План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок развития умений. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Диктанты на сочетания чк, чн, нч

  • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?
  • 2.

    Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

    • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
    • Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
      1. с чк ,
      2. с чн ,
      3. с чт ,
      4. с щн .

    3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

    Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

    • Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
    • Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .

    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы .

    Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.

    4. Прочитайте.

        Мышонок встал на цыпочки,
        Он роста невеликого,
        Играет он на скрипочке,
        Тихонечко пиликает.
        И. Токмакова

    • Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
    • Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .

    5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

    1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
    2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

    6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

    Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.

    • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите к выделенным словам однокоренные.

    та ре́лка

    7. Прочитайте. Назовите сказки.

    1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
    2. Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
    3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
    • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
    • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .

    8. Произнесите слова.

    скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что

    • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
    • Устно составьте предложение с любым словом.

    9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

    Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.

    Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

    (Н. Сладков)

    • Почему в тексте выделены три части?
    • Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.

        В небе - вечер, в небе - тучки ,
        В зимнем сумраке бульвар .
        Наша девочка устала,
        Улыбаться перестала.
        Держат маленькие ручки
        Синий шар.

    • Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

    Тема : Правописание сочетаний чк, чн . Цель урока : 1. Повторить правописание гласных после шипящих в сочетании жи, ши, ча, ща. Учить составлять словосочетания, готовить к знакомству с частями речи. 2 .Помочь детям усвоить,[ч] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать. Оборудование: Карточки чк, чн; карточки со слогами, рабочая тетрадь.
    Ход урока. 1.Организационный момент. Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
    Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
    Сели тихо ребята. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с сочетаниями букв чк, чн в словах А урок мы начнем с чистописания. Ребята правильно пишем и соединяем.

    Чч ччч Чч ччч

    Чайник дача чудак пища каша

    Внимательно посмотрите на доску. Какая буква чаще встречалась в этих словах? *Буква ч Ребята. Какие правила нужно помнить когда мы пишем эти слова? *Ча,ща пишем с буквой а. Жи, ши пишем с буквой и. чу,щу пишем с буквой у. Подчеркните эти сочетания в тетрадях.
    2. Новый материал. На доске: ЧК ЧН Пачка гречка Свечка бочка Ручка тучный Девочка прочный Ребята, прочитайте слова первого столбика. Как произносится звук [ч) *Мягко Есть ли у него парный согласный по твердости? *Нет. Нужно ли обозначать мягкость этого звука? *Нет. Он всегда мягкий. Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске: *Без мягкого знака. Мы можем вывести правило из наших наблюдений? *Звук (ч) всегда мягкий. Поэтому на письме его мягкость не обозначается. Правильно. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака. Дети списывают с доски слова, подчеркивают сочетания чк. чн. 3.Физминутка

    Козочка, горочка,
    Тридцать три пригорочка!
    Ой, чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звёздочка!

    Елочка и белочка,
    Тучка, щучка, стрелочка,
    Бочка, ночка, спичка,
    Речка, ручка, птичка.

    Шуточка, минуточка,
    Дочка, прибауточка,
    Булочка и строчка,
    Свечка, печка, точка!

    Срочный, уличный, ночной,
    Точный, шуточный, речной.
    Знаем мы наверняка,
    Как писать “чн”, “чк”.


    4.Закрепление пройденного материала . На доске слоги ЧКА БО ТУ КО СВЕ ПЕ ГРЕ ТО РЕ ПО НО ДО Составить из слогов слова и написать любые из них. 5. Работа в рабочих тетрадях . Упражнение 2. Вписать в слова пропущенные буквосочетания. Обозначить в словах ударение. Я сижу себе на лаво___е, Загибаю две булаво____и, Делаю крю___и, Будет удо____а. 6. Упражнения для развития письменной речи. Сказка «Лисичка со скалочкой». Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее пустили. Легла лисичка сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку. Ребята, отвечаем на вопросы, ответы я пишу на доске, а вы на доске. 1). Что нашла лисичка? (скалочку) 2). Где она легла спать? (лавочка) 3). Куда лисичка спрятала скалочку? (печка) Подчеркните сочетания чк, чн . 7. Работа с карточками . На карточке написано стихотворение. Ребята, из этого стихотворения вам нужно выписать слова с сочетанием чк. 1)По двору побегут Желтые листо чк и. На асфальте упадут Дождевые то чк и. 8.Прозносим правильно . При произношении сочетании чн. Люди произносят чн, а правильное произношение шн. Читаем вместе. Я, конечно, не нарочно Затолкал кота в буфет. И, конечно. не нарочно Съел я килограмм конфет. И, конечно. Не нарочно Вазу мамину разбил И уж вовсе не нарочно На ковер кисель пролил… Просто было очень скучно… Но теперь- то я послушный. 9. Итог урока.

    Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
    * Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова

    с сочетаниями чк, чн .
    Давайте еще раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями.
    *. Сочетания чк, чн пиши без мягкого знака.
    * Ч к, чн пишутся без мягкого знака.

    Приведем примеры. Чк чн Печка печник Удочка скучный Свечка сочный Ёлочка ёлочный 10. Задание на дом. Написать по пять слов на сочетания чк, чн. Повторить правило правописания сочетаний чк, чн.

    Урок 73 . 20.12

    Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слова с непроверяемым написанием: тарелка .

    Цели : обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

    Планируемые результаты : учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

    Ход урока

      Организационный момент

    Предлагаю вам отправиться в путешествие. А поедем мы в гости в прекрасный город, где живёт самый волшебный человек. Отгадайте, кто? Да, это Дед Мороз! В каком городе он живёт? В Великий Устюг мы поедем на поезде. Я буду вашим проводником. Нас ждут станции, на которых для вас приготовлены интересные задания и игры по теме урока Вы готовы к путешествию? (Да.) Перед посадкой предлагаю вспомнить правила поведения в общественном транспорте и раздаю билеты.

    Отправляемся в путь. Встаньте все и поехали. (Звучит отрывок из песни «Мы едем…»)

    Стоп, первая станция «Узнавайкино».

    А узнаем мы на этой станции, какова тема нашего урока и какие цели перед нами стоят.

    Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

    Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение.

    Я грамотно писать хочу,

    Все сочетания учу.

    ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.

    Тогда все будет без проблем.

    Ребята, о каких орфограммах говорилось в стихотворении? (ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.)

    (-А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание сочетаний ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН)

    Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:

    Будем повторять…

    Будем учиться…

    Верно. Сегодня на уроке мы закрепим правила правописания слов с сочетаниями. Повторим разбор предложений по членам. Познакомимся с новым словарным словом.

    II . Актуализация знаний

      Проверка домашнего задания

    – Останавливаемся на станции «Проверяйкино».

    Проверяем домашнее задание.

      Орфографическая минутка

    Следушая станция «Чистописания».

    Ребята, а кто нас встречает на этой станции?

    Ребята, кто ещё рад встрече с вами? (Чайка и щука.)

    Назовите шипящие звуки в этих словах? ([ч , ], [щ , ].)

    Что вы знаете о звуках [ч , ], [щ , ]? (Звуки [ч , ], [щ , ] непарные согласные звуки, всегда мягкие.)

    Какими буквами обозначают звуки [ч , ], [щ , ]? (Буквами ЧЕ, ЩА.)

    Молодцы, ребята! Вы дали верную характеристику звукам, знаете названия букв.

    Запишите в тетради эти буквы. - Следите за осанкой при письме и пишите красиво.

    Мне понравилось, как вы выполнили задания на станции «Чистописания».

    Можно отправляться в дальний путь.

    Знакомство с новым словом.

    Из неё обедать буду,
    Из глубокой или мелкой.
    И такая вот посуда
    Называется …

    Дайте определение, что такое тарелка?

    Где найти информацию?

    - Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.

    Как правильно пишется?

    Вслух произносим слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

    3.Словарная работа.

    Поезд прибыл на станцию «Словария» . Будьте осторожны, двери открываются.

    Расшифруйте, словарное слово? Выполните работу в паре.

    Знакомство с новым словом.

    Из неё обедать буду,
    Из глубокой или мелкой.
    И такая вот посуда
    Называется …

    лартаек

    Где найти информацию, что такое тарелка ? (Ответы детей)

    Как правильно пишется?

    Вслух произносим слово, записываем в тетрадь (словарик), ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

    III . Физкульминутка

    А теперь всем детям встать,
    Руки медленно поднять,
    Пальцы сжать, потом разжать,
    Руки вниз и так стоять.
    Отдохнули все немножко
    И отправились в дорожку.

    Подберите синоним к этому слову (тарелка), антоним (чашка). Устно.

    Поднимите руку, кто запомнил новое словарное слово. Проговорим его ещё раз по слогам хором.

    Пассажиры, усаживайтесь в вагоны. Отправляемся на следующую станцию « Узнавайкино»

    IV . Постановка проблемы Наблюдение над языковым материалом.

    Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые написаны.

    Тучка, печник, хищник.

    Посмотрите на первое слово - тучка

    Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]

    Какой буквой обозначается этот звук?

    Что мы знаем о букве Ч?

    А о звуке [ч]?

    Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается

    буква «ч» писать мягкий знак?

    В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

    Какое сочетание получается?

    В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

    Какое сочетание получается?

    Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН?

    Посмотрите на слово - хищник

    Что мы знаем о букве Щ?

    А о звуке [щ]?

    Ребята, если звук «щ» всегда мягкий,будем ли мы в словах, где встречается буква «щ» писать мягкий знак?

    В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»?

    Какое сочетание получается?

    Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН?

    Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

    В учебнике, на с. 5 вам дано правило. Прочитать это правило.

    Послушайте стихотворение.

    «Ч» и «эн», «ч» и «ка»

    Не расстанутся никак.

    И не вздумай между ними

    Ты поставить мягкий знак.

    Печка, свечка и ночной

    Речка, солнечный, речной.

    Знаем мы наверняка

    Где ЧН и где ЧК.

    В каких словах вы услышали сочетания чн. чк.

    Объясните. почему в них не нужен мягкий знак?

    Самоопределение к деятельности

    На какие три группы можно разделить слова?

    Бол… кол…цо ноч… ной

    лос… кон…ки хищ…ный

    ден… пал...то кон…чик

    Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

    Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

    Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

    Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

    Во втором столбике? (мягким знаком )

    Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

    (мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

    Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

    Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

    Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

    Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

    V . Физкультминутка

    Работа по теме урока Упр. 2(с. 4).

    - Прочитайте задания к упражнению.

    На какие группы можно разделить слова?

    а) с ЧК , удочк а, ласточк а, спичк и, печк а;

    б) с ЧН , песочн ица, цветочн ица, молочн ый;

    в) с ЧТ, мечт а, почт а, мачт а;

    г) с ЩН , помощн ик, хищн ик, мощн ый.

    Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

    Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

    Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммамы)

    VI . Рефлексия

    (Учащиеся проверяют друг друга в парах на листочках, приготовленных учителем.)

    Правильно ли записал текст ваш сосед

    VII . Подведение итогов урока

    Какие орфограммы повторяли на уроке?

    Все ли вам было понятно?

    Какое задание вам было интересно выполнять?

    Кто доволен своей работой?

    Где допустили ошибки?

    Кому нужна помощь учителя или товарищей?

    Домашнее задание

    Выполнить упр. 6 (с. 6).

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (420,9 кБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: урок направлен на формирование правильно писать сочетания —чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн- ; развитие орфографической зоркости, добиться четкого практического употребления изученных орфограмм в письме и чтении.

    I. Проверка домашнего задания

    – Прочитайте первое предложение.
    – Прочитайте второе предложение.
    – Каким правилом руководствовались при выполнении домашнего задания? (Проверка с таблицей.)
    – Продолжите меня:

    жи-ши – пиши с буквой и.
    ча-ща – пиши с буквой а.
    чу-щу – пиши с буквой у.

    Сообщение темы урока: правописание -чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн- . Сегодня познакомимся еще с одним важным правилом, которое постараемся запомнить.

    II. Минутка чистописания

    Четыре Анюточки
    Ни устав, ни чуточки
    Пляшут третьи суточки
    Всё под прибауточки
    Чок-чок, каблучок,
    Чуки-чуки-чуки! Чок!

    – Какой звук чаще слышится?
    – Какой это звук? Гласный или согласный? Почему?
    – Что вы можете сказать об этом звуке?
    – Какая буква обозначает это звук на письме? Запишем:

    а) Чч (буквосочетание) ча чу оч уче ни?к учи?т е ль

    – Что можно сказать об этих словах?
    – Почему мы их так называем?

    б) Давайте поработаем с досками со словарными словами. Покажите безударную гласную букву в словах: коньки, машина, молоко, Москва, ребята, сорока, ворона, работа.

    в) А теперь догадайтесь о ком речь и запишите слова-отгадки.

    Я весь день ловлю жучков,
    Уплетаю червячков.
    В теплый край не улетаю
    Здесь под крышей обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я бывалый … (воробей!)

    Заворчал живой замок
    Лёг у двери поперёк
    Две медали на груди,
    Лучше в дом не заходи! (Собака.)

    Кто альбом раскрасит ваш?
    Ну, конечно, … (карандаш.)

    Портфель у меня не велик и не мал:
    Лежат в нём задачник,
    Букварь и … (пенал.)

    Хвост пушистый
    Мех золотистый
    В лесу живет
    В деревне кур крадёт.
    Кто это? (Лисица.)

    Проверка: у кого так?

    III. Сообщение нового материала

    Ли си’ца – как можно назвать ещё? Как назвать её, если она маленькая или ласково?
    Ли си’чка

    – Какое еще значение есть у этого слова, кроме животного? (Гриб.)
    – А что так его назвали? Рыженький, по внешнему признаку.
    – Запишите слово с маленькой буквы на новой строке. Сравните разницу между произношением и написанием!

    – Произнесите звук!
    – Какой он? Мягкий, но мягкость его ничем не обозначена!
    – Поэтому есть разница между произношением и написанием, и такие случае выведены в правило.
    – Найдите правило в слове лисичка и подчеркните его. А какое еще сочетание кроме -чк- есть еще? (-чн-).
    – Найдите в стихотворении слова, в которых встречается это правило.

    Прилетела к нам синичк а. Села прямо под окном.
    Эту маленькую птичк у с нетерпением мы ждём.
    И чтоб ей полегче стало, ведь исчезли червячк и,
    Для неё кусочк и сала, мы повесим на сучк и.

    – Подчеркните правило в словах.

    IV. Работа с учебником

    – Прочитаем правило в учебнике. Как написано в учебнике, А почему же не пишется?

    Работа над упражнением 83.

    – Прочитаем задание. Будем выписывать не все слова и словосочетания, а только те, в которых встречается данное правило. Проверяем!

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ-

    Основные цели:

    • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
    • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
    • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

    Демонстрационный материал:

    1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
    2. Слайд 1. Одуванчик.
    3. Слайд 2. Хищники.
    4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
    5. Слайд 4. Каменщик.
    6. Слайд 5. Сварщик.
    7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
    8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
    9. Слайд 7 со словами:
    10. мечта, свечка, белочка,
      хищник, кончик, стрелочка,
      гонщик, птенчик, Зиночка,
      сборщик и корзиночка.

      1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

      1. Мотивация к учебной деятельности

      Проверь, дружок,
      Готов ли ты начать урок?
      Все ль на месте, все ль в порядке?
      Книжка, ручка и тетрадка?

      – Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

      2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

      Часы чашка туча чулки

      – Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
      – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
      – Подчеркните эти сочетания в словах.

      3. Выявление места и причины затруднения

      Орфографическая зарядка (с.13 №5)

      №5. .

      – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

      Самостоятельная работа детей. Проверка

      (.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

      – Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

      4. Построение проекта выхода из затруднения

      – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

      – Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

      – А как они пишутся? (Ответы детей. )

      – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

      1. На зеленой хрупкой ножке
      Вырос шарик у дорожки.
      Ветерок прошуршал
      И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

      2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
      Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

      3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

      4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

      5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
      Подчеркните эти сочетания.

      – Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

      – Произнесите шипящие звуки в этих словах.

      – Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

      – Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

      – Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

      – Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

      – Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

      – Прочитаем правило в учебнике.

      – Как можно записать это правило? ( без ь )

      – Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

      Физкультминутка

      Упражнения на внимание

      “Винт”, “Мяч и насос”

      5. Реализация построенного проекта

      1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

      Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

      – Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

      – Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

      – Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

      – Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

      – Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

      6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

      Игра:
      Кто больше запомнит слов.

      – Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

      Кто быстрее всех читает
      И слова запоминает:

      мечта, свечка, белочка,
      хищник, кончик, стрелочка,
      гонщик, птенчик, Зиночка,
      сборщик и корзиночка.

      – Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

      – Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

      7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

      – А теперь напишем выборочный диктант.

      – Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

      Слайд 3 (синичка)

      – Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

      (Один ученик работает у доски .)

      Прилетела к нам синичка
      Села прямо под окном.
      Эту маленькую птичку
      С нетерпением мы ждем.
      И чтоб ей полегче стало,
      Ведь исчезли червячки,
      Для нее кусочки сала
      Мы повесим на сучки.

      – А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

      – Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

      – У кого возникли трудности? С чем это связано?

      У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

      8. Включение в систему знаний и повторение

      – Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- , хотя правильное произношение этих слов с -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

      Дети произносят вместе с учителем.

      Я, конечно, не нарочно
      Затолкал кота в буфет.
      И, конечно, не нарочно
      Съел я килограмм конфет.
      И, конечно, не нарочно
      Вазу мамину разбил
      И уж вовсе не нарочно
      На ковёр кисель пролил…
      Просто было очень скучно…
      Но теперь- то я послушный!

      – Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

      9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

      – Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

      – Удалось вам достичь поставленной цели?

      – Вы довольны своей работой на уроке?

      – Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

      10. Домашнее задание

      – Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

      Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ

      Урок 21. Русский язык 2 класс

      Конспект урока «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ»

      – Здравствуйте, господин Карлсон! Почему Вы сегодня такой хмурый?

      – Здравствуй, Василиса! Какое уж тут будет настроение. Эта противная фрекен Бок. Я так хотел чего-нибудь сладенького. У меня даже пропеллер крутиться без сладкого не хочет. А ей, видите ли, подавай заявку в письменном виде – напиши название всех вкусностей, которые хочу получить. Я ей написал, а она как раскричится:

      – Сначала научись грамотно писать, а потом получишь моё вкуснейшее варенье и замечательную выпечку.

      А что такого я написал? Вот посмотрите:

      Я хочу яблочьное варенье, а также клубничьное, земляничьное и черничьное. А ещё дай мне, пожалуйста, поньчики и другую мягкую сдобную выпечьку.

      Что этой вредной домомучительнице так не понравилось?

      – Да, уважаемый господин Карлсон. Я понимаю фрекен Бок. Она привыкла к порядку, чтобы все было на своих местах. И, конечно, дама она грамотная и очень не любит, когда кто-нибудь пишет с ошибками. А в вашей заявке очень много ошибок. Конечно, ведь Вы прибыли к нам из Швеции. Ну, ничего. Давайте я расскажу вам о некоторых правилах русского языка. И поговорим мы про буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ .

      Обратите внимание, в этих буквосочетаниях все буквы согласные. А теперь я покажу Вам, как выглядит транскрипция этих буквосочетаний, т.е. звуковая запись.

      к], ч н], [ч т], [щ н], [н ч ], [н щ ]. Видите, как много в них мягких звуков. Как Вы думаете, почему? А дело в том, что в каждом из этих буквосочетаний есть такие согласные, которые бывают только мягкими – это буквы Ч, Щ . А если они всегда мягкие, нужен ли им ещё дополнительный знак, указывающий на мягкость? Ведь очень смешно звучит, если мы скажем, что масло масляное, солнце солнечное, а вода мокрая. Она что, сухая может быть, а масло не масляным? Вот точно так же и с мягкими согласными. Они сами по себе мягкие, зачем им ещё и мягкий знак. Вот если бы там были другие буквы вместо Ч или Щ, а звучание было бы мягким, то, конечно, мягкий знак понадобился бы.

      Там, где стоят буквы ч или щ, несмотря на мягкое произношение, мягкий знак не пишется . А во втором столбике звуки [л ], [н ], [р ], [с ] звучат мягко, и эту их мягкость обозначает мягкий знак.

      – Та–ак. В буквосочетаниях чк, чн, щн, чт мягкий знак не пишется , потому что Ч,Щ – всегда мягкие. Это понятно. Но почему не пишется мягкий знак в сочетаниях нч и нщ? Ведь, например, в словах закончить, барабанщик я точно слышу звук [н ], и он мягкий.

      – Да у Вас прекрасный слух, Карлсон!

      – Ну да, не жалуюсь…

      – Вы верно подметили, что в этих словах, как и в других, в которых есть буквосочетания нч и нщ, буква Н звучит мягко [н ]. Но происходит это потому, что Ч и Щ настолько мягкие, что этой мягкостью заражают и стоящую перед ними букву Н. И буква Н не может устоять. Она тоже начинает звучать мягко. Вот поэтому в буквосочетаниях нч, нщ тоже мягкий знак не пишется

      Ну что, господин Карлсон, теперь Вы знаете, когда писать мягкий знак, а где он абсолютно не нужен?

      – Кажется, понял. Хотя… а вдруг я ещё где-нибудь ошибку допущу?

      – Ну что же, тогда давайте немного поиграем.

      – Урра! Я очень люблю играть!

      – Замечательно! Я буду показывать слова, а Вы говорите, есть там мягкий знак или нет.

      – Сочетание ЧК. Мягкий знак не нужен

      – Сочетание ЧН. Мягкий знак не нужен.

      – Сочетание ЩН. Мягкий знак н нужен.

      – Так–так. Мягких Ч и Щ здесь нет, а звук [л ] мягкий, значит, нужен мягкий знак.

      – Карлсон, да Вы просто знаток русского языка! Следующее слово гон.щик.

      – Да–да, я помню. Сочетание НЩ пишется без мягкого знака , значит, в слове гонщик мягкий знак не пишем.

      – Ну что ж, последнее слово птен.чик.

      – Ну конечно не пишем мягкий знак, ведь в слове птенчик есть буквосочетание НЧ, и оно пишется без мягкого знака.

      – Вот что ещё, господин Карлсон…

      – Зови меня просто – Карлсон и на «ты». Ведь мы уже подружились, я надеюсь?

      – Ну конечно. Ты знаешь, Карлсон, я чуть не забыла рассказать тебе об одной особенности буквосочетаний чн и чт . Представляешь, в некоторых словах букве Ч надоедает звучать мягко и она начинает выкидывать фокусы – прячется в звуковую оболочку буквы Ш, и звучит не [чн] и [чт], а [шн] и [шт]. Например, в слове «конечно » мы пишем сочетание ЧН, а произносим [канешна], и вместо [чн] произносим [шн]. Или в слове «что» пишем ЧТ, а произносим [што]. Правда, это происходит только лишь в некоторых словах. А вот лет сто – сто пятьдесят назад в Москве почти все слова с сочетанием ЧН произносили именно так –[шн]. Например, [каришнивый, булашная]. А сейчас иногда можно услышать и такое произношение или более современное – [каричнивый, булачная]

      – Ничего себе, как бы не запутаться.

      – Не волнуйся, Карлсон. В современном русском языке можно говорить и так и эдак. Так что, говори эти слова так, как тебе больше нравится.

      А теперь, Карлсон, давай перепишем твою заявку на сладости.

      – С удовольствием. «Я хочу яблочное варенье, а также клубничное, земляничное и черничное. А ещё дай мне, пожалуйста, пончики и другую мягкую сдобную выпечку».

      – Вот теперь все правильно, и, конечно, фрекен Бок не откажет тебе в твоих любимых сладостях.

      – Конечно. Спасибо, Василиса. Я полечу к фрекен Бок.

      – Не спеши, Карлсон. Для того, чтобы ты не забыл правило написания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, нщ , я хочу прочитать тебе стихотворение.

      Точн ый, скучн ый и мучн ой,
      Мощн ый, сочн ый и речн ой,
      Кочк и, бочк и, точк и,
      Есть в словах чк, чн
      И встречается щн .
      Знаем точн о: в тех словах
      Мы не пишем мягкий знак.
      Мягкий знак не нужен там,
      Это сразу ясно нам!

      Мощн ый каменщ ик зимой
      Нянч ил дочк у в час ночн ой:
      «Спи, дочурочк а, в тиши,
      Мягкий знак тут не пиши»

      – Спасибо, Василиса! Теперь я никогда не забуду, что буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ пишутся без мягкого знака . А сейчас я помчусь к фрекен Бок за вареньем и пончиками. А потом обязательно угощу тебя и моего друга Малыша. Я ведь не жадный. До встречи, Василиса!

      Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

      Приведем при­ме­ры слов с соче­та­ни­я­ми соглас­ных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ» .

      Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

      Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся соче­та­ния мяг­ких непар­ных соглас­ных зву­ков [ч’] и [щ’] с дру­ги­ми соглас­ны­ми. При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти. Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

    • бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
    • ба нщ ик [ б а н’ щ’ и к].
    • В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

    • до чк а [д о ч’ к а];
    • чт ец [ч’ т’ э ц];
    • изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
    • то чн ый [т о ч’ н ы й’].

    Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

    Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком. Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

    Примеры слов с сочетаниями согласных

    1. чт - поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­ность, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, что-то, что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние;
    2. чк - свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;
    3. чн - полу­ноч­ник, полу­ноч­ный, кир­пич­ный, лодоч­ник, печ­ник, отлич­ник, соч­ность, сроч­ный, точ­ность, поло­те­неч­ный, убо­роч­ный, сто­лич­ный, печ­ной, цве­точ­ный, сумрач­ный, сол­неч­ный, буд­нич­ный, ячне­вый, буты­лоч­ный, ёлоч­ный.

    Имеем в виду, что в неко­то­рых сло­вах соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сит­ся зву­ко­со­че­та­ние [шн], хотя пра­виль­но пишет­ся толь­ко бук­во­со­че­та­ние «чн» , напри­мер:

    4. нч - сара­фан­чик, фла­кон­чик, кар­ман­чик, кулон­чик, балон­чик, фон­тан­чик, пон­чик, вен­чик, оду­ван­чик, кон­чик, бала­ган­чик, бал­кон­чик, солон­чак, клян­чить, нян­чить, окон­чить, ран­чо;

    5. нщ - гон­щик, зачин­щик, загон­щик, бакен­щик, моро­жен­щик, погон­щик, обман­щик, бара­бан­щик, бан­щи­ца, камен­щик, бетон­щик;

    6. щн - мощ­ный, мощ­но, мощ­ность, помощ­ник, немощ­ный, изящ­ность, сущ­ность, насущ­ный, будущ­ность, овощ­ной, жилищ­ный;

    7. рщ - убор­щик, свар­щик, кон­тор­щик, сбор­щик, бор­щок, набор­щик, заго­вор­щик, при­твор­щик, фонар­щик, спор­щик.

    Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    ЦЕЛИ:

    Планируемые результаты:

    Просмотр содержимого документа
    «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»»

    ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

    Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

    Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

    I. Организационный момент

    — Начинаем мы урок.

    — Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

    II. Актуализация знаний

    а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

    — Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    — Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

    — Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

    б) Игра «Волшебник мягкий знак»

    С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

    для проверки СЛАЙД 3

    в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

    — Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II в середине слова.

    Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

    — Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

    — а в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)

    — Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

    III . Сообщение темы урока

    — Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

    — На какие три группы можно разделить слова?

    Бол… кол…цо ноч… ной

    лос… кон…ки хищ…ный

    ден… пал. то кон…чик

    — Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

    — Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

    — Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

    — Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

    — Во втором столбике? (мягким знаком )

    — Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

    (мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

    — Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

    — Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

    — какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

    — Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

    — прочитайте, чему будем учиться.

    — Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

    V. Работа по теме урока

    У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

    На св о ей улочке и курочка хр а бра.

    — Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

    — Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

    — Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

    — Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

    — Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

    Мачта высокий столб на судне для парусов.

    — Отвечаем на вопросы после упражнения.

    — Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

    — Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

    — Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

    — Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

    Для развития речи учащихся

    ● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

    ● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

    ● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

    ● Никого я не боюсь! (отрицание — указательным пальцем )

    VI. Знакомство с правилом

    — Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

    У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

    — Выполните задание к упражнению

    Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

    Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

    Птенчик уменьшительно- ласкательное к птенец;

    Кончик — уменьшительное к слову конец;

    Блинчик – название сладкого блюда

    Стаканчик – маленький стакан.

    — Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

    VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

    1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

    Работа в парах по карточкам

    Прчитайте текст и исправьте ошибки

    Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

    Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы — крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.

    VIII. Рефлексия Слайд № 8

    Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

    — Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

    — Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

    IХ. Итог СЛАЙД № 9

    — Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

    — Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

    Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

    желтая -, если хорошо усвоили материал;

    зеленая — если уверены в своих знаниях

    Х. Домашнее задание

    У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

    Спасибо за урок!

    Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

    В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

    В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

    В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

    Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

    Основные цели:

    • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
    • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
    • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

    Демонстрационный материал:

    1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
    2. Слайд 1. Одуванчик.
    3. Слайд 2. Хищники.
    4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
    5. Слайд 4. Каменщик.
    6. Слайд 5. Сварщик.
    7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
    8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
    9. Слайд 7 со словами:
    10. мечта, свечка, белочка,
      хищник, кончик, стрелочка,
      гонщик, птенчик, Зиночка,
      сборщик и корзиночка.

      1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

      1. Мотивация к учебной деятельности

      Проверь, дружок,
      Готов ли ты начать урок?
      Все ль на месте, все ль в порядке?
      Книжка, ручка и тетрадка?

      – Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

      2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

      Часы чашка туча чулки

      – Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
      – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
      – Подчеркните эти сочетания в словах.

      3. Выявление места и причины затруднения

      Орфографическая зарядка (с.13 №5)

      №5. .

      – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

      Самостоятельная работа детей. Проверка

      (.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

      – Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

      4. Построение проекта выхода из затруднения

      – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

      – Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

      – А как они пишутся? (Ответы детей. )

      – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

      1. На зеленой хрупкой ножке
      Вырос шарик у дорожки.
      Ветерок прошуршал
      И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

      2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
      Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

      3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

      4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

      5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
      Подчеркните эти сочетания.

      – Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

      – Произнесите шипящие звуки в этих словах.

      – Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

      – Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

      – Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

      – Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

      – Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

      – Прочитаем правило в учебнике.

      – Как можно записать это правило? ( без ь )

      – Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

      Физкультминутка

      Упражнения на внимание

      “Винт”, “Мяч и насос”

      5. Реализация построенного проекта

      1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

      Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

      – Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

      – Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

      – Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

      – Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

      – Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

      6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

      Игра:
      Кто больше запомнит слов.

      – Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

      Кто быстрее всех читает
      И слова запоминает:

      мечта, свечка, белочка,
      хищник, кончик, стрелочка,
      гонщик, птенчик, Зиночка,
      сборщик и корзиночка.

      – Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

      – Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

      7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

      – А теперь напишем выборочный диктант.

      – Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

      Слайд 3 (синичка)

      – Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

      (Один ученик работает у доски .)

      Прилетела к нам синичка
      Села прямо под окном.
      Эту маленькую птичку
      С нетерпением мы ждем.
      И чтоб ей полегче стало,
      Ведь исчезли червячки,
      Для нее кусочки сала
      Мы повесим на сучки.

      – А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

      – Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

      – У кого возникли трудности? С чем это связано?

      У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

      8. Включение в систему знаний и повторение

      – Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

      Дети произносят вместе с учителем.

      Я, конечно, не нарочно
      Затолкал кота в буфет.
      И, конечно, не нарочно
      Съел я килограмм конфет.
      И, конечно, не нарочно
      Вазу мамину разбил
      И уж вовсе не нарочно
      На ковёр кисель пролил…
      Просто было очень скучно…
      Но теперь- то я послушный!

      – Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

      9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

      – Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

      – Удалось вам достичь поставленной цели?

      – Вы довольны своей работой на уроке?

      – Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

      10. Домашнее задание

      – Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

      Приведем при­ме­ры слов с соче­та­ни­я­ми соглас­ных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ» .

      Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

      Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся соче­та­ния мяг­ких непар­ных соглас­ных зву­ков [ч’] и [щ’] с дру­ги­ми соглас­ны­ми. При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти. Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

    11. бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
    12. ба нщ ик [ б а н’ щ’ и к].
    13. В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

    14. до чк а [д о ч’ к а];
    15. чт ец [ч’ т’ э ц];
    16. изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
    17. то чн ый [т о ч’ н ы й’].
    18. Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

      Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком. Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

      Примеры слов с сочетаниями согласных

      1. чт - поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­ность, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, что-то, что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние;
      2. чк - свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;
      3. чн - полу­ноч­ник, полу­ноч­ный, кир­пич­ный, лодоч­ник, печ­ник, отлич­ник, соч­ность, сроч­ный, точ­ность, поло­те­неч­ный, убо­роч­ный, сто­лич­ный, печ­ной, цве­точ­ный, сумрач­ный, сол­неч­ный, буд­нич­ный, ячне­вый, буты­лоч­ный, ёлоч­ный.
      4. Имеем в виду, что в неко­то­рых сло­вах соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сит­ся зву­ко­со­че­та­ние [шн], хотя пра­виль­но пишет­ся толь­ко бук­во­со­че­та­ние «чн» , напри­мер:

        4. нч - сара­фан­чик, фла­кон­чик, кар­ман­чик, кулон­чик, балон­чик, фон­тан­чик, пон­чик, вен­чик, оду­ван­чик, кон­чик, бала­ган­чик, бал­кон­чик, солон­чак, клян­чить, нян­чить, окон­чить, ран­чо;

        5. нщ - гон­щик, зачин­щик, загон­щик, бакен­щик, моро­жен­щик, погон­щик, обман­щик, бара­бан­щик, бан­щи­ца, камен­щик, бетон­щик;

        6. щн - мощ­ный, мощ­но, мощ­ность, помощ­ник, немощ­ный, изящ­ность, сущ­ность, насущ­ный, будущ­ность, овощ­ной, жилищ­ный;

        7. рщ - убор­щик, свар­щик, кон­тор­щик, сбор­щик, бор­щок, набор­щик, заго­вор­щик, при­твор­щик, фонар­щик, спор­щик.

        Правила чк чн слова исключения

        Тема. Правописание сочетаний чк, чн

        Цель. Помочь детям усвоить, что [ч’] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

        I. Организационный момент

        Учитель. Ребята, сегодня на уроке будем знакомиться с сочетаниями букв чк и чн в словах. Давайте потренируемся в написании таких слов.

        Учитель. Начнем урок с чистописания.

        На доске учитель показывает правильное написание букв и соединений.

        Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и в свои тетради. Какая буква чаще других встречалась в чистописании?

        Учитель. Правильно. А какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?

        Учитель . Подчеркните, пожалуйста, это сочетание в словах чашка, часы, туча .

        Дети выполняют задание.

        IV. Объяснение нового материала

        На доске написаны слова:

        Учитель. Прочитайте слова из первого столбика.

        Дети читают слова.

        — А теперь прочитайте слова из второго столбика.

        Дети выполняют задание учителя.

        — Произнесите [ч’]. Какой это звук?

        Дети . Согласный, мягкий.

        Учитель. Есть ли у [ч’] парный согласный по твердости?

        Учитель . Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?

        Дети. Он всегда мягкий.

        Учитель. Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске?

        Дети. Без мягкого знака.

        Дети. Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака.

        Учитель вывешивает таблицу с правилом: «Сочетания чк, чн пишутся без ь (кочка, речной )».

        Учащиеся списывают с доски слова и подчеркивают сочетания чк, чн .

        V. Закрепление пройденного материала

        Учитель. А сейчас, ребята, мы попробуем составить и записать сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Итак, посмотрим на доску.

        О б р а з е ц: быстрая (река) – речка; (сказка) – сказочный герой.

        Рыжие (белки), хитрая (лисица), шустрые (синицы), золотое (яйцо), маленькие (собаки); (сок) арбуз, (удача) день, (речка) трамвай, (ёлочка) игрушки.

        VI. Упражнение для развития письменной речи .

        Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой».

        Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лесичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

        Послушав начало хорошо знакомой сказки, дети записывают ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн .

        1. Что нашла лисичка?

        2. Где она легла спать?

        3. Куда лисичка спрятала скалочку?

        Ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчеркивают сочетания чк, чн .

        VII. Работа с карточками.

        Учитель раздает карточки, на которых написано стихотворение.

        Учитель. Ребята, из этого стихотворения вам нужно выписать слова с сочетанием чк .

        Прилетела к нам синичка.

        Села прямо над окном.

        Эту маленькую птичку

        С нетерпением мы ждем.

        И чтоб ей полегче стало,

        Ведь исчезли червяки,

        Для неё кусочки сала

        Мы повесим на сучки.

        — Какие слова с сочетанием чк вы выписали?

        Тридцать три пригорочка!

        Кочка, почка, звездочка!

        Ёлочка и белочка,

        Тучка, щучка, стрелочка,

        Бочка, ночка, спичка,

        Речка, ручка, птичка.

        Булочка и строчка,

        Свечка, печка, точка!

        Срочный, уличный, ночной,

        Точный, шуточный, речной.

        Знаем мы наверняка,

        Эти четверостишия можно использовать в качестве физкультминутки с различными движениями.

        IX. Работа над правильным произношением слов.

        Учитель. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн , хотя правильное произношение этих слов с шн . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

        Дети читают стихотворение вместе с учителем.

        Я, конечно, не нарочно

        Затолкал кота в буфет.

        Съел я килограмм конфет.

        И, конечно, не нарочно

        Вазу мамину разбил.

        И уж вовсе не нарочно

        На ковер кисель пролил…

        Просто было очень скучно…

        Но теперь-то я послушный!

        X. Отгадывание загадок

        Учитель. Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы должны написать слова-отгадки в тетради.

        Заскучали без водицы,

        Дядя длинный и худой

        Носит воду бородой,

        И сестрицы вместе с ним

        Нарисуют дом и дым.

        На зелёной хрупкой ножке

        Вырос шарик у дорожки.

        И развел этот шар.

        Грамоты не знаю,

        Что это у Галочки?

        Ниточка на палочке.

        А ниточка в реке.

        — Итак, какие отгадки вы написали?

        Дети. Краски и кисточка, одуванчик, ручка, удочка.

        XI. Дидактическая игра.

        Учитель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто это? Что это?»

        Часть задания написана на доске.

        Учитель. В первой почке нить накала.

        Учитель . Вторая почка из металла.

        Учитель . Эта «пика» не остра.

        Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

        Дети. Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями чк, чн .

        Учитель. Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями.

        Дети . Сочетания чк, чн пиши без мягкого знака.

        Учитель. Не ставьте мягкий знак между чк, чн , чтобы не обижать чванливое ч, лишний раз придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило (как и правила дорожного движения), и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

        www.openclass.ru

        Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

        Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

        Цели урока: - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

        Закрепить знания детей по право-писанию слов с сочетаниями чк, чн.

        1. Орг.момент.

        Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

        Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

        2. Чистописание.

        Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

        Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

        Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

        Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

        Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

        Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

        Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

        Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

        Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)

        Запишем эти два сочетания на следующей строке.

        Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

        Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

        3. Словарная работа.

        В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

        Правильно, это береза. Как вы догадались?

        Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

        Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)

        Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с гласной ё)

        Какую букву мы должны запомнить? (е)

        Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка - показываю карточку с закрытой буквой о)

        Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

        Проверьте то, что вы написали.

        Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

        4. Работа над пройденным материалом.

        Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

        Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

        krukovo.68edu.ru

        Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН

        Этот видеоурок доступен по абонементу

        У вас уже есть абонемент? Войти

        На этом уроке мы узнаем, как правильно писать слова с сочетаниями букв ЧК, ЧН, ЩН, поймём, почему мягкий знак не пишется. Проведём речевую разминку, научимся образовывать слова с такими буквосочетаниями и выполним множество интересных заданий.

        Речевая разминка

        В начале урока проведём речевую разминку:

        Ш - всегда шипящий звук.

        Шар воздушный сдулся вдруг:

        На камнях змея шипит:

        Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

        Море Черное шумит:

        Ж - конечно, звук жужжащий.

        Это жук жужжит блестящий:

        А еще жужжит пила:

        И летящая пчела:

        Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

        Ч - напомнит этот звук,

        Как пускает пар утюг:

        Как вагончики спешат:

        Как жалеют малыша:

        Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

        Щеткой вещи чищу чисто:

        Обрывает ветер листья:

        Щ - метем мы мусор щеткой:

        Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

        Произносим звуки четко:

        Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН .

        Особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН

        В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется , потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

        Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:

        Ёлочка и белочка,

        Срочный, уличный, ночной,

        Точный, шуточный, речной.

        Знаем мы наверняка,

        Где ЧН, а где ЧК.

        Мягкий знак не пишется,

        Даже если слышится!

        Закрепление знаний на практике

        Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.

        Проверим, что получилось: тучка, синичка, свечка, речка, спичка, печка.

        Назовём сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.

        Рис. 7. Красная Шапочка (Источник)

        Это Красная Шапочк а, Дюймовочк а, Русалочк а. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.

        Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

        Хищная щука , свежее молоко , рыжая белка , доброе сердце , белая собака , яркая свеча , молодая ветка.

        Хищная щучк а, свежее молочк о, рыжая белочк а, доброе сердечк о, белая собачк а, яркая свечк а, молодая веточк а.

        Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделим буквосочетания, которые мы использовали.

        Яблочн ый пирог

        Пшеничн ый хлеб

        Огуречн ый сок

        Овощн ой салат

        Ночн ой поезд

        Дачн ый сезон

        Хищн ый зверь

        Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.

        Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.

        Проверим: мощн ая машина, солнечн ый день, точн ая наука, речн ая вода, печн ая труба.

        Соединим слова в словосочетания.

        Проверим, что получилось:

        На следующем уроке мы узнаем, что одинаковые согласные, которые пишутся в слове подряд, называют удвоенные. Выучим правила их написания и переноса слов с удвоенными согласными.

      5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
      6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
      7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
    19. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 114 С. 78, упр. 116 С. 79.
    20. Подберите к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделите буквосочетания, которые вы использовали.
    21. Клубника – ……….торт; яблоко – ………повидло; овощи – …… сок; печь – ………труба; столица – ………клиника; жилище – ……комплекс.