патриархии, где хранится Миро, оставшееся в Церкви по преемству от апостолов, и содержащее в себе часть вещества, сваренного и освященного всеми русскими первоиерархами. Во время великого входа священники, сослужащие Патриарху, предносят (несут) сосуды с Миром (и освященным, и еще не освященным) и ставят их вокруг Престола. Сосуд же с преждеосвященным Миром ставится на Престоле. После слов: «И да будут милости...» , - Патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд и читая особую молитву.


Чинопоследование Таинства Миропомазани я


Схема чинопоследования


1. Помазание святым Миром.

2. Хождение вокруг купели.

3. Обряды восьмого дня (Омывание святого Мира).

4. Пострижение власов.


Помазание святым Миром


Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения. Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает его святым Миром: «И по молитве помазýет крестившагося святым Миром, творя креста образ: на челе, и очесéх, и ноздрéх, и устéх, и обоих ушесéх, и пéрсех, и руках, и ногах» (наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп),- и глаголя: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» .


Эти слова являются тайносовершительной формулой Таинства Миропомазания и произносятся при помазании каждой части тела. Эта «Печать дара Духа Святаго» сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожeния, которое, начавшись в этот момент, должно быть бесконечным.

Перед совершением Миропомазания тело крещенного насухо вытирается, особенно те места, которые будут помазаны. В указаниях для священнослужителей говорится, что помазывать части тела святым Миром следует «не скудно». Восприемникам и всем, присутствующим при совершении Таинства, следует знать, что до омовения помазанных частей тела никто не должен прикасаться к ним руками.


Хождение вокруг купели

Это шествие совершается в ходе чинопоследования Миропомазания непосредственно после помазания крещаемого святым Миром. Крещенный со свечой в руках и его восприемники под руководством священника трижды обходят вокруг купели, в направлении против движения солнца. В это время поется стих: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекóстеся. Аллилуиа» (трижды). Если крестят младенца, свечу держат его восприемники. Как уже упоминалось, крестный ход, с которого начинается Пасхальное богослужение, в древности был шествием новокрещенных в храм.


Омывание святого Мира


Обряд омывания святого Мира относился в древности к так называемым «обрядам восьмого дня», которые совершались над новокрещенным по истечении указанного срока. До этого времени крещенный в Великую Субботу человек не мылся и не снимал белых одежд. В современном чинопоследовании данный обряд совершается в этот же день. Священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, помочь, защитить его и даровать ему верность и терпение: «... щит веры его не навeтован от врагов соблюди; нетления одежду, еюже одеялся, нескверну в нем и неблaзнену сохрани...» . Затем священник, читая вторую молитву, кладет руку на голову новокрещенного, произнося слова: «... возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некрaдомо обручение сохрани и сподоби его в Жизнь Вечную и в Твое благоугождение» . Потом «разрешает пояс отрочате и пелены» и, соединив края их, омокает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» . Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Произносимые при омывании святого Мира слова имеют свое значение: «оправдался еси» - указывает на прощение грехов; «крестился еси» - на освящение души и тела в водах Крещения; «просветился еси» - на просвещение души верою; «миропомазался еси» - на Таинство Миропомазания ; «освятился еси» - относится к Причастию, которое новокрещенные получали в древней Церкви в течение семи дней; «омылся еси» - указывает на совершённый обряд омовения.


Пострижение власов


Пострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Этот обряд предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно постригаются волосы на голове крестившегося. Священник при этом произносит: «Постригается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Пострижение волос на голове совершается в том же порядке, в каком благословляется голова: вначале постригается затылок, потом - верхняя часть лба, дальше - правая и левая стороны. Затем священник собирает остриженные волосы и отдает одному из восприемников, который вминает их в комочек воска и опускает в купель. Присоединение к Православию Кроме лиц, не имевших до Крещения никакой конфессиональной принадлежности, Церковь присоединяет к себе уверовавших во Христа бывших иноверцев, а также покаявшихся еретиков и сектантов.


В Православии существует три чина их присоединения к Церкви.

1. Через Таинство Крещения.

2. Через Таинство Миропомазания.

3. Через Таинство Покаяния.


При определении того, каким чином следует присоединять к Православию инославного, имеют значение критерии степени сохранности веры в том исповедании, к которому он принадлежал. Первый чин, который предполагает присоединение к Православию через Крещение, совершается в том случае, если речь идет о нехристианине (язычнике, мусульманине, иудее, буддисте или сектанте - например, муните, последователе Порфирия Иванова, «виссарионовце», свидетеле Иеговы). Это также все протестанты, кроме лютеран, реформатов, англикан и старокатоликов. Этим же чином принимаются и «древние» еретики - павлиане, евномиане, савеллиане, монтанисты, а также молокане, духоборы, субботники и другие, присоединяемые к Православной Церкви, как и нехристиане, через Крещение. Также не признается Крещение старообрядческих начетчиков, если нет четких свидетельств правильного совершения обряда.

Дело в том, что существует ряд беспоповских согласий, радикально искажающих форму Таинства, поэтому их адепты присоединяются к Православию также через Крещение. Основной критерий при этом - было ли совершено над присоединяемым к Православию правильное Крещение (в три погружения с произнесением крещальной формулы). Поскольку Крещение неизгладимо (об этом свидетельствует Никео-Цареградский Символ веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов...» ), то 47-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер, аще поистине имеющего Крещение (правильно крещенного) вновь окрестит... да будет извержен (то есть лишен священного сана)» . Поэтому если к Православию присоединяется лютеранин, кальвинист либо иной протестант, крещенный во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то происходит это не через Крещение, а через Миропомазание . Второй чин, который предполагает присоединение к Православию через Миропомазание , совершается над протестантами, имеющими правильное Крещение, но не миропомазанными, а также над армянами и католиками, над которыми не было совершено это Таинство. Протестанты не только не признают Таинства Миропомазания , но и не имеют непрерывного иерархического преемства, которое Православная Церковь признает необходимым условием правильности совершения Таинств (правила Второго, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов).

Что касается католиков и армян, то они получают правильное Миропомазание, а потому чрез это Таинство принимаются только те из них, которые не были миропомазаны. Чин принятия в Православную Церковь лиц указанных исповеданий состоит из оглашения и самого Миропомазания. Через Миропомазание присоединяются к Православной Церкви и немногочисленные «древние» еретики: македониане, новациане, ариане и аполинариане. Третий чин присоединения к Православию - через Покаяние - совершается над старообрядцами поповского согласия, католиками, несторианами и монофизитами. Это предполагает, что вероучения вышеназванных церковных сообществ не в полной мере соответствуют вероучению Православной Церкви, но тем не менее признается действенность совершаемых ими Таинств Крещения и Миропомазания .

В материале использованы главы из книги (в сокращении) «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» (Даниловский благовестник, Москва, 2007)

Церковная жизнь православного христианина предполагает обязательное участие в церковных Таинствах. Всего их семь, и сегодня мы рассмотрим то, что принимается после Таинства Крещения. Речь пойдет о Миропомазании. Все знают народное выражение «Одним миром мазаны». О чем идет речь?

Суть Таинства

Современная церковная практика предполагает совмещение двух Таинств - Крещения и Миропомазания. По традиции во время Крещения крещаемый одевается в новые белые одежды, как символ чистоты и невинности перед Богом. Следом за этим на него надевают нательный крест, который верующий должен носить всю жизнь.

Обряд миропомазания в православной церкви

И вот следующим этапом является помазание новоиспеченного христианина ароматным маслом, которое варится особым образом и освящается лично Святейшим Патриархом.

Интересно! Во время варки нового мира в него в обязательном порядке наливается остаток предыдущего, а преемство святой жидкости можно проследить до самих апостолов.

Традиция миропомазания идет с апостольских времен. В Библии говорится, что на новокрещеных христиан сходила благодать Святого Духа после наложения рук апостолов на верующих. Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук. Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей.

Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру.

То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству - поскольку происходит невидимо, таинственно.

Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе.

История Таинства и его отличия

В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями.

Интересно! Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых.

Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл - так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея.

Миро — это специальный ароматический масляный состав

Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте.

А вот в восточной традиции, которая и является корнем нашего современного православия, уже с ІІІ века Крещение было тесно переплетено с помазанием святым миром.

По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому.

Как происходит Миропомазание в наши дни

Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами. Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла (оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные), экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое.

Интересно! Все вещества, входящие в состав мира, заготовляются в Великий Пост, на Крестопоклонной неделе.

Все компоненты смешиваются и настаиваются, а на Страстной неделе происходит непосредственно варка будущей святыни. Варят миро с постоянным чтением Евангелия вплоть до Великого Четверга, а в сам Четверг на Литургии происходит торжественное освящение готового состава.

Миропомазание — одно из семи таинств православной церкви

Обязательным этапом освящения масляной смеси является добавление в него небольшого количества уже готового ранее мира, которое хранится в алтаре на престоле. В сам же древний состав добавляется капля новоосвященного. Таким образом достигается взаимосвязь и передача Божественной благодати, которую можно проследить вплоть до самых апостольских времен.

Чинооследование Таинства плотно вплетается в проведение Крещения, поэтому многие верующие не различают эти два процесса. Поскольку большинство людей крестят еще во младенческом возрасте, то помазание происходит на руках у крестных родителей после того, как малыша опустили в купель и надели на него нательный крестик. Важно, чтобы ребенок лежал не просто на руках, а в специальной крыжме - подстилке или одеяле, которое предназначено специально для крестин и не будет использоваться в быту.

Такая благочестивая традиция связана с тем, что частички святого мира могут попадать на одежду или пеленки малыша. И чтобы не осквернять великую святыню, одежду для крестин с частицами и запахом мира принято не использовать в повседневной жизни, а хранить, как семейную реликвию и память о совершении великого Таинства.

Видео о таинстве Миропомазания

Миропомазание в первые века (преподание новокрещенным Святого Духа) совершали через возложение рук (см. Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). Когда стало много верующих людей и апостолы и их преемники епископы оказались не в силах совершать возложение рук на каждого христианина, в Церкви было введено Святое Миро, которым мог помазать уже любой священник. Оно приготовляется из благовонных веществ и елея. Святое Миро - это знак церковного единения, потому что Собором архиереев во главе с Предстоятелем Церкви оно освящается и распределяется по всем церквам. Миропомазание совершается сразу после Крещения, при этом крестообразно помазуются лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Происхождение Миропомазания

Таинство Миропомазания существовало во времена апостольские. Каждый крещеный христианин принимал благословение и дар Духа Святого посредством возложения рук апостола или епископа. Тексты священного Писания подтверждают это. В день Пятидесятницы, сошествие Святого Духа на апостолов сопровождалось совершением чудес, пророчествами и говорением на иных языках. Возложение рук воспринималось как продолжение Пятидесятницы.

С развитием Церкви и увеличением числа верующих возложение рук было заменено миропомазанием. Таким образом, в таинстве Миропомазания христианин получает дар Святого Духа. Это стало возможным благодаря искупительному подвигу Господа Иисуса Христа. Однако, так же как и Крещение это таинство не должно нами восприниматься формально на уровне внешнего обряда. Господь ждет от нас соответствующего христианским идеалам образа жизни. Сегодня совершают священники. Приготовление мира возглавляет предстоятель каждой Поместной Православной Церкви. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Что означает таинство Миропомазания?

Его корни тоже уходят в глубокую древность, когда считалось, что через помазание мирром (ароматической смолой деревьев) человеку передается благодать Святого Духа, Творческие силы, возрождающие и укрепляющие в жизни духовной: освящение ума и мыслей, сердца и желаний, освяще-ние чувств, дел и всего поведения христианина. Миропомазание символически выражает принятие дикой маслины - крещаемого - к плодоносной - Самому Господу Иисусу Христу.

Миро в Православной церкви готовят только на страстной неделе; архиереи освящают его на литургии в Великий четверг. При помазании мирром и произнесении священником «Печать дара Духа Святаго» на крещеного нисходит Святой Дух и дает ему силы вести истинно христианскую жизнь, бороться с искушениями и не грешить. Помазанием лба освящается ум, помазанием груди - чувства и желания, помазанием глаз, ушей, ноздрей, уст, рук и ног освящаются дела и поступки человека.

В сороковой день после рождения ребенка совершается обряд воцерковления. В сущности, воцерковление ребенка происходит сразу после Крещения и Миропомазания. Но обряд сорокового дня - это обряд и воцерковления матери, ибо на время родов она была отлучена от храма. Если до тех пор ребенок все еще не крещен, то в обряд входят молитвы и о нем. Но воцерковление над ним не совершается.