Иностранные архитекторы в россии. Как итальянцы строили россию

Еще изучая книгу Валериана Киприанова «Живописная история архитектуры России ", я обратила внимание на то, что он не упоминает русских архитекторов, вернее зодчих, как их раньше называли. Т.е. зодчие от слов «созидать», «создавать» «здания», были, а для строительства приглашали иностранцев?

Слово «архитектор», которое мы сейчас используем, и которое используют для обозначения зодчих все европейские страны, произошло от греческого «архи-тектор» –главный, старший плотник, строитель. Получается, что в Европе греки были самыми первыми строителями. Если начинаем углубляться в тему, то выясняется, что Греция не такое уж и древнее образование. Во всяком случае, на старых картах такого названия нет. Например, на карте Фра Мауро:


Фрагмент карты Фра Мауро, 1459г.

На карте читаются: Италия, Македония (относимая Мавро Орбини, т.е. Маваром Орбиным к славянским странам) , Албания, Расия, Болгария, Кроация, Унгария (Венгрия), населенные в его время славянами. Да что там 15-й (Фра Мауро) или 16-й (Мавро Орбини) века, еще в 19-м веке помнили об иллирийцах, проживающих на территории современной Греции и этрусках – на территории современной Италии. , у которых, по информации из европейских источников, римляне и переняли инженерное и строительное искусство.

И не было бы ничего удивительного в том, что западноевропейские славяне помогают со строительством своим восточным братьям. Но на поверку оказывается, что, скорее всего, если не все, то большая часть этих иностранных архитекторов являлись местными на самом деле, во всяком случае, на их «родине» о них почему-то ничего не известно. Но все по порядку.

Иностранные архитекторы 11-14 веков

Первое упоминание об иностранных архитекторах относится к 11 веку. Считается, что храм Св. Софии в Киеве построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками :

«Еще одно здание, не менее известное среди древних памятников России, - собор Святой Софии в Киеве, построенный в годы с 1017 по 1037 год великим князем Ярославом Владимировичем, в ознаменование победы над печенегами. Некоторые центральные части этой церкви сохранились и по сей день в их примитивном состоянии. Способ строительства стен и столбов этого храма, также возведенный греческими архитекторами , аналогичен тому, который был принят для церкви Дима. Судя по тому, что осталось нам с украшениями этого храма Ярослава, следует полагать, что весь его интерьер был украшен мозаикой. Святой Олимп Печерский, известный своему времени как художник-образчик и мастер мозаики, работал над этими украшениями с греческими архитекторами ».


Реконструкция первозданного вида Софии Киевской

«Собор Святой Софии в Новгороде основан в 1045 году князем Владимиром Ярославичем, также выполненный греческими архитекторами , является одним из самых совершенных образцов византийского стиля . В отношении способа строительства и использования материалов он мало чем отличается от церквей Киева»


Вид на собор Святой Софии в Новгороде

Итальянский архитектор Аристотель Фиоравенти, 15 век

Но так как фамилии этих зодчих не сохранились, то и проверить сейчас это трудно. Начиная с 15-го века, появляются фамилии:

«Приход к власти Ивана III (1440 -1505 гг.) открыл новые штрихи в искусстве, архитектуре, как духовной, так и светской, осуществил чувствительный прогресс, как мы можем судить по оставленным нам памятникам. Иоанн III вызвал из Пскова каменщиков, которые изучали свое ремесло под руководством немецких мастеров; он вызвал из Венеции известного архитектора и ученого Аристотеля Фиоравенти, уроженца Болоньи.

Последний учил москвичей делать кирпичи больше и сильнее, чем те, которые они использовали до сих пор, чтобы делать известь плотнее и прочнее, чтобы использовать для кладки стен кирпич, а не щебень, и оставлять последний только для фундаментов связывать стены железными кошками, строить кирпичные своды, модные глиняные украшения, одним словом, строить здания с большей прямолинейностью и точностью.»

Похоже, что Аристотель Фиоравенти (1415-1486гг) действительно был известен у себя на родине до прибытия в Россию, правда, не как архитектор, а более как инженер. Он смог переместить 25-и метровую башню, с 5-и метровым фундаментом, весом около 400 тонн, более чем на 13 метров в сторону. Об этом имеется информация на русском и итальянском языках. В возрасте 60 лет он прибыл в Россию и прожил там еще 20 лет. Принимал участие в строительстве успенского собора в Москве, и вообще в переустройстве и строительстве Кремля, и возможно даже устройства хранилища для библиотеки Ивана Грозного.


Успенский собор Московского кремля

Иностранные архитекторы Фрязины, 15-16 века

Далее идет целая плеяда архитекторов Фрязиных: Алевиз Фрязин Старый, Алевиз Фрязин Новый, Антон Фрязин, Бон Фрязин, Иван Фрязин, Марк Фрязин и Петр Фрязин (под этим именем известно несколько человек). Источники утверждают. Что старорусское «фряз» означает «иностранец», «чужой», поэтому, видимо, и получили эти иностранцы одну фамилию на всех. Все они творили примерно в одно время при царях Иване III и Василии III, с 1485 по 1536 гг. В основном это были церкви, храмы и соборы. Кроме этого архитектор Марк Фрязин построил Грановитую палату, Алевиз Фрязин - кремлевский дворец (терем)

Алевиз Фрязин Старый


Троицкая башня Московского Кремля

В Италии об Алевизе Фрязине Старом ничего неизвестно , кроме того, что он был активным итальянским архитектором в эпоху Возрождения в Русском государстве. В остальных европейских странах – аналогично. Тоже самое касается и Алевиза Фрязина Нового.

«С Фридрихом Браунштейном и Николой Микетти он построил первый замок Петергофа (1717 год). В Санкт-Петербурге он построил Апраксинский дворец и составил планы на летний сад.»

Наверное, имеется в виду дом Апраксина, не дошедший до наших дней:

«Прибывший в Петербург крупный французский архитектор Ж.-Б. Леблон разработал новый проект резиденции генерал-адмирала - дворца Апраксина. Сохранился великолепно выполненный архитектором чертеж фасада, Двухэтажный дворец решен в классических пропорциях, с небольшим мезонином в три окна в центре. Леблон спроектировал пятичастное здание - павильон, галерея, центральный корпус, галерея, павильон»



Александр Леблон. Дворец Апраксина, проект, 1716 г.

Но Леблон этот дом не строил , так как был загружен поручениями царя, как сообщается, потому строительством руководил архитектор Федор Васильев . Он же вносил коррективы в проект. А так же коррективы вносил и сам адмирал Апраксин. В результате дом получился 3-х этажным и выглядел совсем по-другому. Т.е. этот «королевский» архитектор, неизвестный во Франции, будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, не построил в России практически ничего. Правда, он прожил в России всего 2 года, внезапно умерев. Я нашла еще одну статью о Леблоне на французском языке: «Foreigners in Russia: Jean-Baptiste Alexandre Le Blond » , но автор ее Адам Мискин, тоже русский скорее всего.

Карл Иванович Росси

Действительно реальным архитектором, жившим и творившим в Санкт-Петербурге (даже могила его сохранилась) был Карл Иванович Росси . Правда, имеется одно большое НО: мать его была русской, его отец неизвестен. Известно только, что в возрасте 12-и лет он приехал со своей матерью в Россию. И далее там жил, учился и работал. Итальянская Википедия сообщает о нем пару строк, основываясь на русскоязычных источниках:

«Карл Ива́нович Ро́сси , урождённый Карло ди Джованни Росси (1775, Неаполь- 1849, Санкт-Петербург) - российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.»


Михайловский дворец, Санкт-Петербург

Построенные им объекты:

  • Деревянный театр (1806, Москва, Арбатская площадь), сгорел в 1812 году
  • Екатерининская церковь в Кремле (1808)
  • Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809)
  • Реконструкция Аничкова дворца (1816)
  • Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815-1822)
  • Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818)
  • Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825)
  • Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829)
  • Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834)
  • Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) (1827-1832)
  • Колокольня Юрьева монастыря (1841)

Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбара

Действительно итальянским архитектором можно считать Джакомо Кваренги (1744г, Бергамо – 1817г., Санкт-Петербург), так как он не только родился в Италии, но и жил там, учился и работал какое-то время до поездки в Россию, правда, не архитектором, а художником , единственным его архитектурным объектом итальянский источник упоминает перестройку церкви Св. Схоластика в Сабиако.

Интерьер церкви Санта Схоластика

Кваренги получил художественное образование и занимался живописью, а потом заинтересовался архитектурой, изучал ее по книгам, общаясь с художниками и архитекторами в Риме, далее он путешествовал по Италии, изучая архитектуру уже в живую.

«В 1779 году Российская царица Екатерина II, не довольная архитекторами на ее службе, поручила своему министру, барону Фридриху Мельхиору фон Гримму, найти двух итальянских архитекторов. Выбор пал на Джакомо Тромбару и Джакомо Кваренги, которые прибыли в город в январе 1780 года как «виртуозные архитекторы» российского императорского двора.

Так закончился период обучения в Кваренги, который длился 18 лет . В России архитектор работал, проектировал здания в быстром темпе, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, и в стране. Так что Екатерина II вынуждена была признать, что он работал «как лошадь». В Петербурге, в дополнении к дворцу Безбородко (1780-90), Кваренги построили Колледж иностранных дел (1782-1783), Государственный банк (1783-1800), Эрмитажный театр (1782-1785), чей интерьер вдохновлен Театром Олимпико Виченцы, Академию наук (1783-1789). За пределами Петербурга - английский дворец Петергофа (1781-1791), разрушенный в 1942г, Дворец Александра в Царском Селе (1791-1796); в Москве - восстановление Екатерининского дворца, строительство приюта паломников по заказу графа Шереметева и возведения, в сотрудничестве и Аргунов Казаков, Дворец Останкино (1791-1798).


Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены. 1806г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель

Этот список далеко не полный. За 37 лет своей работы в России Кваренги успел напроектировать очень много. Удивительно, по каким критериям барон фон Гримм его выбрал, как мог определить его способности, не имея наличия работ? Но он не ошибся. Кваренги потрудился на славу, в отличие от второго Джакомо, о котором практически ничего не известно. Очень кратко о нем написано в статье С. Франка «Римское искусство и архитектура в переписке Екатерины II (с документальным приложением о путешествии в Россию Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбара в 1779 году). От мифа к проекту: Архитектурная культура итальянских и тичинских мастеров в неоклассической России (стр. 61, 118-91; 120):

«Джакомо Тромбара (Парма, 1742 - Санкт-Петербург, 1808) был итальянским архитектором. Тромбара в 1775 году участвовала в конкурсе, организованном Академией Сан-Лука, для реализации проекта идеи виллы для знатного человека и его семьи. Он выиграл конкурс вместе с Филиппо Николетти и Джузеппе Букьярелли. В 1779 году от имени Екатерины II России он был завербован бароном Йоханом Фридрихом Райффенштейном, в то время представителем в Риме Академии изящных искусств Петербурга, вместе с Джакомо Кваренги и в том же году они прибыли ко двору Санкт-Петербурга.»

Правда, здесь говорится, что приглашал его не барон фон Гримм, а барон фон Райффенштейн, если это имеет большое значение? Зато тут хоть понятно, по каким критериям его выбрали – по результатам конкурса. Хотя кроме участия в этом конкурсе более никакой информации. Единственное упоминание в русскоязычном источнике:

«В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбаро (Giacomo Trombaro) перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.»

Огюст Монферран

Пожалуй, одним из самых знаменитых иностранных архитекторов в России является Огюст Рикард де Монферран (Париже,1786 г. - 1858 года Санкт-Петербург). Он считается французским архитектором, НО, вот, что пишет о нем :

«Огюст Рикард де Монферран, к сожалению, малоизвестен во Франции, а тем более в Оверне в городе Монферран. Хотя он знаменитый архитектор в России, он поступил в Королевскую школу архитектуры в возрасте 20 лет, но вскоре должен был записаться в армию Наполеона и сражаться в Италии и Дрездене до 1813 года. После отречения Наполеона в 1814 году, Огюст возобновил свои архитектурные работы и участвовал, в частности, в строительстве церкви Мадлен в Париже. В 1814 году во время визита царя Александра I в Париж, Огюст представил ему свой альбом из 24 различных рисунков акварелей: архитектурные проекты (альбом рисунков и различные проекты: публичная библиотека, триумфальная колонна, конная статуя...), которые император всей России посчитал достойными его приглашения для поездки в Россию. И Моферран отправился в Санкт- Петербург в 1816 году. Он назначен дворцовым архитектором и главным архитектором реконструкции Исаакиевского собора. Он останется работать в России до своей смерти.»

Александр 1 действительно был в Париже в 1814 году, но информация о том, что он виделся там с Морферраном, остается сомнительной. Во Франции он не только не работал архитектором, но даже толком не успел обучиться этой профессии, так как вскоре после поступления в учебное заведение ушел в армию. Единственное, что он успел сделать за это время – нарисовать акварельные рисунки. Фамилия его была Рикард, а Морферран – это название города, откуда родом был его отец. Т.е. получается, что в этом городе его тоже никто не знал. Вот что пишет о Морферране английская Википедия (ссылаясь, правда, опять же на русскоязычный источник – книгу российского искусствоведа В. Шуйского «Огюст Монферран: История жизни и творчества», 2005г.):

«Когда военные действия закончились, о новом строительстве в побежденной Франции не могло быть и речи. Монферран работал над несколькими незначительными заданиями, проводит три года, выполняя базовые чертежи и ища возможности за рубежом. В 1815 году он получил аудиенцию с русским царем Александром I и представил ему альбом своих произведений.

Летом 1816 года Монферран прибыл в Санкт-Петербург с рекомендательным письмом от Авраама-Луи Бреге. Он снял комнату возле дома секретаря Комиссии по строительству Федора Вигеля и обратился к председателю комиссии (и партнеру Бреге в 1790-х годах) Агустину де Бетанкуру. Бетанкур, впечатленный письмом Бреге и рисунками Монферрана, предложил Монферрану должность главного рисовальщика, но Монферран предпочел более низкое звание старшего рисовальщика. 21 декабря 1816 года он официально присоединился к русской службе.»

Если Морферран действительно встречался с Александром 1 в 1814 или даже в 1815 году, и тому понравились его рисунки, почему тогда он поехал в Россию лишь в 1816 году, причем с рекомендательным письмом и утроился в России рисовальщиком? Но, несмотря на то, что он был даже не главным рисовальщиком, ему приписывают авторство таких объектов:

Есть вот такая версия, как это все произошло:

«1816 году Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру, председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей (впрочем, технически никак не обоснованных ), которые Бетанкур и представил Александру I.

Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором ». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора.» (Бутиков Г. П., Хвостова Г. А. Исаакиевский собор. - Л.: Лениздат, 1974.)

«Если вы никогда не были на Андроновке - станции Московской окружной железной дороги, то это неудивительно: нормальный человек туда вряд ли когда-нибудь доберется.

Она расположена в промзоне на самой окраине района Лефортово: скромное Андроновское шоссе, бесконечные бетонные заборы, километры колючей проволоки, глухие железные ворота, здание бывшего завода «Криптон», километры уже почти безжизненных железнодорожных путей, склады, склады, склады и бродячие собаки, неподалеку - река Нищенка.

На фотографии - комплекс (некогда) жилого дома и станционного здания, построенных в 1905–1907 годах, - это словно Уолту Диснею разрешили нарисовать пару своих мультяшных персонажей в уголке картины «Последний день Помпеи».

Сама станция сейчас фактически стоит без дела, снесена красивая готическая водонапорная башня, пластиковые трубы, выходящие из здания вокзала - а это трубы для пневмопочты - вряд ли используются».

Ажурный дом на Ленинградке


«На Ленинградском проспекте, в районе Третьего транспортного кольца, в 1940 году был построен дом, который должен был стать образцовым стандартным жилым домом для рядового советского гражданина. То есть строится быстро и недорого из готовых заводских бетонных блоков, но при этом украшается и выглядит не типовым проектом, а имеет собственное, так скажем, лицо. Проектируется и строится так, что получает свое собственное название - Ажурный дом.

Эти резные решетки закрывают балконы и лоджии, поэтому дом выглядит на удивление цельным, хотя жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов, сделанных, кстати, из бетона по эскизам знаменитого русского графика Владимира Фаворского, в квартирах темновато.

В общем, это наглядный пример того, как при желании можно строить недорого и очень красиво».

Дом Абрикосовых


«На улице Малая Красносельская, недалеко от ТТК, стоит построенный в 1905 году дом Абрикосовых с фабричными помещениями. Абрикосовы - те самые потомственные русские кондитеры.

Один из Абрикосовых - Алексей - является автором конфет «Утиные носы», которые многие знают под названием «Гусиные лапки», а еще он придумал то, что сейчас называют киндер-сюрпризом, - сладости с подарком внутри (игрушкой, мозаикой, открыткой); обернутые в фольгу шоколадные зайцы - тоже его изобретение.

Кондитерские изделия Абрикосовых были настолько популярны в дореволюционной России, что название марки можно встретить в книгах известных писателей того времени.

«…Вручая тете маленький кулек, перевязанный шпагатиком и прицепленный к верхней пуговице его пальто, он сказал:

А это позвольте вам презентовать к чаю. С получки. «Раковые шейки» Абрикосова. Я знаю, вы любите». – В.Катаев, «Хуторок в степи».

Готический дом на Бауманской


«Редкий жанр: «Москва готическая». Доходный дом Антона Фролова, построенный в 1914 году. Сейчас уже точно никто не скажет, почему свой доходный дом Фролов решил построить именно в таком стиле. Скорее всего, из-за того, что исторически эта местность была насыщена лютеранскими церквями, голландскими особняками и другими редкими для Москвы постройками космополитичной, так скажем, архитектуры. Речь, понятно, идет о Немецкой слободе, где с древних времен предпочитали селиться иностранцы. Теперь от тех построек мало что осталось, зато прекрасный фроловский дом сохранился, а расположен он на бывшей Немецкой, сейчас Бауманской улице.

И отдельно надо сказать об архитекторе здания - это Виктор Александрович Мазырин, блестящий зодчий своего времени, человек широких взглядов и, как сегодня бы про него сказали, типичный представитель Global Russians.

Виктор Александрович родился в небольшом чувашском селе, воспитывался без родителей, а в итоге стал одним из сильнейших русских архитекторов. Он много и серьезно путешествовал по миру: не только Европа, но и Япония и Египет; увлекался мистическими учениями и «считал себя реинкарнацией строителя египетских пирамид». Такой широкий кругозор и культурный опыт позволяли, видимо, ему мыслить настолько широко, что он с одинаковым успехом мог спроектировать неоготический дом Фролова, православную церковь в Кунцеве, русский павильон на выставке в Париже, а также именно он автор проекта одного из самых выдающихся и известных домов в Москве - знаменитого Морозовского особняка на Воздвиженке.

Исходя из всего этого, будем надеяться, что сегодня Фабио Капелло тоже будет мыслить шире и все-таки выпустит Дзагоева с Кержаковым в стартовом составе».

Не кремлевская бензоколонка


Бывшее общежитие Метростроя


«Это здание постройки 1906 года в 1-м Самотечном переулке когда-то использовалось как конторское здание и общежитие Метростроя. Несколько последних лет оно было заброшенным и готовилось тихо уйти в мир иной, но внезапно в ходе проведенной реконструкции его довольно прилично отреставрировали.

Но главное - да, это не обман зрения - его торцы и задний фасад обшили листовой медью, и теперь, когда на эти стены попадают лучи солнца, район погружается в звенящее оранжевое марево, что выглядит, к слову, очень сильно.

И если кто-то подумает: «Очередные девелоперы вбухали миллиарды в очередной бизнес-центр», то на самом деле это новое здание музея ГУЛАГа».

Башня Мосэнерго


«Это башня, которую можно увидеть на задворках Дома на набережной; располагается она на территории построенной еще до революции Центральной электрической станции московских железных дорог (ныне - Мосэнерго-2).

Когда-то эта башня была самым красивым сооружением станции, ее построили так, чтобы она напоминала Спасскую башню Кремля: у нее был высокий шпиль и красивые часы.

Потом, как водится, все сломали».

Герб клуба иракского бизнесмена


«На воротах жилого дома 1938 года постройки, что стоит у метро «Краснопресненская», можно увидеть два одинаковых герба уже несуществующего московского футбольного клуба «Пресня».

Образованный еще в 1922 году клуб сменил множество названий; был и клубом при местной мануфактуре, называясь «Трехгорка» (конец 1920-х годов), и в самом начале 1990-х первым частным футбольным клубом в России, получив от своего нового владельца - бизнесмена иракского происхождения Хуссама Аль-Халиди - название «Асмарал».

В общем, история этого клуба, еще с 1920-х годов базировавшегося на Пресне, хоть и не блистает великими футбольными достижениями, но при этом довольно интересная. Здесь, в частности, играли и тренировали множество известных всем футбольных звезд.

Теперь этого клуба нет; на его историческом небольшом, уютном и самом центральном стадионе «Красная Пресня» проводятся коммерческие турниры, а память об этом клубе сохраняют только настоящие любители футбола и два этих герба на воротах здания по улице Конюшковской».

Та самая Матросская Тишина


«Это наш московский Сайлент-Хилл - огромный заброшенный дом, красиво разрисованный символами рунического алфавита, за разбитыми окнами которого порой мелькают неясные тени. Сразу за домом - тюрьма Матросская Тишина, слева от него - психиатрическая больница, а в 10 минутах пешком больница туберкулезная.

Эта местность известна еще со времен Петра Первого - «Тишина: поселение санаторного типа для реабилитации отставных матросов, у многих из которых наблюдались душевные расстройства. По этой «тишине» и названа улица, на которой она находится».

В общем, и дом, и окружение - настоящая красота для истинных ценителей другой красоты, к тому же он постройки 1927 года, является памятником архитектуры; макабрический дом».

Монструозный завод на Золотой


«Техногенные красоты на фото - часть НПП «Салют», производящего авиационные двигатели. Причем в кадр попала лишь малая часть этих строений, тянущихся вдоль улицы.

И вот эти громадные металлические монстры являются, как говорят, своеобразными выхлопными трубами и глушителями для испытаний в цехах завода огромных двигателей для самолетов.

Всю эту не всем понятную красоту усиливают два фактора.

1. Улица, на которой расположено это, выглядит так: с одной стороны тянется ЭТО, с другой - бесконечная вереница металлических гаражей и железная дорога сразу за ними.

2. А название этой улицы - Золотая.

При всей моей любви к заброшенным зданиям и странным местам признаю улицу Золотую с этими милыми строениями самым брутальным (из общедоступных) местом Москвы».

Дом купчихи Ломакиной


«На улице Гиляровского стоит отличный образец московского модерна - доходный дом купчихи Ломакиной, а построен он по проекту архитектора В.С.Масленникова в 1909 году.

Но даже в Сибири он нашел возможность заниматься любимым делом: это, конечно, уже были не здания в стиле модерн, а участие в строительстве заводских зданий, преподавание, а также проектирование многоквартирных жилых домов - например, хорошо известного жителям Новосибирска Стоквартирного дома на Красном проспекте.

Но вернемся к самому этому дому, где совсем недавно было посольство Республики Мозамбик, а теперь его там, по-моему, уже нет; впрочем, сами все видите, насколько он богат деталями, синкопированной геометрией окон и форм, короче - отличный, как будто откуда-то с Бауманской улицы сбежал».

Конюшни нефтяника Манташева


«В жилых массивах в районе пересечения Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца притаился выдающийся дом в стиле барокко.

Это здание, которое в 1912 году архитекторы Измиров и братья Веснины построили для богатого нефтяника Леона Манташева. И это не парадный особняк Леона или там театр, это ансамбль конюшен - Леон был страстным любителем лошадей, владел лошадьми, которые участвовали в самых престижных соревнованиях того времени. Если присмотреться, то на фасаде здания, на самом верху, видно изящные Л и М - по первым буквам имени владельца дома.

Улица, где построен этот удивительный дом, называется Скаковая: лошади, скачки, название Скаковая - все это более чем логично, ведь всего в паре сотен метров находится Московский ипподром.

Пора переходить к традиционной грустной части поста «А что там сейчас?». Сейчас - мрак полнейший. По бокам когда-то стояли еще два строения ансамбля - разрушили: сбоку примыкают автосервис и мойка, во дворе здания странное сооружение, напоминающее недостроенный заводской цех или гигантский ангар. Во дворе ансамбля конюшен сохранилось здание жилого дома жокеев, но разглядеть его за наваленной грудой металлолома и разного хлама проблематично.

Арендаторы здания - от студии балета до различных офисов. В общем, очередная где-то удивительная, где-то уже, увы, типичная московская история.

А дом при возможности навестите: венское барокко среди типовых пятиэтажек - это выглядит очень сильно».

Бывшая трамвайная электростанция


«На угрюмой, практически непешеходной улице Ленинская Слобода, которая находится в районе Третьего кольца, есть такое прекрасное здание - это бывшая Вторая городская трамвайная электрическая станция, построенная в 1916 году. Сейчас там институт с труднопроизносимым названием».

Гараж Мельникова



«Прогуливаясь по юго-западной части Москвы, можно встретить это волшебное сооружение - практически замок. Это Конный двор - комплекс хозяйственных построек старинной русской усадьбы Черемушки-Знаменское. Сооружен он примерно в последней четверти XVIII - начале XIX века при одном из многочисленных владельцев усадьбы С.А.Меншикове.

На фото лишь входная группа комплекса, сам Конный двор занимает немаленькую территорию и действительно похож на сказочный замок, и вот бы там устроить какой-нибудь отличный детский центр, чтобы девочки там себя принцессами воображали, а мальчики рыцарями, но нет.

Если основную часть усадьбы Черемушки-Знаменское, которая находится через дорогу, через улицу Большая Черемушкинская, занимает Институт теоретической и экспериментальной физики, то эти строения принадлежат Институту гельминтологии».

Плоский дом на Пресне


«Отличный архитектурный аттракцион - Плоский дом на Пресненском Валу. Соседний дом тоже, кстати, «плоский».

Построенный в 1910 году двухподъездный жилой дом на самом деле никакой не плоский, конечно же. Просто земельный участок, который был отведен под его строительство, был такой формы, что архитектору пришлось одну из сторон дома сделать в виде скошенного угла, отсюда - если выбрать правильный ракурс - и возникает иллюзия, что дом плоский, словно нарисован на листе фанеры».

Тюремный парапет


«Неприметный серый парапет в Новоспасском переулке не кажется чем-то значимым и интересным, но это если не знать, что это остаток ограды знаменитой «Таганки». Той самой, где «все ночи, полные огня».

Московская губернская уголовная тюрьма (Таганская тюрьма) была построена в 1804 году по указу императора Александра I. Здесь побывали личности в формате от Саввы Мамонтова до человека, ставшего прототипом Остапа Бендера. Здесь перед заключенными пел Шаляпин.

Тюрьму снесли в 1958 году. Сейчас от нее остались только часть ограды - этот парапет - и бывшее административное здание тюрьмы, в котором находятся офисы.

А там, где в течение полутора веков томились в застенках люди и, в частности, был повешен генерал Власов, теперь тихие дворы, обычные пятиэтажечки и детский сад».

Робокоп из «буханки»


«Красота из двора Московского художественно-промышленного института - новый, вот-вот готовый отправиться в город в рейд против сноса исторических зданий симбиоз Робокопа и бойца из отряда «Капитана Пауэра и солдатов будущего». Метров пять в высоту.

Обратите внимание на элегантное решение грудной клетки этого монстра - легким движением студенческой руки защищать стальное сердце отправилась передняя часть кузова автомобиля УАЗ, он же «буханка».

Саввинское подворье


«Сравнительно недавно, до 1937 года, одно из красивейших зданий Москвы украшало самое начало Тверской улицы. Потом, правда, его передвинули и закрыли огромной жилой махиной - домом номер шесть по улице Тверской.

А это здание - Саввинское подворье, построенное в 1907 году, - теперь находится в глубине главной улицы города. Ознакомиться с ним можно свободно, зайдя в арку дома номер шесть. Можно и нужно: Саввинское подворье - дом волшебной красоты».

Лестница в особняке на Малой Никитской


Этот особняк на Малой Никитской - одна из важнейших московских архитектурных достопримечательностей: умопомрачительно красиво, сохранившиеся предметы интерьера и мебель, тайная молельня на последнем этаже. Причем попасть сюда можно абсолютно свободно и даже бесплатно».

Рем Колхас реконструировал заброшенный ресторан Игоря Виноградского «Времена года», который сгорел во времена перестройки. Лестничные пролеты отреставрировали, сохранив структуру здания и модернистскую советскую мозаику. Фасад покрыли полупрозрачным двухслойным поликарбонатом, отдав дань изначальной идее Виноградского: ресторан постройки 1968 года должен был быть покрыт стеклом. Один из тех редких случаев в России, когда результат строительства совпадает с первоначальным планом.

Кампус Школы управления «Сколково», Москва

Архитектор: Adjaye Associates, Британия и «А-Б студия», Россия
Генеральный подрядчик: ООО «ПСП Фарман»
Год: 2005-2010

Британец танзанийского происхождения Дэвид Аджайе создал проект комплекса инновационной бизнес-школы на основе образности картины Казимира Малевича «Супрематизм». Здесь в единое целое собраны несколько разноплановых строений. Основное здание — двухэтажная платформа в форме диска — вмещает себя учебные помещения, ресторанный двор и парковку. На его крыше расположены четыре прямоугольных строения (гостиницы, спорткомплекс и административное здание), украшенные танзанийским орнаментом.

Жилое здание на Станиславского, Москва

Архитектор: John McAslan + Partners, Британия и АDM, Москва

Год: 2006-2007, 2007-2011

Ансамбль жилого дома на улице Станиславского — часть реконструкции золотоканительной фабрики XIX века, которая принадлежала Константину Алексееву, сменившему фамилию и прославившемуся своей театральной школой. Сдержанная неомодернистская постройка, соответствующая вкусам современной Западной Европы, прячется между Таганской площадью и Яузой.

Бизнес центр «Фабрика Станиславского», Москва

Заказчик: ЗАО «Инвестстрой», ЗАО Horus-capital
Генподрядчик: MIWEL Limited, Кипр
Год: 2004-2010

«Фабрика» — хороший пример комплексной перестройки бывшей промышленной территории в многофункциональное деловое пространство. Комплекс включает 11 жилых домов, офисное здание, ресторан и гостиницу, а отреставрированное здание театра Станиславского заняла Студия театрального искусства Сергея Женовача. Исторические постройки были сохранены и отреставрированы, новые здания вписаны в существующий ансамбль. Во внутреннем дворике есть вишневый сад в ржавых кадках и березовая роща с густой травой.

Бизнес-центр Dominion Tower, Москва

Архитектор: Zaha Hadid Architects, Британия и АБ Элис, Россия
Заказчик: «Пересвет Групп», «Доминион-М»
Год: 2012-2015

Белая башня пережила трудную судьбу: из-за кризиса 2008 года ее строительство растянулось на десять лет. Семиэтажное строение состоит из тонких блоков, смещенных относительно центра (как брошенная на стол пачка бумаги), и облицовано белыми панелями, меняющими оттенок в зависимости от угла зрения. Некоторые критикуют здание за излишнюю роскошь и тяжеловесность, сравнивая бизнес-центр с более современным проектом Хадид — Центром Гейдара Алиева в Баку.

Многофункциональный центр ОКО в «Москва-Сити», Москва

Архитектор: SOM (Skidmore, Owings and Merrill), США
Застройщик: Capital Group
Генеральный подрядчик: AntYapi Турция
Год: 2015

Американское бюро SOM специализируется на высотках: на их счету 109-этажный небоскреб Sears Tower в Чикаго и всемирный рекордсмен по высоте — башня «Бурдж Халифа» в Дубае. Две башни из стекла и бетона простой геометрической формы (85 этажей с апартаментами и 49 с офисами), объединенные шестиэтажной платформой в виде кристалла, стали визитной карточкой деловой Москвы. ОКО наблюдает за нами с высоты 354 метров.

Музей русского импрессионизма, Москва

Архитектор: John McAslan + Partners, Британия
Год: 2014

Музей — часть проекта британцев по ревитализации фабрики «Большевик». За основу взяли историческое здание необычной формы француза Оскара Дидио, служившее складом муки и сахара, заковали его в перфорированный металл и сконструировали пять этажей внутри. Внешним видом и интерьером музей напоминает космический корабль с кинотеатром, учебной студией, магазином и террасами на крыше.

Временный павильон ЦСИ «Гараж», Москва

Архитектор: Shigeru Ban Architects, Япония
Год: 2012

Задачей Шигеру Бана было сделать временное сооружение, что требовало дешевизны материалов и высокой скорости работы. Из произведенных в Санкт-Петербурге картонных труб (огнеупорных и весьма долговечных) был построен овал, а в него вписан стальной прямоугольник конструктивного ядра здания. Павильон отделали деревом и стеклом. Бан обещал, что «сооружение будет жить столько, сколько продлится любовь москвичей к нему».

Ревитализация Тверской улицы, Москва

Архитектор: West 8, Нидерланды
Подрядчик: Радор М
Год: 2016

Проект West 8 предполагал не только расширение тротуаров, создание Wi-Fi-остановок и мест для парковки такси, но и озеленение Тверской улицы. Вырубленные в 90-х липовые аллеи было предложено вернуть и оснастить защищающей корни оросительной системой, дав немного тени и зелени на одной из самых пыльных улиц Москвы.

Фабрика «Большевик», Москва

Архитектор: John McAslan + Partners, Британия
Год: 2014

Еще в 2012 году все четыре гектара завода выглядели как руины. Ревитализация кондитерской фабрики «Большевик» подразумевала сохранение и реставрацию исторических зданий: всего их 17, все разных лет постройки. Кирпичные фасады, сводчатые потолки и металлическое колонны восстановили, добавив офисные пространства с высокими потолками и большими окнами. Все это встроили в пятиэтажный атриум с внутренними «улицами», сохранив индустриальную атмосферу.

Бизнес-центр «Олимпия парк», Москва

Архитектор: John McAslan + Partners, Британия и ADM, Россия
Подрядчик: Ant Yapi, Турция
Год: 2011

На территории бывшего водного стадиона «Динамо» теперь расположены три здания офисов с панорамным остеклением, подземным гаражом, спортивными залами, ресторанами и 50-метровым бассейном. Несмотря на близкое соседство с Ленинградским шоссе, территорию «Олимпии» превратили в тихий зеленый сад с видом на Химкинское водохранилище и пляжем. В 2012 году проект получил три награды Московской премии в области коммерческой недвижимости. Сейчас по поводу «Олимпия парка» идут судебные разбирательства: предоставившее землю всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и занимавшаяся строительством инвестиционная компания О1 Properties не поделили деньги.

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: "Да будет едино стадо и один пастырь", часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Тогда, по-видимому, Иван Грозный и принял решение построить храм в честь победы над Казанью. Город был взят в 1552 году, а в 1554 - заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: "Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили".

Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Однако официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

Историки утверждают, что опровержение этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Зашифрованный образ погибшей мечети

Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани . Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм (то есть построенный по данному обету), а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу.

Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших "за други своя" под стенами Казани, и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду "в царствии небесном", которую должны были получить, по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о "новом Иерусалиме" (мировом центре, несущем спасение православному миру). То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града - Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях.

Уникальная архитектура Храма

Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом "перевели" ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.

Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов
Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная).

Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. "В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон - амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади [...]. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей",- писал И. Я. Стеллецкий.

Открытие это навело Стеллецкого на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного была предназначена для ведения боя.

Десятая церковь - храм святого Василия - была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название - собор Василия Блаженного.

Василий Христа ради юродивый

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года , без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл "мертвого" своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер.

Говорят, что Блаженный летом 1547 г. пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, "яко провидца сердец и мыслей человеческих". Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь.

Сокровища Храма

Мощи Василия Блаженного - не единственная ценность Храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: "Знамение со святыми на полях", ее реплика и "Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными".

Икона "Знамение со святыми на полях" на восточной стороне церкви Троицы - самая ранняя, первой четверти XVIII в. По словам старосты собора В.Л.Белянкина, "изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных - составленных водою красок". У этой иконы есть предполагаемый автор - иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 г. у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.

Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х гг. XVIII в. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами - 2,84 х 2,84 м. Третья икона - "Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными" - имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.

Появление богородичных икон "Знамение" и "Покров" на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку - заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Чудесные спасения

Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести , но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах - храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.

В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: "Лазарь, поставь на место"! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. "Известный всему свету этот памятник, - говорит историк И. Е. Забелин , - по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества" ("Черты самобытности в древнерусском зодчестве").

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

В самом центре Московского Кремля расположена Соборная площадь , окруженная четырьмя соборами.
Самый крупный из них, Успенский, чуть меньше по размерам в плане - Архангельский, затем Благовещенский и Ризположенский. Если выточить из дерева макеты их наружных стен, то они могут быть вставлены друг в друга, как традиционная матрешка.
Сегодня на очереди рассмотрение Архангельского собора -
самого «заморского» по своей архитектурной отделке фасадов.
Как же смотрится этот «иностранец»?
В последней трети ХV века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский князь Иван III ставший «государем всея Руси», принял решение перестроить родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в 1505—1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор.

Вид Соборной площади с колокольни Ивана Великого -
Архангельский собор, Благовещенский собор и за ним БКД, справа - Грановитая палата.



Колоритная открытка XIX века …..

Для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть знаком с особенностями объемно-пространственного решения русских церквей.


Вид на Архангельский собор с западной стороны

Алевиз Новый как истинный итальянец «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса - антаблемента, все фасады собора поделены на два яруса, причем каждый ярус получил свое законченное оформление, что создает иллюзию этажности здания. Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах, служит своеобразным постаментом для более легкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками. Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделенные по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. В тридцати пяти капителях, выполненных по единой классической схеме, нигде не повторяется центральный рисунок цветущего растения. По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна.
Западный фасад собора особенно напоминает итальянское палаццо. Его центральную закомару украшают круглые окна-медальоны, а среднее прясло второго яруса прорезает пара больших итальянских арочных окон. Точно такие же окна, на том же уровне, выходят во внутреннее пространство храма. Первоначально собор имел двухцветную окраску, имитирующую кладку из красного кирпича с белыми декоративными деталями, что акцентировало ордерную схему построения фасадов.


План Архангельского собора

В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.


Вид Соборной площади: Архангельский собор, справа - Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами и Грановитая палата.


Продольный разрез
Этот храм имеет четырехэтажный притвор с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Посмотрев на чертеж разреза здания, все становится понятным.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре, — группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.


Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей.


Интерьер собора, взгляд вверх….
Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.


Внутренняя планировка собора поражает количеством огромных саркофагов, которые занимают чуть не половину площади пола.

Интерьер светлый и свободный, и когда человек смотрит вверх, он ощущает определенный восторг, но вот эти саркофаги производят тягостное впечатление. Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. Над захоронениями в интерьере храма располагаются 46 белокаменных надгробий ХVII века с резными растительными орнаментами и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия династии Романовых надгробия были заключены в металлические застекленные футляры.
И туристы, прослушав подробные сообщения экскурсовода об этих надгробиях, спешат покинуть это интересное место и выйти на свежий воздух.


Поперечный разрез, совмещенный с разрезом через малую главу собора


Мощные контрфорсы поддерживают собор с южной стороны, где недалеко находится бровка Кремлевского холма.


Помимо основных апсид, собор дополнился еще несколькими, пристроенными позднее


Вид Архангельского собора с востока, со стороны апсид

После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе.
Сегодня Архангельский собор сохранил целостность своего интерьера во многом благодаря труду исследователей. Научное планомерное изучение памятника началось еще в ХIХ веке, а в конце 1970-х — начале 1980-х годов в соборе завершился очередной этап реставрационных работ. Объем их был весьма значителен: они коснулись и внешнего облика здания и его интерьеров.
Когда я фотографировал, вся восточная стена Архангельского собора была укрыта строительной сеткой, что означает новый виток реставрационных или ремонтных работ.

Литература и фото:
Литература по Кремлевским соборам настолько обширна, что даже список книг займет несколько страниц. В своей статье я привел только самые важные сведения.
Основные фотографии и сканирование исторических чертежей - выполнены автором .
Несколько фото привлечено из интернета.

Первоисточник в моем Блокноте ЖЖ -