Педагогическая техника и его составляющие. Педагогическая техника - один из важнейших элементов педагогического мастерства
Педагогическая техника - форма организации поведения педагога. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий - не гарантия высоких результатов.
Педагогическая техника включает две группы умений:
Первая группа умений - умения управлять собой, владение своим телом, техникой речи,
Вторая группа умений - умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, это дидактические, организаторские умения.
Вникая с секреты успеха педагогов - мастеров, можно обнаружить отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. “Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас” - говорил А.С.Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.
Таким образом, педагогическая техника - совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Пренебрегать техникой тоже нельзя.
Понятие «педагогическая техника» состоит из двух групп компонентов:
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:
Владение своим организмом (мимика и пантомимика),
Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия),
Социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение),
Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:
Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел.
Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах, остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.
Исследования, проведенные рядом педагогов, выявили, что молодые педагоги очень часто допускают одни и те же ошибки.
Больше всего ошибок происходит от неумения побеседовать с учеником, его родителями, сдержать, или наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность.
В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляют чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, как бегали у доски и излишне жестикулировали, или стояли, окаменев и не знали, куда деть руки.
В осанке многих студентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, движения рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие ее выразительности. Много индивидуальных недостатков в речи - нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости.
Все эти ошибки мешают педагогу активно воздействовать на учащихся, поэтому одна из задач обучения в университете - ликвидация этих недостатков.
Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением. Владение педагогической техникой позволяет учителю и воспитателю более эффективно решать задачи обучения, воспитания, осуществлять взаимодействие с учащимися. С помощью конкретных приемов и средств педагог может ярко, образно и выразительно донести до школьников, студентов свои мысли, чувства, гражданские и профессиональные ценности.
Техника в справочной литературе характеризуется как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве» (Словарь русского языка; под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. М.: Оникс, 2007. С. 559). В педагогических словарях педагогическая техника определяется как комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, помогающих ему добиться оптимальных результатов в работе (Загвязинский В.И.), как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий (Рапацевич Е.С.), как совокупность умений и навыков, обеспечивающих оптимальное поведение учителя и его эффективное взаимодействие с детьми в различных педагогических ситуациях (Коджаспирова Г.М.).
Термин «педагогическая техника» был введен в оборот педагогической науки и практики известным отечественным педагогом А.С.Макаренко в 20-е годы прошлого столетия. А.С.Макаренко подчеркивал, что «Педагогическое мастерство может быть доведено до большей степени совершенства, почти до степени техники» (Макаренко А.С. Из опыта работы // Пед. соч. в 8 т. Т.4. М., 1984. С. 368-369). Развивая эту мысль, педагог подчеркивал, что такие «пустяки»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть стали решающими в его профессиональной деятельности. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляды, повороты – все это нужно, и без этого не может быть настоящего воспитателя.
Большое внимание педагогической технике в профессиональной деятельности учителя уделял В.А.Сухомлинский. Выдающийся педагог-гуманист подчеркивал, что способность владеть собой, держать себя в руках, настроить себя на задушевный разговор с воспитанниками способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание В.А.Сухомлинский обращал на умение общаться с учащимися. «Я твердо убежден, - писал педагог, - что множество конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить с учеником» (Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2. С. 42).
В современной российской педагогике вопросы педагогической техники получили развитие в трудах А. Гина, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Л.И. Рувинского, Н.Е. Щурковой. Специалисты выделяют в педагогической технике две основные группы умений. Первая группа связана с умениями управлять собой, вторая – с умениями управлять другими людьми в первую очередь учащимися, воспитанниками. К умениям управлять собой педагоги-теоретики относят технику и культуру речи, включая постановку дыхания и голоса, дикцию, логичность и выразительность речи. Педагога-мастера отличает умение говорить грамотно, красиво и внятно, при этом, используя невербальные, в частности, паралингвистические средства: выразительно интонировать свою речь, точно выражать в слове мысли и чувства. Другим элементом педагогической техники является пластика. Пластика включает владение телом, в том числе умение педагогически, целесообразно использовать мимику, жесты, осанку, позу, движения в общении с воспитанниками. Выразительный взгляд, поощряющая или ироническая улыбка, точный жест, доброжелательная поза нередко оказываются в педагогическом взаимодействии более эффективными средствами общения, чем многословные пояснения или замечания.
Важную роль в педагогическом процессе играют умения педагога управлять своим эмоциональным (психическим) состоянием, поддерживать у себя оптимальный уровень эмоционального (творческого) напряжения и оптимистический, доброжелательный настрой, организовывать для себя эмоциональный отдых. Эти умения обеспечивают учителю и воспитателю профессиональный самоконтроль, помогают в течение многих лет сохранять здоровую нервную систему, избегать нервных срывов, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.
Для организации эффективного педагогического взаимодействия учителю необходимо также овладеть некоторыми элементами актерских и режиссерских умений, которые помогут ему в общении с воспитанниками оказывать влияние не только на их ум, но и на чувства, наиболее полно передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Умения управлять собой связаны с социально-перцептивными способностями, которые включают внимание, наблюдательность, воображение, владение эмоциями, настроением. Педагогу важно уметь снимать излишнюю психологическую напряженность, занимаясь саморегуляцией, уметь создавать творческое самочувствие. И, наконец, важным компонентом в характеризуемой группе умений является умение учителя одеваться с учетом профессиональной этики.
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умениями воздействовать на личность и коллектив. Эти умения раскрывают технологическую сторону процесса воспитания и обучения. К ним относятся дидактические, организаторские, коммуникативные умения, умение принимать педагогически целесообразные решения (Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие; под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2001. С.73). Эти вопросы более подробно рассмотрены в учебниках по педагогике и по теории и методике воспитательной деятельности. В данном пособии мы сосредоточим внимание на характеристике умений, приемов и средств, которые необходимы будущему педагогу-воспитателю для эффективного управления собой.
Следует отметить, что во взаимодействии с обучающимися все умения учителя, преподавателя вуза в области педагогической техники проявляются одновременно. Речь сопровождается жестами, мимикой, движением. Непрерывное самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств и т.д. Начинающему педагогу достаточно сложно управлять собой в педагогическом процессе. В классе он напоминает человека, который впервые сел на велосипед или за руль автомобиля: он не уверен, что надо сделать вначале, а что потом, забывает выполнить ту или иную операцию, теряется, нервничает, допускает ошибки. Хотя в теории, казалось бы, ему все достаточно хорошо известно. Со временем эта растерянность проходит, но при условии, что полученные педагогом в вузе знания и умения постоянно совершенствуются.
Особенностью педагогической техники является то, что все технические умения носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Выбор тех или иных приемов и средств педагогической техники существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, уровня его педагогической культуры, а также от состояния его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Однако, несмотря на личностное своеобразие в педагогическом процессе, учитель и преподаватель выполняют определенные профессиональные функции, поэтому в применении умений педагогической техники у всех педагогов имеется много общего. Все они направлены на обучение, воспитание и развитие личности взрослеющего человека.
В связи с этим важно подчеркнуть, что уровень сформированности умений педагогической техники в значительной мере отражает уровень общей культуры педагога, педагогический потенциал его личности. Если речь педагога бедна и неряшлива, если он по всякому поводу дает волю своим эмоциям, отличается дурным вкусом, эстетической глухотой, то самые «правильные» слова и самые «нужные» мероприятия не окажут воздействия ни на ум, ни на чувства воспитанников.
Все сказанное дает основание считать, что педагогическая техника – это комплекс профессиональных приемов, умений и средств, которые позволяют учителю, преподавателю эффективно управлять собой, оказывать оптимальное воздействие на школьников, студентов в ходе учебно-воспитательного процесса, способствуют продуктивному решению задач обучения, воспитания и развития личности.
В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией такжеумения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого. Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга. Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно-деятельностного подхода. Н. Н.Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающимцелостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники. Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
Подготовил:
Монино-2013
Современный этап развития системы образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров и к проявлению их творческой индивидуальности. Одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда – это индивидуальный стиль деятельности. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его способности приспособиться к объективно заданной структуре профессиональной деятельности , а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
В целом педагогическая деятельность достаточно сложна и многокомпонентна. Из всего многообразия её компонентов, пожалуй, более других выделяются три: содержательный, методический и социально-психологический (по). Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трёх компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в этом единстве является социально-психологический компонент, т. е. педагогическое общение, которое, в свою очередь, обеспечивает реализацию двух других компонентов.
В процессе общения складывается определённая система воспитательных взаимоотношений , способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Уровень профессионализма преподавателя той или иной дисциплины характеризуется его умением применять имеющиеся знания на практике преподавания, гибкостью в подходе к учащимся, возникающим ситуациям, а также умением ориентироваться в информации, работать с ней, восприимчивостью к текущим изменениям в системе образования. В случае с профессией преподавателя, можно сказать, что показатель профессионализма – это личное мастерство преподавателя, эрудированность, подготовленность, культура общения , а также широкий и разнообразный ассортимент приёмов, методов, тактик, способов преподавания, доходчивого донесения материала до учащихся.
Преподавательское мастерство включает в себя комплекс знаний, необходимых для преподавания вообще и преподавания по определённому предмету в частности. Оно подразумевает умение мыслить и оперировать педагогическими и психологическими категориями и понятиями. А также умение совокупность эмоционально-волевых приёмов, позволяющих достигать педагогических целей.
Каким образом осуществляется взаимодействие учителя и учащихся? Главным образом оно заключается в максимально эффективной передаче знаний, профессиональных навыков , определяющихся спецификой педагогического процесса. В частности, чрезвычайно важна обратная связь с учащимися. Умение не только говорить, но и слушать, умение чувствовать аудиторию или конкретного учащегося, умение «читать» по выражению лица, насколько учащийся хорошо понимает и усваивает материал. Не менее важно личное заинтересованное участие педагога в учебно-воспитательном процессе, способность заражать учащихся интересом к своему предмету.
В наши дни довольно весомой составляющей педагогической техники является широкое использование информационных и коммуникационных технологий, навыки в работе с ними, способность оперативно ориентироваться в них.
Разумеется, педагогическая техника ценна не как набор знаний и методов, а как живая материя, проявляющаяся и раскрывающаяся непосредственно в процессе общения преподавателя со студентами, и неотъемлемо связанная с личностью педагога. В частности, преподаватель должен не только досконально знать свой предмет, но и уметь доносить эти знания до своей аудитории, сообразно её уровню, находя формулировки, сообразные подготовленности учащихся и их продвинутости – будь то коллективное или индивидуальное занятие.
Понятие «педагогическая техника» восходит к 20-м годам прошлого века и с тех пор исследовалась и продолжает исследоваться многими педагогами и психологами (, и другие).
Педагогическая техника – это инструментарий педагогического процесса, особенно если речь идёт о технологической стороне процесса. При обучении преподаватель доносит до аудитории свои идеи, мысли, чувства, соображения, делится выводами – посредством выразительных возможностей речи, мимики и жестов. Одна из ключевых задач педагога – добиться эффективного результата в обучении аудитории. Первостепенную роль здесь играет владение речью. Умение интересно и понятно подать материал, правильно расставить смысловые и логические акценты, подчеркнуть что-либо интонацией, способность пробудить интерес к самостоятельному изучению предмета. Среди других факторов можно назвать вовлечённость в процесс своим психическим и эмоциональным состоянием, уместную артистичность, умение видеть происходящее со стороны – всё это суть важные моменты в педагогической технике.
Ещё один метод, который может быть в арсенале преподавательской педагогической техники – это проведение урока-игры.
Хорошее владение воспитателем педагогической техникой – это, пожалуй, условие, необходимое для эффективной его работы. Например, отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, сказал, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», то есть, педагог воспитывает каждым своим движением. В педагогических вузах имеет смысл преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом – в обязательном порядке, потому что все эти вопросы имеют самое прямое отношение к воспитательной технике.
Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии? Как уже было замечено, педагогическая технология включает постановку целей, диагностику и, собственно, сам учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот педагог, который имеет возможно большее количество приёмов педагогической техники в своём арсенале, и свободно владеет ими. При этом он использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с учащимися, находчив и способен к импровизации. Эти и другие приёмы педагогической техники могут и должны использоваться в педагогической технологии.
Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера (). Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений. Первая группа связана с управлением своим поведением - мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией. Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением).
Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. Также к умениям педагогической техники относятся следующие: умение располагать к себе собеседника, передавать информацию через образы, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку. Умение мобилизовать творческое самочувствие перед предстоящим общением, способность управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий. Навыки в регулировании своего психического состояния; вызова «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и другие – то есть, определённое театральное мастерство.
Педагогическая техника может быть представлена также следующими умениями и навыками: выбором правильного тона и стиля в обращении с обучающимися, управление их вниманием; ощущением темпа речи и умение им управлять; владение словом, дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией; владение образной, красочной речью, техникой интонирования и выражения различных эмоций.
Важной составляющей педагогического мастерства преподавателя является его методическое мастерство, оно проявляется в применении на занятиях наиболее эффективных методов преподавания; в сочетании учебного процесса с воспитательным; в организации самостоятельной подготовки студентов; в использовании технических средств обучения; в ведении учёта и контроля успеваемости, а также в разработке и использовании в практической деятельности методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Показатель методического мастерства преподавателя - правильное определение дидактических и воспитательных целей учебного занятия, планирование уровней усвоения знаний учебного материала на основе целей и задач обучения. Методическое мастерство преподавателя находит свое выражение в использовании различных методов и форм организации учебных занятий, вызывающих интерес к обучению.
Важным показателем методического мастерства преподавателя является разработка им авторских программ обучения , основанных на выполнении требований Государственного образовательного стандарта и учитывающих местные условия организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.
отмечал, что развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.
Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.
Педагогическая техника, помимо прочего, оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т. е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей. Скажем, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приёмами саморегуляции психической деятельности ведёт к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т. п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.
В процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.
Очевидно, что педагогическая техника - это важнейший инструмент педагога.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов описывает навыки педагога в управлении своим поведением, вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения.
Первая группа включает в себя следующие навыки: владение своим организмом (мимика, пантомимика), управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия), социально-воспринимающие способности (внимание, наблюдательность, воображение) и технику речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая группа – это дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и прочее.
Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.
Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу имеет смысл выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т. д.
Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.
Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое приходится изрядный процент всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.
По мнению, как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет её нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.
Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а может препятствовать ей. Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос - основное выразительное средство устной речи педагога, которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании».
Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», многие, с позволения сказать «педагоги» используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога, посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идёт от души воспитателя, когда в нём нет фальши, предубеждённости, желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать». Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. по этому поводу писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным и - это особенно важно - обращённым к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала».
Владение голосом связано непосредственно с развитием, так называемого, речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников. Овладеть техникой речи – значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.
Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие речевого дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем длинный звуковой выдох. Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.
Дикция - это отчётливость и правильность произнесения звуков, которая обеспечивается правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.
Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечётким произнесением согласных («каша во рту»).
Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но это случается нечасто. Впрочем, и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами атрофируется .
Можно вспомнить высказывание: «Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».
Поговорим о педагогическом общении, как о стороне педагогической техники. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы: конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения, и конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися.
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности: общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога и особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.
Различают несколько видов педагогического общения, рассмотрим основные.
1. Авторитарный. При авторитарном стиле характерная тенденция на жёсткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет , обнаружив свою недостаточную компетентность.
2. Попустительский. Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль наименее предпочтителен среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и её наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности.
3. Демократический. Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. В организации деятельности коллектива учитель занимает позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
4. Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Театральный педагог заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...».
Такой стиль общения отличал деятельность. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.
5. Общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы.
6. Общение – устрашение. Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
7. Заигрывание. Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешёвый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения.
Постепенно, однако, происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определённая устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.
Введение
Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к воспитанникам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Педагогическая техника и ее виды
Педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это — умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией — она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой— условие, необходимое для эффективной его работы.
Исходя из особенностей педагогической техники, как педагогического явления, выделяются две ее стороны: объективная, когда речь идет об общих приемах педагогической деятельности, свойственных всем руководителям, и субъективная (индивидуальная), когда рассматриваются умения и навыки конкретных людей пользоваться этими приемами. Иными словами, объективная область педагогической техники применительно к педагогической культуре представляет собой технику решения педагогических задач. Субъективная же (индивидуальная) проявляется в виде педагогических умений и навыков руководителя. В этом случае в ней можно выделить следующую структуру:
· приемы и способы организации профессионального обучения, различных воспитательных мероприятий;
· специфические элементы взаимодействия с подчиненными, такие, например, как постановка голоса, тон обращений, стиль и культура речи, жесты, мимика и др. К этой же группе элементов педагогической техники следует отнести индивидуальный эмоциональный стиль, демонстрируемый в процессе педагогического взаимодействия, и способность к принятию рискованных педагогических решений и др.;
· технология изучения и учета личных качеств отдельных сотрудников и психологических проявлений групповой психологии, использование в воспитательных целях создаваемых педагогических ситуаций, групповых процессов;
· приемы и способы использования современных информационных технологий для решения задач профессионального обучения и воспитания;
· способы и приемы педагогического учета и контроля эффективности решения педагогических задач, результатов различных мероприятий воспитательной работы, отношения сотрудников к исполнению возложенных на них профессиональных обязанностей.
Основной сущностной характеристикой педагогической техники, как области знаний, является категория «прием», который с точки зрения общеязыкового толкования представляет собой способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение. В психолого-педагогической литературе он рассматривается чаще всего в контексте приемов обучения и воспитания, в тесной связи с понятиями «действие» и «операция». Их взаимозависимость В.К. Бабанский описывает так: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом». Следовательно, опираясь на вышеприведенное определение, прием можно рассматривать как способ выполнения действия посредством определенных операций. В то же время приемом может являться и само действие.
С категорией «прием» напрямую связана категория «умение», определяющая уже практический уровень проявления педагогической техники. Под умением понимается успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором наиболее эффективных приемов, с учетом определенных условий.
Педагогическая техника как педагогическое явление имеет свою сферу функционирования. Ее можно определить с опорой на общепринятое в педагогике понимание психологической структуры педагогической деятельности руководителя как взаимосвязи, системы и последовательности его действий, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач. Сферу функционирования педагогической техники, например воспитания сотрудников, правомерно определить на основе условно выделенных этапов педагогической деятельности руководителя, т.е. в зависимости от этапов решения педагогических задач, наличия педагогического взаимодействия. Таких этапов три.
1) Этап подготовки к предстоящему решению педагогических задач, предполагающий моделирование взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса. На этом этапе правомерно говорить о технике подготовки к проведению профессионального обучения и воспитательным мероприятиям.
2) Этап непосредственного решения педагогических задач. Здесь речь идет о технике обучения, воспитания, общения и т.д.
3) Этап анализа результатов реализации педагогических решений. На этом этапе можно выделить технику анализа результатов решения педагогических задач, личного взаимодействия и др.
Педагогическая техника руководителя реализуется в процессе его профессиональной деятельности, отражает ее особенности, но не подменяет содержания. Она носит выраженный индивидуально-личностный характер, проявляется сквозь призму личности руководителя и эффективна только тогда, когда он творчески подходит к профессиональному обучению и воспитанию различных категорий сотрудников. Вместе с тем она тесно связана и зависит от личностных качеств самого руководителя, его мышления, знаний и стиля поведения.
1. Педагогическая техника обеспечивает реализацию целей и задач, связанных с профессиональной подготовкой конкретного специалиста. Профессиональные приемы в этом случае имеют целевую направленность на высокий результат в профессиональной подготовке сотрудников.
2. В процессе воспитания используются специфические группы приемов педагогической техники, обусловленные особенностями функционирования учреждения, организации, фирмы. В их число входят приемы психологической подготовки, развития интеллектуальных и физических качеств и др.
3. Регламентированное корпоративными правилами и нормативными документами право использования соответствующих приемов - распоряжений, указаний, поощрения и наказания.
4. Служебная обязанность руководителя - применять к сотрудникам, не выполняющим свои служебные обязанности, адекватные воспитательные воздействия. Руководитель наделен полномочиями старшего по отношению ко всем сотрудникам, поэтому отвечает не только за качество организации профессионального обучения и воспитания, но и за все, что происходит в результате их проведения.
5. Инструментовка приемов педагогического взаимодействия с сотрудниками с учетом восприятия их взрослыми людьми - субъектами педагогической деятельности. Субъект-субъектный характер отношений руководителя с подчиненными сотрудниками требует от него искусного владения приемами педагогического такта, проявления уважительно-доверительного отношения к ним.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:
Владение своим организмом (мимика, пантомимика);
Управление эмоциями, настроением;
Социально - перцептивные способности;
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:
Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.
Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.
Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.
Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям. Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения; самовнушение и др.
Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ј - Ѕ всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.
Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.
Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос — основное выразительное средство устной речи педагога,которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение кнам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании. Владение голосом связано непосредственно с развитием фона-ционного (звукового), так называемого речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.
Овладеть техникой речи — значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произно-шение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.
Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем длинный звуковой выдох.
Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.
Дикция — это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе. Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические и неорганические, связанные с вялостью артикуляционного аппарата, нечетким произнесением согласных.
Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос ставлен самой природой, но это случается нечасто. Да и xopoший голос при отсутствии специальной тренировки с годами изнашивается.
Тренировать голос помогут скороговорки и упражнения, цель которых — отработка четкости и правильности произнесения звуков, активизация артикуляционного аппарата. Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают, специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая.
Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, четким, звучным. Работая над голосом, следует обратить внимание прежде всего на освобождение его от напряжения, совершенствование его лучших качеств. Существует глубинная связь между голосом и телом, поэтому в основе работы над голосом должно лежать речевое общение.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.
Заключение
Педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это — приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.
Список литературы
1. Богуславский В., Чесноков Н. Содержание, организация и методика проведения воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2005. - № 4.
2. Калюжный А. Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части // Ориентир. - 2006. - № 8.
3. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. - Академия, 2007 г., 336 стр.
4. Окунев А. А. Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового образования. - Скифия, 2006 г., 464 стр.
5. Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. - Перспектива, 2007 г., 120 стр.
6. Степанов П. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. - 2006 г., 64 стр.
7. Юрченко Ю. Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении // Ориентир. - 2006. - № 7.