Игры и занятия для дошкольников по безопасности поведения на улице. Виды игр и картотека тем для различных групп. Игра с напольным конструктором «Пожар в городе»
Игра "Незнакомец"
Ситуация к проигрыванию:
Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.
Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.
Цели:
- помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;
- научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);
- сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);
- познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Незнакомец":
взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.
Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.
Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.
Игра "Один дома"
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок в дверь.
Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома":
проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.
Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.
Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.
Игра "Телефонный звонок"
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок по телефону.
Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":
Рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.
Рассмотреть случай, когда ребенку по телефону говорят непристойности;
Когда угрожают.
Роли: взрослый, ребенок.
Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.
Игра "Подкуп"
Ситуация к проигрыванию:
Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.
Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца. При попытке похищения - "кричать, бежать, рассказывать".
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп":
после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.
Роли: взрослый, дети.
Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.
Игра "Машина"
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.
Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;
Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.
выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:
нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");
Глобальной целью ролевой игры является устранение несоответствия между отдельно взятой личностью и окружающим ее миром. Соответственно, те индивидуумы, для которых указанное несоответствие не существует, в ролевые игры не играют и играть не будут. Все вышесказанное, конечно, не означает, что несоответствующая миру личность является ущербной, или мир столь плох.
Чисто теоретически возможны два варианта снятия этого противоречия: или надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо надо преобразовать мир, чтобы в нем стало хорошо данной личности. История дает нам немало примеров и того и другого подхода, и оба они в крайнем своем выражении приводили к печальным последствиям. В первом случае это нивелирование особенностей личности, подавление их либо социальными инструментами (красивая женщина - ведьма, ученый доктор - отравитель, талантливый музыкант - слуга дьявола и т.п.) либо психологическими (филистерство, охлократия). Во втором случае это либо диктатура и автократия, либо, если у личности нет власти над другими, убийства и самоубийства. Что же предлагают для решения этой проблемы ролевые игры?
В ролевых играх реализуются одновременно оба пути. Во-первых, игрок имеет право выбрать себе любой мир из предложенных организаторами или устроить игру самому, создавая свой собственный мир. Во-вторых, в новых условиях нового мира он может попытаться к нему приспособиться. Процесс приспособления к игровому миру психологически происходит легче, чем к адаптация к реальному миру, так как здесь нет элемента насилия, в любой момент можно выйти из игры.
Разумеется, проблема несоответствия личности и мира первоначально снимается только на время игры, но, во-первых, многие из участвовавших хотя бы в одной игре принимают в них участие снова и снова; во-вторых, у игроков увеличивается внешняя приспособляемость к различным ситуациям при одновременном выявлении сущностных особенностей личности; и, наконец, в-третьих, когда игроков с определенным, выработанным в процессе игры менталитетом становится много, то они начинают влиять уже на реальный мир.
Кроме вышеуказанной глобальной цели организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и другие задачи. Первая - познавательная (“как это было?”) характерна в большей степени для исторических игр. Такие игры помогают понять, как жили люди в Древнем Египте, Иерусалиме времен крестовых походов, в Англии времен короля Артура или войны Алой и Белой Розы и т.п. В этом случае характерно тщательное воссоздание исторической обстановки (предметов быта, одежды, строений, оружия). Вторая возможная задача - эстетическая (“мир прекрасен”). Точное историческое соответствие необязательно, но антураж необходим и обязан быть красивым. Третья задача - обучающая (“как это есть”) быть следопытом, корабелом, воином, монахом буддийского монастыря и т.п. В таких играх непременное условие - тщательно подобранное и обставленное место игры. Четвертая задача - этическая (“это наш мир”) - проведение в жизнь некоторой системы моральных ценностей (ни в коем случае не религиозных, религиозная оболочка может быть, а может и не быть). В играх, где эта задача явно поставлена, Добро и Зло, как правило, четко выражены, носители разных этических систем находятся в разных командах и даже одеваются в разные цвета. Этическая задача никогда не бывает единственной, ибо ролевая игра - это в первую очередь игра, а играть в абстрактные принципы невозможно. Пятая задача - компенсаторная (“все было не так”). Игры такого плана предполагают обязательный литературный или, реже, кинематографический источник. Декорации и реквизит минимальны, все внимание - непосредственно возникающим в ходе игры ситуациям. И, наконец, последняя задача - структурирование времени (“как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”) - это задача начинающих игроков. Однако поскольку ролевые игры имеют много достоинств (см. все вышеперечисленное), то такое времяпровождение может быть полезно и для них, хотя бы тем, что отвлекает от других времяпровождений, многие из которых ничего не дают ни уму, ни сердцу. Следует при этом заметить, что опытные игроки не любят тех, кто ставит перед собой только эту задачу.
В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, волонтеры, роли детей - ребята из класса, группы, кружка (дети, с которыми проводится работа).
Игра 1."Большое и маленькое "Нет".
(по мотивам сказки Гизелы Браун)
Ситуация к проигрыванию:
Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.
Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть рядом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.
Тут подходит мальчишка и спрашивает: "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому "нет" и собрался его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"
Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" - и пошли дальше своей дорогой.
Цель - научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".
Роли: взрослые, подросток, ребенок.
Игровой материал: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.
Игра 2."Незнакомец"
Ситуация к проигрыванию:
Вариант 1.
На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.
Вариант 2.
Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.
Цели:
помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;
научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);
сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);
познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.
"Незнакомец":
взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.
Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.
Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.
Игра 3."Один дома"
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок в дверь.
Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома":
проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.
Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.
Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.
Игра 4."Телефонный звонок"Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок по телефону .
Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":
Рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.
Роли: взрослый, ребенок.
Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.
Игра 5."Подкуп"
Ситуация к проигрыванию:
Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.
Цель -
стратегию
поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца.При попытке похищения - "кричать, бежать, рассказывать".
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп"
:
после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.
Роли: взрослый, дети.
Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.
Игра 6."Машина"
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.
Вариант 1:
взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;
Вариант 2:
взрослый предлагает подвезти.
Цели:
выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:
нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");
не садиться в автомобиль;
твердо и уверенно отвечать отказом.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Машина":
рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.
Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило "Трех больших шагов".
Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля, этого делать нельзя.
В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.
Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.
Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.
Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.
В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)
Роли: взрослый "за рулем автомобиля", ребенок.
Игровой материал: атрибуты к игре, рисунки.
Игра 7."Если потерялся"Ситуация к проигрыванию:
Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)
Цели:
научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.);
воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся": в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.
Роли: взрослые, ребенок, массовка - вся группа.
Игра 8." Защита"Ситуация к проигрыванию:
Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)
Цель - выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита":
рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!", "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.
Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.
Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в "убежище", если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.
Роли: взрослый, ребенок.
Игровой материал: карточки с надписями.
Игра 9."Дорога домой"Ситуация к проигрыванию:
Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.
Цель - научить ребенка отказывать, говорить "Нет", учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой": предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.
Роли: ребенок, его друг, взрослые.
Игровой материал: карточки с надписями.
Игра 10."Вымогательство"
Ситуация к проигрыванию:
Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.
Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.
Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство": проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).
Роли: взрослые, дети (сверстники).
Игровой материал: карточки с надписями, украшения, деньги.
Игра 11."Опасность"
Ситуации к проигрыванию:
Вариант 1. В квартире начался пожар.
Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.
Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.
Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.
Цель - выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность": в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.
Роли: ребенок в различных ситуациях, взрослые.
Игровой материал: карточки с надписями.
Надежда Петрейкина
Картотека игр по формированию безопасного поведения в быту
«Подбери игрушку Танюшке».
Задачи: Закреплять представления о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал: игровая карта с изображением девочки; картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать из предметов, те, которыми можно играть, объяснить, почему нельзя играть остальными.
«Опасные ситуации»
Задачи: Закреплять представление об опасных для человека и окружающего мира ситуаций и способов поведения в них.
Материал: Игровое поле разделено по секторам. На каждом секторе расположены картинки с опасными ситуациями дома.
Ход игры: Дети поочередно бросают кубик и находят выпавшее число на игровом поле. Рассматривают картинку и объясняет изображенную ситуацию. Воспитатель просит найти выход.
«В мире опасных предметов».
Задачи: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать самосознание, воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: игровое поле с изображением опасных предметов быта, фишки, кубик.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и передвигает свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«По типу лото».
Задачи: Закреплять знания детей об опасности некоторых бытовых предметов и о их месте нахождения.
Материал: Игровые карты с изображением места нахождения опасных предметов в быту: кухня, комната, ванная комната и др. Карточки с изображением различных предметов быта (электроприборы, острые предметы и т. д.)
Ход игры: С помощью считалочки выбирается ведущий, который будет вытаскивать карточки. Игроки, закрывая, нужной карточкой свою игровую карту рассказывают об опасности предмета. Кто быстрее закроет свою карту, тот выиграл.
«Часы безопасности».
Задачи: закреплять у детей дошкольников правила обращения с предметами быта.
Материал: часы со стрелкой, вместо цифр картинки с изображением опасных предметов (ёлка, электрическая гирлянда, хлопушки, свеча и т. д.)
Ход игры: Дети по очереди крутят стрелку. На изображении какой картинки стрелка остановится, про тот предмет следует рассказать.
«Если возник пожар».
Материал: шар (или мяч, стихотворение (подобрать стихотворение можно на любую тему)
Ход игры: Дети стоят в кругу. В руках ведущего (воспитателя) воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому игроку. Если участник игры замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.
Ведущий: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар-
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Ребёнок: Пожар. (передача мяча)
Ведущий: Раз, два, три, четыре-
У кого пожар?
Ребёнок: В квартире. (передача шара)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил?
Ребёнок: Утюг. (передача шара)
Ведущий: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками?
Ребёнок: Играл. (передача шара)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели сразу
Кто сушил бельё над?
Ребёнок: Газом. (передача шара)
Ведущий: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жёг?
Ребёнок: Листву. (передача шара)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые?
Ребёнок: Предметы.. (передача шара)
Ведущий: Помни каждый гражданин этот номер?
Ребёнок: Ноль один.. (передача шара)
Ведущий: дым увидел - не зевай и пожарных…
Ребёнок: Вызывай.. (передача шара)
«Да - нет»
Задачи: Закреплять правила использования, например предметов которыми пользоваться надо очень осторожно (телевизор, инструменты и др.); формировать умение логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Ход игры: На вопросы водящего можно отвечать только «да» или «нет». Сначала выбирается водящий. Он отходит в сторону. Остальные дети договариваются, какое слово они загадают (тему задаёт воспитатель). Затем приходит водящий и задаёт наводящие вопросы: где предмет находиться, какой он? Например: Этот предмет электрический? Он прямоугольный? Играя, первый раз, воспитатель роль водящего на себя должен взять воспитатель.
«Кто больше знает?»
Задачи: Обобщить знания детей о классификации предметов, которые могут быть опасны, о правилах безопасности; развивать память.
Ход игры: Вспомнить и назвать как можно больше электроприборов, колющих, режущих, предметов находящихся на кухне, в комнате, правил безопасности при их использовании…
«Кто больше заметит нарушений».
Задачи: Закреплять знания детей о безопасном поведении, о действиях которые необходимо выполнять в экстренных ситуациях; развивать память.
Материал: заготовленные рассказы, в которых присутствуют нарушения, фишки.
Ход игры:
1 вариант: Кто заметит в рассказе нарушение, должен хлопнуть в ладоши. После этого должен его назвать и исправить ошибку.
2 вариант: Заметив нарушение ребёнок, должен положить перед собой фишку. В конце рассказа он должен назвать нарушения и исправить его.
«Кто больше назовёт действий».
Задачи: закреплять правила безопасности; развивать умение соблюдать поочередность, развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель задаёт тему. Например, пожар. Кто больше назовёт действий, которые надо делать в случае пожара.
«Дидактический кубик»
Задачи: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание.
Материал: кубик на гранях которого приклеены картинки, с изображением, например, пожара, затопления, электроприбора и острых предметов.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик. И рассказывают о той опасности, которая изображена на выпавшей грани.
Задания могут быть следующие:
Рассказать о последствиях опасности;
О предотвращении этой опасности;
О действиях, которые необходимо выполнять, если такая ситуация произошла.
«Раз, два, три, что может быть опасно - найди».
Задачи: Закреплять представления детей об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода.
Ход игры: Воспитатель или ребёнок отворачивается и считает до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор.
«Что мы знаем о вещах?»
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба, пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры: В игре принимают участие 4 ребёнка, каждый из них берёт себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребёнок) является ведущим. Он поочерёдно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны определить, к какой может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«Соедини по точкам» (пособие).
Задачи: Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: Листы с изображением контуров предметов (из точек).
Ход игры: Соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«Убери на место».
Задачи: Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни и других комнат; картинки – предметы.
Ход игры: На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.
На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом во всей «квартире».
То же в игровом уголке.
«Так и не так».
Задачи: формировать у детей умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки: с красным и с зелёным кружком, картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Ход игры: Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе. Под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребёнка, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Ребёнок сидит, читает, смотрит телевизор, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достаёт игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т. п. по всем видам опасных ситуаций.
«Сто бед».
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать чувство эмпатии к другому человеку.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребёнком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
«Мы - спасатели».
Задачи: закреплять представления детей об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать чувство эмпатии.
Материал: Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два внизу); картинки на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: На игровую карту воспитатель кладёт картинку с изображением опасной ситуации. Ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Я иголки не боюсь» (пособие)
Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
Собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
«Опасные предметы»
Задачи: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания к изображениям; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Материал: таблицы с изображениями опасных предметов, цветные карточки.
Ход игры: В игре участвуют 4 ребенка, перед которыми разложены таблицы с изображением опасных предметов и цветные карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о предметах, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Изображение опасного предмета закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4 ребенка, перед которыми разложены таблицы с изображением опасных предметов и цветные карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о предметах, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Каждая игра может быть использована для любой темы для занятий по безопасности. В зависимости от выбранной темы будут корректироваться и задачи. Правила можно усложнять, изменять, в зависимости от индивидуальных особенностей группы.
Также многие игры из предложенных могут быть модифицированы (усовершенствованы).
Для изготовления предложенных игр никаких сложных конструкции и специфических материалов не требуется. Поэтому такие игры может сделать не только воспитатель в детском саду, но и родители в домашних условиях.
Цель: формировать у детей умение при помощи взрослого выбирать место для игры, делать необходимые постройки; развивать умения самим ставить цель, распределять роли и выполнять действия в соответствии с выбранной ролью, при помощи воспитателя объединять игры одним сюжетом, организовывать развёрнутую сюжетно-ролевую игру; формировать в процессе игры хорошие взаимоотношения между детьми; , правилах общения с другими людьми.
Материал: атрибуты сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», «Магазин», «Шофёры», «Больница»; крупный строительный материал; фуражка, свисток, жезл для инспектора ГАИ; игрушечные автомобили.
Ход игры: воспитатель оговаривает с детьми сюжет игры, намечает, что для этого нужно:
Построить дома из крупного строительного материала, на полу сделать дорогу, «зебру» смастерить из пластина, тротуар отметить кирпичиками.
Вдоль дороги расположить атрибуты сюжетно-ролевых игр. Расставить возле них дорожные знаки, на перекрёстке - светофор.
Затем воспитатель с детьми распределяют роли: продавец магазина, библиотекарь, парикмахер, врач, инспектор ГАИ, водители. Остальные ребята - пешеходы, девочки ходят с колясками и куклами.
Инспектор ГАИ внимательно смотрит, чтобы никто не нарушил правила. Шофёры должны останавливаться только там, где есть знак «Место стоянки». Они могут сходить в магазин, библиотеку, парикмахерскую, больницу, заправить свои машины на автозаправочной станции, которая построена из строительного материала.
Воспитатель по очереди выставляет знаки и создаёт ситуации, а дети стараются действовать правильно, в соответствии со знаком. Воспитатель помогает детям в ходе игры, разрешает конфликты, подаёт интересные идеи.
«СВЕТОФОР»
Цель: продолжать закреплять представления детей о том, что улицу переходят в только специальных местах и на зелёный сигнал светофора.
Ход игры: на участке детского сада обозначаются перекрёсток, переходы. В центре встаёт мальчик («светофор») с красным кругом на спине и груди и зелёным на плечах. Два жёлтых круга он держит в руках. Дети начинают переходить улицу по пешеходным переходам, а «светофор» поворачивается к ним то боком, то спиной, разрешая или запрещая переход. Если «светофор» поднял жёлтые круги, то переходить пока нельзя, нужно только приготовиться, а кто не успел перейти, должен задержаться на середине улицы и ждать зелёного сигнала.
«ЗЕЛЁНЫЙ ГЛАЗ »
Цель: закреплять знания детей о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора.
Ход игры: у входа в детский сад устанавливается макет светофора. Когда ребята возвращаются после прогулки, воспитатель «включает» красный свет - «Идти нельзя», затем жёлтый - «Приготовиться». Только на зелёный свет разрешается заходить в помещение. После пяти-шести дней такой практики все малыши будут знать, что улицу нужно переходить на зелёный сигнал светофора.
«В ГОСТИ К АЙБОЛИТУ»
Цель: познакомить детей с конкретными ПДД; учить правильно переходить улицу на зелёный сигнал светофора.
Ход игры : на полу (асфальте) мелом обозначаются перекрёстки, пешеходные переходы, выставляется светофор. Дети изображают зверей, надевают разнообразные шапочки и едут или идут к доктору Айболиту (воспитатель), который занимает своё место в конце пути и ждёт зверей на лечение.
«ПЕРЕКРЁСТОК»
Ход игры: воспитатель назначает четырёх ведущих, двое из которых получают красные кружки, двое других - зелёные. Остальные дети будут изображать пешеходов и автомобили. Тем детям, которые будут «автомобилями», можно дать в руки машинки, «пешеходам» - куклы. По свистку воспитателя ведущие поднимают соответствующие кружки, а «пешеходы» и «автомобили» начинают движение. Следующий свисток обозначает смену сигнала светофора, ведущие меняются местами или кружками. «Пешеходы» и «автомобили» останавливаются. После очередного свистка движение возобновляется, а нарушители выходят из игры.
«МЯЧ НА ДОРОГЕ»
Ход игры: воспитатель сразу оговаривает, где начинается дорога. Затем толкает по полу мяч. Дети по очереди стараются поймать его до того, как он выкатится на дорогу. Ребёнок, не сумевший задержать мяч, пробует сделать это ещё раз после всех желающих принять участие в игре. Если же он выбежал вслед за мячом на дорогу, то выходит из игры.
«ПЕРЕЙДИ ДОРОГУ»
Ход игры: воспитатель поочерёдно поднимает три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Дети должны перейти предполагаемую «дорогу» (ковровую дорожку, проход, обозначенный лентами, камушками и т.д.). Дети, переходившие «дорогу» на красный или жёлтый кружок, выходят из игры.
Картотека игр
по ОБЖ и ПДД
Игра «СЛУШАЙ СИГНАЛА
Цель: развивать ловкость, стимулировать внимание.
Оборудование: две дуги, две скамейки, два забора, лестница.
Игровые действия: по сигналу ведущего первый игрок из одной команды надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвращается, передаёт каску следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Игра «ПОЖАРНЫЙ ШЛАНГ».
Цель: стимулировать быстроту реакции, ловкость.
Оборудование: два пожарных рукава.
Игровые действия: дети делятся на две команды и по сигналу сначала разворачивают шланги, затем сворачивают в исходное состояние. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
«ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»
Цель: стимулировать развитие связной речи.
Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.
Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.
На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.
«СПАСИ ИГРУШКУ»
Дидактическая игра
Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; стимулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.
Игровые правила: из набора картинок найти, запомнить и выбрать нужные.
Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через «задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нужные из набора картинок.
Следующее задание: иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении - например, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый получит карточку со схематическим изображением игрушки, по которому нужно найти и спасти игреку, находящуюся в «задымлённой помещении.
«СПАСАТЕЛИ»
Дидактическая игра
Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия.
Игровые правила: найти предмет по его схематическому изображению.
Игровые действия: рассмотреть схематическое изображение, отыскать в игровой зоне соответствующую игрушку.
«НАЙДИ ПРЕДМЕТ»
Дидактическая игра
Цель: развивать умение узнавать по изображению знакомые предметы; стимулировать развитие зрительного восприятия, памяти.
Игровые действия: рассматривать изображения знакомых предметов через «зашумлённый» файл, узнавать и называть предметы.
Игровые правила: назвать узнанный на картинке предмет, объяснить, как узнал.
В. Представьте, что мы на пожарной башне. С помощью бинокля постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне.
Молодцы, ребята, и Карлсон молодец! Следующее тренировочное задание: я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, который может стать причиной пожара, скажите «ой».
«ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Дидактическая игра
Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.
Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.
Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.
«ЛУЧ ФОНАРИКА»
Дидактическая игра
Цель: развивать умение узнавать изображения по их части, детали.
Игровые действия: рассматривать детали изображения, узнавать и называть предмет.
Игровые правила: быстро узнать предмет по детали изображения.
«ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА»
Игра-эстафета
Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.
Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, брать только один кусочек ткани (огонь).
Игровые действия: игроки делятся на две команды, выстраиваются в колонны; используя «ходули» дети поочерёдно собирают разложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (находится на противоположной от команд стороне зала).
«ПОТУШИ ОГОНЬ»
Игра-эстафета
Цель: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде.
Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сигналу.
Игровые действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу, около последних участников стоит 4-5 пластмассовых ведра с водой; по сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим), стоящим справа (слева) от себя; первый игрок выливает вёдра в большое ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) - «тушат огонь».
«СПАСЕНИЕ ИГРУШКИ»
Игра-эстафета
Цель: совершенствовать в соревновательной форме навыки основных видов движений (ходьба по наклонной доске, лазание по гимнастической стенке); развивать скоростно-силовые способности, ловкость; воспитывать смелость, желание прийти на помощь «пострадавшему».
Игровые правила: задание выполнять поочерёдно, не уронить игрушку.
Игровые действия: с помощью каната подняться по наклонной доске к верхним рейкам гимнастической стенки; взять игрушку, расположенную на верхней перекладине; приставным шагом перейти на соседний пролёт гимнастической стенки; спуститься вниз по гимнастической доске («скатиться с горки»); перенести игрушку в безопасное место.
«СОБЕРИ РЮКЗАК ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ»
Игра-эстафета
Цель: развивать координационные способности, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; стимулировать сообразительность, быстроту реакции, закреплять знания о назначении предъявленных предметов.
Игровые правила: передвигаться на велотренажёрах строго по прямой, выбирать только необходимые предметы.
Игровые действия: игроки делятся на две команды; поочерёдно доехать на велотренажере до противоположной стороны; выбрать разложенные на скамейке предметы, которые могут пригодиться спасателям; вернуться обратно, положить предмет в рюкзак.
«ТЕРРИТОРИЯ РИСКА»
Комбинированная эстафета
Цель: развивать силу, ловкость, координацию движений.
Игровые правила: преодолевать препятствия поочерёдно.
Игровые действия: взобраться по лестнице спортивного комплекса; ухватившись руками за перекладину спортивного комплекса, не касаясь ногами пола, переместиться на противоположный край; спуститься вниз по шесту на скамейку; пройти по ней, перешагивая через предметы; преодолеть тоннель и сухой бассейн. Раздаётся звонок по телефону (сигнал тревоги).
В. Помощник воспитателя в младшей группе обнаружил много опасных для малышей предметов. Нужна помощь! Дети приходят в группу.
В. Наша задача?
Дети. Найти и обезвредить.
В. Для того чтобы найти предметы, каждый получает карточку-схему, на которой показано, где искать предмет (на, под, за, в). Найденные предметы по видам опасности раскладываются в коробки (колющие, режущие, огнеопасные и т.д.).
«НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ»
Дидактическая игра
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; упражнять детей в соотнесении изображения места нахождения предмета с символом; развивать умение классифицировать предметы по разным видам опасности.
Игровые действия: поиск предметов в разных местах, раскладывание в соответствующие коробки.
Игровые правила: найти игрушку в соответствии с символом.
В. Откуда они могли появиться? Может, чужие люди приходили в наш сад? Что нам теперь делать с этими предметами? (Заберём с собой, чтобы отдать)
«НЕЗНАКОМЕЦ»
Игра-тренинг
Цель: упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.
Игровые действия: дети учат Карлсона, как себя вести в ситуации с незнакомкой.
Незнакомка. Здравствуйте, ребята. Какие вы замечательные! Угощайтесь конфетами.
Карлсон первым угощается. Дети берут (не берут) угощение. Если кто-то возьмёт конфеты (мандарины), воспитатель спрашивает у детей, правильно ли они поступили.
Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть котик и интересные игрушки… Пойдёмте со мной!
Карлсон собирается идти с Незнакомкой.
В. Правильно ли поступает Карлсон? (Обращаясь к незнакомке.) А вы кто? К кому вы пришли?
Незнакомка (не отвечает, хватает Карлсона за руку и тянет за собой к выходу). Я вижу, ты хороший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она просила тебя забрать!
Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой.
В. Ребята, что надо делать, если чужой человек тащит тебя за собой? (Вырываться,громко кричать, звать на помощь.) Женщина, оставьте Карлсона в покое! (Отталкивает Незнакомку, забирает руку Карлсона.) У нас есть заведующая, пройдите к ней.
Дети провожают Незнакомку и отдают коробки с опасными предметами. Раздаётся звонок телефона Карлсона.
Карлсон. Мне звонит Малыш! Алло! Где ты? Ребята, он потерялся! Малыш, скажи, где ты?
Малыш (по громкой связи телефона). Я потерялся. Заигрался с друзьями…
Карлсон. Где же тебя найти?
Малыш. Тебе помогут мои фотографии. Я передам их по Интернету.
В. К нам не приходила электронная почта?
В. Да, как раз сейчас пришла. Получайте своё сообщение.
В. Ребята, мы получили фотографии, которые нам помогут найти Малыша. Малыш фотографировал предметы, встречающиеся на его пути, места, где он играл: песочница, дерево, клумба, метла, пункт первой помощи и др. С помощью данных ориентиров дети находят Малыша, объясняют ему, в каких местах нельзя играть, и приглашают в службу «Юный спасатель».
«КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»
Дидактическая игра
Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках.
Игровые действия: кратко объяснять сюжет картинки, его последствия.
Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную картинку в соответствии с её изображением.
«ОПАСНО – НЕОПАСНО»
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование : набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую - если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую - если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
«ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»
Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один - опасный для здоровья, другой - ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую - если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую - если опасности нет. Дети должны выслушать
ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Цель : закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование : картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
НАШИ ПОМОЩНИКИ - РАСТЕНИЯ
Цель:
Оборудование : предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»
Цель : закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование : игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.
Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед на столько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребенок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья.
Мой выбор
Детям предлагаются сюжетные картинки и соответствующие тексты к ним. Воспитатель зачитывает текст, а дети доказывают правильность или недопустимость данного поступка, объясняют, какие правила нарушены. Если ребенок правильно объясняет поступок - получает красную фишку, если нет - синюю.
НАША УЛИЦА, ИЛИ СВЕТОФОР
Цели: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.
Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.
«АВТОБУС»
Цель: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Оборудование : маленькие стулья; руль.
С помощью считалки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребенком, бабушка, слепой.
Переход
Закрепление ПДД. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
«СВЕТОФОР»
Дидактическая игра
Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора.
Дети и взрослый рассматривают светофор, закрепляют значение цветов Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.
«ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»
Дидактическая игра
Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками.
Варианты игры
«Разное среди общего» Детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что они обозначают.
«Играем сами» Детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуациями. Ребята должны правильно подобрать дорожные знаки к картинкам, затем обосновать свой выбор.
«Улица города» Детям предлагается выступить в роли инспекторов ГАИ в новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.
«ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ»
Дидактическая игра
Цель: знакомить детей с правилами поведения на утице, па дороге; закреплять знания о дорожных знаках.
Детям предлагается макет улицы с различными видами знаков и светофором, игрушки для обыгрывания ситуаций (переход улицы, поездка на автомобиле, прогулка по городу, велосипедная прогулка).
«ПЕРЕКРЁСТОК»
Дидактическая игра
Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как перекресток, с правилами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреплять знание дорожных знаков.
Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и светофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.