Все о 223 фз. Консалтинговая группа анси. Примерная структура Положения о закупках

Федеральный Закон 223 о закупках вышел в далеком 2011 году, а функционировать стал в 2012. К данному моменту далеко не все разобрались с тем, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущей версии. Подробнее все детали и особенность функционирования данного нормативного акта можно узнать в данной статье.

Согласно 223 ФЗ о закупках заказчиками госзакупок могут считаться только определенные лица. К ним относятся:

  • Крупные корпорации, компании, монополисты, возникшие естественным путем из-за отсутствия конкуренции на рынке. Важным условием является доля государства в уставном капитале. Закон ставит границу не менее 50% от уставного капитала.
  • Дочерние предприятия крупных компаний. Для участия в госзакупках им нужно соблюсти конкретные требования. Это может быть 50% капитала материнской компании, либо 10 млрд. рублей, выраженных в стоимости общих инвестиционных проектов, поддерживаемых государством.
  • Бюджетные учреждения, либо унитарные предприятия. Важно, что данные лица становятся закупщиками только за счет собственных средств, либо грантов.

Подготовка к закупочной деятельности

Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:

  1. Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
  2. На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
  3. На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
  4. Формулирование положений.
  5. Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
  6. Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
  7. Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.

После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.

Публикация сведений в ЕИС

В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:

  • Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
  • Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
  • Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
  • Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
  • Порядок заключения договора между сторонами.
  • Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
  • Порядок наложения штрафов и их объем.
  • Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.

Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.

Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.

Самое важное для заказчика- таблица сроков

Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:

  • Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
  • Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
  • Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
  • Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
  • Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
  • Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
  • Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.

Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:

  1. Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
  2. Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
  3. Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
  4. Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
  5. Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
  6. Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
  7. Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.

Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.

Последняя редакция 223-ФЗ

В январе 2019 Государственная Дума рассмотрела и приняла ряд изменений. Последняя редакция 223 ФЗ имеет поправки касательно электронных торгов и поставщиков. Наиболее важными можно считать следующие поправки:

  • Автоматический перенос данных с внутренней системы компании в ЕИС за счет синхронизации перемещения информации, что должно сэкономить время и облегчить работу крупных компаний.
  • Обеспечение заявки осуществляется только при общей стоимости свыше 5000000 рублей и составляет 5%.
  • Изменение ключевых сроков, касающихся подачи извещений.
  • Создание заказчиками специальной комиссии, занимающейся проверкой конкурентности закупки.
  • Запрет покупки продуктов определенного товарного знака, использование при закупке слов или их эквивалентов.
  • Возможность присоединения дочерних компаний к закупке, осуществляемой материнской компанией.
  • Возможность производить закупки у одного конкретного поставщика.
  • Создание специальных счетов для обеспечения заявки в конкретных банках, перечисленных в законе.
  • Переход практически всех заявок в электронный формат.

Это далеко не весь перечень изменений последней редакции 223 ФЗ. Для полного ознакомления с остальными поправками необходимо обратиться к самому документу.

Летом 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223 ), который вступает в силу с 1 января 2012 г. Поэтому на подготовку к новым правилам закупок отдельным юридическим лицам было отведено пять месяцев. Но время идет и 2012 г. уже совсем скоро наступит.

ФЗ № 223 состоит всего из восьми статей, однако дискуссий по поводу его положений не меньше, чем когда был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). Относительно положений ФЗ № 223 можно встретить достаточно много высказываний: одни его называют «корявым», другие его просто не понимают.

Тем не менее, каким бы он ни был несовершенным, наводить порядок в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, все же нужно было.

ФЗ № 223 направлен на совершенствование закупочной деятельности отдельных юридических лиц. Принятие ФЗ № 223 способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.
В данной статье выделим основные аспекты ФЗ № 223 , на которые следует обратить внимание отдельным юридическим лицам.

Кто подпадает под действие ФЗ № 223

В ФЗ № 223 установлен четкий перечень юридических лиц, на которые распространяются положения данного закона.

К числу таких лиц ФЗ № 223 относит:

  1. Государственные корпорации и государственные компании;
  2. Субъекты естественных монополий;
  3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  4. Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
  5. Автономные учреждения;
  6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  7. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
  8. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

Как было раньше

Раньше закупочный процесс вышеуказанных лиц (далее по тексту - заказчики) регулировался множеством различных актов. На сегодняшний день для всех этих заказчиков ФЗ № 223 устанавливает единые принципы закупки товаров (работ, услуг) . Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать:

  • информационную открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Что не регулирует ФЗ № 223

Важно отметить, что отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей, приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже, закупкой в области военно-технического сотрудничества, закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ФЗ № 94, а также осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг и осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, ФЗ № 223 не регулируются (ч. 4 ст. 1 ФЗ № 223).

Кто может принимать участие в закупке

Все поставщики, принимающие участие в закупках вышеуказанных заказчиков, ФЗ № 223 определены как участники закупок.
Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ № 223 участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;
  • индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Как указывает ФЗ № 223 , все вышеперечисленные участники должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком.

Способы, которые ФЗ № 223 допускает использовать при закупке товаров, работ, услуг

Примечательно, что ФЗ № 223 в качестве возможных способов размещения заказа указывает только на открытый конкурс и аукциоcenterн (ч. 2 и 3 ст. 3 ФЗ № 223). При этом упоминания о возможности осуществлять закупку при помощи нигде нет, но есть пункт, согласно которому Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 223 ). Скорее всего, следует ждать выхода дополнительного нормативно-правового акта.

Законодатель оставил заказчикам право на использование и иных способов закупок (помимо конкурса или аукциона), но при условии, что способ закупки и порядок его осуществления заказчиком будет указан в Положении о закупке .

Положение о закупке

ФЗ № 223 указывает на то, что заказчики, осуществляя закупку товаров (работ, услуг) должны руководствоваться рядом нормативных документов. К их числу относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ № 223 , а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Помимо этого, законодатель говорит еще об одном документе, которым должен руководствоваться заказчик. Этот документ называется Положение о закупке . При этом на заказчиков возлагается обязанность самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 ).

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223 Положение о закупке должно стать ключевым документом, регламентирущим закупочную деятельность заказчика, и содержать требования к закупке , в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из анализа ч. 4 статьи 8 ФЗ № 223 , следует, что на разработку и размещение Положения о закупке заказчику отводится срок три месяца со дня вступления в силу ФЗ № 223 . Однако если заказчиком не будет разработано и размещено Положение о закупке , то он вправе при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями ФЗ № 94 , но лишь до тех пор, пока не будет размещено утвержденное Положение о закупке .

Кроме разработки Положения о закупке в обязанности заказчика входит составить и разместить план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год . Порядок формирования и сроки размещения такого плана должны быть утверждены Правительством РФ. Также установлено, что с 1 января 2015 г. планы по закупкам инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств будут размещаться заказчиком на период от пяти до семи лет.

Формирование документов по закупке

В ФЗ № 223 отсутствует детальное описание процедур проведения закупок, как это предусмотрено положениями ФЗ № 94. Подразумевается, что основные вопросы проведения закупок с полной их регламентацией заказчик самостоятельно должен обозначить и подробно расписать в Положении о закупке .

По замыслу ФЗ № 223 заказчики так же, как и при работе с ФЗ № 94, должны формировать извещение о закупке, документацию, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в ФЗ № 223 определено, что должно содержать извещение и документация о закупке, а также порядок внесения изменений в извещение и документацию о закупке (ч. 9, 10, 11 ст. 4 ФЗ № 223). Установлены сроки по предоставлению разъяснений положений документации (ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223).

Где нужно размещать информацию о закупке и в какие сроки

Положение о закупке, планы, извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки , а также иная информация о закупке должны размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . При этом законодатель оставил возможность заказчикам дублировать информацию о закупке на сайте заказчика. Порядок размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о закупке должен быть установлен Правительством РФ. При этом частью 3 ст. 8 ФЗ № 223 определено, что до 1 июля 2012 г. Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, планы закупок, а также иная информация о закупке может быть размеTOPщена на сайте заказчика. После 1 июля 2012 г. вся указанная выше информация должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Но прежде чем размещать информацию, заказчикам необходимо зарегистрироваться на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако ФЗ № 223 не регламентирует данную процедуру и указывает, что порядок регистрации заказчиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru будет определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение официального сайта.
Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, сумма которых:

  • не превышает ста тысяч рублей;
  • не превышает пятисот тысяч рублей, но при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.

Если организация заказчика создана после дня вступления в силу ФЗ № 223 , то заказчик должен в течение трех месяцев с даты регистрации этой организации в едином государственном реестре юридических лиц утвердить и разместить Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Если изменилась совокупная доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупная доля участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупная доля указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого эти общества подпадают под действие ФЗ № 223 (касательно отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ, услуг), Положение о закупке размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли.

Примечательно, что в ФЗ № 223 не установлено никаких санкций на случай, если заказчик не соблюдает указанные выше сроки по размещению Положения о закупке на официальном сайте. Наоборот, законодатель предоставляет заказчикам дополнительный выход из ситуации, указав, что если заказчик не соблюдает сроки по размещению Положения о закупке (три месяца), то он должен при закупке руководствоваться положениями ФЗ № 94 до тех пор, пока им не будет утверждено и размещено Положение о закупке (ст. 8 ФЗ № 223 ).

Новый реестр недобросовестных поставщиков

Исходя из анализа положений ФЗ № 223, предполагается , что у нас в России будет два реестра недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 ФЗ № 223 ). К уже существующему реестру, который ведет ФАС России для государственных и муниципальных заказчиков, работающих по ФЗ № 94, прибавится еще один реестр недобросовестных поставщиков для лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223.

Основания включения участников в такой реестр, по сути, идентичен с порядком, который регламентирует ФЗ № 94. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 ФЗ № 223 ). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, также по истечении двух лет со дня их внесения в реестр исключаются из этого реестра.

При этом ФЗ № 223 предоставляет право заказчикам устанавливать требование, по которому участник закупки должен отсутствовать в новом реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 94.

Обжалование действий заказчика

ФЗ № 223 предусмотрены три случая, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган:

  • если заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещено Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, а также иная информация о закупке, подлежащая размещению на официальном сайте, а также если заказчик нарушает сроки такого размещения;
  • если заказчик требует от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • если заказчик осуществляет закупку товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупке и без применения положений ФЗ № 94.

При этом участник закупки вправе при закупке товаров, работ, услуг.

В заключение отметим, что сложно определить назначение данного закона: то ли он во благо госкорпорациям, естественным монополиям и другим лицам, то ли ожидать от него еще больших проблем.

С одной стороны, ФЗ № 223 предельно либерален: получается, не хочешь разрабатывать Положение о закупке - работай по ФЗ № 94, и нет никакой ответственности. Практически весь ФЗ № 223 построен на общих фразах, которые при умелом подходе можно использовать себе в угоду. Так, например, со способами закупок, которые заказчик сам может по своему усмотрению устанавливать в Положении о закупке . Каждый заказчик в них будет вкладывать свое содержание, что может осложнить участие потенциальных поставщиков в закупках. То есть как будет построен весь закупочный процесс, полностью зависит от самого заказчика.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в ФЗ № 223 , возникают вопросы относительно закупочного процесса.

Прежде всего, в ФЗ № 223 совершенно отсутствуют хоть какие-либо примерные параметры, по которым заказчику можно ориентироваться при выборе способа размещения заказа. Волнует заказчиков и вопрос: будут ли на конкурс и аукцион распространяться положения ФЗ № 94? По каким критериям заказчикам оценивать заявки участников, если будет проводиться конкурс, можно ли будет опираться на Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722? Непонятен и порядок обжалования действий (бездействий) заказчика. Да, ФЗ № 223 говорит о такой возможности, но будут ли распространяться положения главы 8 ФЗ № 94 на закупки, осуществляемые госкорпорациями, госкомпаниями, естественными монополиями и т. д.?

Конечно, обеспокоенность заказчиков понять можно, но, с другой стороны, сам ФЗ № 223 предоставляет заказчикам волю. Он не ставит их в жесткие рамки, поэтому если заказчик захочет проводить закупку по конкурсу, регламентированному ФЗ № 94, и оценивать заявки согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, то просто подробно описывает это в Положении о закупке с добавлением, возможно, чего-то нового, своего. Главное, чтобы отсутствовала дискриминация участников, требования к ним были разумными, не ограничивающими конкуренцию.

Очевидно одно, что в дополнение к ФЗ № 223 будут обязательно приниматься другие нормативно-правовые акты, конкретизирующие отдельные положения данного закона.

И последнее. Некоторые заказчики все же смогут немного вздохнуть с облегчением, так как не все должны применять данный закон с 1 января 2012 г. Для некоторых заказчиков предусмотрена так называемая «отсрочка» по сроку применения ФЗ № 223 .

Срок применения Закона № 223 Юридическое лицо При условии, что....

Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения,теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности

Дочерние хозяйственные общества

более 50% уставного капитала принадлежит госкорпорациям, госкомпаниям, естественным монополям, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, ГУПам, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в которых доля участия государства более 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ с долей участия более 50%.

Муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества, у которых более 50% принадлежит муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых более 50% принадлежит муниципальному образованию

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, доля участия которых более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Во всех остальных случаях - с 01.01.2012 г.

Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

21.12.2011 г.

У вас остались вопросы о закупках в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как разработать Положение о закупках ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

Согласно с 223-ФЗ, самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.

В соответствии с законом № 223-ФЗ под закупкой у единственного поставщика следует понимать способ осуществления закупок путём направления заявки одному единственному поставщику. Данная форма торгов является способом неконкурентного определения кандидата на заключение госконтракта и на практике в отношении такой процедуры могут существовать значительные коррупционные риски. Поэтому действующим законодательством накладываются существенные ограничения на возможность применение таких закупок.

Одним из самых важных вопросов, для поставщиков, планирующих стать участниками закупки по 223 Федеральному закону и организаций, выступающих в роли заказчика, является ответственность, которую они понесут в случае невыполнения своих обязательств и предусмотренные штрафы по 223 ФЗ, предусмотренные за нарушения правил проведения закупки в рамках данного закона.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление банковской гарантии. Действующая редакция Закона 223-ФЗ не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

В отношении ряда организаций с 01.01.2012 г. в соответствии с законом 223-ФЗ устанавливается обязанность выбора поставщиков на основе тендера. Ключевым отличием данного Закона от Закона № 44-ФЗ является возможность выбора заказчиком форм осуществления закупок, а так же определение поставщика не только по критерию наименьшей стоимости, но и на основе прочих нестоимостных параметров (качество поставляемых товаров, услуг, деловая репутация, состав кадров, техническое оснащение и пр.).

Давайте разберемся, что нужно знать об обеспечении заявки для участия в аукционах, конкурсах и тендерах по 223-ФЗ. Организация разнообразных аукционов, тендеров на государственные заказы и конкурсов преследует сразу несколько целей, а именно максимально эффективное распределение бюджетных средств, обеспечение доступности к государственным (и не только заказам) большого количества организаций и физических лиц и в целях формирования прозрачного рынка закупок.

Федеральный рамочный закон 223 позволяет заказчикам самим выбирать виды конкурентных и неконкурентных процедур, которые нужны им для совершения закупок. Одним из самых известных и популярных способов закупок является запрос ценовых котировок.

Запрос предложений по Федеральному закону №223 - один из распространенных способов осуществления закупок, к которому прибегают крупные организации. Запрашивая предложения поставщиков, заказчик заранее сообщает им о своей потребности в той или иной продукции, а также приглашает потенциальных контрагентов к соревнованию за участие в закупке. Договор подписывается с поставщиком, который наиболее соответствует требованиям закупщика.

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

89 223 просмотра

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.


Федеральный Закон «223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года.

Различные субъекты регулирования начинают работать по этому закону в различные сроки. В зависимости от этого разделим их на группы:

1 группа - работает по этому закону с 2012 года:

  1. Государственные компании и корпорации.
  2. Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, выручка от которых составляет более 10 процентов от общего объема выручки.
  3. Автономные учреждения.

2 группа - работает по этому закону с 2013 года:

  1. Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, выручка от которых составляет менее 10 процентов от общего объема выручки.
  2. Дочки и внучки 1 группы.

3 группа - работает по этому закону с 2014 года:

  1. МУП. (Все МУП, осуществляющие регулируемые виды деятельности, применяют 223-ФЗ с 2012 или с 2013 года в зависимости от объема выручки.)
  2. Автономные учреждения муниципального уровня.
  3. Дочки и внучки 3 группы.

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки, производимые компанией, начиная от 1 копейки.

Исключения составляют:

  • Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей
  • Приобретение биржевых товаров на товарной бирже
  • Закупки в соответствии с 94-ФЗ
  • Закупки в области международного военно-технического сотрудничества
  • Международные договоры РФ
  • Обязательный аудит (согласно Закону об аудиторской деятельности №307-ФЗ обязательный аудит проводится в порядке, предусмотренном Федеральным Законом №94-ФЗ)* примечание - с 1.01.2014 в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ.
  • Договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности
  • Осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками

Мена

В соответствии со ст. 567 Гражданского кодекса РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Соответственно, по договору мены заказчик, руководствующийся 223-ФЗ, приобретает товар, который он принимает в обмен на передачу своего товара.

Таким образом, заключение договора мены в целях 223-ФЗ является закупкой, и на него распространяются все требования этого закона.

Пример нарушения 223-ФЗ о закупках

«Настоящее Положение регламентирует процедуры закупки любых товаров, работ, услуг (далее - Продукция) стоимостью свыше 100 000, 00 рублей (включая НДС).

При этом здесь и далее под закупками продукции (товаров, работ, услуг) понимается заключение любых возмездных гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами, а также объединениями этих лиц, в которых Общество выступает в качестве плательщика денежных средств другой стороне по такому договору.»

Суть нарушения - 223-ФЗ регламентирует не только закупки свыше 100 000 рублей , но и все прочие закупки независимо от цены договора.

Если заказчик попадает под 223-ФЗ, но не разместил на ООС , то при закупках он должен применять Закон 94-ФЗ (часть 4 ст. 8 Закона 223-ФЗ)*

*примечание - с 1.01.2014 в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ. Иначе, заключенный договор может быть признан недействительным.

Положение о закупке должно содержать:

  • Способы закупки (как минимум, конкурс или аукцион, согласно законодательству)
  • Порядок подготовки и проведения закупок
  • Порядок заключения и исполнения договоров
  • Иные положения

Заказчик в обязательном порядке размещает свое Положение о закупке на официальном сайте zakupki.gov.ru. Нельзя прописать в Положении о закупке, что официальным сайтом является сайт организации, и, основываясь на этом, размещать Положение о закупке и другие документы, связанные с закупочной деятельностью, исключительно на собственном «официальном» сайте организации. На нем можно только дублировать информацию, которая размещается на сайте zakupki.gov.ru.

Утверждение положения о закупках

Каким образом заказчики работают с официальным сайтом (ООС).

Положение о закупке в электронном виде на ООС. Также формируется документ со сведениями:

Наименование Положения о закупке.

Полное и сокращенное наименование заказчика.

ИНН, ОГРН.

Даты утверждения и вступления в силу Положения о закупке.

Наименование органа, утвердившего Положение о закупке.

Изменение Положения:

Производится с одновременным размещением на ООС новой редакции Положения и, кроме этого, необходимо разместить документ, содержащий перечень внесенных изменений.

Сохраняются и доступны для свободного ознакомления все предыдущие редакции измененных документов.

Для регистрации на сайте zakupki.gov.ru нужно:

1. Получить в аккредитованном удостоверяющем центре.

Для работающих по 223-ФЗ казначейство бесплатные подписи не выдает. ЭЦП нужно купить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Это должна быть усиленная ЭЦП. Получать ее необходимо на руководителя организации в первую очередь. Затем можно, при необходимости, получить ЭЦП на других сотрудников.

2. Зарегистрироваться в ЕСИА - Единой системе идентификации и аутентификации (www.gosuslugi.ru). Сначала регистрируется руководитель как физлицо. Затем заводит там карточку организации.

3. Зарегистрироваться на сайте zakupki.gov.ru.

На сайте ООС есть дорожная карта, где содержатся инструкции относительно порядка регистрации на этом сайте.

Заказчик обязан размещать на официальном сайте:

1. Документы, регламентирующие деятельность заказчика:

Положение о закупке (в течение 15 дней после утверждения).

Изменения в положение, только для тех организаций, которые вправе их вносить (в течение 15 дней после утверждения).

2. . Общее правило - план формируется не менее, чем на один год. Планы закупок высокотехнологичной, инновационной продукции и лекарственных средств формируются на 5 лет. Изменения в план можно вносить согласно условиям, прописанным в Положении о закупке.

3. Документы закупки.

Извещение о закупке.

Документация.

Проект договора.

Изменения.

Протоколы.

4. Изменения в договоры (существенные условия договора, в течение 10 дней со дня внесения изменений).

5. Отчеты:

Ежемесячный, не позднее 10 числа месяца.

- «1-закупки» в Росстат (Приказы 525 и 473).

Если закупки не проводились в течение месяца, то публикуем нулевой отчет.

Документация о закупках

Заказчик не обязан предоставлять документацию в бумажной форме, а имеет право предложить поставщикам только в электронной форме. При этом заказчик вправе установить, что за предоставление документации на бумажном носителе взимается плата. В этом случае, необходимо в документации определить размер, сроки и порядок внесения такой платы.

На основании п. 10, ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации определяется порядок предоставления разъяснений положений документации.

Заказчик вправе не размещать на официальном сайте:

  • Закупки стоимостью до 100 000 рублей (если годовая выручка менее 5 млрд. рублей)/500 000 рублей (если годовая выручка более 5 млрд. рублей).
  • Закупки, составляющие государственную тайну. В случае, если возможно опубликовать закупку, не раскрывая государственную тайну, то это делать нужно.
  • Закупки, определенные решением Правительства РФ.

Отнесение заказчиком информации к коммерческой тайне не является основанием для ее неразмещения на официальном сайте.

Форма плана закупок

Постановление Правительства №932 от 17.09.12 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

План закупки составляется на год и должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.

В план не включаются:

Закупки, составляющие государстенную тайну.

Закупки, определенные решением Правительства РФ.

В план можно не включать:

Закупки, стоимостью до 100 000/500 000 рублей.

Ежемесячный отчет (ч. 19 ст.4 Закона 223-ФЗ)


Ценовой порог в 100 000 (500 000) рублей - это порог для размещения информации о закупке на ООС или неразмещения.

Закупки до 100 000 (500 000) рублей:

  • Можно не включать в план.
  • Можно не публиковать на ООС извещение.
  • Нужно включать в ежемесячный отчет.
  • Нужно включать в отчет Росстат.
  • Порядок их расчета, одноименность, периоды - все это определяется в положении.

Заказчикам, у которых есть собственность в г. Москве, рекомендуется посмотреть ПП №441 , которое устанавливает дополнительные требования к Положению о закупках и накладывает дополнительные ограничения.

Рамочный договор

Заключать рамочный договор можно. При этом в договоре должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) согласно п.3 ч.9 ст.4 Закона №223-ФЗ и указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.

Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.

Пример заключения обычного, нерамочного договора на ГСМ. В таком договоре необходимо указатьцену за единицу товара, точный срок действия договора и обязательно прописать, что поставка по этому договору осуществляется только по заявке заказчика, в противном случае, заказчик вправе не принимать товар и не оплачивать его. Таким образом, в случае, если в течение срока действия договора, заказчику понадобится меньший объем товара, чем предполагалось при заключении договора, то никаких проблем с поставщиком не возникает, по причине прописанных в договоре условий. Если же понадобится больший объем товара, то необходимо заключать дополнительное соглашение или новый договор с поставщиком.

В случае, когда договор пролонгируется без увеличения объема закупаемых товаров, работ, услуг, то необходимо просто разместить информацию на ООС об изменении сроков исполнения договора. Если же договор пролонгируется с увеличением объема закупаемых товаров, работ, услуг, то это считается новой закупкой.

Определение способа и формы закупки

Алгоритм выбора способа закупки:

  1. Определить, можно ли закупать у единственного поставщика. Если нет, то:
  2. Определить ОКДП (это нужно для последующего определения формы закупки - в электронном виде или в бумажном виде).
  3. Проверить наличие ОКДП в 616-ПП (определить форму закупки как электронную в случае, если этот ОКДП указан в перечне ПП-616).

Определить способ в соответствии с Положением о закупке.

Способы закупки:

  1. Прямая закупка (закупка у единственного поставщика).
  2. Аукцион (извещение о проведении аукциона публикуется не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, ч.2ст.3 223-ФЗ).
  3. Конкурс (извещение о проведении конкурса публикуется не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, ч.2ст.3 223-ФЗ).
  4. Запрос котировок (запрос цен) (срок приема заявок обычно составляет от 5 до 7 дней).
  5. Запрос предложений (срок приема заявок обычно составляет от 5 до 15 дней).
  6. Иные.

Договор обязательно заключается с победителем аукциона или конкурса. По остальным способам закупки договор заключается в зависимости от того, что определено для таких случаев Положением о закупке.

Любой способ закупки может быть проведен в электронной форме.

Торги

Аукцион - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля - наиболее высокую цену договора.

Конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации.

Электронные закупки

Электронная форма закупки и электронный аукцион - понятия не тождественные.

Закупки в электронной форме

Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г.№616г. Москвы «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Несколько примеров из этого перечня:

  • Бумага
  • Полиграфия
  • Канцелярия
  • Медицинская аппаратура
  • Автомобили
  • Техобслуживание и ремонт оргтехники
  • Уборка

Например, если нужно провести техобслуживание автомобиля, не всегда удобно проводить электроный аукцион, но можно провести в электронной форме запросом предложений. Проведение любых закупок в электронной форме намного менее трудоемко, чем в бумажной форме.

Есть ряд исключений. Например, когда необходимо закупить услуги технического обслуживания автомобиля, которые содержатся в перечне ПП№616, возможно все же осуществить закупку не в электронной форме при наличии следующих обстоятельств:

  1. Когда закупка не подлежит размещению на ООС(когда закупка относится к государственной тайне или относительно этой закупки принято решение Правительства РФ).
  2. Когда закупка производится в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
  3. Когда закупка производится у единственного поставщика.

Вероятно у многих заказчиков в Положении о закупке написано, что у единственного поставщика производится закупка товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб. (500 000 руб.). Если это написано в Положении о закупке, то на законных основаниях заказчик может не проводить такие закупки в электронной форме.

При проведении закупки в электронной форме нельзя требовать от участника копию заявки на бумажном носителе. Согласно заключению ФАС, это является избыточным требованием.

Работа Заказчика на ЭТП по 223-ФЗ

Электронная площадка OTC-tender

  • Организация системы гарантий на стадии проведения закупки, обеспечение заключения и исполнения контрактов
  • Выгодные цены, высокая конкуренция в закупках по всем товарным категориям, для стандартизированной продукции количество участников - до 25, уровень экономии - до 50% от начальной цены
  • Снижение трудозатрат на осуществление закупочной деятельности
  • Помощь квалифицированных сотрудников по оптимизации закупочной деятельности и проведению закупочных процедур
  • Статистические и аналитические материалы по итогам проведенных процедур
  • Способы закупок: аукционы, редукционы, запросы цен/предложений, конкурентные переговоры (открытые, закрытые и пр.)

Проведение он-лайн переговоров и веб-конференций через ЭТП

  • Планирование и согласование времени виртуальной встречи
  • Приглашение участников
  • Видео и аудио конференции, чат
  • Возможность обмена документами
  • «Виртуальная доска»
  • Разделение рабочего стола
  • Видео-запись, протоколирование проведенных переговоров

Вся работа на OTC-tender бесплатна для заказчиков.

Стоимость услуг

Плата за подключение = 0 руб.

Абонентская плата = 0 руб.

Стоимость услуг для Заказчика = 0 руб.

Стоимость услуг для Участникаот 1000 до 3000 руб.

Реестр недобросовестных поставщиков

Существует Постановление № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В случае уклонения от заключения договора поставщик может попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Их на сегодняшний день 2 - по закону 223-ФЗ и по закону 94-ФЗ. Это решение выносится компетентными органами в присутствии заказчика, поставщика и при наличии достаточных доказательств.

Обжалование

Поставщик может обжаловать действия заказчика в таких случаях:

Полезно знать всем заказчикам и поставщикам Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012)«О защите конкуренции», особенно стоит обратить внимание на ст. 17, 17.1, а также на ст. 18.1 «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

Что можно обжаловать по ст. 18.1 Закона 135-ФЗ:

  • Можно обжаловать действия заказчика, оператора ЭП, конкурсной или аукционной комиссии
  • Жалобу могут подавать только лица, подавшие заявки на участие
  • Срок для подачи жалобы - не позднее 10 дней со дня размещения результатов торгов на официальном сайте
  • Срок рассмотрения жалобы - 7 дней
  • На период рассмотрения жалобы торги приостанавливаются
  • Заказчик не вправе заключить договор до принятия решения по жалобе
  • Договор, заключенный с нарушением указанного требования, является ничтожным
  • Решение можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев.

Вопросы слушателей

Вопрос: Нужно ли в ежемесячном отчете учитывать договор дарения?
Ответ: Нет, не нужно. Закон 223-ФЗ вопросы, связанные с договорами дарения, не регламентирует.

Вопрос: Включаются ли в ежемесячный отчет закупки до 100 000 руб.?
Ответ: В отчет включаются все закупки, в том числе до 100 000 рублей. То же самое относится к отчету Росстата.

Вопрос: Если закупка произведена по чеку без договора, как быть?
Ответ: Каждый чек является договором, мы считаем количество чеков и включаем их в общее количество договоров. Так же поступаем в случае, если оплачивается счет без договора. Каждый оплаченный счет является договором. В том случае, если товар получен, а оплата этого товара планируется через год, то моментом совершения сделки считается момент получения товара покупателем. Эти сделки в отчетах также учитываются.

Вопрос: Отчет Росстата отправляется в Росстат, но его на ООС не нужно публиковать, верно?
Ответ: Да, совершенно верно.

Вопрос: Билет на один проезд в автобусе является одним договором, верно?
Ответ: Да, верно.

Вопрос: Когда дополнительное соглашение не является новой закупкой?
Ответ: В случае, если в договоре изначально было прописано, что возможно увеличение объема закупки на определенный процент от общей суммы договора.

Вопрос: Если договор был заключен до вступления Закона № 223-ФЗ в силу?
Ответ: Федеральный Закон №223-ФЗ на такой договор не распространяется, поскольку этот закон обратной силы не имеет. Это справедливо только если договор не рамочный, если в нем определены все существенные условия, в том числе определено количество закупаемых товаров, работ, услуг.

Вопрос: Сведения о закупке до 100 000 рублей можно не размещать на ООС. А ежемесячные отчеты также являются сведениями о закупке?
Ответ: Нет.

Вопрос: Если не публиковать отчеты, какие могут быть штрафы?
Ответ: Когда законодательно будут установлены штрафы, они обратной силы иметь не будут. Все, что нарушается до вступления в силу документов, определяющих штрафы, не будет подлежать штрафованию.

Вопрос: Почему нельзя дробить закупку?
Ответ: Потому что это может быть признано контролирующими органами фиктивной закупкой, прикрывающей большую закупку. Также может быть выдвинуто обвинение в неэффективном расходовании средств.

Вопрос: Заключили договор на 700 000 рублей. Затем заключили допсоглашение на 56 000 руб. Нужно ли размещать информацию на официальном сайте?
Ответ: Да, нужно разместить информацию на ООС об изменении договора. Если он уже есть в реестре договоров, то вносятся изменения. Если этого договора еще нет в реестре договоров, то его необходимо внести туда.

Вопрос: Как быть с монополистами при размещении плана?
Ответ: Заключать договор, в котором изначально прописан объем, выраженный, например, через начальную цену. При этом начальную цену заказчик не обязан обосновывать, если иное не указано в Положении о закупках. И, более того, он не обязан ее указывать, поскольку в законе сказано, что должны быть указаны сведения о начальной максимальной цене, а сведениями может также являться информация, что начальная цена не установлена. Т.е., если заказчик не может посчитать начальную максимальную цену, он вправе ее не указывать. Но в плане закупок все равно нужно ее предусматривать.

Вопрос: Нужно ли включать в ежемесячный отчет авансовые отчеты сотрудников?
Ответ: Да, если сотрудник что-то приобрел и предоставил авансовый отчет, он учитывается.

Вопрос: Как закупать воду?
Ответ: Воду нужно закупать в электронной форме, например, запросом цен или аукционом.

Вопрос: Подача заявок на электронную почту считается электронной формой?
Ответ: Подача заявок на электронную почту также является электронной формой, если при этом есть требование по подписанию заявки электронной подписью. Если это просто письмо на электронную почту, то это не электронная форма.

Вопрос: Занимаетесь ли вы банковскими гарантиями?
Ответ: Занимаемся. Электронная площадка OTC-tender их выдает.

Вопрос: Как можно получить гарантию, что поставщик проверен? Были ли у этого поставщика нарекания?
Ответ: Существует рейтинг поставщиков. Когда поставщик подает заявку заказчику, то заказчик видит, какой рейтинг (положительный ил отрицательный) имеет этот поставщик. На основании этого рейтинга официальные решения заказчик принимать не вправе. Но когда заказчик видит отрицательный рейтинг поставщика, это дает дополнительный стимул к более тщательной проверке такого поставщика и того предложения, которое он делает. Площадка OTC-tender, кроме того, самостоятельно проверяет рейтинг поставщиков при аккредитации на площадке в двух реестрах (по 223-ФЗ и по 94-ФЗ).

Вопрос: Можно ли пользоваться разными площадками?
Ответ: В случае с поставщиками, в их интересах быть зарегистрированными на всех площадках, чтобы не упустить заказы. Что касается заказчиков, они тоже могут проводить закупки на разных площадках. Но при этом заказчики не могут размещать одну и ту же закупку на разных площадках. В результате таких действий невозможно будет по результатам проведения закупки составить протокол.

Вопрос: Можно ли указывать производителя товара и отклонять заявки, не соответствующие эту требованию при проведении котировок?
Ответ: Во-первых, заказчик не обязан в техническом задании указывать «или эквивалент» при требующегося описании товара. Можно указать товарный знак продукта, который необходимо закупить. В некоторых случаях антимонопольная служба может признать это ограничением конкуренции. Например, в случае, если требующийся товар производится только одним предприятием или существует только один дилер этого товара. Тогда лучше всего оформить эту закупку как закупку у единственного поставщика. Иначе это будет считаться ограничением конкуренции. В случае, когда товар определенной торговой марки могут предложить несколько поставщиков, то все будет в порядке, закон о защите конкуренции не нарушается.