Разбор 15 задания егэ русский. Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми. Теория «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.
2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.
Одна запятая необходима:
в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо
во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.
Правильный ответ указан под номером 2 и 5.
Ответ: 25|52
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.
Цель
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
Например:
рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание :
Общая схема : О , О , О .
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : .
Пример 3
Пример 4
Общая схема : О , О и О .
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
И
И
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 :
Пример 4 :
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом
Обратите внимание :
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали
Пример 2: перечитывать письмо и писать ответ.
Схема: О , а/но/да О
Пример 1:
Пример 2:
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
Схема: О , илиО , или О
Пример 1:
Чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько
Пример1: .
Пример 2:
Пример 3:
А снег шёл и шёл.
Если в предложении есть неоднородные определения
Пример:
безличной частью , со сказуемым в . Например:
[О Сказ и О Сказ].
Листья багряные, золотые
общего второстепенного члена .
Пример 1 : .
через год
только начало предложения
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ?
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города запятая поставлена
Пример 2 запятая ставится .
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Задание 15 ЕГЭ по русскому языку открывает блок заданий по пунктуации и проверяет ваше умение видеть синтаксические конструкции и правильно расставлять знаки препинания. Чтобы правильно выполнить это задание, вам надо уметь различать простые и сложные предложения, а также правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами.
Формулировка задания
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание
поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова
и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского
пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил
2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные
или стихотворные импровизации.
3) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий
детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей
4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как
общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной
5) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и
В этом задании нам встретятся сочинительные союзы , которые могут связывать как однородные члены предложения, так и простые предложения в составе сложносочиненного.
Рассмотрим разные варианты простых предложений с однородными членами.
- Одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И) не требуют запятой.
Ветер срывал с берез мокрые листья и бросал их на траву. Ночью вьюга злится да стучит в окно. Выбрать чёрный или синий костюм? Надо решиться сейчас либо забыть об этом навсегда.
- Однородные члены предложения с союзами А, НО, ЗАТО, ОДНАКО,
ДА (= НО) всегда разделяются запятой.
Поворчал он, да не посмел ослушаться. С тобой не соглашусь, однако возражать не буду.
- Есть союзы, состоящие из нескольких слов: ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ, НИ – НИ (повторяющиеся) и НЕ ТОЛЬКО…, НО И…; КАК…, ТАК И…; НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО… (составные). В предложении с такими союзами ставятся запятые между
однородными членами. Не ставьте запятую перед первой частью союза!
Позвонил в дверь не то сосед , не то почтальон . Мне всё это то ли приснилось , то ли припомнилось . Во дворе не было слышно ни лая собак, ни голосов людей, ни шелеста листьев. Сегодня на улице не только прохладно, но и ветрено . Я люблю как стихи, так и прозу Пушкина.
Примечание: в устойчивых сочетаниях запятая не ставится (ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни себе ни людям и т.п.)
- Повторяться могут и одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА. В таком случае запятая ставится между
однородными членами. Не ставьте запятую перед первым союзом!
Бурный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. Ты либо просишь прощения, либо покидаешь наш дом навсегда. Все и кричали, и размахивали руками, и бегали по берегу одновременно .
Однородные члены могут соединяться парами. Вот как ставим знаки:
Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи, в филармонию и в консерваторию.
- Одиночные союзы могут соединять однородные члены, относящиеся к разным рядам, в таком случае они не являются повторяющимися.
Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал их на траву. Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи и посещал филармонию.
Сложносочиненное предложение
1. Между частями сложного предложения ставится запятая.
О новом фильме много писали, и мы решили его посмотреть. Подморозило, и к утру деревья покрылись инеем. Гул затих вдали, и долго потом не было слышно ни звука.
2. Союзы И могут встретиться в одном сложном предложении, но играть при этом разные роли: соединять однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного.
[Мраком задернуты небо и даль], и [ветер осенний наводит печаль]. [Раннее утро в самом разгаре], и [дышится по-весеннему легко и радостно] .
3. Запятая между частями сложного предложения не ставится , если оба простых предложения имеют общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное предложение.
На площади шумел народ и играла музыка. В холодные дни мая расцвела наконец черемуха и прилетели скворцы. Очевидно , задания попались сложные и мы не были готовы. Кажется , температура поднимается и начинает болеть горло. Когда мы проснулись , было уже светло и на улице играла музыка .
Выполним задание:
1) вышло первое издание поэмы, и родился сын (сложное предложение);
2) музыкальные или стихотворные импровизации (однородные члены предложения с одиночным союзом ИЛИ);
Примечание: в этом предложении встретился союз КАК. Но задание проверяет ваше умение ставить знаки при сочинительных союзах (они перечислены выше). Во всех других случаях знаки в предложениях стоят правильно, не «улучшайте» предложения!
3) доносился смех и врезался скрип (сложное предложение); но есть общий второстепенные члены: впервые за столь долгие военные годы из парка;
4) как общие взгляды, так и обстоятельства жизни (двойной союз КАК…, ТАК И)
5) истоки рек, и родники, и рощи, и дубравы (союз И повторяется).
Теория «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»
Правописание Н и НН в существительных
НН пишется:
- если корень слова оканчивается на н , а суффикс начинается с н. Например: конница, бесприданница, малинник.
- если существительное образовано от прилагательного или от причастия, имеющего нн. Например: современник, торжественность.
Н пишется:
Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н.
Например: песчаник, пряности, юность.
Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)
НН пишется:
- в прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов -енн-, -онн- . Например: революционный, временный, здоровенный. Исключение: ветреный.
- в прилагательных, образованных от существительных с основой на -н при помощи суффикса -н- . Например: длинный, туманный, чугунный.
- Прилагательные бараний, тюлений, свиной и подобные пишутся с одной н , так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса -ий- .
- Прилагательные пряный, румяный, юный пишутся с одной н , так как это непроизводные прилагательные.
Н пишется:
Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-,-ян-
. Например: мышиный, гусиный, водяной.
Исключения
: стеклянный, оловянный, деревянный.
Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НН пишется:
- полные страдательные причастия прошедшего времени. Например: закрученный, откопанный, купленный
- в прилагательных на -ованный, -ёванный, -еванный . Например: маринованный, корчёванный, асфальтированный
Н пишется:
1) в отглагольных прилагательных. Например: беленые стены, груженый вагон
2) в кратких причастиях. Например: сделан, освоены, окрашено
Правописание Н и НН в наречиях
В наречиях пишется столько н, сколько их пишется в слове, от которого наречие образовано. Например: нечаянно (нечаянный), путано (путаный), ветрено (ветреный)
Задание 15 ЕГЭ 2015
Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.
Как следует из формулировки КИМа 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении.
Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.
Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.
Простое предложение содержит одну грамматическую основу. Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и тогоже члена предложения.
Обрати внимание на следующее:
Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!
Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.
Однородные члены предложения могут использоваться:
без союзов
с одиночными союзами
с повторяющимися союзами
с двойными союзами
В саду расцвели розы , лилии , ромашки
соединительными союзами и, да(=и), или
Вдруг налетела буря с крупным И частым градом.
Осеннею свежестью , листвой И плодами благоухает сад.
союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако
Не железным ключом открывается сердце, А добротой .
либо…либо
не то…не то
1) и Ο, и Ο, и Ο
или Ο, или Ο, или Ο
Мне чудятся ТО шумные пиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.
2) Ο, и Ο, и Ο
Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ просто игнорируешь .
3) Ο и Ο, Ο и Ο
Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.
не только… но и
как…так и
если не…то
не столько сколько
хотя и…но
Запятая ставится перед второй часть союза!
не только Ο, но и Ο
как Ο, так и Ο
Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Запятая ставится:
1. , (Люди танцевали, смеялись .)
2. , но (Мы устали, но выполнили задание.)
3. и , и (На столе лежали и краски, и кисти .)
, и , и (На столе лежали краски, и кисти, и фломастеры .)
4. как , так и(На столе лежали как краски, так и кисти . На столе лежали не толькокраски,но и кисти )
Запятая не ставится:
иВ библиотеку привезли книги и словари .
илиВ библиотеку привезут книги или словари .
Ловушка №1!
В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.
(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами):
Запятые нигде не ставятся!
Ловушка №2!
Фразеологические обороты
(устойчивые сочетания слов):
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении
Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.
В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.
, .
Знаки препинания в сложносочинённом предложении не ставятся
1. Если есть общий член предложения, например: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например: Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.
(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
Примечание:
В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.
(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)
К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)
4. Если части сложносочинённого предложения являются:
вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.