Психологические игры с детьми 4 5 лет. Психологические игры детей картотека (старшая группа) на тему. Скованные одной цепью
Психологическая игра для детей«Еслинравитсятебе, тоделайтак!»
Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг
Психологическая игра для детей«Ябросаютебемяч».
Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должендостойно ответить.
Психологическая игра для детей«Испорченный телефон»
Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.
Нет такого человека, чтобы век без греха
Всякая неправда – грех
От судьбы не уйдешь
Риск – благородное дело
Денег наживешь – без нужды проживешь
Когда деньги говорят – правда молчит
И с умом воровать – беды не избежать
Раз украл - навек вором стал
Кто сильнее – тот и прав
С кем поведешься - от того и наберешься
Умная ложь лучше глупой правды
Убежал – прав, а попался - виноват
4.Игра «Пойми меня»
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.
Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»
Участники игры получают по 2 листа с названиями«продаю»и«покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю»написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.
Психологическая игра для детей«Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
Методика «Твое имя»
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.
Игра-упражнение«Мусорное ведро»
Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).
Психологическая игра для детей«БУРИМЕ»
Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих. Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки. Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.
Психологическая игра для детей«МУХА»
Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.
Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.
Психологическая игра для детей«ТРОЕЧКА»
Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.
При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.
Психологическая игра для детей«ЗООПАРК»
Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала "себя", а потом любое другое присутствующее "животное". Это "животное" получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.
Психологическое упражнение для детей«ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»
В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее). Например, на первую табуретку - 3 конфеты, на вторую - 2, на третью - 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня "Подвигай попой". И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.
Психологическая игра для детей«НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»
Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка - 1 особь, прищепки - много. Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами. Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.
«Тренинг общения» - цикл психолого-педагогических занятий для дошкольников (для детей 6 - 7 лет)
Пояснительная записка:
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни в жизни детей. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис. Связанный с необходимостью адаптироваться в школе.
Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе?
Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: их дошкольника он превращается в ученика.
Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью . Следует отметить также то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы «навязано» ему сверху, от взрослых. Этот переход общественно задан для ребенка и – хочет он или не хочет, готов или не готов, - он обязан и вынужден сменить свои занятия и, по существу, весь «способ жизни».
В - третьих, психологи отмечают, что важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе, в коллективе среди сверстников.
В - четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снижать психоэмоциональное напряжение и обучать методам саморегуляции. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия, а также необходимо развивать навыки эффективной коммуникации со сверстниками и со взрослыми.
В связи с этим, необходимо вводить игровые методы развивающего и психокоррекционного характера в старших группах детского сада, для создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и личности.
Цель занятий – развитие навыков социально-психологической адаптации старших дошкольников и тем самым обеспечить всестороннее развитие их личности, эмоциональный комфорт.
Основные задачи:
1. Развитие навыков социального поведения, навыков общения, чувство принадлежности к группе.
2. Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
3. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброта).
4. Обучение способности снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение саморегуляции.
5. Обучение адекватным способам выражать негативные чувства и развитие гибкости поведения и наблюдательности.
6. Развитие умение ориентироваться в своих и чужих переживаниях.
Ключевые понятия: поддержка, взаимопомощь , понимание, сотрудничество.
Концептуальные основы: Принцип гуманизма и природосообразности.
Формы и методы работы: игра, дискуссия, творческие проекты, театрализация, пантомима.
Целевая аудитория: занятия рассчитаны для детей (6-7лет) –старших дошкольников, имеющими затруднения в социальной адаптации.
Планируемые результаты: Система занятий позволит детям повысить навыки социальной адаптации, сформировать навыки коммуникации, снизить тревожность и скорректировать поведение. Отслеживание результатов через диагностическое обследование на входе и выходе данной программы.
Методы диагностики : наблюдение, проективные методики: «Рисунок семьи», оценка произвольного внимания Д. Векслер «Корректурная проба» и «Графический диктант» по; определение умения способности обобщать и оценка мыслительных операций анализа и синтеза, умение устанавливать логические связи и закономерности, оценка зрительной памяти по; определение школьной зрелости по тесту Керна-Иерасека; диагностика развития социального интеллекта; диагностика игровой и учебной мотивации по.
Направление: «Социально-психологической адаптации старших дошкольников» подразумевает следующие шаги:
· индивидуальные консультации с семьей;
· просветительская работа с родителями и педагогами в форме лекций и семинаров-тренингов.
· тренинговые занятия по формированию эффективных коммуникативных навыков;
· индивидуальные занятия с детьми «группы риска»
Индивидуальная работа:
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей и педагогов.
Оборудование:
· фонотека
· магнитофон
· предметные игрушки
· кубик настроения
· Мягкая игрушка-ёжик
Продолжительность занятий : программа занятий рассчитана на учебный год с октября по май, с периодичностью один раз в неделю по 40 минут. Рекомендуемое количество человек в группе: 10 - 15чел.
Тематический план занятий:
Тема дискуссии | Список игр |
|
Знакомство | Ритуал приветствия, «Снежный ком», «Поменяйтесь местами», «Мороженое»; «Тряпичный человек», «Хрюк по кругу», «Три лица», ритуал прощания. |
|
Ритуал приветствия, «Какой я сегодня», «За что я себя люблю», «Чей это голос»; «Снеговик», «Три лица», Ритуал прощания. |
||
Ритуал приветствия, «Я мечтаю», «Создаем мультфильм», «СМС сообщение», «Эхо», Ритуал прощания |
||
Творчество | Ритуал приветствия, «Путаница», «Отгадай животное», «Где мы были мы не скажем», |
|
Границы. Мое пространство. Пространство других | Ритуал приветствия, «Мое пространство», «Зеркало», «Смеяться запрещается», «Можно к вам в гости?» «Мои боюськи», «Дрожжим, злимся, смеемся», «Рубим дрова», ритуал прощания |
|
Мы команда | «Принцесса, дракон и принц», «Шел король по лесу», «башня из рук», ритуал прощания |
|
Вместе веселее | «Это про меня», «Комплименты», «Пауки, птицы, блохи», «Принц на цыпочках», ритуал прощания |
|
Завершение | Ритуал приветствия, вспоминаем запомнившиеся игры и играем в те игры, которые назовут дети, ритуал прощания. |
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия – создание эмоционального настроя в группе
2. Игры на развитие коммуникативных навыков
3. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.
4. Ритуал прощания – рефлексивный этап, подведение итогов занятия
Конспект занятия для детей 6-7 лет
Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад» №3
Цель занятия – развитие навыка сотрудничества со сверстниками в парах.
Основные задачи:
· Развитие навыков общения, чувство принадлежности к группе.
· Обучение способности снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение произвольной саморегуляции.
· Обучение адекватным способам выражать чувства и развитие гибкости поведения и наблюдательности.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия: на занятие приносится игрушка – ёжик – символ нашего тренинга общения. Поздороваться с ёжиком.
2. Игра: «Имя и движение»
Цели: Детям легче почувствовать свою принадлежность группе, когда они могут задействовать свое тело. Также эта игра помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.
Детям нравиться, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» свое движение в группе становиться все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становиться Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.
Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом показывать, какой вы сегодня, то есть делать какое-нибудь движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им, стараясь почувствовать состояние. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.)
Анализ упражнения:
Чьи движения тебе понравились больше других?
3. Игра "Охотник"
Играющие вслед за ведущим повторяют слова и движения.
Слова | Действия |
Собрался охотник на охоту. Надел шляпу, сапоги, взял ружье и |
|
пошел по дороге, | Топают ногами. |
затем по песочку, | Потирают ладонью о ладонь. |
по бревнышкам через мостик, | Ударяют кулаками в грудь. |
по болоту с кочки на кочку, | Хлопают в ладоши. |
Хлопают по коленям. |
|
Устал. «Уфффф!» Сел на пенек, осмотрелся, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно. |
|
По лесной тропинке, через бревно | |
по болоту с кочки на кочку, | Хлопают в ладоши. |
по бревнышкам через мостик, | Ударяют кулаками в грудь. |
затем по песочку, | Потирают ладонью о ладонь. |
пошел по дороге. | Топают ногами. |
Прибежал домой, снял сапоги, шляпу, ружье. Устал. «Уфффф!», рассказал жене, как пошел |
|
по дороге, | Топают ногами. |
затем по песочку, | Потирают ладонью о ладонь. |
по бревнышкам через мостик, | Ударяют кулаками в грудь. |
по болоту с кочки на кочку, | Хлопают в ладоши. |
по лесной тропинке через бревно | Хлопают по коленям, показывают бревно. |
Если играющие не устали, игру можно продолжить и далее: Жена решила посудачить с соседкой: «А мой-то охотился на медведя!» и так далее.
А маленький сынишка подслушал, пришел к своим друзьям и рассказывает: «А мой папа ходил на охоту!»
При этом темп игры можно увеличивать. Главное – не сбиваться самому, и что бы не сбились играющие.
4. Упражнение: “Три лица “
Цели: Все дети любят сюрпризы. Эта игра дарит детям сюрприз и, кроме того, позволяет им задействовать свою интуицию и любовь к подражанию. Задание состоит в том, чтобы без слов достичь совпадения выражения лица. Если это удаётся, дети начинают гордиться и спрашивать себя, как это вообще у них могло получиться. Вы можете предлагать эту игру перед началом различных занятий, особенно в том случае, если при их проведении будут необходимы сотрудничество и интуиция.
Инструкция: Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.
Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать, чтобы выразить печаль?
Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Все представили, как это выглядит? Давайте все сведём брови, оскалим зубы и сожмем кулаки…
Третье лицо – счастливое. Для этого давайте все широко улыбнёмся и прижмём руку к сердцу…
Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое и счастливое…
Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к спине. Давайте ещё раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое… Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я сейчас досчитаю до трёх, вам надо будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три…Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?
Дайте детям ещё немного потренироваться самим. Затем объедините пары в четвёрки. Каждая пара в четвёрке должна шёпотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даёте команду. Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс не разобьётся на две больших команды.
5. Упражнение: «Зеркало»
Дети делятся на пары. Танцуем в парах, один в паре – зеркало, отражение он повторяет все движения партнера. Затем меняемся ролями. Через определенное время психолог останавливает музыку, проверяя, как отражает зеркало. Есть ли кривые зеркала?
6. Театрализованная игра "Насос и мяч"
Цель: Расслабляет максимальное количество мышц тела.
Ход игры: дети разбиваются на пары, в которых один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Его товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются ролями.
7. Упражнение: построить «башню из рук».
Цель: взаимодействие и слаженность действий детей в группе. Сотрудничество и кооперация.
Инструкция: задача – всем вместе построить башню из ваших рук. Один из вас зажимает руку в кулачек и отодвигает большой палец вверх; другой обхватывает большой палец сверстника своим кулачком и также отодвигает большой палец для другого кулачка. Важно: не сжимать палец сильно, иначе будет больно, не качать башню, иначе она развалится, а для этого важно замереть на какое-то время и ждать, когда все присоединятся к нашей башне.
8. Ритуал прощания: складываем ладошки друг на друга, образуя цветочек, смотрим друг на друга и говорим: «До свидания!»
«Клубочек» (для детей с 4 лет)
Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
«Ветер дует на...» (для детей 5-10 лет)
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
«Найди друга» (для детей с 5 лет)
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Секрет» (для детей с 6 лет)
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Рукавички» (для детей с 5 лет)
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
«Утка, утка, гусь» (для детей с 4-х лет)
Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту.
Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия реверансы должны выполняться четко и громко.
«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)
Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
«Дракон» (для детей с 5 лет)
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет)
Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»
«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
«Поварята» (для детей с 4 лет)
Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.
«Дотронься до...» (для детей с 5 лет)
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
«Дружба начинаешься с улыбки...» (для детей с 4 лет)
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Комплименты» (для детей с 4 лет)
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Предупреждение:
Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
«На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«Строим цифры» (для детей с 6 лет)
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», дети выполняют задание.
Замечание: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.
«Строим ответ» (для детей с 7 лет)
Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 – 3, вы построите цифру 5».
«Ворона» (для детей с 4 лет)
Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:
«Ворона сидит на крыше,
Ощипывает она свои крылышки.
Сирлалала, сирлалала!»
Затем очень быстро и неожиданно:
«А кто раньше сядет?»
«А кто раньше встанет?»
Кто опоздал выполнить команду выбывает из игры.
«Есть или нет?» (для детей с 5 лет)
Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
«Тень» (для детей с 5 лет)
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
«Живая скульптура» (для детей с 6 лет)
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Замечание:
Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.
Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
«Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)
Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.
Замечание:
Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.
Взрослый главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает.
«Запрещенное движение»
Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим» прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.
Замечание: Запрещенных движений может быть около 7.
«Гнездышко» (для детей с 4 лет)
Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий.
«Передай мячик» (для детей с 4 лет)
Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает.
Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.
«Зеркало» (для детей с 5 лет)
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
«Сиамские близнецы» (для детей с 6 лет)
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.
Совет: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
«Поводыри» (для детей с 6 лет)
Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
\
Коммунальное государственное учреждение
«Капитоновская средняя школа»
Буландынского района Акмолинской области
«Психологические игры для дошкольников
(4-5 лет)»
Подготовила: Литвякова Надежда Владимировна
педагог-психолог
2016-2017 учебный год
Психологические игры для дошкольников
«Кактусы растут в пустыне»
Предназначена игра
Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:
«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.
Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»
Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).
После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие – не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.
Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.
«Медвежата на прогулке»
В такую игру полезно вовлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть в детском саду или на празднике в начальной школе.
Сначала ведущий говорит: «Вы все – маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший, он следит за всеми остальными».
Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.
В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) – как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.
После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.
Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.
«Далеко-далеко, в густом лесу…»
Игра – для дошкольников. В этом возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.
Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.
В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или – когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание – именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.
«Кораблекрушение»
Игра – для детей дошкольного и школьного возраста.
Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»
Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало несколько выходов.
Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.
В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребятишек выберет один вариант, а вторая – другой.
«Пожарная команда»
Для детей дошкольного возраста.
В начале игры выбирается ведущий. Остальные игроки представляют из себя «пожарную команду». Ведущий должен отправить их «пожар» тушить. Игроки должны бегать, суетиться и совершать какие-то бестолковые действия. Задача ведущего – суметь их «собрать» и заставить «потушить пожар». В результате каждый игрок дает по пятибалльной шкале свою оценку поведению ведущего.
Затем игроки меняются местами – ведущим становится кто-то другой. Игра повторяется. Далее каждый из игроков снова дает свою оценку поведению ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не окажется на месте ведущего. Победителем будет тот, кто получил больше баллов.
«Фотограф»
Игра для дошкольников.
В начале игры выбирается ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит ему надо усадить остальных ребят по своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко. Кому-то из участников игры он может предложить роль учителя – следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».
Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной шкале. Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки. У лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования, и является лидером.
«Я самый лучший, а ты?»
Для детей дошкольного возраста.
Все ребятишки должны ощутить сплоченность и получить порцию ободрения и одобрения, а в атмосфере взаимовосприятия и хорошего настроения дети хоть на некоторое время позабудут о своих страхах и сомнениях. Игра рассчитана на участие не слишком большого числа детей (от 3 до 5).
Одного из ребятишек под всеобщие возгласы одобрения взгромождают на стул, и на некоторое время мечта оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты становится реальностью. Остальные плотным кольцом окружают стул и хлопают в ладоши.
На этом почетном месте должен побывать каждый из игроков, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет.
«По главной улице с оркестром»
Для детей дошкольного возраста.
Игра помогает детям избавиться от негативных эмоций, а также представить себя важным дирижером оркестра. Это упражнение не только взбадривает, но и создает ощущение спаянности. Для игры пригодится кассета с записью задорной и веселой музыки, которая нравилась бы детям и вызывала у них положительные эмоции.
Все ребятишки должны вспомнить дирижера и те движения, которые он выполняет в оркестровой яме. Всем вместе надо встать в общий круг, представить себя дирижерами и «дирижировать» воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи, ладони…
«Садовник»
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; желательно, чтобы число участников было не меньше 10.
Выберите ведущего. Им нередко становится взрослый человек.
Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, "…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если вы не откликнулись, когда назвали ваш цветок, или сами «влюбились» в того, кого здесь нет, то вы проиграли. Игра начинается сначала.
Нос, рот…
Для детей дошкольного возраста. Она учит умению быстро реагировать на ситуацию, развивает их внимание и способность быстро переключать его с одного предмета на другой.
Обычно ведущим становится взрослый человек. Сядьте лицом к детям, рассадив их полукругом. Начните игру, произнося: «Нос, нос, нос, нос…». При этом вытянутым указательным пальцем притрагивайтесь к своему носу. Дети должны делать то же самое. Вдруг измените слово: «Нос, нос, рот…», но прикоснуться вы должны не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться до той же части головы, что и вы, а не до той, которую вы назвали. Тот, кто ошибается больше 3 раз, выходит из игры.
Победителем считается игрок, дольше всех оставшийся в игре.
«Продуктовая база»
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Он будет «директором продуктовой базы». Еще один – «директором магазина». Остальные игроки являются «продавцами». Суть игры заключается в следующем – к «директору продуктовой базы» приходит один «продавец» и спрашивает его о том, какие продукты есть в наличии. «Директор базы» называет ему определенный список, например: «Есть мороженое, колбаса „Останкинская“, колбаса „Салями“, копченые сосиски, сыр „Голландский“, чай „Индийский“, молоко, масло, маргарин».
«Продавец» должен все запомнить и передать «директору магазина». Сложность в том, что записывать наименование продуктов нельзя, можно только запоминать. При этом сами ведущие вполне могут записать то, что сказали, чтобы потом проверить игроков. За каждый верно названный продукт игрок получает очко. Побеждают те, кто наберет их больше.
Развивающие игры для детей хорошо использовать в период подготовки ребенка к школе и во время его адаптации к школе. В статье предложено несколько таких игр. Это игры на развитие произвольного внимания, умения взаимодействовать со сверстниками, на корректировку актуальных эмоциональных состояний ребенка.
Игра. Зеркало
Цель:
дать возможность проявить активность пассивным детям
Ход игры. Выбирается один водящий, остальные дети - зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения.
Игра. Путаница
Цель:
игра поддерживает групповое единство.
Ход игры. Один человек выбирается ведущим и перед началом игры выходит в соседнюю комнату (отворачивается). Остальные участники, взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Затем нужно, не размыкая рук, как можно сильнее запутать цепочку. Для этого можно выворачиваться, переступать через руки, поворачиваться, пролезать под руками других игроков и т.д. Главное условие – нельзя отпускать руки соседей. После того, как все перепутались, зовется ведущий. Задача ведущего «Путаницы» - распутать получившийся «клубок» обратно (опять же, не размыкая ничьих рук), постаравшись не вывихнуть и не сломать конечности участников!
Игра. Дракон кусает свой хвост
Цель:
развитие коммуникативных навыков, произвольности.
Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
Игра. Белые медведи
Цель:
развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков, корректировка эмоционального состояния.
Ход игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий - «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Ход игры. Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Игра. Разведчики
Цель:
развивать наблюдательность, развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.
Ход игры. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.
Игра «Четыре стихии»
Цель:
развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Ход игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра. Комплименты
Цель:
освоение навыков конструктивного взаимодействия и выражения поддержки, а также ее получение.
Ход игры. Все участники садятся в круг. Каждый ребенок должен сделать комплимент соседу слева. Обязательные условия. Обращение по имени. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. Тот, кому предназначался комплимент, должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: «А ты…» или «А у тебя…».
Игра. Европейский город
Цель:
развитие партнерских отношений между детьми, сплочение группы.
Ход игры. Участники группы «оказываются» на площади одного европейского города, имеющего прочные традиции. Жители этого города каждый день в определенное время собираются на центральной площади и здороваются друг с другом в соответствии с количеством ударов колокола. Так, если колокол прозвенел один раз, жители здороваются друг с другом ладонями, дважды - спинами, а трижды - берут друг друга за плечи легко потряхивают. Каждое действие участники группы выполняют с новыми партнерами.
Игра. Шум дождя
Цель:
сплочение группы, развитие внимания и произвольности действий, работа с ритмом, релаксация.
Ход игры. Группа разделяется на мини-группы из 2 – 3 человек. Каждой подгруппе предлагается в определенном ритме выполнять одно из следующих действий: потирать ладони, щелкать пальцами, хлопать в ладоши, постукивать ногами об пол, похлопывать ладошками по ногам и т.п. Мини-группы включаются постепенно, по сигналу ведущего. После этого продолжают действия с закрытыми глазами. В обратном порядке ведущий постепенно «выключает» каждую группу, например, прикосновением.
Игра. Сочиним сказку
Цель:
сплочение группы, освоение участниками новых ролей, развитие речи, воображения, мышления, корректировка актуальных эмоциональных состояний.
Ход игры. Участники садятся в круг. Первый рассказчик должен придумать фразу-начало сказки. После чего следующий рассказчик придумывает фразу, которая станет продолжением предыдущей. Все игроки должны придумать по предложению (по 2 - 3 предложения). Далее можно провести обсуждение и разыграть сказку.
Игра. Паутинка
Цель:
развитие у детей большей открытости в общении, навыков взаимопонимания, выражение сдерживаемых ими чувств, мыслей, образов по отношению друг к другу, развитие речи детей.
Ход игры. Все участники группы садятся вокруг стола, на котором расположен достаточно большой лист бумаги. Каждый выбирает себе карандаш определенного цвета, отличающийся от остальных, и на близлежащем краю листа пишет свое имя. После этого начинается игра.
Один из участников «отправляется в гости» к кому-либо из участников группы. Для этого он проводит линию к его имени и задает интересующий его вопрос. Второй человек отвечает, после чего имеет возможность сделать то же самое по отношению к другому. Игра продолжается до тех пор, пока все вопросы не иссякнут.
В результате на листе бумаги получается своего рода паутинка, отражающая социометрическую ситуацию в группе. Далее следует обсуждение.
Игра. Поменяйтесь местами те, кто…
Цель:
создание эмоциональной непринужденной обстановки в группе, укрепление ее сплоченности, развитие внимания, наблюдательности, повышение скорости реакции.
Ход игры. Все участники сидят в кругу, а водящий стоит в стороне. Игра начинается со слов водящего: «Поменяйтесь местами те, кто…». И здесь предлагается любой вариант, который может подойти большинству игроков. Например, «… кто любит мороженное», «… у кого в одежде присутствует красный цвет», «…. у кого дома есть кошка», «… кто помогает маме», «… кто любит кататься на велосипеде» и т.п. Все, кому подходит произносимое высказывание, должны встать со своего стула и занять другой на противоположной стороне круга. Пока участники перебегают со стула на стул, меняются местами, водящий занимает освободившееся место. Тот, кому не досталось сиденья – становиться следующим водящим.
Игра. Осьминожка
Цель:
развитие произвольной регуляции деятельности, внимания, сплочение группы.
Ход игры. Сидя в кругу, участники кладут руки на колени находящихся рядом игроков. Получается так, что руки переплетаются между собой. Далее «осьминожка» поднимает по очереди каждую свою «ручку», не пропуская ни одной. Если кто-либо пропустил свою очередь, то эта рука на время исключается из игры. Осьминожка играет, пуская волны своими лапами.
Игра. Слепой и поводырь
Цель:
развитие доверия, закрепление навыков совместного конструктивного контактирования.
Ход игры. Участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – «слепой», второй – его «поводырь». «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему руку на плечо. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы обеспечить его безопасность. Задача «слепого» быть внимательным к действиям «поводыря», траектории и скорости его движения.
Игра. Совместное рисование
Цель:
закрепление навыков совместного конструктивного контактирования.
Ход игры. Участники в парах должны выполнить совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета, карандаша, так же, как и смена последнего, может производиться только невербально. Подсказывать словами друг другу нельзя. По окончании рисования - обсуждение.
Игра. Передай рядом сидящему
Цель:
развитие воображения, произвольности.
Ход игры. Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего - точно показать предмет. Задача принимающего - угадать предмет.
Игра. Волшебный стул
Цель:
развитие коммуникативных навыков.
Ход игры. Дети сидят в кругу. В центр круга ставится стул. Ребенку, который садится на «волшебный стул», говорят только самые добрые и приятные слова.
Игра. Летела корова…
Цель:
развитие произвольного внимания, речи.
Ход игры. Дети садятся в круг. Ладони кладут на ладони рядом сидящих детей так, чтобы своя правая ладонь лежала поверх левой ладони соседа, и соответственно, своя левая ладонь - под правой ладонью соседа. Дети произносят слова «Летела корова по синему небу, читала газету под номером N» так, что на каждое слово своей правой ладонью делают хлопок по правой ладони соседа, вместо N играющий называет любое число - номер газеты. Следующий играющий начинает счет, говорит: «Один», следующий - «Два» и т.д. пока не дойдет до N. Ребенок, произносящий номер газеты N должен успеть хлопнуть своей правой ладонью по правой ладони соседа, сосед, в свою очередь, должен успеть убрать свою ладонь. Если ребенок не успел убрать свою ладонь и по его ладони хлопнули, то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 – 3 участника.
Более сложный вариант игры проводится со словами: «Летела корова по синему небу, сказала слово…..». Играющий называет любое слово, и это слово произносится по слогам. На последнем слоге соответствующему участнику игры нужно успеть убрать руку.