Решить неравенство методом интервалов примеры с решением. Калькулятор онлайн. Решение неравенств: линейные, квадратные и дробные
На этом уроке мы продолжим решение рациональных неравенств методом интервалов для более сложных неравенств. Рассмотрим решение дробно-линейных и дробно-квадратичных неравенств и сопутствующие задачи.
Теперь возвращаемся к неравенству
Рассмотрим некоторые сопутствующие задачи.
Найти наименьшее решение неравенства.
Найти число натуральных решений неравенства
Найти длину интервалов, составляющих множество решений неравенства.
2. Портал Естественных Наук ().
3. Электронный учебно-методический комплекс для подготовки 10-11 классов к вступительным экзаменам по информатике, математике, русскому языку ().
5. Центр образования «Технология обучения» ().
6. Раздел College.ru по математике ().
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. №№ 28(б,в); 29(б,в); 35(а,б); 37(б,в); 38(а).
Метод интервалов является универсальным методом решения неравенств, в частности, он позволяет решать квадратные неравенства с одной переменной. В этой статье мы подробно осветим все нюансы решения квадратных неравенств методом интервалов. Сначала приведем алгоритм, после чего детально разберем готовые решения характерных примеров.
Навигация по странице.
Алгоритм
Первое знакомство с методом интервалов обычно происходит на уроках алгебры, когда учатся решать квадратные неравенства. При этом алгоритм метода интервалов дают в виде, адаптированном именно к решению квадратных неравенств. Отдавая дань простоте, мы тоже дадим его в таком виде, а общий алгоритм метода интервалов Вы можете посмотреть по ссылке в самом начале этой статьи.
Итак, алгоритм решения квадратных неравенств методом интервалов таков:
- Находим нули квадратного трехчлена a·x 2 +b·x+c из левой части квадратного неравенства.
- Изображаем и при наличии корней отмечаем их на ней. Причем если решаем строгое неравенство, то отмечаем их пустыми (выколотыми) точками, а если решаем нестрогое неравенство – то обычными точками. Они разбивают координатную ось на промежутки.
- Определяем, какие знаки имеют значения трехчлена на каждом промежутке (если на первом шаге были найдены нули) или на всей числовой прямой (если нулей нет), как это сделать расскажем чуть ниже. И проставляем над этими промежутками + или − в соответствии с определенными знаками.
- Если решаем квадратное неравенство со знаком > или ≥, то наносим штриховку над промежутками со знаками +, если же решаем неравенство со знаком < или ≤, то наносим штриховку над промежутками со знаком −. В результате получаем , которое и является искомым решением неравенства.
- Записываем ответ.
Как и обещали, разъясняем третий шаг озвученного алгоритма. Существует несколько основных подходов, позволяющих находить знаки на промежутках. Будем их изучать на примерах, и начнем с надежного, но не самого быстрого способа, заключающегося в вычислении значений трехчлена в отдельно взятых точках промежутков.
Возьмем трехчлен x 2 +4·x−5 , его корнями являются числа −5 и 1 , они разбивают числовую ось на три промежутка (−∞, −5) , (−5, 1) и (1, +∞) .
Определим знак трехчлена x 2 +4·x−5 на промежутке (1, +∞) . Для этого вычислим значение данного трехчлена при некотором значении x из этого промежутка. Целесообразно брать такое значение переменной, чтобы вычисления были простыми. В нашем случае, например, можно взять x=2 (с этим числом вычисления проводить проще, чем, к примеру, с 1,3 , 74 или ). Подставляем его в трехчлен вместо переменной x , в результате получаем 2 2 +4·2−5=7 . 7 – положительное число, это означает, что любое значение квадратного трехчлена на интервале (1, +∞) будет положительным. Так мы определили знак +.
Для закрепления навыков определим знаки на оставшихся двух промежутках. Начнем со знака на интервале (−5, 1) . Из этого интервала лучше всего взять x=0 и вычислить значение квадратного трехчлена при этом значении переменной, имеем 0 2 +4·0−5=−5 . Так как −5 – отрицательное число, то на этом интервале все значения трехчлена будут отрицательными, следовательно, мы определили знак минус.
Осталось выяснить знак на промежутке (−∞, −5) . Возьмем x=−6 , подставляем его вместо x , получаем (−6) 2 +4·(−6)−5=7 , следовательно, искомым знаком будет плюс.
Но быстрее расставить знаки позволяют следующие факты:
- Когда квадратный трехчлен имеет два корня (при положительном дискриминанте), то знаки его значений на промежутках, на которые эти корни разбивают числовую ось, чередуются (как в предыдущем примере). То есть, достаточно определить знак на одном из трех промежутков, и расставить знаки над оставшимися промежутками, чередуя их. В результате возможна одна из двух последовательностей знаков: +, −, + или −, +, −. Более того, можно вообще обойтись без вычисления значения квадратного трехчлена в точке промежутка, а сделать выводы о знаках по значению старшего коэффициента a: если a>0, то имеем последовательность знаков +, −, +, а если a<0 – то −, +, −.
- Если же квадратный трехчлен имеет один корень (когда дискриминант равен нулю), то этот корень разбивает числовую ось на два промежутка, а знаки над ними будут одинаковыми. То есть, достаточно определить знак над одним из них, а над другим – поставить такой же. При этом получится, либо +, +, либо −, −. Вывод по знакам можно также сделать на основе значения коэффициента a: если a>0 , то будет +, +, а если a<0 , то −, −.
- Когда квадратный трехчлен корней не имеет, то знаки его значений на всей числовой прямой совпадают как со знаком старшего коэффициента a , так и со знаком свободного члена c . Для примера рассмотрим квадратный трехчлен −4·x 2 −7 , он не имеет корней (его дискриминант отрицательный), и на промежутке (−∞, +∞) его значения отрицательны, так как коэффициент при x 2 есть отрицательное число −4 , и свободный член −7 тоже отрицателен.
Теперь все шаги алгоритма разобраны и остается рассмотреть примеры решения квадратных неравенств с его использованием.
Примеры с решениями
Переходим к практике. Решим несколько квадратных неравенств методом интервалов, затронем основные характерные случаи.
Пример.
Решите неравенство 8·x 2 −4·x−1≥0 .
Решение.
Проведем решение этого квадратного неравенства методом интервалов. Он на первом шаге подразумевает поиск корней квадратного трехчлена 8·x 2 −4·x−1 . Коэффициент при x четный, поэтому удобнее вычислять не дискриминант, а его четвертую часть: D"=(−2) 2 −8·(−1)=12 . Так как он больше нуля, то находим два корня и .
Теперь отмечаем их на координатной прямой. Несложно видеть, что x 1
Дальше по методу интервалов определяем знаки на каждом из трех полученных интервалов. Это удобнее и быстрее всего сделать на основе значения коэффициента при x 2
, он равен 8
, то есть, положителен, следовательно, последовательность знаков будет +, −, +:
Так как мы решаем неравенство со знаком ≥, то изображаем штриховку над промежутками со знаками плюс:
По полученному изображению числового множества не составляет труда описать его аналитически: или так . Так мы решили исходное квадратное неравенство.
Ответ:
или .
Пример.
Выполните решение квадратного неравенства методом интервалов.
Решение.
Находим корни квадратного трехчлена, находящегося в левой части неравенства:
Так как мы решаем строгое неравенство, то на координатной прямой изображаем выколотую точку с координатой 7
:
Теперь определяем знаки на двух полученных промежутках (−∞, 7)
и (7, +∞)
. Это легко сделать, учитывая, что дискриминант квадратного трехчлена равен нули, а старший коэффициент отрицателен. Имеем знаки −, −:
Так как мы решаем неравенство со знаком <, то изображаем штриховку над интервалами со знаками минус:
Хорошо видно, что решениями являются оба промежутка (−∞, 7) , (7, +∞) .
Ответ:
(−∞, 7)∪(7, +∞) или в другой записи x≠7 .
Пример.
Имеет ли квадратное неравенство x 2 +x+7<0 решения?
Решение.
Для ответа на поставленный вопрос решим данное квадратное неравенство, и коль скоро мы разбираем метод интервалов, то им и воспользуемся. Как обычно, начинаем с поиска корней квадратного трехчлена из левой части. Находим дискриминант: D=1 2 −4·1·7=1−28=−27 , он меньше нуля, значит, действительных корней нет.
Поэтому, просто изображаем координатную прямую, не отмечая на ней никаких точек:
Теперь определяем знак значений квадратного трехчлена. При D<0
он совпадает со знаком коэффициента при x 2
, то есть, со знаком числа 1
, оно положительное, следовательно, имеем знак +:
Мы решаем неравенство со знаком <, поэтому штриховку следует изобразить над промежутками со знаком −, но таковых нет, и в силу этого штриховку не наносим, а чертеж сохраняет свой вид.
В результате мы имеем пустое множество, а это значит, что исходное квадратное неравенство решений не имеет.
Ответ:
Список литературы.
- Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.
- Алгебра: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-021134-5.
- Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - 11-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 215 с.: ил. ISBN 978-5-346-01155-2.
- Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 13-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2011. - 222 с.: ил. ISBN 978-5-346-01752-3.
- Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2008. - 287 с.: ил. ISBN 978-5-346-01027-2.
Важные замечания!
1. Если вместо формул ты видишь абракадабру, почисти кэш. Как это сделать в твоем браузере написано здесь:
2. Прежде чем на начнешь читать статью, обрати внимание на наш навигатор по самым полезным ресурса для
Этот метод тебе просто необходимо понять и знать его как свои пять пальцев! Хотя бы потому, что он применяется для решения рациональных неравенств и потому, что, зная этот метод как следует, решать эти неравенства на удивление просто. Чуть позже раскрою тебе пару секретов, как сэкономить время на решении этих неравенств. Ну что, заинтриговал? Тогда поехали!
Суть метода в разложении неравенства на множители (повтори тему ) и определении ОДЗ и знака сомножителей, сейчас все поясню. Возьмем самый простенький пример: .
Области допустимых значений () здесь писать не надо, поскольку деления на переменную нет, и радикалов (корней) здесь не наблюдается. На множители здесь все и так разложено за нас. Но не расслабляйся, это все, чтоб напомнить азы и понять суть!
Допустим, ты не знаешь метода интервалов, как бы ты стал решать это неравенство? Подойди логически и опирайся на то, что уже знаешь. Во-первых, левая часть будет больше нуля если оба выражения в скобках либо больше нуля, либо меньше нуля, т.к. «плюс» на «плюс» дает «плюс» и «минус» на «минус» дает «плюс», так? А если знаки у выражений в скобках разные, то в итоге левая часть будет меньше нуля. А что же нам нужно, чтоб узнать те значения, при которых выражения в скобках будут отрицательными или положительными?
Нам нужно решить уравнение, оно точно такое же как неравенство, только вместо знака будет знак, корни этого уравнения и позволят определить те пограничные значения, при отступлении от которых множители и будут больше или меньше нуля.
А теперь сами интервалы. Что такое интервал? Это некий промежуток числовой прямой, то есть все возможные числа, заключенные между двумя какими-то числами - концами интервала. Эти промежуткив голове представить не так просто, поэтому интервалы принято рисовать, сейчас научу.
Рисуем ось, на ней располагается весь числовой ряд от и до. На ось наносятся точки, те самые так называемые нули функции, значения, при которых выражение равняется нулю. Эти точки «выкалываются» что означает, что они не относятся к числу тех значений, при которых неравенство верно. В данном случае, они выкалываются т.к. знак в неравенстве а не, то есть строго больше а не больше или равно.
Хочу сказать, что ноль отмечать не обязательно, он без кружочков тут, а так, для понимания и ориентации по оси. Ладно, ось нарисовали, точки (точнее кружочки) поставили, дальше что, как мне это поможет в решении? - спросишь ты. Теперь просто возьми значение для икса из интервалов по порядку и подставь их в свое неравенство и смотри, какой знак будет в результате умножения.
Короче, просто берем например, подставляем его сюда, получится, а, значит на всем промежутке (на всем интервале) от до, из которого мы брали, неравенство будет справедливо. Иными словами если икс от до, то неравенство верно.
То же самое делаем и с интервалом от до, берем или, например, подставляем в, определяем знак, знак будет «минус». И так же делаем с последим, третьим интервалом от до, где знак получится «плюс». Такая куча текста вышла, а наглядности мало, правда?
Взгляни еще раз на неравенство.
Теперь все на ту же ось наносим еще и знаки, которые получатся в результате. Ломаной линией, в моем примере,обозначаем положительные и отрицательные участки оси.
Смотри на неравенство - на рисунок, опять на неравенство - и снова на рисунок , что-нибудь понятно? Постарайся теперь сказать на каких промежутках икса, неравенство будет верно. Правильно, от до неравенство будет справедливо и от до, а на промежутке от до неравенство нуля и нас этот промежуток мало интересует, ведь у нас в неравенстве знак стоит.
Ну, раз ты с этим разобрался, то дело за малым - записать ответ! В ответ пишем те промежутки, при которых левая часть больше нуля, что читается, как икс принадлежит промежутку от минус бесконечности до минус одного и от двух до плюс бесконечности. Стоит пояснить, что круглые скобки означают, что значения, которыми ограничен интервал не являются решениями неравенства, то есть они не включены в ответ, а лишь говорят о том, что до, например, но не есть решение.
Теперь пример, в котором тебе придется не только интервал рисовать:
Как думаешь, что надо сделать, прежде, чем точки на ось наносить? Ага, на множители разложить:
Рисуем интервалы и расставляем знаки, заметь точки у нас выколотые, потому, что знак строго меньше нуля:
Пришло время раскрыть тебе один секрет, который я обещал еще в начале этой темы! А что если я скажу тебе, что можно не подставлять значения из каждого интервала для определения знака, а можно определить знак в одном из интервалов, а в остальных просто чередовать знаки!
Таким образом, мы сэкономили немного времени на проставлении знаков - думаю, это выигранное время на ЕГЭ не помешает!
Пишем ответ:
Теперь рассмотрим пример дробно-рационального неравенства - неравенство, обе части которого являются рациональными выражениями (см. ).
Что можешь сказать про это неравенство? А ты взгляни на него как на дробно-рациональное уравнение, что делаем в первую очередь? Сразу видим, что корней нет, значит точно рациональное, но тут же дробь, да еще и с неизвестным в знаменателе!
Верно, ОДЗ надо!
Так, дальше поехали, здесь все множители кроме одного имеют переменную первой степени, но есть множитель, где икс имеет вторую степень. Обычно знак у нас менялся после перехода через одну из точек, в которой левая часть неравенства принимает нулевое значение, для чего мы определяли чему должен быть равен икс в каждом множителе. А тут, так оно же всегда положительно, т.к. любое число в квадрате > нуля и положительное слагаемое.
Как думаешь, повлияет на значение неравенства? Правильно - не повлияет! Смело можем поделить на обе части неравенства и тем самым убрать этот множитель, чтоб глаза не мозолил.
пришло время интервалы рисовать, для этого нужно определить те пограничные значения, при отступлении от которых множители и будут больше и меньше нуля. Но обрати внимание, что здесь знак, значит точку, в которой левая часть неравенства принимает нулевое значение, выкалывать не будем, она ведь входит в число решений, такая точка у нас одна, это точка, где икс равен одному. А точку где знаменатель отрицателен закрасим? - Конечно, нет!
Знаменатель не должен быть равен нулю, поэтому интервал будет выглядеть так:
По этой схеме ты уже без труда сможешь написать ответ, скажу только, что теперь у тебя в распоряжении есть новый тип скобки - квадратный! Вот такая скобка [ говорит, что значение входит в интервал решений, т.е. является частью ответа, эта скобка соответствует закрашенной (не выколотой) точке на оси.
Вот, - у тебя такой же ответ получился?
Раскладываем на множители и переносим все в одну сторону, нам ведь справа только ноль надо оставить, чтоб с ним сравнивать:
Обращаю твое внимание, что в последнем преобразовании, дабы получить в числителе как и в знаменателе, умножаю обе части неравенства на. Помни, что при умножении обеих частей неравенства на, знак неравенства меняется на противоположный!!!
Пишем ОДЗ:
Иначе знаменатель обратится в ноль, а на ноль, как ты помнишь, делить нельзя!
Согласись, в получившемся неравенства так и подмывает сократить в числителе и знаменателе! Этого делать нельзя, можно потерять часть решений или ОДЗ!
Теперь попробуй сам нанести точки на ось. Замечу лишь, что при нанесении точек надо обратить внимание на то, что точка со значением, которая исходя из знака, казалось бы, должна быть нанесена на ось как закрашенная, закрашенной не будет, она будет выколота! Почему спросишь ты? А ты ОДЗ вспомни, не собираешься же ты на ноль делить так?
Запомни, ОДЗ превыше всего! Если все неравенство и знаки равенства говорят одно, а ОДЗ - другое, доверяй ОДЗ, великой и могучей! Ну что, ты построил интервалы, я уверен, что ты воспользовался моей подсказкой по поводу чередования и у тебя получилось вот так (см. рисунок ниже) А теперь зачеркни, и не повторяй эту ошибку больше! Какую ошибку? - спросишь ты.
Дело в том, что в данном неравенстве множитель повторялся дважды (помнишь, как ты его еще сократить порывался?). Так вот, если какой-то множитель повторяется в неравенстве четное количество раз, то при переходе через точку на оси, которая обращает этот множитель в ноль (в данном случае точка), знак меняться не будет, если нечетное, то знак меняется!
Верным будет следующая ось с интервалами и знаками:
И, обрати внимание, что знак нас интересует не тот, который был в начале (когда мы только увидели неравенство, знак был), после преобразований, знак сменился на, значит, нас интересуют промежутки со знаком.
Ответ:
Скажу так же, что бывают ситуации, когда есть корни неравенства, которые не входят в какой-либо промежуток, в ответ они записываются в фигурных скобках, вот так, например: . Подробнее о таких ситуациях можешь прочитать в статье средний уровень.
Давай подведем итоги того, как решать неравенства методом интервала:
- Переносим все в левую часть, справа оставляем только ноль;
- Находим ОДЗ;
- Наносим на ось все корни неравенства;
- Берем произвольный из одного из промежутков и определяем знак в интервале к которому относится корень, чередуем знаки, обращая внимание на корни, повторяющиеся в неравенстве несколько раз, от четности или нечетности количества раз их повторения зависит, меняется знак при прохождении через них или нет;
- В ответ пишем интервалы, соблюдая выколотые и не выколотые точки (смотри ОДЗ), ставя необходимые виды скобок между ними.
Ну и наконец, наша любимая рубрика, «сделай сам»!
Примеры:
Ответы:
МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
Линейная функция
Линейной называется функция вида. Рассмотрим для примера функцию. Она положительна при и отрицательна при. Точка - нуль функции (). Покажем знаки этой функции на числовой оси:
Говорим, что «функция меняет знак при переходе через точку ».
Видно, что знаки функции соответствуют положению графика функции: если график выше оси, знак « », если ниже - « ».
Если обобщить полученное правило на произвольную линейную функцию, получим такой алгоритм:
- Находим нуль функции;
- Отмечаем его на числовой оси;
- Определяем знак функции по разные стороны от нуля.
Квадратичная функция
Надеюсь, ты помнишь, как решаются квадратные неравенства? Если нет, прочти тему . Напомню общий вид квадратичной функции: .
Теперь вспомним, какие знаки принимает квадратичная функция. Ее график - парабола, и функция принимает знак « » при таких, при которых парабола выше оси, и « » - если парабола ниже оси:
Если у функции есть нули (значения, при которых), парабола пересекает ось в двух точках - корнях соответствующего квадратного уравнения. Таким образом ось разбивается на три интервала, а знаки функции попеременно меняются при переходе через каждый корень.
А можно ли как-нибудь определить знаки, не рисуя каждый раз параболу?
Вспомним, что квадратный трехчлен можно разложить на множители:
Например: .
Отметим корни на оси:
Мы помним, что знак функции может меняться только при переходе через корень. Используем этот факт: для каждого из трех интервалов, на которые ось разбивается корнями, достаточно определить знак функции только в одной произвольно выбранной точке: в остальных точках интервала знак будет таким же.
В нашем примере: при оба выражения в скобках положительны (подставим, например:). Ставим на оси знак « »:
Ну и, при (подставь, например,) обе скобки отрицательны, значит, произведение положительно:
Это и есть метод интервалов : зная знаки сомножителей на каждом интервале, определяем знак всего произведения.
Рассмотрим также случаи, когда нулей у функции нет, или он всего один.
Если их нет, то и корней нет. А значит, не будет и «перехода через корень». А значит, функция на всей числовой оси принимает только один знак. Его легко определить, подставив в функцию.
Если корень только один, парабола касается оси, поэтому знак функции не меняется при переходе через корень. Какое правило придумаем для таких ситуаций?
Если разложить такую функцию на множители, получатся два одинаковых множителя:
А любое выражение в квадрате неотрицательно! Поэтому знак функции и не меняется. В таких случаях будем выделять корень, при переходе через который знак не меняется, обведя его квадратиком:
Такой корень будем называть кратным .
Метод интервалов в неравенствах
Теперь любое квадратное неравенство можно решать без рисования параболы. Достаточно только расставить на оси знаки квадратичной функции, и выбрать интервалы в зависимости от знака неравенства. Например:
Отмерим корни на оси и расставим знаки:
Нам нужна часть оси со знаком « »; так как неравенство нестрогое, сами корни тоже включаются в решение:
Теперь рассмотрим рациональное неравенство - неравенство, обе части которого являются рациональными выражениями (см. ).
Пример:
Все множители кроме одного - - здесь «линейные», то есть, содержат переменную только в первой степени. Такие линейные множители нам и нужны для применения метода интервалов - знак при переходе через их корни меняется. А вот множитель вообще не имеет корней. Это значит, что он всегда положительный (проверь это сам), и поэтому не влияет на знак всего неравенства. Значит, на него можно поделить левую и правую часть неравенства, и таким образом избавиться от него:
Теперь все так же, как было с квадратными неравенствами: определяем, в каких точках каждый из множителей обращается в нуль, отмечаем эти точки на оси и расставляем знаки. Обращаю внимание очень важный факт:
Ответ: . Пример: .
Для применения метода интервалов нужно, чтобы в одной из частей неравенства был. Поэтому перенесем правую часть налево:
В числителе и знаменателе одинаковый множитель, но не торопимся его сокращать! Ведь тогда мы можем забыть выколоть эту точку. Лучше отметить этот корень как кратный, то есть при переходе через него знак не поменяется:
Ответ: .
И еще один очень показательный пример:
Опять же, мы не сокращаем одинаковые множители числителя и знаменателя, так как если сократим, нам придется специально запоминать, что нужно выколоть точку.
- : повторяется раза;
- : раза;
- : раза (в числителе и один в знаменателе).
В случае четного количества поступаем так же, как и раньше: обводим точку квадратиком и не меняем знак при переходе через корень. А вот в случае нечетного количества это правило не выполняется: знак все-равно поменяется при переходе через корень. Поэтому с таким корнем ничего дополнительно не делаем, как будто он у нас не кратный. Вышеописанные правила относятся ко всем четным и нечетным степеням.
Что запишем в ответе?
При нарушении чередования знаков нужно быть очень внимательным, ведь при нестрогом неравенстве в ответ должны войти все закрашенные точки . Но некоторые из нах часто стоят особняком, то есть не входят в закрашенную область. В этом случае мы добавляем их к ответу как изолированные точки (в фигурных скобках):
Примеры (реши сам):
Ответы:
- Если среди множителей просто - это корень, ведь его можно представить как.
.
МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ. КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Метод интервалов применяется для решения рациональных неравенств. Он заключается в определении знака произведения по знакам сомножителей на различных промежутках.
Алгоритм решения рациональных неравенств методом интервалов.
- Переносим все в левую часть, справа оставляем только ноль;
- Находим ОДЗ;
- Наносим на ось все корни неравенства;
- Берем произвольный из одного из промежутков и определяем знак в интервале к которому относится корень, чередуем знаки, обращая внимание на корни, повторяющиеся в неравенстве несколько раз, от четности или нечетности количества раз их повторения зависит, меняется знак при прохождении через них или нет;
- В ответ пишем интервалы, соблюдая выколотые и не выколотые точки (смотри ОДЗ), ставя необходимые виды скобок между ними.
Ну вот, тема закончена. Если ты читаешь эти строки, значит ты очень крут.
Потому что только 5% людей способны освоить что-то самостоятельно. И если ты дочитал до конца, значит ты попал в эти 5%!
Теперь самое главное.
Ты разобрался с теорией по этой теме. И, повторюсь, это… это просто супер! Ты уже лучше, чем абсолютное большинство твоих сверстников.
Проблема в том, что этого может не хватить…
Для чего?
Для успешной сдачи ЕГЭ, для поступления в институт на бюджет и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, для жизни.
Я не буду тебя ни в чем убеждать, просто скажу одну вещь…
Люди, получившие хорошее образование, зарабатывают намного больше, чем те, кто его не получил. Это статистика.
Но и это - не главное.
Главное то, что они БОЛЕЕ СЧАСТЛИВЫ (есть такие исследования). Возможно потому, что перед ними открывается гораздо больше возможностей и жизнь становится ярче? Не знаю...
Но, думай сам...
Что нужно, чтобы быть наверняка лучше других на ЕГЭ и быть в конечном итоге… более счастливым?
НАБИТЬ РУКУ, РЕШАЯ ЗАДАЧИ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ.
На экзамене у тебя не будут спрашивать теорию.
Тебе нужно будет решать задачи на время .
И, если ты не решал их (МНОГО!), ты обязательно где-нибудь глупо ошибешься или просто не успеешь.
Это как в спорте - нужно много раз повторить, чтобы выиграть наверняка.
Найди где хочешь сборник, обязательно с решениями, подробным разбором и решай, решай, решай!
Можно воспользоваться нашими задачами (не обязательно) и мы их, конечно, рекомендуем.
Для того, чтобы набить руку с помощью наших задач нужно помочь продлить жизнь учебнику YouClever, который ты сейчас читаешь.
Как? Есть два варианта:
- Открой доступ ко всем скрытым задачам в этой статье -
- Открой доступ ко всем скрытым задачам во всех 99-ти статьях учебника - Купить учебник - 499 руб
Да, у нас в учебнике 99 таких статей и доступ для всех задач и всех скрытых текстов в них можно открыть сразу.
Доступ ко всем скрытым задачам предоставляется на ВСЕ время существования сайта.
И в заключение...
Если наши задачи тебе не нравятся, найди другие. Только не останавливайся на теории.
“Понял” и “Умею решать” - это совершенно разные навыки. Тебе нужны оба.
Найди задачи и решай!
На этом уроке мы продолжим решение рациональных неравенств методом интервалов для более сложных неравенств. Рассмотрим решение дробно-линейных и дробно-квадратичных неравенств и сопутствующие задачи.
Теперь возвращаемся к неравенству
Рассмотрим некоторые сопутствующие задачи.
Найти наименьшее решение неравенства.
Найти число натуральных решений неравенства
Найти длину интервалов, составляющих множество решений неравенства.
2. Портал Естественных Наук ().
3. Электронный учебно-методический комплекс для подготовки 10-11 классов к вступительным экзаменам по информатике, математике, русскому языку ().
5. Центр образования «Технология обучения» ().
6. Раздел College.ru по математике ().
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. №№ 28(б,в); 29(б,в); 35(а,б); 37(б,в); 38(а).
Для начала — немного лирики, чтобы почувствовать проблему, которую решает метод интервалов. Допустим, нам надо решить вот такое неравенство:
(x − 5)(x + 3) > 0
Какие есть варианты? Первое, что приходит в голову большинству учеников — это правила «плюс на плюс дает плюс» и «минус на минус дает плюс». Поэтому достаточно рассмотреть случай, когда обе скобки положительны: x − 5 > 0 и x + 3 > 0. Затем также рассмотрим случай, когда обе скобки отрицательны: x − 5 < 0 и x + 3 < 0. Таким образом, наше неравенство свелось к совокупности двух систем, которая, впрочем, легко решается:
Более продвинутые ученики вспомнят (может быть), что слева стоит квадратичная функция, график которой — парабола. Причем эта парабола пересекает ось OX в точках x = 5 и x = −3. Для дальнейшей работы надо раскрыть скобки. Имеем:
x 2 − 2x − 15 > 0
Теперь понятно, что ветви параболы направлены вверх, т.к. коэффициент a = 1 > 0. Попробуем нарисовать схему этой параболы:
Функция больше нуля там, где она проходит выше оси OX . В нашем случае это интервалы (−∞ −3) и (5; +∞) — это и есть ответ.
Обратите внимание: на рисунке изображена именно схема функции , а не ее график. Потому что для настоящего графика надо считать координаты, рассчитывать смещения и прочую хрень, которая нам сейчас совершенно ни к чему.
Почему эти методы неэффективны?
Итак, мы рассмотрели два решения одного и того же неравенства. Оба они оказались весьма громоздкими. В первом решении возникает — вы только вдумайтесь! — совокупность систем неравенств. Второе решение тоже не особо легкое: нужно помнить график параболы и еще кучу мелких фактов.
Это было очень простое неравенство. В нем всего 2 множителя. А теперь представьте, что множителей будет не 2, а хотя бы 4. Например:
(x − 7)(x − 1)(x + 4)(x + 9) < 0
Как решать такое неравенство? Перебирать все возможные комбинации плюсов и минусов? Да мы уснем быстрее, чем найдем решение. Рисовать график — тоже не вариант, поскольку непонятно, как ведет себя такая функция на координатной плоскости.
Для таких неравенств нужен специальный алгоритм решения, который мы сегодня и рассмотрим.
Что такое метод интервалов
Метод интервалов — это специальный алгоритм, предназначенный для решения сложных неравенств вида f (x ) > 0 и f (x ) < 0. Алгоритм состоит из 4 шагов:
- Решить уравнение f (x ) = 0. Таким образом, вместо неравенства получаем уравнение, которое решается намного проще;
- Отметить все полученные корни на координатной прямой. Таким образом, прямая разделится на несколько интервалов;
- Выяснить знак (плюс или минус) функции f (x ) на самом правом интервале. Для этого достаточно подставить в f (x ) любое число, которое будет правее всех отмеченных корней;
- Отметить знаки на остальных интервалах. Для этого достаточно запомнить, что при переходе через каждый корень знак меняется.
Вот и все! После этого останется лишь выписать интервалы, которые нас интересуют. Они отмечены знаком «+», если неравенство имело вид f (x ) > 0, или знаком «−», если неравенство имеет вид f (x ) < 0.
На первый взгляд может показаться, что метод интервалов — это какая-то жесть. Но на практике все будет очень просто. Стоит чуть-чуть потренироваться — и все станет понятно. Взгляните на примеры — и убедитесь в этом сами:
Задача. Решите неравенство:
(x − 2)(x + 7) < 0
Работаем по методу интервалов. Шаг 1: заменяем неравенство уравнением и решаем его:
(x − 2)(x + 7) = 0
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю:
x
− 2 = 0 ⇒ x
= 2;
x
+ 7 = 0 ⇒ x
= −7.
Получили два корня. Переходим к шагу 2: отмечаем эти корни на координатной прямой. Имеем:
Теперь шаг 3: находим знак функции на самом правом интервале (правее отмеченной точки x = 2). Для этого надо взять любое число, которое больше числа x = 2. Например, возьмем x = 3 (но никто не запрещает взять x = 4, x = 10 и даже x = 10 000). Получим:
f
(x
) = (x
− 2)(x
+ 7);
x
= 3;
f
(3) = (3 − 2)(3 + 7) = 1 · 10 = 10;
Получаем, что f (3) = 10 > 0, поэтому в самом правом интервале ставим знак плюс.
Переходим к последнему пункту — надо отметить знаки на остальных интервалах. Помним, что при переходе через каждый корень знак должен меняться. Например, справа от корня x = 2 стоит плюс (мы убедились в этом на предыдущем шаге), поэтому слева обязан стоять минус.
Этот минус распространяется на весь интервал (−7; 2), поэтому справа от корня x = −7 стоит минус. Следовательно, слева от корня x = −7 стоит плюс. Осталось отметить эти знаки на координатной оси. Имеем:
Вернемся к исходному неравенству, которое имело вид:
(x − 2)(x + 7) < 0
Итак, функция должна быть меньше нуля. Значит, нас интересует знак минус, который возникает лишь на одном интервале: (−7; 2). Это и будет ответ.
Задача. Решите неравенство:
(x + 9)(x − 3)(1 − x ) < 0
Шаг 1: приравниваем левую часть к нулю:
(x
+ 9)(x
− 3)(1 − x
) = 0;
x
+ 9 = 0 ⇒ x
= −9;
x
− 3 = 0 ⇒ x
= 3;
1 − x
= 0 ⇒ x
= 1.
Помните: произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Именно поэтому мы вправе приравнять к нулю каждую отдельную скобку.
Шаг 2: отмечаем все корни на координатной прямой:
Шаг 3: выясняем знак самого правого промежутка. Берем любое число, которое больше, чем x = 1. Например, можно взять x = 10. Имеем:
f
(x
) = (x
+ 9)(x
− 3)(1 − x
);
x
= 10;
f
(10) = (10 + 9)(10 − 3)(1 − 10) = 19 · 7 · (−9) = − 1197;
f
(10) = −1197 < 0.
Шаг 4: расставляем остальные знаки. Помним, что при переходе через каждый корень знак меняется. В итоге наша картинка будет выглядеть следующим образом:
Вот и все. Осталось лишь выписать ответ. Взгляните еще раз на исходное неравенство:
(x + 9)(x − 3)(1 − x ) < 0
Это неравенство вида f (x ) < 0, т.е. нас интересуют интервалы, отмеченные знаком минус. А именно:
x ∈ (−9; 1) ∪ (3; +∞)
Это и есть ответ.
Замечание по поводу знаков функции
Практика показывает, что наибольшие трудности в методе интервалов возникают на последних двух шагах, т.е. при расстановке знаков. Многие ученики начинают путаться: какие надо брать числа и где ставить знаки.
Чтобы окончательно разобраться в методе интервалов, рассмотрим два замечания, на которых он построен:
- Непрерывная функция меняет знак только в тех точках, где она равна нулю . Такие точки разбивают координатную ось на куски, внутри которых знак функции никогда не меняется. Вот зачем мы решаем уравнение f (x ) = 0 и отмечаем найденные корни на прямой. Найденные числа — это «пограничные» точки, отделяющие плюсы от минусов.
- Чтобы выяснить знак функции на каком-либо интервале, достаточно подставить в функцию любое число из этого интервала. Например, для интервала (−5; 6) мы вправе брать x = −4, x = 0, x = 4 и даже x = 1,29374, если нам захочется. Почему это важно? Да потому что многих учеников начинают грызть сомнения. Мол, что если для x = −4 мы получим плюс, а для x = 0 — минус? А ничего — такого никогда не будет. Все точки на одном интервале дают один и тот же знак. Помните об этом.
Вот и все, что нужно знать про метод интервалов. Конечно, мы разобрали его в самом простом варианте. Существуют более сложные неравенства — нестрогие, дробные и с повторяющимися корнями. Для них тоже можно применять метод интервалов, но это тема для отдельного большого урока.
Теперь хотел бы разобрать продвинутый прием, который резко упрощает метод интервалов. Точнее, упрощение затрагивает только третий шаг — вычисление знака на самом правом куске прямой. По каким-то причинам этот прием не проходят в школах (по крайней мере, мне никто такого не объяснял). А зря — ведь на самом деле этот алгоритм очень прост.
Итак, знак функции на правом куске числовой оси. Этот кусок имеет вид (a ; +∞), где a — самый большой корень уравнения f (x ) = 0. Чтобы не взрывать мозг, рассмотрим конкретный пример:
(x
− 1)(2 + x
)(7 − x
) < 0;
f
(x
) = (x
− 1)(2 + x
)(7 − x
);
(x
− 1)(2 + x
)(7 − x
) = 0;
x
− 1 = 0 ⇒ x
= 1;
2 + x
= 0 ⇒ x
= −2;
7 − x
= 0 ⇒ x
= 7;
Мы получили 3 корня. Перечислим их в порядке возрастания: x = −2, x = 1 и x = 7. Очевидно, что наибольший корень — это x = 7.
Для тех, кому легче рассуждать графически, я отмечу эти корни на координатной прямой. Посмотрим, что получится:
Требуется найти знак функции f (x ) на самом правом интервале, т.е. на (7; +∞). Но как мы уже отмечали, для определения знака можно взять любое число из этого интервала. Например, можно взять x = 8, x = 150 и т.д. А теперь — тот самый прием, который не проходят в школах: давайте в качестве числа возьмем бесконечность. Точнее, плюс бесконечность , т.е. +∞.
«Ты че, обкурился? Как можно подставить в функцию бесконечность?» — возможно, спросите вы. Но задумайтесь: нам ведь не нужно само значение функции, нам нужен только знак. Поэтому, например, значения f (x ) = −1 и f (x ) = −938 740 576 215 значат одно и то же: функция на данном интервале отрицательна. Поэтому все, что от вас требуется — найти знак, который возникает на бесконечности, а не значение функции.
На самом деле, подставлять бесконечность очень просто. Вернемся к нашей функции:
f (x ) = (x − 1)(2 + x )(7 − x )
Представьте, что x — это очень большое число. Миллиард или даже триллион. Теперь посмотрим, что будет происходить в каждой скобке.
Первая скобка: (x − 1). Что будет, если из миллиарда вычесть единицу? Получится число, не особо отличающееся от миллиарда, и это число будет положительным. Аналогично со второй скобкой: (2 + x ). Если к двойке прибавить миллиард, по получим миллиард с копейками — это положительное число. Наконец, третья скобка: (7 − x ). Здесь будет минус миллиард, от которого «отгрызли» жалкий кусочек в виде семерки. Т.е. полученное число мало чем будет отличаться от минус миллиарда — оно будет отрицательным.
Осталось найти знак всего произведения. Поскольку в первых скобках у нас был плюс, а в последней — минус, получаем следующую конструкцию:
(+) · (+) · (−) = (−)
Итоговый знак — минус! И неважно, чему равно значение самой функции. Главное, что это значение — отрицательное, т.е. на самом правом интервале стоит знак минус. Осталось выполнить четвертый шаг метода интервалов: расставить все знаки. Имеем:
Исходное неравенство имело вид:
(x − 1)(2 + x )(7 − x ) < 0
Следовательно, нас интересуют интервалы, отмеченные знаком минус. Выписываем ответ:
x ∈ (−2; 1) ∪ (7; +∞)
Вот и весь прием, который я хотел рассказать. В заключение — еще одно неравенство, которое решается методом интервалов с привлечением бесконечности. Чтобы визуально сократить решение, я не буду писать номера шагов и развернутые комментарии. Напишу только то, что действительно надо писать при решении реальных задач:
Задача. Решите неравенство:
x (2x + 8)(x − 3) > 0
Заменяем неравенство уравнением и решаем его:
x
(2x
+ 8)(x
− 3) = 0;
x
= 0;
2x
+ 8 = 0 ⇒ x
= −4;
x
− 3 = 0 ⇒ x
= 3.
Отмечаем все три корня на координатной прямой (сразу со знаками):
Справа на координатной оси стоит плюс, т.к. функция имеет вид:
f (x ) = x (2x + 8)(x − 3)
А если подставить бесконечность (например, миллиард), получим три положительных скобки. Поскольку исходное выражение должно быть больше нуля, нас интересуют только плюсы. Осталось выписать ответ:
x ∈ (−4; 0) ∪ (3; +∞)