Республика. Понятие и сущность. Основные формы государственного устройства в зарубежных странах. Смешанная республика

ФОРМА ГОСУДАРСТВА СОСТОИТ из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Форма правления отвечает на вопрос: «Кто правит, кому принадлежит власть?»

Форма правления делиться на:

1) Монархия:

2) Республика:

Понятие форма правления дает анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства имеющей 2 стороны:

а) состав (совокупность необходимых и достаточных элементов);

б) структура (способ целесообразной связи между элементами).

Раскрывает:

(а) состава органов верховной государственной власти;

(б) их взаимоотношений друг с другом (структуры);

(в) порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

Монархия (от греч. – «единовластие») форма правления, где верховная власть (полностью или частично) в руках одного главы государства (монарха) и передается по наследству.

Периоды развития монархии:

1) Ранний (древневосточный деспотизм);

2) Зрелый феодализм (18-19 в. для России ).

Признаки монархии:

1) монарх - человек, управляющий государством;

2) занимает свое место по династическому признаку;

3) монарх обладает всей полнотой власти;

4) власть передается по наследству.

Юридические признаки монархии:

1) суверенитет исходит от монарха;

2) монарх - глава государства;

3) срок полномочий монарха неограничен;

4) он не несет юридической ответственности за свои деяния;

5) легитимация (путем династического механизма замещения) узаконенной власти и легализация - обоснование законности власти.

Виды монархии:

1) Абсолютная (неограниченная) (монарх обладает всей полнотой власти; творец закона; отсутствуют представительные учреждения народа) Марокко, Саудовской Аравии .

2) Ограниченная (власть монарха ограничена каким-либо лицом или выборным органом; наряду с монархом выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства). Англия, Япония, Испания, Норвегия и т.д.



2.1. парламентарная (власть короля ограничена парламентом; монарх лишен реальных полномочий в области законодательной и исполнительной властей; он выполняет представительские функции, представляет интересы государства в международных отношениях. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны). Соединенное королевство Великобритании, Япония .

2.2. конституционная (полномочия монарха ограничены основным законом государства (конституцией) на основании этого закона в государстве действуют 2 института высшей власти: Монарх и Парламент, которые делят между собой властные полномочия. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, своего рода символ, представитель нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. (Венгеров А.Б.) ) Испания, Швеция

2.3. дуалистическская (Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, ему принадлежит значительная часть законодательной власти, выражающаяся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые Парламентом. Монарх обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих большую нормативную силу по сравнению с ними). Кувейт, Иордания, Марокко .

2.4. сословно-представительная (эта форма характерна для России до 17 в .; ограничение власти сословий).

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. НАПРИМЕР:

1) Выборная монархия в Малайзии (король избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов);

2) Коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов);

3) Патриархальная монархия в Свазиленде (где король по существу является вождем племени); монархии Британского Содружества - Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, Представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством).

4) Теократию - такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан ).

Республика (от лат. – государственные, общественные дела) - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, глава государства является выборным и сменным. (А.В. Малько)

Признаки республики:

· источником власти признается народ;

· все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

· органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

· высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

· должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Виды республик:

1. Президентская республика - такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (главы Правительства). Глава государства сам назначает (формирует) Правительство и руководит его деятельностью. Президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует система сдержек и противовесов (Аргентина, Сирия, ЮАР, Перу, Бразилия).

2. Парламентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (Президент, канцлер и т.п.), а Правительство, т.е исполнительная власть, формируется Парламентом (законодательным органом) и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. Правительство формируется в результате парламентских выборов партиями, обладающими большинством в парламенте. Парламент может выразить вотум доверия или вотум недоверия деятельности Правительства в целом, главы Правительства (представителю Совета Министров, Премьер – министру, Канцлеру), конкретного министра (Чехия, Индия, ФРГ, Италия, Венгрия).

3 Аристократическая (участив формировании высших органов управления принимает меньшинство);

4 Демократическая (весь народ принимает участие);

Государство, как правовой механизм, обладает рядом характеристик, среди которых особо выделяется форма правления. Данная категория подразумевает под собой наличие двух крупных разделов - монархий и республик.

Категория «Республика», в свою очередь, делится на парламентскую, президентскую и смешанную. Смешанная республика - это неоднозначная форма правления, изучение которой требует особого внимания. И для того, чтобы понять, что же она собой представляет, необходимо рассмотреть её основные признаки и виды.

Что собой представляет смешанная республика?

Республика, как форма правления, определяется опосредованной страны. Это обозначает, что все высшие органы государственной власти (Парламент и Президент) избираются гражданами страны. Однако в зависимости от того, кто формирует правительство, зависит и тип республики. Среди них выделяется смешанная республика.

Наиболее характерными признаками смешанной республики являются:

  1. Избрание прямым народным голосованием и Президента, и Парламента.
  2. Законодательный орган и наделены практически равными полномочиями в управлении страной.
  3. Правительство дает отчет парламенту, но несет всю полноту ответственности за свои действия перед Президентом, который является фактически главой исполнительного органа.
  4. Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.
  5. Наличие механизма «сдержек и противовесов», при котором парламент обладает правом отправить в отставку правительство, в свою очередь, избранный глава государства - в ответ выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган. Причем, правительство уходит в отставку только вместе с премьер-министром, но не с президентом.
  6. Арбитром в отношениях между этими двумя высшими органами государственной власти выступает Конституционный суд.

В зависимости от того, как распределены и парламента, различают два вида смешанных республик - полупрезидентская и полупарламентская.

Полупрезидентская смешанная республика , примерами классического функционирования которой служат Франция и Польша, базируется на усиленной роли президента в управлении государством. По мнению некоторых авторов, данный вид наиболее характерен для стран, в которых велика роль главы государства как лидера нации и в которых заметны процессы перехода от парламентской республики к классической президентской. Стоит отметить, что данная форма правления присуща и например, Белорусь, Украине.

Полупарламентская смешанная республика наиболее характерна для стран, в которых проходят процессы «продвижения сильного парламента» и формирования парламентской республики. В данном случае законодательный орган наделен определенной формой вотума недоверия: выдвижение вотума отдельному министру (Уругвай) или премьер-министру с указанием возможного преемника (Германия).

Таким образом, смешанная республика представляет собой особую переходную форму правления, характеризующуюся постепенным усилением парламента или президента. Иногда такую форму правления ошибочно относят к смешанным (или нетипичным) формам управления государством.

Смешанные формы правления .

Как отмечалось ранее, форма правления имеет два основных вида - монархию и республику. Однако многообразие государственных образований и исторически сложившаяся манера управления выделяют особый вид - смешанные формы правления. К ним относят монархии с республиканскими элементами и республики с монархическими признаками.

Монархия с республиканскими элементами бывает следующих типов:

  1. Выборная монархия - в данном случае правитель избирается по принципу ротации. Примером могут служить ОАЭ и Малайзия.
  2. Конституционная монархия , в которой монарх наследует свою власть и является представителем государства, а государственные органы управления избираются народом - примером могут служить Великобритания, Япония, Швеция. Однако, выделение данного типа в вид смешанной формы правления весьма спорно.

Республика с монархическими элементами представлена следующим списком:

  1. Суперпрезидентская - глава государства де-факто обладает полномочиями монарха в Примером может служить Северная Корея
  2. Исламская республика - элементы монархизма воплощаются в неподчинении главы духовной власти воле народа. Ярчайшим примером является Иран

Смешанная республика, примеры и характеристика которой были представлены выше, является особой формой управления страной, позволяющей без особых гражданских потрясений перейти от одного типа правления к другому. При этом конституционные механизмы, действующие в государстве, обеспечивают легальность и легитимность осуществляемого перехода.

Наряду с традиционными видами республик (парламентской и президентской) путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: "чистых" форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой -- возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках.

Наглядным примером смешанной (полупрезидентской, полупарламентской) республики могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Некоторые ученые возражают против выделения в особую форму правления смешанную, полупрезидентскую, полупарламентарную республику, считая, что необходимо сохранить лишь старое, традиционное деление республик на президентские и парламентские. Но их аргументы не представляются убедительными. Бесспорно, классификация республик на президентские и парламентские является основной и исходной. В этом отношении выделение смешанной формы правления является, несомненно, производным. Не вызывает возражения и тезис о том, что президентские республики сегодня нередко включают в себя в какой-то мере элементы парламентаризма, а парламентарные республики -- более пли менее существенные черты президентского правления. В чистом виде, как ту, так и другую форму в современном мире действительно не так уж просто обнаружить.

В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы:

во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности;

во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полу президентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства -- часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

Россия как смешанная республика

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации, РФ имеет республиканскую форму правления, но какую именно, не уточняется. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) С одной стороны, Президент избирается всеобщим голосованием, располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, а с другой -- наряду с Президентом действует Правительство во главе с Председателем, в определенной мере ответственное перед парламентом. На практике элементы парламентаризма сведены к минимуму: ответственность Правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена, Думе очень сложно добиться и увольнения Правительства в целом, не говоря уже об увольнении отдельных министров, что на практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти.

И все-таки, на мой взгляд, РФ следует отнести к смешанной республике, а точнее, к полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей.

а) Франция,

б) Россия,

в) Англия,

е)Швейцария.

5.С точки,зрения форм правления государство предстает в виде:

а) конфедерации;

б) содружества;

в) республики;

г) унитарного государства;

д) федерации.

6.Определите, к какой форме правления относятся следующие признаки:

а) отсутствие каких-либо представительных учреждений; - АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ

б) концентрация всей полноты власти в руках одного человека; - ДИКТАТУРА

в) религиозный культ верховного правителя; - МОНАРХИЯ

г) бесконтрольная наследственная власть одного человека, не стесненная никакими формальными правилами или законами; - ДЕСПОТИЯ

д) право верховного правителя распоряжаться всеми ресурсами, находящимися на территории государства? – АБСОЛБТНАЯ МОНАРХИЯ

7.Определите форму монархического правления, существовавшую в России в годы царствования:

а) Ивана Грозного; - АБСОЛЮТНАЯ

б) Михаила Романова; - АБСОЛЮТНАЯ

в) Екатерины II; - АБСОЛЮТНАЯ

г) Александра II- АБСОЛЮТНАЯ;

д) Николая II. – АБСОЛЮТНАЯ,

8.Конституционная (парламентская) монархия характеризуется:

а) неограниченными полномочиями монарха в сфере законодательной деятельности;

б) ограничением полномочий монарха в сфере законодательства;

в) неограниченными полномочиями монарха в области законодательной и исполнительно-распорядительной деятельности;

г) сильным ограничением монархической власти в судебной и исполнительной ветвях, фактически полным отсутствием полномочий в законодательной;

д) неограниченными полномочиями монарха как в законодательной, так и в исполнительной и судебной ветвях государственной власти.

а) Саудовская Аравия;

б) Иордания;

в) Испания;

г) Марокко;

д) Швеция;

е) Кувейт;

ж) Япония;

з) Норвегия.

10.Какие из перечисленных ниже характеристик относятся к парламентской форме республиканского правления:

а) выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства;

б) парламент не обладает правом отправки правительства в отставку путем вынесения ему вотума недоверия;

в) парламент обладает таким правом;

г) президент не обладает правом на роспуск парламента;

д) президент обладает таким правом;

е) роль президента представительная, а не распорядительная;

ж) полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице;

з) правительство ответственно за свою деятельность только перед парламентом ?

11.Чем похожи парламентская республика и парламентская монархия:

а) принципом формирования правительства;

б) политической ответственностью правительства перед нижней палатой парламента;

в) правом президента распустить парламент;

г) отсутствием института президентства;

д) президент, как и монарх, фактически не обладают властными полномочиями ?

12.В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

а) парламентом;

б) президентом;

в) парламентом и президентом;

д) всеми вышеперечисленными органами власти.

13.В полупрезидентской республике президент является:

а) главой государства;

б) главой правительства;

в) главой государства и главой правительства;

г) главой государства, разделяя высшую исполнительную власть с главой правительства ;

д) верховным главнокомандующим

14.В парламентской республике президент имеет право:

а) по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона;

б) вето на законы, принятые парламентом;

в) отдавать распоряжения, согласованные с правительством;

г) распускать парламент и назначать внеочередные выборы;

д) вводить чрезвычайное положение.

15.В президентской республике президент обладает следующими полномочиями:

а) назначает членов правительства;

б) назначает только главу правительства;

в) по собственному усмотрению увольняет членов правительства;

г) по собственному усмотрению не может уволить членов правительства;

д) представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

е) по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

ж) по своему усмотрению созывает внеочередную сессию парламента;

з) по своему усмотрению проводит референдумы.

16.К числу парламентских республик относятся:

а) Италия;

в) ФРГ;

д) Испания;

д) Австрия ;

е) Швейцария;

ж) Болгария;

з) Япония.

17.Какие из перечисленных ниже стран относятся к типу президентских республик:

а) Финляндия;

б) Португалия;

в) США;

г) Украина;

д) Мексика ;

е) Бразилия;

з) Норвегия?

18.Определите страну, которая относится к полупрезидентской республике:

а) Израиль;

б) Греция;

в) Латвия;

г) Аргентина;

д) Франция?

19.Наличие 2-х палатного парламента указывает на:

а) монархию;

б) аристократию;

в) республику;

г) демократический режим;

д) федерацию?

Тема 5. Политико-территориальное устройство зарубежных государств (2 часа)

План

1.Территориальное устройство государства: понятие, формы.

2.Федерация. Симметричность и ассиметричность федераций.

3.Конституционно-правовой статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии.

4.Порядок распределения компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

5.Порядок разрешения конфликтов между федерацией и субъектами.

6.Федеральные территории.

7.Зависимые территории.

Задание 1

1.1. Определите (напишите) признаки федеративного государственного устройства:

Наличие двухуровневой системы законодательства;

Предметы ведения и полномочия разделены между самим государством и его субъектами;

Двухуровневая система государственных органов;

1.2. Какие из перечисленных ниже государств являются федеративными (Ф), а какие унитарными (У)?

(У) 1) Австрия (Ф) 4) Канада (У) 7) Франция

(Ф) 2) Великобритания (Ф) 5) Россия (Ф) 8) Швейцария

(У) 3) Италия (Ф) 6) США (У) 9) Япония

1.3 Заполните таблицу

Форма государственного устройства Критерии Примеры стран, где реализована форма устройства
1. Унитарная субъекты являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования Франция, Дания, Чили, Турция
2. Федерация Сложное государство. Субъекты являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами. РФ, Бразилия, Индия, Аргентина
3. Конфедерация Временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства. Британское содружество Европейский союз

Задание 2

Напишите ответы на вопросы:

2.1. Из чего состоит унитарное государство? Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, у которых нет суверинитета.

2.2. Назовите страну с унитарным государственным устройством. Испания, Франция, Великобритания

2.3. Асимметричной федерацией называют разновидность федеративного государства, субъекты которого имеют разный статус.

2.4. Конфедерация в современном мире – это союз суверенных государств, для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

2.5. Стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий – это сепаратизм.

Форма государственного устройства - это:

а) способ формирования верховной власти;

б) порядок взаимоотношений высших государственных органов;

в) совокупность методов правления;

г) структурно-функциональная организация политической власти;

д) способ территориально-политической организации государства.

К какой форме государственного устройства относятся следующие характеристики:

а) единая государственная территория состоит из автономных частей, обладающих атрибутами государственности;

б) наряду с общегосударственной конституцией региональные государственные образования имеют свою конституцию;

в) в государстве существует двухуровневая структура правления;

г) региональные образования имеют свою политическую систему;

д) граждане подчиняются двум правительствам одновременно - центральному и региональному?

ФЕДЕРАЦИЯ

ТЕСТЫ

1.Выделите страны с унитарной формой государственного устройства:

б) Австрия;

в) Франция;

г) Великобритания;

д) Швейцария;

е) Норвегия;

ж) Бразилия;

з) Дания.

2.К числу федеративных государств относятся:

а) Швеция;

б) Италия;

в) Бельгия;

г) Индия;

д) Испания;

е) Канада;

ж) Финляндия;

з) Австрия.

3.Выделите черты, присущие конфедеративным государственным союзам:

а) члены союза не имеют права выходить из союзного объединения;

б) члены союза имеют право свободного выхода из состава союза;

в) союз обладает государственным суверенитетом;

г) союз не обладает государственным суверенитетом;

д) постоянно действующие органы союзного объединения лишены властных полномочий;

е) союз имеет единую конституцию;

ж) в союзном объединении нет единого гражданства;

з) бюджет союза формируется за счет обязательного для его субъектов налогообложения.

4. Какой из следующих терминов входит в понятие «форма государственного устройства»:

а) монархия;

г) диктатура пролетариата;

д) унитарное государство?

Тема 6 Политический режим (4часа)

План

1. Понятие и основное содержание государственно-политического режима в зарубежных странах и его связь с формой правления.

2. Конституционно-правовые элементы государственно-политических режимов:

3. Классификация государственно-политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный; их место, роль и значимость в развитии государства и права.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Напишите ответы на вопросы:

1.1 Способ функционирования политической системы общества, совокупность форм и методов осуществления политической власти – это ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.2 Важнейшими признаками тоталитарного режима являются: ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА НАД ВСЕМИ АСПЕКТАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЛИКВИДАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД, МИЛИТАРИЗАЦИЯ, РЕПРЕСИИ.
1.3 Авторитаризм – это система правления, при которой правители от тех, кем правят, требуют неукоснительного повиновения.
1.4. Отличительными признаками авторитаризма являются: ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ, НАЛИЧИЕ ЛИДЕРА, ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕДАНО ВОЖДЮ.
1.5 Какой типологический признак характеризует авторитарный политический режим? ВСЯ ВЛАСТЬ СОСРЕДОТОЧЕНА В РУКАХ ОДНОГО ЛИДЕРА, КОТОРЫЙ ТРЕБУЕТ ПОЛОНОГО ПОДЧИНЕНИЯ.
1.6 Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Задание 2

2.1. Определите типы политических режимов (вставьте названия):

а) ТОТАЛИТАРИЗМ - это тип политического режима, предполагающего всеобщий контрольи регламентацию со стороны государствавсех сфер деятельности человека;

б) ДИКТАТУРА - это политический режим, характеризующийся неограниченной властьюодного человека или группы лиц и обладающий жёсткой системой насилия;

в) ДЕМОКРАТИЯ - это форма государства, в котором источник власти - народи где гарантированы права личности.

Задание 3

В приведённой таблице знаком “+” отметьте наличие признака, знаком “-” - его отсутствие, а знаком “+ -” - неполное наличие.

Из названных признаков подчеркните те, которые характерны для демократической политической системы:

1) наличие многопартийной системы, обеспечивающей деятельность парламентской и внепарламентской оппозиции;

2) активное вмешательство государственной власти в организацию социального обеспечения;

3) свободные выборы, обеспечивающие гражданам равные возможности выбирать и быть избранным в органы власти;

4) законодательное обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина;

5) экономическое и политическое поведение регламентируется в соответствии с принципом: “запрещено всё, кроме того, что разрешено государственной властью”.

Задание 4

Подчеркните правильные высказывания:

1. Представительная демократия – это форма государства, при которой народ делегирует свою власть избранным лицам.

2. В демократическом государстве, как правило, существует единое вероисповедание.

3. В демократическом правовом государстве власть распределяется между конкурирующими группами всего общества.

4. Высокий уровень экономики способствует демократии и стабильности.

5. Демократическая форма правления не предполагает применения насильственных средств к гражданам государства.

Подчеркните правильные высказывания:

1. В условиях тоталитарного государства частная собственность запрещена.

2. В условиях демократической политической системы государство не вмешивается в рыночную экономику.

5. Чем ниже уровень экономического развития страны, тем легче она становится на путь демократических перемен .

Задание 5

Подчеркните правильные высказывания:

1. Рыночная экономика противоположна плановой экономике.

2. Политический плюрализм невозможен без экономической свободы граждан.

3. Централизация государственной власти всегда приводит к усилению авторитарных тенденций в управлении экономикой.

4. Этатизм является наиболее оптимальной формой взаимодействия экономики и политики.

5. Гражданское общество является социальной основой становления правового государства.

Задание 6

Какие суждения не верны для демократических политических режимов? (подчеркните)

1) Все демократические режимы соблюдают права человека.

2) Все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям.

3) Все демократические режимы имеют разделение властей.

4) Все демократические режимы основываются на президентской форме правления.

5) Для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное государственное устройство.

ТЕСТЫ

1. Какое из понятий включается в категорию «политический режим»:

а) конституционная монархия;

б) президентско-парламентская (смешанная) республика;

в) демократия;

г) конфедерация;

д) феодализм?

2. Президентская республика с демократическим режимом:

а) Италия;

б) Россия;

в) Япония;

г) Франция;

д) США.

3.Парламентско-президентская (смешанная) республика с демократическим режимом:

а) Великобритания;

б) Австрия;

в) Саудовская Аравия;

г) Германия;

д) Канада.

4.В какой из следующих стран дольше всего существовал крайне авторитарный политический режим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Франция;

д) Португалия?

5. Демократия - это:

а) республиканская форма правления;

б) власть революционного вооруженного народа;

в) свобода;

г) конституционный порядок;

д) политический режим гражданского общества .

б) Объединенные Арабские Эмираты;

в) Чили;

г) Северная Корея;

д) Саудовская Аравия?

7. В какой стране впервые было разработано теоретическое понятие тоталитаризма:

а) Россия;

б) Канада;

в) Япония;

г) Италия;

д) Великобритания?

8. В какой исторический период впервые возникли тоталитарные режимы:

а) во времена древневосточных деспотических монархий;

б) в античный период истории (Древняя Греция, Древний Рим);

в) в средние века;

г) во времена Великой французской революции ХУШ в.;

д) в первой половине ХХ в.?

9.Какой из терминов точнее всего передает сущность тоталитаризма:

а) унификация;

б) консенсус;

в) легитимность;

г) плюрализм;

д) разделение властей?

10. В какой из стран существовал фашистский режим:

а) Великобритания;

б) Россия;

в) Япония;

д) Швеция?

11.В какой из следующих стран фашистский режим не был насильственно свергнут, а постепенно и мирно был заменен демократическим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Португалия;

г) Испания;

12.Тоталитаризм - это:

а) абсолютная монархия;

б) режим личной власти;

в) режим всепоглощающего властвования;

г) объединение всех ценностей, которое «дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы» (итальянский философ Дж. Джентиле);

13.В какой стране был предпринят «Большой скачок» - попытка построить коммунистическое общество за несколько лет:

а) Чехословакия;

б) Монголия;

в) Польша;

г) Китай;

д) Германская Демократическая Республика.

14Современное демократическое общество признает наивысшей социальной ценностью:

а) правительство;

б) систему политических партий;

в) справедливое распределение материальных благ;

г) свободу слова;

д) суверенную (свободную и самостоятельную) личность.

Тема 7. Избирательные системы в зарубежных странах(2 часа)

Тема

1.Представительный характер парламента.

2.Компетенция парламента, акты, делегирование полномочий.

3.Организация палат парламента, его структура. Роспуск парламента.

4.Вспомогательный аппарат парламента.

5.Органы, учреждения и должностные лица при парламентах.

6.Особенности законодательного процесса в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Перечислите основные недостатки, свойственные мажоритарной и пропорциональной избирательной системе.

Мажоритарная:

Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.

Меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе.

Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

Пропорциональная:

При закрытых списках возможно во главу избирательного списка ставить популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают не известные личности.

Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.

Ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями.

Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии.

Задание 2

Приведите по 4-5 примеров государств, в которых используется: а) мажоритарная избирательная система; б) пропорциональная избирательная система; в) смешанная избирательная система.

А) Великобритания, США, Япония, Индия, Лесото

Б) Россия, Бельгия, Израиль, Финляндия, Бразилия.

В) Египет, Мексика, Австралия, Пакистан

Задание 3

Охарактеризуйте такой термин как избирательная география.

Избирательная география – это произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов. Нарушает равенство избирательных прав граждан

Задание 4

Расположите в правильном порядке основные стадии референдума:

Назначение референдума; 2

Инициатива проведения референдума; 1

Всенародное обсуждение; 7

Ответственность за неисполнение решения референдума; 9

Исполнение решений референдума;

Информирование граждан; 5

Агитация; 3

Задание 5

Опишите как может абсентеизм повлиять на результаты выборов.

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Из-за этого выборы могут быть признаны не состоявшимися, или же могут создать почву для нарушений на выборах.

Задание 6

6.1 Перечислите три типа избирательных систем, сложившихся в политической практике различных государств:

1) Мажоритарная

2) Пропорциональная

3) Смешанная

6.2. Подчеркните правильные высказывания:

1. Мажоритарная избирательная система ведёт к широкому представительству во власти различных политических партий.

2. Пропорциональная избирательная система не способствует развитию многопартийности в стране.

3. При мажоритарной избирательной системе большинство избирателей (до 80%) оказываются представленными в органах власти.

4. Пропорциональная избирательная система обеспечивает тесную связь между избирателями и депутатами.

5. В России действует пропорционально-мажоритарная система.

Задание 7

7.1. Какие избирательные системы - мажоритарные (М) или пропорциональные (П) существуют в следующих странах:

(М) Великобритания (М) США (П) Австрия (М) Франция (П) Бельгия (П) Италия (М) Греция (М) Япония

7.2 . Назовите ту избирательную систему, которая существует в России: ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Задание 8

Политические партии в предвыборной борьбе используют разные средства для обработки массового сознания. Какие из принципов пропаганды используют политические партии и движения России (подчеркните ):

  1. принцип “наклеивания ярлыков” : наделение какой-либо личности оскорбительным эпитетом для подрыва её авторитета;
  2. принцип “рекомендаций” : использование в целях усиления эффекта внушения популярности известных актёров, спортсменов;
  3. принцип “простые люди” : отождествление интересов самого информатора с интересами простых людей, большинства избирателей ;
  4. принцип “подтасовки карт” : откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приёмов, не заметных для масс;
  5. принцип “общего вагона” : стимулирование определённой реакции у населения путём внушения мысли о том, что она является общепринятой (типа “все так думают”).

ТЕСТЫ

1.Конституция какой страны устанавливает точные даты выборов высших органов государственной власти (исполнитель­ной и законодательной):

1) США ;

3) Италии;

4) Японии.

2. При системе куриальных выборов:

2) избиратели разделены на группы с неравной нормой пред­ставительства;

3) кандидаты назначаются главой государства.

3. В парламентарных республиках глава государства - пре­зидент - избирается:

1) прямыми выборами граждан;

2) назначается парламентом;

3) парламентом или коллегией выборщиков на основе парла­мента.

4. Высший орган конституционного надзора контролирует и определяет результаты выборов главы государства:

1) в ФРГ;

2) во Франции;

4) в Италии.

5. В первый вторник после первого понедельника ноября високосного года проходят выборы:

1) президента Франции;

2) президента ФРГ;

3) президента США.

6. При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат получивший:

7. Обязательный вотум - это:

2) минимальное число избирателей, принявших участие в выбо­рах, необходимое для признания выборов действительными;

3) юридическая обязанность избирателей принять участие в го­лосовании;

4) обязанность спикера парламента принять участие в голосо­вании в случае равенства голосов.

8. «Джерримендеринг» - это:

1) процедура отрешения от должности;

2) нарушение при «нарезке» избирательных округов для обес­печения преимуществ одному из кандидатов;

3) фальсификация результатов выборов;

4) процедура оглашения результатов выборов.

9.При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат получивший:

1. процедура отрешения от должности;

2. неучастие избирателей в выборах;

3. отказ кандидата от участия в выборах.

  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема ш. Политическая власть в системе общественных отношений
  • 1. Власть как общественное явление и её основные характеристики.
  • 2. Структура и функции политической власти.
  • Первый вопрос. Власть как общественное явление и её основные характеристики
  • Второй вопрос. Структура и функции политической власти.
  • 1. Субъекты политической власти.
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема IV. Теория политической системы
  • 1. Основные концепции политической системы.
  • 2. Структура и функции политической системы.
  • 3. Типология политических систем.
  • Первый вопрос. Основные концепции политической системы
  • Второй вопрос. Структура и функции политический системы
  • Третий вопрос. Типология политических систем
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема V. Государство как субъект политики
  • Первый вопрос. Понятие государства и его основные характеристики
  • Второй вопрос. Формы правления и государственного устройства
  • 2. Республика или республиканская форма правления.
  • 3. Смешанные формы правления.
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема VI. Политические режимы современности
  • Первый вопрос. Определение политического режима: сущность и основные характеристики
  • Второй вопрос. Типология политических режимов
  • 1.Тоталитарный политический режим (синоним - тоталитаризм).
  • 3. Демократический политический режим (синоним - демократия).
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема VII. Партии как субъект политической жизни общества
  • Второй вопрос. Типология политических партий и партийных систем
  • Третий вопрос. Становление многопартийности в россии
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и контрольные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема VII. Политическая элита общества
  • Первый вопрос. Понятие политической элиты: сущность и основные характеристики
  • Второй вопрос. Механизм формирования политической элиты
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема iх. Политическое лидерство
  • Первый вопрос. Политическое лидерство в механизме осуществления власти
  • Второй вопрос. Личность политического лидера
  • Третий вопрос. Типология политического лидерства
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема х. Человек и политика
  • Первый вопрос. Человек и политика
  • Второй вопрос. Типология основных прав и свобод человека
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Второй вопрос. Типология политических культур
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема хii. Политическая социализация
  • Первый вопрос. Политическая социализация: понятие и основные характеристики
  • Второй вопрос. Этапы политической социализации
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XIII. Политическое сознание
  • Первый вопрос. Сущность, функции и структура политического сознания
  • Второй вопрос. Формы и типы политического сознания
  • Третий вопрос. Динамика политического сознания в российской политической жизни
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XIV. Политические идеологии
  • Первый вопрос. Понятие и основные уровни политической идеологии
  • Второй вопрос. Основные политические идеологии современности
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XV. Мировая политика и международные отношения
  • Первый вопрос. Политика в системе международных отношений
  • Второй вопрос. Международные отношения. Понятие, принципы и тенденции развития
  • Третий вопрос. Внешняя политика, ее функции, цели и средства реализации. Внешняя политика современной россии
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XVII. Геополитика
  • Первый вопрос. Понятие и основные этапы становления геополитики
  • Второй вопрос. Современные проблемы геополитики
  • 4. Геополитические факторы способствуют объяснению и правильному пониманию тех изменений, которые происходят в политической жизни мирового сообщества.
  • Учебно-методические материалы для самостоятельной работы тематика семинарских занятий Занятие 1. Политология как наука
  • 1. Обязательная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 2. История политических учений
  • 1. Обязательная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 3. Политика в структуре общественной жизни
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 4. Власть и властные отношения в политике
  • 1. Обязательная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 5. Политические режимы современности
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 6. Политические партии, общественно-политические движения и группы давления как субъекты политики
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 7. Политическая элита и политическое лидерство в системе общественных отношений
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 8. Международный политический процесс
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Материалы итогового контроля
  • 1. Контрольные вопросы к экзамену, (зачёту):
  • 2. Тематика контрольных работ (если предусмотрено учебным планом)
  • 3.Список литературы для написания контрольных работ
  • Оглавление
  • Учебное издание
  • 3. Смешанные формы правления.

    Как правило, в политической жизни многих стран, существуют иногда такие формы, которые не укладываются в принятую в науке классификацию. Речь идёт о смешанных формах правления. В которых сочетаются различные элементы, порою противоречивые.

    Итак, имеются, например, формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентской, так и президентской республики. Как отмечается в литературе, примером такой формы правления является V Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти. Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал президент, наделённый огромными полномочиями и избираемый внепарламентским путём. Вначале он избирался коллегией выборщиков, состоящих из 81 512 человек, из числа которых на долю парламента приходилось менее 1% голосов, а в 1962 году были введены прямые выборы президента.

    Конституция V Республики ограничила применение института парламентской ответственности. Правительство формируется президентом и несёт ответственность только перед ним. Фактическое руководство правительством осуществляет президент, а не премьер. Президент V Республики наделяется не только полномочиями, свойственными главе парламентской республики, но и правами президента президентской республики. Более того, располагая правом роспуска парламента он обладает большей фактической властью, чем глава президентской республики. Таким образом, как полагают исследователи, во Франции существует полупрезидентская республика.

    В некоторых странах существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером такого политико-правового гибрида является форма правления Малайзии.

    По конституции 1957 года Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (или избирательную) монархию. Глава Малайзийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследования, а избирается сроком на пять лет (в порядке очереди) советом правителей, состоящим из правителей, входящих в федерацию девяти монархических государств.

    Главой Малайзии может быть избран правитель одного из монархических государств, достигший совершеннолетия, если совет правителей подаст за него большинство голосов. Глава государства обладает обычными полномочиями конституционного монарха, но в государстве есть и республиканский элемент, правда, не особенно существенный.

    12 декабря 1993г. в России была принята новая конституция, которая утвердила в нашей стране смешанную форму правления. Правящие круги полагали, что сильная президентская власть (авторитарный режим жёсткого типа) спасёт Россию от социальных и политических потрясений. И лишь после завершения политических и экономических реформ на горизонте России засияет солнце широкого демократического режима в форме парламентской республики. Но, по оценке специалистов, до этого России ещё очень далеко. В течении десятилетий нас ждут авторитарные политические режимы различных оттенков и форм.

    Форма государственного устройства.

    Как указывается в литературе, под формой государственного устройства обычно понимается национально-территориальная организация государства, а также принципы взаимоотношения центральных и местных органов власти. Вопрос о государственном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение. Данная форма может быть различной и связана с воздействием нескольких факторов. Любое государство расположено на определённой территории, где проживают граждане этого государства или подданные (если это монархия). Для организации экономической жизни, защиты граждан, сбора налогов и т.д. государство ведёт разнообразную деятельность, которая весьма усложняется, а зачастую, становится просто невозможной при достаточно большой численности населения и больших размерах территории.

    Возникает необходимость деления территории на округа, кантоны, штаты, края, области, губернии и т.д. и создания на этих территориальных образованиях местных органов власти с обязательным разделением полномочий между центральными и местными органами власти и управления.

    Кроме того, население того или иного государства бывает многонациональным. Причём каждая народность, нация обычно имеет свои национальные традиции, культурные, языковые или иные национальные потребности, собственный исторический опыт государственности. Поэтому при государственном устройстве приходится учитывать и этот важный аспект.

    Как отмечается в литературе, на территориальное устройство государства зачастую влияют субъективные и даже случайные факторы - политико-правовые подражания (к сожалению, это довольно распространено в нашей стране), колониальное воздействие, политические интересы и многое другое.

    Обычно выделяются следующие формы государственного устройства:

      унитарное государство;

      федеративное государство;

      конфедерация государств;

      содружество государств.

    1. Унитарная форма государственного устройства характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Полномочия верховных государственных органов распространяются на всю территорию страны. Осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам власти и не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

    По всей стране существует: 1) единое гражданство, 2) единая система права, 3) единая судебная система, 4) единая система налогов.

    В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами управления, унитарные государства делятся на: централизованные и децентрализованные . К характерным унитарным государствам современного мира можно отнести следующие: Францию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Грецию, Португалию, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджу, Лаос, Таиланд, Японию и ряд других.

    2. Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом отдельном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание в мире унитаризма, федерация достаточно широко распространена среди современных государств и существует в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, ФРГ, Австралийском Союзе, Пакистане, России, Индии и других странах.

    Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определённой политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, области) являются субъектами федерации и имеют своё собственное административно-территориальное деление.

    Федеративная форма государственного устройства обладает следующими признаками:

    В отличие от унитарного государства территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой одного целого - она состоит из территорий субъектов федераций. В некоторых федерациях имеются наряду с государственными образованиями и такие территории, которые не являются субъектами федерации. В США в самостоятельную единицу выделен федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица - Вашингтон. Бразилия по конституции 1869 года состоит из штатов, федеральных округов и двух особых территорий. В Индии наряду с 26 штатами имеются территории центрального подчинения.

    Государственные образования, входящие в федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации лишены права участия в международных соглашениях.

    В случае нарушения федеральной конституции центральная власть имеет право принимать принудительные меры по отношению к субъектам федерации. Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла), но даже в тех случаях, когда подобная норма в конституции не оговорена, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

    Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из союза, хотя реально и могут осуществить этот выход, что получило название сецессии. Примерами сецессии являются: Гражданская война в США, сецессия Сенегала из федерации Мали, сецессия Сингапура из федерации Малайзии, сецессия Бангладеш из Пакистана, сецессия Чечни из России ещё больше было неудачных попыток осуществления сецессии.

    Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях федеральной конституции. Однако, многие федерации устанавливают принципы субординации, согласно которым конституция субъектов федерации должна полностью соответствовать федеральным конституциям.

    Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Последние действуют на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета союзного законодательства является всеобщим для всех без исключения федераций.

    Субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную систему. Как правило, федеративная судебная система строится по единому образцу (независимо от числа членов федерации).

    Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется большинством федеративных государств.

    Длительное время обязательным признаком федерального государства считалась двухпалатная структура федерального парламента (бикамерализм). Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

    Исключения из этого общего правила появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых независимых государств (например, Пакистан до 1963года). В настоящее время во всех федеративных государствах применяется бикамерализм.

    С точки зрения конституционного закрепления федерации делятся на два вида: национально-государственные (республики); административно-территориальные (области).

    С точки зрения реального соотношения сил, сложившегося между центром и субъектами федерации, политологи выделяют следующие виды федерализма:

    Квази-федерализм. Федеративное государственное устройство существует практически только на уровне законов, которые в реальной политической жизни не действуют. Сохраняется практически полный диктат центра.

    Классический федерализм. Основным его принципом является такое разделение власти между центральным и региональными правительствами, при котором каждое из них в пределах своей компетенции самостоятельно координирует свои действия в условиях относительной автономии.

    Чрезвычайный федерализм. Существует в период социальных и экономических потрясений (войны, «великая депрессия» и т.п.). В это случае субъекты федерации добровольно передают часть своей компетенции центру на определённый период времени.

    Федерализм с двойным лицом. Субъекты федерации находятся в данном случае в неравном правовом положении, имею различный конституционный статус. Соответственно их реальные права и возможности в значительной степени различаются.

    Национально-культурный федерализм. Одна из основных целей (функций) создания федеративного государства - это предоставление автономии определённым группам населения, таким как религиозные и этнические меньшинства, особенно в тех случаях, когда они образуют ярко выраженные субобщности в плюралистическом обществе.

    Для анализа этой функции федерализма целесообразно использовать предлагаемое Чарльзом Тарлтоном различие между конгруэнтным и неконгруэнтным федерализмом.

    Конгруэнтные федерации состоят из территориальных единиц, социальный и культурный состав которых близок в каждом из субъектов федерации и в федерации в целом. Соответственно, неконгруэнтные федерации состоят из субъектов, социальные и культурные характеристики которых сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом.

    К конгруэнтным федерациям можно отнести, например, Австралию, Австрию, Германию, США; к неконгруэнтным - Россию, Канаду, Швейцарию, Бельгию. Необходимо отметить, что именно в неконгруэнтных федерациях особенно сильно обычно проявляются тенденции сепаратизма. Видимо, неслучайно к неконгруэнтным относились и распавшиеся федерации Советского Союза, Югославии, Чехословакии. С огромным трудом сохраняет в своём составе франкоязычный Квебек Канада, весьма сильны сепаратистские настроения в ряде штатов Индии.

    Социологический федерализм. Нередко концепция федерализма распространяется и на те случаи, когда автономия предоставляется частным или общественным организациям, которые представляют определённые чётко выраженные группы в обществе. Так, в Австрии, Бельгии и Нидерландах центральные правительства давно признали и оказывают финансовую помощь различным ассоциациям, особенно в сфере образования, здравоохранения и средств массовой информации, которые были созданы основными религиозными и идеологическими субобществами: католиками, протестантами, социалистами, либералами. Этот тип федерализма иногда называют социологическим федерализмом.

    В России в настоящее время субъектами федерации объявлены входящие в её состав 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов.

    Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Однако само по себе такое конституционное закрепление является лишь необходимой базой для решения проблем национально-государственного устройства России. Что же касается реальной системы функционирования федеральных отношений, то здесь существует целый ряд серьёзных проблем.

    Исследователи отмечают следующие проблемы, стоящие перед Российской Федерацией:

      интенсивная территориальная дезинтеграция России: политическое, хозяйственное, культурно-этническое и иное обособление региональных элементов единого государственного организма;

      сохранение реального различия в статусе между республиками и регионами РФ;

      наличие в составе ряда краёв и областей национальных округов, также являющихся субъектами федерации;

      региональное нормотворчество, нередко вступающее в противоречие с федеральной конституцией и федеральными законами;

      «идеология» экономического сепаратизма: появление территорий с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования, налогообложения и т.п., охватившее почти четверть пространства России и около трети её экономического и ресурсного потенциала;

      изменение региональных приоритетов России в результате продолжающихся геополитических сдвигов: неизмеримо возросла доля северных и тихоокеанских территорий, требующих солидной государственной поддержки;

      возрастание противоречий между «бедными» (дотационными) и богатыми регионами;

      усложнение процесса обеспечения управляемости субъектов федерации со стороны центра в результате проведения региональных выборов.

    От успешного и своевременного решения данных проблем зависит само существование Российской Федерации.

    3. Конфедеративная форма государственного устройства. Конфедеративные союзы представляют собой добровольный союз независимых суверенных государств, имеющих все атрибуты независимого государства (герб, гимн, столица, валюта, конституция, единое гражданство, единая система права, единая судебная система). Каждое из входящих в конфедерацию государств является независимым государством, но между ними имеется и общее: единая валюта, единое гражданство, единая таможня, единое экономическое пространство. Примером современной, процветающей и динамично развивающейся конфедерации является ЕЭС. Суверенные государства Западной Европы, входящие в ЕЭС, идут по пути политической, экономической, духовной и научной интеграции, обеспечивающей всем участникам бурное экономическое развитие.

    4. Содружество . Это ещё более редкое и аморфное организационное объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков и определённой степенью однородности (например, СНГ). Это не государство, а своеобразное объединение независимых государств, в основе которого могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и т.д. В содружестве могут создаваться надгосударственные организации, но не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

    Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Итак, государство - это публичная, нормативно выраженная и признаваемая людьми властная сила общества, выступающая в качестве важнейшего элемента его политической системы, это политический институт, созданный для устойчивого воспроизводства политики, организации жизнедеятельности общества в целом, для реализации властнозначимых потребностей правящих классов, других социальных групп и слоёв населения. Неотъемлемыми признаками государства являются: публичная власть, территория, население.

    Сущность государства определяется: 1) структурой, 2) приоритетными функциями, 3) политическим режимом, 4) социально-экономической, классовой природой, 5) устойчивостью политической жизни, 6) тенденциями в развитии, 7) формой правления, 8) формой государственного устройства.

    С точки зрения приоритетных функций, господствующих в деятельности тех или иных государств, выделяются: военно-полицейские, социальные и правовые государства.

    Под формой правления понимается организация государственной власти. Выделяют следующие формы правления: 1. Монархии (абсолютные, дуалистические, конституционные); 2. Республики (президентские, парламентские); 3. Смешанные формы.

    Под формой государственного устройства понимается национально-территориальная организация государства. К основным формам государственного устройства относят: унитарное государство, федеративное государство, конфедерацию и содружество государств.

    __________________________________________________________

      Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации// Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997. С. 3-12.

      Богомолов О. Где искать философский камень роста?// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С. 25-33.

      Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

      Валовой Д. О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления// Проблемы теории и практики управления. 1997. №2. С. 52 - 57.

      Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб., 1997.

      Государственное и муниципальное управление: учебное пособие/ Под ред. А.Я. Пономарёва. СПб., 1997.

      Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

      Захаров С.В. Население// Россия: Энциклопедический справочник/ Под ред. А.П. Горкина. М., 1998. С. 57-73.

      Интрилигейтор М.Д. Чему Россия могла бы поучиться у Китая при переходе к рыночной экономике// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. с.34-38.

      Карамышева Н.А. Государство как политический институт //Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Г.В. Полунинной. М., 1996. С. 117-135.

      Котц Д.М. Уроки пятилетней экономической трансформации в России// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. с. 36-41.

      Мухаев Р.Т. Основы политологии: Учебник для средней школы. М., 1996.

      Политология: Альбом схем/ Сост.: Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. М., 1998.

      Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе// Социс. 1998. № 6. С. 3-12.

      Семашко Л.М. Сферный подход. СПб., 1992.

      Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 23 - 178.

      Эфендиев А. Г. Базисные элементы социальной жизни //Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 1 /Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1994. С. 88-134.