Факторы влияющие на выбор человека. Какие факторы влияют на выбор профессии

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3 . Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4 . Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5 . Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7 . Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8 . Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ

1 . Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1 . Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии дожна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполненю основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованый человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4 . Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. ктому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьнгых предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7 . Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

(А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

ГДЕ УЗНАТЬ ПРО ПРОФЕССИИ (словари и описания)

Кто такой мерчандайзер? А имиджмейкер? А кто такой юрист? А ты уверен, что правильно представляешь себе, ЧТО юрист ДЕЛАЕТ, каковы ТРЕБОВАНИЯ к его профессиональной подготовке, каковы ПРОФЕСССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА юриста? Четкое представление о сути профессии важно, во-первых, для осознанного принятия решения о выборе профессий. Чтобы не получилось, что выбирал, ориентируясь на свои фрагментарные знания, а на деле специалист данной профессии делает совсем другое. Во-вторых, знания о новейших, современных профессиях помогут анализировать рынок труда (читать о предлагаемых вакансиях), рынок образования (понимать, чему именно учат в данном ВУЗе, каких специалистов готовят).

Составить действительно адекватное представление о профессии помогут следующие ресурсы Интернет:

Банк профессиограмм Центра труда и занятости "Перспектива"

Наиболее полная и подробная в Интернете база описаний профессий. Включены профессии, требующие как высшего, так и среднего образования. Пожалуй, есть не все новые, современные профессии.

Профессиограмма - это описание профессии по определенной схеме, раскрывает содержание деятельности профессионала, требования к его знаним и умениям, профессионально важные качества и т.п.

Структура профессиограммы:

Условия деятельности;

Квалификационные требования;

Средства деятельности;

Требования к профессионально важным качествам;

Профессиональное образование;

Медицинские противопоказания;

Родственные профессии.

При составлении банка профессиограмм были реализованы следующие требования:

Профессии банка имели спрос на молодежном рынке труда г. Москвы;

профессии банка были стандартизированы в соответствии с “Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов” (Официальное издание Минтруда России, 1995 г., переиздан в 1998);

в банк профессий вошли новые профессии, недавно появившиеся на рынке труда, но уже имеющие устойчивый спрос;

в банк профессий вошли новые наименования профессий, часто представляющие собой “кальку” англоязычного названия профессии. При этом все эти названия “привязаны” к стандартизированной позиции по профессии.

Словарь профессий на сайте "Профориентация. Образование. Занятость"

Более 700 профессий - характеристики (профессиограммы по нижележащей схеме)и описания (рассказы). Очень подробно. Включены профессии, требующие как высшего, так и среднего образования.

Структура профессиограммы:

Должен знать;

Профессионально важные качества;

Квалификационные требования;

Беспалова Светлана

8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову:

  1. Позиция старших членов семьи
    Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
  2. Позиция товарищей, подруг
    Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов
    Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
  4. Личные профессиональные планы
    Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
  5. Способности
    О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
  6. Уровень притязаний на общественное признание
    Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
  7. Информированность
    Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности
    Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы .

Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, которые оказывают определенное влияние на процесс профессионального самоопределения:

1. факторы социально-экономического характера, которые включают в себя то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему то или иное рабочее место, моральные и материальные стимулы конкретного труда, престиж профессии, важность для общества и т.д.;

2. социально-психологические факторы. Это социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек. Это, конечно же в первую очередь, семья, а также друзья, школа, референтные группы и т.д. Под влиянием социального окружения формируются ценностные ориентации, определенное отношение к труду вообще, социальные ожидания, установки и стереотипы.

3. психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта, особенности памяти, внимания и т.д.

4. индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (свойства нервной системы).

Ребенок для осуществления успешного профессионального выбора должен учитывать каждый из этих факторов. К реальной оценке самого себя и перспективной оценке общественных требований подросток вряд ли психологически подготовлен .

Климов предлагает 8 факторов, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого об учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от самого подростка.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Наиболее важными внешними факторами являются влияния родителей, учителей, сверстников и других значимых для подростков людей, а также СМИ и другое.

Влияние в психологии понимается как процесс и результат изменений индивидом поведения другого человека, его установок, представлений, оценок и прочего в результате взаимодействия . Наиболее сильное влияние происходит в процессе взаимодействия родитель-ребенок.

Существует множество способов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии их детьми. Подробно и структурировано их рассмотрел Ф. Райс, американский психолог и социолог. Итак:

Один из вариантов - прямое наследование профессии (продолжение династии врачей, учителей, металлургов и т.д.);

Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения, занятия. Воздействует также внутри семейная атмосфера. Влияние также важно при стимулировании мужских и женских интересов;

Родители создают ролевые модели, которым следуют дети. Даже тогда, когда родитель и не стремится повлиять на выбор детей, это происходит, особенно если ребенок тесно идентифицирует себя с родителем;

Родители иногда направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая или на продолжении или прекращении обучения, на определенном учебном заведении, специализации, факультете. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов и желания детей могут обречь их заниматься делом, к которому они совсем не приспособлены. Зачастую подростки не решаются возражать родителям оттого, что сами не знают, чего хотят. Некоторые подростки слишком зависимы от воли родителей и несвободны в проявлении собственной инициативы, в таких ситуациях самостоятельность, инициативность слабо выражены. Поэтому принимаемые такими детьми решения в значительной степени обусловлены эмоциями и являются реакцией родителей. Или же родители, не ожидая от своих детей больших успехов на каком-либо поприще, дают им невысокое образование, ограничивая таким образом для них возможности профессионального выбора.

Непрямое влияние родителей. Родители хотят, чтобы их дети приобрели профессию оп своему статусу относящуюся к той категории, что и их собственная, или же чтобы ее статус был выше (выбор профессии по принципу большего престижа и высокой оплаты);

Оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности. Влияние более сильно, когда ценностные ориентации родителей и детей совпадают;

Подростки более склонные соглашаться с предложениями родителей, когда между родителями и детьми нет разногласий во взглядах на будущее образование и цели детей. Существуют исследования, показавшие, что если уровень образования и профессиональный статус родителей достаточно высоки, то это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии;

Общая обстановка и атмосфера в семье, что непосредственно сопряжено с демократичными отношениями между родителями и детьми, оказывает существенное влияние на цели и надежды молодых людей, связанные с их образованием. А именно, когда родители следят за учебой детей в школе и проявляют большой интерес к их будущему, то подростки ставят перед собой задачу достижения высокого образовательного уровня, что, в свою очередь, влияет на их планы относительно будущей профессии .

Также в исследованиях было выяснено, что по оценкам старшеклассников и их родителей функциональные возможности семьи значительно с большей вероятностью предсказывали направление развития будущей карьеры. Под функциональными возможностями понимается способность семьи достигать поставленных целей, которая измеряется такими понятиями как сплоченность, экспрессия, степень конфликтности, место в обществе, демократичность семейных правил и другими факторами, связанными с функционированием семейной системы. И те семьи, в которых преобладает демократический стиль взаимоотношений и которые способны разрешать возникающие конфликты, оказывают сильное влияние на профессиональные выборы своих детей.

Мнение родителей играет очень большую роль. Нередко - решающую. В действительности отношение родителей к труду вообще, высказывания о различных профессиях, рассказы о собственной работе, сквозящее в них вольно или невольно отношение к работе, с раннего детства "накапливаются" в сознании и подсознании детей и влияют на определение своего будущего уже выросшими детьми. Это влияние непосредственно связано с отношениями, существующими в семье между родителями и детьми. Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Факторы, являющиеся изначально внешними, в процессе детско-родительских взаимодействий становятся постепенно достоянием сознания и подсознания ребенка, преобразуются в индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в его способностях, интересах, ценностях, установках, мотивах, то есть становятся внутренними факторами, сопутствующими профессиональному выбору.

Выбор является малоизученной и трудно поддающейся изучению проблемой. Человек на протяжении всей жизни неизбежно попадает в ситуации, когда он должен делать выбор. "За уклонение от выбора или неумение выбирать ему приходится расплачиваться маленькими или большими неудобствами, собственными страданиями или страданиями других людей, потерей смысла жизни и множествами различных проблем" (Василюк Ф.Е.) . Этап выбора профессии, который необходимо сделать подростку при переходе в старшую школу и который реализуется в выборе профиля, имеет важное значение в силу того, что он "как бы задает "мелодию" для всего дальнейшего пути" (Митина Л.М., 2003).

Существует большое число исследований, посвященных проблеме выбора профессии. Часть этих исследований посвящена типологизации профессионального выбора. Например, типология проблемных ситуаций профессионального выбора Е.А. Климова, где выделяются различные типы, так или иначе связанные с самооценкой, выделением у себя профессионально значимых качеств, склонностей. Или подход, в котором даются характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию: 1. безразличный; 2. нерешительный, фантазирующий; 3. послушный, безответственный; 4. целеустремленный, уверенный. Аналогичный подход реализован в исследованиях зарубежного психолога Джайде В. Он выделяет такие типы профессионального выбора: 1. характеризующийся повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью; 2. при достаточной решительности и самостоятельности подростка имеются мало дифференцированные склонности; 3. подросток способен самостоятельно сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям . Другие исследования проводятся под углом зрения индивидуальных особенностей подростков. Результаты, полученные в этих исследованиях, требуют анализа на предмет разделения внутренних и внешних факторов профессионального выбора.

Выбор профессии предполагает оценивание своих интересов, способностей, постановку определенных целей, оценку возможностей реализации определенных намерений и т.д. В реальности ситуация выбора наполнена большим количеством аргументов "за" и "против". Они выступают критериями выбора, это и нормы морали, нравственности, и любого рода установки .

Какова же готовность подростка к столь ответственному, жизненно-важному выбору? Сегодняшняя ситуация складывается так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения. Согласно многочисленным исследованиям и мнения учителей, наблюдавших процедуру собеседования по выбору профиля обучения, в большинстве случаев задачу формирования временной перспективы, как необходимого условия в профессиональном самоопределении, решают за подростка его родители . То есть выбор направления профильного обучения часто зависит от желания родителей, так как именно родители говорят последнее слово. Согласно исследованиям, проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьников разных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе, именно "отец - мать" в 44% случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии опрошенными. Обобщая результаты многих исследований, можно сказать, что родители в 30 - 70 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор так или иначе связанный с выбором профессии .

Об этом говорит та часть старшеклассников, которые осознают и признают данное влияние, но есть и те, кто убежден во всяком отсутствии такого влияния.

Родительское влияние, каким бы образом оно не происходило, исходит из благих побуждений. Ведь обычно, если только в семье не преобладает неблагоприятный, дисгармоничный тип детско-родительских отношений, родители стремятся сделать выбор своих детей более рациональным, более реальным. И часто они бывают правы. Но исследования и наблюдения в повседневной жизни показывают, что нередко случается, когда родители пытаются изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки способностям, склонностям, мечтам, желанию ребенка. Далеко не всегда в таких случаях дети впоследствии оказываются счастливы .

Большое значение в выборе профессии имеет также не только то, на что способен подросток в данное время и в будущем, какого его социальное окружение, но и как он ведет себя в узко локализованной по времени ситуации профессионального выбора. Так же можно сказать, что с точки зрения общей успешности профессионального самоопределения большое значение имеют не только содержательные характеристики этого процесса (что выбирает оптант), но и его динамическая сторона (как выбирает).

В этой связи в психологии рассматривается понятие профессиональных установок. Наиболее принятая психологами функция установки заключается в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта . Профессиональные установки, выступающие как свойства личности (И.М. Кондаков, О.М. Краснорядцева, А.К. Маркова, О.Б. Шептенко и др.), обеспечивают стабильность и самоорганизацию всей психологической системы, и могут проявляться в реальной жизнедеятельности как психологические новообразования профессиональной деятельности. Для их проявления необходима реальная ситуация профессионального выбора.

Профессиональные установки выражают готовность индивида принимать профессионально важные решения. И связаны, с одной стороны, с объективными требованиями выбора, и, с другой стороны, с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач. "Возникая как активность, получившая направленность на значимые элементы мира человека, установка соединяет эти элементы ситуации (смыслы, значение, ценность) с прошлым опытом человека в подобной ситуации. Или участвует в инициации мышления, если такого опыта нет или его недостаточно". Установку можно понимать, как готовность реализовать себя, свои возможности. Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то они обусловливают достаточно рациональное решение этих задач. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, может привести его к состоянию эмоциональной растерянности, породить чувство принуждения, вызвать желание отсрочить решение. Индивидуальные реакции, в которых проявляются профессиональные установки, могут быть самые разные. Выделяют такие типы профессиональных установок: с преобладанием нерешительности, послушности, целеустремленности, самостоятельности и т.д. (Седлак Ф., 1984).

Наиболее универсальным представляется такое понимание установки вообще, и профессиональной в частности: деятельность индивида всегда детерминирована установкой (которая в свою очередь детерминирована ситуацией) как состоянием настройки субъекта, предвосхищающим действие в определенной ситуации (например, в ситуации профессионального выбора), по отношению к которой он "настроен", "установлен" действовать именно таким, а не каким-либо другим, образом .

В профессиональных установках, которые возникают при столкновении с задачами профессионального развития, аккумулирован весь опыт решения жизненных задач, и они в большой степени обусловливают характер принятия конкретного решения в ситуации профессионального выбора.

Итак, на профессиональный выбор подростка влияет множество внутренних и внешних факторов, которые необходимо учитывать в реальной ситуации выбора. А также большое значение имеет поведение, обусловленное профессиональными установками, которые не в меньшей степени влияют на принятие определенного решения.

Профильное обучение как этап профессионального выбора

Одним из существенных факторов профессионального самоопределения является возраст, в котором осуществляется выбор профессии. Для возраста 13-15 лет характерно неоднородное социальное положение. С одной стороны ребенка продолжают волновать проблемы подросткового этапа - собственно возрастная специфика, право на автономию, проблемы взаимоотношений со сверстниками, оценок в школе, различных мероприятий, а с другой стороны перед ними встают задачи профессионального самоопределения . Сложность современного общества, наукоемкость профессий приводят к большему растягиванию периода детства в жизни человека. Но детство не может расширяться бесконечно, поэтому возникает необходимость "уплотнения" некоторых возрастных этапов. Попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возраста является профильное обучение .

"Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели". С одной стороны, в период школьного обучения психическое развитие еще не завершено и поэтому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность приходится совмещать с задачей профессионального самоопределения, выбором профессии и соответственно образовательного пути, свойственного юношескому возрасту.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении направления собственной профессиональной деятельности.

Большинство людей не представляют жизнь без работы, она даёт необходимый материальный достаток. Многие трудятся не по специальности, которую получили в ходе учёбы, а идут работать туда, где им удобнее или лучше, куда их взяли. Ошибки в таких решениях случаются, потому что не все знают, какие факторы влияют на выбор профессии, или неправильно оценивают себя. Если подходить к дилемме о сфере профессиональной деятельности ответственно и разумно, а не просто плыть по течению или слушать советы окружающих, то можно найти дело всей жизни.

Особенности профессионального развития личности

Смена ориентиров, определяющих профессиональную направленность, в течение жизни - обычное явление. Один человек может сменить несколько работ за короткий промежуток времени, находясь в постоянном поиске своего места под солнцем. Такой внутриличностный поиск начинается с раннего детства, а по мере взросления усиливается. Данный процесс делится на несколько этапов:

  • дошкольный - ребёнок в игре примеряет на себя разные роли, а родителям стоит внимательно присмотреться, что их малышу больше всего нравится;
  • школьный - вовлекающий в свою орбиту школьников младших и средних классов, которые активно посещают кружки, секции, родителям следует обратить внимание, какие предметы не только любит их чадо, но и по каким он лучше всего успевает;
  • окончание школы - старшеклассник находится на перепутье, пытаясь понять, чего он хочет сам, тут важно помочь ему с выбором и поддержать;
  • получение профессии - происходит знакомство с будущей деятельностью как на теоретическом, так и на практическом уровне;
  • непосредственно трудовые будни - важно не только вникнуть в нюансы работы, но и адаптироваться психологически;
  • самореализация - получение ожидаемых материальных благ, признания, удовлетворения от деятельности.

На первых этапах важность тех или иных факторов выбора профессии может меняться.

В научных кругах существуют несколько позиций относительно того, какие факторы являются доминирующими для принятия решения по будущему профессиональному пути:

  • одна из популярных позиций сводится к тому, что выбор деятельности неразрывно связан с самоидентификацией личности, выступает важнейшим этапом её формирования;
  • согласно другому мнению, субъект пытается вписаться в наиболее подходящие для него виды деятельности;
  • противоположная позиция базируется на том, что характеристики личности доминируют над работой, она должна подходить человеку, а не наоборот;
  • ещё одна теория ставит во главу угла социальную составляющую профессии.

Любую профессию можно разбить на 4 элемента:

  • социально-экономический, указывающий на её положение в отрасли, экономике страны;
  • производственно-технический, дающий представление о механизме труда;
  • психолого-физиологический, определяющий свойства и качества личности, подходящие для данной работы;
  • санитарно-гигиенический, регламентирующий основные правила труда (режим, безопасность).

От совокупного учёта всех элементов зависит правильность определения факторов выбора профессии.

Характеристика критериев выбора профессионального пути

Целесообразно говорить о делении факторов, влияющих на выбор профессии, на внешние и внутренние. Такая классификация позволяет грамотно определиться с будущей профессиональной стезёй, т. к. детально разбирает не только свойства личности, но и большое количество обстоятельств, которые действуют извне.

Внешние

Под внешними критериями понимаются различные причины, влияющие на выбор профессионального пути. Их перечень может быть бесконечен — важно остановиться на наиболее весомых, чтобы не потеряться в их многообразии и не упустить главного для жизни. Ниже представлены наиболее распространённые внешние факторы.

Заработная плата

Часто этот критерий влияет на все остальные, что приводит к ошибочному решению. Материальная составляющая труда важна, но нельзя все свои желания и стремления подчинять ей. Нужно учитывать, что деньги - переменчивая категория, о чём свидетельствует и курс доллара. Также во многих организациях размер зарплаты напрямую зависит от производительности труда, часто есть возможность получить премию или надбавку к окладу. Сейчас имеются широкие возможности самостоятельно регулировать свой доход. На этапе профориентации можно составить приблизительный список потенциально высокооплачиваемых специальностей и тех, по которым доход будет не слишком высоким.

Престижность

Существует перечень так называемых престижных специальностей, на которые каждый год стремятся поступить абитуриенты. Этот перечень ежегодно немного корректируется, но основная масса специальностей остаётся постоянной - юристы, экономисты, специалисты IT-технологий, дизайнеры, инженеры.

Престиж - чисто внешний показатель, указывающий на общественное мнение, которое часто бывает безапелляционным, осуждая за выбор непрестижной специальности или работы. Так, принято считать, что для выпускника ВУЗа не престижно трудоустраиваться слесарем.

Востребованность на рынке труда

Часто основной причиной выбора той или иной специальности выступает её востребованность на рынке труда. Этот фактор переменчив, следить за ним нужно постоянно, наблюдая за динамикой вакансий. Востребованность тех или иных работников зависит от общих социально-экономических условий, проводимых реформ, изменений законодательства, различных нововведений.

Многих выпускников институтов постигает разочарование, когда становится ясно, что наблюдается избыток специалистов с аналогичной специальностью. А работодатели не спешат всех их трудоустраивать. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется получить смежную специальность, чтобы найти себе работу.

Позиция семьи

Часто среди факторов выбора профессии оценки членов семьи становятся основополагающими. Немало выпускников школ пошли учиться туда, куда захотели их родители. Во многих случаях последствия оказываются удручающими - дети не работают по специальности, потому что у них нет призвания к этому роду занятий. Родители считают, что действуют из лучших побуждений.

Они приводят следующие аргументы в пользу той или иной профессии:

  • востребованность и престиж профессиональной деятельности, которые кажутся им бесспорными, часто эти мотивы являются основополагающими для родителей, если они не смогли реализоваться в подобной специальности;
  • высокая оплата труда, которая тоже не подвергается сомнению;
  • так называемая преемственность, когда родители мечтают, чтобы ребёнок пошёл по их стопам, если в семье династия представителей той или иной профессии.

Ребёнок принимает условия родителей, если их авторитет для него бесспорен, случается так, что начинается бунт, который выливается в затяжной конфликт. Родители должны помнить, что дети имеют право на своё мнение.

Прочие критерии

Существует ещё немало причин, влияющих на выбор профессиональной деятельности, иногда они играют важную роль, а иногда и вовсе не учитываются. Среди них:

  • средства массовой информации, доказывающие преимущества той или иной деятельности в современном мире, их точка зрения не может считаться истинной, т. к. это может быть обычной рекламой;
  • приготовленная для выпускника должность в определённой организации, в этом случае он даже не будет прилагать усилий, чтобы хорошо учиться;
  • наличие дружеских связей в институте, часто молодёжь идёт учиться за компанию, чтобы было весело, а потом понимает, что специальность не подходит;
  • близость ВУЗа или какого-либо предприятия, куда можно пойти работать, удобный график работы - случайные факторы, которые для некоторых людей перевешивают все остальные.

Внутренние

Внутриличностные критерии ориентированы на особенности человека, в которых он не всегда способен разобраться. Для этого иногда нужно прибегнуть к помощи психологов, пройти тесты на профориентацию.

Способности

Для многих выпускников и их родителей талант является определяющим фактором, влияющим на выбор профессии. Способности не всегда легко разглядеть с первого взгляда даже их обладателю. Он должен понять, что может, это относится ко всем сферам жизни. Нужно учитывать не только, к чему тянется душа, но и в каких областях заметен реальный результат. Необходимо принять во внимание способности как в школьных дисциплинах, так и во внеучебной деятельности. Важно помнить, что способности нужно развивать, без этого они так и останутся в зачаточном состоянии.

Склонности

Многие молодые люди, когда их просят перечислить свои склонности, впадают в ступор. Склонности указывают на те занятия, на которые уходит свободное время, на предметы, что в школе лучше всего даются. Эти показатели существенно влияют на будущую деятельность. Дело на всю жизнь часто вырастает из юношеских склонностей.

Свойства личности

Для многих профессий требуются конкретные качества, при их отсутствии претендентов не допускают до работы. Так, пожарные и психологи должны обладать стрессоустойчивостью. Бухгалтерам трудно без усидчивости и внимательности. Менеджеры по продажам должны быть коммуникабельны. Всё это надо понять заранее, до трудоустройства, определиться с будущей специальностью в соответствии с характером, свойствами личности помогают специальные тесты.

Состояние здоровья

Факторы выбора профессии меняются, как течёт и меняется сама жизнь. В разные периоды актуальность приобретают разные причины, но здоровье важно всегда. Этот фактор для многих недавних школьников проходит незамеченным, пока они молоды. Они считают что способны горы свернуть: ходят в походы, прыгают с парашютом, развлекаются ночи напролёт. Но спустя время здоровье даёт о себе знать, а нужно ещё и работать.

Многие женщины склонны выбирать мужские специальности, где требуется применение физической силы, они не задумываются, смогут ли это делать в будущем или нет. Также для некоторых должностей предусмотрены ограничения по состоянию здоровью, о которых лучше знать заранее.

Профессиональное самоопределение.

Этапы профессионального самоопределения .

Понятие профессиональное становление личности понимается как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии.

Первый этап профессионального становления личности связан с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.

Второй этап - это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Третий этап - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей.

Четвертый этап предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде.

Практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально - личностного становления, развития и зрелости человека. Сходные проблемы и кризисы могут возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса.

Выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др.

Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к факторам, детерминирующим такой выбор, относят принадлежность к той или иной социальной группе, а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении. По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности.



Среди субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низкими умственными показателями не могут успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме того, развитый интеллект позволяет человеку критично и реалистично соотносить себя с предъявляемыми требованиями, успешно обучаться, учитывая опыт своей профессиональной деятельности. Известно, что выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта и зависят от степени развития его контрольно - оценочной сферы.