Понятие и виды контроля. Формы, виды и методы организации государственного финансового контроля

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
Рубрика (тематическая категория) Аудит

КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Контроль можно классифицировать по различным признакам.

1. По видам контроль делится на государственный контроль, аудит и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы.

Аудит – независимый контроль за деятельностью организаций, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями.

2. По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на ведомственный и вневедомственный контроль.

Ведомственный контроль за деятельностью организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчинœенности.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчинœенности проверяемых организаций.

3. По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют правовой, экономический и производственно-технический контроль.

Правовой контроль осуществляется в сфере государственного управления и обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всœеми организациями и должностными лицами, его осуществляют в основном органы прокуратуры и суды.

Экономический контроль производится в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

4. По времени осуществления контрол ь подразделяют на предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений до начала совершения хозяйственных операций. Целью его является предупреждение нарушений законности, нецелœесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений.

Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Его цель – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определœенного отчетного периода. Цель данного вида контроля – установить правильность, законность и экономическую целœесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всœех контролирующих органов.

5. По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль.

Документальный контроль состоит в проверке первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целœесообразности документально отраженных хозяйственных операций.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета͵ взвешивания.

6. По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование (следствие) и хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности организаций за определœенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Аудит - ϶ᴛᴏ независимая проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности. Цель аудита – проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателœей финансовой отчетности организации.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике (проверка сохранности средств организации, обеспечение сохранности и использования оборудования и т.д.). Цель тематической проверки – получение данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не используемых в организации резервов.

Данный способ контроля часто используется при наличии сигналов о тех или иных недостатках в хозяйственной деятельности организаций и отдельных должностных лиц либо при крайне важно сти специального изучения отдельных вопросов этой деятельности.

Экономический анализ - ϶ᴛᴏ способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

Обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, к примеру, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и определœения размера причинœенного ими материального ущерба.

Хозяйственный спор - ϶ᴛᴏ способ установления соблюдения законности и обеспечения, законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях. акие споры разрешаются в арбитражных судах.

По времени проведения контрольных мероприятий существуют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. С него начинается разделœение обязанностей (фундамент контроля).

Важнейшие контрольные моменты, используемые на стадии принятия управленческого решения, сводятся к предупреждению незаконных действий отдельных должностных лиц, к пресечению нецелœесообразных с экономической точки зрения операций по расходованию товарно-материальных ценностей или денежных средств. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, предварительный контроль является профилактическим. Посредством его различные должностные лица проводят взаимную сверку целœесообразности предстоящих расходов и предотвращают возможности осуществления таких хозяйственных операций, которые потенциально способны нанести ущерб хозяйственной системе.

В случае если компания имеет сильную структуру внутрихозяйственного контроля, то диапазон объектов предварительного контроля должна быть достаточно широким (и наоборот).

Текущий контроль (по другому, оперативный) - ϶ᴛᴏ тот контроль, который осуществляется в ходе совершения различных хозяйственных операций. Те ошибки, просчеты и даже не выявленные предварительным контролем попытки злоупотребления, которые бывают обнаружены проверяющим лицом в ходе текущего контроля, должны быть немедленно исправлены или устранены. При сильной структуре хозяйственного контроля объектами текущего контроля бывают всœе хозяйственные операции.

Субъекты текущего контроля еще более разнообразны, чем предварительного. Каждый из вас, пересчитывает полученные деньги одновременно с проставлением своей подписи в расходном ордере или расчетно-платежной ведомости, тем самым, участвуя в осуществлении текущего контроля. Тем более эту функцию постоянно осуществляют и должны осуществлять всœе должностные лица из состава управляющей системы в рамках их полномочий и рядовые сотрудники, занятые в управляемой системы.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Любые должностные лица и сотрудники компании, участвуя в какой-либо хозяйственной операции и оформляя соответствующие документы, хорошо осознают, что эти оправдательные документы и после совершения хозяйственной операции будут неоднократно проверены другими лицами.

Разумеется, любая хозяйственная операция должна быть подвергнута тщательному последующему контролю лишь потенциально. Обычно количество контрольных моментов по всœей совокупности хозяйственных операций того или иного типа всœе-таки ограничено. Количество контрольных моментов, а также степень их тщательности каждый раз определяются экономической целœесообразностью исходя из соотношения затрат на осуществление таких контрольных моментов и потенциальных результатов проверки.

Среди субъектов последующего контроля различают финансовые и налоговые органы (включая налоговую полицию), органы валютного и таможенного контроля, банковско-кредитной системы и т.д. Но аудит (как внешний, так и внутренний) занимает особое место, поскольку, в отличие от выше перечисленных органов, аудиторы призваны контролировать не тот или иной особо обозначенный аспект деятельности организации, а результаты всœей финансово-хозяйственной деятельности в целом. Для этого они должны справиться с огромным количеством учетно-аналитической и юридической документации, осуществить большое число контрольных процедур и проверок хозяйственных операций по существу. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, современный аудит можно определить как особую организационную форму контроля.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ" 2017, 2018.

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности государства и субъектов хозяйствования с применением специфических форм и методов его организации.

1)В зависимости от субъектов , осуществляющих финансовый контроль, выделяют государственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский контроль.

Государственный контроль проводится органами законодательной и государственной исполнительной власти. В его задачи входит:

¾ проверка правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения налогового законодательства органами.

¾ проверка целевого характера использования бюджетных ссуд, выданных нижестоящим бюджетам, а также целевых кредитов предприятиям.

¾ контроль за исполнением федерального бюджета со стороны Счетной палаты.

Финансовый контроль, организуемый самим хозяйствующим субъектом, или внутрихозяйственный контроль не регламентируется законодательно, полностью находясь в компетенции органов управления предприятием. В его задачи входит обеспечение сбалансированности между потребностью и наличием финансовых ресурсов; своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государством; выявление внутренних резервов производства; устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины и др.

Общественный финансовый контроль организуется инициативными группами заинтересованных лиц, получающих в отдельных случаях поддержку со стороны государства, например: общественный фонд защиты прав вкладчиков и акционеров и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль проводится аудиторскими фирмами в соответствии с постановлением Правительства, которым установлены критерии проведения обязательной аудиторской проверки.

2)По формам проведения

¾ предварительный, проводимый на стадии составления смет, финансовых планов, проектов бюджетов, текстов учредительных документов, договоров. Он направлен на выявление дополнительных финансовых ресурсов, предотвращение неоправданных затрат, нарушений законодательных актов;

¾ текущий, проводимый на стадии выполнения финансовых планов. Он направлен на проверку соблюдения норм и нормативов, выявление финансовых резервов;

¾ последующий, проводящийся после завершения отчетного периода. Он направлен на проверку обоснованности и законности использования финансовых ресурсов, исполнения финансовых планов.

3)По методам проведения финансовый контроль делится на:

1. проверки, которые проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;

2. обследования отдельных сторон деятельности. Обследования проводятся по более широкому кругу показателей, чем проверка, с целью определения финансового состояния и его перспектив. Используются специфические методы - опросы, анкетирование;

3. анализ , проводимый по отчетности;

4. ревизии, классифицируемые в зависимости от объекта на полные, частичные, тематические и комплексные; по времени - на плановые и внеплановые; по охвату материала - на сплошные и выборочные; по характеру материала - на документальные и фактические.

Для проведения проверок и ревизий должна составляться программа, в которой указывается цель, объект, тема, основные вопросы. По результатам составляется акт, подписываемый двумя сторонами - проверяющей и проверяемой.

Основные проблемы в организации финансового контроля связаны с дублированием функций различных органов, имеющих один и тот же объект контроля. Прежде всего это касается контроля за использованием государственных средств.


Управление финансами и пути его совершенствования в РФ

(Бюджетное послание Президента РФ фед собранию « Основные направления бюдж политики на 2014-2016гг»)

Напрвления:

1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета .Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов федерального бюджета требует выявления резервов.

Основными резервами в настоящее время являются:

Обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы при условии последовательного повышения уровня жизни пенсионеров;

Активное использование механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач;

Повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих.

3. Развитие программно-целевых методов управления .

Государственные программы Российской Федерации должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.

Часть государственных программ нуждаются в доработке. Прежде всего необходимо обеспечить взаимосвязь поставленных целей и бюджетных ограничений, их увязку с основными параметрами оказания государственных услуг, использование всего арсенала регулятивных инструментов, проработку планов структурных реформ.

4. Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы.

Первоочередной задачей является принятие новой пенсионной формулы, которая должна обеспечивать не только поддержание покупательной способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки.

Пенсионная формула должна быть стабильной, понятной как работодателям, так и гражданам.

Необходимо повысить уровень прозрачности пенсионной системы.

5. Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры, т.е финансирование проектов на возвратной основе.

7. Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности.

Следует обеспечить стабильность налоговой системы.

Необходимы дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, повышение качества налогового администрирования, реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения.

8. Межбюджетные отношения .

Очередной финансовый год станет важным этапом формиро­вания и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Начиная с 2014 года во всех регионах станет обязательным принятие бюджетов на три года.

Расходы субъектов Российской Федерации должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены. Оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств.

9. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса .

Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса.

В этих целях необходимо продолжить формирование интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», в том числе ввести в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех.

В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам , как правило, рассматривается функциональный характер деятельности, т.е. какие функции он выполняет в управлении государством.

I. По организационным формам контроль подразделяется на:

1)Государственный контроль осуществляют органы государствен­ной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль делят на:

а)Общегосударственный контроль осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами управления.

б)Отраслевой контроль способствует эффективному развитию от­дельных отраслей экономики.

в)Специальный контроль возложен на специализированные ин­спекции, которые осуществляют проверку соблюдения установлен­ного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию.

2)Аудит - независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторски­ми фирмами. Целью такого контроля является проверка достовер­ности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также за­конности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

3)Общественный контроль - осуществляется профсоюзными и мо­лодежными организациями. Цель - проверка решения социаль­ных вопросов в трудовых коллективах.

II. По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на:

1)Вневедомственный – предполагает осуществление кон­трольных функций, независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.

2)Ведомственный - осуществляется вышестоящим органом по принципу адми­нистративной подчиненности. (Министерства, ведомства). Для его осуществления в органах государственного управления создаются контрольно-ревизионные службы.

3)Внутрихозяйственный – контроль за деятельностью цехов, участков, бригад, отделов и др. ведется в организациях их руководителями, бухгалтерами, экономистами, технологами.

III. По времени осуществления контроль подразделяют на:

1. Предварительный – применяется до начала совершения хозяйственных опера­ций. Его целью является предупреждение нарушений законности, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений. Это наиболее эффек­тивный вид контроля, так как он имеет предупредительный характер.Объектами являются: проектно-сметная документа­ция, документы, отражающие поступление и дви­жение товарно-материальных ценностей, денежных средств.


2.Текущий - осуществляется в ходе хозяйственных опера­ций. Его цель - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффек­тивности производства. Основными объектами являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.

3. Последующий - осуществляется после совершения хо­зяйственных операций по истечении определенного отчетного пери­ода. Цель данного вида контроля - установить правильность, закон­ность и экономическую целесообразность произведенных хозяй­ственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Объектами являются первичные доку­менты, отражающие совершенные хозяйственные операции, регис­тры бухгалтерского учета и отчетности.

IV.По источникам проверки выделяют:

1) Документальный - заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регис­тров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических приемов его осуществления.

2) Фактический контроль - предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осущес­твляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвеши­вания.

Объектами фактического контроля являются: ТМЦ, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продук­ция, товары, незавершенное производство, выполненный объем ра­бот и т.д.

V. По методам осуществления контроль подразделяется на:

1)Ревизию - представляет собой всестороннюю и глубокую докумен­тальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определен­ный период.

Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйствен­ных и финансовых нарушений, бесхозяйственности, расточительс­тва; определение условий, способствующих установленным наруше­ниям; определение размера материального ущерба и принятие мер по его возмещению; профилактическая работа по недопущению нару­шений.

2)Аудит - это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов.

3)Тематическая проверка организуется по заранее раз­работанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируют­ся отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования. Цель - получение исчерпывающих данных по изучаемой тематике и выявление не используемых на предприятии резервов.

4) Экономический анализ - позволяет выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансо­вой деятельности субъекта хозяйствования. Результаты анализа оформляются графиками, аналитически­ми таблицами, текстовым описанием.

5) Обследование - ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется для проверки состоя­ния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д. При проведении обследования используются материалы перио­дической печати, письма, жалобы. Результаты обследований офор­мляются докладными записками, справками, заключениями, предло­жениями и т.д.

6) Расследование (следствие) представляет собой способ установле­ния виновности должностных лиц в совершении тех или иных нару­шений законности, связанных с присвоением собственности, должностными злоупотреблениями, и размера при­чиненного ими материального ущерба. Осуществляется только судебно-следственными органами.

7) Хозяйственный спор - это способ установления соблюдения за­конности и обеспечения законных прав предприятий в хозяйствен­ных взаимоотношениях. Такие споры разрешаются в хозяйственных судах.

В развитии принципов контроля в РБ в настоящее время наблюдаются новые тенденции:

1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется в сфере макроэкономических процессов. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций, меняется его содержание.

2. Происходит сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Этому способствует создание специальных контролирующих органов. Проводятся финансовые обследования еще на уровне инвестиционных проектов, что способствует предотвращению нарушений.

По формам проведения финансовый контроль делится на:

 предварительный;

 текущий;

 последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, сметных доходов и расходов. Предварительный контроль должен предотвращать нерациональное расходование средств, не допускать снижения всех видов расходов, не позволять нарушать законодательные акты.

Текущий контроль проводится в процессе исправления финансовых планов. По существу, проводится повседневно: при организации расчетов, при открытии счетов, проверке начисления заработной платы, проверки налоговых платежей.

Последующий контроль проводится после завершения отчетного года. Еще раз, но более тщательно проверяется выполнение плановых расчетов.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:
1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля);
2) проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий);
3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельно и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки),
4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины);
5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.
Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии. Данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств).

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

§ в силу требований законодательства;

§ по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его . В этом случае выделяется финансовый контроль:

§ представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

§ президента;

§ исполнительных органов власти общей компетенции;

§ ведомственный и внутрихозяйственный;

§ общественный;

§ аудиторский.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль . Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль . В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.