Богослужебные указания на завтра. Богослужебные указания для священно-церковнослужителей
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2017 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви.
Богослужебные указания — ежегодное руководство по совершению богослужений, составленное в соответствии с требованиями Богослужебного Устава и учитывающее многообразие литургической практики. Книга предоставляет настоятелям храмов и монастырей большой выбор вариантов служб разным святым.
В Богослужебных указаниях на 2017 год особое внимание уделяется службам в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. В частности, приводится порядок совершения служб священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому, святителю Луке исповеднику, архиепископу Симферопольскому, священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, святым царственным страстотерпцам, преподобномученице великой княгине Елисавете, священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому, новомученикам и исповедникам Соловецким, священномученику Петру, митрополиту Крутицкому, священномученику Фаддею, архиепископу Тверскому, святителю Афанасию исповеднику, епископу Ковровскому, священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову). В Богослужебных указаниях учтены новые празднования, внесённые в последнее время в Месяцеслов по благословению Священноначалия (например, излагается порядок совершения службы преподобномученице великой княгине Елисавете 28 сентября ст.ст. - в день обретения в шахте её святых мощей).
В приложении Богослужебных указаний в церковнославянской графике печатаются последования молебных пений в День Победы в Великой Отечественной войне и в праздник святого равноапостольного князя Владимира — в память Крещения Руси, прошения сугубой ектении на Литургии и молитва в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании.
В связи с отмечающимся в 2017 году вековым юбилеем восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, в книге публикуется статья, посвящённая обзору истории чина мироварения и освящения мира, совершение которых является важной частью Первосвятительского служения Святейшего Патриарха.
Также в помощь священнослужителям предлагается таблица цветов богослужебных облачений и указатель вариантов совершения служб на период пения Октоиха.
В продолжение празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, а также в память о блаженнопочившем игумене Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрите Иеремии (Алёхине; †2016) и в ознаменование избрания отца Евлогия (Иванова) новым игуменом прославленной русской обители, на 1-й полосе обложки Богослужебных указаний на 2017 год помещена фотография соборного храма Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Объём — 1024 страницы.
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Литургическая жизнь Православной Церкви регламентируется ее Церковным Уставом, зафиксированным в особой книге, именуемой Типикон, или Устав. Типикон в своих указаниях определяет, как в течение всего церковного года, день за днем соединять за богослужениями в определенном порядке и в нужном количестве молитвословия и песнопения, содержащиеся в богослужебных книгах.
Вот какими поистине вдохновенными словами описывает значение Типикона в жизни Церкви видный отечественный литургист и агиолог святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский: «Название нашего Церковного Устава „ТИПИКОН” характеризует его содержание и значение. Типикон от греческого слова τύπος - тип, образ, форма, образец, идеал. Идеал — это нечто совершеннейшее, возвышеннейшее, всегда влекущее к себе, как бы манящее, но никогда в полной мере не достижимое. Наш Типикон — изложение идеального порядка богослужения, ставящее своим образцом древнее многочасовое богослужение великих отцов и подвижников. Теперь только в немногих обителях и храмах богослужение в той или иной мере лишь приближается к идеальному порядку его, изложенному в Типиконе.
Несмотря на это у нас нет какого-нибудь сокращенного Типикона. И это обстоятельство имеет большое нравственно-воспитательное значение. Наш Типикон в том виде, в каком он существует, является прежде всего постоянным напоминанием об идеале православного богослужения. А то, что наше богослужение и наша молитва так далеки от начертанного Типиконом идеала, должно возбуждать в нас чувство смиренного сознания нашего несовершенства… Наш Типикон — это вехи на пути молитвенном, указывающие нам протоптанные дорожки, прямо ведущие к цели, дорожки, протоптанные и истоптанные святыми угодниками и нашими благочестивыми предками. Зачем уклоняться на иные пути, зачем выискивать новые, когда по этим, как уже изведанным, безопаснее, легче, скорее, с меньшим трудом можно войти в труд всех предшествовавших поколений, пожать то, что уже посеяно иными, между прочим и для нас.
В богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность… Перестановка одной части богослужения на место другой, внесение несоответствующих дополнений, опущение даже небольших деталей, — это всё нарушает общую гармонию богослужения. Наше богослужение — высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы. И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, — это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы пока еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе.
Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание Церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в Уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь» 1 .
Суббота. Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца.
Свтт. Гера́сима, Питири́ма и Ио́ны, епископов Великопе́рмских, Устьвы́мских.
Прп. Лавре́нтия, затворника Печерского, еп. Ту́ровского, в Ближних пещерах.
Служба сщмч. Игнатия Богоносца шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Богоно́се Игна́тие…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Мученицы Господни…», 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й: «а́ще ка́я доброде́тель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) 1 . «Слава» – священномученика, глас 1-й: «О, тве́рдыя и адама́нтския твоея́ души́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Вои́стину па́че ума́…».
По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради…».
На малом повечерии может петься служба сщмч. Ипполита, с 30 января (см. на повечерии; ср.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») 2 .
На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 16-я и 17-я 3 . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), священномученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), священномученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого – канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – седален священномученика, глас 3-й (дважды) 4 . «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен священномученика. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Вельми́ подвиза́стеся…», 2-й: «Му́ченицы Христо́вы…», 3-й: «Во броня́ ве́ры…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Столп одушевле́н…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, от нас Свята́я Богоро́дице Де́во…».
По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».
На часах – тропарь и кондак священномученика.
На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и Октоиха – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – священномученика и дня.
Апостол и Евангелие – священномученика и дня.
_____________________________
1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.
3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
4 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162).
Богослужебные указания за 2 августа 2017 года
Среда. Пророка Илии́.
Прп. Авраа́мия, игумена Городе́цкого, Чу́хломского. Обре́тение мощей прмч. Афана́сия Бре́стского (службу зри 5 сентября).
Прав. Ааро́на первосвященника.
Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б), но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А).
Календарные заметки:
На утрене величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие́, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое».
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк.4:22–30. Лит. – Прор.: Иак.5:10–20. Лк.4:22–30.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии пророка – 3.
На литии стихира храма и стихиры пророка, глас 4-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «О, нечести́ва царя́ повеле́ния!..», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
На стиховне стихиры пророка, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны пророка (по дважды).
Полиелей. Величание пророка и избранный псалом. Седален пророка по полиелее, глас 8-й: «Прему́дрости яко рачи́тель…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен пророка, глас 4-й: «Ты иере́й во век по чи́ну Мелхиседе́кову»51; стих: «Рече́ Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х». Евангелие пророка. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго пророка Илии…». Стихира пророка, глас 4-й: «На о́гненней колесни́це…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен пророка. «Слава» – ин светилен пророка, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Проро́ков верхо́вники…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
На Литургии блаженны пророка, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий52 и причастен – пророка.
Апостол и Евангелие – пророка (рядовые чтения переносятся на четверг 21 июля).
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на «Господи, воззвах»: «На Дре́ве Живо́т…»).
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 13 июля, в службе Собора Архангела Гавриила и прп. Стефана Савваита, на «Господи, воззвах»: «Всечи́стая яко ви́де…»).
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и пророка на 6.
Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, в седальнах по 3-й песни канона: «А́гнца, и Па́стыря…»).
По 6-й песни – кондак и икос пророка, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен пророка, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Проро́ков верхо́вники…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на стиховне вечерни: «Ю́ница Нескве́рная…»).
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 4-й: «На о́гненней колесни́це…» (см. в Минее, стихира по 50-м псалме), «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 14 июля, в службе ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты, на стиховне утрени: «А́гнца и Па́стыря…»).
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́…».
На часах – тропарь и кондак пророка.
На Литургии блаженны пророка, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь пророка; кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».
В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и пророка.
Апостол и Евангелие – дня и пророка.
51 Так в Типиконе и в Апостоле, хотя в Минее: «Ты еси иерей во веки…».
52 Стих общего аллилуиария пророкам: «Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие».
2. Пятница 1-й седмицы . Сщмч. Феод о́ та, еп. Кирин е́ йского.
Иконы Божией Матери, именуемой «Держ а́ вная». Свт. Арс е́ ния, еп. Тверского.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Держ а́ вная», может быть перенесена на субботу, 3 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава ).
На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.
Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.
Порядок пения канона при типе службы одного малого святого : 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.
По 3-й песни – седален сщмч. Феод о́ та, еп. Кирин е́ йского , глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же .
6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возоп и́ х в скорби моей…» и до: «Хран я́ щии с у́ етная и л о́ жная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гл а́ сом хвал е́ ния…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.
По 6-й песни – кондак сщмч. Феод о́ та, еп. Кирин е́ йского , глас 3-й . (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)
7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослов е́ н еси, Господи, Боже от е́ ц н а́ ших…» и до: «Благослов е́ н еси, в и́ дяй б е́ здны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослов е́ н еси на прест о́ ле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослов е́ н еси на тв е́ рди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.
Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста .
Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.
К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко в и́ де Тя распин а́ ема…». Прочее – как в понедельник.
Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.
На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.
На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюбл ю ́ Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Пом о́ щниче мой и Изб а́ вителю мой»; стих: «Небес а ́ пов е́ дают славу Божию…».
Подробное изложение порядка изобразительных см. 26 февраля (окончание изобразительных см. 28 февраля).
Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 28 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 26 февраля.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с см. 28 февраля.
Примечание. На субботу, 3 марта, может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы ).
Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ):
На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: « Приид и́ те , в е́ рнии …» (дважды), мученичны Октоиха, глас 8-й – 4 (см. в пяток вечера: « М у́ ченицы Госп о́ дни …» (дважды), « М у́ ченицы Тво и ́ , Г о́ споди …» и « А́ ще к а́ я доброд е́ тель …») , и вмч. Фе о́ дора Т и́ рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: « Сос у́ да употреб и́ в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Неб е́ сный …».
Усл ы́ шит тя Господь в день Вознес и́ ся , Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да испр а́ вится
о́ ливом, и совершают чин молебного пения ы́ ши мол и́ тву мою…» е́ лия в е́ ры исправл е́ а́ че см ы́ о́
Примечание.
а́ чную М а́ терь…».
е́ лия в е́ ры исправл е́ е́ ру Христ о́ Я́ коже Предст а́
Иерей читает молитву над коливом
вый! Сам, Всеблаг мять во благочест ко Ты еси благословл
Певцы: «Аминь». «Б у́ ю ́
Примечание. ду» (Типикон, гл. 49,
Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) служба вмч. Феодора Тирона из Триоди будет совершаться в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ):
На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приид и́ те, в е́ рнии…» (дважды), стихиры Богородицы (иконы) – 4, и стихиры вмч. Фе о́ дора Т и́ рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сос у́ да употреб и́ в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Неб е́ сный …».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: « Усл ы́ шит тя Господь в день печ а́ ли »; стих: « Защ и́ тит тя имя Бога И а́ ковля ». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: « Вознес и́ ся , Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий Богородицы (иконы ) (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . «Да испр а́ вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с к о́ ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, усл ы́ ши мол и́ тву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «В е́ лия в е́ ры исправл е́ ния…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся п а́ че см ы́ сла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́ крест стола с коливом и священнослужителей.
Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «…Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).
По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великом у́ чениче Фе о́ доре, мол и ́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.
По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.
По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобр а́ чную М а́ терь…».
Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «В е́ лия в е́ ры исправл е́ ния…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «В е́ ру Христ о́ ву…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: « Я́ коже Предст а́ тельство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».
Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):
Вся соверш и́ вый сл о́ вом Тво и́ м, Г о́ споди, и повел е́ вый земл и ́ многоразл и́ чныя прозяб а́ ти плод ы ́ в наслажд е́ ние и п и́ щу н а́ шу, И́ же с е́ менми три о́ троки и Дани и́ ла, с у́ щия в Вавил о́ не, сластнопит а́ нных св е́ тльшия показ а́ вый! Сам, Всеблаг и́ й Цар ю ́ , и с е́ мена си я ́ с разл и́ чными плод ы ́ благослов и ́ и от них вкуш а́ ющия освят и ́ , я́ ко во сл а́ ву Тво ю ́ и в честь свят а́ го великом у́ ченика Фе о́ дора Т и́ рона си я ́ предлож и́ шася от Тво и́ х раб о́ в, и в п а́ мять во благочест и́ вой в е́ ре сконч а́ вшихся. Под а́ ждь же, Бл а́ же, благоукрас и́ вшим си я ́ и п а́ мять соверш а́ ющим вся, я́ же ко спас е́ нию прош е́ ния, и в е́ чных Тво и́ х благ наслажд е́ ние, мол и́ твами Преч и́ стыя Влад ы́ чицы н а́ шея Богор о́ дицы и Приснод е́ вы Мар и́ и, и свят а́ го великом у́ ченика Фе о́ дора Т и́ рона, ег о́ же и п а́ мять соверш а́ ем, и всех свят ы́ х Тво и́ х. Я́ ко Ты еси благословл я́ яй и освящ а́ яй вс я́ ческая, Б о́ же наш, и Теб е ́ сл а́ ву возсыл а́ ем, Безнач а́ льному Отц у ́ , со Единор о́ дным Тво и́ м С ы́ ном, и Пресвят ы́ м, и Благ и́ м, и Животвор я́ щим Тво и́ м Д у́ хом, н ы́ не и пр и́ сно, и во в е́ ки век о́ в.
Певцы: «Аминь». «Б у́ ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословл ю ́ Господа…». Отпуст по обычаю.
Примечание. «И вх о́ дим в трап е́ зу, вкуш а́ ем же вин а ́ и ел е́ а, р а́ ди свят а́ го. Си е ́ при я́ хом в Л а́ вре препод о́ бнаго отц а ́ н а́ шего С а́ ввы, и кинов и́ и препод о́ бнаго Вел и́ каго Евф и́ мия: но не твор и́ м сег о ́ н ы́ не за ч е́ стность дне, об а́ че яд и́ м вар е́ ние с сл и́ вами без ел е́ а, и арм е́ а: произвол я́ ющии же яд я́ т сухояд е́ ние, я́ коже и в ср е́ ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).
Пятница 1-й седмицы. Сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского.
Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная». Свт. Арсе́ния, еп. Тверского.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная», может быть перенесена на субботу, 3 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава).
Календарные заметки:
Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на субботу, 3 марта.
По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.
Порядок чтений, согласно календарю:
На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.
Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.
Порядок пения канона при типе службы одного малого святого : 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.
По 3-й песни – седален сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопи́х в скорби моей…» и до: «Храня́щии су́етная и ло́жная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гла́сом хвале́ния…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.
По 6-й песни – кондак сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 3-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)
7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослове́н еси, Господи, Боже оте́ц на́ших…» и до: «Благослове́н еси, ви́дяй бе́здны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослове́н еси на престо́ле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослове́н еси на тве́рди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.
Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста .
Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.
К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко ви́де Тя распина́ема…». Прочее – как в понедельник.
Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.
На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.
На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помо́щниче мой и Изба́вителю мой»; стих: «Небеса́ пове́дают славу Божию…».
Подробное изложение порядка изобразительных см. 26 февраля (окончание изобразительных см. 28 февраля).
Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 28 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 26 февраля.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с см. 28 февраля.
Примечание. На субботу, 3 марта, может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).
Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ):
На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 8-й – 4 (см. в пяток вечера: «Му́ченицы Госпо́дни…» (дважды), «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» и «А́ще ка́я доброде́тель…») , и вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
чин молебного пения
Примечание.
Иерей читает молитву над коливом
Примечание.
Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) служба вмч. Феодора Тирона из Триоди будет совершаться в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ):
На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), стихиры Богородицы (иконы) – 4, и стихиры вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий Богородицы (иконы) (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с ко́ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услы́ши моли́тву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́крест стола с коливом и священнослужителей.
Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «…Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).
По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великому́чениче Фео́доре, моли́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.
По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.
По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную Ма́терь…».
Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Ве́ру Христо́ву…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Я́коже Предста́тельство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».
Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):
Вся соверши́вый сло́вом Твои́м, Го́споди, и повеле́вый земли́ многоразли́чныя прозяба́ти плоды́ в наслажде́ние и пи́щу на́шу, И́же се́менми три о́троки и Дании́ла, су́щия в Вавило́не, сластнопита́нных све́тльшия показа́вый! Сам, Всеблаги́й Царю́, и се́мена сия́ с разли́чными плоды́ благослови́ и от них вкуша́ющия освяти́, я́ко во сла́ву Твою́ и в честь свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия́ предложи́шася от Твои́х рабо́в, и в па́мять во благочести́вой ве́ре сконча́вшихся. Пода́ждь же, Бла́же, благоукраси́вшим сия́ и па́мять соверша́ющим вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных Твои́х благ наслажде́ние, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона, его́же и па́мять соверша́ем, и всех святы́х Твои́х. Я́ко Ты еси благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю́ Господа…». Отпуст по обычаю.
Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).
В 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене в субботу 4-й седмицы будут петься не в великопостной редакции.
Данная рекомендация в текущем году относится также и к пятнице 4-й седмицы поста, поскольку в 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Ср.: Типикон, 24 марта, 3-е и 4-е «зри».
В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Му́ченицы Госпо́дни…».
См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.
Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».
В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш…» и «Прииди́те, поклони́мся…» (3).