Прекратить приставка пре. Правописание гласных в приставках пре- и при

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Упражнение

1. Коротков не расслышал, хотя и пр_ падал ухом к замочной скважине. (М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_ крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_ был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_ одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_ сматривался к Даше - чем-то она ему пр_ шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_ станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_ станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_ держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_ манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_ чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_ даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_ имущество,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_ дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_ вычек; там, одна, ты пр_ нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_ вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_ кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_ водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_ вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_ скверный, где нам дадут обедишко пр_ пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_ строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_ чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_ зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_ открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_ лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_ взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_ скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_ думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_ творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_ менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_ образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_ даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_ спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_ словутую брошюру. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_ красной, как весна. (А. Толстой, "Хождение по мукам")

Упражнение подготовили Д. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

Так бывает: 5-й класс ребенок закончил в одной школе, а в 6-й пошел в другую, более продвинутую. А там - другая программа по русскому языку, и всю орфографию уже изучили (а он - еще нет). Как догонять? Для подобных целей - вспомнить пройденное или изучить непройденное, структурировать обрывочную информацию - теперь есть "Неучебник по русскому языку". Это веселые и полезные книги, написанные с большим уважением к читателю. Вот пример главы о приставках пре и при.

Скучная история

С этой стороны холма правил Сигизмунд Прежадный, наверху - Василий Прекрасный, а за пригорком - Артур Престрашный.

У Сигизмунда остался всего один придворный, остальные сбежали к Василию. От Артура вообще все сбежали к Василию. Ну и у Василия получилось 29 придворных.

Другой на месте Василия давно бы завоевал два соседних королевства. С такой армией! Но Василий даже не думал об этом. Он и преступников из тюрьмы выпустил. Сильный король, армия почти в тридцать раз больше, чем у противника!..

Министр обороны сто раз говорил на военном совете, что потомки не простят Василию такой скучной истории. "Что они будут в школе учить на уроках истории! Ни одной войны!" - горячился министр обороны.

А Василию всё равно. Притопнет на министра, для виду, чтоб отстал, и опять бегает за своими мышами. Увлечение. Ему бы этих мышей на золотом подносе сколько хочешь принесли, - нет, сам бегает.

Шерсть дыбом, хвост трубой - такой прекрасный.

В рассказе Артура Гиваргизова приставки в словах престрашный, прежадный, с одной стороны, и притопнет, придворный, принести - это две разные приставки, и их надо научиться различать.

Различать их нужно по значению, но беда в том, что у каждой приставки несколько разных значений. Особенно богата ими приставка при. Вот самые главные её значения.

Первое связано с идеей контакта, сближения, соединения : прибежать, привязать, приземлиться, прийти, приклеить, принести, приставить, притянуть, пришить и др.

С глаголами перемещения идея контакта чаще всего конкретизируется как попадание куда-то или к кому-то: Сегодня дети принесли в школу краски или К нам пришли гости.

Идея сближения часто конкретизируется как скрепление с чем-то бΌльшим: Чтобы отправить письмо, на конверт надо приклеить марку или Мама пришила пуговицу к рубашке.

Второе важное значение приставки при связано с неполнотой, слабой степенью : приболеть, приглушить, прилечь, приобнять, присесть, присыпать и др. Так, присесть отличается от сесть тем, что это либо ненадолго, либо как-то не полностью, например на край дивана, либо просто человек готов вскочить по первому требованию: Петя уселся в кресло и посмотрел на Яшу, который неуверенно присел на краешек стула. А приобнять означает обнять некрепко, чуть-чуть приблизив к себе. Это значение приставки при часто сочетается со словами чуть-чуть, немного, не до конца, ненадолго: чуть-чуть приболеть, немного приглушить звук, ненадолго прилечь.

Оба эти значения характерны для глаголов, но с прилагательными и существительными приставка при также может обозначать близость или примыкание : Приуралье (местность вокруг Уральских гор), Приамурье (местность вокруг реки Амур), приморье (местность рядом с морем), приморский (находящий недалеко от моря или в соответствующей местности), прибрежный (находящий недалеко от берега или в соответствующей местности) и т.д.

Значения приставки пре

Приставка пре также имеет несколько значений. К прилагательным и наречиям она добавляет идею высокой степени : предобрый, премилый, пренеприятно, прескучно и т.д., то есть равна по смыслу слову очень. Препротивный - это очень противный .__

С глаголами приставка пре также может обозначать высокую степень и даже чрезмерность действия : превозносить, преувеличить, пресытить ся и др. Кроме того, она может означать движение через что-то : преодолеть, преступить - и разделение или прекращение : преградить, преломить, прервать .

Эти две последние идеи характерны и для приставки пере , с которой они родственны: например, переступить, а также перегородить и переломить. Глаголы с приставкой пре более архаичны, часто имеют не физическое, а переносное значение : преступить закон, преградить путь, прервать отношени я.

Если от глаголов образуются существительные и прилагательные, то они, конечно же, сохраняют приставку : преступить - преступление; превосходить - превосходство, превосходный; приехать - приезд, приезжий .

Обратимся ещё раз к рассказу Артура Гиваргизова "Скучная история", где есть несколько слов с этими приставками.

С буквой и пишутся слова притопнет и придворный . Первое из них означает "несильно топнуть", то есть в нём присутствует приставка при . Второе может быть и прилагательным, и существительным и означает близость к королевской особе и королевскому двору. В этих словах также присутствует приставка при , которая имеет значение близости не столько по физическому, сколько по общественному положению.

С буквой е пишутся слова престрашный, прежадный и преступник . В них присутствует приставка пре , потому что первые два слова имеют значение высокой степени : "очень страшный" и "очень жадный" , а преступник - это "тот, кто переступил закон" .

Нужно сделать ещё два замечания.

Во-первых, с пре и при в русском языке начинается множество заимствованных из других языков слов, например: президент, презент, престиж, привилегия . В русском языке приставки в них не выделяются, и правилу они не подчиняются. Такие слова нужно проверять с помощью словаря и запоминать.

Интересно, что в некоторых из этих слов присутствует латинская приставка. Слово президент пишется с буквой е , потому оно восходит к латинскому слову praesidentis , в котором приставка prae обозначает "впереди", а sidentis - "сидящий". Легко заметить, что по значению это латинское слово соответствует русскому слову председатель, которое состоит из близких по смыслу морфем.

Во-вторых, есть слова, в которых очень трудно определить значение приставки. Вот, например, слова причуда, приключение или пренебрегать когда-то были образованы с помощью одной из наших двух приставок. Но постепенно значения приставки и корня так слились, что их уже нельзя разделить. Даже и приставку можно не выделять, а считать её частью корня.

В сказке Артура Гиваргизова король Василий дважды назван прекрасным . Когда-то слово красный было однокоренным со словом красивый - у них был общий корень крас и значение то же самое. Так, красна девица значило то же самое, что красивая девица . Да и Красная площадь называется так из-за красоты, а не из-за красного цвета.

Прилагательное прекрасный было образовано от слова красный ("красивый") с помощью приставки пре в значении высокой степени. Прошло время, и у прилагательного красный появилось значение цвета, и теперь в нём выделяется корень красн . А в прилагательном прекрасный уже трудно разделить приставку и корень, тем более что и его значение изменилось: оно значит не только "очень красивый", но и "очень хороший", например прекрасное решение .

Написание таких слов необходимо запоминать, а в сомнительных случаях обращаться за помощью к словарю. Вот несколько примеров:

превратить
прекрасный
препятствие
пренебрегать
преследовать
приказать
приключение
причуда
прихотливый

Обратим внимание на пары слов, различающихся приставками. Так, в паре прибывать и пребывать первый глагол связан с идеей прибытия (приезда, прихода), то есть приближения: Поезд прибывает на станцию , а второй - с идеей пребывания (нахождения): Театр пребывает на гастролях .

В паре придать и предать первый глагол связан с идеей соединения, скрепления и в конечном счёте создания (придать смысл, форму чему-то ), а второй связан с предательством, выдачей, то есть в изначальном значении передачей кого-то кому-то или чего-то чему-то (предать друга ).

Упражнение 1. Какое объяснение является неверным?

  1. В слове (старинное) пр_дание пишется буква е , так как приставка раньше имела значение, близкое к значению приставки пере. Предание - это история, которая передается из поколения в поколение.
  2. В слове пр_странный (звук) на месте пропуска пишется буква е , так как приставка в этом слове имеет значение "очень".
  3. В слове пр_глушить (звук) пишется буква и , так как приставка в этом слове имеет значение "приближение".
  4. Слово пр_небрегать пишется с буквой е . В этом слове трудно определить значение приставки, поэтому основное правило применить нельзя. Правильное написание нужно выяснить в словаре и запомнить.


Упражнение 2. | Какой пример в каждой строчке будет лишним?

Образец:

Пр_богатый, пр_большой, пр_молкнуть, пр_лестный . Все слова, кроме слова примолкнуть, имеют приставку пре со значением "очень". Значит, слово примолкнуть лишнее: там приставка другая.

  1. Пр_греть, пр_держать, пр_сечь, пр_карманить.
  2. Пр_нести чайник, пр_гнать лошадь, пр_дать друга, пр_вести сына.
  3. Пр_грубый, пр_морский, пр_злой, пр_сладкий.
  4. Пр_щурить, пр_храмывать, пр_хворнуть, пр_градить.
  5. Пр_огромный, пр_усадебный, пр_вредный, пр_неприятный.
  6. Пр_лёт, пр_липание, пр_лив, пр_вышение.
  7. Пр_пудренный, пр_крытый, пр_пухший, пр_мудрый.
  8. Пр_возносить, пр_кипеть, пр_колоть, пр_манка.
  9. Пр_грязный, пр_волжский, пр_восходный, пр_любопытный.
  10. Пр_кратить, пр_крепить, пр_лепить, пр_крутить.

Упражнение 3. В каждом пункте словосочетания подобраны так, чтобы проиллюстрировать разные значения приставок пре или при. Кроме того, в упражнении встречаются слова, в которых приставка не выделяется, например заимствования или слова, изменившие значения.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Высокая пр_града, пр_стройка к дому, пр_скверная погода, негде пр_сесть, космические пр_ключения.
  2. Пр_безобразный вид, пр_ломить хлеб, немножко пр_вирать, пр_вокзальный буфет, пр_следовать врага.
  3. Пр_йскурант на новые товары, пр_вернуть шурупами к потолку, пр_гнуть голову, электрический пр_рыватель, пр_противная погода.
  4. Пр_встать на цыпочки, пр_долгий разговор, страшное пр_видение, пр_ступный план, пр_донная рыба.
  5. Пр_глубокий каньон, пр_одолеть трудности, пр_сыпать снегом, сибирское пр_волье, удачное пр_земление.
  6. Картошка пр_горела, пр_ломление света, пр_длинный фильм, пр_гвоздить взглядом, пр_думать сказку.
  7. Солнышко пр_гревает, опасное пр_пятствие, пр_корневой слой земли, пр_ужасный монстр, пр_сечь безобразия.
  8. Пр_граждать дорогу, удариться пр_больно, пр_крикнуть на лошадей, пр_дворная дама, пр_дираться к мелочам.
  9. Пр_крутой склон, несколько пр_паздывать, пр_движной стол, пр_образователь ржавчины, лечебный пр_парат.
  10. Пр_открыть окно, суровый пр_говор, пр_остановка движения, пр_забавный случай, пр_кратить работу.

Купить эту книгу

Обсуждение

жаль,я не помню,как именно нам объясняли в далекие советские времена. значение "очень" точно было, и про приближение помню, остальное забылось. Однако пишу правильно. объясняли нам хорошо. Зачем менять проверенную методику и городить непонятный огород, в конце приводя кучу исключений?

Комментировать статью "Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка"

Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка. Второе важное значение приставки при связано с неполнотой, слабой степенью: приболеть, приглушить, прилечь, приобнять, присесть, присыпать и др. Так, присесть отличается от сесть...

При этом замечу, что если человек достаточно способный, высокий интеллект, дружит с математикой и так далее, он при желании как-то вытягивает русский. Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка.

Обсуждение

Это ведь с любым предметом так. Моя вот не понимает, зачем биология/география и иже с ними в том объёме, который даётся в школе. Для общего развития хватило бы и половины. В глубине души я с ней согласна, но говорю, что знание всех предметов "надо, потому что надо")))

Хотя бы потому, что никто не знает, что оно там дальше будет. Я тоже в школе правил не знала вообще, по русскому были 5-2-5-2... За диктант - "5". "Объясни, почему ты так написала" - "2". А потом я вдруг поняла, что правила есть в любом языке, причем, если ты знаешь правила одного, проще понять правила другого (по аналогии или "от противного"). И вообще язык сродни математике - логичен и интересен.
А правила я узнала потом, когда (вдруг!) стала преподавать этот самый язык:)

Как подтянуть русский? Всем добрый день. Всех с наступившем Новым годом! Там в одном предложении все правописание кроме вопросительного знака. Репетитор это неплохо, но только при правильно поставленной задаче. имхо, но у вас пока совершенно непонятный запрос.

Запомните правило правописания с нуля с таким количеством упражнений? Вы же каждый раз не смотрите в словарь и правило не вспоминаете, когда слово пишете? Мне еще всегда интересно что народ готов ксерить, при этом не считая стоимость этих распечаток.

Обсуждение

Да,. Я - учитель- и знаю это много лет!но! Из-за вот таких родителей - как в видео по ссылке- вы об этом Не знаете и продолжаете тратить деньги и Не возмущаетесь никуда![ссылка-1]

03.12.2017 22:33:45, Кустова Галина

На сайте минобрнауки я этих приказов не нашла

03.12.2017 19:39:20, rucola12345

Раздел: Учебники (лучшиая книга правила русского языка). Посоветуйте сборник правил по русскому для нач. очередное правило русского языка. -- посиделки. О своем, о девичьем. На самом деле, с точки зрения русского языка все наоборот, мягкая согласная требует...

Обсуждение

Присоединяюсь к просьбе. Нужно тоже самое, но онлайн. В компьютере нужное правило как-то легче искать. Спасибо!

Я не очень понимаю, что значит "сборник правил для началки": они какие-то особенные для первых 4 классов? Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано еще.

Обсуждение

Спасибо всем, особенно зажигающему Папчику))). Мне пришлось выступить с таким вопросом после утомительного спора с умным (по должности) и взрослым (81г) мужчиной, который, как оказалось, все новости смотрит через призму "пророссийский - значит против".
Ему было обещано, что в девичьей аудитории в течение получаса ему докажут обратное:))))
Сорри, за анонимность.

проамериканский - за или против Америки?

Отработаем правописание корневых орфограмм. Подробное описание как научится писать без ошибок Правила русского языка. 44 правила, по которым грамматику выучить проще простого! Спасибо! При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает...

Обсуждение

Все прочитала, скопировала. Будем работать, менять тактику. Сил и уверенности прибавилось, а то руки опускались уже от отсутствия результата, если честно!. Всем огромное спасибо!

28.01.2014 10:32:41, Юля-ля с чужого компа

Юля, у нас точно такие же проблемы пространственно-зрительная дезориентация. Единственное, что спасает нас в школе: официальное заключение комиссии на дисграфию, дислексию, дискалькулию и рекомендации учителям - все на бланке комитета образования: требование индивидуального подхода к ребенку. Если нужно рассказать, как это сделать - пишите на подник. Спасает ситуацию реально и с ребенка снимает лишний стресс.

Вот при соблюдении этих двух условий (нужный учебник + нужный учитель) результат получается отличный. Правда, как я уже недавно У нас в классе перед каникулами руссичка дала работу на орфографию (приставки пре /при, суффикс чик-щик, суффикс Ек/Ик, -з и -с в...

Обсуждение

Купите книгу для учителя из этого УМК, и будет Вам счастье!
По этимологии и у других авторов других учебников абсолютно такие же задания. Это цветочки:), потом будет топонимика и пр. Это во всех программах так.

Описать происхождение можно по этимологическому словарю в конце учебника в 90% случаев. Задание для того, чтобы умел пользоваться справочным материалом.

Семь дней по часу знимались только приставками пре - при- - в конце концов ни одной ошибки не делал. Прошло две недели - вообще ничего не помнит на эту тему, можно опять с нуля начинать. И тоже самое с английским.

Обсуждение

на общих оснваниях.Но у нас и школа обычная-ни о каких диктантах на 10 строчках речи нет(не говорю,что это хорошо),несмотря на 4й класс, и учительница лояльна-если бы мой сын учился у моей первой учит-цы,то с его поччерком и видом тетрадей он ни в жизнь бы ни одной 4 не получил.А вот по англ.- там да,все что устно- "5",все что письменно- "2":-((и ничего не сделать...

Мою дочь оценовают на общих основаниях, но она не возражает. Другое дело, что ее в школе не мурыжат и не заставляют по 3 часa переписывать. С ошибками учительница отправляет обратно, да, исправлять. Иногда подчеркивает места, где ошибки, чтобы дочь сама исправила их и получила бы шанс на более высокую отметку. Но я спокойно отношусь к оценкам за язык: лучше, чем было и ладно. Главное для меня - чтобы дочь старалась и постепенно прогрессировала.

Свою я бы категорически не разрешила держать после уроков по 3 часа тем более, что просто переписывание малоэффективно. Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной грамматической форме или переделать уже имеющееся предложение. Вот их моя выполняет хорошо, от ошибок копирования мы уже практически избавились. На их основе тоже можно аттестовывать, и в среднем получить неплохую оценку. Плевать, что за диктанты формально двойка.

Ребенку сказать не нервничать, сконцентрироваться на том, что получается лучше. Я бы договорилась с учительницей, чтобы она использовала и другие методы аттестации ТОЖЕ наравне с заслуженными двойками за диктант. Если у него хорошая память, он вполне сможет выучить правило и ответить на уроке - вот уже и не двоечник. У меня, кстати, дочь очень похожа на вашего по описанию, тоже дислексия, дисграфия, проблемы с пространственной ориентацией и амбидекстр, похоже. Ну, занимаемся и воспитываем философский подход к жизни. В вашей ситуации я бы еще подналегла на освоение компа, научите его быстро печатать, в будущем пригодится.

правила русского языка. нужно подобрать проверочные слова для слов: везение (гласная а почему нет? главное, что гласная в корне ударная получилась везение - тот же Русский язык 2 кл. Три правила корня!!! Подскажите как проще ребенку рассказать и выучить правило.

вопрос возник в связи с приставками пре - и при - мне смутно помнится, что приставка пре - используется в случае, где ее можно заменить на пере- (предобрый, препятствие, преграда)а при- в значении приближаться и близких к тому (приблизиться, привлечь и т.д...

Нужно выбрать учебник. Русский язык у нас только разговорный, живем не в России.Девочка умеет читать и писать,но нужна грамматика и развитие речи.Посоветуйте,плиз, учебник и автора, грамотного учителя русского мы найти не можем, придется учить самим.Наверное, учебник...

Обсуждение

Русский язык Соболевой О.Л.

Наташ, вот они, эти учебники
[ссылка-1]
вам там надо Чубарову "Читаем и пишем по-русски" и "Страну русской грамматики". Ну и все остальные книги там хорошие, для Анечки тоже есть из серии "Русский язык с мамой". Книги, правда, недешевые, но действительно то, что надо для детей, не живущих в русской языковой среде. Мы покупали в Доме книги на Арбате, там можно через интернет заказать и по Москве доставляют, попроси кого-нибудь, чтобы получили и тебе переслали потом.

Мне кажется что все слова с приставками: вздыхать, разглядеть, справиться, исправить, расцвет, сбегать, разбег, безбрежный, вскарабкаться, беспомощный, расположиться, возглас, безграничный, изморозь, беспредельный, воспаление, восклицание, распорядок, бесцельный...

Тема урока:

Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.

Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в

приставках пре – и при - ;

Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

пре – и при - ; развитие речи учащихся;

Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Правописание приставок пре - при - .

Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.

Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в

Приставках пре – и при - ;

Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

Пре – и при - ; развитие речи учащихся;

Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

1. Слово учителя по теме урока:

Сегодня у нас урок – обобщение по теме «Гласные в приставках пре - и при-». Сегодня на уроке мы вспомним, от чего зависит выбор букв е и и в приставках пре – и при - , а также продолжим работу по формированию умения различать значение и правописание слов с приставками пре – и при - .

2. Объяснение новой темы:

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.


3. Объяснительный диктант. (Один ученик выполняет на доске, все остльные в тетради).

Приморский край, пренеприятный разговор, слегка прихрамывать, прервать рассказ, привести собаку, приглушить свет, прескверный характер, призадуматься над проблемой, пришить пуговицу.

III. Актуализация знаний.

1.Задание по группам: заполнить недостающую графу таблицы. (Таблицы изображены на разных половинах доски).

Задание для 1 –ой группы:

Задание для 2-ой группы:

Правила написания приставок пре и при

Примеры

Приехать

Приклеить

Привстать

Приморский

Преступник

Премилый

IV. Упражнение на закрепление навыка.
1.
Дифференцированно – творческие задания: (работа в группах)

Задание для организации работы в группе:

1.Сначала каждый самостоятельно решает поставленную задачу.

2. Затем делится своими мыслями со всей группой.

3. Все внимательно слушают каждого участника, затем составляют общее решение, учитывая мнение каждого участника.

4. Один из участников проводит беседу с одноклассниками.

1 группа. А.

Ребята! Sos! Нам нужно помочь! Мы пропустили урок. Не знаем, как правильно писать приставки пре и при! Выполните задание и объясните нам, какую приставку писать в этих словах и почему. У вас есть таблица, которая вам поможет.

Мудрость пр..ходит с годами.

Что в детстве пр..обретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка пр…летела – скоро гром загремит.

Журавль солнце пр..носит.

Ехал к обеду, а пр..ехал в среду.

Пр..мудрости в щах., а сила в капусте.

Ни то, ни сё кипело, а то пр..горело.

Если на Новый год звёзд густо – ягод будет пр..много.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – пр…греет, пр..ласкает. накормит.

Организация рефлексии:

Расскажите, как вы выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя данное задание?

Ключ для проверки задания:

Мудрость приходит с годами.

Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Журавль солнце приносит.

Ехал к обеду, а приехал в среду.

Премудрости в щах, а сила в капусте.

Ни то, ни сё кипело, а то пригорело.

Если на Новый год звёзд густо – ягод будет премного.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – при…греет, приласкает, накормит.

2 группа. Б.

Задание:

Даны словосочетания , объясните своим одноклассникам их написания

Предобрый человек, пренеприятный разговор, предлинная история, прескверный характер, пришкольный участок, придорожный патруль, привокзальная площадь. премилый ребёнок, преградить дорогу.

Организация рефлексии:

  1. группа. В.

Проведите со своими одноклассниками беседу о правописании приставок пре и при.

Организация рефлексии:

Как выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя задание?

2. Упражнение.
1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине.

(М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_сматривался к Даше - чем-то она ему пр_шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_имущество,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_вычек; там, одна, ты пр_нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_скверный, где нам дадут обедишко пр_пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_словутую брошюру.

(И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_красной, как весна.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")

Проверка выполненного задания.

VII. Итог урока.

1. Вывод: - Подведём итог уроку. От чего же зависит правописание гласных в приставках? (от значения приставок) Но, прежде чем мы сделаем окончательные выводы, послушайте небольшое стихотворение и подумайте: о каких значениях приставок говорится в нем?

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из вселенной,

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при несомненно.

О каком значении приставки говорится в стихотворении? (приближение)

Запись на доске: 1-е значение – приближение.

Винт прикрутил, привинтил колесо,

Приклеил, пришил умело, -

Пишем мы при, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

2-е значение – присоединение.

О каких значениях приставки при – не было сказано?

3-е и 4-е значения – близость, неполное действие.

В прекрасном замке, на горе,

Жила-была приставка пре –

Особа преотважная, важная-преважная,

Гордая-прегордая, добрая-предобрая

Её считали очень мудрой

И называли все премудрой.

Был у неё прелестный пудель

Прехрабрый пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере –

Она сказала: «На заре

Я уезжаю, друг мой, пре –

Меня не будет два-три дня

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу,

Спокойной ночи, я спешу.»

О каком значении приставки пре – говорится в этом стихотворении?

Запись на доске: пре = очень

Пре= пере

А как быть со словами, в которых при – и пре – стали частью корня или словами, в которых трудно определить значение приставки? (их нужно запомнить).

2. Домашнее задание: сочинение – миниатюра на тему школьной жизни, используя слова с приставками пре – и при - .

3. Рефлексия.


Правописание приставок – важный раздел при изучении русского языка. Гласные в приставках пре- и при- зависят от лексического значения слова. Принципов их правописания немного, и они не являются сложными. Но, несмотря на это, не только дети, но и взрослые путаются в правилах, когда пишется гласная -е или -и. Рассмотрим правило написания пре-/при-.

Вконтакте

Приставка при-

Слова с при- выражают:

  1. Присоединение и приближение. Прибавление, приложение, прийти, приехать, пристегивать.
  2. Неполноту действия. Прибаюкивать, прибедняться, привскакивать, приглядывать, пригревать, пригубить, приподняться, прихрамывать.
  3. Нахождение вблизи чего-нибудь. При́берег, пригорный, прикроватный, прифронтовой, при́городный, привокзальный.
  4. Постепенное доведение процесса до конца. Приручение, привить, привыкнуть, пристрастие, примирение, припасти.

Обратите внимание! Что такое неполнота действия? Это , выражающие полудействие лица или предмета, т.е. выполнение чего-либо не до конца. Встать – привстать, сесть – присесть, лечь – прилечь

изучаем русский язык

Значение приставки пре- может быть выражено :

  1. Превосходным значением слова. Пребольшой, преважный, премудрый, преимущество, преспелый, пресочный.
  2. Приставка пре- может быть заменена на пере-. Преходящий момент – переходящий (момент, который изменится); преплывать (устаревшая форма) – переплывать.

Важно ! В встречаются слова, в которых пре- и при- входят в корень слова. Объяснить правописание таких слов затруднительно (в большинстве случаев это ), поэтому их лучше запомнить. Примеры: президент, прейскурант, преподаватель, препарат, престол, претендент, преферанс, приватный, привилегия.

Путаница в написании может возникать в омофонах – словах, которые звучат одинаково , но имеют разное написание. Претворить – воплотить в жизнь, притворить – закрыть, преходящий – временный, приходящий – являющийся куда-то; презирать – ненавидеть, призирать – заботиться о ком-либо; преклонить – почтительно опустить, приклонить – наклониться; предавать – обманывать, придавать – усиливать роль предмета.

Правописание приставок пре-/при- у глаголов

Приставки пре-/при- часто употребляются с глаголами, поэтому уделим им особое внимание.

Слова с приставкой пре- имеют следующее толкование:

  1. Изменить что-то. Лягушка превратилась в царевну. Весна преобразила все вокруг.
  2. Претворить = воплотить что-то в жизнь.
  3. Завершение действия или процесса. Преграждать путь, прервать речь, пресекать преступление, прекратить деятельность, препятствовать поступлению.
  4. Действие является выше или ниже определенной меры. Превозносить, превосходить, превышать, преуменьшать.
  5. Пребывать = жить, быть, существовать. Он пребывает в Ростове. = Он находится в Ростове.

Вы можете воспользоваться сайтом-подсказкой http://bezbukv.ru/mask/%D0%BF%D1%80%D0%B5$/verb, на странице которого представлены глаголы с приставкой, в которой пишется -е-.

Обратите внимание! Большинство глаголов с пре- встречаются в художественных произведениях.

Приставка при- в написании глаголов употребляется в следующих случаях :

  1. Завершение действия или движения. Приехать, прибежать, пригнать, прилететь.
  2. Определенное положение одного предмета по отношению к другому. Приложить компресс, приклеить лист, прилипнуть намертво, прикоснуться к руке, прикрепить полку, присоединить детали, приколоть брошь.
  3. Прибавление. Прибавить скорость, приписать лишнее, прикупить вещей, пристроить балкон, приумножить капитал.
  4. Неполнота действия. Глаголы «присесть» и «прилечь» могут иметь значение кратковременного действия. Я прилег на кровать, чтобы немного вздремнуть. Присяду на минутку и побегу дальше по делам.
  5. Глаголы восприятия «смотреть» и «слушать» с приставкой при- и постфиксом -ся выражают углубление в действие – присмотреться получше, прислушаться внимательно.
  6. Глаголы «звать» и «влечь» с приставкой при- = обратиться к кому-то, побудить к действию – призвать, привлечь.
  7. Глаголы «приучить», «приручить», «привить» (переносное значение), «привыкнуть» = передача или приобретение каких-либо качеств, свойств, навыков. Родители приучили детей к дисциплине. Любители животных могут приручить даже льва. Учитель литературы привил нам любовь к поэзии. Тот, кто привык рано вставать, много успевает.

Приставка при- у глаголов может употребляться не только в прямом, но и переносном значении . Под эту категорию попадают глаголы движения. Ознакомимся с примерами, в которых глагол «приходить» стоит в переносном значении:

  1. Значение «получить определенный результат». Мы пришли к определенному решению этой задачи.
  2. Может содержать в себе вывод/заключение или соглашение. Проработав после школы два года, он пришел к решению уехать из родного города и начать жизнь заново. В результате длительных переговоров представители двух стран пришли к соглашению по территориальным проблемам. Комиссия пришла к заключению, что в работе банка нет никаких нарушений.
  3. Значение «договориться», «иметь общее решение». Мы долго спорили, куда нам ехать на каникулах, а когда пришли к общему мнению, то решили ехать к Белому морю.
  4. Значение «понимание» или «осознание». С возрастом к нему стало приходить понимание того, как важно беречь здоровье.
  5. В значении «получать власть». В результате выборов в стране к власти пришли республиканцы.

В отглагольных частях речи написание пре-/при будет сохраняться. Преграждать – преграждение – преграждающий, примеривать – примеривание – примеривающий.

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Приставки «пре» и «при» в некоторых словах

1. Презрение/призрение

С первым словом все понятно, а вот второе используется гораздо реже. ПрИзрение - это попечение. ПрИзреть - значит дать приют и пропитание. В словаре этот глагол имеет помету «устар.». Домом призрения в XVIII–XIX веках называли учреждения, которые занимались опекой и попечительством.

При- во втором слове легко объяснить. Тут есть оттенок приближения, принятия, присоединения.

2. Предать/придать

Предать можно (но не нужно) друга, а придать - значение. Во втором случае опять виден мотив присоединения.

3. Преклонить/приклонить

Преклонить можно голову или колени. А приклонить, например, ветку к земле (приблизить, поэтому при-).

4. Претворить/притворить

Претворить можно мечту. И здесь приставка пре- сходна по значению с пере- (мечта ПЕРЕрождается и становится реальностью). А вот притворить можно калитку (ПРИкрыть, мотив неполноты действия: закрыть, но не до конца).

5. Претерпеть/притерпеться

Претерпеть - это почти то же самое, что и ПЕРЕтерпеть. То есть перенести, переждать, пережить. А значит, нужна приставка пре-.
А притерпеться - это довести действие до конца и (опять же) сблизиться с тем, что терпишь.

6. Преходящий/приходящий

Преходящее - это то, что переходит, проходит.
А приходящий - это тот, кто приходит, приближается. Например, приходящий на эту платформу поезд. Или приходящий в детский сад ребенок.

7. Преумножить/приумножить

Эти слова различить очень трудно, это отмечают даже в справочниках. Считается, что прЕумножить - это сильно умножить, а прИумножить - добавить немного. Но это скорее оттенки одного значения, поэтому их часто путают.

8. Преемник/приемник

Дмитрия Медведева в свое время называли преемником Владимира Путина - к нему ПЕРЕшли полномочия президента. Но никак не прИемником! Запомните: приемник - это аппарат, а не человек.