Сделать кий своими руками в домашних условиях. Как делают кии для бильярда ручной работы? Зависимость мастерства от стоимости кия

Началась очень давно, и по сей день она продолжается. Сегодня эта игра вышла на новый уровень известности и количества ее приверженцев. Поэтому появляется все больше клубов и сообществ, которые занимаются практикой бильярда, обучают новичков, а также организуют турниры разного уровня, включая международные. Все игроки без исключения хотят успехов в игре и высоких достижений, но одного мастерства недостаточно. Очень часто на заказ делают кий, который поможет достичь цели.

Как и из чего делают кий

Удовольствие от игры в бильярд, а также наши успехи, во многом зависят от правильно подобранного кия. Поэтому, чтобы выбрать кий , который покажет ваш профессионализм, следует отнестись к этому процессу со всей серьезностью. Кий является очень важным в бильярде, ведь если он правильный, опытный игрок с легкостью может победить. Поэтому этот необходимый атрибут для игры в бильярд должен обладать отменными качествами.

Не секрет, что от того, как делают кий, а также из какого материала, зависят его свойства и конечное качество, а значит и предназначение. Он должен быть достаточно твердым, чтобы выполнять сильные и резкие удары, а также гибким, это очень важно в бильярде. Твердые и мягкие породы натуральной древесины, а также разнообразные сплавы, позволяют объединить эти качества. Материалы для изготовления этого важного атрибута для игры в бильярд найти легко, но цена их достаточно высокая.

Как делают бильярдный кий? Прежде всего ценные породы дерева, из которых его изготавливают, тщательно отбирают и обрабатывают. Они не должны быть с трещинами и сучками, а также обязательно хорошо высушены. Для изготовления используются породы дерева, обладающие большой плотностью и упругостью. В основном кии делают из ценных пород дерева. Это палисандр, бакаут, колоболо, венге, змеиное дерево, черное и белое дерево. Наиболее дорогой материал – эбеновое дерево. Все эти породы дерева обладают очень высокой твердостью. Для того, чтобы добавить изделию необходимой гибкости, обычно используют сосну или красное дерево.

Достаточно часто наконечник кия, который должен быть плотным и стойким к ударам, изготавливают из граба. Когда делают кий, уделяют особое внимание на равномерное распределение его веса. Именно это помогает наносить точные удары по шарам. При изготовлении учитывается форма, конструкция, размер, а также способность к складыванию (очень удобно при частых переездах). Уже давно кий делают из двух или нескольких пород древесины. Собирают дерево в них при помощи запилов, которые на завершающем этапе складываются в определенный рисунок. Поэтому по виду запилов и их количеству классифицируют такие модели:

  • корона – самый дорогой и сложный в производстве. Делают кий с этим вида запила с использованием специального, дорогостоящего оборудования и специального оснащения. Конструкция и дизайн запила корона бывают нескольких видов: четырехперьевые длинные короны, четырехперьевые обычные короны, а также редкий и сложный запил корона по короне. Это основные виды, но бывают еще разновидности. Такие изделия обладают очень высокой плотностью. Игровые характеристики на высоком уровне;
  • венский или классический запил, имеет самое большое распространение. Все мастерские делают кии с этим видом запила. Чаще всего, именно венский запил становится первой работой начинающего мастера. У разных мастеров перья отличаются углом запила, а это наиболее важная характеристика. Большинство игроков и мастеров сходятся во мнении, что именно этот простой вид запила является лучшим для бильярдного кия;
  • тюльпан . Является одной из вариаций классического запила перо. Как делают запил кия тюльпан? При поклейке классический венский запил комбинируется специальным способом, и в результате получается запил тюльпан. Такое изделие отличается высокой плотностью. Из-за трудоемкости процесса, а также большого расхода древесины, цена на такие модели достаточно высокая.

Хороший кий – залог успешной игры

Для получения удовольствия от игры в бильярд совсем не обязательно пользоваться самым дорогостоящим кием. Мы уже знаем, как делают кий, поэтому всегда есть возможно подобрать модель хорошего качества «по руке», из хорошего материала и при этом не потратить большую сумму. Для сохранения характеристик и обеспечения его долговечности, обязательно стоит приобрести средства для ухода.

Точность удара в бильярде оттачивается годами. Для того, чтобы постичь увлекательную науку игры в бильярд, профессиональные игроки систематически тренируются в дружественных турнирах и поединках. Бильярд в Мелитополе – это прекрасный способ отдохнуть от забот и городской суеты, отлично провести время, пообщаться с друзьями и насладиться атмосферой этой интереснейшей игры.

Игровые качества бильярдного кия напрямую зависят от того, как и из чего его сделали. Давайте немножко поговорим о том, как делают кии в современных мастерских.

Из чего делают кии

Из чего делают кии?

Все материалы должны быть качественные, используемое просушенное дерево тщательно отбирается и обрабатывается, в нем не должно быть сучков, трещин. Как правило, материал готовится заранее, потом ему дают время «вылежаться», а только после этого приступают к обработке и собственно изготовлению бильярдного кия - игрового инструмента. Все бруски, которые повело или которые проявили какой-либо другой дефект, отсеиваются.

Из какого дерева делают кии?

Практически все качественные бильярдные кии делают из нескольких ценных пород дерева высокой плотности. Для изготовления турняковой и наборной (запильной) части кия, используется древесина твердых и очень твердых пород, например, сапелли, амарант, лайсвуд, падук, черный граб, венге, лимонник, палисандр, бакотэ, кокоболо, макасар, эбен и ряд других материалов. При этом могут соединяться «запилы» разных пород дерева, что положительно влияет на игровые свойства кия. Запилы могут быть разной формы: классический - венский, паутина, корона, цветок, тюльпан и другие. Шафты киев ручной работы делают только из граба. Фабричные кии обычно делают из клена.

Изготовление кия ручной работы

Первый этап после отбора материалов - напиловка (или заготовка склеенных деталей). Подготовленные на этом этапе детали кия склеиваются. При этом при изготовлении кия ручной работы состав клея тоже может изменяться таким образом, чтобы его твердость после засыхания была равна твердости дерева. Тогда бильярдный кий будет без искажений передавать энергию удара. Склеиваются заготовки под давлением. После склейки заготовки кия отправляются в сушку, где они некоторое время отлеживаются. И только после этого начинается обработка собственно кия: задаются все его параметры , размеры, придается форма. Если речь идет о кие двусоставном, то вставляется скрутка. На этом же этапе добавляется груз и делается баланс кия. Что немаловажно - на этом этапе все действия обычно выполняются вручную, с помощью шкурок, лезвии, рубанка, без использования токарного станка. Почему? Потому что, по мнению мастеров, при токарном обработке в заготовке будущего кия возникает огромное количество внутренних напряжений древесины, пусть даже мелких - но они могут сильно влиять на игровые качества кия. В хороших мастерских этого стараются избегать. После этого кий вычищается. На него наносится логотип, инкрустация или практически любое изображение по выбору заказчика - вплоть до страз. В случае фабричных киев наносится обычно логотип. После этого кий покрывается воском или лаком и полируется. Каждый кий тестируется: покупая кий ручной работы, вы сможете быть уверены в его высоких игровых качествах.

Сделать кий в фабричных условиях быстрее и проще. При промышленном изготовлении кия склейка не производится, турняк и шафт изготавливаются из клена на токарном станке. На следующем этапе работает токарный станок под управлением компьютерной программы. Кию придается нужная форма. Наносится рисунок - тоже на станке. После этого устанавливается скрутка и турняк можно присоединять к шафту. Далее кий покрывается лаком - опять же автоматически.

Характеристики пород древесины для бильярдных киев:

Рамин : плотность - 670 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 3,0

Клен : плотность - 650 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 4,0

Граб

Бук : плотность - 650 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 3,8

Дуб : плотность - 700 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 3,8

Ясень

Лимон : плотность - 700 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 3,6

Амарилья : плотность - 800 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 4,5

Карельская бареза : плотность - 700 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 3,5

Сапелли

Лайсвуд : плотность - 650 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 3,5

Падук : плотность - 750 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 3,8

Фернамбук : плотность - 800 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 7,2

Амарант : плотность - 870 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 5,0

Сукупира : плотность - 900 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 4,9

Редхарт : плотность - 900 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 5,8

Черный граб : плотность - 750 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 3,5

Мореный дуб : плотность - 950 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 5,7

Венге : плотность - 850 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 4,2

Пальмира : плотность - 700 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 4,0

Тюлипвуд: плотность - 860 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 4,5

Зебрано : плотность - 770 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 3,3

Палисандр : плотность - 900 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 5,5

Бакотэ : плотность - 940 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 5,5

Кокоболо : плотность - 850 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 4,3

Зирикот : плотность - 950 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 6,0

Кингвуд : плотность - 990 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 4,4

Гренадил : плотность - 1080 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 7,0

Макассар : плотность - 1100 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 6,5

Эбен : плотность - 1150 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 8,0

Пламенный эбен : плотность - 1200 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 8,0

Лунный эбен : плотность - 1250 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 8,0

Бокаут : плотность - 1300 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 8,1

Змеиное дерево : плотность - 1350 кг/м 3 , твердость по Бринеллю - 8,3

Образцы древесины для изготовления киев ручной работы (покрытие - лак и покрытие - воск):

Добрый день, уважаемые читатели!

Примеры киёв, изготовленных в мастерской Шатова

Благодаря счастливому стечению обстоятельств на днях мне удалось побывать в удивительном месте – в уникальной столярной мастерской , которая занимается исключительно изготовлением киёв для бильярда. И не просто бильярда, а именно русского. И не просто киёв, а эксклюзивных киёв ручной работы . И вообще, это не обычная мастерская, а мастерская одного из лучших мастеров по изготовлению киёв ручной работы в нашей стране – мастерская Ивана Шатова .

руководитель мастерской Иван Шатов за работой

Коллектив мастерской принял меня очень тепло и с большим удовольствием поделился со мной всеми тонкостями процесса изготовления киёв. Захватывающую экскурсию по мастерской для меня провел Алексей Шатов. Сегодня я поделюсь этими ценнейшими знаниями с вами.

общий вид мастерской

мастер Алексей Шатов

Самое важное в кие – это материал, из которого он изготовлен. Дерево должно соответствовать множеству критериев: в первую очередь быть одновременно сверхпрочным и очень гибким. Помимо этого, кии ручной работы – это настоящие произведения искусства, что во многом достигается благодаря использованию нескольких пород дерева с различной структурой волокон и цветом. Вследствие таких жестких требований круг используемых пород дерева достаточно сильно ограничен и представлен в основном экзотическими породами. Например, ударную часть кия (шафт) в большинстве случаев изготавливают из граба (плотность 750 кг/м3). Остальная часть кия может быть изготовлена из таких пород, как палисандр, мербау, венге, падук, коко-боло, эбеновое дерево и даже самое тяжелое дерево в мире – змеиное дерево (1400 кг/м3). Качество исполнения, сочетание пород и, в конечном итоге, красота изделия полностью зависит от фантазии и навыков мастера.

материал для киёв — бруски ценных пород

Дерево поставляется в мастерскую в виде брусков-заготовок, которые предварительно прошли длительный процесс естественной сушки (для некоторых пород этот период может достигать года и даже более). Сырье пребывает в мастерскую задолго до того как оно будет использовано: уже высушенные бруски обязательно вылеживаются минимум три месяца непосредственно в мастерской перед тем как идут в дело — для установления необходимой влажности.

фуговально-рейсмусовый станок

В первую очередь из бруска делается заготовка нужного размера. При этом используется высокоточный фуговально-рейсмусовый станок. Из-за высокой плотности обрабатываемой древесины ножи станка изнашиваются в несколько раз быстрее, чем при обработке древесины мягких пород. На выходе этого этапа получаются идеально ровные заготовки размером 30х30мм.

выпиливание нужного угла на ленточнопильном станке

Далее заготовка попадает на ленточнопильный станок с тончайшими полотнами (0.35мм) — для обеспечения максимально чистого реза. На фото видно, что при помощи цулаги (специального приспособления), запил происходит под специальным, строго заданным углом. Этот угол сам по себе является отличительной чертой мастера и у каждого мастера он свой.

ножи для доводки детали после ленточной пилы

Несмотря на тонкое лезвие, ленточная пила не способна исполнить пропил нужной формы — в конце пропила всегда будет прямой угол (ступенька). Для доведения пропила до совершенства используются ножи, изготовленные по спецзаказу, которые имеют ровно тот угол лезвия, который необходимо.

финальная доводка ручным инструментом

идеально точное соединение

Затем, таким же образом на ленточной пиле нарезаются схожие элементы из других пород или другого размера, в зависимости от замысла мастера. После чего вся заготовка помещается в ваймы для склеивания. Для сращивания элементов в единое целое используется эпоксидная смола. Смола лучше чем клей подходит для данного вида работ, так как она имеет более длительное время схватывания (около 30 минут) — есть возможность не торопясь, точно собрать заготовку. К тому же ПВА клей имеет некоторую эластичность даже после застывания, что недопустимо для кия, так как может давать дополнительный люфт. Смола же после отверждения полностью монолитна.

заготовка зажимается в ваймы при склеивании

После окончательного затвердевание смолы (через неделю) заготовка готовится к следующему этапу — обработке на токарном станке.

заготовка перед токарной обработкой

заготовка устанавливается в токарный станок

Один из ключевых этапов — подбор нужного количества свинца для рукоятки кия. Кий специальным образом балансируется. Зачастую при изготовлении кия на заказ, у заказчика есть пожелания в том числе и по нужному весу кия.

свинцовый стержень

Финишная шлифовка производится исключительно в ручную на специальном самодельном абразивном стенде. Покраска осуществляется по желанию заказчика: это может быть покрытие лаком либо натуральным маслом, что наиболее популярно в настоящее время.

приспособления для финишной ручной шлифовки кия

Также в мастерской нашлось место и для станка с программным ЧПУ управлением. Он имеет фрезу для резьбы и лазер для выжигания. В основном он используется для нанесения клейма мастера на уже практически готовый кий.

ЧПУ станок

примеры работ мастерской Шатова

Выражаю благодарность коллективу мастерской за отличную возможность познакомиться с процессом изготовления киёв, с самой мастерской и с готовыми изделиями!

Дорогие читатели, завтра вас ждет наиболее захватывающая часть репортажа — фотографии готовых работ мастерской Шатова. Кто не может ждать завтра, смотрите прямо сейчас на

Держите кий на уровне бедра доминантной рукой. Возьмитесь одной рукой за отметку на кие, ближе к дальней его части. Там обычно есть условное обозначение. Возьмитесь рукой приблизительно на расстоянии от 10,2 до 12,7 см от конца кия. В идеале, рука, находящаяся дальше, должна образовывать угол в 90 градусов с кием.

  • Большинство новичков слишком сильно сжимают кий. Держите кий расслабленно, но контролируйте процесс.
  • Ваше тело должно находиться в линии с битком. Это поможет вам правильно прицелиться для удара.
  • Держите кий большим и указательным пальцами, можете подключить средний, если хотите придать удару бОльшую силу.
  • Наклонитесь пониже к столу. Когда вы возьмете кий в доминантную руку и выберете правильное место для удара, вам стоит наклониться пониже к столу, чтобы вы могли смотреть прямо по линии кия на бильярдный шар. У вас не получится правильный удар, если вы будете стоять прямо и будете зажаты.

    • Расслабьте ноги и немного их расставьте, хотя бы на десяток сантиметров.
  • Сделайте открытый упор другой рукой. Положите вторую руку на стол в 15-20 см от битка. Чем ближе вы к шару, тем более точным получится ваш удар. Когда ваша будет рука на столе, вы должны сделать упор в виде колыбельки на ней так, чтобы это позволило вам балансировать кий на руке и совершать удары. Конечно, определенные виды упоров в большей или меньшей степени подходят для различных ситуаций. Лучше всего, для начала, ознакомиться с наиболее часто встречающимся типом упора – открытым упором:

    • Для начала положите руку на стол и расставьте пальцы.
    • Поместите кий между фалангами указательного и среднего пальцев в образованное V-образное пространство.
    • Вы можете регулировать высоту кончика кия, поднимая или опуская руку.
    • Это позволит кию скользить, когда вы прицеливаетесь для удара по шару.
  • Держите кий устойчиво, пока прицеливаетесь. Наклонитесь вперед и мысленно поместите кончик кия на точку на битке, в которую вы будете бить. Техники удара в нужное место шара для более точного забивания вы усовершенствуете позже. В идеале, вам стоит ударять биток в центр или в самое выгодное место для удара, чтобы шар закатился туда, куда нужно.

    • Вы должны видеть прямую линию между битком и прицельным шаром (шар, который вы хотите забить).
  • Держите кий с учетом продольного центра тяжести и сделайте удар. Аккуратно выполните скользящее движение кием вперед, в то же время четко прицеливаясь. Если вы не совсем уверены в точности удара, аккуратно подвигайте кием вперед-назад по своему открытому упору, чтобы почувствовать уверенность и балансировку, прежде чем сделать удар. Помните о том, что вам нужно ударять шар, а не толкать его. Доведите удар до конца, немного продолжая движение после того, как вы уже совершили сам удар.

    • Пусть ваше тело остается низко наклоненным к столу до конца удара.
    • Держите кий расслабленно и свободно. Не сжимайте его слишком сильно во время удара. Если сжатие будет слишком сильным, кий может сорваться и изменить направление вашего удара.
    • Держите кий так, чтобы рука была снаружи, и поддерживайте его большим пальцем. Это обеспечит лучший контроль. При помощи большого, указательного и среднего пальцев другой руки держите кий на нужном месте.