Сказания о ганеше. Эзотерический интернет-магазин и форум Магистериум. Магический магазин для всех

Ганеша, Ганапати – является самым почитаемым божеством Индии. Он – божество мудрости и устранитель препятствий, покровитель искусства, музыки и литературы. Перед любым новым начинанием, будь то постройка дома, написание книги или просто путешествие, обращаются именно к Ганеше. Его изображения можно встретить везде – на парадных воротах жилищ, над входами в магазины и банки, на обочинах дорог и перекрёстках.

Изображают Ганешу с головой слона на человеческом туловище, иногда многоголового и многорукого (количество рук разнится от двух до тридцати двух в зависимости от облика), с обломанным бивнем. Его вахана – мышь или крыса.

Хотя Ганеша считается старшим сыном Шивы и Парвати , Бхагавата-пураны относят его происхождение за счет одного или другого из этой супружеской пары, но только не их обоих, так как Шива и Парвати не могли иметь общего потомства. Боги, опасавшиеся, что дети, рождённые от такого союза, могут оказаться слишком ужасными, чтобы жить рядом с ними, попросили Шиву не порождать детей. Шива согласился, но Парвати, узнав об этом, пришла в ярость и заявила, что в таком случае жёны других богов должны тоже стать бесплодными, как она, и прокляла их соответствующим образом. В результате все богини утратили способность рождать детей. Так называемые сыновья и дочери богов либо рождены из головы, либо произведены на свет каким-то таинственым способом, который смертным неизвестен.

Согласно повествованию Матсья-пураны, Парвати произвела на свет Ганешу, чтобы излечить своего мужа от привычки неожиданно врываться к ней в то время как она купалась. Однажды она взяла масло и протирания, использованные при купании и, соединив их с другими выделениями, вышедшими из её тела, придала им форму человека, которому дала жизнь, окропив его водой из Ганги. Затем Парвати поставила его охранять дверь её купальных апартаментов.
Вскоре пришел Шива и был несказанно удивлен при виде Ганеши. Однако он попытался войти силой, и между ними началась ссора, в ходе которой Шива отрубил Ганеше голову. Когда Парвати вышла и увидела, что ёе сын убит, она разразилась горестными рыданиями, и Шива, желая её утешить, приказал, чтобы ему доставили голову первого попавшегося живого существа. Это оказалась голова слона, Шива приспособил её к телу Ганеши и дал ему жизнь.

В другом рассказе о происхождении Ганеши говорится, что Парвати совершила поклонение Вишну, моля его о сыне, и тогда сам Вишну принял вид младенца и стал её сыном. Услышав о рождении ребенка, боги пришли поздравить Парвати, и, в то время как все боги смотрели на чудесного ребенка, Шани (планета Сатурн) держал взгляд прикованным к полу. Парвати спросила его, почему он не смотрит на её дитя, и Шани ответил, что находится под проклятием своей жены, которая в приступе ревности, заявила, что всякий, на кого он посмотрит, погибнет в одночасье. Однако гордая мать подумала, что её чадо не подвластно никакой опасности и, преисполненная счастья, заявила, что Шани может смотреть на её дитя сколько душе угодно. Шани взглянул, и голова ребенка отделилась от туловища и улетела в Вайкунту, небо Вишну, где воссоединилась со своей исходной субстанцией. Парвати прокляла Шани, отчего незадачливый небожитель охромел. Затем она начала причитать, и чтобы утешить её, Вишну оседлал Гаруду и отправился на поиски головы. Он нашел слона, спавшего на берегу реки, отрезал ему голову и принес её Парвати, которая соединила голову с телом Ганеши, а Брахма дал ему жизнь.

В Вараха-пуране говорится, что Ганешу в одиночку породил Шива. Бессмертные боги и святые мудрецы видя, что ни им, ни другим в совершении добрых и злых дел не препятствуют никакие трудности, собрались на совет относительно того, каким образом можно воспрепятствовать совершению злых дел. Боги запросили мнение Шивы, сказав, что только он один может создать существо, способное препятствовать совершению недолжных деяний. Услышав их слова, Шива взглянул на Парвати, и, пока он думал о том, как ему выполнить желание богов, из блеска, исходившего от его лица, появился юноша, излучающий сияние и наделённый качествами Шивы, красота которого очаровала женское население небес.
Когда Ума (Парвати) увидела его красоту, её охватила ревность и в гневе она произнесла проклятие: “Ты не будешь оскорблять мой взор своей юношеской красотой, обрети слоновью голову и огромный живот, и тогда вся твоя красота улетучится”. Затем Шива обратился к своему сыну и сказал: “Имя тебе будет Ганеша, сын Шивы. Ты будешь первенствовать над винаяками и ганами, от тебя будет исходить успех и удача и велико будет твое влияние среди богов, в жертвоприношениях и во всех делах. Поэтому тебе первому будут поклоняться и тебя первого будут призывать по любому поводу, а цели и молитвы того, кто уклонится от этого, не будут иметь успеха”.

В Сканда-пуране приводится еще один рассказ о происхождении Ганеши :

В период сумерек, который наступил между эрами Двапара-югой и Кали-югой, женщины, варвары, шудры и другие служители греха, посетив храмы и совершив моления, получали доступ на небеса. В результате небеса оказались переполнены, а ад обезлюдел. В этом затруднительном положении Индра и другие боги обратились за помощью к Шиве, который попросил их адресовать свои жалобы к Парвати. Ублаготворённая ими, Парвати потёрла своё тело и произвела удивительное существо с четырьмя руками и слоновьей головой, который стал препятствовать людям восходить на небеса, замещая их стремление к паломничеству страстью к богатству.

У Ганеши только один бивень, второй был отломан Парашурамой . Однажды Парашурама посетил обитель Шивы на горе Кайлас. У входа его встретил Ганеша и сообщил, что Шива находится в глубокой медитации и никого не принимает. Однако Парашурама желал немедленной аудиенции и попросил Ганешу пойти и разбудить Шиву. По мнению Ганеши, Парашурама не был настолько важным посетителем, чтобы из-за него нарушать покой отца, о чём он и сказал. Начался спор, который перешёл в драку. Ганеша схватил Парашураму своим хоботом и яростно швырнул на землю. Парашурама поднялся и метнул в Ганешу топор, который отрубил ему бивень.
Тогда на сцену выступила Парвати и уже собиралась проклясть Парашураму, когда боги выступили в его защиту, а Брахма пообещал, что, даже лишившись одного бивня, её сын будет почитаем всеми остальными богами.

Ганешу считают сведущим в священных науках и к тому же прекрасным писцом . Говорится, что именно ему Вьяса диктовал Махабхарату, а он записал её. Однако, прежде чем согласиться стать писцом Вьясы, Ганеша сказал поэту, что у него нет времени, чтобы его растрачивать попусту, поэтому он должен быть постоянно занят. На что Вьяса ответил, что писец должен с пониманием записывать то, что ему диктуют. Говорится также, что, пока Ганеша размышлял над смыслом стиха, который писал, Вьяса сочинял следующий, так и было записано всё произведение.

Из этой легенды получился ещё один миф о том, как Ганеша сломал бивень : Во время записи Махабхараты Ганеша сломал перо и, стремясь не упустить ни слова из сказанного Вьясой, отломил бивень и стал писать им.

Также существуют легенда от том, что Ганеша, сражаясь с великаном Гаджамукхой , сам отломил свой бивень и бросил его в противника. Бивень обладал магической силой и великан превратился в крысу, став затем ездовым животным Ганеши.

Ещё рассказывается, что Ганеша выиграл своих жен Сиддхи и Буддхи при помощи своих талантов к познанию и логике. Случилось так, что в этих дам влюбились и Ганеша и его младший брат Картикея, которые договорились, что будут состязаться в беге вокруг всего мира, и победитель получит обеих в награду. Ганеша остался дома и, когда Картикея вернулся из своего изнурительного путешествия, доказал ему обильными цитатами из священной литературы, посвящённой географии, что он (Ганеша) совершил кругосветное путешествие и вернулся значительно раньше его, затем он женился на обеих дамах.

Хотя мнения в отношении семейного положения Ганеши расходятся . Часть мифов относит Ганешу к брахмачаринам, которые не могли жениться. По другой, версии Ганеша ассоциируется с такими идеями как Буддхи (интеллект, разум), Сиддхи (успех) и Риддхи (процветание). Иногда эти концепции персонифицируются в одноимённых божеств, которые признаются жёнами Ганеши. Ещё один миф утверждает, что женой Ганеши была богиня культуры и искусств Сарасвати или богиня удачи и процветания Лакшми.

Другая история рассказывает о том, как Ганеша выиграл ещё один спор со своим младшим братом . Шива обратился к своим сыновьям, желая определить, кто из них самый значимый и кто будет повелителем ганов (свита Шивы). Для решения вопроса им следовало обойти Вселенную три раза, кто первый – тот и победитель. Картекея сразу же вскочил на павлина и отправился в путь. Ганеша не торопясь объехал вокруг Шивы три круга на своей маленькой мышке и сказал: «Моя Вселенная – это ты, отец!», после чего выиграл состязание, получив прозвище Ганапати (Владыка ганов).

В Атхарва-веде Ганапати (здесь он Вачаспати) отведена роль покровителя священной речи . Он первый, рождённый среди богов, с ним связано число 21 (5 махабхутов, 5 танматр, 10 индрий и кармендрий и прана как жизненная сила). Эта группа из 21-го называется гана или врата, и Вачаспати именуется Ганапати или Вратапати. Также он и Махад-якша, Великий мистический свет, существующий в центре мира, а все боги – как ветви этого центрального древа мира. Вачаспати предстаёт как предводитель якшасов. В Атхарва-веде якшасы – совсем не те демоны, которыми их пытается представить позднейшая интерпретация мифологии. Якша здесь – это замечательный, исключительный, могущественный и достойный поклонения дух. В свите Вачаспати также колдуны (вратьи), прорицатели и ведуны, потребляющие психотропные препараты и ведущие образ жизни, расходящийся с принятым по законам. Все они составляют свиту Шивы и управляет ими Ганапати.

» (Ганеша сахасранама), каждое из которых символизирует отдельный аспект этого божества.

В эпической и пуранической мифологии Ганеша - сын Шивы и Парвати, брат Сканды. Жены Ганеши - Буддхи ("разум") и Сиддхи ("успех"). По версии "Вараха-пураны" Боги обратились к Шиве с просьбой создать бога, который препятствовал бы свершению злых деяний, и Ганеша возник из сияния величия Шивы.

Иконография. Ганеша обычно представляется в виде плотного человечка с человеческим туловищем красного или желтого цвета, с большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой с одним бивнем.

Ганеша - Божество, составляющее свиту Шивы. В индуистском пантеоне появляется сравнительно поздно, в эпоху раннего средневековья, но сразу занимает в нем почетное положение и принадлежит к числу наиболее популярных и почитаемых индийских богов. Его призывают в помощь, предпринимая важное дело. Бог мудрости и устранитель препятствий, покровитель торговли и путешественников.

Версии рождения Ганеши.
1. "Брихаддхарма-пурана" (II кн.). После появления на свет Сканды, Шива отказывался "предаваться любовным ласкам" ради появления потомства, но Парвати страстно желала сына. Разгневанный Шива свернул полу одеяния богини и подал ей в руки: "Вот тебе сын, Парвати". - "Как может этот кусок ткани заменить мне сына?" - возразила она. Но, когда она говорила, то случайно прижала сверток к своей груди. Как только сверток коснулся груди богини, он ожил и Парвати велела жрецам совершить обряды, полагавшиеся при рождении сына.

Версии появления слоновьей головы.

1.По одной из версий, на празднестве в честь рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани, который из мести испепелил голову новорожденного. Брахма посоветовал Парвати заменить ее головой первого существа, которое ей встретится, и им оказался слон.

2.Брихаддхарма-пурана" (II кн.). После рождения Ганеши все боги были приглашены на праздник, где каждый мог взглянуть на младенца. Почести Парвати и ее сыну не воздал только Шани, т.к. он был проклят своей супругой за пренебрежение ею и от его взгляда гибло все, на что падал взор бога. Парвати пренебрегла предупреждением Шани и попросила его взглянуть на сына. Как только Шани посмотрел на Ганешу, голова младенца отделилась от тела и упала на землю. Воскресить младенца не удалось даже Шиве. Тогда с небес раздался голос, велевший "приставить" к плечам Ганеши голову того, кто "спит лицом к северу". На поиски головы был отправлен слуга Шивы Нандин, который после долгих странствий пришел в столицу небесного царства Амаравати. У ворот города он увидел Айравату, слона Индры, лежащего головой на север. Победив в сражении с Индрой, Нандин отсек голову слону и вернулся к Шиве. Юный бог ожил и по велению Шивы стал во главе ган (сонмов слуг Шивы), получив от Брахмы имя Ганеша, "Владыка сонмов". Индра пришел с покаянием к Шиве и в знак прощения, Шива велел бросить тело обезглавленного слона в океан, чтобы тот обрел новую голову, после чего воскресший Айравата вернулся к Индре.

3.Другое объяснение состояло в том, что Парвати слепила из глины человечка и, омыв его в водах Ганга, поставила стражем перед своими покоями, а когда новый страж преградил туда путь самому Шиве, гневливый бог отрубил ему голову и, увидев отчаяние супруги, обещал приставить к туловищу Ганеши голову первого встречного существа, которым оказался слон.

4."Вараха-пурана". Ганеша потерял голову из-за проклятия Парвати, недовольной его появлением на свет.

Два объяснения были предложены индийскими мифотворцами и для объяснения того, почему у слоноголового человечка только один бивень .

1.Согласно одному из них, он лишился одного бивня за добросовестное исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив на сей раз брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы; Парашурама, который вообще ни с кем не церемонился, отсек ему один бивень своим топором.

2. По другой легенде, Ганеша сам использовал один бивень в качестве оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху («Слоноволикий» - снова «слоновый мир»), который превратился после этого в крысу, ставшую впоследствии ездовым животным (вахана) Ганеши.

Ганеша очень любит сладкое блюдо: шарики из рисовой муки со сладкой сердцевиной. На одном из своих дней рождения Ганеша ходил от дома к дому, принимая предложения сладких блюд. Съев большое количество их, он поехал ночью на своей мыши. Внезапно мышь споткнулась - она увидела змею и испугалась так, что в итоге Ганеша упал. Его живот открылся и все сладкие блюда вышли. Но Ганеша запихнул их назад в свой живот и, поймав змею, обвязал ее вокруг живота. Увидев все это, Луна в небе весело засмеялась. Это недостойное поведение Луны очень Ганешу рассердило, и он швырнул один из своих клыков и в Луну и сказал, что отныне никто не должен смотреть на Луну в день Ганеша-Чатуртхи.

Однажды Ганеша и Его брат Правитель Субраманйа однажды спорили - кто был старший из них. Вопрос был задан Господу Шиве для окончательного решения. Шива решил, что тот, кто сделает круг через весь мир и вернется первым к отправной точке, получит право быть старшим. Субраманйа сразу улетел на своем средстве передвижения - павлине чтобы сделать оборот вокруг мира. Но мудрый Ганеша, выражая преданное почтение и любовь, обошел вокруг Своих родителей и просил награду за Его победу. Господь Шива сказал: «Любимый и мудрый Ганеша! Но как могу я дать тебе награду; ты же не обошел весь мир?» Ганеша ответил: «Нет, но я обошел вокруг моих родителей. Мои родители представляют целую проявленную вселенную!» Таким образом, спор был улажен в пользу Правителя Ганеши, который был после того признан старшим из двух братьев. Мать Парвати также дала Ему плод как награду за эту победу.

Хотя Ганеша - предводитель низшего пантеона в услужении Шивы , он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Эти же функции выполняют обе его жены - Буддхи («Разум») и Сиддхи («Успех»). Ганешу призывали и призывают до сих пор в помощь при каждом начинании, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеша-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии. В многочисленных храмах, посвященных Ганеше, особо отмечается четвертый день светлой половины месяца - чатуртти, а в месяце бхадра (август-сентябрь) в Махараштре праздник Ганеши отмечают в течение десяти дней.

Имена. ГАНЕША В поздневедийский период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита). Гхатодара - "Толстобрюхий"; Вигхнеша - "Владыка препятствий"; Экаданта - "Однозуб".

Ганеша по-настоящему искусен в устранении препятствий. Но на устранении препятствий он специализируется благодаря ганам. «Ганеша» буквально означает «гана иша», то есть «бог ган». Слово «гана», как и все хорошие санскритские слова, имеет несколько разных значений, как минимум три из которых очень важны в этом контексте.

Во-вторых, «гана» означает органы чувств. Мы определенно хотим, чтобы Ганеша оградил нас от вигхна , любых препятствий, которые могут чинить нам наши органы чувств. В этом интересном слове «вигхна» часть «-гхна» означает «убивать», а часть «ви-» означает здесь «особенность». Таким образом, вигхна является препятствием, которое «убивает» определенным особым образом. Это может быть и в буквальном смысле, но, как правило, «убивает» оно в переносном смысле, - прерывая наше развитие в определенном направлении. Вигхна «убивает» наше намерение, устраняет импульс развития; отвлекает нас от наших целей. Наши органы чувств особенно искусно создают такие препятствия, выдумывают особые способы разрушения. Наши органы чувств обращаются к вещам, не очень подходящим для нас, совсем не нужным нам, а под влиянием этих ошибочных пристрастий наших органов чувств мы оказываемся в ситуации, когда эти вигхны могут «убить» нас самих.

Попытки накопить шакти при наличии значительных остаточных пристрастий могут спровоцировать разного рода трудности. После того, как мы взяли наши пристрастия под контроль, пусть даже временно, мы можем найти другое применение накопленной нами шакти. Например, направить эту энергию на уменьшение влияния кармы, которая создает вигхны, препятствующие или способные «убить» наше развитие, или на повышение в нашей жизни позитивного влияния Ишта-девата, личного божества.

Когда за дело берется Ганеша, он управляет нашими органами чувств, чтобы мы могли держать их под контролем - либо под личным контролем, либо под контролем Ишта-девата, личного божества. Когда наши органы чувств находятся под пристальным контролем, они освобождаются от тяги обращать внимание исключительно на наши пристрастия и желания - такие пристрастия и желаний, которые могут возникать в нас под воздействием наших умерших предков, ищущих связи с физическим телом, чтобы наслаждаться тем, что они любили перед своей смертью. Таким образом, вторая причина, по который нужно поклоняться Ганеше, - это управление органами чувств.

Третьим важным в данном контексте значением слова «гана» является «бестелесное существо». «Гана» означает также бесплотных разумных существ из каждого множества: бхуты, преты, пишачи, брахма-ракшасы, веталы, вимана гандхарвы, якши, якшини, дакини, шакини и так далее. Некоторые из них некогда имели воплощения, некоторые никогда не существовали во плоти. Некоторые из них некогда были людьми, а некоторые никогда не воплощались как человек. Но все они могут влиять на людей из-за своей тонкой сущности. Они могут, как правило, даже без нашего ведома, проникать в наше энергетическое поле и влиять на нас. Так как подобное поведение по отношению к нам со стороны существ, которые преследуют свои собственные цели, нам не по нраву, мы обращаемся к Ганеше с просьбой держать и их всех под контролем.

Роберт Свобода

Ганеша — это индийский бог богатства и изобилия, сын Шивы . Его считают покровителем бизнеса, ведь Ганеша призван убирать препятствия с пути тех, кто в этом нуждается и награждать за праведность материальными благами. Помогает он путешественникам и тем, кто стремится получать знания.

Чаще всего это божество изображается с огромным животом и головой слона, на которой расположены бивень и хобот. Рук у Ганеши, как правило, четыре, но бывает и больше. Бог кажется круглым толстячком, непривлекательной наружности. Но, несмотря на видимые внешние недостатки, у Ганеши доброе и справедливое сердце. К нему приезжают люди со всего мира, надеясь на его благосклонность и пытливый ум. Ганешу называют слоном, исполняющим желания.

Шри Ганеша изображен в компании мыши (бывшего демона), которую он по легенде усмирил и сделал своим наездным животным . Мышь-демон символизирует суету и дерзкие намерения. Таким образом, Ганеша искореняет лживую суетность, чрезмерную гордость, эгоизм и дерзость.

В каждой части тела Ганеши скрыт тайный смысл:

  • голова слона символизирует проявления преданности и благоразумия;
  • большие уши говорят о мудрости и способности слушать всех, кто обращается с просьбами к божеству;
  • бивень является показателем могущества и способности преодолевать дуализм;
  • изогнутый хобот символизирует высокие интеллектуальные способности Ганеши;
  • большой живот демонстрирует особую щедрость божества, его стремление спасать Вселенную от страданий.

Легенды появления Слона Ганеши

  1. Существует предание, что супруга Шивы — Парвати страстно хотела иметь сына и просила об этом Вишну, который смилостивился и подарил ей Ганешу. В честь малыша устроили прием, где присутствовал бог Шани, способный от одного взгляда превращать в пепел все живое. Он взглянул на мальчика и его голова сгорела. Шива попросил слуг принести голову первого животного, встретившегося на их пути. Этим животным был слон. Так у Ганеши появилась голова слона.
  2. По другой легенде, Шива собственноручно сорвал голову сына с плеч, чем очень разгневал Парвати и, желая загладить собственную вину, прирастил голову первого попавшегося животного к телу Ганеши.
  3. Есть мнение, что Парвати слепила из глины фигурку мальчика и поставила его перед входом в свои покои. Но, когда мальчик преградил путь самому Шиве, то был им обезглавлен. Но, видя, как жена огорчилась, Шива решил воспользоваться своей волшебной силой и возвратить Ганешу к жизни, даруя ему голову слона.

Считается, что Ганеша обожает кукурузные шарики со сладкой сердцевинкой. Однажды он объелся сладостей на своем дне рождения и, путешествуя на мыши, упал. Мышь испугалась змеи, проползающей мимо и, сбросила бога с себя. В результате этого Ганеша травмировал живот и все сладости высыпались наружу. Но бог не растерялся и запихнул их обратно, а живот перевязал змеей, встретившейся ему на пути.

Фэн-шуй и Ганеша

Фэн-шуй советует иметь фигурки с изображением Ганеши в каждом доме, чтобы их хозяев сопровождали успех и материальный достаток. Считается, что, чем крупнее размер статуэтки, тем больше достатка придет в дом.

Если фигура божества сделана из бронзы, то лучшим местом для мне будет северо-западная сторона дома. Главное — уважительное отношение к статуэтке. Считается, что Ганеша обожает, когда ему чешут живот и правую ладошку.

Если вдруг от статуэтки Ганеши отколется кусочек, то это означает то, что бог предотвратил опасность, угрожающую семье и принял удар на себя. Необходимо поблагодарить его за помощь и починить по возможности, пристроив недостающую часть на место.

Фотографии Ганеши для привлечения денег

С точки зрения пуранической и эпической мифологии бог Ганеша является сыном Шивы и Парвати. У него также есть брат Сканда. Женами Ганеши являются: Буддхи и Сиддхи – разум и успех. В одном из священных текстов Индии «Вараха-пурана» рассказывается следующее:

Боги обратились к Шиве и попросили его создать такого бога, который мешал бы творению злых дел. Результатом такой просьбы и стал Ганеша, который возник из сияния величия верховного бога.

Иконография

Ганеша на лотосе

Обычно Ганеша изображается с туловищем желтого или красного цвета, огромным животом, 4-мя руками и головой слона, имеющей один бивень. Входит в свиту Шивы.

Ганеша часто изображается с 4-мя руками, но бывает и с 6-ю, 8-ю и даже с 18-ю руками. На поясе у него змея. В верхних руках Ганеша держит лотос и трезубец. 4-ая рука расположена так, словно он протягивает дары, но порой в ней бывает ладду (сладкий шарик, сделанный из рисовой муки).

Хоботом он держит конфету, что означает «сладость от освобождения». Змея, которая его обвивает, символизирует энергию, проявляющуюся в разных формах.

Огромные уши даны Ганеше, чтобы он не пропустил ни одну человеческую просьбу. Почти всегда божество сидит на лотосе, а крыса находится рядом с ним или словно идет за ним.

Интересно, что в индуистский пантеон Ганеша вошел сравнительно поздно (в средневековье), но быстро занял в нем достойное место и по сей день является одним из самых почитаемых индийских богов. Когда предстоит важное дело, его призывают на помощь. Являясь богом мудрости и устранителем всяческих препятствий, Ганеша покровительствует путешественникам и торговцам.

Рождение Ганеши: версии

Есть несколько легенд о рождении бога-слона. Приведем некоторые наиболее распространенные:

Однажды Шивы не было дома, а Парвати принимала ванну. Вернувшийся муж застал супругу за этим делом, чем раздосадовал ее. Один из слуг посоветовал ей создать собственного защитника, который помешал бы мужу входить, когда не просят. Так из смеси шафрана и глины, которой Парвати намазала свое тело, и родился мальчик. Вернувшийся Шива разгневался, что его не пускают в собственный дом, и убил мальчика. Но супруга его обозлилась, и ярость ее создала богинь Кали и Дургу, которые начали бесчинствовать. Шива решил исправить содеянное, послал слуг принести ему голову первого животного, которое попадется им на пути. Им оказался слон. В итоге мальчик ожил с головой слона.

По другой версии Парвати получила малыша в дар от бога Вишну, которому молилась послать ей ребенка. Мольбы были услышаны, так родился Ганеша. На приеме в честь этого события собрались боги, а среди них Шани, которому было запрещено поднимать свой испепеляющий взор. Но Парвати настояла на том, чтобы тот взглянул на малыша. И от этого у Ганеши в тот же момент сгорела голова. А дальше история с головой слона повторяется.

Версий рождения Ганеши очень много, в самые различные эпохи создавались свои мифы, но есть нечто объединяющее их:

  • Ганеша – творение божественной силы.
  • Это был привратник или страж дворца Божественной Матери.
  • У него только 1 бивень. Согласно легендам, сам Ганеша оторвал его и бросил в великана Гаджамукху, сражаясь с ним. Магическая сила бивня превратила великана в крысу, которая позже стала всюду сопровождать его.

Другие версии потери бивня:

  1. По одной из легенд Ганеша столь рьяно исполнял обязанности защитника, что не пустил брахмана Парашураму в дворец Шивы. Учитывая то, что это была одна из аватар Вишну, последний не слишком долго церемонился и просто отсек бивень топором.
  2. Другой миф повествует о том, что Ганеша записывал под диктовку Махабхарату, но перо его неожиданно сломалось. Чтобы не упустить ни одного драгоценного слова учителя Вьясы, бог отломал себе бивень и использовал его в качестве писчего инструмента.

Великий сластена

По традиции Ганеша очень любит сладкое блюдо – особым образом приготовленные рисовые шарики со сладкой начинкой. Как гласит легенда, во время одного из своих дней рождений бог навещал один дом за другим, где его угощали различными сладостями. Он съел их просто несметное количество и отправился в поездку на ночь глядя на своей мыши. Последняя внезапно споткнулась и бог упал. Живот Ганеши открылся, и все съеденные блюда вывалились наружу. Но наш бог не отчаялся. Он запихнул их все обратно, затем взял змею и использовал ее вместо веревки. На все это смотрела Луна, и ее рассмешило подобное поведение. Ганеша, заметив веселье небесного светила, сильно рассердился, он взял один из клыков и швырнул в Луну, сказав, что теперь на нее никто не должен смотреть в праздник Ганеша-Чатуртхи.

Мудрый хитрец

Был случай, когда Ганеша поспорил с братом Правителем Субраманьа, кто из них старше. Спор разгорелся нешуточный. Никто не хотел уступать и отдавать пальму первенства другому. Поэтому они обратились к Шиве, чтобы он их рассудил. Последний устроил соревнования. Кто первый сделает круг по всему миру, вернувшись обратно в начальную точку, тот и будет считаться старшим из них. Субраманьа оседлал своего привычного павлина в долгое странствие. Но Ганеша поступил хитрее: он просто обошел вокруг своих родителей и потребовал своей награды, приведя аргумент, что они и представляют всю вселенную. Шиве пришлось признать мудрость Ганеши и сделать его старшим.

Низший, но не последний

Описываемый индийский бог Ганеша является предводителем низшего пантеона в свите Шивы, но это не делает его менее популярным. Бог мудрости, устранения препятствий – он пользуется огромным почитанием. Помогает людям, которые занимаются ремеслами, бизнесом, различными науками, творческим людям. Подобно мужу, его жены Буддхи и Сиддхи тоже выполняют аналогичные функции.

Во все времена и в настоящие дни Ганешу призывают, когда требуется начать важное дело. Многие сочинения на санскрите начинаются с обращения именно к этому божеству. Даже есть отдельная Ганеш-пурана, которая посвящена ему полностью.

Храмы Ганеши очень популярны. Особенно почитается 4-ый день светлой половины месяца - чатуртти, а в месяце бхадра (август-сентябрь) в Махараштре праздник Ганеши отмечают на протяжении 10 дней.

Разные имена бога

В период поздних вед Ганеша именуется как Ганапати. Потом его стали именовать Гхатодара – толстобрюхий; Вигхнешей – «Владыкой препятствий»; Экадантой – однозубым. Ганешей бог стал именоваться тогда, когда стал владыкой и хранителем всех Ганов – особого войска самого Шивы. Нередко к имени добавляется приставка Шри-, что выражает великое уважение. Можно также произносить «Ганеша-сахасранама» во время выражения поклонения божеству.

Ганеша и фэн шуй

В учении фэн шуй бог покровительствует бизнесу, богатству, убирает препятствия с пути тех, кто стремится обрести успех. Облик и внешность Ганеши могут не прийтись по вкусу при первом взгляде, но бог дарует покровительство людям тонкого ума. Если вы не сможете увидеть за внешностью сущность, то станете жертвой рационализма, а это служит огромным препятствием в развитии духовности.

Фигурка бога должна быть у тех людей, которые склонны следовать традициям фэн шуй. Но есть некоторые правила:

  • Согласно одному мнению, чем больше фигурка, тем лучше она служит своим целям, но это не подтверждено.
  • Для изготовления изображения бога может подойти различный материал – медь, бронза, полудрагоценные камни, даже дерево. Есть даже пластиковые изображения в Индии, где он наиболее почитаем. Здесь важно уважение к Ганеше, а не то, из чего он изготовлен.
  • Если фигурка из бронзы, ее лучше поставить в секторе металл — на западе или северо-западе квартиры или комнаты, можно по правую руку на рабочем столе.
  • Деревянную статуэтку лучше всего поместить в секторе богатства или семьи. В этом случае деньги будут прибавляться.
  • Бог Ганеша — символ Индии — любит, когда ему почесывают животик и правую ладошку.
  • В качестве подношения подойдут конфеты и другие сладости, рассыпанные рядом с изображением.
  • Для усиления эффекта рекомендуется повторять особые мантры, которые обращены к божеству.

Мантры

Ганеша. Гаятри мантра

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  1. Ом гам ганапатайе намах – главная мантра для Ганеши. Данная мантра наставляет на истинный путь, устраняет всяческие препятствия и приносит удачу.
  2. Ом шри ганешайе намах – эта мантра позволит добиться успеха в любом бизнесе. Кроме того, она способствует процветанию талантов – вы сможете добиться совершенства в любой сфере деятельности.

Распевайте эти мантры перед важным делом или финансовой сделкой. Все это даст вам чистоту помыслов, удачу в делах и преодоление всяческих препятствий!

Если сломалась статуэтка Ганеши

Если вдруг у статуэтки что-то откололось, это означает, что Ганеша спас вас от какой-то напасти, уберег от беды, взяв ее на себя. Но не спешите выкидывать талисман. Учение фэн шуй гласит, что сломанные вещи необходимо выбрасывать, но не в том случае, если это олицетворение божества Ганеша.

Если отколовшаяся часть сохранилась, постарайтесь ее приклеить на свое место со словами благодарности. Считается, что Ганеша приходит в свое изначальное состояние и продолжает покровительствовать и оказывать помощь как раньше.

“Он, сын Шивы, имеет пять рук, лицо слона и мощные бивни, подобен обликом месяцу, он – цветок мудрости, пребывающий в сердце, его стопы я славлю. Господь Ганеша, бог времени и памяти, пребывающий в Муладхара чакре, удерживающий равновесие между высшими и низшими чакрами, поддерживает все чувствующие существа. Он держит у себя чертежи всего прошлого и будущего всей вселенной – этого божественного шедевра.

Только добро исходит от Бога Ганеши, который, приняв форму слона, отличается от других Богов. Он отводит несчастья от тех, кто выполняет покаяние во имя его. Он руководит нашей кармой, находясь внутри нас и определяя время событий. До совершения любого важного начинания мы просим его убрать препятствия с пути, если будет на то воля его. Этот Господь препятствий делает так, чтобы мы не навредили себе, живя по несовершенному плану или выражая ненужные просьбы, либо начиная непродуманное предприятие. Перед тем, как мы обращаемся к нему, он ожидает, что мы применим все свои умственные способности для того, чтобы прийти к тому решению, которое он принял”

Тирумантирам.

Легенда о Ганеше, Чандре (Луне) и Шани (Сатурне)

Решил как-то Чандра, то есть Луна, навестить Шиву и Парвати, ибо был много наслышан об их прекрасном сыне. Но тут как на зло ему на пути попался какой-то толстый уродец, да к тому же еще и со слоновьей головой, и спросил его:

Куда ты направляешься, о, лучезарный?

На что лучезарный незамедлительно ответил:

К Шиве и Парвати, увидеть их прекрасного сына – Ганешу.

Так я и есть Ганеша! – Призналось это странное существо, на что Чандра расхохотался:

Ты Ганеша? Да не может быть! Ганеша он такой! Он растакой! Он отакенный! А ты… фу…

Ганеша обиделся, но проучить Чандру решил незамедлительно. Ну, и проклял его, уродством проклял, Чандра – он ведь, красивое божество, ну и поскольку он так возгордился своей красотой, что не признал Ганешу только из-за его внешности, то Ганеша его уродством и проклял.

Став уродливым, Чандра от стыда спрятался в дальней пещере, а тем временем пришло время Ганешиного Садэ-сати. К слову сказать, Садэ-сати – противнейший период, особенно для тех, у кого с Сатурном не лады. Самое несчастное время, длящееся семь с половиной лет для людей, ну а для богов семь с половиной дней.

Так вот, по поводу начала сего «радостного» периода пришел к Ганеше Шани и сообщил ему о начале «веселья». То бишь: «хоть ты и бог Ганеша, но помучить тебя я все равно сумею». На что Ганеша среагировал таким образом:

В писаниях сказано, что Саде-сати наступает, когда Сатурн вступает в знак перед тем знаком, в котором находится Луна натива. А где сейчас Луна?

Шани посмотрел на пустующее небо, почесал репу и пожал плечами.

Отож бо й оно, - ответил Ганеша.

Что же делать? – Недоумевал Шани (Сатурн).

Ничего не поделать, о ваше темнейшество, - ответил Ганеша, - приходите завтра.

Итак Шани ходил к Ганеше семь дней и в конце концов когда Саде-сати закончилось не выдержал и поинтересовался у слоноликого, как же ему это удалось. Ганеша, конечно не стал скрывать секрет незамысловатой уловки, ну и, в конце концов, потом избавил Луну от проклятия.

И жили они долго и счастливо, а Ганеша к тому же, еще и попросил у Шани благословения чтобы все, кто обращаются к нему с мольбами не слишком сильно мучились во время своих Саде-сати. Шани не смог отказать мудрейшему, так что почитайте Ганешу и тоже живите долго и счастливо.

Легенда о Ганеше и Луне

Вот не взлюбил Ганеша Луну, что поделать, об этом и следующая легенда. В один из своих дней рождений (Ганеш Чатуртхи) Ганеша наслаждался сладким пудингом и индийскими сладостями ладду. Закончив с трапезой, он с наступлением ночи сел на свое ездовое животное – мышку и отправился гулять.

Но увидев на дороге змею, мышь испугалась и споткнулась, Ганеша упал и его огромный живот лопнул, а все сладости вывалились наружу. Слоноликий исправил этот инцидент тем, что вернул еду обратно, а живот обвязал змеей (вот почему его иногда изображают с таким причудливым поясом).

Все эти действия показались забавными Луне, и та рассмеялась, увидев такое непочтительное поведение, Ганеша проклял Луну тем, что никто не сможет на нее смотреть во время Ганеш Чатуртхи (день рождения Ганеши). А если кто-либо так поступит, то его честное имя от этого пострадает.

Легенда о Ганеше и крысе

У каждого божества индийского пантеона есть свое ездовое животное и Ганеша – тоже не исключение. Как ни странно, это огромное слоноликое божество ездит на маленькой крысе, или мышке, которую называют Мушика. На этот счет есть несколько легенд.

По версии одной из них, один демон, у которого тоже было лицо слона, однажды услышал сплетни о себе, в которых он сравнивался с Ганешей в нелицеприятной форме. Разгневанный он прибежал к горе Кайлас и стал звать Ганешу, чтобы сразиться с ним. В следующую секунду он обнаружил себя лежащим на земле с приставленным к горлу бывнем.

Как ты это сделал? – Изумился демон, на что Ганеша только рассмеялся, а демон выразил желание служить ему и стать таким же быстрым. Согласившись, слоноликий бог превратил демона в мышь и с тех пор этот демон в таком образе служит Ганеше.

Согласно другой версии, Ганеша долго сражался с одним демоном и никак не мог его победить, потому что жена демона молилась богине Парвати – матери Ганеши. Слоноликий бог просил мать перестать защищать врага, но Парвати не могла удовлетворить его просьбу, так как должна была дать своей преданной то, о чем та ее просила. Как оказывается, не все так просто, даже для богов.

Тем не менее, и в этой истории мудрость Ганеши пришла ему на помощь и они с Парвати пришли к забавному консенсусу. Слоноликое божество не стало убивать демона, а превратило его в мышь и своего слугу. А когда разгневанная жена демона обратилась к Парвати с претензиями, та только пожала плечами и ответила, что она ведь выполнила просьбу преданной – сохранила жизнь ее мужа. Ну и что, что он теперь – мышь? Зато живой, к тому же еще и слуга непревзойденного бога силы и мудрости.

Легенда о том, как Ганеша потерял свой бивень

На эту тему тоже есть несколько версий, по одной из них, бивень был отрублен Парашурамой, который пришел навестить Шиву. Но поскольку этот бог спал, Ганеша отказался пускать Парашураму в дом. По другой версии Ганеша отломал себе бивень сам, так как перо, которым он записывал «Махабхарату» сломалось. А записывал он ее с уст Вьясадевы, перед тем договорившись с ним, что повествование будет записано, только если мудреца не станут прерывать. Таким образом слоноликое божество пожертвовало своим бивнем ради того, чтобы записать поэму.

Мантры Ганеши

  • Ом Гам Ганапатаэ Намаха.
  • Ом Шри Ганешая Намаха.
  • Ом Шри Махаганапатаэ Намаха.
  • Ом Гам Ганапатаэ Сарве Вигхна Раэ Сарваэ Сарве Гураве Ламба Дарайя Хрим Гам Намаха.
  • Ом Шрим Хрим Крим Глоум Гам Ганапатаэ Вара Варада Сарваджанам Ме Вашаманая Сваха.
  • Хрим Гам Хрим Ганапатаэ Сваха.
  • Ом Гам Ом.
  • Ом Гам Ганапатаэ Намаха.
  • Ом Намо Бхагавате Гаджананая.
  • Ом Вакратундая Хум.

Изучение ведической астрологии джйотиш и поклонение древним божествам поможет вам на пути самопознания.

Статья принадлежит сайт
Материал написан исключительно для проекта сайт
Копирование текста строго запрещено и является нарушением авторского права.