Цитатная характеристика образа луки в пьесе максима горького на дне. Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне
/ / / Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»
Прочитав пьесу « », передо мною открылась одна из самых глобальных проблем, на которую пытался сделать акцент автор произведения. Конечно же, это проблема приятной лжи и горькой правды.
Максим Горький написал свою пьесу в 1902 году, накануне революции. Именно в это время в обществе появилось так много людей, которые от своей бедности и безутешности скатились на самое дно, они совершенно перестали видеть и верить в счастливое будущее, они захлебнулись черствостью суровых будней, они погрязли в грязи, из которой не выбраться.
Главными персонажами пьесы являются Сатин, Актер, слесарь Клещ, Квашня – торговка пельменями, проститутка Настя. Кем они были в своей жизни? Никем! Не нужными и невостребованными в обществе. От этого, их внутренний мир совершенно перестал существовать. Они просто отбывали свои дни, веря в любовные рассказы, заливая горло алкоголем, живя мечтами о прекрасном будущем. Казалось, для них все закончено. Но тут, появляется образ странника – Луки, который переворачивает их жизни, меняет все вверх дном.
Лука – интересный и достаточно неоднозначный персонаж. Он использует лож, сладкую и чистую, чтобы пробудить во всех этих «утоплениках» желание жить. Он придумывает мифы и рассказы о том, что все может быть хорошо.
Умирающей Анне он обещает облегчение после смерти. Актера побуждает воздержаться от алкоголя и продолжить лечение в бесплатной клинике. Настю выслушивает и подбадривает верой в существование истинной, чистой и крепкой любви.
В словах странниках была ложь, она искушала людей, пробуждала в них веру. Но, в конечном итоге, все иллюзии разрушились и привели к еще более трагичным последствиям.
Так как же нам оценивать Луку, как характеризовать его образ, куда относить – к добру или к злу?
Своими действиями он хотел научить людей верить во что-то светлое и хорошее. Он пытался пробудить в них человеческие качества. Лука испытывает жалость ко всем персонажам. Он, не смотря на свою ложь, хочет хоть на мгновение осчастливить этих убогих и «погибших» людей. И у него это получается.
Скорее всего, обманутые просто не смогли справиться со своими эмоциями, и снова рухнули на привычное для них дно. Борьба за жизнь и стремление к лучшему – это не их главные качества. Поэтому, сладкая ложь странника Луки и сыграла с ними злую шутку. Его добрые намерения создать хоть немного счастья для этих людей не сработали. Каждый открывает образ странника по-своему. Лично для меня, он остался загадочным и не раскрытым до конца.
Пьеса «На дне» величайшего писателя Максима Горького - это произведение, имеющее глубокий философский смысл. В нем рассматриваются множество проблем, которые свойственны современному русскому обществу. Главной проблемой в пьесе является истина. Сразу возникает вопрос, что лучше: «жестокая правда или сладкая ложь?». Именно этот вопрос находится в центре сюжета произведения.
С первых страниц в пьесе «На дне» назревает конфликт, когда появляется Лука. Этот образ наиболее сложный и противоречивый. Его появление в «спокойной» жизни обитателей ночлежки, так называемых людей со дна, довольно неожиданное. Кто является этими обитателями? Здесь и слесарь Клещ, его жена Анна, которая всю жизнь терпела побои, ворюга Пепел, Настя - девушка легкого поведения, картузник, бывший барин, алкоголик Актер и многие другие. Все они уже давно оставили свои надежды на светлое будущее и являются отчаявшимися в жизни людьми.
Но Лука в каждом из этих людей видит необыкновенную ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха» - он сразу заявил, когда появился. Для Луки не имеет значение прошлое человека и то, что с ним происходит сейчас. Самое важное для него заключается в вере в будущее.
С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость. Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной. Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.
Я считаю, что многие герои просто не понимали, в чем заключается простая истина. Им было тяжело понять, что для человека, а особенно обитателя «дна», не нужна правда, а он по-настоящему нуждается в утешении, надежде и сострадании.
После ухода Луки становится ясно, что именно он был единственным лучом света в темноте «дна». У всех жизнь заканчивается не лучшим образом. Актер укоротил себе жизнь самоубийством. В драке Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму. Все вновь возвращается на свои места. Все вокруг печально, тоскливо и преобладает чувство непонимания того, что можно все изменить. Лишь те, которые боролись за правду и доверяли Луке, одержали победу.
Я считаю, что образ Луки - это воплощение особой истины «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Несмотря на всю хитрость и лицемерие, Лука все-таки для меня положительный персонаж.
Лука - самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
До появления в ночлежке Луки отношения двух групп персонажей складываются явно в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон по-хамски ведет себя по отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в этом «общежитии» налажена система «дежурств»); малосимпатичный Бубнов грубо отмахивается от жалоб Анны и КЛеща («шум - смерти не помеха»). В целом, «мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника Луки.
Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки - его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» - общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-ских рассказов). Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона - им он попросту не нужен, а «навязываться» - не в его характере.
Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение - своеобразная анестезия от жизненных бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из них мечту (повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»).
В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру. Актер - герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить окажется для него смертельной (это случится после ухода Луки из ночлежки).
Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано. Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов (в последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу); лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом.
Именно Барон - наименее симпатичный из ночлежников - пытается разоблачить Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить, что с момента исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало времени (судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода). Выясняется, что пробужденные в душах ночлежников надежды оказались непрочными и уже почти угасли. Возвращение к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними «мечтателями» (особенноболезненно реагирует на новую ситуацию Актер). Виновником своего тяжелого отрезвления некоторые ночлежники склонны считать Луку.
Казалось бы, Барона должен был поддержать в его обличениях вчерашний противник Луки Сатин. Но происходит неожиданное: Сатин вступается за Луку и произносит гневную отповедь Барону: «Молчать! Вы все скоты! ...молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и- врешь! Старик- не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет!» Внешне мотивированный «защитой» Луки и спором с Бароном, монолог Сатина перерастает свои функциональные рамки. Он становится компактно изложенной декларацией - декларацией иной, чем у Луки (но и резко отличной от бубновской) жизненной позиции.
В финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, но автор устами Сатина отказывает им в этом праве. Горький создает сложный, противоречивый, чрезвычайно неоднозначный образ. С одной стороны, именно Лука - наиболее интересная среди персонажей пьесы личность, именно он «будоражит» ночлежников и дает импульс пробуждающемуся сознанию Сатина. С другой стороны, его сильные стороны (доброта, снисходительность, субъективное желание помочь другим) оборачиваются роковыми последствиями для «слабых духом». Правда, вина за это в большей мере падает на самих ночлежников. Горькому удалось вскрыть одну из самых опасных и болезненных черт «босяцкого» сознания и психологии социальных низов в России: неудовлетворенность реальностью, анархический критицизм по отношению к ней - и вместе с тем зависимость от внешней помощи, слабость к посулам «чудесного» спасения, полную неготовность к самостоятельному жизненному творчеству.
Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы - Наташа - Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали...
Драматургия М. Горького занимает особое место в русской драме. В начале XX века Горький обратился к театру и стал продолжателем традиций русской драматургии XIX века. Он считал, что основная цель драмы заключается в изображении «человека и народа», влияния...
Пьеса М.Горького "На дне" создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают...
В пьесе «На дне» Горький показывает людей сломленных жизнью, отброшенных обществом. Пьеса «На дне» - это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор откровений различных людей, собравшихся...
Лука - персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».
Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.
Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.
Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.
В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой. Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику. Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.
Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.
После убийства Пепла - хозяина ночлежки Костылева - Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.
У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.
Сочинение про Луку
Пьеса Максима Горького "На дне" затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них - это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.
Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.
Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.
Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.
Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним - воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.
Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества - отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.
Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное - после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.
Вариант 3
Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.
Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности. Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается. Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие. Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.
Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее. Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам. Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.
Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников. Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением. Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.
Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку. Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера. Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.
Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.
Пьеса «На дне» является новаторским произведением М. Горького. В центре ее - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле его жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи. восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных формах они ни представали.
В ночлежке живут люди «дна», босяки. - бывший богач, бывший актер, бывший рабочий, вор, проститутка. Опустившись на «дно», они не смогли уйти от жизни, она настигает их и здесь. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща, Актера.
В среде этих ожесточившихся людей появляется Лука Он странник. С его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательнее в образ Луки. Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры. Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего вспомнить хорошего в жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем его жизненный опыт таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И он безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том сеете, Актеру - бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу - вольную жизнь в Сибири.
Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовке образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти. Однако, если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства и проще и в то же время сложнее. Он просто не очерствел душой. Нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: «Он врал... но - это только из жалости к вам». Лука не просто обманывает, он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным.
Лука не лжет людям, он просто верит в них и верит им. Он верит в силу слабого Актера, и тот, пока в него верят, сам загорается верой в то, что сможет изменить и исправить свою жизнь. А лишившись поддержки, сорвавшись, запив, он вешается. Не потому, что разбита хрупкая ложь о лечебнице, где лечат от алкоголизма (что, кстати, и не ложь), но потому, что разбита хрупкая истина о его человеческом достоинстве, об уважении, которое может питать к нему другой человек. Лука верит в чистоту души проститутки Насти, верит в то, что и у нее была чистая и высокая любовь, и Настя оживает, выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. А разве тоска по чистой и высокой любви - это не любовь? Разве это не истина обретения любви? Но когда вокруг нее остаются только издевающиеся над ней люди, она теряет всякую любовь и желает им смерти.
Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека может только добро, а не насилие и тюрьма: «Человек может добру научить.... Пока верил человек - жил, а потерял веру и удавился».
Итак, в пьесе главный носитель добра - Лука. Он желает людям добра, жалеет их, старается помочь словом и делом.
Обычно против Луки обращают монолог Сатина. Но, во-первых, Сатин сам в начале своего монолога говорит, что никто не понимает, что такое Лука, а он, Сатин, понимает и ценит его. А потом - нужно вдуматься в слова, которые Сатин говорит.
Он говорит, что ложь - религия рабов и хозяев, а правда - бог свободного человека. Но все, кого мы видим в пьесе, совсем не похожи на свободных людей. Они - худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они - те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. «А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?» - говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин.
Человека не надо унижать жалостью, далее утверждает Сатин. Человека нужно уважать. Но что такое для него человек? «Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... 3 одном!.. Это - огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все - для человека». Но Лука менее радикален, его объяснение, почему надо уважать человека, гораздо более способствует уважению тех людей, которые живут рядом с нами, даже самых потерянных и несчастных. «Все. милачок, все, как есть, для лучшего живут! - говорит Лука. - Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать, ребятишек! Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте». Получается, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал и еще не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще сможет сделать всем на пользу, если сами же люди ему не помешают.
Те мерзости, которые говорят друг другу остальные персонажи, вовсе не есть правда. Это какая-то видимость правды, это душа человеческая, увиденная без любви к ней. А без любви и самое прекрасное может показаться отвратительным. Лука чувствовал боль и унижение каждого человека, с которым его сводила жизнь, поэтому он каждому умел подарить надежду. Главные его слова в пьесе, как мне кажется, это: «Всяк человек своей цены стоит». А это значит, что всякий, как бы низко он ни пал, всегда может подняться.