Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ч.2). Новый закон "о физической культуре и спорте в российской федерации"
Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
После распада СССР и обретением Российской Федерацией своей государственности возникла необходимость в создании качественной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, в которой бы нашли свое воплощение все те изменения, которые произошли в физкультурно-спортивной и других областях жизнедеятельности общества - в экономике, политике, идеологии, а также в образе мыслей граждан нашей страны. Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта (ФК и С) является Конституция РФ. Статья 41 гаранти рует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта". Исходя из федеративного устройства России, в Конституции определено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов – республик, краев и областей (п. "е" ч. 1 ст. 72). В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов: между государственными и муниципальными органами власти и гражданами, реализующими конституционное право на занятия физической культурой и спортом, а также отношения между юридическими и физическими лицами, связанные с удовлетворением потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993 г. (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем, что многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически. Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (ст.4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст.25-26). Однако после принятия Основ законодательства в течение последующих лет стали вскрываться некоторые его пробелы и недочеты. Общая концепция физкультурно-спортивного законодательства давалась неконкретной и размытой. По-видимому, на тот момент создать четко структурированный и реально работающий Закон о ФиС не представлялось возможным, так как не вполне было ясно, по какому пути пойдет наша страна, какую модель физической культуры и спорта выберет. Поэтому была избрана форма Основ законодательства, которые очерчивали общий подход депутатов Государственной Думы и спортивных экспертов к проблеме законодательного регламентирования физкультурно-спортивной отрасли. Накопившиеся за несколько лет рыночного развития замечания и новые реалии российской физической культуры и спорта заставили законодателей существенным образом переработать и уточнить существующие правовые нормы, создать новый закон «О физической культуре и спорте», который был призван заменить принятые ранее Основы законодательства о ФиС. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте» был принят Государственной Думой 13 января 1999 г., одобрен Советом Федерации 27 января и подписан Президентом страны 29 апреля 1999 г. В юридическую силу закон вступил с момента его опубликования, то есть с 7 мая 1999 г. Сразу отметим, что вновь принятый закон все же не смог в полной мере устранить те пробелы, которые были свойственны Основам законодательства о ФКиС. Закон получился таким же декларативным и необязательным для исполнения, как и принятые до него Основы. Просуществовав восемь лет, Закон о ФКиС от 1999 г. был заменен новым законом, который был призван не только устранить декларативность предыдущего правового акта, но и привнести в него новый дух конкретики и самодостаточности. Следует отметить, что российские законодатели не стали совершенствовать существующий закон от 1999 г. Было принято решение о создании нового закона, который бы, с одной стороны, устранял недостатки и изъяны ранее действующего правового акта, с другой - создавал бы обновленное правовое поле для регулирования физкультурно-спортивных отношений. Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 г. Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Р Ф и олимпийского движения России. Структура Закона представлена на рис.2.
Рис.2. Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. (по В.В.Галкину, 2011)
В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а также раскрываются основные понятия, которыми оперирует Закон. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст. 3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции страны, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.
Рис. 13 . Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Основными элементами законодательства о физической культуре и спорте, модифицируемыми в новой редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 года о физической культуре и спорте в РФ являются: субъекты физической культуры и спорта, институты государственного регулирования физической культуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физической культуры и спорта. Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области физической культуры и спорта, возникающие при: 1) создании необходимых условий для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения;
2) подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях. Указанные изменениясинхронизируют законодательство о физической культуре и спорте с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством. Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст. 4, государство обеспечивало:
1. Ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
2. Создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
4. Создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
5. Создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
6. Создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
7. Организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
8. Организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
9. Поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. То в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась.
В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем финансирования, предусмотренного в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Преимущества новой редакции закона о ФК и С.
а). В законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впервые введены такие понятия, как официальные физкультурные и спортивные мероприятия, массовый спорт, национальный вид спорта, параолимпийское и сурдоолимпийское движения, правила соревнований, спортивная дисциплина, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения.
б). Законом вводится новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций. Структура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой национально-культурных автономий. Большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную федерацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию.
Таким образом, исключается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта. В связи с этим ликвидируется малоэффективная, установленная законодательством РФ, процедура аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций).
в). В законе закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин: Всероссийский реестр видов спорта; Единая всероссийская спортивная классификация; Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.
г). Закон, в рамках проводимой в стране административной реформы, исключает возможность дублирования функций федеральных органов исполнительной власти в области ФК и С.
Особое внимание в законе уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Отдельная статья посвящена разграничению расходных полномочий.
д). Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта .
В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие :
1) деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва, по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;
2) взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации (договор о спортивной деятельности, переходы спортсменов, противодействие применению допинга и т.п.);
3) организацию физической культуры и спорта в системе образования, здравоохранения, в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и органах безопасности, по месту работы, жительства и отдыха населения, в том числе деятельность спортивных клубов, спортивных школ, училищ олимпийского резерва;
4) развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;
5) деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта;
ж) в законе систематизированы принципы законодательства о физической культуре и спорте, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения Конституции РФ и иных федеральных законов.
Выписка из Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура
Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования
1. Образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
2. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя:
1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;
2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;
7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;
9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта;
10) участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.
3. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися таких организаций, могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных организаций.
Глава 3_1. Комплекс ГТО. Физкультурно-спортивные клубы и их объединения, основная деятельность которых направлена на реализацию комплекса ГТО
Статья 31_1. Общие положения о комплексе ГТО
1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта утверждает государственные требования комплекса ГТО, включающие в себя нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, в порядке, установленном Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденным Правительством Российской Федерации.
2. Требования комплекса ГТО устанавливаются по трем уровням сложности, соответствующим золотому, серебряному или бронзовому знаку отличия комплекса ГТО, образец и описание которого, форма бланка удостоверения к которому утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Порядок награждения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, соответствующими знаками отличия комплекса ГТО устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
3. Выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО осуществляется добровольно.
4. Порядок организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
5. Особенности выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО для лиц, подлежащих призыву на военную службу, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также для иных отдельных групп населения устанавливаются Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
6. Учет данных о результатах выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО осуществляется по форме федерального статистического наблюдения за реализацией комплекса ГТО, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в установленном им порядке.
7. Правительство Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации ежегодно до 1 мая текущего года доклад об уровне физической подготовленности населения, включающий в себя в том числе оценку эффективности физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по реализации комплекса ГТО, проведенных в субъектах Российской Федерации.
8. Порядок создания и ведения электронной базы данных, относящихся к реализации комплекса ГТО, а также перечень сведений, подлежащих включению в нее, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
9. Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, учредителем которых является федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, вправе осуществлять научно-методическое и иное обеспечение реализации комплекса ГТО.
Статья 31_4. Государственные гарантии для лиц, проходящих подготовку к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и осуществляющих их выполнение
1. Подготовка к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, включающая в себя информирование о соответствующих нормативах, порядке их выполнения, рекомендации по совершенствованию двигательной активности, организации физической подготовки в целях успешного выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и иные мероприятия, определяемые органами управления физкультурно-спортивных клубов, осуществляется в физкультурно-спортивных клубах для их членов бесплатно.
2. Выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО в центрах тестирования является бесплатным.
Рассмотрим в общих чертах содержательную часть каждой из глав закона. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст.3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции РФ, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.
Помимо констатации общих прав и гарантий гражданам в области физкультуры и спорта, в принципе №9 мы замечаем упоминание о допинге , хотя в ст.2, дающей расшифровку понятий, такой категории мы не встречаем. Думается, что такой непрофессиональный подход отечественных законодателей еще создаст российскому спорту большие проблемы.
Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст.4, государство обеспечивало:
- ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
- создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
- содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности РФ;
- создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
- создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
- организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
- организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
- поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.
То теперь, в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась. В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 2 раскрывает принципы организации деятельности в области ФиС. Ст.10 пп.1-3 содержит общие фразы, в которых констатируется, что физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. На наш взгляд, данную статью совершенно безболезненно можно изъять из закона без какого-либо ущерба для его смысла и содержания.
Ст.11 и 12 дают общие сведения по Олимпийскому комитету России и его функциям. Честно говоря, не вполне понятно, зачем отечественные законодатели расписывают функции ОКР в Законе о ФиС, так как это общественная неправительственная организация, действующая на основании собственного устава, Олимпийской хартии и решений МОК. Видимо, данная статья перекочевала в новый закон из действовавшего ранее правового акта (в частности, ст.7) с добавлением новелл из сферы о паралимпийском и сурдлимпийском движении в нашей стране.
Достаточно много места закон уделяет регламентации деятельности спортивных федераций, разъясняя различные нюансы их деятельности. В этом мы видим достаточно существенное отличие от действовавшего ранее закона. Что же касается деятельности спортивных клубов, то здесь, в ст.19, как и в ст.10 мы наблюдаем общие фразы, без конкретики в области их моральной, информационной, правовой и материально-финансовой поддержки. Здесь нет подразделения, например, на профессиональные футбольные клубы, ДЮСШ или фитнес-клубы для широких слоев населения. А раз так, то какой смысл вообще вписывать данную статью в закон?
Существенной новацией Закона от 2007 г. является включение в него (ст.22) спортивных званий и разрядов. Известно, что во многих странах мира вообще нет никаких официально признанных разрядов и званий. Каждая спортивная федерация сама вправе вводить собственную градацию по своему усмотрению. На наш взгляд, введение подобных классификаций может производиться и пересматриваться на основании подзаконных актов Минспорттуризма РФ. То же самое можно сказать и о едином календарном плане всероссийских физкультурно-спортивных мероприятий. Вводить же в Закон о ФиС подобные статьи вряд ли уместно.
Статья 24 «Права и обязанности спортсменов» вызывают улыбку. Возникает закономерный вопрос, а что будет, если, например, спортсмен не будет соблюдать «этические нормы в области спорта»? Кстати, не ясно, что под этим термином понимается. Ну и конечно, остаются такие закономерные вопросы, которые касаются более широкого круга физкультурно-спортивных отношений – тренеров, менеджеров, медицинского и вспомогательного персонала, владельцев спортсооружений и организаторов спортивного бизнеса. Как быть с их правами и обязанностями? Ведь данный закон не носит названия Закона о спортсменах, он более широк в своих пределах.
Ранее соответствующая глава прошлого закона (Гл.5) именно так трактовала права и обязанности работников физкультурно-спортивных организаций и регламентировала их социальную защиту. В частности, спортсмен-любитель (физкультурник) в соответствии со ст.23, имел право:
- бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;
- получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
Теперь все эти положения канули в Лету. Их сменили куцые и ни к чему не обязывающие формулировки.
Положения о допинге и допинг-контроле касаются исключительно профессионального спорта, а финансируются такие организации, как WADA, из федерального бюджета России (первый многомиллионный взнос был переведен этой организации еще за подписью премьера М.Касьянова). Если профессиональный спорт – дело спортивных федераций, то они и должны осуществлять платежи «допинговой полиции» в лице офицеров и чиновников WADA. Не вполне понятно, при чем здесь российский налогоплательщик?
Ст.27 «Спортивный паспорт» перекочевала в закон из подзаконных актов даже не второй, а третьей степени важности. Вообще, чувствуется, что Закон о ФиС составляли и формулировали эмпирики, которые стремились уйти от декларативности и отсылочности закона к прочим правовым актам. По нашему мнению, сделано это неудачно. Скорее всего, Закон о ФиС от 2007 г. просуществует недолго – также как и его предшественники.
Глава 5. «Спорт высших достижений» содержит лишь две статьи, посвященных формированию сборных команд страны по видам спорта. А в главу 6 о финансировании спорта, добавилась пустая по существу статья о медицинском обеспечении. Интересна формулировка термина «расходные обязательства» соответствующих бюджетов – федерального, областного, муниципального. Разграничение по финансированию – дело хорошее, но без конкретных норм по выделению средств, без установлению пропорций по финансированию профессионального и массового спорта, без какой бы то ни было меры ответственности за недофинансирования отрасли ФиС – все это пустышки, делающие закон все той же декларацией о намерениях.
Общее мнение о Законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 2007 г. – негативное. Данный закон даже менее качественный, чем его предшественник. В нем нет духа заботы о здоровье нации, ее физическом и интеллектуальном развитии. Вместо этого мы видим явный перекос в сторону профессионального спорта.
СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ
Физкультурно-спортивные клубы являются основным звеном физкультурного движения страны.
Совершенно очевидна необходимость создания сети физкультурно-спортивных клубов, в рамках которых в современных условиях возможна наиболее эффективная реализация потребности человека в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.
Основная деятельность Физкультурно-спортивных клубов направлена на реализацию комплекса ГТО
К основным видам деятельности физкультурно-спортивных клубов относятся:
1) осуществление подготовки населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
2) участие в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных категорий граждан и групп населения.
При создании физкультурно-спортивных клубов следует исходить из положений Федерального закона "Об общественных объединениях". Предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом.
Право гражданина на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей в области физической культуры и спорта.
3 Физкультурно-спортивные клубы создаются по месту жительства, работы, обучения граждан осуществляемых образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), на основе членства и осуществляют свою деятельность в форме общественных организаций.
Клуб является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей и задач, указанных в его уставе.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
2. Физкультурно-спортивные клубы вправе объединяться в ассоциации (союзы) на местном, региональном и общероссийском уровнях.
3. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация физкультурно-спортивных клубов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
4 Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Общественные объединения независимо от их организационно - правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности
5 Учредители, члены и участники клуба
Учредителями клуба являются физические и юридические лица - общественные объединения, созвавшие общее собрание, на котором принимается устав клуба, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители клуба - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены клуба имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов клуба в соответствии с его уставом.
Члены клуба имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава клуба и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из клуба в порядке, указанном в уставе.
6. Высшим руководящим органом клуба является общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом клуба является совет, создаваемый общим собранием и подотчетный ему.
Клуб создается по инициативе его учредителей - не менее трех физических лиц.
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.
Решения о создании клуба, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на общем собрании. С момента принятия указанных решений клуб считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом "Об общественных объединениях".
7.Учредителями, членами и участниками клуба могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения.
Членами и участниками молодежных клубов могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Членами и участниками детских клубов могут быть граждане, достигшие 10 лет.
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставом клуба.
Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами или участниками клуба.
При создании клуба в форме общественной организации учредители клуба автоматически становятся ее членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
При создании клуба в иной организационно-правовой форме права и обязанности учредителей такого клуба указываются в его уставе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Спортивный клуб создается и осуществляет свою деятельность в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного и студенческого спорта.
Деятельность клуба регламентируется локальными актами образовательного учреждения.
Клуб может создаваться как структурное подразделение общеобразовательного учреждения или как общественное объединение с учетом региональных, местных особенностей и интересов обучающихся. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе формы создания клуба.
Целями клуба являются привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательном учреждении традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование здорового образа жизни.
Основными задачами деятельности спортивных клубов являются:
организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;
участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;
развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;
оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;
организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.
школьные спортивные клубы осуществляют:
организацию и проведение спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятий в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе этапов Всероссийских соревнований обучающихся по различным видам спорта, проводимых в данных образовательных организациях;
воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья обучающихся, социальной активности обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, посредством занятий физической культурой и спортом;
формирование команд по различным видам спорта и обеспечение их участия в соревнованиях разного уровня;
пропаганду в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, основных идей физической культуры, спорта, здорового образа жизни;
поощрение обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе;
информирование обучающихся о проводимых спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятиях в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В целях реализации основных задач студенческие спортивные клубы осуществляют:
пропаганду в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, основных идей физической культуры, спорта, здорового образа жизни среди обучающихся и педагогических работников указанных образовательных организаций;
воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья обучающихся, повышение уровня профессиональной готовности, социальной активности обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, посредством занятий физической культурой и спортом;
организацию и проведение спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятий в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, в том числе внутривузовских спартакиад и соревнований по различным видам спорта;
участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в том числе организуемых и проводимых студенческими спортивными лигами;
проведение работы по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья, привлечение их к участию и проведению массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
формирование сборных студенческих спортивных команд по различным видам спорта для участия в соревнованиях различного уровня;
обеспечение поощрения обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивных мероприятиях;
информирование обучающихся о проводимых спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятиях в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования;
оказание поддержки деятельности волонтерских движений по пропаганде здорового образа жизни и студенческого самоуправления в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования;
создание условий для вовлечения обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, в занятия физической культурой и спортом;
организацию работы летних и зимних спортивно-оздоровительных лагерей;
организацию взаимодействия с аккредитованными спортивными федерациями по видам спорта по вопросам развития студенческого спорта;
организацию работы по активному информированию обучающихся и педагогических работников о мероприятиях, соревнованиях и программах студенческого спортивного клуба;
подготовку предложений по назначению обучающимся государственной академической стипендии, увеличенной в размерах по отношению к нормативам, установленным Правительством Российской Федерации, за особые достижения в спортивной деятельности;
организацию взаимодействия с кафедрой физической культуры в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, с общественными объединениями спортивной направленности.
В целях реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации внеучебного времени обучающихся и создания наиболее благоприятного режима для их обучения спортивные клубы осуществляют свою деятельность в течение всего учебного года, включая каникулы, в соответствии с расписанием занятий спортивных клубов.
Утверждение расписания занятий спортивных клубов осуществляется по представлению педагогических работников спортивных клубов с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся с учетом состояния их здоровья.
Утверждение расписания занятий спортивного клуба, созданного в качестве структурного подразделения образовательной организации, осуществляется руководителем образовательной организации.
Утверждение расписания занятий спортивного клуба, созданного в виде общественного объединения, осуществляется руководителем спортивного клуба.
Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности.
Задачами деятельности клуба являются:
Разработка предложений по развитию физической культуры и спорта в общеобразовательном учреждении в рамках урочной и внеурочной деятельности;
Вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;
Организация физкультурно-спортивной работы общеобразовательного учреждения во внеурочное время.
Клуб в своей деятельности выполняет следующие функции:
Организует и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе школьные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры";
Формирует команды по видам спорта и обеспечивает их участие в соревнованиях разного уровня (межшкольных, муниципальных, территориальных);
Пропагандирует в общеобразовательном учреждении основные идеи физической культуры, спорта, здорового образа жизни, в том числе деятельность клуба;
Поощряет обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе.
Основными формами работы клуба могут быть занятия в секциях, группах и командах, комплектующихся с учетом пола, уровня физической и спортивно-технической подготовки.
Непосредственное проведение занятий в спортивном клубе осуществляется педагогическими работниками, тренерами и другими специалистами в области физической культуры и спорта.
Занятия в спортивном клубе осуществляются на условиях, определяемых локальными нормативными актами образовательных организаций.
К занятиям в спортивных клубах допускаются:
несовершеннолетние обучающиеся, представившие на имя руководителя спортивного клуба письменное заявление от их родителей (законных представителей), а также медицинскую справку, в которой указываются сведения о состоянии их здоровья;
обучающиеся, представившие на имя руководителя спортивного клуба письменное заявление, а также медицинскую справку, в которой указываются сведения о состоянии их здоровья.
7. Устав клуба
Устав клуба должен предусматривать:
1) название, цели клуба, его организационно-правовую форму;
2) структуру клуба, руководящие и контрольно-ревизионные органы клуба, территорию, в пределах которой данный клуб осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в клубе, права и обязанности членов данного клуба (только для клуба, предусматривающего членство);
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов клуба, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения дополнений и изменений в устав клуба;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества клуба, права клуба и его структурных подразделений по управлению имуществом;
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации клуба.
Устав клуба может содержать описание символики данного объединения.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности клуба, не противоречащие законам.
8. Государственная регистрация клуба
Клуб вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае он не приобретает прав юридического лица.
Государственная регистрация общероссийского и международного клубов производится Министерством юстиции Российской Федерации.
Государственная регистрация межрегионального клуба производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа клуба.
Государственная регистрация регионального и местного клубов производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.
Для государственной регистрации клуба подаются следующие документы:
Заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного клуба с указанием места жительства каждого;
Устав клуба в двух экземплярах;
Выписка из протокола общего собрания, содержащая сведения о создании клуба, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;
Сведения об учредителях;
Документ об уплате регистрационного сбора;
Документ о предоставлении юридического адреса клубу;
Протоколы общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального клубов;
При использовании клубом личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения общего собрания.
Изменения и дополнения в уставе клуба подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация клубов, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ
Цели и задачи
9. Клубы (реализация комплекса ГТО, любителей бега и ходьбы, общефизической подготовки, велосипедного и лыжного спорта, ритмической и атлетической гимнастики, закаливания, бодибилдинга, шейпинга, спортивно-оздоровительного туризма и др.) создаются в целях широкого привлечения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом (с учетом интересов каждого гражданина), пропаганды здорового образа жизни, организации активного отдыха, повышения уровня физической закалки, формирования волевых и гражданско-патриотических качеств.
Основными задачами клуба являются:
- активное содействие физическому, духовному и гражданско-патриотическому воспитанию граждан России, внедрение физической культуры и спорта в повседневную их жизнь, организация работы по укреплению их здоровья, продлению творческого долголетия и повышению работоспособности;
- организация клубных занятий в спортивных секциях и группах оздоровительной направленности. Проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- проведение работы по физической реабилитации граждан, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность. Организация деятельности восстановительных центров, кабинетов здоровья, комнат психологической разгрузки и других оздоровительных структур клуба;
- проведение спартакиад, массовых спортивных соревнований, спортивных праздников, учебно-тренировочных сборов по подготовке спортсменов для участия в соревнованиях;
- оказание помощи предприятиям, организациям и учреждениям, в том числе образовательным учреждениям, в организации массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
- оказание членам клуба организационно-технической, информационной, социальной и правовой помощи, защита их интересов в государственных, общественных и других организациях;
- создание условий для гармоничного и равноправного развития всех видов и форм спортивно-оздоровительной деятельности;
- подготовка и повышение квалификации общественных физкультурных кадров. Создание и организация работы общественных комиссий, тренерского совета, коллегии судей и т.д.;
- активная пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, других пагубных явлений. Противодействие правонарушениям, детской беспризорности и безнадзорности;
- поощрение физкультурных работников и общественного актива, добившихся высоких показателей в работе;
- сбор, анализ и предоставление в установленном порядке необходимой информации о состоянии физической культуры и спорта в клубе.
10. Руководство клубом
Общее руководство деятельностью клуба осуществляют учредители, при которых он создан. Высшим органом управления клубом является общее собрание членов клуба, на котором избирается совет (правление) клуба, председатель, ревизионная комиссия. Общее собрание принимает устав клуба. Учебно-методическое обеспечение работы клуба осуществляется его учредителями, а также органами государственного управления физической культуры и спорта, спортивными федерациями, ведомственными физкультурными органами, с участием органов здравоохранения.
Постоянно действующий руководящий орган клуба - совет - осуществляет права юридического лица от имени клуба и исполняет свои обязанности в соответствии с уставом.
Совет клуба из своего состава избирает заместителей председателя, руководителей постоянных комиссий по пропаганде спорта, врачебному контролю и медицинскому обеспечению, организации и проведению соревнований, материально-техническому и финансовому обеспечению, подготовке общественных кадров.
Совет клуба (правление):
- осуществляет прием в члены клуба и исключает из клуба;
- утверждает план учебно-тренировочной работы;
- утверждает сметы расходов и доходов;
- утверждает распределение доходов (прибыли) в соответствии с действующими нормами, а также принимает решение по вопросам, которые не отнесены к компетенции общего собрания клуба;
- рассматривает необходимость расходов, не предусмотренных сметой, определяет источники затрат;
- принимает постановления о премировании и привлечении к ответственности за нарушение трудовой дисциплины штатных работников клуба;
- утверждает должностные оклады работникам клуба на основе контрактов и т.д.
Совет (правление) клуба не реже одного раза в месяц проводит заседания, на которых обсуждаются отчеты и информация о работе комиссий, секций, групп, команд. Совет (правление) клуба подводит итоги проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, рассматривает предложения по совершенствованию деятельности клуба.
Учебно-спортивная работа
Секции, учебные группы, отделения и команды в клубе комплектуются с учетом пола, возраста и уровня спортивно-технической подготовки. Зачисление в клуб производится по личному заявлению и справке (допуску) лечебного учреждения.
Порядок комплектования, наполняемость учебных групп и секций, режим учебно-тренировочной работы устанавливается в соответствии с Приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре от 22.02.93 N 13.
Занятия в клубе проводятся в соответствии с графиками и расписаниями в форме уроков, тренировок, консультаций, соревнований, а также участия в физкультурно-спортивных праздниках, агитационно-пропагандистских пробегах, показательных выступлениях и т.д.
Непосредственное проведение занятий осуществляется активистами-общественниками из числа наиболее подготовленных членов клуба, прошедших подготовку на специальных курсах, а также штатными тренерами-преподавателями.
За всеми занимающимися в клубе устанавливается постоянный врачебно-физкультурный контроль, который осуществляется врачами медицинских учреждений.
Права клуба
Права клуба определяются соответствующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и местных органов власти. Основные права клуба фиксируются его уставом.
Уставом целесообразно предусмотреть следующие права клуба:
В установленном порядке приобретать и продавать спортивное имущество, арендовать спортивные сооружения, предоставлять услуги по договорным ценам, принимать и увольнять работников физической культуры и спорта;
Заключать договоры и соглашения, выдавать доверенности, предъявлять иски и отвечать по искам в судебных органах и арбитраже;
Иметь эмблему, знак, печать, штамп;
В установленном порядке клуб может открывать расчетный счет в банке;
Осуществлять финансирование массовых спортивных соревнований, спартакиад населения, учебно-тренировочных сборов, других массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;
Награждать грамотами, памятными подарками и денежными премиями спортсменов и тренеров, а также работников клуба;
Предоставлять в установленном порядке в вышестоящие организации документы к награждению и присвоению спортивных званий;
Осуществлять иную деятельность, не противоречащую законодательству.
Права и обязанности членов клуба
Членами клуба могут быть граждане Российской Федерации, признающие устав клуба, уплачивающие членские взносы и принимающие участие в мероприятиях, проводимых клубом. Членам клуба выдается членский билет, и они имеют право:
Избирать и быть избранным в совет клуба, принимать участие в мероприятиях, проводимых клубом;
Пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием, спортивными сооружениями, методическими пособиями;
Получать консультации, вносить предложения по улучшению работы клуба.
Члены клуба обязаны:
Выполнять установленный порядок и положение о клубе;
Бережно относиться к имуществу и инвентарю;
Показывать личный пример в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Материально-техническая база и финансово-хозяйственная деятельность клуба
Клуб для организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий, проведения консультаций, соревнований, физкультурно-спортивных праздников и других мероприятий использует:
Спортивные сооружения организаций, на базе которых создан клуб;
Парки культуры, городские и загородные зоны массового отдыха, лесные массивы, естественные водоемы;
Туристские маршруты, физкультурно-оздоровительные и спортивно-игровые площадки массового пользования;
Помещения и здания, выделяемые предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, а также городскими органами власти.
Приобретение спортивной формы, инвентаря индивидуального и коллективного пользования осуществляется за счет средств занимающихся, учредителей, спонсоров и средств клуба.
Материальная база клуба формируется путем выделения ему учредителями в установленном порядке помещений, инвентаря, оборудования, транспорта и других материальных ценностей, а также полученных за счет средств, заработанных клубом.
Клуб распоряжается объектами собственности, закрепленными за ним учредителями, в пределах, определенных действующим законодательством.
Клубу принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также на предметы интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности клуба, а также на доходы от его собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
Доходы клуба формируются за счет:
Средств учредителей;
Государственных и муниципальных дотаций (субсидий);
Средств, полученных от реализации клубом платных услуг, собственных и совместных программ, согласно договорам с предприятиями, учреждениями и организациями, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности;
Средств и пожертвований, добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе зарубежных;
Осуществления редакционно-издательской деятельности, изготовления видео- и учебных фильмов и других пособий;
Поступлений от проведения аукционов, выставок, праздников, конкурсов, ярмарок, лотерей и других платных мероприятий;
Членских взносов;
Иных источников, не запрещенных законодательством.
Клуб ведет бухгалтерский, оперативный и статистический учет в установленном порядке и несет ответственность за их достоверность. Отчеты о финансово-хозяйственной деятельности после их утверждения общим собранием (конференцией) клуба представляются учредителям.
4. Физкультурно-спортивным клубам и их объединениям может быть оказана финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и волонтеров в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
5. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными частью 3 настоящей статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку физкультурно-спортивным клубам и их объединениям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
6. Оказание финансовой поддержки физкультурно-спортивным клубам и их объединениям может осуществляться в установленном законодательством Российской Федерации порядке за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
7. Оказание имущественной поддержки физкультурно-спортивным клубам и их объединениям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким клубам и их объединениям государственного или муниципального имущества, в том числе спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
8. Организации, на базе которых создаются физкультурно-спортивные клубы, вправе оказывать поддержку таким физкультурно-спортивным клубам.
9. Физкультурно-спортивные клубы вправе:
1) организовывать и проводить физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на реализацию комплекса ГТО, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких мероприятиях;
2) принимать локальные нормативные акты, связанные с подготовкой населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
3) получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для осуществления подготовки населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, а также в случае наделения в соответствии с частью 3 статьи 31.2 настоящего Федерального закона правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО для осуществления оценки выполнения указанных нормативов из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников;
4) обеспечивать участие лиц, проходящих подготовку к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, а также лиц, их выполнивших, в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, направленных на реализацию комплекса ГТО;
5) представлять лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, к награждению ведомственными наградами федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта;
6) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Физкультурно-спортивные клубы обязаны:
1) обеспечивать необходимые условия для подготовки населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
2) участвовать в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных категорий граждан и групп населения;
3) обеспечивать условия для охраны и укрепления здоровья лиц, проходящих подготовку к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
4) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Устав физкультурно-спортивного клуба должен предусматривать:
1) условия, порядок приобретения и утраты членства в физкультурно-спортивном клубе, права и обязанности членов физкультурно-спортивного клуба;
2) порядок уплаты вступительных и членских взносов.
Взаимоотношение клуба и государства
Государство оказывает клубу в его основной деятельности государственную поддержку. Она может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ клуба по его заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ на конкурсной основе.
Вопросы, затрагивающие интересы клуба в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием клуба или по согласованию с ним.
На работников аппарата клуба, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность клуба, равно как и вмешательство клуба в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов клуба, оказывает поддержку его деятельности, законодательно регулирует предоставление ему налоговых и иных видов льгот и преимуществ.
Учет и отчетность клуба
Учет всей работы клуба ведется в журнале установленной формы по следующим разделам:
Состав совета, комиссий, тренеров, преподавателей;
Состав занимающихся, расписание занятий, программный материал, посещаемость;
Проведение физкультурно-спортивных мероприятий и результаты участия в соревнованиях.
Примечание. На основе данных Рекомендаций клуб разрабатывает свой устав, в котором конкретизируются задачи, уточняются формы деятельности и функции применительно к региональным, культурным, экономическим и другим условиям и особенностям, в которых предстоит работать клубу.
Для контроля и регулирования при проведении мероприятий, обучении, развитии и проверке лиц, занимающихся физической культурой и спортом, государством был принят Федеральный закон 329. Положения акта регулируют не только процессы, но и социальные и экономические нормы данной сферы деятельности.
Что представляет собой закон?
Закон о ФК и спорте был принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года, а одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года. Последние изменения в нем произошли 5 декабря 2017 года. ФЗ 329 содержит 8 глав и 43 статьи. Этот закон регулирует и контролирует возникающие отношения при деятельности в сфере физ. культуры и спорта, регламентирует процессы, основы и нюансы организационной, социальной и экономической деятельности в этой области.
Краткое содержание Федерального закона номер 329 «О физической культуре и спорте»:
- Первая глава описывает общие положения закона. Описан предмет регулирования и сфера, на которую влияет закон. Дан список терминов и понятий и их определения. Перечислены основы и нюансы законов, регулирующих описываемую сферу. Перечислены другие законы, акты и нормативы, контролирующие описываемую область. Дан полный список субъектов, относящихся к физической культуре и спорту в РФ. Перечислены полномочия гос. органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления, Правительства РФ и т. д. в области проведения действий, мероприятий, мер и процессов в сфере физ. культуры и спорта;
- Во второй главе описаны процессы, способы и нюансы организации любой деятельности в сфере физ. культуры и спорта. В этой главе дан список организаций, занимающихся этой деятельностью. Оформлены нюансы и процессы Олимпийского движения и Олимпийского комитета. Описана деятельность и комитеты Паралимпийского движения, специальной олимпиады и сурдлимпийского движения. Описаны местные, региональные и общероссийские спортивные федерации, их уставы, права и обязанности. Оформлен реестр таких федераций, их реорганизация. Описаны спорт. клубы и их деятельность. Описаны процессы проведения различных мероприятий и их организация. Оформлен особый реестр всех российских видов спорта и способы и причины внесения и признания какой-либо деятельности таким видом и дисциплиной. Описаны разряды и звания. Оформлены права и обязанности каждого спортсмена во время мероприятий и вне их, а также правила для каждого вида спорта. Особое внимание уделяется статье про допинг, про проверке на наличие допинга и предотвращение его использования;
- В главе номер три описаны положения и особенности развития физической культуры в сфере образования, на работе или в государственных органах. Описана подготовка граждан к военной службе. Оформлена реабилитационная физическая культура для инвалидов, адаптивный спорт;
- В главе четвертой описана подготовка спортсменов к мероприятиям. Перечислены процессы и этапы подготовки. Описаны определенные государством федеральные стандарты подготовки. Оформлена информация о том, кто и как определяет эти стандарты;
- В г. пять перечислены спортивные официально собранные команды Российской Федерации, зарегистрированные в реестре. Оформлены способы и нюансы сбора таких команд и их регистрация;
- В шестой г. оформлена экономическая сторона сферы спорта. Описано медицинское, социальное и другое обеспечение команд. Описаны объекты спорта;
- В седьмой оформлена деятельность и участие России в международных конкурсах и соревнованиях во всех видах спорта;
- В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения, требования и условия закона.
Описываемая сфера регулируется настоящим Федеральным законом, Конституцией РФ, принятыми муниципальными правовыми актами и международными договорами.
Общие положения 329 ФЗ
В общих положениях ФЗ 329 в новой редакции написано, что закон регулирует отношения, процессы и мероприятия, возникающие в области экономической, социальной, организационной и правовой деятельности для развития физ. культуры и спорта в РФ.
Согласно первой главе, законодательство регулирует описываемую область по следующим принятым положениям:
- Закон обеспечивает и гарантирует каждому лицу право на занятия спортом и физической культурой в рамках развития и поддержания здоровья;
- Закон содействует развитию школьного, детско-юношеского и студенческого спорта, учитывая их особенности;
- Единая система прав и нормативов по всей территории России;
- Для граждан разных возрастов физическая культура непрерывна и преемственна;
- Область физ. культуры и спорта регулируется не только государством, но и субъектами РФ;
- Совместная деятельность органов гос. власти, субъектов РФ, учреждений местного самоуправления со спортивными федерациями;
- Гарантии на соблюдение прав граждан в области физической культуры;
- Помощь и поддержка в осуществлении мер и развитии культуры спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
- Ограничения и запреты в дискриминации лиц или неправомерных действиях во время соревнований или при подведении итогов;
- Закон соблюдает все принятые Российской Федерацией международные договоры;
- Закон обеспечивает сохранность жизни, здоровья и безопасность всем участникам соревнований, спортсменам и зрителям.
К субъектам физ. культуры и спорта относятся:
- Спортивные организации, общества, клубы, объединения, центры, лиги и т. д.;
- Спортивные агенты;
- Учреждения, проводящие деятельность по образованию детей, школьников, студентов и взрослых в области физической подготовки и спорта;
- Спортсмены, команды, зрители, тренеры, судья на мероприятиях;
- Спортивные и технические организации обороны;
- Профсоюзы в описываемой области;
- Научные и исследовательские учреждения, исследующие способы и меры развития физ. культуры и спорта;
- Органы исполнительной власти, контролирующие развитие военных и служебных видов спорта;
- Олимпийский, Паралимпийский, Сурдлимпийский и специальный комитеты РФ;
- Органы исполнительной власти, субъекты, органы местного самоуправления и другие государственные органы.
Последние изменения
Последние изменения в Федеральный закон 329 были внесены 5 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 373.
Согласно этим изменениям, во вторую статью был добавлен пункт 20.3. Был добавлен новый термин, используемый в законе, спортивные сборные команды субъектов РФ. Эти команды формируются региональными федерациями, с участием тренеров, для подготовки к соревнованиям от имени субъектов РФ.
В шестой статье, в пункте 10 и в статье 38, в пункте 1 была добавлена фраза «(за исключением медицинского обеспечения)». В 1 части восьмой статьи слово «медицинское» было исключено. В 26 статье, в частях 10 и 12, в статье 35, части 3, а также в статье 38, в части 2, пункте 4, были исключены слова «медицинское».
Изменения в статье 26 произошли и в части 9, был добавлен пункт 4.1. Согласно этим изменениям федеральные и государственные органы в сфере контроля за допингом информируют другие гос. учреждения, контролирующие медицинское обеспечение спортсменов, органы гос. власти субъектов РФ в сфере физ. культуры и здравоохранения о появлении новых запрещенных методов или субстанций.
В названии статьи номер 39 была добавлена фраза «и медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации». Также в статью 39 была добавлена часть 6. В 6 части написано, что медицинское и биологическое обеспечение спортсменов осуществляется по положениям законодательства России в сферах охраны здоровья, физ. культуры и спорта.
Скачать закон о физической культуре и спорте в РФ
Федеральный закон 329 регулирует и регламентирует все мероприятия, процедуры и меры развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Гражданам, желающим заняться спортом или участвовать в соревнованиях от имени государства, рекомендуется изучить описываемый закон.