2 чем философское знание отличается от научного. Основные характеристики философии как научной дисциплины

Выявление сущности философии как части духовной культуры общества необходимо начать с этимологии слова. Как известно, слово “философия” происходит от 2 греческих слов “фило” - любовь, “софия” - мудрость, таким образом, оно означает “любомудрие”, “любовь к мудрости”.

Задание слушателям: Что такое философия? Наука ли философия?

На эту проблему существует две точки зрения:

1. Философия - это наука. К. Маркс: “Философия - наука о наиболее общих законах развития мира, т.е. природы, общества и человека”. И эта философия действительно представляла себя как науку, она претендовала на окончательное и строгое научное объяснение всего, что мире существует и происходит.

Этой позиции придерживаются и некоторые современные философы; с их точки зрения философия - это система доказательств, она занимается познанием мира.

2. Философия - не наука, так как предметом философии не может быть мир, философия - способ самопознания человека; не мир, а отношение к нему - предмет философии, и, следовательно, это не наука.

Этот спор существовал со времен античности.

1-ю точку зрения развивала милетская школа, Демокрит, Платон, Аристотель, затем Бэкон, Дидро, Гельвеций, Гегель, Маркс и др.

2-ю точку зрения развивала сократовская школа: Сократ, стоики, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, экзистенциалисты, Бердяев (см. “Философия творчества”)

Кто же прав? Правы и те, и другие.

Чем отличается философия от науки?

1.Философия - самопознание, рефлексия (а рефлексия - это и есть самопознание; сознание, направленное на самого себя). А так как мир человека- это и есть мир культуры, то философию можно определить как рефлексию культуры на самую себя или как облеченную в теоретическую форму рефлексию культуры. (К. Маркс: “Философия - живая душа культуры”.)

2. Философия может опираться на данные науки, обобщать и в той или иной мере использовать их, поэтому важным элементом философии является знание. Но в ней есть всегда то, что не может быть включено в науку. Она исследует отношение человека к миру, выраженное в ценностях; изучает знание человека о мире, включенное в систему личностных смыслов. А этот личностный смысл всегда неповторим, уникален.

3. Философия близка искусству (см. Н.А. Бердяев)

Общее в них:

1). Личностный характер восприятия мира (чего нет в науке);

2). Характер преемственности (каждое произведение уникально, нет более истинных или более ложных; в науке одно знание исключает другое или включает в себя);

3). Критическое отношение к миру. Искусство достигает вершин, когда возмущается миром, а не восхищается им.

Различие - в способах освоения действительности: философия - понятийно-категориальный способ освоения мира; искусство - образный.

Философия близка религии.

1). Характер проблематики (мировоззренческий, смысложизненный);

2). Включает в себя не только знание, но и веру.

4. Истина науки познается рассудком - через рациональное, логическое мышление. Истина философии познается разумом, который включает в себя рациональное и внерациональное, логическое и внелогическое, общее и индивидуальное. Философия стремится познать истину в ее человеческом, культурном измерении. В ней представлено 2 измерения:

а) логическое, рассудочное, рациональное, требующее доказательства и четкого соотнесения слова и дела:

б) духовно-нравственное, собственно-человеческое.

5. Философское знание не имеет прикладного характера, цели философии нельзя свести к служебным целям. Философия формирует тип сознания, мировоззрения; ее проблемы носят общечеловеческий, вечный характер. Философия всегда была жизнеучением, духовной руководящей силой.

Философия стремится подняться над природной зависимостью, размышлять о смысле бытия.

Полифункциональный характер философии проявляется в многообразии связей философии с жизнью, наукой, социальной практикой.

По отношению к науке она выполняет методологическую функцию как теория и метод познания. (Теория- сумма и система знаний о предмете; метод- способ их применения для получения новых)

По отношению к искусству, морали философия выполняет аксиологическую функцию и культурно- воспитательную.

По отношению к социальной практике - ориентировочную.

2. Философия образования: сущность и задачи.

Философия с самого начала своего возникновения стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. В этой связи необходимо вспомнить имена Платона, Аристотеля, Ж.Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Немецкая философия XIX в. в лице И. Канта, Ф. Шлейермахера, Гегеля, Гумбольдта выдвинула идею гуманистического образования личности, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образования. В XX в. крупнейшие философы не только размышляли о проблемах образования, но и пытались создать проекты новых образовательных институтов.

Однако, хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в XX в.- в начале 40-х гг. в Колумбийском университете (США) создается общество, целью которого было исследование философских проблем образования, создание учебных программ по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности; философская экспертиза образовательных программ. Философия образования занимает сейчас важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.

В России издавна существовали значительные философские традиции в анализе проблем образования, однако до последнего времени философия образования не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью. В наши дни положение дел стало меняться. Создан Проблемный научный совет при Президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования в Институте педагогических инноваций РАО, выпущены первые монографии и учебные пособия.

Однако среди представителей различных философских направлений до сих пор нет единой точки зрения на содержание и задачи философии образования.

· Караковский В.А., дир. шк. № 825 г. Москвы определяет философию образования как ветвь современной философии;

· Краевский Г.Н., акад. РАО, определяет философию образования как эклектическую область приложения определенных философских знаний, проблем и категорий к педагогической действительности. (= педагогическая философия, прикладная философия)

Философия образования, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно определить как философскую рефлексию на проблемы образования.

С чем связан всплеск философской проблематики в образовании?

Прежде всего, с тенденциями развития современного образования в стране и мире. Какие это тенденции?

1. Мировая тенденция к смене основной парадигмы образования; кризис классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ;

2. движение отечественной школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру: демократизация школы, создание системы непрерывного образования, гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и вузов школьного сообщества;

3. идейно- мировоззренческий и ценностный вакуум в системе образования, возникший в связи с распадом тоталитарно-идеологического управления этой системой и связанная с этим явлением - неясность, неопределенность целей обучения и воспитания.

Эти тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования:

1. осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного кризиса.

Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики:

  • место и смысл образования в культуре,
  • понимание человека и идеала образованности,
  • смысл и особенности педагогической деятельности.

2. Осмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение образов новой школы; обоснование государственной и региональной политики в области образования, формулирование целей образования, концептуальное проектирование образовательных систем, прогнозирование образования (поисковое и нормативное);

3. выявление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества.

Таким образом, стимулами развития философии образования являются конкретные проблемы педагогики и психологии, программные и проектные разработки в системе образования.

Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «philéo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.

Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.

Во-первых, философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь – рассуждение, мышление обо всех этих предметах.

Несомненно, что философия близка к науке стремлением не просто утверждать и принимать на веру какие-то положения, но пытаться вначале подвергнуть их критике и обоснованию. Только если эти положения удовлетворят требованиям критики, они принимаются в состав философского знания. В этом - сходство философии и науки. Как и наука, философия представляет из себя разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, но все подвергать критике и доказательству.

В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного. Все науки – физика, химия, биология, социология и т.д. – представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. Например, физика изучает неорганический мир, биология – мир живых организмов, социология – общество. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества, и т.д. Философия – это проект универсального знания, универсальной науки. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.

Подводя краткий итог, можно заключить, что 1) философия подобна научному знанию по методу познания – так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях. 2) философия отличается от частных наук по предмету познания – в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.

Здесь следует подчеркнуть, что до сих пор подлинно научное знание удавалось построить только в рамках частного, неуниверсального, знания. Такое знание отличается высокой строгостью и достоверностью, но в то же время является знанием частным. Что же касается философского – универсального – знания, то пока опять-таки удавалось построить лишь универсальное, но не слишком строгое знание. Очень трудно совместить в конечном человеческом разуме высокую строгость и универсальность. Обычно знание либо строгое и неуниверсальное, либо универсальное, но не слишком строгое. Именно поэтому философию сегодня нельзя называть подлинной наукой, но скорее – универсальным учением, или знанием.

Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.

Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять из себя некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Т.о. синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но вполне не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.

2. Основные направления философии: онтология, гносеология, аксиология, логика

В составе философского знания выделяют множество направлений и частей. Наиболее крупными делениями любой философской системы являются такие ее разделы, как онтология, гносеология, аксиология, логика

1) ОНТОЛОГИЯ (от греч. «онтос» - сущее, то что есть на самом деле, и «логос» - учение, т.е. буквально «онтология» - учение о сущем) – раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека. Это своего рода философская физика. Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» - полнота всего существующего.

2) ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. «гнозис» - знание, и «логос» - учение, т.е. «гносеология» - «учение о знании») – философская теория познания. Высшее понятие гносеологии – понятие «истина» - высшее состояние знания.

3) АКСИОЛОГИЯ (от греч. «аксис» - ось, основание, и «логос» - учение, т.е. учение об основаниях) – философская теория ценностей, потому и высшим понятием этого раздела философии является понятие «ценность» - основание и эталон сознания. Внутри аксиологии выделяется множество более частных направлений, исследующих отдельные ценности или ценностно-зависимую реальность. Это, например:

Философская этика – учение о добре и зле,

Философская эстетика – учение о красоте,

Философская антропология – учение о человеке, и т.д.

4) ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА – раздел философии, в рамках которого исследуются наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в той форме, как они выражаются в человеческом мышлении. Высшее понятие логики – «логос» - высший закон и первопринцип.

3. Основные философские проблемы

Рассмотрим примеры философских проблем по разделам философии.

1) Онтологические проблемы.

Проблема бытия – существует ли нечто?, что значит «существовать»?, почему вообще что-то существует?, что существует на самом деле, а что только кажется существующим?, каковы критерии подлинного существования?

Проблема видов бытия – каковы формы и степени бытия?, как определить более полное бытие?, что такое материя, жизнь, сознание?

Проблема причинности – всякое ли событие обладает причиной?, вытекает ли следствие из причины с необходимостью?, возможны ли случайные события?

С решением в ту или иную сторону онтологических проблем связан ряд направлений онтологии. Например:

МАТЕРИАЛИЗМ – направление онтологии, утверждающее, что существует только материя, и сознание – форма материи (такая позиция материализма выражается в формуле «материя первична, сознание - вторично»)

ИДЕАЛИЗМ утверждает, что наоборот, реально существует только сознание, а материя – одна из форм сознания (идеализм принимает формулу «сознание первично, материя вторична»).

Проблема первичности (важности) материи или сознания называется некоторыми философами основным вопросом философии.

ДЕТЕРМИНИЗМ утверждает, что всякое событие в мире имеет свою причину, из которой оно вытекает с необходимостью. Следовательно, нет в мире ничего случайного.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ, наоборот, допускает существование случайных событий, т.е. событий, у которых нет собственной причины.

РЕДУКЦИОНИЗМ – направление, предполагающее, что всякое начало можно представить первоэлемент или как результат отношения между некоторыми первоэлементами (если такие первоэлементы – атомы, то возникает такая версия редукционизма, как атомизм).

ХОЛИЗМ – противоположное редукционизму направление, утверждающее существование уровней бытия, когда элементы более высокого уровня не могут быть полностью разложены в систему отношений элементов нижнего уровня.

2) Гносеологические проблемы .

Проблемы истины - существует ли истина?, т.е. возможно ли познание мира?, каковы критерии истинного знания?, как отличить истину от лжи?, есть ли наилучший метод познания истины?

Здесь можно указать на следующие направления гносеологии, так или иначе разрешающие отмеченные проблемы.

АГНОСТИЦИЗМ – направление, отрицающее познаваемость мира человеческим разумом.

СКЕПТИЦИЗМ – направление, отказывающееся утвердительно или отрицательно разрешать вопрос о существовании истины. Скептицизм пытается найти аргументы, ставящие под сомнение любое определенное разрешение проблемы познаваемости мира.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – направление, утверждающее возможность познания мира человеком.

ЭМПИРИЗМ утверждает, что основным источником познания истины является опыт, т.е. та часть сознания человека, которая есть результат познания на основе внешних органов чувств (зрения, слуха и т.д.)

РАЦИОНАЛИЗМ – направление гносеологии, полагающее в качестве основного источника истинного познания интеллект, логику и мышление.

3) Проблемы аксиологии .

К аксиологическим проблемам принадлежат проблемы понимания того, что есть ценность и ценностное бытие?, каковы виды ценностей?, существуют ли ценности объективно или субъективно (только в сознании того или иного существа)?, есть ли более важные и менее важные ценности?, как организована система ценностей?

В этике, эстетике те же вопросы конкретизируются в отношении к ценностям добра и красоты соответственно. В антропологии исследуется проблема человека, его природы и происхождения, смысла его существования и т.д.

В аксиологии существует также большое разнообразие более частных направлений, предоставляющих те или иные варианты ответов на поставленные вопросы.

ЦЕННОСТНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ утверждает относительность всех ценностей, отрицая наличие среди них более или менее важных.

Наоборот, ЦЕННОСТНЫЙ ДОГМАТИЗМ склонен утверждать некоторые ценности как абсолютные и незыблемые, стоящие над всеми остальными видами ценностей.

Есть целый ряд направлений аксиологии, предоставляющий свой вариант ответа для решения вопроса о смысле человеческой жизни.

ГЕДОНИЗМ считает, что высшая ценность человеческой жизни – чувственные удовольствия.

ЭВДЕМОНИЗМ несколько сложнее гедонизма, полагая высшей ценностью счастье человека. В понимание счастья входит уже не только чувственное наслаждение, но и социально-душевное благополучие личности.

ПРАГМАТИЗМ полагает смыслом человеческой жизни пользу и выгоду.

ЭГОИЗМ высшей ценностью утверждает собственное благополучие человека, в отношении к которому все остальные люди выступают как только средства.

АЛЬТРУИЗМ, наоборот, благом человека считает заботу о других людях, жертвенное служение им.

4) Проблемы философской логики .

Таковыми проблемами можно рассматривать проблемы того, существуют ли высшие универсальные законы бытия и сознания?, возможно ли их выражение в форме некоторых символов и структур?, возможно ли создание универсального языка, выражающего первопринципы?, сможет ли этот язык охватить частные знания как свои частные случаи?

В истории философской логики издавна существуют два основных направления.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – логика, основанная на ограничении универсального знания только рамками абстрактно-общего, т.е. такого общего, которое противоположно частному. В основе формальной логики лежат принципы тождества и непротиворечивости истинного знания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – проект философской логики, который ставит перед собой задачу создания универсального знания на принципах конкретно-общего, т.е. такого общего-единого, которое вбирает в себя частное и единичное. Предполагается, что в основе диалектической логики (диалектики) должны лежать некоторые принципы, выходящие за границы принципов формального тождества и непротиворечия.


Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом "философия" означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Наука - это...

Несмотря на сходства и различия философии и науки, само определение того, чем является научная деятельность, сформировано на основе философского знания, которое гласит, что наука - одна из форм духовной деятельности человека, направленная на понимание законов мироздания, природы и общества. Никаких открытий не было бы совершено, если бы у человечества не возникали философские вопросы и желание найти на них ответы.

Кроме того, термин "наука" несет в себе несколько смыслов:

  1. Сообщество ученых и вся совокупность университетов и научных учреждений.
  2. Совокупность достоверных знаний о человеке и обществе в целом.
  3. Наука как процесс получения сведений и знаний.

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

  • изучение конкретного предмета реальности;
  • получение достоверных знаний или конкретного результата;
  • оперирование локальными понятиями;
  • эмпирические и теоретические знания;
  • реализация ценностей.

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

  • учит мыслить общими категориями;
  • формирует ценности, важные для каждого человека в отдельности;
  • признает наличие общей реальности, единой для всех. Объединяет людей в одну большую семью, без государств, национальностей и территорий, имея в виду прежде всего духовную сущность, а не физический облик;
  • целью философии является сформированное мировоззрение.

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как "религия" и "философия".

Понятие философии гораздо шире, чем религия. Религия - это уверенность в существовании бога как творца мира, глубокое уважение к нему и соблюдение определенных канонов, прописанных в священных книгах ("Библия", "Коран"). Гегель ставил религию очень близко к философии и искусству.

Вера и религиозное сознание берут верх над разумом и логическим мышлением. Для религии характерно отсутствие какой-либо гибкости мышления, догматизм и консерватизм в суждениях. На сегодняшний день официальными являются три мировые религии - буддизм, христианство (сюда относят католиков, протестантов и православных) и ислам. Древнейшей из всех религий считается буддизм.

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

Так, философия - это утверждения, с которыми согласен отдельный человек, совокупность его общих взглядов на мир. Наука помогает совершенствовать философию через новые открытия и дополняет ее фактами для обоснования той или иной теории. История развития науки знает немало примеров этого факта. Так, например, раньше считали, что Земля плоская, а в результате сделанных наукой открытий удалось установить, что наша планета имеет форму шара. Это открытие опровергло одно философское мировоззрение на устройство мира и породило новые варианты. То же самое относится к природным явлениям, когда наводнение, землетрясение или гроза воспринимались исключительно как гнев богов. Со временем наука научилась не только предугадывать погодные условия, но и во многом контролировать их.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

  • формирует новые предметные области для открытий в науке;
  • формирует и объясняет представления и принципы, устраняет возникающие противоречия;
  • приводит к осмыслению полученного результата;
  • систематизирует полученные научные знания, помогая дисциплинам определять свое место в познании картины мира в целом, устанавливает контакты и взаимодействие не только с науками, но и людьми.

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

  • логика - наука, изучающая правильное мышление;
  • аксиология - наука, которая изучает ценности;
  • этика - учение о манерах поведения;
  • эстетика - наука о прекрасном;
  • антропология - дисциплина о человеке;
  • гносеология - изучает теорию познания ;
  • онтология - изучает бытие.

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

  • Время - это величина, значения которой зависят от единиц измерения.
  • С помощью временных отрезков люди устанавливают интервалы между событиями, которые произошли в жизни.
  • Время - параметр, описывающий взаимосвязь нескольких процессов между собой.
  • Шкала измерения времени может быть равномерной и неравномерной.
  • Время всегда направляется в сторону будущего.

Единицы времени в науке

  1. Единое на всю планету - система Гринвич.
  2. Поясное - включает 24 часа.
  3. Истинное время, измеряемое солнечными часами, установленными в разных точках Земли.
  4. Солнечное - усредненное на определенной территории.
  5. Звездное - его используют в астрономии.
  6. Летнее - часы переводят для экономии ресурсов энергии.

Человек разделяет время на интервалы для описания конкретных событий своей жизни, но это деление относительно. Настоящее - это временной момент, который сразу же становится прошлым.

Физика по-своему определила время, и это определение стало фундаментальным при создании часов: время - это обратимая величина движения объектов, которая измеряется последовательностью событий.

Некоторые концепции времени

  • Классическая физика утверждает, что время является непрерывной величиной с точки зрения квантовой теории. Она первостепенная и неопределяемая. Время является обязательным параметром для протекания любых процессов. Оно одинаково для всего, что происходит в мире, в любой точке планеты. Несмотря на ускорение или замедление некоторых физических процессов, время течет равномерно, и ничто не может повлиять на его ход.
  • Квантовая механика также признает необратимость хода времени, но утверждает, что оно течет неравномерно. Согласно ей, измерение даст информацию о том, в каком состоянии объект находился в прошлом, но в будущем появится другое, новое состояние.
  • Эйнштейн выдвигал свою теорию, которая популярна и сегодня. Наибольший интерес представляет тот факт, что время и пространство не являются самостоятельными. Так вблизи, массивных объектов пространство способно искажаться, а время - замедлять ход.

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

Сходства

Философия

И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы

Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное.

Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.

Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками.

Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.

Философия использует в основном абстрактные понятия.

Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.

В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов.

Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.

Знание в философии многослойно.

Понятия науки точны и конкретны.

Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями.

Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

  1. Является ли человек творцом своей жизни на самом глубоком уровне. Это не просто принятие решений, как было раньше, а вопрос формирования всех событий внутри индивидуального мира каждого человека.
  2. Взаимосвязь людей между собой как единого организма, даже тех, кто не подозревает о существовании друг друга. С этой точки зрения каждый человек воспринимается как клетка человеческого тела - нашей планеты. Каждая клетка выполняет свою работу, но она одновременно является маленькой частью большого целого организма.
  3. Есть ли существование разумной Вселенной или Бога-творца, и в каком направлении идет развитие.
  4. Вечные вопросы добра и зла. Некоторые философские произведения (такие как роман Булгакова "Мастер и Маргарита") затрагивают тему более глубоко, чем это принято в сказках и мифах. Герой произведения Иешуа перед своим распятьем утверждает, что не существует людей, которые были бы злы, потому что каждый выполняет свою задачу в этом мире.
  5. Поиск истины и личного пути каждого человека. Сегодня философия призывает человека не идти на поводу у маркетологов, психологов, магов и колдунов. Духовные лидеры, такие как Ошо, призывают человека доверять своей собственной жизни и всем происходящим в ней процессам, найти в себе мир. Современная философия говорит о том, что все ответы, которые человек пытается найти, все чувства, которые он хочет найти в других людях есть в нем самом. А его задача - раскрыть в себе источник силы и мудрости, который позволит быть счастливым, не привязываясь к людям, вещам, странам и обстоятельствам.
  6. Некоторые темы в философии и науке пересекаются, не смотря на различность методов: и философы и ученые пытаются сегодня разгадать тайну мозга и его взаимосвязь с организмом. Такая наука, как психосоматика, утверждает, что медицина сможет продвинуться далеко вперед, если вместо того, чтобы бороться с болезнью с помощью антибиотиков, вакцин и уколов, найдет первопричину ее возникновения внутри человеческого сознания. Известно, что острое нежелание человека жить приводит к таким заболеваниям как СПИД. Проблемы со спиной объясняют неуверенность человека в себе, собственной привлекательности и состоятельности.

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эзотерика - наука будущего

Эзотерика - наука, изучающая сверхъестественные явления, которые человек пока не в силах объяснить ни с точки зрения философии, ни с точки зрения официальной науки. Сюда можно отнести вещие сны, разговоры с умершими родственниками, ощущение дежавю и много других необъяснимых, но интересных для человечества явлений.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой. Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту. Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

Прежде чем говорить об их отличии, мы должны разделить все конкретные науки на две группы: а) фундаментальные и б) прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение мира – такого, каков он есть сам по себе. Прикладные науки имеют своей целью практическое применение материалов и явлений природы для нужд человечества. Для философии главный интерес представляют данные фундаментальных наук.

Так вот, между философией и конкретными науками существует два принципиальных отличия.

Первое . Конкретные науки изучают мир по частям (отсюда и другое их название – "частные"). Каждая такая наука находит какую-то отдельную область мира и исследует её. Философия выполняет по отношению к ним противоположную функцию. Она стремится показать мир как целое. Подобно тому, как спортивный тренер противостоит игрокам, а театральный режиссёр – актёрам, так и философия составляет единство противоположности со всеми остальными науками. Их цель – мир по частям, цель философии – мир в целом.

Второе . Каждая конкретная наука начинает процесс познания "своей" части мира со ступени непосредственного чувственного восприятия (созерцания) тех реальных предметов, которые её составляют. Исследуя данные предметы, она вырабатывает соответствующий круг понятий и определений, посредством которых делает данную область мира достоянием нашего мышления. Например, химия показывает нам качественные различия вещества планеты посредством таких определений, как: соль , оксид , гидрат , кислота , основание и т.д. Если мы уберём эти понятия из своей головы, то вместе с ними исчезнут все те различия вещества, которые показывает химия.

В противоположность частным наукам философия начинает постигать мир не со ступени его непосредственного чувственного восприятия, а сразу же со ступени его мышления. Она оставляет всё позитивное содержание частных наук (данные наблюдений, замеров, экспериментов, расчётов) самим наукам и сосредоточивает своё внимание на их рациональной стороне – используемых ими понятиях и определениях. Философия противопоставляет себе все эти понятия и определения и выстраивает из них единую научную картину мира.



Понятия и определения – это один и тот же материал нашего мышления. Понятия состоят из определений. При этом каждое определение само может рассматриваться как понятие, состоящее из собственных определений, и наоборот, каждое понятие может выступать одним из определений понятия более высокого уровня. Например, если нас заинтересует понятие данного университета , то в этом случае все составляющие его факультеты и студенты будут выступать в качестве его определений. Но если нас заинтересует вся система образования , существующая в городе, то здесь уже сам университет будет выступать одним из определений её понятия. Понятия и определения неотделимы друг от друга и по ходу наших размышлений переходят друг в друга.

Именно потому, что философия имеет своим предметом не чувственно воспринимаемый мир вещей, а лишь те понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем мир, она является умозрительной наукой. Соответственно, задача философии заключается в том, чтобы выстроить из этих разрозненных понятий и определений научную картину мира, показывающую его как целое.

Деление курса философии

Все те определения (понятия), посредством которых люди осмысливают мир и передают друг другу информацию, делятся на три группы. Первую группу составляют определения мышления , вторую – определения природы , третью – определения человечества . За пределами этих групп никаких других определений оставаться не должно. Согласно этому курс философии делится на три части, в которых систематизируются:

Определения мышления,

Определения природы,

Определения человечества .

Часть первая

МЫШЛЕНИЕ

Пустого беспредметного мышления не бывает. Оно всегда нацелено на постижение понятия того или иного предмета. Если каждый конкретный предмет имеет своё понятие, то, следовательно, у всех у них (у их понятий) есть нечто общее, что присуще понятиям всех предметов. Вот это общее называется чистым понятием или понятием как таковым .

Чистое понятие. Любой предмет представляет собой нечто целое . Как целое он состоит из частей , а части – из элементов . На языке определений мышления целое называется всеобщностью , части – особенностью , а элементы – единичностью . Однако для того чтобы получить возможность использовать в своих умозаключениях данные определения, необходимо прежде выявить в самом предмете все его реальные части и элементы. Только за счёт этого наше мышление получит тот фактический материал, который позволит ему наполнить данные определения (всеобщее, особенное и единичное) конкретным содержанием. Но ещё раньше нам потребуется обнаружить сам предмет: найти его в окружающем мире и отделить от остальных. Соответственно, вся процедура постижения понятия любого предмета состоит из трёх последовательных этапов. На первом этапе мы только обнаруживаем факт бытия интересующих нас предметов. На втором – выявляем их внутреннее строение и внешние связи. На третьем – постигаем их понятие как таковое.

Категории. Каждому этапу постижения понятия соответствует своя группа определений мышления, которые называются категориями . Что такое категории? Это всеобщие признаки , которые мы находим у всех предметов вообще. Все вещи обладают количеством, качеством, формой, содержанием, отношением к чему-либо, причиной, следствием и т.д. Вот такие всеобщие признаки, мыслимые в их чистоте, называются категориями [от греч. kategoria – высказывание, обвинение, признак]. В окружающем мире мы всегда имеем какое-то определённое количество, качество, форму, содержание и т.д.. Но в своём мышлении мы находим эти определения в их чистоте: качество как таковое, форма как таковая, и т.д.

Категории являются теми внутренними конструктивными элементами нашего мышления, посредством которых оно синтезирует понятия предметов. Сами по себе категории пусты. Они лишь чистые определения мышления. Своё назначение они реализуют только тогда, когда соединяются с чувственными восприятиями вещей. В результате соединения восприятий с категориями возникают понятия предметов. Как это происходит? Это должна показать нам наука о мышлении, которая называется логикой .

Соответственно, наука о мышлении – логика – делится на три части. В первой части рассматриваются те категории, посредством которых мы обнаруживаем бытие интересующих нас предметов. Во второй – те, посредством которых мы раскрываем их сущность . Наконец, в третьей части – те категории, с помощью которых мы выстраиваем понятия предметов.

ТЕМА 2. Категории бытия

В данном разделе рассматривается последовательный ряд категорий, посредством которых мы обнаруживаем в окружающем мире интересующие нас предметы. Этот ряд включает в себя три сферы определений:

качества ,

количества ,

меры .

Чтобы легче освоить данный материал следует припомнить свой опыт работы с биноклем или с фотоаппаратом, снабжённым объективом. Глядя через бинокль на мир, мы наблюдаем следующую картину. Когда объектив находится в одной из крайних точек фокусного расстояния, мы видим в кадре серое размытое пятно. Переводя объектив в другую крайнюю точку фокусного расстояния, мы вновь получаем такое же серое, размытое пятно. Повторяя так много раз, вращая объектив туда-сюда, мы начинаем замечать, что в ходе этого что-то возникает и тут же исчезает. Замедляя вращение объектива, мы в итоге фокусируем очертания находящихся в кадре предметов. Далее мы пристально рассматриваем эти предметы и находим среди них тот, который нас непосредственно интересует. После этого мы переносим своё внимание только на этот предмет и далее рассматриваем уже только его: его внешний вид, его внутреннее строение, внешние связи и т.д. Вот в такой же последовательности происходит формирование образов предметов в нашем сознании.

Качество

Определения качества:

а) чистое бытие ,

б) наличное бытие ,

в) определённое бытие .

а) Чистое бытие

Познание любого предмета начинается сконстатации того факта, что всё то, что существует в этом мире, включая интересующий нас предмет, всё это есть .Мы признаём, что есть мир как таковой во всём богатстве его содержания. Причём всю пестроту его красок мы без каких-либо оговорок оставляем здесь без внимания и удовлетворяемся лишь только тем фактом, что всё то, что существует, что имеет место быть в этом мире, – всё это просто есть . Таков самый первый шаг в логике познания мира, который фиксируется категорией чистого бытия . В нашем примере с биноклем этой категории соответствует серое пятно, которое представляет собой полностью размытые очертания всех предметов, находящихся перед объективом.

Но, с другой стороны, это серое пятно ещё ничего не показывает нам. В нём мы не видим ни одного конкретного предмета, поскольку все они слились в однообразную серую массу. Говоря о том, что всё есть, что есть бытие как таковое, мы, следовательно, исключаем из своего внимания всё богатство содержания мира, всё то, что наполняет его собой. Тем самым категория чистое бытие оказывается равной категории ничто . Бытие есть то, что совершенно лишено определений, и точно такое же отсутствие определений есть ничто .

Конструктивная роль этих категорий заключается в том, что в своём бесконечном взаимном переходе друг в друга они образуют логический ноль абсолютное начало процесса познания как такового, вне зависимости от того, что именно и в какой части мира нас интересует и что, следовательно, мы намерены познавать.

Попытка удержания определений чистого бытия и ничто проявляется как постоянное движение мысли: стремясь к достижению определения чистого бытия , мышление неожиданно для себя получает ничто , а убегая от ничто , оно приходит к чистому бытию , которое тут же опять превращается в ничто , и т.д. до бесконечности. Такое внутреннее беспокойство мысли, перебегающей от чистого бытия к ничто и обратно, есть становление .Но становление понимаемое не в историческом плане, не в плане истории развития реального объекта, а в логическом плане, в плане появления в нашем сознании образов созерцаемых нами предметов. В нашем примере с биноклем категории становления соответствует сам переход от одного серого пятна к другому и обратно.

б) Наличное бытие

При перемещении объектива из одной крайней точки фокусного расстояния в другую (от одного серого пятна к другому) мы обнаруживаем, что по ходу этого в кадре то возникают очертания каких-то предметов, то опять пропадают, преходят , сливаясь в серое размытое пятно. Это побуждает нас останавливать движение своей мысли от чистого бытия к ничто и сосредотачивать внимание на том, что возникает в ходе становления.

Сфокусировав изображение в кадре, мы в итоге получаем устойчивые образы созерцаемых нами предметов. Тем самым наше мышление восходит на ступень наличногобытия , которая представляет собой единство определений возникновения и прехождения . То, что беспрестанно возникало и ничтожилось, предстало теперь на экране нашего сознания тем, что есть в наличии .

Получив устоявшуюся картинку окружающего нас мира, мы обнаруживаем, что он состоит из ряда конкретных предметов. Каждый из них мы можем определить как нечто или как иное . Нечто – это тот предмет, который нас непосредственно интересует, а иное – это всё остальное, отличное от него. Так, например, если перед нами находятся ваза, книга и авторучка, то каждую из них мы можем определить и как нечто и как иное . Если нас интересует книга, то она будет определяться как нечто , а всё остальное – ваза и авторучка – как иное .

Наличное бытие каждого нечто (предмета) имеет свой предел, свою границу, которая определяется через его качество . Качество является интегральным признаком предметов окружающего нас мира, позволяющим отличать их друг от друга, как нечто и иное . В самом слове качество , произнесённом по слогам, слышится фраза как-что-есть . Например, неорганическое вещество планеты – это одно качество (естество), живые организмы биосферы – это другое качество, человечество – это третье качество.

в) Определённое бытие

Рассматривая интересующее нас нечто в пределах его качества, мы подвергаем отрицанию всё иное . В результате мы оставляем в фокусе своего внимания только данное нечто . Данная ступень фиксируется категорией определённого бытия . Определённое бытие – это простое соотношение нечто с самим собою, которое достигается через отрицания от него всего иного . Например, если нас интересует человечество, то мы просто оставляем за пределами своего внимания вселенную и биосферу и сосредоточиваемся только на человечестве.

Определённое бытие оставляет в пределах нашего внимания только одно данное нечто , которое мы обычно называем местоимением "это". Исключив из него всё иное, мы определяем "это" (данное нечто ) как одно . Наличие границы у "этого" нечто границы обусловливает переход нашей мысли к другому нечто, от него – к третьему нечто, и т.д. Если есть одно нечто, значит, есть и многие другие нечто. Определение одно , следовательно, переходит в свою противоположность – в определение многие .

Например, если мы будем рассматривать в качестве нечто всё человечество, то обнаружим в нём одного человека, другого человека, третьего и вообще – многих людей. То же самое мы обнаружим и в наличном бытии биосферы: один живой организм, другой живой организм, ..., многие живые организмы. И те же определения мы применяем к элементам Вселенной: одно небесное тело, другое небесное тело, ..., многие небесные тела.

Каждое одно есть то же самое, что и многие другие одни . В силу этого определения одно и многие преобразуются в определения единица и множество . А это значит, что, выявляя бытие предметов окружающего нас мира, мы с необходимостью переходим от их качества к определению их количества . Категории одно и многое принадлежат ещё сфере качества. Категории единица и множество принадлежат уже сфере количества.

Количество

Определения количества:

а) неопределённое количество,

б) ограниченное количество,

в) определённое количество.

а) Неопределенное количество

Всё что существует в нашем мире разделено и обособленно. В силу этого первыми определениями понятия количества являются непрерывность и дискретность (прерывность ). Мир сколь непрерывен, столь и дискретен в своей непрерывности. Например: бесконечный ряд тел Вселенной, бесконечное число живых организмов на планете и т.д.

б) Ограниченное количество

Наложение границы на бесконечный ряд предметов делает неопределенное количество ограниченным или величиной . Например: "от этого дерева до этого дерева", "от этой звезды до этой звезды".

в) Определённое количество

Ограниченное количество становится определенным благодаря числу . Числа создаются посредством действия нумерации . К единице прибавляют единицу и к полученному числу всякий раз вновь прибавляют единицу. Действие нумерации не следует путать с действием сложения . При нумерации только производят числа, тогда как при сложении оперируют уже готовыми числами.

Понятие числа содержит в себе два собственных определения: численность и квант . Это значит, что любое число представляет собой одновременно и некоторое множество заключённых в нём единиц и их нераздельное единство . Множество – это численность составляющих его единиц. Единство – это квант (целостность) заключённых в нём единиц.

Из соотношения данных определений числа (численности и кванта ) вытекают три главных математических действия:

Сложение (вычитание),

Умножение (деление),

Возведение в степень (извлечение корня).

Непосредственное сравнение чисел между собой дает действие сложения и вычитания . Например. Пять больше трёх на две единицы. Четыре меньше семи на три единицы.

Соотношение двух чисел между собой в противоположности их значения, когда одно число выступает как квант , а другое как численность дает действие умножения и деления . Например. Пятью семь (пять раз по семь) равняется тридцати пяти.

Когда одно и то же число выступает одновременно в единстве обоих своих определений – и как квант , и как численность , тогда мы получаем действия возведения в степень и извлечения корня . Например. Три (квант ) умножаем на три (численность ) и получаем девять.

Все другие математические действия являются производными от этих трёх.

Мера

Единство качественной и количественной определённости предметов даёт понятие меры. Мера – это качественно определенное количество , или количественно определенное качество .

Ступени определения меры:

Специфицированное количество,

Специфическая мера,

Реальная мера.

а) Специфицированное количество

Специфицированное количество – это произвольное соединение количественной и качественной определенности предмета. Например: "сорок тысяч курьеров", "сотни актов балета", "миллион книжных страниц".

б) Специфическая мера

Внутри специфицированного количества всегда присутствует какая-либо специфическая мера. Например. В министерствах имеется по 2-3 курьера, балет состоит из 2-4 актов, книга содержит в себе 300 странниц.

Специфические меры образуют узловую линию мер .

Узловая линия мер раскрывает себя с двух сторон: а) со стороны нарастания её интенсивной величины и б) со стороны нарастания её экстенсивной величины . Например, вот как выглядит узловая линия мер экстенсивной величины человечества: человек семья поселение область страна мировой регион человечество . В основе существования каждого узла лежит свой специфический фактор:

- человек – биологическая индивидуальность,

- семья – кровнородственные узы,

- город (поселение) – экуменический фактор,

- область – территориально-административный фактор,

- страна (республика) – национальный фактор,

- регион мира – религиозный или расово-этнический фактор,

- человечество – тотальность, снимающая различия всех предыдущих факторов.

Конечно, в реальной жизни указанные факторы могут иногда меняться местами и иначе сочетаться между собой, но общая последовательность узлов на экстенсивной линии мер человечества соответствует приведённой схеме.

Если теперь мы посмотрим на динамику нарастания интенсивной величины человечества, то получим аналогичную узловую линию мер. Начало нашей истории мы ведём с момента образования на Земле биовида человека разумного . Затем идут семейные и родовые общины. Им на смену приходят поселения соседских общин . На базе соседских общин образовывались города-государства и первые империи . Далее мы видим распад империй и становление самостоятельных стран -государств . На современном этапе мы наблюдаем интеграцию стран в региональные союзы и в единое мировое сообщество . Сопоставив обе линии, мы увидим, что узлы на интенсивной линии мер человечества в целом совпадают с узлами на его экстенсивной линии мер.

Понятие узловой линии мер содержит в себе богатый эвристический потенциал. Вот лишь некоторые направления мысли, которые вытекают из данного раздела логики.

а) В рамках учения об узловой линии мер можно найти рациональное обоснование необходимости образования империй в истории человечества и их последующего распада.

Когда империи создавали более развитые народы, то благодаря своему господству они стягивали отсталые и разрозненные народности в один узел. Тем самым империи, с одной стороны, стимулировали покорённые народы к более быстрому развитию, а с другой – самим фактом своего существования создавали на линии мер человечества узел более высокого порядка. После распада таких империй "освободившиеся" народы, как правило, без особого труда преобразовывались в самостоятельные и вполне жизнеспособные государства, что надо рассматривать как акт восстановления промежуточных узлов на линии мер человечества. При этом сохранялась определённая степень дееспособности и того узла, который сложился за время существования империи.

Наглядный тому пример – распад Советского Союза. Большинство входивших в его состав народов обрели свою государственность благодаря принадлежности сначала к Российской империи, а затем и к СССР. Положительным результатом распада этого союза следует поэтому считать восстановление его бывших республик в качестве самостоятельных узлов на линии мер человечества.

б) Учение об узловой линии мер указывает нам также на то обстоятельство, что первоначально прогрессивная роль тех факторов, которые послужили основанием для образования узлов на интенсивной линии мер человечества, со временем становилась тормозом, сдерживающим появление узлов более высокого порядка. Так, например, принцип кровного родства, который в своё время привёл к появлению родовых общин, в дальнейшем стал препятствием на пути образования узлов более высокого порядка: соседских общин и городов-государств. Тем более следует признать анахронизмом процветание этого принципа в современном мире, в условиях повсеместного перехода к свободным, равным, правовым отношениям в обществе.

В свою очередь, образование княжеств, герцогств, графств для своего времени было прогрессивным событием, но в дальнейшем они также превратились в тормоз на пути формирования единого государства. Каким бы жестоким нам не казался сегодня Иоанн Грозный, но его борьба против удельных князей и бояр была необходимым шагом на пути к формированию единого Российского государства.

в) Учение об узловой линии мер даёт ключ к пониманию и таких малоприятных явлений в истории человечества, как массовые казни и необратимое уничтожение культурного наследия народов, чинимые в ходе социальных революций. Для того чтобы из пестрого ряда разрозненных стран мог в дальнейшем сложиться их устойчивый союз (узел), способный к существованию на собственной основе, требовалось устранить их многовековую национально-религиозную обособленность и подвести их под некий общий знаменатель. Отсюда проистекает та кажущаяся чрезмерной степень разрушений, которыми сопровождались все великие революции. Эта чрезмерность являлась жертвой, приносимой каждым народом ради достижения единства всего человечества . Если нарастание степени целостности человечества имеет необходимый характер, то, следовательно, и деструктивная функция социальных революций во всей избыточности её проявления должна быть признана необходимой. Боль таких признаний можно смягчить той мыслью, что подобную плату за вхождение в состав человечества пришлось заплатить всем народам.

г) Отсюда же вытекают такие, казалось бы, совершенно несовместимые явления в искусстве, как, например, поэзия Владимира Маяковского и Сергея Есенина, или творчество "Машины времени" и "Песняров". При всей их внешней отстранённости друг от друга они не случайно совпадают по времени, поскольку выражают собой единство противоположных устремлений духа российского народа, равно заинтересованного как в сохранении своей самобытности и самодостаточности, так и во вхождении в единое общечеловеческое пространство.

в) Реальная мера

Узловая линия мер заканчивается определением реальной меры . Реальной мерой наличного бытия для людей является всё человечество, для живых организмов – вся биосфера, для небесных тел – вся Вселенная.

Установив реальную меру чего-либо, мы снимаем все различия с промежуточных узлов на линии мер и делаем их неразличимыми. В итоге последним определением учения о бытии становится определение абсолютной неразличённости реальной меры наличного бытия интересующего нас нечто .

ТЕМА 3. Категории сущности

Первоначальные представления о сущности вещей формируются у человека благодаря сказкам. Эти представления носят наивный и экзотический характер. Например: лягушка превращается в царевну, дуб оборачивается молодцом и т.д. Позднее эти представления дополняются явлением метаморфозы живых организмов: гусеница → кокон → бабочка → личинки → гусеницы; икринка → головастик → лягушка, и т.д. Подобные представления, хотим мы того или нет, довлеют над нашим сознанием задолго до того, когда мы всерьёз начинаем задумываться над тем, что же следует понимать под сущностью вещей.

Процедуру постижения сущности вещей мы начинаем с того, что снимаем с меры их наличного бытия определение абсолютной неразличённости . Тем самым всё богатство красок воспринимаемого нами мира становится видимым и различимым. Различие предметов обнаруживается благодаря рефлексии. Слово рефлексия означает взаимное отражение предметами друг друга, благодаря чему они раскрывают как своё различие, так и свою схожесть (тождество).

Определения сущности:

Существование,

Явление,

Действительность.

Существование

Все предметы, из которых состоит мир, сколь различны, столь и тождественны (схожи) между собой. Причем различие вещей проступает через их тождество, а тождество через различие. Например, каждый человек имеет свое лицо, лишь постольку, поскольку есть другие лица других людей. (То, что схоже на 100%, называется не тождественным, а идентичным .)

Несущественные различия предметов имеют внешний характер: высокий и низкий, худой и полный, брюнет и блондин и т.д. Существенные различия имеют внутренний характер и выступают в форме противоположности. Каждая сторона такой противоположности существует лишь постольку, поскольку существует другая сторона, и постольку, поскольку она не есть эта другая сторона. Например: мужчина – женщина, учитель – ученик, врач – больной.

Основаниемсуществования таких предметов является сама их противоположность. Например. Половой способ продолжения человеческого рода обуславливает существование мужчин и женщин. Процесс передачи знаний подрастающим поколениям обуславливает противоположность учителей и учеников. И т.д.

Каждый предмет находится в отношении противоположности не с одним, а многими другими предметами. Например, каждый человек выступает в качестве одной из сторон многочисленных противоположностей. Как мужчина он существует в своей противоположности к женщине, как отец – к своим детям, как сын – к родителям, как прихожанин – к священнику, как работник – к своей фирме, и т.д.

Являясь одной из сторон многочисленных противоположностей, вещь обладает свойствами . Данные свойства вещи проявляются через её отношение к другим вещам, которые являются их потребителями.

Качество и свойство – не одно и то же. Можно потерять отдельное свойство, но продолжать оставаться тем, что ты есть. Например, утюг, у которого не работает парообразователь, продолжает быть утюгом. Тогда как потеря качества означает прекращение существования данного предмета.

Слияние свойств вещи до их полной неразличимости дает определение материи .Обратное действие – восприятие вещи в совокупности всех ее свойств, дает определение формы . Вещь, с одной стороны, распадается на материю и на форму , с другой представляет собой их единство, поскольку материя проявляет себя только через форму, а форма – через материю. Бесформенной материи не бывает. Она является нам посредством формы.

Явление

Форма вещей двойственна. Есть внешняя форма, безразличная содержанию. Есть внутренняя форма вещей, переходящая в их содержание. Внешняя форма вещи это её внешний вид. Внутренняя форма вещи – это её строение .

Внутреннее строение (форма) вещи переходит в её содержание, а содержание вещи переходит в её строение. Содержание и форма (строение) вещи образуют её закон . Вещь такова, каково её строение и содержание происходящих в ней процессов.

а) часть – целое,

б) сила – обнаружение,

в) внутреннее – внешнее.

а) Часть – целое

Вещь представляет собой нечто целое, хотя состоит из частей. Части обладают некоторой самостоятельностью, как по отношению друг к другу, так и по отношению к целому. Но они являются частями лишь постольку, поскольку образуют целое .

б) Сила – обнаружение

Более высокая ступень понимания сущности вещей состоит в рассмотрении частей как сил , а целого как обнаруживающего эти силы. Например, планеты солнечной системы являются не только её частями, но и действующими в ней силами. Каждый живой организм является не только частью биоценоза, но и действующей в нём силой. Каждый игрок команды представляет собой не только её часть, но и её силу.

в) Внутреннее – внешнее

Внутреннее содержание вещи обнаруживает себя через внешнее действие вещи. В своём внешнем проявлении вещь не показывает ничего иного, чего не было бы в её внутреннем содержании. Например, каков человек в своих делах, таков он и по своей внутренней сути.

Три названных вида существенных связей переходят друг в друга. Целое состоит из частей. Части проявляют себя как силы, которые реализуются через внешнее действие вещи.

Действительность

Действительность – это то, что действует.

Чтобы быть действительной, вещь должна иметь возможность для своего действия. При этом возможность проявляет себя с двух сторон:

а) как возможность самой вещи к действию.

б) как наличие внешней возможности для действия вещи.

Незрелое, неразвитое состояние вещи не позволяет ей быть действительной, т.е. действовать сообразно своей сущности.

Реализуется возможность в форме случайности . Например, диплом культуролога дает выпускнику возможность работать на многих должностях. Он выбирает одну должность, что является случайностью по отношению к имеющимся возможностям.

В свою очередь, случайность становится условием для вхождения в действительность других вещей. Например, то, что один выпускник занял какую-то одну должность, становится условием того, что другой выпускник занимает другую оставшуюся свободной вакансию.

При отсутствии условий вещь существует только в возможности, но не в действительности. Когда же все условия имеются налицо, тогда предмет становится действительным. Тем самым от условия мы переходим к определению предмета . Именно условия предопределяют необходимое содержание предмета. Например. Всем знакомы объявления типа: "Требуются молодые мужчины, до 40 лет, с таким-то образованием, со знанием языков, опытом работы..." и т.д. В других ситуациях говорят, что "работать в таких условиях другой человек не смог бы".

Единство предмета и условий даёт определение действия . Действуя, предмет переносит условия на себя, чем придает им действительность, а себя – на условия, чем придает себе действительность. Например: наличие помещения, музыкальных инструментов и учеников позволяет учителю музыки действительно осуществлять свою деятельность. И без его деятельности не может быть ни действительных учеников, ни действительной музыкальной школы, ни действительных инструментов.

Действительность, раскрывающаяся через единство определений условия , предмета и действий , даёт нам переход к определению необходимости . Действие каждого предмета предопределено тем кругом условий, которому он принадлежит. Действие самих условий как предметов в свою очередь определена другими условиями и их действием , и так далее, вплоть до пределов той системы, которую все эти предметы, условия и действия образуют. Такая целокупность соответствующих друг другу условий, предметов и действий даёт нам определение круга необходимости . Только находясь в пределах такого круга, предметы обретают свою свободу .

Например. Человек, чтобы жить, должен иметь: дом, газеты, завтраки и обеды, родственников, друзей, коллег, работу, отдых, спорт и прочее. Как ни удачно складывалась жизнь Робинзона Крузо на его острове, он всё равно стремился вернуться назад к людям, в свой круг необходимости . Северному оленю нужна тундра. И сколько, говорят, волка не корми, он всё равно в лес смотрит.

Каждая качественная ступень нашего мира – Вселенная, биосфера, человечества – представляют собой такой круг необходимости для всех образующих их предметов. В каждом таком круге существует три вида отношений действительности :

а) субстанциальное отношение,

б) причинное отношение,

в) отношение взаимодействия.

а) Субстанциальное отношение

В рамках своего круга необходимости каждый отдельный предмет представляет собой акциденцию (от лат. accidentia - случайность, несущественность). Вселенная, например, состоит из бесконечного числа единичных небесных тел. Биосфера – это мириады единичных живых организмов (акциденций). Человечество – это более 7 млрд. человек (акциденций) и бесконечное число созданных им предметов.

В своей совокупности акциденции образуют субстанцию данного круга необходимости. Иначе говоря, субстанция – это тотальность акциденций . Например, тотальность небесных тел (акциденций) даёт нам субстанцию Вселенной. Тотальность живых организмов планеты (акциденций), даёт нам субстанцию биосферы. Тотальность людей как акциденций (6,5 млрд. чел.) даёт нам субстанцию человечества.

Substantia в переводе с латыни означает основу , подстилку . Под этим словом принято понимать то, что лежит в основании всего существующего в этом мире. Но если мы будем рассматривать субстанцию отдельно от акциденций как некую первоматерию, предшествующую всему и вся, то при всей своей фантазии мы её в таком виде нигде не обнаружим. Без акциденций, связанных между собой кругом определений необходимости, субстанции не существует. Категории субстанции в том её значении, которое вкладывал в неё Спиноза, н

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

На вопрос «Что такое философия?» - можно услышать ответ: «Это наука всех наук».

Наука- это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания.

Общие черты философского и научного знания

1. Философия и наука представляют собой рациональный тип знания (с помощью разума)

2. Философия и наука предполагают мышление с помощью понятий и методы обоснования выводов и точности использования этих понятий.

Различие научного и философского знания

1. Философское знание всегда носит личностный характер, научное знание безотносительно к личности.

2. В философии не может быть прогресса. Это – общая черта философии и искусства. Ведь никому же не придет в голову считать, что современное искусство стоит на более высокой ступне развития, чем искусство эпохи Возрождения. Также абсурдно считать, что современная философия более высокоразвита, чем античная. В отличие от науки, философские вопросы носят вечный характер.

3. Истинность философского знания основывается на личном жизненном опыте, имеет авторскую позицию.

4. Философские понятия формируются путем обобщения всех свойств предмета. Научное понятие формируется путем выделения определенных свойств предмета. Например, каждая конкретная наука будет по-разному полагать человека, фиксируя в понятии определенные его свойства. Поэтому понятие человека с позиции, скажем, биологии имеет принципиально иной смысл, нежели понятие человека с позиции юриспруденции, социологии или психологии.

5. Наука говорит только о закономерностях, в соответствии с которыми проявляются частные свойства вещей (например, математика не может ставить вопрос о том, что такое числа сами по себе и существует ли они реально – это уже философские вопросы).

6. Наука изучает не всю действительность, а только то, что

Входит в ее предметную область;

Закономерно;

Удостоверяется независимым наблюдателем.

7. Научное знание верифицируемо, философское – неверифицируемо.

Верифицируемость – это принципиальная проверяемость на истину путем обращения к эмпирическому опыту.

8. Научное знание фальсифицируемо, философское – нефальсифицируемо.

Фальсифицируемость – принципиальная возможность опровержения эмпирическим опытом.

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи с течением времени менялся.

1. Древний мир, средневековье: философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний (древний мир, средневековье).

2. Начиная с XV-ХVI вв. развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.

3. Х1Х в. - наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.