Виды предложений. Сложное предложение Винительный падеж одушевлённых имён существительных

Вечером мы договорились пойти завтра за грибами. Встали ещё до рассвета. Быстро собрались, взяли корзины и отправились в лес. Сразу грибы нам не попадались. Вдруг мы увидели красные шляпки. Один, второй, третий! Как хороши были подосиновики! Крепкие, свежие! За час мы набрали половину корзинки. А потом в наших корзинах оказались подберёзовики, лисички, маслята. С полными корзинами грибов мы вернулись домой.

Что ты прослушал?

Как называются рассказы?

В каком из рассказов полнее раскрыта тема? Почему? Обоснуй свой ответ.

У какого рассказа неточное название? Почему? Подбери к нему название.

(«В лесу», «Летнее утро», «Прогулка в лес».) Объясни свой выбор.


а) Прочитай «про себя» слова:

Составь по этим словам рассказ про себя. б) Прочитай «про себя» слова:

Составь по этим словам рассказ про своего товарища. Выбери подходящий по смыслу заголовок: «Утром»; «Прогулка на лыжах»; «Перед школой»; «Утренняя зарядка»; «Прогулка».

(Задание выполняется парами с взаимопроверкой и обсуждением правильности выполнения задания.)

9. а) Прочитай «про себя»:

Что ты прочитал?

Какой темой объединены все данные предложения?

Что можно сделать с этими предложениями, чтобы получился рассказ? Выполни задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Подумай: какая основная мысль рассказа?

Прочитай и подчеркни то предложение, которое выражает эту основную мысль.

Исходя из основной мысли рассказа, озаглавь ею. Обоснуй выбор заглавия.


б) Прочитай «про себя»:

Подумай, что нужно сделать сначала, что - потом. Что должно получиться?

Выполни задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания)

3 . Внимательно прочитай текст:

Подумай, что в тексте не относится к теме, и объясни, почему ты так думаешь.

Вычеркни те предложения, которые не соответствуют теме. Прочитай исправленный текст. Соответствует ли теперь содержание названию текста?


11 . Прочитай «про себя»:

Что ты прочитал? Можно ли сказать, что все предложения объединены одной темой? Что ты можешь сказать о последовательности событий в тексте?

Что нужно сделать, чтобы получился рассказ? Сколько ошибок надо исправить? Какая основная мысль рассказа?

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания: деление текста на предложения, логическая последовательность предложений, подбор названия.)

12 . Детям предъявляются 3 сюжетных рисунка, объединенных одной темой (например, какое-либо происшествие).

Рассмотри внимательно рисунки. Подумай, что случилось сначала и чем закончилось происшествие. Расположи рисунки в нужной последовательности и составь по ним рассказ. В каком рисунке заключена основная мысль? Исходя из основной мысли, подбери название рассказа.


(Обсуждение выполнения задания.)

а) Чётко прочитай:

Что ты прочитал? Почему ты думаешь, что это рассказ? Какой признак рассказа отсутствует?

Прочитай предложение, которое выражает основную мысль рассказа. Какой заголовок к рассказу подсказывает его основная мысль?


б) Поставь к каждой части рассказа вопрос. Ответь на свои вопросы. Ответы запиши в виде плана рассказа.

Перескажи текст по плану.

(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания)

4 . Внимательно прочитай:

Скажи, что ты прочитал? Как ты думаешь, куда можно включить эти предложения?

Составь рассказ. Озаглавь его.

Предварительно продумай план рассказа.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

15. Чётко прочитай текст:

Что ты прочитал? Можно ли эту запись назвать рассказом? Поясни своё решение.

Может быть, план поможет исправить ошибку? Прочитай внимательно план к рассказу.


Подумай, соответствует ли прочитанный текст плану.

Какую работу надо проделать, чтобы получился рассказ? Выполни задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задании.)

16 . Составь план рассказа на тему «Лыжная прогулка». Используй в рассказе следующие словосочетания:

Вариант I: коллективная проверка с обсуждением правильности выпои нения задания;

Вариант II: задание может быть использовано как проверочное.

17 . Вспомни и расскажи, где и как ты провёл лето или каникулы. Может быть, тебе интереснее рассказать о рыбалке, или о прогулке в лес, или о дне рождения, который был совсем недавно.

Составь план и рассказ. Обязательно вырази свои впечатления. Расскажи о событиях так, чтобы было ясно, грустил ты или веселился, радовался, восторгался.

В рассказе можно использовать такие выражения:

«Мне было так весело, что я не заметил, как пролетели каникулы (лето, этот день)»;

«Я даже не ожидал, как много интересного я узнаю в лагере (на рыбалке)»

«Красота гор и моря (соснового бора, лиственного леса) меня поразила».

Как ты думаешь, в какой части рассказа ты сможешь использовать данные выражения? Объясни, почему.

На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.

Получились сочетания слов:

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание . Для этого к главному слову надо добавить зависимое , которое и поможет уточнить сказанное.

Мы сделали более точные подписи рисункам, составив словосочетания. Главный член словосочетания отмечаем крестиком, проводим от него стрелку и пишем вопрос к зависимому члену словосочетания. (см. Рис. 3)

Рис. 3. Словосочетание

Чаще всего каждый член словосочетания бывает представлен одним словом: пошёл (как?) бодро

Нередко какой-то член словосочетания выражен именем существительным с предлогом: пошёл (куда?во что?) в школу, в школу (какую?) новую

Проверим, из любых ли слов можно составить словосочетания.

Словосочетания:

Зависимый член словосочетания обязательно должен быть связан с главным по смыслу.

Игра мелкая, игра широкая, игра ненастная, игра бородатая - это не словосочетания, т.к. слова не связаны по смыслу.

Можно ли назвать словосочетанием пару слов в парке? Нельзя.

Словосочетание всегда составляют слова самостоятельных частей речи (иногда им помогают предлоги), при этом одно слово командует, а другое подчиняется.

Составим словосочетания, используя эту пару слов.

Например, в парке (каком?) летнем . В парке - главный член словосочетания.

Гулял (где?) в парке. В парке - зависимый член.

построили (что?) школу

построили (как?) быстро

построили (где?) в селе

построили (из чего?) из кирпичей

построили (для кого?) для ребят

построили (когда?) летом.

Построили строители. Это не словосочетание. Это основа предложения. Главные члены предложения словосочетанием не являются.

Включите словосочетания в предложение. Выбирайте, как лучше расставить слова, чтобы яснее выразить мысль.

Стая белых гусей треугольником проплывает над теплоходом. (В. Песков)

Это предложение полнее, точнее выражает мысль.

Вы заметили, что нередко к слову можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме .

Чтобы понять, какое значение зависимый член вносит в словосочетание, что именно он уточняет, особенно важен смысловой вопрос.

Падежный вопрос (вопрос по форме) нужен, чтобы узнать падеж, в котором употреблено зависимое имя существительное.

Поставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях.

Мышь серенькая (какая? - смысловой вопрос, значение словосочетания: предмет и его признак);

светило над лесом (где? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, над чем? - вопрос по форме, над лесом, Т.п.);

улетели осенью (когда? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и время его совершения);

выглядывали из-под листьев (откуда? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, из-под чего? - вопрос по форме, из-под листьев, Р.п.).

Какое словосочетание выписано из предложения неверно?

Из еловой чащи протянулся лисий след.

след (чей?) лисий

след (откуда? из чего?) из чащи

из чащи (какой?) еловой

Из еловой чащи протянулся лисий след .

Основа предложения протянулся след.

Ставим вопрос от подлежащего: след (чей?) лисий.

Ставим вопрос от сказуемого: протянулся (откуда? из чего?) из чащи.

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения: из чащи (какой?) еловой.

След (откуда? из чего?) из чащи - неверно выделенное словосочетание, т.к. именем существительным командует глагол.

Читай записи и решай, что это: слово, словосочетание или предложение.

пушистые снежинки

летали около берёзы

садились на поле

тихо садились

около берёзы

на пустынное поле

снежинки летали и садились

Это словосочетания, так как есть главный член и зависимый:

снежинки (какие?) пушистые

летали (где? около чего?) около берёзы

садились (куда? на что?) на поле

садились (как?) тихо

на поле (какое?) пустынное

Это не словосочетание, это существительное с предлогом:

около берёзы

Главные члены предложения:

снежинки летали и садились

Оформим границы найденного предложения.

Снежинки летали и садились .

С помощью словосочетаний распространим предложение.

Пушистые снежинки летали около берёзы и тихо садились на пустынное поле.

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание. В словосочетании есть главный член и зависимый. Нередко к зависимому члену словосочетания можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме.

Главные члены предложения словосочетанием не являются.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Oldskola1.narod.ru ().
  2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  3. Ext.spb.ru ().
  • В каком предложении текста нельзя выделить словосочетания? Отметь его.

Одно из оставшихся предложений рассыпь на словосочетания.

Осень. В окрестном болоте ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква. Тонконогие опята жмутся к старому большому пню.

(По. И. Соколову-Микитову)

  • В словосочетаниях с именами прилагательными отметь главные слова крестиком, устно поставь вопросы к зависимым и вставь буквы в окончания.

Наступила глубок… осень! Сер… небо, низк…, тяжёл… облака. Вдали гол.й, прозрачн.й лес.

  • Прочитай строки из стихотворения Д. Кедрина. Подчеркни главные члены предложений.

Найди словосочетания: отметь главные слова крестиком, стрелкой покажи зависимые, над стрелкой напиши вопрос.

Скинуло кафтан зелёный лето.

Отсвистали жаворонки всласть.

Прочитайте. Какой темой объединены эти предложения? Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Расставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Е и и в падежных окончаниях существительных» и «Безударные гласные в окончаниях прилагательных». Какие слова в рамке указывают на особую тишину, спокойствие, на полное отсутствие движения, суеты, шума? Найдите в последнем предложении сравнение.
1. Вспом..нается мне (ранний, погожий) осень. 2. Помню (ранний, свежий, тихий) утро (больш..й, весь золотой) сад (кленовый) аллеи (тонкий) ар..мат опавшей листвы и зап..х (антоновский) яблок зап..х мёда и (осенний) свежеет... 3. Так славно ночью лежать на возу смотреть в (звёздный) небо чу(?)ствовать зап..х дёгтя в (свеж..й) воздухе и слушать, как ост..рожно поскрипывает в темн..те длинный обоз по (больш..й) дорог... 4. В поредевшем саду далеко видна дорога к (больш..й) шалашу. 5. Ветер волновал сад и наг..нял (зловещ..й) космы (пепельный) обл..ков. 6. Холодно и ярко с..яло на севере над (тяж..лый свинц..вый) туч..ми (ж..дкий голубой) небо а из-за этих туч(?) медленно выплывали хребты (снеговой) гор-обл..ков.(И.Бунин)

12. Прочитайте.

Рассветает

      Солнышко проснулось. Рассветает.
      Розовеет небо вдалеке...
      На ладошке неба
      Звёзды тают,
      Как зимой снежинки на руке.
      (С. Пшеничных)

  • Что вы представили, читая каждое предложение? Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении?
  • Подготовьтесь к письму по памяти данного стихотворения. Запишите его. Проверьте себя.

13. Прочитайте. Составьте и запишите предложения из данных слов.

  1. Золотая, наступает, осень.
  2. В, берёз, видны, жёлтые, листве, пряди, зелёной, и, лимонные.
  3. На, краснеют, рябины, гроздья, полянах, ярко, и, лесных, калины.
  4. Развесистый, роняет, на, дуб, жёлуди, землю, спелые.
  5. Стаи, к, готовятся, дроздов, на, отлёту, юг.
  6. А, лесу, в, грибов, появилось, сколько!
  • Составляют ли предложения текст? Какой темой их можно объединить?
  • Продолжите текст: составьте и запишите 1-2 предложения на эту же тему.

14. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Где нужно поставить точки?

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова...

(Г. Граник)

  • Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.

Вспомните! По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

  • Повествовательное предложение содержит сообщение, повествование, рассказ о чём-либо:
    В хозяйстве и верёвочка пригодится.
  • Вопросительное предложение заключает в себе вопрос: Что ты сделал в жизни хорошего?
  • Побудительное предложение содержит побуждение (совет, просьбу, пожелание, призыв):
    Пусть будет мир во всём мире!

15. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Чистотел

На опушке б..рёзового леса ок..ло муравейника выр..с чистотел. Почему у р..стен..я такое название? Разломи ст..белёк. На его изломе выступила яркая кап..лька сока. Соком чистотела лечат заб..левания кожи.

(Г. Кучнева)

  • Какие предложения по цели высказывания встретились в тексте? С какой целью они употреблены автором? Подчеркните побудительное предложение.
  • Как образовалось слово чистотел ? Выделите в нём корни и подчеркните соединительную букву о .
  • Подчеркните в первом предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.

16. Прочитайте загадки и пословицы. Отгадайте загадки.

  1. Будь своему слову хозяин.
  2. Какой колокольчик не звенит?
  3. У кого усы длиннее ног?
  4. Плохая шутка до добра не доведёт.
  5. Кто на себе свой дом носит?
  6. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
  7. Не хвались, пока люди тебя не похвалят.
  • Дайте характеристику каждому предложению: какое оно по цели высказывания?
  • Спишите сначала повествовательное предложение, затем вопросительные, потом побудительные.
  • Подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы.

хо зя́и н хо зя́йство

Вспомните! Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут произноситься с восклицательной интонацией .

В этом случае в конце повествовательных и побудительных предложений ставится восклицательный знак, а в конце вопросительных предложений остаётся вопросительный знак или ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки.

Красива утренняя заря!
Ребята, давайте посадим у школы дубовую аллею!
Что делает эта птица?! Купается?!

17. Прочитайте.

1. Как осень хороша! Как чисты небеса! (П. Вяземский) 2. Смилуйся, государыня рыбка! (А. Пушкин) 3. Куда мой мёд деваться мог? Ведь был полнёхонький горшок! (Б. Заходер) 4. Горе! Горе! Крокодил солнце в небе проглотил! (К. Чуковский) 5. Никто меня не жалеет! (В. Осеева)

  • Какие чувства выражены в этих предложениях? Передайте их интонацией.
  • Определите, каким по цели высказывания и по интонации является каждое из данных предложений.

18. Прочитайте. Спишите.

Мы пойдём сегодня в театр? Кто живёт на дне моря? Около школы есть речка?

  • Какие из данных вопросительных предложений можно перестроить в повествовательные, изменяя только их интонацию и заменяя вопросительный знак на точку?

19. Прочитайте диалоги.

      Мишка, мишка (_) Что с тобой
      (_) Почему ты спишь зимой (_)
      - Потому что снег да лёд -
      Не малина и не мёд (_)

      Чего не выходят
      Из дома улитки (_)
      - В их домике нет
      Ни дверей, ни калитки (_)
      (В. Орлов)

  • Какие знаки препинания нужно поставить в конце каждого предложения? Объясните свой ответ.
  • Спишите любой диалог. В конце каждого предложения ставьте нужные знаки препинания.

Учебник для 4 класса (Часть 1)

Русский язык

Винительный падеж одушевлённых имён существительных

265. Прочитайте. Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах. Выделите падежные окончания.

    Есть кто? что? книги белки
    Нет кого? чего? дома волки
    Вижу кого? что? вещи мыши

  • Какие имена существительные и в каких падежных формах имеют одинаковые окончания?
  • Как определить падеж имён существительных с одинаковыми окончаниями?

266. Прочитайте.

1. Зимой не увидишь в лесу медведей, барсуков, ежей, что спят всю зиму. 2. У лесных мышей не хватает зимой лесных запасов. Они бегут из норок от горностаев, ласок, хорьков. 3. В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц, белок и зайцев. 4. Что за чудо? Трескучий мороз, а в гнезде птенчики. Это парочка клестов-еловиков вывела зимой птенцов.

  • Какой темой можно объединить данные предложения? Найдите имена существительные в родительном и винительном падежах и объясните, как их различить.
  • Спишите третью группу предложений. Над именами существительными во множественном числе укажите падеж.

267. Прочитайте. Не правда ли, красивое предложение?

Маленькие сосенки , держащие на ветках белые комья , напоминают играющих в снежки ребятишек .

(Е. Русаков)

  • Спишите. Укажите падеж выделенных имён существительных.

268. Рассмотрите рисунки.

  • Составьте по каждому рисунку диалог, который происходит между покупателем и продавцом. Употребите имена существительные множественного числа в родительном падеже.