Житие пророка захарии. Захария праведный пророк Где похоронен пророк захария

Захария (Захарьяху, ивр. «Господь вспомнил») - один из двенадцати малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа.

Пророку принадлежит особая ветхозаветная книга, носящая его имя (Книга пророка Захарии) и занимающая предпоследнее место среди пророческих книг. Время написания её точно обозначено в самом начале книги: «в 8-й месяц 2-го года Дария было слово Господне к Захарии».

Христианство. С учётом того, что пророк родился во время Вавилонского плена (то есть до 539 года до н. э.), а книга была написана при царе Дарии, то очевидно, что речь идёт о Дарии I, а книга датируется примерно 520 г. до н. э.

Иудаизм. Согласно традиционному еврейскому летоисчислению, декрет Дария о восстановлении Второго храма и сопутствующее ему пророчество Захарии датируются 3408 годом от сотворения мира (352 год до н. э.), а восстановление храма завершено в 3412 году от сотворения мира (348 год до н. э.). Исходя из этих дат, наиболее верным будет идентифицировать Дария как Дария III.

Сведения о личности пророка

Имени пророка Захарии присваивались различные значения; по мнению большинства новейших исследователей, имя Zechariah обозначает: «(тот, о ком) помнит Иегова» (Keif, F. В. Meyer, Bredeukamp, Smith Farrar и др.).

О времени и месте рождения Захарии, за неимением точных указаний в книгах Священного Писания, приходится довольствоваться лишь более или менее вероятными предположениями. Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иисуса дед пророка Иддо был еще представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира II Великого, был сравнительно молодым человеком; а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (519 до н. э.), называет себя naar - юноша (2, 4, ст. 8 масор. т.), это предположение становится еще более вероятным. Отсюда делается такое заключение: пророк родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим.

Подобно Иеремии (Иер. 1:1) и Иезекиилю (Иез. 1:3), пророк Захария тоже принадлежал к священническому роду. Св. Кирилл Александрийский прямо называет Захарию «происходившим от священнической крови, то есть из колена Левиина» (с. 2). большинство новейших толкователей полагают, что в Неем. 12:4-16 под Иддо и Захарией разумеются те же самые лица, что и Езд. 5:1 и Езд. 6:14 Отсюда вывод: пророк Захария принадлежал к священническому роду, - следовательно, и сам был священником. Кроме того, Захария был главой своего священнического рода, каковое звание он унаследовал от своего деда Иддо при первосвященнике Иоакиме, сыне Иисуса (Неем 12, 10, 12, 16).

Своё пророческое служение Захария начал отправлять немногим позже Аггея (во второй же год царствования Дария Гистаспа, только два месяца спустя), когда первосвященником был Иисус; при Иисусе Иддо, дед пророка, был еще главою своего рода (Неем. 12, 4, 7, 12, 16), следовательно, Захария пророческое служение начал ранее священнического (то есть в качестве главы рода). Есть некоторое основание предполагать, что и пророческое достоинство было в роде Захарии как бы наследственным. Василий Великий, в толковании Ис. 1:1, замечает; «для чего присовокуплено пророком имя отца? Чтобы показать, что пророческое дарование у него есть отеческое наследие». А Кирилл Александрийский, читая в Зах. 1:1,7: вместо - , прямо называет пророком Иддо, который был, по общепринятому мнению, дедом Захарии. По мнению Баумгартесса и следующего за ним Келера, пророческая деятельность Захарии относится преимущественно к первому периоду его жизни, а священническая - к позднейшему (cit. S. 9); хотя этим не отрицается, конечно, возможность совмещения обязанностей того и другого рода, что видим на примере Иеремии.

Первое записанное пророчество Захарии относится, ко второму году Дария Гистаспа. Но на основании Езд. 5, 1-2 можно полагать, что он выступил на пророческое служение ранее этого времени; так как переселенцы из Вавилона, именно вследствие пророческих увещаний Аггея и Захарии, приступили к возобновлению храмовой постройки. Но это свидетельство кн. Ездры подтверждается фактически только по отношению к Аггею - первою главою его книги; пророческие увещания Захарии соответствующего содержания остались, следовательно, не записанными. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7, 1). Пророчества глав 9-14, таким образом, должны быть отнесены к позднейшему времени; для точного определения всего периода пророческого служения Захарии не представляется возможности, за неимением надежных данных. Можно только утверждать, что это служение Захарии совпадает со временем первоначального устроения иудейской общины, по возвращении из Вавилона, и временем воссоздания храма, или, как выражаются западные учёные, - временем реставрации. Сравнительно с пророческою деятельностью Аггея, служение пророка Захарии было продолжительнее, если судить по указаниям книг того и другого пророка.

В книгах Священного Писания не находим точных и подробных сведений об обстоятельствах жизни и деятельности пророка Захарии. Из книги его имени, а также из книг Ездры и Неемии, мы можем с достаточною ясностью определить только личность пророка и время его жизни и деятельности. Мы можем утверждать, что Захария был современником пророка Аггея, Зоровавеля и первосвященника Иисуса; пережив последнего, он был при сыне его Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным Писания определяется достаточно точно; о конце же её, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Писании совершенно никаких указаний.

Книга

Написанная Захарией книга состоит из 14 глав. Эта книга является самой мессианской, самой апокалиптической и эсхатологической из всех книг Ветхого Завета. Именно по причине отчётливых мессианских предсказаний (в частности, в третьей главе есть прямое упоминание имени Иисуса как высшего Судии (Зах. 3) эта книга широко цитируется авторами Нового Завета. Подсчитано, что в Новом Завете существует более 40 ссылок и намёков на этого пророка.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Пророк Захария в православии относится к известным 12 малым пророкам. Происходил он из рода Левина. В книге Неемии его описали как главу священного рода. Пророк еще с рождения был призван к служению Господу Богу. В православии святому преклоняются и возносят молитвенные прошения с различными просьбами. Больше всего у его лика собирается верян в день Захария Пророка, который выпадает на 21 февраля.

Житие Пророка Захария

Святой Захарий, как уже упоминалось выше был сыном Варахии. Вместе с еще одним пророком он подгонял князя с ускорением вопроса об строительстве храма. Но не это главное в его биографии. С юношеских лет Захарий был одарен возможностью видеть видения. В его книге описано не одно ведение, которое предрекло и предупреждало население и все человечество о надвигающихся бедах.

Точной информации о его жизни к сожалению не сбереглось, кроме его работ и описаний пророчеств. В его книге содержится информация:

  • о явлении Мессии;
  • о последних днях жизни Христа;
  • о затмении солнца в то время, когда происходили страдания Спасителя и многое другое.

То что пророка прозвали Серповидцем – это связано с тем, что в одном из его откровений был описал свисток, летающий по воздуху. Во время полета он был изогнут в виде серпа.

Умер он не своей смертью. Он был убит насильственной смертью иудеями за свое проворство и проповедь.

Захария был сыном Варахиила, а его супруга Елизавета сестрой святой Анны(матери Богородицы). Святой пророк Захарии и Елисавета жили праведно и исполняла все заповеди Божьи. Но несмотря на это у них долгое время не было детей. Однажды во время литургии у Захария было видение,что в скором будущем у них появится ребенок. Пророк не поверил в это. Но так все и произошло.

Несмотря на то, что его супруга была уже в преклонном возрасте, все же она родила ему сына.. После его рождения Захария начал читать проповеди и о своем сыне как о великом Предче Господа. Когда об этом услыхали иудеи они начали преследовать семью. Но несмотря на это Елисавете удалось скрыться с ребенком от врагов. Она молила Господа о спасении. И в то время как иудеи начали на нее наступать, чтобы отобрать сына горы расступились и и укрыли ее вместе с малышом.

В эти дни святой исполнял свои молитвенные службы. Тогда после длительных пыток и был убит Захарий. Его супруга скончалась спустя сорок дней после смерти своего супруга. А сын Иоанн находился в пустыне под защитой Всевышнего пока не был явлен перед израильским народом.

Пророк Захария в храмах

Еще с древних времен сбереглись иконы святого пророка. Также существуют и картины Захария и Елисаветы, которыми не редко украшают стены храмов и церквей. Они являются оберегательными символами святых мест и не только. Семейная пара сыграла огромную роль в истории постановления православной веры. Сегодня же веряне читают акафист пророку Захарии.

Его текст нужно произносить на протяжении сорока дней в одно и тоже время, но только после того как получите благословение от священнослужителя. Акафист служит таким себе молитвенным прошением, которое помогает уберечь семью от невзгод и неприятностей. Святой помогает православным христианам в следующих ситуациях:

  • обрести уверенность и спокойствие на душе;
  • защитить свою семью от «злого глаза»;
  • наладить семейные отношения.

Также у святого просят здоровья семье и детям. Лик пророка Захария и ангела у семисвечника является настоящим символом возрождения веры православной.

К святому можно обращаться как в стенах своего дома перед его иконой, так и в храме. Помните, что не место обращения является главным, а слова которыми обращаются к святым и преподобным. Ведь результат зависит от их искренности и веры.

Молитва:

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

[греч. Ζαχαρίας], прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (пам. 5 сент.). З. был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк 1. 5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в 1 или 2 недели, в течение к-рых священники по жребию совершали положенные ритуалы (Nolland . 1989. P. 26)).

Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме З. сподобился явления арх. Гавриила , к-рый сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя З., судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва З. о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу» (Theoph. Bulg . In Luc. 1 // PG. 123. Col. 698). Вместе с тем в ВЗ приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому З. мог также молиться и о рождении сына. По обетованию арх. Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17).

З. выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника З. стал глух и нем (Лк 1. 22; ср.: Лк 1. 62). «Справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием» (Theoph. Bulg . In Luc. 1 // PG. 123. Col. 700). В этом состоянии З. пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты З.: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт 15. 9-21; Суд 6. 36-40; 4 Цар 20. 8-11; 1 Цар 10. 2-16; Лк 1. 36; 2. 12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно к-рому немота З. должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан 8. 26; 12. 4, 9; Откр 10. 4). Кроме того, неверие З. противопоставляется вере Марии, о к-рой повествуется далее (Лк 1. 45) (Brown . 1993. P. 263). Стоявший вне святилища народ, после того как З. вышел к ним и «объяснялся... знаками» (Лк 1. 22), понял, что ему было видение.

Когда через 9 месяцев у З. родился сын, то на 8-й день после рождения родственники и соседи собрались в доме З. и Елисаветы, чтобы обрезать младенца и дать ему имя. Елисавета, памятуя о повелении Божием, переданном через арх. Гавриила, сказала, что имя его должно быть Иоанн, что подтвердил и З., написав на дощечке то же имя. После этого З. исцелился и, исполнившись Св. Духа, благословил Бога и изрек пророчество, в к-ром возвестил о грядущем вскоре обещанном спасении Израиля и о роли в этом событии своего новорожденного сына (Лк 1. 67-79).

История З. встречается также в повествовании апокрифического «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.). Здесь З. представлен в качестве первосвященника. По сюжету апокрифа он получает откровение о судьбе Богородицы, о том, что Марии суждено стать женой Иосифа (гл. 8). Также упоминается (но без указания причин и обстоятельств) о немоте З. (гл. 10). В конце апокрифа описана сцена убийства З. за нежелание выдать местонахождение своего сына. По приказу царя Ирода он «был убит… перед храмом» (гл. 23). Заканчивается рассказ загадочными словами о том, что священники, войдя в храм, «тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся как камень» (гл. 24). Последняя деталь из жизнеописания З., по всей видимости, является результатом отождествления его с др. Захарией, «убитым между жертвенником и храмом», о к-ром Иисус Христос упоминает в Лк 11. 51 (ср.: Мф 23. 35). Блж. Феофилакт приводит толкование, имевшее широкое распространение в его время, к-рое также сохраняет это предание. Он говорит, что З. «не исключил из ряда дев Богородицу после того, как Она родила Христа, и поставил Ее на том же месте, где и они стояли, а это место было между храмом и внешним медным алтарем. За это и убили его. Так как некоторые ожидали во Христе будущего царя своего, а другие между тем не желали быть под властью царя, то поэтому убили этого святого и за то, что он утверждал, что родила Дева и что родился Христос, будущий Царь их, что было им противно, ибо они желали быть без царя» (Theoph. Bulg . In Luc. 11 // PG. 123. Col. 872). О том, что З. был первосвященником, также упоминал (возможно, под влиянием «Протоевангелия Иакова») и свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. De incompreh. 2 // PG. 48. Col. 710-711).

По мнению большинства совр. библеистов (см., напр.: Peels. S. 594), в Лк 11. 51 содержится ссылка на 2 Пар 24. 20-22, где рассказывается о сыне свящ. Иодая Захарии, который, исполнившись Св. Духа, обличил вероотступничество царя Иоаса и был по приказу последнего побит камнями «на дворе дома Господня» (2 Пар 24. 21). Согласно Мф 23. 35, Господь говорит о Захарии, сыне Варахии, отождествляя этого мученика с одним из малых пророков послепленного периода (см.: Зах 1. 1). Такое отождествление допускали еще свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Matth. 74 // PG. 58. Col. 681) и блж. Феофилакт (Theoph. Bulg . In Matth. 23 // PG. 123. Col. 405). Никифор Каллист (XIV в.) со ссылкой на свт. Ипполита Римского, пишет в «Церковной истории» о том, что первая жена прав. Иосифа Обручника, Саломея, приходилась племянницей З. (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3 // PG. 145. Col. 760).

В визант. источниках сохранилось анонимное апокрифическое Мученичество З., основанное на тексте «Протоевангелия Иакова» (BHG, N 1881). Кроме того, З. посвящен ряд агиографических произведений: Слово патриарха К-польского Германа II (1223-1240) (BHG 1881m), Похвальное слово Михаила Синкелла (IX в.) (BHG, N 1881n - 1881nb), 2 Похвальных слова Космы Веститора (VIII-IX вв.) (BHG, N 1881q - 1881r), 3 анонимных Похвальных слова (BHG, N 1881p, N 1881v - 1881x).

В РПЦ и др. правосл. Церквах память З. отмечается 5 сент. Древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, сохранившийся в арм. и груз. версиях, кроме памяти З. 5 сент. отмечал 27 сент. явление ему арх. Гавриила, 1 дек.- обретение мощей З., ап. Иакова Праведного и Симеона Богоприимца и 18 мая - память этих 3 святых в церкви, построенной в Иерусалиме Павлом из Элевтерополя (Кекелидзе. Канонарь. С. 114, 135, 144; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. Т. 2. P. 11, 42, 54; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 67, 92, 107). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 23 окт. есть сообщение, что память З., ап. Иакова Праведного и Симеона Богоприимца отмечалась в К-поле в церкви, посвященной Пресв. Богородице, рядом со Св. Софией. Согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), в этой церкви находились мощи З., Иакова и Симеона (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 448). Известно, что мощи З. были перенесены в К-поль в 415 г. В ряде визант. календарей память З. указывалась 15 или 16 мая, а обретение мощей - 11 февр. В Синаксаре К-польской ц. кон. X в. есть упоминание о 2 храмах во имя некоего св. Захарии, в Атроа и в монастыре Парадисий. И. Делеэ и Р. Жанен полагают, что церковь в Парадисии была освящена во имя З. Храм в Атроа Жанен не упоминает. В BHG приводится еще один день памяти З., которого нет в SynCP,- 30 дек., видимо, указанный в одной из визант. рукописей.

По свидетельству паломника Иоанна Фоки (1185), гробницы с мощами З. и Елисаветы находились в ц. св. Иоанна Предтечи, устроенной на месте его темницы в г. Севастии (ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2. (Вып. 23). С. 39). В наст. время мощи (или часть мощей) З. пребывают в афонском монастыре Кастамонит (Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 176).

В Римско-католич. Церкви память З. совершается 6 нояб. (в нек-рых Мартирологах указываются даты 6 сент. и 5 нояб.), особенно торжественно в Латеранской базилике в Риме, где, согласно зап. традиции, хранятся мощи З. (Mariani . Col. 1445).

Ист.: BHG, N 1881-1881x; SynCP. Col. 15-16, 155, 169, 366; Νικόδημος . Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 85-88.

Лит.:Mariani B. Zaccaria // BiblSS. Vol. 12. Col. 1443-1446; Janin . Églises et monastères. P. 133; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1198-1199; Nolland J. Luke. Dallas (Tex.), 1989. Vol. 1: 1-9: 20. P. 13-81. (WBC; 35a); Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 160; Watson J. F. Zechariah (31) // ABD. Vol. 6. P. 1060-1061; Witherington B . The Birth of Jesus // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 60-74; Brown R. E. The Birth of the Messiah. N. Y.; L., 19932. P. 256-285; 367-392; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997. P. 225-230; Peels H. G. L. The Blood «from Abel to Zachariah» (Matthew 23, 35; Luke 11, 50f.) and the Canon of the OT // ZAW. 2001. Bd. 113. S. 583-601; Murphy C. M. John the Baptist: Prophet of Purity for a New Age. Collegeville (Minn.), 2003. P. 43-90.

П. Ю. Лебедев, О. Н. А., О. В. Л.

Гимнография

З. вспоминается в правосл. богослужении в праздники, посвященные Иоанну Крестителю (Зачатие (23 сент.) и Рождеству (24 июня)) как его отец.

В груз. памятниках, отражающих традиции древнего иерусалимского богослужения, память З. вместе с Елисаветой отмечается 26 июня, в рамках многодневного празднования Рождества Иоанна Предтечи (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 261; Марр И. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 139).

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 16) память З. установлена 5 сент. наряду с памятью др. святых, в нек-рых списках помещается последование З., включающее тропарь ῾Η σεπτὴ τοῦ προφήτου σου πανήγυρις̇ (Честное пророка твоего празднование), прокимен из Пс 63, Апостол Евр 9. 11-14, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Евангелие Мф 23. 29-39, причастен Пс 111. 6b.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 277-278), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, на память З. 5 сент. приводится праздничное последование, включающее 6 стихир З. на «Господи, воззвах», пение «Бог Господь» на утрене и тропарь 8-го гласа по 9-й песни светилен () (студийский светилен малых праздников). На литургии на блаженнах поются 3-я и 6-я песни канона З., прокимен из Пс 109, Апостол Евр 4. 14 - 5. 6; аллилуиарий, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260-261) 5 сент. соединяются последования З. и еп. Гортинского Кирилла, совершается служба с пением «Бог Господь» и тропаря З. 4-го гласа ῾Ιερωσύνης στολισμόν, περιβαλλόμενος σοφέ̇ (), проч. указания те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., Апостол Евр 5. 4-10, аллилуиарий со стихом из Пс 96. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 15-16) 5 сент. указана только память З., тропарь тот же, что и в Евергетидском Типиконе, на утрене поется «Бог Господь». На «Господи, воззвах» 3 стихиры З. и 3 - Пресв. Богородицы. На литургии прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий тот же, что и в Евергетидском Типиконе, причастен Пс 32.1. В афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в груз. переводе (Георгия Мтацминдели Типикон - см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 230) на литургии 5 сент. прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 91, причастен Пс 32. 1.

В иерусалимских Типиконах разных редакций, начиная от ранних (см.: Lossky. Typicon. P. 158-159) и вплоть до нынешних, устав службы 5 сент. практически не менялся, сохраняя сходство со студийскими Типиконами. На «Господи, воззвах» стихиры З. поются на 6, канон на утрене также на 6, т. о., З. относится к «святым, поемым на 6» (см. ст. Знаки празднков месяцеслова). В XVI в. в рус. списках иерусалимских Типиконов начинают регулярно ставить красный знак 3 точек в полукруге (), обозначающий малый праздник; начиная с 1-го московского издания Типикона 1610 г., 5 сент. ставится черный знак (), означающий «святого, поемого на 6». На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий, как в Евергетидском Типиконе, Апостол Евр 6. 13-20. В греч. Типиконах сохраняется то же последование, однако в Минеях количество песнопений З. увеличилось - добавлены стихиры на стиховне вечерни, славник на стиховне утрени исчезает. В Типиконе мон-ря прп. Дионисия (Τυπικόν τῆς ἐν Αθῷ μονῆς τοῦ ἁγίου Διονυσίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2004. Σ. 12-13) 5 сент. указываются стихиры З. на стиховне вечерни, они же повторяются на утрене на хвалитех, после чего поется великое славословие. В Типиконе протопсалта Константина (К-поль, 18512, Венеция, 1869) содержится краткая глава о совпадении 5 сент. с воскресным днем, отражающая ту же традицию празднования З. с пением великого славословия (на хвалитех указано пение стихир З.).

В рус. Минеях, начиная с московского издания 1724 г., печатается также 2-я служба в честь З. и Елисаветы для торжественного совершения памяти Елисаветы (ради тезоименитства дочери имп. Петра I), число песнопений З. остается неизменным.

Последование З., содержащееся в совр. слав. богослужебных книгах, включает: тропарь 4-го гласа ῾Ιερωσύνης στολισμὸν περιβαλλόμενος, σοφὲ̇ (); кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь» ῾Ο προφήτης σήμερον κα ῾Ιερεὺς τοῦ ῾Υψίστου̇ (); канон 1-го гласа авторства Феофана с акростихом Τὸν Προδρόμοιο τοκῆα κροτῶ σοφὸν ἀρχιερῆα (Предтечи родителю рукоплещу премудрому архиерею - в слав. Минеях отсутствует), ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ (), нач.: Τὴν μνήμην, Προφῆτα, σοῦ εὐφημῶν (); цикл из 3 стихир-подобнов; 3 стихиры-самогласна; седален; светилен.

По рукописям известны песнопения З., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 6-го гласа (Амфилохий . Кондакарий. С. 234); дополнительные икосы (Там же. С. 160, 234).

А. А. Лукашевич

Иконография

З. изображается старцем с седыми, длинными, мягко вьющимися волосами, со слегка вьющейся средней длины бородой, сужающейся книзу. Его отличительной чертой являются одежды первосвященника, к-рые изображали с достаточной степенью подробности: ефод, нагрудник с закрепленными на нем 12 драгоценными камнями по числу колен Израилевых, верхняя одежда в виде плаща, украшенная по подолу, длинная рубаха и пояс. Одежды довершает тканый головной убор с золотым щитком, с вырезанными на нем словами: «Святыня Яхве». В руках кадило и ладанница. В изображениях З. как пророка сохраняются священнические одежды, но в руках у него свиток с текстом из Евангелия от Луки (Лк 1. 68-69), напр., в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (1363, не сохр.) на свитке приведен текст полностью: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (см.: Вздорнов . 1989. Док. № 76).

Единоличные изображения

В мозаике апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553), в левом простенке между алтарными окнами представлено наиболее раннее единоличное изображение З.-первосвященника. В декорации храмов изображение З. всегда встречается в купольной росписи среди изображений пророков (напр., в Палатинской капелле (ок. 1143-1146) и в ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) (1143-1148) в Палермо, Сицилия; в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199)) и в алтарной зоне (напр., в каппадокийских храмах в ряду 10 святых рядом со св. Иоанном Предтечей (между 945 и 1025) в Тавшанлы-килисе (св. Евстафия) и в сев. апсиде Баллы-килисе; в сев. апсиде Дирекли-килисе (976-1025); предположительно в ц. Св. Креста и св. Георгия в Ачиксарае (1060/61 или 1100). В рус. традиции З. изображается преимущественно на восточных столпах или склонах алтарных арок: в Спасо-Преображенском соборе Мирожского (40-е гг. XII в.) и в соборе Рождества Богородицы Снетогорского (1313) мон-рей в Пскове, в новгородских церквах Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле, Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.), арх. Михаила Сковородского монастыря (нач. XV в.?, не сохр.), прп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле (между 1453 и 1463). В каппадокийской ц. Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и св. Георгия (Гёреме 9; нач. или 1-я пол. X в.) в алтарной нише деисусной композиции по сторонам Иисуса Христа изображены св. Иоанн Предтеча и З. (что объясняется посвящением престола в юж. апсиде св. Иоанну Предтече).

На миниатюре из Христианской топографии Космы Индикоплова (посл. четв. IX в.) З. представлен в уникальной композиции «Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча, Захария, Елисавета, Анна и Симеон» (Vat. gr. 699. Fol. 76; см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 68. Табл. 97).

Изображение прор. З. включалось в пророческий ряд иконостасов (икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции. [СПб.], 1997. С. 36). Как пророк со свитком в руке З. изображен на 2-сторонней иконе-таблетке «Избранные святые - Симеон Столпник, прор. Захария, свт. Иоанн Новгородский. Благовещение» (кон. XV - нач. XVI в., ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь. 2000. С. 266).

Единоличные изображения З. входят в состав минейных циклов на сент.: в настенных минологиях (в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория, 1717-1718), на миниатюрах (в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 245v, К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 48 об., 79)), в иконописи (на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ)).

Житийные сцены

Основу изображения житийного цикла З. составили тексты канонических Евангелий, гл. обр. Евангелия от Луки, дополненные сюжетами из «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.): «Введение Богородицы во храм» (Протоевангелие. Гл. 7. 2-3), «Обручение (вручение) Марии Иосифу» и «Моление о жезлах» («Чудо о процветшем жезле») (Мф 1. 18; Лк 1. 27; Протоевангелие. Гл. 8, 9), «Благовестие Захарии» (Лк 1. 8-20), «Немой Захария перед народом» (Лк 1. 21-22), «Встреча (целование) Захарии и Елисаветы» (Зачатие св. Иоанна Предтечи) (Лк 1. 23-24), «Рождество Иоанна Предтечи» и «Захария называет имя Иоанна» (Лк 1. 57, 62-63), «Убиение Захарии на пороге храма» (Мф 23. 35).

Сцены с изображением З., как правило, появляются в связи с историей св. Иоанна Предтечи, образуя составную часть его житийного цикла, или входят в состав протоевангельского Богородичного цикла. Самые ранние известные сюжеты Жития З. представлены в росписи ранневизант. периода в церкви бывшего мон-ря св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави (Египет). Живописный фриз, датированный VII в., включает 5 изложенных в порядке исторического следования житийных сцен праведных З. и Елисаветы, среди них «Благовестие прав. Захарии», «Захария перед народом» (кисть левой руки касается губ, указывая на немоту); «Убиение Захарии» показано в цикле изображений, посвященных детству Иисуса Христа, между сценами «Бегство в пустыню» и «Сон Иосифа». Единичные сцены сохранились также в каппадокийских храмах, освященных во имя св. Иоанна Предтечи. Так, «Убиение Захарии» представлено в росписи ц. Бахаттин-Саманлыгы в долине Ихлара (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.) в цикле сюжетов земной жизни Христа; в росписи XI-XII вв. алтарного придела во имя св. Иоанна Предтечи (св. Марка) ц. св. Макария Великого одноименного мон-ря (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун в тромпах килевидных ниш под куполом помещены сцена «Благовестие Захарии» и парная ей композиция «Благовещение Богородицы». Сцена «Убиение Захарии» сохранилась в росписи жертвенника ц. Карагедик (св. Георгия); очевидно, она входила в цикл св. Иоанна Предтечи (кон. X-XI в.).

Традиция посвящения на Руси св. Иоанну Предтече расположенного в сев. апсиде жертвенника обусловила программу его декорации в XII в.- размещение там житийного цикла пророка. Развернутые циклы, включавшие эпизоды детства с обязательными сценами «Благовестие прав. Захарии», «Захария называет имя Иоанна», известны в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря, реконструируются во фрагментарно сохранившейся росписи новгородской ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) (1189), в соборе Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове и др. В рус. иконописи самые ранние житийные циклы с подробным изложением истории рождения родителей пророка относятся ко времени не ранее 1-й пол. XVI в.: иконы 1-й пол. XVI в., АМИИ; сер. XVI в., ЯХМ, ЯИАМЗ; сер. XVI в. из с. Павлова, близ Ростова (ГТГ); 2-й пол. XVI в. из Сольвычегодска (СИХМ) (об этом см.: Устинова. 2005. С. 197-212).

Самая ранняя композиция «Благовестие Захарии» представлена на миниатюре в Эчмиадзинском Евангелии (Матен. 2374. Л. 228. Армения, VI в.) (см.: Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979. Ил. 92). Как иллюстрация, предваряющая Евангелие от Луки, эта композиция включена в Псалтирь и Евангелиарий (Lond. Brit. Lib. Harl. 2788, ок. 800 г.) - на развороте миниатюра с изображением ап. Луки (Fol. 108v) и «Благовестие Захарии» (Fol. 109r) - перед алтарем в скинии завета напротив друг друга стоят указующий перстом правой руки арх. Гавриил и З. с кадилом; по сторонам в медальонах - погрудные изображения Пресв. Богородицы (слева) и прав. Елисаветы (справа). В Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. К-поль, 976-1025 гг.) включены миниатюры «Убиение Захарии» (P. 14), «Благовестие прав. Захарии» (P. 61), «Обретение мощей» (P. 391). Отдельная миниатюра «Захария перед народом» иллюстрирует рукопись «De Virginitate Beatae Mariae» (Palat. lat. 1650. Fol. 38, Клюни, ок. 1090-1100 гг.) свт. Ильдефонса, архиеп. г. Толет (ныне Толедо).

Протоевангельские Богородичные циклы, включающие сюжеты с изображением З., разной полноты и сохранности, известны в росписях мн. храмов: собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.) (в этот цикл входит сцена «Вручение Марии багрянца и пурпура», однако «Протоевангелие Иакова» содержит оговорку, что в связи с немотой драгоценные материалы для церковной завесы Деве Марии вручал не З., а первосвященник с именем Симеон (гл. 9. 9)); новгородского храма Рождества Богородицы Антониева мон-ря (1125); собора Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове; мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321, и др. Первая по последовательности изложения композиция с изображением З.- это «Введение Богородицы во храм»: первосвященник, склонившись к маленькой Марии, встречает Ее перед (или под) киворием храма. В иллюминированных рукописях один из ранних примеров представлен миниатюрой в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613, К-поль, 976-1025 гг.). Однако развитая схема этой композиции, предваряющей сцены детства Христа, встречается уже в росписи каппадокийских храмов, напр. в ц. Кызылчукур в Гёреме (рубеж IX и X вв.). Эта сцена широко представлена в ряде памятников монументальной живописи XI-XII вв., напр. на сев. стене ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199, фрески не сохр.) в паре со сценой «Сретение Господне»; в кипрских церквах Асину (Панагии Форвиотиссы), близ Никитари (1105/06), Панагии Аракос, близ Лагудеры (1192).

В рус. иконописи как отдельное изображение встречается «Зачатие св. Иоанна Предтечи», где З. и Елисавета приникают друг к дугу (напр., храмовая икона из церкви дер. Новокотово Тверской обл. (Новгород, 2-я пол.- кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 14. С. 102-105); 2-сторонняя выносная икона «Знамение. Зачатие св. Иоанна Предтечи», Новгород, 2-я пол. XVI в., ГТГ). Как отдельная сцена на новгородской 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие….»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 54-58) представлено явление арх. Гавриила З.: на фоне белокаменного храма, увенчанного 4 куполами с крестами в навершиях, у престола слева стоит склонившись З., в епитрахили; справа у престола - арх. Гавриил; позади З.- 3 жреца. Именование этой композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи», несмотря на то что ее изображение как «Встреча Захарии и Елисаветы» известно с XV в. (см.: Смирнова, Лаурина, Гордиенко. Зачатие св. Иоанна Предтечи. Икона. 2-я пол. - кон. XV в. (ЦМиАР)


Зачатие св. Иоанна Предтечи. Икона. 2-я пол. - кон. XV в. (ЦМиАР)

В расширенных композициях «Рождество Христово» на рус. иконах показано клеймо «Убиение Захарии», напр. на иконе из собрания И. С. Остроухова (кон. XVI в., ГТГ), на иконе круга Гурия Никитина (Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; см.: Костромская икона XIII-XIX вв., 2004. Кат. 200), и др.

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) описание облика З. приведено в разд. «Святые пророки…», о нем сказано: «…старец с длинною бородою в священнической одежде» (Ч. 2. § 132. № 24). В сборнике изображения З. упоминаются также в сюжетах, входящих в циклы «Как изображаются праздники Богородичные» и «Чудеса Предтечи»: «Введение Богородицы во храм» - «В глубине храма в дверях с тремя ступенями стоит пророк Захария в иерейской одежде, протянув руки к Пресв. Марии…», «Благовестие Захарии» (Ч. 3. § 5. № 4); «Иосиф принимает Богородицу из храма» - «Внутри храма стоит пророк Захария благословляющия. Позади его некоторые иереи указывают друг другу на Пресв. Марию, а пред ним Иосиф…» (Ч. 3. § 5. № 5); «Благовестие Захарии» - «В храме пред жертвенником стоит Захария и держит в правой руке кадильницу, а левую поднял кверху и смотрит на небо. Выше жертвенника парит архангел Гавриил, держа хартию со словами: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя. Вне храма молятся многие евреи - мужи и жены» (Ч. 3. § 21. № 1); «Рождество Предтечи» - о З. сказано, что он при постели прав. Елисаветы «сидит и пишет на хартии: Иоанн будет имя ему» (Там же. № 2).

В рус. сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) по списку Г. Д. Филимонова под 5 сент. облик З. описан подробно: «Подобием стар, сед, власы главныя долги, а косы по плечам, аки авраамовы, брада до пояса длина, на конце мало раздвоилася, узка, на главе шапка червлена, заломы белые, риза верхняя киноварь, а по ней плащи златые, в двунадесяти местах, средняя риза лазорь, трития риза исподняя бакан светлый. Инде пишется: риза на нем греческая, на главе митра двоерогая по Ветхому закону…» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 145); под 23 сент., в празднование Зачатия св. Иоанна Предтечи, сказано: «…во святилище Захария… с кадилом у престола, служит святую службу, против его стоит архангел Гавриил смиренно, в руке держит скипетр, а Захария молебно к престолу держит руки, над ними по херувиму киноварь, за Захарию стоят старцы по ветхому закону…» (Там же. С. 157-158); под 24 июня, в празднование Рождества св. Иоанна Предтечи, З. упоминается так: «…сидит мало поодаль одра [Елисаветы], подобием стар, брада долга, в руках дщица, а на ней пишет «Иоанн да будет имя ему»» (Там же. С. 372-373).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 83, 146-147, 183; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 371. С. 29; Кат. 543. С. 149; Миjовић. Менолог. С. 286, 316, 344, 362, 376; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода XV в. М., 1982; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 110, 181, 224, 256, 301, 314, 320, 326; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.,] 2000. С. 266. Кат. R-15a; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 49-50, 138. Кат. 238-239. Ил. 146, 182, 208; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 616-621, 742-744, 754; Устинова Ю. В. «Зачатьевский цикл» в составе жития св. Иоанна Крестителя в древнерус. искусстве XVI - 1-й пол. XVII в. // ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 197-212.

Э. В. Шевченко

ЗАХАРИЯ (память Господня, евр.) - пророк-серповидец, один из 12 так называемых малых пророков, из племени Левиина, преставился около 520 г. до Р. Хр. и предсказал благодатное царство Христово. Назван серповидцем потому, что во время одного из откровений видел свиток, летящий с неба в виде серпа. Память 8 февраля .

Пророк Захария был, по указанию книги его имени (1 , 1, 7), сын Варахии и Адды; в первой же книге Ездры 5 , 1; 6 , 14 он называется уже сыном одного Адды, представителя священнического рода, возвратившегося вместе с Зоровавелем из плена вавилонского (Неем. 12 , 4). Последнее наименование понимают или в том смысле, что Адда был воспитателем Захарии (Кирилл Александрийский, Розенмюллер), или в том, что он приходился ему дедом. Второе объяснение наиболее правдоподобно, так как в родословиях еврейское «ben» значит не только сын, но и внук (см. напр. Быт. 29 , 5; 32 , 55 и т. п.). Кроме того, что Адда не был просто воспитателем пророка, но и состоял с ним в родстве, это достаточно ясно из Неем. 12 , 16. Пророческое служение Захарии началось со второго года царствования Дария Гистаспа (1 , 7), т. е. в 520 г. до Р. Хр., чрез 16-17 лет по возвращении евреев из плена, продолжалось в четвертом году его правления (7 , 1) и закончилось, как думают, после шестого года Дария, т. е. после построения храма;, к этому времени относят произнесение речей шести последних глав. О последующей жизни пророка Захарии ничего неизвестно. По преданию, он умер в глубокой старости.

Книга пророка Захарии, состоящая из 14 гл., распадается на две части; одна обнимает восемь начальных глав, другая шесть последних. Содержание первой, включая сюда и небольшое введение (1 , 1-6), находится в довольно близком отношении к построению второго храма. Во второй год царствования Дария Гистаспа, когда все известные евреям народы наслаждались миром (1 , 11), святая земля была по большей части занята языческими народами, пред которыми трепетали возвратившиеся пленники (Ездр. 3 , 3; 4 , 4), а построение храма было затрудняемо самарянами и, наконец, совсем прекратилось (Ездр. 4). Вследствие всего этого у благочестивых была потеряна вера в верность божественных обетований и всемогущество Божие (1, 12). Поддержкой для них в подобном состоянии и являлось первое видение Захарии. Храм, говорилось пророку в его разъяснение, будет восстановлен, Иерусалим застроен и вместе с другими городами переполнится добром (1 , 16-17). В то время как Господь «сжалится над Сионом», на «народы безбоязненные Он негодует великим негодованием» (ст. 15). В чём выразится это негодование, какова будет участь язычников, разъясняет второе видение (1 , 18-21). Пророк видит четыре рога, - символы народов, развеявших иуду и Израиля и разрушивших Иерусалим (ст. 19), и веслед затем четырех кузнецов, идущих сбить эти роги. Сила притеснителей евреев будет сокрушена. И если они мешали построению города и храма (Ездр. 4 , 12-16, 21), то с уничтожением их могущества устранится препятствие к выполнению этого дела. Иерусалим не только будет восстановлен, но и заселен бесчисленным народом: Господь призовёт в него тех, которые ещё находятся в рассеянии, к ним присоединится множество язычников (2 , 6, 11), и сам Господь поселится на Сионе (2 , 10). Третье видение заканчивается обещанием Господа поселиться на Сионе. Но как же святой может обитать среди греховного народа? На это недоумение и отвечает четвертое видение (3 гл.) Оно возвещает, что грехи народа будут прощены: с первосвященника Иисуса, представителя всей нации, снимаются запятнанные одежды - символ нечистоты, греховности, и он облачается в чистые одежды. Это чудесное дело милости Божией преобразует будущее, гораздо более великое дело очищающей грехи благодати Божией, - изглаждение грехов всей земли в один день отраслию - Мессиею. Очищение грехов обусловливало возможность беспорочного, поддерживаемого благодатиею Божиею, хождения очищенных пред Господом. Это славное состояние общества и изображается в следующем, пятом видении (4 гл.). Пророк созерцает золотой светильник (символ церкви, - Апок. 1 , 13, 20), который увенчивается чашею, в которую чрез два желобка текло масло из ветвей двух плодовитых маслин (Иисус и Зоровавель, жречество и судейское достоинство). Из верхней чаши масло текло чрез особые трубочки в семь лампад, которые висели на светильнике. Плодовитые ветви оливковых дерев, источавшие масло, источали из себя золото. В объяснении видения существование этого славного общества соединяется с существованием храма, как центра служения Богу (4 , 5 и дал.). Он будет выстроен Зоровавелем, несмотря ни на какие препятствия (ст. 7). Все пять видений говорили пророку, какими милостями будет награжден народ еврейский, в какое славное состояние он будет приведен силою Божиею. Но оно не будет вечным, настанет время, когда народ развратится, впадет в нечестие и за это будет наказан. Эта мысль и раскрывается в видении свитка, на котором было написано проклятие на всех воров и клятвопреступников, и ефы с сидящей в ней женщиною (само нечестие), унесенной двумя другими женщинами в землю вавилонскую (5 гл.). Захария созерцает то время, когда развращение достигнет своей вершины. Тогда проклятие полетит по всей земле, т. е. Иудее, и будет поражать нечестивых до тех пор, пока исполнится мера неправд народа и наступит последнее наказание. Нечестивая женщина - это народ иудейский; ефа - мера неправд, на которые произнесено проклятие. Если так поступит Господь с избранным народом, то чего же должен ожидать мир? Ответ на данный вопрос заключается в седьмом видении (6 , 1-8). Пророк видит четыре колесницы, запряженные конями рыжими, вороными, белыми и пегими; они имеют обойти всю землю для приведения в исполнение божественного суда над всеми врагами Божиими. По уничтожении языческого мира на земле водворится царство Мессии. Эту мысль пророк выражает символическим действием (6 , 9-15) - возложением на голову первосвященника Иисуса венца. Венчанный первосвященник Иисус должен был преобразовать для народа Мессию, Который создаст церковь, примет славу и воссядет на престоле своем. Речи 7 и 8 гл., произнесенные в 4 год царствования Дария Гистаспа, подобно предшествующим видениям, имеют отношение к построению второго храма. В четвертый год Дария постройка храма значительно подвинулась вперёд, и всё предсказывало скорое её окончание. В виду этого современники Захарии задавали себе вопрос: следует ли оплакивать разрушение прежнего храма, - поститься в пятый месяц? Для решения данного недоумения было отправлено посольство в Иерусалим, и Господь ответил на него чрез Захарию. Последний, прежде всего, обличает внутреннее побуждение, из которого возник указанный вопрос. Внешнему выражению благочестия - постам народ приписывал достоинство благочестия внутреннего, забывая, что первое имеет значение только в связи с последним. Господь требует исполнения нравственного закона, без которого внешнее благочестие не имеет цены. Прежде, когда Иерусалим был населен, Господь требовал правды на суде, взаимной любви и милосердия к несчастным. За непослушание Господь прогневался на народ, так что Палестина превратилась в пустыню (7 , 1-14). В настоящее же время Господь снова будет оказывать благоволение к Иерусалиму, поселится на Сионе и подаст народу всякие блага. Тогда и самые посты будут днями радости и веселия, и множество людей придет тогда в Иерусалим для поклонения Господу (8 , 1-23). Во второй части книги Захарии содержатся пророческие речи о временах благодатного мессианского царства. В начале 9 гл. пророк говорит, что Господь накажет сирийцев, финикиян и филистимлян, а народ Свой защитит. Иерусалим будет находиться под особым покровительством Божиим. Господь оградит его от врагов, проходящих вперед и назад, и к нему не пройдет уже более никакой притеснитель. Затем пророк приглашает народ иудейский радоваться, так как к нему придёт скоро Царь, Который, будучи сам праведным, и на земле имеет водворить праведность и спасет народ Свой. Кроткий, Он уничтожит высокомерие и самонадеянность людей; поэтому Он и откроет Своё царство, въехав в Свою столицу не на блестящей колеснице, как военный победитель народов, но сидя на ослице и молодом осленке, животных кротких, служивших символом мира. Мир, который придёт водворить на земле Царь Сиона, прежде всего, будет обвялен в земле обетованной, а из неё распространится по всей вселенной; этот Царь спасет народ и привлечет его в Своё царство не силою, но кровавою жертвою, которую Он принесет за все человечество, чтобы примирить его с Богом и освободить от ада. Духовному царству Мессии будет предшествовать внешнее временное восстановление еврейского народа (9 , 13-17): Господь сделает его победоносным в войне с эллинами. Предвидя божественное покровительство евреям, пророк советует им обращаться со своими молитвами к Господу, а не богам языческим. Он сам будет заботиться о Своём стаде и сделает народ Свой победителем вселенной, возвратит в отечество тех из израильтян и иудеев, которые еще оставались в землях пленения (10 , 1-12). Изобразив светлую сторону будущей судьбы народа еврейского, пророк переходит к указанию предстоящего ему отвержения. Захария обращается с просьбою к Ливану, чтобы он открыл двери свои входящему врагу, который опустошит всю Иудею (11 , 1-3). В чём заключается причина таких бедствий, указывают два нижеописанные символические действия. В первом (11 , 4-14) Захария изображает Пастыря-Мессию, старающегося спасти народ иудейский, которого злые пастыри ведут к погибели, как «овец заколения». Попечения Мессии будут отвергнуты ослепленным народом: Его пастырское служение он оценит в 30 сребреников, т. е. ценою раба. Тогда и Мессия сложит с Себя пастырскую должность, в результате чего наступит конец завету между Богом и избранным народом. Когда был отвергнут пастырь добрый, стадо впало в руки разбойников и наемников. Желая указать народу на этих последних, пророк символически изображает пастыря безумного, который не позаботится о погибающих, не будет искать потерявшихся, лечить больных, кормить здоровых и т. п. Но горе этим пастырям. «Рука их совершенно иссохнет, и правый глаз потускнеет». В последних главах (12-14) Захария пророчествует о судьбе Иерусалима, т. е. церкви Христовой, от времени явления Мессии до конца мира. Он предсказывает страшное устремление народов на Иерусалим (12 , 1-3), которое, однако отразит Иегова. Он создаст в Иерусалиме благодатное царство, обилующее милостями и щедротами (10 , 14), очищенное от всех мерзостей языческих (13 , 1-6), небольшое по числу, составляющее только третью часть живущих на земле, но зато искушенное и святое (7- 9). В конце времён все народы ополчатся против этого царства, но сам Господь восстанет на его защиту и на поражение врагов (14 , 1-5). После того как тьма покроет землю, настанет день единственный и вечный, когда Господь будет светом для всех. Тогда из нового небесного Иерусалима изыдет вода жива. Иерусалим будет средоточием царства Божия, в котором будут обитать только праведники, а враги будут наказаны (6-21).

Вторая часть книги пророка Захарии представляет некоторые отличия от первой: не содержит, напр., определения времени и имени пророка; не имеет указания на те обстоятельства, среди которых Захария изрекал свои предсказания; в ней не встречается ни видений, ни действующих ангелов, ни сатаны; наконец, и самый язык отличен от языка первой части. Всё это вместе взятое и служит основанием для того мнения, что вторая часть книги Захарии не принадлежит сыну Варахии, а составлена из многих отрывков Захарии, современника Исаии, и в свой настоящий вид приведена в эпоху Маккавеев. Но в пользу единства книги, в пользу того, что она есть произведение одного пророка, решительно говорит то обстоятельство, что исходным пунктом для речей обеих частей является послепленное состояние, народа (народ завета рассеян между язычниками, как стадо без пастыря, - 10 , 3; дом Ефрема еще долженствует быть собранным и спасенным, -10 , 6-10; нет розни между иудейским и израильским царствами, а она существовала до погибели того и другого царства, - 11 , 14 и т. п.). Неупоминание имени пророка так же мало говорит против происхождения пророческих речей гл. 9 -14 от жившего после плена Захарии, как мало неупоминание у пророка Исаии своего имени в надписях к речам гл. 15 , 17 , 19 и т. п. говорит против их происхождения от Исаии. Что касается различия в изложении, то и оно не исключает сходства. В обеих частях употребляются одни и те же образы (очи Божии - 3 , 9; 4 , 10; 9 , 1, 8; источник - 3 , 9; 13 , 1; 14 , 8), те же характеристические выражения (7 , 14; 9 , 8), те же речения (2 , 14; 9 , 9) и намеки на предшествующие священные книги.

* А. П. Лопухин.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 671. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

“И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников”. Нет, это не цитата из доселе неизвестного евангельского текста, описывающая предательство Иуды. Все это было предсказано пророком Захарией еще за 500 лет до Рождества Христова. И слова о тридцати сребрениках, и другие столь же точные предсказания Захарии без труда можно найти в любом издании Ветхого Завета.

Но откуда мог знать пророк Захария о готовящемся предательстве, если жил задолго до описываемых в Евангелии событий?

Возвращение домой

В VI веке до Р.Х. еврейский народ постигло одно из самых тяжких испытаний за всю его историю. Вавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудейское царство, разрушил его столицу - Иерусалим и переселил тысячи евреев в Вавилон. Там они вынуждены были жить несколько десятилетий, ожидая царского указа, позволившего бы им вернуться домой, на землю Обетованную.

Когда такой указ наконец появился, радости народа не было границ - “мы были как бы видящие во сне”, говорит об этом, ликуя, псалмопевец. Евреи начали возвращаться в Иерусалим целыми семьями. Но вся Иудея лежала в руинах и за годы, прошедшие со времен нашествия вавилонян, почти обезлюдела. Иерусалимский Храм был разрушен, а хранившийся в нем ковчег Завета, величайшая святыня еврейского народа - утрачен навсегда. И несмотря на то, что теперь можно было приниматься за восстановление не только города и страны, но и Храма, народ не мог достойно отблагодарить Бога за чудесное спасение из плена. Уныние, охватившее иудеев при виде разоренной страны, было столь велико, что остановило работы по строительству второго Храма. И тогда Бог послал к Своему народу сразу двух пророков, призванных утешить и вдохновить - Аггея и Захарию.

По преданию, Захария был родственником Аггея и происходил из весьма знатного рода. Книга его пророчеств полна сложных образов. Она состоит из двух частей. Первая начинается с того, что Захария видит ангелов, которых Бог посылает обойти землю; ангелы возвращаются и говорят о том, что “вся земля населена и спокойна” (Зах. 1 , 11), и лишь один Иерусалим в запустении. Тогда Бог дает обещание утешить Свой народ и явить ему милосердие. Города Иудеи будут восстановлены, и вскоре “Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем” (Зах. 2 , 4). Затем Захария видит, как современный ему священник Иисус, сын Иоседека, предстает пред Богом в запятнанных одеждах, которые означают грех всего народа. Но по воле Бога ангелы переоблачают Иисуса, тем самым очищая весь народ от грехов и открывая новую, чистую страницу его истории. Далее пророк описывает свое видение о светильнике и двух маслинах, соединяющее слово Божие к князю Зоровавелю, современнику Захарии, и пророчество о восстановлении обеих ветвей власти, бывших у иудеев до плена - царской и священнической. Казалось бы, речь идет исключительно о современных Захарии событиях, где же тут пророчества о Мессии? Однако, не все так просто.

Первая часть книги пророка Захарии завершается видением ангелов, снова посланных в мир, и на этот раз нашедших повсюду мир и покой. Но на голову священника Иисуса, которому предстояло восстановить Иерусалимский Храм, почему-то возлагаются сразу два венца, после чего Захария видит уже будто бы совершенно иное по своему значению видение. Пророк начинает возвещать то, что трудно ожидать от исторического пророчества - он называет Иисуса Отраслью (евр. Цем), и говорит, что “Он примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим” (Зах. 6 , 13). Но разве может один человек соединить в себе и царскую и священническую власть? Такое было лишь во времена Авраама и царя Мелхиседека, но в устах Захарии звучало, мягко говоря, странно, если относить эти слова именно к сыну Иоседека Иисусу, да еще при живом Зоровавеле. Складывается впечатление, что пророк увидел нечто, настолько его поразившее, что увиденное требовало долгого переосмысления.

Наступает день Господень

Вторая часть книги пророка Захарии написана спустя целых два года, и на этот раз в стихах, а не в прозе. Она настолько отличается от первой как по форме, так и по содержанию (Захария больше не пишет о современных ему событиях), что некоторые исследователи даже считают ее автором так называемого Второзахарию - неизвестного и более позднего пророка.

Серьезных доводов в пользу версии о существовании Второзахарии нет. В обеих частях книги пророка Захарии сохраняется лексическое единство; к тому же и там, и там встречаются характерные для Захарии выражения и образы. Поэтому логичнее всего предположить, что разница в форме изложения пророчеств может быть связана с тем, что пророчества во второй части - иные.

Вначале Захария описывает, как Бог укоряет иудеев - они не вняли Его заповедям, “и сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков” (Зах. 7 , 12). И тогда Иудея была разорена и опустела. Но Бог смилостивился: “Я спасу народ Мой от страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде”, - говорит Он через пророка (Зах. 8 , 8). Мало того, Захария предрекает, что и язычники узнают истинного Бога: “Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог“ (Зах. 8 , 23). Разве всё это не напоминает евангельские события, когда в буквальном смысле одно прикосновение к одежде Христа исцеляло, а язычники приходили, чтобы послушать Его учеников или хотя бы дотронуться до них?

Да, пророк Захария и вправду уже говорит о далеком будущем. Увиденное потрясает его, и он восклицает: “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной” (Зах. 9, 9). Странно, но не на боевом коне, а на скромном осле въезжает долгожданный Царь в Свой город. Любой, кто читал Евангелие от Матфея, помнит, что ученики Христа перед Его торжественным входом в Иерусалим пошли в указанное Учителем место, и действительно “привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их” (Мф. 21 , 7). Остается только удивляться тому, с какой точностью Захария предсказал это событие.

У нас нет оснований подозревать, что въезд Иисуса в Иерусалим на осле был подстроен специально, чтобы вызвать ассоциацию с пророчеством Захарии. Опровергая подобные обвинения, апостол Иоанн пишет: “Ученики Его сперва не поняли этого [совпадения - Е.П.]; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему” (Ин. 12 , 16).

Время, в которое все это должно произойти, сам пророк называет “днем Господним”. Он говорит о евреях: “И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой” (Зах. 9 , 16). Как изумительно перекликается эта фраза с притчей Христа о Добром Пастыре и заблудшей овце! Но далее события развиваются очень странно - вместо радостной встречи Мессии наступает день гнева, а “истинные овцы” обречены на заклание… И, наконец, звучат страшные слова о тридцати сребрениках, сказанные будто от лица Иуды. Причем пророк продолжает: “И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника”. Сравните с евангельским текстом, повествующим об Иуде: “Бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника” (Мф. 27 , 5-7). Захария символически пишет от своего лица, но не может быть сомнений, что пророчество его сбылось именно во времена Христа.

Затем Захария пишет о том, что в будущем народ раскается в своих грехах, но непоправимое уже совершится: “и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце” (Зах. 12 , 10). Это пророчество все исследователи единогласно относят ко Христу, грудь Которого пронзили на Кресте копьем, чтобы удостовериться в Его смерти.

Конечно, для тех, кто покается, еще возможно спасение. Но последние главы книги пророка Захарии говорят уже о совсем страшных вещах. Раньше он возвещал, что Иерусалим будет отстроен и станет великим городом, но лишь только это пророчество начинает сбываться, пишет: “Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен” (Зах. 14 , 1, 2).

Как и пророчество о разрушении Иерусалима, изреченное Самим Христом, предсказание Захарии явно имеет два уровня толкования: один из них относится к теперь уже свершившимся историческим событиям, другой - к ожидающим нас судьбам мира. Фактически, здесь мы чуть ли не впервые встречаемся с апокалиптическими пророчествами.

Однако, “день Господень” - это не только день гнева, но и день долгожданного освобождения и радости, потому что когда сбудется все, чему предстоит сбыться, Сам “Господь будет Царем над всею землею” (Зах. 14 , 9).

Да сбудется Писание

Книга, будто оставленная пророком Захарией на полных надежды словах “в тот день”, была сразу же включена в канон Ветхого Завета, окончательно оформленный священником Ездрой буквально через несколько десятилетий. Доверие к пророческому дару и служению Захарии уже при его жизни было непоколебимым. Сбылось все, о чем говорилось в первой части его книги: Иерусалим был отстроен заново, Храм был восстановлен. Милосердие Божие по отношению к еврейскому народу проявлялось во всем: и в том, как быстро возрождались разрушенные города, и в том, как росли население и богатство страны, поднимаемой почти из руин. И книга Захарии стала для иудейского народа пророчеством о дне Господнем, дне прихода Мессии.

Спустя пять веков после смерти пророка иудеи все еще ждали Спасителя. Но слова Захарии о том, что Он соединит в Себе и царское, и священническое служение, трансформировались в сознании угнетенных римлянами иудеев в образ великого Вождя, Царя, который освободит Свой народ не столько от грехов, сколько от оккупантов. Поэтому, когда однажды весной на пыльной дороге, ведущей в Иерусалим, появился Человек верхом на молодом осле, Ему кричали “Осанна!” в надежде, что римскому владычеству пришел конец. Но Он почему-то советовал по-прежнему платить подати кесарю, да и никакого войска с ним не было - только горстка учеников… И иудеи не смогли простить Ему своих несбывшихся надежд. Мало кого люди могут ненавидеть, если ранее не любили, и вот настал момент, когда Иуда, думая, что ошибся в Учителе, пришел в Храм, построенный в том числе и руками Захарии, и сказал первосвященникам: “Если угодно вам, то дайте мне плату мою”… Впрочем, мы не знаем, что действительно говорил Иуда, может быть, и это. Если он и мог цитировать Захарию наизусть в момент предательства, то чуть позже, описывая данные события, евангелист Матфей - вполне возможно, от волнения - ошибается, и приписывает эти слова Иеремии. Однако, то, что все мессианские пророчества Захарии исполнились на Иисусе из Назарета, апостол Матфей в своем повествовании неоднократно подчеркивает.

Тот, кто не принимает Христа, потому что не совсем согласен с новозаветным учением, может принять Его, склонившись под тяжестью авторитета многих пророков, на протяжении столетий предсказывавших в подробностях жизненный путь и страдания Помазанника Божия. На Иисусе из Назарета исполнились вообще все пророчества - и Захарии, и Исайи, и Моисея, и множества других пророков. Поэтому Матфею, писавшему Евангелие для иудеев (то есть для людей, знакомых с текстами Ветхого Завета), казалось совершенно естественным апеллировать к авторитету пророков, чтобы помочь людям принять долгожданного Спасителя - не военного вождя, а Доброго Пастыря, за жизнь которого заплатили всего тридцать сребреников, которые Сам Бог еще устами Захарии назвал “высокой ценой”.

Во времена Моисея столько платили за погибшего случайно раба.