Причины цусимской катастрофы. Цусимская битва и судьба эскадры рожественского

И в помощь ему на Балтике была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра (7 броненосцев, 8 крейсеров и 9 эсминцев). В октябре 1904 г. она была послана на Дальний Восток под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. В феврале 1905 вслед за ней из Балтики отправилась 3-я Тихоокеанская эскадра во главе с контр-адмиралом Николаем Небогатовым (4 броненосца и 1 крейсер). 26 апреля обе эскадры соединились у берегов Индокитая и под общим командованием Рожественского продолжили путь к боевому театру.

Теперь, после падения Порт-Артура и окончательной гибели 1-й Тихоокеанской эскадры в его гавани, ситуация для Рожественского значительно осложнилась. Местом базирования новой эскадры предполагалось сделать Владивосток, куда Рожественский и направлялся. Его задачей являлась защита российского Приморья. Невзирая ни на что, 2-я Тихоокеанская эскадра представляла довольно мощную силу. Возобновление борьбы на море, наряду с непрерывно шедшим наращиванием русских сухопутных войск в Маньчжурии, могло бы привести бы к гибельному для Японии затягиванию войны.

В мае 1905 прошедшая 15 тыс. миль 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив, держа курс на Владивосток. 14 мая 1905 у Цусимских островов, в Корейском проливе, путь ей преградил японский флот адмирала Того (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец, 42 миноносца, 6 других судов). Он превосходил русскую эскадру численностью, качеством кораблей и силой орудий. Японские моряки, в отличие от русских, имели богатый опыт боевых действий. Перед боем адмирал Того сигнализировал своим экипажам: «От этого боя зависит судьба Японии».

Цусимское сражение. Морские легенды

Корабли Того сосредоточили огонь с дальних дистанций на головной части российской эскадры. Концентрированным огнем фугасными снарядами японцы сумели уничтожить у русских 4 броненосных флагмана. После ранения Рожественского эскадру возглавил контр-адмирал Небогатов. Гибель флагманов привела к потере управления эскадрой. Она рассеялась на отряды, ставшие жертвой ночных атак вражеских миноносцев, которые потопили еще 1 броненосец и крейсер. Русские суда потеряли связь друг с другом. Часть их устремилась во Владивосток, часть обратно, в нейтральные порты. 15 мая в плен японцам сдались 4 корабля во главе с Небогатовым, а также эсминец «Бедовый», на котором находился Рожественский. За сдачу кораблей Небогатов был приговорен к расстрелу, замененному 10 годами тюрьмы; Рожественский оправдан ввиду героического поведения в бою и тяжелого ранения. Не подчинился приказу о сдаче только экипаж крейсера «Изумруд» во главе с капитаном II-го ранга бароном Ферзеном. Он прорвался сквозь строй японских кораблей, ушел на Владивосток, однако в заливе Св. Владимира «Изумруд» сел на мель и был взорван экипажем. За проявленную доблесть царь наградил В. Н. Ферзена золотым оружием

Другая группа кораблей (2 броненосца, 3 крейсера и 4 эсминца) продолжала сражаться и геройски погибла. Из спасшихся судов 3 крейсера ушли в Манилу, 1 эсминец – в Шанхай, крейсер «Алмаз» и 2 эсминца – во Владивосток. В Цусимской битве погибло более 5 тысяч русских моряков. Японцы потеряли 1 тысячу человек и три миноносца. Такого разгрома русский флот не знал ещё никогда.

Цусимское сражение стало одной из крупнейших морских битв мировой истории. Оно явилось и последним сражением эпохи броненосных кораблей, которые вскоре начали заменяться дредноутами. Гибель Тихоокеанского флота поставила окончательную точку в русско-японской войне. Дальневосточные рубежи России были теперь беззащитны от нападения с моря, а японские острова стали неуязвимыми.

Летом 1905 японцы почти беспрепятственно овладели островом Сахалин. Наспех собранное здесь под командованием генерала Ляпунова ополчение (3,2 тысячи человек, отчасти из каторжников) было неспособно с регулярными дивизиями и 18 июля 1905 сдалось в плен. Угроза атаки с моря нависла над всем российским Приморьем и Камчаткой.

Сражение между русской и японской эскадрами в Японском море было крупнейшей морской битвой эпохи броненосного флота. Во многом именно она решила исход Русско-японской войны.

Шла Русско-японская война. С первых ее дней японский флот захватил стратегическую инициативу на море, теперь русскому командованию срочно требовалось усилить свой Тихоокеанский флот. В октябре 1904 года из Либавы на Дальний Восток отплыла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Зиновия Рожественского. В нее вошли корабли Балтийского флота и достраивающиеся броненосцы. Эскадра обогнула Африку и достигла Мадагаскара, где в феврале 1905 года ее пополнили корабли, отправленные ей вдогонку. 9 мая поблизости от Сингапура к эскадре присоединились вышедшие из Либавы 3 февраля корабли 3-й Тихоокеанской эскадры адмирала Николая Небогатова.

НА ПОДХОДЕ К ЦУСИМЕ

Сражение произошло между островами Цусима и Окиносима в Цусимском проливе, который был частью Корейского пролива между островом Кюсю и Корейским полуостровом. Неподалеку командующий японским флотом адмирал Того Хэйхатиро развернул свои главные силы, выдвинув крейсера южнее пролива, ожидая подхода русской эскадры. Со своей стороны Рожественский решил, прежде всего, добраться до Владивостока, кратчайший путь к которому шел именно через Корейский пролив. В ночь на 27 мая русские корабли вошли в Корейский пролив. Здесь в 04:28 они были замечены с японского вспомогательного крейсера. Того, который теперь имел полную информацию о составе и расположении русской эскадры, немедленно начал развертывание своих основных сил, собираясь утром неожиданно атаковать и уничтожить противника. Отказавшийся от ведения разведки (из опасения обнаружить свое местонахождение) Рожественский действовал наугад, а следивший за эскадрой старый японский крейсер был замечен с русских кораблей лишь в 06:45.

НАЧАЛО СРАЖЕНИЯ

В 13:49 флагман русской эскадры эскадренный броненосец «Князь Суворов» с дистанции 38 кабельтовых (6949 м) открыл огонь по японскому флагману «Микаса». Ответный огонь японцы дали в 13:52, и в первые же минуты повреждения получили все три русских флагмана — броненосцы «Князь Суворов», «Ослябя» и «Император Николай I», причем первые два загорелись. Более современные японские корабли превосходили русские по ряду параметров: их скорость была выше — 18-20 узлов против 15-18; артиллерия имела большую скорострельность — японцы могли дать 360 выстрелов в минуту против 134 у русских; фугасность снарядов была выше в 10-15 раз; бронирование кораблей составляло 61 % площади (против 40 % у русских кораблей).

В 14:10 отряд Того сосредоточил свой огонь на «Князе Суворове», а отряд Камимуры Хиконодзе — на «Ослябе». К бою присоединились остальные русские броненосцы, «Микаса» получил 25 попаданий. Среди японских кораблей наиболее сильно был поврежден броненосный крейсер «Асама», который был вынужден выйти из строя. Ситуация на русском флагмане была критической: сбита труба, на палубе начался пожар, выведена из строя кормовая башня, были перебиты и сожжены все фалы, и теперь Рожественский не мог отдавать приказы и руководить действиями русской эскадры. Однако наиболее тяжело пострадал «Ослябя»: получив несколько пробоин в небронированной носовой части, он набрал много воды; на палубе пылали надстройки. В 14:32 кренящийся на левый борт «Ослябя» вышел из строя, примерно через 15-20 минут он завалился и затонул. В те же 14:32 «Князь Суворов» потерял управление; на мостике был тяжело ранен адмирал Рожественский. До 18:05 русской эскадрой никто не командовал.

ЦУСИМСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Исход Цусимского сражения был решен за первые 43 минуты боя, однако военные действия продлились до вечера, а ночью и на следующий день японские корабли довершили разгром русского флота.

Оставшиеся без руководства русские корабли возглавил броненосец «Император Александр III», который вернул эскадру на курс норд-ост. В ходе боя из строя был выведен японский крейсер «Асама», но и «Император Александр III» был вынужден выбыть, после чего эскадру повел за собой броненосец «Бородино». Получивший ряд повреждений броненосец «Сисой Великий» начал отставать. Около 14:50 «Бородино» повернул на север, а затем на зюйд-ост, после чего японцы из-за тумана потеряли противника.

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Около 15:15 русские корабли снова легли на курс во Владивосток, а в 15:40 противники вновь сошлись и бой возобновился, ряд кораблей сильно пострадал. Около 16:00 «Бородино» повернул на восток, и в 16:17 противники вновь потеряли визуальный контакт. В 16:41 2-й русский броненосный отряд открыл огонь по японским крейсерам, а через 10 минут на звук выстрелов подошли корабли Камимуры, этот бой продолжался до 17:30. Тем временем практически неуправляемый «Князь Суворов», с которого миноносец «Буйный» снял раненого адмирала Рожественского, был окружен и расстрелян японскими миноносцами. В 19:30 он перевернулся и пошел ко дну с находившимися на нем 935 членами экипажа. К 17:40 русские корабли перестроились в несколько кильватерных колонн, и в 18:05 — с догнавшего флот миноносца «Буйный» был, наконец, передан приказ Рожественского о передаче командования эскадрой адмиралу Николаю Небогатову. В это время под огонь японских крейсеров попал уже начавший крениться на правый борт броненосец «Император Александр III», который в 18:50 перевернулся и затонул. В 18:30 «Бородино», уклоняясь от огня противника, повернул на норд-вест, но спастись ему не удалось: в 19:00 корабль был уже охвачен огнем, а после взрыва погреба бортовой башни в 09:12 он перевернулся и затонул. Теперь русскую колонну должен был возглавить броненосец «Император Николай I». В 19:02 адмирал Того отдал приказ прекратить огонь. Всего в ходе сражения погибло 4 русских броненосца, остальные корабли также сильно пострадали в бою; японцы не по теряли ни одного корабля, но некоторые из них получили тяжелые повреждения. Во время боя русские крейсера составили отдельную колонну, лишившись при перестрелке вспомогательного крейсера и транспорта.

НОЧНЫЕ БОИ

В ночь на 28 мая в дело вступили японские миноносцы, которые разыскивали получившие повреждения русские корабли и добивали их торпедами. В ходе ночных боев русская эскадра потеряла броненосец «Наварин» и броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», а японцы — три миноносца.

В наступившей темноте часть русских кораблей утратила связь друг с другом, три крейсера ушли на Филиппины, другие попробовали прорваться во Владивосток — фактически русская эскадра как единая сила перестала существовать.

Наиболее сильный отряд действовал под началом адмирала Небогатова: эскадренные броненосцы «Император Николай I» и «Орел», броненосцы береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» и крейсер «Изумруд».

КАПИТУЛЯЦИЯ НЕБОГАТОВА

В 05:20 отряд Небогатова был окружен японскими кораблями. После 09:30 Небогатов попытался атаковать, пойдя на сближение, но японцы, пользуясь превосходством в скорости, отвернули в сторону, дожидаясь подхода основных сил флота. К 10:00 русский отряд был полностью блокирован, и в 10:34 Небогатов, так и не вступив в бой, поднял сигнал XGE — «Сдаюсь». Не все с этим согласились: «Изумруд» сумел вырваться, затем сел на мель и был взорван командой, а команда «Орла» попыталась затопить корабль, открыв кингстоны, но японцам удалось им помешать. После 15:00 эсминец «Бедовый», на котором находились раненый Рожественский и штаб флота, не сделав ни одного выстрела, сдался японскому эсминцу. Во Владивосток смогли прорваться лишь крейсер «Алмаз» и миноносцы «Грозный» и «Бравый».

ПОТЕРИ

В русской эскадре в ходе сражения погибло 5045 человек, в плену оказалось 7282 человека, в т. ч. два адмирала. Из 38 русских кораблей затонул 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта), 7 достались японцам (4 броненосца, миноносец, 2 госпитальных судна). Потери японцев составили 116 человек убитыми и 538 ранеными, а также 3 миноносца.

12017

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Рожественский был агентом кайзера Вильгельма и тайным революционером. Читать статью «Конрад Цусимский — великое предательство России»

    Ответить

Продолжаю начатую предыдущим постом тему Русско - японской войны 1904 - 1905 годов и ее финального сражения Цусимского морского боя 14 - 15 мая 1905 года . На этот раз речь пойдет о боевых кораблях 2-й Тихоокеанской эскадры, принявших участие в сражении с японским флотом, и о их судьбе. (Дата в скобках после названия корабля означает его спуск на воду после постройки)
Кроме того, всем, кто интересуется историей Отечества, я думаю, будет интересно увидеть, как выглядели боевые российские корабли более чем сто лет назад.

1. Флагман - эскадренный броненосец "КНЯЗЬ СУВОРОВ" (1902)
Погиб в бою

2. Броненосный крейсер "ОСЛЯБЯ" (1898)
Погиб в бою


3. Броненосный крейсер "АДМИРАЛ НАХИМОВ" ( 1885)
Погиб в бою

4. Крейсер 1-го ранга "ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ" (1883)
Затоплен экипажем

5. Крейсер 1-го ранга "ВЛАДИМИР МОНОМАХ" (1882)
Затоплен экипажем

6. Броненосец "НАВАРИН" (1891)
Погиб в бою

7. Эскадренный броненосец "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ" (1889)
Сдался в плен. Позже вошел в состав японского флота

8. Броненосец береговой охраны "АДМИРАЛ УШАКОВ" (1893)
Затоплен экипажем

9. Броненосец береговой охраны "АДМИРАЛ СЕНЯВИН" (1896)

10. Броненосец береговой охраны "ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ АПРАКСИН" (1896)
Сдался в плен. Вошел с состав японского флота

11. Эскадренный броненосец "СИСОЙ ВЕЛИКИЙ" (1894)
Погиб в бою

12. Броненосец "БОРОДИНО" (1901)
Погиб в бою

13. Крейсер 2-го ранга "АЛМАЗ" (1903)
Был единственным из крейсеров, прорвавшимся во Владивосток

14. Бронепалубный крейсер 2-го ранга "ЖЕМЧУГ" (1903)
Ушел в Манилу, где был интернирован, после окончания войны вернулся в состав русского флота.

(То же относится ко всем русским кораблям, которые смогли оторваться от преследования японского
флота и дошли до портов нейтральных государств)

15. Бронепалубный крейсер 1-го ранга "АВРОРА" (1900)
Ушел в Манилу

16. Броненосец "ОРЕЛ" (1902)
Сдался в плен. Вошел в состав японского флота

17. Броненосный крейсер 1-го ранга "ОЛЕГ" (1903)
Ушел в Манилу

18. Броненосец "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ" (1901)
Погиб в бою

19. Броненосный крейсер 1-го ранга "СВЕТЛАНА" (1896)
Затоплен экипажем

20. Вспомогательный крейсер "УРАЛ" (1890)
Затоплен экипажем

21. Эскадренный миноносец "БЕДОВЫЙ" (1902)
Сдался в плен. Вошел в состав японского флота

22. Эскадренный миноносец "БЫСТРЫЙ" (1902)
Взорван экипажем

23. Эскадренный миноносец "БУЙНЫЙ" (1901)
Погиб в бою

24. Эскадренный миноносец "БРАВЫЙ" (1901)

25. Эскадренный миноносец "БЛЕСТЯЩИЙ" (1901)
Затоплен экипажем

26. Эскадренный миноносец "ГРОМКИЙ" (1903)
Затоплен экипажем

27. Эскадренный миноносец "ГРОЗНЫЙ" (1904)
Сумел прорваться во Владивосток

28. Эскадренный миноносец "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" (1902)
Погиб в бою

29. Эскадренный миноносец "БОДРЫЙ" (1902)
Ушел в Шанхай

Таким образом, в Цусимском сражении из 29 боевых кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры в бою, сражаясь до конца, погибли 17 кораблей (включая те, которые не желая сдаваться врагу и не имея возможности продолжать бой, были взорваны собственным экипажем или затоплены открытием кингстонов, чтобы не доставаться врагу). 7 кораблей доблестно сражаясь с японцами, после того, как все было кончено, разными путями сумели сохраниться как боевые единицы, уйдя в нейтральные порты, или прорвавшись к своим во Владивосток. И только 5 кораблей сдались в плен японцам.
На этот раз никакого вывода не будет. Делайте его сами, если вам интересна история нашей страны, состоящая не из одних только побед, но и из поражений.

Сергей Воробьев.

Тяжело сказать, что и как было на самом деле. Ни кто, из тех кто был в этот момент с адмиралом Рожественским на мостике флагманского броненосца, кроме самого адмирала, не уцелел в сражении. А сам адмирал Рожественский хранил по этому поводу молчание, так нигде и никогда не объяснив мотивы и причины своих действий в сражении. Попробуем сделать это за него. Предложив свою версию этих событий. Событий так сильно сказавшихся на судьбе России.

В мае 1905 года русская эскадра медленно входила в Цусимский пролив. И казалось, что было сделано всё, для того, что бы дозорные корабли противника её обнаружили. Эскадру сопровождали несколько транспортных и вспомогательных судов. Которые ограничили её скорость 9 узлами. А два госпитальных судна, по требованиям того времени, светились всем огнями, подобно новогодним ёлкам. И первая же линия японских дозоров обнаружила русские корабли. И именно по этим «ёлкам». Тут же заработали японские радиостанции, передающие информацию, о русских кораблях. А на встречу русской эскадре вышли главные силы японского флота. Радиостанции, на которых так же работали не переставая. Осознав опасность командиры русских судов предложили командующему эскадрой адмиралу Рожественскому отогнать японских разведчиков. А командир вспомогательного крейсера «Урал», имевшего первоклассную, для своего времени радиостанцию, предложил заглушить работу японских радиостанций.

Госпитальное судно «Орёл».

Вспомогательный крейсер «Урал». Ещё четыре подобных корабля отделились от русской эскадры и приступили к рейдерским операциям у берегов Японии. «Урал» остался при эскадре.

Но адмирал всё запретил. И открывать огонь по японским разведчикам и заглушать работу их радиостанций. А вместо этого приказал перестроить эскадру из походного порядка в боевой. То есть из двух колонн, в одну. Но за 40 минут, до начала сражения Рожественский распорядился снова перестроить эскадру. В точности наоборот из одной колонны в две. Но теперь эти колонны броненосцев располагались уступом вправо. И стоило русским закончить перестроение, как на горизонте показались дымы кораблей главных сил японского флота. Командующий которым, адмирал Того заканчивал манёвр, гарантирующий ему победу. Ему надо было только повернуть вправо. И поставить строй своих кораблей, поперёк движения русской эскадры. Обрушивая огонь всех своих орудий на головной корабль противника.

Адмирал Того

Но увидев, что русские броненосцы идут походным порядком вместо этого адмирал Того, повернув влево. На сближение с наиболее слабыми кораблями русской эскадры. Намериваясь атаковать в первую очередь их. И тут же, русская эскадра, начала перестроение в одну колонну. И открыв огонь, буквально засыпала японский флагман градом снарядов. В какой-то момент сражения по японскому флагману вели огонь одновременно шесть русских кораблей. За короткие 15 минут в «японца» попало более 30 крупнокалиберных снарядов. Адмирал Рожественский, сделал то ради чего на флоте и существует командующий, он привёл свою эскадру без потерь и переиграл японского адмирала. Заставив того подставить свои корабли под сосредоточённый огонь стремительно приближающихся русских броненосцев.

Схема начала Цусимского сражения.

Рожественский сделал то, что хотел, воспользовавшись единственным шансом на победу. Он дал возможность противнику выявить эскадру, дал понять, что она тихоходна и идёт восточным, узким проливом. Он не стал мешать передачи информации разведчиками. И работе радиостанций главных сил японцев. А в последний момент, перед столкновением перестроил эскадру. Точно рассчитав время столкновения. Зная, что адмирал Того, уже не успеет получить расшифрованную информацию об его манёвре.

Броненосец «Сагами» ведет колонну кораблей

Скорее всего адмирал Рожественский рассчитывал и на находящиеся во Владивостоке два броненосных крейсера. Которые за три дня до Цусимского сражения вышли из порта. По официальной версии для проверки работы радиостанций. Но как раз во время, что бы подойти к Цусимскому проливу вместе с главными силами русского флота. Но тут вмешалась случайность. За год до этого японцы на фарватере поставили минное поле. Несколько раз русские крейсера свободно проходили это минное поле. Но именно накануне Цусимского сражения флагман этого отряда броненосный крейсер «Громобой» коснулся мины и вышел из строя. Отряд вернулся во Владивосток. Лишив возможности адмирала Рожественского усилить свою эскадру уже в ходе сражения. На то что это планировалось, указывает наличие в составе эскадры того же вспомогательного крейсера «Урал». Предназначенного для рейдерских операций на коммуникациях и совершенно не приспособленного для боя эскадр. Но имеющего лучшую в эскадре радиостанцию. С помощью, которой и должен был вывести крейсера из Владивостока к месту боя.

Броненосный крейсер «Громобой» в сухом доке Владивостока.

Сделал это, адмирал Рожественский точно зная, где находиться японская эскадра. И в этом ему помогли сами японцы. Точнее их радиостанции. Опытные радисты, по силе радиосигнала, или по «искре», как тогда говорили, могут определить расстояние, до другой радиостанции. Узкий пролив указывал точное направление на противника, а сила сигнала японских радиостанций показывала расстояние до него. Японцы рассчитывали увидеть одну колонну русский кораблей. А увидели две, и поспешили атаковать наиболее слабые корабли. Но русские колонны шли уступом вправо. Это и дало возможность Рожественскому перестроить эскадру и попытаться самому атаковать наиболее слабые корабли японцев. Прикрывая которые адмирал Того вынужден был продолжить манёвр. Буквально развернув последовательно свои броненосцы. Чем и подставил свой флагман, под сосредоточённый огонь лучших русских кораблей. В это момент, в японский флагман и попало около 30 крупнокалиберных снарядов. А следующий в строю броненосец 18. В принципе этого было достаточно, что бы вывести вражеские корабли из строя. Но к величайшему сожалению только в принципе.

Повреждения русского и японского броненосца в сражении.

Парадоксально, но самым большим японским секретом того времени, были русские снаряды. Точнее их ничтожное воздействие на корабли противника. В погоне за бронепробиваемостью русские инженеры уменьшили вес снаряда, на 20%, по отношению к зарубежным снарядом аналогичного калибра. Что предопределило более высокую скорость снарядов русских орудий. А что бы сделать свои снаряды безопасными их снаряжали взрывчаткой на основе пороха. При этом предполагалось, что, пробив броню снаряд, взорвётся, за ней. Для этого поставили очень грубые взрыватели, которые не взрывались даже при попадании в не бронированную часть борта. Но мощности взрывчатки, в снарядах, порой не хватало, даже на то что бы разорвать сам снаряд. И в результате русские снаряды, попадая в корабль, оставляли аккуратненькое круглое отверстие. Которое японцы быстренько заделывали. Да и взрыватели у русских снарядов оказались не на высоте. Боёк получился слишком мягким и не накалывал капсюль. А эскадру Рожественского вообще снабдили бракованными снарядами. С повышенным содержанием влаги, во взрывчатке. В результате даже попавшие в японские корабли снаряды массово не разрывались. Именно качество русских снарядов и предопределило, что японские корабли выдержали массированный огонь русских. И сами, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости стали охватывать голову русской колонны. Вот тут даже возникает сомнение в том, что если бы японцы не знали об посредственном качестве русских снарядов, то Того рискнул бы выполнить свой рискованный манёвр. Нет, он не мог знать об отвратительном качестве снарядов находившихся на снабжении второй эскадры. Но вполне возможно, что он правильно оценил риск для своих кораблей и совершил свой манёвр. Который потом назовут гениальным, но который не совершит ни один находящийся в здравом уме флотоводец. А в результате японцы победили, в Цусимском сражении. Не смотря на героизм русских и выигрыш Рожественского на манёвренном этапе боя.

Картина посвящённая героической гибели броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

И всё же в этом поражении виноват лично Рожественский. Будучи начальника Главного морского штаба, он лично курировал технические вопросы во флоте. И именно на его совести, оказались эти не годные снаряды. Да и в составе японского флота, были 2 корабля, которые могли бы быть в составе его эскадры. Но от которых он лично так опрометчиво отказался. В Италии строились 2 броненосных крейсера, для Аргентины. Корабли были уже готовы, когда заказчик от них отказался. И итальянцы предложили эти корабли России. Но Рожественский, будучи начальником Морского Штаба, отказался от них. Мотивируя, тем, что эти корабли не подходят Русскому флоту по типу. Японскому же флоту они подошли. Японцы их сразу же перекупили. И как только эти корабли, достигли Японии, началась война. В это же время на Средиземном море находилась эскадра из двух броненосцев, трёх крейсеров и более десятка миноносцев. Шедшая на Тихий океан. И была выдвинута идея, сопровождать эти корабли своими кораблями. И под угрозой уничтожения этих кораблей, не дать возникнуть войне до усиления нашего флота. Но для этого, было необходимо оставить миноносцы, без опеки крупными кораблями. И Рожественский, запретил сопровождать японцев, приказав конвоировать миноносцы. В результате эта эскадра, до начала войны, не спела усилить наш Тихоокеанский флот. А перекупленные японцами броненосные крейсера успели.

Броненосный крейсер «Касуга», который мог служить и в Российском императорском флоте

Адмирал Рожественский, вполне справедливо, мог бы показать себя одним из величайших флотоводцев России. Который привёл флот без потерь через три океана, и сделал все, что бы разгромить японцев. Но как администратор, он проиграл войну, ещё до её начала. Упустив возможность усилить свой флот, ослабить флот противника. И не сумев обеспечить вверенные ему силы боеприпасами надлежащего качества. Чем и опозорил своё имя. В конце концов, оказавшись в плену у японцев.

Корабль оправдавший своё название. На нём адмирал Рожественский попал в плен к японцам.

Как известно незнание истории приводит к её повторению. И недооценка роли бракованных снарядов в Цусимском сражении ещё раз сыграло в нашей истории негативную роль. В другом месте и в другое время. Летом 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Тогда основным нашим танковым и противотанковым боеприпасом был 45-мм снаряд. Который должен был уверенно пробивать броню немецких танков метров до 800. Но реально, наши танки и противотанковые пушки этого калибра были бесполезны метров с 400. Немцы, это выявили сразу и установили безопасную дистанцию для своих танков в 400 метров. Оказалось, что в погоне за увеличением выпуска снарядов, произошло нарушение технологии, их изготовления. И массово шли перекалённые, а значит и более хрупкие снаряды. Которые просто раскалывались, при попадании в немецкую броню. Не причиняя особого вреда немецким танкам. И позволявшие немецким танкистам практически беспрепятственно расстреливать наших солдат. Совсем как японцам наших моряков при Цусиме.

Макет снаряда 45мм

Цусимское сражение 1905 года российской Тихоокеанской флотилии с Императорским потерпело сокрушительное поражение. В результате морского сражения российская эскадра была разгромлена и уничтожена. Основная часть боевых кораблей России была торпедирована японскими моряками и затоплена вместе с членами экипажа. Некоторые суда объявили о своей капитуляции, лишь четыре корабля вернулись к берегам родной гавани. Русско-японская война (1904-1905) завершилась крупным военным поражением русского флота у берегов острова Цусима (Япония). Каковы же причины поражения и возможен ли был другой исход событий?

Военная и политическая ситуация на Дальнем Востоке

Русско-японская война 1904-1905 годов началась с внезапного нападения боевых эсминцев японского флота на русские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура. В результате торпедной атаки было повреждено два тяжёлых артиллерийских корабля и одно надводное судно. История Дальнего Востока насчитывает немало военных действий. Все они были направлены на захват и передел сфер влияния на этом участке российской земли.

Желание Японии господствовать в Северо-Восточном Китае и на Корейском полуострове яростно поддерживалось Англией и Соединёнными Штатами Америки. Малочисленные союзники России, такие как Франция, Германия и другие, в вопросе сохранения русских территорий всячески поддерживали русского императора Николая II. Однако в решающих стратегических моментах старались всё же придерживаться нейтралитета. Содействие союзников проявлялось только тогда, когда это соответствовало их коммерческим интересам.

Принятие стратегического решения

Постоянно усиливающиеся атаки японцев Порт-Артура, главной базы Тихоокеанского флота России, заставили императора Николая II предпринять решающие меры. Решение было принято в июле 1904 года. К ослабленной Тихоокеанской эскадре для разгрома и уничтожения японского флота была направлена из Кронштадта эскадра под руководством вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского.

Уже в пути балтийские корабли узнают, что Порт-Артур взят, а все корабли на рейде затоплены. Тихоокеанская флотилия уничтожена. Такова морская история Дальнего Востока России. Тем не менее Николай II принимает решение о продолжении пути императорского флота к берегам Японии. Для усиления атакующей эскадры с был отправлен отряд боевых кораблей контр-адмирала Н. И. Небогатова.

Неравные силы противников

Ход цусимского сражения можно было предугадать по количеству боевых единиц противоборствующих сторон. В Тихоокеанскую флотилию вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского входило:

  • 8 эскадренных тяжёлых артиллерийских против 4 японских;
  • 3 береговых охранных броненосца против 6 кораблей противника;
  • 1 крейсерный броненосец против 8 единиц Японского Императорского флота;
  • 8 крейсеров против 16 крейсеров японцев;
  • 5 против 24 вспомогательных военных судов Японии;
  • 9 российских против 63 японских

Явное боевое преимущество японского адмирала Хэйхатиро Того говорит само за себя. Опыт ведения боевых действий японского флота превосходил российский по всем параметрам, несмотря на то что история морских сражений у России была намного богаче. Японские боевые стрелки умело владели искусством поражения цели противника на дальних дистанциях, причём по одной цели с нескольких кораблей. Такого опыта у русского флота не было. Основным занятием того периода были императорские смотры (парады) морской техники, которые ежегодно проводились по приказу императора Николая II.

Ошибки и просчёты русского адмирала

Стратегической задачей морского похода адмирала З. П. Рожественского был захват Японского моря. Такое условие было поставлено императором Николаем II. Однако З. П. Рожественский видел своей оперативной целью следующее: любыми силами, не считаясь с возможными потерями своего флота, прорваться во Владивосток. Возможно, что обойти Японские острова с востока, было бы стратегически правильным решением, и цусимское морское сражениене состоялось бы.

Но флотоводец выбрал другой, более короткий путь. Было принято решение идти через проливы. Корейский пролив, соединяющий Восточно-Китайское и Японское море, огибает остров Цусима, который, в свою очередь, имеет два пути: западный проход и восточный (Цусимский пролив). Именно там русских моряков и ждал японский адмирал Хэйтатиро Того.

Все проходы перекрыты

Командующий японским флотом выбрал стратегически правильный план возможных боевых действий. Между островами была организована дозорная цепь кораблей, которая могла оповещать командующего о возможных манёврах и приближении русских кораблей. На подступах к Владивостоку японцы предусмотрительно выставили минные заграждения. Всё готово к бою. Японские корабли цусимского сражения ожидали подхода российских суден. отказался от морской разведки, боясь обнаружения своей эскадры разведывательными крейсерами противника.

Очевидный исход главного сражения русско-японской войны

Отправить столь разношёрстную армаду через три океана многим казалось безумием. В этот обречённый поход посылались и ветераны с изношенными механизмами, накрутившие сотни тысяч морских миль, и новейшие, наспех достроенные, не прошедшие испытаний корабли. Моряки всегда относятся к своим кораблям как к неодушевлённым разумным существам. Броненосцы с названиями именитых полководцев как будто специально не хотели идти к неминуемой гибели.

Они застревали на спуске при слипе, тонули прямо у заводских стен при ремонте, садились на мель, как будто подавали явные предупреждающие знаки своим экипажам.

Как не верить приметам?

В начале 1900 года в мастерской сгорела сборочная модель броненосца «Император Александр III». Спуск на воду этого корабля был отмечен падением флагштока с императорским штандартом и сопровождался человеческими жертвами.

Броненосец «Орёл» затонул в гражданской гавани, а позже несколько раз садился на мель, догоняя эскадру в Финском заливе. Броненосец «Слава» вообще так и не смогли отправить в поход.

Однако высшему командованию никакие предчувствия были неведомы. 26 сентября 1904 в Ревеле (бывший Таллин) состоялся высочайший императорский смотр. Николай II обошёл все корабли и пожелал морякам достигнуть Порт-Артура и соединиться с первой эскадрой Тихоокеанского флота для совместного овладения Японским морем. Через неделю семь броненосцев, крейсер, миноносцы навсегда покидали родные берега. 220-дневный поход к японским берегам протяжённостью 18 тысяч морских миль начался.

Непредвиденные обстоятельства

Главная проблема, с которой столкнулось командование эскадры, - это проблема с топливом. По международному морскому праву того времени боевые корабли воюющей стороны могли заходить в порты нейтральной стороны лишь на сутки. Англия, которая владела большей частью погрузочных станций на пути следования эскадры, закрыла свои порты для русских военных кораблей.

Снабжение эскадры углём, провизией и пресной водой, пришлось организовывать прямо в море. Для ремонта была оснащена специальная мастерская «Камчатка», укомплектованная мастеровыми добровольцами. Кстати сказать, они тоже разделили участь военных моряков. В целом осуществление стратегической операции такого масштаба заслуживает наивысшей оценки.

Тяжелейшие погрузки угля в открытом море, невыносимая тропическая жара, когда температура в котельных отделениях достигала 70º по Цельсию, жесточайший шторм у мыса Доброй Надежды - всё это не остановило движение эскадры. Ни один из кораблей не повернул обратно.

Кругосветный поход через три океана

Русская эскадра, словно призрак маячила на горизонте, редко приближаясь к портам и гаваням. Весь мир следил за её перемещением. Международные телеграфные и телефонные линии были перегружены. Корреспонденты и репортёры караулили эскадру по всему маршруту следования:

  • Порт-Саид (Египет);
  • Джибути (Восточная Африка);
  • Аден (Йемен);
  • Дакар (Сенегал);
  • Конакри (Гвинея);
  • Кейптаун (ЮАР).

Но все попытки были безрезультатны. Первая длительная стоянка была в бухте Масиба (Мадагаскар). Там же присоединился крейсерский отряд контр-адмирала Д. Г. фон Фелькерзама, прошедший коротким путём через Суэцкий канал. Во время учений на Мадагаскаре адмирал З. П. Рождественский убедился в неспособности своих подчинённых метко стрелять и правильно маневрировать.

Впрочем, это никого не удивило. Экипажи были сформированы по большей части из новобранцев и штрафников. Спустя два месяца - прыжок через Индийский океан. Бесконечно уставшую эскадру встречали китайские рыбаки в проливах у Сингапура, вьетнамцы в Камране. Последними морской караван могли видеть с острова Чеджудо корейские ныряльщики за жемчугом. Совсем скоро начнется Цусимское сражение, дата гибели эскадры приближалась.

Первый залп по противнику

В 13 часов 40 минут флагманский броненосец «Князь Суворов» под руководством капитана 1-го ранга В. В. Игнациуса лёг на курс норд-ост 23. Девять минут спустя его орудия открыли огонь по японской эскадре, а ещё через две минуты сверкнули вспышки ответных залпов. Цусимское морское сражение началось. Большинству экипажа исход был ясен ещё в Петербурге.

Из письма командира броненосца гвардейского экипажа «Император Александр III» капитана 3-го ранга Н. М. Бухвустова: «Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы её желаем. Но победы не будет. Заодно и ручаюсь, что мы все умрём, но не сдадимся». Командир сдержал своё слово и погиб вместе с полным составом броненосца.

Цусимское сражение, кратко о главном

В 14 часов 15 минут, ровно через тридцать пять минут после начала боя, броненосец «Ослябя», возглавляемый капитаном 1-го ранга В. И. Бэром, с сильным деферентом на нос и огромным пожаром на рострах выкатился из строя и повалился на левый борт. Десять минут спустя он исчез под водой, оставив на поверхности лишь деревянные обломки да барахтающихся в воде людей.

Через несколько минут после гибели «Ослябя» один за другим выходили из строя корабли, торпедированные японскими моряками.

К 16 часам вышел из строя броненосец «Князь Суворов», который был сильно изуродован японскими снарядами. Напоминая пылающий остров, он около пяти часов отражал вражеские атаки. В последние минуты русские матросы отстреливались из единственно уцелевшей трёхдюймовки и винтовок. Броненосец получил семь торпедных попаданий и ушёл под воду.

Чуть раньше удалось снять адмирала З. П. Рожественского со штабом на эсминец «Буйный». Всего было эвакуировано 23 человека. Больше спасти никого не удалось. Командовал эскадренным броненосцем и погиб на нём капитан 1-го ранга, талантливый художник-маринист Василий Васильевич Игнациус.

Вообще, во время русско-японской войны погибли два замечательных художника, причём оба выпускники морского корпуса и по странному совпадению полные тёзки. Второй художник - это Василий Васильевич Верещагин, утонувший вместе с броненосцем «Петропавловск» у берегов Порт-Артура. Тогда одновременно с ним погиб и адмирал С. О. Макаров, который выигрывал многие морские сражения России и был славой и гордостью русского флота. Вслед за флагманом «Князь Суворов» российский императорский флот потерял:

  • «Сисой Великий» под командованием капитана 1-го ранга М. П. Озерова;
  • броненосец «Наварин», руководимый капитаном 1-го ранга бароном Б. А. Фитингофом;
  • крейсер «Адмирал Нахимов», находившийся в подчинении позже пленённого капитана 1-го ранга А. А. Родионова;
  • эскадренный броненосец «Адмирал Ушаков», командиром которого был капитан 1-го ранга В. Н. Миклухина (корабль погиб последним из русской эскадры);
  • «Адмирал Сенявин» во главе с капитаном 1-го ранга С. И. Григорьевым, который был захвачен в плен японцами.

Трагедия продолжается

Цусимское сражение 1905 года всё больше уносило в морскую пучину русских моряков и их корабли. Очередной насмерть изуродованный броненосец уходил под воду со всем экипажем на борту. До последней минуты в людях - от командира до кочегара - теплилась надежда, что удастся преодолеть это кошмарное цусимское сражение (1905) и на курсе норд-ост 23 покажется русский берег. Главное - выстоять. Многие так и погибали с этой мыслью. Русские моряки на идущих следом броненосцах провожали взглядом место гибели своих товарищей. Шептали чёрными от гари губами: «Упокой их душу, Господи».

Погиб со всем экипажем броненосец «Император Александр III», а чуть позже «Бородино». Чудом спасся только один матрос. Исход боя был предрешён. Цусимское сражение 1905 года заставило задуматься о несокрушимости русского флота. Наутро уцелевшие после ночных торпедных атак остатки русской эскадры были сданы японцам контр-адмиралом Н. И. Небогатовым. В дальнейшем адмирал Николай Иванович Небогатов был приговорён к десяти годам тюремного заключения решением Военно-морского суда его Императорского Величества.

Судьба командира

Командиром эсминца «Буйный», спасшим адмирала З. П. Рожественского, был капитан 2-го ранга Николай Николаевич Коломийцев. Судьба этого человека очень удивительная. До русско-японской войны он был видным гидрографом, путешественником, исследователем Таймыра, командиром ледокола «Ермак». Он участвовал в русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толя. Вернувшись в Россию после Цусимы, где он проявил себя как один из лучших командиров российского флота, Н. Н. Коломийцев командовал разными кораблями. В Первую мировую войну стал вице-адмиралом. В 1918 году был арестован большевиками и заключён в Петропавловскую крепость. В большинстве публикаций советского времени биографические справки о Н. Н. Коломийцеве заканчиваются словами: «Умер в Петрограде, предположительно в 1918 году». В 1972 году его имя было присвоено новому гидрографическому судну. Только совсем недавно выяснилось, что Николай Коломийцев в 1918 году бежал в Финляндию. Позднее воевал на Чёрном море на стороне барона Врангеля. Затем переехал во Францию, а погиб в Соединённых Штатах Америки под колёсами военного грузовика в конце 1944 года. Таким образом, корабль «Николай Коломийцев» был единственным в советском флоте судном, носящим имя белогвардейского адмирала и эмигранта.

Историческая справка

Из списков военных флотов того времени два корабля участника Цусимского сражения дожили до наших дней. Это хорошо известный крейсер «Аврора» и японский броненосец «Микаса», флагманский корабль адмирала Хэйхатиро Того. Бронепалубная «Аврора» при Цусиме выпустила по противнику около двух тысяч снарядов, получив, в свою очередь, двадцать одно попадание. Крейсер имел серьёзные повреждения, шестнадцать человек из его экипажа, в том числе Е. Р. Егорьев, погибли, ещё 83 человека были ранены. Не имея возможности идти вперёд, «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» разоружились в Маниле (Филиппины). По мнению некоторых военных экспертов, участие в Цусимском сражении, даёт больше оснований крейсеру «Аврора» служить в качестве мемориала, чем знаменитый холостой выстрел в октябре 1917 года.

В городе Йокосуке в качестве корабля-музея стоит броненосец «Микаса». На нём в течение очень долгого времени в годовщины Цусимы проходили встречи ветеранов, участников русско-японской войны. Японцы относятся к этому памятнику истории с очень большим благоговением.

Память погибшим морякам при Цусиме

Из 36 единиц русской эскадры во Владивосток пришли три. Посыльное судно «Алмаз», миноносцы «Грозный» и «Бравый». Большая часть кораблей и 5 тысяч моряков обрели вечный покой на дне Корейского пролива у островов Цусима и Дажелет. Могилы русских моряков, умерших от ран в плену, до сих пор заботливо сохраняются японцами в Нагасаки. В 1910 году в Санкт-Петербурге на народные деньги и вдовьи вклады был построен белоснежный храм Спас-на-Водах, посвящённый жертвам Цусимы. Простоял храм недолго, до середины 30-х годов. Русско-японская война, Цусимское сражение - эти два термина навсегда останутся в вечной памяти русского народа.