Как бороться с аэрофобией – страхом полёта на самолёте. Что делать, если боишься летать
О том, как не бояться летать на самолете , приходится задумываться многим гражданам во всем мире. На самом деле, а как еще иначе попасть на или полюбоваться кресивейшей природной архитектурой у ? Плохо то, что страх полета непредсказуем, он может настигнуть внезапно, его способно спровоцировать даже улыбающееся лицо стюардессы, приветливо приглашающей в салон самолета на последней ступеньке трапа. Но с ним можно справиться.
Серьезная аэрофобия или временный страх?
Не представляете себе что делать, если вы боитесь летать на самолете ? Перво-наперво стоит разобраться с тем – временное ли это расстройство психики или устойчивое, больше похожее на болезнь, которую называют аэрофобией . Если это неизвестно откуда возникшее ощущение, абсолютно не знакомое вам ранее, то можно попробовать отшутиться или пофилософствовать. В случае устойчиво возникающих страхов полета на самолете, которые сопровождаются даже соматическими расстройствами (обмороками), стоит обратиться к психологу.
Именно специалист-психолог (не путайте с психиатром) способен помочь в том, чтобы перестать бояться летать на самолете . На такие психологические тренинги по борьбе с аэрофобией нередко приглашают летный состав – пилотов и стюардесс. Во-первых, вы воочию убедитесь, что перед вами обычные люди из плоти и крови, а не киборги. Во-вторых, послушаете о том, что реально стоит сделать, чтобы побороть аэрофобию, а чего делать ни при каком раскладе нельзя.
А что если вы приобрели путевку и, к примеру, за пару недель до полета у вас начались пруступы аэрофобии, с которыми вы не в состоянии бороться? В этом случае надо подойти к вопросу грамотной . Но, как показывает практика, аэрофобию побороть не составляет труда!
Наиболее опасные места в самолете (Инфографика: www.aif.ru)
Чего перед полетом делать нельзя
Изо всех рецептов как бороться с аэрофобией, предложение напиться перед полетом на самолете до полной невменяемости – самое вредное. Проблемы это не решает, а если и решает, то совсем ненадолго. Вы не можете предугадать, как среагирует ваш организм в полете на алкогольный допинг. Возможно, что в условиях пониженного давления (когда самолет занимает положенный эшелон, в салоне оно несколько снижается) окисление кислорода, содержащегося в крови, пойдет в присутствии алкоголя (кстати, может кому будет интересно почитать про ) неконтролируемо быстро. Это приведет к тому, что человек, спокойно уснувший на взлете самолета, начнет испытывать эйфорию, а еще хуже – панический страх. Знаете, почему многие люди боятся летать на самолете ? А вот из-за таких, внезапно вышедших из нирваны субъектов. Кроме того, абсолютно точно известно, что синдром похмелья, возникший в полёте, переносится наиболее тяжело. Бывают даже случаи инфарктов у внешне здоровых людей.
И еще один рецепт по борьбе с аэрофобией: нельзя «накручивать» себя. Если вам предстоит перелет, то сделайте все, чтобы не прочитать ни строчки про ту модель самолета, на которой вы полетите. Не общайтесь на форумах и не собирайте статистики авиакатастроф. Она уже собрана и эти данные гораздо более объективны. Согласно им авиационный транспорт наиболее надежен. Что бы ни говорили про возможные нарушения, отклонения от правил и прочие неприятные вещи, авиация была и остается наиболее регламентированной отраслью. Как правило, маршрутки, на которых вы трясетесь ежедневно, контролируются гораздо хуже. А падение с высоты собственного роста рассматривается медициной как столь же рискованное действие, что и с 10 тысяч метров.
Стереотипы, которые нас пугают
Сомнения о том, стоит ли бояться летать на самолетах , часто подкрепляются распространенными стереотипами, только усугубляющие аэрофобии у людей. Одни из самых вредных основаны на антипатриотизме. Почему-то на земле мы увлеченно скандируем «Россия!» и считаем себя самыми-самыми в мире. Но стоит коснуться в разговоре авиации, так сразу начинаются чудесные превращения и рассказы-страшилки о разваливающихся в полёте лайнерах, пьющих стюардессах и пилотах.
На самом деле, российская авиация прочно встроена в мировую транспортную сеть и подчиняется всем международным регламентам. А самая крупная отечественная авиакомпания "Аэрофлот", в отличие от остальных постсоветских, обладает сравнительно новыми самолетами, отличающимися хорошим техническим обслуживанием. Единственное, хотелось бы посоветовать избегать полетов на самых опасных и ненадежных самолетах, падения которых по статистике происходят чаще всего - это Боинг 737, Боинг 747, Ту-154, Ан-24, Як-40 и некоторыми другими, а Боинг 777, ИЛ-86, Airbus A340 считаются самыми безопасными авиалайнерами.
Разве, к примеру, в разрешат взлет технически неисправного лайнера с неадекватным экипажем? Такой борт опасен для всех, кто находится на земле, и никто не будет рисковать собой ради неведомых коммерческих интересов. Даже сами пилоты, ввиду типичной для человека эгоистичности, не поднимут неисправный самолет в воздух из-за угрозы своих же жизней.
Еще один блок стереотипов связан с поведением самолета во время полета. Никто особенно не заморачивается тем, что их трясет на плохих дорогах. Это воспринимается как неизбежная беда, свойственная нашей стране.
На воздушных трассах тоже случаются некие колдобины, называемые турбулентностью (ее, кстати, боятся больше всего). А такая фраза, как «воздушные ямы» ужасает многих. Но это не более, чем крылатое выражение. Есть некая флуктуация воздушной среды, весьма ограниченная, оказавшись в зоне действия которой крылья самолета теряют часть подъемной силы. Не будем врать, что ощутимый «провал» очень приятен для организма. Но психически здоровый человек способен выдержать и большее. Тем более, что в конце полета в Тайланд вас ожидают те самые райские кущи, о которых вы мечтали весь прошедший год, а может и всю жизнь. Так что, не даем аэрофобии взять верх, ищем и бронируем и летим со спокойной душой!
Говорят, некий бизнесмен так боялся летать на самолетах из-за угрозы взрывов, что придумал оригинальный метод борьбы с терроризмом: в любую поездку он брал с собой муляж бомбы, уверенный в том, что на борту уж точно не окажется второго человека с таким же багажом.
Если вы перед поездкой фантазируете на тему винной карты в аэропорту, а выбирая авиакомпанию, руководствуетесь мнением Яндекса на тему «авиакатастрофы Як-40 по маршруту — за последние 15 лет», сочувствуем — у вас аэрофобия.
Зачастую больные этой неприятной болезнью считают ее чем-то вроде обострения здравого смысла: «Да вот же, самолет упал буквально вчера — я так и знал, больше никогда не сяду в эту капсулу смерти!» А потом, когда все-таки приходится лететь, стюардессы наблюдают нервных, обливающихся потом пассажиров, которые, едва войдя в салон, туго пристегиваются, хватаются за подлокотники и с безумным взглядом начинают ждать смерти. Если вы из числа этих несчастных, то запомните: аэрофобия — это диагноз.
Ужас, летящий на крыльях
Представьте себе карту мира. Конечно, центр мироздания — именно вы, но все же — сколько на этой планете крупных городов. А в них есть аэропорты. И каждый час эти аэропорты посещает самолетов 20. А всего в мире ежедневно благополучно долетает до пункта назначения 138 000 самолетов — и это только коммерческие рейсы. Если бы шанс ежедневной катастрофы был всего 0,01%, это означало бы, что в день должно разбиваться минимум 13 самолетов!
Выходит, что в год в мире совершается около 50 миллионов авиарейсов. Неудачных из них — всего несколько. Ну, положим, шесть. Это человек 500. Тех же, кто приземлился удачно — около 5 миллиардов. И потому шанс помереть в очередном рейде — 1 на 10 миллионов. Да, конечно, он есть — а где его нет? Вы идете по обледенелой улице в феврале, едите костлявую рыбу, плаваете пьяным, поливаете цветы на Гаити, ездите в московском метро… И окружающим нет дела до вашей жизни. В самолете же именно о вас заботится многомиллионная индустрия, отточенная до самых ничтожных винтиков: именно потому, что изначально летать опасно, человечество максимально обезопасило это действо.
Как успокоиться
Впрочем, все эти факты убеждают настоящего аэрофоба только отчасти. «А если крыло отвалится?», «А вдруг будет гроза?», «Ну, могут же двигатели отключиться?» — на самом деле, вопросам нет числа. Всегда будет дополнительный, тот самый, ответ на который раз и навсегда должен разоблачить всемирный заговор авиаторов против вашей жизни.
Лучше себя не мучить. А просто сделать следующее:
Изучить физику, хотя бы ее основы. Они скажут очень многое. Например, многие боятся просто упасть вниз с высоты 10 км. Так вот, этого просто не может быть из-за сильного давления под крыльями самолета. Он держится на воздухе не хуже, чем машина на шоссе. Его можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси на 100 градусов, направить вниз — и если отпустить штурвал, то самолет просто будет покачиваться в воздухе, как лодка на волнах.
В Москве можно посетить уникальный тренажер-симулятор кабины лайнера Boeing-737. Он принадлежит частной компании TFT. Это именно тот тренажер, на котором самые настоящие пилоты репетируют различные нештатные ситуации — пресловутые отказы двигателей и шасси, полеты в грозу, снегопад и туман. Внутри это настоящая кабина Боинга, в которой все эффекты абсолютно «без дураков». Полетать на нем вместе с пилотом-инструктором может любой желающий, можно также попросить смоделировать любые ситуации и объяснить, как при этом ведет себя самолет.
Совсем правильным решением было бы обратиться к врачу. Ведь аэрофобия — это болезнь, и ее нужно лечить. Пока в России всего одна клиника занимается этим вопросом — называется она «Летаем без страха » и находится в Москве. Курс лечения обычно укладывается дня в два и в несколько тысяч рублей. Для тех, кто приехать не может, существуют онлайн-курсы, которые можно оплатить через Интернет.
Можно ли доверять российским авиалиниям
Если вы решили лететь без всех этих ухищрений, то, прежде всего, запомните: отчаянно выбирая авиакомпанию, вы просто тратите свое время. Они все одинаково безопасны — что «Люфтганза», что «Аэрофлот», что «Ижевские авиалинии».
«Никто никогда не слышал о том, чтобы разбивались самолеты «Таджик-авиа» или «Уральские авиалинии», — говорит директор клиники «Летаем без страха» пилот Алексей Герваш . — Авиакомпании, так же, как и турбулентность, — это просто вопрос комфорта, не безопасности. Авиация — огромная структура со строгой иерархией, там тысячи требований, и если какая-то компания ставит свой самолет в аэропорту, это значит, что она соответствует им всем. И уж совсем неверно считать, что российские авиалинии хуже других: с авиакатастрофы в Перми до катастрофы под Смоленском прошло 1,5 года, и за это время в России «в небе» не погиб ни один человек».
Слухи о том, что в России пилоты пьют, разбавляют бензин, авиакомпании покупают списанные в Корее самолеты и ремонтируют их в сарае кувалдой, — тоже результат массовой аэрофобии. Россия входит в мировое авиационное сообщество. Если верить страхам, миллионы беспечных людей допускают, чтобы русские пьяные пилоты на развалюхах с разбавленным бензином ежечасно летали над электростанциями, школами, памятниками ЮНЕСКО и Большим адронным коллайдером. Самоубийцы, не меньше. Или это все же не так?..
Кстати, пилоты и стюардессы не получают денежных надбавок «за риск». Потому что самолет летает не вопреки здравому смыслу и законам природы, а благодаря им.
Если вы читаете сейчас эти строки, то, скорее всего, относитесь к 1/4 населения планеты, у которых учащается сердцебиение и потеют ладони при одной мысли об очередном перелете. Стоит отдать должное, аэрофобия - один из самых распространенных страхов на планете, однако, это совеем не означает, что на это есть резонные основания. К слову, чаще всего от этой проблемы страдают творческие люди (у них чересчур богатое воображение) и успешные персоны на высоких должностях (большая степень ответственности). Спокойствие, только спокойствие! Три кита борьбы с аэрофобией: быть максимально информированным, научиться контролировать свое тело (читай - нервы) и правильно планировать поездку . Обо всем по порядку.
Адекватно оцените риск
Оптимистичное начало: ваши шансы пострадать в авиакатастрофе составляют примерно 1 на 11 млн или 0,00001%. Для сравнения: погибнуть в автомобильной аварии можно с вероятностью 1 на 5000. Это означает, что наиболее опасная часть всего вашего маршрута - поездка на машине до аэропорта. Люди гораздо чаще умирают от пищевого отравления, укуса змеи, удара молнии и падения во время прогулки по парку, чем от перелета, однако, изо дня в день с улыбкой едят и выходят из дома, но впадают в панику, покупая билет на самолет.
Проявите любопытство
Большая часть страхов рождается из-за простого незнания о том, что будет дальше. Почему самолет так быстро летит? Почему крыло двигается? Почему стюардесса просила пристегнуть ремни? Когда мы попадаем в необычные обстоятельства, наш первый инстинкт - предположить самое худшее . Исследования показывают: 73% людей, страдающих аэрофобией, боятся технических неполадок во время полета. Чтобы минимизировать эти страхи, постарайтесь узнать как можно больше об устройстве самолета и его работе. Например, самое элементарное - почему он вообще умеет летать? Делает он это под действием четырех сил: гравитации, аэродинамического сопротивления, подъема и тяги. Как говорят пилоты: «Самолет счастливее в воздухе». Или такой факт: на высоте 9000 метров на дверь давит порядка 9000 кг, так что закрыта она более чем надежно и внезапно распахнуться никак не может.
«Подружитесь» с турбулентностью
Согласны, когда в небе начинается «болтанка» - это неприятно. Но это совсем не означает, что вашей жизни в этот момент что-то угрожает. Турбулентность возникает из-за того, что восходящие и нисходящие потоки воздуха имеют разное давление. Когда самолет попадает в такие зоны, его начинает трясти. Чаще всего это случается во время полета над горами, океаном или морем. Для самолета турбулентность абсолютно безопасна - вреда самолету она причинить не может. Пострадать можно, если по каким-то причинам вы не пристегнули ремни или на вас упал багаж .
Каждый самолет проходит тщательную проверку
«А вдруг недоглядели?» «А что это за заплатка на крыле?» Знакомые вопросы? Самолеты регулярно проходят массу процедур технического обслуживания и ремонта. Примерное соотношение: 11 часов проверок на один час пути. Это означает, что если ваш полет занимает четыре часа, самолет осматривали 44 часа, чтобы убедиться, что все исправно.
Научитесь контролировать чувство тревоги
Во-первых, то, что вы чувствуете себя тревожно, совсем не означает, что в этот момент вы находитесь в опасности. Другими словами - можно трястись как осиновый лист и оставаться при этом в целости и сохранности. Во-вторых, люди с аэрофобией часто ссылаются на то, что «привыкли все контролировать». Но что-то подсказывает нам, что профессиональный пилот держит ситуацию в небе под контролем гораздо лучше паникующего пассажира. В-третьих, каждый человек в состоянии научиться регулировать выброс адреналина нехитрыми упражнениями. Попробуйте для начала определить - какую часть тела сковывает страх. Лицо? Ноги? Рук? Например, чувство нервного напряжения чаще всего блокирует наши плечи - мышцы становятся жесткими. Сделайте глубокий вдох, положите руку на живот и медленно опустите плечи. Повторите 5-10 раз. Чтобы упражнение «подействовало» в небе, практикуйте его и на земле несколько месяцев. Таким образом к полету вы уже обзаведетесь серьезным «успокоительным». Еще один экспресс-вариант: в моменты особого волнения с силой сжать левое запястье - несильная боль поможет вам вернуться к реальности.
Пустите в ход воображение
Богатое воображение - «дразнилка» для аэрофобов. Яркие картинки и возможные сценарии развития событий лишь усиливают страхи. Приручите свою фантазию и используйте ее себе на благо или, просто-напросто, займите голову посторонними мыслями. Подумайте о месте, в котором вы чувствуете себя счастливой. Где вам всегда спокойно? Уютно? Комфортно? Закройте глаза и мысленно перенеситесь туда. Сосредоточте внимание на каждой детали. Другой очевидный вариант - отвлечься с помощью книжки, игрового приложения или праздных мыслей о том, «что хотите попробовать на завтрак» или «какой сувенир привезете из поездки». Еще одна форма «побега» от страхов - беспечный разговор с соседом-попутчиком.
Выбирайте правильный рейс и место в самолете
Есть несколько вещей, которые вы можете сделать заранее, чтобы облегчить ваши мучения во время перелета. Например, старайтесь летать прямыми рейсами в пункт назначения - чем меньше времени вы проведете в воздухе, тем лучше. Комфортнее всего бронировать место в районе крыла - эта область самолета самая стабильная и меньше всего подвержена тряске. В числе других приоритетов - сидение в проходе или у аварийного выхода, но никак не у окна (соблазн каждые 5 минут проверять «на месте ли крылья» слишком велик). У некоторых пассажиров чувство тревоги усиливается в темноте, поэтому дневные рейсы для аэрофобов все-таки предпочтительнее.
Расположитесь с комфортом
Комфорт в полете является очень важным фактором. Выбирайте в путешествие удобную и практичную одежду, которая не будет сковывать движения или препятствовать циркуляции крови. Любимая музыка генерирует положительные эмоции взамен негативных.
Избегайте новостей про авиакатастрофы
Многие аэрофобы становятся одержимы темой воздушных происшествий, которые муссируют в прессе. Не нужно быть психологом, чтобы понять, как эти новости отражаются на нервной системе и культивируют переживания. Избегайте соблазна регулярно «подпитывать» собственные страхи. Кстати, это правило касается и фильмов, и книг о «страшных рейсах». На контрасте работают любимые сериалы, глянцевые и развлекательные издания, с новостями о новых подробностях развода семьи Джоли-Питт
В мире, очень много людей, мечтающих путешествовать по свету, посетить дальние континенты и затерянные в океане острова, но их мечты так и остаются мечтами – из-за страха летать на самолете. Они бы и рады побороть этот страх, но не знают, как это сделать, с чего начать. А тут еще то в газетах, то в телевизоре нет-нет, да появляется информация об авиакатастрофах с многочисленными жертвами, об аварийных посадках самолетов. И как же тут перестать бояться полетов? Как посещать дальние страны и увидеть безграничный мир? Отвечаем: практически любой человек может самостоятельно избавиться от аэрофобии. И поможет ему знания о физических законах, о самолетах и умение расслабляться в нужный момент.
Страх – это нормально, с помощью него, человек становится более острожным, и, более того, благодаря ему, люди смогли дожить до сегодняшнего дня. Не боится, только человек без мозгов. Но чрезмерный страх, переходящий в панические атаки – это уже диагноз, требующий лечения у специального врача. Так что, вы должны видеть эту тонкую грань.
Самый главный факт, говорящий в пользу выбора самолета, как средства передвижения – статистика, упрямо говорящая, что вероятность смерти в авиакатастрофе равняется: один к одиннадцати миллионам. То есть, в сравнении с вероятностью попасть в аварию на другом наземном или водном виде транспорта она минимальна. Намного больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт, чем на борту самолета. Пусть одно это утверждение зарядит вас оптимизмом.
Многие страхи людей возникают из-за незнания причин того, что иногда происходит во время полета: это может быть закладывание ушей, внезапно тревожно загорающееся табло с просьбой пристегнуть ремни, без объяснения причин или изменении конфигурации крыла. Если вы поймете, с чем связаны эти моменты, ваша боязнь исчезнет. Человек, мало знающий о тонкостях авиаперелетов и о самолетах, в принципе, оказавшись в непривычной для себя ситуации, без какой-либо информации, инстинктивно думает, что случилось самое худшее, что может произойти. Поэтому, вот вам объяснение некоторых вышеозвученных источниках ваших страхов. Для того, чтобы самолет мог оторваться от земли, ему необходимо набрать определенную скорость. При его резком страте, кажется, что нас вдавливает в кресло и, даже, создается впечатление, что самолет идет на взлет со слишком большим наклоном, а тут еще уши закладывает. Все эти ощущения вызывает непривычное положение нашего тела в пространстве, вкупе с ускорением. Уши закладывает при взлете и посадке, вследствие перепадов давления. Что касается движения частей крыла в процессе полета: успокойтесь – они не отрываются из-за старости, это необходимость, согласно, закона аэродинамики. Так и должно быть. Все современные самолеты имеют крылья с несколькими элементами: если основная часть крыла неподвижна, то на задней кромке имеются небольшие дополнительные закрылки. Если в процессе полета они являются продолжением профиля крыла, то при взлете, посадке или при проведении маневров, они отклоняются вниз, увеличивая подъемную силу крыла.
Очень неприятный момент в полете, не обязательный, но часто случающийся - турбулентность, возникающая в моменты пересечения самолетом границы областей низкого и высокого давления. Ощущения таковы, будто проваливаешься в яму. Оно схоже с ездой на машине по разбитой дороге, если не представлять, что под тобой десять тысяч метров пустоты. Пилоты, за годы своей работы, привыкшие к этому явлению, называют его «болтанка». Турбулентность не несет угрозы ни для пассажиров и членов экипажа, ни для самолета: эти хаотические воздушные вихри, вызывающие тряску и покачивания, встречающиеся на пути многих рейсов, всего лишь «игры» воздушных потоков. Если маленькие вихри порой совсем остаются незамеченными, то крупные довольно ощутимо заявляют о себе. Порой они бывают не только в пасмурную погоду, но и при ясном небе на большой высоте, а также над океаном или морем. Не переживайте по этому поводу, вас самолет спроектирован с учетом такого явления и успешно выдержит любые воздушные толчки и провалы: он не развалится в воздухе, ничего от него не отпадет, так как он рассчитан на огромные нагрузки и обладает большим запасом прочности. Но, вот частенько, пассажиры получают травмы вследствие турбулентности: многие не пристегиваются, несмотря на предупреждение, ходят в туалет, когда не стоит этого делать и все должны сидеть на местах, оставляют открытыми багажные отсеки сверху и на них что-то падает. Вот почему вам настоятельно рекомендуют пристегнуться и оставаться на местах, а не потому, что стюардесса злая ведьма, которая вас невзлюбила. И все же, чтобы меньше ощущать турбулентность, выбирайте места в первой половине или на крыльях в середине салона, потому, что сильнее всего трясет в хвосте.
Многие боятся, что если вдруг с пилотом станет плохо и он отпустит штурвал, самолет рухнет вниз с десятикилометровой высоты. Это невозможно просто физически. Дело в том, что во время полета, под крыльями самолета создается очень сильное давление, поэтому воздух его держит не хуже, чем земля машину. Даже если самолет встанет на хвост и повернется вокруг своей оси, он будет просто покачиваться в воздухе, словно плот на волнах. Да и пилота в самолете два. А еще, все системы лайнера неоднократно дублируются. В каждом самолете имеется минимум два двигателя, которые не могут отказать одновременно, если каждый из них не проработал по два миллиона летных часов, что равняется почти двухсот тридцати годам без посадки. Если даже у лайнера отказывает один двигатель, то при обычных метеоусловиях и перегрузок, он продолжает свой полет без снижения и совершенно безопасно садится. Самый распространенный в российских авиакомпаниях самолет – «Boeing-737», может в аварийном режиме спокойно пролететь два часа. Подобные требования уже заложены в мировые стандарты создания пассажирских лайнеров, и они им полностью соответствуют. Кроме того, во всех аэропортах самолеты перед вылетом проходят технический осмотр, целой бригадой профессионалов. При возникновении катастроф происходит стечение чреды неблагоприятных обстоятельств. После этого, все тщательно изучается и устраняется, чтобы не допустить повтора. Ремонт и проверка самолетов осуществляется, согласно, утвержденного плана, в котором заложено, что на каждый час воздушного судна в воздухе, приходится одиннадцать часов технического обслуживания. То есть, если ваш самолет летит до места назначения четыре часа, значит, что он прошел сорок четыре часа техобслуживания.
Многие люди боятся летать на самолете, из-за того, что понимают – он не контролируют данный процесс и не от них зависит принятие решений. И эта невозможность контроля ситуации, вызывает у них стресс. Таким людям нужно научиться контролировать себя и успокаиваться, с помощью йоги и медитации, а также переключения на позитивный лад. Порой это бывает непросто, но с помощью специальных занятий, помогающих преодолеть боязнь летать на самолете, это сделать проще. У нас в России пока есть единственная клиника, занимающаяся лечением аэрофобии, она находится в Москве и ее название - «Летаем без страха». Курс лечения там - два дня, цена - несколько тысяч рублей. Для людей, которые не имеют возможности приехать лично, существуют онлайн-курсы, оплачиваемые через Интернет. То есть, если вы не будете там присутствовать лично, то вам предложат для просмотра определенную выборку видео, а также чтение специальной литературы и общение с психологом. В рамках личного присутствия на занятиях предусмотрено посещение аэропорта, возможность посещения симулятора полета, имитация различных ситуаций, которые могут произойти в воздухе, и в завершение, анализ полета с преподавателем. Эти курсы посещают пилоты, бортпроводники. Если в вашем городе имеется подобный симулятор полетов тоже можете записаться на тренинг, там, с терпеливыми инструктором, вы сможете понять, что летать не страшно и даже полюбить этот процесс.
Если у вас запланирован рейс, то чтобы сохранить душевное спокойствие, не смотрите накануне фильмов-катастроф, не интересуйтесь в интернете подробностями авиакатастроф, так вы только усилите свой страх. Если боитесь летать, то ищите прямые рейсы, чтобы находиться в воздухе, как можно меньше времени. Попросите себе место на крыле, в самой устойчивой части лайнера, там трясет меньше всего. Если страдаете клаустрофобией, то попросите место у прохода или около аварийного выхода. Если переживаете, что самолет попадет в турбулентность, присмотритесь к большим самолетам, в них трясет намного меньше. Априори: чем воздушное судно крупнее, тем более плавный на нем перелет. Чтобы быть спокойнее, летайте в дневное время суток. Возможно, вас успокоит то, что вокруг голубое небо, а не кромешная тьма и неизвестность. Старайтесь перебороть свой страх: это можно сделать, будучи фаталистом – если уж суждено, так смерть везде найдет или оптимистом – со мной все будет хорошо. Начните летать как можно более часто: если полет станет для вас регулярным и обыденным явлением, это войдет в привычку и страх исчезнет. Если будет выбор: поехать по земле или полететь на самолете, смело выбирайте самолет, потому что лететь безопаснее, чем ехать в машине!
И, конечно, стоит смириться с тем фактом, что риск – является частью нашей жизни. Никто не знает, что приготовила ему судьба. Сидя в самолете, займите себя чем-то увлекательным, что не даст вашим мыслям нагнетать тревожность и беспокойство: смотрите захватывающий фильм, читайте о тех местах, куда вы летите, прокладывайте маршрут своего путешествия, а если прислушиваетесь к звукам полета и самолета, то наденьте наушники с зажигательной музыкой и расслабьтесь. Можно попросить врача порекомендовать какие-нибудь успокоительные препараты на травах. А вот расслабляться с помощью алкоголя – не рекомендуем. Дело в том, что принятый алкоголь уже на высоте более трех тысяч метров, даже в количестве ста граммов, способен уменьшить частоту дыхания и усилить кислородное голодание. Если у человека слабое сердце, а он может даже об этом и не знать, может случиться очень плохое. Привычная стопочка, для земных условий, кардинально меняет поведение человека на борту на высоте, так как благодаря низкому давлению и низкому уровню кислорода, эйфория наступает быстрее, и поведение человека выходит из под контроля. Вот почему у нас в последнее время так много говорят о безобразных выходках авиадебоширов. Поэтому лучше расслабьтесь, купив в дьюти-фри что-то вкусное, что-то, что можно долго жевать: чипсы, сухарики, леденцы. Познакомьтесь с соседями, обсудите что-то жизненное, и время полета пройдет незаметно.
Желаем вам перебороть себя и победить свой страх перед полетами в самолетах. Надеемся, что смогли вас убедить, что это не страшно, а, наоборот, позволяет открыть перед собой новые горизонты и посетить разные далекие уголки земного шара.
Удовольствие от предстоящего путешествия омрачается страхом полетов? Не тратьте больше времени на дорогу, покупая билеты на поезд или автобус, а постарайтесь взять аэрофобию под контроль. Но как преодолеть страх полета на самолете?
Основные причины аэрофобии: откуда берется страх
Чтобы аэрофобия осталась в прошлом, определите, что вызывает опасения. Психологи выделяют несколько типов страха, мешающего путешествовать с комфортом.
Дистихифобия и ее последствия
Возможно, вы боитесь летать на самолете из-за дистихифобии. Так называется страх перед несчастными случаями. Эта причина наиболее распространена, причем опасения понятны: СМИ массово освещают каждое крушение. Если бы подобное внимание привлекали к автомобильным авариям, люди боялись бы сесть в машину.
Чтобы успокоить нервы, ознакомьтесь со статистикой. Вы увидите, что авиакатастрофы очень редки! Но бывает, люди думают: «Если плохое и случается, то обязательно со мной». Относитесь к их числу? Обратитесь к психотерапевту, который проведет курс бесед и посоветует таблетки для успокоения.
Акрофобия и способы борьбы с ней
Навязчивый страх высоты, называемый акрофобией, мешает наслаждаться перелетами. Для его устранения нередко приходится искать профессиональную помощь. Ведь бояться незнакомой среды естественно!
Но в некоторых случаях страх проходит, когда вы делаете небольшое усилие и начинаете путешествовать воздушным транспортом. После 3-4 перелетов ситуация перестает быть незнакомой.
Клаустрофобия и эффективные меры ее устранения
Боязнь закрытых пространств, или клаустрофобия, может разыграться в салоне самолета. Избавиться от нее удастся, купив билет на место возле иллюминатора. В некоторых случаях помогают успокоительные. Иногда пассажиры прибегают к алкогольным напиткам, но эффект спорен: страх может стать сильнее, а общее самочувствие - хуже.
Страх потерять контроль: верьте пилоту
Нередко опасения вызывает утрата контроля над ситуацией. Пассажирам остается лишь положиться на мастерство пилота, который отвечает за их здоровье и жизнь. Часто опасения удается уменьшить, если при посадке экипаж лично встречает путешественников и приветствует их улыбками. Видя, кто будет управлять самолетом, люди успокаиваются.
Страх перед террористическими актами
Боязнь террористов, особенно на некоторых международных линиях, естественна. Но опасения напрасны: после инцидента 9/11 меры безопасности максимально усилены. Бдительность проявляют сами пассажиры, по необходимости сообщающие информацию экипажу.
Напоминайте себе о случае с террористом Ричардом Рейдом: попытка взорвать самолет провалилась благодаря быстрой реакции окружающих. После взлета пассажиры почувствовали запах гари и пожаловались стюарду. Тот заметил, что Рейд пытается зажечь спичку, и напомнил о недопустимости этих действий. Через несколько минут женщина, сидевшая неподалеку, обратила внимание на странное поведение соседа. Она спросила, что он делает, и не получила ответа. Затем она увидела, что Рейд пытается поджечь шнур от бомбы, находящейся в ботинке, и постаралась помешать. Женщина громко позвала на помощь, а затем вместе со стюардессой и другими пассажирами обездвижила Рейда. Они связали неудачливого террориста ремнями от сидений и даже шнурами от наушников. Активное вмешательство пассажиров предотвратило трагедию.
Причин для волнения нет, поскольку службы безопасности принимают все возможные меры. А по необходимости напоминайте себе, что вы в состоянии влиять на ситуацию.
Гидрофобия: как она портит путешествия
Вы спокойно переносите небольшие полеты, но межконтинентальные превращаются в кошмар, когда судно пролетает над океаном? Явление называется гидрофобией, и оно вызвано неприятными переживаниями в прошлом.
Если панические атаки возникают при перелетах над водными массивами, поищите другие рейсы. Альтернативы не нашлось? Успокоить нервы будет проще, купив билет на место подальше от иллюминатора.
Охлофобия: боязнь скопления людей
Психотерапевты говорят, что у части аэрофобов причина заключается не в боязни оторваться от земли. Пассажир может спокойно относиться к тому, что воздушное судно поднимается на большую высоту, но чувствовать дискомфорт в кругу чужих людей. Проблема усиливается, когда человек с охлофобией оказывается в небольшом кресле, зажатый соседями с обеих сторон, и не может вытянуть ноги.
Отчасти устранить страх помогает путешествие в бизнес-классе. Если же по карману только эконом-класс, выбирайте места у прохода или иллюминатора: у вас будет 1 сосед.
Эметофобия: когда тошнота становится угрозой
Беспокойство путешественников бывает связано и с эметофобией - опасением, что справиться с подступающей тошнотой не удастся. Если вы хотите избежать проблемы, примите таблетку циклизина или лоразепама (предварительно посоветуйтесь с врачом). А чтобы обойтись без медикаментов, выпейте перед полетом стакан теплого молока: оно успокаивает нервы.
Аэрофобия или простая мнительность
Если вам страшно лететь на самолете, для начала определите тип проблемы. Возможно, аэрофобии у вас нет, и понадобится лишь пересилить простую мнительность.
Опасаться малознакомых ситуаций нормально, поэтому волнение перед взлетом не считается проявлением фобии. Но когда оно дополняется физическими симптомами (учащенным сердцебиением, затрудненным дыханием, головокружениями и обмороками), без специалиста не обойтись. Он проведет лечение в несколько этапов:
- При тяжелой фобии психотерапевт подберет медикаменты, облегчающие состояние больного.
- Врач использует индивидуальную терапию, в ходе которой выявит причину проблем. Половина успеха зависит от того, сумеете ли вы определить, что вызывает тревогу.
Методы применяются по отдельности или в совокупности, причем схему вырабатывает специалист. Если вы страдаете от выраженной фобии, а не от повышенной тревожности, шансы справиться самостоятельно невелики. Стараетесь избежать полета любыми способами? Проблему не решить простым желанием взять себя в руки.
Обратившись за помощью на раннем этапе формирования аэрофобии, вы быстро добьетесь результата.
Распространенные стереотипы и их несостоятельность
Если дело в мнительности, остается выяснить, как ее победить. Подумайте, не вызвана ли она недостатком знаний и верой в стереотипы. К числу распространенных заблуждений относят следующее:
- Российские пилоты якобы злоупотребляют алкоголем, поэтому ненадежны. Но все авиакомпании имеют международные сертификаты, подтверждающие соответствие услуг мировым стандартам.
- Безопасно летать только авиалиниями крупных корпораций. Если самолет находится в аэропорту, то он прошел необходимые проверки. На практике воздушный транспорт «Самарских авиалиний» будет столь же безопасен, как лайнер Etihad Airways.
- На старом самолете летать опасно. На самом деле воздушный транспорт делится на 2 категории: исправный и неисправный. Срок эксплуатации не имеет значения, ведь ресурс авиатехники изначально велик. У компании Delta Air Lines парк на 50 % состоит из лайнеров старше 20 лет. Это не мешает ей занимать лидирующие позиции в мире по пассажирским перевозкам.
Если подойти к вопросу критически, страхи окажутся неоправданными. Боитесь, что нетрезвый пассажир бросит тяжелый предмет в иллюминатор, и все погибнут после разгерметизации салона? Это невозможно: стекло состоит из нескольких слоев, а вдобавок оно не разобьется из-за разницы в давлении за бортом и в салоне. Опасаетесь, что в двигатель лайнера попадет птица? У современных моделей механизмы дублируют работу, и выход из строя одного не станет причиной трагедии. Даже если все двигатели забьются птицами, лайнер не рухнет, а медленно спланирует на землю. В похожую ситуацию попали пилот и пассажиры в США, причем экипаж справился с задачей посадить самолет в Нью-Йорке, не причинив вреда зданиям.
Не придумывайте причины для возможной катастрофы: 99 % опасений неоправданны.
Как перестать бояться полетов
Как побороть страх перед полетом на самолете? Если вы чувствуете, что справитесь самостоятельно, попробуйте несколько способов. Среди них вы отыщете работающий!
Знание, как устроен самолет: изучите матчасть
Готовясь к путешествию, не ищите информацию о катастрофах, произошедших на определенной авиалинии. Хотя искушение бывает сильно, полезнее разобраться в процессах, которые вас ждут. Понимая, с чем связаны толчки или тряска, вы не станете предполагать худшее. Учтите следующее:
- Ощущение, что воздушное судно несется с огромной скоростью, связано с ее набором для взлета.
- Видите в иллюминатор, что часть крыла движется? Это нормально во время полета, и причин для паники нет.
- Из-за турбулентности может показаться, что лайнер падает в бездонную яму. Ощущение возникает, когда судно попадает в область с другим давлением. На самом деле разница в высоте составляет несколько сантиметров. Чувство падения связано с тем, что вестибулярный аппарат человека не «рассчитан» на полеты, поэтому дает ложную информацию. Усиливает проблему и скорость: все перемещения ощущаются сильнее.
- Беспокоитесь, что дверь самолета случайно откроется? Это невозможно из-за разницы давления за бортом и в салоне.
Чем больше вы знаете о строении современных авиалайнеров, тем проще сохранять спокойствие при попадании в зону турбулентности. Вероятность разбиться составляет 1 к 11 000 000, поэтому вы будете в безопасности.
Полет в первом классе: успокаивающий комфорт
Опытом в борьбе с аэрофобией делится Али Вандермен. Эта фрилансер-путешественница зарабатывает на жизнь написанием туристических гидов и рассказов о своих приключениях. Но Али боялась полетов, пока не открыла возможности 1-го класса.
По ее словам, Вандермен предстояло пережить 15 ч. в воздухе. Поэтому она решила пойти на траты и обеспечить себе комфорт. В результате 9 ч. она мирно спала в кресле под мягким одеялом, а в остальное время наслаждалась меню и напитками.
Если комфорт уровня «премиум» не по карману, купите билет в бизнес-класс. Расстояние между рядами будет больше, что позволит победить клаустрофобию. Физический комфорт во многом обеспечивает душевный!
Чтение статистики перед полетом
Ознакомьтесь со статистикой: она показывает, что риск погибнуть в автокатастрофе выше, чем стать жертвой при крушении. Согласно исследованиям Гарвардского университета, вероятность, что в вас ударит молния, составляет 1 к 13 000. Риск куда выше, чем опасность авиакатастрофы (1 к 11 000 000), но вы не боитесь ходить по улице. Несчастные случаи бывают, но иллюзию их частоты создает шумиха в СМИ.
По статистике, в период с 1982 г. по 2010 г. в США жертвами авиакрушений становилось не более 110 человек в год. И безопасность усиливается: в 60-х гг. несчастные случаи происходили 1 раз в 200 000 перелетов. Сейчас соотношение составляет 1:2 000 000, поэтому причин волноваться нет.
Учитывайте, что не каждая неполадка фатальна. Даже если самолет станет тем единственным из 2 000 000, исследования Национального совета по безопасности на транспорте в США показывают: вероятность выжить составляет 95 %. В других странах ситуация не отличается.
Чтобы вы не думали, как же не бояться и летать на самолете спокойно, посмотрите видео о проверке воздушного транспорта перед рейсом:
Подготовка заранее: что учесть
Если вы чувствуете дискомфорт при мысли о полете, уменьшите количество стрессовых ситуаций. Приехать на регистрацию в аэропорт с минимальным запасом времени - не лучшая идея, ведь вы разволнуетесь еще до посадки.
Затем по возможности пройдите в лаунж-зал: он доступен пассажирам первого класса и держателям банковских карт определенного типа. Но за плату дополнительный комфорт получат все желающие (при наличии мест). Удовольствие обойдется в 40 €, зато вы попадете в приятную и спокойную обстановку, насладитесь едой и напитками, по желанию примете душ. Если путешествие будет приятным с первых минут, вы почувствуете себя увереннее и на борту.
Проходите регистрацию онлайн, чтобы избежать дополнительных стрессов.
Доверие экипажу: познакомьтесь с персоналом
Пилоты нередко приветствуют пассажиров лично, чтобы снизить их тревожность. Некоторые компании позволяют путешественникам перед взлетом зайти в кабину и приветствовать тех, кто отвечает за безопасность. Когда вы увидите доброжелательных, спокойных людей, вера в их компетенцию вырастет. Напоминайте себе, что экипаж тоже хочет вернуться домой, где ждут родные.
Если возможности увидеть пилотов нет, побеседуйте со стюардессами: задайте возникшие вопросы, попросите уделять вам больше внимания. Но вы можете не волноваться о компетентности персонала. Чтобы попасть на крупные авиалинии, пилоты должны провести в воздухе не менее 1500 ч., поэтому опыта им хватает.
Выбор правильной одежды
- Начните с удобного белья из натуральных тканей: женщины уделят внимание бюстгальтерам, ведь лямки не должны врезаться в плечи.
- Выберите свободные брюки черного или темно-синего цвета, ведь они порадуют практичностью. Вам пригодится модель без пояса: тот может сдавить живот, причиняя неудобства.
- Не надевайте обувь на высоких каблуках. Модель на плоской подошве в сочетании с носками из натурального материала не доставит дискомфорта.
Захватите также маску для глаз, чтобы спокойно поспать при перелете, и будете готовы к путешествию.
Полезные мобильные приложения и развлечения на борту
Пытаетесь пересиливать страх? Справиться с ним легче, если вы отвлечетесь. Посмотрите фильм, который показывают во время рейса: пусть он плох или вы уже видели ленту, это лучше, чем вспоминать истории крушений. Захватите на борт и книгу либо желтую прессу, чтобы переключить внимание.
Поклонники технологий оценят мобильное приложение SkyGuru , рассчитанное на операционную систему iOS. Оно работает на регулярных рейсах, рассказывая пользователю, что происходит в каждый момент перелета. Вы получите объяснение всем звукам и ощущениям: больше не придется гадать, что же означает загадочное потряхивание судна.
Хотите полностью переключить внимание? Используйте приложение Ana Takeoff Mode : головоломка не даст возможности думать о другом. Ее разработала японская авиакомпания специально для аэрофобов. Отдельное внимание создатели уделили звуковому сопровождению, и успокаивающая мелодия способствует расслаблению. Громкость автоматически возрастает, когда двигатели переключаются в режим взлета, поэтому вас не будут тревожить незнакомые звуки.
Если страх проявляет ребенок, захватите в салон любимые игрушки и раскраски. Займите малыша веселой игрой, а главное, ведите себя спокойно. Видя уверенность родителей, ребенок перестанет нервничать.
Поддержание жидкостного баланса
Шумит в голове, ноги кажутся ватными, беспокоит желудок? Явления, вызванные сильной потерей влаги при перелете, не добавляют спокойствия. Чтобы физический дискомфорт не усилил психологический, пейте томатный сок. Он богат калием и магнием, улучшающими работу сердечно-сосудистой системы.
Не налегайте на алкоголь: его всасывание усиливается на высоте, и результат будет непредсказуемым.
Готовность к турбулентности
Раздумывая, как же перебороть страх перед полетом на самолете, учтите, когда он вас охватывает. Тревожность усиливается во время попадания в зону турбулентности, но на выручку придут простые трюки:
- Возьмите листок бумаги и ручку. Напишите свое имя, используя левую руку (для левшей - правую). Повторяйте, пока не успокоитесь. Эффект основан на том, что вы сосредотачиваетесь на задаче и перестаете думать о плохом. Также вы задействуете другое полушарие мозга, что разрушает сложившиеся шаблоны. Трюк придумал Рон Нильсен, английский пилот: результативность приема оценили аэрофобы.
- Чувствуя приближение панической атаки, достаньте из стакана соломинку и дышите через нее. Вы уменьшите поступление воздуха в легкие и избежите гипервентиляции.
- Забронируйте места в части самолета, расположенной ближе к кабине или центру. Толчки и тряска будут ощущаться слабее, чем на местах в хвосте самолета.
Напоминайте себе, что турбулентность безопасна: за историю гражданской авиации от нее пострадало не более 50 человек. Неприятности были связаны с тем, что пассажиры не оставались на местах или им на голову падал багаж.
Турбулентность доставляет неудобства, но судно не может рухнуть на землю, попав в воздушную яму.
Профессиональная помощь
Вопреки стараниям, путешествия авиарейсами кажутся кошмаром? Обратитесь к психологу, но не рассчитывайте избавиться от страхов после разового посещения. Подготовьтесь пройти курс бесед, а по необходимости и позаниматься на виртуальном тренажере. Тот имитирует условия перелета, благодаря чему вы привыкнете к ощущениям.
Как уснуть на борту самолета
Пережить перелет окажется легче, если погрузиться в сон. Но как это сделать на борту лайнера? Вам помогут подсказки:
- Позаботьтесь о собственном комфорте: составьте плей-лист с успокаивающей музыкой, положите в ручную кладь любимый плед, наденьте мягкий свитер, даже если тот вышел из моды. Уснуть в компании 200 человек, находясь на высоте нескольких тысяч метров над землей, сложно. Чтобы добиться цели, нужно создать удобство.
- Не скрещивайте ноги: если перелет занимает больше 4 ч., поза увеличивает вероятность образования тромба. В идеале следует заказать место у иллюминатора, ведь вы сможете наклониться в сторону и опереться о стену салона. Поза будет удобной, даже если спинка сиденья откидывается не до конца.
Откажитесь от идеи облегчить засыпание с помощью алкоголя. Результат непредсказуем, к тому же после пробуждения вы почувствуете жажду и головную боль. Дискомфорт возрастет, и впечатление от авиарейса будет негативным.
Лекарства от аэрофобии
Надеетесь забыть об опасениях, приняв таблетку? Увы, эффективных средств от аэрофобии не существует. Вы можете снять симптомы, но в подсознании останутся воспоминания, что полет - пугающая ситуация. Даже таблетки пить пришлось!
Проявления тревожности будут нарастать, и дозу медикаментов понадобится увеличивать. Чтобы решить проблему, нужно избавиться от фобии. Разберитесь с причинами страха, по необходимости обратившись к профессионалу. Тот может и назначить препараты, снимающие тревожность, но они лишь послужат дополнением к терапии.
Самостоятельно назначать медикаменты нельзя, даже если речь идет о простом снотворном. Ведь последствия применения дают о себе знать в течение нескольких часов. Затуманенная голова, сонливость - не лучшие спутники путешественников.
Как правильно выбрать рейс и купить билет
На форумах путешественники делятся советами, как выбрать авиарейс и места, чтобы уменьшить дискомфорт. К числу рекомендаций относят следующее:
- Путешествовать прямыми рейсами приятнее, поскольку вы меньше времени проведете в воздухе.
- Места в центре салона подходят тем, кто боится летать. В этой части самолет устойчив, поэтому вибрация будет меньше. Но учтите, что у большинства моделей двигатели располагаются под крыльями. Сидя поблизости, вы услышите весь шум.
- Если вы страдаете от боязни замкнутых пространств и толпы, выбирайте места у аварийных люков. Проходы перед этими рядами шире, и вы не почувствуете дискомфорта.
- Фобия нередко отступает при дневных полетах, когда за иллюминатором вы видите красивый пейзаж. Темнота же ассоциируется с неизвестностью, что увеличивает тревогу.
Заранее определитесь со временем перелета и забронируйте места: продумав детали, вы получите хорошие впечатления.
Как бороться с подступающей тревожностью
Как избавиться от страха полета на самолете, если вы чувствуете, что теряете контроль? Заранее примите меры: предупредите о проблеме стюардессу и соседей. Вам нужно получить поддержку и сочувствие, а не страдать в одиночестве. Многие пассажиры с удовольствием развлекают беседой тех, кто боится летать.
Когда воздушный транспорт попадает в зону турбулентности, вспоминайте о ямах на дороге. Вместо того чтобы напрягаться, расслабьте мышцы, и перенесете неприятные моменты легче.
Если паника не отступает, перейдите к контролируемой технике дыхания. Вдыхайте через нос и выдыхайте, одновременно считая до 10. Это позволит избежать гипервентиляции, а сосредоточенность на цикле отвлечет от волнений. Также помогает использование тонкой резинки, надетой на запястье. Оттягивайте ее и отпускайте: легкая боль не даст придумывать пугающие сценарии.
Каких действий избегать при боязни полетов
Чтобы ваш отзыв о путешествии авиалайнером был благоприятным, исключите факторы, повышающие тревожность. Примите во внимание следующие советы:
- Откажитесь от употребления кофе и продуктов с кофеином. Ваши нервы возбуждены, и дополнительная стимуляция не требуется.
- Ища информацию о модели самолета, не сосредотачивайтесь на данных о крушениях.
- Не думайте, что научиться переключать мысли - сложная задача. Нейтрализовать иррациональные страхи реально, когда вы располагаете фактами. Если вы боитесь турбулентности, изучите вопрос досконально. Ведь большая часть опасений обусловлена простым незнанием! В следующий раз, когда вас одолеет боязнь, перечислите в уме факты, подтверждающие безопасность перелетов.
- Приучите себя игнорировать шумиху, которую СМИ раздувают вокруг небольших сложностей. Например, в конце января 2018 г. в России произошел инцидент: после приземления воздушного судна пассажиры готовились покинуть салон, когда у одного из них загорелось зарядное устройство для телефона. Проблема была устранена за минуты, но СМИ разразились заголовками «Самолет чуть не вспыхнул из-за гаджета». Почему? Журналисты хотят привлечь аудиторию, а этого не сделать рассказами о том, как слаженно отреагировал экипаж на заурядный инцидент.
Запомните, что неведение - главный враг. Чем больше вы знаете о самолетах, тем спокойнее будете летать. По необходимости вы даже отправитесь на аэродром и возьмете несколько уроков пилотирования: поняв происходящее, вы перестанете волноваться.
Самолет - самый безопасный транспорт: несколько фактов
Как же перебороть страх полетов на самолете? Напоминайте себе о результатах статистических исследований. Департамент транспорта в США предоставил данные, согласно которым наибольшую опасность представляет автомобиль. Если вы путешествуете по магистрали, риск погибнуть в аварии составляет 1 из 654, а для мотоциклистов - 1 из 114.
Почему же люди боятся перелетов? В основном из-за шумихи в СМИ, связанной с катастрофами. Каждое событие освещается столь подробно, что создается впечатление, будто несчастные случаи происходят часто. Напоминайте себе об этом, и страх отступит.
Люди с гиперактивным воображением заставят его сыграть им на руку. Если вы склонны придумывать сценарии развития событий, переключитесь на позитив. Представляйте идеальное путешествие: начните с прибытия в аэропорт, вообразите, как поднялись на борт, познакомились с милыми соседями и благополучно долетели. Чем чаще вы воображаете предстоящий перелет в положительном свете, тем проще справитесь с задачей.
Не избегайте путешествий воздушным транспортом, иначе мнительность разыграется и охватит другие сферы жизни. Преодолейте страх и возьмите ситуацию под контроль!
Заключение
Исследования японской авиакомпании показали, что от боязни полетов на самолете страдают 72 % пассажиров. В некоторых случаях речь идет о фобии, и победить ее удается лишь с помощью терапии. Но с мнительностью вы справитесь самостоятельно: попробуйте на практике советы и выберите те, которые помогают именно вам.
Ищите дешевые билеты на самолет, не выходя из дома: