Работает ли доска уиджи. Спиритическая доска своими руками

В феврале 1891 года в американских газетах появилась реклама «Чудесной говорящей доски» под названием «Уиджа» (Ouija).

Питсбургским детям и взрослым обещали, что волшебное устройство удивительно точно ответит на вопросы о прошлом, настоящем и будущем, связав «знаемое и незнаемое, материальное и нематериальное». В общем, «постоянное развлечение и отдых для всех классов». Жителей Нью-Йорка уверяли, что все притязания заверены Патентным бюро. Цена - $1,50.


Таинственная «говорящая доска» мало чем отличалась от той, которую сегодня можно купить в отделе настольных игр: плоская доска с алфавитом, выстроенным двумя полукругами над рядом цифр от нуля до девяти, слова «да» и «нет» в верхних углах, «прощай» - внизу. В комплекте идёт каплевидная дощечка - обычно с небольшим отверстием. Участники сеанса прикасаются кончиками пальцев к этой планшетке, задают вопрос и в изумлении видят, как она движется от буквы к букве, выдавая ответ. Разница только в том, что современные доски, как правило, картонные, а планшетка - пластмассовая.

Реклама никогда не говорит правду, и для XIX века это было особенно справедливо. Тем не менее «Уиджа» действительно была «интересной и загадочной» и действительно была одобрена Патентным бюро. Даже сегодня психологи признают, что она способна связывать знаемое и незнаемое.

История этой игры не менее загадочна. Историк Роберт Мёрч, заинтересовавшись этим предметом в 1992 году, обнаружил, к своему удивлению, что о его прошлом почти ничего не известно, несмотря на его знаковый статус для американской массовой культуры.

Корни «Уиджи» следует искать в увлечении спиритизмом, которое охватило США в XIX веке. Вера в то, что мёртвые общаются с живыми, пришла из Европы. За океаном ажиотаж начался в 1848 году, когда совершенно внезапно пошла слава о сёстрах Фокс из штата Нью-Йорк. Женщины утверждали, что получают сообщения от духов в виде стука в стену. Во второй половине века спиритические сеансы проводили уже миллионы американцев, пресса молодой страны взахлёб писала о самых знаменитых медиумах.

Европейцев и американцев того времени легко понять: средняя продолжительность жизни не достигала и пятидесяти лет, детская смертность была высокой, женщины умирали во время родов, мужчины - на войне. В 1862 году скончался 11-летний сын президента США, и Мэри Тодд Линкольн проводила сеансы прямо в Белом доме. Во время Гражданской войны число адептов спиритизма росло не по дням, а по часам: сотни тысяч родных и близких ушли из дома, чтобы никогда не вернуться.

При этом новое увлечение не противоречило христианской религии: можно было заниматься столоверчением шесть дней в неделю, а в воскресенье преспокойно отправиться в церковь. «Общение с мёртвыми было обычным делом, в нём не видели ничего странного, - поясняет г-н Мёрч. - Это сейчас мы ассоциируем подобное с попыткой открыть врата ада».

Разумеется, никто не собирался открывать врата ада, создавая фирму Kennard Novelty Company и приступая к выпуску «Уиджи». Открыть хотелось только лишь кошельки доверчивых потребителей.
Чарльз Кеннард.

Историк Брэндон Ходж поясняет: популярность спиритизма росла вместе с усталостью от него. Обычно сеанс проходил таким образом: называли буквы алфавита одну за другой, пока не раздастся таинственный стук, после чего начинали сызнова. Составить таким образом предложение - задача более чем утомительная. Между тем средства связи с живыми людьми ушли далеко вперёд: телеграф существовал уже несколько десятилетий. Почему же духи отставали? И учредители Kennard Novelty Company придумали, как заработать на этой ситуации.

В 1886 году только что оперившееся информагентство Ассошиэйтед Пресс сообщало о новинке, которая произвела сенсацию среди спиритуалистов Огайо, - говорящей доске. Это и была, в сущности, «Уиджа», то есть доска с буквами, цифрами и планшеткой для указания на них. Ту заметку прочитали многие, но только Чарльз Кеннард из Балтимора (штат Мэриленд) увидел в ней руководство к действию. В 1890 году он привлёк ещё четырёх инвесторов, в том числе местного поверенного Элайджу Бонда и полковника Вашингтона Боуи, землемера, и была создана Kennard Novelty Company, обладавшая эксклюзивными правами на производство и сбыт говорящих досок. Никто из них не был спиритуалистом, зато все обладали прекрасным деловым чутьём и не могли упустить шанс занять новую рыночную нишу.

«Уиджи» тогда ещё не было: говорящая доска Кеннарда пока не обладала названием. Вопреки распространённому мнению, Ouija не есть сочетание французского и немецкого слов, означающих «да». Если верить изысканиям г-на Мёрча, своим названием изделие обязано Хелен Питерс - невестке Бонда, которая, по словам того же Бонда, была «сильным медиумом». Она просто взяла и «спросила» саму доску, как её называть. Когда было получено непонятное слово «уиджа», доску попросили пояснить её значение, и та ответствовала: «Желаю удачи!» Вот такая сверхъестественная картина вырисовывается из писем самих основателей компании. Правда, Бонд признавался, что у Питерс был медальон с портретом женщины, над головой которой красовалось именно это слово. Скорее всего, то была популярная английская романистка и борец за права женщин Уида (Ouida), а j вместо d взялась по ошибке.

Поговорив с потомками основателей компании и разыскав тот самый патент, г-н Мёрч подтвердил, что история с одобрением доски - чистая правда. Бизнесмены понимали: если они не смогут доказать, что доска действительно пригодна для спиритических сеансов, они не получат патент. Поэтому Бонд поехал в вашингтонский офис Патентного бюро подавать документы вместе с незаменимой Питерс. Начальник бюро предложил следующее испытание: если доска назовёт его имя (которое, как он думал, было неизвестно Бонду и Питерс), то он разрешит оформить патент.



Они сели за стол, пообщались с духами, и планшетка указала на правильные буквы. То ли Питерс действительно была отличным медиумом, то ли сыграл свою роль тот факт, что Бонд работал патентным поверенным и своевременно навёл справки, - доподлинно неизвестно. Но так или иначе 10 февраля 1891 года бледный чиновник протянул Бонду заметно дрожавшей рукой патент на «игрушку или игру».
Элайджа Бонд.

В первом патенте вы не найдёте описания того, как работает устройство, - только утверждения насчёт того, что оно делает. «На редкость ушлые бизнесмены», - говорит г-н Мёрч. Всё это было неспроста: чем меньше компания Кеннарда рассказывала о доске, тем более загадочной она казалась, что лишь увеличивало желание её приобрести. Им было всё равно, что покупатель при этом думает о продукте.

И они оказались правы: «Уиджу» отрывали с руками. Kennard Novelty Company начинала с одной фабрики в Балтиморе, но уже в 1892 году их было две плюс столько же в Нью-Йорке и Чикаго, а также одна в Лондоне. В 1893 году Кеннард и Бонд вышли из дела в связи с внутренними трениями, которые ещё раз подтвердили старую поговорку о том, что деньги меняют всё.

К тому времени компанией руководил Уильям Фалд, который пришёл туда простым рабочим и акционером. (В 1927 году он погиб, спрыгнув с крыши фабрики, которую, по его словам, построил по требованию самой «Уиджи». В некрологе «Нью-Йорк таймс» назвала его изобретателем доски, что было, конечно, неправдой.) В 1898 году с благословения полковника Боуи, большинства акционеров и одного из двух оставшихся первоначальных инвесторов Флад овладел единоличным правом на производство доски. В 1919 году Боуи продал остаток своей доли Фладу, своему протеже, за один доллар.

Доска посейчас, 120 лет спустя, пользуется популярностью, завоевав несколько странное место в американской культуре. Её рекламировали одновременно как мистический оракул и семейную забаву - развлечение со щемящим привкусом того света. Поэтому «Уиджу» покупали далеко не одни только спиритуалисты. Напротив, именно медиумы невзлюбили доску больше всего, ибо они оказались больше не нужны: любой желающий мог отныне общаться с миром духов. По словам г-н Мёрча, в эпоху крепнувшего рационализма вера в потустороннее себя изживала, но прикоснуться к чему-то этакому всё равно хотелось, и весёлые, но в то же время чуточку жутковатые игры с «Уиджей» оказались прекрасным компромиссом.

Немудрено, что лучше всего доска продавалась в трудные времена, когда человек готов был прислушиваться к советам кого и чего угодно. «Уиджа» была особенно популярна в 1910–20-е годы - время Первой мировой войны, маниакальной любви к «горячему» джазу и сухого закона. В мае 1920 года замечательный иллюстратор Норман Роквелл, которого можно назвать летописцем эпохи, запечатлел на обложке Saturday Evening Post мужчину и женщину, которые посредством «Уиджи» общаются то ли с духами, то ли друг с другом.
Илл. Нормана Роквелла.

В годы Великой депрессии Fuld Company пришлось открывать новые фабрики, чтобы справиться с возросшим спросом. За пять месяцев 1944 года один-единственный магазин в Нью-Йорке продал 50 тыс. досок (открытие Второго фронта в Европе). В 1967-м (год спустя после того, как «Уиджу» выкупила компания Parker Brothers) было реализовано 2 млн экземпляров - больше, чем «Монополии»! То был год усиления американского контингента во Вьетнаме, «Лета любви» в Сан-Франциско и протестов против расовой сегрегации, охвативших всю страну.

О популярности «Уиджи» можно судить не только по рыночным отчётам, но и по тому, что писала об игре американская пресса. В 1920 году национальные телеграфные агентства сообщали, что, к неудовольствию полиции, любители «Уиджи» пообещали с её помощью раскрыть убийство нью-йоркского завсегдатая казино Джозефа Бёртона Элвелла. В 1921-м «Нью-Йорк таймс» рассказывала о жительнице Чикаго, которая пыталась объяснить докторам, отправившим её в психиатрическую лечебницу, что она не сошла с ума, просто духи «Уиджи» велели ей на протяжении 15 дней хранить тело умершей матери в гостиной, после чего закопать его на заднем дворе.

В 1930 году американцы зачитывались репортажами о двух женщинах из Баффало (штат Нью-Йорк), которые убили третью женщину на основании того, что им якобы поведала «Уиджа». В 1941-м 23-летний оператор бензоколонки рассказал «Нью-Йорк таймс», что пошёл в армию по совету «Уиджи». В 1958 году суд штата Коннектикут разрешил не выполнять завещание Хелен Доу Пек, оставившей всего тысячу долларов своим бывшим слугам и $152 тыс. Джону Гейлу Форбсу - бесплотному духу, вышедшему с ней на контакт через говорящую доску.

Что и говорить, литераторы не могли оставить «Уиджу» без внимания. В 1916 году Пёрл Каррэн привлекла к себе всеобщее внимание, заявив, что стихи и рассказы ей через доску диктует англичанка Пейшенс Уорт, жившая в XVII веке. В следующем году подруга Каррэн по имени Эмили Грант Хатчингс уверяла, будто книга «Джеп Херрон» на самом деле не её, а покойного Марка Твена. Каррэн сопутствовал определённый литературный успех, Хатчингс повезло меньше, но их обеих превзошёл пулитцеровский лауреат Джеймс Меррилл: в 1982 году его цикл стихотворений «Переменчивый свет над Сандовером» завоевал премию Национального кружка литературных критиков. Правда, Меррилл утверждал, что «Уиджа» не столько служила каналом связи с духами, сколько усиливала его собственный талант.
Уильям Фалд.

В 1973 году отношение к «Уидже» поменялось кардинальным образом: на экраны вышел фильм «Изгоняющий дьявола». В главную героиню этой безумно популярной ленты - 12-летнюю девочку - вселяется демон после того, как она поиграла со старой доской для спиритических сеансов. По словам г-на Мёрча, картина произвела на публику эффект, схожий с хичкоковским «Психом», до появления которого никто не боялся принимать душ в мотеле. До «Изгоняющего дьявола» доску обсуждали в кино и на телевидении в лёгкой, шутливой манере - как глупенькое, но невинное занятие. Она могла профигурировать, например, в семейном комедийном сериале «Я люблю Люси» без каких бы то ни было ужасных последствий для героев.

Но «Изгоняющий дьявола» сильно повлиял на массовую культуру, а вместе с этим и на восприятие «Уиджи». Она превратилась в орудие сил зла и стала завсегдатаем фильмов и литературы ужасов. Широкую популярность обрели «порталы» в иные миры, откуда в нашу реальность обычно врываются кошмарные монстры, и «Уиджа» отлично вписалась в эту тенденцию.



Религиозные организации, дотоле не обращавшие на эту забаву никакого внимания, тоже поспешили оседлать волну и стали по очереди объявлять её любимым способом связи сатаны. В 2001 году в Аламогордо (штат Нью-Мексико) адепты одного из многочисленных ответвлений так называемого евангельского христианства сожгли «Уиджу» вместе с книгами о Гарри Поттере и копией диснеевской «Белоснежки». В Писании немедленно нашлись упоминания о греховности общения с духами. Сайт Catholic.com считает «Уиджу» «далеко не безопасной», а в 2011 году популярный телепроповедник Пэт Робертсон подтвердил: демоны действительно могут дотянуться до нас через эту игрушку.

Даже в среде любителей «парнормальных» явлений «Уиджа» пользуется сомнительной репутацией: г-н Мёрч рассказывает, что, когда он стал выступать со своими историческими лекциями в этой среде, его попросили оставлять антикварные доски дома, ибо они чертовски пугали присутствующих. Parker Brothers, а затем и Hasbro, которая приобрела Parker Brothers в 1991 году, продолжали продавать сотни тысяч экземпляров, но причины, по которым доска пользовалась спросом, сильно изменились. Раньше она служила напоминанием о связи с миром духов, который не столько пугал, сколько завораживал своей таинственностью, и вызывал не столько страх, сколько благоговейный трепет. Теперь «Уиджа» пугает, в ней кроется опасность, и щекочет нервы она совсем по-другому.

Сейчас говорящая доска переживает новый всплеск популярности, вызванный отчасти очередным экономическим кризисом, а также тем, что она по привычке используется как удобный сюжетный ход в бесчисленной медиапродукции. «Уиджа» фигурировала в двух первых частях фильма «Паранормальное явление», ею пользовались герои сериалов «Во все тяжкие», «Касл», «Риццоли и Айлс», она завсегдатай телепередач о «паранормальном».

Бренд Hot Topic, который специализируется на одежде для «готов», выпускает нижнее бельё с её изображением. Есть соответствующие приложения для смартфонов. В этом году Hasbro выпустила «более мистическую» версию игры, заменив старую, которая светилась в темноте. Для «пуристов» продолжает выпускаться классический вариант. В 2012 году появились слухи, что продюсеры корпорации Universal задумали фильм, где «Уиджа» окажется в центре повествования, однако Hasbro отказывается от комментариев.

Но вы, наверное, хотите узнать, как же всё-таки работает эта доска?

У учёных, которые не верят ни в духов, ни в демонов, есть простое объяснение всей этой чертовщине. Вы можете быть сколько угодно уверены в том, что планшеткой двигают духи, но в действительности это делаете вы сами. Называется данное явление идеомоторным актом, и оно известно более полутора веков. В 1852 году физиолог и психолог Уильям Бенджамин Карпентер в докладе Королевскому институту Великобритании описал автоматические сокращения мышц, в порождении которых не замешаны ни сознание, ни воля индивида (вспомните, например, как вас заставляет плакать грустный фильм, хотя вы можете сердиться на самих себя за подобную слабость).

Практически сразу другие исследователи увидели в этом объяснение тому, что происходит во время спиритических сеансов. В 1853 году химик и физик Майкл Фарадей, заинтригованный столоверчением, провёл серию экспериментов, которые доказали ему (но не большинству спиритуалистов), что стол движется благодаря идеомоторным актам присутствующих.

«Действительно, подобное зрелище может произвести очень сильное впечатление, и может показаться, что в дело вступила потусторонняя сила, но это не так», - поясняет Крис Френч из Лондонского университета, специалист по аномальной психологии. «Волшебная лоза», детектор взрывных устройств на расстоянии, маятник, маленький столик - всё это, по его словам, примеры вещей, которые отзываются на малейшее движение. Планшетки для игры в «Уиджу» не исключение: они изготавливаются из лёгких материалов и ставятся на колёсики. Тем более во время группового сеанса никто из участников не берёт на себя ответственность за движение указателя, и кажется, будто им управляет иная сила. К тому же люди садятся за стол с ожиданием чего-то мистического. А раз очень хочется волшебства, то, что бы ни произошло, оно будет интерпретировано в сверхъестественном ключе.

Поэтому, хотя «Уиджа» не способна приоткрыть завесу, за которой скрывается загробный мир, она может рассказать много интересного о том, как мы обрабатываем информацию, считают сотрудники лаборатории визуального познания Университета Британской Колумбии (Канада). Мысль о том, что разум обрабатывает информацию на разных уровнях, не нова. Эти уровни называют сознанием, бессознательным, подсознанием, предсознанием и даже уровнем зомби. У каждого из этих уровней есть свои защитники и критики. В дальнейшем для простоты изложения мы будем пользоваться только двумя терминами для обозначения психических явлений: «сознательное» (когда вы в курсе своих собственных действий и переживаний) и «бессознательное» (когда вы летите на автопилоте).

Два года назад специалисты в области психологии и компьютерных наук Рон Ренсинк, Элен Гошу и Сидни Фелс приступили к пристальному наблюдению за тем, что происходит, когда люди сидят за доской. Автор идеи - г-н Фелс, который устроил тематическую вечеринку на Хеллоуин и обнаружил, что иностранные студенты, никогда не видевшие «Уиджу», поражены её «магией». «Они всё гадали, куда вставлены батарейки», - смеётся учёный. Он решил ничего не говорить об идеомоторном эффекте (атмосфера располагала, знаете ли), ограничившись околомистическими шутками, и оставил студентов развлекаться с доской. Несколько часов спустя г-н Фелс увидел, что они не расстаются с ней, сбитые с толку пуще прежнего.

Да, мы все знаем об идеомоторных актах, сказал потом г-н Фелс коллегам, но всё-таки что же в действительности происходит во время игры в «Уиджу»? Никто ведь не занимался этим вопросом! Между тем перед нами уникальная возможность заглянуть в бессознательное. Может быть, идеомоторные акты рассказывают о том, что хранится в потайных уголках разума? Специалисты сошлись на том, что эта идея - полная ерунда, но решили попробовать.

Главным действующим лицом первых экспериментов стал робот. Участникам говорили, что они играют с человеком, находящимся в другой комнате, по конференц-связи. В действительности то был автомат, действия которого попросту усиливали движения участников, а человек, которого участники видели на экране, был только способом заставить людей думать, будто они не управляют ситуацией. Участникам задавали вопросы на эрудицию, которые предполагали ответ «да» или «нет»: «Является ли Буэнос-Айрес столицей Бразилии? Проходили ли Олимпийские игры 2000 года в Сиднее?»

Результаты поразили исследователей. Когда участники должны были отвечать вербально, правильность ответов составляла 50 на 50, что естественно, когда человеку приходится угадывать. Но когда они полагались на доску, веруя, что она им поможет, частота правильных ответов повышалась до 65%. Ну и как это интерпретировать? Бессознательное эрудированнее сознательной части рассудка?



Робот, к сожалению, оказался чересчур нежным, и в дальнейших экспериментах принимал участие человек. В определённый момент ему завязывали глаза, и второй игрок (подсадной) тихонько убирал свои руки с планшетки. В итоге этот человек был единственным, кто управлял движениями указателя, не подозревая об этом. Следовательно, любой результат мог быть подсказан только его собственным бессознательным. Некоторые участники принимались жаловаться на то, что второй игрок слишком уж явно двигает планшетку, хотя в действительности они находились в полном одиночестве: верный знак, что хитрость сработала.

Результаты оказались теми же, что и в предыдущей серии экспериментов, о чём несколько озадаченные учёные отчитались в журнале Consciousness and Cognition в феврале 2012 года. По всему выходило, что, когда человек уверен в помощи извне, ему в голову чаще приходят правильные ответы.

Главное - удалось доказать, что «Уиджа» и впрямь может оказаться хорошим помощником в изучении бессознательных процессов. Пора переходить к вопросам посложнее: много ли знает бессознательное, что именно, насколько быстро учится, как запоминает, как развлекается само с собой? И далее - если две системы действительно в нас сосуществуют, то в какой степени каждая из них оказывается поражённой нейродегенеративными заболеваниями? Если, например, бессознательное страдает раньше, то игра с «Уиджей» поможет выявить признаки поражения до того, как недуг скажется на сознательных процессах.

Сейчас исследователи работают над регламентом второго исследования и сражаются с отсутствием финансирования: подобные штудии слишком сильно выбиваются из программ грантодателей. Приходится полагаться на сбережения г-на Ренсинка и краудфандинг.

Но они уже и так выполнили неплохую работу, доказав в каком-то смысле правоту первых продавцов «Уиджи»: она и впрямь соединяет знаемое и незнаемое, только незнаемое, как это всегда бывает, - мы сами.


Традиционно небольшой тапочек кидаю в сторону российских переводчиков, которых тянет изменять названия в угоду своим извращенным представлениям о том, каким должно быть идеальное название для кино. К лаконичному "Уиджа" прилепить на кой-то ляд "Доску дьявола" - ход предсказуемый и заведомо глупый хотя бы потому, что в фильме дьявол вообще не присутствует.

Сразу оговорюсь, что в ходе рецензии будет пара спойлеров, хотя фильм, набитый штампами, всё равно чем-то особенным удивить не может. Но всё равно, вас предупредили, если что.

Сюжет повествует о подростках, которые решили связаться с подругой, покончившей с собой по непонятным причинам. С этой целью ребята воспользовались доской "Уиджа" - по сути, обычная игрушка, но в фильме персонажи с ее помощью контактируют с духом. Однако, на связь с подростками вышла не мертвая подруга, а злой дух, который ее погубил. Итак, в сухом остатке: пятеро друзей, одна мертвая подруга, одна зловещая штуковина, один злой дух, который всех терроризирует. Не ново? Совсем не ново.

Об актерской игре говорить не хочется. Мне кажется, не вина актеров, что в сценарии, столь шаблонном, все персонажи тоже сплошь шаблонные. Особенно два молодых человека, Пит и Тревор, которые друг от друга вообще никак характерами не отличаются. Главная героиня, Лэнни, как всегда, самая добрая, сострадательная, глубоко переживающая горе за умершую подругу, Дэбби. Ее сестра, конечно, младшая, и конечно - не подарок. Третья девушка - мне нечего о ней рассказать, она просто официантка. Актеры оказались для меня сплошь незнакомые. Может, они светились в каких-нибудь американских телесериалах, без понятия. Оливия Кук, исполняющая главную роль, хотя бы чуточку известна фанатам ужасов по "Мотелю Бейтса". Ну и бюджет фильма в шесть миллионов намекает, что громких имен тут не встретишь. Настоящей звездой фильма для меня оказалась Лин Шэй. Как и в "Астрале", где она сыграла медиума, тут у нее маленькая роль.

Итак, мы имеем набор шаблонных персонажей, которые умирают самыми унылыми смертями, которые я когда-либо видел. Хорошо, первая жертва, Дебби, лаконично повесилась - в начале фильма для пробуждения интереса этого хватает. Остальные три смерти - это провал года. Когда одну из девушек, Изабель, злой дух разворачивает в воздухе и лупит башкой о раковину, я еле сдержал хохот. Поверьте, это было снято нелепо. Хотя я надеялся, что будет что-нибудь страшненькое: признаюсь, когда в фильмах ужасов вижу, как какой-нибудь герой стоит перед зеркалом и "в этот самый момент кто-нибудь в зеркале появляется" - это моя личная болевая точка, когда я готов дико испугаться. В зеркалах всегда есть что-то такое, потустороннее и страшное. Но нет, ничего такого не произошло. Вторая жертва умирает где-то за экраном - об этом просто говорится. Третья смерть тоже не впечатляет.

Сюжетный твист, задуманный авторами, ну вообще на сюжетный твист не тянет. Чего-то такого опытный фанат ужасов может ожидать уже с половины фильма. Другой провальный момент - главная героиня смотрит видео, снятое умершей подругой. Я ни за что не поверю, что даже самые бестолковые американки снимают на фотоаппарат видео, как они идут чистить чердак, а потом еще и снимают сеанс одиночной игры (Правило: нельзя играть в одиночку!!) в "Уиджу". Это неправдоподобно. Уж скорее перед смертью она бы запостила свой ужин в инстаграм.

Доска Уиджи является своеобразным мостом между мирами: явственным и потусторонним. Она выступает в роли инструмента для общения с духами умерших людей. Внешне – это ничем не примечательная ровная досточка, на которой нанесены цифры от 0 до 9, буквы и иные символы. Многие оккультисты считают ее мистическим объектом, а некоторые даже уверяют, что это инструмент, способный влиять на подсознательность человека.

Кому принадлежит авторство

Создал доску Уиджи в 1892 году дизайнер Элай Бонд в качестве подарка Уильяму Фалду. Благодаря ему о доске узнал весь мир: она активно рекламировалась. В 1966 году патент на изготовление легендарной доски приобрели братья Паркер, производящие настольные игры «Монополия», «Риск» и иные. В первый год продажи превысили более 2 миллионов экземпляров, хотя владельцы и представляли ее как игру. Во многих знатных домах она заняла почетное место: поиграть после вечернего чаепития стало привычным для многих людей.

В настоящее время Доска Уиджи – это доска схожая с планшетом. Многие медиумы приписывают ей мистические способности, хотя первоначально она и применялась только как элемент настольной игры. Впервые в качестве таинственного инструмента для общения с потусторонним миром доска была использована известным магом 20 ст. Перл Курран. С ее помощью предсказательница гадала своим клиентам.

Прототипы доски Уиджи

Доска Уиджи не была единственной для получения информации с загробного мира. Подобные инструменты для общения с духами появились еще в древние времена. Около 551 года до н. э. в Китае люди стремились получить информацию от усопших, вызывая их духи. Инструмент изготавливался в виде доски и применялся в сеансах ясновидящих. Аналогичная доска использовалась и в Греции около 540 г. до н. э.: своеобразная таблица в процессе перемещения указывала на символы, интерпретированные магом, как указания душами. В 3 веке римляне имели также свои доски для гаданий. В 13 веке зафиксированы подобные инструменты у монгол. Индейцы применяли своеобразные досточки для вызова духов при поиске пропавших соплеменников. Говорящая доска является лишь продолжением многовековой традиции.

Спиритическая доска в России

Социологи Фонда «Общественное мнение» провели исследования, показавшие, что более 46% россиян верят в потусторонний мир, более того, 14% поведали, что сталкивались лично с духами. Кроме того, исследования определили, что женщины более суеверны, нежели мужчины. Именно поэтому многие имеют инструменты для предсказаний и общения с умершими в своем доме.

В Россию доска была завезена в начале 20 годов, когда был период ее популярности. Спиритические сеансы появились несколько веков назад в Англии и Америки. Особую востребованность общение с умершими приобрело во время Первой Мировой войны. Для гаданий изготовлялись специальные ровные столики, на которые помещался инвентарь – доска Уиджи. Позднее магическое устройство распространилось по всему миру, в том числе попало и в Россию: в послевоенное время многие родственники утешались, общаясь с погибшими родными.

Естественно, оккультисты не могли оставаться в стороне от таинственной доски. Практически все маги в своих гаданиях применяли или применяют говорящую доску для предсказания будущего и получения информации о прошлом.

Опасность, идущая от доски Уиджи

Так что же такое –доска Уиджи: игра или магический инструмент, несущий опасность? Пор мнению магов, для определенной категории людей, которые подвластны впечатлениям, доска Уиджи опасна: она способствует изменению сознания, ведь на них магия действует по типу галлюциногенных веществ. Очень часто, вызванные духи были из категории самоубийц или жертвы убийц. Возможно, это связано с подсознанием человека с неустойчивой психикой. Именно поэтому общение с духами способно существенно усугубить ситуацию – вызвать психическое расстройство.

При вызове духа может произойти разное. К примеру, явиться злой дух и в комнате останется негативная энергия. Именно поэтому оккультисты используют инвентарь для общения с усопшими в отдельном помещении.

Изучение паранормальных явлений

Зимой 1891 года американские газеты сообщали о появлении «говорящей доски». Изделие рекламировалось, как инструмент для предсказывания будущего. Жителям Нью-Йорка предлагалось приобрести игру для постоянного развлечения и отдыха. Люди разного класса заинтересовались удивительной доской, поверив в чудеса. Со временем доска Уиджи стала предметом обсуждения многих знаменитостей и исследователей.

Чарльз Кеннард

Происхождение магической доски следует искать в самом увлечении спиритическими сеансами, которые пользовались большой популярностью в 19 ст. в США. Вера в потусторонний мир пришла после того, как сестры Фокс заявили во всеуслышание, что общаются с мертвыми душами. Они утверждали, что сообщения с потустороннего мира приходят к ним в виде стука в стенные перегородки. Они внесли интригу, которая привела к тому, что в конце века миллионы американцев лично участвовали в спиритических сеансах. Пресса возносила медиумов к небывалым высотам.

Людей того времени можно понять: смертность в разы превышала рождаемость: мужчины гибли на войне, женщины умирали при родах, дети не доживали до юношеских лет. Средняя продолжительность американцев составляла 50 лет. В 1862 году ушел из жизни сын главного лица США. Горюющая мать проводила сеансы с доской непосредственно в Белом доме, что не могло остаться незамеченным.

Кроме того, новое увлечение не воспринималось христианством в серьез: о нем замалчивали служители церквей и храмов. Многие люди шесть дней в неделю занимались спиритизмов, а в воскресенье посещали церковь. Общение с мертвыми было привычным делом. И доска Уиджи стала востребованным инструментом практически в каждом доме.

Норман Роквелл

Доска Уиджи вызывала интерес у разных сословий. Чем меньше она рекламировалась, тем таинственней казалась людям. Рекламный ход компании не заставил долго ждать результата – продажи били все рекорды. Даже сейчас, по прошествии многих десятилетий, доска пользуется огромной популярностью, завоевав свое место в американской культуре. Инструмент для интересного развлечения с привкусом неизвестного покупают не только маги. Хотя вера в потусторонний мир себя изживала, прикоснуться к неведанному стремятся многие любители экстремальных ощущений. Доска Уиджи стала привычным атрибутом повседневного времяпровождения.

Самую большую популярность говорящая доска имела в военное время. В 20-е годы человек был склонен прислушиваться ко всему, что угодно, лишь бы забыть о тяжести потери. Весной 1920 года Норман Роквелл – известный в то время летописец опубликовал в известном издании Saturday Evening Post свой рисунок: двое людей, общающихся с духами по средствам магической доски Уиджи, тем самым повысив интерес к игре.

Уильям Фалд

Популярность игре придавала американские печатные издания. В известных газетах то и дело публиковались невероятные истории, подливавшие масла в пламя:

  • В 1920-м году опубликована статья, в которой говорилось, что оккультисты с помощью Уиджи раскрыли убийство любителя азартных игр Бёртона Элвелла, который был широко известен в Нью-Йорке.
  • В 1921-м году в «Нью-Йорк таймс» вышла статься, сообщавшая о женщине, которая твердила врачам психиатрической больнице, что духи велели ей держать тело усопшей матери две недели в доме, а после придать земле на заднем дворике. Жительница Чикаго уверяла, что она психически здорова и лишь исполнила волю представителей потустороннего мира.
  • В 1930-м году почитатели печатных изданий зачитывались многочисленными сообщениями о том, что две женщины совершили убийство единомышленницы по велению духов, с которыми они общались с помощью магического инструмента.
  • В 1941-м году юноша поведал репортерам, что пошел служить в армию потому что этого хотели духи.
  • В 1958-м году судебное заседание в штате Коннектикут приняло не действительным завещание, по которому Хелен Доу Пек завещала свои сбережения бесплотному духу, который контактировал с ней с помощью говорящей доски.

Знаменитости литературного жанра также говорили о присутствии духов в их жизни

  • В 1916-м году Пёрл Каррэн заявила о том, что ее литературные произведения ей диктуют с помощью говорящей доски Пейшенс Уорт, которая жила еще в 18 ст.
  • В 1917-м году Эмили Грант убеждала своих почитателей, что книга «Джеп Херрон», написанная ее рукой является достоянием Марка Твена.
  • В 1982-м году Джеймс Меррил выпустил цикл стихов «Переменчивый свет над Сандовером», которые были отмечены премией Национального кружка. По словам литератора, духи усиливали его талант по средствам общения с помощью магической доски Уиджи.

Уильям Фалд

После выхода художественной картины «Изгоняющий дьявола» в 1973 году отношение к доске Уиджи людей кардинально поменялось. До этого момента многие относились к общению с представителями загробного мира с помощью магического инструмента как к глупому, наивному занятию. Но, кинокартина сильно повлияла на людей, позволив многим воспринимать Уиджи как нечто таинственное. Она в одно мгновение превратилась в орудие злых духов и стала любимой темой для обсуждения магов, историков, литераторов.

Отношение религиозных организаций к инструменту для общения с умершими

Длительное время религия не обращала никакого внимания на доску Уиджи. Но в 2001 году в штате Нью-Мексико представители евангельского христианства придали огню говорящую доску вместе с книгами о Гари Потере, объявив их инструментами для связи с сатаной.

В 2011 году Пэт Робертсон – популярный телепроповедник, заверял своих слушателей: «Демоны могут с помощью игрушки прийти в наш мир».

Даже в мире оккультистов доска Уиджи пользуется сомнительной репутацией. Господин Мерч рассказывал, что во время лекций о паранормальных явлениях его просили не приносить на лекции связующие доски: в зале они вызывали ужас и неодобрение.

Мнение ученых о доске Уиджи

Ученые, не верящие ни в потусторонний мир, ни в присутствие духов имеют четкое объяснения этой «чертовщине» – досточка двигается в результате идемоторного акта. Еще в 1852 году психолог Уильям Бенджамин Карпентер описал процесс: автоматическое сокращение мышц на подсознательном уровне приводит тело к движению. Получается, что человек на подсознательном уровне сам приводит магическую доску в движение. К примеру, грустный фильм, вызывающий слезы, воздействует на подсознание и приводит к огорчению.

Сотрудники лаборатории визуального познания в Колумбии считают, что с помощью Уиджи невозможно открыть завесу в загробный мир, но говорящая доска может поведать о способе усваивания информации людьми. Уже не в первый раз ученные заявляют, что человечество обрабатывает полученные сведения на разных умственных уровнях: сознательном и подсознательном.

Несколько лет подряд психологи и программисты наблюдали за поведением людей, сидящих за доской. Фелнс на своей вечеринке посвященной празднованию Хэллоуина увидел, что студенты, которые ранее не видели говорящую доску, пораженные ее мистическими способностями. Молодые люди не могли расстаться с доской много часов подряд, У профессора зародилась идея: познать тайны человеческого разума, ведь никто ни разу не исследовал влияние игры. Идея казалась бредовой, но интерес привел к исследованиям:

  • Игра с роботом и людьми показала невероятные результаты: играющие не знали, что соревнуются с автоматом и отвечали на вопросы по эрудиции намного лучше, нежели перед игрой.
  • Игра между двумя людьми подтвердила испытания с роботом. В эксперименте принимали участие 2 игрока, одному из которых завязывали глаза. Второй игрок убирал руки в доски, тем самым первому предоставив возможность отвечать на вопросы. Суть эксперимента заключалась в том, что игрок с завязанными глазами не мог видеть, что действует в одиночку. В результате исследований было установлено, что, когда человек думает, что ему оказывают помощь извне, он отвечает намного результативней.

Ученые доказали, доска Уиджи – это хороший помощник при изучении бессознательных процессов человеческого разума. Говорящая доска и правду соединяет знаемое и незнаемое, о чем не раз говорили производители интересной мистической игры.

Что такое доска Уиджи до сих пор остается загадкой. Для одних – это забавная игра, щекочущая нервы, для других – возможность пообщаться с духами умерших людей, для третьих – материал для исследований. Каждый выбирает для себя приемлемый вариант и свято верит в свою правоту.

Существует множество методов связаться с представителями потустороннего мира, которые интересуют лиц разных возрастов и любых профессий. «Доска дьявола» Уинджи является одним из самых надежных инструментов, с помощью которых можно говорить с духами. Конечно, есть те, кто категорически отрицает факт таинственного присутствия в нашей жизни неведомых сил. Но от веры или неверия мало что зависит – тонкий мир всегда существовал, и постоянно подавал нам знаки – тени, шепот над ухом, легчайшие прикосновения.

Так что же происходит там – за чертой? Как услышать и понять жителей зазеркалья? Как расшифровать их тайные послания?

Откуда в нашу жизнь вошел этот загадочный артефакт? Вопрос неоднозначный. Мистики и маги говорят как минимум о двух возможных историях появления доски:

Версия первая: египетская

Считается, что первыми предсказателями, использовавшими в своих ритуалах доску Уинджи, были жрецы египетских фараонов. Она представляла собой камень с плоской поверхностью, или небольшой каменный столик, на котором было выбито большое количество иероглифов.

Жрец брал в руки ритуальное кольцо из золота (реже, золотую иглу), привязывал его на нить и подносил к доске. Кольцо в руках начинало раскручиваться или качаться, как маятник. В зависимости от поведения кольца и определялись события ближайшего и отдаленного будущего. И прошлого, кстати, тоже. Заниматься провидением таким методам доверялось только особым людям, имевшим связь с миром духов – жрецам бога Сета.

Версия вторя: европейская

Новый поток любви к спиритизму вспыхнул в мировом обществе в XIX веке, особую популярность данное действо приобрело в Восточной Европе и в Северной Америке. Вызов духов стал прибыльным и популярным бизнесом, в каждом городе можно было встретить несколько «Домов спиритизма».

Состоятельные жители готовы были платить баснословные деньги за то, чтобы пообщаться с духами, задать вопрос умершим предкам, или попросить потусторонние силы предсказать судьбу. Часто аристократы и нувориши собирались большими компаниями друг у друга в гостях, приглашали медиума, и проводили спиритический сеанс. Это было очень модно.

Вопросы посетителей и ответы экспертов:

При этом медиум непременно должен был вести себя в соответствии с определенными правилами – у него закатывались глаза, начиналась дрожь по всему телу, изменялся голос, он погружался в глубокий транс. И только в таком состоянии вещал волю умерших. Часто передавал информацию от духов в форме «бессознательного письма»: находясь в трансе, он слушал то, что ему рассказывал дух, и записывал эти сведения на лист бумаги. А заказчик сеанса мог задавать любые вопросы.

Этой модой воспользовался предприимчивый американец Элайджа Бонд. В 1889 году он нашел в библиотеках сведения о «египетских ведьминых досках» и предложил, жадной до таинств и экзотики, богатой публике свой вариант «колдовской доски» и назвал ее «Уинджи». Якобы, в переводе с древнеегипетского языка это означало «удача». А по факту «Ouija» есть соединение утверждения «да», взятого из французского – «oui», и немецкого «ja».

Как только разнесся слух о возрождении египетской традиции предсказаний, сеансы спиритизма приобрели невероятную популярность! Гадание на доске Уинджи стали проводить в каждом уважающем себя европейском и американском доме.

В настоящее время в колдовской среде нет согласия о точной транскрипции названия на русский язык, некоторые называют ее «Уинджи», некоторые «Уиджа». А «доской дьявола» она была прозвана христианскими верующими, которые не одобряют древних традиций общения с духами.

Как она выглядит

Как же выглядит знаменитая доска? Это предмет из натуральных материалов, он может быть деревянным, каменным или металлическим. На поверхности в обязательном порядке пишутся цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Еще должно быть утвердительное слово «да», отрицательное слово «нет». А для завершения сеанса следует нанести на поверхность «прощай». Часто на доску наносится полностью весь алфавит.

Чаще всего указатель представляет собой треугольный клин с дырочкой посередине, в которой может быть увеличительное стекло.

К доске прилагается указатель, четких требований к нему не предъявляется. Это может быть специально изготовленная стрелка, кольцо или иголка на нитке из естественного волокна, могут быть часы на цепочке – в общем, все что угодно. Во время сеанса указатель начинает двигаться и дает ответы, передавая волю сущностей.

Проводить гадание на колдовской доске Уинджи может любой человек, который верит в то, что делает. Но лучше, если этим будет заниматься тот, кто обладает какими либо сверхспособностями, потому что такой человек может лучше слышать духов.

Как сделать доску Уинджи

Сейчас в магазинах можно купить доску дьявола Уинджи на любой вкус и размер. Но, сделать такую доску можно и в домашних условиях, ведь один из законов магии заключается в том, что лучше всего работать с артефактами, изготовленными самостоятельно.

Вот несколько советов по ее изготовлению:

  • Берется срез из дерева или металлический лист прямоугольной формы; примерные размеры 50Х30 см., можно чуть больше, или чуть меньше. Края лучше обработать, чтобы не пораниться во время сеанса.
  • На готовую доску с помощью краски или выжигателя наносятся арабские или римские цифры от 0 до 9, пишется «да», «нет», «прощай». Иногда добавляют и другие слова. В большинстве случаев, чтобы получить наиболее точные ответы, на поверхность наносится весь алфавит.
  • Расположение букв должно быть таким, чтобы указатель мог свободно перемещаться от одной буквы к другой. Буквы могут писаться по кругу, могут наноситься в несколько рядов один под другим. Артефакт можно раскрасить или расписать разнообразными магическими символами.
  • Для прочности и долговечности готовый предмет следует покрыть лаком;
  • Из натурального же материала – дерева, металла и пр. изготавливается указатель – стрелка с закруглением или двусторонняя стрелка, возможна фигура, похожая на каплю воды. А можно обойтись и без специального приспособления, и воспользоваться кольцом на нитке, как делали наши предки.
  • Хотя условие, которое желательно соблюдать. Указатель должен быть из того же материала, что и сама доска.
  • В центре указателя должно быть круглое отверстие, по размеру чуть-чуть больше написанных на доске цифр и букв.
  • Указатель тоже декорируется и лакируется.

Изготовленная доска готова к проведению ритуала, заряжать и активировать ее не надо. Но вы должны прочитать и запомнить правила проведения магического сеанса.

Правила спиритического сеанса

На сеансе следует быть внимательным и сосредоточенным, легкомысленность может значительно навредить и качеству предсказаний, и вам лично

Ритуал требует особой обстановки. Если вы решили гадать на доске Уинджи в одиночку, то мероприятие следует проводить в таком месте, чтобы никто не побеспокоил и не отвлек. Отключите телефон, телевизор и прочие гаджеты. Можно работать и в полной тишине, но и включение легкой тихой музыки тоже допустимо.

Следует поставить доску перед собой на стол, положить на нее указатель. Задавайте вопросы, слегка касаясь указателя кончиками соединенных указательного и среднего пальцев двух рук.Если на сеансе присутствует двое, то в работе участвуют их указательные и средние пальцы обеих рук. Отпускать указатель во время сеанса нельзя.

Если пришло несколько человек, то в роли медиума обычно выступает кто-то один. Он и держит указатель. А остальные создают магический круг, держась за руки. В групповом сеансе тот, кто находится слева от гадающего, правой рукой держится за указатель, а левой – за руку партнера. То же самое делает тот, кто сидит справа от медиума, только поменяв руки. Таким образом, получается полный замкнутый круг, разрывать который не следует до конца действа.

Во время сеанса на столе обязательно должны гореть восковые свечи. Общее освещение комнаты – немного приглушенное или полная темнота.

Как проводить ритуал

Начало

Медиум начинает призывать духа словами: «Дух, (имя) приди!» Произносить эту фразу можно до 9 раз. Число призывов кратно трем, то есть 3, 6 или 9 раз.

Когда сущность явится, начнет двигаться указатель. Духа следует сразу поприветствовать и уточнить, желает ли он с вами контактировать. Если он сейчас не расположен к общению, то нужно обязательно поблагодарить его за то, что пришел, а потом попрощаться. И вызвать другого духа, готового к общению.

Беседа с духом

С любым пришедшим духом следует вести себя вежливо и внимательно, иначе можно вызвать его злость, что в итоге сеанс вполне может закончится болезнью медиума.

Если появившийся дух начинает отвечать на вопросы, указатель движется по доске. Сначала нужно задать несколько простых вопросов, ответы на которые будут «да» или «нет», это нужно для того, чтобы вы определились, правильно ли понимаете происходящее. Потом запрашивайте более сложную информацию – указатель будет двигаться к буквам и отвечать словами.

Помните, что сеанс с одним духом не должен быть слишком длительным. Сущности устают и начинают сердится – указатель или останавливается, или начинает метаться от «да» к «нет». Если такое случилось – поблагодарите его и попрощайтесь. А затем пригласите кого-нибудь еще.

Использование доски Уиджа, или спиритической доски, – волнующий и веселый способ поговорить с духами. Но будьте осторожны: если использовать такую доску неправильно, можно призвать в свой дом очень злобных и нежелательных духов! Из этой статьи вы узнаете, как пользоваться спиритической доской безопасно.

Шаги

Часть 1

Как создать нужную обстановку

    Найдите тихое место, где вас ничто не будет отвлекать. Вам нужно будет сосредоточиться, чтобы достучаться до мира духов. Намного проще будет этого достичь в уединенном месте. Вот несколько идей:

    • Укромное место на природе, например, возле пруда, реки или озера. Также можно провести спиритический сеанс в пещере.
    • Места, с которыми связаны хорошие воспоминания, особенно для вас: сад, беседка или место, где вы вступили в брак.
    • Места, в которых вы чувствуете себя комфортно и в безопасности: гостиная, рабочий кабинет или кухня.
  1. Не проводите спиритический сеанс в своей спальне. Если вы вдруг свяжетесь со злым духом, в вашей комнате останется негативная энергия. Это повлияет на ваши сны и повседневную жизнь.

    Не используйте спиритическую доску на кладбище. Места, в которых есть неупокоенные духи или где кто-то умер, тоже лучше обходить стороной. Возможно, вы считаете, что это довольно “круто” или “зловеще”, но разве умно намеренно нарываться на неприятности? В таких местах вы, вероятнее всего, свяжетесь со злым духом, а этого (уж поверьте!) стоит избегать.

    Стоит очистить место, где вы будете проводить сеанс. Это поможет избавиться от негативной энергии, которая привлекает злых духов. Вот с чего можно начать:

    • Разместите кристаллы кварца вокруг спиритической доски. Эти кристаллы помогают очистить и сохранить положительную энергию. Также подойдут гематит, обсидиан и кианит, которые обладают защитными свойствами.
    • Зажгите черные свечи, которые поглощают темную энергию. Можно также зажечь белые свечи, чтобы привлечь светлую энергию.
    • Зажгите палочку лавандовых благовоний . Это поможет привлечь хороших духов. От “плохишей” вас защитят благовония с ладаном, миррой или драконником (красная смола драконова дерева). Еще для защиты в магических ритуалах часто используются пучки шалфея.
    • Очертите вокруг себя и доски круг из морской соли.
  2. Можно также очистить доску, особенно если вы не пользовались ей какое-то время. Есть несколько вариантов, как это сделать. Большинство людей очищают свои спиритические доски до и после использования, особенно если к ним приходил злой дух. Вот что можно сделать:

    • Зажгите благовония или пучок шалфея. Окурите дымом доску и указатель. Начертите круг вокруг доски пальцем или палочкой, затем зажгите черную свечу. Свеча поглотит негативную энергию. Затем закройте глаза и представьте яркий свет. Несколько мгновений спустя откройте глаза и задуйте свечу. Выкиньте или закопайте эту свечу. Снова нарисуйте пальцем или палочкой круг вокруг доски.
    • Обрызгайте доску небольшим количеством розовой воды, проговаривая простую защитную формулу. Можно даже придумать свою собственную. Вот пример защитной формулы: “Я очищаю это место от всякого негатива. Я очищаю это место от энергии людей или созданий, которым нет места в этом доме. Я прошу, чтобы очищение было мирным, а вся эта энергия вернулась к своему источнику”.

    Часть 2

    Как создать нужное настроение
    1. Пользуйтесь доской, когда вы в хорошем настроении. Не используйте спиритическую доску, когда злитесь, раздражены или подавлены. Духи могут питаться энергией. Если вы начнете сеанс в плохом настроении, то, вполне вероятно, привлечете злого духа.

      • Также не следует пользоваться доской, если вы испуганы или испытываете тревогу. Злой дух может попытаться обернуть ваши страхи против вас.
    2. Не пользуйтесь доской Уиджа, если вы устали или плохо себя чувствуете. В этом случае вам будет труднее сосредоточиться. Это также сделает вас легкой мишенью для злых духов, которые захотят воспользоваться ситуацией и вселиться в вас.

      Следует проводить сеанс с хорошими намерениями. Не используйте доску, чтобы проследить за кем-то или найти чью-то слабость. Также не просите духов вселиться в кого-то или сделать их жизнь несчастной. Возможно, сейчас вам очень хочется отомстить, но это причинит действительно серьезный вред и вашей жертве, и вам.

      Не употребляйте алкоголь и наркотики перед и после сеанса. Так вы станете менее восприимчивы к происходящему вокруг. Это может быть очень опасно! Имея дело с духами и миром духов, нужно постоянно оставаться бдительным и сосредоточенным.

      Подумайте о том, чтобы духовно очиститься перед сеансом. Это поможет рассеять любую негативную энергию, которая досаждает вам. Также вы сможете почувствовать себя расслабленно. Вот несколько идей, с которых можно начать:

    Часть 3

    Что нужно и чего не нужно делать

      Всегда используйте доску в компании, никогда не делайте этого в одиночку. Это такая мера предосторожности на случай, если с вами что-то случится, и вы не сможете завершить сеанс. Также это будет разумно с практической точки зрения: вам понадобятся другие люди, чтобы направить и собрать энергию. Договоритесь, чтобы в вашей группе было от трех до пяти человек. Вот как в идеале распределяются роли в группе:

      • Один человек управляет указателем и задает духам вопросы.
      • Еще один или три человека также прикасаются к указателю. Они направляют потоки энергии, но не задают никаких вопросов.
      • Один человек делает записи или регистрирует сеанс. Позже это позволит группе проанализировать ответы духа.
    1. Следите за указателем. Указатель очень важен, поскольку помогает духам общаться с вами. Обычно он движется между букв и цифр, но иногда он может действовать как-то иначе. Вот на что следует обращать особое внимание:

      • Если указатель начинает двигаться по буквам и цифрам в определенной последовательности, это значит, что дух ведет обратный отсчет. Как только он закончит, он сможет прорваться сквозь доску в наш мир. Вам следует завершить сеанс до того, как это произойдет.
      • Если указатель блуждает по углам доски, вы связались со злым духом. Немедленно прервите спиритический сеанс!
      • Если указатель начинает выписывать восьмерки, то злой дух контролирует доску. Переверните указатель и завершите сеанс.
      • Не допускайте, чтобы указатель падал на пол (землю). Это высвободит духа, который в данный момент им управляет.
      • Никогда не оставляйте указатель на доске, когда сеанс завершен. Всегда убирайте его в чехол и храните в другом конце комнаты. Если вы заметили, что указатель лежит на доске и никто не использует его, переверните его и прервите сеанс. Затем уберите указатель в противоположный конец комнаты.
    2. Узнайте, чего спрашивать не стоит и каких тем лучше избегать. Есть вещи, о которых не следует говорить с духами, когда вы используете доску Уиджа. Также внимательно читайте ответы духа. Если кажется, что вопрос раздражает духа, смените тему разговора. Как правило, не следует говорить о: