Евангельская притча о безумном богаче. Рембрандт. Притча о неразумном богаче
А чтобы люди лучше поняли это, Господь сказал притчу о неразумном богаче.
У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он стал рассуждать сам с собою: «что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И, решив, сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю новые большие прежних, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись!»
Но Бог сказал ему: «безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (т. е. ты умрешь); кому же достанется то, что ты заготовил?»
Окончив эту притчу, Господь сказал: «так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет», т. е. так должно случиться с каждым человеком, который собирает богатство только для себя, для своих удобств и удовольствий, а не для Бога, т. е. не для добрых, угодных Богу дел — не помогает ближним и не облегчает их страдания. Придет смерть к человеку, и земное богатство его не принесет душе его на том свете, в будущей жизни, никакой пользы.
«Поэтому говорю вам» — сказал Спаситель, «не заботьтесь (чрезмерно) о том, что вам есть, что пить и во что одеваться. Душа больше пищи, и тело — одежды. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам», т. е. прежде всего заботьтесь о спасении души вашей исполнением заповедей Божиих, — проявляйте милосердие к ближним, сделайте душу свою праведною, достойною быть в Царстве Божием. Тогда все остальное, все, что требуется для тела вашего, для жизни земной, Господь пошлет вам.
(Лк. 12,16-21)
___________
Ныне читано Евангелие от святого Луки о безумном, самолюбивом богаче, который собирал только для себя и из своего богатства не уделял нуждающимся (Лк. 12,16-21). Это притча, поэтому смысл ее, очевидно, гораздо шире, чем представляется с первого раза, и под богатым человеком должно разуметь людей всякого чина, звания и состояния, наделенных от Бога всяким добром и довольством материальным, а не одних землевладельцев и людей податного состояния; равно и под хорошим урожаем поля должно разуметь не одни естественные, растительные продукты, т. е. пшеницу, рожь и прочее, а всякое материальное довольство: богатое наследство, большое жалованье, получаемое из государственной казны, богатые доходы, доставляемые каким- либо местом или должностью, прямые или косвенные, явные или тайные, хорошую прибыльную торговлю, хороший доход от отдачи внаем домов, прибыльное ремесло и прочее. Таким образом, эта притча, как сеть, захватывает собой весьма многих, и, словом сказать, всех тех, которые имеют хорошие средства к жизни.
Чего же от нас хочет и требует наш божественный Учитель — Господь Иисус Христос в этой притче? Хочет и требует от нас того, чтобы мы не сами только лично пользовались дарами Божиими к своему лишь удовольствию, для удовлетворения своих только животных потребностей, привычек, страстей и похотей, а делились, непременно делились своим добром по средствам с неимущими и нуждающимися, которых так много везде, потому что всякого рода материальное довольство Господь посылает нам не для нас одних, а в лице нас и для ближних наших. У тебя лежит множество даров Божиих, данных тебе сколько для тебя, столько и для общего блага, и они лежат без всякой пользы, и ты превращаешь источник благословения Божия в источник проклятия; ты ругаешься над благостью и щедротами Божиими, ты друг общего завистника и врага — диавола, ибо ты враг Богу и людям, потому что губишь многих своим жестокосердием. Эта истина, многим кажущаяся странной, так ясна, что говорит сама за себя, и человеку, прямо смотрящему на дело, не имеющему своих предвзятых мыслей и ложных убеждений, нет нужды ее объяснять и доказывать, ибо все мы, богатые, равно как и бедные, знатные и простые, образованные и необразованные, — все ближние друг другу, как происшедшие от одной крови, члены одной великой Божией семьи, члены если не одной Церкви, то одного государства, члены одного общего отечества, имеем одного царя — отца, пекущегося равно о благе всех своих подданных, для которого верх желаний есть то, чтобы все вообще были довольны и благосостоятельны, все трудились на пользу общества и каждый в свою собственную. Но крайнее самолюбие наше, по которому мы свое добро материальное привыкли считать исключительно своим, ложный взгляд на отношения наши к другим и строго судейский, односторонний взгляд на ближних наших, требующих нашей помощи, идут наперекор указанной истине, и многие, многие говорят: «Мое — только для меня и ни для кого больше, другим до него дела нет», хотя очевидно, что такое убеждение ложно и крайне негуманно, т. е. нечеловеколюбиво. Докажем на основании разума и слово Божия несостоятельность его и затем выведем заключение, что должно нам не для себя только собирать, а и в Бога богатеть, т. е. богатеть милосердием, правдой и вообще добрыми делами.
Во-первых, во всей природе, во всем видимом мире мы замечаем взаимность и общительность. Солнце с высоты небесной освещает, согревает и оживотворяет всю землю, всех тварей, им же несть числа; воздух проникает всех и все — мы все дышим и питаемся им каждую минуту; ветры, попеременно дующие со всех сторон, производят в разных местах благодетельную перемену воздуха, очищают, оздоровляют его; реки, орошая разные местности, по коим они протекают, приносят людям и животным многоразличную пользу. Пчелы собирают с цветов благоухающий, здоровый и питательный сок, слагают его в соты и образуют мед, коим пользуются многие люди; шелковичный червь прядет коконы, или шелковые нити, и человек употребляет их па свои изделия. Люди паук и искусств, ремесел, земледельческого дела, торговли, промышленности делятся с другими людьми сокровищами своими; воинство полагает за веру, царя и отечество жизнь свою — всё и все находятся во взаимодействии и сообщительности. А вот у тебя лежат большие суммы денег, коих хватило бы на прокормление тысячи людей, — что в них пользы? Неужели только имущество, деньги, хлеб, одежда, жилища будут одним лишь нашим достоянием, и мы не будем им охотно делиться с нуждающимися братьями нашими? Помилуйте, братья мои, да это противно природе и разуму нашему. Как вся природа делится с нами своими сокровищами, богатствами, так и мы взаимно должны делиться друг с другом своим достоянием для блага общего.
Во-вторых, так как мы все, поелику христиане, составляем собой сочленение духовнаго тела Церкви, которой Глава — Иисус Христос, Кормчий, или Правитель, Дух Святой, то поэтому мы обязаны заботиться духовно и материально не о себе только, а и о других членах тела, по слову апостола Павла: Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены (1 Кор. 12, 26-27). Церковь и государство — живой организм, но в нем есть члены болезненные, малосильные, малоспособные или не имеющие труда и не могущие добыть его. Если же так, то как богатому не позаботиться о бедных — богатому всякого звания: духовному ли, купцу ли, человеку светского или военного звания, ученому или начальствующему во всяком звании или богатому ремесленнику? И в этом случае высшие или высокопоставленные лица, как более образованные, должны подавать собой пример низшим, по слову апостола: Должны есмы мы сильный немощи немощных носити, и не себе угождати (Рим. 15, 1). Если сильные, знатные, высокопоставленные лица или богатые будут только себе угождать, не заботясь о бедных и немощных, то что сделать могут в пользу их люди, хотя и с добрыми намерениями, желаниями, предприятиями, но несильные по власти и капиталу? Вот, например, у нас в Кронштадте есть бедное, непривилегированное сословие приписных мещан, у которых нет ни дела, ни денег, ни пищи, ни одежды, ни жилища, ни малейшего нравственного голоса к защите себя, но которые могли бы быть полезны, если бы люди, которые почтены властью, обратили на них отеческое внимание. Скажите, что с ними будет в конце концов, если не будут обращать на них внимания сильные во граде? Или они должны будут исчахнуть и преждевременно умереть от голода и холода, или они будут прибегать к противозаконным средствам приобретения, чтобы не умереть с голоду? И уж если знатным и богатым не угодно уделять им необходимое для жизни из житниц или из богатых сокровищниц своих, то по крайней мере нужно общими силами позаботиться о помещении их и о занятии их трудами по силам их, об общем содействии им. Ведь они тоже христиане, что и мы; подданные и дети того же государя, как и мы; члены того же общества, как и мы. Между тем они, члены наши, по какому-то странному нерадению и жестокосердию общества остаются доселе без всякого призрения.
О самолюбие, о гордость, о жестокосердие, о снедающая корысть надменных своим ложным просвещением людей! Что значит просвещение научное без любви христианской? Ничто. Мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19).
Смирись, кичливый ум, пред учением Евангелия и пред нищетой Христовой, сойди со своего пьедестала, стань пониже, подойди к этим бедным, коих Сам Христос не стыдится называть Своей братией, и протяни им руку помощи; не себе только собирай, не своим только прихотям удовлетворяй, а и в Бога богатей делами добрыми, которые и по смерти пойдут вслед за тобой. Итак, и природа, и разум, и слово Божие внушают нам быть общительными с ближними в своем имуществе, податливыми, без роптания, без скупости, охотно, с усердием, кротко и смиренно, благодушно помогать бедным, как братьям о Христе и как членам гражданского общества. Аминь.
В 26-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Евангельское чтение повествует всем православным о богатстве, об отношении к богатству и понимании, что такое богатство
С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
"Милосердный Господь дает нам возможность общения Церкви с народом. И сегодня никто не может сказать, что не знает о Боге, не слышал о Боге. Сегодня, конечно, есть и искаженные понимания проповеди. Потому что появляются плевелы на лоне Святой Церкви - , расколы, которые показывают человеку, как можно легко попасть в Царство Небесное.
Но легко попадают только в ад.
А для того, чтобы чего-то достичь, в любой сфере деятельности: науке, культуре, экономике, медицине - возникают определенные трудности перед человеком, и ему приходится преодолевать все проявления человеческого непонимания", - констатировал митрополит Павел.
Притча о безумном богаче
Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Притча о безумном богаче: толкование
Притча о неразумном богаче. Рембрандт. 1627
И вот в нынешнем Евангельском чтении Господь раскрывает нам факт из жизни одного человека. У одного богатого человека был хороший урожай на поле. Имея плодородные земли, он приобретал все больше и больше и, наконец, получил невиданный им доселе урожай. Всего было в изобилии.
И не человека в этом была заслуга, а Бог дает человеку и ждет, чтобы человек поделился этим урожаем с теми людьми, которые не могут заработать.
Но этот человек, потеряв покой и сон, рассуждает наедине сам с собою. "Есть такая пословица: "Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах". Господь посмеется, потому что в человеческой силе только лишь одно - покаяться, если сердце сокрушенно и смиренно. Ведь Господь видит все наши помышления и намерения, и порой от нашего выбора зависит наша участь земная и вечная", - отметил Владыка Павел.
И этот человек говорит себе, что некуда мне деть столь богатый урожай. Я сломаю житницы старые, построю новые, и соберу туда все - и хватит на многие годы, и буду вести роскошную жизнь.
"С одной стороны, если человек получил хороший урожай, он должен его сохранить, чтобы не пропал. Но с другой стороны, мы видим, как у этого человека, полного самодовольства, рождаются планы жить в довольстве и покое. Принимая такое решение, человек даже не помышляет, а чего же хочет в этот момент от него Бог? Ведь все, что мы называем своим урожаем, добром, плодами - все дается нам Богом в долг. И принадлежит это Богу, а мы должны только правильно распределить все, что имеем от Господа, и принести Ему благодарение за великие милости, что Он дает возможность радоваться нам и радовать этими плодами других. А человек из сегодняшней Евангельской истории прилагает все усилия, чтобы это добро досталось только ему на долгие годы. И это поведение и размышления являются безумными, потому как уверенность в долгих годах жизни, может закончиться в один момент", - напомнил настоятель лавры.
"Так бывает с людьми, которые богатеют не в Бога, а которые собирают все для себя, приготавливая себе путь вечных мук и страданий. Но еще большее безумие сказать своей душе: "Душа, покойся, ешь, пей, веселись". Если тело нужно напитать, одеть, обуть… А разве душе нужна подобная пища или золото с серебром? Душа человеческая питается делами милосердия, добром, правдой, пребывая в молитве к Господу, благодаря Его за великие милости. Богатство, которое этот человек собрал, казалось бы, на многие безбедные годы, в эту же ночь отнимется, и кому оно достанется? А что же будет с душой? Господь каждого встречает по делам его.
Очень важно понять смысл этой истории - собирание земных богатств заключается не в накоплении для себя, а самоотдаче другим.
И тогда в конце земной жизни такое богатство он сможет взять с собой, представ пред Господом", - подчеркнул Владыка Павел.
Притча о безумном богаче: актуальность в наши дни
Сегодня мы рассмотрим эту историю в обыденной жизни. Счастье человека не измеряется в денежном или материальном эквиваленте. Можно жить легко и весело, довольствуясь малым, а можно иметь всего в изобилии - и быть несчастным.
"Вообще людям всегда кажется, что им для счастья чего-то не хватает. Кому определенной суммы денег, кому славы, кому удачи… Каждому свое. И в этих ожиданиях проходит вся жизнь человека, который вместо того, чтобы наслаждаться каждым днем земной жизни во всех ее проявлениях, он ждет чего-то, кого-то, что-то. Человек так устроен: сколько не будет иметь - все будет мало. Сколько сегодня люди насобирали богатства разными путями праведными, неправедными. А сколько сегодня "оценщиков", которые пытаются оценить чьи-то доходы", - с сожалением отметил митрополит.
Владыка Павел еще раз подчеркнул, что мы должны, когда Господь дает нам какие-то богатства, очень мудро распределить: "Никто не говорит, чтобы вы отдали все, оставьте часть себе, для своих детей, дайте часть сиротам, вдовам, детским приютам. Отдайте часть на развитие культуры, медицины, социальной сферы. Пожертвуйте на строительство или украшение храмов - и будет непрестанная молитва. Потому что только через молитву, через добрые дела Господь соединяется с человеком".
"К сожалению, я знаю много примеров, когда родители, насобирав большое богатство, приобрели дома, дачи, яхты, машины, но не приобрели ничего ни для своей души, ни для своих детей. Сколько в роскоши безумной погибло из-за наркомании, пьянства, в авариях на дорогах. Деньги тратят просто так, на непристойное поведение, на то, чтобы погибнуть. И родители не задумываются, что они - это та бесплодная смоковница, которая приготовила плод не для Бога, а для мук и страданий в вечном мучении. К примеру, были богатые люди до революции 1917 года, они строили монастыри, храмы, они брали на свое попечение дома престарелых, сиротинцы, больницы и т.д., которым помогали. И их богатство, оно служило им в радость", - напомнил настоятель лавры.
Путь к счастью прост: делайте счастливыми других.Владыка Павел
"Счастье не измеряется килограммами золота, тысячами долларов. У него есть своя шкала измерений в духовной сердечной теплоте. Где теплота, там и счастье. Потому что нет ничего радостней, когда ты видишь, что твои средства идут на добрые дела. Тогда человек получает благодарение от человека, а вместе с тем от Бога, тогда благословен его род и род, благословенна его семья, благословенные его родные и близкие. Поэтому люди, которые имеют средства, богатейте в Бога, даже через неправедно приобретенное богатство. Ищите и имейте друзей, которые помогут вам войти в Царство Небесное", - призвал он.
Он привел в пример такую историю: в Африке жил один очень скупой и жестокосердный мытарь по имени Петр. Когда просили его нищие, он никогда не давал даже кусочка хлеба, в нем не было жалости и сострадания. Но в то же время не забывал о себе.
Однажды он вел осла, нагруженного хлебами для княжеского обеда и видит: стоит нищий, который постоянно был здесь и просил. И нищий начал неотступно просить, чтобы Петр дал кусочек хлеба. Тот с ненавистью и презрением бросает хлеб нищему в лицо. Нищий взял этот хлеб, поблагодарил Бога и попросил у Бога милости и прощения этому человеку.
Через два дня сильная болезнь сразила мытаря Петра, и увидел он видение, что он вроде бы стоит на Суде пред Господом и на весы кладут его злые и добрые дела. Злые духи, демоны с хартиями, с одной стороны, принесли все злые дела: воровство, обман, лицемерие, предательство… С другой стороны Ангелы, которые не нашли добрых дел, нечего им положить на другую чашу весов, стоят печальны. Душа Петра трепещет. И один Ангел несет хлеб, замотанный в платок, со слезами этого нищего человека. Положил на весы - и эта милостыня, даже в недобром расположении сердца поданная, перевесила все злые дела и спасла душу этого человека.
С той поры Петр проявлял великое милосердие, иногда даже себя не щадя. Однажды идя, он встретил бывшего владельца утонувшего корабля, который был одет в рваные лохмотья. Петр снял с себя дорогую одежду и отдал ему. Но, постыдившись носить такие дорогие одежды, тот отдал купцу для продажи. Когда Петр, проходя мимо торжища, увидел, что его одежда выставлена на продажу, весьма опечалился и, придя домой, начал рыдать, что Господь не принял его милостыню, и он даже недостоин, чтобы одеть нищего. Слегка задремав, он увидел благообразного Мужа, одетого в его одежды, которые он отдал нищему. И, обратившись к Петру, Муж спросил, узнает ли одежды, которые на Нем? И Петр ответил, что узнает одежды, которые отдал нищему. И явившийся Муж (а это был Сам Господь) сказал, что не надо скорбеть, потому что одежды, отданные нищему, носит Он, и благодарит Петра за то, что одел Его, когда Он погибал от холода.
"Поэтому побеспокойтесь о душе своей, о душе ваших детей и внуков, и чтобы ваше имя было благословенно с поколения в поколение - творите милостыню. Она вытаскивает человека с преисподней земли", - подчеркнул в заключение митрополит Павел.
Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Берегитесь любостяжания — говорит сегодня всем людям Христос — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нем. Счастье человека не зависит от богатства. Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что ее потребности невозможно удовлетворить ничем материальным. Да и жизнь тела не заключается в том, чтобы иметь материальное изобилие. Можно жить весело и легко, довольствуясь малым. Как говорит Писание, лучше блюдо с зеленью и со святой любовью, чем роскошный пир с ненавистью (Притч. 15, 17).
И с другой стороны, как говорится, все предлежит богачу — но не дал ему Бог здоровья, и не может он ни к чему прикоснуться. Можно иметь все богатства земли и быть самым несчастным человеком на свете. Чтобы предостеречь нас от опасности любостяжания, от которой погибает мир, Господь рассказывает притчу о жизни и смерти одного богатого человека. И оставляет нам самим судить, был ли этот человек счастлив.
Его богатство заключалось в изобилии плодов земных. У него было много земли, и его земля была плодородной, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. «Что мне делать, — рассуждал он сам с собой, — и некуда мне собрать плодов моих».
Господь на небесах видит и знает все наши намерения и помышления сердечные, и мы ответственны за них пред Господом. Оттого, что мы глубоко помышляем иногда в себе, как бы делая окончательный выбор, может решиться наша конечная участь, земная и вечная. Так, по всей вероятности, и произошло с этим богачом: по внутреннему его состоянию определен был Господом ему смертный приговор.
Этот человек, получив богатый урожай, естественно, собирается расширить свои зернохранилища. И может быть, многие спросят: а в чем, собственно, дело? Человек ведь на самом деле получил хороший урожай, и он должен о нем позаботиться, чтобы ничего не пропадало. И мы видим, какие рождаются у этого человека планы. «Вот что я сделаю, — говорит он, — сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой, и все добро мое, и буду жить в довольстве и покое». Он откровенно хвастается, он полон самодовольства, решительно и бесповоротно определяет: вот что я сделаю. А не подумает о том, чего от него хочет в такой важный момент жизни Бог.
Я знал одну бабушку, которая во время войны хранила в амбаре за десятью замками «на черный день» зерно, когда внуки ее недоедали. А потом, наконец, открыла и увидела, что вместо зерна осталась одна труха, и в ней копошатся черви. Помню также рассказ одного благочестивого человека. Он со слезами изумления и благодарности рассказывал о том, как буквально за несколько дней до революции сгорела у его отца большая мельница. Вначале все были в ужасе, а потом увидели, что это спасло его и всю его семью от гибели, когда всех, имеющих богатство, в этом селении расстреляли или сослали на гибель в концлагерь. Уместно вспомнить в связи с этим наставление святых отцов о том, что когда при нечаянной утрате земных богатств мы благодарим Бога, Он вменяет нам это благодарение в добровольную раздачу богатства нашего как милостыни.
Притча о безумном богаче напоминает нам, на каких шатких основаниях стоит этот безумный мир, в котором мы живем, где все определяется земным успехом, и вся мудрость жизни заключается в том, как достигнуть этого успеха. Нам понятно, что эта притча о большевиках, о «новых русских», о сегодняшней Америке, об американизации и маммонизации всего сегодняшнего мира. Безумный богач — это современный преуспевающий в какой угодно области человек. Он знает, какую новейшую технику употребить, как обработать, как удобрить почву, если речь идет конкретно об этом деле, какие семена выбрать для более благоприятного урожая. И так во всех областях жизни, в любой сфере. Это самое главное для человека. Человек этому научился, он достигает успеха. И кажется, все общество может этому научиться.
Кажется, нет предела богатству этого человека и этого общества. Оно стоит как беспощадный идол, ослепляя ум и воображение новыми грандиозными проектами перестройки мира. Америка сейчас, кажется, достигает успеха в самой высочайшей степени. Время от времени Господь ставит человека, народы перед крушением всего, пока все не сокрушит, пока не остановит нас совсем и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе.
Самое большое безумие безумного богача было сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись». Как будто человек живет, чтобы есть! Если бы он сказал: «Тело мое, покойся, ешь, пей, веселись, у тебя хватит добра на многие годы», в этом был бы еще какой-то смысл. Но что душе от какого угодно количества зерна или золота? Разве может душа питаться подобной пищей? Если бы у этого человека была душа свиньи, она могла бы удовлетвориться тем, чтобы есть и пить. Потому что душа человека может питаться только правдой и добром, делами милосердия, которые она совершает, чистотой, молитвой, словом Божиим, любовью, Богом.
Когда Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», и когда Он говорит: «Пийте от нея вси», тогда душа вместе с телом может есть и пить, и веселиться о Господе на многие годы и на веки вечные. А надежды только на земное счастье безумны. Приходит день, когда Бог называет самого носителя этих надежд именно таким именем: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?»
Он думал среди бессонной ночи, что собрал добра на многие годы, но он должен будет расстаться с этим добром в сию же ночь. Он думал, что будет наслаждаться им сам, но он должен оставить его, и притом неизвестно кому. Кому, в самом деле, достанется это добро? На что употребят нетрудовое богатство его дети, ради которых он столько старался? Будут ли они более мудрыми или еще более безумными? Сколь многие, если бы они могли заранее видеть, кому достанется их дом после смерти, или то, как губительно будет для их собственных детей это богатство, предпочли бы спалить его своими собственными руками, чем собирать его в течение всей своей жизни, готовя вечный огонь для своих детей через это богатство!
Что ты сделал с душой? Что ты сделал со своей жизнью? «Дай Мне отчет в твоем управлении», — скажет каждому из нас Господь (Лк. 16, 2). Смысл притчи в том, что человек встретил Бога и увидел, что ничего не имеет, и пустота эта обнаружилась вечным адом. В то время как Господь хочет дать человеку все, и всего Себя отдает.
«Так бывает со всяким, — говорит Господь нам, — кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Таков путь и таков конец всякого уповающего на земное богатство человека. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключается в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.
Иисус Христос учил: "смотрите, берегитесь любостяжания , (т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.
А чтобы люди лучше поняли это, Господь сказал притчу о неразумном богаче.
У одного богатого человека был хороший урожай в
поле. И он стал рассуждать сам с собою: "что мне делать? Некуда мне
собрать плодов моих". И, решив, сказал: "вот что сделаю: сломаю житницы
мои, и построю новые большие прежних, и соберу туда весь хлеб мой и все
добро мое, и скажу душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие
годы, покойся, ешь, пей и веселись!"
Но Бог сказал ему: "безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (т. е. ты умрешь); кому же достанется то, что ты заготовил?"
Окончив эту притчу, Господь сказал: "так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет", т. е. так должно случиться с каждым человеком, который собирает богатство только для себя, для своих удобств и удовольствий, а не для Бога, т. е. не для добрых, угодных Богу дел - не помогает ближним и не облегчает их страдания. Придет смерть к человеку, и земное богатство его не принесет душе его на том свете, в будущей жизни, никакой пользы.
"Поэтому говорю вам" - сказал Спаситель, "не заботьтесь (чрезмерно) о том, что вам есть, что пить и во что одеваться. Душа больше пищи, и тело - одежды. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам ", т. е. прежде всего заботьтесь о спасении души вашей исполнением заповедей Божиих, - проявляйте милосердие к ближним, сделайте душу свою праведною, достойною быть в Царстве Божием. Тогда все остальное, все, что требуется для тела вашего, для жизни земной, Господь пошлет вам.
РЕМБРАНДТ ван Рейн.Притча о неразумном богаче.1627г.
Берлин. Картинная галерея.
Деньги были постоянными спутниками человека с тех самых пор, как появились первые монеты. Их зарабатывали оптом и лихо отнимали на большой дороге, тратили на самое необходимое и весело пропивали, ими сорили и их зарывали в землю, их выплачивали наемным убийцам и подавали нищим, берегли последний грош и чахли над полными сундуками.
Старинные монеты помнят лица сотен и тысяч своих бывших хозяев… помнят невинную кровь, смуту, предательства, воровство…Эти маленькие кружки металла вершили судьбы людей и целых королевств…
Немудрено, что столь повседневный атрибут жизни нередко изображался художниками на картинах и гравюрах.
Притча о неразумном богаче – одна из притч Иисуса Христа содержащаяся в Евангелии от Луки. В ней рассказано о человеке, который богатство своё решил употребить для развлечений и накопительства, не зная, что вскоре умрет:
"У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он стал рассуждать сам с собою: "что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих". И, решив, сказал: "вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю новые большие прежних, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись!"
Но Бог сказал ему: "безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (т. е. ты умрешь); кому же достанется то, что ты заготовил?"
Окончив эту притчу, Господь сказал: "так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет", т. е. так должно случиться с каждым человеком, который собирает богатство только для себя, для своих удобств и удовольствий, а не для Бога, т. е. не для добрых, угодных Богу дел - не помогает ближним и не облегчает их страдания. Придет смерть к человеку, и земное богатство его не принесет душе его на том свете, в будущей жизни, никакой пользы.
"Поэтому говорю вам" - сказал Спаситель, "не заботьтесь (чрезмерно) о том, что вам есть, что пить и во что одеваться. Душа больше пищи, и тело - одежды. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам", т. е. прежде всего заботьтесь о спасении души вашей исполнением заповедей Божиих, - проявляйте милосердие к ближним, сделайте душу свою праведною, достойною быть в Царстве Божием. Тогда все остальное, все, что требуется для тела вашего, для жизни земной, Господь пошлет вам.
В образе своего современника, - профессионального менялы, художник показал тщетность накопительства, - больная тема всех коллекционеров..
Обратите внимание на открытый кожаный кошелек с деревянной оплетенной ручкой. Точно такие же можно видеть и на предыдущей картине. Хотя полотна разделяет больше 100 лет, и костюм претерпел сильные изменения, прогресс не коснулся кошелька, - внушительные суммы денег переносили и хранили в такой же таре.
Рембрандт не отличался скрупулезной деталировкой своих полотен, концентрируясь на передаче среды и атмосферы, но можно догадаться, что на столе у менялы самые распространенные серебряные и золотые голландские монеты того времени.