Прогулки по еврейской польше. Раскопанные воспоминания: хроники Лодзинского гетто в фотографиях Генрика Росса

Гетто в Польше - возникло в силу тех же условий, как и во всей средневековой Европе. С одной стороны, евреи сами стремились к концентрации, с другой стороны, разные внешние силы усиленно добивались, чтобы евреи были отрезаны от всякого общения с христианами. В этом отношении роль играли постановления церковных соборов (на известном Бреславльском соборе 1267 г. участвовало много представителей польского духовенства). К тому же в Средние века каждая общественная или религиозная группа сосредоточивалась вокруг своих учреждений (молитвенного дома, цехового дома и дома совещаний). Так группировались цехи, нации и религиозные общины. В польских городах встречаются улицы портных, сапожников и т. д., русские, татарские и армянские и, наконец, улицы еврейские. Синагога и кладбище - вот центр гетто, а часто лишь одна синагога, так как устройство кладбищ не везде разрешалось (§ 13 статута Болеслава установил, что нельзя взимать пошлины за перевозку евр. покойников, что указывает на существование в Калише одного центрального кладбища для евреев всей страны). Евр. квартал обыкновенно состоял из одной улицы, от чего происходило название «platea Judaeorum», в обиходной речи «die Gass»; co временем в одной улице становилось тесно, и евреи всякими способами старались расширить место своего жительства; когда евр. квартал обнимал несколько улиц, он назывался «circulus Judaeorum», «das Fertel» (Viertel, Judenviertel), а если охватывал целый город - «еврейск. городом» («miasto żydоwskie»). Уже в 1387 г. была евр. улица (ныне ulica Blacharska) во Львове; подобная же была в Кракове (до основания особого города в Казимерже), в Познани, Сандомире, Вильне и т. д. «Евр. города» существовали в Кракове (Kuzmir, Kuzmark al nehar Wisla we al nehar Wilga, как поныне пишут в разводных письмах-гетах) и Гнине при городе Гродеке или Грудеке. Многие польские города пользовались привилегиями «de non tolerandis judaeis», но тем не менее при этих городах на частных владельческих или же королевских землях возникали особые евр. селения, местечки и даже целые евр. города. Так, евреи поселились «na Fanie» под Самбором, «nа Вlichu» под Дрогобычем, в Вишнице поблизости Бохнии (все эти города принадлежат к Галиции) и в Фордоне около Бромберга. Бывало также, что ввиду ограниченного числа евр. улиц в больших городах часть или даже все евреи вынуждались селиться за городом, на частных или старостинских землях. Таким образом во Львове образовалось второе гетто, в так назыв. «Краковском предместье», в Люблине селение «na Podzamczu», в Познани - в соседнем Шверзенце; в Данциге, где евреям вовсе запрещалось жить, они поселились в деревнях, принадлежавших помещикам. В Варшаве долгое время существовала «летучая» община; евреи могли здесь пребывать лишь во время сеймов; только в последние годы Речи Посполитой существовали - и тο временно - два евр. местечка, «Nowa Jerozоlima» и «Nowy Potok» (см. Варшава). - Одним из интереснейших гетто в Польше был евр. город в «Казимерже» под Краковом, основанный Казимиром Великим. Более старая община существовала в самом Кракове. В 1494 г. евреев вытеснили оттуда в Казимерж, но не дали достаточно места. Поселенные в юго-западной части Казимержа евреи были отрезаны от остального города стеной и воротами. Стена была воздвигнута в 1627 г. каноником Мартином Клечинским с целью «устранить причины тревоги, возникающей при виде евреев по инициативе менее благоразумных, к великой опасности не только евреев, но и самих христиан». Ворота (деревянные) существовали до 20-х годов 19 века, хотя они уже тогда не были нужны, потому что христиане почти совершенно удалились к тому времени из Казимержа и евреи заняли этот «еврейск. город». Вплоть до 1867 года евреям было запрещено селиться вне его пределов в Кракове. В Познани город, между прочим, должен был уступить евреям для прогулок часть поля, граничащего с гетто. Ворота, которые вели в поле, на ночь закрывались (одновременно с другими городск. воротами); ключ хранился в канцелярии городского головы. Ввиду крайней тесноты гетто евреи на основании договора с помещиком Сигизмундом Грудзинским (1621) поселились в местечке Шверзенце, находившемся в расстоянии 14 километров от Познани. В Познани же гетто просуществовало до пожара 1803 года. Во Львове сперва имелась (кроме упомянутого Краковского предместья) одна евр. улица, потом две, отделенные воротами от города. В этом гетто жили сначала также русины, а с 1600 г. исключительно евреи. Ввиду тесноты евреи постепенно заняли соседние улицы, что вызвало долголетний процесс (от 1650 г. до конца Речи Посполитой) между евреями и городом: то евреи устраивали свои лавки на рынке, то погром загонял их в гетто. Австрийское правительство втиснуло туда евреев, поселившихся (после присоединения Галиции к Австрии) на других улицах Львова, где они и оставались до 1867 г. - Евр. улицы существовали и в Литве, как, напр., в Вильне, где, однако, евреи селились и на других улицах, а также в Гродне, где, кроме евр. улицы и евр. переулка, евреи жили в нескольких других соседних улицах. В Кременце (1563) они занимали несколько соприкасающихся улиц. Ввиду тесноты кагалы настаивали на том, чтобы вновь селившиеся не пользовались правом «хазаки». В местечке Опатове, напр., где тесную евр. улицу нельзя было расширить и куда во время шляхетских сеймиков стекалось много народа, кагал получил от «ваада», или евр. сейма (1687), разрешение удалять евреев, которые не заручились бы правом хазаки. - В городах частных владельцев евреи также селились в особых улицах, и начиная с 17 в. (на Руси, Волыни и Подолии) - в самом центре новых поселений, т. е. на рынке. Здесь господствовала воля владельца, и в связи с этим не было стен. В гетто больших польско-литовских городов ввиду их изолированности возросла административная власть кагалов. На Казимерже близ Кракова кагал превратился в магистрат (хотя вторая часть Казимержа имела христианского городского голову; последний - в 1802 г.). То же замечается во Львове, Познани и др. городах; здесь развились особые евр. должности, начиная с судебных и кончая сторожами ворот Г.; тут были свои аптекари, фельдшера, акушеры и пр. Жизнь в польских гетто похожа на жизнь в западноевропейских. - Ср.: обширные архивные материалы; «Русск. евр. арх.», III; Регесты, I-II; Balaban, Żydzi lwowscy na pszełomie 16 и 17 w., 1906; его же, Dzielnica żydowska, 1909 (описание гетто с иллюстрациями, изд. Львовского магистрата); Perles, Gesch. d. Jud. in Posen; Warschauer, D. Entstehung einer jüd. Gemeinde,. Zeitsch. f. Gesch. d. Jud. in Deutschland, IV; Ekielski, Miasto Kazimierz, 1869; Jaworski, Wladysław Jagiełło jako opiekun miasteczka, Львов., 1909; Promemoria der Krakaner Israeliten an ein hohes K. К. Ministerium des Innern (без даты, вероятно - 1848).

В Восточной Европе жили миллионы евреев. После оккупации Германией Польши в 1939 г. под немецкий контроль попали более двух миллионов польских евреев. Когда Германия вторглась в СССР в июне 1941 г., во власти нацистов оказались еще несколько миллионов евреев. Немцы намеревались контролировать многочисленное еврейское население, согнав его в специально отведенные зоны городов, называемые «гетто» или «еврейскими кварталами». В общей сложности на оккупированных территориях гитлеровцами было организовано не менее 1 000 гетто. Самое крупное гетто находилось в столице Польши Варшаве; в нем содержалось почти полмиллиона евреев.

Многие гетто были организованы в населенных пунктах, где евреи были сосредоточены еще до войны. Евреев и некоторых цыган транспортировали в гетто также из соседних регионов и Западной Европы. В октябре-декабре 1941 г. тысячи немецких и австрийских евреев были депортированы в гетто Восточной Европы. Для гетто немцы обычно выбирали самые старые и разрушенные городские кварталы. Иногда им приходилось выселять жителей нееврейского происхождения из их домов, чтобы освободить место для еврейских семей. Многие гетто были огорожены заборами из колючей проволоки или стенами; входы охранялись местной и немецкой полицией, а также эсэсовцами. Во время комендантского часа ночью жители были обязаны оставаться в квартирах.

В польских городах Лодзи и Варшаве непосредственно через середину гетто проходили трамвайные линии. Вместо того чтобы изменить маршруты, нацисты приказали обнести линии оградой и охранять, чтобы евреи не могли сбежать в трамваях. В будни на трамваях добирались на работу жители остальной части города, в воскресный день некоторые специально ездили на них, чтобы поглазеть на заключенных гетто и покуражиться над ними.

КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ

12 ОКТЯБРЯ 1940 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВАРШАВСКИХ ЕВРЕЕВ В ГЕТТО

Немецкое командование издает приказ об организации в Варшаве гетто. Все варшавские евреи согнаны в специально отведенную зону, которую в ноябре 1940 г. отделяют от остального города. Зону огораживают стеной высотой более 3 метров с колючей проволокой наверху. Немцы тщательно охраняют границы гетто, не допуская контактов его жителей с остальной Варшавой. Варшавское гетто - самое крупное из всех как по площади, так и по числу жителей. Более 350 000 евреев - примерно 30 процентов городского населения - заключены на клочке земли, составлявшем примерно 2,4 процента всей площади города.

22 ИЮЛЯ 1942 г.
ДЕПОРТАЦИЯ ВАРШАВСКИХ ЕВРЕЕВ В ЛАГЕРЬ СМЕРТИ ТРЕБЛИНКА

В период между 22 июля и серединой сентября 1942 г. более 300 000 людей депортированы из Варшавского гетто: более 250 000 из них поступают в лагерь смерти Треблинка. Депортируемых направляют в Умшлагплатц (пункт депортации), который соединен с железнодорожной веткой Варшава - Малкиния. Их сажают в товарные вагоны и отвозят главным образом через Малкинию в Треблинку. Подавляющее большинство депортированных уничтожают по прибитии в Треблинку. В сентябре, по окончании массовой депортации 1942 г., в гетто остается только около 55 000 евреев.

19 АПРЕЛЯ 1943 г.
ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ В ВАРШАВСКОМ ГЕТТО

Немецкое командование принимает решение уничтожить Варшавское гетто и в апреле 1943 г. объявляет о новых депортациях. Возобновление депортаций служит сигналом к вооруженному восстанию в гетто. Большинство жителей гетто отказываются явиться к месту депортации. Многие прячутся от немцев в предварительно подготовленных бункерах и укрытиях. Еврейские бойцы завязывают бои с немцами на улицах, атакуют из потайных бункеров. Чтобы принудить население выйти из укрытий, немцы поджигают гетто, и пожар не оставляет от него камня на камне. 16 мая 1943 г. сражение заканчивается. Тысячи евреев убиты, большую часть населения гетто депортируют в лагеря принудительного труда. Восстание в Варшавском гетто было самым масштабным и важным еврейским восстанием, а также первым городским восстанием в оккупированной немцами Европе.

Лодзинское гетто в Польше - одно из страшнейших мест-свидетельств человеческой жестокости. Оно было организовано нацистами в феврале 1940 года, здесь отбывали заключение преимущественно евреи и цыгане, работая на нужды вермахта. Недавно прошла презентация работ польского фотографа Генрика Росса (Henryk Ross) , который проходил службу в Департаменте статистики при Юденрате. На его снимках - жизнь Лодзинского гетто в годы нацистской оккупации.



На момент начала Второй мировой войны в Польше проживало более 3 млн евреев. Судьба большинства из них - трагична, они жили в изоляции, став рабами оккупантов, многих угоняли в концлагеря. Росс работал спортивным фотожурналистом до войны, с приходом нацистов его вместе с еще 160 тысячами евреев заключили в Лодзинское гетто. Плотность населения здесь достигала 40 тысяч человек на квадратный километр. Исторический район Лодзя нацисты превратили в промышленный комплекс, который выполнял заказы вермахта, снабжая немецкую армию.



На снимках Росса - сцены массовых депортаций евреев в лагеря смерти Хелмно и Аушвиц, редкие минуты радости в дни национальных праздников, будни заключенных. Эти фотографии были сделаны неофициально в 1940-1944 годы, надежно спрятаны во время ликвидации гетто. Автор надеялся, что в будущем эти фотографии послужат важным свидетельством нацистских зверств в Лодзе.





Росс рассказывал, что для работы в Юденрате ему выдали камеру, поэтому он получил возможность делать не только снимки, требуемые для отдела статистики, но и выходить на улицы, чтобы запечатлевать настоящее положение дел. Он прекрасно осознавал, что при выявлении этих снимков ему и его семье грозит мучительная смерть, но продолжал свое занятие из чувства гражданского долга.




Ассистентом Росса была его жена Стефания, именно она прятала фотоаппарат мужа, когда они выходили на улицу. В нужный момент она доставала камеру Россу, убедившись, что за ними никто не наблюдает. Открыто снимать было опасно, например, фотографии депортации евреев были сделаны через небольшую дыру в стене на железнодорожной станции.

Оригинал взят у al_lobanov в Как вы представляете себе еврейское гетто?

Лёгкая редакция оригинального текста и погружение в материал вызвали во мне желание посвятить отдельный пост жизни и восстанию Варшавского гетто. Наваяю, когда информация устоится, а чувства улягутся.

Почему евреи не исследуют жизнь в гетто Черновиц, Проскурова, Кременчуга, Винницы, Жмеринки, Каменца-Подольского, Минска и десятков других городов? Не потому ли, что еврейские юденраты и раввинат сотрудничали с нацистами, а евреев терроризировали вовсе не немцы, а своя родная еврейская полиция?


Фотографии немецкого солдата Вилли Георга. В последствии они вошли в книгу “Варшавское гетто: Лето 1941”.
Всё для милых дам...

Гетто - существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет»), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. В Злочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук. Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь гетто. За порядком следила еврейская полиция.




Лидером упоминаний о гетто в контексте холокоста является образованное в 1940 г. Варшавское гетто. Максимальная численность до 5 000 000 человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его.

Верхний слой в гетто составляли преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты абвера и гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.


"Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского "дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам", - так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского. "В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом - во французских шелках и дорогих шляпах».


http://hmmb-web.f17y.com/ru/panel/ghettos.html

В гетто было 6 театров, рестораны, кафе, частные бордели обоего пола, любого цвета кожи и возраста, карточные, билиярдные и табачные клубы, возникавшие чуть ли не в каждом доме... Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали баснословные барыши.

Например, городская управа гетто отчитывалась за работу 70 хлебопекарен, платя соответственные налоги. Параллельно существовало ещё 800 подпольных. Они работали на контрабадном сырье. Хлеба выпекалось столько, что им круглосуточно торговали на улицах. Сами подпольные хлебопекарни облагались крупной мздой полицией, юденратом и гангстерами.


Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо - сообщали о припрятанном золоте и деятельности банд. Такими были первачи контрабандисты Кон и Геллер, монополизировавшие всё транспортное дело внутри гетто. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.

Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций - чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране. Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине!
В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа — Малка Здроевич,
она была схвачена с оружием, но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек, конечно же она «чудом пережила холокост».

Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто?
Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»? Зачистка немцами еврейских кварталов была спровоцирована вооружёнными до зубов еврейскими ворами, рекетирами и контрабандистами.

Еврейские боевики «восстали» не против немцев, как гласит легенда, а перебили внутри гетто еврейскую полицию и
юденрат - Советы еврейской власти - местные органы самоуправления опекаемые раввинатом.

Боевики ZOB перебили всю культурно-медийную прослойку - журналистов, писателей, артистов, музыкантов. Тех, кто помогал держать в повиновении эксплуатируемые еврейские массы гетто. Из 60 сотрудников пропагандистского листка раввината и СС "Жагев"(Факел) было ликвидировано 59 человек. Народного гнева не избежал и один из руководителей гетто, видный сионист и скульптор 80-летний Альфред Носик.

Народные мстители терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рекетирским налогом. У отказавшихся платить похищали родственников и детей. Их содержали в подпольных тюрьмах на ул. Мила д. 2 и на территории предприятия Тебенс.

Лозунг "грабь награбленное" претворялся 24 часа в сутки. Налёты на богатые дома перемежались уличным чёсом, когда с прохожих снимали часы и украшения, забирали деньги и ещё не изношенную одежду. Городская герилья наводили ужас на еврейского обывателя. Часто в ночной тишине слышались звуки перестрелок между партизанскими отрядами и истошные вопли припозднившегося обывателя, попадавшего в конце концов к себе домой в одном исподнем.

Трижды средь бела дня грабили кассу юденрата. Злые языки утверждали, что деньги Международного Красного Креста и частных благотворительных организации США и Канады, хранившиеся там на пропитание бездомных детей, лечение больных сифилисом и тифом и другие социальные нужды, туда никогда и не поступали.

О реальных масштабах собранных юденратом богатств служит размер контрибуции, наложенной народными мстителями, - 250 000 злотых. Отдел снабжения юденрата заплатил 700 тысяч злотых отдельно.

Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения отказался. Тогда гангстеры похитили сына кассира отдела и под угрозой подвергнуть его пыткам получили требуемую сумму.

Немцы тщательно сторонились вмешательства в такие еврейские разборки. Произошло это после того, как участились случаи нападения на патрули с целью захвата оружия. В самом гетто действовала только сионистская полиция. Разбойные нападения на немецких военнослужащих совершались вне пределов гетто.

Начался «рейд против воров и бутлегеров». Немецкое командование поставило вопрос ребром - либо раввинат и еврейские полицейские части наведут порядок сами, либо этим займётся полция Варшавы.


В итоге усилиями силовиков раввината рейд против воров. контрабандистов и бутлегеров вылился в банальный передел криминального рынка. В ход шли все средства - массовые убийства членов банд и попавшегося под руку местного населения, взрывы домов и проложенных подземных переходов, поджоги жилых кварталов. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно - бандиты поджигали новые здания.

Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми: «И они таки не заложили там мины... Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать. И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь... и это была трагедия!».


Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет: «Какое право имели мы, небольшая группка молодёжи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы».


В интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа - Малка Здроевич. Она была схвачена с оружием в руках, но её не расстреляли, а отправили на исправительные работы в Майданек. Чудом пережив "холокост", Малка до конца своей жизни успешно окучивала эту тему.

Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, жителей гетто отправили в трудовые лагеря - практически все они выжили. По требованию раввината захваченным с оружием боевикам была сохранена жизнь.
http://www.eilatgordinlevitan.com/warsaw/w_pages/warsaw_ghetto_scenes.html

Исторические апокрифы утверждают, что командир «восстания» - Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла д. 18, где размещался штаб одной из банд. Так это или нет утверждать сложно. Уход из жизни путём коллективного самоподрыва был не самой сильной чертой их характера. Не для этого они скопили такие богатства!


Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску?» Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалось: свежая.

В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе), бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.


По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Последнюю банду уголовников немцы нейтрализовали 5 июня на Мурановской площади. Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян.

Генерал Бур-Коморовский, командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение бандитствующих еврейских преступных группировок, покинувших пределы гетто.


Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?

Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт, где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призвал к её уничтожению ещё в 1932 г.


Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые с честью выполняли заказы немецкой армии.

Регулярные комиссии, в том числе из Берлина, всегда отмечали образцовый порядок, чистоплотность и трудолюбие его жителей. В немецкой части города Бараш не раз организовывал выставки, демонстрирующие искреннее желание еврейского народа способствовать военным усилиям Германии.
Более того, в ноябре 42-го немцы провели укрупнение гетто Белостока за счёт оптимизации бесполезных окрестных гетто.


Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности - там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.
http://rassenia.info/index.php?q=http%3A%2F%2Fru-an.info%2Fnews%2F5064%2F

Причиной смертности среди еврейского населения в гетто на 80% были инфекционные заболевания, обусловленные неприятие европейских гигиенических процедур религиозным иудаизмом.

Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.

Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи, избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию» - вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего.

В Кракове мы немного погуляли по Казимежу — району, который раньше являлся отдельным городом на юге королевской столицы, эдакий город-бастион, окруженный городской стеной, имевшей четыре башни. На центральной площади Казимежа располагалась городская ратуша, которую видно на заглавной фотографии. Сейчас здесь находится этнографический музей.

В 1495 году был издан указ, запрещавший евреям проживать и владеть недвижимой собственностью в королевских городах. В свою очередь, в некоторых еврейских кварталах польских и литовских городов действовало аналогичное правило, запрещавшее христианам посещать места еврейского проживания.

Евреи, жившие в западной части Кракова, были вынуждены покинуть Краков и стали заселять северо-восточную часть Казимежа. Фактически, целью привилея было исключение торговой конкуренции между коренными жителями и евреями. Еврейский квартал был отделён от христианской части города каменной стеной, просуществовавшей до 1800 года.

Со временем еврейский квартал Казимежа стал важным центром еврейской жизни в Польше. В нём было построено многочисленные синагоги (семь из которых сохранились до нашего времени), несколько еврейских школ и кладбищ.

На старом еврейском кладбище мне не довелось побывать, только сфотографировал через окошко в заборе. Уже было закрыто.

Колбаса в банке в магазине по продаже продуктов, сделанных монахами. Хотя возможно они просто используются как торговый бренд:).

Костёл Тела Господня. Основателем костела был сам король Казимир Великий.

Во время Северной войны Казимеж был значительно разрушен шведскими войсками, а затем присоединён к Кракову и стал одним из его районов.

Дом Ландау или Дом Йорданов. Во внутреннем дворике сохранились оригинальные деревянные веранды XIX века.

«Краковия» — польский футбольный клуб из города Краков. Рассказывают, что раньше в городе были часты столкновения фанатов, но потом правительство стало развозить их на автобусах после матчей и стало потише.

Улица Шерока — центр старинного еврейского квартала.

Вывески еврейских магазинов, внутри бары, хотя выглядит очень аутентично. В общем, на текущий момент, район Казимеж — это своего рода декорация, ведь евреев тут живет всего около 200 человек.

Но, несмотря на это, в Казимеже, который в течение многих столетий был центром еврейской культуры Южной Польши, каждый год проводится фестиваль еврейской культуры.

Замечательное граффити.

В этом месте Казимежа снимали одну из сцен фильма «Список Шиндлера» по роману «Ковчег Шиндлера» Томаса Кенилли, написанному под впечатлениями от жизни Леопольда Пфефферберга, который пережил Холокост. «Список Шиндлера» — самый дорогой (на 2009 год) черно-белый фильм. Его бюджет — $25 миллионов. И самый коммерчески выгодный проект. Мировые сборы составили $321 миллион.

Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.

Памятник Яну Карскому, участнику польского движения Сопротивления.

На пресс-конференции в Вашингтоне в 1982 году Карский сказал: «Бог выбрал меня, чтобы Запад узнал о трагедии в Польше. Тогда мне казалось, что эта информация поможет спасти миллионы людей. Это не помогло, я ошибался. В 1942 году, в Варшавском гетто и в Избице Любельской я стал польским евреем… Семья моей жены (все они погибли в гетто и в лагерях смерти), все замученные евреи Польши стали моей семьей. При этом я остаюсь католиком. Я католический еврей. Моя вера говорит мне: второй первородный грех, которое человечество совершило в отношении евреев в годы Второй мировой войны в Европе, будет преследовать его до конца времен…»

На улице находится кафе вот с такими замечательными столиками.

А на стенах зайцы.

Вот на таких машинках возят туристов по улицам Кракова.

Во время Второй мировой войны евреи были согнаны в Краковское гетто, которое располагалось на противоположном берегу Вислы. Вокруг гетто, руками самих же евреев, возвели высокую стену. На площади Згоды (сейчас это площадь Героев Гетто) собирали людей перед отправкой в трудовые или концлагеря. Стулья символизируют мебель, выброшенную из домов бывших владельцев. Большинство краковских евреев были убиты во время ликвидации гетто или в концентрационных лагерях.

Кто-то возможно скажет, что на этих стульях нельзя сидеть, ведь это памятники. Но, мне кажется, в этом нет ничего зазорного, ведь жизнь продолжается и нужно жить, и быть счастливым, и лишь помнить о том, что происходило, и делать всё, чтобы война не повторилась.

В этом районе находится старинная аптека "Под орлом", принадлежащая семье Панкевичей. Когда создавалось гетто, немецкие власти предложили Тадеушу Панкевичу перевести аптеку в «арийские районы». Он категорически отказался, мотивируя это тем, что потерпит от переезда большие убытки. Здание его аптеки оказалось на самом краю гетто, фасадом оно выходило на «арийскую сторону», на старый Малый рынок, а задней частью - в гетто.

Всё время существования гетто, с 1939 по март 1943, Тадеуш Панкевич помогал евреям выжить. Через его аптеку передавали в гетто продукты и лекарства. Через неё выводили детей во время облав, а тех, кто сбегал, чтобы спрятаться на «арийской стороне», он снабжал перекисью водорода, при помощи которой они осветляли волосы, чтобы меньше отличаться от поляков. Некоторых узников гетто он прятал в помещении аптеки. Если бы немцы разоблачили его, узнав, что он помогает евреям, приговор был бы один: смерть.

Все, что происходило на площади, было хорошо видно из окон аптеки. Панкевич, собственно, жил в аптеке, в одной из ее задних комнат. После войны Тадэуш Панкевич написал книгу «Аптека в Краковском гетто». За спасение жизней Тадеуш Панкевич в 1968 году получил титул "праведника мира".

История этого квартала — это кровь и боль. Недалеко от площади располагается фабрика Оскара Шиндлера, на которой мы также побывали.
Продолжение следует...

Польша.
Польша.
Польша. .
Польша. Краков.
Польша.