Окна амстердама – все такие разные. Окна в голландском стиле Страны где не занавешивают окна

В этом городе нет монументальных дворцов или античных руин, но он, все равно, очаровывает. Гуляя по набережным каналов, очень быстро понимаешь - город красив тем, что практически ни один дом в историческом центре города не похож на другой, и большие оригинальные окна являются неотъемлемой частью фасадов.

Весь исторический центр города пронизан сотнями каналов. На набережных вплотную друг к другу теснятся «кукольные домики». Все они, как правило, не выше 3-5 этажей. Не удивительно, что прогуливаясь по улочкам Амстердама, в памяти невольно всплывают сказки Снежная Королева, Карлосон, Бременские музыканты, а атмосфера города уносит в средние века.


Градостроительные проекты в те годы реализовывались по совершенно другим принципам, чем сейчас. Глядя на домики Амстердама, понимаешь, что тогда одним из основных правил, при строительстве домов, была эстетическая красота фасада дома. Окна в нем занимают не менее 60%. Второе правило – окна фасадов должны быть красивыми и разнообразными. Они ни в коем случае не должны были быть похожи на окна соседних домов.

Многие из нас привыкли, что в России все дома типовые, и окна, естественно, тоже одинаковые. Исключение составляет только материал, из которого они изготавливаются. При покупке окон обычно встает вопрос об их комплектации, способе открывания, а не о том, какие дизайнерские изыски в них будут воплощены.

Специфика окон Амстердама

Какие только окна здесь не встречаются глазу человека – и круглые, и прямоугольные, и арочные. Очень много окон, обрамленные ручной лепниной, в сочетании с украшениями, символизирующими род занятий, бывших владельцев зданий (рабочий инструмент, фигурки булочников, рыбаков, портных и т. д.).
Спецификой окон Амстердама является то, что в историческом центре города все окна деревянные. Они совершенно не похожи на российские, начиная от открывающихся вверх раздвижных створок, до окон украшенных частой раскладкой. Это придает окну особую элегантность. Кстати, по площади окна Амстердама превосходят российские минимум в 2 раза.

Окна Амстердама всегда разные…

Если здесь и смешные окна, в смешных домиках. Ну и конечно, современные окна, отражающие вольную специфику города.


Интересно отметить, что в городе есть необычные для нас постройки на воде, так называемые «Плавучие дома» с «плавучими окнами» на каналах Амстердама. Их можно сравнить с российскими дачами, на которые голландцы приезжают пожить на выходные и праздники. Многие постройки держатся на массивных деревянных сваях, со временем некоторые подгнивают, и дома начинают «плясать», удерживаясь от разрушения за соседние здания.

Практически на всех фасадах можно увидеть поперечные балки, и крюки торчащие наружу.

С помощью системы блоков и канатов, эти балки использовались для поднятия грузов с бортов речных судов прямо в складские помещения на чердаках, а сейчас используются для доставки мебели в дома. Окна во всех домах огромные, а лестничные проходы очень узкие, поэтому другого способа поднятия грузов и мебели в эти дома не существует.

Настоящие голландцы никогда не будут зашторивать окна

Если в исторической части города можно встретить окна с частой раскладкой (в английском стиле), то в пригородах Амстердама, да и вообще в Голландии, в окнах не используется раскладка, причем их не принято зашторивать.

Откуда взялась эта привычка? Как рассказывают сами голландцы, ранее они по вечерам тоже зашторивали окна, охраняя свою частную жизнь от посторонних глаз, но все изменилось в 16 веке.
В 1556 году Голландия оказалась под властью Испании, а уже через 10 лет в этой стране произошла первая Буржуазная Революция (это мы помним еще из учебников 6 класса). Все годы после революции голландцы вели упорную борьбу против испанцев, апофеозом которой стали годы правления в Голландии наместника испанского короля, герцога Альбы.

Он начал жестокую борьбу с повстанцами, которые назывались в Голландии гёзами. Ему везде мерещились заговоры, и чтобы предотвращать их, он издал приказ, запрещающий зашторивать окна, чтобы испанские солдаты, неся дозор, могли видеть, не готовится ли в этом доме какой-нибудь заговор. Испанцы были изгнаны из Голландии еще в 1579 году, но привычка не зашторивать окна
осталась в Голландии и спустя столетия.

Сейчас, когда идешь по улицам голландских городов, невольно обращаешь на это внимание. Вот бабушка сидит за компьютером, вот мужчина смотрит телевизор, вот семья сидит за поздним ужином. Для голландцев – это норма. В других странах подобного не увидишь. И даже в Бельгии, которая в те годы была единой с Голландией страной, эта привычка не прижилась.

Окна в Квартале Красных Фонарей

Говоря об окнах Амстердама, невозможно не упомянуть об окнах знаменитого на весь мир Квартала Красных Фонарей. Это, своего рода, смесь исключительно свободных нравов этого города и желания выставлять себя напоказ, как в реалити-шоу «За стеклом».

В Амстердаме можно практически все, что связано с нравственной раскрепощенностью. Каждый турист непременно идет за этим в Квартал Красных Фонарей, где после десяти вечера начинается активная ночная жизнь. В окнах-витринах стоят девушки легкого поведения в мини-бикини и ловят взгляды проходящих мимо мужчин.

Также в этом квартале очень много кофешопов и смартшопов. Кстати, они также имеют огромные окна, в которых видно, чем там люди занимаются внутри. А чем они, собственно, занимаются?

В кофешопах курят марихуану (англ. – canabis). Вот так запросто заходишь, покупаешь несколько грамм травы, забиваешь косяк, и под чашечку кофе куришь. При этом, куришь с полным осознанием, что, кто бы, что не увидел, никаких проблем с законом не будет. Кстати, когда идешь мимо, это можно не только увидеть, но и почувствовать. Характерный запах марихуаны распространяется по всему кварталу.

На голландском цветочном рынке набор семян конопли «для начинающих», которые хотят заняться ее выращиванием в домашних условиях на окне, так называемый “Starters kit”, можно купить всего за 3 евро. Но если этот «сувенир» найдут в Шереметьево, будут большие проблемы.

В смартшопах можно отведать галлюциногенных грибов, кексиков и прочих изделий голландской кулинарии. Здесь самое главное не ошибиться с дозой, а то потом европейские газеты опять будут пестрить заголовками, мол, ну вот, очередной турист выбросился из окна гостиницы, объевшись галлюциногенных грибов. Прямо, как в романах Карлоса Кастанеды.

Познакомиться в фотогалереей окон Амстердама

В этническом варианте:

Представьте себе зелень садов на равнинных голландских пейзажах, и среди этого зелёного великолепия, выбеленные оштукатуренные фасады домов, скреплённые и поддерживаемые, потемневшими от времени балками, стойками и ригелями.

Не правда ли, в памяти сразу всплывают живописные работы «малых голландцев», благодаря которым так прославлено голландское жилище.

Они заставили нас увидеть обыденную, повседневную красоту не значительных, на скорый взгляд, бытовых мелочей, и создали такие виды живописи, как бытовой интерьер и натюрморт. Их полотна дышат уютом, а в тихой жизни вещей раскрываются особый смысл и простая красота.

Особенности интерьера, отделка

Как и все прочие, голландский стиль имеет ряд своих отличительных особенностей, выделяющих его из пёстрого ряда собратьев. К таким характерным чертам относится:

  • Феноменальное сочетание природных (дерево и камень) и рукотворных (изразцы, керамика, кирпич), но при этом не менее естественных материалов.

Один из самых важных элементов голландского стиля – декоративная кирпичная кладка неоштукатуренных стен. Она великолепно смотрится как снаружи, так и во внутреннем убранстве помещения.

Но если вам не по вкусу кирпичная «обнажёнка», вы запросто можете заменить её неокрашенными, неоклеенными обоями, деревянными стенами (панелями), или, же попросту выкрасить их в оттенки светлой охры или бледно-синего цвета.

Пол, потолок и мебель стиля

Пол в голландском стиле, как правило, из натурального дерева или камня, хотя вполне в духе смотрятся и керамическая плитка, имитирующая природный камень, штучный паркет и даже качественный ламинат.

Потолок выбелен и украшен декоративными или рабочими ригелями из потемневшего от времени дерева.

В тон потолочным ригелям и мебель. Прямолинейно-строгие и даже немного грубоватые стулья с массивным столом ручной работы, соседствуют с изобретением голландцев – горкой для посуды со стеклянными дверцами, разделёнными решёткой, на манер классических голландских окон «в 9 стёкол», полки, которой уставлены разнообразной бело-голубой посудой.

А потемневшие от времени деревянные комоды очень органично сочетаются с простыми формами кресел, обтянутых кожей или тканью и ажурной старой бронзовой люстрой.

Окна

Особо стоит отметить голландский стиль за его окна. Как уже упоминалось выше, они классически делятся решёткой на 9 частей, высокие и за частую до самого пола, кристально вымыты и напрочь лишены занавесей.

Хотя городская жизнь с высокой плотностью населения, всё же внесла свои коррективы: дабы не вводить в смущение соседей напротив окна стали занавешивать тонким круженным тюлем.

Аксессуары

Особый шик и аромат голландский стиль приобретает благодаря ему присущим аксессуарам:

  • тончайшей росписи печных изразцов, украшающих центр гостиной и неизменный атрибут – камин,
  • и массивной грубости стола крестьянской работы,
  • потемневшего от времени дерева полок и кипенно-белой, кружевной пены ажурных салфеток на них,
  • старой керамической толстой посуды и горящих начищенной медью чайников с изящно изогнутыми ручками.

Особые гурманы старины, конечно же, постараются сыскать в антикварных магазинах старинные голландские часы с органным боем, старинные или стилизованные под XVII-XVIII век географические карты, картины и гравюры в простых чёрных рамах или старинный глобус. Ну а за прозрачностью окна необычайно «по-голландски» будет смотреться клумба с тюльпанами всех мастей.

Продолжаю рассказывать о своей октябрьской поездке в Голландию. Сегодняшний пост про жизнь в Голландии.

Итак, в Амстердаме я остановилась в , который около 15 лет живет в столице Нидерландов.

Это дало возможность посмотреть на жизнь города как бы изнутри. Чем занимаются местные жители, куда ходят за покупками, как развлекаются.

Жила я в 30 минутах ходьбы от . Первое, что бросилось в глаза — это стеклянные окна в пол и отсутствие штор на них. Cначала очень пугалась, когда кто-то проходил мимо моей комнаты. Стекло реально на всю стену.

Удивительно, но никто не заглядывает в окна. Мне кажется, у нас бы стали рассматривать, что творится в квартире. То ли это хорошее воспитание и чувство такта с боязнью вторгнуться в личное пространство, то ли голландцам все равно, как живут другие.

Входная дверь в квартиру. Если присмотреться, то внизу слева можно разглядеть мои мексиканские голубые кеды.

Супермаркеты в Амстердаме

Второй шок — это поход в супермаркет. Иду я по улице, смотрю: стоят стеллажи с фруктами, овощами и прочей зеленью, а вокруг никого, только открытая дверь вдалеке виднеется.

Оказывается, надо выбрать товар на улице, сложить в пакет, а потом пойти в помещение и заплатить.

Я уже сталкивалась с таким в маленьких городках Германии, но видеть подобное в большом городе, который славится , по меньшей мере странно, но приятно.

Во всей Голландии нет крупных сетевых супермаркетов (типа Ашана, Волмарта или Карфура). Так правительство страны стимулирует и поддерживает малый бизнес. Есть небольшие продуктовые супермаркеты, которые работают до 22.00 в будние дни, а по воскресеньям закрыты. В воскресенье продукты можно купить только в арабских лавках, которые открыты до часов 7 вечера.

Велосипеды Амстердам

Всем известно, что Амстердам- территория велосипедов. Власти всеми силами борются с автомобилями. Весьма успешно, надо отметить.

Когда стоимость парковки в день может составить 60-80€ , лишний раз задумаешься, так ли тебе нужна машина, или лучше купить велик за 150-250€ и ездить, как человек, заботясь об окружающей среде и о собственном кошельке тоже.

По данным городских властей, в Амстердаме около 600 000 используемых велосипедов. Это при населении города в 750 000 человек!

Условия для велосипедистов созданы благоприятнейшие. Начнем с того, что в каждом относительно новом доме на первом этаже есть специальная комната- гараж. Вот так живут велосипеды (и мотоциклы).

За решеткой и тремя дверями, зато в целости и сохранности. И не надо ставить велик на балкон, или в общий коридор, где его могут подрезать алчные соседи и случайные прохожие.

Велосипедные дорожки проходят по всему городу. Вдоль каждой полосы для движения машин идет велосипедная трасса. По некоторым улицам, особенно в центре, можно проехать только на велосипеде.

Ширина дорожек во многих местах почти такая же, как ширина автомобильных полос. Есть даже специальные светофоры для велосипедистов. Такое положение вещей наблюдается не только в Амстердаме, но и по всей Голландии.

Возможно, именно из-за любви голландцев к велосипедам в стране почти нет полных людей.

Здание школы, а рядом- стоянка. Велосипеды Амстердам:

Конечно, велосипеды воруют часто, особенно в темноте в историческом центре. Поэтому нужно вешать несколько замков и всеми силами стараться защитить свое транспортное средство.

Однажды мы поехали в центр, поставили велики на стоянку и ушли. Когда вернулись, вокруг было вот это: кошачий кейс с какашками внутри и куча коробок. Да уж, Амстердам, такой Амстердам!

Из общественного транспорта популярны трамваи, которые доставят в любую точку. Есть еще метро и автобусы. Потом напишу отдельный пост про транспорт в Нидерландах.

Амстердам — чистый город. На улицах почти не увидишь мусора. Однако иногда в центре можно наткнуться на такое

Лежит оно там недолго. Приезжают люди на большой тачке и быстренько собирают мусор.

Голландия люди

Люди в Голландии очень приветливые. Улыбаются, с удовольствием рассказывают, как пройти или проехать в нужное место, помогают разобраться с билетами на общественный транспорт.

Голландцы любят развлекаться и отдыхать. По вечерам бары, театры и другие места для культурного времяпрепровождения переполнены местными жителями Амстердама. Они пьют вино (даже в театрах), разговаривают, смеются, знакомятся и всячески получают удовольствие от жизни.

Именно поэтому в Амстердаме популярны Театральные кафе (Theater cafe)- находятся на 1-м этаже театра. Там можно найти небольшой выбор закусок, пиво, вино и творческую атмосферу. Сюда приходят актеры до и после спектаклей.

Можно подойти к любому человеку, познакомиться, поболтать, выразить свою признательность за представление или просто насладиться пищей в их кругу.

Еще голландцы любят собак . Причем чем больше размер тела животного, тем лучше. Наблюдала картину, как человек с собакой зашел в магазин.

Женщина-кассир вышла из-за прилавка и вынесла собаке корм, а потом вся очередь смотрела, как песик трущит вкусняшки. При этом никто не возмущался, что обслуживание на кассе приостановилось, а умиленно улыбались. Как-то так.

Чуть ли не самое важное место в жизни столицы Нидерландов играет спорт . Нередко можно встретить кого-нибудь в лосинах и наушниках, бегущего трусцой через толпы туристов на площади Дам. Тренажерные залы заполнены в любое время суток (там, естественно, тоже окна в пол без штор, поэтому все видно:D).

Ежегодно в 20-х числах октября в Амстердаме проводится марафон , когда десятки тысяч местных жителей и иностранцев бегут вместе по центру города.

Средства, собранные марафоном, идут на благотворительность. Я тоже хотела принять участие в этом безобразии, но в последний момент вынуждена была передумать и купила билеты на начало октября, чтобы отметить день рождения на море в Нидерландах.

Снятое мной в центре города 2-х минутное видео для погружения в атмосферу Амстердама:

В общем, жизнь в Голландии на первый взгляд показалась весьма удобной и комфортной, но дорогой. О ценах в следующих постах.

Похожие посты про мое путешествие в Голландию и Бельгию

Жизнь в Голландии: про велосипеды и окна без штор


Reader Interactions

Комментарии ↓

    Nadya

      • Ольга

        • Олег

    Константин

    nord_tramper

    Влад

    Влад

      • Влад

    Шведы, как и мы, любят жить в многоэтажных домах. Окраины Стокгольма застроены типовыми спальными кварталами, этим никого в Европе не удивишь, но обычно такие “панельки” – признак не самого хорошего района. Здесь же это в порядке вещей. Глядя на первую фотографию, даже можно подумать, что это Россия.
    Но есть нюансы. О них я сегодня и хочу рассказать.

    1. В одном из таких районов жил и я во время своей поездки в Швецию. Если не приглядываться, то и не поймёшь, что это не окраина Москвы, а спальный квартал столицы одного из самых благополучных европейских государств.

    2. Все эти кварталы были построены 40 и более лет назад. Главное отличие от наших – большие дворы, практически все проездные, и много места для парковки. У нас же, когда возводили что хрущёвки, что брежневки, о машиноместах не думали – личный транспорт был далеко не у каждого, да и гаражные кооперативы выручали. Что там – всего лишь пять остановок на трамвае до гаража. Но это Швеция, и машину просто так под окном не поставишь: нужно платить. Многие места зарезервированы за конкретным жильцом, и никто туда свою машину не поставит. Вдоль улиц парковаться может кто угодно, но все парковки платные: жителям нужно купить талончик, подтверждающий, что они на самом деле проживают в квартале, а также раз в месяц оплачивать арендную плату: около 25 евро. Если же машина приехала в гости – извольте платить по часам.

    3. Смотрите – ну точно какой-то подмосковный городок, только дом покрашен, и есть стоянка для велосипедов. Да, стоянки для велосипедов бесплатные Что для жителей, что для гостей.

    5. Первые этажи домов часто сдают под офисы. Дело в том, что почти все давно объединились в кооперативы и ТСЖ, и вопросы обслуживания дома, как и его ремонт, целиком лежат на плечах жильцов. Если выкупить несколько квартир всем подъездом, а потом сдавать помещения для компаний, то можно неплохо сэкономить на обслуживании дома.

    6. Знаете, что бросается в глаза, кроме того, что дом покрашен, хотя ему лет 40? Да, во-первых – отсутствие решёток на окнах первых этажей. Это абсолютно везде, и это нормально для Европы. Решётки стоят только в плохих кварталах для мигрантов, хотя не удивлюсь, если в Стокгольме они вообще запрещены законодательно. Но ещё одна мелочь – у многих штор нет вовсе. В Швеции это сложилось исторически, на шторы был даже запрет, чтобы человек не прятал дома имущества, на которое он не платит налог.

    7. Место в спальных районах не экономят, везде, где возможно, стараются разбить красивые парки и скверы. При этом дома могут стоять и очень близко друг другу, буквально в десяти метрах. Ну и вы же помните про отсутствие штор?

    9. Красиво, когда никто не хранит на балконах лыжи и старые шкафы, не вешает на стены кондиционеры и не стеклит лоджии в разном стиле.

    10. Районы расположены с учётом транспортной доступности. Ветки метро протянулись до самых окраин города. Почти всегда от дома до станции не больше 15 минут пешком. Возле вестибюлей нет автомобильных свалок: проще оставить машину дома, чем искать, где её припарковать у метрополитена. В соседнем дворе тоже не получится – стоянка-то платная.

    11. Так выглядят почти все метростанции на окраинах, сплошная Филёвская ветка.

    12. Хотя, проезжая в поезде, я встречал и некое подобие больших паркингов у станций, хотя возможно, это были парковки расположенных поблизости фирм. Их на окраинах тоже достаточно, нет смысла размещать офис в дорогих центральных районах.

    13. Типичный подъезд многоэтажки. Двери стеклянные. На почтовых ящиках написаны фамилии жильцов.

    14. Подвалы домов вовсю используются жильцами. Почти в каждом подъезде есть помещение для хранения велосипедов. Пытаются даже сделать несколько секций “парковки”: те велики, что используются редко, убирают подальше.

    15. Во всех домах, построенных до шестьдесят-каких-то годов есть бомбоубежища. Сейчас они уже не используются по прямому назначению, жители сами решают, что им делать с этими помещениями.

    16. В доме, в котором я был, решили установить стол для пинг-понга. А кто-то делает сауну.

    17. А вот шведский секрет. Такие клетушки-кладовки есть у каждой квартиры. Именно здесь и хранят летнюю резину, лыжи, чемоданы и прочий хлам.

    18. Прачечная в подвале жилого дома. Зачем держать свою стиральную машинку дома, если можно пользоваться общественной? За электричество-то и так весь дом скопом платит.

    Десертная

    После дворцовых впечатлений Голландский домик создаёт совсем иное настроение - простоты и уюта. Но простота относительная: здесь все напоказ - будь то обилие драгоценных голландских голубых дельфтских и ковровых роттердамских изразцов на стенах (числом более 10 тысяч!), или всевозможных сюжетов и размеров картин, усыпавших стены. И модное увлечение в собирании фарфора: восточного и европейского, посуды и хрупких фигурок, ваз, кувшинов, тюльпанниц.

    Внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью. На первом этаже располагаются служебные и подсобные помещения: Нижние (Передние) сени и Кухня. Дубовая лестница ведет на второй - парадный - этаж с Залом и Десертной.

    Передние сени - парадный вход в домик. Простота отделки коридоров и лестницы возмещена богатством убранства - живописными полотнами голландских мастеров XVII - XVIII веков. Большие полотна, различные по жанрам и художественным достоинствам, отличаются подчеркнутой декоративностью.

    Несомненно привлечет внимание картина на тему «птичьих дворов» - особая разновидность жанра, в котором в одной композиции изображались как домашние, так и дикие представители декоративных и экзотических пород («Птицы в парке», копия неизвестного художника с оригинала XVII в.).

    Особое место - не только в Голландском домике, но и во всем собрании живописи музея - занимает парадная марина Корнелиса ван Вирингена «Прибытие Фридриха V Пфальцского со своей супругой Елизаветой, дочерью короля Англии Якова I, во Флиссинген в 1613 году», имеющая не только подпись мастера, но и дату - 1626 год. Тщательно выписанная корабельная оснастка, высокое мастерство изображения моря и панорамы города, изысканные цветовые сочетания позволяют считать этот «групповой портрет» кораблей одной из лучших ранних парадных голландских марин XVII века.

    В нижних сенях представлены и различные виды натюрморта - любимого детища голландской живописи. Сверкающие чешуей рыбы, драгоценный дельфтский фаянс, прозрачное стекло, заморские фрукты, запечатленные неизвестными художниками XVIII века, иллюстрируют основную национальную черту голландского натюрморта: любовь к изображению малых форм и деталей предметного мира.

    А сам процесс создания натюрморта стал сюжетом картины, «Натюрморт с дичью» (неизвестный художник XVIII века).

    Черные багеты, обрамляющие живопись, характерны для голландского искусства, будь то монументальное декоративное полотно или скромный «Сельский пейзаж» (неизвестный художник II половины XVII века).

    Живопись украшает и лестницу, где представлены как авторские произведения “Сусанна и старцы” Корнелиса Схута, (1579-1655, Фландрия), “Зимняя гавань” голландца А.Смита (кон. XVII - нач. XVIII вв.), так и работы неизвестных художников.

    Душа любого голландского дома, равно как и кусковского - «потешного» - Кухня, с ее семейным теплом, огромным очагом, столами с утварью, полками с пивными кружками, шкафами с заморским фарфором. И с домочадцами-«обманками», обрезными живописными фигурами дам и кавалеров, которые, подобно актерам кусковского театра, вот уже третье столетие лет играют свои роли в «декорациях» Голландского домика.

    Кухня, относящаяся к помещениям служебного назначения, в условиях игровой культуры XVIII века являлась также объектом специального осмотра посетителями, как образцовый интерьер, оформленный в «голландском вкусе» и предполагал демонстрацию опоэтизированного быта.

    Большая часть предметов мебели в обстановочном комплексе кухни относится к I половине XVIII века: дубовые столы с точеными ножками и высоким подстольем, шкафы с застекленным выдувным “лунным” стеклом дверцами. Между шкафами столик с “аспидной доской”. Над ним - чернолаковый поднос китайской работы - одна из немногих подлинных вещей, происходящих из Голландского домика. К ним можно также отнести и стулья “…на точеных ношках у коих сиденья плетеные из травы…”

    В простенке между окнами любопытный предмет кухонной утвари - деревянная хлебница, похожая на клетку (Западная Европа, начало XVIII века). Под ней на столике с фигурными ножками - сундучок японской работы (I половина XVIII века), обтянутый крупнозернистой дубленой и отшлифованной акульей кожей - «галюшой». Во включении в интерьер предметов восточного происхождения или выполненных на «китайский манер» проявлялся в XVIII веке живой интерес европейских стран, в том числе и России, к культуре загадочного Востока. И интерес этот удовлетворялся во многом благодаря голландским торговым мореходным компаниям.

    Роль декоративной доминанты в интерьере кухни отводится предметам из фарфора, фаянса и стекла. В средине XVIII века, когда фарфор в России воспринимался как роскошь, если не как раритет, уже само обилие подобных изделий, выставленных к тому же напоказ, должно было производить определенное впечатление на посетителя, заглянувшего в образцовую кухню.

    В шкафах кухни собран фарфор и фаянс знаменитых центров Германии XVII - XVIII веков: Мейсена, Кройссена, Вестервальда, Аннаберга, Фрайберга и др. И, как непременный атрибут голландского жилища, дельфтские вазы и блюда, керамические и стеклянные кружки, тарелки на стенах.

    На столах выставлены образцы немецкого свадебного сервиза, о чем свидетельствуют двойные гербы, изображенные на предметах (Страсбург или Хагенау, I половина XVIII века). На столе у окна - китайские блюда и кувшины.

    Формы столовой посуды были не только традиционными, но и, в известной степени, занимательными, как, например, у супницы «Курица с цыплятами» (Германия, Хехст, II половина XVIII века).

    Верхние сени ведут в Зал, Десертную и на балкон.

    Убранство сеней составляют исключительно произведения живописи: виды голландских городов и сельский пейзаж (неизвестных голландских художников XVIII века), два портрета «Раввин» и «Девушка у окна» - копии XVIII века с оригиналов Рембрандта.

    Зал - главное парадное помещение увеселительного павильона, предназначенное для приема гостей. Здесь сервировали стол и были собраны самые ценные произведения живописи, коллекционный фарфор и фаянс.

    Отделка зала отличается богатством декоративных элементов и новизной. Темная цветовая гамма расписных «ковровых» плиток уравновешивается обилием света, льющегося из четырех окон и отраженного в многочисленных зеркалах.

    Ведущая роль в убранстве зала отведена живописи, преимущественно работам «малых голландцев». Большое количество картин - одна из наиболее ярких примет голландского интерьера. Их развеска приближается к популярной в XVIII веке «шпалерной», выдерживая однородность рам и симметрию. Соответствует первоначальному и жанровое разнообразие: «марины» и сельские пейзажи, натюрморты, портреты, а также «галантные сцены», картины на мифологические сюжеты и столь излюбленный голландцами бытовой жанр.

    Мебельное убранство зала составляют горки с собранием раритетов, гостиные столики и стулья, обитые расписанной тисненой кожей, высокие напольные часы в чернолаковом футляре. Предметы мебели выполнены мастерами Голландии и Германии XVII - XVIII веков. Центр зала занимает стол с чайным сервизом на две персоны (Голландия, II половина XVIII века). Одной из характерных особенностей обстановочного комплекса и декоративного наполнения зала является совмещение так называемых «голландизмов» (изразцы, живопись, предметы мебели, дельфтский фаянс) и «китайщины». Мотивы восточной экзотики вполне органично входят в «голландский» интерьер, т.к. именно через Голландию, морскую державу, в Европу проникали произведения китайского и японского искусства. В экспозиции Зала представлены как собственно китайские вещи - коллекционный фарфор, мелкая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства, так и произведения в стиле «шинуазри» («китайщина»): голландское надкаминное зеркало, немецкий каминный экран, русский шкаф-витрина с росписью золотом по черному лаку, а также ряд предметов западноевропейской керамики.

    В отличие от Кухни фарфору здесь отведена в большей степени представительская, репрезентативная роль. Как предметы особой гордости выставлены изящные китайские вещицы в специально предназначенной для этих целей горке. В нише стены, имитирующей ложное окно, - изысканные образцы чайной посуды, преимущественно саксонского фарфора и тарелки производства фламандских и голландских мануфактур.

    Привлекают внимание и редкие детали убранства: оригинальная голландская ваза-тюльпанница, распустившаяся своеобразным веером (мастерская «Металлический горшок», Ламбертус ван Эйнхорн, раб. 1691-1721); дельфтский фарфоровый пласт с изображением прибрежного пейзажа с кораблями (мастерская «Фарфоровая бутыль», Дирк Харлес, раб. 1795-1806). В качестве раритета здесь представлена и скульптура «торжествующего Вакха верхом на бочонке» (Германия, сер. XVIII века), напоминающая атрибут «Всешутейшего и всепьянейшего собора» - петровских собраний, осмеивающих церковные ритуалы