Съезд князей в любиче. Значение съезда князей в г. Любече (1097 г.)

Любечский съезд - собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.

Первый съезд князей в Любече

Съезд русских князей состоялся в г. Любече (на р. Днепр) в 1097 г. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:

  • жестокая между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
  • необходимость создать единую армию для сопротивления , чьи набеги наносили серьезный вред стране.

Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом , который первым понял все печальные последствия междоусобицы.

Значение Любечского съезда

Киевская Русь в конце 11-го в. находилась в крайне сложном положении. С 1094 г. шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось половцев.

Владимир Мономах потерпел поражение в битве на Стугне в 1093 г., уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 г., князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей - с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.

Основные решения Любечского съезда князей

Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.

Территории были поделены следующим образом:

  • Василько Ростиславич (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль;
  • Владимир Мономах - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Давыд Игоревич - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Олег и Давыд Святославичи - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя.

Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, - родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство.

Последствия Любечского съезда князей

К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.

Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал второй съезд князей (1110 г.), на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство.

Итоги Любечского съезда князей

Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.

Древнерусское государство в XI – XII веках проходило болезненный этап раннего европейского средневековья – феодальную раздробленность. Сопровождающие ее междоусобные войны несли многие беды народу и помогали лихим соседям совершать опустошающие Русскую землю набеги. Положение страны становилось критическим, но знаменитый князь – Владимир Мономах придумал политический ход, чтобы положить конец распрям. В 1097 году он позвал удельных князей в свой замок Любеч на прямой разговор между собой. Первый съезд князей вселил во всех надежды, но в итоге, не изменил ситуацию в целом.

Правление Ярослава Мудрого, правившего Русью строго, но справедливо завершилось разделом страны между пятью Ярославичами. Старший Изяслав сел в Киеве, другие наследники получили уделы в управление в других крупных городах. Чадолюбивый Ярослав дал наказ сыновьям: блюсти мир и согласие, а так же слушаться во всем старшего брата, который, случись что, передаст власть следующему за ним брату. Такой порядок передачи центральной власти в государстве назывался «лествичным».

В первом поколении Ярославичей путаницы не было и все были довольны, запутались и возмутились уже внуки и правнуки Мудрого князя. Начиналась смута с 1093 по 1097 годы, когда Олег Святославович (Гориславич) Тмутараканский отобрал у Владимира Мономаха Чернигов, взял Рязань, Суздаль и Ростов. Это было неслыханное преступление, все были возмущены нарушением установившегося порядка, а тут еще и половцы, с подачи того же Олега сильно активизировались на границе. Надо было меж собой решить проблемы миром и ополчиться на степняков.

Участники, цели и задачи съезда князей

Инициировал съезд, как известно, князь Владимир Мономах, лишившийся к тому времени Чернигова. Его приглашение на совет приняли:

  • Святополк Изяславич;
  • Давыд и Олег, Святославичи;
  • Давыд Игоревич;
  • Василько Ростиславич.

Всеслав Брячиславич Полоцкий от участия во встрече отказался, заявив, что ему делить нечего и делиться нечем.

Главная цель съезда: уберечь Русское государство от внутренних и внешних угроз, тем самым заслужить любовь народа.

Задачами форума в Любече были:

  1. Закрепление «отчины» за собравшимися князьями.
  2. Осуждение князя Олега – зачинщика междоусобной войны.
  3. Выработать меры по недопущению усобиц в будущем.
  4. Объединить силы для противостояния половцам.

Надо понимать, что такое собрание князей во времена былинные, равнялось современному форуму по вопросам внутренней и внешней политики государства. Кроме князей в работе съезда участвовали знатные люди некняжеского рода, правда, в принятии решений они не участвовали. Усевшись в круг на одном ковре, шестеро князей разумно рассуждали про:

  1. Ущерб Отечеству от их несогласия.
  2. Необходимость прекращения междоусобий.
  3. Возрождение славы предков.
  4. Воссоединение братьев душой и сердцем в мире и согласии.
  5. Необходимость совместно унять половцев.

В целом съезд прошел успешно, князьям удалось договориться о главном: «каждый да держит вотчину свою». Это была гарантия суверенности княжеского удела и прямая констатация политической раздробленности.

Конкретные соглашения и договоренности

Помимо общих фраз: о вечном мире и нерушимой дружбе между князьями-братьями был оформлен конкретный раздел сфер территорий между владетельными князьями:

Княжество, город, территория

Правящий князь

Примечание

Киевское

Святополк Изяславич

Плюс титул Великого князя

Смоленск, Белозерск, Переяслявль, а также Суздальская и Ростовская земли

Владимир Мономах

Добровольно отказался от Чернигова

Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань

Олег Святославич и Давид Святослвич

Уделы получили по общему решению

Владимир-Волынский

Давыд Игоревич

На съезде не показывал недовольства решениями съезда

Теребовль, Перемышль, а также Червень

Василько Ростиславич

Кроме Василько, права на княжение в этих уделах получили Володарь и Рюрик Ростиславичи

Кроме того, на съезде оговорили и утвердили принцип наследования закрепленных земель по прямой линии, от отца к сыну. Решения: не посягать на чужие владения, а того, кто это нарушит, настигнет кара от других участников съезда, князья подтвердили клятвами и целованием креста.

Политические перспективы и реальные итоги съезда

Решения съезда вырисовывали заманчивые перспективы принципиально нового государственного устройства на Руси. Решения форума князей в Любече могли стать основой мощного государства с элементами федерализма. Но, констатации наличия крупного феодального землевладения, как новой политической системы оказалось мало, чтобы унять усобицы. Почти сразу, двое участников съезда, Великий князь Святополк Изяславич и Давыд Игоревич, нарушили клятву. Они захватили в плен князя теребовльского Василько, ослепили его и попытались отобрать удел. Другие князья высказали свое возмущение подлым поступком на новом съезде в Уветичах (1100 г.). Там удалось на время примириться, сосредоточившись на борьбе с половцами.

Одной из первых попыток прекратить междоусобные войны за восточные русские земли и договориться о внутреннем мире и совместном отпоре внешним набегам стал Любечский съезд князей в 1097 году.

В конце XI века Любеч, что на берегу Днепра, стал центром политической жизни. Здесь были приняты эпохальные решения. Сегодня этот древнерусский город находится на территории Черниговской области Украины и является поселком городского типа.

Причины

К концу XI века лествичная система наследования, созданная , привела к путанице между потомками, бесконечным перемещениям владельцев с «младшего» стола на «старший». В этом заключены причины, потребовавшие созыва съезда.

Князья получали надел лишь во временное пользование, поэтому у них не было стимула развивать хозяйство, городское и храмовое строительство, ремесленничество.

Разобщенные княжества, раздираемые взаимными претензиями, подвергались к тому же многочисленным разорительным набегам сначала , а затем половцев. Противостоять им поодиночке не позволяли скудные возможности дружин, о создании мощного боеспособного войска тогда не заботились.

Важно! Положение усугублялось с каждым новым поколением: количество княжеских потомков увеличивалось, каждому нужно было выделить волость «для кормления», система перемещения по лествице все более усложнялась.

Междоусобная война 1093–1097 годов завела взаимоотношения в тупик, требовалось найти выход, устраивающий все воюющие стороны, и позаботиться, наконец, об обороне от внешнего врага.

С 1093 года в Киеве правил Святополк Изяславич. К этому времени он был старшим из внуков Ярослава.

Инициатор и участники встречи

Созвал любечский съезд князей Владимир II Мономах. Он добровольно принял решение не претендовать на Киевский стол в обход старшего брата.

В то время, когда был съезд, он княжил во втором по значению княжестве – Переяславском и в Залесской Руси – Ростово-Суздальской земле.

На встречу «в верхах» были приглашены все русские князья. Явились шесть из них, все – внуки Ярослава Мудрого.

Приглашенные на съезд князья съехались в Любеч в октябре 1097 года.

Цель

Главной целью любечского съезда было прекращение разорительной, опустошительной междоусобицы и защита от внешнего врага.

Владимир Мономах предложил:

  • закрепить за каждым из князей землю, передавать ее по наследству и делить между своими потомками;
  • объединить силы для отпора изнуряющим половецким набегам и создать общее войско.


Решения съезда

Ярославичи условились о мире между собой, договорились избегать междоусобных конфликтов. Закрепили уделы, каждому достались земли его отца:

  • Великокняжеский Киевский стол остался за Святополком Изяславичем, ему же передали Пинск Туров;
  • Владимир Мономах в придачу к Переяславскому и Ростово-Суздальскому княжествам получил Белоозеро и Смоленск;
  • Давиду Святославичу и Олегу Святославичу кроме Чернигова отошли во владение Тмутаракань, Рязань, Муром, Северск;
  • Давыд Игоревич закрепил за собой не только Владимир-Волынский, но и Луцк;
  • Теребовльским Василько Ростиславичу и его брату Володарю выделили еще Червень и Перемышль.

Князья решили объединять войска, чтобы при необходимости отразить очередной набег половцев или решить другую военную задачу.

Итоги съезда эпохальны для своего времени. Он подвел черту под лествичным правом, земля Руси перестала быть общим владением дома князей Киевских и распалась на наследственные отчины отдельных ветвей династии Рюриковичей .

Значение

Обобщая, чему способствовали решения любечского съезда, следует отметить два основных момента.

Междоусобицы решения съезда полностью прекратить не смогли, но на время снизили их интенсивность, частично снизив накал взаимных претензий.

Решения любечского съезда князей в части объединения военных сил позволили сводной дружине Святополка, Мономаха и соратников уже через четыре года нанести серьезное поражение половецкой орде. Это стало переломным моментом в борьбе с кочевниками. А в 1111 году союзники разгромили мощное половецкое войско.

Политическое значение

Политическое значение любечского съезда князей сложно переоценить. Решения, актуальные в сложившейся в то время ситуации, заложили основы будущей раздробленности Руси.

Вследствие принятой системы наследования, каждая волость делилась между наследниками, появлялись все более мелкие наделы.

Если удельный князь передавал одному из наследников землю неделимой, другие потомки оказывались безземельными князьями-изгоями.

Все это вело к разорению и обнищанию княжеских семей, а вместе с ними и всего населения.

Важно! Кроме экономической слабости нарастала и политическая разобщенность. Русские земли уже не могли сообща противостоять внешнему влиянию, отражать угрозы, зато внутринациональные проблемы со временем усугублялись и вели к новым многочисленным столкновениям.

Кратко о главном

Кратко о Любечском съезде:

  • Состоялся в Любече на Днепре в 1097 году.
  • Кроме инициатора — Владимира II Мономаха — участвовали еще пять внуков Ярослава Мудрого: Святослав II, Давид Игоревич, Давид Святославич, Олег Святославич, Василько Игоревич.
  • Собран с целью договориться об установлении внутреннего мира и объединения сил в борьбе с половцами.
  • Договорились о разделе и закреплении за каждым из князей вотчины, передаваемые по наследству от отца к сыну.
  • Положен конец лествичному праву, прекращено совместное владение потомками Ярослава киевским княжеством, сделаны первые шаги к раздробленности Руси.

Перемирие нарушено уже через год ослеплением Василька Игоревича и новыми конфликтами. Объединенное войско союзников смогло нанести сокрушительное поражение половецким ордам.

Полезное видео: Любечский съезд князей

Вывод

Съезд князей в Любече в XI веке изменил внутренние границы государства, создал новый порядок наследования, заложил основу для грядущей раздробленности Руси. Одновременно заменил устаревшее лествичное право и создал условия для объединения войск и совместного противостояния внешней агрессии.

Постоянные распри между князьями привели к экономическому и военному ослаблению русских городов. Этим обстоятельством пользовались половцы, устраивавшие регулярные набеги на русские земли. Они осадили город Торческ. Город более 3-х месяцев выдерживал осаду, пока была вода и пища. Но когда все закончилось, горожане решили сдаться. Неверные, в отместку за сопротивление, увели людей в плен, а город сожгли.

Потом половцы сожгли город Юрьев, а выбежавшие горожане отправились к Киеву. Святополк приказал строить город в Витичевском урочище на холме, который он назвал Святополческ. Новый город заселили бежавшие от половецких бесчинств юрьевчане.

Упомянутые злодейства — это только малая доля злодейств, учиненных половцами на русской земле.

Поняли князья, что не может так долго продолжаться. Если не найдут общего языка друг с другом половцы уничтожат все, что было создано, собрано и построено. Мужчин поработят или изведут, женщин сделают своими наложницами.

Священники и бояре тоже выражали недовольство княжескими распрями. Требовали объединиться ради борьбы с внешним врагом.

В 1097 году съехались Святополк, Владимир, Давид Игоревич, Василько Ростиславович, Давид Святославович и брат его Олег в городе Любече () на совет. По мнению Карамзина, вдохновителем этого любечцкого съезда был князь .

Правда, Олег приехал на съезд в большей степени по принуждению, чем по доброй воле.

Когда его первый раз звали на совет в Киев, он пообещал приехать вместе с братом, который княжил в Смоленске. А сам, набрав в Смоленске воинов, направился в Муром, где княжил Изяслав Владимирович. В битве с Олегом погиб князь Изяслав. Горожане приняли Олега, правившего в Муроме раньше. Вдохновленный победой Олег направился на Суздаль. Суздальцы тоже сдались ему. Потом Олег подчинил себе Ростов Великий.

Олег завоевывал города, заручившись военной поддержкой половцев. Удовлетворенный своими победами, он закрывал глаза на злодеяния, творимые нечестивцами. Это обстоятельство возбуждало ненависть к нему, как со стороны народа, так и со стороны князей. Олег догадывался об этом, стал осторожным и недоверчивым.

У Олега в руках был сын половского князя Итларя. Святополк и Владимир потребовали от Олега, чтобы он убил юношу. Но тот посчитал это ненужным кровопролитием и отказался.

В 1096 году Святополк и Владимир снова попытались вызвать Олега в Киев. «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых». Олег велел отвечать: «Не пойду на суд к епископам, игуменам да смердам»

Тогда Святополк и Владимир объявили Олегу: «Ты нейдешь с нами на поганых, -велели они сказать ему, — нейдешь к нам на совет – значит, мыслишь на нас недоброе, и поганым помогать хочешь; пусть же Бог рассудит нас!»

Братья решили идти на Олега войной. В конце концов, загнанный в угол князь Олег был вынужден встретиться со своими двоюродными братьями и племянниками.

И говорили князья друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». По взаимному соглашению любечский съезд русских князей 1097 принял решение:

  • Святополк станет владеть Киевом, Изяславовой отчиной,
  • Владимиру Всеволодовичу, прозванному Мономахом, достались вотчины отца его: Белоозеро, Суздаль, Ростов, Смоленск, Переславль,
  • Давид Игоревич получил Владимир Волынский,
  • Братьям Олегу, Давиду и Ярославу Святославовичам достались Чернигов, Муром,
  • Володарь остается править в Перемышле,
  • Василько Ростиславович – в Теребовле.

Свое решение закрепили целованием святого креста. При этом было сказано: „Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: „Да будет против того крест честной и вся земля Русская». Порешив, таким образом, между собою, князья разошлись по домам.

Но одно дело решить, а другое – исполнить. Как следует из «Повести временных лет», «дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам». Распри не прекратились. Съезд князей в Любече в 1097 году, к сожалению, остановить их не смог. Наветы, разногласия, зависть еще долго сталкивали русских правителей, вынуждая их, поднимать оружие друг против друга. От вражды, бывшей между князьями, страдал простой народ.

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ, принятый в научной литературе термин для обозначения периодических княжеских встреч-советов (снемов, сеймов) - одного из ключевых политических институтов в Древнерусском государстве, русских землях и княжествах в 11 - начале 15 века. Основные функции княжеских съездов: организация власти внутри рода Рюриковичей (выбор киевского князя, раздел и установление порядка наследования владений; примирение отдельных князей, урегулирование конфликтов княжеских кланов и коалиций), а также проведение внешнеполитических акций, урегулирование внешнеполитических вопросов, в частности, с половецкими ханами (в кочевом мире бытовал типологически идентичный институт периодических встреч ханов и нойонов), с польскими, чешскими и венгерскими правителями.

Княжеские съезды были советами правящей династии Рюриковичей (или отдельных её «домов»), каждый представитель которой обладал потенциальным правом на власть и возможностью обратиться к общему для всех собратьев «княжому праву». В 11 - 1-й трети 13 века проводились согласно устойчивой процедуре и при соблюдении устоявшейся обрядности. Князья встречались в заранее условленном или определённом самой ситуацией месте, затем начиналось «стояние на конях» напротив друг друга, переговоры через послов; в случае их благоприятного исхода начиналась сама встреча. Иногда для этого подавался специальный знак - «билинч» (от тюркского - знак, примета). Князья зачастую встречались вне городских стен (в шатрах), в небольших городах и сёлах, реже - в столицах княжеств (Киеве, Чернигове, Владимире, Ростове). Места для княжеских съездов выбирались с особым смыслом; например, черниговские Ольговичи в 12 веке неоднократно собирались в селе Ольжичи (возможно, их родовое владение). Формула летописи «сесть с братьями на едином ковре» (как предложил князь Владимир Всеволодович Мономах князю Давиду Игоревичу на Витичевском съезде 1100), по всей видимости, являлась не только метафорическим обозначением коллективного совета, но и отражала реальную «походную» обстановку съезда. Речи князья произносили в соответствии с переговорным этикетом, который предусматривал использование устойчивых риторических и правовых формул. Междукняжеская дипломатия до середины 13 века носила преимущественно изустный характер, затем чаще стали употребляться письменные грамоты, фиксировавшие договоры. По достижении консенсуса каждый князь целовал крест, что скрепляло договор: князья предъявляли кресты клятвопреступникам или лицам, их представлявшим, в случае нарушения клятвы. Княжеские съезды нередко сопровождались или завершались пиром и взаимными подарками.

В историографии высказывались различные взгляды по вопросу о роли лиц некняжеского достоинства, присутствовавших на княжеских съездах. Б. Д. Греков и его последователи считали, что на княжеских съездах на равных выступали не только князья-Рюриковичи, но и другие представители феодальной элиты, прежде всего, бояре и епископы. Другие исследователи (в частности, Я. Н. Щапов) пришли к выводу, что в большинстве съездов 11-12 веков участвовали князья и иногда их представители (послы, советники), но не духовные лица. Бояре и дружинники чаще всего выступали на переговорах как советники, послы или телохранители князя; при этом они, вероятно, обладали правом «совещательного голоса». Ситуация принципиально изменилась во 2-й половине 13 - начале 15 века, когда княжеские съезды окончательно трансформировались в советы феодальной знати.

Первый надёжно зафиксированный в источниках княжеский съезд состоялся в 1026 году в Городце (скорее всего, в городе Городец-Остерский, ныне Остёр), где заключили мир киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый и черниговский князь Мстислав Владимирович. На этой встрече были подведены итоги многолетней войны за власть сыновей киевского князя Владимира Святославича, а достигнутые договорённости стали прецедентом мирного урегулирования междукняжеских отношений (ссылки на условия мира использовались в политических переговорах русских князей даже в 1195). На съезде в Вышгороде (1072) осуществлялось, по предположению ряда исследователей, составление и редактирование Русской правды. В конце 11 - начале 12 века княжеские съезды стали проводить чаще, что было связано как с решением ключевых вопросов политической жизни Древнерусского государства, так и с усилившейся половецкой опасностью. Особое место занял Любечский съезд 1097, после него прошли Витичевский съезд (10.8.1100), съезд на реке Золотча (1101), Долобские съезды (1103 и 1111), к этому же периоду относится съезд на реке Желянь, запись о котором входит в комплекс граффити Софийского собора в Киеве.

На Витичевском съезде 1100 года, собранном для урегулирования конфликта вокруг Теребовльского и Владимиро-Волынского княжеств, возникшего после Любечского съезда, киевский князь Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах, черниговский князь Давид Святославич и новгород-северский князь Олег Святославич заключили между собой мир. 30 августа на встречу явился князь Давид Игоревич, инициатор нападения на теребовльского князя Василъко Ростиславича в 1097. Однако переговоры зашли в тупик, после чего все князья демонстративно отдалились от Давида Игоревича, встав отдельно «на конях» со своими дружинами. Князья, вместе обсуждая его судьбу, не допускали его к себе, лично к нему больше не обращались, а решение съезда сообщили ему через своих приближённых. Давид Игоревич стал «отречённым», то есть князем-изгоем, потерял право речи на съезде. На том же съезде Василько Ростиславич был лишён Теребовля и должен был остаться на попечении брата - Володаря Ростиславича - или киевского князя (братья Ростиславичи не подчинились этому решению и отстояли свои владения). Решения съезда 1100 подтвердили политико-юридическую норму княжеского права, согласно которой «муж» отвечает за преступление «головой», а князь - волостью. На Долобском съезде 1103 Владимир Всеволодович Мономах, Святополк Изяславич и их советники-дружинники приняли решение организовать поход против половцев весной, когда кочевники ослаблены после зимовки. К походу присоединились и другие русские князья. На Долобском съезде 1111 Святополк Изяславич и Владимир Мономах вновь настояли на внеурочном (весной, в разгаре посевной) походе на половцев, который снова завершился разгромом кочевников. На Долобских съездах сложилась новая военная доктрина русских князей, предполагавшая отказ от оборонительной тактики и организацию дальних походов для уничтожения половецких кочевий.

В 12 - 1-й трети 13 века традиция проведения княжеских съездов сохранилась. Проводились и масштабные съезды старших князей (1115, 1135, 1145, 1150, 1154, 1155, 1159, 1170, 1195, 1203, 1223), и встречи представителей отдельных князей, княжеских кланов и коалиций (1142, 1147, 1158, 1159, 1194, 1206, 1207, 1216/17).

Помимо собственно княжеских съездов, русские князья регулярно проводили съезды совместно с половецкими ханами (каждой весной и при смене киевского князя). Впервые в «Повести временных лет» подобный съезд упоминается в 1054/55, когда мир заключили переяславский князь Всеволод Ярославич и половецкий хан Болуш.

После монголо-татарского нашествия княжеские съезды проводились в Северо-Восточной Руси вплоть до начала 15 века. В историографии они изучены недостаточно, отсутствует их полный перечень, не проведена реконструкция процедуры. На них в качестве полноправных участников присутствовали не только князья-Рюриковичи, но и представители боярства, церковные иерархи, татарские послы (нередко контролировали организацию и ход княжеских съездов от имени ханов Золотой Орды) и др. А. Н. Насонов отметил типологическую близость княжеских съездов этого времени и монгольских курултаев. Представительные княжеские съезды прошли в 1296 году во Владимире, в 1300/01 в Дмитрове, в 1340 в Москве; в ноябре 1374 в Переяславле, в марте 1375 (на них вырабатывалась общая позиция русских князей по отношению к Мамаю). Одним из последних зафиксированных в летописях княжеских съездов стал съезд 1.11.1380 после Куликовской битвы 1380.

Институт княжеских съездов, наряду со схожими польскими институтами, стал прообразом аристократических сеймов в Великом княжестве Литовском. Традиция совместно решать важнейшие внутри- и внешнеполитические вопросы воплотилась в деятельности совещательных органов - Боярской думы, а позднее - Земских соборов и др.

Лит.: Любавский М. К. Литовско-русский сейм. М., 1900; Тельберг Г. Г. Несколько замечаний о междукняжеских снемах в древней Руси // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. №6; Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3; Новицький В. Снеми Руської Зeмлi Х-XIII в. // Праці Koмiciï для виучування icторii зaxiдньo-руського та вкpaїнcькoгo права. Kиїв, 1927. Вып. 3; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940; Греков Б. Д. Киевская Русь // Греков Б. Д. Избранные труды. М., 1959. Т. 2; Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965; Russocki S. Zjazdy ksizeçе // Slownik starozytnoäci slowianskich. Warsz., 1982. Т. 7. Gz. 1; Кизилов Ю. А. Княжеские съезды Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. и их место в процессе централизации (традиции и действительность) // Общество, государство, право России и других стран. Норма и действительность. Ранний и развитой феодализм. М., 1983; Пашуто В. Т. Опыт периодизации истории русской дипломатии (ранний и развитый феодализм) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981. М., 1983; Лихачев Д. С. Русский посольский обычай XI-XIII вв. // Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси Х-XIII вв. М., 1989; Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999; Водаtyrev S. The Sovereign and his counsellors: ritualised consultations in Muscovite political culture, 1350s - 1570s. Hels., 2000; Щавелев А. С. Съезды русских князей с кочевниками как механизм политического решения конфликтов XI - начала XIII в. // Славяне и их соседи: Исторические корни этноконфессиональных конфликтов в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Средние века - начало Нового времени. М., 2003; он же. Съезды князей как политический институт Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004 г. М., 2006; он же. Процедура съезда князей // Восточная Европа в древности и средневековье. Политические институты и верховная власть. М., 2007; он же. К вопросу о первом съезде князей Рюриковичей // Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008.