Двойные согласные в корне слова: примеры. Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными
Сегодня мы все, прошедшие современную общеобразовательную школу, привычно читаем орфографические «назидания», типа:
Однако при этом у тех, кто знает, не забывается и то, как раньше писали вовсе без пробелов. Представляете, сегодня мы приставки пишем слитно с корнем, а предлоги раздельно. А раньше, когда и приставки, и предлоги (и все-все!) писали слитно, сплошным текстом, КАК различали в сплошном тексте, например, приставку «при » (пристань ) от предлога «при » (при стан …)?..
Понятно, что ориентировались на смыслы и значения. Но что и как думали по этому поводу, когда не было написаний с пробелами, когда не было таких орфографических правил, как сегодня, когда ориентировались больше на смысл?
Понятно, что никто (даже кто не в ладах с грамотой) нарочно по два одинаковых согласных не писал, что они действительно появлялись на границе частей слов. Значит, нужно видеть эти границы и понимать.
Ясно так же и то, что современный русский язык развивает через формальные правила и новое словотворчество прежнюю устоявшуюся логику и отдельные традиции.
Но зачем было терять смыслы, без которых целое разрушается!?
Двойные согласные получаются, если в разных частях слова (например, в приставке и корне) оказываются по соседству два одинаковых согласных: поД + Держать, оТ + Тащить, Рас + Строить и т.д.
(На самом деле приставка тут «Раз», а не «рас», но об этом чуть позднее.)
Жаль, что сейчас даже приставки и корни оборачиваются почти что «знаками», без смысла, с каким-то условным значением. А в Древности было иначе: то, что сейчас мы читаем как «поддержать », древние разумные предки читали осмысленно, как «Под Держать» (т.е. «держать основу, основание, суть, фундамент»), где «Под» является именем, а не какой-то там служебной единицей языка, какой-то «приставкой».
И еще. Тут есть над чем поразмыслить, почему так делается.
Когда мы из двух кирпичей, соединяя, делаем один большой кирпич, то в жизни мы помним, что кирпич «сдвоенный». Даже когда к этому сдвоенному кирпичу присоединяем еще один кирпич.
Но такой здравый смысл не относится к странному миру современного языкознания, где логические цепочки очень короткие, да и то лишь формальные. К тому же еще какой-то «склероз» мешает: поэтому там, где только что было два кирпича, вдруг видится уже только один. Мы не шутим. Вот пример:
И у них получается новое образование, не связанное с предыдущим: «рас+считать », а не как реально видится: «рас+с+читать », с сохранением последовательности и преемственности в происхождении.
Это вовсе не «академические пустяки», а методичное формирование в сознании осваивающих русский язык бессвязных логических цепочек, подвешенных как бы в пустоте, т.е. фактически оторванных от живого незыблемого фундамента Живого Русского Языка и Живой Русской Речи. Зачем одно противопоставлять другому, когда они четко преемственно и по смыслу связаны?
С + Чёт = Счёт, Рас + Чёт = Рас чёт.
Без + С + Чётный = Безс чётный
(И в этом месте только по искусственному допущению реформаторов языка 1917г. пишется несуществующая в русском языке приставка «бес », в результате чего и получается современное «беССчетный », на смех всех здравомыслящих, различающих неумный подтекст и умеющих читать то, что написано, а не то, что выдумано: «бес счетный»!).
Такая же ситуация и в других подобных словах:
Рас+С+Троить = Расс троить (хотя на самом деле и здесь надо «Разс троить » по реальной приставке «Раз»).
Без+С+Рочный (от Рок ) = Бесс рочный (по дореформенному: «Безс рочный »)…
Введение «лже-приставок» «Рас -» и «Бес -», наряду с реальными приставками «Раз -» и «Без -», на самом деле оборачивается не «упорядочиванием и развитием языка», как того хотели реформаторы, а разрушением древних живых смыслов в Языке и Речи, где имеет смысл каждый звук, каждая буква!
Так же и здесь, в результате реформы «упрощения», т.е. соединения «нормальных» слов, образованных приставочным способом (типа, «Воз+Жа» = Возж а ), с теми, какие можно отнести к «звукоподражательным» (типа, Жужж ать ).
Хотя «приставка, предлоги, суффиксы» - все это для Живого Языка вещь достаточно условная (в Древности имели в виду живые слова, самостоятельные, а не какие-то «добавочные части»), не об этом речь.
Смысл-то слова по искусственному правилу все-таки разрушается, удаляется. Остается невразумительное, но «прогрессивное» новообразование: «вожжи », написание которого нужно теперь запоминать по новому правилу.
В случае с «дрожжами » тоже не очень ясно, почему выбран один вариант, хотя есть и другие, более осмысленные варианты (см.словарь Даля): Дрожд и, Дрозж и . На наш взгляд, неиспорченный вариант: Дрозжи , как более типичный случай, потому что знаем немало таких слов в русском языке, где встречается именно такое сочетание: возж и, визж ать, приезж ать, дребезж ать…
У «можжевельника» тоже есть та же более осмысленная версия: мозж уха .
Сдается, что та же ситуация и с «жж ением »: это слово происходит из первоначальных вариантов, в которых, скорее всего, было «ЗЖ ». Но гадать не будем.
И, в качестве вывода, не случайно вот это звукосочетание ЗЖ («ЗъЖъ»), к которому относится, если уж каламбурно, все, что «З а Ж изнь»! И это почти во всех словах, в которых нет простого звукоподражания.
И складывается впечатление, что отбор из употребительных вариантов производился по принципу «как можно хуже и непонятней».
Вот что можно сегодня сказать о правиле, которое согласно современной орфографии предлагает формально, без осмысления, писать ЖЖ .
Сс ора - это существительное фактически получилось от формы «с сора » (сор ): вы же хорошо помните фразеологизм «не выносить из дома сор ». Видимо, зафиксирована ситуация, когда конфликтность начинается с малого, «с сора».
Сюда же по-простому хотят отнести теперь и своего рода «неологизм»: российский , образованный через западные (в частности, польские заимствования XVII-XVIII веков) формы словообразования относительно недавно, в то время когда убирали на рубеже XVIII века прежние наименования «Тартария », «Русь » и «Русс ия » («Рус+Сия » - от Русь с другими подобными родственниками, типа: «По+Рус+Сия », современное Прусс ия ). Когда писали сплошным текстом, без пробелов, название было однозначно «Русь », но с как бы формой прилагательного «Сия » («сияющий, сиятельный» - т.к. в Древности, как известно по оставшимся старинным рукописным книгам, писари общеизвестные и часто повторяющиеся понятия очень часто писали сокращенно!).
Иноязычные слова, раз их привнесли в русский язык, запоминайте уж, как принято сейчас (в т.ч. для сдачи зачетов и экзаменов): алл ея, апп арат, комисс ия, тенн ис, хобб и, комм ерсант, эфф ект, терр итория, окк упация, котт едж, Жанн а…
Мы их трогать не будем. Они сами будут отмирать, выходить из употребления по мере оживания Родной Речи.
Но надо помнить, что среди них попадаются и как бы наши, но сохранившиеся в других странах, т.е. общие для многих народов древние слова, типа: Драма («До Рама») и т.п. В них, естественно, не может быть сдвоенных согласных.
1. Замените словосочетание одним словом.
* Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков
бумаги, ткани.
* Прибор, техническое устройство.
* Большое желание употреблять пищу.
* Ремни, верёвки для управления лошадьми.
* Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.
Слова – помощники: а……етит, во……и, а……арат, дро……и, а……ликация.
2. Прочитай слова. Запиши их по алфавиту, разделяя для переноса. Как ты понимаешь выражение «свежая пресса» ?
Аппликация, троллейбус, пресса, гиппопотам, теннис, балл, комментарий, металлы, стеллажи.
3. Прочитай и отгадай загадку.
Плещет тёплая вода
в берегах из чугуна.
Отгадай, вспомни:
Что за море в комнате? (В__ __ ___а,)
Запиши загадку и отгадку. Слово с удвоенной согласной раздели для переноса.
Групп а, грипп , апп арат, апп ликация, апп етит, Филипп .
Хокк ей, акк уратный, акк орд.
Дрожж и, вожж и, жужж ать, можж евельник.
Колл ектив, алл ея, Кирилл , Алл а, Элл а, Талл ин, милл ион, колл екция, илл юстрация, илл юминация, металл , тролл ейбус, брилл иант, Чиполл ино, милл иметр, вилл а, балл он.
Грамм атика, телеграмм а, сумм а, килограмм , грамм , Эмм а, Римм а.
Тонн а, ванн а, тенн ис, Анн а, Инн а, Нонн а, Жанн а, Сюзанн а, Генн адий, ранн ий, длинн ый, утренн ий, осенн ий, весенн ий, подоконн ик, одинн адцать, лиственн ица, колонн а, антенн а.
Масс а, касс а, шосс е, класс , пасс ажир, комисс ия, сс ора, басс ейн, расс каз, расс вет, кросс , професс ор, русс кий, класс ик, нарцисс , искусс тво, Росс ия, Новоросс ийск, Одесс а, прогресс , экспресс , компресс , асс истент, режисс ёр, компромисс , процесс .
Терр итория, перр он, терр аса, корр еспондент, корр екция, терр ор.
Субб ота.
Эфф ект, суфф икс.
Савв а.
Шарлотт а.
5. Выпиши слова в алфавитном порядке: сначала имена собственные, а затем – остальные слова. Подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных.
Перрон, Инна, класс, Алла, аллея, Кирилл, аккуратный, Анна, Филипп, хоккей.
6. Раздели для переноса.
Аллея, программа, конница, шоссе, пассажир, аппликация, жужжит, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.
7. Прочитай. На какую тему эти слова? Составь и запиши 3 предложения на тему «На вокзале» . Выдели удвоенную согласную.
Суббота, класс, экскурсия, музей, вокзал, кассы, перрон, билеты, электропоезд, вагоны, пассажиры..
8. Выборочный диктант. Выпиши слова с удвоенными согласными. Подчеркни их.
На уроке русского языка учительница Алла Сергеевна диктует слова с удвоенными согласными. Ребята пишут: баллон, аттестат, коллекция, аттракцион. После урока русского языка будет урок физкультуры. Ребята будут бежать кросс по школьной аллее.
(По А. Форощук).
9. Подчеркните двойные согласные. Образуйте и запишите слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Рано - …………………, …………………., ……………….. .
Утро - …………………., …………………., ……………….. .
Весна - …………………., …………………., ……………….. .
1. Наступила ранняя весна.
2. Суббота - выходной день.
3. У Анны хорошая коллекция бабочек.
4. Утром принесли телеграмму.
5. Группа ребят из нашего класса побывала в музее.
10. Списать текст, вставляя, где нужно согласные Н или НН.
Пришла вес…а. Появились подснежники и другие ра……ие весе…..ие цветы. Пройдёт лето. Наступит ра…..яя золотая осе…ь. Ласково будет ещё светить осе…..ее солнце. Но с каждым днём будет холоднее, начнутся первые утре…..ие заморозки.
Подчеркнуть удвоенные согласные.
11. Прочитай. Составь верные сочетания слов, запиши. Подчеркни удвоенные согласные.
класс срочная
орфограмма дружный
аллея сложная
программа тенистая
телеграмма знакомая.
Назови слова, в составе которых общий элемент - «грамма». Что он означает? Какие ещё слова с этим элементом ты знаешь?
12. Вставьте согласные ПП, КК, ЖЖ.
Гру……а, дро……и, хо……ей, гри……, жу……ать, а……арат, а……уратный, а……ликация, а……орд, мо……евельник, а……етит, во……и, Фили…… .
13. Вставьте согласные ЛЛ, ММ, НН.
Дли……ый, гра……атика, ва……а, а……ея, Ри……а, те……ис, Кири……, су……а, А……а, Та……ин, Ге……адий, Но……а, ми……ион, И……а, ко……екция, Жа……а, А……а, Э……а, Сюза……а, и……юстрация, оди……адцать, телегра……а, мета……, осе……ий, гри……, тро…ейбус, то……а, и……юминация, весе……ий, килогра……, утре……ий, ко……ектив, ра……ий.
14. Вставьте согласные СС, РР, ББ, ФФ, ТТ, ВВ.
Ма……а, ка……а, шо……е, Оде……а, кла……, па……ажир, Са……а, коми…….ия, ра……вет, ……ора, су……икс, ба……ейн, ра……каз, те……аса, кро……, профе……ор, те……итория, э……ект, ру……кий, кла……ик, иску……тво, су……ота, нарци……, Ро……ия, Новоро……ийск, Шарло……а, пе……он.
15. Отгадай загадки, напиши отгадки.
* Как всегда, иглист и зелен,
Схож я с ёлочкой вполне.
Но родня, на самом деле,
Кипарис и туя мне.
(М - - - - - - - - - - - .)
* На реке пожара нет,
Над рекой горит ……. .
(Р - - - - - -)
* Что за комната такая -
Очень светлая, большая,
Парты ровными рядами,
А за партами - мы сами?
16. Словарный диктант.
Анна, ванна, сумма, масса, класс, Россия, русский, Алла, аллея, группа.
Классный, ранний, осенний, весенний, утренний, медленный.
17. Запишите одним словом.
1. Помещение в школе (класс) .
2. День недели (суббота) .
3. Один из видов игры в мяч (теннис) .
4. Игра на льду на коньках (хоккей) .
5. Место, где продают билеты (касса) .
6. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея) .
7. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе) .
8. Женские имена (Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна).
18. Словарный диктант.
Осенний день, весенний ветер, утренний мороз, ранние овощи, русский язык, классный журнал, субботний вечер, одиннадцать лет.
19. Выборочные диктанты.
1. В младшей группе стихли шутки,
Потерялся аппетит.
Грипп случился у Мишутки -
Врач прививками грозит.
2. Инна медленно вставала,
Слыша ранний птичий крик.
Раз одиннадцать зевала,
Сонно глазки протирала,
После ванну принимала.
И, конечно, опоздала
На весенний утренник.
3. В субботу тенистого парка
шёл к Алле Кирилл, нёс
почтовые марки.
Коллекцию он просмотрел
аккуратно и утром
весенним понёс их обратно.
20. Зрительные диктанты.
1. Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт.
(И. Бунин)
2. Сделали серому зайке
Слишком длинные ушки.
(А. Барто)
3. В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
4. День стоял весёлый
Раннею весной.
5. По проволоке дама
Идёт, как телеграмма.
6. Очень весело в дороге
Пассажиру лет семи …
7. Луна осенняя светла,
Аллея дремлет кружевная.
8. В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят прямо в класс.
(С. Маршак)
21. Творческие диктанты.
I. Составить с данными словами и записать рассказ из 4-5 предложений.
Экскурсия.
Суббота, группа ребят, класс, музей, касса, кассир, билеты;
экскурсовод, интересный рассказ;
богатая коллекция.
О г о р о д.
Весенний день; рассада; длинные грядки; отличный урожай.
III. Образовать от данных слов другие слова так, чтобы в них было - НН-.
Осень – осенний, весна, старина, длина, камень, лимон, сон, окно, пустыня, конь.
22 Образуйте и запишите имена прилагательные.
Ко……екция, гра……атика, ко……ектив, тро……ейбус, ми……ион.
23 Замените словосочетание одним словом.
* Острое вирусное заболевание.
* Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.
* Несколько предметов или людей, расположенных близко
друг от друга или соединённых вместе.
* Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты
* Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.
Слова – помощники: а……куратный, гри……, а……орд, жу……ать, гру……а.
24. Отгадай загадки Анатолия Арсирия. Проговори слова отгадки по слогам, запиши. Обозначь орфограмму. Раздели слова – отгадки для переноса. Составь с одним из них предложения и запиши.
1. Во мне два к , не забывайте,
таким как я, всегда бывайте:
я точный, чистый, и опрятный,
иным же словом - ……………..
2. Он на вокзале есть всегда,
к нему подходят поезда,
двойное р содержит он
и называется ……………. .
3. Проста загадка и легка:
пишусь всегда через два к ;
и мяч, и шайбу клюшкой бей,
а называюсь я - …………..
25. Прочитай названия книг. Знаешь ли ты их авторов? С какими из этих книг ты уже знаком? Спиши названия книг (они пишутся в «кавычках»), подчеркни удвоенные согласные буквы.
« Рикки - Тикки - Тави »,
« Пеппи Длинный чулок »,
« Винни - Пух и все - все-- все »,
« Приключения Чиполлино ».
Подсказка: Редьярд Киплинг, Астрид Лингрен, Алан Милн, Джанни Родари.
26. Вставьте удвоенные согласные.
Дли……ый, ро……ийское, ва……чка, ма……овое, а……ордная, хо……ейный, утре……ее, су……отник, ра……яя, а……етитный, гра……атические, сгру……иповались, для э……екта, кла……ическое, осе….ий, весе……яя, ка……овый, шо……ейная, па……ажирское, ра……каз, А….очка.
27. Спишите слова. Объясните написание одной и двух букв н.
Весна – весенний, осень – осенний, длина – длинный, рано – ранний, камень – каменный, лимон – лимонный, сон – сонный, телефон – телефонный, окно – оконный, туман – туманный, туманность.
28. Выделите корень и суффикс. Объясните написание одной и двух букв н.
У конных, пустыня, к баклажану, за длинным, вешняя, по вагонным, в каменном, с чемоданным, весну, макаронная, к чемодану, с балкона, газонный, в балагане, балконная.
29. Раскройте скобки. Объясните написание одной и или двух н.
Бето(н,нн)ое, карти(н,нн)ка, пусты(н,нн)ая, бало(н,нн)ая, ко(н,нн)ь, телефо(н,нн), ра(н,нн)его, весе(н,нн)ими, с дива(н,нн)ых, макаро(н,нн)ы, осе(н,нн)ь, ра(н,нн)о, бараба(н,нн)ая, с лимо(н,нн)ым, в каме(н,нн)ом, балко(н,нн)чик, у весе(н,нн)его.
30. Вспомните все пройденные слова с удвоенными согласными ЛЛ, ММ. Раскройте скобки.
Ко(л,лл)ектив, гра(м,мм)атика, а(л,лл)оэ, а(л,лл)ея, Кири(л,лл), по(л,лл)ковник, телегра(м,мм)а, А(л,лл)а, ко(л,лл)екция, со(л,лл)онка, ки(лл,л)о(м,мм)етры, тра(мм,м)вай, Ри(м,мм)а, Ди(мм,м)а.
31. Творческая работа.
Придумай и запиши текст телеграммы (1-2 предложения), включи в него 1-2 слова с удвоенными согласными в корне.
32. Прочитай имена и фамилии знаменитых зарубежных авторов литературных сказок. Назови известные сказки, которые написали эти авторы. Спиши, подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных и фамилиях.
Братья Гримм (Вильгельм и Якоб), Шарль Перро, Сельма Оттилия Лагерлёф, Джоэль Харрис.
33. Вставьте пропущенные буквы.
Плавательный ба…..ейн, огромная те……итория, и……юстрации к сказке, ко……екция марок, дружный ко……ектив.
34. Выпиши из двустишия С. Бондаренко слова с удвоенными согласными.
1. Если в доме много сора,
В доме может вспыхнуть ссора.
2. Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
3. Сегодня будет «кинопанорама».
Какая интересная программа!
4. Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Раздели слова с удвоенными согласными для переноса. В каких двустишиях ты услышал одинаково звучащие слова? Как ты их запишешь? Объясни.
35. Раскройте скобки.
Кла(с,сс), ве(с,сс)на, па(с,сс)ажир, ми(с,сс)ия, пля(с,сс)ка, со(с,сс)на, ба(с,сс)ейн, (с,сс)офа, ра(с,сс)каз, о(с,сс)ень, ру(с,сс)кий, профе(с,сс)ор, но(с,сс)ок, ка(с,сс)ка, ка(с,сс)а, тря(с,сс)ка, шо(с,сс)е, нарци(с,сс), Новоро(с,сс)ийск, Ро(с,сс)ия, Мо(с,сс)ква, анана(с,сс).
36. Образуйте и запишите имена прилагательные.
Дро……и, гру……а, хо……ей, а……уратность.
Замените словосочетания одним словом.
Человек, обладающий большой внутренней культурой.
Срочное сообщение передаваемое по телеграфу.
Поясняющий рисунок.
Единицы измерения массы.
Декоративное освещение парков, улиц, по случаю какого - нибудь торжества.
Слова-помощники: килогра…., гра……., то…..а, телегра……а, и……юминация, инте…..игент, и…….юстрация.
37. Творческие диктанты.
Класс, экскурсия, группа, осенние листья, коллекция, рассказ
Анна, телеграмма, касса, гостить, весенние цветы.
Придумай предложения из данных слов.
38. Обучающие диктанты.
Вчера наш класс был в парке. Красив осенний парк! Ребята собирали осенние листья. На уроке русского языка составили рассказ об осени. (23 слова)
Наш класс.
Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. В субботу группа ребят провела утренник. Об этом написали рассказ в классную газету. (24 слова)
39. Предупредительный диктант со зрительной подготовкой.
Прочитай. В каких словах есть удвоенные согласные. ? Подчеркни эти согласные. Какие ещё орфограммы ты увидел? Обозначь их. Запиши под диктовку.
1. В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы…. (К. Чуковский)
2. Вот вам телеграмма от гиппопотама! (К. Чуковский)
3. У нас четыре Аси, четыре Васи, пять Марусь и два Петровых в классе. (А. Барто)
Открой книгу, проверь себя.
40. Запиши под диктовку. Подчеркни удвоенные согласные.
Гиппопотам - могучее животное.
Масса его тела - более двух тонн.
А в одной тонне - тысяча килограммов.
И при таком весе бегемот очень быстро
плавает и хорошо ныряет!
41. Объясните написание одной и двух букв.
Поддался сестре - подался в горы, подержать молоток - поддержать друга, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею.
42. Раскрой скобки. Объясни написание одной или двух букв.
Бе(з,зз)работный, бе(з,зз)вучный, ра(с,сс)пад, (с,сс)ода, по(д,дд)ъёмный, ра(з,зз)адорить, ра(с,сс)каз, бе(з,зз)дна, (с,сс)ора, по(д,дд)арить, ра(с,сс)ольник, о(т,тт)оптать, с(т,тт)ащил, ра(з,зз)жечь, ра(с,сс)верлил, о(т,тт)аять, бе(с,сс)рочный.
43. Напишите однокоренные слова с одной буквой н
Ранний - ………, весенний - …………, осенний - ………… ,
длинный - …………., туманный - …………… .
44. Из слов «сбежали» гласные. Восстановите слова.
ПП - гр…пп…, гр…пп, ...пп…р…т, …ппл…к…ц…, ...пп…т…т, Фи…л…пп.
КК - х…кк…й, ...кк…р…тн…й, ...кк…рд.
ЖЖ – др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…в…льн…к.
ЛЛ - к…лл…кт…в, ...лл……, К…р…лл, ...лл…, Т...лл…н, м…лл……н, к…лл…кц……, ...лл…стр…ц……. .
ММ - гр…мм, т…л…гр…мм…, с…мм…, к…л…гр…мм, Р…мм… .
ВВ - С…вв… .
ТТ - Ш…рл…тт… .
45. Выборочный диктант с подготовкой. Прочитай. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Обозначь орфограммы, объясни написания, напиши только слова с удвоенной согласной.
Дре(сс,с)ировщик и ле…
«Смирный какой: (без) команды - шагу ….
Вот как его укротил я, б..днягу!»
Так дре(сс,с)ировщик (по)думал о л..ве
Ле… рассуждал, между прочим, вот так:
«Храбрый какой! Не б…ится, ч…да…
Если б он не был так ловок и смел,
Я бы его обязател…но с…ел!»
(А. Шибаев)
46. Страничка - тест. Раскрой скобки.
Кла(с,сс), весе(нн,н)яя, па(с,сс)ажир, ка(с,сс)а, осе(нн)яя, а(л,лл)ея, тро(лл,л)ейбус, до(к,кк)тор, балага(нн,н), ра(н,нн)ий, ра(н,нн)ка, ко(л,лл)екция, ра(з,зз)грузил, Ро(с,сс)ия, лет(нн,)ий, (с,сс)ора, Оде(с,сс)а,
каме(н,нн)ое, макаро(н,нн)ый.
47. Предупредительный диктант с продолжением. Зрительная подготовка. Прочитай текст. Найди слова с удвоенной согласной в корне слова. Какие ещё орфограммы ты обнаружил в тексте? Объясни написание.
В одном зоопарке маленькая горилла отказывалась от пищи. Спасти животное вызвался директор зоопарка.
Каждый день перед клеткой он с аппетитом съедал вкусный обед. Скоро обезьянка стала подражать человеку.
А директор теперь худеет.
(по материалам журнала «Клёпа»)
Запиши текст под диктовку. Обозначь все знакомые орфограммы. Придумай продолжение текста из 1-2 предложений. Включи в него слово килограмм. Проверь написанное.
48. Диктант - текст.
В субб оту ранн им утром Алл а Кирилл ова шла по узкой дорожке около акк уратного зелёного забора. За кустами можж евельника виднелась металл ическая крыша дачного дома. Скоро Алл а вышла за терр иторию посёлка Чашники и пошла по берегу речки Смородинки. На лугу росла масс а цветов. Жужж али пчёлы. Луг казался красивой апп ликацией или красочной илл юстрацией из детской книжки. У воды стояла групп а плакучих ив с длинн ыми гибкими ветками. Алл а нырнула в воду. Поднялся милл ион брызг. Хороши утренн ие купания! (72 слова)
Если ученик допустил ошибки в выделенных орфограммах, то в изучении темы «Удвоенные согласные» есть пробелы. Для их устранения необходимо продолжить выполнение упражнений на данную тему.
49. Отгадай загадки и напиши отгадки.
Ёлка иль не ёлка?
Зелена иголка,
А совсем не колка! (Л - - - - - - - - - - .)
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни станков,
Ни автомобилей, ни коньков. (М - - - - - .)
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. (А - - - - - - .)
Этот глаз - особый глаз,
Быстро взглянет он на вас -
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Ф - - - - - - - - - - .)
50. Замените слова противоположными по значению словами с удвоенной согласной.
Неряшливый, невкусный, вечерний, закат, поздний.
Слова – помощники: утре….ий, а…..уратный, ра…..ий, а…..етитный, ра…..вет.
51. Диктант - подготовка.
С л у ч а й.
На алл ее в кусты можж евельника упала старая сосна. Как её убрать акк уратно? У неё длинн ый ствол. Она весит больше тонн ы. Ранн им весенн им утром Кирилл и Генн адий взяли пилу и стали пилить дерево. На лугу жужж али первые насекомые. По шосс е проезжали редкие машины. Кирилл и Генн адий распилили дерево и убрали его с алл еи. Осталась масс а опилок. Пильщики акк уратно убрали терр иторию.
Если ученик допустил ошибки в выделенной орфограмме, ему необходимо выписать слова, в которых были допущены ошибки и подобрать к ним однокоренные.
52. Диктант - тест.
Осенняя пора.
Дни ранн ей осени в Росс ии очень красивы. Утренней порой туман стелется над сонн ой долиной. Масс а ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, алл еи, шосс е. Милл ионы листьев ещё остались на ветках. В лучах солнца осенн яя листва, как чудесная илл юминация. У опушки растёт групп а зелёных ёлочек. Юнн аты Эмм а, Жанн а, и Савв а на терр итории лесной школы акк уратно убирают листву. На площадке друзья Кирилл и Филипп играют в тенн ис. Длинн ыми зимними вечерами они будут играть в хокк ей. (74 слова)
Если ученик допустил больше четырёх ошибок на правописание удвоенной согласной, значит необходимо повторить правила и выполнение упражнений.
Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.
В корне
Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .
Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .
Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .
Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .
Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).
На стыке приставки и корня
Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.
Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .
Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.
И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.
Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.
Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .
В суффиксе
Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.
Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .
Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .
В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,
Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .
Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .
Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .
На границе корня и суффикса
Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.
Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .
Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.
Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.
Словарные заимствованные слова
Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.
Приведем несколько примеров:
- группа - групповой;
- компромисс - компромиссный;
- балл - десятибалльный;
- тонна - двухтонный;
- коррозия - антикоррозийный;
- масса - массивный.
Алгоритм написания и переноса
Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:
- Определить, в какой части слова оно находится.
- Выяснить способ образования данного слова.
- Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
- Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
- Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-
Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .
Место в школьном курсе
В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.
Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).
Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.
Задачи:
- Образовательные
:
- ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
- способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
- Развивающие
:
- развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
- развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
- Воспитательные
:
- воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
- совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.
Принципы:
- наглядности;
- воспитывающего обучения;
- активности (игровой момент);
- учет возрастных особенностей.
Методы:
- Организации и самоорганизации
учебно-познавательной деятельности:
- наглядный;
- словесный (рассказ, беседа);
- практический (упражнения);
- проблемный;
- исследовательский;
- информационно-коммуникативный.
- Стимулирование и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).
- Контроля и самоконтроля:
- устный и письменный;
- фронтальный и групповой;
- текущий.
- Самостоятельность ученика:
- под руководством учителя;
- самостоятельная учебная деятельность.
Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).
Оборудование:
интерактивная доска,компьютер, презентация, карточки для
самостоятельной работы, листы с заданиями в
группах, этимологический словарь, словарь
иностранных слов.
Для учащихся – карточки «Исследовательская
группа №1», №2, №3;№4; 2 квадратика -
желтый и зелёный (для оценки своей работы на
уроке).
Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).
Форма работы: коллективная, в парах, в группах.
План урока:
- Организационный момент. Мотивация.
- Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
- Введение в игровой сюжет
- Работа по теме урока
- Физкультминутка
- Работа в группах
- Итоги урока. Рефлексия.
- Домашнее задание
Вопросы и задания: по ходу урока.
(СЛАЙД 2)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок
– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите ли вы учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
– Начинаем урок русского языка.
Рассказать секреты слова (СЛАЙД 3)
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Запись даты урока в тетрадях уч-ся.
– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня Четырнадцатое февраля. Классная работа.
II. Чистописание. Актуализация знаний
(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).
мм пп лл рр (сс бб дд жж) (СЛАЙД 4)
– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет,
состоят из двух согласных, а в слоге должен быть
гласный)
– Какая буква может быть лишней? (П –
обозначает глухой согласный звук)
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в
алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту
букв и наклон.
Проверка.
– В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
– Что общего в предложенных мною сочетаниях
букв? (Согласные, удвоенные).
– Поиграем в игру «Доскажи словечко» (СЛАЙД)
1) Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс)2) Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
У меня наверно … (грипп)3) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут … (аллея)
– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них
необычного?
– Запишите эти слова в тетрадь на следующей
строке через запятую.
– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих
словах.
III. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы отправимся в город, который
называется (СЛАЙД 5)
УДВОЕННЫЕ
СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто
путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что может быть объектом
исследований в этом городе? (Объектом наших
исследований будут слова с двойными согласными в
корне)
– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная
гласная, парная согласная, непроизносимая
согласная)
– Есть ли правило правописания безударной
гласной в корне слова? (Можно изменить слово
так, чтобы она была под ударением)
.
Например, …
– О правописании парной согласной? (Изменить
слово так, чтобы после неё был гласный звук).
Например, …
– О непроизносимой согласной? (Изменить слово
так, чтобы непроизносимый согласный слышался
отчётливо)
. Например, …
Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенн ой согласной? (СЛАЙД 14)
– Как же мы определим, является ли слово
жителем города Удвоенные согласные? (Предположения
детей)
– Есть ли общее правило о написании двойных
согласных в корне слова?
– Чтобы ваши исследования прошли успешно,
какими нужно быть? (Активными, внимательными,
помогать друг другу)
– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться
писать слова с двойными согласными в корне слова,
учиться видеть их в тексте).
IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД)
V. Работа по теме урока
1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными
Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.
– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?
1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.
– В чём сходство и различие слов сора и ссора?
Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор - мусор, ссора -
разлад, разногласие)
2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).
4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)
Проверь себя (CЛАЙД 9).
– Назовите слова, сходные по звучанию.
– В чем их различие? (Написание, лексич. значение)
– Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова. (CЛАЙД 14)
2. Проблемный вопрос: Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)
– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)
А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.
3. Классификация слов
– Распредели слова по группам (CЛАЙД 17)
Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.
Проверь себя (CЛАЙД)
– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? (CЛАЙД)
Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)
– А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)
Колонна теннис
Пассажир класс
Телеграмма килограмм
Сделайте вывод. (К первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй - слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения,
Обрати внимание: В словах галерея , юный , длина нет удвоенной согласной!
4. Происхождение слов (CЛАЙД)
– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными - это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит - проход, дорога. (Зачитать из словаря).
– Есть еще один интересный факт - УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.
МИЛЛИОН
БАССЕЙН
ШОССЕ
КРОССВОРД
Узнать о происхождении слов можно обратившись
к специальному словарю, который так и называется
«Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет,
от какого слова образовалось, или с каким
выражением оно связано.
– Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
V. Физкультминутка музыкальная
VI. «Выведение правила переноса слов»
– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.
– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую (CЛАЙДЫ 15-16)
– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.
1 вариант | 2 вариант |
шо-ссе один-надцать расс-каз хок-кей |
акк-уратно пер-рон с-сора груп-па |
При переносе двойные согласные разделяй! (СЛАЙД 17)
Кас-са, тен-нис, цен-ный подарок, рус-ский язык
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се). СЛАЙД 18.
Напишите слова-отгадки, разделите их для переноса:
- Шестой день недели (суб-бота)
- Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
- Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
- Место, где продают билеты (кас-са)
- Комната для занятий (класс)
- Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)
VI. Творческая работа (в группах)
– Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.
- Суббота, Одесса, касса, пассажир.
- Класс, теннис, хоккей.
Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).
VIII. Итог урока
К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.
– С какой новой орфограммой мы сегодня
познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в
начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя,
их нужно запомнить)
Проблемный вопрос и правило. (СЛАЙДЫ 19-20)
– Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные?
Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу? (Их невозможно проверить)
– Чему учились на уроке? (Правильно писать и
переносить слова с удвоенными согласными,
познакомились с новыми словами)
(СЛАЙД
21)
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова
с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они
пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными
согласными?
VII. Рефлексия (СЛАЙД 22)
– Оцени свою работу на уроке.
Жёлтый
– всё получалось, было легко.
Зелёный
– я испытывал трудности, но
старался.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (СЛАЙДЫ 23-24)
Подобрать слова с удвоенными согласными в
корне и записать их в столбики на карточках: (с. 15)
Задание труднее, но интереснее: Составить и
записать небольшой рассказ со словами: аппетит,
ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.
В русском языке действует тенденция к утрате долготы согласного (или продления выдержки) на конце слова. Не произносятся на конце слова двойные взрывные согласные: ватт [т], кокк [к], стафилококк [к], стрептококк [к] (при отсутствии двойного [к] и между гласными: стафилококка [к], стрептококки [к’)), групп [п], трупп [п] (род.
Пад. ми. ч. от слов группа, труппа, которые в положении между гласными могут сохранять двойной согласный [п]). Обычно не произносятся на конце слова двойные шумные фрикативные согласные: ср. кросс [с], класс [с], конгресс [с], компромисс [с], прогресс [с], процесс [с], мисс [с]. Впрочем, при изменяемости этих слов между гласными также произносится [с]: ср. кросса [с], класса [с], доп. [с:], прогрессом [с], доп. [с:] И т. д. В форме род. пяд. мн. ч. касс, масс (от касса, масса) двойной согласный, по крайней
мере в тщательной речи, сохраняется, что объясняется воздействием других падежных форм, где в положении между гласными произносится [с:]: ср. касс [с:] при касса [с:], кассу [с:]; масс [с:] при масса [с:], массу [с:].
Двойные согласные сонорные [м], [н], [л] на конце слова вообще могут произноситься. Однако они произносятся далеко не во всех случаях. Так, слово грамм произносится без двойного согласного на конце слова, как и перед гласным: грамм [м], грамма [м], килограмм [м], килограмма [м]. Слово программа может произноситься с двойным [м], но на конце слова в форме род. пад. мн. ч. произносится без двойного согласного: ср. программа [м:] и программ [м] и [м:]. Форма род. пад. мн. ч. сумм может удерживать двойной согласный под воздействием других форм, где двойной согласный произносится между гласными: ср. сумм [м:] и сумма [м:]. Двойной согласный [н] обычно не произносится на конце слова при сохранении его в положении между гласными: пять тонн [и], но тонна [н:]. В формах род. пад. мн. ч. бонн, ванн двойной согласный [н] может сохраняться: бонн [н:], ванн [н:]. Двойной согласный [л] на конце слова не произносится: галл [л] при галла [л:]. В форме род. пад. мн. ч. вилл двойной согласный может сохраняться под воздействием других падежных форм: вилл [л:] к вилла [л:], виллу [л:]. Впрочем, твердой нормы произношения двойных согласных [м], [н], [л] на конце слова нет. В отличие от взрывных согласных сонорные могут произноситься на конце как двойные. Но общая тенденция к утрате двойных согласных действительна и для сонорных. Последние в отчетливой, чеканной речи могут сохранять двойной характер согласных под воздействием других форм тех же слов, где двойной согласный находится перед гласным.