Основные цвета хохломской росписи. Виды хохломской росписи

Хохлома — это лишь малая часть богатого культурного наследия русского народа

Значение художественного творчества в культуре любого народа сложно переоценить. Это именно то, что на протяжении веков вбирает в себя традиции, особенности этники, делает нацию неповторимой, узнаваемой и богатой духовно. На Руси из поколения в поколение передавались тайны и секреты технического и технологического мастерства. С течением времени искусство совершенствовалось, так рождались народные промыслы, которые в современном мире, без преувеличения, возведены в ранг искусства. Одним из наиболее совершенных художественно народных промыслов считается хохлома, причудливые переплетения которой известны и любимы далеко за пределами России.

Истоки промысла

Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.

Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись

Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.


Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое

На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.


Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах

Особенности промысла

Любой народный промысел является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Главная особенность хохломской росписи — это неповторимый золотой отлив. Интересный факт, что на самом деле в росписи нет ни капли настоящего золота.


Золото хохломы выглядит очень богато

Россыпь красок, чудные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка и символизм — все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждый промысел имеет свои особенности, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не исключение.


Роспись хохломой довольно разнообразна

Характерные черты следующие:

  • определенная цветовая гамма рисунка с использованием всего лишь нескольких сочных оттенков;
    Популярное сочетание красного и золотого
  • высокая художественность рисунка;
    Для хохломы характерно наличие множества мелких деталей
  • исключительно ручная работа;
    Работа тонкая и кропотливая
  • отсутствие строгой геометрии, плавность форм и линий;
    Изысканные узоры хохломы
  • большая образная выразительность росписи;
    Роспись хохломой — это четкие акценты и яркие узоры
  • особые технологии нанесения рисунка;
  • классическая роспись выполняется, как правило, по дереву.
    Чаще всего — это деревянная посуда

Такого уникального эффекта добиваются при помощи особых технологий, основы которых неизменны на протяжении нескольких веков.

Ручная роспись под хохлому

Технология создания

Так исторически сложилось, что Русь во все времена славилась народными умельцами, слава о которых шла далеко за ее пределы. Все дело в том, что наши предки умели не только создавать, но еще и сохранять все традиции, передавая их своим потомкам. Именно поэтому каждый промысел — это не только невероятная эстетика, но еще и строгая технологичность процесса создания народного шедевра. Все дело в особых секретах и правилах, которым мастера следуют и сегодня:


Хохлома состоит их множества традиционных художественных приемов и техник, зная секреты и особенности которых можно выполнить ее самостоятельно. Деревянная посуда, которую украшает роспись в хохломском стиле, — это не только красиво, но еще практично и экологично.


Роспись под хохлому позволяет создавать такие вот шедевры

Такая роспись — это классика народного промысла. Те, кто знает толк в искусстве, именуют промысел «золотой осенью». И действительно, палитра, блеск, невероятно душевный и понятный каждому рисунок, — все это пронизано теплом и свежестью ясного осеннего дня.

В чем секрет такого уникального искусства? Все дело в том, что при нанесении рисунка используется определенная цветовая гамма. Это обусловлено тем, что истоком хохломской росписи стала иконопись, поэтому многие цвета в таких разных промыслах все же перекликаются между собой. Традиционные цвета представлены золотом, оттенками красного, черным. Иногда узор дополняется желтым, зеленью, коричневым оттенком или белым. Чтобы рисунок был фактурным, четким и ярким, по традиции для росписи используются краски с масляной основой. Нанесение рисунка — процесс творческий, требует не только соответствующего состояния души, но и определенных знаний.

Виды росписи

Точки расцвета народный русский промысел достиг в XVIII веке. Этот период был действительно благодатным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже оформилась, появилась классификация видов хохломского промысла.


Старинные изделия с хохломой можно найти в многочисленных музеях

Основными типами хохломского письма являются верховой и фоновый. Каждый имеет свою технологию и особенности. Верховой тип письма выполнялся на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок мягкие, пластичные, в итоге творческой работы создается ажурная хохлома. Верховой тип росписи делиться на несколько видов орнамента:



Красивая хохлома под ягодку

    Орнамент «пряник». Традиционный стиль художественного письма характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть круг, квадрат или ромб, посередине которого выполняется стилизованный рисунок в виде солнца. Такой вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, нежели травяной или ягодный. Его главная уникальность в том, что он напоминает оригинальное солнце с лучами, которое всегда находится в движении.

Кроме верхового письма, хохломская роспись может быть фоновой. Из названия становится понятно, что перед нанесением рисунка обязательно наноситься фон. Как правило, это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем остается золотым. Такой вид письма делится на два вила: роспись Кудрина или «под фон».


Фоновая хохлома прекрасно смотрится на посуде

Техника «под фон» сложна в исполнении и требует определенного уровня мастерства, но такие изделия имеют наивысшую ценность. Особенностью фоновой росписи Кудрина является стилизованное изображение цветов, завитков или плодов. Главную роль в орнаменте играет контурная линия.


Роскошная роспись фоновой хохломой

Все виды хохломского письма необычайно художественны, орнамент напоминает невероятной красоты ковер или полотно. На самом деле, выполнить такую роспись своими руками можно самостоятельно, не обладая художественными сверхвозможностями. Специалисты утверждают, что главная задача — это «набить руку», то есть, тренировать выполнение всевозможных мазков, уловить нажим кисти и нюансы техники.

Мастер класс «Роспись под хохлому»

Не посудой единой

Сегодня хохлома используется не только в производстве сувенирной продукции или посуды. Хохломские узоры — это новый тренд в современном мире высокой моды. Именно они являются частью популярного во всем мире стиля a la russe, который уже успел покорить многих. Первым, кто использовал хохломские орнаменты в одежде, стал Денис Симачев. Блузки, юбки, топы, брюки, — все это щедро украшалось хохломой, что стало настоящей революцией в мире моды. Кроме невероятно самобытных вечерних нарядов, была представлена уникальная коллекция спортивной одежды, которая также была украшена народными хохломскими мотивами.

С тех пор такой орнамент украсил не одну коллекцию, с каждым сезоном только набирая обороты популярности. Аутентичные принты в современной моде помогают в создании неповторимого и оригинального образа. Но есть важный совет от стилистов: если вы надеваете яркий топ, украшенный пестрым золотым орнаментом, дополнить образ следует однотонными брюками или юбкой, чтобы достичь гармонии и баланса.

Сегодня хохломской орнамент воспринимается нами, как нечто родное, легкое и невероятно живописное. Роскошная роспись не только способна украсить наше жилище или модный образ. Глядя на филигранные узоры, на ум приходят приятные воспоминания, глаз радует буйство красок, сочность и витиеватость орнамента. Безупречная хохлома, как ни один другой промысел, способна нам передать тепло рук мастера и частичку его души.

На ярмарках огромным спросом у русских и иностранцев пользовались вещи, расписанные в красные, черные и золотые цвета и украшенные рисунками ягод, листьев и цветов.

Мега бренд привлекает не только красотой орнамента. Его ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски.

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.

Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий…

В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».

С середины 1960−х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.

Хохлома - это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.

Версий происхождения данного народного промысла великое множество. Принято выделять две наиболее вероятные. По первой версии искусство росписи посуды привили местным жителям старообрядцы, бежавшие на нижегородскую землю от гонений по вере. По второй версии роспись посуды позолоченной краской была известна на нижегородской территории ещё до появления старообрядцев. Для этого использовался оловянный порошок и деревянная самодельная посуда.

Дороговизна сырья для изготовления позолоченной краски длительное время сдерживала развитие этого народного промысла. Олово приходилось везти издалека, что под силу было только купцам. Чаще всего заказы на расписную позолоченную посуду народные умельцы получали от крупных монастырей и соборов. В заказчиках даже оказался знаменитый монастырь Троице-Сергиева Лавра, где трудились над изготовлением и росписью чашей и ковшей умельцы из сёл Хохлома и Скоробогатово.

Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Получались деревянные основы — баклуши. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.

После лужения посуда становится зеркально блестящей и абсолютно готовой к нанесению узоров масляными красками. По старинным наставлениям роспись производят исключительно кистями из беличьих хвостиков, а краски используют натурального происхождения. Солируют в хохломской росписи красный и чёрный цвета. Такие краски получают из киновари и сажи. Для придания изделиям живости и объёма разрешается иногда добавлять к основным цветам дополнительные. Как правило, это цвет нежной зелени, коричневый или чуть жёлтый.

На заключительном этапе, после нанесения всех узоров, посуда покрывается в несколько слоёв специальным лаком. Каждый слой имеет индивидуальное время сушки. Далее посуда подвергается температурному воздействию (закаливается в печи) при определённых температурах. В результате всех этих манипуляций и появляется всемирно известная посуда - «золотая» хохлома.

ХОХЛОМСКИЕ ОРНАМЕНТЫ

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения.

Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» - это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров

ВИДЫ ХОХЛОМСКИХ УЗОРОВ

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды. Травка — имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек. Пряник — чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой. Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне. Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля. Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Мастера традиционного хохломского очага живут и работают в окружении природы. В их орнаментах поэтически воспета стихия вольного луга, красота полевых цветов и спелых ягод русского леса. В росписи преобладает живописное начало – свобода мазка, сочность цветового пятна. В городе Семенове Горьковской области находится более молодой очаг хохломы - производственно - творческое объединение” Хохломская роспись», основные кадры которого подготовлены в организованной в 1918 году и действующей в настоящее время специальной художественной школе, первыми преподавателями которой были потомственные мастера хохломы.

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким». В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии.

В последнее время в обществе наблюдается тенденция обращения к национальным традициям — это проявляется в возвращении популярности народной литературы, обрядов, одежды. К примеру, у многих дизайнеров в коллекциях встречается роспись хохлома, которая привлекает своим ярким, почти сказочным рисунком.

Роспись хохлома — история творчества

Роспись хохлома - особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи.

Существует две версии возникновения данного вида росписи: первая приписывает идею создания старообрядцам — приверженцам так называемой «старой» христианской веры до принятия различных религиозных реформ в начале ХVII столетия.

Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились именно в нижегородские земли, принеся с собой мастерство иконописи, книжной миниатюры, огромный багаж символики и узоров для росписи. В то же время здесь проживали мастера посудного дела, создававшие великолепную кухонную утварь из дерева.

Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи.

Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. В больших поселениях ремесленников Мурашково, Семеновское и Лысково создавали деревянную посуду, которую красили «под олово» - то есть, использовали технологии, предшествующие появлению хохломы, которая стала в один ряд с излюбленными техниками украшения: резьбой и выжиганием по дереву .

Роспись под хохлому — технология

Основная технология создания изделий, к которым применяется роспись хохлома, состоит из нескольких этапов. Изначально мастер бьет баклуши — подготавливает грубые деревянные бруски примерно такого же размера, какого должно быть изделие.

Следующий этап — выстругивание на специальном станке самого предмета: тарелки, ложки, миски, ковша и т. д. Так мастер получает белье — деревянную заготовку под роспись, которую нужно загрунтовать с помощью жидкой очищенной глины и оставить сушиться примерно на 7-8 часов.

Ключевой момент в рабочем процессе — покрытие вещи олифой или специальным льняным маслом. От качества покрытия зависит прочность посуды и долговечность росписи на ней. С помощью специального тампона из овечьей шерсти, вывернутого наизнанку, мастер черпает олифу из миски и начинает быстрыми движениями втирать ее в деревянную поверхность — всего процедура выполняется около трех-четырех раз в течение суток.

Последний слой олифы сушат до такого состояния, когда палец мастера чуть-чуть липнет к покрытию, но уже не пачкается. Эта технология подготавливает предмет к следующему этапу — лужению, который заключается во втирании в изделие алюминиевого порошка. Процесс также выполняется с помощью вывернутого тампона из овечьей шерсти.

Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картинки в цветочном или животном орнаменте. Основные используемые цвета — красный, черный, желтый, но иногда мастера применяют также зеленый и коричневый. Рисунки делают масляными красками в технике верхового письма или «под фон».

Верховое письмо

Принцип верхового письма очень прост — на обработанную заготовку наносится рисунок красного, желтого или черного цвета.

Как правило, роспись хохлома в этой технике использует узор «пряник» — крупный рисунок в центре, который опоясывают круги из более мелких орнаментов.

Рисунки под фон

Мастера рисования «под фон» пользуются узором «кудрина» — золотыми и красными рисунками на черном фоне.

Получают их следующим образом: изначально рисуют большие цветные орнаменты, после чего свободное пространство заполняется черным фоном. Когда темная краска высыхает, сверху наносится рисунок «травка» - узоры из длинных и коротких травинок.

Готовые работы примерно 5 раз покрывают полупрозрачным лаком-закрепителем с желтоватым оттенком, предварительно просушивая каждый слой. Сухие изделия отправляют в раскаленную до 150 градусов печь и держат там около 3-4 часов, пока не образуется главный элемент хохломы - золотисто-бронзовая пленка.

Шаблоны росписи хохломы

Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.

Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.

Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.

Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.

Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом .

На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.

Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.

Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.

Поэтапное рисование — роспись хохлома на доске

На самом деле, вы можете украсить хохломой изделия даже в домашних условиях без применения сложной основной техники, описанной выше. Достаточно покрасить доску золотой краской, нарисовать узоры и закрепить специальным лаком. Такое изделие вряд ли можно будет использовать по назначению, зато вы получите отличный сувенир для украшения кухни.

Подготовьте деревянную разделочную доску понравившейся формы, клей ПВА, краски гуашь, лак по дереву, кисточки для рисования, малярную кисть.

  • На листе А4 нарисуйте выбранный эскиз изображения простым карандашом — придумайте его сами или позаимствуйте изображение из нашей статьи.
  • Загрунтуйте доску с помощью яичного белка — просто промажьте ее веществом и оставьте до полного высыхания.

  • Нанесите ровный слой золотой краски на изделие и снова дайте высохнуть.
  • С помощью копировальной бумаги переведите рисунок на заготовку.

  • Сначала раскрасьте ягоды и цветы красным цветом.

  • Далее выполните роспись прожилок и стебельков тонкими черными штрихами.

  • Используя наиболее удобную для вас кисточку, обведите тонкой линией контур рисунка.

  • Закрасьте черным цветом фон.

  • После высыхания фона нарисуйте травку яркого цвета.

  • Оставьте изделие в сухом проветриваемом помещении до полного высыхания.
  • Нанесите прозрачный лак-закрепитель на всю плоскость доски.

Ваш сувенир готов! Вы можете украсить им свою квартиру или подарить близкой подруге на какой-нибудь праздник. Таким же способом выполняется роспись хохлома сувенирной тарелки, ложек или любого другого изделия.

Еще одну простую технику росписи изделий хохломой в домашних условиях вы можете узнать из следующего видеоурока.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.


Травный орнамент.


Узор листочки - стебельки и листики.


Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.


Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Открытое занятие 01.2012

ТЕМА: «Хохломская роспись. Зарисовка элементов композиции»

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Задание:

украшение различных форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи.

Материалы: формы для раскрашивания, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти,

баночка для воды, салфетка, простой карандаш.

Зрительный ряд: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, альбомы,

таблицы с элементами росписи, плакат «Хохломская роспись», презентация «Хохломская роспись».

    Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 3-5 мин.

    Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

    Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

    Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Беседа:

    Из истории возникновения и развития Хохломской росписи .

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.

    Рассматривание образцов изделий (выставка работ).

    Презентация:

    Техника Хохломской росписи:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

    Особенности Хохломской росписи:

Два приема письма:

верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.

Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

    цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

    основной элемент узора: «травка»

    элементы: листья, цветы, ягоды,

    композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

    Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).

    Практическая работа: работа над композициями.

    Викторина.

Где и когда возникла Хохломская роспись?

Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?

Основной элемент Хохломской росписи?

Элементы Хохломской росписи?

Цветовая палитра Хохломской росписи?

Композиционное построение рисунка?

Орнамент, декор, украшение?

7. Выставка работ. Подведение итогов.

Список литературы:

    В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.

    В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

    С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

    Е.Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.

    Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.

Золотая Хохлома.

(Литературный ряд)

Хохломская роспись,

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

«Мир волшебной хохломы»

Прорастая,

Как-то празднично жива

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.