Особенности развития младшего школьника. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Лекция 1

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у детей, которые вообще не ходили в школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано сведением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований

Стремление к общественно значимой деятельности;

Способность управлять своим поведением;

Уметь делать простые обобщения;

Практическое овладение речью;

Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

С этими новообразованиями ребёнок переходит в следующий возрастной период.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. К 6-7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению в школе. О нём нужно говорить уже как о личности, так как он уже осознаёт своё поведение, может сравнивать себя с другими. Будущий школьник уже отдаёт себе отчёт в том, какое место он занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Таким образом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребёнка с окружающими.

Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него строгой организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а так же за умственное развитие. Таким образом новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная.

Таким образом, появляется кризис 7 лет. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет это период рождения социального «Я» ребёнка.

Переход ребенка в 6 – 7 лет связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяются уклад жизни, обязанности, отношения с окружающим миром.

В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольном, замедляется рост, увеличивается рост, скелет подвергается окостенению. Идет интенсивное развитие мышечной системы. Появляется способность мелких движений, что способствует овладению навыками быстрого письма.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, увеличивается аналитическая и синтетическая функция мозга. Быстро развивается психика ребенка. Процессы возбуждения и торможения меняют свои соотношения, хотя процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения.

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации педагогической работы в начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем .

В 7-11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, в связи с этим мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников .

Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (7 лет) до 1400 граммов (11 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы .



Хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако следует иметь в виду, что его физическое развитие, как правило, позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3-5 часов (3-4 урока в школе и выполнение домашних заданий). Работа по существующим программам не дает оснований тревожиться за состояние здоровья младшего школьника (разумеется, при правильной организации режима), говорить о его перегрузке и переутомлении .

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Физическое развитие младших школьников отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста.

Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста .

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). В связи с этим при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста .

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 г на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека .

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт. ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста .

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на «пластические» процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла .

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

В связи с этим, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам необходимо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, в связи с этим дети гораздо лучше развиваются физически. Перед Вами учебный материал, опубликованный на сайте реф.рф

Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка.

Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма .

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. В связи с этим осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

В связи с этим при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей .

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы.

К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.) .

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученный материал недолго удерживается в памяти .

Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества

Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реаᴦирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества

Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями . Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. В связи с этим у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием .

Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.

Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением .

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки

у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.

Наступление школьной зрелости. За время десяти школьных лет ребенок проходит огромный путь, в течение которого он растет, созревает и достигает зрелого типа функционирования его организм, формируется интеллект.

Дети растут и развиваются неравномерно. Периоды интенсивных ростовых процессов сменяются их торможением, периоды вытягивания чередуются с периодами округления. На протяжении индивидуального развития организма происходят постоянные, закономерные изменения и размеров тела, и функциональных характеристик органов и систем.

В результате изменений на каждом этапе онтогенеза формируются специфичные для каждого этапа свойства отдельных систем и организма в целом. Учет этих свойств необходим при планировании и проведении как педагогических так и гигиенических, оздоровительных и спортивных мероприятий.

Поступление в школу, начало обучения детей в школе, знаменуют собой серьезное изменение в их жизни. Меняется полностью, прежде всего режим труда и отдыха. Совершив первый шаг в школьный класс, попав впервые в атмосферу урока, ребенок попадает в совершенно новые для него условия. Эти условия сопровождаются необходимым длительным и устойчивым вниманием, ограничением двигательной активности, что делает начало обучения в школе одним из самых трудных этапов в жизни ребенка. Кроме того начало обучения в школе является одним из трех критических периодов постнатального онтогенеза. Именно на этот факт необходимо обратить внимание опытным педагогам в чьи руки мы отдам наших детей. Поэтому, прежде чем перейти к характеристикам школьного возраста остановимся на возрасте первого года обучения в школе.

Первый год обучения в школе приходится на очень важный возрастной период, характеризующийся ускоренными морфофункциональными преобразованиями в организме ребенка. В работах ряда авторов Цыганов Г.В. (1996 г.), Фельдман Р.И. (1996 г.), А. Boraito Perez et al (1998 г.) отмечено, что ограничение двигательной активности, связанной с увеличением объема и интенсивности умственной нагрузки особенно с включением в учебные программы различных форм образования, оказывает значительное воздействие на детский организм, в том числе на сердечно-сосудистую систему. Так у многих детей происходит изменение зубца Т-электрокардиограммы, что свидетельствует об уменьшении обменных процессов в миокарде, что в свою очередь ведет к замедлению процессов развития сердечной мышцы (Г.В. Цыганов,1996 г). На высоком уровне сохраняется зубец Р, что свидетельствует о большом симпатическом функциональном влиянии на сердце, а это позволяет держать сердце в постоянном напряжении даже в покое. Эти изменения являются в значительной степени тревожными и основная их причина, уменьшение двигательной активности у детей первого года обучения в школе.

К моменту поступления ребенка в школу его рост достигает ½ длины тела взрослого человека (данный период, 5-7 лет в возрастной физиологии, называется периодом вытягивания). Развитию организма детей этого возраста характерна гетерохронность: длина туловища и размеры головы увеличиваются в меньшей степени, чем длина конечностей рук и ног. Значительного, но не окончательного развития достигают мышцы кисти. Уже к моменту поступления в школу становится довольно тонкой их координация, что способствует овладению навыков рисования, лепки, однако, как мы уже указали, что для данного возраста характерна гетерохронность, которая приводит к более интенсивному развитию крупных мышц, что затрудняет выполнение мелких точных движений. Поэтому именно в этом возрасте детям с трудом дается правописание.

В течении первого года обучения продолжается морфологическое и функциональное развитие нервной системы. Несмотря на окончание морфологического развития коры головного мозга (размеры корковых зон составляют 80% размеров взрослого), для высшей нервной деятельности в этот период еще характерна неустойчивость нервных процессов. В поведении детей этого возраста большое значение имеет подражание, проявляется творчество и инициатива.

Для обеспечения работы мозга как единого целого важна степень созревания связей между разными структурами. Развитие этих связей не заканчивается к 6-7 годам, наиболее поздно формируются (к 15-16 летнему возрасту) связи лобных отделов с другими областями кора и подкорковыми структурами (Д.А. Фарбер и др. 1990 г). Значит, хотя к началу обучения в школе мозг ребенка в значительной мере структурно зрел, однако связи коры больших полушарий продолжают еще развиваться. Это происходит под влиянием внешних воздействий: воспитания и обучения. Именно поэтому для развития детей этого возраста большое значение имеют игры. И как говорил П.П. Лесгафт: “Игра – есть упражнение посредством которого ребенок готовится к жизни”.

В возрасте 6-7 лет претерпевает изменения и костная система. Так, например, в этом возрасте происходит рост ребер, изменяется их положение. Вследствие изменения формы грудной клетки, вызванного ростом ребер, изменяется и характер дыхания: если раньше дыхание было в основном “брюшное”, то с этого возраста становится “грудобрюшным”. Таким образом в механизме вдоха и выдоха межреберные мышцы начинают играть ведущую роль.

Для данного возраста характерен высокий уровень обменных процессов во всех тканях организма. В покое расход энергии организмом ребенка 6-7 лет составляет 2-3 ватт/кг массы тела. Этот высокий уровень энергозатрат обеспечивается у детей более интенсивной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Т.о. для детей первого года обучения в школе характерны высокая частота дыхания составляющая 24-26 дыхательных циклов в минуту, небольшая глубина дыхания 140-150 мл. Частота сердечных сокращений – 95-98 уд/мин. Относительная объемная скорость кровотока (в расчете на единицу массы тела) у детей в 2 раза больше, чем у взрослых, что и является причиной обеспечения кислородом тканевые метаболические процессы.

С 6-ти летнего возраста начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических сосудов. Именно поэтому в этом возрасте эффективны различные закаливающие процедуры.

Итак, возраст 6-7 лет, возраст первого года обучения в школе является одним из основных этапов адаптации к новым условиям социального существования.

Специальные исследования показали, что некоторые 6-7 летние дети, еще не достигшие школьной зрелости, в течение всего учебного года слабо приспосабливаются к новым условиям, проявляют низкую работоспособность и учебную активность по сравнению со “зрелыми” ровесниками. Эти качества у “незрелых” детей сохранялись и в последующие 3 года.

Именно поэтому, очень строго стает вопрос о том, как улучшить, оптимизировать функциональное состояние нервной системы первоклассников, как снизить отрицательные последствия нервно-психического напряжения.

Выяснено, что особенно благоприятно влияют на центральную нервную систему детей физические упражнения аэробной направленности.

Проведенными исследованиями (Р.А. Абзалов, 1985, 1988; Р.Р.Нигматуллина и др, 1992; J.S. Harrell et al 1997; Т.Г. Кириллова 2000) показано, что ограничение двигательной активности развивающегося организма отражается не только на центральной нервной системы, но и на функционировании сердечно-сосудистой системы. У детей первого года обучения в школе недостаточная двигательная активность сдерживает рост показателей ударного минутного объема крови и возрастное урежение сердцебиения. В условиях же ежедневных занятий физическими упражнениями у детей первого года обучения в школе происходит развитие брадикардии тренированности, увеличение ударного и минутного объема крови, повышение эффективности насосной функции сердца (Т.Г. Кириллова, 2000). Кроме того физические упражнения необходимы для совершенствования регуляции функционального состояния центральной нервной системы, повышения ее адаптационных возможностей при умственных и физических нагрузках.

Младший школьный возраст. Последующие годы обучения в школе, т.е. в начальных классах, происходит замедление скорости роста в длину. Этот период приходится на возраст 7-10 лет и именуется, как младший школьный возраст.

Данный период, по периодизации А.А. Маркосяна, носит название второе детство и является наиболее спокойным в развитии детей: происходит плавное изменение структур и функций организма. Несмотря на замедление темпов роста, длина тела увеличивается интенсивнее, чем масса.

В ходе развития детей происходит процесс окостенения скелета, т.е. замена хрящевой ткани на костной. Сроки формирования костной ткани тесно взаимосвязаны с определенными этапами физического и полового развития и является своеобразным его барометром. Так, например, появление точек окостенения шиловидного отростка у девочек, и у мальчиков происходит в 7 летнем возрасте, тогда как у гороховидной кости точки окостенения появляются в 9 лет у девочек и лишь в 11 лет у мальчиков. К 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, а кости таза интенсивно развиваются с 8-10 лет, особенно у девочек. В этом возрасте вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника, постепенно формируются изгибы позвоночника: к 7 годам устанавливаются шейная и грудная кривизны и только к 12 годам – поясничная. Наиболее позвоночник подвижен до 8-9 летнего возраста, вследствие чего у младших школьников зачастую отмечаются случаи нарушения осанки и деформации позвоночника. Все эти особенности формирования скелета необходимо учитывать при построении физкультурных занятий в школах, а также тренировочных процессах. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, резкие толчки при прыжках особенно на одной ноге, могут вызвать смещение костей таза, привести к плоскостопию. Большие по интенсивности и объему физические нагрузки в этом возрасте приводят к значительным энергозатратам, что может повлечь за собой задержку роста.

В младшем школьном возрасте мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно, разносторонне. Меняется соотношение типов мышечных волокон: увеличивается количество и относительная площадь красных и промежуточных волокон по сравнению с белыми. Значит, в этом возрасте можно начинать постепенное развитие выносливости. У детей 7-10 лет основная масса скелетных мышц состоит из волокон I типа. Известно, что тип I характеризуется преобладанием аэробной энергетикой, что связано с процессами окисления в митохондриях (Косицкий, 1985г.). Аэробный способ получения энергии более экономен, удерживается длительное время, нежели анаэробный (бескислородный), который приводит к быстрому утомлению.

Концентрация и активность ферментов, отвечающих за окислительные процессы в мышцах, так же очень высоки – почти как спортсменов стайеров

(Д.А.Фарбер, 1990 г.). Морфологическая структура мышц такова, что каждое волокно близко соприкасается с капиллярами, доставляющие в мышцы кровь, а вместе с ней кислород и питательные вещества. Для детей этого возраста характерна высокая потребность в кислороде несмотря на сравнительно невысокую массу скелетных мышц, отношение максимального потребления кислорода (МПК) в возрасте 9-10 лет почти в 2 раза превышает подобное отношение у взрослых. Интересен тот факт, что после этого возраста – младшего школьного, таких явлений больше не наблюдается.

Высокая потребность в кислороде характерна и для тканей внутренних органов, а также для мозга. В младшем школьном возрасте мозг ребенка потребляет кислород в два раза интенсивнее, чем мозг взрослого.

Претерпевает существенные изменения структура и функциональная деятельность мозга. В этом возрасте заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Однако, функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. В корково-подкорковом взаимодействии лидирует кора. Созревание коры больших полушарий отражается в ЭЭГ и свидетельствует о высокой степени сформированности состояния покоя для приема и переработки информации, поступающей из вне. Усиление влияния коры по отношению к подкорковым структурам способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, осмысливания поведений. По мнению шведских ученых нельзя игнорировать того, что женский мозг функционирует не так как мужской. Установлено, что девочки с поразительной легкостью усваивают информацию в младшем школьном возрасте. Поэтому комиссия министерства образования пришла к выводу, что точные науки они должны изучать в младших и средних классах, тогда как мальчики – в старших.

В течение младшего школьного возраста создаются предпосылки для совершенного опознания зрительных стимулов, совершенствуется выделение наиболее значимой информации по заранее заданной инструкции или по внутреннему побуждению, что в первую очередь связан с усилением вовлечения в процесс восприятия лобных отделов коры больших полушарий (Д.А. Форбер, 1990 г.). Меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимула и большую его информационная значимость. Таким образом младший школьный возраст – это возраст перехода от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций.

Несмотря на завершение морфологического развития нервной системы, по - прежнему, все еще преобладает процесс возбуждения, что приводит к быстрому утомлению. Большая возбудимость, высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению дыхательных навыков. В возрасте 7-10 лет дети могут без особого труда овладеть технически сложными формами движения. В то же время у них резко выражено запредельное торможение и слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей.

Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы в младшем школьном возрасте характеризуются равномерностью, относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Масса сердца в этом возрасте составляет 83-122 гр. Одной из причин сравнительно низкого артериального давления в возрасте 7-10 лет является относительно больший просвет прекапиллярной и капиллярной сети. Т.е. в этом возрасте составляет СД=100-105 мм. рт. ст., ДД= 53-62 мм. рт. ст. Закономерное снижение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического объема крови (к 7 годам СО=23 мл, к 10 годам-37 мл), появлением и становлением центров блуждающего нерва. Так, возрасте 7-8 лет ЧСС= 80-92 уд/мин, а к 10 годам составляет – 76-84 уд/мин.

С возникновением вагусной иннервации и дальнейшим увеличением степени ее выраженности в онтогенезе, деятельность сердца становится более экономной, увеличивается резерв его работоспособности и устойчивости. Усиление парасимпатических влияний на сердце тесно связано с развитием сильной мускулатуры. Однако, в младшем школьном возрасте симпатические влияния на сердце выражены все еще больше, чем парасимпатические. У детей 7-10 лет сократительная способность миокарда еще недостаточна и невелик его функциональный резерв, что связано с преобладанием симпатических влияний на сердце. Несмотря на то, что сердце младших школьников может довольно легко приспосабливаться к физической нагрузке и быстро восстанавливаться при отдыхе до исходного уровня, его деятельность нередко неустойчива. Вследствие этого у детей могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения АД.

До 7-8 летнего возраста продолжают увеличиваться и показатели дыхательной системы. Таким образом объем легких увеличивается в 8 раз, а к 10 летнему возрасту – в 10 раз по сравнению с новорожденными и составляет ½ объема легких взрослого организма. Причем увеличение объема происходит не за счет увеличения количества альвеол, а за счет увеличения их объема. С возрастом изменяется соотношение частоты и глубины дыхания. Так, если в 7 летнем возрасте ЧД составляет 23, к 10 годам происходит снижение до 18-20 циклов в минуту. Глубина дыхания, наоборот, увеличивается: в 7 лет – 165 мл, а в 10 лет – 255 мл. До 8 лет минутный объем дыхания (МОД) у мальчиков и девочек имеет равные абсолютные величины, а в дальнейшем у мальчиков становится выше. Это объясняется препубертатной дифферентацией типов дыхания – брюшной у мальчиков и грудной у девочек. Относительная же величина МОД у младших школьников выше, чем у подростков и юношей и находится в пределах 3500 – 4400 мл. В этом возрасте дети уже могут контролировать свое дыхание в покое. Время задержки дыхания на выдохе составляет 26-39 сек, на вдохе – 17-20 сек.

Однако, при напряженной мышечной работе дыхание у детей становится неровным, поверхностным, более частым чем у взрослых, гораздо менее максимальные величины легочной вентиляции у 8 летних МОД составляет лишь 30-40 л/мин, у 10 летних 40-50 л/мин, что является следствием преобладающего влияния симпатического влияния на организм младшего школьника.

Среди факторов, обеспечивающего резкое увеличение с возрастом надежности физиологических систем, важную роль играет энергетика. У детей младшего школьного возраста очень высоки необходимые, ежедневные энергозатраты, что связано с большей интенсивностью окислительных процессов. Суточный расход энергии составляет 2.400-2.800 ккал. Более интенсивный энергетический обмен у детей препятствует накоплению в их тканях значительных запасов энергетических субстратов, т.е. резервные энергетические возможности сравнительно невелики. Это делает менее надежными все функции детского организма, поэтому значительным своеобразием отмечается реакция организма младших школьников на физическую нагрузку, что особенно заметно по показателям функций дыхания и кровообращения. При продолжительной нагрузке у младших школьников отмечаются более низкие величины МПК. Так, у мальчиков 8-9 лет МПК достигает лишь 1,5 л/мин, а у девочек –1,0 л/мин.

Потребление кислорода при небольшой физической нагрузке у младших школьников выше, чем у подростков и даже юношей, тогда как процент использования кислорода, т.е. его утилизация, ниже. Значит, при выполнении равной по объему работы у младшего школьников наблюдаются большие суммарные энергетические траты и меньший кислородный пульс (количество кислорода в мл. на одно сокращение сердца): у 8-9 летних мальчиков – 8мл/уд., у девочек – 5,4 мл/уд. У детей данного возраста так же снижена анаэробная производительность, т.е. ограниченная способность работать в кислороде долг. Младшие школьники прекращают интенсивную физическую нагрузку, когда КД составляет лишь 800-1200 мл. Другим, не менее важным фактором меньшей надежности является незрелость регулирующих систем организма.

В связи с этим, а так же из-за нехватки резервов любая физиологическая реакция вовлекает в активную деятельность не только те ткани и органы, которые непосредственно необходимы для ее реализации, но так же и другие, способные оказать помощь в достижении конечной цели. Такой генерализованный тип реакции неэкономичен и у взрослых обычно не наблюдается. У детей же любое напряжение организма всегда связано с активной перестройкой работы практически всех органов и систем, что влечет высокую цену адаптация в младшем школьном возрасте к изменениям внешних условий. По мере адаптации к школьным условиям у большинства первоклассников напряжение физиологических функций снижается. Однако к концу учебного года накапливается утомление и напряжение вновь возрастает. Интересно заметить, что девочки испытывают значительно меньшее напряжение и легче приспосабливаются к новым условиям. Большинство детей, конечно же, благополучно переживают трудный период адаптации к школе, однако для некоторых связанное с этим напряжение оказывается чрезмерно большим. У таких детей младшего школьного возраста могут возникнуть разнообразные функциональные нарушения, например задержка ростовых процессов, изменение состава крови, снижение реактивности и резистентности, а так же понижение физической и умственной работоспособности. Все это отрицательно сказывается на возможностях усвоения учебного материала, осложняет психофизиологическое состояние ребенка, которое и без того находятся в напряжении. И только от профессионализма педагогов зависит определение первых признаков перенапряжения, создание, если требуется, щадящего режима за счет снижения учебной нагрузки и помощи в социальной сфере.

Все эти особенности организма младшего школьного возраста необходимо учитывать, в первую очередь, для последующего гармоничного развития детей.

Средний школьный возраст. Подростковый возраст – это годы перехода ко взрослому состоянию как в социально-психологическом, так и в биологическом плане.

Подростковый возраст характеризуется максимальным темпом роста всего организма, усилением окислительных процессов, нарастанием функциональных резервов организма, активацией ассимиляторных процессов, усилением процессов морфологической и функциональной дифференцировки головного мозга и внутренних органов. В значительной же мере специфика этого возраста определяется биологическим фактором – процессом полового созревания. Для полового созревания характерно ускоренное половое развитие, который завершается половой зрелостью. Девочки в половом созревании на 1-2 года опережают мальчиков, причем имеются и индивидуальные различия в сроках и темпах.

Процесс полового созревания протекает под контролем центральной нервной системы и желез внутренней секреции. Ведущую роль в нем играет гипоталамо – гипофизарная система. В самом центре основания головного мозга расположен гипоталамус – комплекс нервных ядер, представляющий собой эволюционно наиболее древний центр регуляции функций внутренних органов и эндокринных желез. К этому нервному центру непосредственно примыкает главная железа внутренней секреции – гипофиз. Гипоталамус управляет активностью гипофиза, который, в свою очередь, с помощью вырабатываемых им специальных гормонов контролирует большинство других желез организма. Это так называемые тропные гормоны, к их числу относятся соматотропин, активирующий ростовые процессы, и гонадотропные, усиливающие выработку половых гормонов в надпочечниках и половых железах. В коре надпочечников начинают усиленно вырабатываться андрогены, которые обеспечивают появление и развитие вторичных половых признаков, влияют на рост и развитие мускулатуры, на процесс созревания скелета. Под влиянием гормонов гипофиза усиливается активность щитовидной железы и изменяется обмен веществ. Поступая в кровь, гормоны становятся мощными регуляторами роста и развития организма, приводят к формированию вторичных половых признаков, т.е. тех внешних свойств, которые характерны для взрослого человека и отражают его половую принадлежность.

Половое созревание, сопровождающиеся значительным усилением симпатических воздействий на организм, увеличением возбудимости коры головного мозга и повышением общей реактивности нервной системы, способствует повышению эмоциональности, вызывает изменение кровяного давления, ритма сердечной деятельности и дыхания. Повышенная возбудимость и недостаточная уровновешанность основных нервных процессов могут способствовать временному нарушению взаимодействий двигательных и вегетативных функций, вызвать менее рациональные адаптивные реакции дыхания и кровообращения, что особенно ярко проявляется при мышечных усилиях.

В подростковом возрасте костная система находится в состоянии усиленного роста. Особенно быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост позвонков в высоту. Рост же костей в ширину незначителен. Позвоночник по–прежнему подвижен и податлив. Поэтому в связи с отставанием развития мышечной ткани от роста костного скелета при неблагоприятных условиях и в этом возрасте могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. Применения чрезмерных мышечных нагрузок ускоряет процесс окостенения и может вызвать замедление роста трубчатых костей в длину. К 12-13 годам заканчивается окостенение запястья и пястья. Развитие костной ткани в значительной мере зависит от роста мышечной ткани.

Быстрыми темпами развивается мышечная система в период полового созревания. Повышается возбудимость, возрастает функциональная подвижность (лабильность) мышц. Они приобретают способность воспроизводить более высокий ритм раздражений. К 14-15 годам мышцы по своим свойствам уже достигает данные взрослых. Резкий скачок в увеличении общей массы мышц происходит в 13 лет. Так, если в 8 лет мышцы составляют 27% массы тела, у 12- летнего – около 29%, в 15 лет уже около 33%. Изменяется диаметр мышечных волокон. Но функциональные возможности мышц еще значительно ниже, чем у взрослых. Так, у 12-летних сила мышц составляет 65% в сравнении с 20-30- летними, а у 15-летних –92%. Производительность же работы на единицу времени у 14-15- летних составляет 65-70% от производительности взрослых. В этом возрасте в основном заканчивается развитие иннервационного аппарата мышц, координации движений. Становится возможным длительное выполнение тонкодифференцированных движений.

Перестройка в структуре скелетных мышц не может не сказаться на мышечной работоспособности. Отмечается некоторое увеличение возможностей подростков при выполнении циклической работы, особенно в зонах большой и умеренной мощности, т.е. при таких нагрузках, где главным источником энергии служит аэробный процесс. Растет мощность, которую может развивать подросток за счет аэробики, растет и длительность непрерывного удержания нагрузки такой мощности, т.е. объем работы. На этой стадии полового созревания эффективны тренировки общей выносливости, однако надо помнить, что пубертатные перестройки в организме еще далеки от завершения и следует соблюдать осторожность в наращивании интенсивности и объема тренировочных занятий. С другой стороны, тренировка силовых и скоростно-силовых качеств в этот период малоэффективна, и применение таких нагрузок в урочной и неурочной формах должно быть ограничено. В этом возрасте происходит созревание быстрых скелетно-мышечных волокон и нервных спинальных центров, управляющих их сокращением значительно уменьшает время двигательных реакций, позволяет совершенствовать ловкость и другие проявления координации движения. Исчезает угловатость движений, поэтому в этом возрасте подростки начинают увлекаться танцами (Д.А. Фарбер и др., 1990 г.).

Глубокие перестройки, происходящие в сердечно-сосудистой системе, повышают риск появления вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии. Это необходимо учитывать как врачам, проводящим диспансеризацию, так и педагогам и родителям, регулирующим школьную нагрузку подростков. На этом этапе развитию сердца свойственны наиболее выраженные и быстро нарастающие изменения. Особенно заметно увеличивается масса желудочков, причем больше – левого. Масса сердца в этом возрасте составляет 258-260 гр. (300 гр. у взрослого). Еще быстрее увеличивается объем сердца, что объясняется стимулирующим влиянием желез внутренней секреции, а значит и повышенным синтезом белка в миокарде. Если у 12 – летних объем сердца в среднем равен 460 мл., то у 15- летних 620 мл.

В этом возрасте завершается деффирентация сердца и оно по своим структурным показателям (кроме размеров) становится подобным сердцу взрослого человека. Следует, однако, помнить, что нередко в период полового созревания происходит нарушение в гармонии роста массы и тотальных размеров тела и увеличением размеров сердца, это чаще возникает у подростков с акселерированным типом развития. В этих случаях деятельность сердца отличается малой экономичностью, недостаточным функциональным резервом и снижением адаптационных возможностей к физическим нагрузкам. Повышение МОК при физической нагрузке происходит главным образом за счет учащения ЧСС при незначительном увеличении СО (меньше, чем при соответствии размеров сердца массе и тотальным размерам тела).

Для детей среднего школьного возраста характерна заметное увеличение суточных потребностей в пище. По сравнению с младшим школьным возрастом суточная потребность составляет 2.900 ккал. Однако данная величина является средней, так как необходимо учитывать и индивидуальные колебания суточной потребности, зависящая от телосложения подростка, от уровня основного обмена на единицу времени и т.п. Не все ткани организма расходуют энергию одинаково. Например, жировые клетки и костная ткань характеризуются незначительным обменом, тогда как сердце, печень, мозг, почки несут значительную долю суммарных энергетических затрат организма. Соотношение же различных тканей в организме носит также индивидуальный характер и зависит от пола, возраста и телосложения. Так у подростков дигестивного типа телосложения значительную часть массы тела составляет инертный жир, величина основного обмена на единицу массы тела значительно ниже, чем у представителей, например астенического типа. Кроме того у подростков дигестивного типа полового созревания завершается в среднем на 2 года раньше.

Все изменения в процессе полового созревания, а именно в двигательных функциях ростовых процессах, обменных процессах, связанных с усиленной секрецией гормонов целенаправленно влекут за собой изменения и в функции мозга. Эти изменения функционирования мозга в подростковом периоде связаны прежде всего с переменой активности гипоталамуса, именно здесь расположены центры, регулирования деятельности сердца, сосудов, обмена веществ, дыхания. Кроме того, многие клетки гипоталамуса обладают способностью к секреции гормонов.

В корково – подкорковом взаимодействии лидируют подкорковые структуры. Значительное повышение активности подкорковых структур, особенно в начальном этапе полового созревания приводит к отрицательным изменениям механизмов восприятия и внимания. И только на завершающих этапах полового созревания, когда активно начинают функционировать половые железы, снижается активность гипоталамуса, в корково- подкорковом взаимодействии начинает доминировать кора больших полушарий. Это доминирование приводит к восстановлению и развитию механизма произвольного внимания и избирательного восприятия. У девочек это происходит к 15 годам, а у юношей лишь к 16-17 годам.

Совершенствование системной организации физиологических функций подросткового периода приводит к возрастанию функциональных и адаптационных организма школьника. Снижается степень напряжения физиологических систем в течение учебного года, уменьшается утомляемость, улучшаются показатели умственной работоспособности. Однако, организм детей среднего школьного возраста, все еще крайне неустойчив и подвержен заболеваниям и срывам. Поэтому во время занятий спортом следует осуществлять строгий врачебный контроль за объемом и интенсивностью нагрузок, с тем, чтобы не допустить переутомления и перенапряжения организма. Чуткий, щадящий подход к ним необходим особенно в те периоды, когда к растущему и формирующемуся организму предъявляются повышенные требования, когда нужна максимальная мобилизация всех его функций (например, во время усиленной умственной работы, участия в соревнованиях). Вместе с тем следует помнить, что рационально построенная спортивная тренировка способствует преодолению временных противоречий и затруднений подросткового возраста, а гиподинамия усугубляет их.

Педагогам следует помнить, что эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчивость – с нарочитой развязностью, появляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. Именно в этот период подросткам особенно нужно и важно чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, психике, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо.

Период юности характеризуется появлением чувства своей идентичности, индивидуальности. При их невыработанности возникает диффузное, расплывчатое “Я”, ролевая и личностная неопределенность. Подросток, с одной стороны, еще ребенок, а с другой стороны, он подключается уже к взрослой жизни, т.е. его внутреннее положение двойственно, поэтому этот возраст называют “переходным” или “переломным”. Подростки ищут социальные роли для подражания. Устоявшиеся нормы взрослых являются проблемными ситуациями. Подросток ищет в окружении образцы поведения, которые помогли бы ему проводить свою линию поведения. Он примеряет к себе разные способы взаимоотношений с людьми, со сверстниками, манеру одеваться. Пристальное внимание уделяет своим волевым качествам. Выясняет интенсивность ответных реакций окружения в ответ на свои формы поведения, комментарии, высказывания, слова, мимику, жесты т.д. поисковая активность подростка как бы ищет препятствия, с целью определения пределов допустимых норм поведения. Резкое расхождение между знанием о себе, окружающем мире, приобретенное в более раннем возрасте, и знанием, которое приобретает подросток на основе взаимодействия с социальной действительностью, может приводить к внутренним конфликтам, к неадекватным поступкам. Подросток как бы прощупывает нормы общества, их устойчивость, пределы в разных ситуациях, свое поведение в пределах этих норм.

У подростков с отклоняющимися формами поведения очень часто отмечается невысокий уровень интеллектуального развития. Часто дети, выросшие в неблагоприятных семейных условиях, не имеют никакого образца поведения, у них отсутствуют моральные принципы. Поэтому и возникают отклоняющиеся формы поведения – алкоголизм, наркотизация, раннее проституирование и т.д.

Для подростков характерны резкие колебания настроения в связи с физиологическими изменениями, и их промежуточным положением в обществе. Они способны как к высоким эмоциональным чувствам – любви, самопожертвованию, так и к агрессии, негативизму. В этот период формируются симпатии, привязанности, эротические чувства. Формируются модели сексуального поведения. Происходит поиск своего пути в жизни, своего призвания. Устанавливается партерство в сексуальном, товарищеском, профессиональном плане.

Успешность обучения очень зависит от физиологического состояния, а оно в период полового созревания, особенно у девочек, часто не очень хорошее. У девочек первая менструация нередко сопровождается потерей крови, негативными реакциями (рвота, повышение температуры) и слабостью. Для того чтобы поддерживать активное состояние, подростку нужен определенный режим питания с достаточным количеством витаминов, чередование труда и отдыха, умственной работы и физической. В силу психофизиологических особенностей подростков их значительно труднее в этом возрасте, чем в более младшем, приобщить к труду, к умению организовать свою деятельность, преодолевать трудности: многие дефекты воспитания, допущенные ранее, сказываются в навыках, умениях, личностных качествах подростках. У них очень велико стремление ощущать себя взрослыми. Однако половая зрелость – это еще не завершение биологического созревания, а тем более социального. Возрастные преобразования физиологических систем продолжаются в старшем школьном возрасте.

Старший школьный возраст. Старший школьный возраст (15-17 лет) именуется как юношеский возраст и является ответственным этапом развития в жизни школьника. Считается, что к началу юношеского возраста основные физиологические системы уже созрели. Однако данные, полученные в последнее время свидетельствует, что это далеко не так.

В том возрасте рост и развитие организма продолжается, отличаясь от предыдущих периодов новыми особенностями. Так, рост тела в длину замедляется и явно преобладает рост в ширину. Более четкими становятся половые различия. К 17-18 годам фактически завершается не только рост, но и окостенение костей (полное же завершение окостенения фаланг пальцев ног, костей таза завершается в 20-25 лет). В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает успешно развиваться и может выдерживать значительные нагрузки к этому возрасту. Завершается окостенение стопы, кисти.

Мышцы по своему составу, строению, свойствам приближаются к мышцам взрослых. Опорно-двигательный аппарат может выдерживать значительные статические напряжения и выполняет довольно длительную работу. Развитие мышечной системы происходит за счет роста диаметра мышечного волокна. Все отчетливее наблюдается прирост мышечной массы. У девушек больше происходит больший прирост в массе тела, чем развитие силы мышц. Мышцы же юношей эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их способность к сокращению и раслаблению достаточно велика.

В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется анализаторно-синтетическая деятельность коры головного мозга. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает преобладать над торможением.

У старших школьников заметно повышается работоспособность, более экономичными становятся кислородные деления при физических нагрузках. Заметно увеличивается возможность организма работать в долг, т.е. повышается анаэробная производительность. Кислородный долг, при котором старшие школьники прекращают работу, приближаясь к уровню взрослых.

МПК (анаэробные возможности) у юношей повышается неравномерно. В период с 15 до 16 лет наблюдается отчетливый рост МПК, правда, не такой большой как в 13-14 лет, а после 16 лет мало заметный. А у девушек уже после 14 лет наблюдается определенная стабилизация МПК, а его относительная величина даже может уменьшаться, что происходит за счет роста жировой ткани. Относительная величина МПК практически приближается к уровню взрослых, в 15-17 лет она равна 65-75 мл/ат/м (у средних школьников 56 мл/ат/м).

У старших школьников сопротивляемость организма различным факторам внешней среды понижена, иммунологические, адаптационные механизмы несовершенны. Это диктует необходимость проведения специальных мероприятий закаливающего характера, особенно с юными спортсменами, т.к. большие нагрузки, вызывая известную напряженность в деятельности органов и систем, могут при неблагоприятных условиях привести к снижению сопротивляемости организма. Например, преобладание на уроках нагрузок, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств, способствует общему повышению двигательной подготовленности, но не развивается аэробные возможности организма. Напротив, нагрузки на выносливость дают положительный эффект в развитии аэробных возможностей, но мало влияют на развитие других двигательных качеств. Только комплексное развитие, направленное на всестороннее. В нем подробно описывается каждый этап школьного возраста, начиная с момента наступления школьной зрелости, именно тогда, когда двигательная активность играет наиважнейшую роль в совершенствовании растущего организма.

Совершенствование двигательных качеств, приводит к оптимальному соотношению различных сторон физических возможностей старшеклассников.

В старшем школьном возрасте продолжается структурное созревание коры больших полушарий: усложняется ансамблевая организация ее нервных элементов, увеличивается концентрация нуклеиновых кислот в клетках головного мозга расширяются метаболические возможности нейронов. Результаты электрофизиологических исследований свидетельствуют что, к 17 годам совершенствуются механизмы функциональной организации мозга как в покое, так и при разных формах умственной деятельности. Увеличивается роль лобных областей коры в восприятии внешней информации, происходит специализация полушарий в этом процессе: на этапе анализа физических характеристик сигнала преобладает правое полушарие, их классификация осуществляется с преимущественным участием лобных отрезков левого полушария. Специализация структур мозга в восприятии обеспечивает более быстрое и точное реагирование на воздействия внешней среды. В юношеском возрасте формируются характерные для взрослого человека межполушарные отношения при умственной деятельности: правое полушарие преимущественно активизируется при зрительно-пространственной деятельности, а левое при речевой и абстрактной. Наряду с этим усиливается роль межполушарного взаимодействия.

Продолжает в этом возрасте развиваться и сердечно- сосудистая система. У 16-17 летних юношей объем сердца в среднем составляет 720 мл., а 18 летнем достигает размеров сердца взрослых. К этому времени и соотношение толщины стенки левого и правого желудочков становится таким же, как и у взрослых (2,5:I). Особенно ярко выражены половые различия в величине сердца: у девочек дальнейший рост сердечных мышц происходит двумя годами раньше. Абсолютная и относительная величина МОК, а также величина СО приближается к величинам, характерным для взрослых. Так, у 17 летних МОК равен 4л/мл., СО – 60 мл.

Из-за продолжающегося повышения тонуса блуждающего нерва ЧСС в покое достигает показателей взрослых. Следует подчеркнуть, что во всех возрастных группах, особенно старших, сердечный ритм девушек заметно чаще, чем у юношей. Повышается АД, однако, у юношей повышение его происходит постепенно, а у девушек слегка волнообразно, с наибольшим перерастанием в 15 лет. Поэтому в этом возрасте как систолическое, так и диастолическое давление у девушек выше. В 16-17 лет эти различия сглаживаются. В 18 лет уровень диастолического давления становится выше у юношей чем у девушек. Следует также учитывать ряд факторов, влияющих на величину АД: прежде всего АД зависит от телосложения – оно выше у гиперстеников. Кроме того, чем выше уровень физического развития и степень полового созревания, тем выше АД. У старших школьников, как и у детей среднего школьного возраста может возникать юношеская гипертония (СД более 140 мл. рт. ст.), которая связана в первую очередь с повышением сосудистого тонуса, обусловленным гормональной гиперфункцией в сочетании с другими неблагоприятными факторами. Максимальное увеличение ЧСС у юношей достигается при большей мощности работать, чем у подростков.

В старшем школьном возрасте возникают трудности, связанные с интенсивностью учебной нагрузки и эмоциональным напряжением, неизбежным в период выбора профессии и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.

Большая умственная нагрузка, чрезмерный порой объем учебных заданий приводят к тому, что в этот столь важный для формирования здорового тела и образа жизни период развития двигательная активность юношей и особенно девушек неуклонно снижается, что чревато многими отрицательными последствиями для их здоровья в дальнейшем. Недостаточная отработанность механизмов физиологической регуляции вегетативных функций, отсутствие навыка в их тренировке – прямая дорога к раннему развитию патологических сдвигов в обмене веществ, сердечно-сосудистой, иммунной системах организма. Высокая заболеваемость взрослого населения – во многом следствие недостаточного внимания к физическому развитию юношей.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Социльная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущий вид деятельности
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Основы учебной деятельности закладываюся именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину):
1. Мотивация.
2. Учебная задача.
3. Учебные операции.
4. Контроль и оценка.

Мотивы учения:
познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);
социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е.Сапоговой).
Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.
В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
РЕЧЬ
Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка.
В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).
МЫШЛЕНИЕ
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).
В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
ПАМЯТЬ
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.
ВНИМАНИЕ
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.
Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).
В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).
САМОСОЗНАНИЕ
Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.
Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Переход ребенка в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с дру­гими людьми.

Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности.

Физиологические особенности младшего школьника:

û замедляется рост, заметно увеличивается вес;

û скелет подвергается окостенению;

û интенсивно развивается мышечная система;

û появляется способность выполнять тонкие движения;

û все ткани находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис­тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры.

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотно­шение процессов возбуждения и торможения: процесс торможе­ния становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степе­ни возбудимы.

Повышается точность работы органов чувств.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учи­теля постепенно приучают школьников целенаправленно слу­шать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференци­рующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функ­циями и, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответст­венности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня по­нимания причинно-следственных связей. Исследования пока­зали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, ме­тодики организации познавательной деятельности можно по­лучить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.


Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Сло­варный запас нынешних четвероклассников насчитывает при­мерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего, в приобретении исключительно важ­ного умения устно и письменно излагать свои мысли. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики; его мозг обладает такой пластичностью, которая по­зволяет ему легко справляться с задачами дословного запоми­нания.

Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самокон­троля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рацио­нальной организации учебного труда.

Младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу. Начало школьного обучения совпадает с периодом второго физиологического кризиса. В организме семилетнего ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Таким образом, кардинальные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма.

На протяжении младшего школьного возраста происходят значительные изменения и в психическом развитии ребенка. Качественные изменения заключаются в том, что преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со взрослыми и сверстниками. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

· рефлексия, анализ, внутренний план действия;

· развитие нового познавательного отношения к действительности;

· ориентация на группу сверстников.

Учебная деятельность является ведущей для младшего школьника. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка, так и отдельных психических процессов. Отношение к себе, к другим людям, к миру, к обществу формируется в учебной деятельности младшего школьника, но и, что самое главное, эти отношения реализуются в основном через нее как отношение к содержанию, методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

Становление полноценной учебной деятельности, формирование у школьника умения учиться являются самостоятельными задачами школьного обучения. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, и по форме осуществления, складывается у ребенка не сразу. Для полноценного формирования учебной деятельности младшего школьника требуется овладение всеми ее компонентами:

· учебной мотивацией;

· выделением и решением учебных задач;

· учебными действиями;

· контролем;

· оценкой.

Критерием овладения компонентами учебной деятельности младшим школьником может служить возникновение позиции учащегося . Это новый тип отношения младшего школьника к учению, который делает его субъектом учебной деятельности. Становлению младшего школьника как субъекта учебной деятельности способствует овладение им новыми способами анализа, синтеза, обобщения, классификации в процессе учебной деятельности. Младший школьник сам развивается и формируется в ней как субъект.

Еще одно условие становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности выделяет Г. А. Цукерман. Она пишет, что проект нормального развития младшего школьника может быть выражен словами: «Умею и хочу учиться». Это произойдет, если учебная деятельность будет не только строиться на взаимодействии со взрослым (учителем), сверстниками, но и с самим собой. Для этого необходимо, по мнению Г. А. Цукерман, придерживаться двух принципов:

† обучение детей предельно дифференцированной самооценке;

† предоставление ребенку возможно большего количества равно достойных выборов аспекта оценок.

Главный выбор, который должен научиться делать субъект учебной деятельности – это выбор собственной содержательной точки зрения.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в ра­зумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.

Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслу­живания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых макси­мально проявляются инициативность, самодеятельность, со­ревновательность самих ребят.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, же­лание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига­тельную активность - все это должно удовлетворяться в ра­зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

В детском развитии проявляется общее и особенное:

общее свойственно всем детям определенного возраста;

особенное отличает отдельного ребенка. Особенное еще назы­вают индивидуальным , а ребенка с ярко выраженным особен­ным − индивидуальностью .

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллекту­альных, волевых, моральных, социальных и других черт, кото­рые заметно отличают данного ребенка от других детей.

Индивидуальность выражается в конкретных особенностях (от­личиях). Возникновение их связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной дея­тельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств.

К индивидуальным особенностям относятся:

ü ощущения,

ü восприятие,

ü мышление,

ü память,

ü воображение,

ü интересы,

ü склонности,

ü способности,

ü темперамент,

ü характер.

Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех ка­честв.

В процессе воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей для достижения воспитательных целей.

Индивидуальный подход − принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе достигает­ся педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, осно­ванное на знании его черт личности и условий жизни.

В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников педагог:

Создает себе ясное представление о характере каждого из уча­щихся, его интересах и способностях, о влиянии на него семьи и ближайшего окружения;

Получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственные педагогические задачи, направленные на преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются дети

«трудные»,

Малоспособные,

С задержкой развития,

Высокоодаренные,

Вундеркинды.

Индивидуальный подход является одним из принципов гума­нистической педагогики.

Вопросы и задания

1. Назовите физиологические особенности ребенка младшего школьного возраста.

2. Охарактеризуйте основные психические процессы младшего школьника.

3. Какими компонентами учебной деятельности необходимо овладеть младшему школьнику?