Беседа христа с богатым юношей о богатстве. Категории раздела
Учение Будды. Христианство
Существуют те или иные предписания для верующих разных религий. Как правило необходимо вести праведную жизнь, соблюдая Божьи заповеди и законы (иудаизм), быть покорным Богу (ислам). Буддизм и христианство тоже призывают человека вести праведную жизнь, но при этом учения Будды и христианство имеют уникальные отличия.
Учение Будды
Буддизм - одна из древнейших мировых религий. Буддизм - от слова Будда, что значит Пробужденный. Так по легенде называли царевича Сидхарта Гаутаму, который оставил свою семью и уготованный ему путь правителя и стал странствующим монахом. В итоге ему открылось то, что стало основой учения буддизма.
Исследователи отмечают, что никакого единого буддизма не существует, есть его разные направления. Но можно выделить то, что было характерно для раннего буддизма, то что проповедовал Будда.
В первую очередь это четыре Благородные Истины Буддизма:
1. «Все есть страдание. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание».
Это истина говорит о том, что все в мире страдают. Человек постоянно неудовлетворен.
2. Причина страдания - желания.
Желания порождают различные поступки, и человек попадает в круговорот перерождений. Буддисты видят в этом мучение, а не возможность прожить еще одну жизнь.
3. Страдание можно прекратить. Когда в лампе заканчивается масло, огонь угасает. Также, когда угаснут желания- угаснет и страдание.
Нирвана (угасание) - это состояние свободное от страданий или состояние высшего блаженства.
4. Чтобы достичь Нирваны нужно следовать Благородному Восьмеричному Пути (Правильный образ жизни и др.)
Важной частью буддизма является учение о несуществовании души.
Души нет. Человек - это название соединенных элементов, подобно тому, как колесница это название для соединенных вместе колес, кузова, оглоблей и т.д.)
Человек привязывается к себя, своему «я», а это - иллюзия.
Также нужно знать, что буддизм ничего не говорит о Боге.
Христианство
Нередко христианство связывают с необходимостью для человека придерживаться так называемых 10 заповедей. Но эти заповеди из Ветхого Завета, книги которого являются в первую очередь священными текстами для Иудаизма. Христианство опирается на Ветхий Завет. Но христианство как учение Христа изложено в Новом. Что же нового дает Новый Завет?
Проповедь любви
Если не рассматривать богословский вопрос о пришествии Бога в мир, о его искупительной жертве ради спасения людей, то в философско-этическом плане, учение христианства, учение Нового Завета - это проповедь любви.
Нагорная проповедь Иисуса:
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф. 5: 43-48)
Иисус призывает прощать и не судить других:
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, (Матф. 6: 14)
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Матф. 7: 1-5)
В 1-ом послании к Коринфянам Апостол Павел говорит о любви:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:1-8)
Христианская любовь - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления.
По своей сущности напоминает отцовскую (материнскую) любовь к ребенку, которого родитель продолжает любить и участвовать в его судьбе несмотря ни на что.
Но, в отличие от родительской любви, христианская любовь не зависит от родственных связей, а также от возраста, пола, разницы в социальном статусе и т. д.
Христианская любовь побуждает к служению человеку, к тому, чтобы помочь, защитить, восполнить всякую нужду, не считаясь с собственными интересами.
Иисус учит:
Вы слышали, что сказано: глаз за глаз и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Матф. 5: 38-42)
Учение Иисуса о богатстве и заботах
О богатстве:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Матф.6:19-20) .
Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Матф.19:16-24).
О заботах:
Поэтому говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на одну малую меру? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, не гораздо ли больше вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. (Матф. 6:25-34).
(Евангелие от Луки 12
:16-21
)
Истолкование притчи:16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Давайте подумаем какой смысл имеет притча о богаче, у которого родился хороший урожай. Он раздумывал, куда его деть, и решил разорить старые житницы и поставить новые большие и далее всю жизнь есть, пить и веселиться. Но далее мы помним что было. Так бывает с человеком, который не в Бога богатеет. Он строит жизнь свою в мирском, в земном понятии счастья: есть, пить, одеваться и приобретать земное богатство . О вечности и мысли не было. Были мысли о земном. богатстве. И сейчас много таких людей , которые думаю т приобрести в этой жизни много земного богатства. О таких раньше говорили, что жил, как скотина: и помер, как скотина.
Но вопрос: что сделали за жизнь свою для Бога? - был всем. На суде плач великий будет. Богач ел, пил, наслаждался, приобрел земное богатство и думал что это богатство будит с ним многие годы. Неверующий проживет, как полевой цветок, без следа пропадет. Надо жить, трудиться, но это Бог в притче сказал богачу: "Безумный, завтра возьмут твою душу". (от Луки 12 :2 0) .
Давайте рассмотрим, почему богача назвали безумный?
1. Плод трудов он присвоил себе, не подумав, что это дар Божий.
2. Не воздал славы Богу, за большой урожай.
3. Подумал, что богатство дано ему одному, но было много, с кем по делиться, и в этом могло быть спасение.
4. Богач думал, что навсегда сохранит богатство.
5. Думал о жизненных удовольствиях и не думал о благодати Духа Святого, исполняющей радости человека.
6.Думал, что долго проживет. Так и другие ныне, жизнь просуетятся, богатство соберут, а кому оставить? Близким родным, детям - родительские богатства без цены, быстро уходят на ветер.
У (Мт 6 :24 -25) написано : Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Люди в жизни служат двоим господам Богу или ма м моне. Слово " маммона " - (Мат. 6:24, Лук.16:13) -Сирийское слово, значащее богатство или земные бла га .
Вместо "одному усердствовать” лучше - "одного предпочитать и другим пренебрегать” (слав. "...или единаго держится, о друзем же нерадити начнет ”). Обращает на себя прежде всего реальный смысл выражения: бывает ли действительно так, что человек не может служить двум господам? На это можно сказать, что нет правила без исключений. Но обыкновенно бывает так, что когда "много хозяев,” то рабская служба бывает не только трудна, но и невозможна. Даже в практических целях производится, поэтому, сосредоточение одной власти в одних руках. Затем обращает внимание еще конструкция речи. Не сказано: одного (будет ненавидеть и одного презирать, потому что в этом случае получилась бы ненужная тавтология. Но одного будет ненавидеть, одного будет предпочитать, другого будет любить, другого ненавидеть. Указываются два господина, резко отличные по характеру, что, по-видимому, выражено словом, которое вообще означает родовое различие. Они совершенно разнородны и разнохарактерны. Поэтому "или” "или” не повторения, но предложения, обратные одно другому. Мейер выражает это так: "будет ненавидеть А и любить Б, или будет предпочитать А и презирать Б.” Указываются на разные отношения людей к двум господам, начиная с полной преданности и любви с одной стороны и ненависти с другой, и кончая простым, хотя бы даже и лицемерным, предпочтением или презрением. В промежутке между этими крайними состояниями можно подразумевать различные отношения большей или меньшей силы и напряженности. Опять чрезвычайное тонкое и психологическое изображение людских отношений. Из этого делается вывод, оправдываемый взятыми образами, "не можете служить Богу и маммоне,” - не просто "служить” , но быть рабами, находиться в полной власти.
Рассмотрим теперь, что значит "в Бога богатеть".В Бога богатеть - это думать о богатстве, как о даре Божьем и распоряжаться им во славу Божию: на дела милосердия, строительство храмов и пр. чем душа важнее тела, тем вечные богатства важнее временных. Богатство - это еще не осуждение, но пристрастие к нему и плохое употребление - в осуждение. Нам нужно искать Царства Божье, а не земные богатства. В библии написано : Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, 30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. (от Луки 12 :29-31 ) . Земное богатство есть временным, оно есть ничто по сравнению с Божьим богатством. Потому что Царство Небесное это есть самое большое богатство для верующего человека, оно не есть тленным и временным. Царство Небесное есть вечно. Будем же богатеть в Бога и спасать души.
Жесткие слова Христа о богатых и богатстве по сути являются суровым предупреждением разрушения любви.
Уже почти две тысячи лет христианская Церковь совершает свою земную миссию. Статус Церкви уникален: имея богочеловеческую природу, она живет одновременно в двух реальностях и в трех временных пространствах.
Две реальности – материальная и нематериальная. Это значит, что Церковь хоть и существует в мире и имеет видимые формы, но по своему духовному происхождению неотмирна. Подобно женщине, имеющей в чреве ребенка, Церковь носит в своем человеческом теле божественную благодать, источник великой радости и в то же время скорби, потому что человеческое тело тянется к земле, а благодать к небу.
Три времени – это прошлое, настоящее, будущее. Совершая Евхаристию в настоящем, Церковь входит в реальность прошлую (участники Литургии становятся истинными участниками Тайной вечери) и устремляется в будущее (в одной из литургических молитв говорится о воспоминании «второго и славного паки пришествия»). Церковь сегодня живет плодами искупительного подвига Спасителя, совершенного две тысячи лет назад, и ждет второго пришествия Христова.
Бытие Церкви являет в себе великую и вечную религиозную антиномию Бога и мира, Неба и земли, Духа и плоти. Эта антиномия глубоко трагична. Трагизм Церкви в том, что она всегда, стремясь в небо, все же должна опираться на землю; воздевая в молитве руки, всегда имеет опасность споткнуться о камни, лежащие на пути ее земного странствия. Одним из таких камней был и остается соблазн материального обогащения.
С целью сохранения в человечестве истинного богопочитания Господь отделяет Себе еврейский народ и дает ему закон. На протяжении всей истории ветхозаветного Израиля не умолкает в нем пророческий голос, предупреждающий евреев об опасности сребролюбия и тесно связанного с ним идолопоклонства. «Не поможет богатство в день гнева… Надеющийся на богатство свое упадет… Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу», – говорит Соломон (Прит. 11:4; 11:28; 23:4–5). Зная опасность духовной зависимости от имущества, псалмопевец Давид предупреждает: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11).
В то же время богатство в Ветхом Завете рассматривалось и как благословение Божие. Мы знаем множество ветхозаветных праведников, которые были очень богаты. Но они не привязывались к своему имуществу и хорошо понимали, Кто дал им все. Так и говорит, например, Иаков брату своему Исаву, предлагая ему дары от стада: «Прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все» (Быт. 33:11). «Господь дал, Господь и взял… да будет имя Господне благословенно!» – восклицает Иов, в один миг лишившись детей и огромного имения. Самый богатый человек своего времени, царь Соломон, делает вывод в конце книги «Екклесиаст»: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).
В Новом Завете открывается прообразовательное значение ветхозаветного богатства как указание на духовные сокровища, подаваемые Христом. Праведник Нового Завета – это обладатель внутреннего богатства. Причем речь идет о богатстве преизобилующем и неисчерпаемом: о Царстве Божием. Именно потому, что наш Бог – Бог Ревнитель (Втор. 5:9) и Огонь Поядающий (Втор. 9:3) – дарит нам Самого Себя и Свое Царство. Слова Христа и Его апостолов о богатстве материальном резки и суровы:
«Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение» (Лк. 6:24). «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! …Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10:23, 25). «Горе вам, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак. 5:1). Не менее жестко говорит и ап. Павел: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9–10).
В «Деяниях апостолов» мы читаем, что у первой иерусалимской общины имущество было общее. Однако такой вариант христианского коммунизма не просуществовал долго. В том же тексте говорится о ропоте эллинистов из-за пренебрежения их вдовиц, об обмане Анании и Сапфиры. Ап. Иаков пишет в своем послании о лицемерии многих христиан по отношению к богатому классу. Как видно, вопрос власти и богатства начал беспокоить Церковь с самого начала ее существования.
***
В IV веке, когда Церковь была официально признана государством и получила в свое распоряжение огромные материальные средства, проблема обогащения и обмирщения нависла над ней грозовой тучей. Буквально мучился решением имущественного вопроса Златоуст. Когда он касается этой темы в проповедях, чувствуются тревога и волнение великого архипастыря. Остановимся на учении Златоуста о богатстве – мысли вселенского учителя помогут прийти к важным выводам.
В идеале имущественного неравенства быть не должно, ибо любовь отрицает неравенство, считает Златоуст. Путь к его искоренению – добровольный монастырский коммунизм (имущество общее, и при этом все работают). Если сейчас мир к этому не готов, нужен по крайней мере индивидуальный отказ каждого человека от части своего имения в пользу бедных. Пока грех жив, неравенство даже и необходимо, т. к. нужда побуждает к труду и является изобретательницей всех искусств. Поэтому Бог и попускает быть богачам (как Божьим казнохранителям). Богатство даже может быть благом при наличии двух условий: если действительно дается Богом и если расходуется на нужды бедных.
Богатство, данное Богом – это какое? Златоуст утверждает, что он не знает ни одного обладателя праведного богатства. Единственный пример, который он может найти, – это ветхозаветные праведники: их богатство определялось в основном стадами скота. А приплод скота зависит не от человека, но от Бога. Таков, по Златоусту, единственный пример праведного богатства.
Даже если имущество досталось в наследство, Златоуст предлагает по родословной дойти до Адама и Евы и вопрошает: «Разве у первых людей было неравенство? Нет. Значит, богатство, тебе принадлежащее, когда-то кем-то похищено».
Далее. Насколько личная собственность может быть израсходована на нужды бедных? По Златоусту, критерием здесь выступает совесть. Как известно, она у всех разная. В конце этого туннеля видится опять же полный отказ от имущества.
***
Размышления вселенского учителя на эту тему похожи на бой евангельской нравственности с экономикой. Последняя у Златоуста проигрывает и побеждает нравственность. Но, к сожалению, мы знаем, что в жизни обычно все наоборот.
Интересно, что размышления одного из величайших умов христианской Церкви оказываются довольно непрактичными для реальной жизни. Впрочем, они дают важные мысли для понимания проблемы собственности в христианстве.
Первое: экономика христианского государства в принципе удобнее строится скорее на заповедях Ветхого Завета, чем Нового. Да, общественные отношения должны получить евангельскую прививку. Но пока существует грех (а он будет существовать до конца мира), никакая утопия невозможна. Царствие Божие видимым образом на землю не придет. То же можно сказать и об учении Златоуста, приложимому лишь к возрожденному во Христе обществу.
Второе и самое главное: Новый Завет ведь не об экономике. Он – о браке души с Христом. А брак ведь тоже не экономика, брак есть любовь.
Поэтому-то жесткие слова Христа о богатых и богатстве по сути являются суровым предупреждением разрушения любви, нарушения супружеской верности души по отношению к Христу. Отсюда и праведный гнев Павла, певца Любви, говорящего: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры». Вера не однополярна, она всегда – взаимоотношение. Вера подразумевает верность обеих сторон. Измена не только нарушает верность, но и подрубает веру под корень. Нелепо верить в Того, Кто есть Любовь, не любя.
Всякий христианин, независимо от пола и семейного положения, обручен с Христом. Истинное богатство и сокровище наше – любовь Божья, встретившая нашу взаимность. Если сердце наполнится Иисусом, сребролюбию в нем не будет места.
Если мы пережили личную встречу с Господом, если каждое слово Евангелия принимается нами как глоток свежего воздуха, если в Пасхальную ночь мы приобретаем опыт умирания и воскрешения, если воскресный день для нас немыслим без Литургии, а Литургия – без причащения, если страшное зрелище наших грехов когда-то переломило нас пополам, но мы выжили, и вот стоим в храме и радуемся о Христе – значит, соблазн богатства не так уж и страшен для нас.
А если всего этого нет? Тогда человека все страшит.
***
Вот как получилось – начали о богатстве, а закончили о любви. Что ж, наверное, это правильно, ведь христианин на все в мире смотрит сквозь призму своей любви, любви к Христу, той любви, которая является нашим главным богатством и останется таковым до конца. Если только мы будем теми, кем быть должны…
Сергей Комаров
В статье использованы материалы из книг:
Новомученик Иоанн Попов. Святой Иоанн Златоуст и его враги // Эл. ресурс: http://lib.pravmir.ru/library/book/412
Сомин Н. В. Учение Св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне // Эл. ресурс: http://www.chri-soc.narod.ru/zlatoust_main.html
1. Господь – податель всего (в том числе и материальных благ)
А. Богатство как дар Божий любящим Его:
Екклесиаст 5:18 «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий». Псалом 111:1-3 «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек».
Б. Господь даёт силу приобретать богатство:
Второзаконие 8:17-18 «…и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим».
2. Проблема не в богатстве, а в отношении к нему:
Если вы помните, среди мужей веры были и богатые люди, такие как Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, и Моисей, Есфирь, Соломон, Царь Давид. Тем не менее, это не мешало им быть верными Богу и служить Ему от всего сердца. То есть мы видим, что и богатый человек может быть верным Богу. В чём же тогда проблема с богатством? А проблема не в богатстве, а в отношении к нему.
А. Проблема не в богатстве, а в сребролюбии (любви к богатству):
1 Тимофею 6:9-10 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие».
Б. Проблема не в богатстве, а в любостяжании (стремлении к обогащению):
Лука 12:15-21 «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания [любви к обогащению, страсти к наживе], ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
3. Любовь к богатству есть идолослужение:
Слово Божье предупреждает нас, чтобы мы не прилеплялись к богатству своей душой: Псалом 61:11 «Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». Истина заключается в том, что всё, что владеет нашим сердцем, является для нас идолом.
Любовь к богатству (сребролюбие) и стремление к обогащению (любостяжание) является идолослужением, то есть служением маммоне. Маммона – от арамейского слова «имущество» – заимствованное слово в греческом языке, означающее «богатство» и «роскошь». Также это имя языческого божества, которому поклонялись все желавшие обогатиться.
Иисус предупреждает, что двум господам служить невозможно: Матфея 6:24 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Посему Библия призывает нас в Послании Колоссянам 3:5 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение».
4. Библейская мудрость (притчи, поговорки) о богатстве:
Притчи 11:16 «Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство». Притчи 13:11 «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его». Притчи 22:4 «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». Притчи 22:16 «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет». Притчи 28:22 «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его».
Екклесиаст 5:9-10 «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?» Екклесиаст 5:11 «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть».
Иеремия 17:11 «Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем».
5. Богатством спасения не приобрести:
А. Учение Ветхого Завета:
Иов 36:18-19 «Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, - ни золоту и никакому сокровищу». Псалом 48:7-14 «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество своё другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их». Притчи 11:4 «Не поможет богатство в день гнева, правда [праведность] же спасет от смерти».
Б. Учение Нового Завета:
- Обольщение богатством не даёт людям принять Божье Слово и следовать за Христом: Матфея 13:22 «…А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно».
Трудно богатому войти в Царство Небесное: Матфея 19:23-24 «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Марка 10:23-25 «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Никаким богатством нельзя обрести спасения души: Лука 9:25 «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» Марк 8:36-37 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»
II. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ БОГАТСТВО:
1. Библия предупреждает нас о тленности земных сокровищ и богатств
А. Ветхий Завет:
Притчи 23:4-5 «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу».
Екклесиаст 5:12-16 «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде».
Б. Новый Завет:
Иакова 5:1-5 «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания».
Матфея 6:19-21 «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
2. Какое же богатство следует нам собирать, или какие сокровища являются истинными, непреходящими?
- Божьи благословения являются истинным богатством: Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным».
- Господь – является настоящим богатством (сокровищем): 1 Петра 2:7-8 «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены».
- Знание и понимание Господа – истинное богатство: Иеремия 9:23-24 «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь».
- Благость, кротость и долготерпение Божье являются богатством: Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?»
- Божья благодать является настоящим богатством: Ефесянам 1:7 «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». Ефесянам 2:7 «…дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».
- Радость, щедрость и радушие являются истинным богатством: 2 Коринфянам 8:2 «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия». 2 Коринфянам 9:8-11 «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».
- Жизнь вечная (славное наследие святых) является истинным богатством: Ефесянам 1:18 «…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».
- Доброе имя и добрая слава есть истинное богатство: Притчи 22:1 «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота».
- Добрые дела и упование на Бога – настоящие сокровища: 1 Тимофею 6:17-19 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».
- Страдание за веру и Христа – настоящее богатство: Евреям 11:24-26 «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние».
- Царство Небесное есть настоящее богатство: Матфея 13:44-46 «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил её».
- Вера есть настоящее богатство: Иакова 2:5 «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?»
- Надежда на Бога и на спасение есть настоящее богатство: Римлянам 15:13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою». Истинное богатство – во Христе: 1 Коринфянам 1:4-8 «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа».
- Духовные дары, которые Бог даёт христианам для созидания Церкви, являются истинным богатством: 1 Коринфянам 14:12 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви».
Апостолы о себе писали: 2 Коринфянам 6:10 «…нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».
Апостолы не были богатыми людьми. Наоборот, они даже называли себя нищими. Но одновременно с этим они были самыми богатыми людьми в мире, ибо являлись обладателями нетленного богатства: веры, надежды, благочестия, Царства Небесного и жизни вечной. И они не только владели этим богатством, но и «обогащали» многих, делясь Благой вестью о спасении со всяким человеком, встречавшимся на их жизненном пути.
Кстати, сегодня многие спрашивают: «Зачем христианам нужно собираться, ходить в церковь и на молитвенные собрания? Что это им даёт?» Ответ очевиден: христиане собираются для того, чтобы делиться друг с другом благословением и обогащать друг друга богатством нетленным, как этот делали первые ученики Христа. К этому же призывает нас Библия: 1 Коринфянам 14:12 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви».
Это что касается нетленного богатства. Теперь давайте вернёмся к разговору о материальном богатстве и нищете.
Бедные и богатые часто сравниваются в Библии:
Притчи 22:2 «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь». Притчи 19:4 «Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим». Притчи 14:20 «Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей».
Бедные и Богатые часто противопоставляются в Библии:
Притчи 19:1 «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый». Притчи 28:6 «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат».
Притчи 28:11 «Человек богатый – мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его». Притчи 11:28 «Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть». Псалом 36:16-17 «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь».
III. БИБЛИЯ О БЕДНОСТИ И НИЩЕТЕ
Мы выяснили, что Библия предупреждает людей о губительности погони за материальными богатствами. Означает ли это, что Бог предпочитает, чтобы люди были бедными и нищими? Ни в коем случае. Слово Божье открыто выступает и против нищеты. Об этом свидетельствуют многочисленные стихи, свидетельствующие о причинах бедности нищеты в мире. Библия предупреждает своего читателя о том, чтобы он не повторял ошибок глупых и безрассудных людей, которые довели себя до нищеты.
1. Причины бедности:
А. Лень
Притчи 6:10-11 «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник». Притчи 10:4 «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».
Притчи 20:13 «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб».
Притчи 24:30-34 «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный».
Б. Пьянство (разгульный образ жизни)
– одна из причин бедности и нищеты
Притчи 21:17 «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет». Притчи 23:20-21 «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище».
В. Распутный образ жизни
– одна из причин бедности и нищеты
Притчи 6:23-26 «…ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба…»
Г. Непослушание Богу
– одна из причин бедности и нищеты
Второзаконие 15:4-5 «…Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе».
Притчи 13:19 «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести».
Д. Грех, царящий в мире, и его последствия – одна из причин нищеты Бог не создал человека нищим. Он дал во владычество человека всю землю и всё, что её наполняет. Но Божий план вещей был нарушен и изуродован человеческим грехом.
Мы видим, что существует больше чем достаточно причин для бедности и нищеты в мире. Кто-то сам себя довёл до нищеты ленью и греховным образом жизни; чья-то бедность является последствием, греха действующего в мире, а кому-то нищета досталась «по наследству».
Многие обвиняют в своей бедности и нищете Бога, но Господь тут ни при чём. Он без лицеприятия заботится обо всех, и особенно о тех, кто любит Его всем сердцем и ищет Его лица день и ночь. Вот как об этом свидетельствует царь Давид: Псалом 36:25-26 «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, мы выяснили, что Библия выступает, как против обогащения, так и против обнищания. Об этом же свидетельствует следующий отрывок: Притчи 30:7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
Как же мы должны относиться к своему богатству или к своей нищете? На наш взгляд, Господь в Своём Слове даёт нам вполне разумное решение этой проблемы:
Во-первых
, Господь призывает нас искать Царства Божия:
Матфея 6:24-34 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».
Во-вторых
, Господь учит нас быть довольными тем, что у нас есть:
1 Тимофею 6:6-11 «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».
Филиппийцам 4:11-13 «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Кроме того, не нужно забывать о том, что Господь даровал каждому из нас всё, что необходимо для полноценной жизни и благочестия: 2 Петра 1:3 «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию…»
Спрашивает ЯнаОтвечает Александра Ланц, 16.02.2010
Здравствуйте, Яна!
Для того, чтобы понять заинтересовавшие вас слова, мы должны рассмотреть весь отрывок, к которому эти слова относятся, а это - .
Здесь Иисус рассказывает историю мошенника, который всё время обворовывал своего работодателя. Неожиданно он оказался уличённым и понял, что что бы он ни делал, всё равно будет уволен. Что это значило для него? Он оказался в очень неприятной ситуации: хорошую работу ему уже не дадут, а просить милостыню он стыдится. Поразмыслив, он продолжает действовать, как и раньше, т.е. воспользовавшись своими качествами лжеца, начал устраиваться на будущее : умудрился призвать к себе всех должников своего работодателя и позволить им написать новые расписки о том, что они должны хозяину меньше. Таким образом, эти люди, поддавшиеся на эту заведомую ложь, оказались уже в долгу у этого мошенника и потом, когда он потеряет работу, будут для него некими "друзьями", вынужденными помогать ему, т.к. он им тоже «помог».
Таким образом мошенник умудрился обеспечить себе хоть какое-то будущее.
Перед нами картина того, как «работает» наш мир. Каждый из нас – управитель над тем, что мы получили от Господина, и каждый из нас живёт так, словно бы всё это принадлежит нам лично. Расходуем богатства Господина только на себя , для своих удовольствий, пытаясь как можно лучше устроиться в этой жизни и не думаем о том, что ведь Господин однажды придёт, чтобы потребовать от нас отчёт в том, как мы распоряжались данными нам возможностями, как мы тратили данные нам таланты.
Что делают сообразительные мошенники этого мира, когда понимают, что больше у них не будет возможности воровать для себя у хозяина? Правильно. Они воруют ещё раз, но с тем, чтобы закабались в «друзья» как можно больше людей. И за счёт этой дружбы они будут продолжать жить дальше. Знаете этот ходовой принцип «ты мне – я тебе»?
Что делаем мы, мошенники перед Богом , растрачивавшие то, что Он дал нам для разумного управления и преумножения? Мы, те, которые называем себя детьми Отца Небесного, т.е. детьми Света? Мы, к сожалению, продолжает недогадливо сидеть сложа руки и стонать от того, что Хозяин отбирает у нас здоровье, деньги, возможности, семью...
Итак, перед нами сравнение: с одной стороны, обычная земная история, в которой некий мошенник обманывает некоего хозяина, а с другой стороны, история каждого человека, который обманывает Бога. И при сравнении получается, что в первом случае люди зачастую ведут себя намного сообразительнее, чем во втором.
«сыны века сего (*мошенники) догадливее сынов света (Божиих детей) в своём роде» () , они хотя бы знают, как приобретать «друзей» своими неправедными поступками. Поэтому получают похвалу хотя бы от земного хозяина. Кто наш земной хозяин, если мы до сих пор мошенники? ... Поэтому, когда мы читаем: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил» (), то должны хорошо понимать: перед нами похвала не от Бога, а от хозяина всех мошенников .
Если мошенник из притчи смог додуматься, как обеспечить себе земное, будущее, которое кончится в его смертью, то почему те, кто называют себя детьми света, никак не могут додуматься, как обеспечить себе вечное будущее ? Дождутся ли они похвалы от Настоящего Хозяина за то, что делают сейчас с тем, Он дал им?
К чему призваны верующие, те, кто не хотят быть мошенниками перед Богом? «собирайте себе сокровища на небе» () «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (). В течение всего Своего служения на земле Иисус пытался помочь людям начать думать о Небесном, начать «вкладывать средства» в Небесное, перестать стремиться к временному, но начать приготовления для вечности.
Рассказав притчу, Христос сказал: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» . Это значит, что люди мира проявляют больше мудрости и настойчивости в служении самим себе, нежели это делают называющие себя детьми Божиими в их служении Ему.Так это было во дни Христа, так это и теперь. Взгляните на жизнь многих, кто называют себя христианами. Господь одарил их способностями, силою и влиянием. Он вверил им деньги, чтобы они могли быть соработниками Ему в великом деле искупления. Все Его дары должны быть употреблены в благословение человечеству, в помощь страдающему и нуждающемуся. Мы должно кормить голодного, одевать нагого, заботиться о вдове и сироте, служить отчаявшемуся и споткнувшемуся.
Бог никогда не имел ввиду, чтобы в мире существовала такая широко распространенная бедность. Он никогда не имел в виду того, чтобы один человек имел изобилие роскоши жизни в то время, как дети другого вопиют о хлебе.
Средства, превышающие действительные потребности, вверены человеку для того, чтобы делать добро и благословлять человечество. Господь говорит:
«Продавайте имения ваши и давайте милостыни»,
будьте «щедры и общительны»,
«когда делаешь пир, позови нищих, увечных, хромых, слепых»
«Разреши оковы неправды», «угнетенных отпусти на свободу»,
«расторгни всякое ярмо»
«Раздели с голодным хлеб»,
«бедных введи в дом»,
«когда увидишь нагого - одень его», «напитай душу страдальца»
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Таковы повеления Господа.Делает ли все это огромное тело христианства? Увы, как много людей присваивают себе дары Божии! Как много людей прибавляют дом к дому и землю к земле! Как много людей тратят деньги на удовольствия, для удовлетворения аппетита, на экстравагантные дома, обстановку и платья.
Их ближние предоставлены бедности, преступлениям, болезням и смерти. Множество их погибает без единого взгляда сожаления, без единого слова или дела сочувствия. Люди виновны в ограблении Бога. Их эгоистичное употребление средств крадет у Бога славу, которая должна была бы воздаваться Ему через помощь страдающему человечеству и спасение душ. Они присваивают вверенное Им добро. Господь заявляет: «Я приду к вам для суда и буду скорым обличителем... которые удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца».
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» - десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня».
«Послушайте вы, богатые: ...богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас..., вы собрали себе сокровище на последние дни».
«Вы роскошествовали на земле и наслаждались». «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа».
От каждого будет потребовано возвратить вверенные ему дары. В день окончательного Суда скопленное людьми богатство не будет стоить ничего для них. Они не имеют ничего, что они могли бы назвать своим собственным. Проведшие свою жизнь в накапливании земного сокровища обнаруживают меньше мудрости, меньше мысли и заботы о своем вечном благополучии, чем сделал неверный управитель в деле его земной поддержки.Называющие себя детьми света менее мудры, нежели дети мира в настоящем поколении. Это те, о ком пророк заявляет в своем видении о великом дне Суда: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебренных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелия скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю».
Если вы присмотритесь к притче, то увидите, что она делится на 2 части. Первая часть (с 1 по 8 стих) – это рассказ о человеке, обкрадывающем человека. Вторая часть (с 9 по 13 стихи) – это вывод, касающийся отношений между человеком и Богом, Которого человек обкрадывает. Эта часть начинается словами о том, что теперь говорит именно Иисус, а не тот, кто похвалил вора.
«И Я говорю вам
: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
Какое богатство сейчас в вашем и моём распоряжении? Праведное или неправедное? То, что я скажу дальше, может покоробить вас, но прошу Господа Бога нашего помочь мне подобрать нужные слова, а вам понять, что я имею ввиду.
Любое богатство, которое имеет любой человек (даже богатство нищего, приходящее к нему в качестве подаяния) – неправедное. Дело в том, что всё, что имеет сейчас человечество, оно не должно было бы иметь . Даже больше: само человечество не должно было сущестовать. Вы ведь знаете, что было сказано Адаму в Эдемском Саду?
«от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » ().
Адам поел-таки, и если бы Бог не вмешался в происходящее, если бы не предпринял необходимых шагов, Адам должен был погибнуть, а в его лице погибли бы и все мы, всё человечество. Но Адам, благодаря тому, что сделал Бог, продолжил жить в своём грехе, в своей неправедности, а в нём продолжило жить всё человечество.
Получается, что всё, что у нас есть, не просто не принажлежит нам, но при этом дано в противоречии с законом справедливости . Ведь закон справедливости требует немедленного совершения возмездия над согрешившим. А мы грешим-грешим-грешим, но всё же используем свои природные способности, чтобы даже радоваться и хорошо жить. Не понимая того, что и эта радость и это «хорошо жить» - неправедное богатство, т.е. богатство, приобретённое в ситуации полнейшего беззакония этого мира, когда существующий мир приносит Богу и всей вселенной только ущерб, вред и неправду. Именно такие значения имеет слово оригинала, которое у нас переведено, как «неправедное».
Теперь давайте, зная всё это внимательно прочитаем слова Иисуса:
«приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»
Неправедное богатство – это всё, что мы сейчас имеем. Но кто они – эти друзья , которые могут принять нас в «вечные обители»? К кем мы должны подружиться так, что когда у нас закончится всё – и здоровье, и возможности, и время жизни – сможем сказать: «ты мой друг, возьми меня к себе в дом, в твой дом?»
Пришел Сын Человеческий... друг
мытарям и грешникам.
Вы друзья Мои
, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей
своих.
Сказываю вам, что так на небесах
более радости будет об одном грешнике кающемся
По этим текстам получается, что именно Христос имеет право принять нас в небесные обители, и именно ангелы радуются каждому кающемуся грешнику, всем сердцем желая помочь ему(ей) полностью освобожится от грехов. Вот этих друзей мы должны приобретать тем, что перестанем цепляться за свое земное благополучие и начнём всем, что у нас есть, своим и без того неправедным богатством, служить Небесному, работая вместе с Небом для спасения человеческих душ!
Здесь Иисус предупреждает нас, что мы не сможем служить сразу двум господам: Богу и собственному благополучию, которое всегда замешано на деньгах. "Никакй слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого нелюбить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" ().
Если в этом «малом» (служении Богу здесь) мы окажемся верными, если сможем правильно распорядится «неправедным богатством», тогда Небо будет иметь право дать нам истинное богатство (Вечную Жизнь и доступ ко всем сокровищам Божиим), то, которое навсегда будет нашим и всегда будет праведным , т.е. накапливаемом там, где нет беззакония.
"Верный в малом и во многом будет верен... если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное ? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше ?" ()
"Приобретайте себе друзей богатством неправедным" , говорит Христос: "чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" .Бог, Христос, Ангелы - все служат угнетенным, страдающим и грешным.
Отдайте себя Богу для этой работы, употребите Его дары для этой цели, и вы вступите в содружество с небесными существами . Ваше сердце будет биться сочувствием вместе с их сердцами. Вы уподобитесь им в характере. Вы не будете чужими этим жителям небесных обителей.
Когда все земное пройдет, стражи у небесных врат пригласят вас войти. И средства, употребленные для благословения других, принесут прибыль. Богатства, правильно употребленные, сделают великое добро. Для Христа будут приобретены души. Следующий Христову плану жизни увидит на небесах тех, для кого он работал и жертвовал собою на земле. С благодарностью искупленные вспомнят тех, кто были посредниками в их спасении.
Драгоценным будет небо для тех, кто был верным в работе спасения душ. Эта притча дает урок для всех. Каждый будет ответственным за благодать, данную ему через Христа. Жизнь слишком важна, чтобы быть поглощенной преходящими или земными делами. Господь желает, чтобы мы передавали другим то, что вечное и невидимое передает нам. Каждый год миллионы за миллионами человеческих душ уходят в вечность непредостереженными и неспасенными. Из часа в час нашей разнообразной жизни открываются для нас возможности достигать и спасать души. Эти возможности постоянно приходят и уходят. Бог желает, чтобы мы сделали самое лучшее из них. Из книги Елены Уайт "Наглядные уроки Христа".
Пусть Великий Автор Библии всегда присутствует в вашем сердце,
Читайте еще по теме "Толкование Писания":