Разбор 15 задания егэ русский. Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми. Теория «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.

2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

Одна запятая необходима:

в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо

во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.

Правильный ответ указан под номером 2 и 5.

Ответ: 25|52

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

Цель

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

Например:

рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание :

Общая схема : О , О , О .

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : .

Пример 3

Пример 4

Общая схема : О , О и О .

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

И

И

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 :

Пример 4 :

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом

Обратите внимание :

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали

Пример 2: пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ.

Схема: О , а/но/да О

Пример 1:

Пример 2:

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

Схема: О , илиО , или О

Пример 1:

Чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько

Пример1: .

Пример 2:

Пример 3:

А снег шёл и шёл.

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения

Пример:

без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в . Например:

[О Сказ и О Сказ].

Листья багряные, золотые

общего второстепенного члена .

Пример 1 : .

через год

только на­ча­ло предложения

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ?

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города за­пя­тая поставлена

Пример 2 запятая ставится .


ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку открывает блок заданий по пунктуации и проверяет ваше умение видеть синтаксические конструкции и правильно расставлять знаки препинания. Чтобы правильно выполнить это задание, вам надо уметь различать простые и сложные предложения, а также правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами.

Формулировка задания

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание

поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова

и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского

пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные

или стихотворные импровизации.

3) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий

детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как

общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной

5) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и

В этом задании нам встретятся сочинительные союзы , которые могут связывать как однородные члены предложения, так и простые предложения в составе сложносочиненного.

Рассмотрим разные варианты простых предложений с однородными членами.

  1. Одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И) не требуют запятой.

    Ветер срывал с берез мокрые листья и бросал их на траву. Ночью вьюга злится да стучит в окно. Выбрать чёрный или синий костюм? Надо решиться сейчас либо забыть об этом навсегда.

  2. Однородные члены предложения с союзами А, НО, ЗАТО, ОДНАКО,

    ДА (= НО) всегда разделяются запятой.

    Поворчал он, да не посмел ослушаться. С тобой не соглашусь, однако возражать не буду.

  3. Есть союзы, состоящие из нескольких слов: ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ, НИ – НИ (повторяющиеся) и НЕ ТОЛЬКО…, НО И…; КАК…, ТАК И…; НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО… (составные). В предложении с такими союзами ставятся запятые между однородными членами. Не ставьте запятую перед первой частью союза!

    Позвонил в дверь не то сосед , не то почтальон . Мне всё это то ли приснилось , то ли припомнилось . Во дворе не было слышно ни лая собак, ни голосов людей, ни шелеста листьев. Сегодня на улице не только прохладно, но и ветрено . Я люблю как стихи, так и прозу Пушкина.

    Примечание: в устойчивых сочетаниях запятая не ставится (ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни себе ни людям и т.п.)

  4. Повторяться могут и одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА. В таком случае запятая ставится между однородными членами. Не ставьте запятую перед первым союзом!

    Бурный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. Ты либо просишь прощения, либо покидаешь наш дом навсегда. Все и кричали, и размахивали руками, и бегали по берегу одновременно .

    Однородные члены могут соединяться парами. Вот как ставим знаки:

    Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи, в филармонию и в консерваторию.

  5. Одиночные союзы могут соединять однородные члены, относящиеся к разным рядам, в таком случае они не являются повторяющимися.

    Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал их на траву. Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи и посещал филармонию.

Сложносочиненное предложение

1. Между частями сложного предложения ставится запятая.

О новом фильме много писали, и мы решили его посмотреть. Подморозило, и к утру деревья покрылись инеем. Гул затих вдали, и долго потом не было слышно ни звука.

2. Союзы И могут встретиться в одном сложном предложении, но играть при этом разные роли: соединять однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного.

[Мраком задернуты небо и даль], и [ветер осенний наводит печаль]. [Раннее утро в самом разгаре], и [дышится по-весеннему легко и радостно] .

3. Запятая между частями сложного предложения не ставится , если оба простых предложения имеют общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное предложение.

На площади шумел народ и играла музыка. В холодные дни мая расцвела наконец черемуха и прилетели скворцы. Очевидно , задания попались сложные и мы не были готовы. Кажется , температура поднимается и начинает болеть горло. Когда мы проснулись , было уже светло и на улице играла музыка .

Выполним задание:

1) вышло первое издание поэмы, и родился сын (сложное предложение);

2) музыкальные или стихотворные импровизации (однородные члены предложения с одиночным союзом ИЛИ);

Примечание: в этом предложении встретился союз КАК. Но задание проверяет ваше умение ставить знаки при сочинительных союзах (они перечислены выше). Во всех других случаях знаки в предложениях стоят правильно, не «улучшайте» предложения!

3) доносился смех и врезался скрип (сложное предложение); но есть общий второстепенные члены: впервые за столь долгие военные годы из парка;

4) как общие взгляды, так и обстоятельства жизни (двойной союз КАК…, ТАК И)

5) истоки рек, и родники, и рощи, и дубравы (союз И повторяется).

Теория «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»

Правописание Н и НН в существительных

НН пишется:

  1. если корень слова оканчивается на н , а суффикс начинается с н. Например: конница, бесприданница, малинник.
  2. если существительное образовано от прилагательного или от причастия, имеющего нн. Например: современник, торжественность.

Н пишется:
Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н. Например: песчаник, пряности, юность.

Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)

НН пишется:

  1. в прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов -енн-, -онн- . Например: революционный, временный, здоровенный. Исключение: ветреный.
  2. в прилагательных, образованных от существительных с основой на при помощи суффикса -н- . Например: длинный, туманный, чугунный.
  • Прилагательные бараний, тюлений, свиной и подобные пишутся с одной н , так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса -ий- .
  • Прилагательные пряный, румяный, юный пишутся с одной н , так как это непроизводные прилагательные.

Н пишется:
Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-,-ян- . Например: мышиный, гусиный, водяной. Исключения : стеклянный, оловянный, деревянный.

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

НН пишется:

  1. полные страдательные причастия прошедшего времени. Например: закрученный, откопанный, купленный
  2. в прилагательных на -ованный, -ёванный, -еванный . Например: маринованный, корчёванный, асфальтированный

Н пишется:
1) в отглагольных прилагательных. Например: беленые стены, груженый вагон
2) в кратких причастиях. Например: сделан, освоены, окрашено

Правописание Н и НН в наречиях

В наречиях пишется столько н, сколько их пишется в слове, от которого наречие образовано. Например: нечаянно (нечаянный), путано (путаный), ветрено (ветреный)

1.

  1. Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
  2. Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок.
  3. Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
  4. Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.
  5. Лето в этом году пришло поздно и не было похоже ни на одно другое лето.


2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. С пугающей торопливостью туман покидал болото и его белые клочья были похожи на взмывающих в небо лебедей.
  2. В тёмных и влажных еловых лесах с большим количеством черники грибов мало.
  3. Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.
  4. Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом.
  5. Где-то за домами раздались выстрелы и потонули в синем куполе неба.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Только под стеной бригадного барака да у столбов жердевой изгороди торчат пучки пропылённой травы.
  2. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою.
  3. Осеннее солнце и ветер высушили на деревьях листья и окрасили их в жёлтые и коричневые цвета.
  4. Целыми днями бродил я по лесу забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле.
  5. Ветер бесновался рябил холодные лужи гнул к земле стройные гибкие тополя.


4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В комнаты падала тень от старых почерневших деревьев и потому в квартире всегда было сумрачно и холодно.
  2. Встревоженный лебедь приподнялся над водой и замахал широкими серебряными крыльями.
  3. Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи.
  4. Я маялся от ощущения не то подступающих неприятностей не то начинающейся болезни.
  5. Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку.
  2. Ежедневные походы в школу через тёмный глухой бор закалили не только мышцы Глебки но и его характер.
  3. Сами улицы казались то ущельями то руслами рек.
  4. Позже привык Глебка и к шорохам и к шумам лесным и к темноте.
  5. Цветки появляются над водой лишь в утренние часы или вечером.


6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Ночь похолодела и от реки потянуло сыростью.
  2. Лида дрожала не то от холода не то от страха.
  3. Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.
  4. Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками прилавками возами и автомобилями.
  5. На другой день Михаил Прокофьевич спокойно уходил в Сокольники или Коломенское гулял предавался размышлениям.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. За всеми этими событиями Петька да Васька позабыли на несколько дней про палатку.
  2. Солнце опустилось в багровые тучи и несколько раз принимался накрапывать дождь.
  3. Густые кроны деревьев в господском саду тихо задумчиво лепетали и еле слышный шорох их сливался и угасал в глубоком безмолвии ночи.
  4. Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти взял посох и кусок хлеба и побрел в город.
  5. Каждый куст и каждое дерево собирает дождевую воду на листьях и крупными каплями осыпает путника с головы до ног.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Марина успешно миновала первый и второй просмотры и была допущена к экзамену перед государственной комиссией.
  2. Вся тяжёлая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма.
  3. Вокруг глаз у бабушки лучиками разбегались маленькие морщинки а из глаз бежали струйки смеха привета и чуть заметной умной хитрости.
  4. Льдина под ногами зашевелилась и трещина на глазах стала расти.
  5. Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами дождями и заморозками.


9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Перед вечером на станции собрался народ не только из станицы но из всех соседних посёлков.
  2. Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам.
  3. Один день он [Михаил Прокофьевич] мог целиком проспать зато затем всю ночь напролёт писал или читал книги.
  4. В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине.
  5. Человек снял шапку сунул её под мышку вытер пот единственною своей рукой и спокойно огляделся вокруг.

Задание 15 ЕГЭ 2015

Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.

Как следует из формулировки КИМа 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении.

Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.

Простое предложение содержит одну грамматическую основу. Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и тогоже члена предложения.

Обрати внимание на следующее:

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Однородные члены предложения могут использоваться:

без союзов

с одиночными союзами

с повторяющимися союзами

с двойными союзами

В саду расцвели розы , лилии , ромашки

соединительными союзами и, да(=и), или

Вдруг налетела буря с крупным И частым градом.

Осеннею свежестью , листвой И плодами благоухает сад.

союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако

Не железным ключом открывается сердце, А добротой .

либо…либо

не то…не то

1) и Ο, и Ο, и Ο

или Ο, или Ο, или Ο

Мне чудятся ТО шумные пиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

2) Ο, и Ο, и Ο

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ просто игнорируешь .

3) Ο и Ο, Ο и Ο

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не только… но и

как…так и

если не…то

не столько сколько

хотя и…но

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только Ο, но и Ο

как Ο, так и Ο

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Запятая ставится:

1. , (Люди танцевали, смеялись .)

2. , но (Мы устали, но выполнили задание.)

3. и , и (На столе лежали и краски, и кисти .)

, и , и (На столе лежали краски, и кисти, и фломастеры .)

4. как , так и(На столе лежали как краски, так и кисти . На столе лежали не толькокраски,но и кисти )

Запятая не ставится:

иВ библиотеку привезли книги и словари .

илиВ библиотеку привезут книги или словари .

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами):

Запятые нигде не ставятся!

Ловушка №2!

Фразеологические обороты

(устойчивые сочетания слов):

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинит­ельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.


, .

Знаки препинания в сложносочинённом предложении не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например: Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

    вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

    побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

    восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

    назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.

    безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.