Богу угодное заведение. В красном селенаш корреспондент надежда антонова побывала в одной из московских богаделен
Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»
Школьный тур 2017/18 (5-7 классы)
ТЕСТ
1. В
А. Логин
Б. Псевдоним
В. Синоним
А. Житков Б.С.
Б. Маршак С.Я.
В. Носов Н.Н.
Г. Успенский Э.Н.
А. Повесть
Б. Рассказ
В. Роман
Г. Том
4. Столица Швеции. В этом городе жила известная писательница Астрид Линдгрен:
А. Копенгаген
Б. Осло
В. Стокгольм
Г. Хельсинки
А. Альманах
Б. Атлас
В. Каталог
Г. Раскраска
А. «Джельсомино в Стране лжецов», «Приключения Пиноккио», «Приключения Чиполино»
Б. «Живая шляпа», «Незнайка на луне», «Денискины рассказы»
В. «Каникулы в Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Мишкина каша»
А. Айвазовский И.К.
Б. Васнецов Ю.А.
В. Малевич К.С.
Г. Микеланджело Б.
была напечатана…
А. Иваном Кулибиным
Б. Иваном Фёдоровым
В. Кузьмой Мининым
Г. Николаем Карамзиным
А. 1
Б. 2
В. 3
Г. 4
А. Бэмби
Б. Вождь краснокожих
В. Маугли
Г. Рикки-Тикки-Тави
ЛОГИКА
1. Из пословицы выпали шесть гласных букв, восстановите ее:
2. Сколько четырехугольников на рисунке?
_________________________
БИБЛИОТЕКА
ИББЛИОТЕАК
ИББЛИОТАЕК
ИБЛБИОАТЕК
____________________________
4. Заполните пустые ячейки.
2 29 13 (Б Ы Л И Н А) 10 15 1
19 12 1 (. . . . . .) 9 12 1
7. Расставьте буквы в клеточки так, чтобы получились автор и птица, одна из героинь его произведений.
А В В К Л Н О О Р Р Ы
________________________
___________________________
10. Решите метаграмму, в ответе написав оба слова
Я народное творенье
Для детишек развлеченье.
Замени лишь букву мне –
У учителя в руке.
___________________
Ф.И.____________________________________ Класс___________________
ЧТЕНИЕ
Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 года до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII−XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамсесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека - собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).
Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное Писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения буквально «охотились» за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями.
Изобретение печатного станка и развитие книгопечатания внесли огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.
Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг.
Текст взят из Википедии
1. Глина 2. Клинопись 3. Папирус 4. Чучела
АЛЕКСАНДРИЯ | АССИРИЯ | ВАВИЛОН | ЕГИПЕТ |
Мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях.
СЛОВО
«АБОНЕМЕНТ»
≥4 | ||||
Предварительный просмотр:
КЛЮЧИ К ШКОЛЬНОМУ ТУРУ 5-7 классов
ТЕСТ
1. В ымышленное имя, которым автор подписывает произведение:
Б. Псевдоним
В. Носов Н.Н.
3. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом:
В. Роман
Столица Швеции. В этом городе жила известная писательница Астрид Линдгрен:
В. Стокгольм
5. Альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки), служащий для учебных или практических целей:
Б. Атлас
6. Выберите вариант, где указаны произведения, написанные одним автором:
Г. «Песнь о Вещем Олеге», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке»
7. Фамилия известного иллюстратора детских книг:
Б. Васнецов Ю.А.
8. Первая в России печатная книга «Апостол», датированная 1564 годом, была напечатана…
Б. Иваном Фёдоровым
9. Произведения скольких иностранных писателей указаны в представленном списке: «Дикие лебеди», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Каштанка», «Конёк-Горбунок», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Чук и Гек»?
Б. 2
10. По цитате определите название произведения: «- Сбросив кожу, уже не влезешь в нее снова. Таков Закон Джунглей, - сказал Каа».
В. Маугли
КЛЮЧИ НА ЛОГИКУ
_____________________________
2. Сколько четырёхугольников на рисунке?
_________________________
3. Какое сочетание букв следующее?
БИБЛИОТЕКА
ИББЛИОТЕАК
ИББЛИОТАЕК
ИБЛБИОАТЕК
____________________________
4. Заполните пустые ячейки.
5. Вставьте пропущенную букву так, чтобы можно было прочитать название литературного жанра. Напишите это слово.
6. Определите слово в скобках.
1 28 12 (Б Ы Л И Н А) 9 14 0
18 11 0 (. . . . . .) 8 11 0
7. Расставьте буквы в клеточки так, чтобы получились фамилия известного русского баснописца и одна из героинь его произведений.
А В В К Л Н О О Р Р Ы
8. Отгадайте, какое слово спряталось в картинке (изограф):
________________________
9. Решив ребус, запишите название произведения и укажите его автора:
___________________________
10. Вспомнив литературные термины, решите метаграмму, в ответе написав оба слова, которые состоят из 6 букв.
Первая состоит из сочетаний второй
Первая отличается от второй предпоследней буквой
Первая имеет на конце ноту
Читая буквы в них в порядке 5432, увидим в первой укрепление,
а во второй спортивную площадку .
___________________
Ф.И.____________________________________ Класс___________________
ЧТЕНИЕ
Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II – это «золотые годы» благотворительности и милосердия. В это время начинает складываться целая система попечительства. Среди представителей царствующего Дома Романовых были настоящие подвижники благотворительности и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великие княгини Елизавета Федоровна (ныне святая преподобномученица Елисавета), Александра Петровна (ныне святая инокиня Анастасия Киевская), близкий родственник императорской фамилии принц Петр Ольденбургский – попечитель Киевского дома призрения бедных, покровитель Глазной лечебницы. Многие члены Дома Романовых на свои средства строили благотворительные учреждения, приюты и богадельни, активными делами покровительствовали заведениям милосердия.
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.
Олимпиада «Наше наследие» сотрудничает с православной службой помощи «Милосердие».
27 проектов службы расположены в разных частях Москвы, а некоторые программы распространяются и на всю страну. Служба «Милосердие» - это единый организм, единая служба помощи самым обездоленным: одиноким старикам, инвалидам, беременным женщинам, оказавшимся без крыши над головой, детям-сиротам, бездомным, ВИЧ-инфицированным.
Одна из ключевых особенностей службы «Милосердие» - наличие собственной инфраструктуры, благодаря которой оказывается комплексная, профессиональная и долгосрочная помощь постоянным подопечным. Свято-Софийский социальный дом, Центр реабилитации детей с ДЦП, Елизаветинский детский дом, Свято-Спиридоньевская богадельня, «Дом для мамы» и многие другие проекты – это негосударственные некоммерческие учреждения, которые входят в состав службы «Милосердие».
На 80% служба «Милосердие» существует на пожертвования, поэтому судьба всех, кому служба помогает, зависит от того, насколько регулярно поступают средства от благотворителей. У службы «Милосердие» около 400 постоянных подопечных - тех, о ком сотрудники «Милосердия» заботятся из года в год. Это дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах и государственных интернатах, одинокие старики в богадельне, взрослые инвалиды в психоневрологическом интернате и другие. Всего за год служба «Милосердие» помогает более чем 20 000 нуждающихся.
Будет замечательно, если хотя бы раз в году каждый участник нашей олимпиады осознано откажется, например, от покупки мороженого и переведет эти средства на поддержку одной из служб «Милосердие» https://miloserdie.help/projects/ .
Вместе мы можем сделать много хорошего.
1. Заполните таблицу. Под каждым словом запишите соответствующее ему слово или его номер из списка (по 1 баллу за соответствие):
1. Богадельня 2. Монашество 3. Офтальмология 4. Дом
АЛЕКСАНДРА | ПЕТР | СПИРИДОН | СОФИЯ |
2. Определите слово по описанию (2 балла):
___________________________ - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам.
3. Заполните таблицу (по 2 балла за правильное заполнение. Слова должны быть в правильном падеже и написаны без ошибок):
СЛОВО
1. Составьте слова из букв слова
«МИЛОСЕРДИЕ»
в соответствии с числом букв, указанным в предшествующей ячейке. Слова должны быть только именами существительными, нарицательными, в единственном числе.
КЛЮЧИ К ШКОЛЬНОМУ ТУРУ 8-11 классов Максимально за каждое задание 10 баллов. Максимально за работу 40 баллов. Время на написание работы 30 минут ТЕСТ 1 . В 1868 году знаменитый журнал «Отечественные записки» начали редактировать М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.З. Елисеев и русский поэт, писатель и публицист, автор поэм «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Назовите его: Б. Некрасов Н.А. 2. В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. На территории какого современного государства находится г. Самарканд? Г. Узбекистан 3. Русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи: В. Миклухо-Маклай Н. Н. 4. Какое прозвание получил от современников император Александр III? Б. Миротворец 5. В 1880 г. в Москве был поставлен памятник, созданный на народные пожертвования скульптором А.М. Опекушиным. Кому посвящен памятник, к которому «не зарастет народная тропа»? Г. Пушкину А.С. 6. Какое имя приняла при присоединении к православию супруга Николая II урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская? А. Александра Фёдоровна 7. Сколько детей было в семье Николая II? Г. четыре девочки и мальчик 8. В годы какой войны происходили форсирование Дуная, осада Плевны, оборона Шипки, сражение у Шейново? В. Русско-турецкой 9. Из представленного списка выберите открытие, которое было сделано в конце XIX века: В. Периодическая система химических элементов Менделеева 10. Выберите список, в котором перечислены произведения, появившиеся во второй половине XIX века: Г. Роман-эпопея «Война и мир», картина «Богатыри», памятник «Тысячелетие России» КЛЮЧИ НА ЛОГИКУ 1.
Книга
-
ключ
к
знанию
2. 22 3. ИБЛИБАОТЕК (первую и последнюю буквы перемещают на одну букву навстречу друг другу) В первой клетке - произведение чисел в двух предыдущих клетках, во второй - сумма тех же чисел. 5. ТРАГЕДИЯ 6. СКАЗКА 7. КРЫЛОВ - ВОРОНА 8. ПИСАТЕЛЬ 9. Руслан и Людмила, Пушкин 10. СТРОФА-СТРОКА КЛЮЧИ НА ЧТЕНИЕ 1. Заполните таблицу. Под каждым словом запишите соответствующее ему слово или его номер из списка (по 1 баллу за соответствие): 1. Богадельня 2. Монашество 3. Офтальмология 4. Дом
2. Определите слово по описанию (2 балла): НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам. 3. Заполните таблицу (по 2 балла за правильное заполнение. Слова должны быть в правильном падеже и написаны без ошибок): КЛЮЧИ НА СЛОВА РИС РОЛ ЛЕС МЕЛ ОДР РОД ДОЛ СОМ МОР РОМ ЛОМ МОЛ СОР ДОМ МИР ЛИС ЛЕДИ СЕЛО МИРО МОРЕ ИДОЛ СИДР СЛЕД ДЕЛО ЛОРД МОРС РЕЛЕ ИРИС СИДОР ДЕМОС РЕДИС ДИЛЕР ЛИДЕР СМЕРД СОЛИД ИРМОС СЕДЛО МИЛОРД МИЛЕДИ РЕМЕСЛО СИЛОМЕР ДЕЛИМОЕ |
Сегодня во многих российских монастырях, как и до революции, явно проявляются дела христианского милосердия. В них создаются богадельни, детские приюты. Сестры женских обителей, братия мужских монастырей опекают одиноких беспомощных стариков, растят и духовно воспитывают оставшихся без родителей ребятишек. У каждого такого приюта, у каждой богадельни своя история.
История богадельни при Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в Санкт-Петербурге корнями уходит в конец XIX века. Одна из ее ярких страниц связана с именем преподобного Серафима Вырицкого. Будучи еще купцом, весьма крупным мехоторговцем, он являлся ктитором богадельни. Василий Николаевич Муравьев вместе с супругой Ольгой Ивановной постоянно вносили пожертвования на ее содержание. Кроме того, сострадательные к чужому горю, они посещали дома призрения, находили слова утешения для их обитателей, раздавали гостинцы и духовные книги. К слову сказать, здесь, в Новодевичьей обители, Ольга Ивановна, спустя годы, приняла монашество с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).
На кресте могилы схимонахини Серафимы прикреплено четверостишие, которое написал преподобный Серафим Вырицкий:
Не зарастет тропа народная травой
К твоей могилке, матушка родная.
Ты всех любила сердцем и душой,
Не пропадет твоя любовь святая.
Такую же любовь и заботу получают и нынешние обитатели богадельни этой святой обители. Две из них, послушницы Зоя и Степанида, не поднимаются с кровати многие годы: одна вот уже 19 лет как парализована, вторая – 16. Впрочем, утверждение «не поднимаются с кровати» не совсем точное. Мы вошли в комнату послушниц как раз в тот момент, когда самоотверженная опытная сиделка надевала на бабушку Зою корсет с металлоконструкциями, чтобы закрепить пояснично-крестцовый отдел в вертикальном положении. Затем корсет был прикреплен к подъемнику, и на наших глазах управляемый сиделкой подъемник поднял лежачую больную на определенную высоту и переместил ее на стул.
Монахиня Мария (Лихачева), старшая по богадельне, рассказала:
– Этот подъемник нам пожертвовала больница имени Володарского. Конечно, он старого образца, как мы говорим, «древний», но, слава Богу, что хотя бы такой есть. У бабушки Зои, к примеру, рассеянный склероз: ручки-ножки скрючены. И так как она годами лежит в горизонтальном положении, то врачи посоветовали часа на полтора – причем ежедневно! – сажать ее на стул, ставить перед нею обед на тумбочку. Хоть как-то мышцы будут задействованы!
Мать Мария (в мирской жизни двенадцать лет проработавшая фельдшером на «скорой помощи») сообщила, что из городской поликлиники № 48 сюда приходят специалисты разного профиля. Недавно из поликлиники привозили в богадельню аппарат УЗИ, и это дало возможность обследовать всех бабушек. В поликлинику, к которой они прикреплены, при необходимости можно сдать анализы. Так что в медицинском плане наблюдение за опекаемыми постоянное.
Мы не могли не поинтересоваться, как заботятся о призреваемых в плане духовном. И услышали, что священнослужители еженедельно и по праздничным дням причащают их Святых Христовых Таин. А сестры посещают бабушек во время ежедневного крестного хода с мироточивой Казанской иконой Божией Матери. Еще мы узнали, что парализованная раба Божия Зоя, которая улыбнулась нам после успешного перемещения с кровати на стул, поминает усопших во время блокады Ленинграда. Это – ее послушание. Вообще все бабушки, по словам монахини Марии, несут постоянное послушание: ежедневно читают Евангелие, Апостол, Святых Отцов (в богадельне имеется полное собраний издания «Жития святых»), вместе дружно поют акафисты.
В коридоре нам встретилась интеллигентная пожилая женщина, которая, держась за ходунки для людей с ограниченным движением, шла уверенно. Затем, оставив ходунки и отказавшись от тросточки, без всякой посторонней помощи она сделала несколько шажков в свою комнату. И нас к себе пригласила.
– Недавно мы отмечали девяностолетие Натальи Феодосьевны, – улыбнулась монахиня Мария, кивнув в сторону хозяйки комнаты.
Сама Наталья Феодосьевна сообщила, что в 70-80-е годы прошлого века она работала заведующей канцелярией Ленинградской духовной академии – еще при приснопамятном митрополите Никодиме (Ротове), который был правящим архиереем. «Какой это был подвижник! – с чувством произнесла наша собеседница. – Постоянно его вспоминаю и поминаю. Я привезла сюда его портрет и поставила на столик».
А ректором Духовной академии и семинарии в городе на Неве в те годы, когда Наталья Феодосьевна там работала, был будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И в богадельню при Воскресенском Новодевичьем монастыре она попала после бесед со Святейшим Патриархом Кириллом. Как-то в разговоре с ним Наталья Феодосьевна посетовала, что тяжеловато ей стало совершать покупки, готовить еду, убирать квартиру. На что Патриарх ответил, что рядом с ней есть богадельня при монастыре – там за ней будут хорошо ухаживать. Однако, как многие пожилые люди, она к переменам не была готова, хотя ходить самостоятельно уже не могла. Его Святейшество несколько раз звонил ей по телефону и чуть ли не по часу ее уговаривал. Потом игумения и пять сестер провели «спецоперацию»: общались с ней в обители, пили чай, и все это продолжалось почти пять часов. Когда же перешли к «решительным действиям», Наталья Феодосьевна категорически отвергла предложение переночевать в монастыре и велела везти ее домой. Лишь потом Святейший Патриарх Кирилл нашел какие-то слова, которые убедили ее в необходимости перебраться в монастырь. И сегодня она об этом не жалеет.
– Здесь тихо, спокойно, такая благодать! – сказала старейшая насельница богадельни. – Священники к нам приходят, сестры внимательные и заботливые. Врачи тоже внимательные. Все хорошо!
А в этом месяце, как мы узнали из новостей официального сайта Воскресенского Новодевичьего монастыря, у Натальи Феодосьевны Устименко был настоящий праздник, на котором присутствовали настоятельница обители игумения София (Силина), духовенство монастыря и сестры, с которыми она живет. Старейшую насельницу богадельни посетил визитом и передал награду и грамоту от Святейшего Патриарха Кирилла епископ Царскосельский Маркелл (Ветров), викарий Санкт-Петербургской епархии. Наталье Феодосьевне было приятно услышать от Владыки, что ее труды чтут и помнят профессора, преподаватели, сотрудники Духовной академии. И с большим волнением она приняла награду за свое служение Святой Церкви – орден Святой Равноапостольной Княгини Ольги II степени.
В одном из номеров Санкт-Петербургского журнала «Пчела» была публикация, посвященная богадельне при Воскресенской Новодевичьей обители. В ней есть такие емкие точные слова: «Многие неправильно понимают, что такое богадельня. Думают, что здесь просто кормят людей, следят за ними. Но богадельня – это прежде всего Бог. Это Господь. И в этом кроется глубочайшее ее отличие от социальных учреждений по уходу за престарелыми. Оно уже в самом названии».
…Рядом с комнатой, где лежат парализованные послушницы, расположена другая уютная комната, полностью подготовленная к приему новых насельниц богадельни. Кто ее займет в скором будущем? Самое главное – это будут люди, чьи физические немощи не свели на нет их молитвенную жизнь. Люди, не мыслящие ни дня без богообщения.
Фотограф: Владимир Ходаков
Наши немощные сестры считают богадельню своим домом и мы стараемся, чтобы их отшествие ко Господу сопровождалось напутствием Святых Христовых Таин и надеждой на спасение.
Небольшая богадельня при Новодевичьем монастыре, в которой проживают больные престарелые женщины и немощные сестры обители. Здесь они получают кров, пищу, заботу и самое главное - истинное христианское к ним отношение. За ними ухаживают насельницы монастыря и опытные сиделки.
Священнослужители еженедельно и по праздничным дням причащают немощных Святых Христовых Таин, сестры читают для них душеспасительную литературу, посещают во время ежедневного крестного хода с мироточивой Казанской иконой Божией Матери. Среди насельниц богадельни есть лежачие больные и те, которые ходят на богослужения; они стараются быть причастны церковной жизни и жизни монастыря. Распорядок их дня согласован с распорядком монастыря и каждая насельница выполняет посильное молитвенное правило. Парализованная послушница Зоя несет послушание поминовения усопших во время блокады Ленинграда. Среди призреваемых были замечательные женщины, например, прозорливая старица Александра Степановна Петрова, уже скончавшаяся и погребенная на Новодевичьем кладбище.
Прихожане обители оказывают насельницам богадельни посильную помощь, в которой они нуждаются. Мы благодарны за ежедневную поддержку и за разовую пожертвование такими дорогостоящими препаратами и техническими средствами, которые помогают сделать их жизнь более радостной и безболезненной. Мы молимся, чтобы за проявленное милосердия нуждающимся, и Сам Господь явил им Свою милость.
Предлагаем Вашему вниманию очерк Нины Ставицкой о монастырской богадельне:
История богадельни при Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в Санкт-Петербурге корнями уходит в конец XIX века. Одна из ее ярких страниц связана с именем преподобного Серафима Вырицкого. Будучи еще купцом, весьма крупным мехоторговцем, он был ктитором богадельни. Василий Николаевич Муравьев вместе с супругой Ольгой Ивановной постоянно вносили пожертвования на ее содержание. Кроме того, сострадательные к чужому горю, они посещали дома призрения, находили слова утешения для их обитателей, раздавали гостинцы и духовные книги. К слову сказать, здесь, в Новодевичьей обители, Ольга Ивановна, спустя годы, приняла монашество с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).
На кресте могилы схимонахини Серафимы прикреплено четверостишие, которое написал преподобный Серафим Вырицкий:
Не зарастет тропа народная травой
К твоей могилке, матушка родная.
Ты всех любила сердцем и душой,
Не пропадет твоя любовь святая.
Такую же любовь и заботу получают и нынешние обитатели богадельни этой святой обители. Две из них, послушницы Зоя и Степанида, не поднимаются с кровати многие годы: одна вот уже 19 лет как парализована, вторая – 16. Впрочем, утверждение «не поднимаются с кровати» не совсем точное. Мы вошли в комнату послушниц как раз в тот момент, когда самоотверженная опытная сиделка надевала на бабушку Зою корсет с металлоконструкциями, чтобы закрепить пояснично-крестцовый отдел в вертикальном положении. Затем корсет был прикреплен к подъемнику, и на наших глазах управляемый сиделкой подъемник поднял лежачую больную на определенную высоту и переместил ее на стул.
Монахиня Мария (Лихачева), старшая по богадельне рассказала:
– Этот подъемник нам пожертвовала больница имени Володарского. Конечно, он старого образца, как мы говорим, «древний», но, слава Богу, что хотя бы такой есть. У бабушки Зои, к примеру, рассеянный склероз: ручки-ножки скрючены. И так как она годами лежит в горизонтальном положении, то врачи посоветовали часа на полтора – причем ежедневно! – сажать ее на стул, ставить перед нею обед на тумбочку. Хоть как-то мышцы будут задействованы!
Мать Мария (в мирской жизни двенадцать лет проработавшая фельдшером на «скорой помощи») сообщила, что из городской поликлиники № 48 сюда приходят специалисты разного профиля. Недавно из поликлиники привозили в богадельню аппарат УЗИ, и это дало возможность обследовать всех бабушек. В поликлинику, к которой они прикреплены, при необходимости можно сдать анализы. Так что в медицинском плане наблюдение за опекаемыми постоянное.
Мы не могли не поинтересоваться, как заботятся о призреваемых в плане духовном. И услышали, что священнослужители еженедельно и по праздничным дням причащают их Святых Христовых Таин. А сестры посещают бабушек во время ежедневного крестного хода с мироточивой Казанской иконой Божией Матери. Еще мы узнали, что парализованная раба Божия Зоя, которая улыбнулась нам после успешного перемещения с кровати на стул, поминает усопших во время блокады Ленинграда. Это – ее послушание. Вообще все бабушки, по словам монахини Марии, несут постоянное послушание: ежедневно читают Евангелие, Апостол, Святых Отцов (в богадельне имеется полное собраний издания «Жития святых»), вместе дружно поют акафисты.
В коридоре нам встретилась интеллигентная пожилая женщина, которая, держась за ходунки для людей с ограниченным движением, шла уверенно. Затем, оставив ходунки и отказавшись от тросточки, без всякой посторонней помощи она сделала несколько шажков в свою комнату. И нас к себе пригласила.
– Недавно мы отмечали девяностолетие Натальи Феодосьевны, – улыбнулась монахиня Мария, кивнув в сторону хозяйки комнаты.
Сама Наталья Феодосьевна сообщила, что в 70-80-е годы прошлого века она работала заведующей канцелярией Ленинградской духовной академии – еще при приснопамятном митрополите Никодиме (Ротове), который был правящим архиереем. «Какой это был подвижник! – с чувством произнесла наша собеседница. – Постоянно его вспоминаю и поминаю. Я привезла сюда его портрет и поставила на столик».
А ректором Духовной академии и семинарии в городе на Неве в те годы, когда Наталья Феодосьевна там работала, был будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И в богадельню при Воскресенском Новодевичьем монастыре она попала после бесед со Святейшим Патриархом Кириллом. Как-то в разговоре с ним Наталья Феодосьевна посетовала, что тяжеловато ей стало совершать покупки, готовить еду, убирать квартиру. На что Патриарх ответил, что рядом с ней есть богадельня при монастыре – там за ней будут хорошо ухаживать. Однако, как многие пожилые люди, она к переменам не была готова, хотя ходить самостоятельно уже не могла. Его Святейшество несколько раз звонил ей по телефону и чуть ли не по часу ее уговаривал. Потом игумения и пять сестер провели «спецоперацию»: общались с ней в обители, пили чай, и все это продолжалось почти пять часов. Когда же перешли к «решительным действиям», Наталья Феодосьевна категорически отвергла предложение переночевать в монастыре и велела везти ее домой. Лишь потом Святейший Патриарх Кирилл нашел какие-то слова, которые убедили ее в необходимости перебраться в монастырь. И сегодня она об этом не жалеет.
– Здесь тихо, спокойно, такая благодать! – сказала старейшая насельница богадельни. – Священники к нам приходят, сестры внимательные и заботливые. Врачи тоже внимательные. Все хорошо!
В одном из номеров Санкт-Петербургского журнала «Пчела» была публикация, посвященная богадельне при Воскресенской Новодевичьей обители. В ней есть такие емкие точные слова: «Многие неправильно понимают, что такое богадельня. Думают, что здесь просто кормят людей, следят за ними. Но богадельня – это прежде всего Бог. Это Господь. И в этом кроется глубочайшее ее отличие от социальных учреждений по уходу за престарелыми. Оно уже в самом названии».
…Рядом с комнатой, где лежат парализованные послушницы, расположена другая уютная комната, полностью подготовленная к приему новых насельниц богадельни. Кто ее займет в скором будущем? Самое главное – это будут люди, чьи физические немощи не свели на нет их молитвенную жизнь. Люди, не мыслящие ни дня без богообщения.
Богадельня нуждается в приобретении следующих лекарств:
Арбидол взрослый
Антигриппин-Анви
Тантум-верде
Фервекс, Терафлю
Лизобакт
Парацетамол
Гексорал (спрей, леденцы)
Оциллококцинум
Софрадекс, Отипакс
Тобрадекс, Альбуцид
Лактофильтрум, Бифиформ
Ренни, Маалокс (в таблетках)
Контролок, Ганатон
Омез, Омепразол
Смекта, Эубикор, уголь активированный
Мовалис (в таблетках, ампулах)
Найз, баралгин (в таблетках)
Катадалон 100 мг (в таблетках)
Эгилок
Настойка прополиса
Полоски для глюкометра: АККУ Чек Перформа
Легалон (в таблетках)
Фосфоглив (в капсулах)
Нолипрел-форте
Бактистатин
Фезам
Аторис
Престуриум
Бет-оптик, Визомитин, трусопт
Офтан катохром, Вид-комод
Панангин (в таблетках)
Кардио-аспирин
Дом
Здесь целый город из красного камня. Две высокие пятиэтажки, детская площадка и храм окружены забором. В одном из домов меня останавливает охранник и, убедившись, что о моем приходе предупреждены, пропускает наверх.
Первое, что меня поразило, - коридор. В нем не отдает казенщиной. Хотя те же стены, что и в государственных учреждениях, - крашенные простой светлой краской. Ровно лежит линолеум. С потолка не сыплется побелка. Все аккуратно и чисто - как в офисах или частных домах.
В богадельне имени цесаревича Алексия меня встретили сестры, которые в тот день ухаживали за бабушками. Они налили мне чаю и попросили подождать, то и дело убегая к подопечным.
В это время в домовой церкви на втором этаже служил протоиерей Артемий Владимиров, настоятель красносельского храма Всех Святых, при котором существует богадельня. После службы настоятель вышел на улицу и совершил панихиду возле деревянных крестов над могилами умерших насельников. Иеромонах Алексий, монахиня Аполлинария и монахиня Серафима закончили свой век в богадельне (матушка Серафима благополучно дожила до 100 лет). "Теперь у богадельни есть свои молитвенники на небе", - сказал батюшка, когда мы беседовали после панихиды.
"Очень интересная судьба была у нашей матушки Серафимы, - рассказывает о. Артемий. - С юных лет загоревшись желанием посвятить себя Богу, она отвергла предложения почти 20 женихов и сохранила девство. Благородного происхождения, она добилась немалого в миру. Живя в тяжелые сталинские годы, была профессором медицины, занималась издательством медицинских книжек. Лишившись зрения, она сохранила удивительный пример работоспособности, ясности ума. Ежегодно издавала церковный календарь для чтения, воспоминания. Обладала даром собирать вокруг себя людей и, шагая по жизни, никогда их не теряла. Это значит, что у нее почти не было самолюбия, рассматривающего всех и вся через призму своего я".
Начало
До революции на территории храма уже была богадельня. Я спросила у о. Артемия, как богадельня опять появилась в наши дни.
История нашей богадельни началась с замысла, чтобы под единым куполом спасались и стар и млад, - говорит батюшка. - Чтобы стало возможным согреть эту старость, утешить, упокоить эти седины. Воплощению нашего замысла способствовало то обстоятельство, что на территории храма было два пустующих здания.
В одном из них шесть лет назад и появилась богадельня. В отличие от огромных госучреждений подобного типа она была рассчитана всего на 40 человек. Здесь должны были жить престарелые монахини. Сейчас в богадельне 15 человек, не только монахини, но и просто верующие. После того как умер иеромонах Алексий, здесь живут только женщины. Все - преклонного возраста, всем за шестьдесят. Самой пожилой - монахине Анании - уже за девяносто.
Насельницы
Мне предложили посмотреть комнаты насельниц. Сестра, сопровождающая меня, получив разрешение хозяйки комнаты, зашла вместе со мной. Матушка Матрона не встает с постели. В прошлом она прихожанка подмосковного храма, а после - Богоявленского собора. Сейчас перешла на жительство сюда. Она смотрела на нас удивительно чистыми глазами и отвечала на мои вопросы. Говорила тихо, диктофон даже не уловил ее голоса. Здесь за ней хорошо ухаживают, и она благодарна сестрам за все. (Хотя мне кажется, что человек с таким глазами был бы благодарен даже раздраженным работникам огромного дома престарелых.)
В следующей комнате - другая пожилая женщина. Месяц назад она переехала сюда из дома престарелых. О жизни "в том пансионате" ей вспоминать не хотелось. Сюда ее перевезла знакомая, которая навещала ее там и, видя расположение ее духа, не успокоилась, пока не перевезла в красносельскую богадельню.
Здесь не живут, как в пансионате, по несколько человек в комнате. У каждого - своя, с отдельным туалетом и душем. И комнаты - все разные: многие хозяйки захотели перевезти сюда вещи и мебель из своих прежних домов. Вместе все собираются на службах и на праздниках в домовом храме.
Некоторые из обитательниц завещают свое жилье богадельне, если на него не претендуют их родственники. Богадельня не имеет государственных дотаций, и нужно на что-то ее содержать.
Если же кому-то не понравится жить здесь, то можно, затребовав свое, уйти. Но таких случаев не было - за насельницами заботливо ухаживают.
Устав
В богадельне есть устав, в котором четко расписано, кто может здесь жить. Создавалась богадельня главным образом для престарелых монашествующих, преимущественно москвичей. Но бывают и исключения. Вообще же насельники принимаются по благословению настоятеля.
Как попасть в вашу богадельню? - спросила я у о. Артемия.
Доползти, добрести до нее, или быть принесенным. Помните, как расслабленного принесли?
Сейчас в истории богадельни имени цесаревича Алексия - новый этап. Заканчивается период ее лицензирования. Главной сложностью для администрации было добиться права прописки для тех, кто здесь селится. Поэтому недавно произошла перерегистрация богадельни. Отныне она будет иметь другое название - дом-интернат для престарелых "Богадельня цесаревича Алексия". Это связано с тем, что в законе о социальном обслуживании нет такого слова - "богадельня", и зарегистрировать такое заведение никто не мог.
Слово "богадельня" - не государственное. И богадельня имени цесаревича Алексия - учреждение не государственное. Никто не сможет навязать инструкции сверху. Поэтому и уклад жизни в ней - не казенный.
Каждый день за насельницами ухаживают две медсестры и старшая медицинская сестра. Иногда приходят врачи из районной больницы, к которой прикреплена богадельня. Сестры исполняют все, что бабушкам предписали врачи.
Все старушки здесь - немощные, и ухаживать за ними нужно, как за малыми детьми. Но в то же время, говорят сестры, они - особенные, прежде всего потому, что все - верующие и причащаются. Сильные духом, хотя и весьма почтенного возраста. И своими немощами стараются не досаждать.
А заботы здесь, - говорят сестры, - как дома, с родными бабушками. Покормить, помыть, погулять с ними, поговорить. Так что это - и не забота, мы в это время многому у них учимся. Проблемы? Заболел кто - вот у нас и проблемы.
P.S. А во втором здании, которое раньше пустовало, теперь расположена церковно-приходская школа. На праздники со спектаклями к бабушкам приходят дети. И для них слово "богадельня" - вполне современное.