Как научиться чувствовать свое тело? Чем вызвано жуткое ощущение нахождения вне тела
Не чувствую практически своего тела, иногда, например положу телефон на тумбочку, и практически сразу забываю, где он есть. Голова не болит, но постоянно думаю, что может быть опухоль, или рак мозга. Может ли это быть из за того, что у меня растущий организм и переходной возраст? Это появилось после длительного времени проведенным за компьютером.
Ответ психолога theSolution:
Деперсонализация как признак невроза
Отстраненность от своих ощущений, чувство отчужденности собственного тела носит название деперсонализация. Встречается этот синдром при психических заболеваниях, редко самостоятельно. Этот синдром относится к третьему, невротическому уровню Особенностью синдрома деперсонализации может быть появление ощущения собственной измененности, наблюдения за собой как будто со стороны, отдельно от своего тела, может присутствовать ощущение отчужденности собственных мыслей.
Деперсонализация у здоровых людей
Тогда это явление носит эпизодический характер, а человек не ощущает такое состояние как мучительное. В этом случае деперсонализация не нарушает способность адекватно функционировать. Особенно часто деперсонализация встречается в подростковом возрасте и, как правило проходит самопроизвольно. Провоцируют деперсонализацию усталость, утомление, лишение сна, стрессовые события. Исходя из этого, теоретически длительное время, проведенное за компьютером, может привести к развитию деперсонализации, так как приводит к . Некоторые авторы отмечают, что синдром деперсонализации чаще возникает у людей инфантильных, склонных к излишнему самоанализу, имеющих демонстративные черты личности.
Признаки деперсонализационного расстройства
Деперсонализация встречается в структуре одноименного расстройства или в сочетании с другими синдромами. Если же ощущения деперсонализации возникают часто, носят мучительный характер, возникают многократно или длятся долгое время, нарушают способность к повседневной активности и адаптации в обществе, то можно задуматься о деперсонализационном расстройстве. Это психическое расстройство возникает как правило под воздействием сильных психотравмирующих ситуаций, стрессов, при употреблении психоактивных веществ.
Синдром деперсонализации-дереализации редко встречается самостоятельно, чаще он входит в симптоматику других, более сложных психических расстройств и заболеваний, может сопровождаться , снижением настроения до уровня развитием психотических явлений (галлюцинации, бред).
Обратитесь за дифференциальной диагностикой к врачу-психиатру
Обратите внимание, насколько часто возникает подобное состояние и насколько сильно оно вас беспокоит. Если отметите тягостный характер таких переживаний, присоединение перечисленных выше симптомов, то стоит обратиться к психиатру по месту жительства для проведения диагностики и назначения соответствующего лечения. В случае, если врач-психиатр определит ваше состояние как невроз, а деперсонализацию определит признаком невроза, вам назначат и отправят к психотерапевту или клиническому психологу. Если врач-психиатр обнаружит, что деперсонализация в вашем случае является компонентом других более сложных расстройств, вам назначат лекарственное лечение. Всего вам хорошего!
Десоматизация , или телесная анестезия, проявляется утратой способности распознавать ощущения своего тела. Десоматизация может быть частичной, если она касается каких-то частей тела, и тотальной. В последнем случае выпадает восприятие ощущений всего тела. Нередко десоматизация сочетается с нарушением восприятия ощущений о размерах, пропорциях тела и его частей, с выпадением осознавания других телесных ощущений.
Пациенты сообщают об этом следующим образом: «На три месяца отнимались ноги, три месяца я лежала. Не было ощущения ног, я не чувствовала их, и они не слушались. Не чувствовала тогда боли, исчезли сны. Однажды проснулась и почувствовала ноги, заново училась ходить... Голова как не моя, я ее не чувствую. Не ощущаю, как расчесываюсь, а вот зуд в голове чувствую... Плохо ощущаю свое тело, лучше чувствую зубы... При засыпании чувствую легкость тела, не чувствую его, не ощущаю себя. Кажется, и не дышу уже, пульс не стучит... Не ощущаю, где центр тяжести тела. Не знаю как сесть, встать - боюсь упасть. Когда болит голова, я чувствую, как центр тяжести тела смещается к голове. В это время мне кажется, что голова увеличивается, а тело становится как не мое, оно как бы тает, растворяется, исчезает... Я вышла из своего тела, а оно замерло и перестало что-либо ощущать... Потеряла свой вес, не чувствую веса, не ощущаю своих движений, тело легкое, его как бы и нет совсем... Тела как будто нет совсем, остались одни глаза... Просыпаюсь с ощущением, что нет кистей рук, в страхе ищу их... После пробуждения минут 10 не чувствую своих рук, их будто нет совсем... Тела нет, я совсем не чувствую его, только сердце колотится... У меня бывает ощущение человека, который схватил свою отрубленную голову и бежит по улице... Голова разговаривает, а тела нет... Такое чувство, что идет одна голова, а тела как нет совсем... Тела нет, остались только мысли... Голова отделилась от тела, и она его не чувствовала... При засыпании появляется ощущение, будто я оказываюсь в какой-то бездне, полной пустоте. В это же время я не ощущаю себя, не чувствую своего тела... Снилось, что я умираю, потом умерла совсем. Ничего не вижу, не слышу, не ощущаю тела, при этом нет никакого страха. Затем я оживаю. Когда просыпаюсь, долго не могу понять, что со мной было, мне это интересно... Вижу духовные сны, в них тела у меня нет... Летаю во сне, как дух, без тела... Снится, будто я иду в каком-то непонятном состоянии, как пьяная, спотыкаюсь, падаю, чувствую боль в колене. И тут я умираю. Вижу все это со стороны. Вижу сознанием, тела своего не ощущаю». Иногда меняется восприятие внутренней речи: «Я иначе воспринимаю свою внутреннюю речь, она стала какая-то темная и в полосочку».
Иногда обычное ощущение тела не просто теряется, оно подменяется другим, притом весьма необычным. Тело воспринимается как «комочек материи, сгусток энергии, пятнышко, облачко, точка, спираль, водяной знак на бумаге, отрезок линии, шарик, буква». Один пациент описал ощущения своего тела так: «Я видел во сне и чувствовал свое тело как желтый шарик, сгусток энергии. Шарик разлетелся потом на желтые линии, уходящие в разные стороны. У меня было при этом ощущение полета, и я находился в разных местах одновременно, там, где были линии.
Тела своего я в это время не ощущал». Реальный образ тела, как видно, замещается совсем другим, неким геометрическим, графическим символом, знаком, абстрактным представлением. Формально тут можно говорить о символических галлюцинациях собственного тела, но существо дела состоит, видимо, в другом. Упомянутые знаки и отвлеченные представления в повседневной вербальной практике обычно используются людьми для описания внешних впечатлений. У пациентов же, как показывают приведенные иллюстрации, эти символы представляют какие-то болезненные телесные образы.
Иными словами, то, что в норме относится к внешнему миру, в условиях патологии воспринимается за некие внутренние события. Далее мы попытаемся показать, что такая подмена внешнего внутренним связана с другой формой нарушения самовосприятия, а именно с апперсонализацией.
Утрата ясности восприятия своего сознания проявляется ощущением притупления собственного сознания, иногда переживается утрата осознавания своего сознания. «Человеку, - указывает К.Ясперс, - свойственно осознавать свое сознание». Реальные нарушения сознания, такие как делирий, онейроид, сумеречное помрачение, обычно не находят отражения в самовосприятии и не фиксируются в памяти таким образом, чтобы пациент мог их распознать при повторном появлении.
В какой-то степени могут запоминаться лишь состояния, предшествующие угасанию сознания, например обмороку, погружению в сон, оглушению во время наркоза, неполному пробуждению, утрате сознания при черепно-мозговой травме, опьянении. Многие пациенты имеют хотя бы однократный личный опыт утраты сознания, особенно часто это бывают обмороки, другие знают об этом понаслышке, из прочитанного, от знакомых людей.
Именно с упомянутыми состояниями пациенты и сравнивают изменение актов самовосприятия, касающиеся ясности своего сознания: «Ощущение такое, будто я не могу проснуться... Кажется, будто я вижу себя во сне и безуспешно пробую очнуться, разбудить себя... Мое сознание находится как в тени, я тормошу, щипаю себя, чтобы оно восстановилось... Чувствую себя каким-то оглушенным, угорелым, как прибитым, в голове туман, она как ватой забита... Я все время какой-то полусонный, пребываю в какой-то дреме, чувствую себя так, будто не уснул совсем, но и не проснулся окончательно... Кажется, я вот-вот потеряю сознание, еще совсем немного, и оно выключится... Постоянно нахожусь в каком-то полуобморочном состоянии... Иногда я впадаю в обморок, но все при этом слышу и понимаю... При засыпании мне кажется, что я теряю сознание, впадаю в обморок. А когда просыпаюсь, долго не могу понять, где я нахожусь... Сознание туманит, я будто в облаках нахожусь и все вокруг какое-то другое. Такое бывает со мной весной и осенью, а когда проходит, я 2–3 дня бываю веселой и активной».
Утрата осознавания общего чувства проявляется выпадением актов восприятия висцеральных ощущений: «Внутри меня пустота, будто я полый... Я вроде трубы, внутри ничего нет, ничего там не ощущаю... В груди ничего нет, там все затихло, замерло... Голова пустая, она как надутый шар, в ней нет ничего, одни только мысли... Осталась только оболочка тела, а под ней ничего нет... Внутри как в камере холодильника, только холод и пустота, а на стенках ее иней... В животе пусто, органов нет, пища проваливается прямо в таз и там гниет... Не слышу, как бьется мое сердце».
Утрата осознавания когнитивной активности выражается жалобами пациентов на потерю способности представлять, воспринимать, думать, вспоминать, а также на утрату познавательной потребности: «Прошлое представляется мне в тусклом виде и помнится как бы без образов, почти словесно. Фильм на другой день вспоминаю только в общем виде, зрительных образов почти не помню. Журнал посмотрю, закрою и не могу припомнить, какие рисунки в нем я только что видел. Не помню музыку. Все воспринимаю как-то тускло, неотчетливо... Совершенно пустая голова, я только говорю, совсем не думая. Сначала скажу, и только потом до меня доходит, что я сказала... Боюсь сказать что-нибудь не то, так уже было много раз. Слова свои слышу, а мыслей таких нет, я про это и не думаю... Голова пустая, она не думает и кажется мне деревянным шаром с двумя отверстиями по бокам, окаймленными ушными раковинами... Ложусь спать, тело засыпает, а голова нет, она не спит, она совершенно пустая, никаких нет мыслей, я даже не могу сосредоточиться на мысли о том, что надо спать... Мысли у меня какие-то расплывчатые, нечеткие, неоформленные, мне кажется, что я говорю бессмысленные фразы... Мыслей нет, я совсем не думаю, только слышу и говорю... Нет памяти, я не чувствую, как я думаю, я вообще ничего не соображаю, голова пустая, без мыслей... Говорю, не думая, только двигаю языком, голова в этом не участвует... Вопросы слышу, но я их не понимаю, отвечаю на них механически, не обдумывая... Нет ни мыслей, ни воспоминаний, ни воображения, голова отключена... Нет ощущения, что я что-то понимаю или что-то обдумываю, я не знаю заранее, что я скажу... Разговариваю сейчас с Вами как бы по привычке, автоматически, информация входит и выходит, а ум бездействует, у меня его как бы и нет... Не понимаю, как это получается, что я о чем-то говорю, на что-то отвечаю, моего Я в этом нет, его голоса я не слышу... Иногда могу сказать ерунду, получается это как-то само собой, я и не думаю такое сказать. Кто не знает меня, удивляется, переспрашивает, а мне приходится отшучиваться. Дочь говорит мне, что если бы она не знала меня, то приняла бы за сумасшедшую... Вчера было какое-то помрачение, я только видела и слышала, но ничего не понимала, и был страх, что я схожу с ума... Я не существую, а присутствую в жизни. Как будто у меня осталось два глаза, я смотрю, наблюдаю и даже не обдумываю, что вижу... Не хочу ни читать, ни смотреть телевизор, вообще пропал интерес ко всему... Раньше не мог без новостей, всегда хотелось узнать что-то новое. А теперь новости меня совершенно не трогают, не волнуют, вообще я стал каким-то равнодушным... Ночью просыпаюсь, хожу по комнате, вроде что-то ищу. Все узнаю, а что мне нужно, не знаю, я ни о чем в это время не думаю».
Вероятно, с данным нарушением бывают связаны своеобразные провалы памяти: «Иногда не помню, что я делала. Помню, например, как выхожу на улицу погулять. Где бываю в это время, что делаю, из головы вылетает. Помню только, как подхожу с прогулки к общежитию. Из-за этого я два раза попадала под машину. Иду, задумаюсь, о чем думаю, я не помню. И не замечаю, что нахожусь на проезжей части дороги, иду на красный свет. То в туалет пойду и забываю, зачем пришла. Возьму там что-нибудь ненужное и возвращаюсь обратно. Было и так: утром выхожу из общежития на занятия в институт. Что было в институте, ничего не помню». Это нарушение может, по-видимому, проявляться и изменением характера сновидений. Сновидные образы при этом теряют яркость, четкость, окраску, становятся пустыми, блеклыми, размытыми. Аналогичные изменения происходят и с другими компонентами сновидения: эмоциями, ощущениями тела и др.
Нередко встречаются состояния задумчивости, когда пациент на некоторое время (минуты, десятки минут) фиксирует взгляд в одной точке и почти не обращает внимания на происходящее вокруг. Наблюдатель может решить, что он о чем-то глубоко задумался. Если, однако, заговорить с ним, пациент тотчас возвращается в реальность. Обычно выясняется, что в эти минуты он вообще ни о чем не думал, но при этом находился в ясном сознании. С.С.Мнухин (1969) называет такие состояния «задумками». Нечто подобное описывает Ф.М.Достоевский у Смердякова, слуги отца Карамазова (по-видимому, его сына от страдавшей идиотизмом девушки): «...он (Смердяков) иногда...останавливался, задумывался и стоял так по десятку даже минут.
Физиономист, вглядевшись в него, сказал бы, что тут ни думы, ни мысли нет, а так, какое-то созерцание. У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге... стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший сюда мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то созерцает. Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться, спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе.
Созерцателей в народе довольно». Эти созерцания - явно не обрыв мысли, не шперрунг и не абсанс, тем более не эпизод кататонического ступора. Тут происходит не совсем понятно что; действительно, такое нередко встречается и у как бы вполне здоровых индивидов. В специальной литературе об этом явлении почти не упоминается. Судя по описанию Ф.М.Достоевского, можно, пожалуй, предположить, что речь идет об относительно коротких эпизодах нарушения самовосприятия в виде утраты осознавания собственной когнитивной активности.
Деиндивидуация, или утрата осознавания индивидуальности Я , переживается пациентами как ощущение потери своей самобытности, как неспособность воспринимать свою уникальность, свои отличия от других людей: «Я стал безликим, безымянным, чем-то вроде номера на униформе... Потерял свое лицо, растворился в массе, ничем не выделяюсь среди людей... Живу привычками, рефлексами, я уже забыл, как надо по-моему... У меня не стало ничего своего, я как копия с чего-то, а не оригинал. Меня будто запрограммировали, сделали одинаковым со всеми... Я превратился в какое-то серое, бесцветное, обезличенное существо, все мое будто облетело с меня, как листва с дерева... Ощущаю себя словно в толпе, когда ведешь себя как другие, а не по своему усмотрению... Ничего не стало моего, такого, чего нет у других. Мне кажется, все, что во мне есть, я скопировал, взял от других, сам я ничего своего не придумал и не сделал». Иногда утрата чувства своей оригинальности сочетается с другим или подменяется другим, когда окружающие люди кажутся совершенно одинаковыми, лишенными индивидуальности («куклы... матрешки... однотипные изделия из папье-маше... копии... близнецы... механизмы, в которые вдохнули жизнь...»).
Деиндивидуация переживается также в связи с утратой осознавания чувства новизны собственных переживаний. При этом пациентам кажется, что их мысли, чувства, действия остаются такими же, что и в прошлом, в них нет ничего нового, свежего, они лишь повторяются как по привычке или по памяти. Одновременно притупляется восприятие настоящего и будущего времени, жизнь кажется оставшейся где-то позади, размываются перспективы и впереди пациентов ничего будто не ждет, там все та же томительная монотонность, когда не происходит ничего неожиданного, незнакомого или интересного.
Много лет назад в одной из бесед мой учитель Шайлендра Шарма спросил: «А ты знаешь определение здорового человека в Аюрведе?» Я ответил, что нет. Тогда он сказал:
«Здоровый человек – это человек, который не чувствует своего тела, и счастлив».
(Аюрведа – наука о жизни. Аюр – жизнь, Веда – свод знаний.)
Эта фраза удивительным образом подвела итог в моих собственных исканиях на тему здорового тела, методах достижения этого здоровья и взаимосвязях здоровья тела и психического состояния.
Почему Ахимса самое важное для здоровья?
Для того, чтобы человек не чувствовал своего тела, оно должно быть расслабленным. Известно, что современный человек носит в себе огромное количество глубинных и поверхностных напряжений. Каждое движение напряженного тела является непрерывной борьбой с самим собой, с силой притяжения земли и другими законами физики. Такое тело постоянно находится в дискомфорте и мышечном спазме.
Чтобы развить свое тело современные люди тренируют мышцы, выполняют физические упражнения, создают для себя искусственные физические трудности, которые потом преодолевают и чувствуют, что стали сильнее. Даже упражнения по растяжению выполняются так же, как силовая работа – люди пытаются пересилить сопротивление своих зажатых тканей, создавая еще большее давление. Однако, такой подход к здоровью только изнашивает организм. Мышцы и ткани, даже если и становятся более эластичными и выносливыми, то этот результат быстро уходит. Всем известно, что стоит прекратить выполнять физические упражнения и тело быстро теряет форму.
У многих людей из-за этого создается ощущение безысходности. Как будто они какие-то маленькие зверьки, которые должны бежать всю жизнь, чтобы выжить, и не могут позволить себе остановиться и расслабиться.
К сожалению, и в современной йоге, преподаваемой в городах, такой подход очень распространен.
А зачем нам расслабляться? Каким образом расслабление связано с нашим здоровьем?
Наше физическое здоровье почти на сто процентов зависит от движения крови по нашему телу. Если какая-либо часть тела или орган недоснабжаются кровью или кровь плохо откачивается и застаивается, то это открывает дверь ко всем болезням и недугам. Если же наоборот, орган или участок тела имеют нормальное кровообращение, то ни болезни, ни ранний износ и старение в соответствующей зоне происходить не будут.
В вопросе движения жидкости в системе всегда есть два фактора:
— сила давления, создаваемая насосом, который качает жидкость,
— сопротивление в системе, которое приходится преодолевать жидкости, которую качает насос.
Чем выше сопротивление, тем сильнее должен работать насос, чтобы прокачать жидкость по всей системе. Наша кровь – это жидкость, движущаяся через кровеносную систему, поэтому вышесказанное распространяется и на систему кровообращения.
В нашем организме основным фактором, который создает сопротивление движению крови, является напряжение в мышцах. Напряженная мышца находится в состоянии спазма, из-за чего приток-отток крови затрудняется и питание соответствующей части тела ухудшается. Для того чтобы нормально снабжать организм, кровяное давление начинает повышаться. Особенно это видно в ситуации, когда у человека сильно зажат плечевой пояс и шея, что препятствует снабжению кровью головного мозга. Поскольку поддержание работы мозга является для нашего организма приоритетом номер один, кровяное давление повышается, чтобы кровь могла «пробить» преграду, созданную напряженными мышцами, пережимающими сосуды, идущие в голову. К тому же голова располагается выше уровня сердца, что создает дополнительную трудность в виде необходимости преодолеть силу притяжения. Повышение давления неизбежно приводит к повышению нагрузки на сердце и ускоряет его износ, а это не удлиняет нашу жизнь.
Почему мы напрягаемся?
Причин напряжения много, но все их можно отнести либо к физическим, либо психическим факторам.
Физическими причинами напряжения являются:
1) Изъяны в осанке , заставляющие тело бороться с силой гравитации;
2) Неэффективные двигательные шаблоны , из-за которых для совершения действий используется больше мышечных усилий, чем это в действительности нужно.
3) Холод. Соприкосновение с холодом действует на наше тело спазматически. Тело напрягается. Тепло, наоборот, расслабляет.
4) Поверхностное и прерывистое дыхание. Любое прерывание нормального цикла дыхания, так называемый рваный ритм, приводит к мышечному спазму в дыхательной мускулатуре и конечностях. Осознанные задержки дыхания, выполняемые в упражнениях или пранаяме, сюда не относятся. Если человек дышит поверхностно, или не может дышать животом или грудью, как правило, это свидетельствует о перманентных глубинных напряжениях.
Психическими причинами напряжения являются:
1) Отрицательные эмоции и чувства. Каждая отрицательная эмоция отражается в теле определенным рисунком напряжений. Большинство отрицательных эмоций имеют в теле определенную локализацию. Так же напряжениями в теле проявляются различные социальные и личностные чувства, такие как ответственность, желания обладания чем-то или кем-то. Все эти «демоны» нашего разума и психики контролируют нас через напряжения в теле.
2) Стресс. Любые стрессы, как сильные и временные, так и незначительные фоновые, отражаются в теле напряжением.
3) Привычка напрягаться. То есть неумение расслабить мышцы, когда необходимость в напряжении уже прошла.
Вся наша жизнь, начиная с самого рождения, учит нас напрягаться, как осознанно, так и подсознательно.
На уроках физкультуры и в спортивных секциях нас тоже учат напрягаться, бороться, преодолевать. Все эти напряжения крадут нашу жизненность и силы.
И никто нас не учит расслабляться.
Как преодолеть напряжение в теле?
Навык расслабляться – это особое искусство. В современном городе оно почти забыто. Нас часто восхищают животные, которые могут быть совершенно расслабленными, и даже когда они двигаются, они все равно как будто не напряжены. Особенно хорошо это получается у кошек. Нам людям, живущим в городе в отрыве от природы, придется осваивать этот навык заново.
В деле обучения искусству расслабления йоге нет равных. Но для этого нужно заниматься йогой по-йогически (через понимание), а не по-спортивному (выше, дальше, сильнее).
Заниматься йогой по-йогически — через понимание, а не по-спортивному — выше, дальше, сильнее!
Изучение классической йоги начинается с принципов Ямы. Слово яма переводится, как контроль или сдерживание. Первая Яма – Ахимса – ненасилие. Смысл этой ямы в том, чтобы удерживаться от насилия. Когда этот принцип применяется к практике йоги, в первую очередь к выполнению асан, получается, что нам нужно воздерживаться от насилия над собственным телом. При этом большинство занимающихся, особенно начинающие практики йоги, выполняют асаны через напряжение. Напрягаются и терпят, напрягаются и терпят.
И этот двигательно-ментальный шаблон отражает наш подход к жизни и явственно демонстрирует то, как мы ее проживаем. Напряжение – это насилие. От него нужно уйти.
Поскольку мы разучились осознанно расслабляться, то для того, чтобы расслабиться, большинству нужно сначала напрячься, чтобы на фоне еще большего напряжения, обычное состояние показалось расслабленным. Хотя такой подход скорее похож на анекдот: «Если тебе плохо, то купи слона, а затем продай слона, тогда поймешь, что тебе было хорошо», но для начинающих практиков это необходимо. Так получается первичное понимание расслабления-напряжения.
Но это только начало)
Так же огромное позитивное значение заложено в практику шавасаны после активной части занятия. В шавасане появляется возможность снять остаточные напряжения, скопившиеся в теле после выполнения асан. Но это все только начальные действия по освоению навыка осознанного расслабления.
Следующим шагом является перенесение опыта расслабления, полученного в шавасане, внутрь практики асан. Здесь необходимо учиться отслеживать и расслаблять все напряжения, которые присутствуют в теле и не связаны с удержанием конкретной позы. Как следствие — возникает эффект отсутствия тела. От тела остается только ощущение его оболочки за счет разницы температуры тела и прикасающегося к нему воздуха. Внутреннее пространство как будто наполняется пустотой и легкостью. Кстати, термин «пустое тело» часто используется восточными мастерами для описания правильных ощущений в практике йоги. Это не метафора – это вполне конкретное состояние, которое является результатом внутреннего равновесия усилий, когда напряжения в теле ровно столько, сколько нужно для поддержания текущей позиции, и не на миллиграмм больше.
К сожалению, опыт настоящего расслабления в движении невозможно понять теоретически или описать словами в статье, но можно донести через личный контакт учителя и ученика во время занятия. Хотя для этого сам учитель должен очень хорошо понимать, что такое расслабление и владеть этим навыком.
Расслабление и пранаяма.
Обычно про пранаяму говорят, что это наука о дыхании. Но это не совсем точно. Пранаяма – это наука о пране, и дыхание лишь часть этой системы. После того, как прана попадает в тело через дыхание и усваивается в легких, ее принимает кровь и разносит по телу. Для тех, кто предпочитает научные способы объяснения всех процессов, можно с уверенностью сказать, что речь идет о кислороде, который попадая в клетки, вызывает химическую реакцию, вырабатывающую энергию.
Осознанное управление движением потоками крови и, следовательно, управление движением праны по телу, возможно через работу с осознанным расслаблением. Расслабление в тканях приводит к естественному разряжению, что притягивает кровяную массу (прану) в соответствующее место. Напряжение наоборот создает сжатие, что выдавливает кровь из ткани. Таким образом, комбинируя напряжение и расслабление в тканях, практикующий йогу получает возможность осознанного контроля движения праны внутри тела.
Выводы:
Йога начинается с осознавания тела: его положения в пространстве, расслабления или напряжения мышц, дыхания. С осознанности начинается контроль над внутренними процессами, телесными и психическими. Осознавание тела важно для выполнения таких сложных практик, как пранаяма, бандхи и мудры.
Концентрация на телесных ощущениях – это простейшая медитация, упражняясь в ней, адепт учится произвольно управлять своим вниманием, переключая его с мышления на восприятие тела. Это переключение позволяет снизить тревожность, снять мышечные зажимы и глубоко расслабиться.
Наконец, осознание тела открывает двери во внутренний мир, т.к. эмоции и желания тесно связаны с телом и проявляются через него. Плохой контакт с телом всегда сопряжен с трудностями в понимании собственных эмоций.
Однако, большинство людей плохо чувствует тело. Я постоянно сталкиваюсь с этим на занятиях. Такие люди плохо понимают, что значит напрячь или расслабить какую-то часть тела, затрудняются ответить, комфортно им или нет, не чувствуют собственной усталости или перевозбуждения. Несколько примеров:
Девушка 27 лет, среди жалоб – частые головные боли. Через несколько занятий начала чувствовать, что все время ходит с поднятыми плечами и напряженной воротниковой зоной. Начала специально расслаблять и опускать плечи. Головные боли прошли.
Мужчина 35 лет, напряженно работает. Через месяц занятий сделал открытие: оказывается, у него уже давно болит поясница. Как давно? Он не знает, но по крайней мере год. Начали работать с поясницей, через пару месяцев боль стала проходить.
Женщина 48 лет, жалуется на лишний вес. Около полугода посещала занятия, прежде чем осознала: часто ест не когда голодна, а когда хочет успокоиться и получить позитивные эмоции. Еда для нее – форма самозащиты. Начала отслеживать свои чувства и учиться по-другому добиваться желаемого. Вес потихоньку пошел вниз.
Таких случаев – масса. Хочется спросить: дорогие, где же вы были все эти годы, если не чувствовали очевидного? Кто жил в вашем теле вместо вас?
Почему мы не чувствуем тела?
Чувствовать тело – врожденная способность. Даже месячный малыш подает сигнал о том, что он голоден, или устал, или у него болит живот. Но с возрастом мы утрачиваем эту способность. Почему?
- «Мне холодно, надень шапку!» Наши ощущения – это неважно. Мама лучше знает, когда мы хотим есть, когда – спать, когда замерзли или устали. Наши желания игнорируются. Лучше не чувствовать ничего, чтобы не сталкиваться с разочарованием. Мы и не чувствуем.
- Цель оправдывает средства. Мы напряженно работаем, чтобы добиться успеха, а тело саботирует процесс. Оно болеет и устает, у него есть потребности. Вот лентяй и предатель! Слава богу – есть анальгетики и стимуляторы. Можно оставаться в строю. Пока не вынесут вперед ногами.
- Чувствовать тело страшно и больно. Между ребер кольнуло – это сердце? Я умру? Желудок болит третий день – наверняка язва! Нет уж, лучше не знать! А еще ужасно болит спина, невозможно ничем заниматься. Лучше этого не чувствовать.
- Тело – кладбище подавленных эмоций. Эмоции и желания проявляются через тело. Если человек боится собственных чувств и не справляется с ними – он начинает их подавлять. Вместе с чувствами подавляются и ощущения тела.
К чему приводит нарушение контакта с телом?
- Мы не осознаем свои чувства. Это приводит к проблемам во взаимоотношениях. Такой человек не может выразить эмоции и понять другого, неспособен на близость, а иногда оказывается охвачен такой бурей чувств, что теряет над собой контроль.
- Бесчувственное тело – это напряженное тело . Эмоциональные проблемы приводят к мышечным зажимам. Движения становятся скованными, поза – ригидной. Напряжение тела провоцирует рост тревожности 1 .
- Мы перестаем получать удовольствие. Переживание удовольствия происходит через тело. Теряя связь с ним, мы оказываемся в мире фальшивых елочных игрушек. Тех самых, что красивые, яркие, блестят, но… Не радуют.
- Мы не осознаем потребности тела. Хочу ли я есть или пить? Или я просто расстроен? А может быть, я устал и мне нужно отдохнуть? Не удовлетворяя потребности тела, мы провоцируем развитие болезней.
- Мы пропускаем начало болезни. Тело сигнализирует о болезни упадком сил, тревожностью, плохим настроением. Пропустишь их – столкнешься с развернутой картиной болезни. Это затратно, чревато осложнениями, а иногда смертельно опасно.
- Мы не осознаем самих себя. Восприятие тела является основой для осознания собственного «Я». Человек не понимает, кто он, каков он, не может сформировать устойчивую самооценку. По сути, теряет самого себя.
- Мы не понимаем, чего хотим. Не только в простых вещах, например, что хочется съесть на ужин. Но и глобально – от жизни в целом. Теряя желания, человек утрачивает жизненные ориентиры. Дрейфует по течению, как корабль-призрак, команда которого давно мертва…
Как научиться чувствовать свое тело?
Давайте разберемся, с какими ощущениями тела вы в принципе можете столкнуться. Есть три вида телесной чувствительности:
Поверхностная чувствительность (экстероцепция)
Ощущения, идущие от кожи: прикосновение, давление, растяжение, тепло, холод, боль . Вместе они обеспечивают всю гамму тактильного восприятия.
В йоге вы испытываете тактильные ощущения при соприкосновении тела с ковриком, давлении одних частей тела на другие, растяжении кожи, согревании или охлаждении различных частей тела (ладоней, стоп, лица и т.д.)
Чувствительность внутренних органов (интероцепция)
Эти ощущения чаще не сознаются, но участвуют в регуляции жизнедеятельности, вызывая ощущение голода, насыщения, жажды. Среди тех, что вы можете почувствовать сознательно - ощущения дыхания, сердцебиения, наполненности желудка и т.д. Этот вид ощущений тесно связан с эмоциями. Так, ощущения от сердца связаны с чувствами тревоги и страха 2 , от печени – с развитием ипохондрии 3 .
В йоге мы имеем дело с ощущениями этого рода в дыхательных практиках (да и просто при наблюдении за дыханием), ощущении биения сердца и пульса, практике бандх и мудр.
Глубокая чувствительность (проприоцепция)
Также ее называют «мышечным чувством», это сигналы от мышц, сухожилий, фасций и суставов. Проприоцепция - чувство тела в широком смысле: положения и движения конечностей и корпуса, тяжести, равновесия, напряжения и расслабления мышц, вибрации, а также общего тонуса : степени напряжения или расслабления, бодрости или утомления.
Это древний вид телесной чувствительности. Его сигналы слабо дифференцированы, плохо осознаются, смутны и с трудом поддаются описанию.
С глубинной чувствительностью также слиты базальные эмоции: комфорт/дискомфорт, удовольствие/неудовольствие, агрессия, тревога, интерес, отвращение . Здесь формируется телесный контакт между матерью и ребенком, закладывая основу для межличностного общения в целом 4 .
Глубокая чувствительность – это осознание собственной телесности, она формирует образ тела и тесно связана с целостным восприятием собственного «Я».
Нарушение глубокой чувствительности образует различные дистонии (гиперактивность или вялость). Возникают также трудности с удержанием равновесия. Причем, нарушение телесной устойчивости сопряжено с нарушением устойчивости эмоциональной.
Человек слабо дифференцирует собственные эмоции, степень комфорта или дискомфорта, усталость. Он подвержен переменам настроения и часто не может справиться с переживаниями.
Возникают проблемы в установлении близких отношений и во взаимодействии с социумом. Неустойчивость самовосприятия. Человек не понимает, кто он, какой он, в разных ситуациях воспринимает себя по-разному.
Именно с этим видом чувствительности в первую очередь имеет дело хатха-йога. Вы учитесь осознавать положение тела и его частей в пространстве, напрягать одни мышцы и расслаблять другие, удерживать равновесие и т.д., развивая глубокую чувствительность на базовом уровне.
Следующий уровень – осознание границы комфорта, степени усталости и общего тонуса в практике йоги. В какой момент упражнение перестает быть комфортным для вас? Когда вы устаете? Как в целом вы ощущаете себя: бодрым или вялым, напряженным или расслабленным?
И завершающий уровень этого развития – формирование целостного восприятия тела, когда в асанах вы начинаете чувствовать не отдельную часть, а все тело одновременно, со всеми процессами, происходящими в нем.
Тем самым, развитие глубокой чувствительности в йоге способствует формированию целостного образа самого себя, улучшению телесной и эмоциональной осознанности на уровне комфорт/дискомфорт, удовольствие/неудовольствие, бодрость/усталость и т.д.
Основной результат и показатель этого развития – целостность, согласованность и стабильность всех процессов (телесных и психических).
Упражнения для улучшения телесной чувствительности
Итак, переходим к самому важному. Как развить в телесную чувствительность? Вот ряд правил:
- Направляйте внимание на тело. Каждую секунду вашей практики йоги. Если вы отметили, что увлеклись мыслями и забыли о теле, вновь верните внимание к телу.
- Занимайтесь с закрытыми глазами. Зрение отнимает много внимания, вы никогда не будете хорошо чувствовать тело с открытыми глазами. Если возникают сложности с равновесием – допустимо первое время опираться на стену.
- Проще осознать движение, чем неподвижность . Включите в практику мягкие динамические упражнения. Выполняйте асаны медленно, стараясь почувствовать, какие ощущения возникают при входе и при выходе из асаны.
- Расслабление легче почувствовать после напряжения . Чередуйте усилие и расслабление, стараясь почувствовать разницу между этими состояниями.
- Проще всего почувствовать работу мышц на фоне общего расслабления , поэтому начинайте с элементарных упражнений лежа на спине или животе.
- Выполняйте больше балансовых поз , особенно с закрытыми глазами. Они хорошо развивают телесную чувствительность и формируют образ тела.
Рассмотрим несколько упражнений, направленных на развитие телесной чувствительности.
Базовое развитие чувствительности
- Лягте на спину, в шавасану. Закройте глаза. Сожмите руки в кулаки, зафиксируйте на 3-5 секунд, затем полностью расслабьте и также зафиксируйте на 3-5 секунд. Повторите этот цикл 5-10 раз. Сосредотачивайтесь на ощущениях в ладонях. Какие ощущения сопровождают напряжение, а какие - расслабление? В чем разница между этими состояниями? Старайтесь уловить малейшие нюансы ощущений.
- Поднимите правую руку от пола, зафиксируйте на 3-5 секунд, затем опустите и полностью расслабьте. Как меняются при этом ощущения тела? Где вы чувствуете напряжение? В чем разница в ощущениях от расслабленной и напряженной руки? Удается ли вам лучше расслаблять руку после напряжения? Повторите то же самое с левой рукой, правой ногой, левой ногой и головой. Есть ли разница в ощущениях между правой и левой рукой, правой и левой ногой?
Осознание усталости и границы комфорта
- Вы по-прежнему лежите на спине с закрытыми глазами. Слегка поднимите голову от пола, подложите руки под затылок, придерживая голову и расслабляя шею. Лицо обращено вверх. Сосредоточьтесь на ощущении напряжения в передней стороне тела. Где именно оно возникает? Как ощущается? Наблюдайте, как ощущения меняются со временем, нарастает усталость. Как именно ощущается усталость? В какой момент поза перестает быть удобной, и что именно вы при этом чувствуете? Постарайтесь поймать момент перехода от комфорта к дискомфорту. Вернитесь в исходное положение и расслабьтесь. Как именно вы чувствуете расслабление? Изменились ли ощущения от тела после выполнения упражнения? Повторите упражнение 2-3 раза.
- Перевернитесь на живот. Поднимите прямую правую ногу от пола. Старайтесь держать расслабленными плечи и левую ногу. Почувствуйте напряжение в правой ноге и пояснице. Наблюдайте, как ощущение нарастает. В какой момент появляется усталость и как она ощущается? Когда поза становится неприятной? Поймайте момент перехода от комфорта к дискомфорту, затем расслабьтесь. Как ощущается расслабление мышц правой ноги и поясницы? В чем разница между напряжением и расслаблением? Повторите упражнение с каждой ногой по 2-3 раза.
Развитие целостного восприятия тела
- Встаньте прямо на обе ноги. Закройте глаза. Попробуйте осторожно оторвать одну стопу от пола. Получается ли удерживать равновесие с закрытыми глазами? Повторите с другой ногой.
- Вернитесь в исходную позу. Положите одну руку на макушку. Сосредоточьтесь на ощущениях в подошвах ног, почувствуйте, как стопы давят на пол. Теперь почувствуйте давление ладони на макушку головы. Переносите внимание с макушки на стопы и обратно, пока не получится почувствовать их одновременно. Затем попробуйте почувствовать все тело между этими крайними точками – стопами и макушкой. Распределите внимание равномерно по всему объему тела.
- Продолжайте удерживать внимание на ощущении тела в целом. Качнитесь несколько раз с носков на пятки и обратно. Почувствуйте, как меняются ощущения при отклонении от центра, нарастает напряжение. Затем качнитесь несколько раз вправо-влево, также наблюдая за ощущениями. Теперь раскачивайтесь по кругу, наблюдая за изменениями ощущений. Постепенно уменьшайте амплитуду движения, пока не вернетесь в центр – точку с минимальным напряжением, где тело словно застывает в невесомости. Удерживайте внимание на теле.
- Продолжая удерживать внимание на теле с закрытыми глазами, медленно перенесите вес на правую ногу, стараясь не терять ощущения невесомости. Когда поймаете баланс, медленно оторвите левую стопу от пола, зависнув на правой ноге. Осознавайте тело. Легче ли удерживать равновесие, чем в первый раз? Сохраняйте положение, пока не почувствуете усталость, затем опустите левую стопу на пол. Повторите то же самое на другую ногу.
_______________________
1 Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение.
2 Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина.
3 Черниговский В. Н. Интероцепторы.
4 Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Уровень тонической регуляции, как основа формирования психики ребенка.
Уже примерно месяца 4 я нахожусь в непонятном состоянии. Я не полностью ощущаю себя собой. Вообще не чувствую своего тела. Как будто за меня живёт совсем другой человек, но только в моём теле, с моими органами. Я как будто наблюдаю свою жизнь со стороны. Раньше такое бывало, но редко и на короткий промежуток времени, максимум на 1 день. Потом это состояние сразу проходило и всё становилось по-прежнему. Я связываю это с тем, что с мая месяца начала встречаться с парнем, я очень ждала и безумно хотела быть с ним, а теперь не могу поверить, что это наконец-то произошло. В связи с этим жизнь стала меняться во всем, все стало серьезнее и "взрослее" что ли. Может это быть как-то связано?
Сейчас это состояние становится невыносимым и даже надоело, чувствую себя не комфортно. Что можно сделать чтобы вернуться в прежнюю себя? Заранее спасибо за ответ!
Здравствуйте, Маргарита! обратитесь в первую очередь к врачу-психиатру - то как Вы описываете свое состояние наводит на деперсонализацию - НО - что есть НА САМОМ деле Вам сможет озвучить только врач! ВНЕ компетенции психолога оценивать Ваше состояние, ставить диагнозы, назначать лечение и что-то рекомендовать в плане психологической работа! поэтому сначала обратитесь и проконсультируйтесь с врачом, только не затягивайте время и не усугубляйте свое состояние!
Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва
Хороший ответ 4 Плохой ответ 1Здравствуйте,Маргарита.Вероятно,все Ваше детство Вы слышали только мамину критику,вмешательство и неодобрение.И привыкли,что Вы-плохая.А с молодым человеком-Вы постоянно хорошая.И теперь Вм не ловко от этого пришествия Вашей безупречности.Наверное,работает правило-Чем мне лучше,тем мне хуже. В основе этого-вопрос Вашей самооценки.Чтобы удержаться в комфортных отношениях,важно полюбить или долюбить себя до более высокой планки.Тогда нежные чувства молодого человека не будут восприниматься,как инопланетные.Тогда Вы не будете его отвергать,а развивать отношения.Если не справитесь с похвалой-Вам придется его отвергнуть и спасаться бегством.Так сработают Ваши защитные реакции.
Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград
Хороший ответ 2 Плохой ответ 0