Сталинизм кратко основное. Что такое «сталинизм»? Почему российская власть так ненавидит Сталина и его время? Культура сталинской эпохи
Господством авторитарно-бюрократических методов управления (командно-административной системы), чрезмерным усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан. Ряд политологов считает сталинизм одной из главных форм тоталитаризма .
Общая характеристика
Плакат «Изучайте великий путь партии Ленина-Сталина»
Формирование сталинизма как тоталитарной системы власти и идеологии обычно связывают с фактическим завершением внутрипартийной борьбы за власть, окончательным разгромом всех оппозиционных течений и началом «большого скачка» - взятым в конце 1920-х годов курсом на форсированную индустриализацию и насильственную сплошную коллективизацию сельского хозяйства для осуществления модернизационного проекта колоссальных масштабов - перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, - что потребовало всемерной мобилизации внутренних ресурсов, сверхцентрализации экономической жизни и, в конечном счёте, привело к формированию в СССР целостной командно-административной системы. В 1930-е годы в условиях утверждения монополии на мысль, создания культа вождя , образа врага и массовых репрессий произошло окончательное утверждение режима личной власти Сталина и перерождение партии в структуру командно-административной системы управления .
Согласно выводам главного специалиста Госархива О. Хлевнюка , сталинизм (по выражению автора, сталинская диктатура ) представлял собой крайне централизованный режим, который опирался прежде всего на мощные партийно-государственные структуры и формирование прагматичных стратегий. Из архивных материалов следует, что Сталин был не просто символом режима, а лидером, который принимал принципиальные решения и был инициатором всех сколько-нибудь значимых государственных мер . Каждый член Политбюро должен был подтверждать своё согласие с принятыми Сталиным решениями, в то же время ответственность за их исполнение Сталин перекладывал на подотчётных ему лиц . При этом сам процесс принятия решений был закрытым. Из принятых в 1930-1941 гг. постановлений Политбюро менее 4 тыс. были публичными, более 28 тыс. - секретными , из них 5 тыс. настолько секретными, что о них было известно только узкому кругу посвящённых .
Как отмечает в своей работе В. Б. Чистяков, командно-административная система как «чрезвычайная система» общественной организации позволяла «сконденсировать» избыточную социально-психологическую энергию народа, направив её на решение ключевых задач. При этом мощное политико-идеологическое давление было призвано компенсировать слабость материального стимулирования. Экономика страны полностью огосударствлялась, партия окончательно сливалась с государством, а государство идеологизировалось. Каждый член общества вовлекался в иерархическую систему идеологизированных организаций (пионерская организация , комсомол , профсоюзы и др.), через которые осуществлялось партийно-государственное руководство. Функции по распоряжению огосударствленной собственностью и политическая власть оказались отчуждены от подавляющего большинства социума в пользу партийно-государственного аппарата и лично Сталина . Советская иконография зафиксировала новую социальную иерархию в соответствии с новой системой ценностей: авангард (партийные вожди) были отделены от массы . Население поддерживалось в постоянной мобилизационной готовности при помощи массированных пропагандистских кампаний, волн массового террора , показательных судебных процессов над «врагами народа » .
Анализ решений Политбюро, проведённый специалистами Полом Грегори и Марком Харрисоном, показал , что их главной целью была максимизация фонда накопления - разности между объёмами производства продукции и её потребления. Сверхцентрализация ресурсов на направлениях, признанных ключевыми, требовала сверхущемления интересов других секторов, что постоянно создавало опасность социальных протестов. Для того, чтобы пресечь такую возможность, в стране была создана мощная разветвлённая карательно-осведомительная система . С другой стороны, рост валового накопления в экономике приводил к столкновению между различными административными и региональными интересами за влияние на процесс подготовки и исполнения политических решений. Конкуренция этих интересов отчасти сглаживала деструктивные последствия гиперцентрализации .
Как пишет А. Н. Медушевский, ключевыми параметрами проекта модернизации (строительства нового общества) стали:
По определению А. Н. Медушевского, изменение информационной картины мира привело к «переформатированию социума по таким основополагающим координатам, как пространство, время и смысл существования индивида ».
«Узурпация географического пространства» выразилась прежде всего в его сворачивании, изоляции от внешнего мира. В сознание населения внедрялись идеологизированные представления о географических границах системы и их расширении - концепцию «мировой революции» сменило «построение социализма в одной отдельно взятой стране», которую, в своё время, заменил «мир социализма» («мировая социалистическая система»). Одновременно было фактически реализовано стремление к воссозданию исторических границ бывшей Российской империи. Внутреннее пространство использовалось для осуществления идеологических целей режима - высылка «врагов» на необжитые земли, в Сибирь, на Крайний Север и Дальний Восток, в голые степи Казахстана как своего рода продолжение освоения новых территорий, создание новых городов на окраинах страны, «преобразование природы» через создание каналов и искусственных водохранилищ .
«Узурпация временно́го пространства» ставила своей целью вытеснение подлинной исторической памяти ради создания иллюзорной картины светлого коммунистического будущего, разрыв исторической преемственности - с одной стороны, уничтожение нежелательных воспоминаний, а с другой - восстановление той части истории, которая становилась полезной системе в изменившихся условиях (так, во время Великой Отечественной войны были восстановлены русские военные традиции, ослаблены антирелигиозные ограничения ради укрепления легитимности режима). Отличительной характеристикой сталинизма, как и других тоталитарных режимов, стало переписывание, фальсификация российской и мировой истории, а впоследствии - и радикальный пересмотр истории российского революционного движения .
Смысл существования человека, согласно сталинской идеологии, состоит в борьбе за переустройство общества по предначертаниям партии. Большевизм изначально отличался резко выраженной антирелигиозной направленностью. Коммунистические режимы и в самой России, и позднее в странах Центральной и Восточной Европы рассматривали церковь как основного конкурента в борьбе за умы людей и, в конечном счёте, за власть. Системе ценностей, основанной на религиозной вере, сталинизм противопоставил принципиально новую рационалистическую систему ценностей, представлений о жизни и смерти, добре и зле, этике и морали, которые должны были способствовать строительству нового общества и воспитанию «нового человека». Уничтожение оппонентов и, как минимум, длительная изоляция и «перевоспитание» сомневающихся при этом рассматривались как наиболее эффективные методы «ресоциализации», формирования «нового человека» . Хорошо известно, например, высказывание Бухарина о том, что «пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как ни парадоксально это звучит, методом выработки коммунистического человеческого материала капиталистической эпохи» . Как пишет А. Н. Медушевский, сталинизм «отличало стремление установить тотальный контроль над индивидом, цель состояла в его полной ресоциализации, а методы определялись стремлением получить послушное орудие диктатуры». В результате такого сталинского социального конструирования в обществе возобладали отказ от религиозной ценности жизни и смерти, культ революционного насилия и произвола, подавление прав личности, информационная агрессивность, фатализм и пассивность. Социально поощряемыми нормами поведения стали общественная апатия, социальный инфантилизм, отрицание индивидуального вклада, эгоизм и зависть, недоверие к полноценному труду, агрессия, страх, поощрение доносов, лицемерие .
Сталинизм и ленинизм
«Мы все говорим ленинизм, ленинизм», - по свидетельствам, заметил как-то Каганович на даче Сталина, - «но Ленин умер много лет назад. Сталин сделал больше, чем Ленин, и мы должны говорить о сталинизме. Мы наговорились о ленинизме».
В июле 2009 года Парламентская ассамблея ОБСЕ вынесла резолюцию , в которой приравняла преступления сталинизма в СССР к преступлениям нацистского режима в Германии .
Одним из призывов резолюции ОБСЕ , к государствам-участникам, является прекращение восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого, а также открытие исторических и политических архивов.
В ответ Россия выступила с резким осуждением этого решения ОБСЕ, заявив, что данная резолюция, фактически уравнивающая сталинский режим и нацизм, искажает историю.
«Считаем недопустимым тот факт, что в резолюции ПА ОБСЕ делается попытка искажения истории в политических целях, и это не способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества между государствами-участниками этой организации », - заявил официальный представитель МИД России. .
Официальная оценка в СССР / России
"«Сталинизм» - это «понятие, придуманное противниками коммунизма , и <оно> широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом. » (Михаил Горбачев , 1986 год) . В дальнейшем, по мере развития Гласности , в прессе и прочих СМИ была развернута широкая кампания по освещению и критике сталинизма (тема, до тех пор наглухо закрытая для советских СМИ) и связанных с ним явлений.
Ни в коем случае нельзя говорить о том, что сталинизм возвращается в наш быт, что мы используем символику, что мы собираемся использовать какие-то плакаты, ещё что-то делать. Этого нет и не будет. Это абсолютно исключено. И в этом, если хотите, нынешняя государственная идеология и моя оценка как президента.
См. также
Литература
- Коллектив авторов Суровая драма народа. Учёные и публицисты о природе сталинизма / сост. Сенокосов, Ю. П.. - 1-е. - Москва: Политиздат , 1989. - 512 с. - 200 000 экз.
- Рой Медведев . К суду истории. О Сталине и сталинизме.
Ссылки
- Армен Асриян . СТАЛИНИЗМ
- И. И. Никитчук. Сталин и советский атомный проект , Детская Ядерная Академия
- Мартемьян Рютин . Сталин и кризис пролетарской диктатуры
- Алексей Мартов. Сталинизм «в собственном соку»
- Вадим Роговин. Была ли альтернатива?
- Дометий Завольский. Правозащитник Сталин и дизельпанк (попытка разграничить понятия сталинизма и сталинофилии и проследить культурные истоки последней в современном российском обществе).
- Добровольский А. В., Цагарели М. Ю. «Сталин, Иосиф Виссарионович» в энциклопедии «Кругосвет»
- Ярошевский М. Г. Сталинизм и судьбы советской науки // Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991, с.6-33.
- Алпатов В. М. Марр, марризм и сталинизм // Философские исследования, 1993, № 4, с.271-288.
- Романовский Н. В. Социология позднего сталинизма
- Федор Бурлацкий. Сталин и сталинизм: прошлое, которое не уходит. Независимая газета, 17.02.2006.
- А. Мерцалов и Л. Мерцалова. Сталинизм и цена победы. «Сталинизм и война». М., Терра, 1998., стр. 370-394.
- П. Г. Григоренко. Сокрытие исторической правды - преступление перед народом! (Письмо в редакцию журнала «Вопросы истории КПСС»), Изд-во и книжное дело «Заря», 1973, Лондон, Онтарио, Канада.
- В. Е. Маневич. Сталинизм и политическая экономия. Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.181-198.
- Лев Троцкий. Что такое СССР, и куда он идёт
- Лев Троцкий. Немецкая революция и сталинская бюрократия
- Отто Рюле. Борьба с фашизмом начинается с борьбы против большевизма
- Жид А. Возвращение из СССР
- Ийеш Д. Россия. 1934
- Фейхтвангер Л. Москва 1937
- Шейла Фицпатрик Повседневный сталинизм ()
Примечания
- Медушевский А. Н. Сталинизм как модель //Вестник Европы, 2011, т. XXX. С.147-168
- Чистяков В. Б. История России. М: МГИУ, 2007 в Google Books
- См. обзор: Khlevniuk O. Stalinism and the Stalin Period after the «Archival Revolution» // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2001. Vol. 2, No. 2. P. 319. DOI :10.1353/kri.2008.0052
- Gregory P., Harrison M. Allocation under Dictatorship: Research in Stalin’s Archives // Journal of Economic Literature. 2005. Vol. 43. P. 721. (англ.)
- Davies R. W. Making Economic Policy // Behind the Façade of Stalin’s Command Economy: Evidence from the State and Party Archives / Ed. P. R. Gregory. Standford: Hoover Institution Press, 2001. P. 61-80.
- Бухарин, Н. И. Экономика переходного периода // Бухарин Н. И. Проблемы теории и практики социализма. - М., 1989, с. 139
- См., например, Отто Рюле . «Борьба с фашизмом начинается с борьбы против большевизма»
- Газета Коммерсант, ОБСЕ приняла резолюцию против сталинизма и нацизма
- Резолюция ПА ОБСЕ «Воссоединение разделенной Европы»
- Резолюция ПА ОБСЕ о сталинизме искажает историю - МИД РФ.
- Ответы М. С. Горбачева на вопросы газеты Юманите // Правда , 1986 года 8 февраля. Цит. по
- Коммунисты установили бюст И.Сталина в Тамбове:: Политика:: Top.rbc.ru
- Медведев: "Преступлениям Сталина против собственного народа нет прощения"
Иосиф Виссарионович Сталин | ||
---|---|---|
Происхождение, семья | ||
Биография : Основные вехи | ||
Глобальные проекты сталинского периода | ||
Культ личности | ||
Идеология сталинского периода | ||
Сталин и культура | ||
Сочинения Сталина | ||
Духовный мир Сталина | ||
Быт Сталина | ||
Сталин и общественное сознание | ||
В принципе, ответить на последний вопрос можно очень кратко - потому что страшно боится. Боится до сих пор, хотя Сталин оставил этот бренный мир 65 лет назад. Что же касается «сталинизма», то для того, чтобы понять, почему он так страшен современной российской власти, нужно хорошенько разобраться в этом понятии.
Вот, к примеру, как определяет «сталинизм» популярная интернет-энциклопедия «Википедия»:
«Сталини́зм - авторитарная политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался наличием абсолютистского режима личной власти И. В. Сталина, господством авторитарно-бюрократических методов управления (командно-административной системы), чрезмерным усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан. Ряд политологов считает сталинизм одной из главных форм .»
Это определение ничем не отличается от тысяч других определений, повсеместно встречающихся в нашей российской литературе, в том числе и учебной, а потому разберем его подробнее, и нам сразу станет ясна истинная суть претензий к Сталину и его времени правящего ныне в России слоя населения.
Момент первый: время, когда, по мнению авторов определения, установился в СССР «сталинизм». Указан конец 20-х годов . Почему фигурирует именно эта дата? Что происходит в это время в СССР? Явно что-то очень серьезное, раз оно выделено как чуть ли не начало новой эпохи.
Со Сталиным лично вопрос даты начала «сталинизма» связан быть не может - в его карьере, как в партийной, так и в государственной, ничего особенного в то время не происходит.
Сталин входил в руководство страны (государственное и политическое) чуть ли не с первых дней установления Советской власти. До 1923 г. он - один из наркомов (министров) РСФСР, член ЦК и Политбюро. С 7 июля 1923 года и до 6 мая 1941 года он государственных должностей в СССР вообще не занимает, сосредотачиваясь только на партийной работе, поскольку 3 апреля 1922 года он был избран генеральным секретарем ВКП(б). В то время это была невысокая должность в партии, пост лидера партии по Уставу отсутствовал, а Секретариат был создан всего лишь для текущей работы организационного и исполнительного характера . Тот факт, что занял эту должность именно Сталин, отлично зарекомендовавший себя как выдающийся организатор и исполнитель еще во время Октябрьской революции, и вывело впоследствии эту должность в ВКП(б) на первый план. До 10 февраля 1934 года он - генеральный секретарь ЦК, а после этого и до самой своей смерти Сталин был всего лишь одним из секретарей ЦК. На государственную должность он возвращается только перед самой войной и уже до конца своей жизни является председателем Советского правительства - Совета министров СССР, т.е. опять занимает не высший пост в государстве (официально глава СССР - Председатель Верховного Совета), а самый важный пост в исполнительной власти. Т.е. что-то типа нашего современного Медведева, который никак политику и экономику РФ определять не может, а может только исполнять то, что определено другими - нынешним Президентом РФ или Госдумой, выражающими интересы правящего в России класса - буржуазии и олигархии. Во времена Сталина было точно также - председатель Совмина только лишь исполнял то, что принимал высший орган страны - Верховный Совет, который в отличие от современного российского государства, отражал интересы советского трудового народа - рабочего класса и колхозного крестьянства.
Приведенные факты, которые может проверить любой желающий, четко и ясно говорят о том, что решения в партии и в Советском государстве принимались в те времена коллективно , а не единолично, как это пытаются сегодня представить недруги Сталина. Сталин не «царствовал, лежа на боку», не указания раздавал и делегации принимал, сидя в теплом кресле и периодически грея пузо на Канарских островах, как нынешние правители России, а работал как вол на самом тяжелом участке хозяйственного фронта, принимая на себя всю ответственность за экономическое развитие страны. Все сказанное означает, что ни о каком «абсолютистском режиме личной власти И. В. Сталина» и речи быть не может! Имел место высочайший и совершенно заслуженный авторитет человека Дела, причем дела необычайно сложного и трудного - построения нового, доселе неведомого общества. Социализм с его плановой экономикой, учетом всего и вся, единственно способный удовлетворить самые насущные и основные потребности каждого гражданина страны, - это вам не хаос капиталистического рынка, при котором буржуазное правительство совершенно не беспокоит, как живет и чувствует себя простой народ, и где управление государством осуществляется только и исключительно в интересах узкого господствующего в обществе слоя граждан - класса буржуазии.
Раз лично Сталин ни при чем, то это значит, что в самом СССР в конце 20-х годов происходило что-то очень важное, раз с этого момента ненавистники Сталина ведут разговор о начале в СССР в это время эпохи «сталинизма». Что это могло бы быть? Давайте посмотрим, какие события происходили в то время в СССР.
С 1921 по 1928 год Советская власть проводила относительно либеральную политику в сфере экономики, получившую в истории название НЭП («Новая экономическая политика»). При НЭПе сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг, пищевая и лёгкая промышленность находились в основном в частных руках. Советское государство сохраняло контроль над тяжёлой промышленностью, транспортом, банками, оптовой и международной торговлей. Со второй половины 1920-х годов частные предприятия в промышленности стали вытесняться социалистическими государственными предприятиями, и к концу 20-х годов частников в промышленности не осталось.
В октябре 1928 года СССР приступает к осуществлению первого пятилетнего плана. Результатами пятилетки были не только успешно проведенные в стране индустриализация и коллективизация, решившие раз и навсегда вековую проблему России - хронический голод, но и уничтожение на селе кулачества - класса буржуазии в сельском хозяйстве.
13 марта 1930 года в стране закрывается последняя биржа труда - Советский Союз становится первой в мире страной, покончившей с безработицей. А 11 октября 1931 года принимается постановление о полном запрете в СССР частной торговли.
Что это все означает? Это означает, что к концу первой пятилетки в СССР были полностью уничтожены все капиталистические отношения, а, следовательно, и эксплуататорские классы. И начало этому процессу было положено в конце 20-х годов, т.е. именно в тот момент, с которого буржуазные идеологи ведут отсчет «сталинизму».
Но Советская власть не позволяла отлынивать от работы - того, кто не хотел трудиться добровольно, заставляли. А как же иначе? Ведь социализм - это общество солидарное, все существующие в нем блага - для всех и каждого. К примеру, если в стране бесплатное образование для всех, то уже никто не смотрит, лентяй ты или рабочий человек, каждый может учиться бесплатно. Но ведь это будет несправедливо по отношению к рабочему человеку, который должен своим трудом в социалистическом государстве оплачивать в том числе и все социальные блага для лентяя, не желающего трудиться для всех!
«Сталинизм» - это диктатура пролетариата в самом своем чистом и наиболее наглядном виде. Это власть самих трудящихся, бывших при капитализме пролетариями, которые больше не хотели быть рабами. Эта диктатура совершенно безопасна для трудового народа, ибо он сам эту диктатуру и осуществляет, но она абсолютно непримирима к тем, кто мечтал вновь загнать советский трудовой народ в рабство капитала.
Но правду скрыть невозможно. Люди в нашей стране все больше и больше начинают задумываться над тем, чему они раньше безоговорочно верили, сама существующая капиталистическая реальность помогает им в этом, и тайное, тщательно скрываемое от них певцами капитализма, становится явным.
Вот, к примеру, пресловутая «командно-административная система» , понятие, которым российские буржуазные идеологи оперируют постоянно, при ближайшем рассмотрении оказывается самой натуральной фикцией, высосанной из пальца.
Разве государство может быть не системой? Не может, государство это всегда система, т. е. организация, ибо функция государства - организовывать и управлять вне зависимости от того, в чьих интересах осуществляется это управление.
Возможно управление без администрации, без специально выделенных служащих, которые бы осуществляли это управление на деле? Невозможно в принципе. В развитом современном обществе, где существует с каждым годом все более увеличивающееся разделение труда, необходимы люди, которые бы специально занимались управлением общественными процессами. Так устроено любое государство. В том числе и Российская Федерация. Эти люди и есть администрация. В России, кстати, органы местного управления даже так прямо и называются - «администрация».
Как передаются указания в системе управления? Распоряжениями, указаниями, приказами и пр. - как ни назови, смысл один - это все команды. Даже компьютер и тот функционирует только потому, что исполняет команды, заложенные в его программу.
В совокупности все сказанное означает, что не может существовать система управления чем-либо, а тем более человеческим обществом, если она не будет «командно-административной»! Само по себе понятие «государство» уже включает понятия «система», «администрация» и «команда»! Это дурацкое выражение - «командно-административная система» - есть масло масляное, глупость и дикость людей, которым захотелось выдумать страшилку про СССР, да не из чего было! В той же РФ есть, как мы уже знаем и «администрации», и «система», и «команды», причем в гораздо большем объеме, чем это было в СССР, где значительную часть функций государства выполняло само население (народовластие же!). Так почему «командно-административная система» для СССР это плохо, а для РФ или любого другого капиталистического общества, где меньшинство населения господствует над большинством и, следовательно, господствующему классу требуется на порядок большее число управленцев, ее как бы вообще не существует?
Следующий термин примерно того же рода - «авторитарно-бюрократические методы управления» . Про пресловутый сталинский «авторитаризм» мы уже говорили выше, думаем, что теперь всем стало ясно, что всерьез ни о каком авторитаризме в условиях коллективного руководства партией и страной говорить нельзя. Что же касается бюрократии, то это негативное явление имеет место во всех государствах, но в классовых антагонистических обществах, таких как капитализм или феодализм (царская Россия, к примеру), бюрократов в разы больше, чем их было в СССР. Почему? Да хотя бы уже потому, что, как говорилось выше, управленческого персонала в социалистическом государстве требуется в несколько раз меньше, ведь при социализме значительную часть управленческих функций выполняет сам трудовой народ.
Тезис о якобы «чрезмерном усилении репрессивных функций государства» при Сталине является самым любимым у всех защитников буржуазного общества. Холуями буржуазии об этом написаны тысячи томов, сняты сотни фильмов, данное положение как абсолютно доказанное и научное внесено во все школьные учебники истории и даже некоторые коммунисты начинают неловко себя чувствовать, пытаясь извиняться, как только заходит речь о «сталинских репрессиях». А ведь данный тезис насквозь ложный и стыдиться тут коммунистам абсолютно нечего.
Главная функция любого буржуазного государства - это репрессивная функция , функция насилия, принуждения и подавления большинства народа, который иначе не заставить трудиться на пользу господствующему классу - буржуазии. В то время как главной функцией социалистического государства является управление , поскольку насилие и принуждение большинства населения социалистическому государству не требуются - оно изначально создано для того, чтобы отстаивать его (большинства) интересы.
Были ли действительно невинно пострадавшие в репрессиях 30-х гг. люди? Да, были. И немалая часть из них - это действительно лучшие люди в партии и Советском государстве, верно и преданно отстаивающие интересы советских трудящихся. Но пострадали они не по вине Сталина или самой Советской власти, а по вине ее врагов, буржуазных элементов, которым удалось пробраться в государственный аппарат в надежде разрушить государство рабочих и крестьян изнутри. Цинизм ситуации в том, что сегодня по этим невинно пострадавшим борцам за Советскую власть льют крокодиловы слезы духовные наследники тех, кто их и репрессировал в то время - сторонники капиталистического строя, мечтавшие тогда о возрождении капитализма в СССР.
Современные буржуазные идеологи упрекают Советское государство в «сращивании партийных и государственных органов» , в «жёстком идеологическом контроле за всеми сторонами жизни общества» , в «нарушении фундаментальных прав и свобод граждан» , сознательно не желая замечать того, что в сегодняшнем российском обществе все эти явления многократно усилились и распространились в таких размерах, что вести речь о какой-либо свободе или правах российских граждан стало практически невозможно - у них никаких реальных прав не осталось!
Разве партия власти «Единая Россия» не показывает нам пример гораздо более жесткого сращивания партийных и государственных органов, чем это имело место в СССР? Есть ли сейчас в России сколько-нибудь ответственный чиновник, госслужащий или бизнесмен серьезного уровня, который бы не состоял в «Единой России»? Практически нет. И это вполне закономерное явление для всякого государства. Ведь государство это аппарат управления правящего в стране класса. Цель всякого государства - отстаивание интересов тех, кто господствует. А политическая партия есть авангард общественного класса , куда входят наиболее активные и сознательные его члены. Откуда следует, что политическая партия господствующего класса просто по самому своему положению обязана руководить политикой своего собственного государства.
Отсюда со всей неизбежностью вытекает и необходимость жесткого идеологического контроля за всеми проявлениями общественной жизни. Ведь господствующему классу всегда важно сохранить свое господство. И чем меньше численность господствующего в обществе класса, тем сильнее он должен вмешиваться во все стороны общественного бытия, держать их под постоянным своим контролем. Это мы и видим, сравнивая общественное бытие в СССР и в РФ. Буржуазная идеология в современной РФии пропитала абсолютно все сферы жизни общества. Никто в Советской стране не указывал населению как ему одеваться, что есть, что пить, как устраивать семейную жизнь, как отдыхать и развлекаться, что читать, что думать и во что верить. Теперь же, абсолютно не считаясь с тем, нужно это российскому обществу или нет, идеологи буржуазии нагло лезут во все, что раньше считалось личным делом каждого человека, навязывая ему то, что выгодно господствующему классу. Клерикализация общественной жизни России тому характерный пример. Из той же «оперы» насаждение в России терпимого отношения к сексуальным меньшинствам, извращенцам всех мастей и т.п. общественным уродствам, которые абсолютно несовместимы с физическим выживанием человеческих сообществ.
Печалясь о «нарушении фундаментальных прав и свобод граждан» в сталинском СССР, защитники буржуазного строя как-то забывают уточнить, что заботит их отсутствие в СССР всего лишь одного-единственного права - права эксплуатировать других, права грабить и присваивать чужое. Действительно, государство трудового народа этого делать не позволяло. Нарушители - строго наказывались. Но зато все остальные права граждан были не на бумаге, как в капиталистических обществах, а в реальности - право на труд, право на жилище, право на отдых, право быть избранным в органы государственной власти, право на образование и охрану здоровья и т.п. В СССР никому в голову не приходило ограничивать собрания и союзы граждан, боясь любого их объединения. Там не вводили в мирное время постоянно действующий комендантский час для детей и подростков, не сажали в тюрьму за танцы в храмах, и храмы эти по всей стране не строились. Зато в Советском Союзе строилось множество школ, детских садов, культурных, образовательных и спортивных учреждений для более полного удовлетворения потребностей советских граждан в духовном и физическом развитии. И возможность их посещать была у каждого советского гражданина, потому что все эти учреждения были бесплатными или почти бесплатными.
А вот избирать власть, критиковать ее в сталинском СССР было обязанностью советских граждан. Точно также как критика и самокритика были не правом, а обязанностью коммунистов во времена Сталина. Что это означало на деле? На деле это означало наиболее полное народовластие, которое существовало до сих пор в человеческой истории, и это народовластие не оставляло никаких шансов эксплуататорским классам и буржуазным элементам на выживание. (Не потому ли правый поворот во внутренней и внешней политике Советского государства, осуществленный в хрущевское время, был назван ими «оттепелью»?)
Вот таким был в реальности тот самый «сталинизм», которым отчаянно пугают российских граждан буржуазные идеологи. В этой связи автору, которому в силу его возраста уже не удалось пожить в сталинском СССР, вспоминается один любопытный случай, который произошел не так давно на Кубани. Довелось ему побеседовать с одной женщиной в очень преклонном возрасте, потомственной кубанской казачкой. Разговор зашел о прошлом, об истории нашей страны. И эта женщина, немало пережившая и много повидавшая, произнесла слова, которые автору запомнились навсегда: «Ты спрашиваешь меня о сталинском времени, каким оно было здесь, на Кубани? Запомни и расскажи всем, кому сможешь: лучше, чем при Сталине, мы никогда не жили». Вот это и есть та самая правда, которую тщательно пытаются скрыть от нашего народа буржуазные идеологи.
Нет и не было никогда никакого «сталинизма» как отдельной социально-экономической или политической эпохи. «Сталинизм» выдуман буржуазными идеологами и их прихвостнями - реформистами и ревизионистами, которые таким способом стараются опровергнуть коренные положения марксизма-ленинизма, опорочить социализм и коммунизм. «Сталинизм» это всего лишь период истории СССР, когда участие советского трудового народа в управлении своим государством было максимальным. Это и есть тот самый реальный социализм , через который лежит путь к коммунизму !
Это не значит, что СССР во времена Сталина не имел недостатков. Они были, как были и проблемы, только эти недостатки и проблемы совершенно иного рода, чем те, о которых печется сегодня буржуазия - это проблемы роста нового общественного строя, проблемы развития социализма и его перехода к коммунистическому обществу. И решать эти проблемы придется будущему поколению, непременно учитывая богатейший опыт сталинского СССР.
Л. Сокольский
Пункт 26 Устава гласил: «Центральный комитет организует: для политической работы - Политическое бюро, для общего руководства организационной работой - Организационное бюро и для текущей работы организационного и исполнительного характера - Секретариат».
Клерикализация - установление господства церкви и духовенства в политической и культурной жизни страны.
Монополия большевистской партии на власть привела к формированию тотального, т.е. всеобщего контроля этой власти над всеми сферами жизни общества. Позднее эта система переросла в режим личной власти и культ личности И.В. Сталина.
Еще в 1924 г. В.И. Ленин рекомендовал снять И.В. Сталина с поста Генсека, мотивируя это грубостью И.В. Сталина, его мстительностью, нетерпимостью к критике. Но, умело устраняя политических противников в ходе внутрипартийной борьбы (Каменева и Зиновьева, Троцкого, Бухарина, Рыкова, Томского), он удержался у власти. Будучи Генсеком партии, Сталин сумел подчинить себе партийно-политический аппарат, всюду расставляя «своих людей», готовых ради карьеры служить вождю.
Идеология сталинизма
К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм - государственно-партийная идеология, отождествляется со сталинизмом (Сталин как продолжатель дела Маркса и Ленина).
Всякое инакомыслие в партии подавлялось. Сталин писал труды по истории, философии, языкознанию, марксизму, выступал как главный теоретик партии, и все его идеи были вне критики. В школах и вузах все явления природы и общества изучались с точки зрения сталинизма. Активно велась антирелигиозная пропаганда. Союзы писателей, артистов, художники были поставлены под партийный контроль.
Массовые репрессии
Сталинский режим опирался на карательные органы ЧК - ГПУ - НКВД. И.В. Сталин сделал вывод, что по мере движения к социализму классовая борьба будет обостряться. Это стало теоретической основой для поиска «врагов народа». Был создан миф о «вредителях», которые, якобы, совершают экономические преступления, вредят делу социализма. Инженеров, агрономов, экономистов объявляли шпионами и диверсантами.
В декабре 1934 г. был убит СМ Киров. Это послужило началом массового террора - было принято постановление, которое предписывало проводить следствие в течение 10 дней, без адвоката, приговор приводить в исполнение немедленно. Дела рассматривали особые совещания - «тройки» - куда входили секретарь райкома, работник НКВД и судья. Апогей репрессии - 1937-1939 гг. Были репрессированы 40 тыс. офицеров Красной Армии: М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, И.Э Якир, В.К. Блюхер; уничтожили из пяти маршалов три; почти всех командиров дивизий, бригад, военных округов, половину командиров полков. Репрессиям подвергались и видные деятели Советского государства, литературы, искусства, науки. Террор продолжался вплоть до смерти Сталина-1953 г.
После Великой Отечественной войны репрессированными оказались целые народы. В 1946 г. за «коллективное предательство» были репрессированы чеченцы (400 тыс.), ингуши (100 тыс.), крымские татары (200 тыс.) до этого за сотрудничество с оккупантами, депортированы калмыки, карачаевцы, балкарцы.
Сталинизм - политическая, социальная, нравственная и экономическая система сложившаяся в период правления Сталина а также идеология заключающаяся в симпатии и уважении к Сталину.
Политическая система сталинизма
Политическая система сталинизма вот уже несколько десятилетий является объектом лжи, клеветы и травли. Одним из аргументов антисталинистов является тот факт, что в годы правления Сталина в СССР осталась одна партия. Да, это было так. Но как это было на самом деле:
Сталинизм крайне опасен для нынешнего антинародного режима, потому как, если он по настоящему завладеет умами российских граждан, то коммунисты снова придут к власти. Капиталисты этого допустить не могут, поэтому подвергают сталинскую эпоху жестокой травли в СМИ. Рекорд поставил , когда сказал, что от пострадало 100 миллионов человек. Примеры тому самые простые. Например, недавно компания выпустила тетрадки с изображением исторических личностей, среди них был Сталиин. Тетради с его изображением, моментально слетели с прилавков. Об этом узнали в Мосгордумме и производство сталинских тетрадей прекратилось.
Всё это говорит о том, что капиталисты до сех пор боятся Сталина и всего что с ним связано, но настанет день, когда аналогия сталинизма вновь воцарится в России и на земле будет построено справедливое коммунистическое общество.
идеология большевизм сталинизм
Продолжателем дела и теории Ленина был Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953), давший название одной из разновидностей большевизма - сталинизму. Сталинизм - идеология марксизма-ленинизма, дальнейшего его приспособления к условиям социалистического строительства, господствовавшая в СССР в период с середины
1920-х до середины 1950-х гг. Последствия сталинизма и созданной им социально-политической и духовно-нравственной системы ощущаются в разных проявлениях до сих пор. На уровне идеологии мы используем термин «сталинизм», на обыденном уровне, с точки зрения функционирования обыденного сознания, - «сталинщина» .
Среди оценок сталинизма как идеологического и социально-политического феномена бытуют две точки зрения. Согласно первой (ее отстаивают А. Антонов-Овсеенко, Р. Медведев и др.), Сталин не был марксистом, а использовал марксизм-ленинизм для маскировки своих антинародных целей. Сторонники второй позиции (В. Селюнин, А. Ципко и др.) придерживаются того, что Сталин воплотил марксизм-ленинизм в практике социалистического строительства. Мы не рассматриваем здесь в качестве научной точку зрения, согласно которой Сталин был всего-навсего психически больным человеком, и психическое заболевание определяло все его политические и человеческие поступки (при таком подходе проблема сталинизма и Сталина снимается с обсуждения).
Сталин как общественно-политическое явление появился и формировался по мере укрепления и эволюции тоталитарной системы, которая и породила его. В свою очередь тоталитаризм стал детищем Сталина, тщательно им охранялся и оберегался. Они не существовали друг без друга (тоталитаризм и сталинизм охватили 30-летний период существования в классическом виде - с середины 1920-х до середины 1950-х гг.; в дальнейшем речь идет о наследии, остатках и т.п. тоталитаризма и сталинизма) .
На наш взгляд, исходя из анализа различных, порой противоположных подходов к сталинизму, Сталин последовательно реализовал марксистско-ленинскую теорию в советской действительности, доведя в теории ряд марксистско-ленинских положений до крайности, возведя их в ранг политического курса советского, социалистического государства. Сталин (это признавал он сам, признавалось это в качестве основополагающей официальной доктрины) был верным, последовательным учеником Ленина. Ленинизм - это российский марксизм, а сталинизм - это советско-большевистская разновидность марксизма-ленинизма, марксизм периода строительства социализма (хорошо известно положение «Сталин - это Ленин сегодня»).
По каким основным направлениям развил марксистско-ленинскую теорию Сталин? Во-первых, Сталин продолжил марксистскую теорию насилия в новых исторических условиях, когда политическая власть перешла в руки пролетариата, т.е. на практике было реализовано марксистское положение о диктатуре пролетариата. Развивая марксистскую теорию насилия как абсолютного действия, Сталин сделал вывод о том, что «сопротивление классового врага будет принимать тем более острые формы,... чем больше успехов будет у социализма...» . Эта теория стала идейным основанием дальнейших репрессий против советского народа.
Во-вторых, Сталин довел идею Маркса о диктатуре пролетариата до диктатуры партии (большевиков), партийной номенклатуры, вождя (лидера партии), принявших на практике уродливые, гипертрофированные диктаторские формы наподобие средневековой восточной деспотии. В послесталинское время (начиная с Хрущева) эта форма получила весьма неточное и неопределенное определение - «культ личности Сталина», не отражавшее реального состояния феномена личной диктатуры Сталина.
В-третьих, Сталин укрепил марксистско-ленинский тезис о примате политики над экономикой, о том, что путем проведения политики нет необходимости учитывать объективные экономические законы. На этом положении основывалась и Октябрьская социалистическая революция в стране, не достигшей достаточного уровня развития производительных сил, необходимых для ее осуществления, вся последующая политика форсированного строительства социализма. Эта идея возобновлялась и во второй половине 1980-х гг. в государственно-партийной стратегии ускорения. В результате в СССР сложилась идеологизированная экономика, игнорировавшая объективные экономические законы.
В-четвертых, общим в марксизме и сталинизме было отношение к человеку: Маркс видел в человеке рабочую силу и рассматривал человека с точки зрения рабочей силы, производящей стоимость, товар; Сталин считал человека «винтиком», средством для достижения основной цели - построения коммунизма. Труд рассматривался как средство перевоспитания (перековки и т.п.) человека. Человек как ценность, как личность был ликвидирован в тоталитарно-советской системе, он был лишен нормального разума, ибо жил в иллюзорном мире советской пропаганды, лишен чувств, воли, характера, зрения, слуха, превратившись в действительности в неприметный винтик в огромной партогосударственной машине. На основе общественной собственности в СССР формировалось и обобществленное сознание, лишенное индивидуальных проявлений. Те слои, отдельные личности, которые не воспринимали идейных суррогатов сталинизма, подлежали физическому уничтожению .
На пути к установлению единоличной власти Сталина стояли прежде всего такие силы, как самостоятельное российское крестьянство, не зависящее от самодержца, вечно сомневающаяся и ищущая справедливости российская интеллигенция. Эти социальные силы были уничтожены в первую очередь в ходе коллективизации и культурной революции, которым предшествовала тотальная национализация и гражданская война (Ленину все-таки удалось претворить в жизнь свой лозунг о превращении империалистической войны в гражданскую, который он выдвигал накануне первой мировой войны).
По своей структуре идеология сталинизма включала в себя следующие компоненты: утопическое сознание народа, в котором выражались социальные идеалы всеобщего равенства (уравнительности), справедливости, формально провозглашенные в октябре 1917 г. в лозунгах большевиков; нацеленность утопического сознания на будущее (на этом основывались большевистские обещания коммунизма, светлого будущего, наступление рая на земле и т.п. политическая демагогия); вульгаризация отдельных положений марксизма, примененных к социалистической действительности, законов диалектики (в частности, механистическое понимание и практическое использование закона единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания); курс на административное решение социально-экономических, политических, культурных и иных задач, стоящих перед обществом, в духе радикальной их трактовки, стремление простыми способами решать сложные общественные задачи .
Формирование сталинизма как господствующей идеологии было сопряжено с рядом факторов. Во-первых, в советском обществе были сильны царистские настроения, складывавшиеся веками в условиях господства самодержавной власти. Сталин воплощал в себе (в политике, в образе, в поведении и окружении) верховного вождя, обладавшего поистине властными функциями самодержца. В советском обществе, пострадавшем в период гражданской войны от безвластия, анархии, вновь вложился феномен тоски по сильной личности, отождествлявшейся в самосознании русского народа с царем (верховной властью монарха-самодержца, вождя и т.п.). Сильные, непреходящие царистские настроения масс нашли воплощение в пословицах и поговорках русского народа: «Без царя - земля вдова», «Без царя - народ сирота», «Бог знает да царь», «Все во власти божьей и государевой», «Богом да царем Россия сильна» и др. Царь, самодержец в России (на Руси) наделялся идущими от верховной власти божественными атрибутами и символами (так, пышностью и торжественностью сопровождались выходы царя к народу и т.п.). Божественными характеристиками по традиции наделялись и вожди большевизма (Ленин, Сталин). Народ анархии и безвластию предпочитал тирана, деспота; из этого ожидания и явился в середине 1920-х гг. Сталин как явление.
Во-вторых, в российском (советском) обществе всегда значительную роль играло утопическое сознание масс, утопические, мифологические иллюзии и образы ожидания светлого будущего. Надежду на лучшее всегда лелеют и питают все люди, все народы. Но в России это ожидание прихода светлого завтра имело особые черты: оно было сопряжено с низким уровнем жизни народа, тяжелым повседневным трудом, с невозможностью найти выход из беспросветной нужды (отсюда и феномен русского пьянства, создающего иллюзорно-утопическое настроение среди безрадостных будней). Здесь отметим и особый характер русского народа, легко поддающегося всякого рода обманам (особенно если обман исходит от носителей верховной власти).