Если волнуешься перед выступлением. Как убрать волнение перед выступлением
Нелегко готовиться к важным презентациям. Вы понимаете, что перед вами огромный риск, и хотите все сделать, как надо. Из-за этого появляется беспокойство и страх, который даже может вас парализовать. Как можно успокоить нервы в этом случае?
Признайте страх и переосмыслите его
Кадр из мультфильма «Кунг-фу панда»
Для начала нужно признать, что нервничать и беспокоиться перед важной презентацией вполне естественно. В рискованной ситуации у вас срабатывает природный инстинкт «бей или беги». Просто поймайте себя на этом ощущении и признайте, что дискомфорт неотъемлемая часть игры.
Стоит вам признать свое состояние, как вы сможете его переосмыслить - и тогда справитесь со страхом.
Вот что рекомендует Бет Левин, автор книги об уроках лидерства в мире спорта: «Подумайте о спортсмене, который собирается впервые принять участие в чемпионате мира. Конечно, он будет волноваться, но он не станет бояться и воспринимать ситуацию, как обязательство. Для него такое событие будет грандиозной возможностью, за которую ему не терпится ухватиться. А нервное состояние лишь напоминает о том, что ему действительно важен этот матч».
Обратитесь к своему телу
Изображение: Giphy
Когда нас охватывает беспокойство, мы как будто выпадаем из реальности и застреваем в череде тревожных мыслей: а вдруг у меня не получится? Вдруг что-то пойдет не так? Что обо мне подумают?
В такой ситуации может помочь осознание физических признаков тревоги: учащенное сердцебиение, резкое дыхание, тяжесть в груди, потливость и дрожь в голосе. Заметьте их и сделайте глубокий вдох, чтобы привести себя в чувство. Посмотрите на то, что вас окружает. Потрогайте что-нибудь, например, стол или переключатель. Перенесите вес своего тела на пальцы ног или стопу.
Ваше тело может помочь вам успокоить нервы следующим образом:
Не забывайте про основы. Перед важным выступлением вы должны хорошо выспаться, употребить достаточное количество воды и следить за уровнем кофеина, чтобы ваше сердце не стучало слишком быстро. Не забудьте плотно поесть, чтобы не выступать голодным.
Выберите сильную позу. Исследования показали, что находясь в сильной позе (например, руки на талии, ноги врозь), человек чувствует больше уверенности. Некоторые ученые считают , что поза даже оказывает влияние на гормональном уровне (хотя эту теорию многие подвергали сомнениям). Даже если уверенные позы всего лишь оказывают эффект плацебо, многие люди утверждают , что они помогают набраться решительности перед важным выступлением.
Сместите свой центр тяжести. Выпрямитесь и сделайте глубокий вдох. Представьте, что внутри вашего живота находится тяжелый свинцовый шарик. Почувствуйте его вес и прочность. Пусть лучше тяжесть будет там, чем в голове или груди.
Привыкните к месту. По возможности придите в комнату для выступления пораньше и представьте, что она принадлежит вам. Обойдите ее, проверьте оборудование и осмотрите размер помещения. Подумайте о том, с какой громкостью и выражением вам нужно будет говорить, какие жесты делать.
Обязательно подготовьтесь к началу выступления
Хорошая подготовка поможет уменьшить беспокойство. Постарайтесь найти время, чтобы собраться с мыслями, выбрать лучшее направление речи и выделить основные моменты выступления. Не забывайте, что нужно уделить время не только подготовке слайдов, но и тому, что вы будете говорить - большинство выступающих, к сожалению, слишком зацикливаются на первом. Практикуйте переходы в речи (но не перестарайтесь, иначе выступление будет звучать слишком заученным). В первую очередь подготовьте и отрепетируйте начало вашей презентации, а дальше все пойдет само собой.
Вот что говорит по этому поводу Левин: «Нервный выброс адреналина рассеивается примерно через две минуты. Начните речь с каких-нибудь позитивных или неожиданных слов, которые зададут тон презентации».
Однажды Левин работала с топ-менеджером, которому нужно было подготовить ряд корпоративных видеороликов для сотрудников. Он очень сильно волновался. Левин посоветовала ему начать выступление с улыбки и какой-нибудь позитивной и естественной фразы, вроде: «Мне нравится находиться в этой компании и то, чем мы занимаемся каждый день». Так он смог расслабиться и с легкостью записать остальную часть видео.
Если вы выступаете перед аудиторией вживую, отнимите у ваших слушателей немного времени, чтобы справиться со своими эмоциями в начале презентации.
Попробуйте опросить аудиторию. Спросите, сколько человек в зале работает в компании уже более 10 лет и попросите их поднять руки. Или же спросите кого-нибудь из зала, почему их интересует рассматриваемый вопрос.
Если вы делаете бизнес-презентацию, изложите основной план выступления и скажите что-нибудь вроде: «Сегодня мы расскажем вам об x, y и z - считаете ли вы, что нам нужно обсудить именно эти темы, или чего-то не хватает?».
Перед началом выступления разогрейте ваши голосовые связки, особенно если вы по своей природе интроверт. Поболтайте с баристой в кофейне или спросите у коллеги, как проходит его день.
Контролируйте свои нервы во время выступления
Но как же успокоить себя, если прямо во время презентации вы начали ощущать беспокойство и неуверенность?
Левин советует следующее: «Даже если вы ошиблись, продолжайте выступление. Аудитория ждет от вас хорошей и успешной презентации. Ведь вас выбрали для этого дела. Пусть даже вас трясет изнутри, публика этого не знает».
То же самое касается и безэмоциональной аудитории.
«Помните, что то, что вы принимаете за угрюмую физиономию, может оказаться обычным выражением сосредоточенности. Вы не можете прочитать мысли вашей публики», - считает Левин.
Если вы боитесь, что на презентации вам могут задать вопрос, на который вы не знаете ответа, лучше заранее составить список возможных вопросов. Лучше иметь под рукой несколько вариантов ответов на случай, если вас спросят о чем-то, насчет чего вы не уверены. Вот некоторые из них:
«Хороший вопрос. Пока я не могу на него ответить, но обязательно сообщу вам, если что-то узнаю».
«Мои инстинкты подсказывают мне, что x. Давайте я поговорю об этом с моей командой в течение недели и пришлю вам развернутый ответ».
Передайте вопрос кому-нибудь другому или обратитесь к аудитории: «Давайте мы обсудим это с группой - у кого-нибудь есть идеи на этот счет?».
На самом деле, никто не может знать заранее, как пройдет выступление. Помимо принятия своего беспокойства и подготовки к презентации, очень важно оценить потом вашу презентацию. Что удалось, а над чем еще можно было поработать? Какой поход и методы подготовки помогли вам лучше всего? Какие техники лучше использовать в следующий раз? Анализируя свое выступление, мы улучшаем навыки общения и восприятие себя в качестве оратора и искусного собеседника.
Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.
Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).
Каждому артисту нужно научиться готовить себя к выступлению, научиться легко входить в – такое состояние, при котором страх и волнение не портят выступления . В этом ему помогут как долгосрочные, постоянные меры (например, спортивные тренировки), так и конкретные локальные меры , к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену (например, особый режим концертного дня).
Физическая активность для общего тонуса артиста
В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо : подойдут такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.
Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.
Как побороть волнение перед выступлением?
Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!
Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии
Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.
Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько!
Упражнение 2. Ролевая подготовка
При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте!
Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.
Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи , внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).
Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт ! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться . Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив !
Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
Что делать непосредственно перед выходом на сцену?
Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться : расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку . До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь).
Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд ! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь . Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам!
У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.
Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.
Шаги
Как справиться со страхом сцены в день выступления
- Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
- Съешьте банан перед выступлением. Это уймет неприятное чувство тошноты в животе.
- Пожуйте жвачку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
- Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
-
Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.
Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:
Общие способы борьбы со страхом сцены
- Глядите не в пол, а перед собой.
- Не сутультесь.
-
Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.
- Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
-
Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.
Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.
Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.
Как справиться со страхом сцены, если вы актер
- Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
- Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
-
Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.
- Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
- Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вы можете знать роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
-
Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.
-
Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.
- Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Если вы знаете, как вы выглядите и как держитесь в роли, то на сцене вам будет спокойнее.
- Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
- Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
-
Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!
- Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
- Не надо теряться, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.
- Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
- Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
- Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
- Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
- Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
- Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
- Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
- Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
- Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
- Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
- Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
- Нет ничего плохого в том, чтобы сперва отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.
- Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
- Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
- Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
- Сходите в туалет до выступления, а не после!
- Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же, после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на “после выступления”.
Предупреждения
Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.
Живало-бывало, а и жил на белом свете Мастер. Какой такой? Мастер дела. Каково то дело было – не ведаем. Мноооого он знал – был настоящий умелец… Ах, да! Он работал в кузнице.
- Значит был кузнецом?
- Да! Слава шла по всей округе, мол, подковать может любую животину какую, даж блоху.
- Ого, блоху!
И собралась вкруг того Мастера толпа учеников: «Расскажи да расскажи, дяденька, как ты блоху подковал?!»
Приосанился Мастер гордо. Руки обтер тряпицей чумазой, обхватил рукой бороду и занял позицию поучателя. Обвел всех взглядом…. Увидел множество глаз, любопытных и просящих, интересующихся и пытательных… и оторопел слегка: сколько же вас! Вдохнул еще раз – воздуха не хватает. Желается сказать, да голос дрожит. Ноги будто ватными стали. Ответственность-то какая! Не дай Бог оплошать да не то рассказать! Потом ведь разнесут по всему белу свету!...
СТОП! Дружище рассказчик, давай на время оставим бедного Мастера в покое и обратимся к слушателям…
Знакомая ситуация, не правда ли?
В своем деле мы с вами часто можем подковать любую блоху – но рассказать об этом на публике – Боже упаси! Пусть лучше идет кто-то другой.
Ага. И кто-то другой вместо вас стяжает славу, деньги, успех.
Не надоело? Пора подковать свой страх вместе с Мастером!
10 простых приемов для снижения волнения
Работаем с телом
Прием 1. Отпусти блоху.
Давайте ответим на несколько вопросов:
Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?
Да-да, примерно так: где-то в горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: здесь не до убедительности. Мы очень часто слышим такие фразы: борись, побеждай, преодолевай!
Друзья, кто сказал, что нужно бороться со страхом? Приводит ли к положительным последствиям борьба с вредными привычками? Например, ты проявляешь силу воли, гордо всем объявляешь, что тебе хватит терпения и усердия. И часто срываешься. Не просто часто. Постоянно.
То же самое и со страхом: если держаться на одной силе воли, бороться с ним, запрещать себе волноваться, держать СЕБЯ В КУЛАКЕ – и все под полным контролем – на это уйдет неизмеримо больше сил и нервов, чем если просто освоить свой страх. Познакомиться с ним. Описать его и мысленно поприветствовать («Эй, привет, блоха! Ты совсем маленькая, хоть и неприятная!»). И не бороться, а просто отпустить.
Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?
Прием № 2. Стряхни блоху.
Вспоминай: страх сидит в животе. Забирается за шиворот. Пробегает по ногам. Тонкой струночкой дрожит в спине. Бррр! Даешь физическую встряску! Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть.
Прием № 3. Добавь энергии.
Но страху маловато. Он бежит по коже, предательски холодя кожу, создавая вокруг атмосферу сгустившегося напряжения. Что делать? Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!
Прием № 4. Дыши свободно.
Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. С телом все окей, он берется за дыхание… Но не тут-то было – мы противимся самым обычным способом = по-детски «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком».
Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз.
Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.
Словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.
Управляем эмоциями
Прием №5. Позитивная фраза.
Я смогу!
Я сделаю это!
Я самый лучший!
У меня все получится!
Харизматичный оратор – это я! (как себя не похвалить?)
У всех получается. Я что, рыжий? (тереблю конкурентную жилку)
Соберись, тряпка! (можно и пожестче)
Все будут мне аплодировать!
Крылатые фразы:
Смелым судьба помогает.
Счастье всегда на стороне отважного.
Строчки из песен:
Я пью до дна за тех, кто в море! За тех, кого любит волна! За тех , кому повезет !
We are the champions, my friend!
Такие внутренние фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него. Название аффирмация как нельзя лучше отражает суть приема: toaffirm по-английски означает «утверждать». Эти позитивные утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще! Создайте копилку лучших для себя!
Прием №6. Позитивный жест.
В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест.
Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!
Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!
Вот некоторые идеи подобных.
Рубануть рукой воздух как шашкой.
Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).
криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.
Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!
Прием №7. Улыбка.
Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.
Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!
Конечно, скажет читатель, вам-то легко, у вас вон какой опыт выступлений. А мне-то чего смеяться? Но с чего-то стоит начать, например, с улыбки! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.
Однажды в аэропорту ко мне подошел мужчина и сказал, что всю дорогу наблюдает за моими эмоциями. Он был поражен тем, что я все время приветливо улыбаюсь. «Буду брать с вас пример!» - буркнул он, расплылся в бодрой улыбище и был таков. Меня задумало над тем, что я даже не контролирую процесс – хорошее настроение приходит с каждым новым днем. И, конечно, с каждым новым публичным выступлением!
Подключаем воображение
Прием № 8. Перепиши сценарий в +
Я вышел на сцену. Все в удивлении осмотрели мой внешний вид. Критически прикинув, что костюм на мне из коллекции прошлого сезона, к тому же не самой дорогой. Скептически прищурили глаза. Начали перешептываться, когда я произнес первую фразу. Кто-то явно зевал, кто-то откровенно болтал по телефону, кто-то выкрикивал грубости из зала. В середине выступления мне стали задавать сбивающие с толку вопросы, неуместные и невнятно сформулированные, а затем и вовсе гуськом потянулись из зала разочарованные…
Неприятно? Так зачем рисовать в голове самые худшие сценарии выступления? Ой, все будет плохо, текст забуду, бумаги растеряю, на вопросы не отвечу!
Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с ног на голову.
Теперь будем рисовать только радужные картинки:
Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!
Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену… ) и будущем (Я выйду на сцену… ), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену.
Прием № 9. Смени фокус внимания
Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации? Смотришь на зал – и встречаешься взглядом с тем самым «трудным» слушателем, которому все равно. Позевывает, смотрит на часы, руки скрестил на груди… Неопытные ораторы продолжают смотреть именно на это лицо, высасывающее из них энергию.
Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления.
Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.
Прием 10. Измени значимость.
Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и т.д.)».
Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми».
Мы боимся самого выступления, ибо: «Это тааааааакое важное-важное-важное-важное-важное-важное событие для меня!». Точно.
И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому как завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою.
Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.
Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу в зал – и ВСЕ меня слушают ооочень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!
Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Скорее всего дети. В 100% случаев на всех проводимых мной тренингах люди дают этот вариант. Дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. В каждом из нас, самом серьезном и бизнесовом, лощеном и дорогом, упитанном или стройном – живет ребенок! Используем этот образ и впредь не будем бояться публики!
И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!
Когда меня вопрошают о роде занятий, мой ответ всегда таков: «Я помогаю людям получать удовольствие…» Пауза тянется секунды три. Фраза интригует и вызывает интерес, после чего я скромно добавляю «…на сцене».
Поэтому наша с вами задача, Мастер, подковать блоху. Обуздать свой страх. И наконец ПОЛУЧАТЬ КАЙФ НА СЦЕНЕ.
Итоги. Как подковать блоху
1. Знакомство со страхом.
2. Физическая встряска.
3. Энергетическая зарядка.
4. Работа с дыханием.
5. Позитивная фраза.
6. Позитивный жест.
7. Улыбка.
8. Позитивный сценарий.
9. Смена фокуса внимания.
«Как не волноваться перед выступлением на публике?» - это довольно актуальный вопрос для людей многих профессий и возрастов. Впервые мы сталкиваемся с подобной проблемой ещё в школе, вузе или на работе. И если в процессе учёбы страх выступлений перед одноклассниками доставлял всего лишь дискомфорт, то задания от начальства, где необходимо донесение определённой информации до профессионалов, вообще могли ввести человека в ступор.
Но на самом деле боязнь презентаций перед публикой - то, от чего можно избавиться. Ниже мы подробно расскажем вам о том, как перестать волноваться перед выступлением. Итак, приступим.
Причины боязни публичных выступлений. Детские фобии
На сцене волнение бывает разным. Но многие люди впадают примерно в одинаковое состояние, которое довольно трудно побороть: зрители превращаются в пугающую толпу, голос звучит как не свой, пересыхает во рту, трясутся коленки и руки. Чтобы понять, как не волноваться перед выступлением и преодолеть страх, нужно выяснить причины его возникновения.
Первая из них зарождается ещё в детстве и является самой недооценённой. Когда маленький ребёнок впервые громко заговаривает в публичном месте, то один из родителей заставляет его замолчать. В последующем это преобразуется в фобию и человек на подсознательном уровне начинает бояться громкого изложения своих мыслей перед аудиторией.
Когда голос у спикера зажимается, то это вызывает волнение и в итоге приводит к страху. Масла в огонь вполне могут добавить школьные учителя, которые принижают умения, и одноклассники, способные легко задеть чувства выступающего, не задумываясь о последствиях. Всё это провоцирует появление социальных фобий и страха перед выступлениями на сцене.
Боязнь социума
Вторая причина, по которой мы не можем сделать свою публичную речь бесстрашной, кроется в психологической составляющей страха. Раньше он был синонимом такого слова, как опасность. Подошёл к краю пропасти - испугался и отошёл, почувствовал холод - сразу занялся поисками источника тепла. Под действием ежедневных стрессов - учёбы, работы, политических и экономических потрясений в социуме - инстинкт самосохранения существенно изменился. Вследствие этого люди начинают волноваться в неоправданных ситуациях, в том числе во время публичных выступлений. Есть несколько причин, пробуждающих в них данный страх:
- Плохое владение информацией, которая необходима для выступления.
- Боязнь оговориться или сказать глупость.
- Уверенность в том, что слушатели будут пристально следить за выступлением и оценивать его в негативном ключе.
- Боязнь людей из-за низкого уровня социальной активности.
Агорафобия
Это последняя причина появления страха выступления перед аудиторией. Также она известна как В отличие от упомянутой выше боязни людей, этот страх намного глубже. Некоторые даже не осознают, что страдают подобным видом фобии.
Проявить себя
Разобравшись с тем, по какой причине появилась фобия к публичным выступлениям, необходимо убедить себя в том, что данного страха не существует и переживать не стоит.
Люди, которые знают, как не волноваться перед выступлением, осознали одну важную вещь. Для них публичная речь - это возможность проявить лучшие стороны и оценить собственные навыки работы со слушателями. Это очень важно! Особенно для специалистов, чья деятельность связана с коммуникациями. В этом случае при плохо развитых навыках общения у них ухудшается настроение, появляется дискомфорт, падает производительность и т. д.
Польза выступлений
Бесстрашная речь на сцене является ключом к уверенности в себе. Если тренировать навыки с помощью изложения мыслей перед аудиторией, то вскоре они станут автоматическими. Со временем исчезнет и дискомфорт при общении с людьми. Какие же полезные аспекты можно получить, выступая публично? Ниже мы их перечислим:
- При правильной методике подготовки к докладам через какое-то время грамотность речи будет повышаться.
- На студенческих саммитах или рабочих конференциях бывают деловые и влиятельные люди. Они услышат вашу речь и, вполне вероятно, сделают в будущем выгодные предложения.
- В процессе подготовки можно существенно расширить свои знания, которые связаны с темой выступления.
- Опыт общения даже с небольшой аудиторией помогает развивать коммуникативные навыки.
Как не волноваться перед выступлением на сцене и побороть страх
Конечно, можно убедить себя в том, что произнесение речи перед людьми полезно. Фобия немного отступит, но сам страх никуда не пропадёт. Не стоит с ним бороться. Он должен присутствовать, чтобы аудитория получила от спикера отдачу. Только вот страх необходимо контролировать и знать надёжные способы его преодоления. Ведь если сильно нервничать, то доклад будет испорчен. Ниже мы приведем несколько советов, которые помогут справиться с боязнью выступлений.
1. Репетиция
Уделите достаточное количество времени подготовке к речи. Нужно чётко понимать, что говоришь, и никогда не доводить знание текста до полного автоматизма. В этом случае можно легко его забыть, как только возникнет стресс. Необходимо досконально изучить тему выступления и проникнуться сутью для лучшего понимания. Кроме того, надо иметь представление о том, как преподнести текст публике. Спикеры, которые знают, как не волноваться перед выступлением, обязательно прорабатывают данный аспект. Они понимают, насколько важна репетиция каждого шага публичной речи. Именно так к оратору и приходит уверенность на сцене. Существует условное правило: на одну минуту выступления затрачивается час репетиции.
2. Чёткость речи
3. Актуальность темы
Нужно заранее узнать состав аудитории и выяснить, какая информация их заинтересует. Также стоит подумать о том, как вовлечь зрителей в процесс выступления. Ведь любая тема легко освещается с разных ракурсов и можно выбрать именно тот, что будет актуален для аудитории. Поэтому лучше предварительно попросить у организаторов выступления списки гостей и изучить сферы их деятельности. А дальше всё просто - нужно связать свою тему с их работой, сформулировав главные тезисы доклада.
4. Разговор с аудиторией
Чтобы создать для себя и зрителей комфортную атмосферу, можно завести диалог перед началом публичной речи, поговорить с присутствующими на отвлечённые темы. После с аудиторией стоит плавно перейти к своему докладу. Это поможет избавиться от волнения. Да и зрители станут намного раскованнее.
5. Смещение фокуса внимания
Находясь на сцене, надо спросить себя: «Для чего я здесь стою?» Волнение появляется как раз тогда, когда спикер обращает внимание на себя, то есть думает, как он выглядит, как звучит его голос и т. д. От подобных мыслей стоит избавляться. Ведь оратор выходит на сцену не для того, чтобы а для того, чтобы донести до аудитории полезную информацию. Подобная установка поможет преодолеть беспочвенную фобию.
Как не волноваться перед выступлением и держаться уверенно
Бывает так, что применить перечисленные выше советы не получается из-за слишком близкой даты мероприятия. При этом фобия может не давать человеку покоя. Если нельзя от неё избавиться, то стоит воспользоваться следующими приёмами:
- Просто расслабьтесь. Это один из первых советов от опытных спикеров тем новичкам, которые задаются вопросом: «Что делать, если я очень волнуюсь перед выступлением?» Когда тело напряжено, хочется сжаться и не быть центром внимания. Поэтому необходимо расслабиться, чтобы не подкреплять физическим напряжением психологический дискомфорт.
- Во время выступления поза должна внушать уверенность : прямая спина, открытая позиция, обе ноги стоят на полу. Опорную ногу лучше выдвинуть немного вперёд для максимальной устойчивости. Такая поза обеспечит оптимальную циркуляцию крови, которая доставить в мозг больше кислорода, снизив тем самым волнение.
- Чтобы вывести организм из состояния стресса, нужно нормализовать дыхание. Для этого надо сделать вдох, досчитать до четырёх и резко выдохнуть. И так десять раз подряд.
- Если голос во время выступления часто срывается от волнения, то стоит заблаговременно сделать речевую гимнастику: произносить речь, не открывая рта, проговаривая буквы как можно чётче и выразительнее. Данное упражнение поможет расслабить мышцы гортани и лица, а также справиться с волнением. Обязательно возьмите с собой воду. Возможно, в самый неподходящий момент пропадёт голос и придётся прервать выступление.
- Если во время публичной речи в коленях появилась дрожь, то мысленно направьте на них внимание. Можно и обмануть мозг, осознанно заставив коленки трястись. После этого обычно дрожь прекращается.
- Чтобы поддерживать со слушателями контакт, обязательно смотрите им в глаза. Так вы покажете, что публичная речь направлена на их отдачу и интерес.
- При допущении ошибки во время доклада оптимальным решением будет продолжение выступления. Не надо акцентировать на ней внимание. Продолжайте речь, будто ничего не случилось. Ведь, помимо донесения информации, важно уметь сосредоточиться на главном. Поэтому, если лаконично опустить допущенную погрешность, то никто из аудитории её и не заметит.
Лекарства от страха
Многие начинающие спикеры задумываются о том, что выпить перед выступлением, чтобы не волноваться. Пожалуй, самым распространённым успокоительным является валериана. Но здесь больше работает психологический эффект. Поэтому мы не советуем пить какие-либо лекарства перед презентацией. Улучшайте свои коммуникативные навыки - и со временем страх исчезнет.
Заключение
Теперь вы знаете, перед выступлением на сцене. Обязательно воспользуйтесь полезными советами из этой статьи. Они помогут преодолеть страх, и бесстрашная речь перед слушателями станет вашей привычкой. После этого вы уже никогда не будете задаваться вопросом о том, что делать, если волнуешься перед выступлением. Впервые почувствовав уверенность перед аудиторией, вы поймёте, что имеющаяся фобия отступила, а жизнь стала намного раскрепощеннее и прекраснее.