Место крушения императорского поезда. Александр III не держал крышу
17 октября 1888 года императорская семья на поезде возвращалась из крымского имения в Ливадии. Император Александр III с супругой и детьми был на завтраке в вагоне-столовой, когда внезапно мощный толчок сбросил всех в поезде со своих мест и поезд сошел с рельсов.
10 вагонов императорского поезда сошли с рельсов в 14 часов 14 минут на 295 километре линии Курск - Харьков - Азов у станции Борки под Харьковом. Первый сильный толчок сбросил людей с их мест. Люди услышали страшный треск, затем произошел второй толчок, более мощный, по сравнению с первым. Третий толчок был слабым, после него поезд остановился.
Картина, представшая глазам очевидцев, была ужасающей: 10 из 15 вагонов поезда были сброшены на левую сторону высокой насыпи. Все бросились на поиски императорской семьи и нашли их уцелевшими. Александр III с императрицей Марией Федоровной, детьми и свитой были во время катастрофы находились в вагоне-столовой, который теперь был полностью разрушен. После первого толчка пол в вагоне провалился, осталась одна рама, все пассажиры оказались на насыпи. Вагон полулежал, его крыша обвалилась и лежала частью на нижней раме. Император, обладавший недюжинной силой, проявил мужество и держал на своих плечах крышу, пока его родные и слуги спасались из-под обломков.
Из искореженного вагона-столовой, без колес и со сплюснутыми стенами, благополучно выбрались император с супругой, цесаревич Николай, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, свита, приглашенная к завтраку. Многие отделались царапинами и ушибами, только флигель-адъютанту Владимиру Шереметеву раздробило палец руки. Великая княжна Ольга Александровна в момент катастрофы была с няней в вагоне царских детей. Их выбросило на насыпь, а маленького великого князя Михаила Александровича из-под обломков извлек солдат при помощи государя.
Только пять вагонов и оба локомотива уцелели благодаря сработавшим автоматическим тормозам. Вагон с придворными и буфетной прислугой был полностью разрушен, а все его пассажиры погибли. 13 изуродованных тел были извлечены из-под обломков на насыпь.
Весть о крушении быстро разлетелась и помощь поспешила со всех сторон. Императорская семья активно участвовала в ликвидации последствий. Государь лично руководил извлечением жертв и пострадавших из-под обломков поезда, а императрица с медперсоналом обходила раненых и оказывала им помощь. Всего в катастрофе пострадало 68 человек, 21 из них погибло, в том числе личный охранник императрицы Марии Федоровны Тихон Сидоров. Только после того, как все жертвы были опознаны, а помощь раненым была оказана, уже в сумерках императорская семья села в свитский поезд, прибывший следом, и отправилась на станцию Лозовую. Там по случаю чудесного спасения венценосной семьи был отслужен благодарственный молебен.
Делом о крушении в Борках занялся прокурор Анатолий Кони. Основной версией катастрофы стали превышение поездом скорости и плохое состояние железной дороги. На момент аварии вагоны были в прекрасном состоянии и 10 лет исправно служили без происшествий. Поезд состоял из 15 вагонов, которые тянули два локомотива. В нарушение всех правил, по которым в пассажирском поезде было допустимо только 42 оси, в императорском составе их было 64. Кроме того, с таким весом состав должен был следовать со скоростью не более 40 км/ч, но в действительности скорость составила 68 км/ч. К следствию привлекли управляющего обществом Юго-Западных железных дорог Сергея Витте.
Вопреки государственным чиновникам, утверждавшим, что причиной аварии стало плохое состояние путей, Витте настаивал, что дело было в превышении скорости и недостатках компоновки поезда, о которых он предупреждал правительство. Каждая из сторон пыталась снять с себя ответственность. В итоге, император решил потихоньку закрыть дело о крушении. Результатом расследования стала отставка министра путей сообщения и нескольких других крупных чиновников и назначение Витте начальником императорских железных дорог.
Примечательно, что несмотря на официальную позицию, совершенно другая версия крушения была изложена в воспоминаниях русского генерала Владимира Сухомлинова. Он утверждал, что крушение произошло из-за взрыва бомбы, подложенной в состав революционером, который устроился на поезд помощником императорского поезда.
«Крушение поезда приписывалось неисправности железнодорожного пути, и министру путей сообщения пришлось покинуть пост; впоследствии же, значительно позднее, выяснилось, что это было делом революционных организаций. <…>…при разборе переписки и документов, нашли фотографии с пометками на обратной стороне тех сведений, которые собирал об этих лицах покойный. Между ними признали и одного, который поступил на придворную кухню поваренком и исчез на станции, предшествовавшей катастрофе у Борок. Поставив адскую машину над осью вагона рядом со столовой, он покинул поезд, что и выяснилось после крушения, когда стали проверять, все ли на месте и нет ли кого-нибудь под вагонами».
На месте катастрофы был вскоре установлен скит, названный Спасо-Святогорским. Там же был сооружен храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения и часовня. Во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня повреждена. Более 50 лет сооружение простояло без купола, пока в 2000-х оно не было отреставрировано.
В мемуарах господина министра Сергея Витте немало интересного. Помните мой пост , в котором упоминалось о железнодорожной катастрофе в октябре 1888 года, в которую попал Александр III с семьей. Сергей Витте описал в своих мемуарах причины аварии.
Царский вагон
Тогда Витте служил управляющим Обществом Юго-Западных железных дорог. Узнав, что железнодорожники при помощи двух паровозов желают разогнать царский поезд до максимально возможной скорости, Витте сделал свои расчеты и пришел к выводу, что железные дороги не предусмотрены для подобных экспериментов. "Быстрое движение, при двух товарных паровозах, с таким тяжелым поездом, так расшатывает путь, что поезд может вышибить рельсы, вследствие чего может потерпеть крушение" - писал Витте в докладе. Тогда министр путей сообщения выполнил рекомендации.
На следующий день перед отправлением поезда Витте встретил Александра III на перроне, который в своей привычной прямой манере выразил свое недовольство. "Я на других дорогах езжу, и никто мне не уменьшает скорость, а на Вашей дорог нельзя ехать, просто потому что Ваша дорога жидовская" - возмущался царь, намекая что подрядчиками при строительстве Юго-Западных дорог были польские евреи.
С царем Витте спорить не стал. В разговор включился министр путей сообщения, который заявил "А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью, и никто никогда не осмелился требовать, чтобы Государя везли в меньшею скоростью".
Витте ответил ему резко "Знаете, Ваше Высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я Государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что Вы таким образом Государю голову сломаете".
Молодой Сергей Витте
"Император Александр III слышал это мое замечание, конечно, был очень недоволен моей дерзостью, но ничего не сказал, потому что Он был благодушный, спокойный и благородный человек" - писал Витте. Тогда удалось убедить царя не увеличивать скорость движения поезда.
Император с семьей
Путешествие прошло в напряжении. Беспокойство вызывал багажный вагон, который накренился на левую сторону.
"Я опять поместился в вагоне министра путей сообщения, причем заметил, что с того времени, как я последний раз видел этот вагон; он значительно наклонился на левую сторону. Я посмотрел, отчего это происходит. Оказалось, что произошло это потому, что у министра путей сообщения адмирала Посьета была страсть к различным, можно сказать, железнодорожным игрушкам. Так, например, к печам различного отопления и к различным инструментам для измерения скоростей; все это ставилось и прикреплялось на левую сторону вагона. Таким образом тяжесть левой стороны вагона значительно увеличилась, а потому вагон накренился на левую сторону.
На первой же станции я остановил поезд; вагон осмотрели специалисты по вагоностроению, которые нашли, что следить за вагоном надо, но что никакой опасности нет, и следует продолжать движение. Все спали. Я поехал далее. Так как при каждом вагоне находится, так сказать, формулярный список данного вагона, в который записываются все неисправности его, то я в этом вагон и написал, что предупреждаю: вагон наклонился на левую сторону; и произошло это потому, что всё инструменты и проч. прикрепляются на левую сторону; что я не остановил поезда, так как поезд был осмотрен специалистами, которые пришли к заключению, что он может пройти - те 600-700 верст, которые ему осталось сделать по моей дороге.
Затем я написал, что, если вагон будет в хвосте, в конце поезда, то, я думаю, что он может пройти благополучно до места назначения, но что там необходимо его тщательно пересмотреть, все аппараты снять, лучше всего их совсем выбросить или перенести на другую сторону. Во всяком случае вагон этот не ставить во главе поезда, а поместить его в хвосте".
Тогда все завершилось благополучно. В Петербург император решил вернуться другой дорогой, а Витте только рад был "избавиться от царских поездок", которые причиняли немало беспокойства.
Печально, но на обратном пути с царским поездом случилась катастрофа, о которой предупреждал Витте.
Крушение поезда произошло в районе Харьковской области
"Оказалось, что императорский поезд ехал из Ялты в Москву, причем дали такую большую скорость, которую требовали и на Юго-Западных железных дорогах. Ни у кого из управляющих дорог не доставало твердости сказать, что это невозможно. Ехали также двумя паровозами, причем вагон министра путей сообщения, хотя и был несколько облегчен снятием некоторых аппаратов с левой стороны, но никакого серьезного ремонта во время стоянки поезда в Севастополе сделано не было; кроме того его поставили во главе поезда.
Таким образом поезд шел с несоответствующей скоростью, двумя товарными паровозами, да еще с не вполне исправным вагоном министра путей сообщения во главе. Произошло то, что я предсказал: поезд вследствие качания товарного паровоза от большой скорости, несвойственной для товарного паровоза, выбил рельс. Товарные паровозы конструируются без расчета на большую скорость и поэтому, когда товарный паровоз идет с несоответствующей ему скоростью, он качается; от этого качания был выбит рельс и поезд потерпел крушение.
Весь поезд упал под насыпь и несколько человек было искалечено".
Александр III спас свою семью от несчастья. Также Витте отмечает, что царь сумел пресечь панику среди попутчиков и позаботился об оказании первой помощи раненым.
"Во время крушения Государь со своей семьею находился в столовом вагоне; вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине и она никого не задавила. Затем, со свойственным ему спокойствием и незлобивостью, Государь вышел из вагона, всех успокоил раненым оказал помощь и только благодаря его спокойствию, твердости и незлобливости- вся эта катастрофа не сопровождалась какими-нибудь драматическими приключениями".
Новость о крушении в венгерской газете. За картинку спасибо
Трансляция
С начала С конца
Не обновлять Обновлять
«Газета.Ru» завершает свой рассказ о событиях 29 октября (по новому стилю) 1888 года, когда в чудовищной катастрофе поезда едва не погибла семья императора России Александра III. Изучайте историю вместе с нами!
Всего же в память о чудесном спасении императорской семьи в течение 1888-1890 гг. было сооружено, пожертвовано и учреждено 126 храмов, 32 придела, 320 часовен, 17 колоколен, 116 иконостасов, 30 церковных оград, 2873 киота и 54 ризы на иконы, 152 запрестольных и выносных креста, 434 хоругви, 685 колоколов, 324 лампады, 107 церковно-приходских школ, несколько богаделен и приютов.
В 1893 году на месте крушения императорского поезда была воздвигнута часовня. На входных воротах присутствовала надпись «В честь 17 октября 1888 года». Последний молебен в присутствии Николая II состоялся 19 апреля 1915-го. А в 1930-е часовню разрушили большевики. В 2013 году в Змиевском районе Харьковской области Украины открыли памятник Александру III.
Физическое перенапряжение, пережитое Александром III во время удерживания крыши вагона, вскоре проявилось в виде болей в пояснице. У самодержца диагностировали начало болезни почек. Император угасал на глазах, потерял аппетит, из-за чего сильно похудел, часто впадал в апатию. Лицо его сделалось землистым и безразличным. Глаза потухли. Мария Федоровна понимали, что дело идет к печальной развязке… В последние месяцы жизни Александр III уже практически не участвовал в государственных делах, почти не вставал с кровати. 1 ноября (по новому стилю) 1894 года в 14:15 его не стало. Предпоследний русский самодержец, царь-Миротворец ушел в возрасте 49 лет. А всего 23 года спустя умерла и монархия.
Итак, не установив следов теракта, Кони изложил императору свои выводы о виновности должностных лиц, причастных к трагедии. По его словам, все они проявили «преступную небрежность к поезду чрезвычайной важности». Закончил доклад Кони сообщением о «хищнических действиях» правления при эксплуатации железной дороги, стремлении любым путем к наживе, безответственности служебного персонала и попустительстве всему этому со стороны Министерства путей сообщения.
«Итак, ваше мнение, что здесь была чрезвычайная небрежность?» — спросил император. «Если характеризовать все происшествие одним словом, независимо от его исторического и нравственного значения, — ответил Кони, — то можно сказать, что оно представляет сплошное неисполнение всеми своего долга».
Император поблагодарил Кони за проведенную работу и интересный доклад и пожелал успехов в завершении дела. Вскоре министр путей сообщения Посьет потерял свою должность.
Допрашивая министра Посьета, Кони пытался выяснить, почему тот не вмешивался и не обращал внимания государя на неправильный состав поезда. Посьет оживился и сказал, что очень даже обращал, причем еще даже Александра II.
Ввиду непростой внутриполитической обстановки, активности различных народнических организаций не исключалась версия теракта. Началось следствие, вести которое Александр III поручил популярному юристу Анатолию Кони. Эксперты тщательнейшим образом исследовали обломки состава и раскуроченное железнодорожное полотно. Вывод комиссии был однозначен: взрыва не было, к катастрофе привело стечение обстоятельств - некачественные пути и неисправность поезда. Впрочем, ходили слухи о том, что о теракте попросту умолчали, дабы не вдохновлять других злоумышленников. Якобы бомбу тайно подложил в «столовый» вагон помощник повара, близкий к народникам. Все эти предположения так и остались голословными домыслами.
Дальше едут в трагической тишине. Все подавлены. Дети плачут. К вечеру следующего дня императорский поезд прибудет со стороны Белгорода в Курск. Преосвященный Иустин произнесет краткое приветствие Александру III и благословит его иконой. Император примет доклад от губернатора и военных начальников. Потом чета примет хлеб-соль от депутаций дворянства, земства, города и обществ пригородных слобод. Через некоторое время поезд двинется на Петербург.
Александр III с женой и детьми пересаживаются в наконец-то прибывший запасной поезд. Семейство отправляется на станцию Лозовая: это чуть менее 200 километров в обратном направлении, на юго-запад. Только под утро следующего дня поезд наконец-то возьмет курс на Харьков.
Wikimedia Commons
Подсчитывают точное количество убитых и раненых - 21 и 37 (по другим данным, более 68) соответственно. Это казаки, военные, буфетная прислуга. Августейшая семья все еще у останков поезда, а ведь на улице холодно!
Из Харькова давно вызван спасательный поезд. Но он все не идет...
Заявление Александра III о ситуации, вышедшее через несколько дней.
А вот как вспоминала трагедию великая княгиня Ольга Александровна. Ее мемуары пересказаны от ее имени в записи канадского журналиста Йена Ворреса, на которые ссылается Владимир Хрусталев в книге «Тайны на крови. Триумф и трагедии Дома Романовых». «29 октября длинный царский поезд шел полным ходом к Харькову. Великая княгиня помнила: день был пасмурный, шел мокрый снег. Около часу дня поезд подъезжал к небольшой станции Борки. Император, императрица и четверо их детей обедали в столовом вагоне. Старый дворецкий, которого звали Лев, вносил пудинг. Неожиданно поезд резко покачнулся, затем еще раз. Все упали на пол. Секунду или две спустя столовый вагон разорвался, как консервная банка. Тяжелая железная крыша провалилась вниз, не достав каких-то несколько дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, упавшем на полотно: взрывом отрезало колеса и пол вагона. Первым выполз из-под рухнувшей крыши император. После этого он приподнял ее, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона». .
Wikimedia Commons
«Роковой для всех день, все мы могли быть убиты, но по воле Божией этого не случилось. Во время завтрака наш поезд сошел с рельсов, столовая и 6 вагонов разбиты и мы вышли из всего невредимыми. Однако убитых было 20 чел. и раненых 16. Пересели в Курский поезд и поехали назад. На ст. Лозовой был молебен и панихида. Ужинали там же. Все мы отделались легкими царапинами и разрезами!!!» — так описал трагедию в своем дневнике Николай Александрович.
«Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти. Страшный, печальный и радостный день. 21 убитый и 36 раненых! Милый, добрый и верный мой Камчатка тоже убит!» — эту записать сделал в своем дневнике Александр III.
«Это был самый ужасный момент в моей жизни, когда я поняла, что жива, но что около меня нет никого из моих близких, — продолжала императрица. — Ах! Это было очень страшно! Потом вдруг я увидела мою милую маленькую Ксению, появившуюся из-под крыши немножко поодаль с моей стороны. Затем появился Георгий, который уже с крыши кричал мне: «Миша тоже здесь!» и, наконец, появился Саша, которого я заключила в свои объятья...
За Сашей появился Ники, и кто-то крикнул мне, что Baby (Ольга) целая и невредимая, так что я от всей души и от всего сердца могла поблагодарить Нашего Господа за его щедрую милость и милосердие, за то, что Он сохранил мне всех живыми, не потеряв с их голов ни единого волоса! Подумай только, одна лишь бедная маленькая Ольга была выброшена из своего вагона, и она упала вниз с высокой насыпи… Но какую скорбь и ужас испытали мы, увидев множество убитых и раненых, наших дорогих и преданных нам людей. Душераздирающе было слышать крики и стоны и не быть в состоянии помочь им или просто укрыть их от холода, так как у нас самих ничего не осталось!
Мой дорогой пожилой казак, который был около меня в течение 22 лет, был раздавлен и совершенно неузнаваем, так как у него не было половины головы. Также погибли и Сашины юные егеря, которых ты, наверное, помнишь, как и все те бедняги, кто находился в вагоне, который ехал перед вагоном-рестораном. Этот вагон был полностью разбит в щепки, и остался только маленький кусочек стены!
Это было ужасное зрелище! Подумай только, видеть перед собой разбитые вагоны и посреди них - самый ужасный - наш, и осознавать, что мы остались живы! Это совершенно непостижимо! Это чудо, которое сотворил наш Господь!»
Внимательно осмотрев супругу и детей, Александр III шутит: «Представляю себе, как будет разочарован Владимир, когда узнает, что мы все спаслись!» — здесь очевидный намек на младшего брата императора, который наследовал бы престол в случае гибели Александра III и его потомков.
Император благодарит миссис Франклин. Спасение княгини Ольги далось ей дорогой ценой: у женщины сломаны ребра и диагностированы ушибы внутренних органов.
Wikimedia Commons
Княгине Ольге, крохотной шестилетней девчушке, было, конечно, страшнее всех. «Детский» вагон был прицеплен сразу за «столовым» и пострадал не менее сильно. На пол попадали вещи, разбились стеклянные вазы, пространство заполнилось опасными осколками. За мгновение до того, как вагон разорвало на части, няня миссис Франклин успела прижать Ольгу к себе. Это и спасло княгиню. Ей было рано умирать: младший ребенок императора доживет до 1960 года и многое еще увидит на своем веку…
Удар был столь силен, что проломило вагонную стенку и Ольгу выбросило в пролом выбросило на откос земляной насыпи. Она закричала: «Папа, папа, я жива!» Малолетний великий князь Михаил был вынут из-под вагонных обломков солдатом при помощи императора.
Участок пути Тарановка — Борки, на котором потерпел крушение царский поезд, еще летом того же 1888 года был признан аварийным, и машинистам рекомендовали тихую езду. Этот отрезок был введен в эксплуатацию всего за два года до крушения, но он изначально был уложен с превышением допустимого угла наклона, балласта насыпали меньше нормы, и насыпь постоянно оседала и размывалась дождями. Строили торопливо, шпалы клали бракованные, слабые, как следует держать рельсы они не могли, а за два года кое-где и вовсе прогнили и рассыпались. Правда, перед проходом «чрезвычайного» поезда балласт подсыпали, а шпалы заменили, но не новыми, а снятыми с другого участка по причине их негодности.
Wikimedia Commons
Быстрее всех пришел в себя и смог оценить ситуацию Александр III. Легендарный факт: император приподнял вагонную крышу и несколько минут держал ее на своих плечах и спине, пока супруга, дети, придворные и слуги не выбрались наружу . Остается только догадываться, какие нечеловеческие усилия в прямом смысле легли на плечи самодержца. Золотой портсигар в заднем кармане его брюк сплющился в лепешку. Но сам Александр Александрович поначалу не подавал признаков недомогания. Подумаешь, ушибы и порезы, да придавленная обломками нога - что это в сравнении с погибшими? Неприятные симптомы появились много позже… «Это был поистине подвиг Геркулеса, за который ему пришлось потом заплатить дорогой ценой, хотя в то время этого еще никто не знал», — вспоминала впоследствии княгиня Ольга.
Из участников завтрака самое тяжелое увечье получил флигель-адъютант Владимир Шереметев. Ему раздробило палец руки. Великая княгиня Ксения Александровна сильно ушибла спину, из-за чего впоследствии немного горбилась.
Поезд на полтора часа отставал от расписания. Пытаясь наверстать, машинисты гнали вовсю, доводя скорость почти до 70 верст в час. Во время остановки в Тарановке начальник царской охраны генерал Черевин, прогуливаясь по перрону вместе с министром Посьетом, сетовал на опоздание. У Черевина были свои основания для беспокойства: в Харькове все жандармские меры по обеспечению безопасности императорской семьи были рассчитаны и подогнаны точно под расписание движения царского поезда.
«Столовый» вагон представлял собой ужасное зрелище. На левой стороне насыпи он полулежал совершенно раскуроченный со сплюснутыми стенами и без колес, крыша валялась рядом.
Точные координаты места ЧП: 295-й километр линии Курск — Харьков — Азов южнее Харькова в 27 км от Змиева близ речки Джгуны. Сегодня здесь - украинское село Першотравневе (Первомайское), основанное в 1959 году, еще при жизни двух свидетельниц катастрофы из царской семьи - княгинь Ольги и Ксении.
Дворецкий повторно подходит к его величеству, чтобы подлить сливок. Александр III тянется к тарелке, и вдруг… ТРАХ-ТА-РА-РАХ!!! Вагон качнуло, лязгнул металл, все резко попадали на пол. Никто не понимал, что происходит. Царил хаос, паника, катастрофа!!! Рельсы разошлись, один из паровозов провалился между ними. Это спровоцировало сход десяти вагонов. Они падали с высокой насыпи.
В считанные секунды «столовый» вагон разорвало на куски словно картонную коробку. Его пассажирам фантастически повезло. Тяжелая металлическая крыша массивно рухнула вниз и застряла, не достав до голов лежавших в ужасе людей считанные сантиметры. В этом ужасе едва не погибли государь и наследник. Но - пронесло, спасло провидение: колеса и пол отлетели, будто срезанные ножом, и люди выкатились прямо на рельсы, оставаясь при этом на ковре, постеленном на настил вагона. А удержись пол на месте - всех раздавила бы всмятку крыша. Шедшим в голове состава обычным вагонам с прислугой и охраной повезло еще меньше. Тяжелые царские вагоны фактически сминали их, давили собственной массой.
Wikimedia Commons
Поздний завтрак подходит к концу. Старый дворецкий носит гурьевскую кашу - любимое лакомство Александра III, приготавливаемое из манной крупы на молоке с добавлением орехов и сухофруктов. Император с аппетитом осматривает тарелку, поправляет на груди салфетку.
Никто пока не догадывается, что работающие в разных ритмах локомотивы уже расшатали слабое верхнее строение полотна. По проложенным на искусственной насыпи рельсам стоит идти помедленнее, но поезд несется, не чувствуя приближающейся беды.
Императорский поезд весело мчит по железнодорожной линии Курск - Харьков - Азов. Проезжают Харьковскую губернию. Совсем скоро - Белгородщина, а там уже и до древней столицы рукой подать. Увлекательное путешествие подходит к концу. С пониманием этого у всех на душе становится грустно. Теплое время года закончилось. Впереди месяцы стужи, снега и ветра. Хорошо, спасут натопленные камины в царских дворцах.
Александр Александрович и Мария Федоровна в молодости. С ними — старший сын Николай. (С. Левицкий. РГАКФД. Ал. 963. Сн. 203)
Трапезничать не спешили. Времени - вагон, причем во всех смыслах. Торопиться некуда, но надо себя как-то занять. А что скрасит поездку поездку лучше, чем беседы с добрым приятелем и ближайшими министрами? Завтрак плавно перетекал в обсуждение актуальных проблем. В основном говорил Александр III - основательно, с достоинством. Окружение внимательно слушало своего императора. Иногда Посьет или Ванновский позволяли себе отдельные реплики. Их лейтмотив был такой: все у нас хорошо. Все в порядке и с железной дорогой, и с армией. «Ну да, ведь она - один из двух наших союзников», — наверняка подумал в этот момент Александр III.
Как известно, император был строг, но справедлив. Он ни разу в жизни не ударил кого-то из детей, но и не позволял шалить, смеяться в своем присутствии. Поэтому отроки рано научились держать дисциплину - и за столом, и в жизни. Лучше всех требования Александра III знал старший сын Николай, так не похожий на отца ни по характеру, ни внешне. Многие втайне диву давались: как вообще у такого гиганта, царя-медведя с невероятной силищей и мужицкими замашками, уродился такой утонченный хлюпик?
РИА "Новости"
1887 год. Великий князь цесаревич Николай Александрович в армейском пехотном мундире
17 октября 1888 года российский телеграф сообщил трагическое известие: на участке Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, возле станции Борки, находящейся в семи верстах южнее Харькова, произошло крушение поезда, на котором император Александр III с женой и детьми возвращались в Санкт-Петербург после отдыха в Крыму. Это была самая крупная железнодорожная авария того времени - но государь и члены августейшей семьи серьезно не пострадали, и их спасение расценивалось не иначе как чудо.
Языком цифр
В 14 часов 14 минут состав, насчитывающий два паровоза и 15 вагонов, спускался с уклона со скоростью около 64 верст в час (68 километров в час). Неожиданно последовал сильный толчок, сбросивший людей с мест. Состав сошел с рельсов, 10 из 15 вагонов завалились на левую сторону насыпи. Некоторые вагоны разрушились, пять из них - почти полностью. На месте аварии погиб 21 человек, еще двое от ее последствий скончались позже. Раненых насчитывалось 68, из них тяжелые ранения получили 24 человека. Царская семья в момент катастрофы находилась в вагоне-столовой, который сильно пострадал, в нем были разбиты вся мебель, оконные стекла и зеркала.
Наибольшие повреждения получил вагон, где располагались придворные и буфетная прислуга, - все 13 человек, находившихся в нем, погибли.
Через пролом в стене малолетнюю великую княжну Ольгу Александровну и ее няню выбросило на насыпь. У старшей дочери императора Ксении в результате внезапного падения в дальнейшем образовался горб. По мнению врачей, от полученных в тот день ушибов у Александра II! позже развилась болезнь почек, от которой он скончался через шесть лет.
Когда не хватает бинтов
Что же осталось за рамками сухой статистики? Прежде всего - героическое поведение российского государя, его супруги Марии Федоровны и наследника престола Николая Александровича (будущего императора Николая II). После того как вагон сошел с рельсов, стены его просели и крыша стала заваливаться. Александр III, обладавший недюжинной силой, поддерживал крышу, пока остальные не выбрались наружу. Цесаревич помогал всем покинуть вагон и вместе с отцом вышел оттуда последним.
Царь с супругой приняли активное участие в поиске и спасении людей. Именно Александр III с помощью безымянного солдата достал из-под обломков своего малолетнего сына Михаила, который оказался живым и здоровым. Императрица в одном платье, несмотря на холод и повреждение левой руки, помогала раненым.
Поскольку бинтов не хватало, Мария Федоровна распорядилась принести чемоданы с ее одеждой и сама разрезала наряды так, чтобы можно было перевязывать раненых.
У выброшенной из вагона шестилетней великой княгини Ольги началась истерика, император успокаивал ее, нося на руках. Няня девочки, миссис Франклин, получила перелом ребер и серьезные повреждения внутренних органов - во время падения она закрывала ребенка своим телом.
Чтобы увезти царскую семью, из Харькова прибыл вспомогательный поезд. Но император распорядился погрузить в него раненых, а сам остался вместе с другими разбирать завалы.
Работы продолжались до сумерек, пока спасатели не убедились, что нуждающихся в помощи больше нет. Только тогда царская семья села в другой поезд и отбыла назад на станцию Лозовая. Там в зале третьего класса (как наиболее просторном) ночью был отслужен благодарственный молебен за спасение государя и его близких. Утром Александр III и его семья уехали в Харьков, а когда завалы были разобраны - в Санкт-Петербург.
Версия о теракте
Следствие по делу о крушении императорского поезда возглавил знаменитый юрист Анатолий Кони.
Первой версией было предположение о террористическом акте. В воспоминаниях военного министра России генерал-адъютанта Владимира Сухомлинова упоминается, что авария могла быть вызвана действиями помощника повара, имевшего связи с революционными организациями. Этот человек сошел с поезда на остановке перед крушением и срочно уехал за границу. У него была возможность заложить в вагоне-столовой бомбу с часовым механизмом.
Великая княгиня Ольга Александровна также неоднократно утверждала, что вагон не разрушился, а именно взорвался и ее вместе с няней выбросило на насыпь взрывной волной.
Еще не забылась железнодорожная катастрофа 1879 года, когда несколько групп революционеров из тайного общества «Народная воля» осуществили террористический акт для убийства отца Александра III, императора Александра II. Сразу в трех местах по пути следования его поезда под рельсы был заложен динамит. Императора и его семью спас ряд чудесных обстоятельств. Сначала поезд изменил маршрут и поехал не через Одессу, а через Александровск - и взрывчатка, которую подложила группа Веры Фигнер на перегоне под Одессой, не понадобилась. Взрывное устройство, установленное группой Андрея Желябова возле Александровска, отсырело и не сработало. А под Москвой, где террористы под руководством Софьи Перовской, чтобы заложить динамит, вырыли туннель под железнодорожное полотно из погреба стоявшего рядом дома, царский поезд и состав со свитой в результате поломки локомотива неожиданно поменяли местами - и народовольцы взорвали вагоны, где императора не было (к счастью, теракт не привел к человеческим жертвам).
Анатолий Кони и подчиненные ему следователи объявили, что следов взрывного устройства обнаружить не удалось. Но среди ближайшего окружения императора ходили слухи, что это было сделано по распоряжению государя: Александр III просто не захотел привлекать внимание к возможному теракту, поскольку полагал, что известие об успешном подрыве укрепит революционное движение. Катастрофу объявили несчастным случаем. Косвенно эти слухи подтверждает тот факт, что расследование согласно указаниям императора было быстро прекращено и никого, по сути, так и не наказали.
Слишком много виноватых
Следственной группе предстояло установить, чьи действия способствовали аварии: работников поезда или сотрудников железной дороги. Выяснилось, что свой вклад в катастрофу внесли и те, и другие.
Поезд не соблюдал расписания, он часто отставал и потом, чтобы войти в график, ехал с превышением скорости. Два локомотива были разнотипными, это сильно ухудшало управляемость. У одного из вагонов (по нелепому случаю, это был вагон министра путей сообщения Константина Посьета, сопровождавшего императора) лопнула рессора, он был перекошен. Поезд формировали с целью добиться наибольшего комфорта для его пассажиров, и сделали это технически неправильно: самые тяжелые вагоны, не имевшие тормозов, оказались в центре. Кроме того, незадолго до аварии сразу у нескольких вагонов отказала система автоматического торможения, а кондукторов забыли предупредить, что им следует воспользоваться ручным тормозом по свистку паровоза. Получалось, что тяжелый, плохо управляемый состав двигался с повышенной скоростью практически без тормозов.
Руководство железной дороги также не отличалось правильными действиями. На путях были уложены гнилые шпалы, принятые инспекторами за взятку. Надзора за насыпью не велось - в результате от дождей она стала гораздо круче, чем полагалось по нормативам.
Через год Курско-Харьковско-Азовскую железную дорогу должно было выкупить государство. Ее стоимость определялась по средней чистой прибыли, поэтому частные владельцы всячески урезали расходы на эксплуатацию - сокращали любые ремонтные работы, уменьшали штаты и снижали зарплаты техническому персоналу.
Выводы следственной группы были следующими: поезд ехал слишком быстро; пути находились в ненадлежащем состоянии; из-за скорости и гнилых шпал у одного из паровозов началось вихляние, из-за чего развалился и сошел с рельсов сначала вагон министра путей сообщения, а затем и другие вагоны.
Помощь святой иконы
До наказания виновных дело так и не дошло - министр путей сообщения Константин Посьет был отправлен на пенсию и тут же назначен членом Государственного совета. Ушли в отставку главный инспектор железных дорог барон Канут Шернваль и управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер Владимир Кованько - но суда над лицами, допустившими катастрофу, не было.
В 1891 году на месте крушения по проекту архитектора Роберта Марфельда были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса (часовню поставили там, где опрокинулся вагон-столовая; по преданию, государь имел при себе икону Спас Нерукотворный, которая помогла ему и его семье спастись). Оба сооружения передали в ведение министерства путей сообщения. Рядом с ними на средства министерства и частные пожертвования выстроили больницу, дом престарелых для железнодорожников и бесплатную библиотеку имени императора Александра III. До своей смерти государь ежегодно приезжал сюда во время пасхальных торжеств. Оборудованная здесь железнодорожная платформа, а потом и выросшее рядом село получили название Спасов Скит.
После прихода к власти большевиков храм закрыли, в нем устроили склад, позже - детский приют. Село сменило название на Первомайское. Во время войны храм сгорел, его остатки были превращены в огневую позицию и разрушены. Жителям села удалось спрятать некоторые уцелевшие мозаичные картины, сейчас их можно увидеть в местном музее.
Реставрационные работы в часовне проходили в 2002-2003 годах. Была воссоздана железнодорожная платформа в стиле конца XIX века, и станции вернули прежнее название Спасов Скит. Сегодня это крупный туристический центр Харьковской области, напоминающий об одной из страниц нашего прошлого.
Елена ЛАНДА
20 октября 1894 года, 123 года назад, в Малом Ливадийском дворце скончался император Александр III. Могучий царь-миротворец (в царствование Александра III Россия не вела ни одной войны) угас меньше чем за месяц. Ему не было и пятидесяти лет.
Последняя семейная фотография Александра III
Роковое крушение
История смертельной болезни Александра III началась с его поездки в императорском поезде, следовавшем в октябре 1888 года в Санкт-Петербург из Крыма, где августейшее семейство отдыхало в Ливадии. 17 октября 1888 года у станции Борки в 50 км от Харькова царский поезд сошёл с рельсов. Крушение произошло в два часа дня, когда поезд, спустившись с уклона, шёл по ровной насыпи со скоростью 68 км/ч. По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошёл второй толчок, ещё сильнее первого, а после третьего, тихого, толчка поезд остановился. Из 15 вагонов поезда уцелело только 5, остались целыми и два паровоза. Остальные вагоны смяло и разбросало вдоль железнодорожного полотна. 21 человек погиб, более 40 были ранены. Царская семья во время крушения находилась в вагоне-столовой. И именно этот вагон пострадал чуть ли не сильнее всего: его сбросило на левую сторону насыпи, стены были сплюснуты и придавлены упавшей крышей. Но царская семья осталась цела. Говорили, что император Александр III, отличавшийся огромным ростом и недюжинной силой, удерживал обвалившуюся крышу вагона до тех пор, пока императрица с детьми и придворные не выбрались наружу. После крушения поезда император и императрица оставались на месте катастрофы до самого вечера и не покинули его до тех пор, пока не была оказана помощь всем пострадавшим. Александр III, несмотря на ужасную погоду (лил холодный дождь), сам распоряжался и следил за извлечением людей из-под обломков разбитых вагонов, а императрица с медицинским персоналом обходила раненых, помогая им.
Крушение царского поезда в 1888 году
На руках перенесли в Ялту
Царская семья чудесным образом спаслась, однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Вердикт врачей был печален: из-за страшного сотрясения при крушении поезда у Александра III началась и быстро стала прогрессировать болезнь почек. Император плохо чувствовал себя, у него пропал аппетит, начались боли в сердце. Зимой 1894 года Александр III простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем скверно. Берлинский профессор, срочно приехавший по вызову в Россию, диагностировал острое воспаление почек. По настоянию врача императора отправили в Крым, в Ливадию. Двоюродная сестра государя, греческая королева Ольга Константиновна, предлагала Александру ехать в Грецию на лечение, но по пути император почувствовал себя так плохо, что было решено остановиться в Ливадии.
В Ливадийский дворец императорская семья приехала 3 октября 1894-го. Александр III к этому времени был уже очень измучен болезнью: он почти ничего не мог есть и сильно похудел, не мог лежать и почти не спал.
20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут пополудни, сидя в кресле, Александр III скончался. Официальный диагноз императора Александра III, приведший к его кончине, звучал так: «Хронический интерстициальный нефрит с последовательным поражением сердца и сосудов, геморрагический инфаркт в левом лёгком, с последовательным воспалением».
Через полтора часа после кончины Александра III в Ливадийской Крестовоздвиженской церкви на верность престолу присягнул Николай II. На следующий день в этой же церкви состоялись панихида по покойному императору и обращение в православие лютеранки принцессы Алисы. Она стала Александрой Фёдоровной.
Тело покойного императора несколько дней оставалось в Ливадийском дворце, в ожидании прибытия из Петербурга дубового и металлического гробов. 27 октября Александра III на руках перенесли в Ялту и доставили в Севастополь на крейсере «Память Меркурия». 1 ноября по железной дороге тело императора было доставлено в Санкт-Петербург и положено в Петропавловском соборе, где и прошло отпевание.
Церковь в Форосе, построенаня в честь спасения царской семьи
Церковь на скале
С крушением императорского поезда в Борках, ставшем причиной болезни и смерти Александра III, связано появление одного из самых известных крымских храмов - храма Воскресения Христова, или, как его чаще называют, Форосской церкви. Она словно парит над землёй, и у каждого, кто видит её, невольно рождается вопрос: кто и почему построил церковь в таком необычном месте, на скале, на краю почти вертикального обрыва? С появлением храма связано несколько легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь (по другой версии - возлюбленная) хозяина форосского имения купца Александра Кузнецова однажды каталась в горах. Вдруг лошади, испугавшись чего-то, обезумели и понесли её экипаж прямо в пропасть. Казалось, гибель неминуема, но на самом краю обрыва кони вдруг резко остановились, словно перед ними поднялась невидимая стена. И тогда купец в честь чудесного спасения дочери решил построить на этом месте храм. На самом деле храм был построен в 1892 году в память о чудесном спасении, но не купеческой дочери или возлюбленной, а императорской семьи во время крушения поезда у станции Борки. После этой катастрофы по всей России прошли благодарственные молебны и начали возводиться церкви в честь чудесного спасения царской семьи. В пределах одного только Севастопольского благочиния это событие было отмечено строительством двух храмов: храма Св. Пантелеймона в Инкермане и храма Воскресения Христова над Форосом.