Как проводить открытый урок (традиционный подход). Как провести интересный урок
Конец XX - начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:
I этап. Школа знаний
Ее расцвет пришелся на конец 1950-х - начало 1960-х
гг. Успехи науки и техники: вывод космических
аппаратов на околоземную орбиту, «укрощение»
термоядерной реакции - создавали иллюзию, что
школа должна давать знания (базу) для
последующего бурного роста науки. Однако скоро
выяснилось, что наука быстро идет вперед,
особенно развитие знаний на стыке
фундаментальных наук (биофизика, биохимия,
кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в
состоянии следовать в фарватере этого движения,
возможности школы оставались прежними.
II этап. Школа умений
Пришла на смену школе знаний в 1970-1980-х гг.
Знания, умения, навыки (ЗУН) - вот знамя новаторов
того времени. Обогащение школы знаний навыками и
умениями учеников должно было адаптировать
школу к развивающемуся технологическому
обществу и создать базу для подготовки
научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то
время, и выяснилось, что школа ЗУН - это слишком
узко. Объем знаний продолжал стремительно расти,
приобретенные умения и навыки быстро устаревали
и оставались невостребованными обществом.
Возникла потребность перемен.
III этап. Школа развития личности
Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в
нашем государстве, которые не могли не затронуть
систему образования. В это время начала
осуществляться идея адаптивной школы (личностно
орентированной), накапливающей и передающей опыт
оценочной, эмоциональной и творческой
деятельности. Теперь школа не столько становится
источником информации, сколько учит учиться.
Учитель уже не просто проводник знаний, а
личность, обучающая способам творческой
деятельности, направленной на самостоятельное
приобретение и усвоение новых знаний.
Школа знаний - Школа ЗУН - Школа развития
личности
- таков вектор развития нашей
школы, которое осуществляется не за счет
отрицания предшествующего этапа, а путем его
освоения и обогащения.
Современный урок, открытый в том числе, ценен не
только получаемой учащимися информацией, но и
обучением их способам деятельности для
получения информации. Учитель на уроке должен
стремиться передать способ творческой
деятельности или стимулировать детей к созданию
такового самостоятельно, пускай и в начальной,
примитивной форме.
Несмотря на значительные изменения в жизни
современной школы, урок по-прежнему является
главной формой обучения и воспитания. Границы
урока остались почти неизмененными, а вот
содержание обогащается различными новациями. В
связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый
урок
как форму урока, отражающую весь
положительный опыт учителя и учеников в
изложении и усвоении учебного материала.
Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать
владение классической структурой урока на фоне
активного применения собственных, авторских
наработок, как в смысле его построения, так и в
отборе учебного материала, в технологии его
подачи.
Ведущую роль при этом играет форма организации
познавательной деятельности учащихся, степень
готовности их усвоить новации учителя (как ранее
апробированные и уже хорошо усвоенные, так и
примененные в порядке эксперимента впервые в
данном классе на данном уроке). В любом случае
именно уровень взаимопонимания учителя и
ученика на уроке свидетельствует об
актуальности новых методик, используемых
учителем, о его творческом потенциале.
МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА
1. Открытый урок для членов
методического объединения.
2. Открытый урок для коллег в школе.
Здесь
возможна демонстрация классического урока в
рамках учебы молодых учителей или для обмена
опытом работы в сфере применения новых
педагогических технологий.
3. Открытый урок учителя-методиста
для учителей округа с целью демонстрации
возможностей по овладению инновационной
деятельностью.
4. Открытый урок, проводимый учителем в
присутствии администрации школы и экспертов
с целью аттестации на более высокую
квалификационную категорию.
5. Открытый урок на конкурсе «Учитель
года»
на региональном или федеральном
уровне.
Именно четвертая модель открытого урока
рассматривается авторами как наиболее
характерная и содержательная. Думается, что эта
модель открытого урока представляет собой
наибольший интерес, так как включает в себя всю
совокупность наработанного учителем опыта -
начиная с блестящего владения классической
моделью урока до демонстрации усвоения
учащимися авторских методик и наработок учителя.
Безусловно, каждый открытый урок должен
сопровождаться самоанализом и самоконтролем.
Открытый урок по курсу отечественной
истории
(4 модель)
Рассмотрим вышесказанное на примере.
Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти
двумя путями. Либо разработать и показать один из
уроков традиционной системы (урок изучения
нового материала, урок обобщения и
систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми
возможными методическими находками; либо
использовать комплекс различных типов уроков с
целью наилучшим образом показать возможности
учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков,
соединенные в рамках открытого урока, дадут
представление о возможностях педагога.
Соединение в открытом уроке уроков разного типа
основывается на логике процесса освоения знаний.
Классические этапы урока, предложенные
профессором Т.И. Шамовой и активно
используемые ныне в педагогической практике,
учитель может превратить в собственный план
открытого урока.
Например:
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания. Возможно
использование трех вариантов проверки или их
комбинаций.
3. Работа с новым учебным материалом
(подготовка к усвоению нового, изучение нового).
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
Рассмотрим это более подробно.
I ЭТАП
. Организация начала урока
Организационный момент открытого (как, впрочем, и
любого другого) урока предполагает приветствие
учащихся учителем, сообщение темы предстоящего
урока или блока уроков (имеются в виду спаренные
уроки), предварительная, лаконичная и ясная
формулировка целей и задач урока. Своими
действиями учитель должен подвести детей к
осознанию цели урока как заранее
запрограммированного учителем результата,
который должен быть достигнут путем их
сотрудничества в конце урока.
II ЭТАП
. Проверка домашнего задания
1. Монолог: пересказ текста учеником,
подготовленный рассказ по модулю, изложение
учебного материала путем повествования от
частного к общему.
2. Тестирование или составление технологической
карты.
3. Фронтальный опрос, составление словаря
исторических терминов или хронологической
таблицы.
Домашнее задание должно быть строго
дифференцированным, учитывающим индивидуальные
особенности детей. Для учащихся разных уровней
успеваемости даются групповые и индивидуальные
задания соответствующих уровней сложности.
Логическим переходом от проверки домашнего
задания к изучению новой темы может быть доклад
или сообщение учащегося, подготовленное заранее
по заданию учителя и являющееся логическим
мостиком при переходе от предыдущей темы к
последующей. Специфика этой формы домашнего
задания состоит в обучении учащихся
самостоятельному отбору материала из
дополнительных источников информации и умению
грамотно и красноречиво донести его до своих
одноклассников, которые ведут
конспект
доклада.
Таким образом учащиеся обучаются
конспектированию, рациональной работе со своей
тетрадью, а также умению составлять и ставить
(что не одно и то же) вопросы докладчику по теме
выступления, тренируя тем самым сразу два
важнейших вида общеучебных умений:
информационные и коммуникативные. Следует
отметить, что подчеркнуть составление вопросов к
докладчику по теме услышанного - одна из
наиболее сложных форм работы с учебным
материалом, ведь это вырабатывает у учащихся
навыки письменного изложения основных мыслей
доклада в виде тезисов и учит выделять главное.
Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего
в недалеком будущем Единого государственного
экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются
сразу же по окончании этой работы.
Кроме этого подготовка подобного доклада может
предоставить ученику дополнительный шанс
улучшить учебные результаты по предмету,
исправить плохие отметки, что, конечно же,
является положительным мотивом к обучению в
целом.
III ЭТАП
. Получение новых знаний
Здесь возможно использование трех известных
методов обучения:
- частично поискового,
- метода проблемного изложения материала,
- исследовательского метода, или их композиции.
Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы «Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.
1 . Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:
- развитие сельского хозяйства,
- развитие ремесла,
- развитие торговли.
Аграрное (сельскохозяйственное) производство:
- земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
- агротехнические приемы и пр.;
- орудия труда и их развитие.
Ремесленное (промышленное) производство:
- ремесленное производство на заказ, на рынок;
- мануфактурное производство.
Торговое и денежное дело:
- обмен натуральный, денежный;
- товарно-денежные отношения;
- внутренняя и внешняя торговля.
Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:
АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Земледелие
Расширение пахотных земель, распространение
земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в
Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.
Животноводство
Выведение молочных пород скота: холмогорская,
ярославка. Коневодство в ногайских степях и в
Калмыкии, разведение романовской породы овец в
Поволжье.
Садоводство
Разведение «капустных огородцев».
Агротехника
Трехпольный севооборот с применением навозных
удобрений при сохранении на окраинах переложной
системы.
Орудия труда
Применение сохи различной модификации:
трехзубая соха, соха-косуля. Использование
железных сошников, бороны с железными зубьями.
РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Рост ремесленного производства на заказ и на
рынок.
Формирование товарного ремесленного
производства.
Выделение районов ремесленной специализации: в
Туле, Серпухове - добыча и обработка железной
руды; в Ярославле, Казани - кожевенное
производство; в Костроме - мыловарение; в
Иванове - производство ткани.
В Москве насчитывается более 250 ремесленных
профессий.
Мануфактурное производство
Строительство металлургической мануфактуры
А. Виниуса под Тулой в 30-х гг. XVII в.
Печатный и Монетный дворы в Москве.
Ницынский завод на Урале.
Судостроительные верфи в Воронеже.
ТОРГОВЛЯ
Внутренняя торговля
Начало формирования единого всероссийского
рынка. Появление ярмарок: Макарьевской,
Ирбитской, Нежинской и др.
Внешняя торговля
Торговля с Западной Европой через Архангельск и
с Востоком через Астрахань.
Строительство Немецкой слободы в Москве.
1667 г. - введение пошлин для иностранных купцов.
3.
Составление рассказа-монолога по
изучаемому материалу на базе сформулированных
тезисов.
4.
Обобщение и систематизация новых
знаний. На основании выявленных в тексте фактов
дети дают обобщенную характеристику тенденций
развития российской экономики в начале XVII в.
IV ЭТАП
. Домашнее задание
Домашнее задание дается на основе
дифференцированного подхода. Для детей с
проектируемым репродуктивным уровнем усвоения
знаний предлагается пересказ материала, монолог,
ответы на вопросы. Конструктивный уровень
предполагает подготовку монолога по
отработанному плану.
И, наконец, домашнее задание творческого уровня:
- анализ исторических явлений на основе изучения исторических фактов или исторических документов;
- доклад, реферат, эссе.
Следует помнить, что каждый ребенок через
особенности личностного восприятия, используя
собственную систему усвоения знаний,
приобретенную или созданную им самим, осваивает
учебный материал следующими путями:
1. В хронологической последовательности.
2. Путем сравнения и обобщения (составление
сравнительных таблиц).
3. Созданием собственного плана и тезисов.
4. В виде реферата или эссе - как научной или
эмоционально-образной формы восприятия
материала.
Подобная организация работы детей на уроке и
дома позволяет решать целый ряд творческих
дидактических задач:
формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;
- формирование умения создавать учебные планы и работать на их основе;
- формирование навыков ответа по схеме от частного к общему;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- формирование навыков составления тезисов.
V ЭТАП
. Подведение итогов урока
В ходе подведения итогов урока следует особо
внимательно отнестись к оцениванию ответов
учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна
относиться и к его дальнейшей творческой
деятельности по данному предмету, и потому она
(отметка) должна носить эмоционально
положительный характер и быть строго
дифференцированной. Так, например,
ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за
высказывание новаторских идей, нового взгляда на
исторический факт, причем эти идеи должны быть
соответственно оформлены.
Учащимся со средними и хорошими способностями
можно ставить оценку «5» за интересные идеи и
неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них
и помогая оформить мысль.
Оценивая более слабые ответы, следует все же
хорошо отозваться о способностях этой группы
учащихся, осторожно указав на
неудовлетворительные стороны ответов,
предоставив возможность более удачного
выступления на следующем уроке.
Мы убеждены, что только путем создания на уроке
эмоционально положительной воспитывающей среды
можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к
обучению.
Закончив открытый урок, учитель обязан дать
целостный системный его анализ и показать
перспективу своей дальнейшей работы по данному
курсу.
М. АЛЕКСЕЕВА
,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
Н. МЕДНИКОВ
,
учитель истории
Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.
Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.
Подготовка у уроку
Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:
- Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
- Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
- Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
- Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.
Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?
Проведение урока
- Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
- Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
- Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
- Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
- Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
- Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
- Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
- Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!
Удачный оргмомент концентрирует внимание на учителе, потом на предмете, на теме и задачах урока. Сколько бы мы ни говорили об объективизации процесса обучения (а любая педагогическая образовательная технология нацеливает на то, что процесс обучения является не столько искусством, сколько ремеслом, доступном каждому после соответствующей тренировки), дети воспринимают учебный материал через преподавателя, опосредованно, и в том объеме и под тем углом зрения, которым педагог владеет.
Все многообразие возможных сценариев поведения и слов учителя в начале урока можно свести к двум условно выделенным группам: организация сосредоточенности учащихся на уровне произвольного и непроизвольного интереса. Психологи говорят о произвольном внимании, когда человек осознает важность события, необходимость конкретного действия, самостоятельно формирует сценарий своего поведения, оно формируется и самостоятельно и через внешние указания: читаем стр.34, выполняем упражнение 35, смотрим на картинку, что изображено?... Непроизвольное возникает спонтанно, когда решается трудная, но посильная задача, учитель делится жизненным опытом, яркое, эмоциональное описание событий в рассказе, выход на непосредственно знакомые ученику предметы или события, касающиеся его жизни…
Организационный момент занятия на основе произвольного внимания можно опосредовать фразами: «Так, народ, все сели, замолчали, слушаем новую тему»; «все садимся, мои хорошие»; «так, садимся, показываем домашнее задание» (пройтись по классу, посмотреть); «садитесь, начинаем слушать и записывать»;» садимся, начинаем занятие»… если педагог ориентируется, прежде всего, на осознанное и ответственное отношение к учебе. В высокомотивированном классе этого достаточно, но не всегда…
Способов провести оргмомент результативно на основе непроизвольного интереса – множество. Но условия возникновения непроизвольного внимания преподаватель должен умело «смастерить».
Проверенный временем советский способ – громко хлопнуть журналом об стол, и командирским голосом что-либо приказать «Встали!», «Закрыли рты!», «Хватит болтать!», «Приготовились к уроку!». На самом деле хватит любой из этих фраз, произнесенных с соответствующим настроем. Но партнерские отношения на уроке в таком случае исключены. Другой способ, диктаторский, но весьма успешный: зайдя в класс, с ходу (от двери) очень громким «жёстким» голосом, с середины предложения объявлять тему урока. У детей мгновенный паралич – урок уже начался, а они не готовы… все быстро по местам и сосредоточились на том, что говорит учитель. А он повторяет сказанное еще раз – уже спокойно, ставит цели занятия, дальше – повторение пройденного материала. Способ затратный, требующих больших усилий и времени, зато окупается сторицей: урок начинаем со стихотворения (можно по теме, но подойдут и просто красивые звучны стихи). Педагог читает текст с выражением, детям знакома такая форма работы, они знают, как тяжело иногда учить стихи. Вы достигаете как минимум трех результатов: первичное внимание собрано на вас, удивленно-уважительная заинтересованность свидетельствует, что авторитет ваш (здесь и сейчас) усилился, и учащихся легче вовлечь в творческую внеклассную работу (участие в спектакле, экскурсии, конкурсе газет, подготовка школьного праздника). Четвертый по списку способ больше подходит для предметников-гуманитариев (или классных руководителей): начать урок с эмоционально насыщенного описания какого-либо случая, сценки из жизни. Ученики, вникая постепенно, настороженно слушают и недоумевают: вроде история, а нам про поездку в поезде… Возникает чувство противоречия –«должна быть история. Пусть будет!» Внимание собрано, цель достигнута. Можно переводить рассказ на тему урока. Если начинать урок с оглашения оценок за предыдущую контрольную работу, с «разбора полетов», то не рассчитывайте на произвольное внимание у детей: секундный интерес – как у меня? – сменяется рассредоточением и непроизвольным переключением на что-либо более приятное: плюнуть в соседа жеваной бумажкой из трубочки – продолжить жить переменкой.
Детская психика такова, что неосознаваемая увлеченность (даже у старшеклассников) дает большую результативность, чем произвольная, осознаваемая сосредоточенность под лозунгами «я должен», «мне надо». Если преподаватель умеет переключать внимание школьников с произвольного на непроизвольное и обратно, его урок всегда будет достигать поставленных целей.
В статье названы самые распространенные приемы организации первичного внимания для старшеклассников. Младшая и средняя школа охотнее «покупаются» на обычны слова «давайте начнем наш урок с …» (проверки д/з, письменного опроса, доклада, презентации…) Здесь подкупают ребят слова и интонация объединения с учителем «наш урок, наша тема, наша контрольная работа». А есть педагоги-артисты, которые голосом волшебника спрашивают: «А вы знаете, какую тему мы будем изучать сегодня? Нет? О, она очень интересная и важная…»
Методы построения оргмомента лучше менять, не повторяя их часто в одном и том же классе. Опытный педагог «чувствует» класс в начале урока практически сразу, но и заготовки никогда не повредят. А удачное начало урока – уже половина успеха.
Большой опыт преподавательской деятельности "у станка"позволяет сформулировать еще одну педагогическую заповедь в отношениях с учениками: "было и прошло", "кто старое помянет..." Помните, что каждый день, каждый урок - это новая страница в жизни вашей и учеников. Память на злые выходки, неадекватное поведение, сознательное нарушение учебной дисциплины - играет злую шутку, настраивая учителя на продолжение конфликта (на уровне взгляда, жеста идет негативная информация от вас к ученику и возвращается сторицей). Зная об основных , можно (и нужно) корректировать свое и ученическое поведение, не допуская затягивания психологически травмирующей ситуации.
Отшумели последние празднования выпускников педагогических вузов, и самые смелые студенты, выбравшие стезю преподавательской деятельности, ринулись на покорение учительских вершин. Они молоды, энергичны, полны энтузиазма и ещё не ушедшего максимализма. С радостью берутся за сложные задачи, стараются вникнуть в особенности устройства выбранного образовательного учреждения.
Однако с началом нового учебного года течение рабочей деятельности становится всё более бурным. В это сложное время молодой преподаватель может совершить ошибки, которые в будущем способны обернуться достаточно большими неприятностями.
1. Не нужно бояться детей
Начинающие преподаватели, как правило, не имеют опыта общения с учениками разных возрастов. Поэтому очень важно заранее выбрать определённую манеру поведения с детьми. Нужно иметь чёткое представление, каким педагогом вы хотели бы выглядеть в глазах учеников. Не нужно стесняться или лепетать - речь должна быть чёткой с ясными акцентами. Нельзя прятать или отводить взгляд - зрительный контакт необходим для более успешного налаживания связей. Не рекомендуется сутулиться, прятать руки в карманы или проявлять другие аспекты неуверенного поведения. Если ученики почувствуют ваш страх с первых занятий, то это может послужить началом весьма сложных отношений между учениками и учителем.
Когда я пришла в школу, завуч по воспитательной работе дала именно этот совет: «не дай им почувствовать свой страх». Звучит немного странно и утрированно, но он мне очень пригодился. Я отчетливо помню свои первые уроки: сердце стучало, голос осип, ладони были влажными от волнения. Из головы вылетело даже собственное имя. Но именно фраза опытного педагога про страх не позволила мне позорно дезертировать из кабинета. Я выпрямила спину, откашлялась,подняла голову, глубоко вздохнула и запустила первую партию учеников в класс. Они расселись, с любопытством уставившись на меня.
Их глаза внимательно сканировали каждое мое движение. Дети, к слову, отличные, но очень жестокие психологи.
Я вздохнула и начала уверенно говорить. В голову упорно лезла аналогия о переговорщике с террористами - я тоже вежливо, но непреклонно выдвигала требования. Мы сразу установили правила: не тестировать мое терпение на прочность. От трёх замечаний по поводу их поведения - дневник на стол. Ещё два предупреждения - пишу комментарий для родителей. Если дальше продолжается веселье на уроке - то я ставлю «пару» после контрольного вопроса о рассказанном материале. И ни у кого из учеников никогда не было претензий, если я осуществляла в дальнейшем подобные действия - ведь они сначала с ними сами согласились.
Но я не ограничивалась только требованиями - это было бы деструктивно. Мы пришли к компромиссу: они всегда смогут ко мне прийти и пересдать материал, исправив свои оценки. Более того, я пообещала, что в любое время в школе смогу им объяснить материал, если они чего-то не поняли. Спрос существенно возрастал в конце четверти, но обид практически не было.
2. Не бойтесь ошибиться
Учитель - это не робот и не машина. Не надо сразу стараться убедить учеников в своей полной правоте и непогрешимости. В момент знакомства в классом и зачитывания фамилий заранее извинитесь перед детьми за то, что можете произнести их неправильно. Также нельзя воспринимать «в штыки», если кто-то из ваших подопечных делает вам замечание по преподаванию материала. Научите их обосновывать свою точку зрения.
Если долго гнуть свою линию, получится полный параллелепипед.
Молодому учителю и так хватает стрессов - не надо усугублять это тем, что репутация будет испорчена чьими-то обиженными рекомендациями, в стиле «да какой это учитель - сама ничего не знает!». Не нужно упрямо показывать ученикам, что вы старше и знаете больше них. Это вызовет негативное и совершенно естественное желание доказать обратное.
Если вдруг вас кто-то начинает задирать во время урока по поводу материала, вежливо его выслушайте и попросите отстоять свою точку зрения. Ребенок почувствует, что к нему относятся как к равному и у него впредь не возникнет желания к конфронтации.
3. Проявляйте уважение
Вас не будут уважать, если вы будете себя вести неуважительно. Не проявляйте пренебрежение или высокомерие, не кричите до хрипоты - вас не услышат. Только чёткая вежливая и аргументированная речь, как если бы вы говорили со взрослым. Не забывайте о таких чудесных словах, как «спасибо» и «пожалуйста». Не следует облекать все свои просьбы в приказную форму.
Был у меня Артём, ученик пятого класса. Он был новеньким, который пропустил по семейным обстоятельствам две первых недели учёбы. Соответственно, когда он пришел в школу, это был стресс. Для всех. Артём выглядел крупнее своих сверстников, но в умственном развитии немножко уступал остальным. Он отчаянно хотел, чтоб его приняли одноклассники и учителя. Когда же этого не случилось, бедный мальчик нашел весьма радикальные методы для привлечения к себе внимания: от полного игнорирования замечаний до закидывания однокашников своей рвотой.
Учителя поставили на нём крест, родители Артёма практически поселились в школе, а одноклассники всё старательнее его избегали. Признаюсь, сначала мне тоже было сложно с ним говорить на уроках и объяснять, что делать можно, а что нельзя. Повинуясь порыву, я срывалась на крик. Но интуитивно поняла, что это только укрепляет стену недопонимания. И я начала с ним говорить как со взрослым: «Артём, будь так добр, пересядь на другое место, пожалуйста».
Вежливость действительно творит чудеса. Ребёнок послушно вставал и пересаживался.
«Артём, пожалуйста, будь немного потише, я очень устала и у меня болит голова», - он кивал и замолкал. Потом он начал дарить мне свои рисунки, был всегда вежлив и не боялся подходить что-то спрашивать. Я была единственным учителем в школе, кто никогда не вызывал его родителей и не жаловался на него завучу или другим учителям.
4. Соблюдайте дистанцию
Не стоит слишком сближаться с учениками. Сразу после института, как правило, разница в возрасте небольшая, особенно это касается старшеклассников. Помните, что многие ваши действия и слова могут быть переиначены и переданы другим учителям, администрации или родителям в совершенно извращённом виде. Нельзя закрываться с учениками в кабинете, дверь лучше держать открытой.
Избегать учеников тоже не стоит - это может оттолкнуть детей. Знайте меру и выбирайте золотую середину.
Сейчас в школах учатся самые разные дети из самых разных семей. Есть среди них и очень верующие люди, у которых своё восприятие норм морали. Был среди моих учеников Гриша, который был сыном прихожанки местной церкви. Мальчик в школу ходил с библией и вместо повторения материала предпочитал молитвы, чему мама всячески потакала. В результате у Гриши стабильно выходило по 5-6 двоек в каждой четверти. Но мама не верила тому, что молитвы работают хуже выполненного домашнего задания, поэтому, по её мнению, виноваты во всём были учителя.
Досталось и мне за... ключицы! Я не позволяла себе носить слишком открытые вещи, но вырез «лодочкой» казался Гришиной маме слишком глубоким. Оценки своего отпрыска она директору школы аргументировала так: «улыбочки, шуточки и ключицы нашей новой учительницы разжигают огонь в чреслах сына и он не может сосредоточиться». Разговор передавался из уст в уста, породив массу сплетен и не очень адекватных суждений, истрепав нервы изрядно.
5. Не стоит верить всему на слово
Какими бы симпатичными, милыми и невинными ни были ученики на первый взгляд, нельзя им верить на слово. Любые свои действия подстраховывайте записями в дневнике, дублируя их в электронном журнале. Особенно когда дело касается исправления оценок. При выявлении проблемы с тем или иным ребёнком немедленно оповещайте родителей о его «успехах».
В дальнейшем это убережёт вас от разного рода претензий со стороны родителей и администрации школы.
Была у меня ученица шестого класса Сашенька. Тихая скромная девочка, которая всегда застенчиво опускала глазки, когда я её спрашивала. Я долго списывала невразумительные ответы по поводу не сделанного домашнего задания на гиперстеснительность, пока моя подопечная не начала наглеть прямо на глазах. Скромность не мешала ей переговариваться на уроках и писать записки, а тетрадь оставалась практически девственно чистой.
К концу второй четверти у Сашеньки выходила двойка. Недели за три до окончания полугодия, я начала ей назначать время для пересдач. Давала дополнительные задания на дом. Получив одну четверку, Сашенька успокоилась и продолжила ничего не делать. До последнего тянула с выставлением оценки, веря, что завтра она точно-точно придёт сама. Так и не пришла. А паре мама очень удивилась.
История имела продолжение, поэтому мы переходим к следующему пункту.
6. Ведите учёт
Не забывайте вбивать все данные в электронный журнал, ставьте оценки в дневник и бумажный журнал, не выдавайте на руки детям их проверочные и контрольные работы. Заведите отдельные папки для каждого класса и складывайте туда листочки с работами. На родительском собрании раздайте их родителям.
Иногда кажется, что соблюдение пунктов 5 и 6 немного граничит с паранойей, ведь очень тяжело совместить искренность, энтузиазм, кипучую энергию и такой бюрократический контроль. Но в наше время, когда в самой абсурдной ситуации оказывается виноват учитель, лучше перестраховаться лишний раз.
Вернёмся к истории о Сашеньке. После моих безуспешных попыток заставить ребёнка хоть как-то учиться, общения с классным руководителем и разговоров о том, как важно прилагать усилия, девочка по-прежнему предпочитала ничего не делать дома и писать проверочные работы транслитом (для примера: она вместо простого английского слова «milk» писала тяжеловесное «moloko»). Когда все сроки вышли, я не без сожалений поставила ей двойку в четверти.
Что тут началось... Мама ученицы превратила мою третью четверть в кромешный ад. Как выяснилось, Сашенька упорно выкидывала все листочки с «проверочными», выдирала страницы из дневника, всегда говорила матери, что всё в порядке и она со всем справляется. Для мамы явилось полным сюрпризом то, что у её дочери пара в четверти. С праведным негодованием она пошла к директору требовать пересмотра оценки, моей квалификации и рассмотрения варианта об увольнении.
В силу своей неопытности я предпочитала не решать проблемы только с родителями, а договариваться с учениками лично.
Помимо этого, электронный журнал получалось заполнять раз в неделю, потому что доступ у нему был только в кабинете информатики, куда не всегда удобно было приходить. Теперь администрация школы требовала пересмотра оценки, опасаясь за статистику и репутацию. На мои уроки начали приходить комиссии из РОНО, директор решила взять под контроль учебный процесс. Мне приходилось перед входом в школу при всех учениках сдавать ей на проверку планы уроков, расписанных до самых мелочей. За своё прохладное отношение к бюрократии я расплатилась сполна.
Не помню, сколько таблеток валерьянки было съедено, но это научило меня скрупулезному сбору каждого листочка со словарным диктантом, каждой тетрадки с контрольными, выставлению всех отметок в электронный журнал, даже тех, что стоят карандашом в журнале. Пришлось выработать иммунитет к обидам учеников, которым приходилось объяснять родителям, почему «двойка карандашом» стоит в электронном журнале.
Я закончила педагогический университет всего 3 года назад и у меня очень свежи воспоминания о первом годе учительской деятельности. Если бы мне кто-то сказал об этих простых правилах, я бы сумела избежать многих проблем, что существенно облегчило бы начало моей преподавательской жизни.
За соблюдением всех этих правил искренне желаю вам не переборщить и сохранить любовь к преподавательской работе. Не черствейте душой раньше времени, детям во все времена нужны те, кто сможет привить любовь к знаниям и научить их элементарным навыкам этичного поведения. Удачи!